Шинель как аргумент для сочинения

В дополнение к итоговому сочинению по данной теме приводим аргументы из литературы! тихий дон м.а. шолохова главный герой романа тихий

В дополнение к итоговому сочинению по данной теме приводим аргументы из литературы!

«Тихий Дон» М.А. Шолохова

Главный герой романа «Тихий Дон» – Григорий Мелехов рос обычным юношей. Он был добрым и честным мальчишкой. Сострадание Грише было не чуждо. Автором живо, ярко описана сцена, это подтверждающая. Парень косил траву и не заметил в зарослях цыпленка, обезглавив его. Он бережно, с невыносимым чувством жалости и вины, держит в руках погибшее маленькое существо. Боль, мука героя передается даже читателю.

Аргументы Доброта и ЖестокостьЛюбовь молодого человека настигла внезапно, неведомое, сильное, запретное чувство. Сердце навсегда было отдано красивой, сильной, молодой, но замужней казачке Аксинье. Но властный отец, чтобы избежать стыда и позора, срочно находит сыну невесту. Насильно женит на юной, невинной девушке – Наталье Коршуновой. Ей давно нравился красивый, статный, веселый Григорий. Она знает, что не мила ему, но на брак решается.

Мелехов младший не смог полюбить жену, злился на нее. Тирания отца, его властный поступок пробудили жестокость в сыне. Молодой мужчина оставляет жену, понимая какой позор на нее ляжет, какие муки придется вынести. Но его собственные страдания, неустроенность жизни, боль притупляют сочувствие, сострадание к другим.

Еще большую черствость, жестокость в душе героя взращивает война. Григорий, как истинный казак, самоотверженно бросается в бой с неприятелем, защищая родную землю, страну и собственную семью. На груди уже блестят награды. Но это не приносит удовлетворения и радости. Мужчина понимает, что правительство безразлично к судьбам народа великого Дона. Приходит осознание бессмысленности войны личной и государственной. Слишком поздно и тяжело дается понимание, что жестокость не приносит счастья. М.А. Шолохов доказывает читателю на примере главного героя, что только доброта дарит гармонию и покой в душе.

«Шинель» Н. В. Гоголя

Н.В. Гоголь в своей известной повести «Шинель» знакомит нас с мелким чиновником. Участь его несчастна. Герой живет в мире жестокости, где мнение о человеке, отношение к нему определяется его материальным, служебным статусом и внешним видом. Встречают здесь исключительно «по одежке». Над добрым, безобидным, спокойным Акакием Акакиевичем смеются сослуживцы, даже самые молодые, вновь прибывшие в департамент. Неудивительно, ведь он покорно, бессловесно переписывает бумаги. А одет он жутко бедно. Его старенькая шинель давно прохудилась, заплаты ставить негде, что лишает ее гордого звания. Все называют ее капот. Тогда, как шинель для чиновника – гордость, а не только форма одежды.

Башмачкину путем жесткой экономии удается скопить на новую шинель. На него сразу начинают смотреть по-другому, даже зовут в гости в богатый район Петербурга. Но в мире, где царит жестокость, нет места справедливости. У Акакия Акакиевича отнимают шинель. И никто не хочет ему помочь. Нигде он не находит защиты, понимания, справедливости.

Добрый и милый старенький чиновник умирает. Но появляется жестокий призрак, который карает жителей Петербурга за равнодушие, похищая у всех шинели. Таким образом, Н.В. Гоголь показал как легко можно погубить добро, трансформировать его в жестокость.

«Тарас Бульба» Н.В. Гоголя

Главный герой повести Н.В. Гоголя – Тарас Бульба не был жестоким человеком. Но он был властным в семье и доблестным воякой на поле сражений. Честь казака превыше всего. А беспощадность к врагу для настоящего казака не жестокость, а необходимость. Поэтому его расстраивает доброта сыновей. Он берет их в бой, чтобы перевоспитать.

Андрей же сильно отличается от отца. Он помогает девушке, в которую влюблен, спасает ее от голода. А после и вовсе бежит из военного лагеря, прихватив мешок хлеба для голодающих поляков. Суровый отец считает этот поступок предательством. За что расправляется с сыном.

То, что совершил Андрей относится к его внутренней доброте. Женщины, дети и старики не воюют, это мирное население. Но им приходить страдать, умирать во время битвы. Андрей понимает несправедливость происходящего. Любовь, чувство справедливости, сострадание оказываются сильнее воинского долга и страха перед отцом. Тарас не может этого понять. Он выбирает путь жестокости по отношению к сыну.

«Не стреляйте белых лебедей» Б. Васильева

В повести Бориса Васильева «Не стреляйте белых лебедей» мы встречаемся с Егором Полушкиным. В деревне все, даже собственная жена называют его Бедоносцем. А все потому, что не мог он ни одно дело без души делать, а значит качественно, но долго выходило. А когда лесником стал, не смог стерпеть бессмысленную и ужасную жестокость над лебедями. Егор проявляет себя как настоящий боец за охрану природы. Отправился один ночью на озеро бороться с браконьерами. И погиб.

Доброта редко бывает выгодна, часто приносит неприятности, беды своим носителям. Но даже погибая, они понимают, что все было не зря. Что благодаря им жестокости в мире стало меньше.

«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» появляется самый противоречивый герой отечественной литературы. Родион Раскольников не был плохим человеком, отрицательным персонажем, каких мы привыкли встречать в книгах. Это обычный студент, бедный юноша, которому хочется посочувствовать. Но молодой человек рассуждает имеет ли право на жестокость, решая, что все же имеет. Его преступление нельзя ничем оправдать. Помимо вредной процентщицы, он убивает ее невинную беременную сестру, ставшую невольной свидетельницей расправы. В романе показан долгий путь осознания, раскаяния и очищения жестокого убийцы.

Даниил Романович | Просмотров: 2.2k | Оценить:

Преступление и наказание действительно является «вечной темой», поскольку она актуальна для всех времен и народов. Преступления можно рассмотреть как социальное явление, которое приводит общество к определенным последствиям, и как нравственное явление, за которое человек испытывает угрызения совести, стыдится и раскаивается. «Преступление» и «наказание» – понятия, которые находятся в тесной связи как с правовыми понятиями закона и ответственности, так и с нравственными понятиями вины, стыда, возмездия, совести и раскаяния.
Тема преступления и наказания отражается во многих художественных произведениях отечественных и зарубежных писателей и драматургов.

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон», показывая кровопролитные действия Гражданской войны, выражает мысль о том, что Гражданская война является самым жестоким и самым серьезным преступлением против народа.

Центральный персонаж Григорий Мелехов, вынужденный принимать участие в революционных событиях и событиях Гражданской войны, первоначально не может забыть свое первое убийство, но уже потом он не считает, сколько было убито людей. Авторское недовольство войной видно в следующей фразе: «Человека убить иному, какой руку на этом деле наломал, легше, чем вшу раздавить. Подешевел человек за революцию». В ходе повествования оказываются убитыми настолько большое количество персонажей, что невозможно запомнить не только имена погибших, но и их количество.

Автор демонстрирует чудовищность Гражданской войны, которая разрушает семейные, любовные и дружеские ценности, поскольку из-за разных политических взглядов соседи, друзья, члены одного семейства встают друг против друга. В романе-эпопее выражается мысль о том, что война делает людей жестокими, они привыкают к совершению убийств, война порождает ненависть между людьми, между представителями одного народа, между членами одной семьи. Петр Мелехов отмечает: «Ты гляди, как народ разделили, гады! Будто с плугом проехались: один – в одну сторону, другой – в другую, как под лемешом».

М.А. Шолохов показывает, что Гражданская война – это время для отдельных преступлений. Во время войны «красные» и «белые» не только убивали друг друга, но и, пользуясь царствующим беззаконием и вседозволенностью, совершали грабежи и воровство, применяли насилие к окружающим, в том числе и к мирным людям. Подтелков утверждает, что «разбойника и контрреволюционера» Чернецова нужно обязательно наказать, чтобы «другим неповадно было». Старшина карательного отряда, члены которого не чувствовали угрызений совести, убивая пожилых людей и маленьких детей, Прянишков называл Митьку Коршунова «драконом, а не человеком», поскольку тот не брезговал убивать большевиков, дезертиров и предателей. Жестока сцена группового изнасилования Франи. Мирные жители совершенно не рады Гражданской войне: «И когда уж вы с нашей шеи слезете? То вам дай, это подай… Одни приедут – зерна требуют, другие приедут – тоже тянут и волокут все, что глазом накинут».

В.Г. Распутин «Уроки французского»

В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» показано, что на один и тот же поступок учительницы Лидии Михайловны два персонажа смотрят по-разному.

Желая помочь нуждающемуся ученику, который, чтобы не голодать, играет в игры на деньги с другими школьниками, Лидия Михайловна не говорит об этом директору, а старается помочь ему своими силами. Учительница приглашает рассказчика не только для того чтобы помочь ему в учебе, но и для того чтобы накормить его. Лидия Михайловна отправляет ученику посылку с едой, однако из-за чувства собственного достоинства тот отказывается от нее. Но Лидия Михайловна не останавливается в попытках помочь герою, она придумывает некоторую хитрость, предлагая рассказчику играть с ней в «замеряшки», где выигравший получает деньги. Учительница имела следующую цель: проигрывать мальчику для того, чтобы он получал деньги и тратил их на еду.

Так, во время процесса игры в «замеряшки» в комнату Лидии Михайловны зашел директор Василий Андреевич, который даже не попытался понять причин поступка Лидии Михайловны, сразу же отреагировав на него негативно. Василий Андреевич называет поступок учительницы преступлением, растлением и совращением. В ходе повествования читатель понимает, что директор уволил Лидию Михайловну, которая была не только хорошим учителем, но и прекрасным человеком, дававшим школьникам уроки доброты и милосердия.

Если Василий Андреевич считает поступок Лидии Михайловны настоящим преступлением, но другое отношение к нему было у рассказчика, который вспоминал свои школьные годы уже во взрослом возрасте. Рассказчик с теплотой вспоминает свою учительницу французского языка, которая не только привила у него любовь к предмету, но и научила его урокам нравственности. То, что сделала для рассказчика Лидия Михайловна, навсегда осталось в его памяти. Рассказчик ценит то, что ради того, чтобы помочь ему преодолеть послевоенные трудности в виде голода, она пожертвовала собственной карьерой. Через отношение рассказчика к поступку Лидии Михайловны выражается авторская позиция: игра в «замеряшки» была подвигом учительницы, а не преступлением, как это оценил директор школы, который заметил только отрицательные моменты в поступке Лидии Михайловны, не обратив внимания на то добро, которое несла учительница.

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

В «маленькой трагедии» А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» показано, что Сальери, завидуя Моцарту, совершает против него преступление, лишая его жизни. В произведении большее внимание уделяется не образу Моцарта, а образу Сальери, что говорит об авторском интересе к личности преступника.

А.С. Пушкин показывает, что Сальери решается на убийство Моцарта из-за тщеславия, стремления к величию, намерения показать собственное превосходство, желания быть лучше всех остальных. Сальери хочет стать великим музыкантом, но для этого, как он считает, ему нужно отсутствие талантливого Моцарта. Автор демонстрирует, что Сальери не был великим человеком и никогда не смог бы им стать из-за отсутствия огромного таланта и даже гениальности, которыми владел Моцарт, однако Сальери, решаясь на убийство Моцарта, хотел доказать самому себе, что он является великим.

В «Моцарте и Сальери» внимание обращается не только на то, что Сальери убивает гениального творца искусства, равных которому было сложно найти, но и на то, что Сальери убивает человека. А.С. Пушкин считает противоестественным то, что один человек уверен в том, что он имеет право распоряжаться жизнями других людей. Сальери идет на преступление против самого Бога, которое ничем нельзя оправдать. Убийство Моцарта – стремление Сальери сравняться с Богом, чтобы подчеркнуть свое величие.

Сальери признается, что носит с собой яд уже восемнадцать лет, что говорит о том, что убийство Моцарта – не внезапное, не случайное преступление, совершенное в состоянии аффекта, а преступление, давно спланированное, имеющее свои корыстные цели. Сальери убивает Моцарта не на дуэли, для гениального творца оно становится внезапным.

В произведении авторская позиция выражается с помощью размышлений Моцарта: «А гений и злодейство – // Две вещи несовместимые». Удивительно, что именно после этих слов Сальери бросает в стакан Моцарта яд. Размышления Моцарта о несовместимости гения и злодейства не рождают в Сальери чувство стыда и осознания ужаса поступка, который он собирался совершить, наоборот, они подталкивают Сальери, который пытается доказать самому себе, что слова Моцарта ошибочны. Неслучайно в рассуждениях Сальери появляется образ Микеланджело Буонаротти, который, согласно легенде, убил натурщика, чтобы создать скульптуру «Пьета».

Однако Сальери задается вопросом: неужели мысль о том, что «Бонаротти» – убийца, является «сказкой тупой, бессмысленной толпы», что на самом деле он не был убийцей? Больше всего Сальери после смерти Моцарта волнует следующий вопрос: «Но ужель он прав, // И я не гений?». Автор показывает, что убийство Моцарта не поможет Сальери стать известным и величественным гением.

М.Ю. Лермонтов «Демон»

В поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» показано, что Демон, изгнанный из рая, влюбляется в девушку Тамару, при первом же взгляде на нее почувствовав «неизъяснимое волненье» и постигнув «святыню любви, добра и красоты». Из-за любви к Тамаре Демон делает ее своею жертвой.

Но Тамара пытается противиться возникшим у нее чувствам к Демону. Героиня предпринимает попытки найти покой, поэтому она умоляет отца отправить ее в монастырь. Тамара боится совершить грех, поэтому она делает всяческие попытки оградить себя от него, защитить себя от искушения «духа лукавого». Тамара хочет остаться верной Богу, она боится стать «жертвой злой отравы». Героиня не хочет совершать преступление против Бога.

Однако даже служба в монастыре не спасает Тамару от любовного чувства к Демону. Поверив его обещаниям и клятвам, Тамара дарит Демону поцелуй. Автор подчеркивает, что «проступок» Тамары был совершен в результате «сомнений», который она, будучи человеком, не могла противиться. За свое преступление Тамара получает смерть.

Но преступление Тамары по-другому оценивается самим Богом. Ангел спускается за душой Тамары, чтобы забрать ее в рай. М. Ю. Лермонтов показывает, что Тамара получила прощение от Бога, потому как она раскаялась в совершенном грехе, осознав всю необходимость верности Богу. На примере Тамары автор выражает мысль о том, что с помощью раскаяния и верности Богу можно заслужить божественное прощение.

В отличие от Тамары, Демону получить прощение от Бога не удается. Причиной непрощения становится гордыня Демона, которая и стала причиной, по которой в свое время он был отречен от небес. Даже любовь к Тамаре не избавляет Демона от надменности и гордыни, от желания противостоять Богу. Преступление Демона оказывается непрощенным из-за отсутствия раскаяния.

М.Ю. Лермонтов показывает: преступления совершили оба персонажа: и Демон, и Тамара. Однако только Тамара получает божественное прощение, в то время как Демон так и остался в полном одиночестве, не имея возможности обрести гармонию с мирозданием и с самим собой. Автор отвечает на вопрос, почему происходит именно так, выражая мысль о необходимости верности Богу и важности любви к нему. Герои поэмы «Демон», по мнению автора, получили то, что они заслужили. Горделивый бунтарь, противостоящий самому Богу, остается обреченным на вечные мучения и одиночество, в то время как раскаявшаяся в грехе Тамара попадает в рай.

Н.В. Гоголь «Шинель»

Проблема преступления и наказания находит отражение в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Автор показывает, как по отношению к «маленькому человеку» Акакию Акакиевичу Башмачкину общество совершает различные преступления.

Сослуживцы «вечного титулярного советника» Башмачкина постоянно шутят над ним, смеются над его поведением и даже всячески издеваются. Их поступки можно назвать не только аморальными, но и противозаконными, поскольку они оскорбляют честь и достоинство другого человека и приносят ему вред.

Истинными преступниками по отношению к Акакию Акакиевичу становятся незнакомцы, которые крадут шинель в морозный петербургский вечер, обрекая его на нахождение на улице в жуткий холод. Конфликт Башмачкина с обществом нарастает по причине того, что у него крадут шинель, о которой он долго мечтал и на которую он так долго копил, во многом себе отказывая и ограничивая себя во многих предметах первой необходимости. Шинель крадут в первый день, когда Башмачкин получил ее, истратив все свои денежные накопления.

Еще более жестоким преступлением становится то, что Акакий Акакиевич оказывается без поддержки государства. «Значительное лицо», к которому приходит Башмачкин с целью получения помощи в ситуации с кражей шинели, ничего не сделало для того, чтобы найти украденную шинель. «Значительное лицо» закрыло глаза на преступление, совершенное незнакомцами-ворами, и не исполнило свою обязанность в защите граждан и их безопасности. Автор показывает, что власть, бездействуя, фактически поощряет совершенное преступление. «Значительному лицу» было все равно на то, как Башмачкин будет перемещаться по морозному Петербургу без верхней одежды. Получается, что и «значительное лицо», являясь представителем власти, совершило преступление. Н.В. Гоголь демонстрирует: если даже представители власти совершают преступления по отношению к простым гражданам, то все общество преступно, в нем царствует несправедливость. Общество, в котором власть не борется против преступности, рождает еще большее количество преступников, которые будут уверены в своей безнаказанности и вседозволенности.

Кража новой шинели, которая для него много значила, равнодушное отношение «значительного лица» к делу о краже, невозможность вернуть шинель и добиться справедливости приводят к тому, что Акакий Акакиевич Башмачкин заболевает и умирает.

Однако в финале повести показано, что «значительное лицо» и ему подобные все же получают наказание за равнодушие и жестокость. Привидение умершего Башмачкина срывает со «значительного лица» шинель, бросая тем самым вызов преступному обществу.

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»

Основой сюжета повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» является то, что государство ради строительства гидроэлектростанции, которая нужна для оснащения всей страны энергией, хочет затопить деревню-остров Матеру. Для этого оно занимается переселением жителей Матеры в город. Автор показывает, что молодые люди рады переехать из деревни в город, многие из них положительно относятся к техническому прогрессу в виде строительства ГЭС, кто-то и вовсе помогает в разрушении домов на территории острова, получая за это компенсацию.

В.Г. Распутин показывает, что ради технического прогресса люди готовы затопить целые края, уничтожив вместе с ними всех находящихся там представителей флоры и фауны. В повести выражается мысль о жестокости людей, которые ради достижения своих целей и удовлетворения собственных потребностей готовы пойти на преступление против самой природы. Автор подчеркивает, что люди, затапливая Матеру, приносят вред не только природе, но и самим себе, поскольку уничтожение животного и растительного миров и строительство гидроэлектростанции не может положительно сказаться на экологической ситуации в стране и на всей планете. В повести показано преступление против всего человечества.

Аморальным является и то, что люди, поддерживающие технический прогресс в виде строительства ГЭС, тем самым поддерживают затопление могил своих захороненных близких родственников и далеких предков. Безнравственно также то, что представители молодого поколения спокойно и даже с радостью покидают свою малую родину, с которой связано их детство и жизнь родственников, равнодушно относясь к ее затоплению. Незаинтересованные в сохранении связи со своими предками и с природой, безразлично относясь к чувствам родителей, бабушек и дедушек, они самостоятельно лишают себя нравственных начал. Внук старухи Дарьи Андрей удивился просьбе бабушки перезахоронить умерших родных и близких, он вопрошал: «неужто правда, как они говорят, придется отрывать могилы и выгребать то, что осталось от покойников, похороненных давным-давно, когда еще и его не было на свете? Зачем?».

В.Г. Распутин находится на стороне представителей старшего поколения, которые негативно относятся к затоплению Матеры и переезду в город, которые против безнравственного и даже преступного отношения к малой родине, природе и человеку.

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» продемонстрированы трагичные взаимоотношения между богатым дворянином Эрастом и крестьянкой Лизой. В произведении нет четкого выражения мысли о том, что причиной расставания послужило социальное неравенство, однако читатель понимает, что принадлежность Эраста к дворянской среде, а Лизы – к крестьянской, играло важную роль в их отношениях, поскольку брак между дворянином и крестьянкой в те времена считался недопустимым. Эраст не стал бороться с общественной несправедливостью, не позволяющей ему быть счастливым рядом с крестьянкой, его чувства постепенно угасали. Ошибкой Эраста было то, что он честно и правдиво не рассказал Лизе о том, что у него исчезли чувства к ней. Вместо этого он обманул ее, говоря о том, что «он всегда будет любить милую Лизу», что после возвращения со службы он «уже никогда с нею не расстанется». На самом деле Эраст, «отягченный долгами», думал о том, чтобы жениться на богатой пожилой вдове, чтобы «поправить свои обстоятельства».

Узнав о том, что Эраст собирается жениться на другой, поняв, что он больше не любит ее, Лиза, мучавшаяся от предательства любимого человека, совершает самоубийство. Эраст почувствовал свою вину в случившемся. В повествовании говорится о том, что герой, узнав о судьбе бедной Лизы, «не мог утешиться и почитал себя убийцею». Эраст понимал, что его ошибочные действия привели к трагическим последствиям. Совесть не позволяла Эрасту быть счастливым: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив». О несчастном существовании Эраста читатель узнает со слов рассказчика, которому герой рассказал историю своих взаимоотношений с Лизой.

Эраст не убивал Лизу собственными руками, поэтому он не получил наказания в соответствии с законом, однако без наказания он не остался. Эраст неравнодушно относится к гибели Лизы, он тяготится тем, что произошло. Автор показывает, что несчастная жизнь и «почитание себя убийцей» – наказание Эраста за обман и предательство Лизы, которые довели ее до самоубийства.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» показано, что Андрий, сын центрального персонажа Тараса Бульбы, оказывается перед нравственным выбором: быть верным Родине или перейти на вражескую сторону из любви к панночке. Герой самостоятельно делает выбор в пользу второго варианта. Андрей, перейдя на сторону поляков, отрекается от собственной семьи и всего казачества.

Тарас Бульба как типичный представитель казачества того времени не может понять поступка Андрия, для него судьба Родины важнее собственного благополучия. Поэтому, когда Тарас Бульба встречает на поле боя Андрия, он принимает решение убить его. Данный поступок оценивается современными читателями неоднозначно, однако автор доказывает необходимость наказания Андрия, который предал семью, народ и Родину, который, перейдя на сторону поляков, воевал против своего же народа, «ничего не видя» и «не различая, кто пред ним был, свои или другие какие», думая только о том, что было «создано для безумных поцелуев».

При раскрытии образа Андрия Н.В. Гоголь отмечает, что герой умел с помощью своего изобретательного ума «увертываться от наказания». Однако «увернуться» от наказания за предательство Родины и казачества Андрию не удалось: во время битвы за поляков против казаков герой встречает Тараса Бульбу.

Н.В. Гоголь показывает, что при встрече с отцом на поле боя Андрий признает свою вину, понимая, что он является предателем и изменщиком. Андрий, увидев своего отца, «затрясся всем телом и вдруг стал бледен», его гнев к своим соотечественникам, против которых он теперь воевал, «в один миг пропал». В повествовании подробно описывается поведение Андрия в момент встречи с Тарасом Бульбой: он «утупил в землю очи», он «покорно, как ребенок, слез с коня и остановился ни жив ни мертв». Понимая, что он совершил предательство, за которое необходимо нести наказание, Андрий не мог уйти от него. Н.В. Гоголь показывает, что Андрий готов понести наказание за тот выбор, который он сделал ранее: он не раскаивается перед отцом, не просит у него милости, не пытается вернуться к казакам, не оправдывает свое поведение. Андрий верен собственному выбору до конца жизни, он готов нести за него ответственность, поэтому он погибает за свою любовь, произнося имя своей любимой панночки.

М. Горький «На дне»

Тема преступлений находит отражение в пьесе М. Горького «На дне».

Особое внимание автор уделяет людям «дна» жизни, среди которых есть и тюремщики, и воры, и убийцы. Сатин, Барон, Васька Пепел – три ночлежника, которые отбывали наказание в тюрьме. Барон оказывается там в результате траты казенного имущества. С рождения «окрещенный» вором Васька Пепел, отец которого почти всю жизнь просидел в тюрьмах, считает, что отец заказал ему такую же жизнь, он уже дважды побывал в тюрьме, а в финале произведения отправляется в тюрьму за убийство Костылева. Сатин почти пять лет сидел в тюрьме за то, что, заступившись за родную сестру, «убил подлеца в запальчивости и раздражении». Важен также в повествовании образ Бубнова, который сначала избивал свою жену, сошедшуюся с мастером, который работал у них в мастерской, а когда он начал думать о том, как бы ее «укокошить», вовремя одумался и ушел от жены, избавив себя от совершения преступления.

Однако еще большими преступлениями М. Горький считает деятельность так называемых «хозяев жизни» – Костылева и его жены Василисы, которые управляют ночлежкой, где живут люди «дна» жизни. Васька Пепел дважды оказывается в тюрьме по той причине, что его выдавал полиции Костылев, который был его сообщником в воровских делах. Костылев, вероятнее всего, указывал Ваське Пеплу место для кражи, а затем выкупал ворованное. Васька Пепел – лишь исполнитель преступления, заказанного Костылевым. Василиса на протяжении всей жизни избивает свою сестру Наташу, что также является преступлением. Однако Костылев и его жена чувствуют свою безнаказанность, поскольку дядя Василисы закрывает глаза на избиения Василисой Наташи, с его же молчаливого согласия идут воровские дела Васьки Пепла по заказу Костылевых. Автор показывает, что Василиса обладает еще большей жестокостью, чем ее муж. Она пытается уговорить Ваську Пепла избавиться от Костылева, предлагая ему взамен дать уйти вместе с Наташей. Несмотря на отказ Васьки Пепла, Василиса делает все возможное для того, чтобы исполнить желаемое: по ее инициативе между Костылевым и Васькой Пеплом начинается конфликт, который заканчивается тем, что Васька Пепел убивает Костылева, за что его и отправляют в тюрьму.

М. Горький показывает, что за свои преступления получают наказания не только ночлежники Барон, Сатин и Васька Пепел, но и «хозяева жизни». Василиса оказывается в тюрьме как соучастница Васьки Пепла, а Костылев получает наказание в виде смерти.

В.А. Каверин «Два капитана»

В романе В.А. Каверина «Два капитана» важное место в системе отрицательных персонажей и в системе персонажей в целом занимает образ Татаринова Николая Антоныча.

В ходе повествования читатель узнает, что Николай Антоныч был влюблен в Марью Васильевну, жену двоюродного брата Татаринова Ивана Львовича. В.А. Каверин показывает, что для того чтобы быть вместе с Марьей Васильевной, Николай Антоныч совершает по-настоящему ужасный поступок, который можно назвать не только проявлением безнравственности, но и преступлением. Когда капитан Татаринов собирался в экспедицию, Николай Антоныч предложил ему свою помощь в снаряжении. Читатель видит, что Николай Антоныч настолько плохо снарядил экспедицию, что она потерпела поражение. Почти все члены экспедиции погибли. В.А. Каверин показывает, что для устранения мужа своей возлюбленной, для того чтобы ему не мешали устраивать любовные отношения с Марьей Васильевной, Николай Антоныч совершил преступление против нескольких десятков людей, которые отправлялись в экспедицию, даже не подозревая, что она плохо снаряжена. И за то, что он отправил десятки людей на гибель, Николай Антоныч не испытывал ни капли стыда, у него не было никаких угрызений совести. Двоюродному брату капитана пропавшей экспедиции удалось получить то, что он хотел: Марья Васильевна, смирившись с мыслью о гибели мужа, вышла замуж за Николая Антоныча, которому, несмотря на свое преступление, хватило смелости сказать Марье Васильевне, что она находится перед ним в долгу, поскольку он многое сделал для нее и для капитана Татаринова. Николай Антоныч косвенно становится убийцей и Марьи Васильевны, которая, узнав о том, что она вышла замуж за убийцу своего мужа, кончила жизнь самоубийством, в доведении к которому Николай Антоныч обвинил Саню Григорьева, сказавшего Марье Васильевне правду. Но даже самоубийство любимой женщины не заставляет Николая Антоныча признаться в вине и раскаяться в своем преступлении. Долгое время ему удается доказывать свою непричастность к пропаже экспедиции, перекладывая всю вину на Николая фон Вышимирского.

Однако преступления Николая Антоныча не остаются безнаказанными. Спустя годы центральному персонажу Сане Григорьеву удается найти пропавшую экспедицию и доказать причастность Николая Антоныча к ее гибели, о которой он говорил еще в школьные годы. В финале романа показано, как Саня Григорьев приводит неопровержимые факты причастности Николая Антоныча к гибели экспедиции, читая доклад о ее нахождении.

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

В романе Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», который является романом-предупреждением, показано, что с техническим прогрессом власть, стремящаяся к полному контролю жизни людей для сохранения власти в своих руках, совершает настоящие преступления против граждан. Личность не имеет никакого значения, все люди являются своеобразными копиями, не имеющими индивидуальности. Большинство героев романа являются несвободными людьми, не имеющими права выражать собственное «я». Сжигание книг, которыми занимаются пожарные, является не только преступлением против знаний и возможности людей получать информацию в любых сферах жизнедеятельности, но и преступлением против прошлого. Сжигание книг символизирует историческое забвение: прошлое переписывается тоталитарным государством так, чтобы это приносило ему определенную выгоду, заставляющую граждан подчиняться законам. Сжигая книги, общество уничтожает само себя, совершая преступление против всего человечества.

Центральный персонаж Гай Монтэг сначала также является преступником, поскольку он работает пожарным, уничтожающим книги. Однако знакомство с Клариссой Маклеланд заставляет Гая Монтэга начать по-другому оценивать окружающую действительность и деятельность государства. Главный герой продолжает свою работу по сжиганию книг, но делает это уже без энтузиазма, который был раньше. Гай Монтэг начинает сохранять книги, которые должен подвергать сжиганию. После он и вовсе восстает против государственной несправедливости, став частью группы, предпринимающей деятельность по возобновлению книгопечатания. За это он объявляется государством особо опасным преступником, которому объявляется война.

То, что Гай Монтэг, выступающий за свободу человека и его «я», становится преступником с позиции государства, говорит о том, что в тоталитарном государстве меняется понятие преступления. Большинство граждан доверяют власти, которая совершает настоящие преступления против них же, в то время как преступниками считаются борцы за свободу – Гай Монтэг и другие люди, заучивавшие содержание запрещенные книг, чтобы сохранить их.

Т. Драйзер «Американская трагедия»

В романе Т. Драйзера «Американская трагедия» показано, как Клайд Гриффитс с юности пытается выбиться в люди. Как-то раз он встречает своего дядю Сэмюэля Гриффитса, который владел фабрикой по производству воротничков, и взаимодействие с богатыми родственниками кажутся герою лучшим вариантом продвижения по карьерной и социальной лестнице. Главным условием работы на фабрике Гриффитса было то, чтобы «соблюдать приличия в отношениях с работницами».

Но Клайд Гриффитс нарушает данное правило, влюбившись в сотрудницу Роберту Олден и начав с ней любовные отношения в тайне ото всех.

Однако в их отношениях начинаются трудности, когда Клайд Гриффитс начинает близкое общение с Сондрой Финчли, которая находилась в высшем обществе. Центрального персонажа привлекают те перспективы, которые могли ему дать отношения с богатой наследницей и представительницей аристократией.

Клайд Гриффитс оказывается в тяжелом положении: Роберта Олден беременна, однако жениться на ней он не хочет, поскольку его не интересует брак с бедной девушкой, его привлекают выгодные отношения с Сондрой Финчли.

Именно в это время Клайд Гриффитс случайно видит газетную заметку о том, что двое, взяв на озере лодку, перевернулись и оказались в воде: тело женщины было найдено, а тело мужчины – нет. Эта заметка оказывает огромное влияние на внутренний мир Клайда Гриффитса, который от задумки подобной ситуации с Робертой предпринимает конкретные действия. Главный герой приглашает Роберту на озеро, чтобы совершить там преступление, однако уже в лодке он отказывается от этого замысла. Все же Роберта оказывается в воде: когда она пытается прикоснуться к Клайду, сидя в лодке, он случайно ударяет ее фотоаппаратом, в результате чего она падает в воду. Преступление Клайда Гриффитса в большей степени заключается в том, что он не помог Роберте выбраться из воды, несмотря на ее крики помощи.

За свое преступление Клайд Гриффитс несет наказание. В соответствии с судебным решением, главного героя казнят.

В романе «Американская трагедия», название которого весьма говорящее, показана порочность системы, при которой люди, желая разбогатеть и пробраться выше по карьерной лестнице, готовы пойти на все, даже на преступления против жизни окружающих людей. Поклонение материальным ценностям, как показывает Т. Драйзер, приводит к совершению преступлению, к гибели двух заложников системы – Роберты Олден и Клайда Гриффитса.

Таким образом, преступления – это то, что сопровождает человечество на протяжении всего времени его существования, поэтому тема преступления и следующего за ним правового или нравственного наказания является «вечной».


  1. Н.В. Гоголь «Шинель». Поможет ли чтение книги познать себя? В повести Н.В. Гоголя, помимо главного героя, есть интересный второстепенный персонаж, на которого хотелось бы обратить внимание. Главный герой Акакий Акакиевич — бедный и бесправный чиновник. Из-за своего униженного положения он подвергается насмешкам и издевательствам не только со стороны начальства, но и от своих же сослуживцев. Когда шутники уж слишком расходятся, когда, как пишет автор, «слишком была невыносима шутка» или мешают ему работать, герой только жалобно просит: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И вот тут и появляется странный молодой человек, который единственный из всех прекращает издевательства над товарищем. Мало того, Гоголь упоминает, что юноша отвернулся от тех, кого ошибочно принял за приличных, светских людей. Он осудил их поведение, а в жалобных словах Акакия Акакиевича услышал важное «Я брат твой». В этот момент открылась молодому чиновнику страшная истина о том, «как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости». На всю жизнь запомнил он эту истину — и, наверное, уже никогда не позволит себе смеяться над униженными жизнью людьми. Мысль о душевной подлости человека, унижающего другого только потому, что тот беден и бесправен, — актуальна и в наше время. Читая повесть «Шинель», мы можем спросить самих себя: не поддерживаем ли мы такое отношение к человеку иногда? Не пасуем ли перед толпой тех, кто издевается над слабым? Ответ на эти вопросы поможет познать самого себя и изменить отношение к миру. 
  2. О. Уайльд «Портрет Дориана Грея». Что необходимо художественному произведению, чтобы стать классикой? Классические произведения искусства — золотой фонд культуры, который отобран временем. Они выступают в качестве нравственного и культурного ориентира в любую эпоху. Поэтому, в первую очередь, они должны поднимать вечные вопросы. Повесть О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» рассказывает о судьбе молодого человека, обладавшего ангельской красотой. Возможно, судьба его могла бы сложиться иначе, если бы он не повстречал лорда Генри — светского циника. Дориан, очарованный манерами и философией Лорда Генри, перенял от него крайний эгоизм и привычку считать других людей игрушками в своих руках. При этом Дориан боится постареть и утратить свою красоту — ведь именно благодаря ей его жизнь так приятна и легка. Вот тут и появляется художник, нарисовавший портрет юного Грея. Мистика портрета в том, что он стареет вместо Дориана, герой же остается вечно молодым и прекрасным. Уайльд показывает, как постепенно герой превращается в настоящее чудовище, с легкостью губящее жизнь других людей. Однажды он убивает автора собственного портрета. Вернувшись домой, Грей подходит к холсту — и видит на нем отвратительного жестокого старика. В ярости он набрасывается на портрет. Утром его находят мертвым в комнате, но… всех удивляет странность: на полу лежит мертвый старик — а на портрете изображен Дориан в юности, с ангельской внешностью. Каждому вернулось его естество. Какие вечные вопросы поднимает Уайльд в этой книге? Имеет ли право человек распоряжаться чужими жизнями? Должен ли человек бездумно поддаваться влиянию других? Может ли произведение искусства отразить внутренний мир человека? Наверное, каждый читатель откроет для себя свое в повести Оскара Уайльда в любую эпоху.
  3. А. Грин «Алые паруса». Может ли прочитанная книга изменить отношение к жизни? Замечательная повесть Александра Грина рассказывает о судьбе романтической героини Ассоль. Живущая в бедной рыбацкой деревушке, девочка рано лишилась матери и воспитывается отцом. Лонгрен однажды сделал маленькую деревянную игрушку — кораблик с алыми парусами. Ассоль она полюбилась. Встретившись однажды с собирателем сказок и преданий стариком Эглем, она показала ему эту игрушку. Эгль предрек девочке, что на таком корабле с алыми парусами она однажды отправится со своим возлюбленным в далекую и прекрасную страну. С тех пор Ассоль постоянно жила в ожидании чуда. Над ней смеялись жители поселка, она была постоянно одинока — люди считали ее сумасшедшей. А Ассоль продолжала верить и ждать. И корабль действительно приплыл к девушке, капитаном его был богатый молодой человек Грэй. Однажды увидев юную Ассоль, он полюбил ее и узнал от жителей поселка о ее мечте. Эта книга поможет многим, разочаровавшимся в успехе, понять, что нужно верить в себя, не обращать внимания на скептиков — и судьба обязательно подарит человеку его мечту!
  4. Н.В. Гоголь «Портрет». Должно ли искусство отвечать на острые вопросы современности? Герой повести Н.В. Гоголя — художник Чартков. Он беден, постоянно в поиске работы.      Случайно найденный им в лавке портрет мистическим образом меняет его жизнь. Найденные за рамой картины в тайнике деньги становятся хорошим подспорьем: художник переезжает в удобную квартиру, заказывает себе рекламу. Начинаются первые заказы, в том числе от богатых людей. Вначале Чартков старается показать свой талант, выписывает каждую деталь, по-настоящему творит. Однако скоро понимает, что больше платят не за точный портрет, а за изображение, которое льстит своему владельцу. И постепенно в погоне за наживой он превращается в ремесленника: рисует небрежно, быстро. Но так, чтобы заказчикам нравилось. Однажды он попадает на выставку своего давнего друга, с которым они вместе учились в академии. Чартков поражен: его товарищ-художник за это время развил свой талант, его картины живые, он рисует реальную жизнь и людей. Герой повести вдруг осознает, что продал свой талант, растратил его впустую. В помешательстве он заболевает, затем начинает покупать картины молодых художников, чтобы уничтожать их произведения. Смерть от чахотки прекращает его страдания. Н. В. Гоголь показывает, что искусство не должно иметь своей целью наживу. Смысл жизни художника — в отражении жизни, в том, чтобы его творчество будило мысль человека во все времена. Правда — вот настоящее содержание любого произведения искусства. 
  5. Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном». Всякое ли чтение благо? В цикле эссе «Письма о добром и прекрасном» академик Д.С. Лихачев размышляет над многими волнующими вопросами. В их числе вопрос о сути чтения. Конечно, автор призывает людей любить читать. Однако чтение при этом должно быть осмысленным, не пустым. Что это означает? Прежде всего то, что чтение не должно быть случайным, книги нужно отбирать по своим интересам и по тому, чем они могут обогатить человека. Читать всю жизнь детские журналы несерьезно, правда? Осмысленное чтение, по мнению автора, — это ни в коем случае не чтение по диагонали, поэтому Д.С. Лихачев против так называемого «скорочтения». Диагональный просмотр вреден потому, что мы гарантированно пропускаем нечто важное в логике развития мысли писателя — сумеем ли мы в этом случае верно понять книгу? Д.С. Лихачев призывает читать «с интересом и не торопясь» — только осмысленное чтение он считает полезным. Умную и полезную книгу не стоит искать исключительно в списке классической литературы. Автор «Писем о добром и прекрасном» считает современных писателей также заслуживающими внимания, если это интересная для читателя книга. Поэтому Д.С. Лихачев призывает не бросаться читать каждую модную книгу, нужно сформировать свои читательские интересы, понять, что нас развивает, а что отбрасывает назад. Только такое чтение будет благом. 
  6. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». «Высшая задача таланта — своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни» (В.О. Ключевский). Какое произведение, по вашему мнению, соответствует данному критерию? Роман Ф.М. Достоевского — это не только книга о преступлении Раскольникова: на фоне расследования убийства писатель раскрывает свое представление о цели и смысле человеческой жизни. Практически каждый герой романа так или иначе высказывается на эту тему. Кроме того, главное событие произведения — убийство старухи и ее племянницы Лизаветы — ставит вопрос о ценности жизни, о решении дилеммы «одна жизнь — и тысячи жизней взамен». Соня Мармеладова смысл своей жизни видит в следовании путем веры и сострадания. Она начинает свой путь со спасения своей семьи страшной ценой унижения — однако именно Соня становится идеальной героиней романа. Она спасает и душу Раскольникова. В финале романа ему, пришедшему к вере и отказавшемуся от своей преступной теории, открываются горизонты новой жизни. Смысл этой жизни в утверждении справедливости не путем насилия, а путем добра и сострадания. Возможно, это идеалистическое представление о реальности, однако не только о христианстве говорит писатель. Вспомним такого героя как Свидригайлов: негодяй, циник, на счету которого, судя по его снам, —страшное преступление, насилие над ребенком. Однако и он приходит к вопросу смысла жизни. В одном из разговоров с Раскольниковым герой размышляет о вечности: Нам вот все представляется вечность как …что-то огромное, огромное! И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность». Страшно жить, если вечность представляется комнатой с пауками… Свидригайлов чувствует, что должен быть в жизни человека некий высокий смысл, она должна быть одухотворенной. Он этого смысла не нашел. И не вынес такого существования. Свидригайлов кончает жизнь самоубийством. По мнению писателя, жизнь, не освященная высокой целью, недостойна человека. Этой целью может быть не только вера, но и наука, творчество, труд, любовь, добро.
  7. А.И. Куприн «Гранатовый браслет». Может ли музыка отразить то, что неподвластно человеческой речи? Красивая и печальная история любви рассказана Куприным в этом произведении. Бедный чиновник со смешной фамилией Желтков влюбился в светскую даму, княгиню Веру Николаевну. Он прекрасно понимает пропасть между ними и невозможность ответного чувства. Однако не может бороться с силой любви. Желтков присылает ей в подарок браслет старинной работы, доставшийся ему от бабушки, с удивительными гранатами. В середине сиял редкий зеленый гранат — считалось, что этот камень наделяет женщин даром предвидения, а мужчин хранит от насильственной смерти. Передав Вере этот камень, Желтков как будто снял с себя мистическую защиту. Вскоре, не выдержав груза невозможной любви, герой кончает жизнь самоубийством. Вера, потрясенная судьбой так сильно любившего ее человека, приходит проститься с ним и получает от хозяйки квартиры его предсмертное письмо. В нем — просьба сыграть в память о нем вторую сонату Бетховена. Вера исполняет последнее желание погибшего, и музыка облегчает ее страдания, она словно слышит его голос, снова говорящий ей о любви, вечной, неподвластной смерти. Слова, которые не смог сказать ей Желтков лично, передала музыка Бетховена. Последняя глава повести целиком посвящена этому посмертному монологу. Плачущая Вера говорит обеспокоенной пианистке Женни Рейтер: «Ничего… Он простил меня теперь». Как много передала музыка! И слова о любви, и слова о прощении, и многое, многое, что теперь всегда будет с Верой….
  8. Л.Н. Толстой «Война и мир». Оноре де Бальзак говорил: «Хорошо написанные исторические романы стоят больше курсов истории». Можно ли согласиться с писателем? Знаменитый роман—эпопея «Война и мир» воссоздает эпоху 1812 года. Писатель рассказывает об историческом событии через призму судеб семей, ведь история — это не только даты, но и жизнь конкретных людей. Работая над романом, Л. Н. Толстой досконально изучил экспозицию войск Наполеона и Кутузова на Бородинском поле, проштудировал воспоминания участников сражения. И мы при слове Бородино представляем не сухие цифры и карты, а наполненные жизнью портреты участников. Вот капитан Тушин, маленький и незаметный человек, превращается в настоящего героя, просто и буднично выполняющего свой долг. Андрей Болконский получает смертельное ранение от упавшего в ряды резерва снаряда. Пьер Безухов, абсолютно не военный человек, оказывается среди сражающихся и начинает им помогать, подносит снаряды. И нам понятны чувства простых солдат, вначале смеявшихся над полным и неуклюжим барином, а потом признавших его за своего товарища. Автор показывает нам и партизанскую борьбу, «дубину народной войны», и мы запоминаем образы Долохова, Пети Ростова, старостихи Василисы, других героев войны. Автор показывает, что не только Бородинское сражение решило исход войны, но и единство всего народа. Рядом сражались дворянин, ополченец и солдат. Но свой вклад в защиту родины внесли и жители. Например, семья Ростовых по требованию Наташи отдает подводы, предназначенные для перевозки вещей в эвакуацию, под раненых. Можно сказать, что автор показывает нам более широкую панораму жизни народа, чем исторический труд с сухими фактами и цифрами. Кроме того, запоминаются яркие и достоверные образы людей, участвующих в истории. Поэтому можно согласиться с тем, что «Хорошо написанные исторические романы стоят больше курсов истории».
  9. Е. Замятин «Мы». «Литература — это руководство человеческого разума человеческим родом» (О. де Бальзак). Согласны ли вы с этим определением? Жанр антиутопии предполагает изображение устройства государства или общества, в котором вроде бы исполнены идеальные принципы. Однако в реальности получилось нечто, вызывающее тревогу писателя. Роман Е. Замятина «Мы» рисует как раз подобное общество. В нем реализован принцип всеобщего равенства и доведен до абсолюта — граждане Единого государства уже не индивидуальности, а только «нумера». Они пробуждаются, идут строем на работу, обедают, отдыхают — и все это по единому для всех расписанию. «Математически выверенное счастье» — так воспринимают свое существование герои. Билетики для интимных встреч — тоже в их понимании проявление равенства: пишешь в заявке кого хочешь, получаешь ответ в установленное время. При этом личность Благодетеля довлеет над всеми, а несогласных с механистическим устройством и диктатурой подвергают операции по удалению фантазии. Этот роман — предупреждение человечеству об опасности любую социальную теорию делать абсолютом. Ведь именно тогда появляется соблазн заставить других быть счастливыми по своему примеру. А это уже диктатура и навязывание своего образа жизни, которое редко проходит бескровно. Поэтому так важно понимать то, о чем предупреждает нас литература — чтобы не делать ошибок. 

Дополнительный материал к направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»:

  • Литература
  • Темы
  • Цитаты

Материал для подготовки к итоговому сочинению

  • 5 направлений итогового сочинения 2021-2022
  • Как писать итоговое сочинение?
  • План (структура)
  • Алгоритм написания
  • Клише для итогового сочинения
  • Критерии оценивания от ФИПИ
  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Гоголь

Противостояние добра и зла является основной темой в произведение Николая Васильевича Гоголя «Шинель». Автор развивает волнующую многих тему незащищённости человека в окружающем его ложном и жестоком мире.

Основная мысль — «маленький» человек, напрасно загубленный и искалеченный обществом, который так и не смог найти справедливости.

Главным добродетелем в этой истории выступает Акакий Акакиевич Башмачкин, служащий титулярным советником, где основной его работой является переписывание разного рода бумаг. Главный герой не способен к совершению низких, с моральной точки зрения, поступков. Не сделав за всю жизнь ничего плохого, он вынужден терпеть издевки и насмешки от своих коллег по службе, которые как раз и символизируют, тот бездушный и жестокий людской род, оказывающий тлетворное влияние на общество. Они ценят лишь социальное и материальное положение окружающих и Башмачкина замечают только тогда, когда он появляется в свет в новой дорогой шинели, купленной на последние гроши.

Несмотря на все тяготы своей жизни, Аркадий с любовью выполняет свою работу. Каждый его день наполнен мыслями о том, как бы скорее закончить переписывание бумаг, чтобы лечь спать ,а с наступлением нового дня, собравшись с силами приступить к следующим.

Когда с Башмачкиным произошла неприятная история, с кражей шинели, то никто из его окружения даже не выразил сочувствия, а министерства и вовсе не стали связываться с её поиском. Люди отвернулись от чужой проблемы, буквально оставив его обреченным на печальный исход жизни.

Акакий Акакиевич так и не смог добиться справедливости. Чужое равнодушие лишили всего, что являлось смыслом его жизни, шинели, ради которой бедняге приходилось во многом себе отказывать. Он умер без всякой надежды сделать этот мир чище и гуманнее.

Постоянно копившиеся глубоко в душе страдания, после смерти озлобили Акакия и превратила в мстительного призрака, который начал отплачивать своим обидчикам их же монетой. По вечерам прохожие встречали тёмный силуэт с усами, который яростно удерживал с них шинель.

Николай Васильевич Гоголь попытался донести до читателей, что за каждое исходящее от нас зло, в конечном итоге придётся отвечать.

Каждый человек должен уважать окружающих его людей, уметь проявлять сочувствие, быть искренним. Ведь, как говорил один из философов: «лишь встретившись со злом, начинаешь ценить добро».

Сочинение 2

Произведение «Шинель» входит в сборник работ Н. В. Гоголя «Петербургские повести». Писатель продолжает тему маленького человека, показывая существование обездоленных и забитых людей, жизнь которых заканчивается трагически.

Сюжет данной повести исходит из анекдота об одном чиновнике, который потерял ружье, заработанное тягостными трудами. Гоголь ярко показал насколько беспощадно действует произвол чиновников в царской России. Писатель правдиво отобразил жертву такого бесчинства- Акакия Акакиевича. Мы видим, как в повести Николай Васильевич проявляет сочувствие к нашему персонажу и в то же время, замечая его умственную ограниченность, подсмеивается над ним. Пока Акакий Акакиевич работает в департаменте, он совсем не продвинулся по службе. И герой существует в полном убожестве. Жилье у него было мрачное и бедное, ужин скудный, да и одеждой он похвалиться не мог.

Писатель здесь смеется не над самим персонажем, а над обществом, в котором тот жил. На жизнь он тоже смотрел с приниженной точки зрения. Однако в Акакии Акакиевиче все же сохранилось человеческое начало. Его робость и смирение окружающие не принимали и его постоянно оскорбляли. Но наш герой ничего не мог ответить даже. Только один молодой человек пожалел его. Для Акакия Акакиевича приобретение шинели является символом новой жизни. Приход в новой шинели на вечеринку к градоначальнику считается для него наивысшим результатом существования. И на этой вышине благополучия его настигает полная трагедия. Грабители снимают с него его шинель. Отчаявшись, он показывает свой протест, но герой бессилен перед лицом бюрократической машины. Акакий Акакиевич погибает так же незаметно, как и жил. Но впоследствии в городке стали происходить странные вещи: призрак персонажа появляется в самых неожиданных местах и срывает с чиновников шинели.

Гоголь в финале показывает, что такие незаметные люди, бросившие протест обществу, могут жить только после кончины. И писатель выражает свое сочувствие персонажу, призывая нас быть внимательными друг к другу, и предупреждая, что придется в будущем нести ответ нанесенные оскорбления ближнему.

Сочинение Равнодушие и отзывчивость

Равнодушие и отзывчивость – противоположные понятия. Отзывчивость – качество человека, легко откликающегося на чужие нужды, готового прийти на помощь. Это способность человека понимать и чувствовать, принимать человека без критического взгляда на его сущность. Таким образом, отзывчивость является важнейшей социальной характеристикой человека.

Равнодушие – это безучастность к человеку, пассивное отношение к окружающему миру. На мой взгляд, равнодушие – это бич современного общества. Мы часто видим по новостям, а иногда и становимся воочию свидетелями равнодушного отношения к людям, животным, природе.

Важнейший вопрос – как же воспитать отзывчивость в людях? Если в молодом поколении воспитание отзывчивости возможно посредством обучения в образовательных учреждениях (введение уроков мужества, специальных программ и т.д.), то воспитание отзывчивости во взрослых состоявшихся людях представляется проблемным.

Многие писатели искали (и продолжают искать) решение проблемы равнодушия. На фоне уродства и последствий равнодушия, особенно прекрасны проявления отзывчивости.

Вспоминается эпизод из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина, когда Пётр Гринёв, столкнувшись на постоялом дворе с Емельяном Пугачевым, отдает ему свой заячий тулуп. Пугачев не забывает подарка Гринева, и, в благодарность он помогает ему. Этот эпизод служит примером взаимопомощи и отзывчивости людей вне зависимости от обстоятельств.

Пример равнодушия показал А. П. Чехов в произведении «Тоска». У извозчика погиб сын. Он возит множество людей, и жалуется каждому, хочет получить поддержку. Но боль Потапова никому не нужна. Сострадание и отзывчивость он получает только у одной женщины.

Хочется верить, что отзывчивости в мире всё-таки больше равнодушия!

Сочинение по произведению 3

Гоголь в своем произведении под названием «Шинель» продолжает рассказывать и глубже раскрывать начатую ранее тему «маленького человека». Начало положил Александр Сергеевич Пушкин, который описывает данный вопрос в «Станционном смотрителе». Гоголь поднимает вопрос в рамках города Петербурга, он приближается к жителям города фактически вплотную, чтобы раскрыть их чувства и потаенные мотивы.

В центре событий Акакий Акакиевич Башмачкин, который является скромным титулярным советником, занимавшим должность в небольшом департаменте Петербурга. Главный герой является достаточно непримечательной личностью, которая мало чем отличается от других персонажей, работающих с ним по соседству. Он всегда жил тихой и спокойной жизнью, при этом фактически не обращал внимание на насмешки окружающих людей, которые часто использовали саркастически насмешки в его адрес.

Мужчина живет достаточно бедно, он еле сводит концы с концами. То же самое можно сказать и о духовном мире человека, он достаточно скуден. Его мир ограничивается работой, которую он выполняет с особым усердием. Он не может общаться с другими людьми, у него фактически нет друзей и близких знакомых.

Автор подчеркивает бессмысленность его жизни, которую можно назвать больше существованием, чем настоящей жизнью. И вот в его жизни происходят изменения, он мечтает накопить на новую шинель, поэтому он не доедает, откладывает каждую копеечку, чтобы достичь желаемой цели. Он ходит снимать мерки к портному, который относится к нему с должным уважением и даже проявляет к главному герою особое внимание, к которому Акакий Акакиевич не привык.

И вот цель была достигнута, а главный герой идет по улице в новой, специально сшитой для него шинели. Но вечером грабители срывают с него шинель в темном переулке, с этого момента он впадает в уныние и депрессию, с которой не может бороться и жить счастливо.

Он не собирается сдаваться, но когда встречается со значительным лицом, которое обладает определенными полномочиями, то фактически сдается.

Он не может бороться с происходящем в жестоком мире. Маленький человек не может выступить против общества, не может бороться против установленных правил. Ему трудно идти и бороться с чиновниками и поставленными над народом лицами.

Все это приводит к глубоким переживаниям, поэтому маленький человек умирает. Ему трудно бороться с установленными правилами.

Сочинение Мечта и реальность в повести Шинель (7 класс)

«Шинель» — повесть Николая Васильевича Гоголя, в которой показано столкновение мечты главного героя с жестокой реальностью мира.

Акакий Акакиевич Башмачкин на протяжении многих лет занимает одну должность – он является мелким чиновником, работа которого заключается в переписывании бумаг. Башмакин любит свою роботу – она является важной частью его жизни. Акакий Акакиевич живет небогато, он отказывает себе в развлечениях, предпочитая им размеренный, упорядоченный образ жизни. Сослуживцы не уважают героя, часто обижают его. Но Акакий Акакиевич не обращает внимания на их издевательства, все его мысли заняты ровными строчками, красивыми буквами, бумагами, которые ему нравится переписывать, иногда просто для себя.

И так бы продолжалась размеренная, лишенная волнений и тревог жизнь уже немолодого чиновника, если бы не холод. Шинель Акакия Акакиевича давно износилась. Герой принес ее портному Петровичу, но тот отказался перешивать или чинить старенькую, много раз бывшую починке одежду. Тогда Башмачкин решается на покупку новой шинели. Годовое жалование Акакия Акакиевича составляло 400 рублей, тогда как на пошив новой шинели требуется 150. Чтобы скопить нужную сумму, чиновник экономить на всем: он перестает пить чай по вечерам, старается не жечь свечей, чтобы не износить подметок, ступал по улицам легко и осторожно. Мечта о новой шинели преобразила Башмачкина, она стала занимать все его мысли, можно даже сказать, что она сделалась смыслом его жизни. Спустя полгода Акакий Акакиевич смог скопить нужную сумму, вместе с портным он купил материал. Еще через некоторое время шинель была пошита Петровичем, и чиновник смог примерить долгожданную обновку. Мечта героя осуществилась, а точнее он сам ее осуществил, что раскрывает чиновника с новой стороны, как человека целеустремленного, деятельного.

Однако счастье главного героя длится недолго, автор показывает жестокую, безжалостную реальность, в которой у Башмачина отнимают его мечту. Когда Акакий Акакиевич возвращается домой, его избивают и крадут шинель. Чиновник ищет помощи у «значительного лица», но последний не только отказывает в ней, но и грозит испуганному чиновнику. Отчаянье Акакия Акакиевича, его разочарование социумом приводят к болезни, из-за которой герой умирает. Похищенная мечта, неспособность вернуть шинель приводят к смерти Башмачкина. В отчаянье герой не может найти в себе новые силы, которые спасли бы его. Таким образом, в повести Н.В.Гоголя поднята тема столкновения жестокой реальности и мечты.

7, 8, 9 класс

Другие темы: ← Характеристика Тараса Бульбы↑ ГогольТарас Бульба — народный герой →

`

Человечность и равнодушие

С самого рождения своих детей родители стараются воспитать в них лучшие качества, чтобы выпустить в свет достойными людьми, способными преодолевать препятствия на жизненном пути и приносить радость другим людям.

Чтобы к нам относились так, как мы этого желаем, необходимо научиться сострадать окружающим людям, которые нуждаются в помощи. Именно так проявляется человечность.

Если человек способен оказаться мысленно на месте того, кто страдает, прочувствовать его состояние, понять переживания, то это первый шаг на пути к пониманию чужих проблем. Второй шаг – это оказание помощи даже совершенно незнакомому человеку, который оказался в трудной ситуации.

Стремление оказать помощь нуждающемуся человеку, отреагировать на его просьбы, беспомощность – показатель неравнодушной русской души. Об этом неоднократно упоминают в своих произведениях писатели русской литературы. Жалость, неравнодушное отношение к животным, людям.

Так, героиня рассказа Куприна «Куст сирени» готова оказывать помощь своему супругу всегда, не щадя своих сил. Благодаря своей смекалке, уму, она способствует тому, что он успешно защищает свой долгожданный план. Девушка не просто сопереживает его неудачам, но и отзывается, бескорыстно спасая его в трудные минуты.

Люди, которые проявляют человечность, как правило, преданны, добры и отзывчивые в жизни. Им не знакомы понятия жестокость, злоба и обман. Нередко родители задумываются о причинах равнодушного отношения к тем, кто остро нуждается в помощи. Недостаток в воспитании является пробелом, который приводит к отсутствию человечности в людях.

Восполнить его можно с помощью чтения литературных произведений, в которых есть примеры героических, добрых поступков или подвигов. Со стороны родителей это могут быть убедительные беседы о жалости, доброте к окружающим людям или животным.

К сожалению, в современном мире многие люди не способны сострадать, проявлять милосердие. Нельзя сказать, что они бесчеловечны, но иногда могут проявлять равнодушие, вместо того, чтобы спасти кого-то от беды.

Так человечность обходит их стороной, будто прячась за маской. Распространенным примером может послужить действие человека, обратившего внимание на сломанную ветку дерева, но прошедшего стороной, вместо того, чтобы перетянуть ее.

Таким образом, счастлив тот, у кого большое сердце, в котором есть место для добрых поступков, сострадания и человечности.

Популярные сочинения

  • Описание Герасима из рассказа Муму Тургенева 5 класс
    Герасим является одним из основных персонажей произведения и представляется автором в образе крепостного крестьянина, средних лет, принадлежавшего старой капризной барыне, проживающей постоянно в столице.
  • Сочинение на тему Учитель
    Учитель это очень важная, благородная и ответственная профессия. Если честно я восхищаюсь теми людьми, которые выбрали педагогический путь, ведь это огромный труд
  • Сочинение Герои повести Ася (характеристика)
    Повесть «Ася» была написана И.С. Тургеневым в 1857 году. В повести молодой богатый дворянин Н.Н, путешествуя по Европе, знакомится с девушкой – Асей. Вскоре он незаметно для себя влюбляется в нее

Акакий Акакиевич

Писатель разными приемами показывает Башмачкина в образе «маленького человека». Он изображает положение, занимаемое главным персонажем в обществе, его способности и желания, подчеркивает низость и бессмысленность существования. Читателям жалко героя, поэтому его невозможно отнести к отрицательным или положительным действующим лицам.

Когда после рождения Башмачкина мама выбирала имя для него, он заплакал и скорчил лицо. Уже тогда стало понятно, что он будет титулярным советником. В произведении Акакию больше 50 лет. Он маленького роста, с лысиной на голове и редкими рыжими волосами. У него морщинистое лицо геморроидального цвета. Башмачкин не имеет семьи и друзей, бедно живет, снимая квартиру в отдаленном районе Петербурга.

Автор описывает его как незаметного человека, винтика большой бюрократической системы. Когда герой пришел работать в департамент, то даже сторожа не обращали на него внимания, начальники были суровы и ругали его, подкладывали бумаги для переписывания. Башмачкин умел выполнять только одно дело: старательно копировать документы, поскольку задачи потяжелее вызывали у него нервное потрясение. Теперь становится понятно, почему окружающие относились к нему с пренебрежением.

Акакий Акакиевич занимает низкое положение в обществе. Его высмеивают сослуживцы, о нем придумывают небылицы, издеваются, кидают в него бумажки. Причиной для шуток была непохожесть и ничтожность этого человека.

Такие ситуации герой не пытается исправить, он привыкает к дурным поступкам окружающих. И только один коллега увидел и понял, как много в мире человеческого «бесчеловечья», когда Башмачкин сказал:

Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?

Эта неуверенность и беспечность — показатели «маленького человека».

Жизнь героя

Автор изображает персонажа «вечным» титулярным советником. Однажды ему предложили не только переписывать документы, но и поменять лицо у глаголов. Главный герой не смог этого сделать, поэтому по карьерной лестнице не двигался. Ему нравилось переписывать бумаги, не увлекаясь другими делами. Это занятие стало для него смыслом бытия, тогда как жизнь проходила мимо него. Он не встречался с женщинами и не бывал на улице. Работа стала для него единственной радостью.

Персонажу было безразлично, как он выглядит и во что одет. Он мог ходить с кусками сена на мундире или с арбузными корками на шляпе.

Серая жизнь Башмачкина, зарабатывающего 400 рублей в год, изменилась, когда он увидел свою шинель окончательно изношенной. Эту вещь окружающие называли капотом, потому что воротник у нее со временем уменьшался и использовался для заплаток в местах, где были дырки.

Образ шинели связан с символичной проблемой «маленького» человека. Чтобы приобрести новую вещь, Акакий:

  • экономит на еде;
  • ходит пешком на работу;
  • не покупает ничего лишнего.

Став владельцем новой шинели, Башмачкин светится от радости. Ему начинают делать комплименты окружающие, чего раньше никогда не было. Ничего нет удивительного, что после кражи обновки Акакий Акакиевич заболел и умер, ведь она была для него смыслом его существования.

Главные герои и их характеристика

Авторская позиция Гоголя заслуживает отдельного внимания. Он не оправдывает и не возвышает своего героя, хоть и жалеет его от всей души. В начале он явно иронизирует на его счет, зато потом искренне сопереживает его утрате, наделяя душу умершего мистической силой для реализации правосудия.

  1. Акакий Акакиевич Башмачкин
    – главный герой повести «Шинель»; бедный титулярный советник, зарабатывающий 400 рублей в год на переписывании бумаг. Очень любит свою работу и специально находит её даже тогда, когда она не нужна. Но платят ему ничтожно мало, поэтому каждая серьезная покупка заставляет его голодать. Коллеги с работы всячески издеваются над героем и смеются над его нелепым и покорным видом, но он не может постоять за себя. Его судьба была предопределена еще очень давно – еще при его рождении. Об этом говорила повитуха: когда родился Акакий, он скорчил гримасу, которая не сулила ему в жизни ничего хорошего, однако перед нами развивающийся в духовном плане персонаж. Ведь когда Башмачкин надевает заветную шинель, он преображается: пытается подойти к даме, становится смелее. Это образ «маленького человека», который Гоголь с успехом раскрыл со всех сторон и ракурсов.
  2. Образ шинели
    тоже нашел свое место на страницах повести. Это не вещь, а символ перемен в герое. Именно она придала ему веру в себя, став универсальной визитной карточкой чиновника, которая внушает окружающим уважение к владельцу. Она как раз может показать двойственность характера Башмачкина. Ведь герой, с появлением новой шинели, начинает видеть мир по-другому: более ярким, интересным и обновленным. Мелкий чиновник становится более деятельным, настойчивым и инициативным. Весьма показательно, что отношение общества изменилось, когда перемены коснулись внешнего вида чиновника. Это лишний раз доказывает, что оно слепо и не различает внутренних качеств личности. Люди не только встречают, но и провожают по одежке. Шинель стала отражением ничтожности чиновничей среды, где все решает форма, а не содержание.
  3. Образ Петербурга
    также не остался незамеченным. В каждой части произведения он предстает перед читателем в ином свете. То он гостеприимный и дружелюбный, то он страшный и мистический (вспомним ту ночь, когда Башмачкин стал жертвой воров), жестокий и милостивый. Здесь Петербург скорее враждебен человеку, нежели добр. Здесь суровая зима, непригодный для жителей климат, очень жестокий промозглый сухой ветер, пробирающий до костей. Тут же находят свое место нищета и богатство. Пока большинство людей голодают, чтобы одеться, верхушка общества бахвалится, унижая просителей. Таков Санкт-Петербург — холодный и равнодушный ко всему город контрастов.
  4. Образы чиновников
    отталкивающие, ведь большинство из них — жалкие люди, цепляющиеся за мнимую власть. Коллеги Башмачкина — эгоистичные и жестокие трусы, которые робеют перед начальством, но унижают равного и нижестоящего. Должностное лицо не так однозначно. Сначала оно выгоняет просителя, зато потом сожалеет о случившемся. В этом мундире все еще виднеется человек, которому стыдно за то, что позволяет себе его чиновничья сущность.

Проявление жестокости

Жестокость в произведении «Шинель» описывается Н. В. Гоголем очень ярко. Над Башмачкиным всегда издевались сослуживцы. Эти герои являются собирательным образом жестокого общества. Оно уважает людей только с престижным статусом и богатством. Простой человек не имеет для них ценности как личность.

Когда у Акакия Акакиевича украли шинель, то получается, что люди по факту оставили его умирать на морозе. Персонаж впервые за всю жизнь пытается добиться справедливости и обращается к «значительному лицу», но сталкивается с равнодушием власти.

Главный персонаж является образцом добрых начал, он не способен причинить вред окружающим. Милосердие проявляется в том, что Башмачкин не отвечает на зло злом, к обществу относится положительно. Автор завершает повесть смертью героя, намекая, что добрые люди не способны находиться в этом жестоком мире.

После смерти у персонажа меняется отношение к окружающим. Умерший от болезни Башмачкин превращается в злого «мертвеца» и причиняет вред обществу: сдирает шинели с людей. Автор в заключении книги показал, что жестокое окружение превращает доброго человека в мстителя.

Перечисленные в статье аргументы помогут написать сочинение на тему доброты и жестокости в «Шинели», раскрыв в нем глубокие социальные проблемы отношений, актуальные в современном мире. Важно понять высказанную писателем мысль и изображенную в повести трагедию простого человека. После знакомства с произведением читателям нужно сделать вывод о том, что корыстным человеком управляет только выгода от окружающих.

Основная проблема в повести «Шинель» (Н.В. Гоголь)

Основная проблема в повести Н.В. Гоголя «Шинель» – это судьба «маленького человека», своеобразный протест против общественных устоев, которые не ценят саму личность, а обращают внимание только на её статус. Именно Николай Васильевич сделал этот образ центральным в русской литературе, после него много последователей продолжили данную традицию.

Что же означает само понятие «маленький человек»? Этот человек мал по своему социальному статусу, его положение в обществе не имеет особой важности или вовсе становится незаметным. Его «малость» ещё характеризуется скудным ограниченным духовным миром, всевозможные запреты и притеснения обеднили его душу, лишили всяческих стремлений и веры в собственные силы. Такого человека интересует только события, происходящие в его жизни, общие исторические или философские вопросы не имеют никакого значения.

Писатель изображает главного героя заурядным и незначительным чиновником, занимающимся перепиской департаментских документов. Акакий Акакиевич придерживался в жизни только одного правила – беспрекословно подчиняться своему начальству и выполнять любые его распоряжения, о смысле и значении своей работы он даже не задумывался. Именно поэтому он начинал волноваться, когда ему давались задания, требующие элементарной смекалки и сообразительности, Башмачкин не был к этому готов. Главного героя устраивала его должность, он даже брал работу на дом и там мог весь вечер переписывать то, что не успел сделать днём. Таким образом, он ограждал себя от всего внешнего мира, враждебно настроенного ко всем мелким чиновникам.

Главной целью в жизни Акакия Акакиевича было откладывания денег на приобретение новой шинели. Впервые его существование наполнилось счастьем от ожидания исполнения заветной мечты. Именно поэтому исчезновение шинели стало настоящим горем для Башмачкина, ведь эта вещь символизировала его веру в лучшую жизнь, составляла весь смысл его существования. Он прошёл такой сложный путь, полный страдания и лишений, а в конце оказалось сплошное разочарование. Никто не мог помочь главному герою, окружающие не понимали всю глубину его несчастья, поэтому могли только посмеяться над такой незначительной, по их мнению, неприятностью. Всем была безразлична не только трагедия Акакия Акакиевича, а и вся его судьба в целом. Практически никто не заметил его болезни, как и скорой смерти после неё. Произведение построено таким образом, что читатель прослеживает всю жизнь главного героя, начиная с того момента, когда его наградили именем Акакий и заканчивая последним вздохом.

Н.В. Гоголь затронул в своей повести также тему самой бедности, он был возмущён тем, что человек прилежно и усердно выполняя свои обязанности, не может позволить себе даже приобрести необходимую одежду. В то время как менее ответственным и способным людям просто повезло родиться в нужном месте и в нужное время, поэтому они могут себе позволить не только роскошную жизнь, но и бездумное транжирство ради забавы.

Призывая к справедливости, автор поднимает тему возмездия в конце своей повести. В эпилоге дух Акакия Акакиевича мстил жителям города за нанесённые ему унижения и оскорбления, он появлялся из темноты и отбирал у прохожих шубы и другую верхнюю одежду. Упокоился с миром он только после того, как отомстил человеку, оказавшему большое влияние на трагический исход Башмачникова. Наконец, у него удалось постоять за себя и достойно ответить обидчику, тем самым дав надежду похожим на него людям.

Башмачкин не представляет собой уникального человека, таких «маленьких» и униженных чиновников было очень много в современной Н.В. Гоголю действительности. При помощи этого образа писателю удалось представить всё петербургское общество, порождающее произвол и равнодушие по отношению ко всему, что не имело к нему отношения. Николай Васильевич умело показал, что трагедия «маленького человека» заключается в отсутствии уважения не из-за душевных качеств или отсутствия умственных способностей, а от положения конкретной личности в обществе. Автор своей повестью хотел обратить внимание на этих незаметных, беспомощных и нелепых людей, неспособных самостоятельно противостоять ударам судьбы. Только сами люди, помогая другим, способны исправить жизненную несправедливость.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

  • Шиповник рассказ для детей
  • Шиномонтажом или шиномонтажем как пишется
  • Шизофрения рассказы больных людей
  • Шинель гоголь это повесть или рассказ
  • Шина скрежещет как пишется правильно