Здесь даны основные сведения о повести-сказке Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны тема и идея этой сказки.
Краткие сведения о произведении
Повесть-сказку «Щелкунчик и Мышиный король» немецкий писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман написал в 1816 году, тогда же она была опубликована в сборнике «Детские сказки». Эта сказка была написана под влиянием общения Гофмана с детьми своего друга. Имена их — Фриц и Мари — писатель дал главным героям Щелкунчика. В основе сюжета лежит противостояние Кукольного царства и Мышиного королевства.
Главные герои повести-сказки
- Щелкунчик — некрасивая игрушка, предназначенная для колки орехов. В неё был превращён юный племянник Дроссельмейера.
- Мари Штальбаум — семилетняя девочка с чутким, добрым сердцем и открытой душой.
- Мышиный король — повелитель Мышиного королевства, коварный и жестокий.
Другие персонажи
- Фриц Штальбаум — брат Мари, мальчик решительный и отважный.
- Дроссельмейер — чудак и искусник, мастер на все руки, крёстный Фрица и Мари, которые его очень любят.
Очень краткое содержание для читательского дневника
В канун Рождества детям советника медицины Штальбаума, Фрицу и Мари, родители дарят книжки и другие подарки: Мари получила кукол и кукольную посуду, а Фриц — деревянного коня и эскадрон оловянных гусар. Крёстный Дроссельмейер подарил им миниатюрный замок с передвигающимися кавалерами и дамами. Мари увидела под ёлкой ещё одну игрушку — некрасивого человечка, Щелкунчика, умеющего разгрызать орешки. Фриц дал ему слишком крепкие орехи, отчего у Щелкунчика выпало несколько зубов.
Перед сном, задержавшись около шкафа с подарками, Мари увидела битву армий Мышиного короля и Щелкунчика. Девочка хотела защитить Щелкунчика, но, почувствовав острую боль в руке, потеряла сознание.
Очнувшись в постели, Мари рассказала матери и доктору о сражении, но они принимают её рассказ за отголоски горячки от болезни. Крёстный приносит девочке отремонтированного Щелкунчика и рассказывает, что тот был его племянником, но королева Мышильда превратила его в маленького уродца. Чтобы Щелкунчик снова стал человеком, он должен одержать победу над Мышиным королём. Второе условие — нужно, чтобы его полюбила Прекрасная Дама.
Ею становится Мари, которая полюбила Щелкунчика, победившего Мышиного короля и показавшего ей волшебную страну. Родители её воспоминаниям о приключениях не верят. Однажды в доме Штальбаумов появился племянник Дроссельмейера. Он признался, что «перестал быть жалким Щелкунчиком». Мари стала его невестой, и на свадьбе танцевало множество прекрасных кукол.
Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)
Ёлка
Вечером перед Рождеством двое детей советника медицины Штальбаума сидели в столовой и ждали, когда их позовут в гостиную, где родители наряжали ёлку. Франц и Мари гадали, что им подарит на Рождество крёстный Дроссельмейер, который к этому празднику всегда мастерил какую-нибудь затейливую красивую механическую игрушку. Думали и о том, какие подарки приготовили для них родители. Тут зазвонил колокольчик, двери распахнулись, и дети увидели сияющую ёлку.
Подарки
Вокруг неё лежало множество подарков: нарядные куклы, игрушечная посуда, красивое платьице, стоял целый полк маленьких гусар и великолепный деревянный конь. Крёстный Дроссельмейер подарил детям музыкальный замок с множеством зеркальных окон, с позолоченными крышами башен и передвигающимися в танце фигурками дам и кавалеров. Фриц и Мари любовались на чудо-замок, но потом монотонные движения фигурок по одному маршруту стали утомлять детей и они попросили крёстного дать человечкам больше свободы. Но Дроссельмейер ответил, что «механизм сделан раз и навсегда, его не переделаешь».
Любимец
Мари видит, что под ёлкой стоит «замечательный человечек». Он был не особенно красив, но зато умел «аккуратно разгрызать твёрдые орехи». Щелкунчик очень понравился девочке. Шалун Фриц нарочно давал ему большие орехи, и у игрушки сломалось несколько зубов. Мари пожалела Щелкунчика и стала его опекать.
Чудеса
Перед сном дети кладут свои игрушки в шкаф со стеклянными дверками. Фриц ушёл спать, а Мари задержалась, чтобы получше устроить раненого Щелкунчика. Вдруг из-под пола появились «семь мышиных голов в семи ярко сверкающих коронах» — это был Мышиный король, он вёл свою армию на бой с куклами из шкафа.
Битва
Щелкунчик стал командовать армией игрушек. Битва с мышами была ожесточённой. Храбрый Щелкунчик был окружён мышами. Мари, желая его спасти, кинула свою туфельку прямо в Мышиного короля. От волнения и боли в руке, порезанной стеклянным осколком от дверцы шкафа, девочка упала в обморок.
Болезнь
Утром Мари проснулась в своей кроватке. Она с волнением начала рассказывать о ночной битве игрушек с мышами, но никто ей не поверил, посчитали, что это лихорадочный бред от раны на руке. Девочке пришлось несколько дней лежать в постели и пить лекарства.
Крёстный Дроссельмейер пришёл проведать Мари. Он рассказал ей сказку о твёрдом орехе.
Сказка о твёрдом орехе
Принцесса Пирлипат с самого рождения была очень красивая, не было ребёнка прекраснее её.
Однажды король попросил королеву приготовить различные колбасы. Королева сама поджаривала сало и угостила им Мышильду, которая была королевой мышей. Но тут выскочила вся родня Мышильды и набросилась на приготовленное сало.
Король за это изгнал из дворца королеву мышей с её подданными. Мышильда пообещала отомстить.
Продолжение сказки о твёрдом орехе
Мышильда дождалась пока все няньки принцессы Перлипат заснули и превратила её в уродину. Придворному часовщику Дроссельмейеру был дан приказ вернуть принцессе её красоту. На это дан был ему месяц. Поговорив с придворным звездочётом, часовщик узнал, что принцессу освободить от заклятия способен лишь орех Кракатук, поданный принцессе особым образом. Причём преподнести его должен обязательно человек, который никогда ещё не брился и не носил сапог.
Конец сказки о твёрдом орехе
Найти орех Кракатук король поручил Дроссельмейеру, и тот, после пятнадцати лет поисков, отыскал его случайно в своём родном городе Нюрнберге. А под описание юноши, который должен преподнести орех принцессе, очень подходил его племянник Щелкунчик. Юноше удаётся расколдовать Перлипат, но на последнем шаге он споткнулся и мгновенно стал таким же уродцем, каким только что была принцесса.
Дядя и племянник
«Мари ни минуты не сомневалась уже во время рассказа», что всё это — чистая правда. Она очень расстроилась, что Дроссельмейер не помог своему племяннику.
Победа
Мышиный король принялся шантажировать Мари. Бедная девочка не выдержала и рассказала об этом Щелкунчику. Ночью тот убивает Мышиного короля и вручает Мари семь его золотых коронок.
Кукольное царство
Щелкунчик ведёт девочку в платяной шкаф, где оказалось чудесное Кукольное царство. Мари восхищается красотой Миндально-Изюмных ворот, Рождественского леса, апельсинового ручья. Множество других чудес, как в калейдоскопе, проносятся перед её глазами.
Столица
В столицу Кукольного царства, Конфетенбург, Мари и Щелкунчик отправились на колеснице-раковине, в которую были впряжены два «золоточашуйчатых дельфина».
В Марципановом замке Мари и сёстры Щелкунчика готовят чудесное сладкое кушанье, а храбрец повествует между тем «о страшной битве с полчищами Мышиного короля».
Заключение
Мари рассказала о своём путешествии в Кукольное царство родителям, но они только засмеялись. Девочка очень обиделась.
В доме Штальбаумов появляется нюрнбергский племянник крёстного Дроссельмейера. Когда юноша остался наедине с Мари, то сразу признался, что перестал быть уродливым Щелкунчиком благодаря ей. На просьбу юноши выйти за него замуж, Мари согласилась стать невестой. Через год расколдованный Щелкунчик увёз Мари в Кукольное царство.
Заключение к краткому пересказу
В повести-сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» раскрывается тема борьбы добра и зла. Идея произведения состоит в том, что смелые защитники добра в конечном итоге побеждают зло.
В этой сказке нет грани между фантастическим миром и реальным. Она учит детей быть справедливыми, добрыми.
После ознакомления с кратким содержанием, которое может быть полезно для читательского дневника, рекомендуем прочесть это произведение полностью, чтобы узнать подробнее о чудесных приключениях его героев.
Этап занятия
Деятельность воспитателя
Проверка готовности учащихся к занятию.
— Здравствуйте, дети. Я вас рада видеть.
— Сегодня на нашем открытом занятии присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.
Подготовка к активной учебно — познавательной деятельности (Пг)
— Добрый день, дорогие ребята, добрый день, уважаемые гости! Добро пожаловать на литературную игру «Волшебный мир сказки».
— Я надеюсь, что сегодня наша литературная игра станет для вас помощником в игре на параллель. Наша команда справится с легкостью и достоинством.
Чтобы работа в наших командах была слаженной и четкой, давайте вспомним правила работы в группе.
Правила работы в команде (группе):
- мы активно слушаем, ведем переговоры, уважаем различные мнения, но отстаиваем свою точку зрения;
- мы стремимся к достижению общих целей, строим доброжелательные отношения и командный дух в группе;
- мы говорим так, чтобы нас слышали только члены нашей группы, а не соседи;
- при проведении групповой работы каждый из нас выполняет определенную роль — капитан и участники команды.
Ведущий: — Ну что же, наши команды готовы? (Готовы!)
— А капитаны готовы? ( Готовы!) — Тогда вперед! Наша игра начинается!
- Обратите внимание на доску: знаком ли вам эти герой? (Щелкунчик)
- Из какого он произведения? («Щелкунчик и Мышиный король», Гофмана)
- Кто такой Щелкунчик? (Игрушка, заколдованный человек).
- Кто у автора выступает на первый план: игрушка или человек? (Человек, ведь даже игрушечный Щелкунчик ведет себя как человек).
- Так к какому жанру относится произведение Эрнеста Гофмана? Докажите своё мнение:
- сказка
- повесть
- рассказ
- повесть-сказка
— Вы правы, это повесть-сказка.
Я думаю, вы хорошо прочитали сказку «Щелкунчик и Мышиный король». И сегодня мы ещё раз побываем в волшебном мире сказок, узнаем, кто из вас является знатоком сказок. А поможет это сделать литературная игра.
Применение знаний и способов действий (Пр)
1 задание. «Чудный гений»
Просмотр «Биография — фильм» (по биографии Гофмана)
Смотрим фильм и запоминаем биографические данные писателя.
Игра «Да — Нет»
Ведущий читает вопрос, дети должны ответить только «Да» или «Нет».
1. Гофман Эрнст Теодор Амадей — немецкий писатель, художник, композитор, музыкальный критик. (Да)
2. Гофман Эрнест родился в семье учителя. (Нет)
3. Эрнст Теодор Вильгельм (как вначале его звали) явился на свет в славном городе Кёнигсберге в день Святого Иоанна Златоуста. (Да)
4. Взял себе имя Амадей в честь Моцарта. (ДА)
5. Юный Гофман много лет работал в школе. (Нет)
6. Мечтал стать чиновником. (Нет)
7. Юный Гофман много лет служил в разных судебных ведомствах. (Да)
8. Сборник под названием «Фантазии в манере Калло» имел успех, и автор сразу стал знаменитым. (Да)
9. В маленьком городе Бамберге Гофман стал знаменит, когда служил режиссёром и декоратором в театре. (Нет)
За каждое правильное совпадение — 1 балл.
2 задание. Викторина «КРЕПКИЙ ОРЕШЕК»
Командам задаются короткие вопросы, требующие моментального и краткого ответа. Ведущий адресует вопросы каждой из команд по очереди. В случае отсутствия ответа или неправильного ответа право ответа переходит к соперникам.
1. Какого числа начинается действие в сказке? (24 декабря.)
2. Что подарили Мари? (Нарядные куклы, посуда, шелковое платьице, книжки.)
3. Что подарили Фрицу? (Гнедой конь, эскадрон гусар, книжки.)
4. Чем была украшена елка? (Золотые и серебряные яблоки, обсахаренные орехи, пестрые конфеты и всякие сласти, сотни маленьких свечек.)
5. Какой сюрприз получили дети от крестного Дроссельмейера? (Замок, Щелкунчик.)
6. Щелкунчик — это… (Инструмент для колки орехов.)
7. Кем приходится Щелкунчик Дроссельмейеру? (Племянник.)
8. В какое время началось мышиное нашествие? (В 12 часов.)
9. Сколько голов было у мышиного короля? (7.)
10. Кто командовал кавалерией и артиллерией? (Панталоне.)
11. Что решило исход битвы? (Мари швырнула туфельку в мышей.)
12. Кто такая Пирлипат? (Принцесса.)
13. Почему Король разозлился на Мышильду и ее родню? (Они съели сало, предназначенное для гостей.)
14. Что случилось с семью сыновьями Мышильды? (Они попались в ловушку и были казнены.)
15. Как отомстила Мышильда Королю? (Заколдовала принцессу.)
16. Как назывался орех, который должен был излечить принцессу? (Кракатук.)
17. Где нашли орех? (В Нюрберге.)
18. Кто согласился разгрызть орех? (Племянник Дроссельмейера.)
19. Как племянник Дроссельмейера стал Щелкунчиком? (Он убил Мышильду.)
20. Куда Щелкунчик пригласил Мари, после победы над мышами?(В Кукольное царство.)
3 задание. «Создайте словесный портрет героя»
Каждая команда получает ребус, где зашифрован герой сказки.
Задача: отгадать ребус и выбрать прилагательные, которые характеризуют данного героя.
Физкультминутка
А сейчас, ребята, сказка даст нам отдохнуть. Отдохнём и снова в путь.
4 задание. «Сказка в сказке»
«Подберите к этому эпизоду фрагмент из текста»
Перед вами изображён эпизод из сказки. Ваша задача подобрать к этому эпизоду фрагмент из текста и прочитать его по ролям.
1 фрагмент «Подарки» | |
2 фрагмент | |
3 фрагмент | |
4 фрагмент |
Итог на рефлексивной основе (Ит)
Соберите пословицы.
Сам кашу заварил,
Один ум хорошо,
Не гордись красотой —
Кабы знать, где упасть,
а) так соломки бы припасть.
б) сам и расхлёбывай.
в) гордись делом.
г) а два лучше.
(1 — б, 2 — г, 3 — в, 4 — а)
Какая из данных пословиц раскрывает смысл сказки?
Жюри подводит итоги.
Рефлексия
«Волшебный мешочек»
У меня в руках мешочек. «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке».