Что представляет собой Мангуп-Кале
Наш скальный город расположен на большом плато площадью 90 га. Когда-то это был единый горный массив, но в результате природных преобразований и катаклизмов обособленный «кусок» превратился в отдельное и очень живописное плато Мангуп.
Плато, возвышающееся над зелеными долинами, имеет отвесные стены, высота которых в некоторых местах достигает 583 м над уровнем моря. Обычно такие выбросы имеют относительно спокойные очертания, но это не так.
Северная сторона плато представляет собой чередование четырех длинных мысов и трех глубоких ущелий.
Говорящие названия: мыс Холей, Ветреный, Сосновый и мыс Зова евреев.
Также на этом массиве есть естественные карстовые пещеры, горные источники, два из которых самые крупные и популярные — Мужское и Женское.
Теперь сверху можно смело любоваться завораживающими пейзажами. А в древности невероятные виды на многие-многие километры, сложные и крутые тропы и совершенно отвесные скалы делали это место идеальным для обороны.
История Мангуп-Кале
Географическое положение плато, обширная территория и многочисленные естественные препятствия на подходах в виде скалистых обрывов сделали его привлекательным для поселения людей. Это подтверждают и археологические находки, относящиеся к медному каменному веку. Первые укрепления на плато горы Мангуп появились в V веке, во второй его половине. Так это была территория Крымской Готии. Впоследствии, в 7 веке, крепость с переменным успехом перешла из рук хазар в руки готов. В то же время крепость называлась Мангуп.
Внутри крепостной башни
С тринадцатого до середины пятнадцатого века (как утверждают историки) здесь стояла крепость княжества Феодора. К этому периоду относятся самые большие сохранившиеся постройки древнего города. Судя по археологическим находкам, здесь активно развивались ремесла, виноделие, скотоводство и торговля.
В 1475 году под штурмом войск Османской империи пали все крепости полуострова. Крепость Мангуп просуществовала дольше. Но он все равно попал в плен. Озлобленные длительной осадой и восстанием защитников крепости, турки уничтожили все население. Еще триста лет в крепости располагались османские гарнизоны. Сохранились постройки того времени: часть крепостных стен и сторожевая башня. В 1790 году последние жители, караимы, покинули скальный город.
Расцвет и закат Феодоро
Византийцы отвоевали скальный город только в 13 веке, основав здесь столицу княжества Феодор — город с одноименным названием. Так начался расцвет княжества, во владении которого находились юго-западные земли полуострова, с общим населением 200 тысяч человек.
К этому периоду относятся многие постройки на Мангуп-Кале: оборонительные стены, башни, храмы, колодцы, хозяйственные постройки, дворец правителя.
Княжество Феодора было значительным, сильным и процветающим. Соседние страны поддерживали и их правители, стремясь укрепить политические отношения, организовывали брачные союзы. Итак, Стефан III — король Молдовы женился на принцессе Марии, дочери правителя Феодоро Исаака.
Кроме того, московский князь Иван III должен был жениться на другой дочери Исаака, но не успел. Исаак умер, и в Крыму началась война с турками.
После шести месяцев сопротивления Теодор был взят османами. Я должен сказать, что это единственная крепость, которая так долго сопротивлялась и не сдалась врагу по собственной воле. Почти все жители погибли или попали в плен.
Дальнейшая судьба Мангупа
В захваченном скальном городе началась реконструкция, появилось название Мангуп-Кале. Турки сначала старательно подошли к созданию новой крепости, но потом что-то пошло не так и кроме небольшого военного гарнизона здесь не было ничего.
На территории Мангуп-Кале жили турецкие, греческие и караимские воины. В последующей войне с Россией турки потерпели поражение и были вынуждены покинуть Крым. Затем на какое-то время в этом городе поселились татары.
После присоединения Крыма к Российской империи Мангуп-Кале был незаметно заброшен. Это был 1790 год. И так как только в 1975 году этот район был возведен в статус природного и исторического памятника, до тех пор большинство значительных артефактов были уничтожены глупыми горожанами или уничтожены черными археологами.
Легенды Мангупа
Каждый, кто сюда приедет, обязательно услышит о знаменитом мальчике Мангупе. Все сказители по-разному трактуют эту легенду, сходятся только в одном. Все говорят, что туристам, встречающим героя этой печальной и тревожной истории, грозит преждевременная седина и, возможно, даже безумие от ужаса, вызванного этой встречей.
В одной из версий загадочный местный призрак предстает последним принцем, наследником несуществующего княжества. Турки хотели взять подростка в плен, поработить его, заставить изменить православную веру, принять ислам. Князь, не желавший такой участи, бросился с высокой скалы. И теперь его дух бродит ночью по пустым пещерам города.
Другая легенда уверяет, что мальчик был очень молод. Он оказался последним живым человеком, единственным выжившим в ужасающей резне турок. Несчастный призрак ходит по улицам города каждую ночь. Она ищет своих умерших родителей и постоянно плачет.
Есть и другая, более рациональная версия. Он говорит, что мальчика-призрака просто выдумали. Это сделали ответственные за археологические раскопки, проводившиеся на этом месте в 60-х годах 20 века. Они намеренно рассказывали ужасные истории, чтобы не дать студентам, участвовавшим в раскопках, отправиться в руины ночью. Ведь даже при дневном свете хрупкие скалистые уступы и остатки уже обрушившихся пещер могут быть опасны для неосторожного путешественника.
Археологические раскопки
Крым уже несколько столетий вызывает интерес археологов и исследователей древности. Археологические памятники Мангуп-Кале не исключение. Впервые иностранные дипломаты, посетившие Крым в XVI-XVII веках, обратили внимание на скальный город и остатки крепости. В своих путевых заметках они дали общее описание сохранившихся к этому времени зданий, включая архитектурные элементы из мрамора и надписи на греческом языке.
После присоединения Крыма к России российские путешественники и ученые получили доступ к полуострову и смогли дать систематическое научное описание структур на плато. В конце 18 — начале 19 века впервые были обнаружены руины укреплений и документально зафиксированы результаты исследований.
Первые раскопки на плато относятся к 1853 году. Проведенные исследования помогли определить происхождение отдельных построек и идентифицировать Мангуп с княжеством под названием Теодоро. Исследования продолжились спустя полвека. Их плодами были многочисленные фрагменты надписей, в том числе с именем императора Юстиниана, что позволило датировать крепости. В советское время археологические исследования продолжались.
В 1938 году объектом интереса стали руины базилики и княжеского дворца. По результатам раскопок археологам удалось сделать вывод, что крепость Мангуп во времена императора Юстиниана I служила звеном в большой цепи укреплений, а также установить дату постройки базилики. Исследования возобновились только через 30 лет. В результате в 1972 г была составлена подробная карта скальных построек и установлена начальная граница основной крепостной стены.
Впоследствии раскопанные объекты были:
- оборонительные башни в верховьях ущелий Табана-Дере и Гамам-Дере;
- второй пояс оборонительных укреплений;
- крепостные стены на склонах мысов, отделяющих плато с севера.
Что посмотреть на плато Мангуп
Многочисленные пещеры, высеченные в скале, служили нижним уровнем города. У них были служебные помещения и жилые комнаты. Над ними возвышались дома, которые казались более знакомыми. Все это было окружено крепкими оборонительными стенами. От княжеского замка в цитадели остались только остатки стен. Туристы не уезжают отсюда без фото на фоне великолепного портала, украшенного восхитительной резьбой. Живописная двухэтажная пещера Барабан-Коба предлагает невероятные и захватывающие виды. С пика Баба-Даг, возвышающегося над тремя долинами и двумя реками, можно многое увидеть. Не менее интересны и другие сохранившиеся пещеры скального города.
Сохранившиеся строения
Мангуп-Кале в Крыму позволяет туристам познакомиться с архитектурным наследием разных исторических эпох. К сожалению, до наших дней сохранились только фундаменты, фрагменты стен, колонны и надгробия.
Список основных памятников, сохранившихся на плато (в порядке с востока на запад):
- Въездные ворота, через которые проходила юго-восточная дорога в город, допускали вагоны шириной более 2 м и высотой 3,8 м. Сегодня остались лишь фрагменты, а об истинном великолепии сооружения можно судить только по рисункам исследователей прошлых веков.
- Цитадель у «заблудшего мыса» Тешкли-бурун. Здание служило последним пристанищем гарнизона во время длительной осады, затем сильно пострадало при взятии крепости турками. Сегодня это двухэтажное здание частично отреставрировано.
- Стена крепости цитадели имеет толщину три метра, длину около 100 метров и достигает 6 метров в высоту.
- Недалеко от укреплений можно увидеть комплекс искусственных и естественных пещер, предназначенных для хозяйственных нужд. Некоторые из них расположены на двух уровнях и связаны системой внутренних ступеней.
- Одна из внутренних достопримечательностей цитадели — вырытый в скале на глубине 24 м колодец, снабжавший водой всех жителей крепости.
- «Восьмиугольный храм» внутри цитадели восходит к временам правления Феодора и возведен в память о святых Константине и Елене. Чтобы построить здание на горизонтальном фундаменте, строителям пришлось выпрямить скалу. Интерьер этой восьмиугольной конструкции выполнен в форме креста.
- Резиденция правителей государства Феодора расположена на вершине ущелья Гамам-Дере. Здание сильно пострадало в результате пожара 1475 года, когда его штурмовали турецкие войска. Дворец князя Алексея (уникальный образец дворцовой архитектуры), представлявший собой собрание из нескольких комнат. В княжеские покои вела большая лестница; приемный зал был украшен фресками. Современные посетители могут судить о былом величии только по реконструкциям археологов.
- В караимском некрополе на вершине Табан-Дере насчитывается более тысячи надгробий с надписями на древнем диалекте. Караимы, жившие на плато, традиционно занимались обработкой кожи. Представители общины прибыли из Константинополя в 15 веке, заручившись покровительством князя Алексея.
Благовещенский монастырь
Теперь на территории городища можно посетить действующий скальный монастырь. Кажется, он врезан в нависающую стену, как настоящее ласточкино гнездо, подвешенное над пропастью. С платформы перед храмом можно сфотографировать захватывающий вид на всю долину. Важно только учесть, что спуск с горы к этому монастырю очень крутой, сложный, и сделать это под силу далеко не каждому. Однако дорога к нему из долины немного проще.
Интересно! Кому-то название старинной персидской сказки «Шангул и Мангул», которая напоминает о приключениях знаменитых семерых детей, может показаться похожим на прозвище, данное османскими завоевателями стойкому горному городу. Но это всего лишь созвучие слов, взятых из разных языков. А у рок-города есть множество сказок и легенд.
Караимский некрополь
Следующая достопримечательность Мангуп-Кале широко известна большинству туристов. Некрополь караимов, место захоронения умерших, датируется 15-18 веками. Выглядит вполне типично для погребения. Есть памятные камни, высеченные в скале, смещенные с прежних мест оползнями, характерными для горных районов.
интересно, что записи караимов сделаны на иврите, а сами таблички имеют вид:
- с одним-двумя «рогами»;
- в форме плоского параллелепипеда;
- призматический.
В то время, когда здесь был Мангуп, многонациональность была нормой: на территории города проживали представители многих национальностей. Евреев, последовавших за соответствующей ветвью иудаизма, отвергавшей традиционные священные книги, но принимавших Библию, называли караимами. Их потомки последними покинули Мангуп-Кале после событий, произошедших здесь во время завоевания плато турками.
Руины башни второй линии обороны
Остатки стен крепостной башни — одно из немногих реальных свидетельств расположения границ на Мангуп-Кале. Эта вторая линия оборонительных укреплений защищала само поселение.
Руины стен можно увидеть дальше, на северо-восток и в сторону оврага, называемого Гамм-Дере.
Средневековая базилика
Среди культовых сооружений Крыма, расположенных в горной местности, Мангуп-Калеская базилика является самой крупной. Первоначально он возник в 6 веке во время правления императора Юстиниана и просуществовал предположительно до 15 века. Сегодня среди руин довольно сложно распознать древнее великолепие католической церкви. Известно, что базилика имела три нефа и двухуровневую колоннаду. Снаружи видны остатки некрополя с 400 гробницами.
Цитадель
Итак, мы на последней границе княжества Теодор перед Османскими войнами. Цитадель построена в XIV-XV веках.
Последняя линия защиты состоит из двух завес (стен) по 53 и 30 метров. Между ними стоит трехэтажная крепость. Помимо военного значения, цитадель была княжеской укрепленной резиденцией. Дверные и оконные проемы перед накидкой украшены орнаментом.
Толщина оборонительных стен цитадели достигала 2,8 м. Главные ворота располагались слева от цитадели.
После взятия Мангуп-Кале турки восстановили цитадель как оборонительное сооружение, но с учетом новой эпохи военного дела. Также были восстановлены многие другие защитные сооружения. Предметы достигли того состояния, которое мы видим сейчас после грубой пробы камня, до начала двадцатого века. Лишь в конце ХХ века объекты начали реконструировать.
Церковь Святого Константина
Доехали до однонефной церкви Сан-Константино XV-XVII. Остались две незавершенные стены.
Рядом с ним, а также дальше на плато есть царапины. Это винный пресс, высеченный в известняковой скале.
Тешкли-Бурун
Лидер, с которого началась история Мангуп-Кале, — Тешкли-Бурун. Он расположен сразу за главными воротами Цитадели. Пройдя арку, путешественники попадают в места, где на этой территории образовались первые искусственные пещеры. Здесь же можно увидеть древний подземный колодец, унесенный в целях безопасности современной решеткой. Можно спуститься в некоторые пещеры, но делать это нужно очень осторожно: спуск очень крутой.
Один из объектов вызывает особый интерес у туристов. Внутри Акустической пещеры слева от ворот Цитадели можно увидеть индуистскую и эзотерическую символику. Сюда часто приезжают паломники — последователи индуизма. Цепочка пещер ведет к монастырю, расположенному в ущелье Тешкли-Бурун. Здесь также довольно хорошо сохранились подземные сооружения.
Можно принять во внимание свидетельства жизни монахов, избравших для строительства своего монастыря трудный горный район.
Девичье озеро на Мангупе
Девичье озеро Мангупе
Озеро, водная гладь которого занимает живописную долину между горами Чишма-Бори и Баба-Даг, представляет собой созданный искусственный водоем. Местные жители называют это место просто озером Мангуп.
Танк хорошо известен любителям российского кино: здесь снимались эпизоды фильма «Подземелье ведьм». Вход в подземное убежище по замыслу кинематографистов находился на крошечном островке посреди водоема. Фильм снимался в 1990 году, поэтому это место было укромным уголком для размышлений, а не популярным туристическим направлением со всей сопутствующей инфраструктурой, как сегодня.
интересно отметить, что во время создания бассейна были затоплены остатки древнего храма, алтарь которого появляется из их вод в периоды засухи.
Для посетителей есть беседки и навесы, где можно устроить пикник. Есть несколько ресторанов, предлагающих блюда традиционной татарской кухни. Для прогулок по склонам горы гости арендуют квадроциклы, а для приятного катания по бирюзовой воде — катамараны.
Кстати, именно с воды открываются лучшие виды на четыре скалистых уступа, напоминающих когти хищника, держащих эти места в страхе. Вдали видны два мыса, под одним из которых был обнаружен Чишма-Боир, жилище доисторического человека.
Один из берегов озера Богородицы занимает поселок Ходжа Сала, где каждый из немногим более 50 жителей ассоциируется с приемом и обслуживанием туристов.
Как добраться до пещерного города Мангуп-Кале?
лучше всего посещать скальный город в сопровождении группы экскурсий. На территории древнего города так много исторических памятников, что без должного умения определить, к какому историческому периоду относится то или иное сооружение, очень сложно. Но в этом случае вы будете ограничены во времени, и вы не сможете в полной мере насладиться красотой этих мест. Но еще одной важной причиной для посещения города в составе экскурсионной группы является то, что общественный транспорт практически не ходит до ближайшего населенного пункта, села Ходжа-Сала, вам придется добраться до села Терновка, а потом ехать в стоя или надеясь на поездку. От Терновки до Ходжа-Сала более 5 километров, это долгий путь, учитывая, что вам еще предстоит преодолеть несколько километров, чтобы подняться к пещерному городу.
Второй удобный способ добраться до крымского скального города Мангуп-Кале — на личном или арендованном транспорте. В этом случае вам следует ехать в сторону Бахчисарая. Если ваш маршрут начинается из Симферополя, то главной достопримечательностью станет село Залесное, минуя его, через несколько километров вы увидите озеро и указатели на город пещер. Аналогичный маршрут, если вы едете из Севастополя, но в этом случае главной достопримечательностью будет село Терновка, точно так же мы его проезжаем и поворачиваем вокруг озера. Поняв, как добраться до Мангуп-Кале на машине, важно запастись терпением, ведь в любом случае путь к каменному городу предполагает пешие прогулки, ношение удобной обуви и запасы воды.
Из Севастополя и Бахчисарая
Автобусом: расстояние от Севастополя 31 км. Чтобы преодолеть его на общественном транспорте, сядьте на автобус до села Залесное. Все маршруты включают пересадку в Бахчисарае. От Залесного до аттракциона можно добраться примерно четыре километра, а до Ходжа-Сал — два километра.
С экскурсией: есть джип-туры с отправлением из Бахчисарая и Севастополя. Можно заранее забронировать и индивидуально оформить трансфер из любой точки Крыма. Продолжительность от четырех часов до одного дня. В программе часто бывает посещение других рок-городов.
На автомобиле: можно добраться до автостоянки Ходжа-Сала. Находится рядом с кассой музея. Из Севастополя по Т0105, из Бахчисарая — Т0117 и Т0105 или H06.
На такси: из Севастополя — через приложения Мысевтакси, Максим, СЕВТАКСИ, из Бахчисарая — Шарк, Солнышко».
Из Симферополя
Автобусом: добраться можно без пересадки на транспорт по маршруту «Симферополь-Родное». Он курсирует не каждый день и отправляется с автовокзала «Западная». Выходите на остановке «Залесное». Также, как и в предыдущем абзаце, ходите пешком.
На машине: До Ходжа-Сал можно добраться чуть больше часа. Следуйте H06.
На такси: Акула, Лимон к вашим услугам».
На машине
добраться до памятника природы Мангуп-Кале можно на личном автомобиле по дороге из Симферополя или из Балаклавы и Севастополя. В первом случае, проехав Бахчисарай, вам придется двигаться в село Залесное, в сторону Терновки. Вот где будет Ходжа-Сала. Если вы едете из Севастополя, вам придется искать нужные сигналы в обратном порядке: сначала пройти Терновку и двигаться в сторону Залесного.
Найдя желаемый топоним — село Ходжа-Сала, необходимо перейти озеро, свернув с главной дороги, соединяющей Симферополь и Севастополь. Лучше двигаться, не отклоняясь от главной дороги, она называется Челеби и прибывает в кассы заповедника Мангуп-Кале. Здесь вы можете припарковать машину, пройти по той же дороге около 40 м и повернуть направо.
Начало пешеходной тропы проходит по ущелью Табана-Дере.
Общественным транспортом
Особенности крымского транспортного сообщения таковы, что прямых рейсов в небольшой поселок Ходжа-Сала нет. Но с «западного» автовокзала Симферополя до остановки между Залесным и Терновкой можно добраться на одном из проезжающих автобусов. При этом следует учитывать, что транспорт здесь останавливается по желанию пассажиров, об этом необходимо заранее сообщить водителю.
Подойдут маршруты до села Родное или Хмельницкое.
Из Бахчисарая можно ехать такими же автобусами. Оказавшись у озера, нужно свернуть с дороги на село Ходжа-Сала и выйти на главную дорогу. Из Севастополя автобус №40, отправляясь с 5-го километра, идет только до села Терновка. Далее вам предстоит проехать около 6 км, в среднем дорога занимает не более 60 минут. Добраться также можно из Балаклавы — до Терновки можно добраться только автобусом No. 129 (часть от а / ц «Площадь 1-го Мая»).
Расписание автобусов сложно назвать удобным. Они ходят довольно редко, и вылеты рано утром не начинаются. Также стоит учесть, что осмотр достопримечательностей в этом случае займет гораздо больше времени. Можно взять такси. Если вы не планируете жить рядом с Мангуп-Кале, такое решение будет лучшим вариантом.
Пешеходные маршруты
В Крыму развит пеший туризм. Недалеко от Mangup Kale можно найти подходящий вариант. Маршрут 18 начинается с южной стены. Подойдут и комбинированные варианты с WR1-№14,15, 16, проложенными через балку Ян-Дере. Но отправившись туда с палаткой, стоит учесть, что разбить палатку на плато Мангуп-Кале не получится — это запрещено.
На заметку туристам
- При посещении Мангуп-Кале в Бахчисарайском районе будьте очень осторожны, крутые участки скал имеют шаткое основание, по возможности избегайте крутых участков
- На пешеходной экскурсии по пещерному городу запастись водой.
- Носите только удобную одежду, это касается не только обуви, но и всего остального.
- При посещении похода летом обязательно наденьте головной убор.
- Полностью зарядите аккумулятор телефона и камеры, вы сделаете много фотографий
- Просто отправляйтесь в хорошем настроении, ведь тогда экскурсия будет в разы увлекательнее.
Теги: Бахчисарай, история, рок-город
Часы работы и цена билета
Mangup Kale открыт для публики каждый день, кроме вторника и среды. Посетить историческое место можно с 9:00 до 17:00. Продажа билетов закрывается в 16:30. Стоимость для взрослых — 100 рублей, для детей — 50 рублей.
Правила посещения
- Официальные часы посещения Мангуп-Кале с 9.00 до 17.00. Учитывая огромную площадь памятника, это скорее формальность. Однако оставаться до заката следует только туристам, имеющим опыт ночевки в горах, так как после захода солнца легко потерять способность ориентироваться на местности.
- Причина запрета на посещение — плохая погода.
- Стоимость входного билета — 100 рублей для взрослого туриста, 50 рублей для пенсионера. Дети до 16 лет допускаются бесплатно. Для получения льготного билета необходимо предоставить документы (пенсионное свидетельство, свидетельство о рождении ребенка)
Источники
- http://samivkrym.ru/mangup-kale-gorod-legenda.html
- https://po-krymu.ru/peshhernyiy-gorod-mangup-kale.html
- https://TopTopKrym.ru/peshhernye-goroda/mangup-kale/
- https://touristam.com/mangup-kale-v-krymu.html
- https://vplate.ru/goroda-i-kurorty/mangup-kale/
- https://turisticum.ru/mangup-kale/
- https://krym-yalta.ru/mangup-kale.html
- https://Qirim.su/mangup-kale/
- https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/hodzha-sala/placeofinterest/24630
- https://of-crimea.ru/dostoprimechatelnosti/peshhery/mangup-kale.html
Автор На чтение 21 мин. Просмотров 24 Опубликовано
Жил-был царь Берендей, три года был женат, но не было детей. Царь как-то осматривал своё государство, простился с царицей и восемь месяцев пробыл в отлучке. Девятый месяц был на исходе, когда он, подъезжая к столице, отдохнуть решил. Хотел пить, поехал по полю и увидел колодезь. На поверхности ковшик плавает. Царь Берендей поспешно за ковшик — ковшик прочь от руки. Решил, что напьётся без него. Стал пить просто так, его схватили за бороду. Голос потребовал то, что у царя, но чего он не знает. Согласился. Приехав в столицу, узнал, что у него родился сын.
Царевич рос. Царь Берендей уже забыл об уговоре. Раз царевич заехал в густую чащу. Вдруг зашумело в дупле; вылезает оттуда чудный какой-то старик, с бородою зелёной. Сказал передать Берендею, что пора долг отдавать.
Продолжение после рекламы:
Иван рассказал отцу. Царь Берендей побледнел. Берендей все рассказал. Иван поехал.
Едет день, другой и третий; в исходе четвёртого подъезжает к озеру; видит тридцать хохлатых сереньких уточек подле берега плавают; рядом тридцать белых сорочек. Подполз и одну из белых сорочек взял. Вылезли уточки, превратились в девиц, оделись и улетели. Осталась одна. Попросила вернуть, за это сослужит ему службу. Она дочь Кощея бессмертного, Марья-царевна. Всего тридцать дочерей. Посоветовала, как только увидит Кощея-царя, упасть на колена и ползти.
Спустились в подземное царство. Кощей сидит на престоле в светлой короне; Иван стал на колени и пополз. Стало Кощею смешно. Сказал, что Иван должен отслужить три службы. Царевич лёг спать. На другой день Кощей к себе Ивана-царевича кликнул, сказал построить дворец за ночь: чтоб кровля была золотая, стены из мрамора, окна хрустальные, вкруг регулярный сад, и в саду пруды с карасями.
Вернулся к себе, блестящая пчёлка подлетела к окошку, впустил её, она обернулась Марьей-царевной. Сказала ложиться спать, а завтра поранее встать; дворец будет построен.
Следующее задание: выбрать из тридцати дочерей младщую, Марью-царевну. Царевна сказала, что у неё на щеке будет Мошка. Выбрал правильно.
Брифли существует благодаря рекламе:
Третье задание: пока будет гореть соломинка, сшить пару сапог с оторочкой. Решили с Марьей бежать. Послали погоню. Марья сделалась речкой, Иван — железным мостиком. Погоня возвратилась. Опять посылает их Кощей. Марья-царевна вместе с Иваном-царевичем и конём дремучим сделались лесом. Поскакал сам Кощей в погоню. Она обратилась в церковь, он — в монаха, а конь — в колокольню. Кощей поскакал домой.
Поехали дальше. Царевичу захотелось в город прекрасный заехать. Царевна предостерегала, сказала не целовать младенца и осталась белым камнем. Но он поцеловал и забыл все.
Обратилась царевна цветком, старик его вырыл, посадил в избушке. Проснётся старик — в избушке прибрано, в полдень обед состряпан. Старушка посоветовала встать до зари и накрыть платком то, что будет двигаться. Так и сделал, явилась Марья. Старик сказал, что Иван женится. В город крестьянкой пошла. Испекла пирог для Ивана. Иван отрезал верхушку, там два голубя, один говорил, чтобы другой не убегал, а то забудет, как Иван забыл Марью-царевну. Вспомнил все, поехали они дальше с Марьей. Приехали, царь и царица приняли их с весельем. Свадьбу сыграли.
Благодаря рекламе Брифли бесплатен:
Аудиокнига
Сказка о царе БерендееАудиокнига. 36 мин. Читает Ирина Лановенко. Бесплатный отрывок:Ирина Лановенко36 мин
Читайте также
Жил в этой жизни один человек, и был он по своей профессии и должности, а также по положению в обществе – царем. И звали его Берендеем. И не было у него детей, которые смогли бы в старости подать ему стакан воды.
Но было время, когда однажды по должности совей ему пришлось покинуть свою царевну аж на целых девять месяцев, которые показались ему очень большими и долгими. Ему требовалось в то время быть долго в отлучке от своего дома, так как дела требовали его внимания и присутствия. А потому, когда наконец-то прошли эти девять месяц, он вернулся с радостью домой.
Но вот, когда он только-только подъезжал к столице, где и был дворец его, решил напиться воды, так нестерпимо пить ему хотелось. Увидев колодезь, а там – на поверхности воды – кувшин плавает. С радостью царь хотел взяться за ковшик руками, но ковшик просто ускользнул от его рук. Тогда царь Берендей очень удивился, и решил все-таки напиться, пусть и без кувшина.
Но вдруг кто-то или что-то живое схватило его из той воды за бороду. И говорит из воды живым голосом, требуя у царя того, чего он еще пока не знает. Тогда царь, ничего не подозревая, согласился, лишь спасти свою жизнь.
Приехав, наконец, в столицу, он обнаружил, что у него родился сын, пока его не было. Царь испугался и все же обрадовался очень. А царевич все рос и рос. Становился с каждым днем красивее и умнее. Но однажды, когда он вырос, а отец уже и забыл об уговоре, царевич молодой заехал в лесную чащу, а там старик странный стал ему говорить, чтобы царь Берендей долг отдавать стал, время не ждет. Тогда царевич Иван все рассказал отцу. И тогда решил царь рассказать сыну обо всем.
Оцените произведение: Голосов: 72
Читать краткое содержание Сказка о царе Берендее. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Жуковский. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Сказка о царе Берендее
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Страна Муравия. Твардовский
Дед главного героя – Никиты Моргунка, очень часто рассказывал внуку о некой стране Муравии. Никита решает поехать найти эту волшебную страну. По рассказам деда страна Муравия славится как мир свободы и мир справедливости.
- Краткое содержание Шолохов Смертный враг
Действия этого произведение развивается в момент начала образование колхозов . Главным героем его является демобилизованный солдат Ефим Озеров, которого выбрали членами совета секретарем, еще одним таким же уполномоченным лицом стал кулак Прохор Рвачев
- Краткое содержание Цвейг 24 часа из жизни женщины
Виртуозный мастер прозы Стефан Цвейг вывел героинями новеллы «24 часа из жизни женщины» молодую мадам Анриэт и пожилую мадам К.Действия происходят в Ривьере. Сюжет сразу закручивается интригой: француз-щеголь вскружил голову жене фабриканта Мадам Анриэт
- Краткое содержание Житейские воззрения Кота Мурра Гофман
Это очень ироничная книга, повествование ведётся от лица кота, рассуждающего как серьёзный человек. В предисловии говорится, что издателю принесли мемуары, написанные потомком Кота в сапогах.
- Краткое содержание Шпенглер Закат европы
Освальда Шпенглера немецкий философ, написавший двух томный труд Закат Европы. Автор в своём произведении рассматривает историю, как чередующиеся культуры. Он видит их как отдельные не взаимосвязанные организмы или люди, которые их составляют.
Жуковский В. сказка «Сказка о царе Берендее» Жанр: литературная волшебная сказка в стихах Читайте краткое содержание других сказок Василия Жуковсого:»Марьина роща»»Тюльпанное дерево»Главные герои сказки «Сказка о царе Берендее» и их характеристика
- Царь Берендей. Легкомысленно пообещал отдать то, про что не знал
- Кощей Бессметный, злой, коварный, яростный, хитрый.
- Иван-царевич. Легкомысленный красавец, игривый, ленивый.
- Марья-царевна. Умная, верная, добрая и красивая.
- Старик. Добрый и заботливый.
План пересказа сказки «Сказка о царе Берендее»
- Бездетный царь Берендей
- Долгое отсутствие
- Колодец
- Обещание Берендея
- Новорожденный сын
- Иван-царевич на охоте
- Таинственный старик
- Раскрытая тайна
- Озеро и уточки
- Сорочка
- Марья-царевна
- К Кощею на карачках
- Дворец из мрамора
- Помощь пчелки
- Мушка на щеке
- Слюнки на страже
- Мост и река
- Лес дремучий
- Церковь и поп
- Красивый младенец
- Лазоревый цвет
- Чудеса в доме
- Платок ворожеи
- Пирог для Ивана
- Голубки
- Возвращение и свадьба.
Кратчайшее содержание сказки «Сказка о царе Берендее» для читательского дневника в 6 предложений
- Обещал царь Берендей отдать за освобождение то, о чем не знает, а то оказался его новорожденный сын
- Вырос Иван-царевич, встретил в лесу старичка и узнал о клятве отца
- Встретил Иван-царевич Марью-царевну и провела она его в царство Кощея.
- Помогла Марья Ивану выполнить три задания Кощея и от погони его спасла.
- Пошел Иван-царевич в город, поцеловал младенца и забыл Марью-царевну
- Испекла Марья пирог и вспомнил ее Иван-царевич, вернулись они к Берендею и свадьбу сыграли.
Главная мысль сказки «Сказка о царе Берендее» Путь к настоящему счастью бывает долог и тернист, но результат того стоит.Чему учит сказка «Сказка о царе Берендее» Эта сказка учит не давать поспешных обещаний, но если уж дал, то выполнять. Учит быть благодарным, учит помогать друг другу. Учит слушать мудрых советов. Учит не боятся трудностей. Учит честности и смелости. Учит бороться за свое счастье до конца.Отзыв на сказку «Сказка о царе Берендее» Это очень красивая история, которая мне сильно понравилась. Конечно же больше всего мне понравилась Марья-царевна, которая была не только красавицей, но и мастерицей на все руки. Владела волшебством и по сути именно она спасла свое счастье, ведь роль Ивана в победе над Кощеем была минимальна.Пословицы к сказке «Сказка о царе Берендее» Давши слово держись, а не давши крепись. Всякая помощь хороша вовремя. С любовью везде просто, со злобой везде теснота. Кланяйся своим, да не забывай наших. Конец — делу венец.Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Сказка о царе Берендее» Три года был женат царь Берендей, но детей им с супругой бог не давал. И вот как-то поехал царь земли свои проведать. Ровно восемь месяцев отсутствовал, а на обратном пути остановился посреди знойного поля. Захотелось Берендею пить, мочи нет, Поехал он ключ какой искать. Видит колодец, полный воды, а на поверхности ковшик золотой плавает. Хотел Берендей ковшик схватить, а тот в руки не дается. Осерчал Берендей, прильнул губами к воде, а борода в воду ушла. Напился, подниматься, а кто-то бороду держит, не пускает. Видит Берендей на него из воды образина страшная смотрит и говорит, что отпустит бороду, только если пообещает царь отдать то, о чем не знает. Согласился царь, домой поехал. Приезжает, а его жена с младенцем царя встречает. Понял тут Берендей, под что подписался, загрустил, но тайну свою никому не открыл, а со временем и вовсе про нее забыл. Вырос Иван-царевич, красавцем стал. И вот поехал раз молодой царевич на охоту. Заехал в чащу, остановился на полянке. а из дупла старичок странный вылазит и здоровается. Велит напомнить царю про уговор и исчезает. Возвращается Иван-царевич, рассказывает отцу, а тот в слезы. Открыл сыну тайну великую. Иван-царевич его утешает, говорит, что невелика беда, отправится он в путь, а вот если через год не вернется, значит нет его на свете. Снарядил Берендей сына, отправил в путь. Едет Иван-царевич видит, озеро, а на озере тридцать уточек плавают. А на берегу тридцать сорочек лежат. Взял Иван-царевич одну сорочку и спрятался. Двадцать девять уточек вышли на берег, сорочки накинули, в девиц превратились и исчезли. А последняя не выходит, у берега в отчаянии бьется. Пожалел ее Иван-царевич, вышел на берег. Просит уточка сорочку отдать. Положил Иван-царевич сорочку, сам в сторонку отошел. Вышла уточка, сорочку накинула, стала красавицей. Говорит, что зовут ее Марья, и что дочь она Кощея Бессмертного. Рассказала Марья Ивану, что делать дальше. Что прийти ему надо к Кощею и на коленях подползти. Топнула Марья-царевна ножкой, земля расступилась и оказались они в царстве Кощея. Входит Иван к Кощею, на карачки встает и ползет. Кощей сердился, топал, но не выдержал засмеялся. Простил Ивана, но сказал, что должен тот ему три службы. И велел на следующий день приходить. На следующее утро приходит Иван, а Кощей ему задание дает — за ночь дворец поставить из мрамора с золотой кровлей. Вернулся в шатер Иван грустный, не знает что делать. Тут пчелка в окно бьется, пустить просится. Пустил пчелку Иван, а та Марьей-царевной стала. Узнала о том, какую службу Кощей потребовал, засмеялась, говорит, будет дворец, а ты только утром пораньше встань, да ходи по стенкам молоточком постукивай. И точно, на следующее утро стоит дворец, точно как Кощей заказал. Удивился Кощей, новую службу требует. Узнать должен Иван-царевич младшую дочь Марью среди тридцати дочерей. Вернулся Иван довольный, думает, эта служба простая. Но пчелка его предупредила, что все дочери на одно лицо, и узнать ее можно будет только по мушке на щеке. На следующий день пошел Иван вдоль дочерей и видит, точно все на одно лицо. Два раза прошел — нет мушки. В третий раз идет, видит по щеке мушка ползет. Нашел Иван-царевич Марью. Возмутился Кощей, нечистое тут дело, говорит. Третью службу придумывает. Пока горит лучина должен Иван-царевич сапоги ему сшить не сходя с места. Вернулся Иван злой, сапоги шить наотрез отказывается — царевич он, а не сапожник. А Марья ему и говорит, что бежать тогда надо, а то голову Ивану-царевичу снимут. Плюнула Марья на стекло и слюнки к стеклу прилипли. А Иван с Марьей враз на берегу озера очутились, на коня сели и в бега пустились. Утром посылает Кощей слуг за Иваном, а слюнки отвечают, что он сейчас будет. Второй раз посылает Кощей слуг, опять слюнки тоже отвечают. Рассердился Кощей, в третий раз слуг гонит, те двери выломали, а там только слюнки смеются. Пришел Кощей в ярость, послал слуг в погоню. Услышала Марья погоню, превратилась в речку, Ивана в мостик превратила, а дорогу на три стороны пустила. Прискакали слуги, след потеряли, вернулись. Обругал их Кощей, сказал, что речка и мостик беглецами и были. Снова в погоню отправил. Опять услышала погоню Марья. Превратила себя и Ивана в лес дремучий, а по тропинке коня с двумя седоками пустила — морок. Гнались за ним слуги, назад до Кощеева царства доехали. Как собака обозлился Кощей, сам в погоню кинулся. Узнала о том Марья, сказала, что у первой церкви власть Кощеева кончается и попросила крестик у Ивана. Дал тот свой крест, а Марья сразу в церковь превратилась, а Ивана монахом сделала. Подскакал Кощей к церкви, спрашивает у монаха про беглецов. А монах и отвечает, что были, в церковь зашли, свечки поставили, благословение получили. Вернулся Кошей домой, всех слуг высек со злости. А Иван и Марья дальше поехали. Видят город перед ними красивый. Решил Иван в город заехать, а Марья его отговаривает. Но Ивану хочется в город и Марья решает его ждать у дороги, в камень обернувшись. И наказывает, когда выйдут навстречу Ивану царь с царицей, младенца на руках не целовать. Поехал Иван в город, да забыл наказ Марьи, поцеловал младенца. Забыл он Марью, а та в слезах в лазоревый цвет превратилась и стала смерти ждать, что затопчет ее кто-нибудь. Но сорвал цветок старик, принес домой, в землю посадил. И с тех пор чудеса в его доме происходить стали. Как проснется, а в доме все чисто и прибрано, в обед еда готова. Обратился старик к ворожее, а та ему и посоветовала до первых петухов встать и если что шевелиться в доме начнет, платком накрыть. Так и сделал старик, только цветок стал порхать по комнате, накинул на него платок, а цветок в Марью-царевну превратился. Заплакала Марья, зачем ее к жизни вернули, ведь забыл ее Иван-царевич. А старик говорит, что сегодня Иван-царевич женится должен. Пошла тогда Марья во дворец, стала просить повара дозволить свадебный пирог Ивану испечь. Не смог повар отказать такой красавице. Сам пирог приготовленный на стол свадебный отнес. Только отрезал Иван-царевич макушку с пирога, прилетели две голубки. И голубь стал по столу ходить, а голубка ему воркует, что не ходи, а то забудешь меня, как Иван-царевич забыл Марью-царевну. Услышал то Иван-царевич, сразу вспомнил Марью, из зала выбежал. Марью увидел, обнял. Поскакали они в царство Берендея. И обрадовались родители Ивана молодых встретив. и сыграли пир горой, да свадьбу веселую.Рисунки и иллюстрации к сказке «Сказка о царе Берендее»
Автор: · Опубликовано 22.07.2020 · Обновлено 22.07.2020
Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ книги «Сказка о царе Берендее». Сюжет сказки передан в сокращении, но он подробно освещает основные события произведения. Приятного просвещения!
(618 слов) Царь Берендей был женат уже три года, но до сих пор Бог не давал ему детей. Однажды пришлось царю целых восемь месяцев осматривать территорию своего царства. Берендей уже возвращался домой, но вдруг захотел попить воды. Он увидел колодец, в котором плавал золотой ковш. Царь пытался схватить ковшик, но тот все время ускользал от Берендея. Тогда царь решил наклониться к колодцу и так попить воды. Вдруг царя за бороду схватила страшная образина и сказала:
Берендей решил согласиться, ведь он знал обо всем, что у него есть. Однако, когда Берендей вернулся во дворец, он узнал, что царица родила ребенка. Расстроился Берендей, понял, что пообещал своего сына отдать. Но годы шли, а хозяин колодца не объявлялся. Поэтому царь начал забывать о своем страшном обещании.
Царевич Иван вырос и стал настоящим красавцем. Однажды поехал он в лес охотиться. Там царевич увидел странного старика. Тот сказал Ивану, что царь Берендей должен сдержать обещание и отдать свой долг.
Берендей поведал обо всем сыну, и Иван стал собираться в путь. Четыре дня ехал царевич и вдруг увидел озеро. На озере плавали тридцать уточек, а на берегу лежали сорочки. Взял юноша одну сорочку и стал смотреть, что дальше будет. Вдруг уточки в девушек превратились, нарядились и исчезли. Только одна уточка осталась. Попросила она Ивана отдать ей ее вещь, а взамен помощь предложила. Сказала девушка, что она дочь Кощея Бессмертного, Марья. Марья-царевна рассказала, что ее отец давно ждет царевича и поэтому очень зол. Также посоветовала она Ивану упасть на колени, как только он Кощея увидит.
Спустились они в подземное царство. Иван на колени упал и пополз. Рассмеялся Кощей, не стал ссору заводить с юношей, только сказал, что царевич должен ему три службы отслужить. Утром Кощей приказал царевичу построить за одну ночь великолепный дворец, а вокруг дворца красивый сад сделать.
Начал Иван печалиться, но тут в окошко влетела пчелка. Пчелка оказалась Марьей, которая пообещала помочь Ивану. Лег царевич спать, а утром дворец был готов. Удивился Кощей и назначил следующее испытание. Иван должен выбрать из тридцати дочерей Кощея младшую, Марью-царевну. Девушка предупредила Ивана, что на щеке у нее будет сидеть мошка. Царевич прошел и это испытание. Кощей назначил третье испытание: Иван должен сшить сапоги, пока соломинка горит. Понял юноша, что не выполнить ему это задание. И решили они с Марьей убежать. Кощей за беглецами погоню послал. Тогда царевна в речку превратилась, а Ивана железным мостиком сделала. Слуги Кощея никого не нашли и вернулись обратно. Но он опять послал людей в погоню. Тогда Марья и Иван превратились в дремучий лес. Опять не нашли их. Кощей решил лично поехать искать беглецов. Тогда Марья-царевна в церковь превратилась, а царевича монахом сделала. Кощею пришлось вернуться домой.
Поехали беглецы дальше. Вдруг увидели они перед собой город. Иван хотел прогуляться по городу, но Марья отговаривала его, она неладное чувствовала. Решили они, что Марья-царевна превратится в камень и подождет Ивана. Только предупредила она его не целовать прекрасного ребенка, иначе все забудет он. Три дня прошло, но не вернулся Иван из города, не послушал он девушку, поцеловал младенца и забыл обо всем. А Марья превратилась в цветок. Цветочек этот забрал домой старик. И стал он замечать странные вещи: в избушке всегда прибрано, обед всегда на столе. Старик решил выяснить, кто это делает. Вдруг предстала перед ним Марья-царевна.
Старик рассказал девушке, что Иван собирается жениться. Тогда Марья испекла для царевича пирог. Повар, восхищенный девушкой, согласился отнести пирог Ивану. Царевич отрезал верхушку пирога и увидел двух голубей. Птицы напомнили юноше о Марье-царевне. Вспомнил все царевич, выбежал из города и встретился с Марьей. Поехали они в царство Берендея. Царь и царица весело встретили сына и царевну. Они сыграли свадьбу и стали жить счастливо.
Автор: Ирина Юрьева
Главная / Краткие содержания / Жуковский Василий Андреевич / Сказка о царе Берендее
Три года был женат царь Берендей, но детей у него так и не было. Как-то он простился о своею царицей и на целых восемь месяцев уехал осматривать свои владения. На исходе девятого месяца он, уже на подъезде к столице, остановился отдохнуть. Захотел пить, и тут увидел в поле колодезь с плавающим на поверхности ковшом. Берендей поспешно ухватил ковшик, но тот бросился прочь от руки царя. Царь решил и так напиться, но, пока пил, его схватили за бороду. Голос потребовал отдать ему то, о чем сам царь и не знает. Берендей согласился, и, вернувшись домой, узнал, что у него родился сын.
Вскоре царь Берендей забыл об уговоре, и только радовался, глядя, как растет царевич. А тот как-то въехал в густую чащу и услыхал шум в дупле. Из дупла появился чудной старик с зеленой бородой и передал Берендею, что пора отдавать долг.
Царевич Иван рассказал все отцу, отчего тот побледнел и рассказал сну о произошедшем у колодезя. Иван поехал.
Ехал он три дня, и только на исходе четвертого добрался до озера. На нем плавали тридцать сереньких, хохлатых уточек у самого берега, а на самом берегу лежало тридцать сорочек. Иван подполз и взял одну белую сорочку. Уточки вышли на берег, превратились в девиц, надели сорочки и улетели. И только она осталась на берегу. Она пообещала сослужить Ивану службу, если тот вернет ей сорочку. Она-де — дочь самого Кощея Бессмертного, зовут её Марья-царевна. Посоветовала, едва завидев царя Кощея, падать на колени и ползти.
Они пустились в подземное царство Кощея, сам царь сидел на престоле, увенчанный светлой короной. Иван упал на колени и пополз — Кощей рассмеялся и сказал, что Ивану полагается отслужить три службы. Проспав ночь, на следующий день Иван пришел к Кощею на его зов. Кощей сказал, чтобы тот за ночь построил дворец с золотой кровлей, мраморными стенами, хрустальными окнами, регулярным садом вокруг, а в саду чтобы были пруды с карасями.
Иван вернулся к себе, и тут увидел полетевшую к окну блестящую пчелку. Влетев, пчела обернулась Марьей-царевной. Сказала, чтобы Иван ложился спать, а утра встал пораньше: к тому времени дворец будет готов.
Вторым заданием было выбрать Марью-царевну, младшую дочь, из всех тридцати. По уговору на щеке Марьи-царевны была Мошка, и Иван выбрал правильно.
Но третье задание было сшить сапоги с оторочкой, пока будет гореть соломинка. Иван с Марьей решают бежать, а вслед за ними отправляется погоня. Марья превратила Ивана в железный мостик, а сама стала речкой. Не найдя их, погоня вернулась. Кощей опять послал их, и в этот раз Марь, Иван и конь стали дремучим лесом. Вернулась погоня снова. Тут сам Кошей отправился за беглецами. Марья обратилась церковью, Ивана обратила в монаха, а коня — в колокольню. Кощей вернулся домой.
По пути Ивану захотелось въехать в прекрасный город. Царевна казала, чтобы тот не целовал младенца, и сама осталась ждать белым камнем. Но царевич поцеловал младенца и обо всем забыл.
Царевна обратилась цветком, его вырыл и посадил в своей избушке старик. И начались чудеса. Проснется утром старик — а в избушке все убрано, к полудню всегда состряпан обед. Старуха посоветовала встать до восхода солнца и платком накрыть то, что в доме будет двигаться. Старик так и сделал, и ему явилась Марья. Старик рассказал ей, что Иван вскоре женится. Царевна пошла в город в образе крестьянки, приготовив Ивану пирог. Когда Иван отрезал верхушку, увидел двух голубей — один говорил, чтобы другой не уходил, а то забудет все, как забыл Марью-царевну Иван. Иван тут все вспомнил, и дальше оправился в путь Марьей. Приехали к царю Берендею, царь с царицей приняли их с огромной радостью. Сыграли свадьбу.
Краткое содержание сказки «Сказка о царе Берендее» пересказала Осипова А.С.
Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Сказка о царе Берендее». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.
Используемые источники:
- https://briefly.ru/zhukovsky/skazka_o_care_berendee/
- http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/zhukovskij/skazka-o-care-berendee
- http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/08/blog-post38.html
- https://litrekon.ru/kratkie-soderzhaniya/skazka-o-tsare-berendee/
- https://biblioman.org/shortworks/zhukovsky/skazka-o-tsare-berendee/
È. Ñàðêèçîâ-Ñåðàçèíè
 ñòðàíå Òàìåðëàíà è æàðêîãî ñîëíöà
Ñ 22 èëëþñòðàöèÿìè
ÌÎÑÊÂÀ 1929 ËÅÍÈÍÃÐÀÄ
Îãëàâëåíèå
Ïðåäèñëîâèå
È. Ñàðêèçîâ-Ñåðàçèíè
I
Òóðêåñòàí — ñòðàíà âîñïîìèíàíèé.— Äîðîãà.— Âîëãà.— Íî÷íàÿ ïåñíÿ.— Îðåíáóðãñêèå ñòåïè.— Ìèðàæè.— Àðàëüñêîå ìîðå.— Ïóñòûíÿ Êàðà-Êóì.— Ðåêà Ñûð-Äàðüÿ.— Êèðãèçñêèå ñîáàêè.— Âåðøèíà «Êàçû-Êóðò» — ìåñòî îñòàíîâêè êîâ÷åãà Íîÿ.— Òàøêåíòñêèé îàçèñ.
1
2
3
4
5
II
Òàøêåíò.— Íî÷íîé ãîðîä.— Àçèÿ è Åâðîïà.— Ìóçåè. Èñòîðèÿ ñòðàíû.— Ñîâðåìåííàÿ êóëüòóðà.— Óëè÷íûå ñöåíêè.— Ïðîãóëêè ïî åâðîïåéñêîìó ãîðîäó.
6
7
III
Òóçåìíûé Òàøêåíò.— Óðäà.— Âèäåíèÿ ñðåäíåâåêîçüÿ.— Áàçàð.— ×çé-õàíå. Àø-õàíå.— Øåéõàíòàóðñêàÿ ìå÷åòü.— Ìàçàð Õàçðåò-Ìèðà.— Ëåãåíäà îá Àëåêñàíäðå Ìàêåäîíñêîì.— Ìàäðàñà Êóêî÷-Äàøà.— Ìàäðàñà Àõðàð-Âàëè.— Öàðñêàÿ ìå÷åòü.— Ãîðëèíêè.— Óëèöû.— Ãðîáíèöà Õàçðåò Èìàì.— Àçèñû.
8
9