Гофман – знаменитый сказочник, имя которого знакомо как детям, так и взрослым. Все помнят, кто написал «Щелкунчика». Многие понимают, что Гофман был не просто писателем, а настоящим волшебником. Ну разве может обычный человек создавать настолько чудесные истории из пустоты?
Рождение писателя
Принято считать, что волшебники появляются на свет там, где сами того желают. Эрнст Теодор Вильгельм (так звучало его имя в начале жизни) родился в прекрасном городе под названием Кенигсберг. В тот день церковь чествовала святого Иоанна Златоуста. Отцом будущего писателя стал юрист.
Увлечения юного Гофмана
С малых лет Эрнст полюбил музыку, она была его отдушиной. Позднее он даже изменил себе имя, и из Вильгельма превратился в Амадея (так звали Моцарта). Мальчик играл на органе, скрипке, фортепьяно, писал стихи, увлекался живописью и вокалом. Когда он повзрослел, родители не оставили ему выбора, и парню пришлось продолжить семейную традицию – стать чиновником.
Учеба и работа
Эрнст послушался отца, отучился в университете и долгое время работал во всевозможных судебных ведомствах. Он никак не мог где-то осесть: без конца разъезжал по польским и прусским городам, чихал в запыленных документохранилищах, дремал на судебных заседаниях и изображал шаржи на своих коллег на полях важных бумаг. В то время он не мог и мечтать о том, что однажды прославится, и всем станет известно, кто написал «Щелкунчика».
Берлин и Бамберг
Неоднократно незадачливый юрист пытался уволиться с работы, но безрезультатно. Однажды он поехал в столицу Германии, чтобы заниматься там живописью и музыкой, однако не заработал там ни гроша. Затем он отправился в небольшой городок под названием Бамберг, там он работал дирижером, композитором, декоратором, театральным постановщиком, писал очерки и рецензии для газеты о музыке, занимался репетиторством и даже торговал роялями и нотами. Однако ни больших денег, ни известности автор сказки «Щелкунчик» так и не получил.
Дрезден и Лейпциг, создание «Золотого горшка»
Однажды Гофман понял, что больше не может оставаться в Бамберге, и отправился в Дрезден, откуда вскоре последовал в Лейпциг, едва не погиб от взрыва бомбы во время одного из заключительных наполеоновских сражений, а потом…
Наверное, это можно назвать благосклонностью судьбы или помощью Иоанна Златоуста, но в один прекрасный день Эрнст взял перо, опустил его в чернила и… Вдруг раздался звон хрустальных бубенчиков, зашевелились на дереве изумрудные змейки и было создано произведение «Золотой горшок». Шел 1814 год.
«Фантазии в манере Калло»
Гофман наконец понял, что его предназначение заключается в литературе, перед ним раскрылись врата удивительной и волшебной страны. Однако стоит отметить, что и раньше он писал, например, в 1809 году был создан «Кавалер Глюк». Вскоре целые тетради были исписаны волшебными сказками, а затем они были включены в книгу «Фантазии в манере Калло». Произведения понравились многим, и Гофман сразу же получил известность. Да и сейчас, если спросить современного ребенка, кто написал «Щелкунчика», он, скорее всего, ответит правильно.
Великая тайна
Гофман говорил, что он, словно ребенок, появившийся на свет в воскресенье, замечает то, что не видят обычные люди. Повести и сказки автора могли быть забавными и пугающими, добрыми и ужасными, но мистическое в них появлялось нежданно-негаданно, из самых простых вещей, иногда будто из воздуха. В этом заключалась великая тайна, которую писатель постиг первым. Постепенно Гофман становился все более знаменитым, но денег ему это не прибавляло. Поэтому сказочнику вновь пришлось стать советником юстиции, на этот раз в столице Германии.
Создание знаменитых произведений
Этот город автор «Щелкунчика» называл человеческой пустыней, ему было очень некомфортно здесь. Однако именно в Берлине были созданы практически все его известнейшие произведения. Это «Щелкунчик и Мышиный Король», «Ночные рассказы» (от них захватывает дух), «Крошка Цахес», «Житейские воззрения кота Мурра», «Принцесса Брамбилла» и другие. Со временем у Гофмана появились приятели с таким же богатым внутренним миром и развитым воображением, как и у него самого. Они часто вели серьезные и веселые разговоры о психологии, об искусстве и о многом другом. И именно на основе этих бесед были созданы четыре тома «Серапионовых братьев». Открыв любую из этих книг, можно узнать, кто написал «Щелкунчика», включенного в одну из них. Имя автора указано на первой странице.
Трагическое событие, создание «Повелителя блох»
У Гофмана было много новых идей и задумок, служба занимала не очень много времени, и все бы складывалось хорошо, если бы не одно трагическое происшествие. Писатель однажды стал свидетелем того, как невиновного человека хотели посадить в тюрьму, и он заступился за этого мужчину. Но полицей-директора по фамилии фон Камптц этот поступок привел в ярость. Более того, отважный автор «Щелкунчика» изобразил этого несправедливого человека в произведении «Повелитель блох», которое было написано в 1822 году. Он дал ему фамилию Кнаррпанти и описал, как он сначала задерживал людей, а затем вешал на них подходящие правонарушения. Фон Камптц был просто взбешен и обратился к королю с просьбой уничтожить рукопись этого рассказа. Так было возбуждено судебное дело, и лишь помощь приятелей и серьезный недуг помогли писателю избежать неприятных последствий.
Конец пути
Гофман утратил возможность двигаться, но до конца верил в выздоровление. На исходе жизни была создана повесть «Угловое окно» — последний подарок почитателям писателя. Но подавляющее большинство людей помнит его благодаря знаменитой рождественской сказке, которая покорила многие сердца. Кстати, о том, кто автор «Щелкунчика», многие дети узнают в школе.
Самое известное произведение
Отдельно следует сказать о произведении «Щелкунчик и Мышиный Король», включенном в книгу «Серапионовы братья». Эту сказку лучше всего читать на Рождество, так как действие происходит именно в это время. На создание данного шедевра Гофмана вдохновили дети его приятеля Юлиуса Хитцига, с которым он познакомился в столице Польши. Их именами и некоторыми личностными качествами немецкий писатель наградил персонажей своего произведения. Когда сказка была готова, ребятам прочитал ее сам автор. «Щелкунчик и Мышиный Король» — великое произведение, как посчитали они.
Мари Хитциг, которая в сказке носит фамилию Штальбаум, к сожалению, рано умерла. А ее брат по имени Фриц, отдававший в «Щелкунчике» команды оловянным солдатам, выучился на архитектора и стал директором академии художеств, расположенной в столице Германии.
Мы лишь марионетки…
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему главным героем произведения стала игрушка? Просто писателю, некоторое время увлекавшемуся театром, были близки марионетки и куклы. Его приятель рассказывал, что у Гофмана был целый шкаф, забитый игрушками. Писатель полагал, что люди – всего лишь марионетки, а за ниточки дергает сама Судьба, далеко не всегда благосклонная к нам. Он часто повторял, что все будет так, как угодно богам.
Вот вы и вспомнили, кто написал сказку «Щелкунчик», которую вам наверняка читали родители.
Кто написал «Щелкунчика»
«Щелкунчик и мышиный король» — самая известная сказка немецкого писателя-романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана. В творчестве Гофмана царили две стихии – литература и музыка. Возможно, поэтому его произведения привлекали внимание композиторов – Жака Оффенбаха, Лео Делиба, Петра Ильича Чайковского. Именно Чайковскому удалось поднять «Щелкунчика» к новым вершинам популярности, создав на его основе неподражаемый сказочный балет.
Содержание статьи
- Два мира в творчестве Гофмана
- Балет Чайковского «Щелкунчик»
Жизнь Гофмана никогда не была особенно счастливой. Когда будущему писателю было всего 3 года, его родители развелись, и мальчик попал на воспитание к бабушке и дяде по материнской линии. По настоянию дяди Гофман избрал юридическую карьеру, хотя постоянно рвался оставить ее и зарабатывать на жизнь сочинительством.
Тем не менее большую часть жизни писатель работал в канцеляриях судебного ведомства. В свободное время он с увлечением занимался музыкой, а по ночам писал сказки, в которых нередко происходили жутковатые события. Почти все его произведения строятся на противопоставлении двух пограничных миров. Один из них – прозаический мир немецкого мещанства, другой – мир сказки и волшебства. Персонажи Гофмана – такие же мечтатели и романтики, каким был и он сам, стремятся вырваться из повседневной рутины, бежать в манящий и таинственный сказочный мир. Кого-то, как студента Ансельма из первого произведения писателя «Золотой горшок», это бегство приводит к обретению личного счастья, а для кого-то, как для другого студента Натаниэля из новеллы «Песочный человек», оборачивается безумием и гибелью.
Та же тема «двоемирия» встречается и на страницах сказки «Щелкунчик и мышиный король». Ее действие происходит в обычном немецком городе Дрездене, жители которого готовятся встретить Рождество. Юная мечтательница Мари получает в подарок от крестного забавную игрушку – Щелкунчика. С этого момента и начинаются настоящие чудеса. Щелкунчик, конечно же, оказывается заколдованным принцем, которому с помощью Мари удается победить злобного мышиного короля. После этого он ведет свою спасительницу в прекрасное Кукольное королевство, принцессой которого ей и суждено стать.В декабре 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге состоялась премьера балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик». В первоначальном варианте либретто его главную героиню звали Клара (у Гофмана это имя любимой куклы Мари), в дальнейшем сюжет балета был приближен к восприятию российского зрителя, и девочку стали называть Машей.
Чудесный рождественский балет по сей день пользуется любовью как у юного, так и у взрослого зрителя. На сцене театров оперы и балета без него не обходятся ни одни новогодние праздники. Музыка Чайковского стала практически отождествляться со сказкой Гофмана. Недаром она звучит едва ли не в каждой из многочисленных экранизаций «Щелкунчика».
Распечатать
Кто написал «Щелкунчика»
www.kakprosto.ru
Кто написал «Щелкунчика»? Автор сказки «Щелкунчик и Мышиный Король» и история ее создания
Гофман – знаменитый сказочник, имя которого знакомо как детям, так и взрослым. Все помнят, кто написал «Щелкунчика». Многие понимают, что Гофман был не просто писателем, а настоящим волшебником. Ну разве может обычный человек создавать настолько чудесные истории из пустоты?
Рождение писателя
Принято считать, что волшебники появляются на свет там, где сами того желают. Эрнст Теодор Вильгельм (так звучало его имя в начале жизни) родился в прекрасном городе под названием Кенигсберг. В тот день церковь чествовала святого Иоанна Златоуста. Отцом будущего писателя стал юрист.
Увлечения юного Гофмана
С малых лет Эрнст полюбил музыку, она была его отдушиной. Позднее он даже изменил себе имя, и из Вильгельма превратился в Амадея (так звали Моцарта). Мальчик играл на органе, скрипке, фортепьяно, писал стихи, увлекался живописью и вокалом. Когда он повзрослел, родители не оставили ему выбора, и парню пришлось продолжить семейную традицию – стать чиновником.
Учеба и работа
Эрнст послушался отца, отучился в университете и долгое время работал во всевозможных судебных ведомствах. Он никак не мог где-то осесть: без конца разъезжал по польским и прусским городам, чихал в запыленных документохранилищах, дремал на судебных заседаниях и изображал шаржи на своих коллег на полях важных бумаг. В то время он не мог и мечтать о том, что однажды прославится, и всем станет известно, кто написал «Щелкунчика».
Берлин и Бамберг
Неоднократно незадачливый юрист пытался уволиться с работы, но безрезультатно. Однажды он поехал в столицу Германии, чтобы заниматься там живописью и музыкой, однако не заработал там ни гроша. Затем он отправился в небольшой городок под названием Бамберг, там он работал дирижером, композитором, декоратором, театральным постановщиком, писал очерки и рецензии для газеты о музыке, занимался репетиторством и даже торговал роялями и нотами. Однако ни больших денег, ни известности автор сказки «Щелкунчик» так и не получил.
Однажды Гофман понял, что больше не может оставаться в Бамберге, и отправился в Дрезден, откуда вскоре последовал в Лейпциг, едва не погиб от взрыва бомбы во время одного из заключительных наполеоновских сражений, а потом…
Наверное, это можно назвать благосклонностью судьбы или помощью Иоанна Златоуста, но в один прекрасный день Эрнст взял перо, опустил его в чернила и… Вдруг раздался звон хрустальных бубенчиков, зашевелились на дереве изумрудные змейки и было создано произведение «Золотой горшок». Шел 1814 год.
«Фантазии в манере Калло»
Гофман наконец понял, что его предназначение заключается в литературе, перед ним раскрылись врата удивительной и волшебной страны. Однако стоит отметить, что и раньше он писал, например, в 1809 году был создан «Кавалер Глюк». Вскоре целые тетради были исписаны волшебными сказками, а затем они были включены в книгу «Фантазии в манере Калло». Произведения понравились многим, и Гофман сразу же получил известность. Да и сейчас, если спросить современного ребенка, кто написал «Щелкунчика», он, скорее всего, ответит правильно.
Великая тайна
Гофман говорил, что он, словно ребенок, появившийся на свет в воскресенье, замечает то, что не видят обычные люди. Повести и сказки автора могли быть забавными и пугающими, добрыми и ужасными, но мистическое в них появлялось нежданно-негаданно, из самых простых вещей, иногда будто из воздуха. В этом заключалась великая тайна, которую писатель постиг первым. Постепенно Гофман становился все более знаменитым, но денег ему это не прибавляло. Поэтому сказочнику вновь пришлось стать советником юстиции, на этот раз в столице Германии.
Создание знаменитых произведений
Этот город автор «Щелкунчика» называл человеческой пустыней, ему было очень некомфортно здесь. Однако именно в Берлине были созданы практически все его известнейшие произведения. Это «Щелкунчик и Мышиный Король», «Ночные рассказы» (от них захватывает дух), «Крошка Цахес», «Житейские воззрения кота Мурра», «Принцесса Брамбилла» и другие. Со временем у Гофмана появились приятели с таким же богатым внутренним миром и развитым воображением, как и у него самого. Они часто вели серьезные и веселые разговоры о психологии, об искусстве и о многом другом. И именно на основе этих бесед были созданы четыре тома «Серапионовых братьев». Открыв любую из этих книг, можно узнать, кто написал «Щелкунчика», включенного в одну из них. Имя автора указано на первой странице.
Трагическое событие, создание «Повелителя блох»
У Гофмана было много новых идей и задумок, служба занимала не очень много времени, и все бы складывалось хорошо, если бы не одно трагическое происшествие. Писатель однажды стал свидетелем того, как невиновного человека хотели посадить в тюрьму, и он заступился за этого мужчину. Но полицей-директора по фамилии фон Камптц этот поступок привел в ярость. Более того, отважный автор «Щелкунчика» изобразил этого несправедливого человека в произведении «Повелитель блох», которое было написано в 1822 году. Он дал ему фамилию Кнаррпанти и описал, как он сначала задерживал людей, а затем вешал на них подходящие правонарушения. Фон Камптц был просто взбешен и обратился к королю с просьбой уничтожить рукопись этого рассказа. Так было возбуждено судебное дело, и лишь помощь приятелей и серьезный недуг помогли писателю избежать неприятных последствий.
Конец пути
Гофман утратил возможность двигаться, но до конца верил в выздоровление. На исходе жизни была создана повесть «Угловое окно» — последний подарок почитателям писателя. Но подавляющее большинство людей помнит его благодаря знаменитой рождественской сказке, которая покорила многие сердца. Кстати, о том, кто автор «Щелкунчика», многие дети узнают в школе.
Самое известное произведение
Отдельно следует сказать о произведении «Щелкунчик и Мышиный Король», включенном в книгу «Серапионовы братья». Эту сказку лучше всего читать на Рождество, так как действие происходит именно в это время. На создание данного шедевра Гофмана вдохновили дети его приятеля Юлиуса Хитцига, с которым он познакомился в столице Польши. Их именами и некоторыми личностными качествами немецкий писатель наградил персонажей своего произведения. Когда сказка была готова, ребятам прочитал ее сам автор. «Щелкунчик и Мышиный Король» — великое произведение, как посчитали они.
Мари Хитциг, которая в сказке носит фамилию Штальбаум, к сожалению, рано умерла. А ее брат по имени Фриц, отдававший в «Щелкунчике» команды оловянным солдатам, выучился на архитектора и стал директором академии художеств, расположенной в столице Германии.
Мы лишь марионетки…
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему главным героем произведения стала игрушка? Просто писателю, некоторое время увлекавшемуся театром, были близки марионетки и куклы. Его приятель рассказывал, что у Гофмана был целый шкаф, забитый игрушками. Писатель полагал, что люди – всего лишь марионетки, а за ниточки дергает сама Судьба, далеко не всегда благосклонная к нам. Он часто повторял, что все будет так, как угодно богам.
Вот вы и вспомнили, кто написал сказку «Щелкунчик», которую вам наверняка читали родители.
fb.ru
Щелкунчик
«Щелкунчик» — легендарный балет Чайковского, поставленный в 1892 году Львом Ивановым (помощником Мариуса Петипа) в Мариинском театре. В основу либретто положена сказка Э. Т. А. Гофмана в литературном переложении А. Дюма-старшего. Либретто написал сам великий балетмейстер Петипа, однако простота его сюжета постоянно входила в противоречие с мощным музыкальным воплощением Петра Ильича.
Льву Иванову пришлось непросто. Тем более что в первой постановке были задействованы все ученики императорской балетной школы. Дети исполняли роли оживших игрушек. А еще каждому вручили по специально изготовленному музыкальному инструменту, играть на которых у детей не очень-то получалось. Но премьера прошла с умеренным успехом. Сам Чайковский остался постановкой вполне доволен, хотя считал свое произведение посредственным и долгой театральной жизни ему не предвещал. К счастью, он ошибался.
Чудеса в двух актах
Сюжет «Щелкунчика» известен, наверняка, каждому. Рождественская история Гофмана о странной игрушке-орехоколе, подаренной Мари (в других вариантах — Кларе, Маше) и Фрицу (Мише) крестным Дроссельмейером. Загадочный даритель умеет оживлять игрушки, чем вызывает восторг и одновременно страх детей. Ночью Щелкунчик оживает и возглавляет оловянных солдатиков в схватке с армией мышей. Он почти погибает в неравном бою в Мышиным Королем, но брошенная туфелька Мари спасает его.
Во втором акте Мари и Щелкунчик-Принц веселятся в Конфитюренбурге. Роскошный дивертисмент из разноплановых танцев богат оригинальными характерами, ритмами, музыкальными жанрами. Именно вторая часть более всего поддается различной трактовке постановщиками. Подготовка к свадьбе главных героев, полный разочарования финал с пробуждением Мари (всё было лишь сном) или торжество окончательной победы над чарами — вариаций много.
Сам Чайковский стремился передать такую характерную для его творчества идею всепобеждающей любви. В мире постоянно идет борьба темных и светлых сил, добра и зла. Только чистое, искреннее чувство способно противостоять злу и разрушить недобрые чары.
Главные отечественные постановки «Щелкунчика»
На подмостках Мариинки (в период СССР — театр им. С. М. Кирова) балет Иванова в декорациях его же авторства шел многие годы. Последующие постановки А. Ширяева и Ф. Лопухова продолжили традицию. В 1934 году Василий Вайнонен представил свою постановку, где сделал акцент на сказочных спецэффектах, превратив балет в яркое праздничное шоу, мечту каждого школьника и один из символов советского Нового Года. Особенность постановки была в четком разделении волшебства, которому место в снах, и реальности. Так требовали идеология и традиции советского театра.
С 1919 года балет вошел и в репертуар Большого театра. Постановка балетмейстера А. Горского была близка к первоначальной. А вот Юрий Григорович в 1966 году представил свежий взгляд, насытив постановку глубоким философским звучанием. Сказочный сюжет заставляет задуматься о том, что и в чудесном мире оживающих кукол идет непрестанная борьба добра и зла, что минуты безмятежного счастья всегда мимолетны. В финале Маша просыпается, в руках у нее кукла Щелкунчик, она с горечью понимает: это был всего лишь сон.
Постановка Григоровича стала классикой мирового балета. Она и сегодня собирает полные залы по всему миру. В Большом театре поклонники Николая Цискаридзе стремятся попасть на спектакль с его участием в главной роли. В 2013 году известный танцор представил и свою постановку в Детском музыкальном театре им. Н. И. Сац на основе хореографии В. Вайнонена.
Зарубежные постановки
В 1954 году Щелкунчик в постановке Джорджа Баланчина так потряс Нью-Йорк, что с тех пор стал неотъемлемой частью американского Рождества. Каждый год в декабре New York City Ballet собирает тысячи зрителей. The Nutcrakcer в постановке разных трупп по всем штатам дают 40 % годовой театральной выручки в США.
Известна интерпретация Рудольфа Нуреева (1967), названная критиками «фрейдистской». В ней почти нет сказки и волшебства, зато много психоанализа на тему взросления маленькой девочки. В принца превращается не Щелкунчик, а Дроссельместер. Эта постановка вошла в репертуар Парижской Оперы, где неизменно ставится в канун Рождества.
Михаил Барышников также не прошел мимо, поставив свой «Щелкунчик» в 1976 году. Балет, где сам Барышников исполнял партию Щелкунчика-Принца, имел немалый успех. Несмотря на то что каждый балетмейстер привносил собственное видение истории о людях, куклах и злых силах в образе мышей, по-своему воплощал историю в авторской хореографии, все эти версии не выходят за рамки классического балета.
Конец XX – начало XXI веков ознаменовались новаторскими постановками:
- 1991 год — постановка Марка Морриса. События разворачиваются в США 80-х годов со всеми атрибутами тех времен: фаст-фудом, свободными нравами и брейк-дансом вместо классических па;
- 1999 год — автобиографический спектакль Мориса Бежара (Франция), в котором он тесно переплел свои детские воспоминания с историей о Щелкунчике;
- 2003 год — Мэтью Борн (Великобритания) не только попытался показать произведение языком современных танцевальных жанров — контемпорари и джаза. Он перенес действие в сиротский приют, где в ужасных условиях детям остается только мечтать о горах сладостей и ярком празднике. Философская постановка, приправленная черным юмором.
Известные исполнители партий балета
В разные времена роли героев «Щелкунчика» примеряли на себя многие известные танцоры. Нередко — в юношеские годы учебы, ведь в балете немало детских партий. Балетмейстеры партии Мари (Клары, Маши) и Фрица (Миши) отдавали то детям, то взрослым, в зависимости от авторской интерпретации. В Мариинском театре в дореволюционных постановках участвовали великие Анна Павлова и Мария Кшесинская. Позже, уже в 20-е годы, Николай Солянников исполнял партию Дроссельмейера.
Незабвенная Галина Уланова исполняла роль Маши (1934 год, постановка Вайнонена). Марина Семенова в той же роли блистала в Большом театре с 1939 года. Прима-балерина Большого театра Ольга Лепешинская в свое время украсила спектакль партией феи Драже.
Владимир Васильев и Екатерина Максимова составили чудесную пару Маши и Щелкунчика-Принца в постановке Ю. Григоровича 1966 г. А для Мариса Лиепы «Щелкунчик» стал выпускным спектаклем. И Рудольф Нуреев, и Николай Барышников оставили оригинальный след в трактовке образа главного героя и всего произведения.
balletland.com
Либретто балета Щелкунчик
П. И. Чайковский «Щелкунчик» Либретто Наталии Касаткиной и Владимира Василёва по мотивам сказки Э. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
Пролог
В канун Рождества все покрыто искрящимся снегом. Дети Советника медицины Штальбаума, маленький Фриц, Мари, Луиза и ее жених Ганс, вместе с другими горожанами радуются предстоящему празднику. Вечереет. Все спешат на праздник. Порыв ветра срывает с головы Старшего советника суда и крестного детей — Дроссельмейера, — шляпу. Он пытается поймать ее, не уронив чудесные подарки, предназначенные крестникам.
Действие первое
Картина первая: «Ёлка»
В уютном домике Штальбаумов все готово к празднику. Дети изнемогают от ожидания. Наконец, по знаку отца елка вспыхивает цветными огнями. Дети в восхищении от рождественских подарков. Фриц, который так любит маршировать, получил ружье, саблю и барабан. Мари любуется прелестным платьицем.
Взрослые надели маски и разыгрывают перед детьми сказочное представление. Вот гадкая Мышильда (ее изображает господин Штальбаум) приближается к прекрасной Принцессе Пирлипат (супруга г-на Штальбаума) и, улучив момент, касается ее прелестного личика. О, ужас! Мгновенно лицо Принцессы становится старым и уродливым. Тогда прекрасный Принц (г-н Дроссельмейер) бесстрашно бросается на Мышильду. Победа! Былая красота возвращается к Принцессе. Но, слабея, гадкая Мышь царапает лицо прекрасного Принца, и он на глазах у всех становится уродом с огромным ртом и торчащими вперед зубами! Принцесса Пирлипат отказывает своему спасителю в благосклонности и отворачивается от него.
Мари, увлеченная спектаклем, забывает, что это сказка, и со слезами бросается к несчастному Щелкунчику, чтобы утешить его. Дроссельмейер дарит Мари и Фрицу новые игрушки — Танцующую куклу и Полишинеля. Пытаются обратить на себя внимание старая Сломанная кукла и Мишутка. Огорченные неудачей куклы хотят уйти, но Дроссельмейер их возвращает. Дети пытаются познакомить своих любимцев с новыми игрушками. Но что это? Перед детьми танцует Щелкунчик из только что увиденной сказки. Мари радостно бросается к нему, но оказывается, что это Дроссельмейер водит руками и ногами куклы. Крестный дарит Щелкунчика Мари, а воинственный Фриц, надев маску противной мыши, делает вид, что хочет сломать игрушку. Добрая девочка бережно укладывает Щелкунчика вместе с другими подарками под елку.
Рождественский ужин завершается объявлением о помолвке Луизы и Ганса. Поздравить жениха и невесту пришли даже дедушка и бабушка. Праздник кончился. Влюбленные с трудом расстаются друг с другом, дети нехотя отправляются спать.
Картина вторая: «Сон Мари»
В темной гостиной появляется Мари, чтобы еще раз взглянуть на чудесную елку и подарки. Мари засыпает, и елка начинает светиться таинственным светом, а куклы оживают.
С последним ударом часов из-под елки одна за другой выглядывают злые мыши. Последней появляется отвратительная мышь с семью головами, на каждой из которых маленькая корона. Это Принц мышей. Его мать, злая Королева Мышильда, хочет женить сына на Мари. Мари охватывает ужас. Она пытается бежать, но семиглавый Принц мышей ловит ее за руку.
Оживший храбрый Щелкунчик, возглавляя Армию игрушек, вступает в бой с мышами. Щелкунчик пронзает Принца мышей саблей. Разъяренная Мышильда бросается на Щелкунчика, но Мари, отважно защищая своего любимца, кидает в Мышильду подушкой. Мыши разбегаются, а Мари с Щелкунчиком остаются наедине.
Картина третья: «Снежная поляна»
На глазах Щелкунчик превращается в прекрасного Принца. Он признается Мари в любви и ведет ее на заснеженную лесную поляну, где по знаку Дроссельмейера снежинки и снежные хлопья танцуют вальс в честь влюбленных.
Действие второе
Картина четвертая: «Путешествие по Розовой реке»
Счастливый сон Мари продолжается. Прекрасный Принц ведет ее за собой. Влюбленную пару сопровождает Дроссельмейер. Опасность еще не миновала: коварная Мышильда следует за ними. Но Дроссельмейер не подпускает Мышильду к влюбленным и гонит ее прочь.
Принц и Мари — у ворот волшебного города — Конфитюренбурга. Четверо сказочных юношей торжественно встречают их. Появляется Мышильда. Принц бесстрашно принимает бой и побеждает ее. Он слагает к ногам возлюбленной золотую корону мышей. По знаку Дроссельмейера вспыхивает волшебное сияние, и счастливая пара вступает в Конфитюренбург.
Картина пятая: «Город сластей — Конфитюренбург»
Жители волшебного города сластей — Конфитюренбурга — устраивают для Мари и Принца-Щелкунчика необыкновенный праздник. Для влюбленных танцуют Шоколад, Кофе, Чай, а вслед за ними — Дед Мороз, Снегурочка и Снеговик, Пастушки и Трубочист. Дроссельмейер пускается в пляс вместе с жителями Конфитюренбурга, чьи платья и камзолы очень похожи на взбитые сливки. Помолвка Мари и Принца-Щелкунчика завершается пышным вальсом.
Эпилог
Миновала рождественская ночь, а вместе с ней растаял волшебный сон Мари. Начался новый день. Мари и Фриц играют с куклой Щелкунчиком.
Появляется Старший советник Дроссельмейер. Он не один — с ним его юный племянник, как две капли воды похожий на Принца-Щелкунчика из сна Мари. Кукла Щелкунчик остается в руках у Фрица. Мари завороженно идет навстречу молодому Дроссельмейеру, и он заключает ее в свои объятия.
Детство кончилось, они стоят на пороге юности. И кто знает, может, сбудутся грезы волшебной рождественской ночи?
pedagog39.ru
Автор:
Яхина Наталья Леонидовна,
музыкальный руководитель
МДОУ «Детский сад
«Аленький цветочек» г. Надыма»
Формирование музыкально-художественной грамотности у детей старшего дошкольного возраста
на основе балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»
Цель: целостное восприятие балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Задачи:
- продолжать знакомить детей с музыкой балета П. Чайковского «Щелкунчик»;
- развивать у детей умение слушать и понимать классическую музыку;
- развивать умение определять характер музыки, передавать его мимикой и движением в импровизациях;
- развивать вокально-хоровые навыки в пении А-капелла;
- расширять словарный запас для определения характера музыкального произведения.
Ход
Под марш из балета «Щелкунчик» дети входят в музыкальный зал,
становятся полукругом.
Музыкальный руководитель:
Ребята! Я рада снова вас видеть в музыкальном зале. Давайте поздороваемся по музыкальному.
Дети исполняют музыкальное приветствие.
Музыкальное приветствие «Музыка, здравствуй!»
-Посмотрите, что я вам принесла.
Дети: Афиши.
-О каких представлениях эти афиши? Что на них изображено?
Дети: балет «Лебединое озеро» и «Спящая красавица».
-Кто написал музыку к балету «Лебединое озеро» и «Спящая красавица»?
-Вы хотели бы посмотреть балет? Я приглашаю вас в театр на балет Петра Ильича Чайковского.
-Ребята! Когда вы вошли в музыкальный зал, какая музыка звучала?
Дети: Марш из балета «Щелкунчик»
-Чьи шаги слышатся в этом марше?
Дети: Героев из сказки: Щелкунчика, солдатиков, Девочки Мари, Мышиного короля, мышей, Волшебника и т.д.
-Давайте мы с вами превратимся в героев этой сказки и как эти герои пройдем по залу.
Дети под музыку, выполняют движения: марш, поскоки, бег на носочках, перестроение через центр зала парами. С окончанием музыки встают в полукруг.
-Сегодня в нашем театре идет балет по сказке «Щелкунчик». Давайте вспомним, как начинается сказка?
Дети: Снежные хлопья летят за окном, дети танцуют около елки. В зале появляется Фокусник Дроссельмейер, он дарит Мари игрушку, которая может щелкать орехи. Но брат Мари Франц сломал игрушку, и она грустит. Праздничный вечер заканчивается. Все укладываются спать, но Мари не спится. Она заходит в зал. Ей кажется, что игрушки оживают, и начинают расти.
-Тише, кажется кто-то крадется…давайте мы с вами займем места в зрительном зале и посмотрим.
Инсценировка по сказке, участвуют дети
Появляется Мышиный король и мыши
Мышиный король:
Почему здесь песни слышны,
Их не любят наши мыши!
Я мышиный король
Никому петь не велел.
Уходите-ка отсюда
Только я у елки буду.
Мой теперь черед настал
Мы теперь устроим бал.
Все подарки отниму
И с мышами погрызу
Ну-ка, мыши, выбегайте,
Всех на елке напугайте.
Выбегают мыши
Мышь 1:
Все попрятались игрушки,
Шарики, хлопушки!
Будет здесь большая драка,
Ведь зовусь я — Забияка.
Мышь 2:
Слишком много говоришь,
Зато я — принцесса мышь
Что за хвостик,
Ушки, глазки,
Я из самой лучшей сказки!
Солдатик:
Добрые Солдаты,
Отважные ребята!
Честь свою не посрамите,
Нам победу принесите.
Звучит Марш солдатиков
Дети исполняют марш солдатиков, затем герои проходят в «зрительный зал»
-Ребята, что же произошло дальше?
Дети: Щелкунчик вступает в поединок, и войско спасается бегством. Щелкунчик превращается в принца — юношу. Принц и Мари попадают в королевство сладостей.
-Как зовут главную героиню королевства сладостей? Давайте посмотрим танец самой королевы.
Видеофрагмент из балета «Щелкунчик»
Танец феи Драже
-Какие чувства вызвала у вас эта музыка? А какая она по характеру?
-Как вы можете рассказать о фее Драже, какая она?
-Как об этом нам подсказывает музыка танца феи Драже? (музыка звучит высоко, легко, вся переливается, и как будто рассыпаются горошины драже).
-Какие инструменты звучат в этом танце? (Колокольчики, треугольники, металлофоны, челеста)
-Как вы думаете, почему композитор выбрал именно эти музыкальные инструменты? (Потому что звук этих инструментов серебристый)
-Посмотрите! У нас на столе лежат различные инструменты.
-Хотите стать музыкантами и подыграть на музыкальных инструментах Фее Драже?
-Какие бы вы выбрали инструменты для этого танца?
Музицирование. Звучит танец феи Драже
Дети подыгрывают на музыкальных инструментах
-У вас очень красиво получилось.
-Предлагаю посмотреть еще один фрагмент балета. Посмотрите и скажите, о чем он и как называется.
Фрагмент из балета «Вальс белых хлопьев»
-О чем этот фрагмент? (о танцующих снежинках).
-Как называется эта музыка? («Вальс снежных хлопьев»).
-На что она еще похожа? (метель, зимняя ночь).
-Какую зиму вы представляете, слушая эту музыку? (снежную, метельную)
-Какие музыкальные инструменты вы услышали? (Флейта, струнный оркестр, арфа, треугольник, тарелки).
-Что еще слышно кроме музыкальных инструментов? (поет хор).
-Что изображает музыка в исполнении оркестра? (Метель).
-А что показывает хор? (Качание в колыбели).
-Верно, снежинки кружатся в воздухе на ветру, ветерок то сильнее их поднимает верх, то тихо опускает вниз. Давайте мы с вами изобразим голосом метель по движению руки на звук «У».
Дети вместе с педагогом выполняют упражнение
«Полет» на «глиссандо» — интервал октавы вверх-вниз.
-А теперь успокоим голосом метель на звук «А».
Упражнение «Покачаемся» — терция вверх-вниз.
-Ребята, а чем же закончилась сказка?
Дети: Дроссельмейер — (волшебник) останавливает злую метель. Принц привозит Мари в сказочный город, где много сладостей. Жители города танцуют в честь приезда дорогих гостей.
-Какую музыку написал в конце балета Петр Ильич Чайковский для танца Мари и Щелкунчика? (Вальс цветов).
-Давайте вместе с вами насладимся музыкой Петра Ильича и посмотрим «Вальс цветов»
Фрагмент из балета «Вальс цветов»
-О чем этот танец? (О радости, любви, добре).
-С помощью чего артисты балета выражают свои чувства в этом танце? (с помощью движений)
-Какие движения у танцоров? (Мягкие, красивые, плавные).
-Хотите вместе с балеринами и танцовщиками исполнить вальс цветов?
Танец-импровизация с колокольчиками и цветами «Вальс цветов»
Рефлексия.
-Какое произведение из балета П. И. Чайковского вам понравилось больше всего?
-Вы бы хотели кого нибудь пригласить на этот балет? Кого бы вы хотели пригласить?
-Что для этого можно сделать? (оформить афишу).
-У меня для этого приготовлены фигурки балерин и изображение сказочных героев этой сказки. Мы можем сами сделать свою афишу и пригласить на представление других ребят.
Творческая работа по оформлению афиши
-А еще ребята, я хочу дать вам домашнее задание. Вы нарисуете свои рисунки. Что больше всего вам понравилось и запомнилось из этой сказки-балета? И на следующем занятии мы с вами оформим альбом с вашими рисунками. Ну а мы сегодня прощаемся с вами до следующей встречи. До свидания!
Дети прощаются и под музыку уходят.
План-конспект
занятия
«Волшебное
занятие». Развитие воображений и фантазий через слушание классической музыки.
Цель: Развитие эмоциональной
сферы, воображений и фантазий детей через слушание классической музыки из
балета «Щелкунчик» по сказке Гофмана.
Задачи:
¾ Познакомить
с классическим произведением «Щелкунчик»;
¾ Развивать слух
и зрительное воображение;
¾ Развивать
чувство ритма и музыкальную память;
¾ Устанавливать
ассоциативные связи между миром фантазий и реальностью через различные ощущения
(тактильные, зрительные, слуховые);
¾ Развивать
способность к импровизированному движению;
¾ Воспитывать
интерес к звучащему миру.
Тип
занятия: комбинированный.
Вид
занятия: занятие-сказка.
Форма
проведения занятий: групповая и индивидуальная.
Оборудование
и реквизит: аудио
— и видеовоспроизводящая техника, флеш-карта, бабочки-султанчики, куклы,
барабанчики, металлофоны, треугольники, бубенцы, маракасы, тарелочки, сопилка,
румба, колокольчики, кастаньеты, детская игрушечная посуда.
Оформление
и дидактический материал: иллюстрация с изображением портрета П. И.
Чайковского, Щелкунчика, Мышиного короля
Музыкальный
материал:
— Танец Феи
Драже из балета «Щелкунчик» муз. П. Чайковского;
— Адажио из
балета «Щелкунчик»;
— «Игра в
лошадки» из «Детского альбома» муз. П.Чайковского;
— «Китайский
чай» из балета «Щелкунчик»;
— «Испанский
шоколад» из балета «Щелкунчик»;
— «Танец
пастушков» из балета «Щелкунчик»;
— «Марш
оловянных солдатиков» из балета «Щелкунчик»;
— «Валь
цветов» из балета «Щелкунчик».
Предварительная
работа:
Принести из дома кукол.
Ход занятия
Организационный
момент
Приветствие
(упражнение для развития звуковысотного слуха).
Основная
часть
Педагог:
Давайте сегодня мы с вами поедем в музыкальную сказку, которая называется
«Щелкунчик». Может кто-то из вас даже знает эту сказку или смотрел мультфильм. Очень
давно эту сказку написал писатель по фамилии Гофман, но ведь сказку не только
можно читать и слушать, её можно сыграть на музыкальных инструментах и даже
станцевать. А можно ли станцевать без музыки? Да можно, но будет не очень
интересно, это будут просто движения. Ведь танец это движение и музыка. Так
вот, музыку к сказке Гофмана «Щелкунчик» написал очень известный, знаменитый во
всём мире композитор Пётр Ильич Чайковский, о нём я вам буду еще рассказывать. Показ
иллюстрации портрета П. И. Чайковского.
И
сказка с музыкой превратилась в балет. Кто из вас знает, что такое балет?
Дети
отвечают.
Педагог:
Да это танец на полупальцах, в специальной одежде. И вот музыка, которую вы
сегодня услышите, это музыка из балета «Щелкунчик». Ну что же, поехали! Но сегодня
мы поедем не на паровозике, не на автобусе, не на машине, а на санях, на
лошадях через лес.
Озвучивание
и ритмизирование стихотворения М. Байнихатиса «Зимнее рондо».
Педагог:
Ребята мы оказались в сказке.
Фоном
звучит музыка танец Феи Драже.
В
одном прекрасном большом замке, ждали наступления Нового года. В нём жили брат
и сестра, которых звали Фриц и Мари. Они очень ждали, когда же смогут подойти к
ёлке, чтобы распаковывать свои подарки. Сколько же там было игрушек и сладких
угощений. И наконец, такой момент настал. Мари получила прекрасных кукол,
которых так ждала.
Двигательная
импровизация с куклами под музыку Адажио.
Педагог:
А Фрицу достался долгожданный игрушечный конь.
Музыкально-ритмическое
упражнение с барабанными палочками «Лошадки».
Педагог:
А еще дети в подарок получили коробочку с настоящим чаем, привезенным из самого
Китая. А чай будут заваривать в чайниках.
Логоритмическое
упражнение без музыки «Чайничек с крышечкой»
Двигательная
импровизация с детской посудой «Китайский чай».
Педагог:
Самым вкусным и сладким угощением был испанский шоколад. А вы знаете, из чего
делают шоколад? А вот сейчас мы с вами узнаем.
Речевая
ритмическая игра «Шоколадное рондо».
А
сейчас мы послушаем музыку и сыграем на инструментах, которые придумали в
Испании, они называются кастаньеты. Одна часть детей будет играть на
кастаньетах, а другая хлопать в ладоши, а потом мы поменяемся.
Музыкально-ритмическая
импровизация с кастаньетами под музыку Испанский шоколад.
Педагог:
Наконец в замке появился их крёстный, который всегда приносил игрушки
сделанные им самим. Дети очень обрадовались, т.к. на этот раз он подарил им
игрушечный музыкальный замок, со множеством зеркальных окон и золотых башен и с
танцующими фигурками. Оттуда доносилась очень нежная музыка.
Импровизированная
игра на детских музыкальных инструментах под музыку Танец пастушков.
Педагог:
А потом под ёлкой Мари заметила деревянного человечка, это был Щелкунчик,
который мог разгрызать орехи. Показ иллюстрации с изображением Щелкунчика.
Мари очень понравился этот уродец. А крестный рассказал ей о том, как когда-то
этот Щелкунчик был настоящим принцем, но злая королева Мышильда превратила его в
такого уродца, и что только если настоящая девушка сможет его полюбить, с него
спадут все чары и он вновь станет человеком. Мари весь вечер возилась с
Щелкунчиком, а когда наступила пора ложиться спать, дети аккуратно сложили свои
игрушки в стеклянный шкаф. Вдруг среди ночи в комнате Мари, где стоял
стеклянный шкаф, начался какой-то шум. Из под шкафа стала появляться голова
мыши, за ней вторая, третья и наконец, из прогрызенного пола вылез
семиголовый мышиный король. Показ иллюстрации. На всех семи головах у
него были сверкающие короны. Мари проснулась от страха и стала наблюдать. Это
был сын королевы Мышильды, которая когда-то превратила прекрасного принца в
уродливого Щелкунчика. Он хотел завладеть всеми игрушками в шкафу. И тут отважный
Щелкунчик стал собирать свою игрушечную армию с игрушечными солдатиками,
лошадками и пушками. Они запаслись карамельками и круглыми конфетками драже. И
стали стрелять из пушек, а Мышиный король только и успевал заглатывать это все
без остановки. Солдатики чётко отбивали барабанную дробь, подбадривая
Щелкунчика.
Игра
на барабанчиках под музыку «Марш оловянных солдатиков».
Педагог:
И вот, наконец, Мышиный король не выдержал от такого количества сладостей и
лопнул. От него осталась одна пыль. И в тот же самый момент Щелкунчик
превратился в прекрасного принца. Он тут же влюбляется в Мари и увозит её в
кукольное царство.
Музыкально-двигательная
импровизация с бабочками и ленточками под музыку Вальс цветов.
Подведение
итогов. Ребята
как называется сказка, в которой мы побывали? А как называется когда соединяют
музыку с танцевальными движениями? Вам понравилась музыка, которую вы услышали
сегодня? Что больше всего вам понравилось в этой музыкальной сказке?