Шинель гоголь это повесть или рассказ

Повесть шинель опубликована в 1842 г. н. в. гоголь работал над ней три года. в произведении главным атрибутом выступает шинель,

Повесть «Шинель» опубликована в 1842 г. Н. В. Гоголь работал над ней три года. В произведении главным атрибутом выступает шинель, которая стала смыслом существования главного героя. Изначально произведение представляло собой легкий юмористический рассказ. В процессе доработок юмор исчез, появилась драматургия. Критики того времени не восприняли серьезно гоголевскую «Шинель», смысл которой показать обществу проблемы равнодушия, бедности, социального неравенства. Не было написано развернутых рецензий. Но в русской литературе повесть сыграла огромную роль: развивается новое направление – критический реализм.

Краткое содержание

Главный герой Акакий Акакиевич Башмачкин жил в бедном районе Петербурга на съемной квартире. Работал в департаменте титулярным советником, переписывал документы. Коллеги часто подшучивали над ним. Но главный герой старался не обращать внимания.

Шинель

Однажды он заметил, что его шинель протерлась почти до дыр. Акакий Акакиевич обратился к портному. Оказалось, что починить ее невозможно, нужно шить новую. Узнав о цене в 150 рублей, чиновник очень расстроился. Таких денег у него не было.

Интересно! Жалование титулярного советника составляло 400 рублей в год (в месяц меньше 40 рублей).

Спустя год, насобирав нужную сумму, Башмачкин вновь обратился к портному. Новая шинель была сшита через две недели. Радостный Акакий Акакиевич сразу же надел ее на службу.

В департаменте, узнав о новой шинели Башмачкина, все говорили, что нужно отметить приобретение обновки. Но Акакий Акакиевич не знал, как отговориться. Тогда помощник начальника заявил, что он вместо титулярного советника приглашает всех к себе на чай, к тому же у него сегодня именины. Башмачкин не хотел идти, но все его стали стыдить, что некрасиво отказываться.

Пропажа

Собравшись вечером, сослуживцы стали хвалить новую шинель чиновника. Все пили шампанское, играли в карты. Только Башмачкину было скучно. В 12 часов ночи, когда уже никто не обращал на него внимания, он смог уйти.

По дороге домой на Акакия Акакиевича напали грабители. Спустя некоторое время он очнулся в снегу, с ужасом обнаружив, что шинель украдена. Он побежал к будочнику. Тот посоветовал обратиться к надзирателю. Но помощи Башмачкин не получил. В департаменте коллега посоветовал обратиться к одному значительному лицу.

Значительное лицо имело генеральский чин. Акакия Акакиевича просил оказать ему помощь, ускорить процесс поимки преступников. Но ему было сказано обратиться в канцелярию, подать просьбу. В ответ чиновник стал возмущаться, что это ненадежно. В итоге его выгнали на улицу.

Не помня, как добрался до дома, Башмачкин лег спать. На следующий день у него началось сильная горячка. Вскоре он умер.

Приведение в шинели

Стали ходить слухи, что возле Калинкина моста по ночам появляется призрак, крадущий с людей шинели. Однажды вечером одно значительное лицо почувствовало, что кто-то схватил его. Перед ним предстал Башмачкин, который требовал отдать шинель. Генерал немедленно ее снял. С тех пор чиновника-мертвеца никто не видел.

Интересно! В основу повести лег старый анекдот о чиновнике, который долго и упорно копил на ружье, но в итоге потерял его.

Объяснение сюжета

Николай Васильевич Гоголь в повести «Шинель» раскрывает тему «маленького» человека, смысла его существования в огромном и чуждом мире. Главный герой Акакий Акакиевич – неприметный, невысокого роста, с небольшой лысиной «маленький» чиновник.

Смысл названия рассказа понятен: шинель – единственная жизненная ценность. Ради нее Башмачкину приходилось от многого отказываться, экономить на собственной жизни, медленно убивая себя. Насобирав деньги, приобретя обновку, радости не было предела. Но не прошло и пару дней, как случилось несчастье. Так самая большая радость для титулярного советника стала самым большим горем. Потеряв шинель, смысл жить дальше постепенно терялся. Не выдержав горя, чиновник скончался. Шинель для Акакия Акакиевича была смыслом всей его жизни. После смерти он становится призраком и отнимает чужие шинели, стараясь обрести потерянное.

В рассказе шинель – ключевой элемент, смысл благополучного существования Башмачкина. Но достигая цели, главный герой сталкивает с проблемами современного общества:

  1. Отсутствие гуманизма.
  2. Равнодушие.
  3. Бедность.
  4. Социальное неравенство.

Суть концовки

Концовка произведения весьма необычная, мистическая. Потеряв при жизни шинель, душа главного героя не может обрести покой после смерти. Башмачкин становится призраком. По ночам отбирает у прохожих шинели, ища свою. Только после встречи с генералом, который не оказал содействия в поимке грабителей, напавших на Башмачкина, призрак исчезает. Смысл финала повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель» состоит в том, что справедливость, которую чиновник не нашел при жизни, восторжествовала, когда тот умер.

В повести писатель хотел показать все трудности жизни простого человека, который нигде и ни в ком не находил поддержки. Он даже не мог отомстить своим обидчикам, поскольку имел слабый характер. В реальном мире не могло все измениться, поэтому Гоголь ввел в повествование фантастику. Отняв у генерала шинель, смысл своей жизни, призрак исчез навсегда.

Тема. М.
В. Гоголь. «Шинель». Цикл петербургских повестей: основные темы и проблемы.
Бытовой, психологический и философский планы повести «Шинель». Особенности
сюжета и композиции.

Цель:
ознакомить учащихся с историей замысла и создания повести Н.В. Гоголя «Шинель»
и ее сюжет но-композиционными особенностями; начать аналитическое исследование
текста с акцентом на харак теристике «своего » и «чужого» миров
главного героя( первая часть произведения); показать роль

художественной
детали в тексте повести и воплощении авторского замысла произведения;
совершенствовать у учащихся

навыки
целостного анализа текста, относится к жанру повести.

Оборудование:
фрагменты из художественного фильма «Шинель», тексты произведения, иллюстрации,
портрет

писателя.

Все мы
вышли из гоголевской «Шинели».

Федор
Михайлович Достоевский

Течение
урока

И.
Организационный момент

ИИ.
Объявления темы и заданий урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Виртуальная
экскурсия по Петербургу XIX века.

III.
Выяснение замысла и истории создания повести Н. Гоголя «Шинель»

История
замысла и создания: По свидетельству П. Анненкова, первоначальный замысел
«Шинели» относится

до 1836
года. Как-то Гоголь услышал канцелярский анекдот, созданный на реальных
событиях, о бедном

чиновника,
который был страстным охотником и ценой жестокой экономии и изнурительной

переработок
собрал деньги и купил себе доброе ружье. Но в первый же день, когда он
отправился

на лодке
Финским заливом на охоту, ружье зацепилось за густые заросли камыша и упало в
воду.

Чиновник
после этого заболел и был при смерти. Его товарищи узнали об этом, собрали
деньги и

купили ему
такое же ружье. Все, кто слушал эту историю, громко смеялись, за исключением

Гоголя.
Позже в создании повести «Шинель» он оттолкнулся от этого события. В рабочей
редакции 1839

года
произведение называлось «Повесть о чиновнике, ворующем шинели», а
главного героя звали Акакий

Акакиевич
Тишкевич. Отрывок из первой редакции, гораздо более юмористической, чем
окончательная, был

продиктован
М. П. Погодину в Мариенбаде в июле-августе этого года. В течение следующих
полутора

лет,
проведенных в Вене и Риме, Гоголь еще трижды брался за повесть, но довести ее
до конца смог только

весной
1841 года, и то под давлением Погодина. Во второй редакции главный герой
получил имя » Акакий

Акакиевич
Тышкевич», которое вскоре было сменено на»Башмакевич». В третьей
редакции комическая

интонация
стала уступать место сентиментально-патетической. Поскольку авторская рукопись
повести

не
сохранился, литературоведам сложно определить, подвергалась ли повесть какой-то
цензурной переработке

накануне
публикации или нет. По сведениям Н. Я. Прокоповича, цензор А. В. Никитенко
«хотя не

коснулся
ничего существенного, но вычеркнул некоторые весьма интересные места». После
выхода 3-го тома собрания

произведений
Николая Гоголя повесть не вызвала развернутых критических отзывов и при жизни
художника больше

не
переиздавалась. Произведение воспринималось в ряду других комических и
сентиментальных повестей о бедных

чиновников,
которых довольно много появлялось в конце 1830-х годов. Оттолкнувшись от этой
реальной

истории
Гоголь написал свою повесть «Шинель» про «маленького человека», живущего
беспросветным

жизнью,
лишенная элементарного уважения к себе. Великий писатель умышленно поставил
своего героя в

ситуацию
абсолютного отчуждения, чтобы с одной стороны вызвать к нему сочувствие, а с
другой,

показать
бездуховность и жестокость окружающего мира, который в Башмачкине не видит
человека. Произведение

было
завершено в 1841 году и первая публикация состоялась в 1842 году. Повесть вошла
в цикл

«Петербургские
повести» вместе с «Невским проспектом», «Портретом», «Носом». Повесть «Шинель»

сразу
заняла особое место не только среди повестей петербургского цикла, но и во всем
творческом

наследству
Гоголя. Белинский назвал «Шинель «»одним из самых глубоких творений
Гоголя», Герцен –

«колоссальным
произведением». Достоевский считал, что именно гоголевская «Шинель »
начала в

русской
литературе традицию произведений высокого гуманистического содержания,
отмеченного особой

вниманием,
заботой и сочувствием к судьбе «маленького человека». Именно в этом смысле
Достоевский

говорил о
том, что целое поколение русских демократических писателей вышло из гоголевской

«Шинели».

Обращение
к эпиграфу урока

— Как вы
понимаете выражение «маленький человек»?

— Кого из
писателей русской литературы считают зачинателем этой темы в изящной
словесности?

(Определение
«маленький человек» используется для обозначения типа литературных героев,
который

изображает
людей, занимающих самые низкие места в общественной иерархии. Как правило, это
социально принимать жени лица, страдают от несправедливости, отчуждения,
нищеты. Первым в русскую литературу

эту тему
ввел Александр Сергеевич Пушкин в повести «Станционный смотритель».)

IV.
Выяснение первоначальных впечатлений и особенностей сюжета и композиции
произведения Н.В. Гоголя

«Шинель»


Объясните, почему произведение Николая Васильевича Гоголя «Шинель»
считают реалистичной повестью?

— О чем
этот текст? Кратко передайте сюжетную линию повести. (Сюжет повести «Шинель»
построен

в форме
рассказа о трагикомической истории жизни петербургского мелкого чиновника
Акакия

Акакиевича
Башмачкина, живущего в замкнутом мире переписывания бумаг и букв. Главным

смыслом
существования героя становятся его хлопоты о новой шинели, потому что старая
уже давно

превратилась
в «капот» и не спасала его от жестокого петербургского ветра. Нечеловеческими

усилиями
жесткой

экономии
Башмачкин удосужился на новую шинель, но его ограбили после вечеринки.
Башмачкин метался

за помощью
к власть имущим и представителям закона, однако никто не захотел ему помочь.

Башмачкин
умирает, зато на Невском проспекте появляется чиновник-мертвец, сдирающий с

людей
шубы.)

— Легко
или трудно было его читать?


Попробуйте описать свое состояние во время чтения «шинели». Что вас
привлекало, что отталкивало,

что
вызвало возмущение? Почему?

– Как
построена повесть «Шинель»? От чьего имени ведется повествование (композиционно
повесть

состоит из
трех частей. Рассказ ведется от имени автора-рассказчика. )

— В чем
заключается особенность развития сюжетной линии произведения? (В первых двух
частях реалистично

изображена
реальная жизнь бедного титулярного советника Башмачкина, в третьей части Гоголь

использует
фантасмагорический прием рассказы о действиях мертвого чиновника (призрака),
что сдирает с

прохожих
шубы. В первой части автор знакомит читателя с сущностью российских
департаментов

и «его
величеством образом», после чего подает историю рождения и жизни главного
героя. Автор

предоставляет
подробное объяснение происхождения его странного имени, подробно рассказывает о
службе в

департаменте,
его привычки, предпочтения, манеры, об условиях его нуждающегося существования
и унижений

коллегами
по работе и о его старой-престарелой шинели, которую уже неизвестно сколько раз
Латал портной

Петрович.
Однако на этот раз, когда Акакий Акакиевич принес на ремонт свой
«капот», Петрович

наотрез
отказался его латать: нужно шить новую шинель. Это известие потрясло
Башмачкина, чей

заработок
в год составлял 400 рублей. Но постепенно он привыкает к мысли о новой шинели,
которая не

только
спасет его от холода в лютые петербургские морозы, но и придаст ему особый
статус среди

коллег.

На обнову
Башмачкин потратил все, что смог накопить. Новая шинель открыла ему дверь на
званый

ужин к
помощнику столоначальника. Но в тот же вечер, когда герой повести возвращался
из богатой

освещенной
части Петербурга домой, в темном переулке грабители содрали с него новую
шинель.

Вторая
часть произведения рассказывает о скитаниях Башмачкина бюрократическими
инстанциями с

просьбой
помочь ему вернуть потерянную шинель. Но ни полицейские, ни генерал,

представлен
ему как «значительное лицо», не проявили к нему ни малейшего сочувствия, а

только
высмеяли и унизили (генерал так «распек» его, что герой утратил ощущение
жизни). Акакий

Акакиевич
вернулся домой сам не свой, заболел и через полтора суток умер. В третьей части
произведения

речь идет
о том, как по Петербургу распространяются слухи о мертвеце в образе чиновника,
ищущего какую-то

украденную
шинель и под предлогом этого по ночам » сдирает со всех плеч, несмотря ни
на чин, ни на звание,

всякие
шинели: на кошках, на бобрах, на вате, енотовые, лисьи, медвежьи шубы». Один из
чиновников на собственные

глаза
видел мертвеца и узнал в нем Акакия Акакиевича. Последней жертвой его нападений
стал тот

самый
генерал, «значительное лицо», что обругал Башмачкин и отказал в помощи. После
этого, очевидно,

утолив
жажду мести, призрак Акакия Акакиевича больше не появлялся и в Петербурге
установился

спокойствие.)

Элементы
сюжета повести

а)
экспозиция-рассказ о департаменте и характере Акакия Акакиевича

б)
завязка-возникновение идеи залатать старую шинель или пошить новую

в)
развитие действия-походы Башмачкина к портному Петровичу, аскетическое
существование и мечты о будущей

шинель,
пошив новой шинели, посещение именин, на которых шинель Акакия Акакиевича
должна была быть

»спрыснутая»

г)
Кульминация — кража новой шинели

д)
развязка-безуспешные попытки Башмачкина вернуть шинель; тоска героя по шинели и
его смерть,

фантастическая
история о призраке чиновника, который ищет свою шинель

Художественные
средства: юмор, ирония, «смех везде слезы», гротеск. Гротеск-тип художественной
образности,

основанный
на причудливом сочетании фантастического и реального, прекрасного и
безобразного,

трагического
и комического, жизнеподобного и карикатурного. Гротеск — высшая степень
комического.

Особенно
ярко проявляются сатирические формы гротеска. С помощью гротеска художник
создает

специфический
«гротескный мир, аномальный и странный мир, в котором реальное и нереальное
неожиданно

предстают
в органическом единстве.

Реалистичные
элементы: описания Петербурга, службы героя, жизнь чиновников, приготовление и
пошив

шинели,
поведение генерала и мелкого чиновника и т. п; Элементы романтизма: фантастика
в конце

повести
(появление призрака).)

Беседа.

Скачать обзор:

«Все мы вышли из гоголевской «Шинели», — широко известная фраза, приписываемая Ф. М. Достоевскому, отражает роль и место творчества Николая Васильевича Гоголя и его знаменитой повести в литературном процессе XIX века. Через  историю мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина Гоголь «высвечивает» тему маленького человека — одну из ключевых в русской литературе того периода.

Произведение «Шинель» входит в состав его знаменитого цикла «Петербургские повести».  Повесть входит в обязательную программу школьного курса литературы за 8 класс.

Место и время действия

События «Шинели» разворачиваются в Санкт-Петербурге в первой трети XIX столетия. В то время он был столицей Российской империи.  Цикл произведений, включающих в себя «Шинель», Гоголь не случайно назвал «Петербургскими повестями».  Это не просто указание на место действия, образ города создает нужный контекст и атмосферу, содержательно дополняет сюжетную линию.

На первый взгляд, в «Шинели» Петербург играет не столь важную роль, как, например, в повести «Невский проспект»,  и, тем не менее,  этот сюжет вряд ли мог бы быть перенесен в другой город. Столица огромной империи — махина, город чиновников и бюрократии, подавляющий простого человека, довлеющий над ним и определяющий его скудную повседневность. Именно таким великолепный, любимый многими северный город предстает в повести «Шинель». Неоднократно автор упоминает неприветливый климат города на Неве, что также играет роль в атмосфере и построении сюжета произведения.

Как хорошо вы знаете произведение? Предлагаем пройти тест по повести «Шинель» до прочтения обзора. В конце этой статьи мы предложим пройти тест ещё раз и вы сможете сравнить свои результаты.

Очень краткий пересказ

Мелкий петербургский чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин  жил в бедном районе Петербурга и служил в одном департаменте. Работа заключалась в переписывании бумаг, ничего более значительного ему не поручали. Он искренне любил свою работу, хотя в глазах общественности она считалась никчемной, платили очень мало. Окружающие чувствовали своё превосходство над Акакием, над ним часто подшучивали коллеги, а он чаще всего не обращал внимания на их издёвки и колкости или переносил с кротостью.

Однажды зимой, в холода, Акакий понимает, что его старая шинель совсем прохудилась. Так в жизни Акакия появляется цель — накопить денег и пошить себе новую. Сумма, которую запросил портной, для него неподъемная. За всю жизнь он сумел скопить лишь половину. Акакий Акакиевич отказывает себе во всём ради шинели, его и без того скудная и бедная жизнь становится ещё скуднее и беднее.

Новая шинель становится для него целью всей жизни. И он обзаводится, наконец, обновкой, удостаивается похвалы и комплиментов от коллег, чувствует расположение с их стороны, чего раньше не было. Один из чиновников приглашает его в гости на именины.

Возвращаясь с праздника домой, Акакий становится жертвой нападения и лишается самого ценного — шинели. В надежде вернуть украденную вещь он обращается к частному приставу, но, вместо сочувствия и помощи, встречает лишь равнодушие и недоверие.

Явившись на работу в старой шинели, Акакий вновь встречает насмешки отдельных чиновников, но прочие сослуживцы, узнав об утрате, посочувствовали Башмачкину.

По рекомендации одного коллеги Акакий обращается за содействием к «значительному лицу». Это самое значительно лицо даже не думает вникнуть в ситуацию, недоумевая, как такая мелюзга решилась прийти к нему на приём, упрекает Акакия в незнании порядков и распекает его. В расстроенных чувствах Акакий возвращается домой. По дороге он простудился и сильно заболел. Не в силах пережить утрату, Башмачкин умирает. Для общественности его смерть остается незамеченной.

Вскоре в Петербурге появляется призрак, который по ночам срывает с прохожих верхнюю одежду. В нем подозревают Акакия Акакиевича, ищущего свою шинель. Он не успокоился, пока одной из его жертв не стало то самое «значительное лицо». Лишившись шинели, это самое значительное лицо стало добрее к окружающим.

Характеристика героев

Персонажей в произведении немного, повествование выстроено вокруг образа и истории жизни главного героя — Акакия Акакиевича Башмачкина.

Акакий Акакиевич Башмачкин

Акакий Акакиевич Башмачкин

Мелкий чиновник 50 лет от роду, не женат, детей нет. Внешность героя невзрачная и непрезентабельная. Он невысокого роста, «немного рыжеват и как будто подслеповат». Упомянуты такие детали внешнего облика как «лысина на лбу» и морщинки на щеках.

Служит в «одном департаменте», в чине титулярного советника, его жалование составляет 400 рублей за год.

Титулярный советник в “Табели о Рангах” от 1722 года — гражданский чин IX класса. Титулярный советник по статусу выше секретаря, но ниже советника, определение титулярный можно рассматривать как синоним «номинальный». С 1845 года, то есть уже после написания повести Гоголя, статус титулярного советника давал право на личное дворянство.

Акакий занимает низкое положение в чиновничьей среде, его роль на службе крайне незначительна. Он занимается переписыванием бумаг и на большее не претендует, не уважаем коллегами. Акакий робок, нерешителен, до крайности скромен и слабохарактерен.

В лице Акакия Башмачкина Гоголь создает хрестоматийный для русской литературы образ «маленького человека», живущего в своей тусклой рутинной повседневности, скромно, незаметно, невзрачно, и эта жизнь его устраивает. «Шинель» отражает психологию человека, оставшегося на обочине жизни, привыкшего довольствоваться малым. Шинель — предмет одежды, обычная бытовая вещь — становится для него мечтой и смыслом существования. И хотя формально Акакий умирает от болезни, именно утрата шинели наносит фатальный удар по его здоровью, прерывая его бытие.

«Акакий Акакиевич изображён как жалкая личность, смиренная и неполноценная, и рассказ проходит через всю гамму отношений к нему — от простой насмешки до пронзительной жалости» — пишет о центральном персонаже «Шинели» литературный критик Дмитрий Мирский.

После смерти превращается в призрак, мистический финал лишь усиливает акцент на теме маленького человека, его судьбе и роли. Незамеченный при жизни он остался «неприкаянным», пока не достиг своей цели — вернуть шинель.

Одно значительное лицо

Одно значительное лицо

Одно значительное лицо — некий генерал, к которому Башмачкин обращается с просьбой помочь в поисках его любимой шинели. Этот образ описывается весьма иронично. Через определение «одно значительное лицо» (так же, как и «один департамент», где служит главный герой) Гоголь стремится показать безликость чиновничьей системы, её нарочитый формализм. По большому счету, не важно, как зовут человека и какую именно должность он занимает. Чиновник, получивший мало-мальски руководящую должность, становится «царьком» в своём кабинете, ограждаясь от тех, кто ниже его по статусу и должности, всячески подчеркивая своё превосходство.

Именно эту частую для бюрократической среды тенденцию Гоголь отражает в образе «значительного лица». Персонаж строг и неразговорчив, эпизод, когда к нему приходит Башмачкин, изображает «человека-инструкцию», «человека-функцию», который видит перед собой должностных лиц, а не людей, подменяя формальными правилами нормальные человеческие отношения. В финале произведения показано, что «значительное лицо» всё же не лишен совести и сострадания. Он начинает переживать за то, что «отбрил» Башмачкина, справляется о нём и, может быть, смог бы исправить ситуацию, но было поздно, человек умер. Встреча «значительного лица» с призраком чиновника — один из ключевых моментов повести.

Георгий Петрович

Георгий Петрович

Григорий Петрович — знакомый портной Акакия Акакиевича, пьяница. Петрович вышел из крепостных, шьет одежду на заказ. К нему Акакий обращается за новой шинелью. Персонаж добросовестно и качественно делает своё дело, но имеет обыкновение назначать очень высокую цену за работу, когда находится в трезвом состоянии.

Из особенностей внешности — отсутствие одного глаза и уродливый ноготь на большом пальце ноги, толстый и крепкий, «как у черепахи череп». Женат, супруга «пилит» его за пристрастие к выпивке.

Родители

Родители Акакия Акакиевича упомянуты в начале произведения. Мать набожна, характеризуется в тексте как «чиновница и добрейшая женщина». Об отце, кроме имени, мы знаем, что он, как и другие члены семейства, не носил башмаков, предпочитая сапоги, тем самым как бы «протестуя» против собственной фамилии.

Чиновники

Чиновники: собирательный образ в повести

Чиновники — коллективное действующее лицо, служащая масса, из которой выхвачены отдельные персонажи, двигающие сюжет. Один из коллег Акакия приглашает его на праздник, второй дает совет обратиться к значительному лицу. Чиновники живут и служат согласно правилам. Акакий вызывает у них презрение и в то же время жалость.

В этой среде внешнее превалирует над внутренним. Первая часть знаменитой поговорки «Встречают по одежке» отлично подходит для характеристики порядков и взаимоотношений, которые царят в чиновничьей среде. Стоило Башмачкину приодеться, и окружающая его реальность и отношение к нему стали резко меняться.

Но и среди чиновничьей братии встречаются исключения. Один молодой человек, который по примеру сослуживцев посмеялся над Башмачкиным, был поражён проникающими словами Акакия Акакиевича: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Они словно пронзили его, в них звучали другие слова: «Я брат твой». И молодой человек отшатнулся от своих товарищей, и с тех пор стал видеть бесчеловечность и свирепую грубость среди светских образованных людей.

Квартирная хозяйка

Квартирная хозяйка — старая женщина, у которой живет Акакий Акакиевич, проявляет некоторую заботу о нём.

Подробный пересказ содержания повести «Шинель»

В одном петербургском департаменте служил один чиновник. О каком именно департаменте идет речь, автор умалчивает, добавляя ремарку, что «нет ничего хуже всякого рода департаментов».

Далее читателя знакомят с героем. Зовут его Акакий Акакиевич Башмачкин. Родился он 23 марта, и  даже с датой ему не повезло. Мать «расположилась, как следует, окрестить ребенка».  В святцах на этот день выпадали странные имена Соссий и Хоздазат. Родительница, надеясь найти более привычные имена, проверила две другие даты, подходящие для крещения, но и там предлагались неслыханные для неё, неблагозвучные имена. В конце концов, решено было назвать ребенка в честь родителя — Акакий, получился Акакий Акакиевич.

Во время крещения младенец заплакал и сделал гримасу, как будто уже тогда знал, что когда вырастет, будет работать на мелкой чиновничьей должности.

Акакий Акакиевич — немолодой неженатый мужчина, квартирует у пожилой женщины в бедном районе Петербурга, трудится в департаменте, занимается в основном переписыванием бумаг. Это рутинная работа, за которую многие не взялись бы, к тому же и платят за неё сущие копейки. В глазах окружающих он выглядел жалко, даже сторожа чувствовали своё превосходство над ним. Для сослуживцев он становится объектом насмешек. Не умея дать отпор в ответ на нападки, он лишь повторял: «Оставьте меня, почто Вы меня обижаете».

Акакий Акакиевич на службе.

Акакий  был полностью погружен в свою работу: «он служил с любовью». Герой брал работу домой, вечером, наскоро поужинав, садился переписывать бумаги. У Башмачкина ровные строчки, красивые буквы, среди них были фаворитки. Укладываясь спасть, он с радостью думал о завтрашнем рабочем дне.

Начальство относится к нему холодно и не доверяет заданий важнее, чем простое переписывание бумаг и циркуляров. Хотя однажды такой прецедент всё же был. Начальник поручил ему самостоятельно внести изменения в документ, но Акакий не справился и попросил дать «что-то переписать».

За своей внешностью Акакий Акакиевич не следил, ходил в старой потрепанной шинели, которую сослуживцы издевательски называли капот. Он вообще ничего внешнего не замечал.

Капот — многозначное слово, в XIX веке использовалось применительно к разным предметам гардероба, так называли и женское платье и домашний халат. В данном случае, скорее всего, имеется в виду бесформенное пальто без перехвата талии.

Лишь когда начались морозы, титулярный советник заметил, что его одежа совсем прохудилась. За ремонтом он обратился к портному Григорию Петровичу. Тот постановил, что капот ремонту не подлежит и поставил героя перед необходимостью пошить новую шинель, которая обойдётся в полтораста рублей. Для Акакия Акакиевича это неподъемная сумма. Портной становился сговорчивее, находясь в нетрезвом состоянии. Зная эту особенность Григория, Башмачкин заявляется к нему, когда тот был навеселе, и ему удается сторговаться на 80 рублей.

Акакий Акакиевич мечтает о новой шинели.

В наличие у Акакия Акакиевича была лишь половина этой суммы – 40 рублей, он имел привычку откладывать грош с каждой получки. Чтобы скопить ещё половину, Башмачкин начинает сильно экономить, даже халат дома надевает на голое тело, чтобы нижнее бельё не снашивалось. Немногочисленные бытовые радости, такие как вечерний чай, он исключает из своей жизни, задавшись целью заказать шинель.

Лишения не прошли даром, вдобавок герою выдали премию к празднику, и он собрал нужную сумму, впереди самые приятные хлопоты. Он отправляется к портному заказывать шинель, обсуждает с Григорием детали, выбирает фасон, ткань, воротник (кстати, воротник был пошит из кошки, «которую издали можно принять за куницу»).

Акакий Акакиевич приобрел обновку.

Купили сукна очень хорошего – и немудрено, потому что об этом думали еще за полгода прежде и редкий месяц не заходили в лавки применяться к ценам; зато сам Петрович сказал, что лучше сукна и не бывает. На подкладку выбрали коленкору, но такого добротного и плотного, который, по словам Петровича, был еще лучше шелку и даже на вид казистей и глянцовитей. Куницы не купили, потому что была, точно, дорога; а вместо ее выбрали кошку, лучшую, какая только нашлась в лавке, кошку, которую издали можно было всегда принять за куницу.

Приобретение обновки стало самым значительным днём в жизни Акакия Акакиевича. В новой шинели он отправляется на службу, обращая на себя внимание коллег и получая комплименты. Впервые в жизни над ним не насмехаются. Сослуживцы считают, что покупку шинели нужно отметить, но у Акакия нет денег, чтобы закатить банкет. Все средства были брошены на пошив обновки. На счастье, ситуацию спасает чиновник, который празднует именины и зовет всех к себе в гости. В числе приглашенных, на удивление, оказывается и Башмачкин.

С появлением у героя новой шинели отношение к нему со стороны коллег меняется. В гостях он чувствует себя непривычно, позволяет себе расслабиться и выпить шампанского, пребывает в хорошем расположении духа, но надолго в гостях не задерживается, уходит раньше остальных. По пути домой он даже обращает внимание на проходившую мимо женщину. Казалось бы, жизнь Акакия в этот вечер заиграла новыми красками, но всё вновь меняется в одно мгновение.

Башмачкина настигают двое усатых незнакомцев. «Шинель-то, моя», — заявляет один из них. С Акакия срывают обновку, а самого его бросают в снег.

Акакий Акакиевич ограблен.

Озябший и лишившийся шинели, он обращается к за помощью к приставу, но тот не проявляет ни малейшего участия к беде героя, не стремится помочь. А вместо этого пристает к Акакию с расспросами, интересуется, почему в столь поздний час чиновник оказался на улице и не посещал ли каких-то непристойных заведений.  Искать грабителей он даже и не собирается. Акакий возвращается домой ни с чем, так и не поняв, станет ли кто-нибудь заниматься поиском столь ценной для него шинели.

Весь следующий день впервые в жизни он не был в присутствии, а потом явился-таки на службу, надев свой старый капот. Нашлись такие чиновники, что, узнав о происшествии, не упустили случая посмеяться над Башмачкиным. Многих же сослуживцев рассказ о краже шинели тронул, они решили скинуться, чтоб помочь бедняге, но сумма получилась бездельная, так как недавно чиновники сильно потратились. Начальник настоятельно рекомендовал им купить книгу, которую написал его приятель.

Один из коллег решает помочь Акакию советом и рассказывает Башмачкину, что обращаться к квартальному по вопросам поиска шинели не стоит, так как полиция, даже если найдет вещь, оставит её у себя, а чтобы шинель вернули, Акакию Акакиевичу нужно будет ещё доказать, что именно он её законный владелец.

Квартальный — полицейская должность в Российской империи

Вместо этого, сослуживец рекомендует отправиться за помощью к некоему «значительному лицу», которое может «заставить скорее идти дело». Что это за значительное лицо, и насколько высокую должность он занимает, доподлинно неизвестно. Автор выражает сомнение в его значительности: «Всегда найдется такой круг лиц, для которых незначительные в глазах прочих уже значительные».

Акакий Акакиевич послушался совета и пошел к влиятельному человеку, но явился к значительному лицу  он в «неблагоприятное время», как раз в тот момент, когда он общался со своим старым приятелем, с которым давно не виделся.

«Кто такой»? – спросил он, узнав о приходе Башмачкина. «Какой-то мелкий чиновник». Значительное лицо решило, что этот «может подождать», так как сейчас не время.  Хотя на самом деле они с другом  уже обо всем поговорили, значительному лицу было важно показать приятелю, как долго и смиренно ждут у него в приёмной чиновники, тем самым  увеличив в глазах собеседника свою «значительность».

Дождавшись приёма, Акакий Акакиевич робко изложил суть дела, указав что «шинель совершенно новая» и он «ограблен самым бесчеловечным образом».

Влиятельный человек рассердился, что его беспокоят по таким пустякам.

«Не знаете, как водятся дела? Об этом вы должны были прежде подать просьбу в канцелярию; она пошла бы к столоначальнику, к начальнику отделения, потом передана была бы секретарю, а секретарь доставил бы ее уже мне…», — указывал генерал.

Собрав всю волю в кулак, Акакий попытался ему ответить, в результате «значительное лицо» отчитал его и выставил прочь. Ушел Акакий Акакиевич ни с чем, не помнил, как спустился с лестницы, не чувствовал ни рук не ног. «В жизнь свою он не был еще так сильно распечен генералом, да еще и чужим».

На улице стояла непогода. Пока Башмачкин возвращался домой в своей потрепанной одежде, его изрядно надуло. Он заболел, «весь распух и слег в постель». Приходил доктор, постановил, что больной безнадежен и, обратившись к хозяйке, рекомендовал «заказывать сосновый гроб, так как дубовый будет для него дорог».

Акакий Акакиевич бредил, ему являлись видения, все его беспорядочные слова и мысли крутились вокруг одной и той же шинели. Наконец Акакий Акакиевич испустил дух. Башмачкина тихо похоронили. Его смерть осталась почти незамеченной.

«Остался Петербург без Акакия Акакиевича, как будто его и не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное».

На службе о смерти Акакия узнали лишь через несколько дней после его похорон.

Вскоре по городу поползли слухи, будто у Калинкина моста ночью появляется призрак в чиновничьей форме, он срывает с людей шинели и другие предметы гардероба, тулупы, шубы. Один из департаментских служащих опознал в нём Акакия Акакиевича, однако вид мертвеца внушил ему неподдельный страх, и он убежал. Полиция задалась целью во что бы то ни стало изловить мертвеца. Однажды будочник одного из кварталов в чуть было не схватил его, позвал подмогу, а сам полез за табаком. Мертвец чихнул, забрызгав все глаза поймавшим его людям. Когда те очнулись – мертвеца след простыл.

Будочник — низшая должность полицейского, стоящего на карауле или в охране

После ухода Акакия Акакиевича «значительное лицо» испытал некоторую жалость к нему, спустя неделю он велел справиться о Башмачкине, предложить помощь и отправил к нему чиновника. Так «значительное лицо» узнал что Акакий помер. Эта новость потрясла его, он был весь день не в духе, а вечером, дабы развеяться, отправился к своему другу. Выпив шампанского, генерал возвращался домой с гулянки, хотел заехать к знакомой, симпатичной ему даме по имени Каролина Ивановна. Но тут ему повстречался призрак Акакия Акакиевича. Значительное лицо узнал его.

«А! так вот ты наконец! Наконец я тебя того, поймал за воротник! Твоей-то шинели мне и нужно! Не похлопотал об моей, да еще и распек — отдавай же теперь свою!», — услышал значительное лицо  и чуть не умер.  Перепуганный, без шинели он отправился не к Каролине Ивановне, а к себе домой. С тех пор он стал добрее к подчиненным и гораздо реже говорил им фразы вроде «Как вы смеете, да вы понимаете, кто перед вами».

Нападения прекратились. Видимо, генеральская шинель удовлетворила призрак. По Петербургу, однако, продолжали ходить слухи, что в отдаленных частях города появляется мертвец, правда выглядел он уже совсем иначе.

История создания

Считается, что в основу идеи повести Гоголя положен «канцелярский анекдот».

Анекдотом в те времена называли рассказ о забавном, чем-то примечательном случае, который произошёл в реальности

О том, как возник замысел произведения, рассказывает в своей книге «Воспоминания и критические очерки» литератор Павел Анненков, человек, вхожий в литературные круги, лично знавший Гоголя, Белинского, Герцена и других.

Анекдот, во многом совпадающий с сюжетом повести, заключался в следующем:

Некий чиновник, заядлый охотник, мечтал приобрести ружьё стоимостью 200 рублей. Сумма по меркам его заработка была очень внушительная. Путем упорного труда и лишений он скопил нужную сумму, купил ружьё и в тот же день отправился на лодке охотиться на Финский залив. Зазевавшись, чиновник выпустил оружие из виду. Ружьё, из которого он не успел ещё ни разу выстрелить, утонуло в воде. Поиски были тщетны. Незадачливый охотник был сам не свой от утраты, его сразила болезнь. Сослуживцы пришли на помощь, скинулись деньгами и купили ему новое ружьё. Так чиновник был возвращен к жизни, но в дальнейшем он «со смертельной бледностью на лице» вспоминал об этом эпизоде. Слишком дорого ему было это ружьё.

Гоголю этот анекдот рассказали в компании в 1834 году.  История повеселила присутствующих, смеялись все, кроме Николая Васильевича.  Писатель был хорошо знаком с реалиями жизни мелких чиновников. В молодости Н. В. Гоголь служил писарем, в чине коллежского асессора. Это была самая низшая ступень согласно «Табели о рангах».

Анекдот навеял на Гоголя грусть, в нём литератор услышал не забавный случай о рассеянном охотнике-недотепе, а трагедию маленького человека.

«Он выслушал рассказ задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести его «Шинель», она зародилась в его душе в тот же самый вечер».
П. Анненков. Цитируется по: «История девяти сюжетов», Л. «Детская литература», 1990 – С. 20.

Гоголь долго вынашивал эту идею. Сел за перо лишь в 1839 году, писалась повесть тяжело. Николай Васильевич бросал работу и начинал вновь, лишь в 1942 г. произведение приняло окончательный вид. Во время написания «Шинели» писатель жил в Вене и Риме, параллельно работая над другими текстами.

Известно три редакции повести. Примечательно, что в разных вариантах главных герой носит одно и то же имя – Акакий Акакиевич, но разные фамилии. Сначала он был Тишкевич, потом Башмакевич и, наконец, Башмачкин.

Первая публикация относится к 1843 году, «Шинелью» Гоголь завершил цикл «Петербуржские повести».

Анализ произведения

Ниже рассмотрены содержательные и стилистические особенности произведения.

Жанр и направление

«Шинель» Н. В. Гоголя классифицируется как повесть. Объем произведение невелик, но оно отличается масштабом авторского замысла. История жизни одного человека служит основой широкого литературного полотна, воспроизводящего картину общественной жизни, выхватывая характерные образы и черты эпохи. Произведение вдохновлено реальной историей и личными впечатлениями автора, ярко, метко и иронично обращено к действительности, поднимая социальные, общественные, моральные и философские проблемы.

Содержательно «Шинель» Гоголя соотносится с реализмом, однако считать это произведение реалистическим не позволяет концовка. В повести переплетены реальность и фантасмагория, его сложно однозначно отнести к характерным для эпохи литературным направлениям. Применительно к «Шинели» используют такой термин, как «фантастический реализм».

«Шинель» — одновременно и социально-критическое, и философско-мистическое произведение. Нередко эту повесть Гоголя рассматривают как притчу.

Литературные приёмы

Жанрово-стилистические особенности произведения определяют использованные автором литературные приёмы. Гоголь прибегает к средствам, характерным для произведений комической направленности, — иронии, сатире и даже гротеску. Но текст Гоголя, если и вызывает смех, то это смех сквозь слезы.

Утрата любимой, выстраданной вещи, которая была обретена и потеряна в тот же день, усиливает драматургию произведения. Бедственное положение героя и его столкновение с бесчеловечным миром создают трагическую ситуацию.  Сочетание комического и трагического просматривается не только в образе Акакия Акакиевича, но и во всем повествовании, это одна из ярких характерных черт гоголевского текста.

Художественная особенность текста — символика, как явная, так и скрытая.

Например, имя главного героя Акакий означает «кроткий», «беззлобный», что отлично дополняет его образ,  добавляя персонажу трагизма.

Композиция

В повести «Шинель» можно четко выделить все элементы традиционной композиции литературного произведения:

Экспозиция – «вводная часть» произведения – знакомство с героем, портрет Акакия Акакиевича, рассказ о его рождении, выборе имени, буднях служащего департамента, отношениях с окружающими.

Завязка – поход к портному и появление мечты о новой шинели, сбор денег на её пошив.

Кульминация – обретение обновки, предчувствие изменений и кража шинели.

Развязка – обращение к «значительному лицу» и смерть героя.

Концовка – появление призрака на петербургских улицах, встреча со значительным лицом, у которого призрак забирает генеральскую шинель.

Некоторые писатели и исследователи отметили простоту сюжета повести. По большому счету, сюжет здесь условен и вторичен. Такое мнение высказывает Борис Эйхенбаум в классической статье «Как сделана «Шинель» Гоголя», указывая на статичность сюжета.

Ему вторит, например, В. В. Набоков, в своих «Лекциях по русской литературе»:

«Подлинный сюжет — в стиле, во внутренней структуре».

По принципам построения повествования «Шинель» схожа с «житиями» и «хождениями» святых, описывая весь путь человека от рождения до смерти и «упокоения души».

Тематика

Центральной в произведении Гоголя «Шинель» является фундаментальная для русской литературы тема «маленького человека».

Маленький человек

Заурядный член общества, на первый взгляд — совсем не подходящий герой для художественного произведения. Но именно в своей непримечательности он и интересен, и такого персонажа, чей мир ограничивается скудностью собственной жизни, непритязательностью бытия, скромными потребностями и стремлениями, поднимают на щит русские писатели XIX века. Гоголевский Акакий Акакиевич далеко не первый в нашей литературе «маленький человек». Внимание к этому типу личности привлек ещё Александр Сергеевич Пушкин, создавший Евгения в «Медном всаднике» и станционного смотрителя Самсона Вырина.

Гоголь не просто продолжил эту традицию, он создал самый яркий образ в этом ряду. «Маленький человек» изображен через переплетение и контраст комического и трагического. Автор иронизирует, рассказывая об Акакии Акакиевиче, но в то же время взывает к жалости, к состраданию и сопереживанию. Отчасти насмехаясь над героем, автор в то же время возвеличивает его, представляя образ во всей его полноте, живости, неоднозначности.

Цель и мечта

У «маленького человека» чаяния и стремления приземленные. Через центральный образ шинели в повести поднимается тема мечты. Прочтение Гоголевского текста невольно наводит на размышление о различии между мечтой и целью. Цель всегда более реалистична и практична, мечта же существует в плоскости фантазий и глубинных желаний. Может ли новая шинель быть мечтой или это всё-таки цель?   К покупке новой шинели его толкает не столько прихоть, сколько необходимость: зимы в Петербурге морозные, а старая одежда пришла в негодность. Он задается целью и методично идет к ней, копя деньги, и осуществляет задуманное, достигает цели.

При этом в реальности, в которой живет Акакий Акакиевич, шинель всё же остается мечтой, этот до крайности приземленный предмет первой необходимости обращен в символ, олицетворяющий стремление к лучшей жизни, предзнаменование изменений в судьбе героя. Надев новую шинель, Акакий получает расположение коллег, чувствует себя смелее и увереннее и даже начинает поглядывать на женщин. Новая шинель – попытка вырваться из однообразного круговорота жизни, который ограничивал бытие Акакия. И эта символическая величина осталась недостижимой, была обретена и быстро утрачена, став главным объектом дум и переживаний — мечтой, которая помаячила на горизонте и исчезла. Надежды на её осуществление рухнули, сделав существование героя бессмысленным.

Проблематика

В цикле «Петербургских повестей» именно финальное произведение «Шинель» исследователи выделяют как самое идейно-насыщенное.

Нравственная проблематика

Умелое художественное отображение общественных пороков — одна из главных черт творческого наследия Н. В. Гоголя. В произведении «Шинель» он показывает бездушность, бесчеловечность большинства людей, составляющих чиновничий класс. Их беспокоит продвижение по службе и собственная значимость. Они надменны в отношении тех, кто занимает более низкое положение. Равнодушие к проблемам, горестям и чаяниям окружающих — один из нравственных пороков, против которого «восстает» Гоголь.

Умение сострадать и сочувствовать необходимо человеку для жизни в обществе. Не случайно в повести звучат слова: «Я брат твой». Христианское мировоззрение Гоголя не подлежит сомнению, для него все люди братья. Он уверен, что каждый человек ценен как личность перед Творцом, а люди могут ошибаться в оценке ближнего, поэтому даже в самом неприметном, скромном члене общества нужно видеть прежде всего человека.

Социальная проблематика

Известная социальная проблема нищих и обездоленных, не имеющих возможности вырваться из своей нищеты, неизбежно встает в контексте повести,  изображающей маленького человека. Ярко показано социальное расслоение, зависимость человека от его положения в иерархии. Акакий трудится честно и искренне любит свою работу. Но что он имеет взамен, кроме несчастных грошей, предлагаемых в качестве жалования, на которые он даже не может себе позволить нормально одеваться? Да, Башмачкин не стремится к большему, чем новая шинель, но ведь психологию человека определяет, в том числе, и социальная реальность. Невольно задумываешься, а может быть, это общество с его системой, порядками и стереотипами, сделали героя таким, указав на своё место, с которого он не смеет сдвинуться?

Формализм и бюрократизм государственных органов

На протяжении всего текста Гоголь очень тонко обличает особенности бюрократической системы, высказывает пренебрежение к департаментам. Автор изобличает власть «бумажки», которая захватывает и порабощает сознание людей.  Неоднократно в тексте показан «формальный подход» должностных лиц к своим обязанностям, приверженность инструкциям и порядку, который зачастую идет вразрез с потребностями конкретного человека и представлениями о взаимопонимания и взаимопомощи.

Изображая бюрократизм в работе государственных и полицейских органов, Гоголь видит корень всех зол в человеческой натуре, склонной к нравственному падению. Состояние общества определятся не государственной властью, а людьми, его составляющими. Человеческая природа не меняется, и проблемы бюрократической системы, существовавшие во времена Гоголя, остаются актуальными до сих пор.

Судьба и справедливость

Проблема справедливости и превратности человеческой судьбы — вечные проблемы мировой литературы. Просматриваются они в «Шинели» Гоголя.

У каждого человека на этой земле свой путь и своё место, которое он занимает не случайно. Почему Башмачкин стал тем, кем он стал? Заслуженно ли он обречен влачить жалкое существование маленького человека? Да, он слабый неумеха, не способный на большее, чем переписывать текст, но справедливо ли отторгать его, оставляя на обочине жизни. Почему судьба столь неблагосклонна к нему? Гоголь заставляет задуматься, а за какие заслуги, например, «значительное лицо» занимает свою должность. Справедливо ли его положение? Достоин ли человек, не способный понять и помочь, не желающий взглянуть шире, чем приписано порядком, вообще назваться «значительным»

Проблема справедливости и возмездия также затрагивается в повести. Герой уходит из жизни, не не сделав в ней ничего значительного.  Явление призрака и кража элементов верхней одежды, в том числе шинели, которой герой так и не смог обладать при жизни — это своего рода акт возмездия, миссия, которую автор возлагает на маленького человека. Вселяя страх и нарушая покой, призрак  пугает людей, заставляя их задуматься о своей жизни, побуждает «значительное лицо» пересмотреть свои взгляды на жизнь и, тем самым, восстанавливает справедливость.

Глубокий смысл «Шинели»: другой взгляд в литературоведении

Чаще всего в повести Н. В. Гоголя «Шинель» видят обличение социального зла. Произведение вышло в 1842 году, и ряд критиков во главе с В. Г. Белинским восприняли повесть как острый социальный памфлет. Главный герой считался униженным и оскорблённым, жертвой несправедливой социальной системы, бюрократии и произвола.

Такое толкование вошло в советское литературоведение, в таком ключе трактовалась «Шинель» в школьном курсе русской литературы. Прошло тридцать лет, как не стало советской власти, но в российских школах по привычке продолжают говорить ученикам всё то же. Так понятнее, удобнее. Хотя в литературно-методических журналах есть немало публикаций с иной точкой зрения на великую повесть Гоголя. Но современные восьмиклассники по-прежнему жалеют Акакия Акакиевича как жертву несправедливой власти.

«Шинель» содержит более глубокий смысл. В ней иносказательно говорится о разрушении человеческой души, поддавшейся греховному соблазну.

Надо учитывать мировоззрение писателя, когда он писал повесть. В 40-е годы Гоголя  особенно занимали религиозные вопросы. Доктор филологических наук В. А. Воропев в книге «Духовная биография Гоголя» отмечает, что писатель утруждал себя молитвенным правилом, по-монашески длинным, он штудировал святоотеческую литературу, читал жития, «Добротолюбие». Духовное делание, духовная борьба стали главным интересом его жизни. Могло ли это не отразиться в творчестве Гоголя? Ведь «каждый пишет, как он дышит» (Б. Окуджава).

Главный герой повести Акакий Акакиевич Башмачкин жил почти идеальной жизнью до вторжения в неё идеи о пошиве новой шинели. Ничтожность его деятельности с точки зрения окружающих вовсе не была таковой с точки зрения автора. Герой его жил по-монашески, смиренно, довольствовался малым, безропотно сносил обиды. И. В. Трофимов в статье «Акакий Акакиевич каллиграф» говорит, что к своим должностным обязанностям он относился как к послушанию. Обязанности переписчика в монашеской среди считались почётным послушанием. Тем более ценилось искусство каллиграфии, которым по всей видимости владел герой. Его всепоглощающая любовь к своему делу говорит о даре художника-каллиграфа.

Именно этот путь был дан Акакию свыше. Потому он был в затруднении, когда ему поручили другую работу. Герой потерял себя, когда стал одержим идеей приобрести новую шинель.

Гоголь был убеждён «в божественном предназначении человека, он верил, что каждому свыше определён свой путь, сворачивать с которого — грех, ибо “прекрасное смирение — составляет первую красоту души”. Гоголевский герой поддаётся соблазнам внешнего мира. Казалось бы, дошинельный Акакий не от мира сего, и все события суетной жизни идут мимо, не занимая его внимания — “ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякий день на улице”»

Владимир Ширинкин. «Житие Акакия Нового в творческой истории гоголевской «Шинели»».

Многие исследователи сравнивают повесть с житием святого Акакия Синайского, который отличался кротостью, незлобием, претерпевал мороз, был молчалив, в роду его был башмачник. Герой Гоголя был почти святым, но однажды святость его дала трещину. Появилось материальное искушение — новая шинель. И не просто для тепла, но и с фасоном. Одни критики видят искусителя в Петровиче, который предстаёт перед читателем в чадном дыму с пугающим ногтем, другие видят его символику в генерале без лица на табакерке, поскольку дьявол безлик. В любом случае нечистый присутствует.

Начались метаморфозы c Акакием Акакиевичем. В глазах его появился блеск, он огляделся вокруг и увидел, чего ранее не замечал. Поглощённый мечтой о шинели, он вдруг сделал ошибку при переписывании, а такого с ним раньше ни при каких условиях не случалось. Девственный герой однажды пустился вдогонку за дамой. Потеряв драгоценную новую шинель, Башмачкин совершенно утратил былой покой и свою высшую радость от работы. Впервые он повысил голос на ближнего.

Когда несчастный слёг в предсмертной горячке, то бормотал в бреду только о шинели и «значительном лице». Он впервые разразился сквернословием — не осталось прежних кротости и смирения, нет и покаяния. В таком состоянии душа к Богу не восходит. И злобный дух Акакия мечется по ночному Петербургу, сдирая одежду со всех без  разбору, пока не добрался до своего обидчика. Есть ли здесь акт справедливого возмездия? Гоголь показал путь человека утратившего духовную цельность, отошедшего от Бога и тем самым опустошённого. Такой человек взбунтовался. Что такое бунт людей, забывших Бога, хорошо известно из истории.

Гоголь видел, как его современники, образованные русские люди, отходят от Бога. Его место в их душах занимают карьера, деньги, комфорт. Писатель не мог оставаться равнодушным к этому явлению. В повести «Шинель» он дал портрет общества, забывшего Христа. Общество без Бога — вот главная тема произведения, а не бедный чиновник, ставший жертвой государственной машины.

Тест по повести «Шинель»

Теперь, когда вы ознакомились с кратким содержанием повести и ее анализом, мы предлагаем пройти тест по пройденному материалу.

Экранизации

Повесть Гоголя «Шинель» может показаться совсем не кинематографичной, однако она нашла своё экранное воплощение уже очень давно. Знаменитый актер театра и кино  Алексей Баталов, которого многие помнят как Гошу из фильма «Москва слезам не верит», в 1959 году попробовал себя  на режиссерском поприще, выбрав для дебюта именно этот сюжет из наследия Николая Гоголя.

Роль Акакия Акакиевича Башмачкина в фильме Алексея Баталова «Шинель» сыграл Ролан Быков.

В 2019 году за экранизацию «Шинели» взялся Юрий Борисович Норштейн, режиссер мультфильма «Ёжик в тумане».

Скачать обзор:

Краткие сведения о произведении

Повесть Николая Васильевича «Шинель» написана в 1841 году, впервые опубликована в 1843 году. Она входит в петербургский цикл рассказов Гоголя.

Развязка

«Значимое лицо» было давним знакомым («партнером») Акакия Акакиевича, однако, подавая заявление, он был суров и просил следовать порядку обжалования.

После этого Башмачкин вернулся домой с сильной простуды. Он не чувствовал холода. Вскоре он заболел лихорадкой и умер. О его смерти при исполнении служебных обязанностей узнали лишь несколько дней спустя.

Развитие событий

Акакий Акакиевич подумал, что может купить новое (модное без излишеств) пальто за восемьдесят рублей. Он лихорадочно начинает думать, как собрать эту сумму. Половина уже была накоплена за многие годы сбережений, а еще сорок нужно было откладывать.

Решила круглый год не пить чай вечером, ходить в носках, чтобы не мыть подошвы, вечером не зажигать свечи, носить дома халат, чтобы белье не мялось и не было часто отдавали прачке.

«Покрывало»: краткое содержание повести Гоголя
Кадр из фильма «Шинель»: UGC

Дело ускорилось, когда начальник назвал премию на двадцать рублей больше обычного. Наконец-то могли сбыться ежедневные разговоры с Петровичем о том, как будет выглядеть новое пальто. Вместе с портным они выбрали ткань, шелковую подкладку и кошачий ошейник.

Сшито новое пальто. Носив его, Акакий Акакиевич преобразился: почувствовал себя увереннее, ему стало тепло и хорошо. Коллеги поздравили его с новинкой. Башмачкин перестал вечером переписывать документы и стал гулять, даже вечером пришел к помощнику писаря.

Основные персонажи повести

Главный герой:

  • Акакий Акакиевич Башмачкин — скромный, тихий, незаметный титулярный советник, старше 50 лет, небольшого роста, слегка слепой с виду, с лысиной на лбу и морщинами на щеках. Он не женат, друзей у него нет. Он искренне любит свою работу.

Другие персонажи:

  • Петрович — бывший крепостной Григорий, кривой на один глаз, рябой, любит выпить, верен обычаям деда. Женатый. О его жене ничего не известно.
  • «Значимый человек» — это недавно назначенный «второстепенный» человек, который ведет себя напыщенно, «пытаясь сделать себя еще более значимым».

Список и краткая характеристика персонажей повести «Шинель»

Главные герои повести «Шинель»:

  • Значительный человек — человек молчаливый, внешне строгий и суровый, но добрый в глубине души, недавно получил звание генерала, поэтому не понимает, как поступать со своими подчиненными, отчасти из-за этого отказывается помогать Башмачкин. У него есть семья: жена и трое детей.
  • Портной Григорий Петрович — известно, что он был крепостным, сейчас живет в одном доме с Акакием Акакиевичем, на четвертом этаже. Он любит выпить, из-за чего жена часто ругает его. Несмотря на отсутствие глаза, он мастер своего дела, но цены у него завышены.
  • Акакий Акакиевич Башмачкин — бедный пятидесятилетний госслужащий, зарабатывающий на жизнь своей работой, но он всегда остается титульным советником, который умеет только переписывать документы. Его внешность соответствует его характеру: невысокий, незначительный, с бледно-серым лицом в обрамлении редких рыжих волос, в душе он такой же безобидный и застенчивый, не скрывающий корыстных намерений. Акакий почти ни с кем не разговаривает, просто просит не обижать его и оставить в покое, если дразнить коллег станет невыносимым.

Второстепенные герои повести «Шинель»:

  • Мать Башмачкина — известно, что при жизни она была чиновницей и хорошей женщиной, назвала сына в честь отца.
  • Отец Башмачкина — его звали Акакий, носил сапоги вместо туфлей, трижды в год менял подошву, как и другие мужчины в этой семье.
  • Хозяйка — старушка, хозяйка квартиры. Перед смертью он ухаживает за Акакием Акакиевичем.
  • Привлечение — это дух официального блуждания по улицам Санкт-Петербурга. Но почему-то, встретив значимого человека, он снимает пальто и бесследно исчезает.
  • Жена Петровича — плохо выглядит, постоянно носит шляпу. Во время ссор муж называет ее немкой и светской женщиной.

Главный герой повести

  • Башмачкин Акакий Акакиевич — петербургский чиновник в звании действительного советника и небольшой заработной платы. Застенчивый, скромный человек, который очень любил свою работу по переписыванию карточек.

Завязка

Годовая зарплата Акакия Акакиевича составляла четыреста рублей. Он был беден, но не чувствовал своей бедности, пока северный холод не начал согревать его спину и плечи.

Выяснилось, что пальто, которое он носил несколько десятилетий, было потрепано: ткань потрепалась, а на подкладке были дыры.

Кадр из фильма «Шинель»: UGC

Акакий Акакиевич хотел поправить одежду и обратился к Петровичу, портному, который жил в чулане под лестницей. Однако он категорически заявил, что необходимо сшить новое пальто, и назвал цену — полторы сотни рублей.

Для Башмачкина это была колоссальная сумма. Сотрудник неоднократно навещал Петровича в нетрезвом виде. Он надеялся на снисхождение и уменьшение суммы на что-то новое. Однако портной был непреклонен.

Кульминация

Вернувшись вечером пьяным, Акакий Акакиевич попадает в руки разбойников, которые снимают пальто. Утром клерк идет к судебному приставу, он впервые проявляет характер и просит о личной встрече с ним.

Однако вопросы писца смущали его. Башмачкин понимал, что по своим делам никто не пойдет. На службе заметили исчезновение шинели, одни издевались, другие раскаивались. Сочувствующие посоветовали несчастной жертве грабителей обратиться за помощью к «значимому» (влиятельному) человеку — генералу.

«Покрывало»: краткое содержание повести Гоголя
Кадр из фильма «Шинель»: UGC

Другие персонажи

  • Петрович портной, пьяница. Он часто ссорился с женой, иногда она его била.
  • Хозяин квартиры, в которой жил главный герой рассказа.
  • Значимый человек: недавно стал значительным, получив генеральский чин. Генерал жестоко обращался с подчиненными и людьми более низкого ранга, со своими товарищами он был услужливым и добрым.

Акакий Акакиевич Башмачкин главный герой повести

Шинель по главам
Главный герой рассказа — Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник и титулованный советник, который с первых строк описания вызывает сочувствие, грусть, а иногда и легкое отвращение.

Описание: скромная, без целей в жизни, кроме одной, которую нужно отложить на новое пальто.

Нельзя сказать, что он был недоволен своей работой, напротив, он находил удовольствие в переписывании документов и находил это занятие приятным, особенным, погружаясь в свой особый уединенный мир. Даже вернувшись домой, Башмачкин сел переписывать документы.

Зарабатывает мало, всего 400 рублей в год. Этого едва хватает даже на еду. Маленький, лысый мужчина с «геморроидальным лицом», беспомощный и одинокий. Страдает от издевательств и полного безразличия со стороны более молодых чиновников.

Очень краткое содержание для читательского дневника

В Петербурге в ведомстве служил титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин. Получал небольшую зарплату — 400 рублей, но свою работу выполнял очень старательно.

Его пальто было настолько старым, что портной отказался его поправлять и посоветовал сшить новое. Чиновник стал копить деньги. Наконец, он пошел с портным покупать ткань для пальто. В день пошива шинели его пригласил на именины помощник клерка. Когда он поздно ночью приходил домой, к нему подходили и снимали пальто.

Акакий Акакиевич объявил об ограблении частного судебного исполнителя, но безуспешно. Затем по совету коллеги обратился к значимому человеку. Этот генерал так кричал на бедного офицера, что он ничего не мог вспомнить из-за страха. Придя домой на морозе в старом пальто, Башмачкин простудился, не смог поправиться и умер в бреду.

С этого момента в Петербурге стал появляться мертвый чиновник, в котором узнал Акакия Акакиевича. Он снял с людей пальто. Когда ему удалось снять шинель с значимого человека, появление погибшего чиновника прекратилось.

Экранизации

  • 1926 г
  • 1959 г

Пальто (1959). Режиссер: Алексей Баталов. Источник: Одноклассники.

  • 1926 г
  • 1959 г

Пальто (1926 г.). Режиссер: Григорий Козинцев, Леонид Трауберг. Источник: YouTube.

Кто написал «Шинель»

Шинель по главам
Этот рассказ написал великий русский классик, драматург, критик и публицист, автор поэмы «Мертвые души и вечера на хуторе близ Диканьки» Николай Васильевич Гоголь (1809–1852), вошедший в школьную программу.

Детство Н. В. Гоголь провел в Сорочинцах (Полтавская губерния). Родился в бедной дворянской семье Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских.

Всего детей было 12, но многие умерли в раннем возрасте, а Николай Васильевич был первым выжившим ребенком и третьим по счету.

Как видно из его первых работ, годы его детства и территория, на которой он жил, наложили свой отпечаток на его первые работы. «Тарас Бульба», «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь», «Вечер в канун Ивана Купалы» и другие произведения, вошедшие в коллекции, переносят в этот момент характер и многочисленные пейзажи Украины. Также можно заметить гоголевский язык и его манеру письма.

После переезда в Петербург Гоголь становится чиновником, но со временем понимает, что такая работа не для него и отдана творчеству. Новые знакомства заводятся в литературных кругах, что помогает Гоголю развиваться.

В Санкт-Петербурге в 1842 году родился рассказ «Шинель», вошедший в третий том собрания сочинений.

Сюжет повести «Шинель» за 3 минуты

Акакию Акакиевичу Башмачкину не повезло от рождения: даже «невозможно было найти другое имя», рожденного в ночь на 23 марта (год не указывается), в календаре были странные имена Сосий или Хоздат. Мама малышки перевернула страницу календаря в надежде найти хорошее имя, но и здесь выбор пал между Павсикахий и Вахтисий.

Ребенка назвали в честь отца — Акакий Акакиевич, после крещения скривился, «словно предчувствовал, что будет титулярный советник».

Герой жил на съемной квартире в бедном районе Петербурга. Работал в одном из отделов, дежурил, переписывал документы. Эта должность настолько мала и низкооплачиваема, что даже охранники отдела относятся к ней с презрением, а официальные лица заставляют его замолчать документы в переписке, часто не имея на это полномочий. При этом смеются над Акакием Акакиевичем. Но он не обращает на них внимания, только когда чиновники толкают его за локоть, тогда он просит: «Оставьте меня, за что вы меня обижаете?».

Башмачкин искренне любит свое дело. Он дольше работает над отдельными буквами, рисует каждую каракули, подмигивает, улыбается. Он часто берет работу домой, быстро ест щи и садится что-то переписывать. Если в этом нет необходимости, он все равно что-то переписывает, просто для собственного удовольствия, даже ложась спать, с удовольствием думает о завтрашней работе. Только однажды директор приказал ему сделать что-то более важное: самому поправить документ, поменять буквы в названии и некоторые глаголы, но Акакий Акакиевич не смог этого сделать, сильно вспотел и просил дать ему «что-то» быть переписанным «. Его больше не просили что-либо исправить.

Одним словом, ведет спокойный и размеренный образ жизни, у него нет друзей и семьи. Ему безразлично, что происходит вокруг. Казалось, что только «лошадь, положив морду ему на плечо, может вернуть его в реальность петербургской улицы из центра линии». На нем выцветшая форма и пальто, которое сочится настолько сочным, что в департаменте это называют капюшоном. Если бы не мороз, этот «человечек» не заметил бы изъянов пальто. Но она должна отнести его косоглазому портному Петровичу, чтобы он починил. В прошлом он был слугой Грегори, который умел «много пить» и «успешно чинить бюрократические штаны и фалды».

Портной уверяет, что шинель ремонту не подлежит, а новое обойдется в 150 рублей. Это очень большая сумма, которой у Башмачкина нет, но он знает, что Петрович становится более сговорчивым, когда выпивает, и решает вернуться к портному в «нужное время». В итоге пальто обходится ему в 80 рублей, получается сэкономить на дешевом кошачьем ошейнике. Он уже накопил около 40 рублей, благодаря привычке откладывать копейки с каждой зарплаты. Остальные деньги надо сэкономить: вечером Акакий Акакиевич отказывается от чая и свечей, реже стирает белье, дома носит халат поверх обнаженного тела, «чтобы белье не изнашивалось», старается с такой осторожностью ходить по улице, чтобы «не стереть грязь преждевременно». Башмачкину сложно, но мечта о новом пальто его вдохновляет, он часто приходит к Петровичу, чтобы обсудить детали.

В конце концов, он скопил необходимую сумму и Григорий сшил новое пальто, над которым идет счастливый Акакий Акакиевич. Не остается незамеченным величайшее событие в убогой жизни титульного режиссера: его окружают коллеги и начальство, которые просят организовать вечер по случаю чего-то нового. Башмачкин очень смущен, все свои сбережения отдал на новое пальто, но его спасает некий чиновник, который приглашает всех, в том числе Акакия Акакиевича, к себе домой по случаю именин. Дом чиновника находится в другой части города. Пообедав дома, герой отправляется туда пешком.

Судьи, которые вчера потешались над Акакием Акакиевичем, сегодня осыпают его комплиментами, в новом пальто он выглядит намного солиднее. Вскоре о нем забывают, переходят на выпускной бал и шампанское. Акакий Акакиевич впервые в жизни позволяет себе расслабиться, но встает недолго и оставляет обед раньше остальных. Обогащенный шампанским, он изображает даже красивую женщину. Но на безлюдной площади мимо него проходят неизвестные с усами, один из них заявляет, что пальто на плечах Акакия Акакиевича принадлежит ему, толкает его в снег и уносит.

Вместо того, чтобы помочь, частный исполнитель запутал Акакия Акакиевича последними вопросами, почему он так поздно оказался на улице, и, если он посетил непристойный дом, ушел, так и не осознав, пойдет ли дело до конца. Его снова заставляют приходить в отдел в протекающем старом пальто, и снова над ним смеются, даже если есть те, кому его жалко, и советуют пойти к «значительному человеку, который может поспособствовать большему успеху» ищите пальто «. Несчастный Акакий Акакиевич вынужден терпеть незаслуженный упрек этого «значимого человека», который «только недавно стал осмысленным, а потому и очень хочет сделать себя более значимым». Не получив помощи, он, застывший в старом капюшоне, возвращается домой с сильной лихорадкой.

На службе о нем узнали только на четвертый день после его похорон.

На этом заканчивается история жизни «человечка». Но история продолжается, описывая странные события, последовавшие за похоронами титулярного советника. Рассказывали, что ночью возле Калинкина моста появляется умерший человек, снимающий со всех шинели, не различая своих хозяев по званию и званию. Полиция была беспомощна. Однажды поздно вечером бывший титулярный советник сорвал с этого «значимого человека» шинель. С тех пор «значимый человек» гораздо скромнее вел себя со своими подчиненными.

С тех пор призрак Акакия Акакиевича никто не видел, но его сменило другое привидение, более крупное с усами.

Заключение

Образ «человечка» возник в литературе гораздо раньше, но Н. В. Гоголь, в отличие от других писателей, видел в его характере не предмет насмешек, а человека, достойного сочувствия и понимания.

«Шинель» — это протест против общественного строя, при котором о человеке делается вывод «заранее», исходя из его должности, заработной платы и внешности. Историю также называют не в честь безразличного к обществу героя, а уничтоженного им, потому что это общество выдвигает на первый план материальные ценности.

Это интересно: Николай Гоголь написал свой рассказ «Нос» в 1833 году. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Гоголевского носа» по главам, что поможет подготовиться к уроку и запомнить сюжет произведения. История — одно из самых ярких и абсурдных сатирических произведений в русской литературе.

Короткий пересказ «Шинель» Гоголя

Рассказ о «шинели» Н.В. Гоголя рассказывает читателю о судьбе так называемого «человечка». Главные герои рассказа — титулярный советник Акакий Акакиевич, портной Петрович и «значимая личность». Акакий Акакиевич — маленький морщинистый человек, чиновник низшего ранга — писарь, всю жизнь проработал в отделе.

Он был очень незначительным и безответным человеком, поэтому стал предметом насмешек. Молодые чиновники открыто посмеялись над ним, заявили, что его любовница, семидесятилетняя женщина, избила его, облили ему голову бумажками и сказали, что это «снег». Акакий Акакиевич никак не отреагировал на это: он все переписывал документы. Он рьяно выполнял свои обязанности и, даже вернувшись из отдела домой, сразу же сел за стол, быстро съел щи, а потом снова переписал документы. Так и протекала его жизнь, если не случайно, то спокойно и привычно.

Однажды Акакий Акакиевич заметил, что холод проникает в него сильнее обычного. На следующий день ситуация повторилась. Вернувшись домой, Акакий Акакиевич осмотрел на свету свое старое пальто и обнаружил, что «он стал как змея». Много раз залатана, долго прослужила, и Акакий Акакиевич решил, как и прежде, отнести портному Петровичу, чтобы опять пришили. К удивлению Акакия Акакиевича, Петрович отказался отремонтировать шинель и сказал, что «шинель придется перешивать». Эта новость шокировала Акакия Акакиевича, но вскоре ему удалось убедить себя, что иначе и быть не может.

Акакий Акакиевич максимально сократил свои обычные траты: вечером не пил чай, пореже отдавал белье прачке — и, следовательно, сэкономил необходимую сумму. Когда пальто было готово, и Петрович лично отнес его Акакию Акакиевичу, мир перевернулся… Было раннее утро, и Акакию Акакиевичу, как всегда, нужно было ехать в отдел. В новом пальто было очень жарко, и Акакий Акакиевич даже почувствовал некую гордость за свое пальто.

В палате, конечно, заметили шинель. Все начали поздравлять Акакия Акакиевича, а потом кто-то предложил себе «уколоться» в честь такой покупки. Акакий Акакиевич смутился. Но тут кто-то — помощник клерка предложил вместо Акакия Акакиевича пойти к нему. Было решено встретиться вечером. На этой вечеринке Акакий Акакиевич был в очень хорошем настроении, но около двенадцати ушел домой. Улицы были пустынны, но Акакий Акакиевич ни о чем не думал. Но когда он был на площади, к нему подошли «какие-то люди с усами» и со словами «И мое пальто!» он снял пальто с плеч. Затем его ударили ногой, и он упал на спину в снег. Акакий Акакиевич уже ничего не чувствовал. Когда люди исчезли, он начал кричать, но пользы не было…

На следующий день Акакий Акакиевич пришел в палату в своей старой шинели. Несмотря на ранее издевательства, произошедшая с ним история у многих вызвала жалость. Кто-то, точно неизвестно, посоветовал Акакию Акакиевичу обратиться за помощью к «значимому человеку», поскольку до недавнего времени этот «значимый человек» был незначительным. Результат посещения этого «значимого человека» был трагичным для Акакия Акакиевича. «Значительный человек» — крикнул он Акакию Акакиевичу настолько, что «вышел на улицу, ничего не вспомнив». На нем было старое пальто, ветер дул со всех сторон, и, вернувшись домой, Акакий Акакиевич лег спать. Его болезнь была настолько серьезной, что он больше не мог выздороветь и умер через несколько дней.

Но с тех пор на Калинкинском мосту вечером стал появляться некий мертвец «в образе чиновника», сдирая со всех прохожих шубы, шубы, шубы. Кто-то узнал в мертвом Акакия Акакиевича. В отношении мертвых не было правосудия, они не могли его взять, пока однажды через эти места не прошел «значительный человек». Мертвец сорвал пальто с плеч и с криком «Ваше пальто было то, что мне было нужно!», Он исчез. С тех пор покойника никто не видел, а «значимая личность» давно помнила эту историю. Вот как повесть Н.В. «Шуба» Гоголя».

Источники

  • https://blmb.ru/shinel-kratkoe-soderzhanie/
  • https://www.nur.kz/family/school/1827942-sinel-kratkoe-soderzanie-povesti-gogola/
  • https://litfest.ru/shortwork/soderzhanie-shinel.html
  • https://KicksContest.ru/pereskazy/shinel-kratko.html
  • https://school1208.ru/raznoe/shinel-kratkoe-soderzhanie-po-glavam.html
  • https://briefly.ru/gogol/shinel/

  • Шина скрежещет как пишется правильно
  • Шеф повар на английском как пишется
  • Шиммер и шайн слушать сказку
  • Шинель аргумент к итоговому сочинению преступление и наказание
  • Шинель гоголь итоговое сочинение