Шамаханская царица кто написал сказку

Сказка о золотом петушке автор: пушкин а.с. негде, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жил-был славный царь дадон. с молоду

Сказка о золотом петушке

Автор: Пушкин А.С.
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали:
Ждут, бывало, с юга, глядь, —
Ан с востока лезет рать.
Справят здесь, — лихие гости
Идут от моря. Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.
Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.
Шлет за ним гонца с поклоном.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется».
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
«За такое одолженье, —
Говорит он в восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню, как мою».
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»
И соседи присмирели,
Воевать уже не смели:
Таковой им царь Дадон
Дал отпор со всех сторон!
Год, другой проходит мирно;
Петушок сидит все смирно.
Вот однажды царь Дадон
Страшным шумом пробужден:
«Царь ты наш! отец народа! —
Возглашает воевода, —
Государь! проснись! беда!»
— Что такое, господа? —
Говорит Дадон, зевая: —
А?.. Кто там?.. беда какая? —
Воевода говорит:
«Петушок опять кричит;
Страх и шум во всей столице».
Царь к окошку, — ан на спице,
Видит, бьется петушок,
Обратившись на восток.
Медлить нечего: «Скорее!
Люди, на конь! Эй, живее!»
Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.
Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей;
Было ль, не было ль сраженья, —
Нет Дадону донесенья.
Петушок кричит опять.
Кличет царь другую рать;
Сына он теперь меньшого
Шлет на выручку большого;
Петушок опять утих.
Снова вести нет от них!
Снова восемь дней проходят;
Люди в страхе дни проводят;
Петушок кричит опять,
Царь скликает третью рать
И ведет ее к востоку, —
Сам не зная, быть ли проку.
Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон.
«Что за чудо?» — мыслит он.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер.
Все в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мертвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
Бродят кони их средь луга,
По притоптанной траве,
По кровавой мураве…
Царь завыл: «Ох дети, дети!
Горе мне! попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! смерть моя пришла».
Все завыли за Дадоном,
Застонала тяжким стоном
Глубь долин, и сердце гор
Потряслося. Вдруг шатер
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И она перед Дадоном
Улыбнулась — и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
Там за стол его сажала,
Всяким яством угощала;
Уложила отдыхать
На парчовую кровать.
И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищен,
Пировал у ней Дадон
Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой.
Перед ним молва бежала,
Быль и небыль разглашала.
Под столицей, близ ворот,
С шумом встретил их народ, —
Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех приветствует Дадон…
Вдруг в толпе увидел он,
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.
«А, здорово, мой отец, —
Молвил царь ему, — что скажешь?
Подь поближе! Что прикажешь?»
— Царь! — ответствует мудрец, —
Разочтемся наконец.
Помнишь? за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу. —
Крайне царь был изумлен.
«Что ты? — старцу молвил он, —
Или бес в тебя ввернулся,
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница.
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли кто я?
Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярской,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть пол-царства моего».
— Не хочу я ничего!
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу, —
Говорит мудрец в ответ.
Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь.
Сам себя ты, грешник, мучишь;
Убирайся, цел пока;
Оттащите старика!»
Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. — Вся столица
Содрогнулась, а девица —
Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.
Царь, хоть был встревожен сильно,
Усмехнулся ей умильно.
Вот — въезжает в город он…
Вдруг раздался легкой звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился… и в то же время
С колесницы пал Дадон —
Охнул раз, — и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.

Урок —
викторина

в 3 классе
на тему: Сказки А.С.Пушкина.

Тема:  Урок – викторина
по сказкам А.С. Пушкина

Цели:

1. Закрепить  знания  учащихся  сказок
А.С. Пушкина.

2. Формировать умение четко и ясно
отвечать на поставленные вопросы

3. Учить работать в команде

 4. Прививать интерес к предмету.

Оборудование:

Мультимедиа, проектор, выставка книг,
рисунки детей

 Ход урока

1.     Организационный
момент

2.     Постановка
целей урока

      Ребята мы с вами на протяжении
нескольких уроков изучали сказки А.С.Пушкина. Сегодня я предлагаю вспомнить и
закрепить наши знания. Урок наш необычный. Проведем мы его в форме викторины по
сказкам любимого поэта А.С.Пушкина.

3.     Закрепление

Для этого нам нужно разделиться на
две команды. Каждая команда будет получать жетоны за правильные ответы.
(Дети делятся на 2 команды, 
подходя к столу и выбирая себе перевернутую эмблему.)

Первая  команда  — «русалка», вторая команда —  «кот Учёный».

Итак, начнем с разминки.

( Детям предлагается среди портретов
известных писателей
найти портрет А.С. Пушкина.) – слайд 2

Вопросы
разминки

1.Где родился А.С.
Пушкин? (В Москве.)

2.Когда он родился? (6 июня 1799 г.
)

3.На каком языке говорили в семье Пушкина?( В семье говорили на французском языке

4.Когда  А. С. Пушкин начал сочинять
стихи?(
Он начал сочинять рано, когда был
совсем маленьким.)

5.Кто
учил его писать по–русски (
Писать
по-русски учила его бабушка)

6.От кого маленький Саша узнал русские
народные сказки?  (От няни Арины Родионовны.)

  7.  Сколько всего сказок
написал А.С. Пушкин? (6;5 и1 – не закончил.)

Слайд 3,4,5,6,7

5.    
 А какие
сказки А.С. Пушкина вы знаете? Посмотрите на экран и  назовите  сказки по
очереди . (Слайды – с 8 по 19)

(Дети в командах по очереди перечисляют названия известных им
сказок. )

(Сказка о царе Салтане, Сказка о рыбаке и рыбке, 
Сказка о попе и о работнике его Балде, Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях, Сказка о золотом петушке, поэма «Руслан и Людмила», О Медведихе…)

Учитель: Молодцы! Победила команда..  Но это было легкое задание!

1
конкурс

 Узнайте, из какой сказки эти
строчки, продолжите
.

1.   
Три девицы под окном

Пряли
поздно вечерком.

“Кабы
я была царица, —

Говорит
одна девица, —

…………………………

(То
на весь крещеный мир

Приготовила б я пир”.)

“Кабы
я была царица, —

Говорит
ее сестрица, —

……………………….

(То
на весь бы мир одна

Наткала я полотна”,)

“Кабы
я была царица, —

Третья
молвила сестрица, —

(Я
б для батюшки царя

Родила богатыря”.)

2. 
Жил старик со своей старухой

У самого
синего моря;

Они жили в
ветхой землянке

Ровно…(тридцать
лет и три года.

Старик
ловил неводом рыбу,

Старуха
пряла свою пряжу
.)

3. 
“Свет мой, зеркальце скажи! Скажи

(Да всю
правду доложи:

Я ль на
свете всех милее,

Всех
румяней и белее?
”)

2 конкурс

Вопросы

    1.   
Как звали сына царя Салтана? (Князь Гвидон.)

    2.    В
кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон? (Комар – муха
– шмель
.)

    3.   
Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3
раза
.)

    4.    Что
поймал старик в первый и во второй раз? (1-й раз – тину, 2-й раз –
морскую траву
.)

    5.   
Помогла ли рыбка старику и как?

 6.    Кто помогал
королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, месяц, ветер.)

    7.    За
какую плату согласился работать Балда? (За 3 щелчка.)

Буду служить тебе
славно,

Усердно и очень
исправно,

В год за три
щелчка тебе по лбу,

Есть же мне давай
вареную полбу.

3
конкурс

 Узнай сказку по следующим
словам:

  1.    Путь – дорога,
терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой
царевне».)

  2.    Откуп,
дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)

    3.   
Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание.
Cказка о
попе и о работнике его Балде».)

4.Рать,
воеводы, царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок. («Сказка
о золотом петушке».)

Конкурс
капитанов

Слайды – с
24 по 32

ВОПРОСЫ 
по сказкам Пушкина (после того как ребенок ответил, показывается слайд с
правильным ответом)

1.    
Какое
животное в произведении Пушкина рассказывает сказки?
(КОТ                                                                              
УЧЕНЫЙ)

2.    
Кто
обманул чертей  и наказал попа за жадность? (БАЛДА)

3.    
Про
какого героя своей сказки А.С. Пушкин писал:

            Чуть опасность где видна,
                        Верный сторож как со сна
                        Шевельнется, встрепенется,
                        К той сторонке обернется
                       И кричит: «Кири-ку-ку!
                       Царствуй, лежа на боку!» (Петушок)

4.    
Кого
послал старый бес соревноваться с Балдой? (Внука бесенка)

5.    
С кем
сражался князь Гвидон? (с коршуном)

6.    
На чем
плыли по морю Гвидон с матерью? (в бочке)

7.    
Как звали
жениха царевны из «Сказки о мертвой царевне»?(Елисей)  

8.    
Кто
говорил такие слова «ты прекрасна, спору нет!» (зеркало)

Учитель  – Молодцы, капитаны! Выиграла в этом конкурсе команда…

4 конкурс

Собери картинку

(Условия конкурса: каждая команда должна
собрать разрезную картинку с иллюстрацией из сказки А.С. Пушкина (по типу
мозаики). К столу подходят дети по очереди и выкладывают по одной детали.
Побеждает  та команда, которая сделает это быстрее и назовет ее название.)

Учитель  — Молодцы, ребята! Знаете хорошо произведения великого поэта.
Сразу видно, что много читаете.

5 конкурс

Сказочный порядок

(Задания даются каждой команде одинаковые  (2 экземпляра
картинок). Выигрывает та команда, которая выполнит их быстрее.

1. На столах выложены картинки с изображением
насекомых муха, шмель, комар из «Сказки о царе Салтане». Дети должны
разложить их в «сказочной» последовательности: князь Гвидон сначала превратился
в муху, потом в комара и, наконец, в шмеля.

2. На столах  выложены картинки с изображением месяца,
солнца и ветра.
Дети должны расставить их в той последовательности, в
которой царевич Елисей из сказки «О мертвой царевне» обращался к ним с вопросом
о своей невесте (солнце, месяц, ветер)

3. На столах  выложены животные: заяц,
коза, слон, лиса, лошадь.
Дети должны выбрать тех животных, которые помогли
Балде из сказки «О попе и работнике его Балде» обхитрить чертят. (заяц, лошадь)

Конкурс
6

Числа

( Каждая команда вспомнит все числа, которые встречались в
сказках А.С. Пушкина!


Сколько лет рыбачил старик?  33 года


Сколько раз кидал старик невод прежде чем поймать золотую рыбку? 3 раза


Сколько раз ходил он с просьбами к рыбке? 5 раз (корыто, изба ,    
дворянство, царица, владычица морская)


Сколько просьб она выполнила? 4раза


Сколько сыновей было у Дадона? (2 сына)


Сколько раз летал царь Гвидон к Салтану? (3 раза)


Сколько девиц сидело вечером  под окном (3 девицы)


Сколько вышло витязей на берег? (30 витязей прекрасных)


Сколько было богатырей в сказке про мертвую царевну? (7 богатырей)


Сколько щелчков отвесил Балда попу? (3 щелчка)

7конкурс

Узнай сказку по рисунку. 
(Детям показываются рисунки.)

      1.   Кораблик («Сказка о царе
Салтане».)

      2.  Зеркало («Сказка о мертвой
царевне».)

      3.  Корыто («Сказка о рыбаке и
рыбке»)

     4.  Яблоко («Сказка о
мертвой царевне».)

6.    
Зайчонок
(«Сказка о попе и о работнике его Балде».)

4.Итог урока

Учитель
 – Молодцы ребята, вы отлично знаете сказки Пушкина!
Теперь нужно подсчитать,  сколько очков вы набрали и узнаем, какая же команда
победила.


Победила ДРУЖБА!

МКДОУ
д/с № 2 общеразвивающего вида р.п. Таловая

Воспитатель:
Ситникова Галина Александровна

Подготовительная
к школе группа

Литературная
викторина

«По
следам героев сказок А.С. Пушкина»

Мероприятие
проекта: «Творчество А.С. Пушкина»

Цель: Повторить,
закрепить и систематизировать знания сказочного творчества А.С. Пушкина.

Задачи:
Развивать речь, образное мышление, память. Учить объяснять старорусские слова
из сказок А.С. Пушкина. Воспитывать любовь и уважение к творчеству А.С.
Пушкина.

Материалы и оборудование:
Видеопрезентация, в которую входят портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к сказкам
«О рыбаке и рыбке», «О золотом Петушке», «О царе Салтане», «О мертвой царевне и
семи богатырях».

Д. игра
«Собери картинку (по сказкам А.С. Пушкина).

Д. игра
«Из какой сказки герой?»

·       
Вводная часть

— Есть имена, как музыка, как звезда, как
солнце. «Солнцем русской поэзии» называют этого человека. (Обращаю внимание
на портрет А.С. Пушкина)

— Дети, о ком я говорю? (об А.С.
Пушкине)

— Как называли Александра Сергеевича,
когда он был маленький? (Саша)

— Свое первое стихотворение Саша написал в
6 лет на французском языке. Ведь в то время было принято говорить на
французском языке.

— Даже учителя у Александра были
французами и назывались они гувернеры. В детские годы у Пушкина была няня,
звали ее? (Арина Родионовна).

— Она была мастерица петь песни, рассказывать
сказки. Именно няня Арина Родионовна воспитывала в маленьком Саше любовь ко
всему русскому – языку, природе, фольклору, русским сказкам и песням.

— Как поэт называл ее? (Мамушка, а в
стихах «подруга дней моих суровых», «голубка дряхлая моя»)
.

— Саша часто просил Арину Родионовну
рассказать русскую сказку. На основе этих сказок Александр Сергеевич создал
свои сказки, которые вы знаете.

Но поэт превратил их в звучные и красивые
стихи. Там простые и понятные слова, иногда встречаются старорусские слова и
эпитеты. Этим он подчеркивает свою любовь к русскому языку, к старине.

1.
— Скажите, а какие сказки Пушкина вы знаете? (Дети называют).

— А сейчас на экране появится картинка и,
скажите, к какой сказке она относится? (Иллюстрация к сказке «О рыбаке и
рыбке»).

— О ком рассказывается в этой сказке?
старике, старухе и золотой рыбке).

 Ребенок:

«Жил старик со своею старухой у самого
синего моря;

Они жили в ветхой землянке  ровно тридцать
лет и три года».

 Ребенок:

«Раз старик закинул невод в море пришел
невод с одной тиной.

Он в другой раз закинул невод, пришел
невод с травою морскою.

В третий раз закинул невод, пришел невод с
одной рыбкой.

С непростой рыбкой – золотою».

Воспитатель:

— Старухе нравилось жить в землянке? (Нет,
она захотела жить в избе).

 Ребенок:

«Пошел он ко своей землянке, а землянки
нет уж и следа;

Перед ним изба со светелкой, с кирпичной
беленой трубою»

Воспитатель:

— Что такое светёлка? (Светлицы – это
комнаты в избе).

Ребенок:

«Старичок к старухе воротился

Что ж? Пред ним царские палаты.

В палатах видит свою старуху.

За столом сидит она царицей».

Воспитатель:

— Чем занимались старик и старуха, когда
жили в землянке? (Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу)

— Что такое невод? (Это большая сеть)

П. игра «Удочка»

— Мы поиграем в игру «Удочка». Я буду
рыбак, а вы рыбки. Согласны? (Да).

2. На экране иллюстрация из «Сказки о
золотом петушке».

Воспитатель:

Вот осьмой уж день проходит, войско в горы
царь приводит.

И промеж высоких гор видит шелковый шатёр.
(«Сказка о Золотом петушке»)

— А что такое шатер? (Это такое
временное жилище, по типу палатки. В нем жила Шамаханская царица)

— А кто еще был в этой сказке? (Царь
Дадон, золотой Петушок и др.)

Ребенок:

«Вдруг шатер распахнулся и девица

Шамаханская царица вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя».

СЦЕНКА        

Царь Дадон:
Кто ты, чья, откуда ты? Дева дивной красоты?

Шамаханская царица:
Знай, Дадон, что я девица – Шамаханская царица!

                                          
Пробираюсь я как тать, весь твой край завоевать!

Царь: Вижу
я, что  ты шутница, Шамаханская царица! (Выносят бокал).

Шамаханская царица: Выпей,
царь Дадон до дна чашу сладкого вина!

Царь:
Ты сама испей сначала! Мы потом…

Шамах. царица:
Не ожидала… Значит встрече ты не рад, коль подумал это яд?…   (Пьет).

Шамаханская царица:
Ну, а что ты, царь Дадон, пел, когда бывал влюблен?

Царь:
Не припомню я никак…

Шамаханская царица:
Постарайся!

Царь:
Как-то так! (поет).

Век тебя я любить я буду, никогда не позабуду!

А так стану забывать ты напомнишь мне
опять.

Шамаханская царица:
(шепчет царю)

Царь:
Ни за что плясать не стану!

Шамаханская царица:
Значит быть со мной Полкану! Эй, Полкан!

Царь:
А как же я? Что ты, Горлинка, моя! Хоть плясать я не умею, сам себя не пожалею!
(Пляшет, падает)

Нет больше сил! Без тебя мне свет не мил! Бью
тебе челом на царство

На велико государство все твое и сам я
твой!

Шамаханская царица: Что
же делать нам с тобой?

Царь:
Как что делать? Сказки слушать, отдыхать и сласти кушать! Отвечай, согласна?

Шамаханская царица:
Да!

Царь:
Мешкать незачем! Тогда.

Эй, Полкан, труби победу! Я домой с
невестой еду! (Обходят по залу)

3. Воспитатель:    

— А теперь внимание на экран.
(Иллюстрация к «Сказке о Мертвой царевне и семи богатырях»).

— О ком говорится в этой сказке? (Царевна, Королевич Елисей, Мачеха, жена Царя, семь богатырей).

Ребенок:

«Но невеста молодая до зари в лесу
блуждая,

Между тем все шла да шла и на терем
набрела».

Воспитатель:

— Кто жил в тереме? (Семь богатырей).

— А что случилось в этой сказке из-за
яблока? (Царевна заснула).

— У нас тоже есть волшебное яблочко, и
чтобы не уснуть, как царевна, нужно быстро передавать его из рук в руки под
музыку. И как только музыка остановится, тот, у кого в руках оказалось яблочко
– выходит в круг.

Муз. Игра «Катилось яблочко».

Таким образом, в кругу собираются несколько человек.
Звучит плясовая. И дети в кругу выполняют плясовые движения, а остальные ребята
хлопают в ладоши.

4. Воспитатель:

— Скажите, дети, а в какой сказке царевич
превращается в насекомых, чтобы пересечь море-океан? («Сказка о царе
Салтане»……..).

— А в кого превращается князь Гвидон? (Комар,
шмель, муха).

— А какие три чуда были в «Сказке о царе
Салтане»? (Белка, тридцать три богатыря и царевна Лебедь).

На экране картинка «Белка грызет орешки и
собирает скорлупки» по сказке.

— Как рассказал А.С. Пушкин о первом чуде?

Ребенок:

В свете ж вот какое чудо:

Ель растет перед дворцом, а под ней
хрустальный дом.

Белка там живет ручная, да затейница
какая.

Белка песенки поет, да орешки все грызет,

А орешки не простые, все скорлупки
золотые.

Ядра чистый изумруд, слуги белку стерегут.

·       
На экране картинка «Тридцать три богатыря»
по сказке.

Воспитатель:

— Как рассказал Пушкин о втором чуде,
диве-дивном?

Ребенок:

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо, закипит, поднимет
вой,

Хлынет на берег пустой, разольется в
шумном бете,

И очутятся на бреге в чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.

Это диво, так уж диво, можно молвить
справедливо.

·       
На экране картинка «Царевна Лебедь» по
сказке

— Как рассказал А.С. Пушкин о третьем чуде?

Ребенок:

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть,

Днем свет божий затмевает, ночью землю
освещает,

А во лбу звезда горит, а сама-то величава,

Выступает будто пава, а как речь-то
говорит

Словно реченька журчит.

Молвить можно справедливо, это диво, так
уж диво.

Воспитатель:

— А кого еще из героев этой сказки вы можете
назвать? (Царица-мать, царь Салтан, ткачиха с поварихой, с сватьей бабой
Бабарихой).

Игра малой подвижности «Море волнуется». (Этюды
на героев сказки: царица-мать, царь Салтан, ткачиха, повариха, князь Гвидон,
царевна Лебедь, дядька Черномор, богатыри, белочка)

5. Нравственные уроки.

— Сказка ложь, да в ней намек, добрым
молодцам урок. Как вы понимаете эту поговорку? (Значит, чему-нибудь
научиться).

— Чему же нас научила сказка о рыбаке и
рыбке?  (Не задавайся, не проси лишку, а то останешься у разбитого корыта).

— А сказка о мертвой царевне и семи
богатырях? (Если хочешь кого-нибудь спасти, помочь, не надо унывать, терять
время, а надо быть упорным, настойчивым,  смелым).

— А вот какую сказку назовете вы, если
услышите: «Не давши слово – кренись, а давши – держись»? («Сказка о золотом
петушке»).

— А кто дал слово и не сдержал? («Царь
Дадон»)

Воспитатель: А какой урок дает нам «Сказка
оцаре Салтане»…..
(Терпение и труд всё
перетрут)

Воспитатель:
В жизни вас ждет ещё много приятных встреч с замечательным русским поэтом.
Читая Пушкина, вы научитесь быть честными, верными, добрыми, научитесь любить
свою Родину, природу, русский народ и друг друга, научитесь беречь русский
язык.

Цель: формирование познавательного интереса,
активности, создание условий для сплочения коллектива.

Задачи:

  • Развитие познавательной сферы младших школьников;
  • Формирование умения принимать правила, инструкцию,
    следовать заданному алгоритму.
  • Развитие умения работать в команде, расширение социальных
    контактов учеников начальной школы.

Ход мероприятия

Все ученики начальной школы выстраиваются в холле. Воспитатели
предлагают ребятам на выбор символ интеллектуального клуба в
рамках разного цвета. Распределение на группы будет происходить
с учетом выбранного цвета.

Психолог: Доброе утро! Рады приветствовать Вас
на ежегодном открытии нашего интеллектуального клуба «Совенок».
Сегодня наша осенняя интеллектуальная игра пройдет по сказкам
А.С.Пушкина.

Презентация

Для начала нам необходимо разбиться на команды, для этого вам
необходимо построиться в соответствии с выбранным вами цветом
символа, т.е. подойти к тому воспитателю, у которого точно
такой же совенок (дети образуют команды по 10-15 человек).

Ваша задача: дружно пройти со своей командой
все испытания в строго отведенное время. Двигаться вы будете по
маршрутным листам, которые находятся у воспитателей. За каждый
пройденный этап вы будете получать конверт с паззлом. После
того, как вы пройдете все испытания и соберете все части
паззла, вам необходимо собрать общую картину.

Итак, в добрый путь!

1. Станция — Баба Яга

Баба-Яга: Уф-уф! Человеческим духом пахнет, кто это тут
расшумелся…А вы знаете, ребята, что русский народ молвит, что
мне, почитай, уж 700 лет стукнуло! А кто говорит, что вся тыща!
Впрочем, возраст женщины — всегда загадка. Секрет
долгожительства моего не разгадан: помогли мне молодильные
яблочки, или живая вода, или какие-нибудь другие волшебные
средства — неизвестно. Но факт — дожила я до нашего времени, а
Пушкин, Александр Сергеевич который, написал обо мне только в
одной сказке.

Вопрос: В какой? Напомните мне эти прекрасные
строчки обо мне.

«Стоит отметить, что «У лукоморья» не является сказкой, это
вступительная часть (пролог) поэмы «Руслан и Людмила».

«Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой»

Баба Яга: За это я на всех обиделась и
перепутала все буквы в именах сказочных героев. Попробуйте
теперь догадаться. Ха-ха-ха. (если сами догадаться не могут, то
сказать, что имя начинается с выделенной буквы.

елбак

белка

рокшну

коршун (Чародей, пытавшийся погубить Царевну-Лебедь)

нслаат

Салтан (отец Гвидона)

онкеебс

бесенок (обитатель омута, пытался провести Балду и
уклониться от уплаты оброка).

бьеедл

лебедь (Царевна)

кеаанчрв

чернавка (служанка царицы, которую та послала извести
царевну, но чернавка этого не сделала).

ионвдг

гвидон

ппьдаоя

попадья (жена попа)

тирсак

старик

ооокслк

Соколко (пес)

Игра «Пятнашки от Бабуси»

Все ребята встают в круг. Между ног — веревка. Баба Яга в
центре круга. Дети идут, пританцовывая по кругу. Как только
музыка заканчивается, Баба Яга пытается метлой задеть тех, кто
не успел выпрыгнуть из круга (вытащить ногу).

2. Станция — Кощей (Кощей сидит на сундуках)

Кощей: Опять кто-то пришел. Все цепи мои
разорвал. За тысячи лет все цепи прохудились. А желающих
завладеть моими сокровищами очень много. Вот вам задание:
изготовить мне цепь из этих скрепок.

  • Игра «Цепь из скрепок»
  • Игра «Волшебный сундучок»

Дети достают из сундучка вещь и называют сказку, в которой она
встречается.

Яблоко, зеркальце, лебединое перо, сеть, веревка, звезда и
месяц, орешки, меч, щит, золотая рыбка, платок, лук со
стрелами.

3. Станция — Царевна-лебедь

Царевна-лебедь: Здравствуйте, я —
Царевна-лебедь. Я очень люблю превращения. И вот вам мое
задание: вам необходимо превратиться в героев сказки и показать
ее отрывок. Главное правило — участвовать должны все ребята.
Роль может быть без слов. (роли: старик, старуха, ведущий 1,
ведущий 2, золотая рыбка, невод (несколько детей).

Ведущий 1:

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Ведущий 2:

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Ведущий 1:

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Ведущий 2:

Раз он в море закинул невод, —

Пришел невод с одною тиной.

Ведущий 1:

Он в другой раз закинул невод,

Пришел невод с травой морскою.

Ведущий 2:

В третий раз закинул он невод, —

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.

Ведущий1:

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

Золотая рыбка:

«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь.»

Ведущий 2:

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Ведущий 1:

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

Старик:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

Ведущий 2:

Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо.

Старик:

«Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась:

Откупалась чем только пожелаю.

Не посмел я взять с нее выкуп;

Так пустил ее в синее море».

Ведущий 1:

Старика старуха забранила:

Старуха:

«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось».

4. Станция — Кот-ученый

Кот-ученый: Здравствуйте, как видите я — кот,
но кот не простой, а какой? Ученый. А, следовательно, очень
умный. Сейчас проверим, сможете ли вы справиться с моим
заданием.

Найдите спрятанные в таблице слова и назовите сказку, в которой
все эти слова встречаются. Слова могут располагаться и по
вертикали, и по горизонтали.

Слова: щелчок, доход, поповна, базар, полба, лоб, бес, море,
оброк, балалайка, срок, палка, попадья, расплата, заяц,
веревка, кобыла, поп, попенок, Балда.

5. Станция — Царица с зеркальцем

Царица: Мое зеркальце сломалось. Я ему: «Я ль
на свете всех милее, всех румяней и белее? А оно мне в ответ…»
(ответ демонстрируется на экране):

  • Царица милее Чернавки, Царевна милее Царицы, кто милее
    всех? (Царевна)

Следующий слайд — зеркало смеется.

Царица: Ах, ты- мерзкое стекло. Только врешь
ты мне назло. Я ль на свете всех стройнее, и героев всех худее?

  • Бабариха полнее Царицы, Царица полнее Ткачихи. Кто стройнее
    всех? (Ткачиха)

Следующий слайд — зеркало смеется.

Царица: Ах, ты- мерзкое стекло. Только врешь
ты мне назло. Я ль на свете всех сильнее, и героев всех ловчее?

  • Бабариха намного слабее, чем Черномор. Бабариха немного
    сильнее, чем Царица. Кто слабее всех? (Царица)

Царица: Ах, ты- мерзкое стекло. Только врешь
ты мне назло. Да скажи мне без прикрас, кто веселей из всех
нас.

  • Царевна веселее, чем Шамаханская царица, и легче, чем Баба
    Яга. Царевна печальнее, чем Баба-Яга, и тяжелее, чем
    Шамаханская царица. Кто самый печальный и самый тяжелый?
    (печальная — Шамаханская царица, тяжелая — Баба Яга)

Царица: Здесь вообще не про меня! (трясет
зеркало) Ну-ка быстро говори, я ль на свете всех темнее и
моложе и чернее? ( в смысле цвет волос)

  • Поповна темнее, чем Царевна-лебедь, и младше, чем Царица.
    Поповна светлее, чем Царица, и старше, чем Царевна-лебедь. Кто
    самый темный и самый молодой?

Царица-Поповна-Царевна-лебедь. (темнее всех Царица, моложе —
Царевна-лебедь)

Царица: Последний шанс тебе даю, похвали, я
говорю…

Зеркало смеется!!!

Тогда вы похвалите (обращается к детям), иначе не отдам
конверт.

6. Станция — Белочка

Здравствуйте, узнали меня? Из какой я сказки («Сказка о царе
Салтане…»). Я очень люблю веселиться и шутить. Вам нужно
догадаться правду ли я говорю или нет.

Игра «Правда-неправда»

  1. А правда ли, что две девицы под окном пряли поздно
    вечерком? (нет, 3);
  2. Правда ли, что царь Салтан превращался то в комара,
    муху, шмеля (ударение сделать)
    ? (нет, Гвидон)
  3. Правда ли, что белочка при всех


    Золотой грызет орех,


    Тот алмазец вынимает, (изумрудец)


    А скорлупку собирает,


    Кучки равные кладет


    И с присвисточкой поет
  4. «Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла…» (нет, во
    саду ли)
  5. Правда ли, что Пушки с пристани палят,


    Кораблю уплыть велят. (пристать)
  6. Правда ли, Царь с царицею простился,


    В путь-дорогу снарядился,


    И царица у «компа»


    Села ждать его одна. (окна)
  7. Правда ли, Черной зависти полна,


    Бросив зеркальце в подушку (под лавку)

    Позвала она Чернушку (к себе Чернавку)
  8. Правда ли, И молва трезвонить стала:


    Внучка царская пропала!


    Тужит бедный царь по ней. (дочка)
  9. Правда ли, И к царевне наливная, (наливное)


    Молодая, золотая, (молодое, золотое)


    Прямо груша в рот летит… яблочко летит


    Рысь как прыгнет, завизжит… (пес)
  10. Правда ли, что Бедненькой бес


    Под корову подлез,


    Понатужился,


    Понапружился,


    Приподнял корову, два шага шагнул,


    На третьем упал, ножки протянул. (кобылу)
  11. Правда ли, что Дед раз он в море закинул невод, —


    Пришел невод с мелкою галькой (одною тиной).


    Он в другой раз закинул невод,


    Пришел невод с трубою морскою. (травою морскою)


    В третий раз закинул он невод, —


    Пришел невод с одною рыбкой,


    С непростою рыбкой, — осетровой. (золотою)
  12. Правда ли, Удивился старик, испугался:


    Он рыбачил тринадцать лет и три года (тридцать)


    И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
  13. Правда ли, Стал он кликать золотую рыбку,


    Приплыла к нему рыбка, спросила:


    «Чего тебе надобно, старый?» (старче)


    Ей старик с поклоном отвечает:


    «Смилуйся, осетровая рыбка! (государыня)
  14. Правда ли, Старичок к старухе воротился.


    Что ж? пред ним больничные палаты (царские).
  15. Правда ли, Негде, в тридевятом царстве,


    В тридесятом государстве,


    Жил-был славный царь Давид (Дадон).


    С молоду был грозен вид. (он)
  16. Правда ли, Петушок с высокой спицы


    Стал стеречь его пшеницу (границы).

Если останется время, мальчики встают в круг и хлопают в
ладоши, а девочки танцуют с платочками под песню «Во саду ли в
огороде».

7. Станция — Балда

Балда:

Я к попу работником нанимался

И об оплате сторговался:

За труд готов был взять щелчками.

Кто я, догадайтесь сами.

У меня для вас вот какое задание. Вам нужно вычеркнуть все
буквы д з ф х щ ъ э ю я на доске, и прочитать,
что получится. (Дети вычеркивают на интерактивной доске буквы д
з ф х щ ъ э ю я. Получится фраза:

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы. (без знаков)

И кричит: «Кири-ку-ку.

Царствуй, лежа на боку!»)

8. Станция — Звездочет — ребусы

Звездочет:

Сосчитать совсем не просто

Ночью в темном небе звезды.

Знает все наперечет

Звезды в небе…

Команды проходят все испытания. Собирают 8 конвертов с
картинками из произведений А.С.Пушкина.

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали:
Ждут, бывало, с юга,глядь, —
Ан с востока лезет рать.
Справят здесь, — лихие гости
Идут от моря. Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.
Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.
Шлет за ним гонца с поклоном.

Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется».
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
«За такое одолженье, —
Говорит он в восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню, как мою».

Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»
И соседи присмирели,
Воевать уже не смели:
Таковой им царь Дадон
Дал отпор со всех сторон!

Год, другой проходит мирно;
Петушок сидит все смирно.
Вот однажды царь Дадон
Страшным шумом пробужден:
«Царь ты наш! отец народа! —
Возглашает воевода, —
Государь! проснись! беда!»
— Что такое, господа? —
Говорит Дадон, зевая: —
А?.. Кто там?.. беда какая? —
Воевода говорит:
«Петушок опять кричит;
Страх и шум во всей столице».
Царь к окошку, — ан на спице,
Видит, бьется петушок,
Обратившись на восток.
Медлить нечего: «Скорее!
Люди, на конь! Эй, живее!»
Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.

Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей;
Было ль, не было ль сраженья, —
Нет Дадону донесенья.
Петушок кричит опять.
Кличет царь другую рать;
Сына он теперь меньшого
Шлет на выручку большого;
Петушок опять утих.
Снова вести нет от них!
Снова восемь дней проходят;
Люди в страхе дни проводят;
Петушок кричит опять,
Царь скликает третью рать
И ведет ее к востоку, —
Сам не зная, быть ли проку.

Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон.
«Что за чудо?» — мыслит он.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер.
Все в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мертвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
Бродят кони их средь луга,
По притоптанной траве,
По кровавой мураве…
Царь завыл: «Ох дети, дети!
Горе мне! попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! смерть моя пришла».
Все завыли за Дадоном,
Застонала тяжким стоном
Глубь долин, и сердце гор
Потряслося. Вдруг шатер
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И она перед Дадоном
Улыбнулась — и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
Там за стол его сажала,
Всяким яством угощала;
Уложила отдыхать
На парчовую кровать.
И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищен,
Пировал у ней Дадон

Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой.
Перед ним молва бежала,
Быль и небыль разглашала.
Под столицей, близ ворот,
С шумом встретил их народ, —
Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех приветствует Дадон…
Вдруг в толпе увидел он,
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.
«А, здорово, мой отец, —
Молвил царь ему, — что скажешь?
Подь поближе! Что прикажешь?»
— Царь! — ответствует мудрец, —
Разочтемся наконец.
Помнишь? за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу. —
Крайне царь был изумлен.
«Что ты? — старцу молвил он, —
Или бес в тебя ввернулся,
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница.
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли кто я?
Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярской,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть пол-царства моего».
— Не хочу я ничего!
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу, —
Говорит мудрец в ответ.
Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь.
Сам себя ты, грешник, мучишь;
Убирайся, цел пока;
Оттащите старика!»
Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. — Вся столица
Содрогнулась, а девица —
Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.
Царь, хоть был встревожен сильно,
Усмехнулся ей умильно.
Вот — въезжает в город он…
Вдруг раздался легкой звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился… и в то же время
С колесницы пал Дадон —
Охнул раз, — и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.

Анализ «Сказки о золотом петушке» Пушкина

«Сказка о золотом петушке» стала последней по времени написания сказкой Пушкина. Он создал ее в 1834 г. в Болдино. Существовало множество версий об источнике произведения. Наиболее убедительной стала версия А. Ахматовой. Она доказала, что Пушкин использовал произведение В. Ирвинга «Легенда об арабском звездочете», входящее в сборник «Сказки Альгамбры». Основная сюжетная линия очень похожа. Образ шамаханской царицы Пушкин взял из сказки «Княжна Милуша». Имя Дадона упоминается в чрезвычайно популярной в царской России «Сказке о Бове-королевиче».

Несмотря на заимствование основного сюжета и главных образов Пушкин создал совершенно оригинальное произведение, насытив его духом русских народных сказок. В «Легенде…» Ирвинга петушок не золотой, а медный. Он не является самостоятельным персонажем и служит всего лишь символом. Пушкинский петушок живет своей особой жизнью, в конце сказки он становится орудием мести звездочета.

Сказка Пушкина, в отличие от «Легенды…», имеет значительный поучительный характер. Царь гибнет от золотого петушка не просто потому, что незаслуженно обидел и убил звездочета. Его смерть – закономерная расплата судьбы за то, что царь предал забвению своих сыновей, прельстившись шамаханской царицей. Еще одним преступлением стало неисполнение собственного слова, а царское слово считалось святым и непогрешимым.

Произведение содержит нападки на царскую власть. При публикации цензурой была вычеркнута строка «царствуй, лежа на боку» и финальный нравоучительный вывод: «Сказка – ложь, да в ней намек». В черновике Пушкина сопоставления с политической ситуацией были более прозрачными: вместо «в ней намек» — «нам урок», «с иным накладно вздорить» — «с царями плохо вздорить». Поправки были внесены Пушкиным для смягчения острой антицарской направленности «Сказки о золотом петушке».

Среди остальных сказок Пушкина это произведение больше остальных оторвано от первоначального фольклорного источника. Волшебные элементы призваны скрыть действительный смысл, заключающийся в нарушении царского слова. Эта тема не встречается в русских сказках и преданиях. В традиционном противостоянии добра и зла царь либо представляет добро, либо символизирует собой высшую справедливость. В «Сказке о золотом петушке» царь сам преступает высший закон, нарушая данное слово. Его смерть символизирует собой справедливое наказание, которого невозможно избежать ни с помощью власти, ни богатства.

  • Шампиньоны рассказ для детей 3 класс
  • Шамильевна или шамилевна как правильно пишется отчество
  • Шаман рассказ про алабая
  • Шаламов колымские рассказы fb2
  • Шаламов колымские рассказы цитаты