«Щелкунчик и Мышиный король»
Эрнст Теодор Амадей Гофман
Пожалуй, «Щелкунчик» Гофмана — это первая рождественская история, которая приходит на ум. Уже два века она пользуется неизменной любовью читателей разного возраста, ее экранизируют, ставят на сцене, разыгрывают на детских утренниках, превращают в аудиоспектакли. По мотивам этой сказки был написан балет Петра Чайковского, главную партию из которого вы наверняка узнаете с первых нот.
В «Щелкунчике» много нравственных и философских уроков. Он воспитывает в людях сострадание и милосердие, оживляет отвагу и пробуждает любовь. Если вы вдруг не читали историю Франца и Мари, а также самоотверженного Щелкунчика — обязательно сделайте это одним из зимних вечеров.
«Тревожные люди»
Фредрик Бакман
Шведский писатель Фредрик Бакман занимает особое место в читательских сердцах. Его романы — это квинтэссенция человечности, мудрости, терпимости и доброты. О ком бы он ни писал — о маленькой девочке или о ворчливом пенсионере, — это сделано с любовью. Кажется, что Бакман видит в людях потаенное, светлое, вечное.
«Тревожные люди» вышли в России в пандемийный 2020 год. Это предновогодняя история о том, как важно оставаться человеком в самых непростых ситуациях. Начинается она как лихой детектив, в котором герои отчаянно разыскивают грабителя, захватившего в плен восемь заложников, а в финале все оборачивается философской притчей, дарующей надежду на то, что любую ошибку можно исправить.
«Адвент»
Ксения Букша
Камерный роман писательницы Ксении Букши наполнен музыкой, поэзией и нежностью. Главная героиня — маленькая Стеша — живет в ожидании чуда, каждый день открывая окошко адвент-календаря (своего рода планировщик). Скоро Рождество, а значит, счастье и радость. Но ее родители, Костя и Аня, живут обычной серой жизнью, доведенной до автоматизма, как это часто бывает у взрослых. Они не чувствуют новогоднее настроение и без особого энтузиазма покупают подарки, ставят елку, поддерживают быт, заботятся о ребенке. В какой-то момент Аня предлагает мужу начать коллекционировать разные виды смеха и вспомнить, как смеялись люди из их прошлого, чтобы хоть как-то раскрасить привычную жизнь.
«Рождество и красный кардинал»
Фэнни Флэгг
Американская актриса и писательница Фэнни Флэгг сочинила душеспасительную зимнюю сказку — «Рождество и красный кардинал». Отставной военный Освальд Т. Кэмпбелл, главный герой истории, узнает страшный диагноз и бежит из неуютного Чикаго в гостеприимное местечко под названием Затерянный Ручей, чтобы встретить там свое последнее Рождество. Жители городка принимают его как родного. В какой-то момент Освальд оказывается в центре всеобщего внимания. Тепло и доброта людей оживляют в нем давно забытые чувства и избавляют от депрессии. А в конце, как и полагается в сказке, обязательно случится новогоднее чудо.
«Остаемся зимовать»
Шейн Джонс
Еще одна книга современного писателя, которую стоит читать зимой. Действие романа (а если точнее, сюрреалистической притчи) происходит в маленьком городке, в котором властвует Февраль. Он вовсе не добрый волшебник, а тиран и деспот. Он крадет детей, бесчинствует, стирает воспоминания и держит людей в страхе. Город, заметенный снегом, живет без единой надежды на спасение и весну. Но ужас не может быть вечным — горожане, объединившись, решают дать отпор диктатору и объявляют ему войну.
«Зима»
Али Смит
Продолжение «Сезонного квартета» британской писательницы.
Зима Али Смит — это время, когда все обездвижено холодом и мертво. В этой страшной снежной реальности она размышляет о том, как зыбко существование современного человека, как одинок он перед лицом вселенной. Герои Смит плывут по течению и не знают, есть ли у них шанс спастись.
По сюжету известный блогер Арт едет к матери, чтобы встретить с ней Рождество. Накануне он поругался со своей девушкой Шарлоттой, которую должен был привезти к матери познакомиться, поэтому берет с собой незнакомку. По договоренности она будет три дня притворяться его парой, а в итоге окажется, что все произошедшее — к лучшему. То, что начинается как катастрофа, внезапно оборачивается рождественской историей о примирении и семейном воссоединении.
«Сахарная королева»
Сара Аллен
Простая, незамысловатая книга о том, как 27-летняя Джози Сиррини живет рядом с токсичной матерью, заедает стресс спрятанными в шкафу сладостями и боится что-то изменить. Но внезапно ее привычный покой нарушает Делла Ли — бунтарка и эгоистка. Она врывается к ней домой, требует укрытия и помощи, потому что находится в бегах. Но потом девушка понимает, что именно Джози нужно спасать.
Сара Аллен написала зимнюю историю о дружбе и любви, а также о непростых взаимоотношениях между людьми.
«Метель»
Владимир Сорокин
Повесть «Метель», написанная Владимиром Сорокиным в 2010 году, сильно отличается от его привычных, провокационных произведений. В ней много традиционно русского и очень литературного, поэтичного и метафоричного.
По сюжету 42-летний доктор Платон Гарин едет в глухую деревню Долгое делать вакцинацию, чтобы спасти людей от ужасного боливийского вируса, превращающего людей в зомби. По дороге он попадает в страшную, безнадежную метель. Это путешествие может стать для него последним.
В 2020 году «Метель» была награждена престижной премией «Супер-НОС» и признана книгой десятилетия.
«Путешествие в Россию»
Теофиль Готье
Французский писатель, журналист, автор поэтического сборника «Эмали и камеи» Теофиль Готье был заядлым путешественником. Он объездил всю Европу, знакомился с местными жителями, изучал традиции и отразил это в своих художественных очерках. Приезжал Готье и в Россию, причем дважды — в 1858/59 и 1861 годах. В «Путешествии в Россию» Готье делится впечатлениями от этих поездок, фиксирует свои мысли и ощущения от российского быта и людей. К снегу Готье питал особую страсть: «…ничто мне так не нравится, как эта ледяная рисовая пудра, от которой светлеет темный лик земли». С присущей ему поэтической экспрессией Готье описал заснеженные Петербург и Москву — в его книге они словно застыли: прекрасные, живые и вечные.
«Рождественская песнь в прозе»
Чарльз Диккенс
Одна из самых известных рождественских историй от классика английской литературы Чарльза Диккенса. Главный герой — жадина по имени Эбинезер Скрудж, который трясется над своим богатством как Кощей. Он не любит людей и разочаровался в праздниках, единственное, что ему по-настоящему дорого, — это деньги. Но все меняется, когда Скруджу является дух его умершего компаньона, который страдает в загробной жизни из-за того, что был зациклен на себе и материальном. У жадины Скруджа появляется шанс все исправить.
«Рождественская песнь в прозе» Диккенса была неоднократно экранизирована. Это добрая и поучительная сказка о том, что эгоизм и сребролюбие не доводят до добра.
А по специальному промокоду ТАСС на сайте «ЛитРес» все читатели получат книгу в подарок из специальной подборки, а также скидку 25% практически на весь ассортимент.
Вот и подходит к концу 2021 год. Он был очень сложным, изза пандемии коронавируса отменяли мероприятия, многие звездные артисты
не могут уже второй год попасть в наш городгерой. Но как бы все ни складывалось, давайте верить в лучшее!
24 декабря (пятница)
Развлекательный маршрут.
12.00
Ярмарка-выставка «Чудеса ручной работы» (0+)
Где: КВЦ им. Тенишевых.
Стоимость билетов: вход свободный.
Гостей ждут различные события и активности. Запланированы: выставка изделий ручной работы, мастер-классы, где посетители сделают незабываемые новогодние подарки, семейная новогодняя фотозона, концертная программа, встреча с Дедом Морозом и Снегурочкой, а также реализация акции «Дарите навыки вместо игрушек».
Завершится работа события 26 декабря в 17.00.
Контактный телефон 20-54-02.
25 декабря (суббота)
Познавательный маршрут.
10.00
Выставка Льва Саксонова «Продолжение жизни…» (0+)
Где: КВЦ им. Тенишевых.
Стоимость билетов: 200 руб. Льготный (для студентов, держателей дисконтных карт Profkom Discount, пенсионеров) —
150 руб. Ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды —
бесплатно. Фото- и видеосъемка — бесплатно.
Лев Григорьевич Саксонов (1929 — 2020) — выдающийся художник второй половины ХХ — начала ХХI века. Родился в городе Камышин на Волге, окончил художественное отделение Московского полиграфического института. Он известен своими работами, выполненным в смешанной технике: офорт (станковая печать с цинковой пластины, на которую иглой наносится тончайший рисунок), соединенный с пастелью или гуашью.
Картины художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном литературном музее, Московском музее современного искусства,
На выставке представлены работы, которые охватывают временной промежуток с 60-х годов ХХ века до 2018 года. Это пейзажные циклы о Смоленске, Ярославле, Новгороде, Соловках и Старой Ладоге. Серии «Русские заводы и фабрики ХIХ века», «Средняя Азия». Циклы «Железнодорожные этюды» (рожденный из воспоминаний об эвакуации из горящего Воронежа в 1941 году), «Звери, настоящие и выдуманные», «Библейские сюжеты», «Сны», «Улочки без названия».
Кроме того, посетители смогут увидеть работы из уникального трагического цикла «Холокост» и иллюстрации к «Божественной комедии», «Гамлету», рассказам Чехова, поэме А. Блока «Двенадцать», «Между собакой и волком» Саши Соколова.
Открытие состоится 23 декабря в 17.00. Вход на мероприятие свободный!
Посетить выставку можно до 23 января 2022 года.
Контактный телефон 20-54-02.
Детский маршрут.
11.00
Спектакль «Как снеговики весну искали» (0+)
Где: Смоленский областной театр кукол им. Светильникова.
Стоимость билетов: от 270 до 330 руб.
Добрая, трогательная и лирическая сказка в жанре новогодней интермедии. Снежные человечки — это снеговички, которые появились зимой из снега. Но однажды ночью настал такой мороз, что они ожили и очень замерзли. Сказочные персонажи решили отправиться на поиски солнышка. Да вот ворона рассказала, что от него снег тает… Что же делать?
Повтор спектакля — в 13.00.
Контактный телефон 38-91-61.
Детский маршрут.
12.00
«Волшебные валенки» (6+)
Где: Смоленская областная филармония.
Стоимость билетов: 250 руб.
В преддверии Нового года и в последующие выходные фольклорный ансамбль солистов «Таусень» в Смоленской филармонии подготовил для зрителей сказочную историю. Это будет путешествие в русскую сказку, встреча со знакомыми с детства героями: Бабой Ягой, Лешим, Лисой, тетей Хрюней и другими. Яркие и веселые игры, сказочные песни и танцы, увлекательный новогодний сюжет возможно смогут заставить поверить зрителей в чудеса.
Повтор — в это же время 26 декабря.
Контактный телефон 38-29-84.
Развлекательный маршрут.
18.00
Спектакль-концерт «А у нас во дворе…» (12+)
Где: Смоленский Камерный театр.
Стоимость билетов: 700 — 1000 руб.
Премьера! Представление по пьесе современного драматурга Валерия Золотовицкого. На окраине провинциального города в деревянном доме, предназначенном под снос, живут на чемоданах герои, в ожидании скорого переезда в новые квартиры. Свободное время проводят во дворе. На сцене артисты много поют, звучат разные шлягеры 60-х, 70-х, 80-х.
Справки по телефону 65-07-29.
26 декабря (воскресенье)
Познавательный маршрут.
10.00
Выставка коллекционных кукол «Волшебство стиля» (0+)
Где: КВЦ им. Тенишевых.
Стоимость билетов: 200 руб. Льготный (для студентов, держателей дисконтных карт Profkom Discount, пенсионеров) —
150 руб. Ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды — бесплатно. Фото- и видеосъемка — бесплатно.
В экспозиции представлено более 100 коллекционных экземпляров фирмы Integrity Toys. Это шарнирные виниловые куклы, каждая из которых имеет свой номер и сертификат компании. Компания по производству игрушек была основана в 1995 году Перси Ньюсамом. Известность ей принес дизайнер одежды Джейсон Ву, с участием которого в 2000 году была разработана первая линия кукол — Fashion Royalty. В куклах этой линейки акцент сделан не только на красоту и утонченность, но и на дизайнерские образы, в которых выпускаются игрушки.
Экспозиция открылась 21 декабря, а завершит свою работу 23 января.
Контактный телефон 20-54-02.
Детский маршрут.
11.00
Спектакль «Дюймовочка» (0+)
Где: Смоленский областной театр кукол им. Светильникова.
Стоимость билетов: от 270 до 330 руб.
Постановка знаменитой сказки датского писателя Ханса Кристиана Андерсена. В ней будет показана история миниатюрной красавицы, рожденной из цветка благодаря волшебству. Героине придется пройти немало испытаний, прежде чем она найдет свое счастье. Это история о силе духа, доброте, настоящей дружбе и любви.
Повтор спектакля — в 13.00.
Контактный телефон 38-91-61.
Детский маршрут.
12.00
Спектакль «Щелкунчик» (6+)
Где: Смоленский государственный академический драматический театр им. Грибоедова.
Стоимость билетов: 300 руб.
Классическое новогоднее и рождественское произведение будет представлено для смоленской публики как музыкальная сказка в двух действиях. Повесть-сказка Эрнста Теодора Амадея Гофмана, опубликованная в сборнике «Детские сказки» более 200 лет назад.
Каждая девочка мечтает стать принцессой. Балы, придворные и, конечно же, принц. А когда желаниям сбываться, как не под Рождество. Снег, елка, подарки, волшебство — все это атрибуты праздника. Так и случилось с Мари, которая по своей неосторожности попала в кукольное королевство, где есть свой Король и своя Королева, придворная свита, Принц, полчище мышей под предводительством Мышиного Короля и Мышильды.
Будет и музыка великого русского композитора Петра Чайковского. Его работа над «Щелкунчиком» давалась непросто: он долгое время не понимал, как соединить сложную симфоническую музыку и балет, второй акт которого представлял собой набор танцев без сквозного сюжета (история внутри истории) и драматургии.
Контактный телефон 38-45-01.
Познавательный маршрут.
12.00
Экскурсия «Смоленск в Петровскую эпоху»
Где: Место сбора группы — у башни Маховой
(с внутренней стороны).
Стоимость билетов: бесплатно.
Музей «Смоленская крепость» продолжает знакомить смолян и гостей города с Петровской эпохой. По поручению Петра I
была проведена реставрация Смоленской крепостной стены, сооружены кронверк и бастионы; на западном пограничье через Псков, Смоленск, Брянск протянулась 700-километровая засечная черта. Чаяниями царя-реформатора возведен новый каменный собор в Вознесенском монастыре, а на реке Гжати стал новый город. Экскурсия проходит по выставке «Петр Первый и Смоленская крепость», подготовленной музеем совместно с Институтом Петра Великого к 350-летию со дня рождения императора.
Контактный телефон 33-95-85.
(В связи со сложной эпидемической обстановкой количество участников экскурсионной группы ограничено).
18.00
Концерт «Посвящение Ференцу Листу» (0+)
Где: Смоленская областная филармония.
Стоимость билетов: 300 руб.
В 2021 году исполнилось 210 лет со дня рождения выдающегося венгерского композитора и пианиста-виртуоза Ференца Листа. Он был ярким представителем эпохи романтизма и являлся новатором в музыкальном искусстве своего времени. Выступать перед смоленской публикой будет пианист Петр Аверин. Лауреат международного конкурсов в Италии, Софроницкого и других, он часто выступает за границей (Испания, Венгрия, Эстония, Китай). За прекрасное и импровизационное исполнение сочинений Ференца Листа на фестивале в Венгрии Петр был назван «Листом XXI века».
Контактный телефон 38-29-84.
Условия для входа на события и объекты культуры
Посещение любых мероприятий в Смоленской области из-за осложнения эпидемической ситуации в регионе возможно только при наличии средств индивидуальной защиты, а также при выполнении условий социального дистанцирования. В противном случае вам будет отказано в посещении того или иного мероприятия.
Кроме того, для входа необходимо иметь один из следующих документов:
сертификат о вакцинации против COVID-19 (в электронном либо распечатанном виде);
справку из медицинской организации или сертификат с госуслуг о перенесенной коронавирусной инфекции (COVID-19);
при наличии документа о противопоказаниях к вакцинации против коронавирусной инфекции (COVID-19), вызываемой вирусом SARS-CoV-2, представляется в электронном или распечатанном виде медицинский документ, подтверждающий отрицательный результат проведенного не позднее чем за два календарных дня до начала указанных мероприятий лабораторного исследования любым из методов, определяющих антиген возбудителя COVID-19, с использованием диагностических препаратов и тест-систем, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Внимание! Смолянам в возрасте до 18 лет не требуется предъявлять вышеуказанные документы при посещении учреждений культуры.
Подготовил Сергей НИШПАЛ.
Фото Никиты Ионова, «РП».
Фото автора Elina Fairytale: Pexels
Как преображается новогодняя Москва
Начиная с декабря, коммунальные службы, осветители и дизайнеры начинают работу по украшению улиц, площадей и известных зданий. В самых людных местах столицы появляются ярмарки, сияющие лесные красавицы, световые композиции и скульптуры из льда.
Облик города меняется на глазах. Центральные магистрали, площади и скверы начинают утопать в цветных огнях. Не остаются без внимания зоны отдыха и парки. Там разворачивают концертные площадки и организовывают катки и другие развлечения.
Подготовкой к празднику занимаются не только городские власти, но и предприниматели, которые имеют свои магазины, кафе и рестораны. Они делают все, чтобы прибрежная территория выглядела нарядно и празднично. Для этого на здания и деревья развешивают яркие электрические гирлянды, а сами заведения оригинально подсвечивают.
Во время новогодних праздников столица превращается в огромную сценическую площадку. Повсюду звучит музыка, а на импровизированных сценах выступают народные коллективы и известные мастера искусства. Не остаются в стороне и театральные коллективы и музеи. В скверах и на площадях, а также в парках проходят различные представления для детей и взрослых. Нередко можно увидеть и выставки народных промыслов.
Куда пойти с ребенком в Москве в новогодние каникулы
Детвора ждет Новый год и новогодние каникулы с большим нетерпением. Ведь, именно в это время их родители не ходят на работу и могут уделить им больше внимания. В Москве в это время можно посетить огромное число всевозможных мероприятий. Это и многочисленные цирковые шоу, новогодние театральные постановки для детей, океанарий, премьеры в кинотеатрах. Также можно посетить бесплатно многочисленные елки и развлечения вокруг них. Интересным и увлекательным окажется поход на стадион или каток.
Ничто н может сравниться с детскими шоу, которые ежегодно организуются, например, в «Крокус Сити Холл», Мэрии, Кремле и др. Они организуются на высочайшем уровне. Для этого самые известные режиссеры пишут интересные сценарии, дизайнеры готовят оригинальные костюмы, мастера сцены сооружают незабываемые декорации. В этих шоу участвуют известные артисты и музыканты. Многие представления проходят в интерактивном режиме.
Перед такими спектаклями часто проводятся развлекательные мероприятия. На них можно увидеть персонажи из известных сказок, мультфильмов, а также поучаствовать во всевозможных соревнованиях, конкурсах, мастер-классах и т.п.
Билеты на подобные шоу можно приобрести на сайте: afishakids.ru/afisha/novogodnie-yolki
Самые посещаемые елки столицы:
Фото автора Elina Fairytale: Pexels
- Новогодняя елка в Кремле: декабрь 2021 – январь 2022
- Елка в Храме Христа Спасителя: 25.12.21 – 10.01.22
- Елка в Цирке на Вернадского: 18.12.21 – 09.01.22
- Новогоднее шоу Евгения Плющенко: 30.12.21 – 05.01.22
- Новогодняя елка в Мэрии: декабрь 2021 — январь 2022
- Новогодняя елка в Колонном Зале Дома Союзов: 21.12.21 – 04.01.22
- Елка в Олимпийском: декабрь 2021 – январь 2022
- Новогоднее шоу в Москвариуме: 14.12.21 – 19.01.22
Что посмотреть с детьми
Кроме известных елок малышей можно отвести в цирк, на стадион, где также проходят зрелищные мероприятия с участием Деда Мороза, Снегурочки и других героев сказок и мультфильмов.
Музеи и выставочные залы также не остаются в стороне от праздничных мероприятий. К зимним каникулам там организуются тематические экспозиции, посвященные рождественским и новогодним традициям русского народа и т. п.
В связи с пандемией 2021 года, многие постановки были отменены. Какая эпидемиологическая ситуация будет в 2022 году, пока неизвестно. Для этого, нужно узнать более подробную информацию на официальных сайтах мероприятий в конце декабря.
Самые известные новогодние шоу, которые были анонсированы в 2021 году и перенесены на Новый 2022 год:
- Музыкально-цирковое шоу «Изумрудный Город»
- Новогоднее ледовое шоу Татьяны Навки
- Новогоднее шоу Запашных «Больше – Меньше»
- Новогодний мюзикл «Волк и семеро козлят на новый лад»
- Новогодний спектакль «Щелкунчик в Зарядье»
- Новогодний спектакль в Консерватории «Двенадцать месяцев»
- Новогоднее представление в театре Дурова «Новогоднее приключение Султана»
- Новогоднее шоу «Бабкины сказки – 5»
Куда пойти взрослым с детьми еще
С малышами взрослые могут пойти в зоопарк, планетарий, Московский дельфинарий, в Центральный театр кукол им. С.В. Образцова или в Детский Академический Музыкальный театр им. Н.И. Сац.
Также взрослым и детям будет интересен поход в парки столицы. Там на новогодние каникулы и Новый год не будет скучно. Взрослые и дети смогут покататься на лошадиных упряжках или на санях. Аниматоры будут проводить различные конкурсы и соревнования.
А теперь, давайте познакомимся с конкретными праздничными программами в парках Москвы:
В Таганском парке можно будет посмотреть шоу с героями книг о Гарри Поттере. Здесь вы сможете встретить живых магов и волшебников.
Также на территории парка будут проходить увлекательные квесты, конкурсы и состязания. Всех посетителей, без сомнения, заинтересуют ель из Запретного леса и магические шахматы.
Любителей активного отдыха могут заинтересовать каток и лыжные прогулки. Гурманов ждут различные оригинальные блюда, среди которых можно отметить шоколадных лягушек.
В парке Сокольники также устроят праздничные мероприятия. Самым значительным из них будет дискотека в стиле девяностых.
В парке Победы на Поклонной горе можно будет насладиться величием ледяных скульптур. Их соорудят из настоящего речного льда. Известные архитекторы страны создадут ледяные копии известных зданий. Здесь же разместят детский ледовый городок с лабиринтами и горками.
ВДНХ поразит не только масштабной ярмаркой, но и самым большим в Европе катком. На нем одновременно может разместиться около 6 тысяч посетителей. Им также не будет скучно на новогодние каникулы, ведь на территории катка постоянно звучит музыка и проводятся всевозможные зрелищные мероприятия.
Московский клуб удивит всех посетителей праздничной программой «На хаски от Кузьминок до Аляски». Все желающие смогут прокатиться на собачьей упряжке и сфотографироваться с хаски.
Ярмарки, которые можно посетить бесплатно
Большинство рождественских ярмарок открывается уже в ноябре. На них можно приобрести все, что душе угодно, начиная от елочных украшений, продуктов питания и заканчивая дорогостоящими подарками к Новому году.
На них царит по-настоящему сказочная атмосфера. Публику развлекают многочисленные аниматоры. В выходные дни здесь можно увидеть выступления народных коллективов и известных мастеров искусств.
Самые популярные и посещаемые ярмарки Москвы:
1. На Красной площади: торговые павильоны здесь начинают появляться еще в начале декабря. В них можно приобрести не только сувениры и подарки к Новому году, но и теплые вещи и изделия народных промыслов.
Здесь будет интересно не только взрослым, но и детворе. Ведь, на территории ярмарки организуется масса развлечений.
2. На ВДНХ: ярмарка открывается в середине декабря и заканчивает работу в середине января. Она работает ежедневно с 12 часов дня до 10 часов вечера.
На выставке установят живые ели, которые каждый желающий сможет украсить открыткой со своими желаниями. Говорят, что все мечты очень быстро сбываются.
3. В ГУМе: здесь также будет осуществляться торговля новогодними товарами, а также проводиться множество увеселительных мероприятий, среди которых
театрализованные представления и разного рода конкурсы, как для детей, так и взрослых.
4. В ЦУМе: на ярмарке можно приобрести практически все, начиная от новогодних елок и заканчивая изысканными подарками.
Здесь также не придется скучать, так как будут постоянно проводиться розыгрыши ценных подарков и презентов к Новому году.
Самые известные катки столицы
Любители активного отдыха могут посетить один из катков столицы. Здесь организован полноценный отдых для всех желающих. Всего в Москве будет подготовлено около 1,5 тысячи катков. Некоторые из них будут бесплатные.
На самых популярных ледовых площадках организован прокат снаряжения, имеются теплые раздевалки и камеры хранения. Вот только некоторые из них:
1. ГУМ-каток: он расположен на главной площади страны. Любой желающий может здесь провести незабываемое время в окружении кремлевских звезд. На катке проводят мастер-классы известные спортсмены страны.
2. ВДНХ – каток: считается самой крупной ледовой площадкой Европы. На Новый год и в зимние каникулы здесь организуется масштабная развлекательная программа с участием известных артистов цирка и отечественной эстрады.
3. Каток в парке Горького: отличное место для веселого времяпровождения всей семьей или в кругу друзей. На Новый год и зимние каникулы здесь устраиваются всевозможные шоу с участием известных спортсменов и артистов.
Популярные ледовые горки и лыжни Москвы
Фото автора Aleksandr Neplokhov: Pexels
Те, кто любит отдых на свежем воздухе, может посетить одну из ледовых горок столицы. Их в последнее время организуется большое количество, особенно в парках мегаполиса.
Некоторые из них можно посетить совершенно бесплатно, например:
- В Кузьминках;
- Коломенском и Измайловском парках.
Самыми популярными и посещаемыми горками по праву считаются:
- между площадью Революции и Манежной;
- в Сокольниках;
- в Лианозовском парке.
Любители лыж на новогодние праздники могут воспользоваться популярными лыжнями столицы:
- в Сокольниках;
- в парке «Покровское-Стрешнево»;
- в Олимпийской деревне — «Adidas Skibase».
Источник
https://ria.ru/20220107/schelkunchik-1766765833.html
Рождественское чудо: нашим детям нужно выписывать рецепт на «Щелкунчика»
Рождественское чудо: нашим детям нужно выписывать рецепт на «Щелкунчика» — РИА Новости, 07.01.2022
Рождественское чудо: нашим детям нужно выписывать рецепт на «Щелкунчика»
«Щелкунчик» — великий балетный текст русской культуры. Мы читали его сотни раз — саму сказку «Щелкунчик», о балете «Щелкунчик», о том, как трудно купить билеты… РИА Новости, 07.01.2022
2022-01-07T08:00
2022-01-07T08:00
2022-01-07T08:03
авторы
европа
москва
юрий григорович
мариинский театр
большой театр
мариус петипа
петр ильичев
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/01/06/1766769093_181:327:2227:1478_1920x0_80_0_0_e4553c35bc2ed4d84cc47f7c7c78e49a.jpg
«Щелкунчик» — великий балетный текст русской культуры. Мы читали его сотни раз — саму сказку «Щелкунчик», о балете «Щелкунчик», о том, как трудно купить билеты на балет «Щелкунчик». Тема «Щелкунчика» начинает звучать накануне новогодне-рождественских праздников везде. Вы знаете ее наизусть. В рекламе, в кино, в рингтонах телефонов, в фоновой озвучке пространств торговых центров — великая музыка Петра Ильича Чайковского обещает Новый год, новое счастье, исполнение мечтаний.Но даже не это главное. Она возвращает каждого в пространство детской сказки, возвращает в состояние ребенка, верящего в чудо. Стоит заслышать эти звуки — и вот оно начинает свершаться. Мы делаем покупки, начинаем думать о встрече Нового года и длинной неделе до Рождества, подарках, огоньках, салютах. Как с елкой — вносишь ее, живую, в дом — и на запах хвои включается условный рефлекс праздника.Условный рефлекс на «Щелкунчика» создан множеством факторов — волшебной сказкой, которую знает каждый в России, музыкой, которую слышал каждый человек в России, и балетом, о котором знает каждый в России, от взрослого до ребенка. В мире балет тоже известен. Это мировой хит, знаменитый шедевр, в который вдохнула новое дыхание постановка Юрия Григоровича, русского балетного гения. Второго января ему исполнилось 95 лет — и Большой театр начинает фестиваль балетов в честь юбилея маэстро.Фестиваль стартовал, конечно, именно с этого спектакля. Как справедливо и точно, что чествование Григоровича совпало со временем новогодне-рождественских чудес, когда главным спектаклем мировой сцены становится именно «Щелкунчик».Впрочем, с мировой сценой уже все плохо — великий балет начали изгонять из театров Европы. Он не соответствует повестке «необольшевиков», которые запрещают все, что не укладывается в их новые скопческие нормы. Борцы с искусством бескомпромиссны, как хунвейбины. Один из резонов запрета выглядит анекдотически: кукла-китаянка в танце семенит мелкими шажками, как семенили женщины в Китае, а это нетолерантно показывает китайцев. Разницу между куклой и живой женщиной, между культурой и историей, между образом и прообразом, между условностью и реальностью, между искусством и жизнью комиссары толерантности не понимают. Или не хотят понимать. Кувалдой отмены можно крошить что угодно.Вопрос: настанет ли тот день, когда «Щелкунчика» совсем запретят в Европе? Иногда кажется, что да, и он недалек.Русские же «Щелкунчика» боготворят. Вопрос: настанет ли тот день, когда его можно будет посмотреть только в России? Как и многие другие произведения европейской культуры? Уверена, что да, и этот день недалек.Впрочем, Европа идет и по пути пересмотра «Щелкунчика». Только что по телевидению показали версию, в которой крестный Мари и чародей Дроссельмейер, подаривший детям Щелкунчика, — торговец органами для трансплантации на черном рынке (оцените уровень фантазии и разрушительной энергии). Кому нужен такой «Щелкунчик»?Русский балет, написанный по мотивам сказки Гофмана в переработке Александра Дюма, стал одним из символов нашей культуры и эмблемой отечественного балета, наряду с «Лебединым озером». Вершина европейской культуры, созданная русскими гениями. Премьера балета состоялась 6 декабря 1892 года в Мариинском театре в постановке Мариуса Петипа. Легендарным же он стал в версии Юрия Григоровича, который использовал сценарий Петипа, но переосмыслил балет, создав танцевальную метафору чуда. Постановка 1966 года — тот шедевр, который является одной из составляющих мировой культуры.»Щелкунчик» — одновременно самый европейский и самый русский балет. Он построен на европейской сказке, в нем действуют европейские герои, он наполнен европейскими предметами, аллюзиями, смыслами. Но сделан он людьми русской культуры на русской сцене для русской публики. Русские истово празднуют Новый год и Рождество — аж две недели, по всем календарям вплоть до китайского. И на «Щелкунчика» стоят очереди такие, как раньше стояли разве что за хлебом.Очередь за «Щелкунчиком» в Москве — единственная очередь в городе, в котором все есть. И всего в избытке. Раньше такая же стояла за айфонами, но та вся вышла. А на «Щелкунчика» только больше становится.Очередь, о которой писали и которую показывали в новостях, напомнила мне о всегдашней мечте — еще раз увидеть «Щелкунчика». Я видела его дважды — в раннем детстве с родителями, в Большом. И второй раз — по рабочей оказии, когда журналистов, описывающих гламур и успешный успех, позвали на одно из новогодних представлений, лет десять назад. Трудно сказать почему, но тот «Щелкунчик» разочаровал, показался совершенно нафталинным, скучным, картонным. А детского я почти не помнила. Помнила только ощущение чуда, восторга. Сидели мы в какой-то прекрасной ложе, прямо по центру (места, которые сейчас и за огромные деньги не достать), было довольно далеко от сцены (для детского глаза), но в памяти навсегда отпечатались звезды и цвет зимнего неба на заднике сцены. И белые фигурки в легких летящих платьях. Снежинки.Помня о том детском визите, решила раздобыть билет на «Щелкунчика», отважиться и победить. Битва за билет достойна отдельной статьи, полной слез и гнева. Два часа у компьютера в попытках одолеть преграду неработающего сайта — с проклятиями в адрес всех причастных к такой организации продажи билетов: сайт зависает, выкидывает, ставит капчу по кругу на пять минут, ругается и говорит «вы не похожи на человека». Когда надежды уже почти не было, система сдалась и выдала один билет. Один. О семейном походе речи не было.Скептики комментировали: а зачем такие мучения? Ну что за блажь, в самом деле, вы что, «Щелкунчика», что ли, не видели? Зачем эти очереди, зачем эта битва у экрана компьютера, зачем эти нервы? И спектакль, скорее всего — праздничный нафталин. В предновогоднюю неделю по соцсети понеслись посты от первых неблагодарных зрителей. Дескать, танцуют плохо, в театре пахнет пылью и духами, зря только 15 тысяч потратили (хотя ты еще найди тот билет, в партер, по госцене). И как же жаль этих бедных пятых-десятых мышат, вынужденных всю жизнь бесславно танцевать в кордебалете, то ли дело корпоративные принцы, которые могут до 55 лет крутить фуэте возле принтера, распечатывая презентации перед совещанием.Скепсис прагматиков, кусачие цены на билеты и битва за место в зале Большого кого угодно способны опрокинуть в сомнения: а стоит ли? Может быть, достаточно было ограничиться добрыми впечатлениями детства?И все же. К спектаклю готовилась, как к первому причастию. И волновалась. Мышиные короли желали помешать. Но не смогли.Наконец настал тот день. Проход с QR-кодами и паспортами осуществлялся деловито и буднично, никто не встречал зрителей фанфарами и цветами, хотя победившие в битве за билет — настоящие герои.Гардероб, буфет, туалет. И поначалу полупустой зал. Где все, где победители в жизненном соревновании? (Забегая вперед: приходить надо очень заранее и сразу идти в буфет, причем с наличными, потому что карты по неизвестным причинам в Большом не принимают, — если что, вы еще успеете выскочить в банкомат за деньгами.) Зал наполняется только перед самым началом, очень респектабельной публикой: вечерние платья с утра, костюмы, бабочки, бриллианты, настоящие — все всерьез. Знакомые раскланиваются со знакомыми. Форменная выставка достижений — без шуток, настоящих достижений — пластической хирургии и фитнес-индустрии. Люди в зале выглядят очень хорошо. Корпоративные принцы и принцессы, а где-то даже и короли. И занимают места согласно купленным. (В голове вертятся цены с сайтов-перекупщиков, где билеты по 70, 100, 150 тысяч, — неужели в партере те, кто может позволить себе поход в театр по таким ценам?) Мысль о том, что «Щелкунчик» в новогодние дни — типичное демонстративное потребление, как сумка «Шанель» или феррари, настойчиво лезет в голову, и я запускаю ее в Сеть, чтобы не мучила во время спектакля. Скепсис разрушителен для чуда.Но дальше… Дальше звучит предупреждение ни в коем случае не снимать спектакль (хотя снимают все равно), гаснет свет — и начинается. Сложно сказать, что тут сработало — эффект сложности добычи билетов, попадание на великолепный состав, возвращение Юрия Григоровича в театр, который теперь зорко следит за своими спектаклями, но на сцене и в зале происходило волшебство. Сказка переставала быть сказкой и становилась реальностью. Проживаемой всерьез, со слезами, тревогой, восторгом. Момент, когда спектакль наблюдает в зале зритель, — высшая точка совершенства, когда чудо и случается: красота обретет своего ценителя, искусство дает в этот миг ощущение бессмертия и тому, кто на сцене, и тому, кто в зале. Почему «Щелкунчик» тогда, десять лет назад, показался замшелым и пыльным? Возможно, к тому моменту я успела поиздержаться как личность, и зрителя (то есть меня) в зале не было. Хотя были и серьги, и платье красивое. Балет — в глазах смотрящего.Наблюдать, как на сцене утверждаются те самые вечные ценности — доброты, красоты, самопожертвования, любви, справедливости, веры, созданные музыкой Чайковского и хореографией Григоровича, и становиться причастным к великой культуре. Это для взрослых. Детям сложнее — им надо еще подготовиться к встрече с шедевром, выйдя из тик-тока. Чтобы юный зритель оценил балет, он должен многое прочесть, почувствовать, узнать. Или совсем отпустить себя, как та маленькая девочка, что по окончании спектакля прыгала в проходах, пытаясь лететь, как балерина в танце. Сработало. Она запомнит «Щелкунчика».Спектакль идеально детский — в «Щелкунчике» показана история роста души, которая мечтает о великом и заглядывает за занавес взрослости в новогоднюю ночь. Детский мир, состоящий из елки и игрушек, разворачивается до большого, в котором уже могут происходить настоящие истории. В прекрасной книжке о «Щелкунчике», которую можно купить за наличные в Большом, приведены слова Григоровича о замысле спектакля: «Представьте — двое детей, в огромной пустой комнате. И елка. Наверху звезда: красивая, манящая. Дети захотели добраться до этой звезды. Когда они достигли ее, то увидели над собой небо». Какая точная сценография формирования личности, не так ли? За это мы любим «Щелкунчика» — за прямой путь к небу. Которое в звездах, в художественном решении Симона Вирсаладзе. То самое небо, которое я помню с детства, не помня самого спектакля.И вот, сидя в зале, глядя на чудо, которому скоро заканчиваться, понимаешь, что, как обычно в России, правы не скептики, а романтики — те родители, которые выстаивают многосуточные очереди за билетами. Это не блажь, не фетишизм, а преданность русской культуре и желание приобщить детей к ней, настоящее подвижничество, достойное одобрения и поощрения.Вот бы придумать такую систему, чтобы все дети в России могли раз в жизни побывать на «Щелкунчике». Том самом, в Большом. Пусть даже одни, без родителей. Так, как водили детей на елку в Кремлевский Дворец съездов, а потом разбирали у выхода, после окончания представления — с подарками в руках и ошалевшими от впечатлений. Хотя, конечно, с родителями — идеально.Очень обидно, что кто-то ходит постоянно и установил даже целую семейную традицию — под Новый год на «Щелкунчика» (кстати, как им удается покупать гарантированно билеты, неужели по 100 тысяч за штуку?), а кто-то ни разу в жизни не видел этого чуда. И так и вырастет без него. И детей своих потом не поведет. Не будет видеть смысла в стоянии в очереди за русским балетным чудом. А надо, чтобы эстафета передавалась от родителей к детям. И стремление к звездному небу на театральном занавесе. Чтобы потом стремиться к нему в жизни.»Щелкунчик» — кульминация праздников, как Новый год и Рождество — кульминация зимы, а без зимы Россию не понять. И себя нам не понять без «Щелкунчика». Ведь это идеально русская история — сломанная кукла оказывается самым отважным воином, в ее нескладности и некрасивости таится благородство и достоинство героя, добро всегда побеждает зло, и прекрасные души соединяются в любви. Все, кто заслуживает награды и справедливости, танцуют на балу. Прибавьте сюда великолепие русского балета и музыки — и важнее спектакля для воспитания юной души вы не найдете.»Щелкунчика» следует прописать каждому детству и выдавать как культурный капитал наряду с материнским. Не билеты продавать, а выписывать рецепты — на «Щелкунчика».
https://ria.ru/20220102/grigorovich-1766372786.html
https://ria.ru/20211222/kanikuly-1763581688.html
https://ria.ru/20211202/germaniya-1761926450.html
европа
москва
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
Наталия Осипова
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/02/15/1598487273_0:274:2048:2322_100x100_80_0_0_c9d22ae89edd3ec387d10ef316667a60.jpg
Наталия Осипова
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/02/15/1598487273_0:274:2048:2322_100x100_80_0_0_c9d22ae89edd3ec387d10ef316667a60.jpg
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/01/06/1766769093_270:203:2133:1600_1920x0_80_0_0_7c74d88c1a1193b8e7b5f0a6be1ca8ee.jpg
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Наталия Осипова
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/02/15/1598487273_0:274:2048:2322_100x100_80_0_0_c9d22ae89edd3ec387d10ef316667a60.jpg
авторы, европа, москва, юрий григорович, мариинский театр, большой театр, мариус петипа, петр ильичев, россия
«Щелкунчик» — великий балетный текст русской культуры. Мы читали его сотни раз — саму сказку «Щелкунчик», о балете «Щелкунчик», о том, как трудно купить билеты на балет «Щелкунчик». Тема «Щелкунчика» начинает звучать накануне новогодне-рождественских праздников везде. Вы знаете ее наизусть. В рекламе, в кино, в рингтонах телефонов, в фоновой озвучке пространств торговых центров — великая музыка Петра Ильича Чайковского обещает Новый год, новое счастье, исполнение мечтаний.
Но даже не это главное. Она возвращает каждого в пространство детской сказки, возвращает в состояние ребенка, верящего в чудо. Стоит заслышать эти звуки — и вот оно начинает свершаться. Мы делаем покупки, начинаем думать о встрече Нового года и длинной неделе до Рождества, подарках, огоньках, салютах. Как с елкой — вносишь ее, живую, в дом — и на запах хвои включается условный рефлекс праздника.
Условный рефлекс на «Щелкунчика» создан множеством факторов — волшебной сказкой, которую знает каждый в России, музыкой, которую слышал каждый человек в России, и балетом, о котором знает каждый в России, от взрослого до ребенка. В мире балет тоже известен. Это мировой хит, знаменитый шедевр, в который вдохнула новое дыхание постановка Юрия Григоровича, русского балетного гения. Второго января ему исполнилось 95 лет — и Большой театр начинает фестиваль балетов в честь юбилея маэстро.
Фестиваль стартовал, конечно, именно с этого спектакля. Как справедливо и точно, что чествование Григоровича совпало со временем новогодне-рождественских чудес, когда главным спектаклем мировой сцены становится именно «Щелкунчик».
Впрочем, с мировой сценой уже все плохо — великий балет начали изгонять из театров Европы. Он не соответствует повестке «необольшевиков», которые запрещают все, что не укладывается в их новые скопческие нормы. Борцы с искусством бескомпромиссны, как хунвейбины. Один из резонов запрета выглядит анекдотически: кукла-китаянка в танце семенит мелкими шажками, как семенили женщины в Китае, а это нетолерантно показывает китайцев. Разницу между куклой и живой женщиной, между культурой и историей, между образом и прообразом, между условностью и реальностью, между искусством и жизнью комиссары толерантности не понимают. Или не хотят понимать. Кувалдой отмены можно крошить что угодно.
Вопрос: настанет ли тот день, когда «Щелкунчика» совсем запретят в Европе? Иногда кажется, что да, и он недалек.
Русские же «Щелкунчика» боготворят. Вопрос: настанет ли тот день, когда его можно будет посмотреть только в России? Как и многие другие произведения европейской культуры? Уверена, что да, и этот день недалек.
Впрочем, Европа идет и по пути пересмотра «Щелкунчика». Только что по телевидению показали версию, в которой крестный Мари и чародей Дроссельмейер, подаривший детям Щелкунчика, — торговец органами для трансплантации на черном рынке (оцените уровень фантазии и разрушительной энергии). Кому нужен такой «Щелкунчик»?
Русский балет, написанный по мотивам сказки Гофмана в переработке Александра Дюма, стал одним из символов нашей культуры и эмблемой отечественного балета, наряду с «Лебединым озером». Вершина европейской культуры, созданная русскими гениями. Премьера балета состоялась 6 декабря 1892 года в Мариинском театре в постановке Мариуса Петипа. Легендарным же он стал в версии Юрия Григоровича, который использовал сценарий Петипа, но переосмыслил балет, создав танцевальную метафору чуда. Постановка 1966 года — тот шедевр, который является одной из составляющих мировой культуры.
«Щелкунчик» — одновременно самый европейский и самый русский балет. Он построен на европейской сказке, в нем действуют европейские герои, он наполнен европейскими предметами, аллюзиями, смыслами. Но сделан он людьми русской культуры на русской сцене для русской публики. Русские истово празднуют Новый год и Рождество — аж две недели, по всем календарям вплоть до китайского. И на «Щелкунчика» стоят очереди такие, как раньше стояли разве что за хлебом.
Очередь за «Щелкунчиком» в Москве — единственная очередь в городе, в котором все есть. И всего в избытке. Раньше такая же стояла за айфонами, но та вся вышла. А на «Щелкунчика» только больше становится.
Очередь, о которой писали и которую показывали в новостях, напомнила мне о всегдашней мечте — еще раз увидеть «Щелкунчика». Я видела его дважды — в раннем детстве с родителями, в Большом. И второй раз — по рабочей оказии, когда журналистов, описывающих гламур и успешный успех, позвали на одно из новогодних представлений, лет десять назад. Трудно сказать почему, но тот «Щелкунчик» разочаровал, показался совершенно нафталинным, скучным, картонным. А детского я почти не помнила. Помнила только ощущение чуда, восторга. Сидели мы в какой-то прекрасной ложе, прямо по центру (места, которые сейчас и за огромные деньги не достать), было довольно далеко от сцены (для детского глаза), но в памяти навсегда отпечатались звезды и цвет зимнего неба на заднике сцены. И белые фигурки в легких летящих платьях. Снежинки.
Помня о том детском визите, решила раздобыть билет на «Щелкунчика», отважиться и победить. Битва за билет достойна отдельной статьи, полной слез и гнева. Два часа у компьютера в попытках одолеть преграду неработающего сайта — с проклятиями в адрес всех причастных к такой организации продажи билетов: сайт зависает, выкидывает, ставит капчу по кругу на пять минут, ругается и говорит «вы не похожи на человека». Когда надежды уже почти не было, система сдалась и выдала один билет. Один. О семейном походе речи не было.
Скептики комментировали: а зачем такие мучения? Ну что за блажь, в самом деле, вы что, «Щелкунчика», что ли, не видели? Зачем эти очереди, зачем эта битва у экрана компьютера, зачем эти нервы? И спектакль, скорее всего — праздничный нафталин. В предновогоднюю неделю по соцсети понеслись посты от первых неблагодарных зрителей. Дескать, танцуют плохо, в театре пахнет пылью и духами, зря только 15 тысяч потратили (хотя ты еще найди тот билет, в партер, по госцене). И как же жаль этих бедных пятых-десятых мышат, вынужденных всю жизнь бесславно танцевать в кордебалете, то ли дело корпоративные принцы, которые могут до 55 лет крутить фуэте возле принтера, распечатывая презентации перед совещанием.
Скепсис прагматиков, кусачие цены на билеты и битва за место в зале Большого кого угодно способны опрокинуть в сомнения: а стоит ли? Может быть, достаточно было ограничиться добрыми впечатлениями детства?
И все же. К спектаклю готовилась, как к первому причастию. И волновалась. Мышиные короли желали помешать. Но не смогли.
Наконец настал тот день. Проход с QR-кодами и паспортами осуществлялся деловито и буднично, никто не встречал зрителей фанфарами и цветами, хотя победившие в битве за билет — настоящие герои.
Гардероб, буфет, туалет. И поначалу полупустой зал. Где все, где победители в жизненном соревновании? (Забегая вперед: приходить надо очень заранее и сразу идти в буфет, причем с наличными, потому что карты по неизвестным причинам в Большом не принимают, — если что, вы еще успеете выскочить в банкомат за деньгами.) Зал наполняется только перед самым началом, очень респектабельной публикой: вечерние платья с утра, костюмы, бабочки, бриллианты, настоящие — все всерьез. Знакомые раскланиваются со знакомыми. Форменная выставка достижений — без шуток, настоящих достижений — пластической хирургии и фитнес-индустрии. Люди в зале выглядят очень хорошо. Корпоративные принцы и принцессы, а где-то даже и короли. И занимают места согласно купленным. (В голове вертятся цены с сайтов-перекупщиков, где билеты по 70, 100, 150 тысяч, — неужели в партере те, кто может позволить себе поход в театр по таким ценам?) Мысль о том, что «Щелкунчик» в новогодние дни — типичное демонстративное потребление, как сумка «Шанель» или феррари, настойчиво лезет в голову, и я запускаю ее в Сеть, чтобы не мучила во время спектакля. Скепсис разрушителен для чуда.
Но дальше… Дальше звучит предупреждение ни в коем случае не снимать спектакль (хотя снимают все равно), гаснет свет — и начинается. Сложно сказать, что тут сработало — эффект сложности добычи билетов, попадание на великолепный состав, возвращение Юрия Григоровича в театр, который теперь зорко следит за своими спектаклями, но на сцене и в зале происходило волшебство. Сказка переставала быть сказкой и становилась реальностью. Проживаемой всерьез, со слезами, тревогой, восторгом. Момент, когда спектакль наблюдает в зале зритель, — высшая точка совершенства, когда чудо и случается: красота обретет своего ценителя, искусство дает в этот миг ощущение бессмертия и тому, кто на сцене, и тому, кто в зале. Почему «Щелкунчик» тогда, десять лет назад, показался замшелым и пыльным? Возможно, к тому моменту я успела поиздержаться как личность, и зрителя (то есть меня) в зале не было. Хотя были и серьги, и платье красивое. Балет — в глазах смотрящего.
Наблюдать, как на сцене утверждаются те самые вечные ценности — доброты, красоты, самопожертвования, любви, справедливости, веры, созданные музыкой Чайковского и хореографией Григоровича, и становиться причастным к великой культуре. Это для взрослых. Детям сложнее — им надо еще подготовиться к встрече с шедевром, выйдя из тик-тока. Чтобы юный зритель оценил балет, он должен многое прочесть, почувствовать, узнать. Или совсем отпустить себя, как та маленькая девочка, что по окончании спектакля прыгала в проходах, пытаясь лететь, как балерина в танце. Сработало. Она запомнит «Щелкунчика».
Спектакль идеально детский — в «Щелкунчике» показана история роста души, которая мечтает о великом и заглядывает за занавес взрослости в новогоднюю ночь. Детский мир, состоящий из елки и игрушек, разворачивается до большого, в котором уже могут происходить настоящие истории. В прекрасной книжке о «Щелкунчике», которую можно купить за наличные в Большом, приведены слова Григоровича о замысле спектакля: «Представьте — двое детей, в огромной пустой комнате. И елка. Наверху звезда: красивая, манящая. Дети захотели добраться до этой звезды. Когда они достигли ее, то увидели над собой небо». Какая точная сценография формирования личности, не так ли? За это мы любим «Щелкунчика» — за прямой путь к небу. Которое в звездах, в художественном решении Симона Вирсаладзе. То самое небо, которое я помню с детства, не помня самого спектакля.
И вот, сидя в зале, глядя на чудо, которому скоро заканчиваться, понимаешь, что, как обычно в России, правы не скептики, а романтики — те родители, которые выстаивают многосуточные очереди за билетами. Это не блажь, не фетишизм, а преданность русской культуре и желание приобщить детей к ней, настоящее подвижничество, достойное одобрения и поощрения.
Вот бы придумать такую систему, чтобы все дети в России могли раз в жизни побывать на «Щелкунчике». Том самом, в Большом. Пусть даже одни, без родителей. Так, как водили детей на елку в Кремлевский Дворец съездов, а потом разбирали у выхода, после окончания представления — с подарками в руках и ошалевшими от впечатлений. Хотя, конечно, с родителями — идеально.
Очень обидно, что кто-то ходит постоянно и установил даже целую семейную традицию — под Новый год на «Щелкунчика» (кстати, как им удается покупать гарантированно билеты, неужели по 100 тысяч за штуку?), а кто-то ни разу в жизни не видел этого чуда. И так и вырастет без него. И детей своих потом не поведет. Не будет видеть смысла в стоянии в очереди за русским балетным чудом. А надо, чтобы эстафета передавалась от родителей к детям. И стремление к звездному небу на театральном занавесе. Чтобы потом стремиться к нему в жизни.
«Щелкунчик» — кульминация праздников, как Новый год и Рождество — кульминация зимы, а без зимы Россию не понять. И себя нам не понять без «Щелкунчика». Ведь это идеально русская история — сломанная кукла оказывается самым отважным воином, в ее нескладности и некрасивости таится благородство и достоинство героя, добро всегда побеждает зло, и прекрасные души соединяются в любви. Все, кто заслуживает награды и справедливости, танцуют на балу. Прибавьте сюда великолепие русского балета и музыки — и важнее спектакля для воспитания юной души вы не найдете.
«Щелкунчика» следует прописать каждому детству и выдавать как культурный капитал наряду с материнским. Не билеты продавать, а выписывать рецепты — на «Щелкунчика».