Шергин сказки и рассказы

Все лучшее детям сказки бориса шергина для детей.список произведений.краткая биография,жизнь и творчество бориса шергина краткая биография бориса шергина.жизнь и творчество.

Все лучшее детям

Сказки Бориса Шергина для детей.Список произведений.Краткая биография,жизнь и творчество Бориса Шергина

Краткая биография Бориса Шергина.Жизнь и творчество.

Борис Викторович Шергин — русский писатель, фольклорист, публицист и художник.

Борис Викторович Шергин родился 28 июля (16 июля по старому стилю) 1893 года. Отец Шергина, потомственный мореход и корабельный мастер, передал сыну дар рассказчика и страсть ко всякому «художеству»; мать — коренная архангелогородка, познакомившая его с народной поэзией Русского Севера. В семье Шергин воспринял первые важные уроки взаимоотношений с миром и людьми, трудовой кодекс чести северного русского народа. С детства постигал нравственный уклад, быт и культуру Поморья. Шергин срисовывал орнаменты и заставки старинных книг, учился писать иконы в поморском стиле, расписывал утварь; ещё в школьные годы стал собирать и записывать северные народные сказки, былины, песни.

Учился Борис Викторович Шергин в Архангельской мужской губернской гимназии (1903—1912); окончил Строгановское центральное художественно-промышленное училище (1917). Работал как художник-реставратор, заведовал художественной частью ремесленной мастерской. Борис Шергин внёс вклад в возрождение северных промыслов (в частности, холмогорской техники резьбы по кости), занимался археографической работой (собирал книги «старинного письма», древние лоции, записные тетради шкиперов, альбомы стихов, песенники).В 1922 г. Борис Шергин окончательно переехал в Москву; работал в Институте детского чтения Наркомпроса, выступал с рассказами о народной культуре Севера с исполнением сказок и былин перед разнообразной, в основном детской, аудиторией. С 1934 г. — на профессиональной литературной работе.

Первая публикация Шергина — очерк «Отходящая красота» о концерте Марии Дмитриевны Кривополеновой (газета «Архангельск». 1915, 21 ноября). При жизни писателя опубликовано 9 книг (не считая переизданий). В газетах и журналах Шергин помещал статьи литературоведческого и искусствоведческого характера, реже — литературные произведения.

Шергин-сказитель и сказочник сформировался и стал известен раньше, чем Шергин-писатель. Его первую книгу «У Архангельского города, у корабельного пристанища» (1924) составляют сделанные им записи шести архангельских старин с нотацией мелодий, напетых матерью (и входивших в репертуар выступлений самого Шергина).

Разителен переход от торжественно-печальных старин первого шергинского сборника к грубовато-озорному юмору «Шиша Московского» (1930) — «скоморошьей эпопеи о проказах над богатыми и сильными». Авантюрные остроумные сюжеты, сочный язык, гротескно-карикатурное изображение представителей социальных верхов связывают плутовской цикл Шергина с поэтикой народной сатиры.

В третьей книге — «Архангельские новеллы» (1936), воссоздающей нравы старомещанского Архангельска,Борис Шергин предстаёт как тонкий психолог и бытописатель. Новеллы сборника, стилизованные во вкусе популярных переводных «гисторий» XVII-XVIII вв., посвящены скитаниям в Заморье и «прежестокой» любви персонажей из купеческой среды. Первые три книги Бориса Шергина(оформленные автором собственноручно в «поморском стиле») представляют в полном объёме фольклорный репертуар Архангельского края. История Поморья, опосредованная в первых трёх книгах Бориса Шергина через искусство, красноречие, быт, предстаёт в своём непосредственном виде в следующем его сборнике — «У песенных рек» (1939). В этой книге Север России предстаёт как особый культурно-исторический регион, сыгравший значительную роль в судьбе страны и занимающий неповторимое место в её культуре. Последующие «изборники» Шергина расширяют и уточняют этот образ.

Вышедшую после войны книгу «Поморщина-корабельщина» (1947) сам Шергин называл своим «репертуарным сборником»: она объединяет произведения, с которыми он выступал в военные годы в госпиталях и воинских частях, клубах и школах. Судьба этого сборника трагична: он был подвергнут вульгарно-социологической переработке и вызвал уничижительную критику со стороны фольклористов как «грубая стилизация и извращение народной поэзии». Имя писателя Бориса Шергина было дискредитировано, а он сам обречен на десятилетнюю изоляцию от читателя.

Разрушению стены молчания вокруг Бориса Шергина способствовал организованный в 1955 г. творческий вечер писателя в Центральном Доме литераторов, после которого в издательстве «Детская литература» был опубликован сборник Шергина «Поморские были и сказания» (1957), а через некоторое время вышел и «взрослый» сборник избранных произведений «Океан — море русское» (1959). Сборник вызвал немало восторженных отзывов; особое внимание рецензентов привлекало словесное мастерство писателя. Заслуженное признание пришло к Шергину после высокой оценки его творчества в статье Л. М. Леонова («Известия». 1959, 3 июля).

Своеобразие фольклоризма Бориса Шергина состоит в непосредственной ориентации его текстов на народное творчество. Цель художника не в том, чтобы обогатить литературу за счёт внеположенного по отношению к ней фольклора, но чтобы явить народную поэзию как оригинальный, неповторимый и бесценный способ видения мира и человека. В текстах Бориса шергина — обилие цитат из фольклорных текстов (пословицы, поговорки, отрывки из былин, причитаний, лирических песен, небывальщин и т. п.). Большинство из них рассчитаны на чтение вслух, и Шергин, знавший всю свою прозу и поэзию наизусть, до последних лет жизни нередко сам исполнял свои произведения. Сказывание было для него не воспроизведением созданного ранее, но самим процессом творчества.

Умер писатель 30 октября 1973 года в Москве.
——————————————————————-
Борис Шергин.Сказки для детей.
Читаем бесплатно онлайн.

Борис Викторович Шергин

Борис Викторович Шергин

«Родную мою сторону обходит с полуночи великое Студёное море… От Студеного океана на полдень развеличилося Белое море, наш светлый Гандвиг. В Белое море пала Архангельская Двина. Широка и державна, тихославная та река плывет с юга на полночь и под архангельской горой встречается с морем», – так писал о любимом Северном крае Борис Шергин.

Родился будущий писатель в Архангельске. Год рождения писателя не установлен. По одним сведениям, это 1893 год; в автобиографии он называет 1896 год. Отец – потомственный помор. Почти всю жизнь Виктор Васильевич плавал на мурманских пароходах. А предки матери век служили в Адмиралтействе при корабельных верфях. Род Шергиных по матери, урождённой Старовской, коренные соломбальцы.

В семье было трое детей. Жили Шергины в небольшом домике по улице Карла Маркса недалеко от её пересечения с проспектом Ломоносова. Дома этого сейчас уже нет, но в рассказе «Детство в Архангельске» Шергин увековечил его: «В Архангельском городе было у отца домишко подле Немецкой слободы, близко реки.

Комнатки в доме были маленькие, низенькие, будто каютки: окошечки коротенькие, полы желтенькие, столы, двери расписаны травами. По наблюдникам синяя норвежская посуда. По стенам на полочках корабельные модели оснащены. С потолков птички растопорщились деревянные – отцово же мастерство». Воспоминания о взаимоотношениях родителей, об отношении их к детям, о родном доме светлы. Жизнь, полная любви и праведных трудов, навсегда станет для Шергина образцом для подражания.

При жизни Шергин не публиковал пространных автобиографий. Но его рассказы о детских и юношеских годах («Детство в Архангельске», «Поклон сына отцу», «Миша Ласкин») дают такое полное представление об этой поре жизни писателя, какое не смогли бы дать десятки автобиографий.

Один из лучших рассказов Шергина – «Миша Ласкин», рождением которого писатель обязан светлой дружбе, что связывала его с детства с прототипом главного героя. Миша наделён всеми лучшими человеческими качествами. Он самостоятелен и бесстрашен, смел и великодушен, удивительно сердечен и по-настоящему, действенно добр.

Любовь к искусству Севера во всех его многообразных проявлениях, всё то, что Борис Викторович называл ёмким словом «художество», началась в родительском доме. «Вокруг меня все пели русские песни, сказывали старины, сказки, причитали на свадьбах и похоронах, – вспоминал Шергин. – Я ничего не записывал, на ус наматывал. Летом ходил с отцом в Белое море на паруснике, а у помора о каждом мысе, о каждом береге своё предание есть. Так вот и рождались книги». Скоморохом, песенником, сказителем был друг отца, штурман дальнего плавания Пафнутий Осипович Анкудинов, которого Шергин называет одним из первых своих учителей. Его имя встречается во многих рассказах Шергина. Отец был увлечён изготовлением моделей судов и «рисовать был мастер». Всё это передалось и сыну. Кроме кораблей он делал модели северных церквей, утварь в северном стиле.

В 1903 году Борис Шергин поступил в приготовительный класс Архангельской мужской гимназии, которая в ту пору была лучшим учебным заведением. После окончания гимназии в 1913 году Шергин становится студентом Строгановского училища. Он ни разу не пожалел о сделанном выборе: «Как праздник вспоминаются мне годы пребывания… в Строгановском училище», – писал он в новелле «Виктор–горожанин». В 1916 году, по заданию академика А.А. Шахматова, Шергин отправляется в экспедицию для записи диалекта и фольклорных произведений Шенкурского уезда Архангельской губернии. После окончания училища Шергин возвращается в Архангельск, и с 1917 по 1919 годы работает вначале в Архангельском обществе изучения Северного края, а затем в кустарно-художественных мастерских.

В начале 20-х годов он переезжает на постоянное жительство в Москву. Русь Московская стала его второй родиной. Но Север на всю жизнь остался для Шергина самой большой любовью: «Дохнул ветерок. Может, он с Севера, с дальних полей…». В 20-е годы Шергин несколько раз приезжал в Архангельск, выступал в клубах и библиотеках как сказочник и «старинщик». Последний раз побывал в родном городе в 1934 году. Борис Пономарёв вспоминает: «Мне довелось слушать его в третьей средней школе, где Борис Викторович рассказывал ребятам «Соломбальскую сказку» и несколько поморских сказов. Ребята сидели словно заворожённые. Потом, как бы очнувшись, они долго аплодировали».

В Москве Шергин поначалу работает в институте детского чтения Наркомпроса художником-рецензентом. В 1924 году выходит первая книга Шергина «У Архангельского города, у корабельного пристанища», оформленная им самим. В книге содержались не собственные произведения Шергина, но записи текстов и мелодии фольклорных северных баллад. Отныне продолжение и сохранение традиций северной культуры, произведений устного народного творчества становится делом жизни писателя.

Второй сборник увидел свет в 1930 году. Он был назван «Шиш московский», по имени главного героя шергинских сказок, которые восходят к распространённым в Поморье скоморошинам о подвигах Васьки Шиша – бродяги, плута, надувающего богатых и жадных людей. Популярности книги способствовали выступления Шергина на радио с чтением сказок о Шише. После выхода этой книги Шергин становится членом союза писателей.

С 1934 года Шергин переходит на профессиональную литературную работу. Он часто выступает в различных аудиториях с устным исполнением народных сказок, былин, баллад и собственных произведений. Дальнейшая его жизнь не богата какими-либо исключительными и яркими событиями. Главными в ней были каждодневный писательский труд и напряжённая работа ума, души и сердца. В 1936 году выходит книга «Архангельские новеллы». Новеллы блестяще стилизованы под старину и погружают читателя в «стихию заморских страстей», рассказывая о путешествиях в дальние страны, о чужеземных красавицах, о любви, коварстве и изменах… с непременным счастливым концом.

В 1940 году Шергин стал инвалидом по зрению. Это лишило его возможности самостоятельно читать, писать, рисовать… Горько читать автобиографическую справку Шергина 1940 года, адресованную, по всей видимости, в Союз писателей: «Бедственное положение моё и моей семьи вынуждает меня просить о пенсии». Он пишет о том, что нужда заставила его продать книги, мебель и кругом задолжать. Больной человек, передвигающийся с помощью протезов, практически незрячий, он содержал на иждивении двоюродного брата, инвалида второй группы, и племянника.

В 1947 году вышла книга «Поморщина-корабельщина», которую сам Шергин называл «репертуарным сборником», потому что в неё вошли истории, которые он рассказывал в годы Великой Отечественной войны раненым в госпиталях солдатам, отправляющимся на фронт, труженикам тыла, школьникам. Сборник был опубликован во времена государственной кампании по удушению искусства. «Поморщина-корабельщина» подверглась сокрушительному разгрому со стороны официозных критиков. Шергина обвиняли в любви к старому поморскому быту, консерватизме, отсутствии связи с современностью. Но самым несправедливым было обвинение в «грубой стилизации и извращении народной поэзии». Шергин, который «пылинки сдувал» с каждого старинного слова, оборота речи, получил страшное и обидное клеймо, на долгие годы был лишён публикаций.

Лишь десять лет спустя, в 1957 году, вышла следующая книга, адресованный детям сборник «Поморские были и сказания» с прекрасными иллюстрациями В.А. Фаворского. В 1959 году вышел один из самых объёмных сборников писателя «Океан море русское». Книгу высоко оценила критика, с любовью восприняли читатели.

В 1966 году состоялась встреча Бориса Шергина с писателем и художником Юрием Ковалём. Коваль называл Шергина своим учителем и очень дорожил дружбой с ним. С Шергиным сверял Коваль всё своё написанное, по глазам узнавал, какие места ему не нравятся. Шергин и Коваль были писателями-художниками, оба были невероятно чутки к слову. Однажды Шергин высказался о том, какой должна быть проза: «Она должна быть такой, чтобы готов был целовать каждую написанную строчку».

Высоко ценил Коваль Шергина и как живописца и графика. По мнению Коваля, Борис Викторович Шергин был живописцем настоящим, в его росписях был видна «драгоценная школа народной северной русской живописи». Расписывал Шергин и печи, и прялки, и блюда, и ложки, туеса. Писал и иконы.

Во многом благодаря Ковалю, по мнению В.И. Власовой, имя Шергина было выведено из забвения: он печатал шергинские сказки на страницах журнала «Мурзилка», писал сценарии для мультфильмов по произведениям писателя. Фильмы «Волшебное кольцо», «Мистер Пронька», «Поморская быль», «Смех и горе у Белого моря» до сих пор любимы и популярны. Сам Коваль признавался, что учился у Шергина не столько литературному стилю, сколько его отношению к жизни, мудрости, выносливости.

Самой полной из всех прижизненных изданий Шергина стала книга «Запечатлённая слава», увидевшая свет в 1967 году. В циклы «Отцово знание», «Для увеселения», «У Архангелского города», у корабельного пристанища» объединено 101 произведение. Шергину тогда было 74 года. Его литературное имя было достаточно известным, но негромким. Умения же бороться за место под солнцем Борис Викторович был лишён начисто.

Борис Шергин – истинный христианин, с болью наблюдающий за подавлением нравственного начала в человеке. В сочинениях для печати он не мог прямо писать о религиозных чувствах. Откровенно и прямо он высказывается в своих дневниках, читать которые, по словам А. Михайлова, составляет «большое удовольствие». Большая часть дневников Шергина хранится в Пушкинском доме в Санкт-Петербурге. В 2010 году вышла в свет книга «Не случайные слова», в которую вошли дневниковые записи, хранящиеся в Архангельском литературном музее.

В Архангельске первый сборник произведений писателя был издан лишь в 1971 году. Позже Шергин был удостоен ордена Трудового Красного Знамени. Умер писатель 31 октября 1973 года. Похоронен на Кузьминском кладбище в Москве. По словам Е.Ш. Галимовой, «уникальность Шергина, неповторимость его творчества в том, что он сумел органические соединить, слить… литературу и фольклор, дать народному слову новую жизнь – в книге, а литературу обогатить сокровищами народной культуры». В произведениях Шергина прославлены основные и прочные нравственные правила, веками претворяемые в жизнь поморами.

В одном из его сказов есть такие слова: «Поживи для людей, поживут и люди для тебя». Б.В. Шергин всю жизнь отдал людям. Отдал щедро, без расчёта, без оглядки на выгоду. И люди платят ему любовью и доброй славой. Поразительно, но на карте области никак не увековечено имя Бориса Шергина, которое является одной из визитных карточек Архангельска. Лишь в 2008 году имя Шергина было присвоено Соломбальской библиотеке № 5. В октябре 2011 года в Москве была открыта Мемориальная комната Бориса Шергина на Рождественском бульваре, в доме 10/7, в котором Шергин прожил последние трудные годы жизни. В комнате воссоздана обстановка последних лет его жизни, выставлены сохраненные наследниками подлинные вещи Шергина, его рукописи, книги, предметы народного быта.

Сказки. Рассказы. Стихи

Сказки Бориса Шергина. Произведения и биография писателя

Краткая биография Бориса Шергина.Жизнь и творчество

Борис Викторович Шергин — русский писатель, фольклорист, публицист и художник.

Борис Викторович Шергин родился 28 июля (16 июля по старому стилю) 1893 года. Отец Шергина, потомственный мореход и корабельный мастер, передал сыну дар рассказчика и страсть ко всякому «художеству»; мать — коренная архангелогородка, познакомившая его с народной поэзией Русского Севера. В семье Шергин воспринял первые важные уроки взаимоотношений с миром и людьми, трудовой кодекс чести северного русского народа. С детства постигал нравственный уклад, быт и культуру Поморья. Шергин срисовывал орнаменты и заставки старинных книг, учился писать иконы в поморском стиле, расписывал утварь; ещё в школьные годы стал собирать и записывать северные народные сказки, былины, песни.

Учился Борис Викторович Шергин в Архангельской мужской губернской гимназии (1903—1912); окончил Строгановское центральное художественно-промышленное училище (1917). Работал как художник-реставратор, заведовал художественной частью ремесленной мастерской. Борис Шергин внёс вклад в возрождение северных промыслов (в частности, холмогорской техники резьбы по кости), занимался археографической работой (собирал книги «старинного письма», древние лоции, записные тетради шкиперов, альбомы стихов, песенники).В 1922 г. Борис Шергин окончательно переехал в Москву; работал в Институте детского чтения Наркомпроса, выступал с рассказами о народной культуре Севера с исполнением сказок и былин перед разнообразной, в основном детской, аудиторией. С 1934 г. — на профессиональной литературной работе.

Первая публикация Шергина — очерк «Отходящая красота» о концерте Марии Дмитриевны Кривополеновой (газета «Архангельск». 1915, 21 ноября). При жизни писателя опубликовано 9 книг (не считая переизданий). В газетах и журналах Шергин помещал статьи литературоведческого и искусствоведческого характера, реже — литературные произведения.

Шергин-сказитель и сказочник сформировался и стал известен раньше, чем Шергин-писатель. Его первую книгу «У Архангельского города, у корабельного пристанища» (1924) составляют сделанные им записи шести архангельских старин с нотацией мелодий, напетых матерью (и входивших в репертуар выступлений самого Шергина).

Разителен переход от торжественно-печальных старин первого шергинского сборника к грубовато-озорному юмору «Шиша Московского» (1930) — «скоморошьей эпопеи о проказах над богатыми и сильными». Авантюрные остроумные сюжеты, сочный язык, гротескно-карикатурное изображение представителей социальных верхов связывают плутовской цикл Шергина с поэтикой народной сатиры.

В третьей книге — «Архангельские новеллы» (1936), воссоздающей нравы старомещанского Архангельска,Борис Шергин предстаёт как тонкий психолог и бытописатель. Новеллы сборника, стилизованные во вкусе популярных переводных «гисторий» XVII-XVIII вв., посвящены скитаниям в Заморье и «прежестокой» любви персонажей из купеческой среды. Первые три книги Бориса Шергина(оформленные автором собственноручно в «поморском стиле») представляют в полном объёме фольклорный репертуар Архангельского края. История Поморья, опосредованная в первых трёх книгах Бориса Шергина через искусство, красноречие, быт, предстаёт в своём непосредственном виде в следующем его сборнике — «У песенных рек» (1939). В этой книге Север России предстаёт как особый культурно-исторический регион, сыгравший значительную роль в судьбе страны и занимающий неповторимое место в её культуре. Последующие «изборники» Шергина расширяют и уточняют этот образ.

Вышедшую после войны книгу «Поморщина-корабельщина» (1947) сам Шергин называл своим «репертуарным сборником»: она объединяет произведения, с которыми он выступал в военные годы в госпиталях и воинских частях, клубах и школах. Судьба этого сборника трагична: он был подвергнут вульгарно-социологической переработке и вызвал уничижительную критику со стороны фольклористов как «грубая стилизация и извращение народной поэзии». Имя писателя Бориса Шергина было дискредитировано, а он сам обречен на десятилетнюю изоляцию от читателя.

Разрушению стены молчания вокруг Бориса Шергина способствовал организованный в 1955 г. творческий вечер писателя в Центральном Доме литераторов, после которого в издательстве «Детская литература» был опубликован сборник Шергина «Поморские были и сказания» (1957), а через некоторое время вышел и «взрослый» сборник избранных произведений «Океан — море русское» (1959). Сборник вызвал немало восторженных отзывов; особое внимание рецензентов привлекало словесное мастерство писателя. Заслуженное признание пришло к Шергину после высокой оценки его творчества в статье Л. М. Леонова («Известия». 1959, 3 июля).

Своеобразие фольклоризма Бориса Шергина состоит в непосредственной ориентации его текстов на народное творчество. Цель художника не в том, чтобы обогатить литературу за счёт внеположенного по отношению к ней фольклора, но чтобы явить народную поэзию как оригинальный, неповторимый и бесценный способ видения мира и человека. В текстах Бориса шергина — обилие цитат из фольклорных текстов (пословицы, поговорки, отрывки из былин, причитаний, лирических песен, небывальщин и т. п.). Большинство из них рассчитаны на чтение вслух, и Шергин, знавший всю свою прозу и поэзию наизусть, до последних лет жизни нередко сам исполнял свои произведения. Сказывание было для него не воспроизведением созданного ранее, но самим процессом творчества.
Умер писатель 30 октября 1973 года в Москве.
——————————————————————-
Борис Шергин.Сказки для детей.
Читаем бесплатно онлайн.

Библиотека для детей

Сказки Бориса Шергина для детей.Список произведений.Краткая биография,жизнь и творчество Бориса Шергина.

Краткая биография Бориса Шергина.Жизнь и творчество.

Борис Викторович Шергин — русский писатель, фольклорист, публицист и художник.

Борис Викторович Шергин родился 28 июля (16 июля по старому стилю) 1893 года. Отец Шергина, потомственный мореход и корабельный мастер, передал сыну дар рассказчика и страсть ко всякому «художеству»; мать — коренная архангелогородка, познакомившая его с народной поэзией Русского Севера. В семье Шергин воспринял первые важные уроки взаимоотношений с миром и людьми, трудовой кодекс чести северного русского народа. С детства постигал нравственный уклад, быт и культуру Поморья. Шергин срисовывал орнаменты и заставки старинных книг, учился писать иконы в поморском стиле, расписывал утварь; ещё в школьные годы стал собирать и записывать северные народные сказки, былины, песни.

Учился Борис Викторович Шергин в Архангельской мужской губернской гимназии (1903—1912); окончил Строгановское центральное художественно-промышленное училище (1917). Работал как художник-реставратор, заведовал художественной частью ремесленной мастерской. Борис Шергин внёс вклад в возрождение северных промыслов (в частности, холмогорской техники резьбы по кости), занимался археографической работой (собирал книги «старинного письма», древние лоции, записные тетради шкиперов, альбомы стихов, песенники).В 1922 г. Борис Шергин окончательно переехал в Москву; работал в Институте детского чтения Наркомпроса, выступал с рассказами о народной культуре Севера с исполнением сказок и былин перед разнообразной, в основном детской, аудиторией. С 1934 г. — на профессиональной литературной работе.

Первая публикация Шергина — очерк «Отходящая красота» о концерте Марии Дмитриевны Кривополеновой (газета «Архангельск». 1915, 21 ноября). При жизни писателя опубликовано 9 книг (не считая переизданий). В газетах и журналах Шергин помещал статьи литературоведческого и искусствоведческого характера, реже — литературные произведения.

Шергин-сказитель и сказочник сформировался и стал известен раньше, чем Шергин-писатель. Его первую книгу «У Архангельского города, у корабельного пристанища» (1924) составляют сделанные им записи шести архангельских старин с нотацией мелодий, напетых матерью (и входивших в репертуар выступлений самого Шергина).

Разителен переход от торжественно-печальных старин первого шергинского сборника к грубовато-озорному юмору «Шиша Московского» (1930) — «скоморошьей эпопеи о проказах над богатыми и сильными». Авантюрные остроумные сюжеты, сочный язык, гротескно-карикатурное изображение представителей социальных верхов связывают плутовской цикл Шергина с поэтикой народной сатиры.

В третьей книге — «Архангельские новеллы» (1936), воссоздающей нравы старомещанского Архангельска,Борис Шергин предстаёт как тонкий психолог и бытописатель. Новеллы сборника, стилизованные во вкусе популярных переводных «гисторий» XVII-XVIII вв., посвящены скитаниям в Заморье и «прежестокой» любви персонажей из купеческой среды. Первые три книги Бориса Шергина(оформленные автором собственноручно в «поморском стиле») представляют в полном объёме фольклорный репертуар Архангельского края. История Поморья, опосредованная в первых трёх книгах Бориса Шергина через искусство, красноречие, быт, предстаёт в своём непосредственном виде в следующем его сборнике — «У песенных рек» (1939). В этой книге Север России предстаёт как особый культурно-исторический регион, сыгравший значительную роль в судьбе страны и занимающий неповторимое место в её культуре. Последующие «изборники» Шергина расширяют и уточняют этот образ.

Вышедшую после войны книгу «Поморщина-корабельщина» (1947) сам Шергин называл своим «репертуарным сборником»: она объединяет произведения, с которыми он выступал в военные годы в госпиталях и воинских частях, клубах и школах. Судьба этого сборника трагична: он был подвергнут вульгарно-социологической переработке и вызвал уничижительную критику со стороны фольклористов как «грубая стилизация и извращение народной поэзии». Имя писателя Бориса Шергина было дискредитировано, а он сам обречен на десятилетнюю изоляцию от читателя.

Разрушению стены молчания вокруг Бориса Шергина способствовал организованный в 1955 г. творческий вечер писателя в Центральном Доме литераторов, после которого в издательстве «Детская литература» был опубликован сборник Шергина «Поморские были и сказания» (1957), а через некоторое время вышел и «взрослый» сборник избранных произведений «Океан — море русское» (1959). Сборник вызвал немало восторженных отзывов; особое внимание рецензентов привлекало словесное мастерство писателя. Заслуженное признание пришло к Шергину после высокой оценки его творчества в статье Л. М. Леонова («Известия». 1959, 3 июля).

Своеобразие фольклоризма Бориса Шергина состоит в непосредственной ориентации его текстов на народное творчество. Цель художника не в том, чтобы обогатить литературу за счёт внеположенного по отношению к ней фольклора, но чтобы явить народную поэзию как оригинальный, неповторимый и бесценный способ видения мира и человека. В текстах Бориса шергина — обилие цитат из фольклорных текстов (пословицы, поговорки, отрывки из былин, причитаний, лирических песен, небывальщин и т. п.). Большинство из них рассчитаны на чтение вслух, и Шергин, знавший всю свою прозу и поэзию наизусть, до последних лет жизни нередко сам исполнял свои произведения. Сказывание было для него не воспроизведением созданного ранее, но самим процессом творчества.

Умер писатель 30 октября 1973 года в Москве.
——————————————————————-
Борис Шергин.Сказки для детей.
Читаем бесплатно онлайн.

Шергин, Борис

728x90 2

Бори́с Ви́кторович Шерги́н [2] (16 [28] июля 1893 [3] , Архангельск — 30 октября 1973, Москва) — русский и советский писатель, фольклорист, публицист и художник, известный главным образом историями из жизни поморов.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Характеристика творчества
    • 2.1 Литературная деятельность
    • 2.2 Художественное наследие
  • 3 Экранизации произведений
  • 4 Театральные постановки
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Биография

Борис Викторович Шергин родился 16 [28] июля 1893 года [4] в Архангельске. Отец Шергина, потомственный мореход и корабельный мастер, (по анкете самого Шергина отец — крестьянин, выходец с реки Вычегда, но с детства попал в моряки и дослужился до «государя-кормщика») передал сыну дар рассказчика и страсть ко всякому «художеству»; мать — коренная архангелогородка, познакомившая его с народной поэзией Русского Севера.

С детства постигал нравственный уклад, быт и культуру Поморья. Срисовывал орнаменты и заставки старинных книг, учился писать иконы в поморском стиле, расписывал утварь; ещё в школьные годы стал собирать и записывать северные народные сказки, былины, песни. Учился в Архангельской мужской губернской гимназии (1903—1912); учился в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1913—1917). Работал как художник-реставратор, заведовал художественной частью ремесленной мастерской, внёс вклад в возрождение северных промыслов (в частности, холмогорской техники резьбы по кости), занимался археографической работой (собирал книги «старинного письма», древние лоции, записные тетради шкиперов, альбомы стихов, песенники). Печатался с 1912 года.

В 1922 году окончательно переехал в Москву; работал в Институте детского чтения Наркомпроса, выступал с рассказами о народной культуре Севера с исполнением сказок и былин перед разнообразной, в основном детской, аудиторией. С 1934 года — на профессиональной литературной работе, тогда же вступил в Союз писателей СССР.

Первая публикация — очерк «Отходящая красота» о концерте М. Д. Кривополеновой (выпуск газеты «Архангельск» от 21 ноября 1915 года). При жизни писателя опубликовано 9 книг (не считая переизданий). В газетах и журналах Шергин помещал статьи литературоведческого и искусствоведческого характера, реже — литературные произведения. В 1934 году с иллюстрациями Б. Шергина вышла поэма Василия Каменского «Иван Болотников».

Умер писатель 30 октября 1973 года в Москве, похоронен на Кузьминском кладбище.

Характеристика творчества

Литературная деятельность

Шергин-сказитель и сказочник сформировался и стал известен раньше, чем Шергин-писатель. Его первую книгу «У Архангельского города, у корабельного пристанища» (1924) составляют сделанные им записи шести архангельских старин с нотацией мелодий, напетых матерью (и входивших в репертуар выступлений самого Шергина).

Разителен переход от торжественно-печальных старин первого шергинского сборника к грубовато-озорному юмору «Шиша Московского» (1930) — «скоморошьей эпопеи о проказах над богатыми и сильными». Авантюрные остроумные сюжеты, сочный язык, гротескно-карикатурное изображение представителей социальных верхов связывают плутовской цикл Шергина с поэтикой народной сатиры.

В третьей книге — «Архангельские новеллы» (1936), воссоздающей нравы старомещанского Архангельска, Шергин предстаёт как тонкий психолог и бытописатель. Новеллы сборника, стилизованные во вкусе популярных переводных «гисторий» XVII—XVIII вв., посвящены скитаниям в Заморье и «прежестокой» любви персонажей из купеческой среды. Первые три книги Шергина (оформленные автором собственноручно в «поморском стиле») представляют в полном объёме фольклорный репертуар Архангельского края. История Поморья, опосредованная в первых трёх книгах Шергина через искусство, красноречие, быт, предстаёт в своём непосредственном виде в следующем его сборнике — «У песенных рек» (1939). В этой книге Север России предстаёт как особый культурно-исторический регион, сыгравший значительную роль в судьбе страны и занимающий неповторимое место в её культуре. Последующие «изборники» Шергина расширяют и уточняют этот образ.

Вышедшую после войны книгу «Поморщина-корабельщина» (1947) сам Шергин называл своим «репертуарным сборником»: она объединяет произведения, с которыми он выступал в военные годы в госпиталях и воинских частях, клубах и школах. Судьба этого сборника трагична: он был подвергнут вульгарно-социологической переработке и вызвал уничижительную критику со стороны фольклористов как «грубая стилизация и извращение народной поэзии». Имя писателя было дискредитировано, а он сам обречен на десятилетнюю изоляцию от читателя.

Примерно к этому же времени относится скандальная история с книгой «Хожение Иванново Олельковича сына Ноугородца», которая якобы была написана в XV веке и обнаружена Шергиным в хранилище Соловецкого монастыря в начале XX века. В дальнейшем данная книга была использована писателем Бадигиным сначала в своих литературных произведениях, а потом и при написании им кандидатской диссертации [5] .

Разрушению стены молчания вокруг Шергина способствовал организованный в 1955 году творческий вечер писателя в Центральном доме литераторов, после которого в издательстве «Детская литература» был опубликован сборник «Поморские были и сказания» (1957), а через некоторое время вышел и «взрослый» сборник избранных произведений «Океан — море русское» (1959). Сборник вызвал немало восторженных отзывов; особое внимание рецензентов привлекало словесное мастерство писателя. Заслуженное признание пришло к Шергину после высокой оценки его творчества в статье Л. М. Леонова (выпуск газеты «Известия» от 3 июля 1959 года).

Своеобразие фольклоризма Шергина состоит в непосредственной ориентации его текстов на народное творчество. Цель художника состоит не в том, чтобы обогатить литературу за счёт внеположенного по отношению к ней фольклора, но чтобы явить народную поэзию как оригинальный, неповторимый и бесценный способ видения мира и человека. В текстах писателя — обилие цитат из фольклорных текстов (пословицы, поговорки, отрывки из былин, причитаний, лирических песен, небывальщин и тому подобных форм). Большинство из них рассчитаны на чтение вслух, и Шергин, знавший всю свою прозу и поэзию наизусть, до последних лет жизни нередко сам исполнял свои произведения. Сказывание было для него не воспроизведением созданного ранее, но самим процессом творчества.

В 2006 году в Архангельске была выпущена в свет библиография Бориса Шергина [6] .

Художественное наследие

Первоначальная творческая деятельность Бориса Шергина была преимущественно связана с изобразительным искусством [7] . В своих дневниках он писал: «Годов до тридцати, тридцати пяти я мало писал: расписывал и разрисовывал стены, двери, бумажные листы» [8] . Художественную деятельность Борис Шергин почти полностью оставил в начале 1930-х годов по причине значительного ухудшения его зрения (самые поздние его рисунки датированы 1949 и 1951—1952 годами) [7] .

Художественное наследие Б. В. Шергина разделено между государственными (Рукописный отдел ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом), Архангельский литературный музей, Государственный литературный музей, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера») и несколькими частными собраниями [7] . В число созданных Борисом Шергина художественных произведений входят рисунки, настенные листы, икона, расписные филенки [9] .

В 2019 году была найдена единственная известная лицевая рукопись Бориса Шергина «Сон Богородицы», содержащая 11 миниатюр, созданных предположительно в период 1914—1928 годов [10] .

«В лице Шергина русская народная традиция получила как бы своего ходатая, заступника, поборника».

Борис Шергин. Фото: pravchtenie.ru

В русской культуре есть две дороги, которые то сближаются, то отдаляются друг от друга, но между ними всегда есть расстояние. Одна – это народная самобытная культура: сказители, калики, странники. Другая – та, на которой находятся все так называемые классические писатели, поэты, композиторы и так далее. Суметь увидеть обе дороги или пересечь обе – большой творческий труд. Мало кому он по силе. Один из тех, кто сумел в разрушительном XX веке вобрать в себя русскую жизнь, живой язык русского севера и привнести всё это в литературу – это писатель Борис Викторович Шергин. Он жил практически иноческой жизнью, был образцом целостного крепкого человека. В сталинские ли годы в Москве или родном Архангельске, он везде он жил своей жизнью, открыто ходил в храм, размышлял о вере, Боге и человеке.  Родился Борис Шергин на излёте XIX века в июле 1893 года в Архангельске, успев застать Российскую империю, северную интервенцию и приход большевиков. В своих дневниках он писал: «Детство, юность, молодость – всё у меня с родимым городом северным связано, всё там положено. И всё озарено светом невечереющим… Любовь к родной старине, к быту, к стилю, к древнему искусству, к древней культуре Руси и родимого края, сказочная красивость и высокая поэтичность этой культуры – вот что меня захватывало всего и всецело увлекало…».  Сказывать былины Шергин научился от матери Анны Ивановны, коренной поморки, у которой «как жемчуг, слово катилося из уст». В изящных искусствах он также проявил свои таланты с младых ногтей, беззаветно отдавался рисованию, копируя иллюстрации из «Соловецкого Патерика», увлекаясь знаменным пением, записывая былины и фольклор, переписывая древнерусские лицевые рукописи.  Среди исследователей фольклора известно, если вы заинтересовались народной культурой, в особенности поморами и архангельским краем, то мимо Шергина вам не пройти. Известный фольклорист Александр Маточкин  помимо довольно широко известных сказок, былин и рассказов Шергина выделяет его дневники:  – Это удивительное, душеполезное чтение. Если какая грусть-тоска случится, то чтение дневников Шергина может вернуть бодрость духа и желание жить и творить.

  Вообще говоря, сама фамилия писателя Шергин (с ударением на первый слог) – это поморская фамилия, которая происходит от слова Шерга – стружка. Скорее всего, основатель фамилии был плотник, как и отец Виктор Васильевич, трудившийся корабельным мастером. Он наставлял маленького Борю: «Постарайся, чтобы наши сказания попали в писания». И хоть сын не пошёл по стопам отца, а наказ исполнил. Закончив Строгановское училище, он работал художником-реставратором и выступал в Москве в Институте детского чтения Наркомпроса с былинами и рассказами о севернорусской культуре. Его даровитость, умение писать, рисовать и сказывать, давали ему преимущество и свободу в художественном выражении. Он сам иллюстрировал свои рассказы и сборники. Первые книги «У Архангельского города, у корабельного пристанища» и «Шиш московский» были приняты читателями и критиками хорошо. Дела сказителя шли недурно. В 1934 Шергин вступил в Союз писателей СССР, его книги выходили одна за одной.  Во время войны он тоже не сидел без дела, ездил по госпиталям и сказывал раненым солдатам былины. Удивительно, как долго он мог идти вперёд несмотря на большевистскую антинациональную идеологию.  К концу сороковых годов его книга «Поморщина-корабельщина» была разнесена критиками, а сам автор попал в опалу на 10 лет. Казённые книгочеи видели в его даре воспевать народный быт и традиций отцов угрозу интернационалу и бесклассовому будущем. В августе 1946 году появился доклад А.А Жданова и постановление ЦК ВКП(б) «о журналах «Звезда» и «Ленинград», о новом курсе партии в подтягивании идеологического фронта ко все другим участкам работы. Как докладывал Жданов «В советскую литературу просачиваются писатели-лазутчики, несущие упаднические настроения дореволюционного прошлого, чуждые советской действительности и нетерпимые на страницах наших книг». Такими лазутчиками назывались Михаил Зощенко «с его омерзительной моралью» и Анна Ахматова «блудница и монахиня». Вслед за этим посыпались обвинения и на Бориса Шергина.  В  газете «Культура и жизнь» говорилось, что Шергин, зная творчество поморов, специально ищет архаику. Он «пропагандирует несвойственные советским людям идеи, вводит архаический язык». Книга «Поморщина-корабельщина» была охарактеризована как псевдонародная с каждой страницы, которой «пахнет церковным ладаном и елеем», несущая черты отсталости и консерватизма. Перед ним закрылись все издательства. Потянулись годы полуголодной одинокой жизни в подвальном помещении на Сверчковом переулке. Как глоток свежего для него посещение храма и созерцание природы и времён года. Кое-что можно понять о ситуации, в которой оказался Шергин из его заявления на имя председателя Союза писателей Фадеева: «Обстановка…самая отчаянная. Двадцать лет я живу и работаю в темном и гнилом подвале. Я утратил 90% зрения. В одной комнате нас помещается пять человек…семья моя голодает. У меня нет сил продолжать работу». Друг писателя скульптор-анималист Иван Ефимов сравнивал творчество писателя с жемчужинами русской речи, задавленные и засыпанные «мусором убогой жизни» в которых приходилось жить человеку преклонного возраста. Можно сказать, что это десятилетие он пережил благодаря названному брату, помогавшему по быту и ещё некоторым родственникам.  Ещё один удар был связан с диссертацией Константина Бадигина о ледовых плаваниях русских людей в древности. Ему Шергин в 1951 году передал некоторые материалы из своего архива.  В частности, рукопись «Морской уставец Ивана Новгородца», которая была переписана подростком-гимназистом для юношеской аудитории. Сам Шергин говорил, что из всей рукописи его интересовала глава о мореходстве, причём с точки зрения палеографии копия была малограмотной. Из неё следовало, что русские бывали на Новой Земле уже в XV столетии. Но Бадигин выдвинул смелое предположение, что начало русского мореходства относится к началу XII века. Из-за этого поднялась волна обвинений в «обдуманном подлоге» со стороны Шергина, и последовал разрыв с только что открывшимися для писателя издательствами. Некоторые требовали возврата аванса, что было равносильно смерти для нищего писателя. «Географгиз…накинул мне на шею удавную петлю, забивает меня в гроб, требуя возврата аванса», – писал он. Шергин обращался и в ЦК КПСС, в редакцию «Литературной газеты», никаких результатов эти заявления не принесли. Занавес непризнания упал с творчества Бориса Викторовича после 1957 года. ХХ съезд, десталинизация, предчувствие «оттепели» повлекли за собой перемены общественных настроений и к народной культуре. Только в 1959 году Шергину с поддержкой друга юности Леонида Леонова удалось выпустить книги «Океан — море русское», а позже «Поморские были и сказания», «Запечатленная слава» – самые крупные сборники Шергина. Трудами неравнодушных просителей его смогли переселить в квартиру на Рождественском бульваре, где он доживал последние годы. По воспоминаниям гостей Шергина квартира больше похожая на вокзальное помещение с неуютно высокими потолками и запылёнными окнами. Но это было не так важно, писатель уже почти ничего не видел и мысленно всё чаще возвращался в родной Архангельск, к отцу, матери и морю.

RIAN 5620129.HR .ru .jpg1

Памятник Борису Шергину в Архангельске. Фото: Павел Львов/РИА Новости

Его как-то спрашивали, а что такое рай и ад. Он отвечал: «Ад – пустая душа. Душа, забывшая мать, предавшая отца. Другого ада я не понимаю, не принимаю.  – А рай? – Это моё детство в Архангельске, живы отец и мать… Это – мы сейчас сидим вдвоём, и скоро Миша придёт…». Везде в творчестве Шергина просачивается его особое стоическое, поморское мировидение, даже к смерти, как он приговаривал «смерть не всё возьмет – только своё возьмет». И она взяла, что могла 30 октября 1973 года.  Александр Маточкин считает, что хоть Шергин по факту и не жил жизнью деревенского сказителя, в том смысле, что не был ни крестьянином, ни рыбаком, ни ремесленником, но всё же своё творчество он помимо книг умело передавал изустно, именно как народный сказитель. –  Он был писателем, который любил народную жизнь, и да, он сам жил этой народной жизнью,  –  замечает Маточкин. – В русской культуре Шергин занимает особое место. В его лице русская народная традиция, в частности устная традиция, получила как бы своего ходатая, заступника, поборника. Шергину как никому другому удалось живо и ярко передать всю красоту и мощь народного духа, народной души. Поэтому его творчество останется в веках. Для всё новых поколений читателей он навсегда останется дверью в мир Северной Руси.

1

«Много
древних сказаний содержат русские летописи. Из лета в лето, то есть из года в
год, любознательные люди заносили в летописные книги то, что сами видели и о
чем слышали от знающих людей»

Б. Шергин

Любознательным человеком был и сам Борис
Викторович Шергин – русский советский писатель, фольклорист, публицист и художник,
автор одной темы, который писал о своих земляках-поморах, людях отважных,
сильных и суровых.

Борис Шергин родился 28 (16) июля 1896 года в
Архангельске, в семье коренных поморов, рыбаков и корабельных мастеров. Мать
Бориса была архангелогородка, старообрядка и с раннего возраста знакомила сына
с народной поэзией Русского Севера: сказками, преданиями и старинными духовными
песнопениями. В доме Шергиных часто собирались друзья, и маленький Борис
внимательно слушал увлекательные рассказы и былины-баллады, и в дальнейшем стал
их собирать и записывать. Помимо поэтического творчества Бориса увлекала
иконопись в поморском стиле и народная роспись по дереву, а еще он копировал
картинки из «Соловецкого патерика» –- книги поморских староверов.

С 1903 по 1912 год Шергин учится в
Архангельской мужской губернской гимназии. О себе писал так: «Будучи учеником Архангельской гимназии, я
сшивал тетради в формате книг и печатными буквами вписывал туда на память то,
что казалось любопытно. Тщился украсить рисунками, кстати, краски, стамески,
всякий инструмент для резьбы по дереву стали моей страстью. Кроме кораблей, я
делал модели северных церквей, утварь в северном стиле. Страсть к народному,
самобытному искусству привела меня в Москву, в Строгановское художественное
училище
». Жизнь юноши стала делиться между Москвой и Севером, куда он
приезжал только на каникулы.

Во время учебы в Москве Шергина заметили, и оценили
его способности не только как художника, но и как талантливого сказочника,
который умело владел народным словом. В 1916 году Борис Викторович знакомится с
академиком Шахматовым и по его инициативе писатель был направлен Академией наук
в Шенкурский уезд Архангельской губернии для изучения местных говоров и
фольклорных записей. Окончив училище, в 1917 году вернулся на родину, где сменил
множество профессий: от художника-реставратора до заведующего ремесленной
мастерской. Большой вклад Шергин внес в возрождение северных промыслов, таких
как холмогорская техника резьбы по кости. А еще он занимался сбором старинных
книг, альбомов, стихов, песенников, записных тетрадей шкиперов и древних
документов, описывающих акватории, берега и особенности судоходства.

Во время оккупации Севера американцами в 1919
году Шергин был мобилизован на принудительные работы, где попал под вагонетку и
потерял ногу и пальцы левой ноги. Эта беда не помешала дальнейшей его
творческой работе, и в 1922 году писатель переезжает в Москву, становится
сотрудником Института детского чтения Наркомпроса. Жил небогато, ютился в
подвале, но постепенно входил в литературную жизнь столицы, выступая перед
детской аудиторией, исполняя сказки и былины северного народа.

2

В 1924 году выходит его первая книжка «У
Архангельского города, у корабельного пристанища», оформленная писателем. В
книге собраны записи текстов и мелодий фольклорных северных баллад.

3

Спустя 6 лет выходит вторая книга автора –
сборник «Сказки о Шише». В этих сказках писатель описывает смешные истории о
задиристом и бесшабашном Шише, который постоянно путешествует и попадает в
различные нелепые ситуации, подшучивает над жадными и злыми людьми. В этом же
году Шергин становится членом Союза писателей, в дальнейшем делегатом Первого
Всесоюзного съезда советских писателей и переходит на профессиональную
литературную работу, выступая перед различной аудиторией.

4

В конце 30-х выходят сборники рассказов
«Архангельские новеллы» и «У песенных рек».

В сборнике «Архангельские новеллы» автор
описывает нравы старомещанского Архангельска, рассказы посвящены скитаниям в
Заморье и «прежестокой» любви главных героев из купеческой среды.

В рассказах из сборника «У песенных рек» читатель
прочтет историко-биографические поморские рассказы, народные толки о вождях
революции и их легендарно-сказочные биографии.

5

Послевоенная книга «Поморщина-корабельщина», вышедшая
в 1947 году объединяла рассказы, с которыми автор выступал в военные годы в
госпиталях, в воинских частях, школах и клубах. Фольклористы этот сборник
раскритиковали, как «грубую стилизацию и извращение народной поэзии». После
этого Шергин на десять лет ушел в изоляцию от читателя.

Здоровье писателя с каждым годом ухудшалось, особенно
зрение, писатель и его семья продолжали жить в нищете в темном сыром подвале. И
лишь в 1955 году в Центральном доме литераторов состоялся творческий вечер
писателя, после которого в издательстве «Детская литература» опубликовали
сборник «Поморские были и сказания», а через некоторое время – «Океан – море
русское». Читатели высоко оценили сборники, отзываясь только положительно, а
рецензентов привлекало словесное мастерство писателя. Заслуженное признание
пришло к Шергину после высокой оценки его творчества в статье Л. М. Леонова
(«Известия». 1959, 3 июля).

В 1960 году Шергин переезжает в коммунальную
квартиру на Рождественском бульваре, где занимает две комнаты. Жил он тихо, к
старости совсем ослеп. Умер Борис Викторович Шергин 30 октября 1973 года.

Имя Шергина стало более известно после экранизаций
его произведений, таких как «Волшебное кольцо», «Мартынко», «Mister Пронька»
и др.

6

Библиотека №10 «Радуга» приглашает вас за
книгами поморского сказочника, где вы найдете для себя интересные и
поучительные сказки.

Использованные источники:

Жизнь и творчество Бориса Шергина. Текс :
электронный – URL: https://arhlib.ru/wp-content/uploads/2016/08/Metodicheskie-rekomendatsii.-ZHizn-i-tvorchestvo-Borisa-SHergina.pdf

Шергин Борис Викторович. Текс : электронный –
URL: https://chtoby-pomnili.livejournal.com/408653.html

Ирина Бандровская,
библиотека №10 «Радуга»

21 февраля отмечается Международный день родного языка, учреждённый ЮНЕСКО в 1999 году с целью защиты языкового и культурного многообразия. В связи с этим Российская государственная библиотека организует выставку «Русский фольклор в трудах Александра Николаевича Афанасьева и Бориса Викторовича Шергина» на площадке Мраморной лестницы.

афанасьев шергин
Фото: Мария Говтвань, РГБ

Фольклор в широком смысле представляет духовную культуру того или иного народа, которая может существовать в форме музыки, словесных текстов, танца или декоративно-прикладного творчества. Дошедшие до нас сказки и былины — тоже часть этой старинной традиции. Долгое время фольклор не представлял особого интереса для учёных, однако с середины XVIII века начинается активное собирание и изучение устного народного творчества. Сам термин «фольклор» был придуман лишь в 1846 году английским писателем Уильямом Джоном Томсом. В XIX веке в Российской империи сказки и народные песни собирали многие литераторы и музыканты, среди которых были Александр Пушкин, Василий Жуковский, Владимир Даль, Михаил Глинка и Пётр Чайковский.

афанасьев шергин
Фото: Мария Говтвань, РГБ

Выставка «Русский фольклор в трудах Александра Николаевича Афанасьева и Бориса Викторовича Шергина» раскрывает тему устного народного творчества через собрание работ двух крупных исследователей русских сказок в XIX и XX веках.

Так, Александр Николаевич Афанасьев (1826—1871), историк, этнограф, литературовед и фольклорист, внёс важный вклад в изучение устных традиций прошлого. Список трудов, представленных самим Александром Николаевичем, составил более 140 названий, куда входят книги, научные статьи, рецензии и публикаций. Своей главной заслугой в русской литературе Афанасьев считал выход в свет в 1855—1863-х годах восьми выпусков собрания «Русских народных сказок», которые представлены на выставке. Это издание без преувеличения можно назвать научным и жизненным подвигом Александра Николаевича. «Русские народные сказки» Афанасьева стали истинно народной книгой для многих поколений читателей.

афанасьев шергин
Фото: Мария Говтвань, РГБ

Вскоре после этого, в 1865 году, вышел трёхтомный труд Александра Николаевича «Поэтические воззрения славян на природу», явившийся фундаментальным исследованием историко-филологического анализа языка и фольклора славян в сравнении с языками и фольклором других индоевропейских народов. За данную монографию в 1870 году писатель получил премию Императорской Академии наук и на эти деньги издал давно задуманные «Русские детские сказки» и «Русские заветные сказки», также представленные на выставке.

Достойным продолжателем дела собирания фольклорного наследия России и, в частности, её северного региона стал Борис Викторович Шергин (1893(96) — 1973), который уникально соединил фольклор и литературу, дав народному слову новую жизнь не только в своих книгах, но и в живых выступлениях.

афанасьев шергин
Фото: Мария Говтвань, РГБ

Борис Викторович, будучи родом из Архангельска, с малых лет увлекался поэзией Русского Севера. От родителей, коренных поморов, ему передалась любовь к родному краю и дар рассказчика. По окончанию Строгановского училища по специальности графика и иконопись Борис Викторович посвятил себя написанию серии публикаций, которые могли бы поддержать и укрепить интерес к древнерусскому сказочному и былинному наследию. Так на свет появились книги «У Архангельского города, у корабельного пристанища» (1924), «Архангельские новеллы» (1936) и «У песенных рек» (1939), представившие в полном объёме фольклорный репертуар Архангельского края. К некоторым изданиям, которые можно увидеть на выставке, Борис Викторович сам делал оформление. Кроме того, Шергин регулярно выступал в роли настоящего сказочника, возрождая давнюю традицию сказительства. Прочитанные на радио и со сцены произведения позже вышли едиными сборниками: «Шиш Московский» (1930) и «Поморщина-корабельщина» (1947). В 50-е и 60-е годы Борис Викторович продолжал работать над сохранением устного наследия Русского Севера, издавая как записанные ранее сказки, так и собственные поэмы и рассказы, посвящённые родному Архангельску и Белому морю.

Всеобщую любовь и известность сказкам и новеллам Бориса Викторовича принесли мультипликационные версии его произведений: «Волшебное кольцо» (1979), «Про Ерша Ершовича» (1979) и «Мартынко» (1987).

Лежащий в печали человек всегда хочет встать да развеселиться. И чтобы сердце твоё развеселилось, совсем не надобно, чтоб вдруг изменились житейские обстоятельства. Развеселить может светлое слово доброго человека.

 

Борис Шергин

Экспозиция, включающая в себя не только печатные издания Александра Николаевича Афанасьева и Бориса Викторовича Шергина, но и иллюстративный материал из изданий, посвящённых русскому фольклору, позволяет в полной мере познакомиться с традицией русских народных сказок и былин.

афанасьев шергин
Фото: Мария Говтвань, РГБ

  • Шергин борис викторович сказки
  • Шер н с рассказы о русских художниках
  • Шергин сказки о шише распечатать текст
  • Шемякин суд рассказ 8 класс
  • Шепчешь как пишется правильно