Шерлок холмс редкие рассказы

действия материал из викивоины наверх щит правосудия на этот раз не помог, но меч его по-прежнему обязан карать.

 Действия

Материал из ВикиВоины

Наверх

Щит правосудия на этот раз не помог, но меч его по-прежнему обязан карать.

Шерлок Холмс — вымышленный персонаж из рассказов Артура Конана Дойля, знаменитый лондонский частный детектив, берущийся за самые загадочные и опасные дела и неизменно выходящий победителем из сложнейших ситуаций.

Как правило, Шерлок Холмс действовал совместно с Доктором Ватсоном, иногда он мог прибегать к помощи лондонских коснтеблей, которые были готовы выполнять поручения Холмса, лишь бы словить преступника и раскрыть очень сложное дело.

Силы и способности[править]

  • Высокий и очень худой человек, однако за внешней сухопаростью сыщика скрывается недюжинная физическая сила, которая вкупе с владением такими боевыми искусствами, как бокс и бартитсу, делает из него грозного противника в рукопашном бою. На ринге Шерлок Холмс одерживал верх над лучшими боксерами-любителями Великобритании, а в профессиональной деятельности не раз одолевал самых разных, в том числе и вооруженных негодяев. Шерлоку доводилось в одиночку с голыми руками противостоять нескольким бандитам с дубинками, бывалому головорезу с ножом, и во всех случаях он отделывался лишь незначительными повреждениями. Боевое искусство бартитсу помогло Шерлоку выйти победителем из главной схватки всей его жизни — сражения с «наполеоном преступного мира» профессором Мориарти у Рейхенбахского водопада.
  • Весьма ловок и имеет неплохие навыки скалолазания.
  • В раскрытии преступлений Шерлоку помогает строгое соблюдение научных методов, законов логики, внимательность, от которой не может укрыться ничто, и дедуктивный анализ. Ключевыми моментами этого метода являются наблюдательность и глубочайшие познания во многих практических и прикладных областях науки: психологии, анатомии, химии, геологии, биологии (в частности, свойств самых разных ядов), криптоаналитики и, разумеется, уголовной хроники. Именно знание обо всех преступлениях, произошедших в Европе за последнее столетие и умение находить аналогии позволяло ему очень быстро расскрывать самые, казалось бы, тяжелые дела.
  • Абсолютный гений во всем, что касается аналитики и просчитывания тактики и прочих действий оппонентов. Шерлок всегда выстраивает собственный план далеко наперёд противника, устраивая саботажи, расставляя на ходу ловушки и всматриваясь даже в мельчайшие детали поведения или снаряжения врага, оказываясь на несколько шагов впереди своих недоброжелателей. Способен до мельчайших подробностей составить как медицинский, так и психологический портрет оппонента, подмечая и делая своей целью его самые уязвимые точки. В свою очередь готов молниеносно среагировать на любые неожиданные действия со стороны противника, Холмса практически невозможно застать врасплох.
  • Великолепный актер и мастер маскировки. Способен укрыться почти где угодно, выдать себя за старика, попрошайку и даже женщину, не вызывая каких-либо подозрений у прохожих. Может симулировать предсмертное состояние, введя в заблуждение даже профессионального врача.
  • Талантливый вор и карманник, способный незаметно позаимствовать любой приглянувшийся ему предмет. Без проблем способен открыть сейф любой сложности, вопрос только во времени (на сейф Чарльза Мильвертона ему понадобилось целых полчаса).
  • Способность видеть в темноте. Об этой способности впервые упоминается в рассказе «Конец Чарльза Огастеса Милвертона».
  • Исключительная выносливость. В рассказе «Подрядчик из Норвуда» Холмс не ел и не спал, пока не падал с ног от полного истощения. По его словам, он не мог тратить энергию на пищеварение, пока не раскрыл загадочное преступление.
  • Способность симулировать различные заболевания и их приступы, например, каталепсию. Причем с таким мастерством, что даже опытные врачи, вроде доктора Вастона, не способны обнаружить обман.
  • Хладнокровность: никакие эмоции не могут помешать делу, Холмс всегда их контролирует, а влюбленность, которая является слабым местом многих персонажей, вообще «чужда его холодному уму».

Слабости[править]

Главным пороком, за который и сегодня Шерлок Холмс подвергается критике, было то, что он изредка прибегал к употреблению кокаина. По словам самого Холмса, он делал это только тогда, когда очень долго не было загадочных и запутанных дел и ему становился невероятно скучно и апатично, поскольку не было куда задействовать свой дедуктивный гений. Также к его слабостям можно отнести то, что Холмс, будучи отлично эрудированным в своих профессиональных сферах, одновременно с этим профан в других — например, он не знает, что земля круглая (точнее, он не знает ни о теории Коперника, ни о строении солнечной системы) и знать этого не хочет, поскольку это никак на раскрытии преступлений не отобразится. Он считает, что человеческий мозг способен хранить лишь ограниченное количество информации, и поэтому бережет место для действительно нужной практической информации взамен каких-то общеизвестных, но абсолютно бессмысленных в быту знаний.

Оружие[править]

Револьвер[править]

Прежде всего, Шерлок Холмс был вооружён личным револьвером. Он часто брал его с собой во время расследования особо опасных случаев, но использовать его приходилось довольно редко — револьвер скорее играл роль психологического оружия, нежели реального. Зачастую было достаточно показать преступнику револьвер, чтобы избежать сопротивления при аресте. Стрелять Шерлоку Холмсу приходилось только в самых крайних случаях, и то, когда преступники первыми открывали огонь, как например, в «Знаке четырех» (всего в оригинальных рассказах и повестях таких случаев было семь). Холмс явно хорошо стреляет, о чём говорит, в частности, знаменитый эпизод из рассказа «Обряд дома Месгрейвов», где Холмс выстреливал на стене монограмму королевы Виктории.

Шерлок холмс редкие рассказы

Вопрос вызывает конкретная марка револьвера Холмса, которая в оригинальных рассказах ни разу не упоминается. Однако с большой долей вероятности его можно определить по косвенным фактам, в том числе и про времени, когда происходили события рассказов (конец XIX — начало XX века). Наиболее вероятной маркой револьвера Шерлока Холмса является Webley Bulldog, т.е. самый первый револьвер марки «Бульдог», который и дал название всем револьверам такого класса: маленький короткоствольный пятизарядный револьверчик под крупнокалиберный патрон. Этот же револьвер лежит на столе по адресу Бейкер Стрит 221В, в музее Шерлока Холмса в Лондоне. В экранизация, как правило, в руках у Холмса показывают намного более поздние (зачастую — периода Второй Мировой) револьверы, нежели те, которые у него на самом деле мог быть, что может быть связано со следующим фактом: из-за своей компактности Webley Bulldog в руке смотрится как игрушка и в фильме выглядел бы нелепо. Интересно, что в качестве своеобразной отсылки данный револьвер появляется на пару секунд даже в советской экранизации, но только как аксессуар в сумке с барахлом, в руку герои его не берут. Револьвер «Бульдог» был небольшого веса и имел короткий ствол, что позволяло Холмсу носить его хоть каждый день, а также ловко и незаметно прятать оружие в любом «маскарадном костюме», в которые Холмс так часто переодевался. Но вместе с тем из-за которого ствола убойная сила и эффективная дальность стрельбы из такого револьвера была крайне маленькой, поэтому когда герои отправлялись на опасное дело, Холмс просил Ватсона «захватить свой армейский револьвер», который имел ствол в 3 раза длиннее и значительно превосходящую поражающую способность и прицельную дальность.

В советском многосерийном фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» 1979 — 1986 гг. Шерлок Холмс в исполнении Василия Ливанова был вооружен револьвером Нагана, который никак в викторианской Англии появится не мог. Также в некоторых эпизодах у гениального сыщика мелькали револьвер Webley RIC, Webley Mk. VI и Smith & Wesson .44 Double Action, что уже больше соответствует историческому контексту, однако совершенно не вяжется с описываемыми в рассказах событиями — Холмс всегда использовал один и тот же револьвер, который, к тому же, должен был быть достаточно легким и компактным для повседневного ношения.

Холодное оружие[править]

Среди холодного оружия Холмса можно назвать шпагу — в «Этюде в багровых тонах» Ватсон писал о Шерлоке Холмсе: «Отлично фехтует на шпагах и эспадронах». Да и сам Холмс подтверждал это в «Глории Скотт». Кстати, при переводе «Этюда» на русский язык потерялось еще одно его умение — фехтование на деревянных рапирах (его можно увидеть в сериале «Элементарно»). Правда, ни в одном из рассказов на практике он ни шпагу, ни деревянную рапиру не применяет, но иногда похожим образом использует как оружие свою трость. Шерлок неоднократно использовал трость как оружие против людей и животных, например, сумел отогнать ей ядовитую змею в рассказе «Пёстрая лента». Также в «Этюде в багровых тонах» упоминалось, что Холмс «колотит палкой» трупы, чтобы проверить, могут ли после смерти появиться синяки.

Еще одним оружием Холмса, которое, судя по всему, он носит с собой почти всегда, является охотничий хлыст с тяжелой рукояткой. В рассказе «Шесть Наполеонов» Ватсон даже говорит, что «охотничий хлыст, в рукоять которого налит свинец» — это любимое оружие Холмса. Правда, там он всего лишь разбивает им гипсовый бюст. Также с помощью хлыста он выхватывает пистолет из рук Джона Клэя в «Союзе рыжих» — приём, требующий виртуозного владения хлыстом. Кроме того, в рассказе «Установление личности» Холмс намеревался задать взбучку мошеннику с помощью хлыста, висевшего на стене гостиной.

В рассказе «Чёрный Питер» Холмс тренируется вонзать гарпун в свиную тушу, чтобы доказать, что физически слабый человек, обвиненный в убийстве гарпуном Чёрного Питера, просто не был бы на это способен. Конечно, больше сыщик никак не использовал это оружие, но навык, очевидно, сохранился. Перочинный нож упоминается в рассказе «Обряд дома Месгрейвов», но им Холмс не атаковал преступников, а прикалывал к деревянной доске над камином письма, ждущие ответа. В других рассказах Холмс использовал нож, чтобы перерезать какие-то вещи, например веревку в «Медных буках». В рассказе «Конец Чарльза Огастеса Милвертона» Шерлок Холмс, чтобы проникнуть в дом шантажиста Чарльза Мильвертона, использует первоклассный, последнего изобретения воровской набор, включая никелированную фомку, алмаз для резания стекла, отмычки и другие инструменты того времени. В советском сериале в сумке Холмса можно заметить кастет, но он сыщиком так и не используется. Своеобразным оружием может послужить и костер, который Холмс развел прямо посреди комнаты в рассказе «Подрядчик из Норвуда», чтобы выкурить обманщика из потайной комнаты, а также раскрашенный восковой бюст из «Пустого дома», с помощью которого Холмс сумел обмануть Морана и схватить его. В рассказе «Скандал в Богемии» Холмс использовал дымовую ракету в виде свертка в форме сигары, снабженную с обеих концов капсюлем, позволяющем ей самостоятельно воспламеняться. С его помощью детектив имитировал пожар, чтобы во время хаоса и паники успеть получить нужные улики.

Внешность[править]

Шерлок Холмс был ростом больше шести футов (почти 183 см), но при своей необычайной худобе казался еще выше. Взгляд у него был острый, пронизывающий, если не считать редких периодов оцепенения; тонкий орлиный нос придавал его лицу выражение живой энергии и решимости. Квадратный, чуть выступающий вперед подбородок тоже говорил о решительном характере. Его руки были вечно в чернилах и в пятнах от разных химикалий, зато он обладал способностью удивительно деликатно обращаться с различными предметами. Сидни Пэджет, который одним из первых начал иллюстрировать рассказы о Шерлоке Холмсе, изображал его высоким, скуластым мужчиной в пальто-накидке и клетчатой шапке с двумя козырьками. Именно данный образ позднее закрепился за этим персонажем, хоть в оригинальных текстах такие элементы одежды не упоминались.

Галерея[править]

  • Шерлок холмс редкие рассказы

    Шерлок Холмс в фиолетовом халате и с револьвером, иллюстрация Олега Пархаева.

  • Шерлок холмс редкие рассказы

    Шерлок Холмс и доктор Ватсон с револьверами в руках обнаруживают мертвого Гримсби Ройлотта, иллюстрация Йозефа Фридриха к рассказу «Пёстрая лента».

  • Шерлок холмс редкие рассказы

    Шерлок Холмс (в центре) с револьвером. Иллюстрация к рассказу «Случай с переводчиком».

  • Шерлок холмс редкие рассказы

    Шерлок Холмс с револьвером в кармане. Иллюстрация Фредерика Дорр Стила к рассказу «Конец Чарльза Огастеса Милвертона».

  • Шерлок холмс редкие рассказы

    Холмс выкуривает из тайной комнаты Олдейкра, который разыграл свое убийство, иллюстрация Сидни Пэджет к рассказу «Подрядчик из Норвуда».

  • Шерлок холмс редкие рассказы

    Шерлок Холмс арестовывает Аба Слени, приставив к его голове свой револьвер, иллюстрация Сидни Пэджет к рассказу «Пляшущие человечки».

  • Шерлок холмс редкие рассказы

    Шерлок Холмс (слева) боксирует с Вудли, иллюстрация к рассказу «Одинокая велосипедистка».

  • Шерлок холмс редкие рассказы

    Шерлок Холмс (справа) с гарпуном, иллюстрация к рассказу «Чёрный Питер».

  • Шерлок холмс редкие рассказы

    Шерлок Холмс с гарпуном, иллюстрация к рассказу «Чёрный Питер». Автор Фредерик Дорр Стил.

  • Шерлок холмс редкие рассказы

    Шерлок Холмс тренируется протыкать гарпуном свиную тушу, иллюстрация к рассказу «Чёрный Питер».

  • Шерлок холмс редкие рассказы

    Бенедикт Камбербэтч в роли Шерлока Холмса с гарпуном, кадр из сериала «Шерлок».

  • Шерлок холмс редкие рассказы

    Василий Ливанов в роли Шерлока Холмса выстреливает на стене монограмму королевы Виктории из револьвера Нагана, кадр из советского многосерийного фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» 1979 — 1986 гг.

  • Шерлок холмс редкие рассказы

    Василий Ливанов в роли Шерлока Холмса с бельгийской копией револьвера Webley RIC, кадр из советского многосерийного фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» 1979 — 1986 гг.

  • Шерлок холмс редкие рассказы

    Василий Ливанов в роли Шерлока Холмса с револьвером Webley Mk. VI, кадр из советского многосерийного фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» 1979 — 1986 гг.

  • Шерлок холмс редкие рассказы

    Канонический револьвер Webley Bulldog и кастет в сумке Холмса, кадр из советского многосерийного фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» 1979 — 1986 гг.

  • Шерлок холмс редкие рассказы

    Хлыст, трость-шпага и английские офицерские пехотные шпаги конца XIX века — оружие, которым, веротяно, мог владеть Шерлок Холмс. Фотография с выставки «Оружие Шерлока Холмса. Мифы и реалии» в военно-историческом музее артиллерии в Петербурге, Россия.

Интересные факты[править]

  • В рассказе «Конец Чарльза Огастеса Милвертона» Шерлок Холмс говорит, что так или иначе за всю свою карьеру имел дело с более чем 50 убийцами, а в рассказе «Пять зернышек апельсина» говорит, что потерпал поражение только четыре раза: три раза его побеждали мужчины и один раз женщина.
  • В начале XX века криминальная полиция Египта ввела произведения Конан Дойля о Шерлоке Холмсе в обязательную программу экзамена для следователей.
  • В неканонических романах Шерлок Холмс противостоял Джеку Потрошителю, французскому супервору Арсену Люпену, графу Дракуле и Ктулху.
  • Холмс был запечатлен на почтовых марках Никарагуа, Сан-Марино, Великобритании, Канады и ЮАР.
  • В Индии есть свой Шерлок Холмс, которого зовут Прадош Миттер.

Источники[править]

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Шерлок_Холмс
  • Мишаненкова Е. А. Какими видами оружия владел Шерлок Холмс?
  • https://pikabu.ru/story/oruzhie_kholmsa_i_vatsona_3915862
  • https://zen.yandex.ru/media/kka2012/orujie-v-prikliucheniiah-sherloka-holmsa-i-doktora-vatsona-5d558735ecfb8000ac28af99
  • https://obvaldefoltovi4.livejournal.com/5183329.html
  • https://www.crimea.kp.ru/daily/26284/3161778/

Imgonline-com-ua-Transparent-backgr-Q9Y0rzFQziM.png

Imgonline-com-ua-Transparent-backgr-Q9Y0rzFQziM.png

Второстепенные персонажи:

bf4b121b5ba71fce00d12b82e2a794ee

T

«Шерлок Холмс и доктор Ватсон»

35 лет назад вышли последние серии культовой советской экранизации «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» с Василием Ливановым и Виталием Соломиным в главных ролях. Кирилл Горячок вспоминает, как создавался цикл фильмов о знаменитом британском сыщике.

212adbb8dfb0eb3a27ccf54b9c9ce355

837cf36cad232ca92ba11de43d4915d4

{«points»:[{«id»:1,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}},{«id»:3,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:100}}],»steps»:[{«id»:2,»properties»:{«duration»:1.5,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true}}],»transform_origin»:{«x»:0.5,»y»:0.5}}

«Самый совершенный в мире мозг ржавеет без дела»:

29a4497338954cf24ccc1cd0db3de23f

Режиссер Игорь Масленников признавался, что «английская тема» преследует его с детства. Во время войны, в эвакуации, мальчишкой он зачитывался Диккенсом и впитывал в себя далекий, для тех лет и вовсе фантастический мир викторианской Англии. И уже будучи 48-летним режиссером, за плечами которого несколько успешных картин, Масленников получил шанс воплотить на экране этот мир, созданный некогда в юношеском воображении.

Но вышло это совершенно случайно. В 1978 году на студию «Ленфильм» пришли двое московских кинодраматургов: Юлий Дунский и Валерий Фрид. В руках у них был сценарий под заглавием «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». Содержал он комбинацию сюжетов двух ранних рассказов Артура Конан-Дойла: «Этюд в багровых тонах» и «Пестрая лента». Это не был чей-то заказ, сюжет родился из их личного интереса и энтузиазма.

60bb168d44b0b2b75ccdaccd6c1fcf3e

Написанный Дунским и Фридом сценарий сильно отличался от огромного количества предшествующих киновоплощений рассказов Конан-Дойла. Как известно, повествование в книге идет от лица доктора Ватсона. Он, как писал Виктор Шкловский, являлся «литературным приемом, введенным в повествование, чтобы Холмсу было с кем делиться своими секретами». С тем же пренебрежением подходили к экранному образу Ватсона режиссеры в первых адаптациях детективов. Но Ватсон у Дунского и Фрида становился не просто объемнее и интереснее, он был с Холмсом наравне, и потому сценарий, а впоследствии и телефильм назывались «Шерлок Холмс и доктор Ватсон».

Сценаристы задумали не столько экранизировать Конан-Дойла, сколько поставить комедию, «бадди-муви» на материале приключений Шерлока Холмса. Особое внимание они уделили отношениям между персонажами, контрасту, столкновению характеров. Ничего подобного в первоисточнике не было. Живые характеры Холмса и Ватсона в конце концов и привлекли к работе Игоря Масленникова. Режиссер признавался, что никогда не считал Конан-Дойла своим любимым писателем: «В том, что я клюнул на этот сценарий, большое значение сыграла обстановка в стране: хотелось улететь вслед за сценаристами куда-то в заоблачные дали, заняться чем-то приятным, не связанным с тогдашней повседневностью. Хотелось «поиграть в англичанство». Таким полетом в волшебную страну в итоге и стала экранизация Конан-Дойла. И не только для режиссера, но и для всей страны.

625310fd4cbd347e972ca60935b25558

837cf36cad232ca92ba11de43d4915d4

{«points»:[{«id»:1,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}},{«id»:3,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:100}}],»steps»:[{«id»:2,»properties»:{«duration»:1.5,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true}}],»transform_origin»:{«x»:0.5,»y»:0.5}}

«В моем чердаке — только необходимые мне инструменты»:

создание образа викторианской Англии

2dd033766a041263eb7f96bad3f6d463

Очевидно, Масленников увидел в сценарии Дунского и Фрида ту самую Англию со страниц Диккенса, которым зачитывался в детстве. И вместе с художником Марком Капланом, с которым он уже работал на «Сентиментальном романе», первым делом принялся сочинять киномир, в котором будут обитать знаменитый сыщик и его ассистент. Авторы создали очень камерное пространство, в котором стилизация сочеталась с ностальгическим «ретро». Предметы обихода дома на Бейкер-стрит были подлинными: что-то предоставил «Ленфильм», что-то съемочная группа приносила из дома, в частности столовое серебро, фарфор и хрусталь. Неслучайно в интерьерах квартиры Холмса узнается атмосфера и царской России: «Мы сделали великое открытие: материальная жизнь России последней трети XIX века ничем не отличалась от жизни остальных европейцев, англичан в том числе. Конечно, планировка дома в Англии делается до сих пор на двух уровнях. А вот вещи, реквизит, мебель, посуда, ширмы, ковры, газовые светильники, обои, оконные рамы, двери — все в те времена было едино».

Съемки первого фильма проходили в Риге. Вместе с оператором Юрием Векслером и Марком Капланом режиссер нашел свою Бейкер-стрит на улице Яуниела. Здесь же, кстати, снимались сцены другого культового советского сериала «Семнадцать мгновений весны». Остальная же Англия нашлась в Ленинграде, на Петроградской стороне и в павильонах «Ленфильма». В частности, мрачным особняком Стоунеров стало поместье XIX века на улице Крылова, 4.

f6030c10d30fccbb69e5eef82fab43ec

Несмотря на то что съемки проходили не в Великобритании, в «Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне» ощущается особый, чисто английский колорит. Масленников, с одной стороны, воспроизводит викторианские черты подробно и щепетильно, а с другой — пародирует и высмеивает чопорность, педантизм и высокие манеры англичан. Особенно заметно это в чинности ритуалов — приема пищи, карточных игр, бокса. В первой же серии камера с особым вниманием следит за тем, с каким достоинством завтракает Ватсон: аккуратно приподнимает крышку кастрюли с овсянкой, разбивает верхушку яйца маленькой ложкой, ровно мажет маслом корочку хлеба ножом. Эти детали прекрасно передают черты характера героя и одновременно раскрывают быт и его особые правила. Чтобы ни происходило, какие бы преступления ни совершались, в доме на Бейкер-стрит обязательно подадут завтрак ко времени.

1e230f7b7607400780a544667d9228f9

e483aa9a9806bec454e41c896d5c81db

Камерную атмосферу фильма подчеркивал саундтрек Владимира Дашкевича. Он искал вдохновение в музыке Бенджамина Бриттена и его вариациях на тему барочного классика Генри Перселла. Дашкевичу удалось не только блестяще стилизовать заглавную тему под викторианский мотив, передать имперское достоинство и благородство, но и выразить в музыке ироничное отношение ко времени. По крайней мере, с первых нот его мелодии в голове возникает сцена с сидящими у камина Холмсом и Ватсоном, попивающими шерри и обсуждающими только что блестяще раскрытое дело. Картина так и напрашивается на пародию.

Рассказы Конан-Дойла в свое время несли тревожное ощущение того, что мир несовершенен и полон зла, с которым необходимо бороться. Англия Масленникова, наоборот, очаровывает милым консерватизмом, кажется, здешний комфорт и стабильность незыблемы, ведь на их страже стоит Шерлок Холмс. Это по-своему «детский» мир, в котором царствует вера в торжество добра и справедливости, мир благородства и поступка.

Но вряд ли кто-то будет спорить, что в отдельных эпизодах «Шерлока Холмса и доктора Ватсона» присутствует и атмосфера тревоги. Некоторые сцены и вовсе сняты так, будто это настоящий хоррор. Достаточно вспомнить шепот девушки в дверном проеме перед смертью: «Пестрая лента». А «Собака Баскервилей» и вовсе перепугала многих советских детей. Интересно, что уже в первой серии «Знакомство» режиссер лаконично объясняет, откуда черпал вдохновение в сценах ужаса. На столе в комнате Холмса разложены портреты «его друзей». Знатоки кино с легкостью опознают на них актеров хорроров 1920–1940-х годов — Лона Чейни в облике Призрака оперы, Конрада Фейдта из «Кабинета доктора Калигари», Фредрика Марча в гриме мистера Хайда и других.

7324fcedd17e1ef1549edfd4ada8008a

Этот красивый оммаж отлично дополняет эстетику картины, подчеркивает условность и кинематографическую природу экранизации. Понятно, что Масленников не собирался с детальной точностью иллюстрировать произведения Конан-Дойла, но на их основе создал свой киномир. И поразительно, с какой органичностью режиссер переходит с комедийной интонации к триллеру, затем к мелодраме, пафосу благородства, а затем вновь — к иронии, смеху. В этих стилистических играх кроется немалая доля успеха «Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

837cf36cad232ca92ba11de43d4915d4

{«points»:[{«id»:1,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}},{«id»:3,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:100}}],»steps»:[{«id»:2,»properties»:{«duration»:1.5,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true}}],»transform_origin»:{«x»:0.5,»y»:0.5}}

«Я могу вас утешить. Дело в том, что таких людей, как я, в мире очень немного. Может быть даже, я такой один»:

Найти подходящего Холмса для режиссера не составило большого труда. Он сразу понял, что сыщика должен сыграть Василий Ливанов: «Стоит взглянуть в рассказы Конан-Дойла, и вы убедитесь, что в десятках этих рассказов Шерлок статичен, характер его не развивается, он — „маска“. Холмс — позер, он не говорит, а вещает. Все эти качества счастливым образом совпали с особенностями характера Ливанова». Однако Масленников тут же столкнулся с непониманием руководства Центрального телевидения. Они видели в этой роли либо Александра Кайдановского, либо Сергея Юрского, на крайний случай — Олега Янковского.

Пробы Масленников все-таки провел. Юрского и Янковского режиссер отверг сразу. Кайдановский же его очень впечатлил — «вот уж кто полностью соответствовал литературному образу! Сух, высок, педантичен и бесстрастен». Однако для фильма требовался совсем другой Холмс, куда более эксцентричный, неуживчивый. В конце концов, Ливанова съемочная группа отстояла перед студией.

345e96a0f1e923407951cdacfb9caca4

Поиски же доктора Ватсона затянулись на несколько месяцев. Масленников искал комедийного актера, который мог бы воплотить на экране наивность и простодушие героя, но и суметь показать его отважным и преданным другом. Руководство настаивало на кандидатуре Олега Басилашвили, рассматривались Леонид Куравлев и Александр Калягин, но режиссер продолжал сомневаться.

«Фотопробу Виталия Соломина с наклеенными армейскими английскими усами я обнаружил в актерском отделе „Ленфильма“. С этой фотографии на меня смотрел вылитый Конан-Дойл в молодости. Это была порода эдинбургских англичан — рыжеватых, курносых, веснушчатых. Но в объединении „Экран“ вслед за Ливановым не утвердили и Соломина: „Какой это Ватсон?! У него же русская курносая физиономия!“ — пожимали плечами редакторши», — вспоминает Масленников. Убедить чиновников удалось только после пробной съемки, в которой дуэт Холмса и Ватсона показал свою необыкновенную актерскую химию.

28be1e438defbf7599cb767e53afaf7a

129a2e2626597915dd489fd984cb0a3e

Домохозяйка Холмса — миссис Хадсон — в экранизации Масленникова совершенно особый персонаж. Хотя роль у нее совершенно незначительная и текста у нее совсем мало, она все же становится одной из главных героинь, без которой этот киномир не состоялся бы. Рину Зеленую тоже утвердили не сразу: считалось, что она уже была слишком стара и с ней могут возникнуть трудности. Пробы на роль миссис Хадсон проходила также Любовь Добржанская, но она была слишком «русской», не походила на смешную английскую старушку. В итоге съемочная группа настояла на кандидатуре Зеленой, тем более Ливанов знал актрису с самого детства и был счастлив оказаться с ней на одной площадке.

На протяжении всех одиннадцати серий миссис Хадсон нисколько не меняется, лишь тихо и убедительно сохраняет уютный мир дома на Бейкер-стрит. Зеленая иронично отзывалась об этой роли: «Никогда мне еще не приходилось играть мебель». Однако участие в «Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне» в конце концов стало своеобразной «лебединой песнью» актрисы: последнее ее появление на экране состоялось в 1986 году в заключительной серии экранизации, когда ей было 85 лет.

9a0c30b0aebea1d2baa7ccf4d69356d1

Инспектор Лестрейд тоже задумывался авторами как персонаж комедийный. Его жажда одолеть Холмса в знании криминалистики вызывает улыбку, поскольку, в отличие от Ватсона, у инспектора не получается сделать ни одного верного вывода. Режиссер Масленников поначалу рассматривал на эту роль звезд — Льва Дурова и Александра Ширвиндта, но в итоге остановился на весьма неожиданном выборе — украинском артисте Бориславе Брондукове. Сначала был придуман образ: стоячий воротничок, гетры, штаны гольф, сам весь подтянутый и слегка нервозный. «Брондуков сразу понял, как надо играть. Через этот облик, через эти гетры, через эту дурацкую кепку понял, кто он такой в нашей истории», — рассказывал режиссер. Впрочем, актер обладал столь ярко выраженным украинским говором, что его все-таки пришлось переозвучить. Брондуков не был против и даже сам предложил на эту роль Игоря Ефимова, одну из звезд дубляжа на «Ленфильме» в те годы.

af5bd2e41e57dba175de73cc3e782724

837cf36cad232ca92ba11de43d4915d4

{«points»:[{«id»:1,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}},{«id»:3,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:100}}],»steps»:[{«id»:2,»properties»:{«duration»:1.5,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power0.easeNone»,»automatic_duration»:true}}],»transform_origin»:{«x»:0.5,»y»:0.5}}

«Скажите, Ватсон, вы понимаете всю важность моего открытия?»:

bd8327e81d537be62f327d0d112e6dc4

Выход на экраны «Шерлока Холмса и доктора Ватсона» показал, что авторы не ошиблись в главном — в образе Холмса. Василия Ливанова действительно признали «тем самым», что случается крайне редко в экранизациях классики. На режиссера и актеров хлынули целые потоки писем с требованиями продолжения, советами и даже собственными сценариями приключений знаменитого сыщика. Слава распространилась на всю страну, а затем на весь мир.

Тем интереснее, что Холмс Ливанова сильно отличался от прототипа у Конан-Дойла. Это совсем иная трактовка образа. В книгах сыщик был меланхоличен, холоден и бесстрастен. Как и всякий гений, он был одинок, и излечить его тоску могли только расследования, они «дарили интерес к жизни». В Холмсе нетрудно разглядеть черты декадентские, он имел сильное пристрастие к наркотикам, был одержим высокими идеями логики и дедукции, недоступными простым обывателям.

Трудно представить себе таким Ливанова, в нем и следа нет от этого холодного образа. Наоборот, он крайне эксцентричен и даже сентиментален, он буквально рвется к людям. Холмс в экранизации становится преданным другом доктора Ватсону, но и сам нуждается в его преданности. Он раскрывает преступления, потому что искренне хочет помочь людям. В основе его гения лежит человечность, и поэтому ему так просто сочувствовать. Как писала Любовь Аркус, в Холмсе Ливанова воплощалась интеллигентская мечта — быть способным изменить мир не насилием, а мыслью и сердечной добротой.

И какую замечательную пару составляет ему доктор Ватсон Виталия Соломина. Этот благовоспитанный представитель «старой доброй Англии» всегда немножко неуместен и смешон. Его блестящее образование не позволяет ему освоить дедуктивный метод Холмса — человека, никогда не слышавшего о Копернике. Доктор неуклюже старается подражать наставнику, даже соперничать, но вечно терпит поражение.

ae17679e8bbcace61ce9d37fe10b5d5a

c41e2409eb7ab8948e844a8495c888fc

В финале второй серии «Шерлока Холмса и доктора Ватсона» звучит важный мотив сочувствия сыщика преступнику. Николай Караченцов играет здесь благородного мстителя, который не просто убивает виновников гибели своей возлюбленной, но предоставляет жертве равный с собой шанс — выпить по таблетке, одна из которых содержит яд. Раскрыв дело, Холмс с горечью сообщает Ватсону, что нередко остается на стороне преступника, а не его жертвы. Злодей зачастую куда интереснее, сложнее обывателя.

Дело в том, что Холмс непредставим без соперника, преступника, злодеяния, которое необходимо раскрыть. Сыщик не может существовать без дела, ему скучно, он начинает стрелять в стену из револьвера. И только злейший враг Холмса, который появится в последующих эпизодах, профессор Мориарти станет для него идеальным противником — умным и хладнокровным.

0a3af215bbc29db0193b4c851847440b

Нетрудно увидеть в Холмсе и Ватсоне первых отечественных супергероев. Подобно Бэтмену или Супермену, сыщик с Бейкер-стрит берет на себя функцию защитника общественного спокойствия, комфорта и стабильности. Сам Ливанов говорил об экранном дуэте, что они «надежные друзья любого человека, терпящего бедствие». Они бескорыстно помогают людям, просто из жажды справедливости.

a88337b80806e5514537e9c0ee733dd4

В этом, пожалуй, и кроется секрет успеха «Шерлока Холмса и доктора Ватсона» — это дверь в мир уюта, интеллигентности, благородства и остроумия. Режиссер Масленников и задумывал экранизацию как побег от реальности, эскапизм. На Холмса можно положиться, он сумеет объяснить необъяснимое, поможет понять страшное, жестокое и потустороннее. Поэтому картина до сих пор так и привлекательна, а дверь в это камерное пространство все еще открыта для каждого.

Кадры и фотографии со съемок — Киностудия «Ленфильм»

Дизайн и верстка — Анна Сбитнева

{«width»:1290,»column_width»:89,»columns_n»:12,»gutter»:20,»line»:20}
default
true
960
1290
false
false
false
[object Object]
{«mode»:»page»,»transition_type»:»slide»,»transition_direction»:»horizontal»,»transition_look»:»belt»,»slides_form»:{}}
{«css»:».editor {font-family: EsqDiadema; font-size: 19px; font-weight: 400; line-height: 26px;}»}

  • Шеринга джинс как пишется
  • Шестнадцати тысячный как пишется
  • Шестнадцати миллионный как пишется
  • Шекспир малое собрание сочинений
  • Шелковая сказка абрамцева читать