Шишкин корабельная роща сочинение план

Урок в 5 классе сочинение по картине и.и.шишкина корабельная роща р/р. сочинение по картине и.и.шишкина корабельная роща.урок в 5 классеурок

Урок в 5 классе Сочинение по картине И.И.Шишкина Корабельная роща

Р/р. Сочинение по картине И.И.Шишкина «Корабельная роща».

Урок в 5 классеУрок по ТРКМ.Цель: подготовка материала для написания сочинения по картинеЗадачи:1. продолжить работу по развитию речи учащихся; продолжать работу над жанровыми особенностями сочинений-описаний, познакомив учащихся с композицией сочинений данного типа, ввести учащихся в «технику» наблюдений и составления материалов к сочинению.2. развивать умение вести наблюдение, логически мыслить, анализировать, сопоставлять факты, развивать монологическую речь учащихся, умение работать со словом.3. воспитывать у учащихся наблюдательность, чуткое отношение к предметам, нас окружающим, к природе.Планируемые результаты:Предметные: научиться конструировать текст сочиненияКоммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста.Личностные: формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.Тип урока урок развития речиОборудование презентация, раздаточный материалХод урока


ЭтапДеятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

Мотивация к деятельностиЦель этапа: включение учащихсяв деятельность.3 минПроверка готовности к уроку. Психологический настрой.Приём «Мозговой штурм».Прослушивание музыки (звуков леса).- Какие образы возникли? Ваше впечатление? (Образ природы)- А как ещё можно изобразить природу, какими средствами? (красками, словом).Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Личностные результатыСамоопределение (Л)Метапредметные результатыПланирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация знанийЦель этапа: подготовка мышления учащихся

4 мин Вспомни определениеТекстТема текстаОсновная мысльАбзац Типы речиПОСЛУШАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕСамуил МаршакКорабельные сосны

Собираясь на север, домой,Сколько раз наяву и во снеВспоминал я о статной, прямойКрасноперой карельской сосне.

Величав ее сказочный рост.Да она и растет на горе.По ночам она шарит меж звездИ пылает огнем на заре.

Вспоминал я, как в зимнем бору,Без ветвей от верхушек до пят,Чуть качаясь в снегу на ветру,Корабельные сосны скрипят.Дают определение понятиям

Метапредметные результатыПланирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)Предметные результатыАнализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

Постановка учебной задачи Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).2 минКакова тема урока? Цели? ЦП — для чего?Сочинение по картине И. И. Шишкина «Корабельная роща».Как вы думаете, что нам нужно сделать на уроке, чтобы достичь поставленной цели? Запишем на доске (В корзине), озвучим.Постановка учебной цели Физкультминутка.

Анализируют и делают выводы

Определяют тему и цель и задачи урокаМетапредметные результатыЦелеполагание (Р)Постановка вопросов (К)Предметные результватыСамостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)Формулирование проблемы (П – лог.


Построение проекта выхода из затрудненияЦель этапа: составить план достижения целей

univerfiles.com

«Сочинение по картине И.И.Шишкина «Корабельная роща»(по учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта). – УчМет

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме:

«СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ И.И. ШИШКИНА «КОРАБЕЛЬНАЯ РОЩА»

(по учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией

М.М. Разумовской, П.А. Леканта).

Разработала и провела

Федорова Юлия Владимировна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

МОБУ «Якутский городской лицей»

Якутск 2013 г.

Цели урока:

1. Это первый урок по картине в 5 классе. Нужно обучить учащихся приемам работы по картине, основным словам и выражениям, используемым в работе над произведением живописи;

2. Обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами, помогающими ярко описать картину.

Оборудование:

1) портрет И.И.Шишкина;

2) репродукция картины И.И.Шишкина «Корабельная роща»;

3) карточки для орфографической работы;

4) учебник М.М.Разумовской «Русский язык 5 класс».

  1. Слово о художнике .

Русская земля всегда была богата лесами. Чтобы построить жилища, люди срубали деревья, корчевали пни, а на расчищенном месте строили из срубленных сосен и дубов дома, из древесины резали ложки, с лип драли лыко, плели лапти. В лес ходили по ягоды, грибы, на охоту.

И вот дождался лес своего художника. Родился он в небольшом городке Елабуга, который стоит на берегу Камы, в окружении густых хвойных лесов. И фамилия у будущего пейзажиста была лесная – Шишкин. И звали его по-русски – Иван Иванович. Едва ли не половину жизни провел Иван Иванович в лесу на этюдах. «Царем лесов» называли его друзья.


Как же работал художник над своими великолепными пейзажами? Находил в лесу место, которое впоследствии можно увидеть на одной из его картин, обрубал сучки, отгибал ветви деревьев, устраивался на пне или мастерил себе сиденье из сучьев и мха, удобно устанавливал мольберт и, расположившись как дома, начинал писать. Самая крупная по размеру работа Шишкина – «Корабельная роща». Она явилась последней работой в жизни художника.

II. Работа по картине.

— Что мы видим на картине? (Высокие корабельные сосны, ручеек, убегающий в глубь леса, небольшой забор).

— Как называются картины, изображающие картины природы? (Пейзаж).

— Что такое «пейзаж»? Посмотрим в словаре художественных терминов.

Пейзаж – рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание какой-

либо местности (сельский, городской пейзаж).

— Какое настроение создает этот пейзаж у вас? (Чувство восхищения поднимает настроение. Но чувствуется и грусть от того, что эти могучие сосны скоро вырубят).

— Для чего в лесу забор? (Деревья приготовлены на вырубку).

— Что станет с соснами? (Они превратятся в мачты кораблей).

— О чем говорят пеньки, расположенные под могучими соснами? (Сосны здесь вырубают уже много лет).

— Какими средствами для изображения рощи пользуется Шишкин? (Особый цветовой фон, контраст теплых и холодных тонов).

— Как меняется цветовой фон? (Основной цвет полотна — темно-зеленый, но он контрастирует с медным цветом ручейка, с серо-голубым небом).

— Какой цели подчиняет Шишкин все художественные приемы? (Художник стремится показать красоту и величие корабельных сосен, которым скоро суждено стать мачтами кораблей).

— В чем особенности мастерства художника? (Все художественные средства подчинены идее полотна – показать красоту и величие корабельной рощи).

III. Работа с таблицей, составление общего плана сочинения по картине.

По мере ответов на вопросы ученики пишут свои комментарии к каждому пункту плана.

Вопросы и комментарии

План сочинения

В своем сочинении я хочу рассказать о …

1-2 предложения о Шишкине. Как работал художник над своими пейзажами?

Почему друзья называли Шишкина «царем лесов»?

I. Вступление

Все поле картины занимает опушка могучего соснового бора.

Сосны крепкие, мохнатые, разлапистые, … (подбор эпитетов)

Из таких высоких и крепких деревьев делами мачты парусных кораблей.

II. Основная часть

Композиция (построение) картины.

а) общая тема;

На переднем плане мы видим ручей.

Подбор эпитетов:

Ручей весёлый,…

Прячется за деревьями, зовёт за собой в тайну леса.

Внимание на изображение ограды.

Тонкими и хрупкими кажутся колья забора. Откуда и зачем же в лесу забор? Деревья приготовлены для вырубки. Скоро, как многие из их собратьев (обратим внимание на пеньки), превратятся прекрасные деревья в могучие корабли

б) на переднем плане; на дальнем плане;

Цветовой центр картины : изумрудные пышные вершины, красноватые стволы сосен, медный оттенок песка, серо-голубое небо.

Что помогает понять цвет?( Основную мысль картины: восхищение художника красотой леса, которого скоро не станет.)

в) колорит (цвета) картины;

г) основная мысль, замысел художника

Личные впечатления о картине.

Заключение.

IV. Работа с искусствоведческим текстом Э.Голубевой “Корабельная роща».

Задание: согласны ли вы с мыслями искусствоведа, о чем еще вам хочется рассказать в своем сочинении?

На картине «Корабельная роща» известного русского художника Ивана Ивановича Шишкина мы видим жаркую солнечную опушку могучего соснового бора. В безмолвной тишине гордо застыли величавые стройные сосны. Высоко вскинули они в бездонное синее небо свои изумрудные пышные вершины. Прозрачный ручеек лениво продолжает медленное движение, прячется за деревьями, точно зовет нас за собой в эту просторную таинственную лесную даль.


Картина полна тепла, радостного света. Красноватые стволы сосен, медного оттенка кроны, чистый песок на берегах ручья словно замерли под лучами ласкового летнего солнца.

В картине чувствуется огромная любовь художника к Родине, глубокое понимание красоты ее природы.

V. Словарно-стилистическая работа .

— Подобрать синонимы к словам: роща, деревья, картина, художник, изобразил.

— Подобрать эпитеты к словам: сосны, ручей, лес, заборчик.

VI. Орфографическая работа.

Проводится по карточкам, проверяется устно всем классом.

Карточка №1

Найди и исправь ошибки.

1) Шишкин родился в небольшом городе Елабуга, и провел детство на берегу реки камы.

2) И фамилия у будущего пейзажиста была лесная Шишкин. И звали его по-русски Иван Иванович.

Карточка №2

Правильно ли построено предложение?

Художник находил в лесу место обрубает сучки отгибает ветви деревьев устраивался на пне или мастерил себе сиденье из сучьев и мха.

Карточка №3

Вставить пропущенные буквы.

Уст …навливал м..льберт, мачты парусных к..р..блей, л…нивое дв..жение ручейка, выру..ка, в..схищение кр..сотой леса.

VII. Написание черновика

Д / з: чистовик сочинения.

Список использованной литературы.

  1. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- 7-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001.

  2. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 класс» под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.

  3. А.Н. Бенуа. История русской живописи в 19 веке. М.: 1978.

  4. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия. СПб: Норинт, 1997.


  5. Приложение к газете «Первое сентября», газета «Русский язык», №6, 2001; №2, 1999.

  6. Н.М. Сокольникова. Краткий словарь художественных терминов. Для 5-8 классов. Обнинск: Титул, 1996.

  7. О.Н. Туберовская. В гостях у картин. Л.: Детская литература, 1973.

  8. Л.А. Ходякова. Живопись на уроках русского языка. М.: Флинта, 2000.

www.uchmet.ru

Подготовка к сочинению-описанию по картине в жанре пейзаж (5 класс).

I. ЭТАП ПОДГОТОВКИ К АКТИВНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ребята, вы любите лето?

Вам нравится гулять, по залитому солнцем летнему лесу и любоваться переливами света на стволах деревьев? Давайте сейчас закроем глаза и послушаем музыку Иоганна Штрауса «Сказки венского леса». Слушая музыку, подумайте о жарком летнем дне, представьте себе, что вы в солнечном лесу.

Звучит музыка

Какую музыку вы услышали: весёлые, звонкие нотки леса лиственного или царственные аккорды, передающие мощь, красоту и величие леса хвойного? Какая картина возникает у вас перед глазами?

Слушаю ответы, подытоживаю:

Действительно, воображение рисует осанистые, по-королевски величественные хвойные деревья, как на картине Ивана Ивановича Шишкина «Корабельная роща». Давайте теперь посмотрим на экран: перед нами репродукция этой картины.

Как вы думаете, ребята, чему мы научимся сегодня на уроке?

(Писать сочинение по картине.)

Каким типом речи мы будем пользоваться?

(описание)

Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.

(Подготовка к сочинению-описанию по картине

И.И.Шишкина «Корабельная роща».)

Ребята, сочинение-описание картины мы не писали ещё ни разу. Однако мы знаем, что может помочь нам при написании любого сочинения. Без чего нельзя обойтись при написании сочинения?

(нам поможет план)

Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока.

(составить план написания сочинения-описания по картине и научиться его применять)

Промежуточный итог: сегодня мы пишем новый для нас тип сочинения – описание картины. Предлагаю вам поработать в парах и выбрать из группы предложенных слов те особенные слова или словосочетания, которые нам потребуются при написании сочинения по картине. Кроме того вам предстоит выполнить словарную работу в том случае, если значение каких-либо слов вам не понятны.

(из предложенных слов учащиеся выбирают лишь подходящие:

краски, палитра, колорит, оттенки, цветовая гамма, книга, диван, стекло, ваза)

Словарная работа:

Палитра (фр. palette — пластинка) — небольшая тонкая и лёгкая доска четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. Часто палитра имеет отверстие для большого пальца руки.

Колорит (от лат. color — краска, цвет) — взаимосвязь оттенков цвета.

Цветовая гамма — термин в живописи — ряд цветов, преобладающих на картине.

Самопроверка по слайду и последующая словарная работа. РАЗДАТЬ РАБОЧИЕ ЛИСТЫ

Напоминаю вам, ребята, что сегодня на уроке действительны знакомые вам критерии оценки вашей работы. Поэтому вы уже можете поставить себе балл за участие в парной работе и работе со словарём.

Критерии оценки работы на уроке:

Наличие индивидуальных ответов.

Работа со словарём.

Активное участие в работе группы.

Активное участие в парной работе.

Конспект материала урока на рабочем листе.

II. ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Итак, ребята, давайте вспомним, что мы уже знаем о том, как писать сочинение.

Скажите, какие типы речи вы знаете?

(повествование, описание, рассуждение)

Из каких частей состоит сочинение любого типа речи? На каких трёх китах оно держится?

( вступление, основная часть, заключение)

  1. Групповая работа (Подбор материалов к написанию вступления).

Хорошо, ребята, молодцы! Предлагаю вам поработать в группах и подобрать материал для написания одной из частей нашего сочинения.

Организация групп.

Помните и о правилах работы в группе. Назовите мне самые важные, на ваш взгляд, пункты. Вспомните о том, что работу готовит вся группа, а представляет её…

(один человек)

РАЗДАТЬ ЛИСТЫ ЗАДАНИЙ

Задание:

перед вами листы заданий. У всех трёх групп они абсолютно одинаковы. Но перед каждой группой стоит своя задача: найти нужную для вас информацию. Первая группа, какую информацию в тексте будете искать вы? Вторая группа? Третья?

У вас 5 минут, чтобы найти эту информацию и записать в рабочие листы опорные слова и словосочетания. Не забудьте определить человека, который донесёт выделенную вами информацию остальным ученикам класса. Приступайте к работе!

1 группа: Биография И.И. Шишкина.

2 группа: Самые знаменитые картины И.И. Шишкина.

3 группа: История создания картины «Корабельная роща».

Представление работы групп. Задача учащихся по мере выступления групп заполнить рабочие листы ключевыми словами и словосочетаниями.

Опросить представителей разных групп, какие опорные словосочетания были ими записаны.

Промежуточный итог: как вы думаете, ребята, при написании какой части сочинения можно использовать эти сведения? Какова ваша основная задача при написании этой части?

(вступление; задача – донести сведения об авторе и истории создания картины)

ДОПОЛНИТЬ РАБОЧИЙ ЛИСТ

(Этот материал нам пригодится для написания первой части – вступления)

Оцените свой личный вклад в работу всей группы. Зафиксируйте результат в листе самооценки. Молодцы, ребята!

  1. Фронтальная работа. Подбор материалов к написанию основной части.

И.И.Шишкин – величайший певец русской природы, его произведения полны любви к родному краю, к прелести русских лесов. Обратимся к картине:

Что выделено в центре? (стволы сосен)

Опишите их. Обратитесь к своим рабочим листам.

Самопроверка: (В центре картины освещённые солнцем мощные стволы сосен. Густые кроны бросают на них свои тени)

Куда устремлены верхушки деревьев? (в небо)

Какое оно? Подберите слова (имена прилагательные) для описания неба.

(безоблачное, чистое, ясное, голубое, светлое, лазурное)

Что ещё мы видим на картине? (ручей)

О чем говорит переброшенная через него изгородь? Посмотрите внимательно: над ручейком вспорхнули две бабочки. Какое ощущение привносит эта деталь?

Опишите ручей в нескольких предложениях.

(Прозрачный неглубокий ручей бежит по камням и песку. Прибрежная трава и кусты отражается в его водах. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Над ручейком вспорхнули две бабочки. Эта деталь привносит ощущение радости, но в то же время это не нарушает общего впечатления разлитого в природе покоя).

Обратим внимание на опушку бора и рассмотрим фрагмент репродукции.

Опишите траву.

(изумрудно – зеленая трава сочетается с травой выгоревшей на жарком солнце)

Что ещё мы видим в этом фрагменте? (поваленную берёзку)

Сегодня мы часто употребляем слова «светло – зелёные, ярко – зелёные, изумрудно – зелёные» и т.п. Какие это части речи? Что они обозначают? Как вы думаете, как следует писать такие сложные прилагательные?

Итак, опишите опушку бора в нескольких предложениях:

(На опушке бора изумрудно – зеленая трава сочетается с травой, выгоревшей на жарком солнце. В сосновом бору нет места лиственным деревьям. Об этом говорит поваленная засохшая берёза, которая не прижилась здесь, и молодые сосенки, пробивающие себе дорогу)

Мы уже внимательно рассмотрели репродукцию, и её фрагменты. Скажите, почему Шишкин назвал картину «Корабельная роща»?

(из таких высоких и крепких деревьев делали мачты парусных кораблей)

Каков жанр этой картины? (пейзаж)

Какое слово с непроизносимой согласной спряталось на экране? (местность)

  1. Составление плана. Групповая работа.

Промежуточный итог: как вы думаете, ребята, при написании какой части сочинения можно использовать эти сведения? Какова ваша основная задача при написании этой части?

(основная часть; задача: описать фрагменты картины.)

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА

Итак, ребята, мы подобрали материалы для написания введения и основной части. Разделившись на группы, ребята воспроизводят части алгоритма (можно предоставить им разрезанный на части готовый алгоритм, а они должны выбрать только свои части).

1 группа – вступление.

2 группа – основная часть.

3 группа – алгоритм целиком.

Промежуточный итог:

1 группа:

(Введение.) О художнике и его картине:

1). Биография И. Шишкина.

2). Самые знаменитые картины И.И. Шишкина.

3). История создания картины «Корабельная роща».

2 группа:

(Основная часть.) Описание фрагментов картины «Корабельная роща»:

  1. Стволы сосен.

  2. Небо.

  3. Ручей.

  4. Опушка.

ВЫВЕШИВАЮТ 1 и 2 ГРУППЫ.

К ТРЕТЬЕЙ ГРУППЕ ВОПРОС: ВЕРНО ЛИ СОСТАВЛЕН АЛГОРИТМ?

? Какой части нам не хватает для того, чтобы наш план был завершён? (заключения)

? Что составит его содержание?

(наши впечатления)

А впечатления поистине неизгладимые, ведь недаром это полотно считается образцом жанра пейзажной живописи. Помните, что заключение – это новый (последний) абзац.

В итоге на доске алгоритм:

I. О художнике и его картине:

1). Биография И. Шишкина.

2). Самые знаменитые картины И.И. Шишкина.

3). История создания картины «Корабельная роща».

II. Описание фрагментов картины «Корабельная роща»:

  1. Стволы сосен.

  2. Небо.

  3. Ручей.

  4. Опушка.

III. «Корабельная роща» — величайший образец пейзажной живописи.

  1. Работа с эпиграфом:

Словно глядя на эту картину, поэт 19 века Ф.И. Тютчев написал одно из своих стихотворений:

Сияет солнце, воды блещут,На всём улыбка, жизнь во всём, Деревья радостно трепещут,Купаясь в небе голубом.

Обратите внимание, что одну и ту же картину мы можем увидеть при помощи различных средств: в музыке – посредством звука, в литературе – посредством слова. Тютчев передаёт эту картину в стихотворном жанре, а мы напишем сочинение в прозе.

Слушая стихотворения, какие звуки слышали чаще всего?

Такой приём, когда поэты повторяют сходные звуки, называется звукопись. Если повторяются гласные – это ассонанс, согласные – аллитерация.

Поэты используют звукопись, чтобы усилить слуховое впечатление. Слыша шипящие С, Щ, Ж и Ц, какое слуховое впечатление усиливается?

(Словно слышишь шум деревьев. Появляется ощущение счастья.)

Как вы понимаете выражения:

— «деревья радостно трепещут»?

(шевелятся, словно радуясь солнцу)

Хорошо, молодцы, ребята!

Как вы думаете, при написании сочинения нам пригодятся эти строки из стихотворения Тютчева? (да, они нам подойдут для эпиграфа)

5) Применение алгоритма

Итак, ребята, давайте подведём итоги. Что было предметом нашего изучения?

(картина И.И. Шишкина «Корабельная роща»)

А что помогло вам правильно описать эту картину?

(План)

А справились ли мы с задачами, поставленными в начале урока?

(Да, потому что мы:

— Составили алгоритм написания сочинения-описания по картине и научились его применять)

СПРАВИЛИСЬ ЧАСТИЧНО, Т.К. СОСТАВИЛИ АЛГОРИТМ К ОПИСАНИЮ КАРТИНЫ «КОРАБЕЛЬНАЯ РОЩА», А НЕ ОПИСАНИЮ КАРТИНЫ В ЖАНРЕ ПЕЙЗАЖ ВООБЩЕ

Выводим универсальный алгоритм для описания картины в жанре пейзаж:

Можем ли мы, опираясь на знания, полученные сегодня на уроке, написать сочинение — описание по любой картине? Попробуем составить такой алгоритм?

III. ИТОГ НА РЕФЛЕКСИВНОЙ ОСНОВЕ

? Готовы ли мы к написанию сочинения?

? Какой из этих двух алгоритмов пригодится нам сегодня для написания сочинения?

(оба подойдут, но больше первый, т.к. был создан применительно к картине «Корабельная роща»)

? Какой из элементов алгоритма вызывает у вас затруднение?

? А где ещё мы могли бы применить умение пользоваться этим алгоритмом?

? Что показалось самым интересным на уроке?

? Какой тип речи будет использован вами при написании сочинения?

Обратить внимание на то, что в рабочем листе содержатся полезные советы.

Молодцы, ребята! Спасибо вам за такую продуктивную работу. Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке по знакомым вам критериям. Сложите баллы, оцените свою работу. не забудьте учесть индивидуальные ответы и конспект урока на рабочем листе.

Наличие индивидуальных ответов

Работа со словарём

Активное участие в работе группы

Активное участие в парной работе

Конспект материала урока на рабочем листе

Оценка

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Используя материалы рабочего листа, написать сочинение – описание по картине И.И. Шишкина «Корабельная роща».

infourok.ru

Р/р. Сочинение по картине И.И.Шишкина «Корабельная роща».

Урок в 5 классе

Урок по ТРКМ.

Цель: подготовка материала для написания сочинения по картине

Задачи:

1. продолжить работу по развитию речи учащихся; продолжать работу над жанровыми особенностями сочинений-описаний, познакомив учащихся с композицией сочинений данного типа, ввести учащихся в «технику» наблюдений и составления материалов к сочинению.

2. развивать умение вести наблюдение, логически мыслить, анализировать, сопоставлять факты, развивать монологическую речь учащихся, умение работать со словом.

3. воспитывать у учащихся наблюдательность, чуткое отношение к предметам, нас окружающим, к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться конструировать текст сочинения

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

Тип урока урок развития речи

Оборудование презентация, раздаточный материал

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

в деятельность.

3 мин

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Приём «Мозговой штурм».

Прослушивание музыки (звуков леса).

— Какие образы возникли? Ваше впечатление? (Образ природы)

— А как ещё можно изобразить природу, какими средствами? (красками, словом).

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация знаний

Цель этапа: подготовка мышления учащихся

4 мин

Вспомни определение

Текст

Тема текста

Основная мысль

Абзац

Типы речи

ПОСЛУШАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

Самуил Маршак

Корабельные сосны

Собираясь на север, домой,

Сколько раз наяву и во сне

Вспоминал я о статной, прямой

Красноперой карельской сосне.

Величав ее сказочный рост.

Да она и растет на горе.

По ночам она шарит меж звезд

И пылает огнем на заре.

Вспоминал я, как в зимнем бору,

Без ветвей от верхушек до пят,

Чуть качаясь в снегу на ветру,

Корабельные сосны скрипят.

Дают определение понятиям

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

Постановка учебной задачи

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

2 мин

Какова тема урока? Цели? ЦП — для чего?

Сочинение по картине И. И. Шишкина «Корабельная роща».

Как вы думаете, что нам нужно сделать на уроке, чтобы достичь поставленной цели? Запишем на доске (В корзине), озвучим.

Постановка учебной цели

Физкультминутка.

Анализируют и делают выводы

Определяют тему и цель и задачи урока

Метапредметные результаты

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Предметные результваты

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.

Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: составить план достижения целей

5 мин

Скажите, ребята, что нужно знать для написания сочинения.

Этапы работы над сочинением

1. Рассказ о художнике

2. История создания картины.

3. Составить план, пересказ по плану

4. Словарная работа

5. Написание черновика сочинения, проверка

6. Написание готового сочинения

— Итак, давайте начнем с первого пункта – с автора картины.

Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Он был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив курс этого заведения, продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. Во всех своих произведениях Иван Иванович Шишкин является удивительным знатоком растительных форм. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и лес, получали у него своё истинное лицо. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности. После окончания академии Шишкин много путешествует за границей. Шишкин был приглашен руководить ее учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно, 8 марта 1898 г. Смерть настигла его, когда он рисовал картину.

Всем своим творчеством он прославлял красоту мощь и богатство родной природы. Большинство полотен посвящено русскому лесу. Об этом говорят их названия: «Сосновый бор», «Лесные дали», «Дорога в лесу», «Дубы», «Лес весной», «Корабельная роща»

— Ребята, вы услышали, что Иван Иванович был пейзажистом, а кто это? Что обозначает это слово? А что такое пейзаж? Проверим наши догадки по словарю (прочитать из Толкового словаря – на одной парте). Правильно мы думали?

Вывод: какие картины писал Шишкин, что на них изображено?

— Картина «Корабельная роща» не исключение – на ней тоже изображен пейзаж

Перейдем к истории создания картины.

Последняя картина И. Шишкина «Корабельная роща» — это действительно картина русской природы. Она была создана под впечатлением природы родных мест, памятных И. Шишкину еще с детства. В основу этого пейзажа легли натурные этюды, выполненные Шишкиным в родных прикамских лесах. На рисунке к картине он сделал надпись: «Афанософская Корабельная роща близ Елабуги». А Большая Советская Энциклопедия, в очередной раз радуя читателей, даже дала эту запись в качестве названия картины, только в современном написании: «Афанасьевская корабельная роща близ Елабуги». Корабельная сосна — это определённый вид сосны. Смолистая древесина корабельной сосны отличается прочностью, упругостью и лёгкостью. Это деревья, достигшие 80—100 лет, высотой до 40 метров и около полуметра в диаметре. Именно такие деревья с давних пор шли для строительства судов. Высокий легкий ствол очень годился на мачты кораблей. Картина «Корабельная роща» — это картина-завещание. Она написана в год кончины художника. В этом полотне как бы обобщен весь опыт долгой и непростой жизни. Мотивы, рассеянные по прежним работам Шишкина, слагаются здесь воедино. Да и по размерам это полотно превосходит все остальные, созданные великим художником.

ФИЗМИНУТКА

Устные ответ на вопрос, составление памятки

Чтение материалов о художнике

Работа со словарём

Чтение материала об истории создания картины

Планирование, прогнозирование (Р),

Моделирование, выдвижение гипотез (П), инициативное сотрудничество в поисках информации (К)

Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися новых знаний

8 мин

— Как вы думаете, почему картина так называется? Ведь на ней изображены совсем не корабли. Посмотрите внимательно на сосны, какие они? На что они походят? На какую часть старинных кораблей? Раньше из таких сосен (высоких, стройных, без многочисленных сучков) делали мачты для кораблей.

— Ребята, а вы когда-нибудь по-настоящему видели корабельные сосны? Где они растут?

Напоминается общая композиция сочинения-описания.

Любая ученическая творческая работа должна содержать ТРИ основных части:

1.Вступление.

2.Основную часть.

3.Выводы (понравилась ли мне картина или нет? Почему?

Обсуждение плана сочинения по картине совместно с обучающимися.

1. Вступление. И.И.Шишкин — певец русского леса.

2. Основная часть. Описание картины И. И. Шишкина «Корабельная роща» (1898г.)

а) Стройные сосны.

б) Прозрачный ручеек.

в) Цвет и свет картины.

3. Заключение. Моё отношение к картине.

-Как можно начать сочинение? (варианты обучающихся)

Приём «Корзина идей» (работа в группах)

Обсуждение в течение 3- 5 минут в 2 группах содержания подпунктов основной части (записываются эпитеты, словосочетания).

По мере ответов на вопросы ученики пишут свои комментарии к каждому пункту плана.

II. Основная часть а) Низ картины (земля, вода, фон).

Все поле картины занимает опушка могучего соснового бора. Сосны крепкие, мохнатые, разлапистые, … (подбор эпитетов) Из таких высоких и крепких деревьев делами мачты парусных кораблей.

б) Средняя часть (описание сосен).

Цветовой центр картины: изумрудные пышные вершины, красноватые стволы сосен, медный оттенок песка, серо-голубое небо. Что помогает понять цвет?( Основную мысль картины: восхищение художника красотой леса, которого скоро не станет.)

в) Верх картины (небо, ), колорит (цвета) картины; основная мысль, замысел художника

Личные впечатления о картине.

Заключение. Моё отношение к картине.

— А теперь давайте попробуем устно по этому плану рассказать о картине «Корабельная роща». Представим, что мы рассказываем о ней кому-то, кто никогда ее не видел.

Ответы на вопросы

Ответы ребят

Составление плана

Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

Самостоятельная работа

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности

7 мин

Словарная работа.

— Подобрать синонимы к словам: роща, деревья, картина, художник, изобразил. 

— Подобрать эпитеты к словам: сосны, ручей, лес, заборчик. 
(
Величавые, стройные, огромные, с пышными вершинами, густой хвойный бор; прозрачный, спокойный, ленивый)

Орфографическая работа.

Проводится по карточкам, проверяется устно всем классом. 
Карточка №1 

Найди и исправь ошибки.

1) Шишкин родился в небольшом городе Елабуга, и провел детство на берегу реки камы. 

2) И фамилия у будущего пейзажиста была лесная Шишкин. И звали его по-русски Иван Иванович. 

Карточка №2

Правильно ли построено предложение?

Художник находил в лесу место обрубает сучки отгибает ветви деревьев устраивался на пне или мастерил себе сиденье из сучьев и мха.

Карточка №3

Вставить пропущенные буквы.

Уст …навливал м… льберт, мачты парусных к… р… блей, л…нивое дв… жение ручейка, выру… ка, в… схищение кр… сотой леса.

Работа с искусствоведческим текстом Э.Голубевой “Корабельная роща».

Задание: согласны ли вы с мыслями искусствоведа, о чем еще вам хочется рассказать в своем сочинении?

На картине «Корабельная роща» известного русского художника Ивана Ивановича Шишкина мы видим жаркую солнечную опушку могучего соснового бора. В безмолвной тишине гордо застыли величавые стройные сосны. Высоко вскинули они в бездонное синее небо свои изумрудные пышные вершины. Прозрачный ручеек лениво продолжает медленное движение, прячется за деревьями, точно зовет нас за собой в эту просторную таинственную лесную даль.

Картина полна тепла, радостного света. Красноватые стволы сосен, медного оттенка кроны, чистый песок на берегах ручья словно замерли под лучами ласкового летнего солнца. 

В картине чувствуется огромная любовь художника к Родине, глубокое понимание красоты ее природы

Работа с черновиком сочинения

Проверка.

Чтение фрагментов сочинения.

Отвечают на вопрос

Подбирают синонимы, эпитеты

Выполняют задание

2 пары, 1 – индивидуально

Ответ на вопрос

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

10 мин

Домашнее задание

2 мин

2. На уроке я работал(а)

3. Своей работой на уроке я

4. Мое настроение

5. Материал урока был для меня

активно / пассивно / с интересом

доволен / не доволен

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

Написать сочинение в тетради

Подведение итогов. Самооценка.

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности (Л)

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)

  • Сочинения
  • По картинам
  • Шишкин
  • Корабельная роща

Корабельная роща

Картина И. И. Шишкина “Корабельная роща” написана в1898 году. На картине великого художника-пейзажиста изображена любимая его роща возле Елабуги. Полотно имеет такое название из-за изображения на ней корабельных могучих сосен, которые использовались для корабельного строительства. На картине лучи солнца проникнуты в глубь темноты рощи и освещают кроны красивых хвойных деревьев.

На переднем плане полотна зритель видит небольшой ручеёк и опушку, освещённую тёплыми лучами летнего солнца. На песчаной отмели раскинуты камни, как будто вылепленные скульптором специально для отдыха путников. Привлекают внимание деревянные жёрдочки возле прозрачного ручейка, в котором преобладают оттенки коричневого цвета от обилия в нём железа. Тонкие жёрдочки – единственное напоминание о присутствии человека. Царит и господствует здесь только природа.

Величие и мощь природы передаётся строгостью высоких сосен, возвышающихся над ручейком и опушкой с маленькими молодыми деревцами. Хотя сосны-исполины изображены не на переднем плане, они отражают красоту и могущество природы. Всё внимание зрителя направлено на рассмотрение деталей изображённых могучих сосен. Обращает на себя внимание старая сосна, которая немного наклонилась в сторону.  Этим наклоном она отличается от стройных молодых и массивных хвойных деревьев. Создаётся на полотне контраст между молодыми невысокими деревцами и могучими стройными деревьями, старыми и молодыми соснами.

Некоторые деревья пытаются спрятаться в тени рощи, но солнечные лучи освещают их верхушки и кроны. Освещённые кроны деревьев также отражаются на тихой глади ручейка.

Создаётся впечатление, что ты сам находишься в корабельной рощи среди сосен-исполин. Над тобой возвышаются хвойные деревья, стремящиеся ввысь. Их верхушки едва можно рассмотреть. На небе переливаются розовые оттенки заката. Тёмно-зелёные и фиолетово-чёрные мазки глубоких теней выделяются на фоне светлых цветов.

Контраст тёплых и холодных оттенков на полотне передают зрителю торжественно-умиротворённое настроение природы.

Вариант 2

Многие считают, что пейзаж – простейший вид картин. А что в нем тяжелого? Смотришь и рисуешь то, что видишь. Когда видишь картину Шишкина «Корабельная роща», то вроде ничего нового и не видишь: привычные для России пейзажи, лес да ручеек, да травка. Но почему название такое странное?

Вот тут и кроется загадка всех пейзажей: мы все люди разные, видим вроде бы одно и то же, а на самом деле – нет. Возможность посмотреть на вещь и увидеть ее в будущем – вот отличительная черта истинного художника.

Шишкин изобразил не просто столетние сосны, в рощу которых давно не проникал солнечный свет. Да и зачем он нижним веткам, если сами деревья уже доросли почти до облаков. Еще почти ничего не предвещает их будущей судьбы: пока тишина, спокойствие, легкое дуновение ветерка и нечастый зритель – человек. Но еще немного, и вековые сосны станут мачтами на кораблях, пройдут бури и будут держать на себе ответственность за жизни людей, а не птичку на ветке.

А пока только ручеек будет рассказывать им о загадочной природе большой воды, о силе, дающей жизнь, и о мощи, готовой ее растоптать.

В тени больших сосен растут маленькие, им еще и невдомек, что с одной стороны – лес, а с другой – чистое поле. Здесь уже работали пилы. Совсем скоро они зазвучат снова, а когда старых могучих сосен не станет, тогда соснам маленьким придется дорасти до рощи. Или принять свою судьбу в виде главного новогоднего украшения. Или прожить свою жизнь в гордом одиночестве, а не под тенью друзей.

Через ручеек по камням можно перепрыгнуть с берега на берег, но когда смотришь на сосны, будто слышишь тишину и запах хвои, и никак не можешь избавиться от мысли, что в жизни не всегда удастся вот так легко перепрыгнуть с берега опасного на берег спокойствия и безопасности.

Картина Ивана Шишкина, несмотря на всю свою серьезность, не навевает настроения пессимистического. Напротив, солнечные лучи, которые пронизывают всю картину, навевают ощущение приятной неизбежности, встречи с судьбой, без которой и жизнь – не жизнь. Струящийся ото всюду свет, дает ощущение того, что судьба рощи и человека имеет особый смысл в своем существовании, который стоит принимать с радостью.

Описание картины Шишкина Корабельная роща

Шишкин любил писать картины, где изображена русская природа. Особенно он любил писать сосны. Есть множество  его картин с их изображением. Она из них «Корабельная роща». Название картины говорит само за себя. Картина написана очень реалистично. Кажется, что сейчас из соснового бора выйдет медведица с медвежатами или выскочит заяц.

На картине мы видим великолепный сосновый бор. Вековые сосны-исполины устремились в безоблачное голубое небо. У них такие толстые ровные стволы, что даже невозможно обхватить. Пушистые кроны не пропускают солнечные лучи, но в некоторых местах им всё — же удаётся пробиться сквозь них. Об этом свидетельствуют светлые пятна на земле.

На переднем плане изображён ручей, бегущий вглубь леса. Местами он обмелел и видны камни и дно. Он совсем не глубокий и его можно пересечь вброд. Он, наверное, берёт начало от подземного родника, и вода в нём холодная и прозрачная.

Два камня очень большие, огромные валуны, остальные размерами поменьше. Интересно, как они здесь появились? Дело рук человеческих или это природа постаралась. Наверное, речушка годами размывала песчаный грунт и вымыла его, а  эти огромные валуны остались. Их смыть воде оказалось не под силу.

С годами маленькая речушка обмелела. На мелководье вода хорошо прогревается и по ручью можно пройтись босиком без боязни простудиться и заболеть. Вода настолько прозрачная, что в ней, как в зеркале, отражаются сосны, и берег, и трава. Для того, чтобы идти и не замочить ноги, чья-то заботливая рука положила небольшое брёвнышко.

От леса к нему ведёт протоптанная тропинка. Видимо, люди часто пользуются этой дорожкой.

Поперёк ручья видны ограждения из тонких длинных жердей. Они были сделаны уже давно, их никто не ремонтировал и в некоторых местах они сгнили и обвалились. Ограждение поднимается из ручья и уходит в лес. Интересно, что это? Какой-то человек так оградил свою территорию? Возможно, это сделано для того, чтобы стадо коров не разбредалось по лесу и не гадило в воду. В этом месте можно так хорошо отдыхать от повседневных проблем.

Если на минуту закрыть глаза и представить себе, что реально находишься здесь, то можно услышать и журчание ручья, и пение птиц, почувствовать дуновение летнего ветерка. А какой целебный запах в сосновых борах! Именно в них строят санатории для отдыха и лечения людей, страдающих лёгочными заболеваниями. Целебный сосновый воздух так полезен для человеческого организма. В нём содержатся фитонциды, смолистые вещества.

Для написания картины художник выбрал сочные оттенки зелёного цвета, немного голубого, коричневого и жёлтого. Рукой мастера был задан общий настрой картины — солнечный, тёплый, летний. Есть в нашей огромной России такие красивые места, что просто дух захватывает.

Описание настроения картины Корабельная роща

Чувства картины Корабельная роща

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Рыбак. Финляндия Маковского В.Е.

    Финляндию также называют страной тысячи озер. Как известно, рыбалка там является весьма распространенным развлечением и до сих пор рыбачат и сами жители страны и приезжает много туристов.

  • Серебрякова

    Зинаида Евгеньевна Серебрякова в настоящий момент является одной из великих женщин в истории русской живописи. Она была рождена в семье архитекторов и художников, что послужило первым шагом по её творческому пути

  • Сочинение по картине Маковского Боярский свадебный пир XVII века

    Это настоящая сказочная иллюстрация! И тут столько героев… Просто чувствуется, что пир-то на весь мир. Тут палаты, точно, царские! Терем какой-то с красивыми арками, потолками и окнами

  • Сочинение по картине Жатва Пластова 6 класс

    Глядя на картину сердце, наполняется любовью и спокойствием. Художник использовал теплую цветовую гамму, которая не волнует зрителя, а наоборот притягивает к себе внимание. От картины исходит тепло.

  • Сочинение по картине Ге Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском

    Жизнь выдающегося русского поэта А. С. Пушкина полностью исследована литературоведами и хорошо известна любителям творчества поэта. За свою недолгую жизнь поэт создал большое количество стихотворных и прозаических произведений

  • Шишичка или шишечка как пишется
  • Широкоплечий как пишется слитно или через дефис
  • Шишкин иван иванович на севере диком сочинение по картине
  • Шишкин иван иванович корабельная роща сочинение по картине
  • Шишига что это в сказке