Что такое творческое мышление
Креативность — это изобретательность, предприимчивость, свежие идеи, непротоптанные тропы, отличные решения, острый ум и быстрая готовность генерировать альтернативные пути решения задач.
Это процесс достижения любой цели нестандартным путем. Умение видеть новые способы, методы и идеи. Даже там, где, казалось бы, все изведано. Творческий подход в принятии решений приводит к новым открытиям и явлениям. Его развитие «снимает шоры» и открывает новые грани мышления.
За творческое мышление отвечает правое полушарие мозга. Оно не подвергает мысли логике и анализу, выдает только образы. Поэтому при должной гибкости выдает свежие идеи легко и без чрезмерных усилий.
Особенности креативного мышления
Творческого человека отличает:
- стремление найти нетривиальное решение задач
- умение видеть новое в обыденном, использовать знакомые вещи иначе
- способность менять фокус внимания с привычного точки зрения на новую
- готовность генерировать идеи в любой обстановке, даже если она не содержит источников вдохновения
Ценность креативного мышления невероятно выросла за последние несколько лет. Если раньше умение нешаблонно мыслить ассоциировался в основном с обязанности креативных агентств, то сейчас спектр применений креатива сильно расширился.
Где применять креативное мышление
- Реклама. И речь не только рекламных агентствах. Умение выделиться нужно крупным и малым компаниям, самостоятельным экспертам, которые запускают собственные продукты.
- Творчество. Писательство, рисование, танцы, съемки фильма и любые другие творческие проявления требуют особого подхода. Результат должен зацепить и выделиться среди аналогов. Автор с высоким уровнем креативности свободно выражает внутренние порывы. Наверняка вам знакомо состояние, когда в голове крутится мысль, но вы не можете ее выразить. С креативным мышлением творческая реализация не вызывает трудностей.
- Бизнес. Развитие бизнеса — постоянный путь и принятие сотен решений. Невозможно запуститься и расслабиться, пожиная плоды. Постоянный поиск новых путей развития, шагов, стратегий, выход из тупика и масштабирование сопровождает умение креативно думать. Оно на высоком уровне? Компания развивается интенсивнее и заметна клиентам.
- Блогерство. Есть такое определение — УТП — уникальное торговое предложение. Оно касается не только фирм, но и каждого человека, работающего на аудиторию. Умение выделиться среди конкурентов — главная задача. Аудитория любит нестандартный подход, и за его продумывание отвечает способность мыслить не как все.
А здесь вы можете почитать удивительную историю очень творческого и креативного человека, запустившего онлайн-школу фотографии.
Что мешает развить креативность
- Чужая оценка. Что скажут люди? А если я буду выглядеть глупо? Возможно, будете. Особенно в самом начале. Поставьте на чаши весов мнение со стороны и возможности, которые открываются благодаря нестандартному мышлению.
- Внутренний критик. Какие только отговорки не выдумает наш мозг. Шепчет, что выглядеть глупо даже перед самим собой — плохо. Так ли это? Представьте свою открытость миру и возможностям, если перестанете стесняться самого себя.
- Привычка действовать по шаблону. Еще одна уловка мозга: все должно быть предсказуемо, шаг в неизвестность = опасность. Но кто здесь главный? Можно всю жизнь идти однообразной проторенной тропой или раскрыть творческие способности на максимум и прожить жизнь ярко.
Рынок пресыщен предложениями и интересными персонажами. Сейчас развивается тренд на естественность и некую обыденность. Но это то же умение выделиться, только под другим углом.
Компания по установке пластиковых окон «Окна», парикмахерская «Мария», блогер «Настя» не соберут большую аудиторию, если за ними не стоит необычная и интересная история.
Продумывание этой истории, создание неизбитого сюжета, захватывающие повороты — все это требует умения мыслить креативно.
Совет. Развивать креативность мышления можно начинать с любого возраста. Конечно, детям ее нужно не развивать, а направлять и поддерживать. Но даже людям преклонного возраста под силу освоить этот навык. Просто нужно чуть больше упорства. Сила воли и регулярное выполнение тренировок — вот главные составляющие развития креативности.
Кому нужно развитие креативности
Давайте посмотрим глубже. Как умение думать иначе повлияет на жизнь обычного человека?
- Интересная жизнь. Креатив выводит нас за рамки привычного. Будни перестают быть серыми, жизнь играет яркими красками. Мы не выполняем то, чему научились. Мы сами придумываем интересное развитие своего сюжета. Усильте правое полушарие мозга, и вполне возможно, что по сюжету вашей жизни напишут отличную книгу.
- Преимущество над ИИ. В течение 20-30 лет роботы заменят людей на 50% существующих профессий. Развитие креативности позволяет самоидентифицироваться, как личность. Понять: какой я? Как мне найти свое место, чтобы остаться интересным и полезным для современного общества? Как жить счастливо?
- Продление молодости. Гибкое мышление полезно для здоровья. Пока молод мозг, мы в силах проживать ярко каждый день. Тренировки разума важны не меньше, а может даже больше, чем для тела.
Развивать гибкость мышления можно начинать с любого возраста. Конечно, детям ее нужно не развивать, а направлять и поддерживать. Но даже людям преклонного возраста под силу освоить этот навык. Просто нужно чуть больше упорства.
Сила воли и регулярное выполнение тренировок — вот главные составляющие развития креативности. Ранее мы делились с вами историей нашего резидента Ивана, который уже в 20 лет заработал 2 миллиона рублей, используя креативное мышление и не боясь неудач. Не проходите мимо и обязательно почитайте эту увлекательную историю по ссылке здесь.
Ассоциации — основа развития креатива
Ассоциации запускают создание новых явлений, решений, продуктов. Мы используем ассоциативное мышление ежедневно.
В создании нового мозг опирается на то, что знает, видел и помнит. Сознательно или нет он последовательно соединяет одно событие с другим. Такая цепочка приводит к «неожиданным» идеям. На самом деле процесс мог быть запущен давно и только нахождение новых ассоциаций приводит к его завершению.
Виды ассоциаций
- Схожие по признакам: лампочка — груша.
- Противоположности: холодное — горячее, свежо — душно.
- Близкие по расположению предметы и явления: кисть — краски.
- Причина — следствие: щекотка — смех.
Как усилить ассоциативное мышление
- Самостоятельно. Возьмите ручку и бумагу. Возьмите за основу любое слово, например, «креативность». В течение трех минут записывайте цепочку слов, где каждое последующее слово должно быть ассоциацией для предыдущего. В итоге у вас наверняка получится что-то далекое от исходника.
Затем еще в течение трех минут попробуйте связать первое и последнее слово в единый продукт, услугу. Как их можно применить, чем они будут полезны?
- В компании. Устраивайте с друзьями ежедневный ассоциативный «забег». Генерируйте слово за словом, придумывайте необычные связи. Это полезное и по-настоящему веселое занятие.
Такие элементарные упражнения дают ощутимые результаты примерно через 3 недели. Выполняя их, ум приобретет гибкость, вы станете замечать новые возможности, принимать интересные решения.
Сколько времени нужно, чтобы развить креативное мышление
Целую жизнь. Ведь мозг стремится расставить рамки и шаблоны. Он заботится о нашей безопасности, загоняя в скучную, унылую жизнь. Творческое мышление — это навык, и как любой навык, он требует тренировок. Регулярных, постоянных.
Самый сложный только первый этап — когда нужно применять силу воли.
Согласно исследованиям ученых, привычка формируется в результате ежедневных действий за 18-254 дня. Выдержите марафон — получите суперприз.
Как развить творческие способности: выводы
Поздравляем! Если вы читаете эту часть, значит, решительно настроены повысить креативность мышления.
Давайте обобщим шаги, с которых нужно начать:
- Выберите форму обучения, которую воспринимаете лучше всего: чтение, видеоуроки, игровая форма, подкасты.
- Заведите место для креативных заметок. Как вам удобнее излагать мысли: писать ручкой или печатать? В зависимости от этого купите блокнот или создайте заметку в телефоне.
- Выделите временной промежуток, который сможете ежедневно выделять для тренировок. Рекомендуем начинать с 5-15 минут. Так мозг не перегружается и проще не свернуть с начатого пути.
- Нет свободного времени? Записывайте все свои дела в течение дня, а вечером проанализируйте: что из этого отнимает время впустую? Смело заменяйте это дело на развитие креативного мышления. Например, что важнее: бездумно листать вечером соцсети или вложиться в собственное развитие?
- Остался самый простой, но самый важный шаг: каждый записывайте все свои мысли!
Расскажите в комментариях, какой из методов развития креативного мышления вам понравился больше всего? Может, какие-то из них вы уже применяете или используете другие — поделитесь!
Автоматизация звука «Щ» в словах при помощи картинок — это найболее простой и доступный способ ввести звук в словарь ребенка. В данной статье вы сможете найти словесный и наглядный материал по автоматизации звука «Щ» в начале слов, в середине и конце.
Перед тем как приступать к работе над звуком в словах выполните несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Это подготовит речевой аппарат и настроит на занятие. Далее произнесите цепочку слогов с данным звуком и можно приступать непосредственно к словам.
При произношении звука «Щ» обращайте внимание на правильную артикуляцию (положении губ, зубов,щек).
Артикуляция звука «Щ»:
- губы выдвинуты вперед;
- зубы видны и сближены;
- кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами (альвеолам), образуя щель;
- боковые края языка примыкают к внутренней стороне коренных зубов, образуя по середине языка продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха;
- весь язык напряжен, корень языка приподнят;
- мягкое небо поднято. прижато к верхней части глотки;
- голосовые связки разомкнуты, звук «Щ» — глухой;
Полезные советы:
- В начале каждого занятия по автоматизации звука [Щ] проводим 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики.
- Во время занятия следите за правильной артикуляцией звука [Щ] (см. артикуляционную гимнастику).
- Слова произносим медленно, четко выделяя звук [Щ]. Слова повторять 2-3 раза.
- Занятия проводятся регулярно по 20-25 минут в зависимости от возраста ребенка и чередуя игровые упражнения.
- При первых признаках усталости проведите физминутку. Очень полезны для снятия напряжения и эмоционального расслабления кинезиологические упражнения.
- Занятия должны проводится в доброжелательной и комфортной для ребенка обстановке.
Для большей эффективности звук [Щ] в словах автоматизируется последовательно: сначала проводим занятия на автоматизацию звука в начале слов, затем в середине и в конце слов.
Автоматизация звука «Щ» в словах при помощи картинок станет для Вас доступной. Необходимо только скачать картинки форматом А4, разрезать их на карточки, желательно заламинировать для долгосрочного использования и заниматься с удовольствием.
Хочется отметить, что дошкольный возраст — это время игровой деятельности. Поэтому все задания лучше обыгрывать, придумывать сюрпризные моменты и тогда малыш будет меньше уставать и заниматься с удовольствием. Предлагаю вам некоторые варианты игр. При помощи их Вы не только введете звук «Щ» в речь малыша, но и разовьете его грамматический строй.
Речевой материал:
Звук «Щ» в начале слова:
- щавель, счастье, счастливый;
- щука, щуп, щупальца, щупать, щуплый, щуриться, щучий;
- щебень, щебетать, щебетун, щегол, щеголять, щедрость, щедроты, щедрый, щека, щекастый, щеколда, щекотать, щекотка, щекотный, щелевой, щель, щелчок, щенок, щепка, щепотка, щепоть, щербатый, щербинка, щетина, щедрость, щей;
- щёлк, щёлка, щёголь, щёкот, щёлкать, щёлочь, щётка, щёчка, счёт, счёты, счёты, считать;
- щи, щиколотка, щипок, щипцы, щипчики, щит, щитовидка, щиток;
Звук «Щ» в середине слова:
- роща, площадь, площадка, прощать, пощада, запищал, тащат, пища, мещанство, обещать, угощать, вращать, помешать, обращать, возвращать, дощатый, пищалка, гуща, роща, тёща, пуща, пищать;
- чащоба, нащёлкать, защёлка, ещё, защёлка, мощёный, сгущённый, сгущёнка, трещотка, трущобы;
- расчёт, просчёт, отсчёт;
- ищут, тащу, блещут, плещут, на ощупь, чищу, чащу, угощу, ищу, пищу, свищу, чищу, прощу, полощут;
- ищи, вещи, тащи, ящик, овощи, лещи, клещи, в ящике, пищит, рощи, помощи, тащит, видящий, клещи, идущий, трещина, бурлящий, кипящий, гудящий, дымящий, дрожащий, держащий, говорящий, смотрящий, видящий, лежащий, прыгающий, пьющий, летающий, защита, защитник, кипящий, вещий, будущий, бегущий;
- из овощей, кощей, прощение, прищемить, прищепка, пещера, ищейка, ущелье, угощение, вращение, прощение, защемить, пищеблок, пищевик, пищевой, пещера, жилище, ящерица, проще, угощение, будущее, туловище, хранилище;
Звук «Щ» в конце слова:
- лещ, вещь, плащ, овощ, клещ, плющ, помощь, мощь, хвощ, борщ, хрящ, прыщ, помощь, товарищ;
Звук «Щ» в стечении согласных:
- хищник, изящный, помощник, мощный, овощной, насущный, общий;
- банщик, взломщик, музейщик, пильщик, натурщик, ныряльщик, мойщик, уборщик, каменщик, гонщик, выдумщик;
Наглядный материал:
Варианты игр:
1. «Назови и повтори»
Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком [Ж] (карточки предварительно распечатать и разрезать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.
2. «Чего не стало?»
Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком [Ж] (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете : «Чего не стало?»(не стало Жука, не стало Жабы и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.
3. «Что изменилось?»
Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком [Ж], называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.
4. «Четвертый лишний»
Для данной игры берутся карточки со звуком [Ж], а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, жаба, лапа, жук, желе. Лишняя карточка ЛАПА, здесь нет звука [Ж]).
5. «Один-много»
Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, жук— много жуков, жилетка — много жилеток, ножик — много ножиков). Не забывайте слова произносить правильно!
6. «Большой — маленький»
Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ЖУК, к маленькому — ЖУЧОК.
7. «Посчитаем»
Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного. Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — жаба, но две, три, четыре — жабы, пять — жаб). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов.
Автоматизация звука «Щ» в словах при помощи картинок — это найболее простой и доступный способ ввести звук в словарь ребенка. В данной статье вы сможете найти словесный и наглядный материал по автоматизации звука «Щ» в начале слов, в середине и конце.
Вам также будет интересно:
- Артикуляционная гимнастика
- Биоэнергопластика
- Кинезиология
- Автоматизация группы шипящих звуков
- Автоматизация звука Р
- Дифференциация звуков
- Автоматизация звука Л
- Коррекция свистящих звуков
- Развитие речи
- Обучение грамоте
- Дидактические игры
Всем успехов и позитивного настроения!!!
толковый словарь
I несов. перех. и неперех.
1. Прикосновениями к телу вызывать лёгкое нервное раздражение (обычно сопровождающееся смехом).
отт. перен. перех. Приятно возбуждать.
2. безл.
Об ощущении лёгкого раздражения в носу, горле (от дыма, пыли, запаха и т.п.).
II несов. перех. и неперех. разг.
Петь (о соловье, сороке и некоторых других птицах).
толковый словарь ушакова
1.
ЩЕКОТА́ТЬ1, щекочу, щекочешь, несовер. (к пощекотать).
1. кого-что. Прикосновениями к телу вызывать у кого-нибудь легкое нервное раздражение, сопровождающееся обычно смехом. Щекотать детей вредно.
2. безл., кому или у кого. Чувствуется легкое раздражение, щекотно (в горле, в ухе, в носу и т.п.). У меня в горле щекочет.
3. перен., что. Приятно возбуждать, тешить. Щекотать самолюбие. Щекотать нервы.
2.
ЩЕКОТА́ТЬ2, щекочу, щекочешь, несовер. (спец.). Петь (о соловье, сороке и некоторых других птицах).
толковый словарь ожегова
ЩЕКОТА́ТЬ, -очу, -очешь; несовер.
1. кого (что). Лёгкими и частыми прикосновениями вызывать нервное раздражение, обычно сопровождающееся смехом.
2. (1-ое лицо и 2-е лицо не употр.). Об ощущении лёгкого раздражения, слабого зуда. В горле, в носу щекочет (безл.). Пыль щекочет глаза.
3. перен., что. Приятно возбуждать, тешить. Щ. чьё-н. самолюбие. Щ. нервы.
| совер. пощекотать, -очу, -очешь (к 1 и 3 знач.).
| сущ. щекотание, -я, ср. и щекотка, -и, жен. (к 1 знач.).
толковый словарь даля
ЩЕКОТАТЬ — или щекотить кого, щекотнуть, лоскотать южн. (щекочу) щелоктать, вор. раждать особое чувство раздраженья в теле, в коже, касаясь ее или перебирая пальцами. Детей никогда не щекочи, это шутка вредная. Шипучка инно в ногу щекочет, защекотала. Зуд щекочет. Щекотни-ка его под бока!
| * Щекотать чувства, слух, вкус, услаждать, угождать им и нежить их
| О сороке: стрекотать, сокотать, трещать; также о болтливой, неугомонной женщине; о хорьке: хорек щекочет или чиркает: о соловье: соловей щекочет в дубраве, курск. поет, свищет, трелит. Пташки щекотят, или южн. щекочут, щебечут. О Бояне, абы ты сии полки ущекотал! «Слово о полку Игореве» воспел. -ся, щекотать друг друга. Щекотанье, щекоченье, щекотка, действие по гл. ·в·знач. лоскотать.
| Щекотанье, щекот, действие ·в·знач. стрекотать и петь. Щекотанье нехорошая шутка. От зловеща сорочья щекотанья, заговор. Он засыпает под щекоченьем подошв.
| Щекотка. самое чувство это, иному приятное, другому противное. Женщины более боятся щекотки. Он так боится щекотки (щекотлив), что бежит, коли ему палец покажешь! Щекот сорочий. Щекот птиц лесных. Щекот славий успе, Слово о полку Игореве. Щекотный, что щекочет, производит щекотку. Перышком под носом тронь, и то щекотно.
| Щекотка, пск., твер. сорока.
| Словарь Академии: ошибочно вместо щикотка, ·т.е. щиколодка. -ность жен. состояние ·по·прилаг. Щекотливый, кто боится щекотки. Щекотливые ревнивы. Я не щекотлив, как хочешь щекочи. Больно щекотлива, и посечь себя не даст!
| * Обидчивый, с кем надо знаться и выдаться осторожно, чтобы не огорчить его нехотя. Щекотливое дело, требующее осмотрительности, чтобы не обидеть кого, или не затронуть чьего самолюбия.
| Стрекотливый, сокотливый, болтливый, особ. о женщинах. -вость, свойство ·по·прилаг. Щековатая бабенка, яросл. болтливая, говорливая.
энциклопедический словарь
ЩЕКОТА́ТЬ -кочу́, -ко́чешь; нсв. кого-что.
1. Прикосновениями к коже вызывать у кого-л. лёгкое нервное раздражение, обычно сопровождающееся смехом. Щ. малыша. Щ. под мышками. Щ. бородой. Щ. соломинкой щёку.
2. (в чём). только 3 л. Вызывать лёгкое раздражение в носу, горле и т.п. (о дыме, пыли, запахе и т.п.). Запах щекотал ноздри. Пыль щекочет глаза. Дым щекотал в носу. □ безл. В горле, в носу щекочет (также: о раздражении от простуды, ангины и т.п.).
3. Слегка возбуждать (об ощущении, обычно приятном). Щ. свою фантазию. Щ. детективами нервы. Похвала приятно щекотала самолюбие.
◁ Щекота́ние, -я; ср. Щ. в горле, в носу. Щ. нервов.
академический словарь
1)
-кочу́, -ко́чешь; несов., перех.
1. Прикосновениями к коже вызывать у кого-л. легкое нервное раздражение, обычно сопровождающееся смехом.
Мать подбрасывала его [мальчика] к потолку, тормошила и, слегка щекоча ему грудь, говорила: — Ну, чем не графский барчонок? Гл. Успенский, Будка.
Варавку щекотали, он выл, взвизгивал, хохотал, его маленькие, острые глазки испуганно выкатывались. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.
|| также в чем.
Вызывать легкое раздражение в носу, горле и т. п. (о дыме, пыли, запахе и т. п.).
Все пошли в ту комнату, откуда несшийся запах давно начинал приятным образом щекотать ноздри гостей. Гоголь, Мертвые души.
Пыль щекотала у Шурки в носу, щипала глаза, хрустела на зубах. В. Смирнов, Открытие мира.
| в безл. употр.
Дым выедал глаза, они заливались слезами, крепко щекотало в носу, и было трудно дышать. М. Горький, Пожары.
2. перен.
Слегка возбуждать (об ощущении, обычно приятном).
[Ветер] играет около шеи, как шелковая ткань, и приятно щекочет нервы. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».
— Прекратите, бога ради, господа, этот неприятный для меня разговор, — сказала Клеопатра Николаевна. — А мне кажется, он должен приятно щекотать ваше самолюбие. Писемский, Боярщина.
2)
-ко́чет; несов.,
Издавать щекот.
Вдали в пустынной зале щекочет-заливается канарейка. Гл. Успенский, На бегу.
сборник слов и иносказаний
щекотать (иноск.) — услаждать (угождать)
Ср. Многих тогда щекотало чрезмерное увеличение дворянства, которое приобреталось самыми небольшими чинами.
Лесков. Захудалый род. 2, 3.
См. музу щекотать.
орфографический словарь
словарь ударений
щекота́ть, щекочу́, щеко́чешь
трудности произношения и ударения
щекота́ть, щекочу́, щеко́чет и в просторечии щекоти́ть, щекочу́, щеко́тит; прич. щеко́чущий; дееприч. щекоча́ (неправильно щекотя́).
формы слов
щекота́ть, щекочу́, щеко́чем, щеко́чешь, щеко́чете, щеко́чет, щеко́чут, щекоча́, щекота́л, щекота́ла, щекота́ло, щекота́ли, щекочи́, щекочи́те, щеко́чущий, щеко́чущая, щеко́чущее, щеко́чущие, щеко́чущего, щеко́чущей, щеко́чущих, щеко́чущему, щеко́чущим, щеко́чущую, щеко́чущею, щеко́чущими, щеко́чущем, щекота́вший, щекота́вшая, щекота́вшее, щекота́вшие, щекота́вшего, щекота́вшей, щекота́вших, щекота́вшему, щекота́вшим, щекота́вшую, щекота́вшею, щекота́вшими, щекота́вшем
синонимы
ЩЕКОТАТЬ
ЩЕКОТАТЬ, разг. першить, разг.-сниж. саднить
омонимы
щекотать I
лёгкими прикосновениями раздражать кожу, вызывая нервную реакцию, сопровождающееся как правило смехом
Таня держала его руку в своей, иногда начинала тихо щекотать его ладонь пальцем.
В таких удовольствиях проходил целый день, а когда Иван Федотович ложился почивать, пьяная старуха должна была рассказывать ему сказки; оборванные казачки щекотали ему легонько пятки и обгоняли кругом его мух.
Тонкая, красивая рука моего отца-дяди крестит меня; мягкие, шелковистые усы щекочут мою щеку…
вызывать ощущение лёгкого зуда или покалывания
Федос почувствовал, что у него щекочет в горле.
У меня неприятно щекотало в правой ноздре.
приятно возбуждать, тешить
Словом, она всеми средствами щекотала самолюбие молодого человека.
Я уже понимал, что я ей нравлюсь, что моя молодость и свежесть щекочут ей нервы, и все время меня не оставляло скверное ощущение, что совершаю что-то подлое.
щекотать II
о соловье, сороке и некоторых других птицах издавать щёкот
морфемно-орфографический словарь
1. щекот/а́/ть¹ (кожу).
2. щекот/а́/ть² (издавать щёкот).
грамматический словарь
щекота́ть нсв 6c⌧ (о щекотке)
щекота́ть нсв нп 6c (о птицах)
этимологический словарь
Древнерусское — щекотати.
В древнерусском языке глагол «щекотать» в современном значении не употреблялся. Слово «щекот» и производное от него «щекотать» в значении «производить какой-либо звук» используются и в наши дни (например, когда говорят о пении птиц), но очень редко.
Точное время появления слова неизвестно.
Слово «щекотать» означает «производить прикосновение к поверхности тела, к коже, вызывая особое нервное раздражение, судорожный смех».
Родственными являются:
Украинское — лоскотати (щекотать).
Сербскохорватское — голицати (щекотать).
Чешское — lechtati (щекотать).
Производные: щекотка, щекотный, щекотливый, щекотно.
этимологический словарь русского языка
Собств.-р. Образовано от щекот, в диалектах еще известного и представляющего собой производное от того же корня, что и скъкътъ в др.-р. скъкотание- «возбуждение похоти, прикосновение», скъкътати — «побуждать, толкать». Родственно слову скакать.
этимологический словарь
Искон. Суф. производное от щекот, в диалектах еще известного. Сущ. щекот — суф. производное (суф. -ътъ, ср. топот, ропот, гогот и др.). от того же корня, что и скъкътъ в др.-русск. скъкътати — «побуждать, толкать» (щек- < *skek- после изменения sk в щ перед е). Тот же корень в скакать.
I щекота́ть
чу́, I «щебетать, болтать», блр. щекота́ць — то же, др.-русск. щекотъ «пение (соловья)», щекотати «петь», чеш. štěkot «лай». Далее связано со щека́тить «ругаться», щека́ть «болтать, препираться». Звукоподражательного происхождения, аналогично блр. скагата́ць «пищать», витебск. (Касп.), укр. заски́глити «завизжать, поднять крик (о птицах)», херсонск. (Бессараба 540), ср. щего́л.
II щекота́ть
чу́ II, в обычном знач., ср. цслав. скъкътати «щекотать» наряду со щекотание, болг. ско́кот «щекотание», скоко́тя «щекочу» (Младенов 584), сербохорв. чка̀кС™ати «щекотать»; см. Мi. LР 852; ЕW 306; Желтов, ФЗ, 1878, вып. 6, стр. 36. Объединение этих слов со щекота́ть I затруднительно; см. Преобр., Труды I, 116. См. также щелокта́ть.
полезные сервисы