Щецин — самый молодой старый город Польши. Часть I
Готовясь написать отчёт о посещении Щецина, где-то на просторах интернета прочитала, что его называют «самым молодым старым городом» Польши. Скорее всего потому, что восстанавливать город после войны начали позже, чем другие города страны, но это моя версия.
Делиться впечатлениями о Щецине оказалось сложно. Рассказывать в устной беседе много легче. Там уже от интонации и жестикуляции становится всё проще и красочней. Вы можете мне возразить, что фотографии расширяют возможности и облегчают повествование. Но я не достигла успехов в фотографии, т.ч. у меня фотографии не всегда совпадают с впечатлением и настроением. А впечатление от посещения Щецина у меня до сих пор восторженное.
Планы посетить Щетин возникли, когда была оплачена неделя на курорте Барлинека — всё ближе чем из Дрездена ехать.
Вообще, это идеальное место для посещения тем, кто отдыхает на курортах Балтики (Ostsee) с любой стороны от немецко-польской границы. Удивительно что на touristen.ru до сих пор нет большого отзыва туристовцев о посещении, хотя, думаю многие там побывали. В эту поездку мы решили ограничиться просто прогулкой по городу, но в следующую поездку на приграничную Балтику будем осваивать внутренние интерьеры музеев, церквей и театров!
Мы отправились в Щецин в субботу и были приятно удивлены что парковка в центре города по выходным бесплатная. Даже не поверили (дорогОй предупреждал, что на знаке есть информация, но я известная перестраховщица) и засунули в парковочный автомат монету в 5 злотых. Автомат благодарно проглотил угощение и отпрыгнул талон, где с барского плеча было разрешено стоять на этом месте до утра понедельника. Место было неплохое: за Морским музеем и напротив памятника Мицкевичу, поэтому о деньгах в бюджет города не жалели, тем более что в будний день парковка не дёшева.
Огляделись и сразу заметили «красную линию».
Сразу скажу: молодцы организаторы городского пешего туризма! Хорошо спланированный маршрут, длиной 7 км, ведет к самым интересным достопримечательностям Щецина. Весь маршрут отмечен красной прерывистой линией на асфальте, достопримечательности пронумерованы там же на асфальте и кроме этого на достопримечательностях каждый найдет информационные таблички на трёх языках: польском, немецком и английском + QR-код. В туристических информационных центрах можно взять карту с маршрутом. Вот, везде бы так.
Памятник польскому национальному поэту Адаму Мицкевичу отмечен номером 16.
Памятник работы Щетинского скульптора Славомира Левински (Sławomir Lewiński) установили в 1960 году на месте, где до войны была установлена конная статуя немецкого императора Фридриха III. За памятником находится парк имени Стефана Жеромского, разбитый в 1810 году на месте бывшего кладбища и расширенный в начале двадцатого века.
Далее по маршруту мы пошли к высотке PAZIM. По дороге попалась православная церковь и памятная глыба (убей, не знаю кому).
Русскую ортодоксальную церковь св. Николая (Parafia Prawosławna Św. Mikołaja) освятили 17.09.2011. Церковь — 26 м в длину, 16 в ширину и 25 в высоту, вмещает 500 человек.
По дороге к высотке обратили внимание, что дорожное движение регулируют военные, а по дорогам временами проносятся черные мини кортежи с мигалками. Военных фотографировать не стали, помня о европейском законе о охране информации.
Оказалось, что в городе проводилось какое-то праздничное мероприятие НАТО с парадом военных кораблей. Парада мы не видели, а о том что из этого мероприятия видели — чуть позже.
Башню PAZIM построили в 1992 году.
В башне и комплексе зданий, примыкающим к ней, находятся торговый центр, бюро, банки и отель «Radisson Blu», на 22 этаже находится панорамное кафе с чудесными видами.
Вообще, мы не планировали подниматься наверх, тем более, что мини кортежи везли туда на завтрак VIP-гостей.
От PAZIM мы притопали к Королевским воротам и филармонии.
Барочные Королевские ворота (Brama Królewska) были построены в 1725–1727 годах как часть крепости.
Филармония — ее новое здание было спроектировано испанскими, точнее Барселонскими архитекторами Fabrizio Barozzi (г.р.1976) и Alberto Veiga (г.р.1973).
Построили её на месте концертного зала, разрушенного в годы Второй Мировой войны. Интерьер филармонии охватывает более 12 000 квадратных метров, расположенных на четырех этажах, большой зал вмещает 950 слушателей, а зал камерной музыки рассчитан на 190 мест. Филармонию торжественно открыли 05.09.2014 года
ДорогОй здесь заприметил ресторан, а я пыталась сфотографировать «Ангела свободы» (Anioł Wolności), бронзовую скульптуру в 9 тонн весом и 11 метров высотой, установленную на площади Солидарности в августе 2005 года к 25-й годовщине образования профсоюза «Солидарность».
1
Площадь такая большая, что никак не хотела умещаться в один кадр.
При такой концентрации объектов даже с «красной линией» кое-что упускаешь. Видеть-видишь, но вникать не успеваешь. Так мы упустили PRZEŁOMY (Изменения) — Национальный музей в Щецине — это проект с широкой выставкой, документацией и образовательной программой. Он находится буквально под площадью и вход напротив Воеводского комиссариата полиции г. Щецин, вплотную примыкающего к филармонии.
Сам комиссариат — неоготический комплекс зданий, построенный в 1902—1905 гг. Здание комиссариата захватывали во время рабочих протестов в декабре 1970 года.
Рядом с площадью находятся церковь Петра и Павла (Kościół św. Piotra i Pawła).
Она датируется первой половиной 15-го века. Раньше на этом месте была деревянная церковь, которую уже в 12 веке, во время первого периода христианизации построил епископ Отто фон Бамберг.
В период 1425 -1440 гг. её заменили готическим каменным сооружением, которое было расширено в последующие века. Во время осады в 1677 году церковь была в значительной степени разрушена, и только один неф был реконструирован. В этом небольшом зале церкви особенно примечателен богато украшенный деревянный потолок 17-го века.
Говорят, что на наружных стенах есть терракотовые головы с портретами жителей Щецина — не заметили. Внутри церкви мы не были, а вам советую не пропустить, т. к. это одно из немногих исторических зданий города, которое почти не пострадало во время бомбардировок 1943 и 1945 гг.
Через дорогу — и «красная линия» привела нас к так называемым профессорским домам и Мариенгимназии.
Мариенгимназию построили в 1830–32 гг. на месте сгоревшей в 1788 году Коллегиальной церкви св. Марии. В 1262 году герцог Барним I подписал указ о учреждении Коллегиальной церкви Пресвятой Девы Марии. Это была самая большая и самая красивая церковь города, но так как она была и самым высоким зданием, то и горела она от попадания молний в 1579, 1598, 1648, 1781 и в 1789 году сгорела окончательно. Раз была коллегиальная церковь, то был и Колледж св. Марии, который включал в себя здание школы, трапезную, спальню, кухню, подвал, дом главы, церковные дома и пивоварню. После 1550 года на улице Мариацкой № 25 был построен дом с большой аудиторией, столовой и жилой площадью для студентов. Рядом, в доме 26 было административное здание под названием «Wirtschaft», в котором находились административная комната, зал суда и архив. В подвалах были склады с вином, пивом, дровами, карцеры для студентов и для служек. На чердаке был склад зерна, который доставлялся туда в ящиках с помощью специальных кранов на крыше. Во дворе была пивоварня (студентам колледжа полагалось по пол литра пива каждый день).
Профессорские дома — это дома № № 6–12, где жили ректор и его заместители, деканы, архидьяконы, капелланы, органисты, ризницы и другие.
После того, как город был захвачен прусскими властями по распоряжению короля, друг инженера разработал в 1737 году проект по перестройке домов в классическом стиле. В конце 18-го века в домах профессоров находился гарнизонный госпиталь, а в начале 19-го века после реконструкции был охранный арсенал. До войны в домах опять переоборудовали под квартиры. И, после реконструкции от военных повреждений, они остаются квартирами до сегодняшнего дня.
Прямо рядом с Мариенгимназией — дом, в котором в 1729 году родилась русская императрица Екатерина II, урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская (нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg), будущая жена русского царя Петра III. Отец будущей императрицы, князь, А́нгальт-Це́рбстский, в то время находился на службе прусского короля и был комендантом крепости Штеттин. Сегодня здание является резиденцией страховой компании.
Вообще в Щецине родились две русские царицы: Екатерина II и её сноха, вторая жена Павла I — Мария Федоровна, урождённая София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская (нем. Sophia Marie Dorothea Auguste Luise von Württemberg). Отец Марии Федоровны, как и отец Екатерины, тоже служил комендантом крепости Штеттин.
Следующий достопримечательностью на нашем пути стал Собор св. Якуба (Kościół Św. Jakuba). Он был построен в конце 14-го века под руководством Щецинского мастера-строителя Генриха Брунсберга (Heinrich Brunsberg) в стиле кирпичной готики по образцу Мариенкирхе в Любеке.
Строительство церкви было инициировано горожанами Штеттина. Позднее церковь перестраивалась несколко раз. Трехнефная церковь была разрушена в 1677 году в результате военных событий, но впоследствии была восстановлена. В 1894 году рухнула западная башня — её восстановили. Вторая Мировая война также оставила свой след, в результате воздушных налетов рухнула башня высотой 119 м и серьезно пострадал неф. Реконструкция церкви продолжалась ещё в 1970-х годах, а башня была восстановлена только в 2008 году, сегодня её высота 110,80 м., и наверху есть смотровая площадка.
В соборе хранятся мощи «Святого Отто Бамбергского» (1065–1139) и сердце композитора Карла Лёве (Carl Loewe, 1796–1869), проработавшего в городе почти 50 лет. Интересными историческими частями собора являются триптих 14-го века, купель крещения и алтарь. Стоит увидеть и большое витражное окно.
Из-за впечатляющей акустики здесь часто проходят концерты, особенно органной музыки. В здании, помимо прочего, находится Епархиальный музей.
Перед церковью установлен колокол 1682 года,
a рядом с собором сохранился дом священника 15-го века.
Что-то не получается у меня уложиться в одном рассказе про город Щецин, будет продолжение…
Теги:
Культурно-познавательный туризм
Щецин. Вид центра города.
ЩЕ́ЦИН (Szczecin), город на северо-западе Польши, адм. центр Западно-Поморского воеводства. Нас. 401,9 тыс. чел. (2019); в пределах агломерации ок. 800 тыс. чел. Расположен в 16 км от границы с Германией, на р. Одра, близ места её впадения в Щецинский зал. Балтийского м. (расстояние до открытой акватории моря – 70 км), и оз. Домбе. Узел автомобильных и железных дорог. Ж.-д. вокзал. Мор. порт (единый комплекс с аванпортом Свиноуйсьце в устье р. Свино, на берегу Балтийского м.). Междунар. аэропорт Щецин-Голенюв (1956; 576,1 тыс. пассажиров, 2019). Трамвай (1896).
История
Слав. поселение на Замковой горе возникло не позднее 2-й пол. 8 в. С 10 в. формируется город, ставший к 12 в. крупным торгово-ремесленным центром Поморья. В 1121–22 включён кн. Болеславом III в состав Польского гос-ва. В 1181 вошёл в Священную Рим. империю, что сопровождалось нем. колонизацией. В 1237–43 получил магдебургское право. С 13 в. чл. Ганзейского союза, важный центр экспорта зерна. В 1524–34 один из центров Реформации. По итогам Тридцатилетней войны 1618–48 оказался под властью Швеции. В 1713 в ходе Северной войны 1700–21 занят русскими и саксонскими войсками. С 1720 в составе Прус. королевства (с 1871 – Германской империи), долгое время играл роль гл. мор. порта. В 19 в. крупный торговый и пром. центр. 26.4.1945 взят сов. войсками; передан в состав Польши. После 2-й мировой войны шла активная реконструкция и расширение города. В 1970–80 один из центров забастовочного движения против коммунистич. режима. В 1946–98 адм. центр Щецинского воеводства, с 1999 – Западно-Поморского воеводства.
Архитектура
Во время 2-й мировой войны в Щ. пострадало св. 50% застройки. На левом берегу Одры расположен Старый город, включающий: остатки укреплений 14–17 вв., кафедральный собор Св. Якуба (Ап. Иакова; 2-я пол. 13–14 вв., на месте храма 1187; перестраивался в 1456–1503 и 1690–93, сильно пострадал в 1944, восстановлен в 1971–74; Епархиальный музей), Штеттинский замок (1346–1428, перестроен в 1490 и 1573–82, разрушен в 1944, восстановлен в 1980; место рождения имп. Екатерины II; театр, картинная галерея), готич. костёлы Евангелиста Иоанна (14 в.) и Апостолов Петра и Павла (1425 – 1460-е гг., на месте дерев. костёла 1124–28, первого в Щ.), ансамбль Рыночной пл. с Ратушей (15 в.), дом Лойцов (16 в.), дворец Грумбков (1724–25) и др. На пл. Солидарности – здания Филармонии (2011–14, архит. бюро «Barozzi/Veiga») и Центра диалога «Пшеломы» (филиал Нац. музея в Щ.; 2013–15, архит. бюро «KWK Promes»).
Центры науки и культуры
Вузы: Щецинский ун-т (1984), Западнопоморский ун-т бизнеса (1989), Западнопоморский технологич. ун-т (2009; в его составе – Академич. центр компьютерных наук, 1993); Мор. академия (1947); кампус Высшей школы банковского дела (WSB; г. Познань; в Щ. с 2008). Ок. 40 библиотек, крупнейшая – Поморская (1905). Музеи: Нац. в Щ. (1945; среди его филиалов – музеи совр. иск-ва, истории Щ. и Морской, худож. галерея), техники и коммуникаций (2006). Театры: оперный (1956); драматические Польский (1946) и Современный (возник в 1950 как вторая сцена Польского театра; самостоят. с 1976); мультижанровые «Крыпта» (1965), «Кана» (1979) и «Не Ма» (1999); кукольный «Плецюга» (1958). Филармония (1948). Междунар. фестивали: хоровой (с 1966), страстно́й музыки, «Дни моря» (парусных судов; в июне); фестиваль малых театров «Контрапункт».
Спорт
Стадионы: многофункциональный им. Ф. Крыгера (1925; 18 тыс. мест; на нём проводит игры футбольный клуб «Погонь», основан в 1948; призёр чемпионатов Польши – серебряный в 1987 и 2001, бронзовый в 1984) и гор. легкоатлетический им. В. Маняка (нач. 20 в.; св. 1 тыс. мест). Крытая «Нетто Арена» (2014; до 7 тыс. мест). Сильнейшие клубы: баскетбольный «Вилки Морские Щецин» (2004), мужской гандбольный «Сандра Спа Погонь Щецин» (2007), женский футбольный «Олимпия» (2005). В Щ. проходили чемпионат Европы по плаванию на короткой воде (2011), матчи чемпионата Европы по волейболу (2017), чемпионат Европы по спортивной гимнастике (2019).
Хозяйство
Основа гор. экономики – транспортно-логистич. портовые услуги. Грузооборот мор. порта Щецин-Свиноуйсьце 32,2 млн. т (2019), включая 76,1 тыс. контейнеров ДФЭ; осн. грузы: генеральные грузы, топливо (терминал по приёму сжиженного природного газа в Свиноуйсьце, 2015), уголь, руды металлов, зерно, древесина. Свиноуйсьце – один из ведущих пассажирских портов страны, паромное сообщение с городами Истад и Стокгольм (Швеция), Копенгаген (Дания). В Щ. базируются штаб-квартиры судоходных [«Polska Żegluga Morska» и «Euroafrica Linie Żeglugowe» (в составе «Hass Holding Group»)] и ряда пром. [«Drobimex» – переработка мяса птицы; «PZF Cefarm Szczecin» (в составе «Grupa Farmacol») – фармацевтич. продукция; филиал «Browar Bosman» дат. «Carlsberg Polska» – произ-во пива] компаний. Важный туристич. центр; осн. виды туризма: культурно-познавательный и событийный.
Роль пром-сти сокращается. Действует судоремонтная верфь «Morska Stocznia Remontowa «Gryfia»» (производств. площадки в Щ. и Свиноуйсьце). Среди др. пром. предприятий – завод по произ-ву фосфорных удобрений компании «Fosfan», рыбоперерабатывающие заводы компаний «Seamor International», «McLean Brothers Poland» и др., неск. швейных фабрик. В Щ. созданы 2 специальные экономические зоны: «Euro-Park Mielec» (1995) и «Kostrzyńsko-Słubicka» (1997). Энергоснабжение обеспечивает угольная ТЭС «Dolna Odra» (с. Нове-Чарново; мощность 1350 МВт; 2020).
Щецин –польский город, находящийся вблизи границы с Германией и являющийся частью северо-западного воеводства. Не смотря на то, что это не столица, и он даже не входит в пятерку самых больших городов Польши работа в Щецине пользуется популярностью, как у поляков, так и среди иностранцев. В представленной вашему вниманию статье, мы расскажем о том почему стоит ехать работать в Щецин, какие вакансии там востребованы и какие сложности и приятные неожиданности могут ожидать там трудовых мигрантов.
Чтобы устроиться на работу в Щецине в Польше необходимо оформить разрешение на трудоустройство и открыть в посольстве рабочую визу в Польшу.
Чем интересен Щецин
Здесь расположены разнообразные производственные организации, заводы и фабрики. Щецин – лидер в нефтехимической и машиностроительной отраслях. Город развивается и как туристический центр. А также в Щецине расположен самый большой польский порт на Балтийском побережье.
На самом деле получить работу в этом городе не сложно. Достаточно изучить запрос работа Щецине. Вакансии в основном предлагаются работодателями на должности, которые не требуют высокой квалификации. Но встречаются и такие, которые потребуют от претендента специальных знаний и умений. Знание польского языка также сыграет на руку претенденту.
Наличие высшего образования в предполагаемой сфере трудоустройства даст возможность потенциальному сотруднику получать за трудовую смену более высокую оплату труда, невзирая на стаж. Осуществление трудовой деятельности в местных компаниях возможно в широком возрастном разбросе.
Подтверждением вышесказанному служит большая украинская община, проживающая в Щецине. Она насчитывает порядка тысячи человек и является одной из самых активных диаспор среди других групп национальных меньшинств, находящихся на территории Польши.
Работа Щецине для украинцев
Учитывая, что Щецин промышленный город, к тому же растущий и строящийся, вакансии здесь в основном предлагаются по рабочим и строительным специальностям.
- Сотрудники клининговых компаний. Предлагаемая зарплата – 2000-3000 злотых в месяц.
- Штукатуры. Зарплата в месяц составляет 3700-5000 злотых.
- Работа сварщиком в Щецине предполагает оплату 2500-4500 злотых за месяц труда
- Работа в Щецине на мясокомбинате предполагает оплату 2500-2900 злотых в месяц. Заработок так же зависит от должности и может быть выше, в зависимости от проработанного времени, и того, насколько опытный работник.
- Работа водителем в Щецине оплачивается в размере 3000 злотых в месяц.
Наши соотечественники, занимаясь поиском работы, хотят уехать за границу как самостоятельно, так и вместе с супругами. По этой причине большую популярность набирают вакансии предполагающие работу для семейных пар. В Щецине работодатели, понимая эту тенденцию, начинают чаще предлагать подобные вакансии.
- Работа на производственных предприятиях. Учитывая, что в Щецине располагается завод по изготовлению яхт, найти вакансию для супругов там не сложно.
- Сезонная работа. Чаще семейным парам предлагают работу по сбору урожая на близлежащих фермах.
- Работа на дому. Часто предлагаются вакансии для работы по дому. Женщина предлагается оказывать услуги повара и горничной. Мужчине же – разнорабочим.
Несколько отдельно стоит работа в Щецине для женщин Вакансий для прекрасной половины человечества здесь немало, однако и конкуренция на этом рынке так же заметна.
- Работу горничной. С зарплатой на уровне 2500-3500 злотых в месяц.
- Работу няни и сиделки с оплатой в размере 2000 злотых.
- Производство. Оплата труда начинается с 1500 злотых.
- Упаковщицы и фасовщицы получают 3000-3300 злотых в месяц.
- Работа на складах — 2000-2500 злотых за месяц труда.
- Сезонные работы в Щецине для женщин оцениваются в 2800-3100 злотых.
Работа для студентов в Щецине оплачивается в среднем в 1000 злотых. Такая зарплата объясняется тем, что учащиеся на стационаре в польских ВУЗах не могут работать полный день, соответственно и получаемое вознаграждение не может быть таким же, как и у людей, которые трудятся на полную ставку.
Жизнь в Щецине
Щецин не самый дорогой город Польши. Средняя зарплата здесь составляет 2400 злотых в месяц. Работа в Щецине 2017 для иностранцев вполне обеспечивает этот уровень. На питание одному человеку в этом городе придется выделить из своего бюджета порядка 300-400 злотых в месяц.
Проезд обойдется еще в 100-150 злотых. Аренда однокомнатной квартиры в спальном районе выйдет 800 злотых. Если арендовать в центре, придется доплатить еще 300-350 злотых. Коммуналка за жилплощадь размером в 80 квадратных метров заберет 700 злотых. Если говорить о развлечениях, то стоимость билета в кино составляет 20-25 злотых.
Как доехать в Щецин
Добраться в Щецин из Киева можно на автобусе — стоимость проезда составит 1000-1500 гривен. Из Львова дешевле, стоить это будет 900 гривен. Прямого поезда из Киева в Щецин пока нет. Так что придется добираться через Пшемысль или Варшаву. Авиаперелет из Киева в Щецин и обратно обойдется в 6500 гривен.
Щецин – крупный, приятный город для жизни и работы. Открытых вакансий для иностранцев много. И оплата труда на достойном уровне. Относительно недорогие цены на жилье, что даст возможность сэкономить заработанные средства. Здесь рады видеть украинцев и готовы предоставлять им хорошие условия.