Шепотом как пишется правильно и почему

шпот в русском языке давно уж правильно пишется только через . неправильное написание шопот существующий архаизм, обусловленный непростой историей

«Шёпот» в русском языке давно уж правильно пишется только через «ё». Неправильное написание «шопот» – существующий архаизм, обусловленный непростой историей этой буквы, см. далее. Сравните: «чёрт»«чорт».

Значение

Слово «шёпот» означает способ произнесения слов очень тихо, с минимальным напряжением голосовых связок или одной лишь артикуляцией. Исходная (словарная) форма состоит только из корня. Ударение, по правилам русского языка, неизменно падает на «ё». Разделение для переноса шё-пот. Точных синонимов и антонимов не имеет. Употребляется также в переносном смысле – молва, пересуды, слухи:

  • «По городу упорно шелестел шёпот о каких-то административных новшествах, но толком пока что никто ничего не вызнал».

Грамматика

«Шёпот» – неодушевлённое существительное мужского рода 2-го склонения. Падежные формы:

Именительный: шёпот (ед. ч.); шёпоты (мн. ч.).

  • «Так и бродили меж людей шёпоты, пока газетное объявление не поставило всё на места».

Родительный: шёпота (ед. ч.); шёпотов (мн. ч.).

  • «Он видел шевеление губ, но никак не мог расслышать её шёпота».

Дательный: шёпоту (ед. ч.); шёпотам (мн. ч.).

  • «Нет, мы же на берегу моря! Сквозь шум волн и свист ветра её шёпоту не пробиться!»

Винительный: шёпот (ед. ч.); шёпоты (мн. ч.).

  • «В конце концов он не выдержал: Оставь, прошу, этот ненужный шёпот! Говори ясно, мы же здесь одни!».

Творительный: шёпотом (ед. ч.); шёпотами (мн. ч.).

  • «А мне хочется помечтать шёпотом – спокойно возразила она».

Предложный: шёпоте (ед. ч.); шёпотах (мн. ч.).

  • «Что ж, дело благое. – сердито сказал он – Но если тебе самой в твоём шёпоте что-то и слышится, то мне ничего».

Вопреки Викисловарю, слово «шёпот» не имеет второго родительного (разделительного) падежа, так как не является делимой массой или счислимым предметом. Разделительный падеж определяет отношение части к целому или нескольких объектов к совокупности: «Подайте мне, пожалуйста, ещё винегрету»; «Отпейте чаю, расплескается!»; «Отсыпьте пригоршню семенного луку».

История

В разговорном русском ударное «е» в закрытых слогах начало твердеть по сравнению с открытым начиная с XII в. Новая фонема (звук членораздельной речи) окончательно обособилась в царствование Ивана Грозного, но на письме приживалась с большим трудом. В первую голову – из-за сопротивления православного клира, яростно противившегося любым реформам, посягавшим на монополию церковнославянского (то есть, монополии церковников на грамотность и образование), равно как заимствованию из него надстрочных знаков – закрытое ударное «е» поначалу предлагалось обозначать титлом.

В течение XVI – XVIII вв. Россия провела несколько больших войн со Швецией и её сателлитами, что сопровождалось интенсивной дипломатией. В ходе того и другого многие русские познакомились со шведской азбукой, в которую надстрочное двоеточие привилось издавна. После ряда пертурбаций в верхах, история которых отдельная тема, буква «ё» была введена в русский алфавит в конце XVIII в. по инициативе Е. Р. Воронцовой-Дашковой и благодаря стараниям Н. М. Карамзина.

Однако простой народ долгое время не очень-то жаловал «супостатскую» букву, тем более, что кровопролитные войны всей своей тяжестью ложились на плечи простолюдинов. Что же касается большей части творческой интеллигенции, то её оппозиция любым нововведениям «сверху» была, как сейчас выражаются, стабильным трендом.

В целом грамотные в знак протеста (большей частью неосознанного) зачастую заменяли на письме «ё» на «о». Поэтому у классиков русской литературы можно встретить «чорт», «шопот» и даже «пошол».

Буквы «ять» такая спонтанная трансформация едва коснулась, потому что она обозначала «е» в открытом слоге. Скорее всего, тут сыграли роль и тогдашние письменные принадлежности: трудно без помарок поставить гусиным пером горизонтальное двоеточие над буквой.

Когда вошли в обиход стальные перья для письма, первыми, насколько можно судить, полностью восприняли «ё» Салтыков-Щедрин и Некрасов. От них же, похоже (возможно, также от Островского и Григоровича), идёт факультативное (необязательное) употребление полного «ё», которое, если нет сомнений в написании конкретного слова, по умолчанию заменяется на «е». Окончательно же писать «ё» массово начали только благодаря реформе письменности после октябрьской революции – большевики со «старорежимщиной» не церемонились. Букве «ы» повезло ещё меньше – её употребление было нормализовано не ранее 1940 г. В «Петре Первом» вполне советского А. Н. Толстого попадаются «панцырь», «в панцыре», и т.п.

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

Тип урока: открытие нового знания.

Цели:

  • Закрепление умения правильно обозначать на
    письме сочетания жи- ши, ча — ща; формирование
    представления о написании буквосочетаний чу-щу.
  • Развитие речи, внимания, памяти, мыслительных
    операций : анализ, обобщение, сравнение.
  • Воспитание интереса к урокам русского языка.

Оборудование: компьютер, проектор,
экран.

Демонстрационный и раздаточный материал:

  • Карточки со словами:

Ж, _ знь, ш _ на, маш _ на, ч _ стый ч _ щ _ .

  • Алгоритм.

img1

  • Карточка-задание для пробного действия со
    словами:

Щ _ ка, ч _ дак.

  • Набор гласных букв: у, ю, а, я, ы, и.
  • Карточки для групп со словами:

Верчу, кручу, ищу, тащу.

  • Карточки для первичного закрепления и
    самостоятельной работы.

Щ _ка, ч _ м, ищ _ , молч _ ,
Все слова на чу и щу.
Я их твердо зауч _
И пятерку получ _ .

  • Самостоятельная работа.

Я грамотно писать хоч _ ,
Слова на ч _ и щ _ уч_ :
Ч _ лок, и ч _ до, и ч _ гун,
Ч _ дак, и щ _ ка, и ворч _ н,
Ч _ мазый, ч _ чело, ч _ рбан,
Ч _ десный, ч _ вство и ч _ лан,
Крич _ , ворч _ , ищ _ , тащ _ —
Я с у пишу и чу и щу!

  • Яблонька, нарисованная на листе ватмана.
  • Набор «яблок» красного, желтого, зеленого
    цвета.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел для нас звонок —
Начинается урок.
К нам без опоздания приходи старание —
Помоги нам потрудиться
Мы пришли сюда учиться.

— На каком уроке вы продолжаете учиться? (На
уроке русского языка.)

— Чему учились на предыдущих уроках русского
языка? (Мы учились писать буквосочетания ча-ща,
жи-ши
)

Слайд 2

— Вы уверены, что научились правильно их писать?
(Да)

— Как вы думаете, что вы будете изучать сегодня
на уроке? (Будем изучать что-то новое.)

— Вам хочется узнать что — то новое? (Да.)

— Что надо сделать, прежде чем начнете узнавать
новое? (Повторить то, что мы знаем и умеем.)

— Молодцы!

2. Актуализация знаний и фиксация
затруднения в индивидуальной деятельности.

Слайд 3

— Прочитайте слова.

— Как вы думаете, какое задание будете
выполнять? (Спишем слова, вставим пропущенные
буквы.)

— Но вы будете не просто вставлять букву, а еще
обосновывать выбор правильной буквы, почему эту
букву пишем в слове. Что вам поможет обосновать
выбор буквы? (Правила «Правописание
буквосочетаний жи — ши, ча — ща».)

— А как вы будете действовать? (По алгоритму.)

Слайд 4

— Посмотрите, все согласны с записанным
алгоритмом? (Нет.)

— Почему? (Шаги алгоритма рассыпаны, идут не по
порядку.)

— Предлагаю вам в группах восстановить
необходимый алгоритм правильного написания слов
по изученным правилам?

img2

— Предлагаю каждой группе представить свой
вариант алгоритма.

— Почему последовательность шагов будет именно
такой?

Слайд 5

— Какое именно правило вы будете применять для
данных слов? (Жи — ши пиши с буквой и)

Слайд 6

— Алгоритм готов. Можем выполнять задание? (Да.)

Слайд 7

— Я вам предлагаю выполнить задание на
карточках. Вставьте в слова пропущенные буквы.

— Проверяем по образцу.

Слайд 8

— У кого есть ошибки? Что вам надо повторить?

Индивидуальное задание .

— Сейчас я вам предложу задание с затруднением.
Вам нужно будет вставить буквы в слова.

— Прочитайте слова, подумайте и запишите эти
буквы на планшетках.

Слайд 9

— У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать? (Не
смогли определить, какие буквы нужно вставить в
слова щука, чудак.)

— У кого есть ответы, покажите их. (У, ю:)

Учитель выставляет разные ответы детей на
доску.

— У вас получились разные ответы. Кто считает,
что его ответ правильный?

— Обоснуйте свое мнение. (Мы не можем обосновать,
мы не знаем правила.)

3. Выявление причины затруднения.

— Какое задание вы выполняли? (Вставляли буквы в
слова чудак и щука.)

— В каком месте вы засомневались? (Какую букву
писать после ч и щ)

— Почему возникло такое сомнение? (Мы не знаем
точно, какую букву надо писать после ч и щ —
у
или ю.)

— Кто — нибудь из вас знает или догадывается,
как пишутся эти буквосочетания? (Когда изучали
буквосочетания жи — ши, ча — ща, мы говорили о
том, что это исторически сложившиеся написания.
Так принято писать! Но мы не знаем, как пишутся
буквосочетания чу — щу.)

4. Проблемное объяснение нового материала.

— Значит, ваша цель? (Узнать с какой буквой у
или ю писать буквосочетания чу — щу.)

— Сформулируйте тему урока. (Правописание
буквосочетаний чу -щу.)

Слайд 10

— Я предлагаю вам самим в группах открыть новое
знание. Для этого вы будете действовать по плану.
(Учитель показывает план.)

Слайд 11

План.

  1. Прочитайте слова.
  2. Обозначьте новую орфограмму.
  3. Сделайте и запишите вывод.

Учитель выдает каждой группе карточки со
словами:

Верчу, кручу, ищу, тащу

— Кто готов рассказать о своем открытии? (Ученики
формулируют правило сами, на доску выставляют
составленные эталоны
.)

— Кто может ответить на вопрос , будет ли это
правило исключением? (Да, это исключение. В словах
с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу после
твердых согласных пишем букву и, после мягких
буквы а, у..)

— Откройте учебник на с. 106 и проверьте,
правильно ли вы рассуждали? Прочитайте правило!

— Как же нужно было написать слова щука и
чудак?
(Нужно писать с буквой у.)

Слайд 12

— Какую цель вы ставили? (Выяснить, с какой
буквой у или ю писать буквосочетания чу
— щу.
)

— Достигли поставленной цели? (Да.)

— Сможете теперь правильно написать слова щука
и чудак и объяснить, почему пишем так, а не
иначе? (Да.)

— Что поможет в дальнейшем обосновать
правильность написания сочетаний чу — щу? (Правило:
в буквосочетаниях чу — щу после ч, щ пишется
буква у: щука, чудак. )

Слайд 13

— Посмотрите на прежний алгоритм и скажите,
подходит ли он при определении написания букв у
или ю в буквосочетаниях чу — щу? (Да.)

— Что нужно дополнить, чтобы вы могли им
пользоваться? (Дописать новое правило.)

Слайд 14

Учитель добавляет новое правило в алгоритм.

— Молодцы! А теперь отдохнем.

Физкультминутка.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

— Какие ваши дальнейшие действия?
(Потренироваться.)

— Для тренировки предлагаю вставить буквы в
рифмовку.

Слайд 15

1. Работа у доски фронтально с объяснением
первого слова рифмовки.

2. Ученики работают в парах по очереди, применяя
алгоритм, проговаривая правило друг другу
шепотом.

Образец: произношу слово щука. Есть опасное
место — буквосочетание щу. Применяю правило :
«чу — щу пишу с у», пишу в слове щука щу с буквой
у.

— Молодцы! Вместе хорошо поработали! Теперь как
вы можете проверить, что знаете новое правило?
(Написать самостоятельную работу.)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону.

— На парте у каждого лежат карточки. Возьмите их.
Прочитайте задание и выполните, применяя
алгоритм и новое правило.

Слайд 16

Учащиеся работают самостоятельно.

— Закончили выполнение работы? (Да.)

— Какой следующий шаг? (Проверить
самостоятельную работу.)

Слайд 17

— Проверяйте каждое слово по образцу. В том
месте, где написание вставленных букв совпадает
с образцом, поставьте в своей работе над словом
плюс.

— Посчитайте, сколько всего плюсов у вас
получилось?

— Встаньте те, у кого 20 плюсов.

— А теперь — у кого 19-17 плюсов.

— Молодцы!

— У кого ошибки? (:)

— Что не получилось? (:)

— Где ошибка? (:)

— Почему она возникла? (:

Физкультминутка.

7. Включение в систему знаний и повторение.

— Как вы думаете, зачем необходимо изучать эти
правила и писать правильно? (Нам необходимо,
чтобы нас понимали окружающие, если будем писать
безграмотно, то нас трудно будет понять,
грамотное письмо необходимо для общения.)

— Где можем применять полученные знания? (При
выполнении упражнений.)

— Хорошо! Давайте поработаем с упражнением №176
на с.107.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Молодцы! С каким затруднением на уроке вы
столкнулись? (Не знали, как написать слова с
буквосочетаниями чу -щу.)

— Какую цель ставили на уроке? (Выяснить, как
пишутся слова с буквосочетаниями чу -щу.)

— Достигли цели? (Да.)

— Как пишутся буквосочетания чу — щу?
(Буквосочетания чу -щу надо писать с буквой у.)

— Оцените свою работу с помощью яблони мудрости.
Если вы уверены, что самостоятельно можете
писать слова с буквосочетаниями чу — щу
повесьте красное яблочко. Если у вас есть
сомнения — желтое. Если вы думаете, что эти слова
еще вызывают затруднения — зеленое.

Учащиеся вешают яблоки разного цвета.

— Ребята, посмотрите на яблоньку. Сколько
красных спелых яблок на ней появилось! Вы хорошо
поработали!

— У кого созрели красные яблоки — дома сочинить
рифмовку с изученными буквосочетаниями, у кого
желтые и зеленые — вам необходимо
потренироваться и выполнить упражнение № 177 из
учебника.

Слайд 18

  • Шенгели как писать статьи стихи и рассказы
  • Шемякин суд сочинение рассуждение
  • Шелк как пишется правильно и почему
  • Шелест листьев под ногами сочинение
  • Шелк по английски как пишется