: Бедный чиновник с трудом скопил на новую шинель, но обновку в тот же вечер украли. От мороза и тоски по самому дорогому, что у него было, чиновник умер, а его призрак стал отбирать шинели у прохожих.
Деление пересказа на главы — условное.
Акакий Акакиевич Башмачкин
В одном департаменте служил Акакий Акакиевич Башмачкин.
Ака́кий Ака́киевич Башма́чкин — бедный чиновник лет пятидесяти, низенький, рябоватый, рыжеватый, подслеповатый человек с лысиной на лбу, морщинами на щеках и серым лицом, робкий, тихий, безобидный.
Его покойная матушка не нашла в календаре подходящего имени и назвала сына в честь отца.
Башмачкин был вечным титулярным советником.
Сколько ни переменялось директоров… его видели… тем же чиновником для письма; так что потом уверились, что он… так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове.
Все сослуживцы издевались над Башмачкиным: сочиняли анекдоты о нём и его семидесятилетней квартирной хозяйке, сыпали ему на голову бумажки. Когда шутки начинали мешать работать, Башмачкин говорил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». В этих словах было что-то настолько жалкое, что один молодой человек, услышав их, отвернулся от своих товарищей-шутников. В последствии он не раз «содрогался… видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утончённой, образованной светскости».
Служил Башмачкин с любовью. Он переписывал бумаги, и это приносило ему радость. Однажды начальник поручил ему более сложную работу: переписать документ, внеся в него незначительные изменения, но Башмачкин испугался непривычной работы, отказался и навсегда остался переписчиком.
О внешности и одежде Башмачкин не думал, на улице по сторонам не смотрел и почти ничего вокруг себя не замечал. Придя домой, он съедал обед, не чувствуя вкуса еды, и снова садился переписывать. На вечеринки или в театр он никогда не ходил, а по вечерам, написавшись вдоволь, ложился спать, улыбаясь при мысли о завтрашнем дне и любимой работе.
Башмачкин решается сшить новую шинель
Так и прожил бы Башмачкин до старости, если бы лет в пятьдесят не обнаружил, что его форменная шинель протёрлась на спине и совершенно не греет. Шинель эта была очень старой, её воротник почти полностью пошёл на заплатки, и в департаменте все издевались над ней, называя «капотом» (халатом).
Башмачкин отнёс шинель к Петровичу, который занимался починкой чиновничьей одежды, надеясь, что тот как-нибудь её починит.
Петрович — портной, бывший крепостной, пьяница, раньше звался Григорием.
Петрович, трезвый и сердитый, осмотрел шинель и нюхнул из табакерки, на которой был изображён генерал с заклеенным, на месте дырки, бумажкой лицом. Подумав, он заявил, что починить шинель невозможно: старое гнилое сукно расползётся, сколько его не зашивай. А новая шинель обойдётся слишком дорого для Башмачкина, получавшего мизерную зарплату. Через неделю Башмачкин снова попытался уговорить выпившего и подобревшего Петровича починить шинель, но тот опять отказался и пообещал сшить новую.
Башмачкин понял, что без новой шинели не обойтись. Зная, что Петрович любит преувеличивать, он прикинул, что обновка обойдётся примерно вдвое дешевле озвученной портным суммы. Половина этих денег у Башмачкина уже была, он сумел сэкономить, откладывая по грошику с каждого потраченного рубля. Чтобы собрать вторую половину, он отказался от вечернего чая и свечей, реже отдавал бельё в стирку.
Воплощение мечты Башмачкина
За полгода Башмачкин привык голодать по вечерам, а его жизнь наполнилась смыслом, словно «какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу». Подругой для Башмачкина стала новая шинель, о которой он думал день и ночь.
Решившись воплотить свою мечту, Башмачкин стал живее и твёрже характером. В его глазах горел огонь, а в голову приходили дерзкие мысли: а не сделать ли воротник шинели из куницы? Каждый месяц он обсуждал с Петровичем покрой будущей шинели, качество и цвет сукна и заходил в лавки прицениться.
Нужная сумма собралась благодаря директору, который начислил Башмачкину большую годовую премию. Башмачкин с Петровичем отправились по лавкам и купили великолепного сукна, а вместо куницы — лучшую кошку, которая издали походила на куницу. Затем Петрович сшил прекрасную, тёплую шинель. Башмачкин сразу отправился в ней на работу, а Петрович, гордясь своим мастерством, долго шёл следом за Башмачкиным и любовался шинелью.
В департаменте все сразу узнали, что «капота более не существует». Сослуживцы стали так радушно поздравлять Башмачкина, что тому даже сделалось стыдно. Наконец обновку предложили «вспрыснуть».
Башмачкин лишается шинели
Денег на вечеринку у Башмачкина не было, и один из начальников пригласил всех к себе, решив совместить «вспрыскивание» с собственными именинами. Отказаться Башмачкин не смог.
Впрочем, ему потом сделалось приятно, когда вспомнил, что он будет иметь чрез то случай пройтись даже и ввечеру в новой шинели.
Вечером Башмачкин отправился к начальнику, который жил в богатом районе Петербурга. Там его накормили, напоили шампанским, отчего он сильно задержался и домой отправился в двенадцать часов ночи.
По хорошо освещённым улицам богатого района идти было весело. Подвыпивший Башмачкин до того осмелел, что даже подбежал за какой-то дамой, «у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения». Но вскоре потянулись бедные, плохо освещённые и пустынные улицы с деревянными заборами, и его весёлость сильно уменьшилась.
Улица вывела Башмачкина на огромную и пустую площадь — только на другом её конце виднелась будка с одиноким будочником. Зажмурившись от страха, Башмачкин пошёл через площадь, как вдруг его остановили какие-то люди, сняли с него шинель и дали пинка.
Башмачкин упал в сугроб, не в силах крикнуть от страха. Немного придя в себя, он добрался до будочника, который сделать ничего не мог, только посоветовал ему пойти к квартальному надзирателю. Дома растрёпанного Башмачкина встретила квартирная хозяйка и посоветовала идти к частному приставу.
«Значительное лицо»
На следующий день Башмачкин прогулял работу, отправился к частному приставу и добился, чтобы тот его принял. Частный начал расспрашивать, откуда Акакий Башмачкин возвращался так поздно, уж не из публичного дома ли, и совсем не обратил внимания на личности грабителей. Дадут ли делу ход, несчастный Башмачкин так и не понял.
На работу он явился в «в старом капоте своём, который сделался ещё плачевнее». Некоторые посмеялись, остальные решили собрать для Башмачкина денег, но сумма вышла совсем мизерная. Один из сослуживцев посоветовал ему обратиться к «значительному лицу», которое может ускорить поимку грабителей.
Значительное лицо — человек, недавно назначенный на высокую должность, внешне важен и груб, но в глубине души неплохой и не глупый, способный на сочувствие, женат, имеет трёх детей, его имя в повести не упоминается.
Значительное лицо раньше был не таким уж и значительным, но недавно его назначили на генеральскую должность.
…всегда найдётся такой круг людей, для которых незначительное в глазах прочих есть уже значительное.
В душе он был хорошим человеком, но генеральский чин сбил его с толку. Изо всех сил он старался усилить свою значительность и в результате стал очень груб с низшими по чину.
Башмачкин отправился к значительному лицу, но тот в это время беседовал со старым знакомым, недавно приехавшим в Петербург. Увидев немолодого человека в стареньком мундире, значительное лицо решил выказать перед знакомым свою строгость. Он не стал слушать Башмачкина и так накричал на него, что несчастный чиновник практически лишился чувств. Сторожа вынесли бесчувственного Башмачкина, а значительное лицо остался очень доволен произведённым эффектом.
Башмачкин умирает и становится призраком
Несчастный Башмачкин шёл домой, не чувствуя ни рук, ни ног. Началась вьюга, и его сильно продуло. Он слёг и вскоре умер. Перед смертью, в жару и бреду, он обращался к значительному лицу, «сквернохульничал» и тосковал об утраченной шинели, которая на миг оживила его бедную жизнь.
И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нём его и никогда не было. Исчезло и скрылось существо никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное…
В департаменте о смерти Башмачкина узнали через четыре дня после похорон. На другой день на его месте уже сидел новый чиновник.
Далее история вдруг приняла «фантастическое окончание». По Петербургу прошёл слух, что на том месте, где ограбили Акакия Акакиевича, мёртвый чиновник срывает с людей шинели, не глядя на чины и звания. Один из чиновников департамента увидел мертвеца и узнал в нём Башмачкина. Полиция мертвеца поймать не могла.
Значительное лицо, не лишённого сострадания, тревожила мысль о бедном Башмачкине. Через неделю ему донесли, что Башмачкин умер. Желая развлечься и заглушить упрёки совести, значительное лицо отправился на вечеринку, а затем — к любовнице. По дороге мёртвый Башмачкин сорвал с него шинель и заявил, что это компенсация за ущерб, нанесённый ему значительным лицом.
Это происшествие так напугало значительное лицо, что он начал меньше грубить подчинённым и внимательнее выслушивать просителей. А генеральская шинель, видимо, пришлась мертвецу впору, потому что с тех пор больше его на улицах Петербурга не встречали. Только коломенский будочник однажды ночью увидел привидение, но оно было выше ростом, с преогромными усами и кулаками, каких «и у живых не найдёшь».
МКОУ
«Лебяжинская ООШ» имени Бухаева Ю.Р
Конспект
урока по теме: «Средства создания комического в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»
К
уроку литературы в 7 классе
Выполнила: Капанова Д.Б
2021 год
Урок
по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»
Тема:
«Средства создания комического
в
рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»
Цель
урока:
организовать
деятельность учащихся по формированию навыков анализа художественного
произведения
Задачи
урока:
·
Показать
мастерство писателя в изображении «хамелеонства»;
·
Обратить
внимание учащихся на художественные средства изображения смешного в рассказе
«Хамелеон»;
·
Познакомить
с идейно-тематическим содержанием рассказа «Хамелеон»;
·
Углубить
понятие о сатире и юморе.
Место
урока в учебном плане.
В
календарно-тематическом планировании это 2-й урок по теме
Словарная
работа:
Юмор;
сатира; художественная деталь; хамелеон.
ХОД УРОКА.
1.Организационный
момент
2.Вступительное
слово учителя:
-Вначале
я хочу вам напомнить, что каждая книга, любое произведение – это УРОК. Урок
доброты , мудрости, патриотизма. Одним словом, это урок жизни. В таком случае
КТО становится УЧИТЕЛЕМ? (Писатель)
-Правильно.
Давайте вспомним, с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке,
назовите автора. Поэтому сегодня нашим учителем будет прекрасный человек,
великий писатель — ………… (А.П. Чехов), а его уроком станет рассказ…… («Хамелеон»).
-Героями
рассказов Чехова являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. События,
о которых рассказывает писатель, тоже бытовые. Иногда рассказ представляет
собой бытовую сценку. Но бытовая сценка для Чехова – это лишь повод, чтобы
поговорить о вполне серьезных вещах. Чехов рисует картину нравов, его
интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди
в зависимости от обстоятельств.
—Чехов-писатель
неразрывно соединяет в содержании произведения авторскую мысль (идею) и
авторскую эмоцию (в данном случае — смех). Во время чтения
рассказов Чехова в классе часто раздается смех. Но всегда ли мы смеемся над
тем, что действительно смешно? Тема нашего урока «Средства создания комического
в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон». Попробуем сформулировать цель урока.
(Сегодня,
обращаясь непосредственно к тексту, мы попытаемся понять, каков характер
смешного в рассказе «Хамелеон», какие средства для создания комического
использует автор.)
—
Что показалось вам смешным в рассказе? (сама история, название, поведение
Очумелова и Хрюкина)
Вся
ситуация в «Хамелеоне» может вызвать у нас смех, но за смехом порой
просматривается печальный порядок вещей.
3.
Определение и толкование отдельных слов.
Итак,
есть смех безобидный и смех злобный. О каких понятиях идет речь? (сатира и
юмор).
У
вас было домашнее задание – выписать определение этих понятий.
Юмор
– изображение героев в смешном виде. Юмор – смех весёлый и доброжелательный. То
есть юмор – безобидная насмешка, вызывающая веселый смех. Предмет юмора
– частные недостатки, внешность, привычки.
Сатира
– беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека,
явления. Сатира – злобный смех, высмеивающий социальные пороки общества. Сфера
сатиры — преимущественно явления общественной жизни. Большинство произведений
Чехова сатирические.
Составление
схемы. Вывешивается
на доску.
Юмор
— смех
весёлый и доброжелательный.
Сатира –
негодующий, злобный смех, направленный на обличение пороков
4.
Работа над анализом рассказа Антона Чехова “Хамелеон”.
Давайте
вспомним героев произведения. Вам предложен кроссворд, в котором нужно написать
фамилии героев.
Очумелов
– полицейский надзиратель
Елдырин
– городовой
Хрюкин
Жигалов
— генерал
Вопрос: С чего
начинается рассказ?
Кругом
тишина и покой. Обстановка лени и скуки царит в провинциальном городке. И
вдруг:
—
Так ты кусаться, окаянная? – слышит вдруг Очумелов. – Ребята, не пущай её!
Нынче не велено кусаться! Держи! А…а!
Вопрос: И какая
же картина предстаёт перед Очумеловым?
(«Очумелов
глядит в сторону и видит:…»)
Вопрос: Кто
оказался виновником скандала?
Учитель:
Действительно, виновником скандала оказался белый борзой щенок, в слезящихся
глазах его было выражение тоски и ужаса.
Вопрос: А каким
образом ведет себя страж порядка, полицейский надзиратель Очумелов?
(«…шагает
к сборищу.»)
Вопрос: Ну а
сейчас давайте обратимся к названию рассказа. Слово «Хамелеон» нет в
рассказе. Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он? Кто такой хамелеон?
Работа
в группах:
—
работа со статьёй из учебника биологии (найти основные характеристики этого
животного) – 1 группа
—
работа с толковым словарём (выписать переносное значение слова) – 2 группа
1.
Статья из учебника (ответы детей)
Хамелеон.
Даже мельком взглянув на это животное, поймешь, что
оно
– необычное, удивительное. Еще больше убеждаешься в этом, познакомившись с его
образом жизни и строением. Широкую известность получила свойственная хамелеонам
способность быстро изменять окраску и рисунок тела, откуда произошло и само
название «хамелеон» — по имени мифического существа, меняющего свой облик. Кожа
хамелеона принимает цвет предмета, на котором он сидит. В зеленой листве он
становится зеленоватым, на фоне темной коры темнеет. Изменения окраски
происходят под действием внешних раздражителей – температуры, света и
влажности, так и в результате голода, испуга, жажды, раздражения. Окраска
хамелеонов хорошо гармонирует с окружающим фоном, скрывая животное от глаз
многочисленных врагов.
—Узнаем
переносное значение слова «хамелеон».
2.
Работа с толковым словарем Ожегова (ответы детей)
Хамелеон (перен.) –
человек, который, приспосабливаясь к обстановке, легко меняет свое поведение,
взгляды, симпатии. Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в
зависимости от обстановки”.
Вопрос: Какое
значение этого слова раскрывается в рассказе?
Учитель: Имя
героя рассказа давно стало нарицательным, понятие “хамелеонство” вошло в
русский язык. Хамелеоном мы обычно называем человека, готового постоянно и
моментально, в угоду обстоятельствам менять свои взгляды на противоположные.
Учитель: Послушаем
отрывок из рассказа и проследим, как меняется поведение Очумелова в зависимости
от обстоятельств, сосчитаем, сколько раз и почему меняет своё решение Очумелов
и как это проявлялось внешне?
—
звучит рассказ «Хамелеон» в исполнении Игоря Ильинского
(
Ответы детей: меняется поведение 6 раз, а зависит от чина предполагаемого
хозяина собаки.)
Вопрос: Как
меняется тон его высказываний?
(
6 смен интонаций — от начальственно — повелительных до рабски – трусливой).
Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить
собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защиту, как генеральская, и
виновником оказывается Хрюкин.
Учитель: Откройте
учебник. Заполним таблицу примерами из текста, доказывающими разную интонацию
героя.
—
Работа по таблице (выписать цитаты):
| |
1. 3. проучить!» 5. | 2. расковырял 4. болван, 6. такая…» |
Вопрос: Есть ли в
рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателями?
Их роль в повествовании?
Ответы:
Генералы не появляются на сцене, да это и необязательно. Достаточно взглянуть,
как действует их сила и власть на людей лишь при одном упоминании.
Упоминание
генерала действует на Очумелова волшебным образом: он 6 раз меняет свое
решение. «Братец» тоже требует почтения. Брат Х. – тоже представитель власти.
Учитель: Сделаем
вывод, для этого попробуем вставить недостающие слова в текст: Итак, Чехов
показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах ………….(Очумелова).
Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к …………(Хрюкину),
который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание,
трусость перед сильными мира сего.
Правда
и справедливость для полицейского надзирателя не имеют …………………(никакого
значения). Он вырастает в символ беззакония: кто сильнее, тот и ………..(прав).
Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От
одного сознания, что он может вызвать недовольство…………….( генерала), его
бросает то в……….(жар), то в ………..(холод).
—
чтение получившегося вывода
Вопрос: Только ли
Очумелову присущи черты хамелеонства?
Вопрос:
Сколько хамелеонов вы видите в рассказе? Докажите свою точку зрения, используя
текст.
Варианты
ответов:
1.
Хамелеон – Очумелов.
2.
Хамелеоны – Очумелов и Хрюкин.
(То
он требует для себя равенства, вспоминая, что у него брат в жандармах, то по –
холопски умолкает, когда гнев Очумелова обращается на него.)
3.
Хамелеоны – Очумелов, Хрюкин и толпа.
(Собравшаяся
толпа сочувствует мастеровому в начале рассказа, а в конце – смеется и
злорадствует.)
В
состоянии «хамелеонства» находятся все участники сцены на базарной
площади: и Елдырин, и Хрюкин, и толпа.
Учитель. Какое
настроение от этого у вас?
(
От этого становится грустно.)
Учитель: Рассказ
смешон, но за смешным просматривается невесёлый порядок вещей. Когда нам
становится страшно, глядя на такую картину, заканчивается ЮМОР и начинается ….
(САТИРА). Автор
использует сочетание сатиры и юмора, хотя в большей степени он обличает пороки.
Писатель указывает нам на то, как унизительно в человеке угодничество и
лицемерие (лексический комментарий на слайде: угодничество
— излишняя услужливость, стремление всем угодить, чтобы вызвать
благосклонность, расположение к себе; лицемерие). Как важно
сохранять в себе человеческое достоинство, самоуважение, порядочность.
5.
Работа над художественной деталью.
Чехов
рисует очень яркую и точную картину, используя особую, присущую только ему
форму изложения: отсутствуют описания, какие-либо рассуждения, длинные монологи.
Но для создания комического автор использует художественные детали, которые
акцентируют наше внимание на самом главном .
Деталь
художественная (от франц. – подробность, мелочь, частность) – выразительная
подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную
нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки,
внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется,
чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.
—
Чехова называют мастером художественной детали. Попробуем найти выразительные
детали в тексте и определить их роль?
-Что
несут служители закона?
1)
Решето,
доверху наполненное конфискованным крыжовником.
Учитель. Как вы
понимаете слово конфискованный? (Конфискованный — отобранный.) Очень важная
деталь: крыжовник — мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!
2)
Узелок.
Учитель. Узелок и
конфискованный крыжовник, что означают эти детали? Но
«конфисковать» — это принудительно изъять деньги или имущество у частного лица
в пользу государства.
Как
вы думаете, в пользу ли государства конфискован крыжовник?
Описание
Очумелова с узелком в руках и городового Елдырина с решетом свидетельствует о
том, что представители власти пользуются своим служебным положением и
обязанности свои выполняют небескорыстно. Скорее всего, в этом узелке что-то,
что дали Очумелову как взятку.
Учитель. Таким
образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением
законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.
—
Работа с иллюстрацией «Очумелов шествует по городу».
Учитель. Вот
таким представляет Очумелова художник, ваше мнение совпадает?
3)
Следующая деталь? Шинель.
Судя по поспевшему крыжовнику, на дворе лето. Почему же Очумелов
не расстаётся со своей шинелью? Ему ведь, наверное, жарко.
(Шинель — это форменная одежда, символ власти. Пока на нём шинель, да ещё и
новая, он чувствует себя всемогущим. Отними у Очумелова шинель – кто признает
за ним право распоряжаться, командовать, конфисковывать).
А
теперь подумайте, что значит шинель в портрете Очумелова? (Символ власти над
людьми.)
Учитель.
Подумайте, почему приходит на площадь и уходит он в шинели, а снимает и
надевает ему Елдырин — пальто?
Слово
«шинель» употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в
Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит
«пальто», и здесь эта художественная деталь выполняет иную
художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его
бросает то в жар, то в холод.
4)
Следующая деталь? Палец.
Окровавленный
палец Хрюкина — это и политическая деталь, и деталь, помогающая понять характер
Хрюкина. Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости. Поднятый
вверх палец, который «имеет вид знамения победы», придает внешности Хрюкина
особый комизм.
5)
А теперь посмотрите на щенка. Что вы увидели в его глазах?
Учитель: Обратите
внимание: “человеческое” только в глазах собаки, в то время как площадь полна
людей! Вот оно, проявление едкого, близкого к сарказму, юмора Чехова.
6)Перед
вами фамилии героев: Очумелов, Хрюкин. Попробуйте “расшифровать” фамилии героев
рассказа, т.е. какие ассоциации вызывают они?
Очумелов
(«очуметь», «чумной») – потерявший рассудок, дурной человек.
Хрюкин
– («хрюкать», «свинья») – хам, невежа.
Елдырин
— сварливый, корыстный человек.
Жигалов
— пройдоха, плут
Вопрос: Приём
“говорящих имён и фамилий” — юмористический или сатирический?
Почему
в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным? ( Хрюкин повержен. Его палец
опущен. А «повергла» его жалкая, хромоногая, побитая собачонка, она вознесена
над толпой, и сам Очумелов готов лично доставить ее брату генерала Жигалова.)
Учитель:
Итак,
делаем выводы. Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за
которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие,
самодурство. Так смешной рассказ становится гневным обличением российской
действительности времён писателя. Персонажи Чехова образуют пёструю толпу, это
люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от
мелких бытовых забот до серьёзных философских вопросов. И жизнь каждого героя –
особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все
глобальные проблемы России конца XIX века.
Учитель.
Первоначально
рассказ имел подзаголовок «Сценка», но потом А.П.Чехов его изменил.
Почему?
Слово
«сценка» указывает на единственный конкретный случай. Заменив
заголовок, Чехов подчеркнул, что хамелеонство, чинопочитание вошло в кровь
русского человека, приобрело всеохватывающий характер.
5.
Подведение итогов.
Сегодня
мы познакомились с понятием «хамелеонство». Что же это такое? Чему нас учит
рассказ? Изменился ли ваш взгляд на произведение после сегодняшнего урока?
А
как вы думаете, актуально ли это произведение в наше время? Есть ли сейчас
хамелеоны, подобные Очумелову?
Во
все времена актуален вопрос чести и достоинства, угодливости и лести. Поэтому
рассказ интересен и современен читателю.
Выберите
пословицы, которые характеризуют поведение Очумелова.
1.
Как хочу, так и ворочу.
2.
Верь не правде, а силе.
3.
Наглому дай волю, захочет и боле.
4.
Дело знай, а правду помни.
5.
Дай волю на ноготок, а он возьмет на локоток.
6.
Домашнее задание.
Написать
сочинение-рассуждение на тему «Почему рассказ Чехова назван «Хамелеон?»
Инсценировка
(чтение по ролям)
Литература
1. Ланин
Б.А. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.:
просвещение, 2017
2. Чехов А.
П. Рассказы (Подробный комментарий, учебный материал, интерпретации) / А. П.
Чехов; (сост., примеч., учеб. материал Е. М. Стручковой).- М.: Айрис-пресс,
2006
Высмеивание пороков и недостатков в рассказе а. п. чехова “хамелеон”
1 вариант
А. П. Чехов – великий русский писатель-реалист, мастер короткого рассказа, обличавший мир пошлости и мещанства. Он поднял на недосягаемую высоту жанр рассказа, новеллы и сказал свое значимое слово в драматургии.
Когда читаешь рассказ Чехова “Хамелеон”, становится и смешно и грустно. Автор высмеивает в нем все дурное, мешающее людям жить справедливо и честно: лицемерие, грубость, трусость, наглость сильных и заискивание слабых. Полицейский
надзиратель Очумелов уверенно чувствует себя в своем городе: везде порядок, “на площади ни души”, “нет даже нищих”.
Заметив беспорядок, Очумелов направляется к сборищу. Оказывается, какая-то собака укусила золотых дел мастера Хрюкина.
Очумелов ругается, что собак так распустили, грозится оштрафовать хозяина собаки, собирается истребить собаку, не стесняется в выражениях, ведет себя по-хамски.
Но как только высказывается предположение, что это собака генерала Жигалова, надзирателя бросает в жар и он мгновенно становится на защиту собаки.
Виноватым сразу оказывается Хрюкин, но потом выясняется, что и на самом деле виноват сам “потерпевший”: он ткнул собаке в морду зажженной сигаретой – и собака укусила мучителя. И Очумелов, как хамелеон, меняет свой цвет, приспосабливаясь к окружающей среде, в третий раз меняет свое мнение. Раз собака не генеральская – “нужно проучить!”.
Очумелов опять меняет свое мнение и возмущается, после того как генеральский повар Прохор сказал, что “этаких у нас отродясь не бывало”. Очумелов снова трусит, когда выясняется, что собака “генералова брата”. Естественно, высший чин не может быть виноватым, виноват теперь Хрюкин, толпа над ним хохочет, а Очумелов грозит: “Я еще доберусь до тебя!”
Носителем бездушия, своеволия и беззастенчивого приспособленчества является полицейский надзиратель. Он готов бездумно пресмыкаться перед высшими и помыкать низшими чинами, подличать и выслуживаться. Он, как ящерица-хамелеон, которая меняет свою окраску в зависимости от изменения окружающей среды, тоже несколько раз превращается: из деспота – в раба, из раба – в деспота.
Перед генералом он раболепствует даже заочно. При решении вопроса, чья же это собака, Очумелова бросает то в жар, то в холод. И Хрюкин, и толпа обывателей тоже ведут себя по-хамелеонски – они меняют свое мнение и поведение в зависимости от обстоятельств.
Так ярко, как это сделал в своем рассказе А. П. Чехов, никто не осмеял до него самоуправство и чинопочитание, пресмыкательство низших чинов перед высшими.
2 вариант
В одном из писем к своему брату, тоже писателю, А. П.
Чехов убеждал его: “Подчеркни ты, сильный, образованный, развитый, то, что жизненно, что вечно, что действует не на мелкое чувство, а на истинно человеческое чувство…” При этом он предлагает брату по-новому взглянуть на бытовую оценку, советует увидеть и подчеркнуть в ней главное – пошлость изображаемых героев. В этом совете принцип художественного метода и самого Антона Павловича. Подавляющее большинство чеховских шедевров, в том числе и его рассказ “Хамелеон”, строго выдержаны в духе этой традиции.
Хамелеон – удивительное животное. Эта ящерица быстро и легко меняет окраску тела, чтобы слиться с окружающей средой. Такая способность животного восхищает нас, но подобные качества в человеке не делают ему чести.
А главный герой рассказа как раз и являет собой яркий пример подобного “хамелеонства”. Это полицейский надзиратель Очумелов, который важно шагает по городу “в новой шинели и с узелком в руке”.
Вдруг его внимание привлекает шум толпы, и он узнает, что золотых дел мастера укусил за палец маленький щенок.
Как и подобает ему по должности, Очумелов намерен разобраться в этом деле, что он и делает немедля, “строго, кашляя и шевеля бровями”.
Он пытается узнать, кому принадлежит собака, ведь от этого зависит его дальнейшее поведение. То, как Очумелов то снимает, то надевает пальто, говорит нам о душевных муках, которые он переживает от неизвестности.
Когда он думает, что собака бродячая, то поддерживает гневные претензии Хрюкина: “А собаку истребить надо. Немедля! Она, наверное, бешеная… Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй…
Нужно проучить!” Но как только становится известно, что щенок принадлежит родне генерала, поведение Очумелова и его мнение о случившемся резко меняются. Он уже думает, что собака не могла бы достать до пальца высокого Хрюкина, а он специально “расковырял палец гвоздиком”. Очумелов унижается в своем подобострастии не только перед генералом, но и перед животным.
Он заискивающе лепечет: “Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Ну, чего дрожишь?
Ррр… Рр… Сердится, шельма… цуцик этакий…”
В своем рассказе А. Чехов высмеивает подобное чинопочитание и хамелеонство. Но это не добрый смех, а горькая сатира. Ведь люди, обладающие властью, должны служить справедливости, а не преклоняться перед чинами и богатством.
Обличение человеческих пороков в рассказах А. П. Чехова «Хамелеон», «Злоумышленник». Речь героев как источник юмора
Так, в самом начале своего творческого пути Чехов обличает незначительные пороки, лежащие на поверхности человеческой натуры, выявление которых не требует глубокого анализа. В числе этих пороков невежество, желание человека во все вмешиваться, навязывать всем свое мнение и образец поведения, чинопочитание. К примеру рассказы «Хамелеон» и «Злоумышленник».
В этом рассказе «Хамелеон» – хамелеон – это Очумелов. Он не раз меняет свою точку зрения, видно, что здесь проявляется именно чинопочитание. Человек унижен, он готов лебезить даже не перед генералом, а перед его собачонкой.
А как меняется его взгляд на справедливость в зависимости от того, чей «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине» ! Если это просто собака, то правильным Очумелов считает истребить ее: «Я этого так не оставлю! Я покажу вам, как собак распускать!» Но если это генеральская собака, то правильнее будет поступить по другому: «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там.
Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу.. . Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака – нежная тварь… ».
В центре рассказа «Злоумышленник» находится образ «злоумышленника» – простого мужичонки из климовских крестьян. Он стоит перед судебным следователем на допросе и пытается честно рассказать о своем преступлении. Дениса Григорьева арестовали за то, что он откручивал гайки, крепящие рельсы на железной дороге.
На вопрос «Для чего?» он наивно и честно отвечает: «Гайка-то? Мы из гаек грузила делаем…
» То есть следователь по ходу допроса выясняет, что не один Григорьев, а все их село промышляет этим делом! И никто, ни один из этих «маленьких людей» не задумывается, к каким последствиям это может привести! А последствия могут быть самыми ужасными: «Не догляди сторож, так ведь поезд мог бы сойти с рельсов, людей бы убило!»
Такая мысль Григорьеву даже не приходила в голову. Но, по небольшом размышлении, он начинает убеждать следователя, что делает все «с головой», разумно и продуманно. Однако мы уже понимаем, что от этого «человечка» следует ожидать. Его интересует лишь собственная жизнь, собственные интересы.
Он мыслит категориями «прокормиться», «выжить». И его не интересует все, что выходит за их рамки. Когда героя спрашивают, зачем он открутил гайку, тот начинает доказывать, что без этой тяжести ни за что не поймать хорошую рыбу и что в его деревне все так делают.
Больше Григорьева ничего не интересует.
Читая небольшие рассказы Чехова, мы постоянно встречаемся с новыми героями, темами, сюжетами. Даже в своих маленьких произведениях автор сумел описать действующих лиц очень ярко, живо, часто с юмором. Он метко высмеивает общественные пороки, критикует человеческие недостатки и глупость.
Возьмем, к примеру, рассказ «Злоумышленник». Вроде бы все очень просто. Идет суд над крестьянином Денисом Григорьевым, которого застали за «откручиванием гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам…».
Хитроватый обвиняемый придумывает разные уловки и оправдания своему поступку и по собственной глупости сознается в других проступках: «Ту гайку, что у меня под сундучком лежала, я не отвинчивал, ее мне Игнашка, Семена кривого сын, дал.
А ту, что на дворе в санях лежала, мы вместе с Митрофаном вывинтили».
Между делом Григорьев проговаривается и о его спорной недоимке, о которой есть запись у старосты. Вот так по крестьянской простоте, по недалекой хитрости и угодил Денис Григорьев в злоумышленники.
В расскахе А.П.Чехова «Хамелеон». Метко и остроумно высмеял автор приспособленца – полицейского надзирателя Очумелова. Как много пришлось ему пережить за короткое время разбирательства по поводу происшествия с собакой. После версии о том, что собака принадлежит простому человеку, Очумелов принимает решение составить протокол, оштрафовать хозяина, а собаку – истребить.
Вдруг кто-то из толпы предполагает, что это собака генерала Жигалова. От этого известия полицейского надзирателя бросает в жар. А в толпе новая версия – не может быть у генерала такой собаки. Бедного Очумелова теперь уже бросает в холод.
Он то и дело отдает распоряжения своему помощнику: «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто…Ужас как жарко!», а потом «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто…Что-то ветром подуло…Знобит…»
Смешно читать, до какой же степени человек может быть приспособленцем. Автор не случайно сравнивает своего героя с хамелеоном, легко меняющим свою окраску.
В рассказах А.П.Чехова мы находим критику общественных недостатков и человеческих пороков, изображенных с метким юмором. Но одновременно видим – автору грустно оттого, что эти явления присущи нашему обществу.
2.Чтение наизусть одного из стихотворений М. Ю. Лермонтова (на выбор). Какие чувства вызывает в вас текст стихотворения?
Когда волнуется желтеющая нива
Именно в тюрьме, не имея чернил и бумаги, поэт написал одно из последних своих лирических стихотворений под названием «Когда волнуется желтеющая нива…».Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…», на первый взгляд, посвящено красотам родного края, который Лермонтов воспевает с присущей ему нежностью и восхищением.
Однако последняя строфа этого произведения полностью раскрывает замыслы автора. В ней он признается: когда происходит общение с природой, «тогда смиряется души моей тревога, тогда расходятся морщины на челе».
И именно знакомые с детства пейзажи дают Лермонтову силы жить, веря в то, что его творчество не является напрасным и в будущем будет по достоинству оценено потомками. Стихотворение М.Ю.
Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» представляет собой небольшую пейзажную зарисовку, где все благодать: «прячется… малиновая слива», «вечер румяный», «ландыш серебристый Приветливо кивает головой».Красивый мир грез существует отдельно, сам по себе. Там, где нет человека, все гармонично для поэта.
Место, пустое от людей, – это уже противопоставленность человека и природы. Создается впечатление, что именно такой мир близок Лермонтову. В этом стихотворении невольно улавливаешь разобщенность героя с людьми, одиночество, безысходность, которые лишь на время отступают, дают поэту забыться.
Перед нами человек, умеющий понимать природу и ценить тончайшие оттенки: «свежий лес», «малиновая слива», «сладостной тенью», «душистой росой», «румяным вечером», «час златой», «ландыш серебристый», «мирный край», «студеный ключ». Природа живет: прячется слива, ландыш качает головой, студеный ключ играет по оврагу, ключ лепечет таинственную сагу.
Короче говоря: Стихотворение было написано в 1837 году. В нем поднимается тема единения человека с природой. Большая его часть представляют собой пейзажную зарисовку.
Мир природы, изображенный поэтом, благостен и гармоничен: желтеют хлеба, сливы налились, «свежий лес шумит», серебристый ландыш «приветливо кивает головой».
Созерцание природы, в которой все полно гармонии, только подчеркивает разлад, царящий в душе лирического героя. Но в то же время этот мир красоты дарит ему мечту о соединении с природой и людьми:
- Тогда смиряется души моей тревога,
- Тогда расходятся морщины на челе, —
- И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…
- Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива
- Под тенью сладостной зелёного листка;
- Когда росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой Из-под куста мне ландыш серебристый
- Приветливо кивает головой;
- Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу
- Про мирный край, откуда мчится он:
- Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле,
- И в небесах я вижу бога!
- Билет № 12
1.«Свинцовые мерзости жизни» в повести М. Горького «Детство». Понятие о теме и идее произведения. Повесть “Детство” — это автобиографическое произведение М. Горького, главный герой которой — Алеша Пешков. После того как у мальчика умер отец, он стал жить с дедом и бабушкой.
С первых дней в доме деда Алеша замечал, что его родственники угрюмые, жадные, самолюбивые. В доме деда жил слепой мастер Григорий, он был уже старый. Часто дядья с сыновьями подшучивали над ним, насмехаясь над его слепотой.
Они шутки ради могли обидеть мастера и спокойно смотреть, как он, превозмогая боль, смирялся с этим. Алеша был не таким.
Он понимал Григория, жалел его и никогда не участвовал в этих “свинцовых мерзостях”, он не принимал таких шуток.
Алеша редко выходил на улицу, потому что встречал там ребят, которые только и говорили о драках в его доме и всегда находили повод посмеяться над мальчиком, из-за чего он всегда с ними дрался. До того как Алеша стал жить в доме деда, он никогда не видел, чтобы детей били.
Но здесь сам мальчик стал относиться к числу тех, кого за любую провинность били. Дед наказывал таким способом всех детей в доме. Поначалу мальчик сопротивлялся, пытался доказывать деду, что тот не прав, но вскоре смирился и с этим.
Очень обижало Алешу также и то, что дед бил бабушку, когда считал, что та лезет не в свое дело.
Среди родных у Алеши остался только один близкий ему и любимый человек — это бабушка. После смерти отца она заняла в душе Алеши его место, а когда уехала мать, она одна давала мальчику ту любовь и ласку, которую в детстве он не получал от отца и матери.
Сатира и юмор в рассказе Чехова Хамелеон 7 класс сочинение – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру
Произведение было написано на ранних этапах Чеховского творчества в 1884 году. Основная идея, которую пытается донести до читателя автор – показать образ подхалимства и переобувание своего мнения, изобразить всю юмористическую сторону этих человеческих качеств. И именно при помощи сатиры читатель может ощутить всю комичность ситуации, которая разворачивается в произведении.
Основные персонажи рассказа – городовой Очумелов, мастер Хрюкин и генеральский щенок. Антон Павлович во всех своих работах не просто так использует необычные фамилии персонажей.
Прочитав фамилию мастера, можно сразу же предположить, что это отрицательный персонаж.
Прозвище Хрюкин как бы предполагает, что человек непростой, со “свинским” характером, что мы и наблюдаем по ходу прочтения рассказа.
Городовой Очумелов выделяется в своей шинели, которая отображает символ власти, которую он то снимает, то снова надевает. Данный символ демонстрирует некоторую черту изменчивости персонажа, что в дальнейшем также наблюдаем.
Основной фокус в произведении направлен на хамелеонское отношение к ситуации, которая разразилась на базаре. Узнав о том, что щенок укусил за палец “невинного” мастера, он решает убить щенка.
Однако получая информацию о том, что это не простой щенок, а генеральский, он резко меняет свое мнение на прямо противоположное.
И мнение его остается гибким до конца произведения, так как из толпы доносится всё новая и новая информация.
Комичность данной ситуации также усиливается благодаря изменчивому отношению к самому мастеру Хрюкину.
Защищая его в начале истории, он облачает его как виновного человека в конце рассказа, что также показывает его хамелеонское отношение по отношению к простым людям.
Повышая значимость собаки с простой дворняги до генеральского пса, Чехов демонстрирует никчемность правосудия перед чинами и статусами.
Именно благодаря лести к одному только генеральскому чину и грубому отношению к обычному мастеру мы и можем наблюдать всю юмористическую сторону образа приспособленца.
Городового Очумелова не просто так сравнивают с хамелеоном. Он словно хамелеон, который меняет окраску в определенной ситуации, очень быстро и легко меняет свое мнение.
Антон Павлович Чехов искусно продемонстрировал всю низость “хамелеонского” человека. Ведь такой человек никогда не считается с общественным мнением и действует всегда во благо личных выгод, и при этом нисколько не стыдясь приспосабливается к любой ситуации.
2 вариант
Что представляет собой сатирическое описание? Это форма, в которой люди видят и облачают пороки человека, стараются высмеять их.
Нужно заметить, что сатирический образ описанный в литературном произведении позволяет разоблачить пороки людей, которые встречаются как внутри самого рассказа, так и в реальной жизни.
Показать прочную связь с художественными произведениями и настоящей жизнью можно приведя в пример рассказы А. П. Чехова.
Все мы хорошо знаем о том, что у Чехова есть много сатирических произведений, и в них мы часто находим те характеристики нашего мира, которые не совсем совершенны.
К примеру, рассказ «Хамелеон» Чехова повествует нам о неком «хамелеоне», в образе которого представляется Очумелов. Весь рассказ у него наблюдается множество людских пороков, среди которых: лицемерие, пустозвон, обман, предательство.
Итак, главным чеховским героем в этом рассказе является полицейский Очумелов. Он весь день бродит по городу. Его работа – поддерживать в нем порядок.
Но в действительности получается, что свою службу он ведет выслуживаясь перед начальством, его поведение подлое, к людям простым и бедным он относится плохо, постоянно попрекает их.
Всю эту пошлость его существования автор разоблачает при помощи юмора и сатиры.
Если говорить о сатире и юморе, то стоит сказать, что сатира обличает и высмеивает, тогда как юмор имеет более дружелюбный настрой. Тем не менее оба эти понятия высмеивают привычки человека, его характер и поведение.
В качестве комических средств могут быть использованы синтаксические приемы(косноязычные высказывания) и композиционные (раскрытие и описание определенных жизненных ситуаций).
Эти же средства могут выражаться художественно: дополнительными элементами, скрытыми персонажами, обличительными фамилиями героев.
В данном рассказе используются все эти средства, а также повторение ситуации: в качестве повторяющейся ситуации в рассказе присутствует момент выяснения того, кому принадлежит собака, что создает некий комический эффект.
При этом 6 раз изменяется ответ на этот вопрос, и столько же раз, реакция полицейского. Все это позволяет определить идею рассказа. Речи о законности здесь не идет.
Присутствует уважение Очумелова к сильны лицам, и презрение к простым людям.
В качестве синтаксических средств в рассказе используется так называемая “Косноязычная речь”. Она высмеивает и дает характеристику Очумелову, он предстает перед читателем как невежа, грубиян, лицемерный властитель. Он применяет свою силу власти угрожая людям, употребляя в своей речи грубые высказывания и бранясь, при этом он всегда почтителен лишь к тем, кто выше его по рангу.
Использует автор и “Художественную деталь” для описания сущности главного персонажа — это “узелок” Очумелова и “решето” Елдырина. Они говорят о том, какую “деятельность” они ведут – собирают “дань”.
“Шинель” полицейского символизирует собой власть и одновременно с этим ощущение себя героем. Он вне себя от принятия решения принадлежности собаки.
Еще одно средство сатиры, которое автор применил в своем рассказе – это “Разоблачающие фамилии”. Очумелов – от слова “очуметь”, Хрюкин – от слова «Хрюша, свинья», низкая и подлая душонка. Все это наделяет соответствующими характеристиками героев.
Стоит сказать, что образы в рассказе Чехова поучительны. Сам писатель говорил, что человек может стать лучше, если ему будет показан его образ со стороны. И это правда, указывая человеку на его ошибки, мы заставляем его исправлять их, но здесь многое зависит от желания самого человека.
Для 7 класса. Урок
Картинка к сочинению Сатира и юмор в рассказе Чехова Хамелеон
ПредыдущаяСледующая
Высмеивание пороков и недостатков в рассказе а. п. чехова «хамелеон»
7 класс
Сочинения по русской литературе
Высмеивание пороков и недостатков в рассказе а. п. чехова «хамелеон»
1 вариант
А. П. Чехов — великий русский писатель-реалист, мастер короткого рассказа, обличавший мир пошлости и мещанства. Он поднял на недосягаемую высоту жанр рассказа, новеллы и сказал свое значимое слово в драматургии.
Когда читаешь рассказ Чехова «Хамелеон», становится и смешно и грустно. Автор высмеивает в нем все дурное, мешающее людям жить справедливо и честно: лицемерие, грубость, трусость, наглость сильных и заискивание слабых.
Полицейский надзиратель Очумелов уверенно чувствует себя в своем городе: везде порядок, «на площади ни души», «нет даже нищих». Заметив беспорядок, Очумелов направляется к сборищу.
Оказывается, какая-то собака укусила золотых дел мастера Хрюкина.
Очумелов ругается, что собак так распустили, грозится оштрафовать хозяина собаки, собирается истребить собаку, не стесняется в выражениях, ведет себя по-хамски.
Но как только высказывается предположение, что это собака генерала Жигалова, надзирателя бросает в жар и он мгновенно становится на защиту собаки.
Виноватым сразу оказывается Хрюкин, но потом выясняется, что и на самом деле виноват сам «потерпевший»: он ткнул собаке в морду зажженной сигаретой — и собака укусила мучителя. И Очумелов, как хамелеон, меняет свой цвет, приспосабливаясь к окружающей среде, в третий раз меняет свое мнение. Раз собака не генеральская — «нужно проучить!».
Очумелов опять меняет свое мнение и возмущается, после того как генеральский повар Прохор сказал, что «этаких у нас отродясь не бывало». Очумелов снова трусит, когда выясняется, что собака «генералова брата». Естественно, высший чин не может быть виноватым, виноват теперь Хрюкин, толпа над ним хохочет, а Очумелов грозит: «Я еще доберусь до тебя!»
Носителем бездушия, своеволия и беззастенчивого приспособленчества является полицейский надзиратель. Он готов бездумно пресмыкаться перед высшими и помыкать низшими чинами, подличать и выслуживаться. Он, как ящерица-хамелеон, которая меняет свою окраску в зависимости от изменения окружающей среды, тоже несколько раз превращается: из деспота — в раба, из раба — в деспота.
Перед генералом он раболепствует даже заочно. При решении вопроса, чья же это собака, Очумелова бросает то в жар, то в холод.
И Хрюкин, и толпа обывателей тоже ведут себя по-хамелеонски — они меняют свое мнение и поведение в зависимости от обстоятельств. Так ярко, как это сделал в своем рассказе А.П.
Чехов, никто не осмеял до него самоуправство и чинопочитание, пресмыкательство низших чинов перед высшими.
2 вариант
В одном из писем к своему брату, тоже писателю, А. П. Чехов убеждал его: «Подчеркни ты, сильный, образованный, развитый, то, что жизненно, что вечно, что действует не на мелкое чувство, а на истинно человеческое чувство…
» При этом он предлагает брату по-новому взглянуть на бытовую оценку, советует увидеть и подчеркнуть в ней главное — пошлость изображаемых героев. В этом совете принцип художественного метода и самого Антона Павловича.
Подавляющее большинство чеховских шедевров, в том числе и его рассказ «Хамелеон», строго выдержаны в духе этой традиции.
Хамелеон — удивительное животное. Эта ящерица быстро и легко меняет окраску тела, чтобы слиться с окружающей средой. Такая способность животного восхищает нас, но подобные качества в человеке не делают ему чести.
А главный герой рассказа как раз и являет собой яркий пример подобного «хамелеонства». Это полицейский надзиратель Очумелов, который важно шагает по городу «в новой шинели и с узелком в руке».
Вдруг его внимание привлекает шум толпы, и он узнает, что золотых дел мастера укусил за палец маленький щенок. Как и подобает ему по должности, Очумелов намерен разобраться в этом деле, что он и делает немедля, «строго, кашляя и шевеля бровями».
Он пытается узнать, кому принадлежит собака, ведь от этого зависит его дальнейшее поведение. То, как Очумелов то снимает, то надевает пальто, говорит нам о душевных муках, которые он переживает от неизвестности.
Когда он думает, что собака бродячая, то поддерживает гневные претензии Хрюкина: «А собаку истребить надо. Немедля! Она, наверное, бешеная… Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй…
Нужно проучить!» Но как только становится известно, что щенок принадлежит родне генерала, поведение Очумелова и его мнение о случившемся резко меняются. Он уже думает, что собака не могла бы достать до пальца высокого Хрюкина, а он специально «расковырял палец гвоздиком».
Очумелов унижается в своем подобострастии не только перед генералом, но и перед животным. Он заискивающе лепечет: «Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Ну, чего дрожишь? Ррр… Рр… Сердится, шельма… цуцик этакий…»
В своем рассказе А. Чехов высмеивает подобное чинопочитание и хамелеонство. Но это не добрый смех, а горькая сатира. Ведь люди, обладающие властью, должны служить справедливости, а не преклоняться перед чинами и богатством.
Николай Васильевич Гоголь является одной из самых значительных фигур в русской литературе.
Именно его по праву называют родоначальником критического реализма, автором, который наглядно описал образ «маленького человека» и сделал его центральным в русской литературе того времени.
В дальнейшем очень многие писатели использовали этот образ в своих произведениях. Не случайно Ф. М. Достоевский в одной из своих бесед проронил фразу: «Все мы вышли из гоголевской шинели».
Содержание:
- История создания
- Описание произведения
- Главные герои:
- Акакий Акакиевич Башмачкин
- Чиновники
- Значительное лицо
- Цитаты
- Анализ произведения
История создания
Литературный критик Анненков отмечал, что Н. В. Гоголь часто прислушивался к анекдотам и различным историям, которые рассказывали в его окружении. Иногда бывало, что эти анекдоты и комичные истории вдохновляли писателя на создание новых произведений. Так случилось и с «Шинелью». По словам Анненкова, однажды Гоголь услышал анекдот о бедном чиновнике, который очень любил охоту. Этот чиновник жил в лишениях, экономил на всем только ради того, чтобы купить себе ружье для любимого хобби. И вот, долгожданный момент настал – ружье приобретено. Однако, первая же охота оказалась не удачной: ружье зацепилось за кусты и утонуло. Чиновник был так шокирован происшествием, что слег с лихорадкой. Гоголя этот анекдот совсем не рассмешил, а, наоборот, навел на серьезные размышления. По словам многих, именно тогда в его голове зародилась идея написания повести «Шинель».
Автору не сразу удалось воплотить в жизнь задуманное им произведение. Гоголь работал над ним еще в 1839 году, но произведение увидело свет только в 1841 г.
При жизни Гоголя повесть не вызвала значительных критических дискуссий и дебатов. Это связано с тем, что в то время писатели достаточно часто предлагали своим читателям комические произведения о жизни бедных чиновников. Однако, значимость произведения Гоголя для русской литературы оценили по прошествии лет. Именно Гоголь развил тему «маленького человека», протестующего против законов, действующих в системе, подтолкнул других писателей к дальнейшему раскрытию этой темы.
Подробнее: Н.В. Гоголь «Шинель»: история создания повести
Описание произведения
Главный герой гоголевского произведения – младший государственный служащий Башмачкин Акакий Акакиевич, которому постоянно не везло. Даже в выборе имени родителям чиновника попадались не удачные, в итоге ребенок был назван в честь отца.
Жизнь главного героя – скромна и ничем не примечательна. Он живет в маленькой съемной квартирке. Занимает мелкую должность с нищенской зарплатой. К зрелому возрасту чиновник так и не обзавелся ни женой, ни детьми, ни друзьями.
Башмачкин носит старый линялый мундир и дырявую шинель. Однажды, лютый мороз заставляет Акакия Акакиевича отнести старую шинель к портному на починку. Однако, портной отказывается чинить старую шинель и говорит о необходимости покупки новой.
Цена шинели – 80 рублей. Это огромные деньги для мелкого служащего. Чтобы собрать необходимую сумму, он отказывает себе даже в маленьких человеческих радостях, которых итак в его жизни не много. Через некоторое время чиновнику удается скопить нужную сумму, и портной наконец-то шьет шинель. Приобретение дорогого предмета одежды – грандиозное событие в жалкой и скучной жизни чиновника.
Однажды вечером Акакия Акакиевича догнали на улице не известные люди и отобрали шинель. Расстроенный чиновник отправляется с жалобой к «значительному лицу» в надежде найти и наказать виновных в его беде. Однако, «генерал» не поддерживает младшего служащего, а, наоборот, делает выговор. Башмачкин, отвергнутый и униженный, оказался не в состоянии справиться со своим горем и умер.
В конце произведения автор добавляет немного мистики. После похорон титулярного советника в городе начали замечать призрак, который отнимал шинели у прохожих. Немного позже этот самый призрак отобрал шинель у того самого «генерала», отругавшего Акакия Акакиевича. Это послужило уроком для важного чиновника.
Подробнее: Н.В. Гоголь «Шинель»: сюжет и краткое содержание по частям повести
Главные герои
Акакий Акакиевич Башмачкин
Центральная фигура повести, жалкий государственный служащий, который всю жизнь занимается рутинной и не интересной работой. В его работе отсутствуют возможности для творчества и самореализации. Однообразие и монотонность буквально поглощают титулярного советника. Все, чем он занимается – переписывание никому не нужных бумаг. У героя нет близких. Свободные вечера он проводит дома, иногда переписывая бумаги «для себя».
Внешность Акакия Акакиевича создает еще более сильный эффект, героя становится по-настоящему жалко. Есть что-то ничтожное в его образе. Впечатление усиливает рассказ Гоголя о постоянных неприятностях, постигающих героя (то неудачное имя, то крещение). Гоголь как нельзя лучше создал образ «маленького» чиновника, который живет в страшных лишениях и каждый день борется с системой за свое право на существование.
Подробнее: Башмачкин: характеристика и образ героя
Чиновники (собирательный образ чиновничества)
Гоголь, рассказывая о сослуживцах Акакия Акакиевича, делает акцент на таких качествах, как бессердечность, черствость. Коллеги несчастного чиновника всячески издеваются и подшучивают над ним, не испытывая ни грамма сочувствия. Весь драматизм отношений Башмачкина с коллегами заключен в сказанной им фразе: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».
Подробнее: Чиновники: собирательный образ в повести
«Значительное лицо» или «генерал»
Гоголь не называет ни имени, ни фамилии этого человека. Да это и не важно. Важен чин, положение на социальной лестнице. После пропажи шинели, Башмачкин впервые в жизни решается отстоять свои права и отправляется с жалобой к «генералу». Тут то «маленький» чиновник и сталкивается с жесткой, бездушной бюрократической машиной, образ которой заключен в персонаже «значительного лица».
Подробнее: Значительное лицо: образ в повести
Цитаты
«Оставьте…, зачем вы меня обижаете?» Акакий.
«Как же новую? Ведь у меня и денег на это нет» Акакий.
«Да нет, это выйдет: и работу убивать и деньги попусту тратить» Петрович (портной).
«И всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка», «на своей шляпе», «его старенький вицмундир». Гоголь.
Подробнее: Н.В. Гоголь «Шинель»: цитаты героев и автора повести
Анализ произведения
В лице своего главного героя Гоголь словно объединяет всех бедных и униженных жизнью людей. Жизнь Башмачкина – вечная борьба за выживание, нищета и однообразие. Общество с его законами не дает чиновнику права на нормальное человеческое существование, унижает его достоинство. При этом сам Акакий Акакиевич соглашается с таким положением и безропотно терпит тяготы и трудности.
Пропажа шинели – переломное событие в произведении. Оно заставляет «маленького чиновника» в первый раз заявить обществу о своих правах. Акакий Акакиевич направляется с жалобой к «значительному лицу», которое в повести Гоголя олицетворяет всю бездушность и обезличенность бюрократии. Натолкнувшись на стену агрессии и непонимания со стороны «значительного лица», бедный чиновник не выдерживает и умирает.
Гоголь поднимает проблему чрезвычайной значимости чина, которая имело место в обществе того времени. Автор показывает, что такая привязанность к чину губительна для людей с самым разным социальным статусом. Престижная должность «значительного лица» сделала его равнодушным и жестоким. А младший чин Башмачкина привел к обезличиванию человека, его унижению.
В конце повести Гоголь не случайно вводит фантастическую концовку, в которой призрак несчастного чиновника снимает с генерала шинель. Это некоторое предостережение важным лицам о том, что их бесчеловечные поступки могут иметь последствия. Фантастика в конце произведения объясняется тем, что в российской действительности того времени практически невозможно представить ситуацию возмездия. Так как «маленький человек» в то время не имел прав, не мог требовать к себе внимания и уважения со стороны общества.
Конспект
подготовила: учитель русского языка и литературы А. В. Латышева
Конспект
урока по теме: Юмор и сатира в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»
Цели:
Образовательные: дать понятие
“хамелеонства”; продолжить обучать анализу художественного текста, находить в
нем художественные детали; составлять словесные характеристики персонажей на
основе их поведения и речевой характеристики; проанализировать средства
создания комического.
Развивающие: развитие
творческих способностей, образного и ассоциативного мышления.
Воспитательные: формирование
четких нравственных критериев, жизненных позиций, неприятие “хамелеонства”.
Оборудование: кроссворд,
нарисованное дерево, листья, решето, плакаты.
Ход урока
1. Организационный
момент
Друзья, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Улыбки ваших милых глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сотворим урок.
Сообщение темы и
цели урока.
Ребята, мы сегодня
продолжаем изучение творчества Антона Павловича Чехова. На прошлых уроках мы с
вами изучали биографию великого русского писателя, драматурга, прочитали
некоторые его рассказы. И еще одному рассказу посвятим наш урок внеклассного
чтения. Вы
уже познакомились с рассказом «Хамелеон».
И сегодня мы с вами должны провести небольшое исследование, в ходе
анализа попытаться раскрыть понятия «юмор» и «сатира» в
данном произведении.
Работа по теме
урока
Сначала я хотела
бы узнавать ваше впечатление от прочитанного? Понравился или нет?
– Для чего мы
читаем с вами сатирические рассказы? (Отдохнуть, посмеяться, смех помогает нам
наказать зло. Смех учит, воспитывает, показывает, как не нужно поступать в той
или иной ситуации, делает нас духовно богаче.)
– Как вы думаете,
ради чего Чехов написал этот рассказ?
— Давайте вспомним
героев произведения, а поможет нам в этом кроссворд “Угадай фамилии чеховских
героев». (Приложение I)
А вот почему такие
у них фамилии, вы попробуете догадаться сами. Рассказ Чехова сатирический,
вызывает у нас невольный смех. Вот сейчас мы и разберемся, при помощи каких
приемов писатель достигает такого эффекта. Для этого вам придется поработать в
группах. Каждая группа проведет исследование, а потом мы это обсудим.
1 группа:
Вопросы:
Что такое художественная
деталь? С какой целью она используется писателями в художественных
произведениях? Найдите в тексте “Хамелеона” художественные детали.
Охарактеризуйте их.
2 группа:
Вопросы:
Какие ассоциации у
вас вызывают фамилии действующих лиц (Очумелов, Елдырин, Хрюкин)? Как
называется такой прием в литературе?
Особую роль в
рассказе имеет речевая характеристика героев. Подумайте, с какой целью автор
наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование канцеляризмы,
просторечия, “холопскую”, унизительную лексику?
3 группа
Вопросы:
Найдите описание
внешности героев. Что подчеркивает Чехов этим описанием?
4 группа:
Вопросы:
Что такое
композиция? Назовите элементы композиции. Чем интересен рассказ Чехова
“Хамелеон” с точки зрения композиции?
Итак, слово
предоставляется 1 группе ( Заслушивается
ответ 1 группы)
Вопросы всему
классу: —
Почему фраза «конфискованный крыжовник» звучит комично? Давайте прочитаем толкование
слова Конфисковать (Конфисковать – принудительно и
безвозмездно изъять деньги или имущество частного лица. В пользу государства)
-Как вы думаете, в
пользу ли государства конфискован крыжовник? Обратите внимание на
несовместимость слов разных стилей.
— Судя по
поспевшему крыжовнику, на дворе лето. Почему же Очумелов не расстаётся со своей
шинелью? Ему ведь, наверное, жарко.
— В тексте еще
несколько раз упоминается «шинель» и «пальто». Определите
лексическое значение этих слов .
— Подумайте, почему
приходит на площадь и уходит он в шинели, а снимает и надевает ему Елдырин —
пальто?
Слово
«шинель» употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в
Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит
«пальто», и здесь эта художественная деталь выполняет иную
художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его
бросает то в жар, то в холод.
— Особый комизм
создаётся сочетанием новой шинели и узелка в руке. Как вы думаете, что в этом
узелке? Наверное, тоже что-нибудь конфискованное далеко не в пользу
государства.
Следующая деталь –
палец. Окровавленный палец Хрюкина — это и политическая деталь, и деталь,
помогающая понять характер Хрюкина.
Палец поднят, как
знамя, как некий призыв к справедливости.
Переходим ко 2
группе. ( Заслушивается ответ 2 группы)
Вопросы всему
классу:
— Для создания
комического эффекта, для разоблачения героя, для показа его истинного лица
автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование
концеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику
— Приём “говорящих
имён и фамилий” — юмористический или сатирический?
Полностью понять
социальную сущность и комизм хамелеонства помогает речевое мастерство
Чехова. Реплики настолько выразительны, что дают моментальный языковой
фотопортрет.
— Найдите реплики
героев, вызывающие у вас смех?
— Почему
Очумелова называют косноязычным? Найдите доказательства косноязычия героя в
тексте.
Заслушаем ответ 3
группы. ( Заслушивается ответ 3 группы)
Задания всему
классу:
Словесное
рисование: нарисуйте портрет Очумелова, учитывая особенности его поведения,
речи и художественные детали.
– Очумелов: “идет”,
“делает полуоборот налево”, “врезываясь в толпу”, “говорит строго”, “шевеля
бровями” – этот глагольный ряд рисует чиновника, “несущего” свою персону,
сознающего собственную значительность и важность. Особую значительность придает
ему новая шинель. “Несочетание” этого важного вида и узелка в руке, в котором,
вероятно, лежит что-то конфискованное еще, помимо крыжовника, рождает
комический эффект.
Словесное
рисование: нарисуйте портрет Елдырина, учитывая особенности его поведения, речи
и художественные детали.
– Елдырин: рыжий
городовой; одним эпитетом писатель обозначил направление работы нашего
воображения: смешной, глупый, ничтожный.
Словесное
рисование: нарисуйте портрет Хрюкина, учитывая особенности его поведения, речи
и художественные детали.
– Хрюкин: ситцевая
крахмальная рубаха и расстегнутая жилетка, полупьяное лицо. Комический эффект
дополняется эпитетом официально-деловой окраски – “вышеописанный человек”.
Заслушаем ответ 4
группы. ( Заслушивается ответ 4 группы)
Писателя не
интересуют события, кульминации нет, развязка вынесена за рамки повествования. Комический эффект
достигается в рассказе композиционным приёмом – повторением. В рассказе
повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?). Шесть раз меняется ответ на
этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя
– Итак, вы хорошо
поработали, теперь давайте сделаем вывод, при помощи каких приемов
Чехов создает комический эффект в рассказе? (Комическое – контрастное
несоответствие содержание объекта и формы его проявления.).
Приемы создания
комического в рассказе:
1) Художественные детали.
2) “Говорящие” фамилии.
3) Речевая характеристика персонажей.
4) Особенности композиции.
– Из-за чего возникает
комическая ситуация в рассказе?
– Слова “хамелеон”
нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок? Что это за животное? В
прямом или переносном значении употреблено это слово?
– В чем смысл
названия рассказа? Кого в нем можно назвать “хамелеоном”? (И Очумелова, и Елдырина,
и Хрюкина, и толпу.)
– Какова же идея рассказа?
– Как бы вы
определили, что такое “хамелеонство”? Какого человека мы называем Хамелеоном?
Особенность
творчества Чехова заключается в том, что « мир для него смешон и печален
одновременно», а в произведениях писателя сочетаются юмор и сатира.
— Что такое юмор? И что такое сатира?
Если юмор – это
весёлая, но безобидная насмешка, не задевающая достоинства человека, то сатира
— это безжалостное обличение пороков.
-Каков характер
смешного в « Хамелеоне»: что мы здесь видим- безобидную насмешку или
безжалостную сатиру?
-Чем интересен
рассказ сегодня? Встречается ли «хамелеонство» в нашей жизни?
— Первоначально
рассказ имел подзаголовок «Сценка», но потом А.П.Чехов его снял.
Почему?( Слово «сценка» указывает на единственный конкретный случай.
Заменив заголовок, Чехов подчеркнул, что хамелеонство, чинопочитание вошло в
кровь и ложь русского человека, приобрело всеохватывающий характер!)
— Предлагаю вам
разыграть сценку: « Суд над Очумеловым» по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон» (
Приложение II)
Итог урока
– Сегодня мы
познакомились с понятием “хамелеонство”. Что же это такое?
– Чему нас учит рассказ?
– Изменился ли ваш
взгляд на произведение после сегодняшнего урока?
– Есть ли явления
“хамелеонства” в наши дни?
– Рассказ
юмористический или саркастический?
– Перед вами
решето с конфискованным крыжовником. Но вместо крыжовника мы конфискуем те
пороки, которые есть у наших героев и которых, конечно же, не должно быть у нас
с вами. Выберите карточки с тремя недостатками, которые наиболее точно
характеризуют Очумелова и положите их в решето, чтобы вы с ними никогда не
встречались (Ложь, подхалимство, лицемерие, грубость, хамство, высокомерие,
самолюбие).
– На доске перед
вами дерево совести. Возьмите у себя на партах листочках с теми
качества, которые должны быть с вами всегда (Доброта, искренность, грубость,
подхалимство, жестокость, милосердие, уважение к другим и т.д).
Пусть это дерево
станет для вас своеобразным кодексом нравственности. Заглядывайте почаще в
него, чтобы не появилось сорняков-пороков вокруг него. Подпитывайте дерево
новыми хорошими душевными качествами.
Домашнее задание:
Нарисовать шарж на
“чеховского хамелеона”. Вспомнить, что такое шарж.
Инсценировка
понравившихся эпизодов.