Широкоплечий как пишется слово

Часть речи правило примеры существительное ь пишется ж.р. 3 скл.ед.ч. молоджь, роскошь ь не пишется м.р. 2 скл. ед.ч

Часть речи

Правило

Примеры

Существительное

Ь пишется – ж.р.
3 скл.ед.ч.

Молодёжь,
роскошь

Ь не пишется

м.р. 2 скл. ед.ч

Сторож,ключ, плющ

Задач,груш, училищ

Прилагательное

В кратких
прилагательных с основой на шипящую
Ь не пишется

Свеж, горяч,
хорош

Глагол

Неопределенная
форма

Беречь,
обжечься

2 лицо ед.число

Можешь,
рисуешь

Повелительное
наклонение

Намажь,
не плачьте

Наречие

Всегда
(искл. уж,
замуж, невтерпёж)

Вскачь,
настежь, сплошь

Частицы

Лишь,
бишь, ишь,
вишь

Примеры для орфографической разминки:

Реч

ь

,
молодёж

ь

,
мыш

ь

,
дич

ь

,
ноч

ь

,
полноч

ь

,
доч

ь

,
печ

ь

,
ретуш

ь

,
суш

ь

,
теч

ь

,
тиш

ь.

Камыш


,
товарищ


,
нож


, платёж


, фарш


,
калач


, борщ


, гараж


,
монтаж


, грош


, тягач


,
обруч


, лещ


, овощ


,
плащ


, плач,


Дач


,
рощ


, зрелищ


, пожарищ


,
крыш


, встреч


, тысяч


Свеж


, пригож


,
погож


, вхож


, похож


,
непохож


,
схож


, рыж


,
бесстыж


,
дюж


, неуклюж


, широкоплеч


, охоч


,
неохоч


,
певуч


, живуч


, прыгуч


,
тягуч



,
везуч


,
невезуч.


Учиш

ь

,
учиш

ь

ся

,
носиш

ь

,
носиш

ь

ся

,
несёш

ь

,
несёш

ь

ся,

теряеш

ь

,
теряеш

ь

ся

,
спиш

ь

,
выспиш

ь

ся,

познаком

ь

те

,
познаком

ь

ся

;
брос

ь

,
брос

ь

ся

,
брос

ь

те

,
брос

ь

тесь

;
отреж

ь.

Сплош

ь

,
вскач

ь

,
проч

ь

,
напроч

ь

,
точ

ь

-в-точ

ь

,
навзнич

ь

,
настеж

ь

,
наотмаш

ь

,
невмоч

ь.

Упражнение № 1. Объясните правописание
Ь, обозначьте орфограмму, указывайте
часть речи.

ово

щ


Сущ, 2 скл,
м.р.

Не плачьте

сведу

щ


Краткое
прилагательное

увлечься

любуешься

преходящ

взаимопомощь

развлечёшься

расплачешься

хранилищ

обожжёшься

подстеречь

наотмашь

обнаружьте

Упражнение № 2. Данные существительные
поставьте в Р.П. мн. ч, составьте
словосочетания с подчинительной связью
управление.

Упражнение
№3. Подберите к данным словам однокоренные
имена существительные с основой на
шипящий, запишите, обозначьте орфограмму
.

сторожевой

плюшевый

молодёжный

помогать

лучистый

маршировать

бородатый

речистый

Упражнение
№ 4. Запишите имена существительные в
Р.П. мн. числа

Упражнение № 5. Замените полные формы
имён прилагательных краткими. Подчеркните
имена прилагательные как члены
предложения. Каким членом предложения
являются краткие прилагательные?

хороший друг

пригожий юноша

тягучий мёд

дремучий бор

бесстыжий человек

горячий кофе

широкоплечий
юноша

чернокожий
полицейский

похожий на отца
сын

трескучий мороз

рыжий малыш

тощий гусь

подходящий
случай

Упражнение
№ 6. Измените глаголы по образцам
.

обидятся

обид

ишь

ся

поднимутся

возвращают

изгибают

присмотрят

вырастят

выспятся

    Объясните
    правописание окончаний глаголов в
    форме 3-его лица мн. числа.

съесть

Съеш

ь

,
съеш

ь

те

нарезать

намазать

не плакать

спрятаться

утешиться

назначить

умножить

сбережёшь

Сберечь,
сберечься

испечёшь

отвлечёшь

рассечёшь

бережёшь

Упражнение №7. Найти соответствие
словосочетаний синонимичным наречиям
на шипящий, обозначьте орфограмму
.

Упражнение
№ 8. Заполните графы таблицы (указывайте
только номера слов)

1) смаж_ 2) замуж_ 3) молодёж_4) навзнич_ 5)
тягач_ 6) сокровищ_ 7) суш _ 8) преследуеш_
9) могуч_ 10) уж_ 11) вхож_ 12) спряч_тесь 13)
вещ_ 14) свеж_ 15) тощ_ 16) скрипач_ 17)
напроч_ 18) сбереч_ 19) тиш_ 20) калач_ 21)
неуклюж_ 22) хорош_ 23) коттедж_
24) мелоч_ 25) запряч_ 26) прилеч_ 27) брош_
28) хронометраж_ 29) горяч_ 30) работящ_
31) роскош_ 32) принесёш_ 33) рассеч_ 34)
реч_ 35) патронтаж_ 36) всезнающ _
37) электропеч_ 38) высушиш_ 39)
рассчитаеш_ся 40) фальш_ 41) престиж_ 42)
реванш_ 43) клеиш_ 44) занемоч_
45) силач_ 46) санврач_ 47) арбитраж_ 48)
блестящ_ 49) иш_ 50)
пахуч_

Цель урока:

  1. Повторить и обобщить учебный материал по теме.
  2. Проверить уровень усвоения нового материала.
  3. Усвоение алгоритмических образцов рассуждения.

Оборудование:

  • компьютер,
  • проекционная аппаратура,
  • наглядность в виде презентации

I. Организационный момент

II. Фронтальная работа (Вариант 1)

1. Обобщающая беседа по изученному
теоретическому материалу.

Перечислите случаи, когда мягкий знак после
нешипящих согласных пишется.

(-Ь пишется на конце слов для обозначения
мягкости согласных, например: пень, лень [Н`])

В сочетании каких согласных пишется мягкий
знак?

(- Ь пишется в середине слова)

а) после мягкого л, стоящего перед любым
согласным, например: больной, мальчик, сельдь;

б) после мягкого согласного, стоящего перед
твердым согласным,например: Кузьма, меньше,
борьба).

В каких глаголах пишется Ь?

(- В возвратных глаголах перед – ся, в
неопределённой форме, например: улыбаться
(глагол в неопределённой форме).

Что вы помните о правописании прилагательных?

(- В прилагательных, образованных от названий
месяцев с Ь на конце, слова, кроме январский (от
январь), например: ноябрьский (от ноябрь),
октябрьский (от октябрь).

Как пишутся сложные числительные?

(- В числительных, обозначающих круглые десятки
от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900,после первого
корня, например: семьдесят, шестьсот).

В каких сочетаниях согласных мягкий знак не
пишется?

(- Ь не пишется в сочетании согласных чн, чк, чт,
чш, нч, нщ, щн, рч, рщ, например: чтение, птенчик,
кончик).

В каких формах глагола Ь не пишется?

(- Ь не пишется в возвратном глаголе 3л., ед., мн.
числа н.б. времЯ).

Вариант урока.

Тему “Правописание Ь после согласных (кроме
шипящих)” ученики готовят домашним заданием.

Класс делится на две команды, в которые входят
ребята с разным уровнем усвоения материала. Во
время игры команды обмениваются заданиями и
решают их в отведенное время. На каждый вопрос
команды – соперницы отвечает тот участник
отвечающей команды, которого выберут соперники.
Команда заинтересована в знаниях каждого своего
ученика, а значит, сильные подтягивают слабых.
(Приготовленные вопросы предварительно
просматриваются учителем).

2. Выполнение упражнений на закрепление
правописания Ь после согласных (кроме шипящих).


Выборочный диктант. Из текста выбрать слова с
орфограммой и разнести их в две колонки: в одну с
Ь, а в другую — без Ь.

Наша усад…ба весной особенно красива. Ветви
сирени закрывают вес… дом. Июн…ским вечером
кисти белых цветов выделяют…ся на тёмной зелени.
Если поран…ше встав…, можно пойти встретит…
зор…ку. Бол…шую радост… получаю от общения с
природой. Каждая веточ…ка, знакомая тропиноч…ка
радует сердце.

3.Подведение итогов повторения.

III.Повторение и обобщение учебного материала по
теме “Мягкий знак после шипящих в разных частях
речи”

1.Подготовка учеников к активной
познавательной деятельности с целью обобщения
теоретического материала.

Творческое задание. Отгадайте слова метограммы

(Греч.meta-“переход”+ gramma-буква) замена в слове
одной буквы другой: пол – кол – мол – вол –дол
–гол.

С третьей буквы алфавита
Я больных лечу.
А с четвёртой
Я весной прилечу.

В дальнейшей работе используем малые жанры
литературы: загадки, пословицы, словесные игры.

Отгадайте загадки, ответы разделите на две
колонки

  1. В работе очень я горяч…
    Рукой дотронеш…ся –
    Хоть плач…
  2. Если ей работу даш…-
    Зря трудился карандаш…
  3. Низок, да колюч…
    Сладок, да пахуч…
    Ягоды сорвёш…
    Всю руку обдерёш…
  4. День да ноч… — сутки проч…
  5. Замуж… идти – не мёд пить, а слёзы лить.

По какому признаку вы распределили слова на
два столбика?

(Слова распределены по признаку наличия или
отсутствия после шипящих Ь на конце слова)

Без Ь Ь

дотронешься

обдерёшь

ночь прочь

2.

-А теперь, когда мы выяснили, что
Ь после шипящих в некоторых случаях пишется, а в
некоторых нет, запишем тему урока “Мягкий знак
после шипящих”

3.Работа с таблицей.
(Образец заполнения
таблицы)

4.Подведение итогов
.
Графическая схема.
Обобщение правила

Устная формулировка правила учителем:

  1. Если работаешь с глаголом, всегда пиши Ь после
    шипящих;
  2. Если существительное, сразу проверь: оно должно
    стоять в именительном падеже ед. числа и
    принадлежать к 3 скл., т.е. быть ж.р.- пиши Ь;
  1. Если перед тобой краткое прилагательное
    (каков?), Ь не пиши;
  2. Если у тебя наречие на шипящую, пиши Ь, но помни
    исключения, в которых нет Ь: уж, замуж, невтерпёж.

IV.Ввод алгоритма.

Какой шаг необходимо сделать прежде всего?

(-определить какой частью речи является данное
слово).

Второй шаг?

(-у существительного выяснить, к какому
склонению относится данное существительное)

Если существительное 1 и 2 склонения?

(-после шипящего Ь не пишется, например: туч
(существительное 1склонения). Грач
(существительное 2 склонения).

Если существительное 3 склонения?

(-после шипящего Ь пишем, например: ночь
(существительное 3 склонения).

Если слово является кратким прилагательным?

(-после шипящего Ь не пишем, например: колюч
(кроме прилагательного).

Если это глагол?

(-в любом случае в глаголе после шипящих Ь).

Если это наречие (кроме: уж, замуж, невтерпёж)

(- после шипящего пишем Ь, например: прочь,
наотмашь (наречие).

Обобщенный алгоритм.

img2

3. Как можно сформулировать образец
рассуждения?

Образец устного рассуждения

Уж… небо осенью дышало, уж реже солнышко
блистало, короче становился день (А.С.Пушкин).

(-Уж-наречие — исключение, следовательно, после ж
Ь не пишется.

Графическое обоснование: уж (?) — наречие, искл., ь
нет

Колюч — краткое прилагательное, следовательно,
после ч
Ь не пишется.

Графическое обоснование: могуч (?) – кр., прил.,- ь
нет

V. Закрепление.

1. Словарный диктант с комментированием
по алгоритму

Доч…, видиш…, скрипуч…, настеж…, еш…, луч… ,
луж… , воткнёш… , пляж… , карандаш… , замуж… ,
навзнич… , стереч…

2.Списать пословицы и поговорки, найти и
графически обосновать написание слов с искомой
орфограммой.

  1. Игра не стоит свеч…
  2. Хлеб-соль еш…, а правду реж…
  3. Хорош… калач…, пока горяч…
  4. Что людям пожелаеш…, то и сам получиш…

3. Выборочный диктант

Заполнить таблицу, состоящую из 4 граф (по видам
орфограмм), словами из словарного диктанта.

Класс делится на 2 группы:

4. Творческое задание

Образуйте от данных слов слова с нужной
орфограммой, изменив форму или подобрав
однокоренное слово:

1 в: существительные; 2 в: прилагательные; 3 в:
глаголы; 4 в: наречие.

6. Дополнительное задание:

составить логогриф со словами

плач — плачь;

туш — тушь

Логогриф (греч.logos-“слово”+griphos- “загадка”) —
поиски загаданного слова и образование от него
новых путём перестановки или выбрасывания
отдельных слогов или букв: целое – часть дерева,
без одной буквы – река, без двух – местоимение,
без трёх – предлог (крона – Рона – она – на).

Подведение итогов

VI. Домашнее задание:

  1. Написать слова в таблицу;
  2. Научиться рассуждать по алгоритму.

Буква ь пишется для обозначения мягкости парного согласного в конце слов,

например: голубь, оставь, тетрадь, грязь, жаль, семь, конь, кухонь, яблонь, насыпь, зверь, раскрась, пить, верфь
.

Буква ь

, которой кончается первая часть сложного или сложносокращенного слова, пишется для обозначения мягкости согласного перед любой буквой, гласной или согласной, начинающей вторую часть, например: сельисполком, сельсовет, утильсырьё, костьутиль, грабьармия, четвертьвековой, четвертьфинал, Дальэнерго, Связьинвест, Тюмень?нефть
.

Для обозначения мягкости парного согласного перед согласными буква «ь» пишется в следующих случаях

1. После буквы л перед любым согласным, кроме л

, например: пальба, львиный, фольга, льдина, скользить, несколько, ни бельмеса, спальня, внимательно, скальпель, вальс, пальтишко, льстить, апрельский, альфа, ольха, зеркальце, мальчик, больше, польщённый
.

Между двумя л мягкий знак не пишется,

например: гулливый
.

?ск?
согласный л
перед суффиксом – мягкий, поэтому после л


пишется ь


, напр.: сельский, уральский, барнаульский
. Однако в некоторых прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий, сохраняется твердый л
, и поэтому ь


не пишется, например: кызылский, ямалский
(наряду с вариантами кызыльский, ямальский
).

2. После других согласных букв:

а) перед буквами, передающими твердые согласные, например: резьба, возьму, раньше, нянька, письмо, просьба, весьма, науськать, ведьма, свадьба, тьма, молотьба, тьфу
;

В большинстве прилагательных с суффиксом ?ск?
согласные н
и р
перед суффиксом – твердые, поэтому ь


в них не пишется, например: конский, казанский, тюменский, рыцарский, январский, егерский
. Однако в следующих прилагательных эти согласные перед суффиксом ?ск?
мягкие, в них после н


и р


пишется ь

: день?деньской, июньский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский
, а также во многих прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий на нь,
например: тянь?шаньский, тайваньский, пномпеньский, торуньский, сычуаньский, тяньцзиньский.
Аналогично пишутся (и произносятся) существительные, образованные с суффиксом ?ц?
от тех же географических названий: казанцы, тюменцы
, но тайваньцы, пномпеньцы, торуньцы
и т. п.

б) перед буквами, передающими мягкие согласные, ь


пишется только в тех случаях, когда в других формах того же слова или в однокоренных словах второй мягкий согласный становится твердым, а первый согласный сохраняет мягкость, например: возьми
(ср. возьму
), восьми
(восьмой
), ведьме
(ведьма
), во тьме
(тьма
), резьбе
(резьба
), косьбе
(косьба
), свадьбе
(свадьба
), молотьбе
(молотьба
), серьги
(серьгам
), коньки
(конькам
), дядьке
(дядька
).

3. В остальных случаях после буквы, передающей мягкий согласный, ь не пишется,

например: разве, узник, грызть, кости, нести, синдикат, рецензия, ранний, пенсия, бантик, если, песня
.

Буква ь


не пишется в сочетаниях согласных нч, нщ
, в частности перед суффиксами ?чик, ?щик, ?щин
(а), например: нянчить, одуванчик, стаканчик, кончик, птенчик; каменщик, банщик, партизанщина, Рязанщина
.

Буква «Ь» как показатель грамматической формы

Буква ь
пишется (независимо от произношения) в следующих грамматических формах:

а) в сложных числительных

перед ?десят
и ?сот: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот
;

В числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать
перед ?надцать ь

не пишется.

б) в неопределенной форме глагола (инфинитиве) перед?ся

(так же, как в инфинитиве глаголов без ?ся
), например: купаться, иметься, литься, расколоться, обуться, мыться, смеяться
;

в) в формах повелительного наклонения глаголов

перед ?ся
и ?те
(так же, как в формах без ?ся
и ?те
), например: отправься, взвесься, пяться, сядьте, встаньте, бросьте, познакомьтесь, проверьте
;

г) в форме творительного падежа множественного числа существительных

, например: людьми, лошадьми, дверьми, детьми
, а также в форме творительного падежа числительного четырьмя
.

После ж, ш, ч, щ


буква ь


пишется по традиции в следующих грамматических формах:

а) на конце форм именительного/винительного падежа единственного числа существительных женского рода 3?го склонения

, например: рожь, блажь, мышь, фальшь, ночь, мелочь, вещь, помощь
;

б) в окончании 2?го лица единственного числа глаголов настоящего и будущего времени

(после ш

), например: несёшь, смеёшься, видишь, дашь, мчишься
;

в) в формах повелительного наклонения глаголов

, например:
мажь, ешь, спрячь, режьте, утешься, спрячьтесь, не морщься
;

г) в неопределенной форме глаголов

(после ч

), например: печь, стричь, толочь, увлечься, обжечься
.

Буква ь после шипящих пишется также на конце наречий и частиц

, например: настежь, сплошь, наотмашь, вскачь, навзничь, невмочь, прочь, напрочь, ишь, лишь, вишь, бишь
. Исключения:

буква ь


не пишется в наречиях замуж, невтерпёж, уж
, в частице аж
, а также в предлоге меж
.

Буква ь после шипящих не пишется на конце следующих грамматических форм:

а) именительного/винительного падежа единственного числа существительных мужского рода 2?го склонения

, например: нож, мяч, ковш, плащ
;

б) родительно падежа множественного числа существительных женского рода 1?го склонения

, например: луж
(от лужа
), туч, галош, рощ
;

в) кратких форм мужского рода прилагательных

, например: свеж, охоч, хорош, нищ
.

Мягкий знак, наверное, самая загадочная буква в русском языке. Звука она не обозначает, к разряду гласных/согласных ее не относят. Для чего она тогда нужна? Оказывается, ее роль в нашей письменной речи велика. В этой статье разберемся, когда употребляется «ь» после шипящих с именами существительными, наречиями и глаголами.

Имена существительные. Мягкий знак после шипящих согласных

Точное написание мягкого знака, находящегося после этих согласных, вызывает наибольшее затруднение, поскольку на слух неясно, нужно его писать или нет.

Оказывается, правило очень простое: мягкий знак после шипящих в им. сущ. пишется лишь в словах жен. рода, относящихся к 3-му склонению.

Слова «печь», «речь», «дочь», «ночь», «дичь» относятся к женскому роду, имеют именительный падеж и стоят в единственном числе. Поэтому мы непременно должны написать в них «ь».

Но будьте внимательны: не стоит их путать со словами 1-го склонения, которые стоят в косвенных падежах: «много туч», «нет задач», «несколько куч». Все эти слова, казалось бы, женского рода, и, вероятно, их следует отнести к 3-му склонению.

Но приглядимся внимательнее: они стоят в родительном падеже. Если возвести их к начальной форме («туча», «задача», «куча»), то мы убедимся, что они относятся к первому склонению, а значит, этому правилу не подчиняются.

1029356

Есть и еще одна «ловушка» в русском языке, где ни в коем случае не употребляют мягкий знак после шипящих. Слова, оканчивающиеся на шипящую согласную, но относящиеся ко второму склонению, не пишутся с «ь» («грач», «врач», «плащ» — 2-е скл.). Поэтому внимательней задавайте вопрос к существительному. Делайте это, прежде чем определить склонение, поскольку от него зависят и род им. сущ, и число.

Когда пишем «ь» у наречий?

Наречие является одной из неизменяемых частей речи. Его не склоняют, в нем не выделяют окончания. Правописание «ь» у наречий поддается совсем не трудным правилам.

  • В тех наречиях, которые оканчиваются на согласный «ш» или «ч», всегда пишут мягкий знак. К примеру: «вскачь», «точь-в-точь».

В наречиях на «ж», его не пишут никогда. Исключением будет слово «настежь».

  • Еще одно правило, которому подчиняется наречие: мягкий знак после шипящих употребляется всегда, за исключением «уж», «замуж», «невтерпеж». Несомненно, такое шуточное предложение легко запоминается школьникам, особенно девчонкам.

1029357

Не так важно, какое правило вы запомните, главное, что и то и другое отражает суть правописания наречий.

Глагол и мягкий знак после шипящих

Глагол — одна из самых употребляемых частей речи, без которой наш язык очень бы обеднел. Правописание «ь» с глаголами вызывает много затруднений не только у учащихся, но и у взрослых людей.

  1. Если глагол в неопределенной форме (инфинитив) оканчивается на шипящий, то «ь» в таком случае всегда будет писаться. И здесь безо всяких исключений. «Беречь», «печь», «жечь». Будет он сохраняться и в возвратной форме, перед постфиксом «-ся»: «увлечься», «зажечься», «беречься».
  2. Во всех глаголах 2-го лица, стоящих в единственном числе, используется мягкий знак. Это относится как к настоящему времени: («ты сейчас») «пишешь», «рисуешь», «гуляешь», «спишь», так и к будущему: («ты завтра») «поработаешь», «подумаешь», «закончишь», «переделаешь». Мягкий знак будет сохраняться и перед постфиксом «-ся»: «понравишься», «воспользуешься», «прикасаешься», «набираешься», «оформишься». В глаголах, которые стоят в повелительном наклонении и оканчиваются на шипящий согласный, всегда пишут мягкий знак: «отрежь», «поешь», «намажь», «спрячь». Перед постфиксом множественного числа «-те», он обязательно сохраняется: «обозначьте», «нарежьте», «спрячьте».

Перед постфиксом «-ся» он также не исчезает: «утешься», «не порежься».

1029354

И снова будьте внимательны и не попадите в «капкан» коварного русского языка! Слова «плач» и «плачь» — совершенно разные части речи, а потому и пишутся по-разному.

«Плач» без мягкого знака — это имя существительное 2-го склонения, и, соответственно, мягкий знак в нем писать нельзя. А вот «плачь» с мягким знаком — это глагол повелительного наклонения, а в них, как известно, обязательно пишем «ь». Все это легко угадывается по предложенному контексту, в котором станет понятен смысл слова.

Заключение

Мягкий знак после шипящих употребляется со многими частями речи. Зная простые правила, вы никогда не столкнетесь с проблемой правописания его после этих согласных. Если вдруг вы забудете некоторые нюансы, то наша статья напомнит вам о них.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Диагностическая работа №2 ЕГЭ 2021 статград по русскому языку 11 класс ответы и задания для тренировочных вариантов РУ2010401, РУ2010402 официальная дата проведения работы: 18.03.2021 (18 марта).

Ссылка для скачивания вариантов (РУ2010401-РУ2010402): скачать задания

Ссылка для скачивания ответов и критериев: скачать ответы

Варианты РУ2010401 РУ2010402 статград по русскому языку 11 класс ЕГЭ 2021:

Сложные задания и ответы с варианта РУ2010401:

Как показали исследования учёных, дельфины афалины способны заставить собственное сердце биться реже: дельфины замедляют сердцебиение перед тем, как нырнуть, или одновременно с погружением, подобно тому как мы задерживаем дыхание, <…> своим сердцем они управляют сознательно, так же как мы управляем своими лёгкими. (2)При этом сердцебиение дельфины тормозят тем сильнее, чем дольше им предстоит пробыть под водой. (3)Этот навык помогает млекопитающим сохранять кислород во время погружения, а также предотвращает некоторые заболевания, например декомпрессионную болезнь, возникающую из-за уменьшения давления вдыхаемого газа.

1)Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1) Исследования учёных доказали, что дельфины афалины способны задерживать дыхание до и во время погружения в воду так, как это делают люди. 2) Афалины сознательно замедляют сердцебиение перед погружением в воду, причём степень замедления находится в прямой зависимости от времени, которое дельфинам предстоит пробыть под водой. 3) Чтобы сохранить кислород и избежать некоторых заболеваний, афалины сознательно способны замедлять скорость сердцебиения перед погружением или во время погружения в воду. 4) Дельфины афалины, подобно тому как люди задерживают дыхание, могут сознательно замедлить сердцебиение до или во время погружения, и это помогает им сохранить кислород и избежать некоторых заболеваний. 5) Способность уменьшать скорость сердцебиения помогает всем млекопитающим, обитающим в океане, предотвратить декомпрессионную болезнь.

Правильный ответ: 31

2)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДАВЛЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ДАВЛЕНИЕ, ср.

Правильный ответ: то есть

4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. принУдить донЕльзя дозвонЯтся избАлованный ворвалАсь

Правильный ответ: избалованный

5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Какое именно было дело, сейчас уже и не помню – разве запомнишь все ЖИТЕЙСКИЕ мелочи? Перстень этот – работа ИСКУСНОГО мастера конца прошлого века. У стен крепости вместо узкой КАМЕНИСТОЙ кромки – благоустроенный пляж с намытым песком. В Ворошиловграде, ввиду ограниченности ЖИЛОЙ площади, служебный кабинет отца был перегорожен пополам ситцевой занавеской. Она стала тосковать по БЫВШИМ временам, когда дети хотели стать космонавтами и лётчиками.

Правильный ответ: былым

6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово. До утра он не сомкнул взгляда, а утром, под ледяным дождём отправившись на службу, узнал, что контора их разогнана.

Правильный ответ: глаз

7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • УЛЁГШИЙСЯ на диван
  • ПОЛОЖЬТЕ на стол
  • в течение ПОЛУТОРА часов
  • БУДУЩЕЕ время
  • пожелания всего НАИЛУЧШЕГО

Правильный ответ: положите

9)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

  • 1) предположительно, читатель, выскочить
  • 2) баснописец, балансировать, пловцы
  • 3) сомневаться, старожил (селá), экология
  • 4) закалённый, вплотную, асфальтировать
  • 5) систематический, креветка, выдирать

Правильный ответ: 34

10)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • 1) пр..дания (старины), пр..терпеть (лишения), пр..поднёс
  • 2) воз..меть, под..грать, дез..нформация
  • 3) ра..дуть (пламя), ..брошенный (с балкона), бе..жалостный
  • 4) с..язвить, об..езженный, воб..ю (гвоздь)
  • 5) поз..вчера, р..списные (вазы), н..право

Правильный ответ: 15

11)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) запечатл..вать, здоровь..це 2) попроб..вать, издавн.. 3) объезд..ик, дрессиров..ик 4) картофел..на, навязч..вый 5) стар..нький, им..нной (список)

Правильный ответ: 45

12)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) ответ..шь, организу..мый 2) запиш..м, повер..вший 3) выключ..нный, вы́мо..те (пол) 4) хвал..щийся (успехами), ве..вший (ветерок) 5) пилотиру..щий, (дома) видне..тся (вдали)

Правильный ответ: 345

13)Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Никем (НЕ)ЗАМЕЧЕННЫЙ, пёс пробрался к конюшне, лёг на охапку сена и крепко заснул. Люся на моё повышение по службе отреагировала отнюдь (НЕ)РАДОСТНО, и я от такой реакции растерялся. Поступок Леонида показался мне не столько глупым, сколько (НЕ)ПРОДУМАННЫМ. Шкаф был очень высокий – даже Володя, будучи самым высоким в нашей семье, (НЕ)ДОСТАВАЛ до верхней полки. Вещей было слишком много, поэтому к назначенному дню мы всё ещё были (НЕ)ГОТОВЫ к отъезду – переезд пришлось перенести на несколько дней.

Правильный ответ: непродуманным

14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Дети (НА)БЕГУ кричали Антонине пару приветственных слов, а (ПО)ПОЗЖЕ, ближе к обеду, к ней приходили соседки. День был (НА)СТОЛЬКО тёплый, что набережная, ещё вчера почти пустая, наполнилась людьми – кто-то даже прогуливался в шортах и рубашке (НА)ВЫПУСК. Бабушка, когда мариновала огурцы, никогда не пользовалась весами или мерными стаканчиками – все специи добавляла (НА)ГЛАЗ, (ОТ)ТОГО меня не переставал удивлять тот факт, что получалось всегда одинаково вкусно. Когда Полина спустя несколько дней позвонила мне, я, (НЕ)СМОТРЯ на мою давешнюю обиду, испытал ни с чем не сравнимое, (ПО)ДЕТСКИ искреннее и всеобъемлющее счастье. ЧТО(БЫ) добраться до моста, нам нужно было пройти пару километров вдоль реки; было уже темно, и мы двигались (НА)ОЩУПЬ.

Правильный ответ: настолько, навыпуск

15)Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Признаться сказать, ни в какое время года Колотовка не представляет отрадного зрелища; но особе(1)о грустное чувство возбуждает она, когда июльское сверкающее солнце своими неумолимыми лучами затопляет и бурые полуразмёта(2)ые крыши домов, и выжже(3)ый, запылё(4)ый выгон, по которому безнадёжно скитаются дли(5)оногие курицы, и чёрный, словно раскалё(6)ый пруд, с каймой из полувысохшей грязи и сбитой набок плотиной, возле которой на мелко истопта(7)ой, пепеловидной земле овцы печально теснятся друг к дружке и с унылым терпеньем наклоняют головы как можно ниже.

16)Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Глубина и новизна мыслей этого философа простота и ясность подачи материала восхищали и вдохновляли меня. 2) Под лучами весеннего солнца оживала земля и отогревались от зимних стуж сердца людей. 3) Наташа пообещала позвонить или написать сообщение сразу после посадки. 4) Вам стоит прочитать если не все книги из предложенного списка то хотя бы половину из них. 5) Ни дневного шума машин ни людских голосов ни ночных завываний ветра в этой комнате не было слышно.

17)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). В цилиндре и шёлковой накидке, с тростью (1) протянутой вперёд, как рапира, с ужасом (2) написанным на его почти девичьем лице (3) стоял (4) расставив ноги (5) королевич (6) как бы видя перед собой собственное чёрное отражение в незримом разбитом зеркале.

19)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Александр остановился здесь на несколько дней (1) чтобы дать некоторый отдых главной армии и подождать известий от других отрядов (2) действия (3) которых (4) были согласованы с действиями главной армии.

20)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Он только улыбался (1) и (2) когда Изя порывался остановиться (3) чтобы развернуть схему (4) и показать всё наглядно (5) деликатно брал его за локоть, увлекая вперёд.

21)Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Биография Гавриила Абрамовича Илизарова, известного хирургаортопеда, тесно связана с Зауральем. (2)Получив диплом врача, Илизаров прошёл путь от сельского врача до директора Курганского научноисследовательского института экспериментальной и клинической ортопедии и травматологии. (3)Он был высококвалифицированным доктором и талантливым учёным, разработавшим принципиально новые методы лечения травматологических и ортопедических заболеваний. (4)В 1951 году он сконструировал свой первый аппарат, с помощью которого можно было бескровно лечить все закрытые и открытые переломы длинных трубчатых костей. (5)Кроме того, с помощью этого аппарата стало возможным возмещать большие дефекты мягких тканей и кости при свежих переломах без пересадки костных тканей, ликвидировать большие укорочения, устранять деформации различных костей и суставов. (6)Метод Илизарова используется не только в нашей стране, но и за рубежом. (7)Г.А. Илизаров – автор более 600 научных работ. (8)Об Илизарове написаны статьи, художественные очерки, романы и повести, он стал героем или прототипом многих художественных фильмов, театральных постановок.

22)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Мама повествователя вышла на пенсию после семидесяти, но вскоре нашла новую работу, причём скрыла этот факт от сына. 2) Несмотря на то что дети героини повествования были уже очень взрослыми, она продолжала даже после выхода на пенсию обеспечивать их. 3) Мама повествователя называла себя самой старшей в семье, потому что никто из родных прежде не доживал до семидесяти пяти лет. 4) Мать повествователя была очень самостоятельной, занимала принципиальную позицию: ни у кого ничего не просить и не брать в долг. 5) Доктор, привезённый для осмотра матери, обращался с ней без должной внимательности, поэтому к его словам повествователь не мог относиться всерьёз.

26)«А.Г. Битов в главе “Умрёт не от этого” из книги “Жизнь без нас”, которая представляет собой сборник размышлений автора, рассказывает о матери. За внешней недосказанностью, выраженной в обилии многоточий, кроется скорее неготовность напрямую высказать слова, описывающие факты, с которыми трудно смириться. Помимо множества многоточий, автор использует следующие средства выразительности: троп (А)______ (“поступила на работу” в предложении 6, “отбывала срок” в предложении 11), лексическое средство (Б)______ (“стукнуло” в предложении 4, “буркнул” в предложении 26), приём (В)______ (предложения 14–15, 28–29) и синтаксическое средство – (Г)______ (в предложениях 16, 21)».

Сложные задания и ответы с варианта РУ2010402:

(1)Жители ряда регионов периодически становятся свидетелями необычного явления – световых столбов, будто зависших в воздухе. (2)Световой столб – оптический эффект, представляющий собой вертикальную полосу, <…> тянется к небу от яркого источника света: фонарей, прожекторов, огней машин, ярко освещённых городских зданий. (3)По словам экспертов, происходит это, как правило, при низких температурах: свет проходит сквозь атмосферу и вертикально рассеивается на зависших в воздухе ледяных кристаллах.

1)Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  • 1) Световой столб, будто зависший в воздухе, – интересный оптический эффект, который появляется благодаря различным ярким источникам света в холодное время года, когда в атмосфере образуются ледяные кристаллы, вертикально рассеивающие проходящий через них свет.
  • 2) Световые столбы, поднимающиеся от ярких источников света (фонарей, прожекторов, фар автомобилей, ярко освещённых городских зданий) в атмосферу, можно наблюдать в ряде регионов в любое время года.
  • 3) В некоторых регионах в холодное время года, когда в воздухе присутствует множество кристаллов льда, можно увидеть интересный оптический эффект – вертикально расположенные световые столбы, которые тянутся от ярких источников света.
  • 4) Необычное оптическое явление, когда с верхних слоёв атмосферы благодаря источникам естественного света опускаются яркие вертикальные полосы, называется световым столбом.
  • 5) Как утверждают эксперты, при низких температурах свет Солнца, Луны, городской иллюминации проходит сквозь атмосферу, где в большом количестве присутствуют ледяные кристаллы, и рассеивается в ней.

Правильный ответ: 13

3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РЯД. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. РЯД, м. 1) Линия ровно расположенных однородных предметов. Р. домов. Первый р. партера. Построиться в ряды. Идти рядами. В первых рядах (также перен.: в числе первых, среди передовиков). 2) Совокупность каких-н. явлений, следующих или расположенных в определённой последовательности. Р. поколений. 3) Некоторое количество чего-н. Р. случаев. Есть р. исключений. 4) мн. Состав, среда. В рядах борцов. 5) Ларьки, магазины, лотки, рыночные прилавки, расположенные в одну линию. Овощной р. Торговые ряды.

Правильный ответ: 3

4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

  • вручИт
  • зАвидно
  • крАлась
  • щемИт
  • лЕкторов

Правильный ответ: завидно 

5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Однажды во время плавания яхта мистера Азнаура, претерпев в океане ЖЕСТОКИЙ шторм, вынуждена была срочно идти к ближайшему берегу, чтобы произвести кое-какой необходимый ремонт. «Ну и ПУГЛИВЫЙ же вы», – усмехнулся Михаил Степанович. Молодой высокий широкоплечий мужчина разбежался и без труда перемахнул через забор, огораживающий СДВОЕННЫЙ участок. Я решил, что не стоит без особой нужды показывать всем степень своей ИНФОРМАЦИИ. Унылость мироощущения была порождена естественной усталостью после ЛЕДОВОГО плавания и трудной, очень трудной погрузки леса.

Правильный ответ: информированности 

6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово. Только грузный старик, насупясь, курил трубку, сидя на низкой лавочке, да какая-то женщина виднелась вдали – всё, никого больше в этот будний день в поле внимания не было.

Правильный ответ: зрения

7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ЗАВИДУЮЩИЙ другу целиком ВМЁРЗШИЙ к ШЕСТИСТА авторам НЕЛЕПЕЙШАЯ история медицинские ПОЛИСЫ

Правильный ответ: шестистам

9)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов. 1) расположение, посчитать, обгоревший 2) усложнить, прорастать, уравнение 3) неукоснительно, блистательный, беречь 4) преклоняться, поднимать, соберёмся 5) горевать, заря, водоросли

Правильный ответ: 14

10)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) правопр..емник, пр..слушаться, пр..карманить 2) об..ятия, с..экономить, трёх..язычный 3) и..тлеть, не..бритые (волосы), в..плеснуть (руками) 4) с..мпровизировать, с..змала, без..скусный 5) з..ведующий, пр..славяне, под..звать

Правильный ответ: 34

11)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) подразум..вать, масл..нистое (вещество) 2) оскуд..вать, гел..вая (ручка) 3) болот..стый, влюбч..вый 4) идеализир..вать, камыш..вые (заросли) 5) изюм..нка, нищ..нский

Правильный ответ: 234

12)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) составля..мый, захоч..шь 2) (растение) жажд..т (влаги), настро..вшись (на работу) 3) пыш..щий (жаром), (они) бормоч..т 4) (мы) познаком..мся, (мотоцикл) разгон..тся 5) тревож..вшийся, незыбл..мый (порядок)

Правильный ответ: 134

13)Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Связь была всё ещё (НЕ)НАЛАЖЕНА, и мы, чтобы скоротать время, решили поиграть в «Монополию». Как оказалось, (НЕ)СКВОЗНЯК открыл дверь теплицы – соседские коты пробрались туда через крышу и отворили хлипкую дверь изнутри. (НЕ)ДОЖИДАЯСЬ захода солнца, они перестали работать и легли спать. Необъяснимая (НЕ)ДРУЖЕЛЮБНОСТЬ сторожа на проходной удивила меня. Незваный гость, (НЕ)СНЯВШИЙ в помещении даже шляпы, похоже, терпел бедствие.

Правильный ответ: недружелюбность

14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Человек, пришедший в мокром маскхалате (В)НАКИДКУ, контуженный то ли осколком, то ли падавшими с неба камнями, (ПО)НАЧАЛУ даже не помнил имени своего. Он сразу почувствовал нечто непередаваемо хорошее: счастье (БЕЗ)ОГЛЯДКИ высказываться, спорить о том, что особенно тревожит ум, будоражит и о чём именно (В)СЛЕДСТВИЕ того, что оно тревожит и будоражит, он ни с кем не говорил. Повсюду на скамейках сидели люди: кто (ПО)ОДИНОЧКЕ, кто (ПО)ДВОЕ. (В)ЦЕЛОМ всё было в порядке, но всё же на душе было неспокойно, дети ТО(ЖЕ) отчего-то были тревожными. Многим своим знакомым и подругам она рассказывала, что я (ВО)ВРЕМЯ школьной олимпиады буду играть главную роль по сказкам Пушкина; обобщала она для простоты и (ОТ)ЧАСТИ для сокрытия имени главного героя.

Правильный ответ: внакидку, поначалу

15)Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Для приведения этого проекта в исполнение Савин немедле(1)о переехал в Ораниенбаум, поселился в гости(2)ице, куда понемногу были с помощью подкупле(3)ой горничной перенесе(4)ы вещи Маргариты Максимилиановны, уложе(5)ы в приготовле(6)ый сундук и отправле(7)ы в Петербург.

16)Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Во время отпуска мы не столько бездельничали сколько старались получить как можно больше нового опыта испытать как можно больше свежих эмоций. 2) Костёр сухо потрескивал и вода в котелке уже начала закипать. 3) Перед выступлением на радио Антон чувствовал страх и радость и смутное волнение одновременно. 4) От света луны всё казалось либо голубым либо зелёным либо пепельным. 5) Лица студента я разглядеть не мог но зато отчётливо разглядел обложку журнала.

17)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Нержин на ходу снял телогрейку, зашвырнул её к себе на (1) ещё не стеленную (2) постель (3) и (4) приветствуя Потапова, но (5) не дослушивая его ответа (6) убежал завтракать.

19)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Стоит отметить (1) что внимание топографа почти целиком поглощено происходящим на уровне изменчивом, актуальном (2) состояние (3) которого (4) как раз и зависит от различных сиюминутных слагаемых (5) о чём говорилось выше.

20)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Лучше было (1) когда никто не нарушал новой жизни Стрельцова (2) и (3) если бы кто-нибудь вдруг спросил его (4) как он живёт (5) он растерялся бы и не знал (6) что ответить.

22)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) К своему восьмидесятилетию героиня повествования стала более внимательно относиться к своему здоровью и образу жизни, так как она стала собственную жизнь воспринимать как важную работу – во многом ради сыновей. 2) На заре своей карьеры, будучи тогда ещё молодым и неопытным специалистом, мама повествователя не смогла избежать ошибок, но это многому её научило. 3) Доктор, которого привезли к матери для осмотра ноги, был крайне немногословен и неприветлив, чем вызвал уважение рассказчика. 4) Внуку героини повествования было 12 лет, когда они в семье отмечали восьмидесятилетие бабушки в Абхазии. 5) Когда рассказчик по пути на пляж стал снимать с себя одежду, его нательный крест упал и разбился.

Другие тренировочные варианты ЕГЭ 2021 по русскому языку 11 класс:

Тренировочные варианты ЕГЭ по русскому языку задания с ответами

Варианты РЯ2010901 РЯ2010902 русский язык 11 класс ответы и задания статград ЕГЭ 2021

      Орфографический
анализ.

Укажите
варианты ответов, в которых дано ВЕРНОЕ объяснение написания выделенного слова.
Запишите номера этих ответов.

1

1) РАСЦЕНИВАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей
глухой согласный звук, пишется буква С.

2) ПОДВЕДЕНЫ (итоги) – в краткой форме причастия пишется
столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.

3) РАССТИЛАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в
корне слова зависит от его лексического значения.

4) (решил много) ЗАДАЧ – в форме множественного числа имени
существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

5) (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ – наречие пишется через дефис,
потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи
приставки ПО- и суффикса — И.

2

1) ВЫРАЩЕННЫЙ — написание безударной чередующейся гласной в
корне зависит от согласных в конце корня.

2) СЪЯЗВИТЬ — разделит. твёрдый знак пишется после приставок
на согласную перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И.

3) ЛЫЖНИЦЫ — в окончаниях слов после Ц пишется буква Ы.

4) СТАРОЖИЛЫ — написание безударной гласной А в корне слова
необходимо запомнить.

5) ДОКРАСНА — в наречиях, образованных
приставочно-суффиксальным способом от имён прилагательных с помощью приставок
ИЗ-, ДО-, С-, на конце пишется буква А.

3

1) БЕЗВКУСНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой
согласный звук, пишется буква З.

2) ЗАРЕВАТЬ — написание безударной чередующейся гласной в
корне зависит от УДАРЕНИЯ.

3) СКЛЕЕНЫ — в краткой форме имени прилагательного пишется
столько же Н, сколько и в полной форме.

4) ПОДЬЯЧИЙ — разделительный мягкий знак пишется перед буквами
Е, Ё, Ю, Я, И после приставок.

5) БЕЗЫНИЦИАТИВНЫЙ — в словах с русскими приставками, которые
оканчиваются на согласную, вместо И пишется Ы согласно произношению.

4

1) ТВОРИТЕЛЬНЫЙ — написание безударной чередующейся гласной в
корне зависит от УДАРЕНИЯ.

2) РУМЯНЫЙ — одна буква Н пишется в отглагольных
прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, не имеющих ни
приставок, ни зависимых слов.

3) ПРИСКАКАТЬ — правописание приставки определяется её
значением — “приближение”.

4) ВИДИМЫЙ — безударная гласная И в суффиксе проверяется
подбором формы слова, в которой суффикс окажется под ударением.

5) НА СОЛНЦЕ — в окончаниях имён существительных 1-го
склонения в предложном падеже пишется буква Е.

5

1) НАВЗНИЧЬ — мягкий знак после шипящих на конце слова пишется
у имён существительных 3-го склонения.

2) ПРИГОРЮНИТЬСЯ — написание безударной гласной в корне
проверяется подбором однокоренного слова с ударной проверяемой гласной.

 3) НЕДОСОЛИТЬ — НЕ с глаголом пишется слитно, потому что
слово без НЕ не употребляется.

4) ОЦИНКОВАННЫЙ — в полных причастиях на -ованный,
образованных от глаголов с суффиксом -ов- (-ев-), пишется НН.

5) ПРЕВРАТНЫЙ — правописание приставки ПРЕ- в этом слове
необходимо запомнить.

6

1) ДЕРЖАЩИЙ — в суффиксе действительного причастия прошедшего
времени пишется буква А, потому что причастие образовано от глагола II спряжения
держать.

2) КОСНУТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в
корне проверяется подбором однокоренного слова с ударной проверяемой гласной.

3) ДОСРОЧНО — наречие образовано от прилагательного с
приставкой ДО- (досрочный), поэтому в суффиксе наречия пишется буква О.

4) БЕСШУМНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей
глухой согласный звук, пишется буква С.

5) ЗАМОЧЕК — в суффиксе существительного пишется буква Е,
потому что при склонении гласный выпадает.

7

1) ПРЕЛЮБОПЫТНЕЙШИЕ — написание приставки зависит от его
лексического значения.

2) ПАРАЛИЗОВАНЫ — в краткой форме имени прилагательного
пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.

3) РАСШАТЫВАТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей
глухой согласный звук, пишется буква С.

4) ШОКИРОВАННЫЙ — в полных страдат. причастиях прошедшего
времени с суффиксом -ИРОВА- пишется НН.

5) ВЫБИРАТЬ — написание безударной чередующейся гласной в
корне слова зависит от его лексического значения.

8

Среди приведённых ниже выделенных слов есть слово, написание
которого иллюстрирует правило орфографии: «Глаголы I спряжения в форме 3-го
лица единственного числа в настоящем времени в личных окончаниях имеют букву
Е». Найдите это слово. Запишите номер ответа.

1)   барабан..т (дождь) 2) побре..т (бороду) 3) прикле..т (марку)
4) услыш..т (звуки) 5) выгон..т (из дома)

9

1)   РЕШЁННЫЙ – в суффиксах –ЕНН-/-ЁНН- отглагольного
прилагательного с приставкой пишется НН

2)   экзамены КОНЧАТСЯ – в окончании глагола II спряжения пишется А

3)   СООРУЖЁН – в суффиксе краткого причастия после шипящего
пишется Ё, т.к. проверяется — СООРУЖЕНИЕ

4)   ДИАГНОЗ – безударная гласная корня не проверяется, это слово
является словарным 

5)   ЛОМАНАЯ (учеником парта)в суффиксах полных
страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква Н, если слово
образовано от глагола совершенного вида

10

1)  ЗОЛОЧЁНЫЕ  –  суффиксах кратких страдательных причастий
прошедшего времени пишется одна буква Н. 

2)  ПРИБЫТИЕ — приставка ПРИ- обозначает приближение, поэтому
пишется буква И

3)  СТЕРИЛИЗОВАТЬ – в слове пишется непроверяемая безударная
гласная в корне И

4)  ИЗБЕЖАТЬ — в приставке перед звонким согласным корня пишется
буква З

5)  СТИРАНЫЙ — в суффиксе полного страдательного причастия
несовершенного вида пишется одна буква Н

11

1)    ЛЕБЕДИНОЕ (перо) — в прилагательном, образованном от
существительного с помощью суффикса –ИН-, пишется одна буква Н

2)    СТАРИННАЯ (картина) – в прилагательном, образованном при
помощи суффикса -Н- от существительного с основой на -Н, пишется две буквы НН

3)    ЗАРНИЦА – в слове пишется безударная гласная корня А,
проверяемая ударением

4)    В ТЕЧЕНИЕ года – имя существительное с предлогом В пишется
раздельно и оканчивается на букву Е

5)    НЕ ВЫУЧЕННОЕ учеником правило — частица НЕ с причастием,
имеющим зависимое слово, пишется раздельно

12

1)
НЕ ЗНАЯ — НЕ с глаголом всегда пишется раздельно 

2)  НЕЧИЩЕНЫЙ пол – полное причастие с приставкой  НЕ- пишется
слитно

3)  В ТЕЧЕНИЕ года — предлог пишется раздельно и оканчивается на
Е 

4)  СЛЫШИМЫЙ — в суффиксе страдат. причастия, образованного от
глагола 2 спряжения, пишется буквы И

5)   ДЕВЧОНКА — в суффиксе существительного после шипящего под
ударением пишется О

13

1)    СТЕКЛЯННЫЙ (бокал) – в суффиксе -ЯН- относительных прилагательных
всегда пишется одна Н, кроме трёх исключений.

2)    ЗАКОННО — в наречии, образованном от прилагательного с -НН-,
пишется две Н

3)    ДЕШЁВЫЙ — в прилагательном под ударением пишется суффикс –ЁВ-

4)    МЕЖИНСТИТУТСКИЙ – после приставки МЕЖ- начальная гласная корня
И всегда сохраняется

5)    КОСНУТЬСЯ — безударная гласная в корне проверяется ударением,
поэтому в корне пишется буква О

14

1) РАСШЕВЕЛИТЬ — на
конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется
буква С. 2) СДЕЛАНО – в краткой форме имени прилагательного пишется столько
же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.

3)  ЗАГОРЕТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне
слова зависит от его лексического значения.

4)  ХОРОШ — на конце кратких
прилагательных мужского рода после шипящего буква Ь не пишется.

5)  ПО-НЕМЕЦКИ –  наречие пишется через дефис, потому что оно
образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и
суффикса -И.

15

1)  МАРИНОВАННЫЕ (огурцы) — в суффиксе полного страдательного
причастия прошедшего времени пишется две буквы Н, потому что  слово
образовано от глагола с суффиксом -ОВА-

2)  РАСТЕРЕТЬ – в корне пишется буква А, так как дальше следует
сочетание СТ

3)  БОРЮТСЯ – в окончании глагола первого спряжения 3 лица мн.ч.
пишется буквы Ю

4)  КУЦЫЙ — в окончании прилагательного после Ц пишется Ы

5)  СЛОЖЕНИЕ — корневая безударная гласная проверяется ударением
(слОжим)

16

1)  ПРИСТРОЙКА — здесь приставка ПРИ-со значением неполноты
действия

2)  ПОКРАШЕНА (крыша) — в кратком страдательном причастии
прошедшего времени пишется одна буква Н

3)  БЕССМЫСЛЕННЫЙ — в суффиксе -ЕНН- прилагательного,
образованного от  существительного, пишется НН

4)  БЕЗДУМНЫЙ — в приставке перед звонким согласным корня пишется
3

5)  ИСПЕЧЁННЫЙ (пирог) – в суффиксе полного страдательного
причастия прошедшего времени пишется две буквы Н, т.к. слово образовано от
глагола несовершенного вида

17

1)  БЕЗВЕТРЕННЫЙ — в суффиксе -ЕНН- прилагательного, образованного
от  существительного, пишется НН

2)  ПОЗИЦИЯ — в окончании существительного после Ц пишется И

3)  ПЛАТЬИЦЕ — в окончаниях существ-ных после шипящих и Ц под
ударением пишется О, в безударном положении Е

4)  ПО-ЗИМНЕМУ (оденусь) — наречие с приставкой ПО- и суффиксом
-ОМУ- пишется  через дефис

5)  ЗДАНИЕ — в приставке пишется буква 3, так как корень
начинается со звонкого согласного

18

1)   ЛЕКАРСТВЕННЫЙ — в прилагательном, образованном при помощи
суффикса -Н- от существительных с основой на -Н, пишется НН

2)   СУШЕННАЯ на солнце дыня — в суффиксе отымённого
прилагательного -ЁНН- пишется две буквы НН

3)   ТОЖЕ – слово всегда пишется слитно

4)
ВСЛЕДСТВИЕ (дождя) —  это предлог, поэтому слово пишется слитно и на конце
буква Е

5)
ВПЯТЕРОМ – это наречие, которое пишется слитно

19

1) ДАЛЕКО НЕ ПРАЗДНЫЙ — НЕ с
прилагательным  пишется раздельно при наличии слова с усилительным значением

2)СДЕЛАЙ-КА –
частица -КА с глаголами пишется через дефис

3)  МЕДЛЕННО (шёл) – в наречии на -о(-е) пишется столько же
Н, сколько в слове, от которого оно образовано

4)  НЕЧИЩЕНЫЙ (пол) — отглагольное прилагательное с приставкой
соверш. вида пишется с одной буквой Н

5)   ПРИСТЕГНУТЬ —в приставке ПРИ- пишется
И, потому что она сходна по значению с наречием ОЧЕНЬ

20

1)   ДЕРЕВЯННЫЙ — правописание суффикса в прилаг-ном не
определяется правилом (является исключением)

2)   СЖАТЬ — в приставке перед звонким согласным корня пишется С

3)   НЕ ВЫУЧЕННОЕ учеником правило — частица пишется с причастием
раздельно при наличии зависимого от причастия слова

4)   НЕ С КЕМ – неопределённое  местоимение с предлогом пишется
раздельно

5)   ЗАМУЖ — имя существительное м.р. пишется без -Ь

Пунктуационный анализ.

Укажите цифры, на месте которых должны
стоять запятые.

1.    
Пришёл
Грузов (1) малый лет пятнадцати (2)с жёлтым(3) испитым лицом(4) арестантским
лицом(5) сидевший в первых двух классах уже четыре года(6) — один из первых
силачей возраста. Ему объяснили(7) зачем звали. Он самоуверенно взялся за
пуговицу(8) и стал её с ожесточением крутить.

2. Дед побежал за зайцем. Он бежал (1) плакал
от страха(2) и кричал: «Погоди (3) милый (4) не беги шибко!» Когда они выбежали
из леса к озеру (5) заяц и дед (6) — оба упали от усталости.

— Да,(7) — сказал дед (8)
поглядывая на самовар так сердито(9) будто самовар был всему виной (10) — да
(11) а перед тем зайцем (12) выходит (13) я сильно провинился (14) милый
человек.

3. По стенам(1) как живые (2) шевелились
белые(3) червеобразные корни от светлых поднимающихся струй (4) и пугливый
лягушонок сидел (5) уцепившись за лист(6) и закрыв от страха глаза. Смыкаясь
головами(7) и не дыша (8) мы тихо смотрели в глубь родника.

— Не знаю. Родился (10) может
быть.

Вечерело (11) и мы пошли к
станции.

4. В ту минуту (1) когда Толик пришёл в
себя (2) вокруг никого не было. Парни бегали под тополем (3) там (4) где зимой
играли в хоккей. Кто-то широкоплечий и складный стремительно настигал то одного
(5) то другого (6) и парни падали (7) как кегли.

Пунктуационный анализ.

Укажите цифры, на месте которых должны
стоять запятые.

1.    
Много лет
битая кобыла Машка вдруг зароптала (1) заходила на поводу перед своим хозяином
(2)блеснула расширенным зрачком (3) поднялась на задние ноги – неуверенно (4)
неумело поднялась (5) видать (6) с детства своего так не вставала (7) играя (8)
а тут поднялась (9) заржала диким (10) тоскливым голосом(11) и вдруг ударила
передними копытами своего хозяина.

2.    
Никого-то
он не любил(1) не щадил. Иззлобился (2) мотал свою душу (3) терзал свою кобылу
(4) а раньше всего (5) может (6) себя терзал (7) вычернил. Ах (8) дядька Мирон!
Пожалел бы ты кого! Может (9) в этом было твоё спасение!

3.    
Удивительно
(1) как один человек (2)может (3) начисто испортить настроение нескольким
людям. А эта девчоночка Надя (4) совсем букашка (5) по-моему (6) просто боится
возвращаться домой и (7) наверняка(8) будет околачиваться во дворе до самого
вечера (9) пока не вернутся с работы её родители.

4. Геолог (1) это рюкзак, ковбойка, песни
у костра. Жизнь геолога (2) это долгие месяцы кропотливой обработки материалов.
Нехоженые тропы –(3) не только красота горных ущелий (4) но ещё и полчища
таёжной мошкары. От неё не защищает ничто (5) ни специальная мазь (6) ни
накомарники! Жизнь врача-хирурга (7) долгая вереница рядовых операций.

  Орфографический
анализ.

  • Шире и уже как пишется
  • Широкоплечий мужчина как пишется
  • Шинель это рассказ в рассказе
  • Шинель неуверенность в себе сочинение
  • Шестьсот шестьдесят рублей как пишется