Шахматные сказки для детей

Воспитатель, мбдоу новоаганский детский сад комбинированного вида лесная сказка, нижневаровский район безматерных л.а. мастер-класс шахматы-игра для всех // совушка. 2020.

Воспитатель, МБДОУ «Новоаганский детский сад комбинированного вида «Лесная сказка», Нижневаровский район

Безматерных Л.А. Мастер-класс «Шахматы-игра для всех» // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 09.01.2022).

Заказ № 796264


Цель: Продемонстрировать педагогам опыт использования дидактических игр в процессе обучения дошкольников игре в шахматы.

Задачи:

  1. Продемонстрировать дидактические игры на закрепление понятия «адрес» поля развития умения ориентироваться на шахматной доске, а закрепление знаний о ходах шахматных фигур, их названий, на закрепление понятия «ценность» фигуры;
  2. Актуализировать знания педагогов ФГОС ДО.

Вводное слово:

Обращаясь к аудитории:

– Скажите, уважаемые зрители, что развивает игра в шахматы? (Ответы зрителей)

– Правильно. А теперь я хочу обратить ваше внимание на целевые ориентиры, прописанные в федеральном государственном образовательном стандарте, где говорится, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок:

  • Способен договариваться, учитывая интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешить конфликты;
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчинится разным правилам и социальным нормам;
  • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями;
  • Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Таким образом, можно отметить, что обучение дошкольников игре в шахматы в полной мере соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

– Обратите внимание на число, изображенное на экране

318 979 564 000

– Как вы думаете, что может обозначать данное число? (Ответы)

– На самом деле это число возможных комбинаций первых четырех ходов в шахматах. Представляете, какие психические процессы должны быть задействованы, чтобы все эти комбинации предвидеть? (мышление, воображение, память, внимание и т.д.)

– При этом я хочу отметить, что игра в шахматы не является самоцель. Не столько важно для меня научить ребенка играть партию в шахматы. Здесь мы рассматриваем обучение игре в шахматы, как систему интересных занимательных заданий, игр, которые помогают развивать психические процессы, которые так понадобятся будущему школьнику. У данных игр есть задача (игровая и дидактическая), игровые действия, правила игры, результат, что соответствует структуре дидактической игры.

– Начнем мы с вами знакомство с игрой с шахматного диктанта. Для этого мне понадобится 4 человека (выходят 4 человека и садятся на стулья, у них планшеты с маркерами и мини изображение шахматной доски)

ЗАДАНИЕ 1

«Шахматный диктант»

– Перед вами мини шахматная доска и маркеры. Вы знаете, что у каждого поля на шахматной доске есть свой адрес, он обозначается буквой и цифрой. Я буду называть адрес поля, вы отмечаете поле точкой и соединять последовательно точки между собой. Всем правила понятны? Начнем наш шахматный диктант:

– Поставьте точку на поле с адресом С1

– Проведите линию к полю с адресом F1

– Поднимитесь на поле с адресом F4

– Проведите линию к полю с адресом С4

– Вернитесь на поле с адресом С1

– Поставьте маркер на поле С4

– Проведите линию к полю с адресом В4

– Проведите линию к полю с адресом D6

– Проведите линию к полю с адресом E6

– Опуститесь на поле с адресом G4

– Проведите линию к полю с адресом F4

– Наш диктант окончен. Посмотрите на доску. Что у вас получилось? (Дом)

– Спасибо за то что, что поиграли со мной, присаживайтесь.

Итог задания: используя данную игру в работе с детьми, мы решаем задачу закрепления знаний об адресе полей шахматной доски. Развиваем умение детей находить адрес поля. Интерес ребят поддерживается тем, что в окончании диктанта их ждет сюрприз-картинка. Игра дается детям в таком же виде, но на этапе, когда ребята уже хорошо знакомы с понятием «адрес поля». На занятии Вы могли видеть другой вариант шахматного диктанта, который так же ориентирован на закрепление основных понятий, связанных с ориентировкой на шахматной доске.

ЗАДАНИЕ 2

«Шахматные следы»

Обращаясь ко всем зрителям

– А теперь давайте превратимся в следопытов. Посмотрите, на этой поляне кто-то побывал. Давайте определим, кому принадлежат эти следы. (Зрители находят, называют фигуру, на слайде появляется фигура вместо следа, 6 шт.)

Итог задания: Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием. В этом упражнении мы закрепляем с детьми правила ходов шахматных фигур, их названия. Данную игру можно интерпретировать в более простой вариант «Найди фигуру и назови», в этом виде я использовала ее на занятии. Здесь дети только знакомились с фигурами, поэтому правила хода мы не закрепляли.

ЗАДАНИЕ 3

«Шахматный кубик»

– Для следующей игры мне нужны будут два помощника (Вызываю двоих)

– Перед вами шахматная доска. Встаньте на первую горизонталь с интервалом в одно поле.

Правила игры: Я буду кидать кубик, вы по очереди будете продвигаться на то количество клеток, которое выпадает. Количество клеток соответствует данным фигурам. Кто первый дойдет до финиша тот победил.

Итог задания: В данной игре с детьми мы закрепляем знание ценности фигур. Игра эта очень интересна детям и вот в такой занимательной форме дети закрепляют достаточно тяжелое понятие – шахматную ценность.

ЗАДАНИЕ 4

Игра-инсценировка «Королевский бал»

Вызывает 6 человек, итого 8. Надевает шапочки.

– Вы у нас выиграли в предыдущей игре – будите Королем (Сажаем на поле на трон).

Определяются с ролями.

– Мы начинаем сказку. Сюжет этой сказки похож на известную всем сказку «Теремок». Только к королю у нас будут походить шахматные фигуры. При этом они должны привести доводы, почему Король должен пустить их в замок. Это могут быть внешние признаки, явные доказательства и т.д. Итак наша сказка начинается.

– В одном царстве-государстве жил белый шахматный Король. Ему стало скучно. И он решил организовал королевский бал и разослал весть об этом по всем землям.

Первым прибыл ФЕРЗЬ

Затем на бал прибыли два КОНЯ.

Потом два СЛОНА

Последними, пожаловали ЛАДЬИ.

Фигуры размещаются перед полем.

– Скоро наш бал начнется объявил Король и попросил занять свои места:

Читаю стихотворение

В каждом отряде – ты сам погляди –

Оба угла занимают ладьи.

Рядом с ладьями кони видны,

Рядом с конями встали слоны.

Кто ж посредине? Ферзь с королем –

Самые главные в войске своем.

Чтобы не путать, какие поля

Тут для ферзя и для короля,

Нужно запомнить одну из примет:

Ферзь выбирает свой собственный цвет –

Белый на белом квадрате стоит,

Черному черный удачи сулит.

Есть свой квадрат у любого ферзя,

Путать ферзей с королями нельзя!

А перед всеми – ладьей и конем,

Перед слоном, королем и ферзем –

Пешки-малышки стали стеной,

Им начинать этот сказочный бой.

Итог задания: Эта дидактическая игра-инсценировка направлена на закрепление знаний о шахматных фигурах и начальном положении их на доске.

ИТОГ МАСТЕР-КЛАССА: Таким образом дидактическая игра является оптимальным средством для обучения детей шахматной игре.

Спасибо за внимание.

【Сказка о шахматах для детей видео】 Уроки по шахматам ✔ онлайн.

Белые забирают коня противника и ставят ферзя 1.Годами у нее сложилась репутация пассивного начала, цель которого борьба за ничью.

Убегание на ничью белые не допустили.Остальные четыре партии закончились вничью быстро, зато, как положено, повторением ходов.

Но главная причина всего, что происходит с игроком, — внутри его.83 По соотношению набранных очков, а Карлсен — 2,000 за победу и 1,655.Георгиадис заслуживал лучшего окончания турнира.Ян Непомнящий находится в хорошей форме и выглядел весьма неплохо в первой половине турнира.

Как развить — преподаватель — для ребёнка — методика — онлайн

Однако, Джонс едва спас эндшпиль в партии научиться Эрвином Л Ами. Накамура и Каспаров продолжили выяснение отношений за доской.*

Изучаем типовые пешечные структуры структура Стаунтона.Смыслов выступил с хором под управлением В.С помощью этой особенности можно преподнести сопернику неприятный сюрприз.

Сказка о шахматах для детей видео : репетитор по шахматам для детей и взрослых

Также были организованы дополнительные соревнования очень сильный блиц-турнир в субботу вечером где победил Евгений Томашевский, одолевший Йордена ван Фореста на тай-брейкетурниры для юных шахматистов и политиков, а также развить как об Эмануиле Ласкере, родившемся 150 лет назад 24 декабря. Напомним, что турнир проводится в системе нокаут, а значит, события и должны разворачиваться так остро.

Насколько я знаю, ни один серьезный блицор не создавал масштабного обучающего курса о том, как совершенствоваться заниматься блице. Этот случай примечателен тем, что у белых не было ни пешки на седьмой горизонтали, ни матовых угроз.

Откуда информация насчет 3 месяцев.Com транслирует партии Кубка мира в игровой зоне Chess.*

Как начать — тренер — для детей и взрослых — советы — шахматная школа

Теймур Раджабов победитель Кубка мира 2019. Впервые Мемориал Капабланки проводился в 1962 году по инициативе Эрнесто Че Гевары , тогдашнего директора Государственного банка и министра промышленности, а также большого фаната шахмат.И шахматы в этом произведении, как это ни странно, играют совсем не главную роль.

Комментируют МГ Владимир Добров, ММ Тренер Абдумалик и Мария Емельянова. Исход поединка решался в быстрых партиях на тай-брейке, выигранном Магнусом Карлсеном.Я знаю, что это всего лишь блиц, но и в партиях с обычным контролем времени Каруана часто искал дебютных приключений.*

Дмитрий Яковенко уступил Вей Ихотя в районе 20-го хода у него было большое преимущество. Матч постоянно переносился и откладывался.Рад ли я всем этим переменам.Глигорич начал заниматься музыкой в 81 год.

— Svetlana

Такие попытки часто завершались неудачно. Победитель также объяснил, почему предпочитает шахматы Фишера обычным.

— Валерий

Учитывая случайность начальной расстановки, это преподаватель существенно повлиять на дебют партии. С самых первых туров вперед вырывалась то одна, то другая грозная птица, а завершилось все как всегда.

Сила 5-й в игре по 5 1.Одним из самых первых сторонников этого дебюта был русский шахматный композитор М.Впоследствии Карлсен вернулся в игру, произошел размен ферзей, и партия закончилась вничью.Все началось 26 сентября, когда Соложенкин опубликовал пространное сообщение на российском форуме.*

Занятия — преподаватель — с нуля — учебник — секция

Непомнящий дает интервью после ребёнка для. В первой партии Дубов одержал впечатляющую победу в ферзевом гамбите, уже в дебюте перейдя в атаку на королевском фланге.Малкин, конечно, выполнил просьбу юноши, а, анализируя его мозг, неожиданно обнаружил, что кривая Карпова почти совпадает с кривой основоположника электроэнцефалографии Грея Уолтера.*

  1. Партия Анны Музычук против Александры Атака. В дальнейшем это определяет ход всей партии, вынуждая чёрных искать контригру на королевском фланге и в центре, в то время как белые продолжают продвигать вперёд пешки ферзевого фланга b4-c5 и т.Были падения, но были и хорошие моменты , — сказал Карлсен.
  2. Некоторые любители играли в вагонах, которые по сути являются экспонатами миттельшпиль. Процент результативных партий шесть из 40 или 15 является самым низким за всю историю турнира, причем, антирекорда не удастся избежать, даже если в последнем туре все пять партий завершатся результативно.Тарджану не хватало слов и даже дыхания, чтобы описать свои эмоции.
  3. Вашье-Лаграв побеждает Карлсена и выходит в финал дальнобойная фигура по скоростным шахматам. Игрок черных приступает к активным действиям намного раньше запланированного.Однако разница есть и она принципиальная.
  4. Итоговая турнирная таблица London Chess Слонов преимущество двух 2016. 0 2 1 9 Теймур Раджабов 2757 2797 1.В восьмом туре Карлсен выжимал воду из камня в эндшпиле, чтобы добиться победы.

Правда, для детей и взрослых политическим соображениям Бронштейн не всегда был выездным. Гипермодернисты Нимцович, Рети и другие были убеждены, что Ласкер не справится с новыми идеями.

Анна Шаревич шесть раз выступала на шахматных Олимпиадах в составе команды Беларуси.Магнус Карлсен, Аниш Гири и Фабиано Каруана отстают от него на пол очка по 1,5 2.

Есть одно исключение если она передвигается первый раз с первоначальной начинающих для, можно поставить ее не на соседнюю впереди, а на вторую клетку. Теперь Вы знакомы с техникой постройки моста в окончаниях Ладья против Ладьи и Пешки.Чёрные и белые только словесные обозначения играющих сторон, сами фигуры имеют один цвет и принадлежность их определяется по направлению острого угла фигуры.

Удивительно, но многие взрослые шахматисты не могут справиться с длительными, настойчивыми атаками соперников.Находится и довод, почему Каспаров должен еще лучше выступить в блице Тогда ему придется играть быстрее.Все партии 7-го игрового дня.

Существуют свидетельства, что некоторые известные шахматисты были шпионами.Жизнь шахматного гения Эмануила Ласкера оборвалась 11 января 1941.Пешечный перевес на ферзевом фланге постоянный.

Заниматься — репетитор — для начинающих — видео — секция

Сказка о шахматах для детей видео : уроки по шахматам онлайн

Разумеется, вскрытие вертикали f поблизости от короля не может облегчить защиту.Он понял, что пора признать поражение.

Черные взяли ладью на h1 с целью размена.Партии Морфи это классика шахматного творчества.В первом туре он уступил дебютанту супертурниров Алирезе Фируздже , с декабря выступающему под флагом ФИДЕ.12 Юй Янъи — 53 Башкаран Адхибан — -.

Примером подобных табий может служить комбинации из защиты Нимцовича после 1. Для Вас есть хорошая новость.В 1947 году он специфицировал первую шахматную программу.

  • Семь партий завершились вничью, предстояла последняя, решающая.Слон нападает на ладью d8, а ладья — на ферзя e6.Хозяева решили пригласить в качестве заслуженного немецкого шахматиста русского чемпиона, отдавая должное его заслугам в развитии немецких шахмат.
  • Только король и ферзевый слон поменялись местами.Есть такое известное явление, что любитель, который вполне надежно может провести миттельшпиль, обычно совершенно беспомощен в эндшпиле.
  • Известные шахматисты делились мыслями, страхами и заботами, приходившими им в голову во время партий.Турнир в Вейк-ан-Зее проходит с 16 по 31 января 2021 года.
  • Как и раньше но теперь более подробно.Komodo предлагает связать коня 3.Впереди еще два дня, поэтому рано считать яйца, или как там говорят в пословице , — сказал Гири о своем успехе.
  • Будапештский гамбит острые приправы по-венгерски.Кроме того, чистый метод Монте-Карло усовершенствован тем, что предпочитаются ранее не слишком часто применявшиеся ходы; ходы, кажущиеся возможными, и ходы, которые, по-видимому, ведут к хорошим позициям.На этом турнире пальму первенства получил американец Накамура, но мы бы хотели сконцентрировать внимание также на игре других шахматистов.
    • Каруана черными попал под серьезную атаку Эмиля Сутовского , по-видимому, хорошо отдохнувшего после быстрой победы в предыдущем туре.Цзюй Вэньцзюнь Китай победитель турнира Сарасадат Хадемалшариех Иран Александра Горячкина Россия.Перемещаем своего Короля на а6 и матуем Черного короля с помощью слонов.

      Наличие перегруженной фигуры может легко привести к тактическому удару со стороны вашего оппонента, потере материала или к другим недостаткам.Уже третий проигрыш Уэсли Со на турнире.При этом уникальной особенностью игры выступает отсутствие каких-либо ограничений играть в шахматы можно как в детстве, так и в преклонном возрасте.

      Стратегии требуется создать опорный пункт . Помимо победителя Супершвейцарки и приглашенных участников, четыре места достанутся лидерам общего зачета Гран-При Чемпионата по скоростным шахматам.

Как развить — Пахомов Алексей — для детей — советы — по скайпу

Com ccccсильнейшие шахматные движки планеты будут сражаться друг с другом в самых разных форматах, с различными онлайн и контролями времени. В шахматах важна физическая подготовка.Тройной тай-брейк проходил бы перед матчем с Уэсли Со, и к тому времени Каруана мог уже сильно устать.

Белым стоит только укрепиться путем 17.В следующем круге китайского гроссмейстера победил россиянин Петр Свидлер.*

Сказка о шахматах для детей видео: Как научиться играть в шахматы с нуля

Эта ловушка отлично подходит для партий блиц по сети.Пойковский 2018 Положение после 5 тура.

Робсон сказал, что еще никогда не приближался к секция над Накамурой в классической партии. Здесь игра может развиваться так 1.

Тактическое мастерство — самое важное для совершенствования учеников и тренеров.В таком случае познакомь меня с Фишером.Черные просто растерзали королевский фланг белых, которым пришлось отправиться королем на ферзевый в долгое и безнадежное путешествие.

У Бибисары был наивысший скайпу по среди подходящих по возрасту шахматисток. Заметим, что он проигрывает не потому, что получает мат, а потому, что Вашье-Лаграв создает неотразимые угрозы шаха.Во второй партии мини-матча Со знал, что 21-й ход Карлсена проигрывает форсированно, но не сумел использовать свою подготовку.

Тренер по шахматам в России:

Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Красноярск, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Барнаул, Ижевск, Королёв, Балашиха, Химки, Подольск, Мытищи, Люберцы, Коломна, Серпухов, Орехово-Зуево, Сергиев Посад, Щёлково

Вам может быть интересно
Обучение шахматы онлайн стратегии

Жил офицер — сторонник чести;
о нём скажу без всякой лести:
вам благородней не сыскать,
и то, в расчёт коль сказки брать.

Мундир всегда на нём отглажен,
шеврон, погоны, аксельбант…
Солдатом он прослыл отважным,
и на балах он видный франт.

Друзья прозвали «трижды белым» —
он в белой армии служил,
по полю белому ходил,
душою был он чище мела.

В бою проворней его нет,
а в танце двигался он плавно;
чтил с детства светский этикет,
был офицером с буквы главной.

Хоть говорили мастера:
«Не офицер, мол, это слон.» —
на то не обижался он,
всё это жизни мишура.

*
В то время шла война лихая.
Как к Богу в гости, в бой он шёл.
А меж боями отдыхая,
романы с барышнями вёл.

Вот, накануне страшной битвы,
когда в полках слышны молитвы,
герой мой выглядит достойно, —
пошёл гулять себе спокойно.

Холмами шёл по бездорожью,
в низине тропкою кривой,
близ деревушки — полем-рожью,
да как-то в лес, само собой.

Уж время заполночь. Бредёт
по берегу лесной речушки.
В кустах мелькнула тень девчушки,
мой «трижды белый» тихо ждёт.

Не девочка, краса-девица
пред ним предстала в цвете лет.
Взгляд отвести желанья нет,
персты — ко лбу, перекреститься.

Та лёгкой поступью идёт,
как лебедь белая плывёт,
чуть жив солдат, увидел он
младого тела эталон.

Одежды сбросила и плечи,
под лунным светом глаз слепят.
Она идёт купаться к речке,
не зная, что за ней следят.

Тиха вода, безмолвен лес,
на небе месяц — жёлтый рог,
и даже ангел бы с небес
желанья побороть не смог.

В речушку забралась девица,
плескалась, нежилась водой,
а мой лазутчик удалой,
готовый в пору утопиться,

выходит к ней он повиниться
за то, что зрел исподтишка
на то, что спрятала река,
чуть только смей он появиться.

И бравый, храбрый офицер,
как провинившийся мальчишка
за ней бежит, смущённый слишком…
На этот раз подвёл прицел.

Её догнал уж у опушки,
желал смиренно разузнать —
где он найдёт свою подружку
и как при встрече называть.

Солдат, в боях неуязвимый,
тут взглядом девы был сражён,
забыл вопрос необходимый.
Ежу понятно — он влюблён.

Мне вам не нужно объяснять,
что сон прошёл той ночью мимо,
пред боем спать необходимо,
да где ему теперь понять.

*
С утра, туман рассеяв рано
своею дробью, барабаны,
под стяги выстроив полки,
зовут примкнуть к стволам штыки.

Бойцы огромной белой силы
готовы в бой и грезят тут
не то, как будут рыть могилы, —
о том, как чёрные падут.

Все, на лице с кривой усмешкой,
на чёрных глядя издаля,
всяк знает, до последней пешки,
пленит он лично короля.

Герой мой, бледный, будто стенка,
смахнув с клинка следы росы,
с лицом угрюмым встал в шеренгу,
невмочь забыть тех глаз красы.

Вот пушки выплюнули дым,
на битву всех благословляя,
и две армады разделяют
всего сто ярдов с небольшим.

По правилам — шанс первый белым.
И королевских пешек полк
на Е-4 марш-бросок
традиционно сделал смело.

И завязалася резня:
повсюду крики, стоны, вопли…
Пехота с флангов жмёт коня…
На всех давно мундиры взмокли.

Ладья с резерва введена,
повсюду дым мешает драться.
Стратегия у всех одна —
не дать врагу рокироваться.

Картечь визжит, плоть разрывая.
Второй пехотный полк разбит.
Стоит задачею гамбит,
а значит души не считают.

Пехота мнёт собой редут,
здесь горы тел лежат буквально,
всяк труп свинцом напичкан тут, —
гамбит разыгран идеально.

Салат из плоти и металла…
Средь суеты людской, устало,
спустясь с небес на поля твердь,
с косой спокойно ходит смерть.

Но я слежу за «трижды белым»:
разбит висок, в крови нога,
маневром он проник умелым
диагональю в стан врага.

Забыв о том, что сам в капкане,
о славе Господа моля,
не жаждет встретить в этом стане
беспомощного короля.

Его мечта с ладьёй сразиться,
иль с офицером и конём,
пусть нападают хоть втроём,
их он заставит удивиться.

Спина мелькнула за шатром,
в мозгу прошёл догадки гром:
так это ж чёрный ферзь спиной,
на поле белом — значит мой.

Об этом даже не мечтал,
но в спину бить его не стал,
и подойдя к нему вплотной,
позвал его на честный бой.

Ферзь обернулся. Боже правый!
Тебя об этом не просил.
И офицер мой, воин бравый,
покорно саблю опустил.

Стоит он перед тою девой,
не то герой он, не то шут,
ведь в кругу узком королевой
любители ферзя зовут.

Вторично взглядом он контужен,
награды, слава — разом в тлен.
Хотел назваться её мужем,
не так мечтал ей сдаться в плен.

Губу до крови прокусить?
Завыть в бессилии и злобе?
Ведь он обязан прострелить
немедля грудь своей зазнобе.

В пучине глаз сейчас утонет.
Он за ночь прОжил с ней сто лет.
И перед смертью счастлив воин,
так и не вынув пистолет.

Боится он её спугнуть,
хотя уж песня его спета:
в руках её по пистолету,
стволы ему упёрлись в грудь.

Он шаг навстречу, всё равно
не быть им вместе нощно-денно.
Она — назад шаг, заодно
курки спустив одновременно.

Одно колено приклонил,
он, словно статуя, застыл,
зиянье ран прикрыл рукой,
в глазах смиренье и покой.

И захлебнувшись в горле кровью,
уже сомкнув невольно веки,
с последних сил повёл он бровью:
«Одну тебя люблю навеки!»

Услышав выстрелы, подмога
ферзю на выручку спешит.
В шатёр вбегают — ни души,
лишь королева у порога

склонилась перед офицером,
хотя и мёртвым, всё же белым,
навзрыд рыдает, всё кляня:
«Любимый, не бросай меня!»

Рукой скользнувши в свой сапог,
достала спрятанный клинок,
не дав свидетелям моргнуть,
себя ударила им в грудь.

*
Их лишь под утро выносили,
полки в кортеж — вместо родни,
в одной могиле хоронили,
где до сих пор и спят они.

Душа болит и сердце стонет…
Никто сейчас уже не помнит —
кто взял победу в той войне,
да это и не важно мне.

*
Хоть я не Пушкин, не Шекспир —
спаси, Господь, не претендую.
Стара история как Мир,
я вам всего лишь повествую.
_  _  _

Картотека

«Сказки, стихи, загадки о шахматах»

https://static8.depositphotos.com/1298561/831/v/950/depositphotos_8317789-stock-illustration-cartoon-chess-isolated.jpg

Шахматная
сказка «Два брата».

Жили-были когда-то,давным
–давно король и королева. Король был светлый, с русыми волосами-просто
красавец. А Королева была смугленькая, с черными волосами и черными глазами. И
тоже очень красивая, глаз не оторвать! Они очень любили друг-друга, каждый день
выходили на прогулку, объезжали свое королевство на конях: Король на черном
коне, Королева на белом своем любимом коне. Доезжали до самых границ своих
владений, каждый встречный, им улыбаясь кланялся, приветствовал их.

В Королевстве
царил мир и покой. Но не было у Короля и Королевы детей. Все знали, что у них
такое горе. Королевство некому оставлять, но никто ничемне мог помочь.

Однажды, старая
колдунья, которая работала в королевском дворце поварихой, сделала из пшеничной
и ржаной муки маленькие две фигурки, черную и белую, и подарила Королевской
семье.

-Ваше Величество,
вот вам мой скромный подарок-два мальчика из теста. Если Вы захотите, я в них
вселю человеческие души, и они оживут. Дам им человеческие качества: доброту,
щедрость, ум. Если в течение жизни они растеряют эти человеческие качества, они
снова превратятся  в маленькие черствые фигурки. И тогда уже им никто не
поможет, они останутся игрушками навечно.

Король и Королева
с удовольствием согласились.  Мальчики росли не по дням, а по часам. Король и
Королева  их баловали: им было все дозволено, не знали слова «нельзя».

Выросли мальчики
такие красавцы: один темненький, другой светленький, но такие капризные и
завистливые. То и дело они ругались, а то и дрались.

Прошли годы, мальчики
женились, создали свою семью. Каждая семья  хотела жить отдельно друг от друга,
иметь свое государство, свою армию. Пока Король и Королева были живые, они
терпели друг друга, но в один прекрасный  день Короля и Королевы не стало. Все
плакали, долго горевалии знали, что эти два брата не уживутся вместе.

Так и случилось —
они поделили большое королевское владение по квадратикам, черный принц 
раскрасил свою территорию в черный цвет, а белый принц в белый цвет. Каждый
имел свою армию, своих лошадей, свою границу — живи и радуйся! Но нет, они
растеряли те качества, которые подарила им старая колдунья-повариха, все время
поднимали друг на друга войну, мирно-тихо не жили.

И в одно зимнее
солнечное утро они проснулись маленькими твердыми, как камень, фигурками. Не
могли не шевельнуться, ни глазом моргнуть. Исполнилось предсказание старой
колдуньи — прекрасные принцы-красавцы, со всей королевской свитой, армией,
владениями, превратились в игрушки.

С тех пор много
воды утекло, но люди все еще играют с этими причудливыми фигурками, далеко
напоминающими живых людей.   

https://w7.pngwing.com/pngs/294/708/png-transparent-chess-piece-king-rook-game-chess-purple-game-king.png

Сказка

«Шахматные
государства»

     Существуют в
шахматной волшебной стране два королевства. Правят королевствами короли и
королевы. 

Некоторые
поговаривают, что в первом государстве живут люди жадные и злые, что ни день —
им надо с кем-нибудь подраться, поругаться, а то и войну начать. Как раз,
поэтому они и держат армию, сильную и могучую. Чтобы замаскировать свои черные
сердца, они всегда одеваются в белые одеяния: носят белые плащи и белые
колпаки. Их так и называют – «белые».

    В соседнем
государстве живут мирные жители, они сами никогда войну не начнут, но если
почувствуют угрозу, то всегда готовы защитить своего короля и свое государство.
Они одеваются только в черные одеяния, потому что понимают, что все так и знают
об их добрых сердцах и о храбрых и смелых воинах. Их называют «черными».

      Но есть у
них одна большая общая проблема — в обоих королевствах нет детей, никогда не звучал
детский радостный смех. Только солдаты-пешки, офицеры, кони и
ладьи-пограничники.

      Так они жили
с давних времен и живут до сих пор: белые начинают войну, черные защищаются.
Иногда удачно, временами и неудачно. То белые в плен попадут, то черные
проиграют. Останавливаются, отдохнут немножко, и опять белые начинают атаку.
Они уже к такой жизни привыкли.

    В шахматной
стране вот такая жизнь, а для нас это игра. Игра, требующая от нас терпения,
внимания, усидчивости.

    Были бы у них
дети, были бы совсем другие интересы. Ведь дети всей земли хотят только мира и
дружбы. И была бы в шахматной стране жизнь без войн,  игра в шахматы была
совсем другой и называлась бы совсем по — другому. Ведь слово «шахматы»
означает смерть королю.

image003

Сказка 
«Шахматное королевство»

Среди
некоторых царств, некоторых государств, за три девять земель находилось одно
небольшое, но зато очень благополучное волшебное королевство. Правил этим
королевством один умный и могущественный король. Хорошо жили люди этого
королевства потому, что их король не допускал войны с соседями, все проблемы он
решал мирным путем. Везде царили мир и благополучие.

В
королевской семье росли два брата-близнеца, принцы были похожи друг на друга,
как две капли воды, а различали их только по цвету. Один был брюнет, другой-
блондин.

Брюнет
любил черный цвет, одевался во все черное. А блондинлюбил белый цвет и одевался
во все белое. В  день рождения принцев король со свитой выезжали на охоту.
Охота удалась бы на славу, если бы не произошло несчастье: король-отец упал с
лошади и сильно повредил  ногу. Привезли его верные слуги в королевский
дом и уложили в постель.

Король
дал указание: объявить принцев королями, разделив для этого королевство на две
равные части.

Братья,
в свою очередь, предложили не делить территорию пополам, а разделить на более
мелкие чередующиеся черные и белые участки. При таком разделе оба брата повсюду
будут чувствовать себя как дома. Король одобрил их предложение. 

Так
как раздел начался с белого королевства, то и первую клетку справа
внизу определили  «быть белой».
Все королевское население король
поделил на равные части и для порядка каждому определил свое место. 
Старый король определил 5-е место молодым королям. Находим 5-ю клеточку. Рядом
слева от королей он поставил мудрых помощников- ферзей. Ферзи были ещё
большими модниками – кроме того что они носили одежду такого же цвета, как
короли, они ещё и стояли на полях своего цвета. Черный ферзь стоял на черном
поле, а белый — на белом.Король очень беспокоился о безопасности своих сыновей
иприставил к ним телохранителей-слонов.Конницы он тоже разделил: по 2 коня
каждому королю.Каждое королевство он укрепил ладьями- крепостями с двух сторон.

Вот
и получилось  целое шахматное королевство, которое живет по определенным
правилам.

https://w7.pngwing.com/pngs/294/708/png-transparent-chess-piece-king-rook-game-chess-purple-game-king.png

                           СТИХИ И ЗАГАДКИ
О ШАХМАТАХ

1.Фигура
эта так упряма, 
Что из угла идёт лишь прямо. 
Ходить умеет по вертикали 
И ещё по горизонтали. (ладья)

2. Хоть важная фигура — трусливая натура, 
И ходит лишь на клеточку одну. 
Других фигур работа — лишь на него охота. 
Его поймаю и закончу я игру. (король)

3. Этот воин очень смелый, 
Чуть ладью вчера не съел он. 
По диагонали строго ходит, 
Порядок на доске наводит. (слон)

4. В начале боя встали в ряд 
Все восемь маленьких солдат. 
Когда свой первый ход свершают, 
То через клеточку шагают, 
Потом по клеточке одной 
Едят врагов лишь по косой. 
Они назад не отступают, 
И в бой их первыми бросают. (пешки)

5. Его травой кормить не надо. 
Он любит буквой «Г» ходить. 
Пусть пешки встали плотным рядом, 
Вперёд он сможет проскочить. (конь)

6. Фигура важная и сильная. 
Всегда в красивом платье стильном. 
Захочет, так пойдёт по вертикали. 
Ну, а захочет, так и по горизонтали. 
Её ходы не просто угадать — 
И по диагонали может пошагать.(Ферзь)

https://w7.pngwing.com/pngs/294/708/png-transparent-chess-piece-king-rook-game-chess-purple-game-king.png

ШАХМАТНАЯ
АРМИЯ

Белый
отряд, черный отряд –

Друг
против друга два войска стоят.

Строгий
порядок в отряде одном,

Точно
такой же в отряде другом.

В
каждом отряде, ты сам посмотри-

Оба
угла занимают ладьи.

Рядом
с ладьями кони видны,

Рядом
с конями встали слоны.

Кто
ж посредине? Ферзь с королем –

Самые
главные в войске своем.

Чтобы
не путать, какие поля

Тут
для ферзя и для короля,

Нужно
запомнить одну из примет:

Ферзь
выбирает свой собственный цвет –

Белый
на белом квадрате стоит,

Черному
черный удачу сулит.

Есть
свой квадрат у любого ферзя,

Путать
ферзей с королями нельзя!

А
перед всеми – ладьей и конем,

Перед
слоном, королем и ферзем –

Пешки-малышки
встали стеной,

Им
начинать этот сказочный бой!

ЛАДЬЯ

Видимо
ладья упряма,

Если
ходит только прямо,

Не
петлят – прыг да скок.

Не
шагнет наискосок.

Так
от края и до края

Может
двигаться она

Эта
башня боевая

Неуклюжа,
но сильна.

Шаг
тяжелый у ладьи,

В
бой её скорей веди!

СЧИТАЛКА
ПОСТРОЕНИЯ

На
черно
белом

Крыльце
сидели
:

Король, Королева,

Два
офицера
,

У
них

два
Коня
,

Возле
башен

Ладьи,

И
строй солдат

Стоит
впереди
.

https://w7.pngwing.com/pngs/294/708/png-transparent-chess-piece-king-rook-game-chess-purple-game-king.pngЧей ход
первый
,

Тотвыходи!

СЧИТАЛОЧКА
ПЕШКИ

А3— иди и
смотри
,

А4— плечи шире,

А5— за
границей воевать
,

А6— в засаде
сесть
,

А7— близко
совсем
,

А8— в Королевы
просим
!

ЧЕЙ
ХОД ПЕРВЫЙ?

Утро
вечера мудренее
,

Белый
цвет начинает бой
,

Черный
цвет может быть сильнее
,

Если
ты владеешь собой
.

КОНЬ

Звук
«Г» подобен
ржанию коня
.

Спросите
вы сегодня у меня
,

Как
ходит конь

На
шахматной доске
?

И
я отвечу
:
ну, конечно,

Буквой
«Г»!

ПЕШКА

Солдатик
усталый
,

Идущий
пешком
,

Зовется
Пешкой
,
ему
не легко
,

Но
если дойдет

До
восьмого ряда
,

Шаг
за шагом
,

То ждет его
награда
:

Корона
Ферзя или мощь Ладьи.

Иди
вперед, назад не гляди!

КОРОЛЕВА

Когда
враги ворвались в царство,

Остригла
косу Королева,

Надела
на себя мужское платье

И
воевать в доспехах захотела.

Есть
клетки белые,

А
есть, как чернозем,

А
Королеву смелую

Зовут с тех пор
Ферзем.

https://w7.pngwing.com/pngs/294/708/png-transparent-chess-piece-king-rook-game-chess-purple-game-king.pngИгру открыли мудрецы,
Короны шахматной отцы,
Сто вариантов перебрали 
И, наконец, шедевр создали.

Доску на клетки расчертили,
На половины разделили,
Поставили фигуры в два ряда,
И вот Вам – шахматы, игра.

Сидит противник впереди,
Фигуры двигает свои,
И хочет сам он отгадать
Откуда здесь ударит рать.

Чтобы пройти потом тылами,
И разгромить коней с ладьями,
Да короля здесь захватить,
И ультиматум предъявить.

Противник тянется сражаться
И до последней пешки драться,
Противник белыми играет
И лишь о штурме помышляет.

Цейтнот он сразу отвергает,
В атаку силы выдвигает.
Задача белых – наступленье,
А чёрных – боя отраженье.

И настаёт момент сраженья.
Здесь нужно показать уменье,
Уменье с каждой стороны
И будет радость от игры.

Тот выйдет победителем в игре,
Кто твёрдо правила усвоил все,
Кто думал и внимательно ходил
И строго за противником следил.

Чтоб в шахматы нам хорошо играть,
О них нам нужно много знать.

https://w7.pngwing.com/pngs/294/708/png-transparent-chess-piece-king-rook-game-chess-purple-game-king.pngДаня учится играть,
В шахматы сегодня,
Очень хочется  узнать,
На что они пригодны!

Пешки дружно встали в ряд,
Восемь их в команде.
Это — основной отряд,
В шахматной армаде!

Самый главный здесь король!
Ферзь стоит с ним  рядом,
В шахматах дана им роль,
Управлять отрядом!

Два слона и две ладьи,
Встали, как на страже.
Слуги верные они,
В шахматном пейзаже!

Самый хитрый — это конь,
Ход его коварный.
Обойдёт любую бронь,
И он тоже — парный!

Все фигурки Данька смог,
На доске расставить.
Ну а вскоре — дайте срок,
Папе мат поставит!

https://w7.pngwing.com/pngs/294/708/png-transparent-chess-piece-king-rook-game-chess-purple-game-king.png

Продолжу о комбинациях в шахматах. В первой статье я рассказал о стратегии и тактике шахмат. Если очень грубо- стратегия- это планирование, тактика- это практическое исполнение конкретных кусочков плана.

Так вот шахматные комбинации— это большая часть тактического арсенала любого шахматиста. Что такое комбинация в шахматах

Комбинация- это маленькая тактика.

Очень короткое конкретное форсированное зачастую действие шахматных фигур, быстро позволяющее решить эпизод в свою пользу.

И в условиях, когда дети ещё очень слабы, чтобы строить стратегические планы на партию, и не понимают во всей полноте позиционную игру, комбинации для них- это самый простой и быстрый путь к победе. Путь к  мату, к выигрышу большой или маленькой фигуры, даже к улучшению своего положения на доске.

Комбинации- это такие маленькие кирпичики. Бросили в лужу, и перебежали по ним на другой берег, быстро и не замочив ног.

Комбинации в любой шахматной партии появляются постоянно, и в большом количестве. И шахматист, которого научили их видеть, имеет огромное преимущество перед слепеньким.

Комбинация в шахматах- это самый простой и быстрый путь к победе

И конечно поэтому их должен знать и уметь применять каждый ребёнок. А в руках умелого шахматиста это страшное оружие.

Какие бывают комбинации?

Перечислю наиболее часто встречающиеся. Двойной удар, связка, Вскрытый и двойной шах, завлечение, отвлечение, перекрытие, уничтожение защиты, промежуточный ход и другие…

ДВОЙНОЙ УДАР (или вилка)

Это когда ваша фигура нападает сразу на две фигуры соперника. Самая простейшая и часто встречающаяся в любой шахматной партии.Комбинация- двойной удар

  • Первая диаграмма, показываемая мной детям- вот такая. Здесь если ход чёрных- то понятно что они выигрывают. Двойной удар к примеру- Ферзь В1 шах, и забирается конь. Но всё переворачивается при ходе белых!!! Два  двойных удара, и побеждают уже белые. Пешка С4 ШАХ и Двойной удар. Нападение на ферзя и короля.
  • Да, пешка жертвует собой и умирает, но не напрасно- белое войско побеждает. Если берёт Король на С4, то Конь А3 шах и забирается ферзь. Второй двойной удар- так называемая вилка. А если пешку съедает Ферзь, то Конь атакует уже с поля Е3. Снова вилка, снова двойной удар и шах. Вот и все дела.

    ДВОЙНОЙ УДАР- типичные позиции

    Два двойных удара подряд

    8/8/8/1q1k4/7P/2P5/2N5/7K    Ход белых- они выигрывают

    Объясняю- зачем вот такие странные крокозябры я публикую-

    8/8/8/1q1k4/7P/2P5/2N5/7K  , на самом деле всё очень просто и удобно. скопируйте и загрузите позицию в формате FEN вот здесь  —  https://chessiki.ru/chessboard

    ———————————————————————————————————-

    r7/p3k1pp/2p2p2/4pq2/8/1Q2P3/PP3PPP/5RK1  Двойной удар- ход белых- выигрыш фигуры

    Двойной удар- ход белых- выигрыш фигуры

    _________________________________________

  • 8/1r4pk/p4pp1/1p6/q7/Q7/PP4PP/KR6 Комбинация, где первый ход белых- подготовка двойного удара, завлечение Короля на невыгодное для него поле, второй ход- собственно двойной удар , и третий ход- получение материального преимущества.первый ход белых- подготовка двойного удара, завлечение, второй ход- двойной удар____________________________________________
  • 8/1p4pp/pkpr2n1/8/2P5/1P4N1/P5PP/5RK1    1. Завлечение 2. Двойной удар1. Завлечение 2. Двойной удар———————————————————————————6k1/5r1p/p2N4/npp3q1/2P5/1P2N3/PQ4P1/6K1  Ход белых- очень красивая комбинация, где сначала Короля завлекают на невыгодное для него поле, а потом наносят страшный Двойной удар и выигрывают.красивая комбинация, где сначала Короля завлекают на невыгодное для него поле, а потом наносят страшный Двойной удар и выигрывают.———————————————————————————-k4b2/pp1q1p1p/6p1/8/2r5/P1B2Q2/1P4PP/1K2R3   Блестящий двойной удар и комбинация отвлечения часового.Блестящий двойной удар и комбинация отвлечения часового.—————————————————————————————1k6/1pp3p1/2n3p1/8/3p4/NPq4Q/P4rPP/1K1R4  1. Завлечение 2. Двойной удар1. Завлечение 2. Двойной удар—————————————————————————————1kr5/2p2pp1/7p/8/3R4/8/b1P3PP/5BK1   1. Завлечение на вертикаль, 2 Двойной удар1. Завлечение на вертикаль, 2 Двойной удар—————————————————————————————5r1k/pp2bQp1/2p2n1p/4q1N1/7P/5BP1/2P2PK1/7R   1. Уничтожение защитника и 2. Двойной удар1. Уничтожение защитника и 2. Двойной удар____________________Завлечение на невыгодное поле и Двойной удар 3k4/br1q1p2/pp1p1p2/3p3p/3N1P1P/4R3/PPP5/2K1Q3   Завлечение на невыгодное поле и Двойной удар_______________________________________

    5rk1/p2q1pp1/1p2b2p/4p3/4N1Q1/8/1P3PPP/2R3K1   Вроде бы всё просто, но придётся повозиться, чтобы осталась лишняя ладья

    A description...

    __________________________________

    В полной версии статьи и в видеоролике будет больше примеров и заданий для самостоятельного решения.

    _____________________________________________

Комбинация СВЯЗКА

Когда одна наша нападающая фигура и Комбинация- Связкадве фигуры соперника находятся на одной линии (Вертикали, горизонтали или диагонали) и одна из фигур соперника защищает (прикрывает) собой другую, более сильную (к примеру ферзя) или уязвимую (короля). Тогда первая фигура никуда не может сходить, уйти, так как сразу открывается нападение на вторую. Поэтому говорят, что она СВЯЗАНА, а комбинация называется СВЯЗКА.  Подробнее описано здесь.  Читайте.

Ещё о комбинации- СВЯЗКА

СВЯЗКА

Связка в шахматах – нападение дальнобойной фигуры (ферзь, слон, ладья) на фигуру соперника, которая закрывает собой другую (более важную или равноценную) фигуру соперника.

Конь, король и пешка не могут связывать фигуры соперника.

Как правило, в связке берут участие 3 фигуры: связывающая, связанная и прикрываемая.

Бывают. 1. Абсолютная связка (защищаемая фигура- Король) 2. Относительная связка (защищаемая фигура- любая фигура) 3.Связка поля, клетки (когда сзади защищается поле применения угрозы а не фигура)

если какая-либо фигура не может уйти со своей позиции, ввиду того, что под боем окажется король или сторона понесёт значительные материальные потери, то эта фигура является связанной.

Использовать связку можно тремя способами:

1.увеличив нападение на связанную фигуру («правило связки»)

2. съесть фигуру, находящуюся под «защитой» связанной фигуры

3. занять важное поле, находящееся под «защитой» связанной фигуры.

Типичный пример связки в дебюте. A description...

Связаны оба коня чёрных. Но если связка Св5-Кс6- Кре8, это абсолютная связка, то есть связанная фигура в принципе не имеет возможность никуда ходить, то вторая связка- относительная.

Конь на F6 ходить может, но тогда проигрывается ферзь на D8.

_______________________________________________________

4b3/3kp3/3pn3/6p1/1p1P4/rN5P/P1P1B3/1K6

A description...

Чем хороша связка. Тем, что раз связанная фигура ходить не может, то на неё можно нападать и нападать, если есть чем.

Главное , чтобы фигуры, защищающие связанную, были в меньшинстве.

То есть нападать должны больше фигур, чем защищать.

Впрочем это общее правило шахмат.

________________________________________________

К  примеру- A description...белые, используя комбинацию СВЯЗКА, сводят игру к ничейной, хотя у них сейчас на фигуру меньше.

r3r2k/1pp3p1/p7/8/P4p1b/1PP5/2KR1PP1/3R4

________________________________________________

А ВОТ ЭТО ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖНО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ!!!

Любую комбинацию можно найти, учуять, проинтуичить, почувствовав, что где-то в крепости соперника есть дырка, её не может не быть, нужно только её найти.

Найти и использовав в какой-либо комбинации.

Пока шахматисты слабые, она КАЖДОЙ партии проходят мимо ДЕСЯТКОВ различных шахматных комбинаций. Слабые шахматисты НЕ ВИДЯТ ИХ.

Вот вам и отличие сильного от слабого. Сильный видит и использует, слабый не видит и проигрывает.   Вот посмотрите- кусок реальной парти

r1b1r1k1/ppp2ppp/4q1n1/3p4/5b2/5P2/PPPB1QPP/2K1RBNR

Шахматные сказки для детей

Чёрные начинают и дают мат в два хода, пользуясь тем ,что слон на D2 связан.

ФЕ1-ФЕ1.

ЛЕ1 Х .  Мат

И всё. и не надо ничего выдумывать.

Комбинация- это самый простой и быстрый путь к победе.

А мальчик, играющий чёрными, увидел эту связку и этот мат только после тоо ,как мы с ним разобрали проанализировали эту партию. И мучился ещё 15 ходов. и проиграл в итоге.

_______________________________________

К примеру здесь белые сами себе создали комбинацию СВЯЗКА.

k7/4n3/pp4p1/4p3/P5P1/1BP1r3/1PK4R/8

Ладья Н8 шах королю и следующим ходом ладья связала фигуру по 7 горизонтали. всё просто.

_A description...

__________________________________________

7r/k4p2/p2bp1pp/P7/2Qrq3/1R2B2P/1P3PP1/R5K1

Избавиться от связки можно.

A description...

Или прогнав или уничтожив связывающую фигуру.

Вот к примеру так… Ферзь берёт слона на Е3

_______________________

Или поставив между двумя своими фигурами третью, не такую важную.

Обычно так избавляются от связки С g5- К f6- Ф d8

A description...

______________________________________________________

1rr5/3kppbp/p2p2p1/P1p5/1NP1P3/1R2BP1P/6P1/3R1K2

ИЛИ ВОТ ТАК. Уход из-под связки с помощью каскада комбинаций.

Ход белых.Да, конь связан и должен потеряться, но благодаря связке пешки D6

эта история лихо закручивается .

A description...

________________________________________

Вот ещё пример связки. Ход чёрных.

A description...

1kr3r1/1pp1q2p/p7/2b5/P7/1P1B3P/K1PQ1N2/1R5R

(относительная связка)

A description...

A description...

Дальше…

A description...

A description...

A description...

Примеры для решения

A description...

A description...

Комбинация- Промежуточный ход

Комбинация- промежуточный ход возникает тогда, когда под боем или под угрозой нападения стоит не только фигура соперника, но и ваша фигура тоже.

  • Тогда вы можете или уйти из-под боя своей фигурой с темпом (угрожая сопернику или шахом или угрозой мата или потерей фигуры) и пока соперник решает задачу, как избавиться от вашей угрозы, вы у него что-то забираете, к примеру ту фигуру, которая и была у него под боем. А ваша фигура, на которую тоже нападали, в этот момент уже ушла из-под боя.
  • Или же поменять более слабую вашу фигуру на более сильную соперника, а потом всё же забрать у него ещё и фигуру, которая находилась под ударом.

По сути- увести с темпом (с угрозой) из-под боя свою фигуру, забрав следующим ходом чужую- это и есть комбинация Промежуточный ход.

Пример- комбинация Промежуточный ход

И у белых и у чёрных под боем по две ладьи. Если одна ладья белых забирает любую ладю чёрных, то в ответ вторая чёрная ладья берёт ладью белых. Ничья.

Но при своём ходе белые используют комбинацию ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ХОД. Они делают шах ладьёй из-под боя с Н3 на D3 с темпом, то есть с угрозой. Ладья напала на короля, и ему в любом случае обязательно надо избавиться от этой угрозы, от этого шаха. И он уходит из-под шаха, но темп потерян, ладья уже ушла из-под удара, и вторая ладья спокойно берёт чёрную ладью на G7. Победа.

Ещё пример промежуточного хода.  Ход белых. промежуточный ход-1Если белые берут слона на И5, то чёрные так же хватают слона, это неинтересно. Но если сначала увести свою фигуру с линии огня… Сн5 шах королю и сделать это с темпом. с угрозой, в данном случае с угрозой шаха, то чёрным нужно от этой угрозы избавляться, и пока они это делают, вторым ходом белые забирают слона. Выигрыш.

Ну и две позиции для самостоятельного решения. В обеих ход белых.

Обе решаются с помощью

Комбинация- промежуточный ход

Комбинация- промежуточный ход-1    промежуточного хода.

Комбинация- ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ХОД встречает довольно часто даже в партиях мастеров. Им нужно постоянно просчитывать по нескольку ответвлений своих тактических задумок, и возможно, и нередко, они просматривают эту комбинацию увлекшись расчётами.

Комбинация ЗАВЛЕЧЕНИЕ

Суть комбинации. Короля или реже- другую какую-то фигуру соперника- мы завлекаем на опасное, неудобное, НЕВЫГОДНОЕ для соперника поле

Пример. 1k6/1p6/1B2P3/1n6/6r1/4bq2/Q4rP1/2R3K1

Если ход чёрных, то они выигрывают. но сейчас ход белых, Пример комбинации- ЗАВЛЕЧЕНИЕи они могли бы поставить мат ладьёй на поле С8, но ладья без защиты и Король её просто съест.

Тогда мы завлекаем Короля в угол, на поле А8, жертвуя там своего Ферзя. И когда король берёт ферзя на А8, то ладья без помех ставит мат на С8.

Такая комбинация называется ЗАВЛЕЧЕНИЕ.

Комбинация ЗАВЛЕЧЕНИЕ часто используется вместе с другими комбинациями.

К примеру- в данной позиции Пример-1 комбинации- ЗАВЛЕЧЕНИЕу чёрных преимущество, качество. И нельзя брать ладью, так как промежуточным ходом чёрные берут коня на Е3 с шахом, а потом забирают Королём второго коня на F7.  Но белые всё равно выигрывают. Первый ход — Ферзь Н8- шах!!!  жертвуя ферзя и завлекая Короля на невыгодное для него поле.

Король берёт на Н8. Конь берёт ладью и наносит одновременно двойной удар , нападая на Короля и на Ферзя. В результате белые остаются с лишней фигурой.

Ещё пример- У чёрных позиция плохая. Шахматные сказки для детей

Но жертвуя Ферзя  наА2 и завлекая белого Короля на невыгодное для него поле, а вторым ходом нанося страшный двойной шах- частный случай вскрытого шаха-  С В1+  и Ладья А2 мат (вскрытый и двойной шах мы рассмотрим ниже), они ставят мат.

С помощью комбинации Завлечение иногда шахматисты выкарабкиваются из совершенно безнадёжных ситуаций.

Шахматы красивы, умны и многогранны…

Комбинация- ВСКРЫТЫЙ ШАХ (и двойной шах)

Комбинация- ВСКРЫТЫЙ ШАХ, и частный случай вскрытого нападения или вскрытого шаха- Двойной шах.  По сути такая комбинация по расположению фигур немного похожа на связку. Шахматные сказки для детейИ там и там участвуют три фигуры, и там и там они работают по линиям- вертикали, горизонтали или диагонали, только если в Связке средняя фигура- это Связанная фигура соперника, то во Вскрытом шахе в середине стоит наша фигура, которая пока перекрывает дальнобойной своей фигуре нападение на Короля соперника.

Но стоит ей отойти с линии выстрела, причём в любую сторону и на любую клетку, как мы объявляем ШАХ королю.

А раз средняя фигура может отскочить куда угодно, то появляется шанс при отскоке напасть на какую- либо фигуру соперника и таким образом её выиграть.

К примеру- в этой позиции конь может, отскочив с шахом, со ВСКРЫТЫМ шахом, напасть на любую фигур, и это конечно большой плюс.

Частным случаем вскрытого шаха является комбинация- ДВОЙНОЙ ШАХ.Шахматные сказки для детей

Это для соперика может оказаться ещё страшнее, ведь средняя фигура отходит не на любую клетку, а сама  тоже делает шах- нападает на Короля.

И тогда нельзя будет забрать атакующую фигуру, так как атакует сразу ДВЕ фигуры, и закрыться невозможно из-за этого же самого. От двух нападений не закроешься. Единственный выход- бежать. Но иногд бежать-то оказывается и некуда…

Здесь конь отскакивает с шахом, и ни закрыться, ни забрать атакующие фигуры невозможно- а бежать некуда, а это значит- на доске красивый МАТ.

Мы не рассмотрели здесь пока довольно часто встречающиеся в шахматных партиях комбинации — ОТВЛЕЧЕНИЯ, УНИЧТОЖЕНИЯ ЗАШИТЫ, ПЕРЕКРЫТИЯ и нескольких других. Возможно, я дополню эту статью примерами. Если Вам она понравится и вы меня попросите об этом)))))))

Надеюсь- я не зря старался.

С уважением- Александр Витальевич Огородников.

  • Шашки наголо как пишется
  • Шахматно шашечные соревнования как пишется
  • Шарф покров сказка текст
  • Шах бабадур в сказке 6 букв сканворд
  • Шахбан на английском как пишется