Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено
Многомудрый Литрекон не раз подавился, пока съедал собаку на написании итоговых сочинений. Да, дело это непростое. Далеко не всем нравится читать классику и рефлексировать, рассуждая о нравственных терминах и их значении. Выпускникам и так нужно к ЕГЭ готовиться, а тут еще и десять допусков подогнали, и один другого краше. Поэтому некогда особо вникать и хочется поскорее перейти к сути — поступлению в вуз и обретению профессии, которая, наконец, окупит все эти старания. Чтобы научиться быстро писать итоговое сочинение, нужно ознакомиться с лайфхаками на эту тему. А еще нужно взять на вооружение клише и шаблоны для итогового сочинения. Здесь Вы найдете готовые универсальные фразы для вступлений, заключений, аргументации, а также специальные пасхалочки для этого года и его направлений. Приятного просвещения!
Для вступления
Готовые примеры словосочетаний помогают быстро начать работу и не сбиться с курса, раскрывая тему. Во вступлении важно правильно сформулировать тезис (то, что мы доказываем). Также нужно подвести мысль к аргументации нашей точки зрения. С этим позволяют справиться такие фразы-клише для итогового сочинения по литературе, как
- Разумеется, каждый из нас по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь выразить свое видение этой проблемы/темы/этого понятия.
- Отвечая на этот вопрос, попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
- На мой взгляд, эта проблема особенно актуальна в наши дни.
- Тема… всегда волновала людей, ведь нравственные вопросы относятся к категории вечных.
- Очевидно, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я считаю, что…
- Видимо, этот вопрос особенно волновал наших предков, ведь многие классические произведения посвящены его раскрытию.
- Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …
- Я думаю, каждый из нас задавал себе вопрос:…
- Я считаю, я полагаю, я думаю, мое мнение сводится к тому, что, моя позиция может быть выражена следующим образом:…
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к выводу: …
- Тема… волнует человечество с давних пор, ведь она всегда играла важную роль в межличностных отношениях людей.
- Проблема … очень злободневна в наши дни, когда многие люди сталкиваются с…
- На этот вопрос большинство из нас отвечает однозначно:…
- Такие вопросы всегда волновали молодежь, ведь от них зависит наше будущее.
- Нельзя не отметить, что тема… очень важна для развития человеческой цивилизации.
Логический переход к основной части тоже нужен для полного счастья проверяющего. Его легко соорудить с помощью этих клише:
- В справедливости этой точки зрения меня убеждают многочисленные примеры из художественной литературы.
- Многие авторы затрагивали проблему…, в том числе и русские классики, к произведениям которых можно обратиться за примерами.
- Правильность данного утверждения можно обосновать с помощью примеров из литературы.
- Вспомним произведения художественной литературы, где раскрывается тема…
- Обратимся к примерами из литературы, чтобы убедиться в этом и доказать, что…
- Эту закономерность можно доказать, обратившись к …
- Это доказывают многочисленные литературные примеры.
- Многие авторы могли бы согласиться с этим, и вот доказательства:
- Русская классика богата примерами, подтверждающими эту закономерность.
- За примерами обратимся к произведениям русской художественной литературы…
- Думая о …, нельзя не вспомнить о произведении ФИО, где эта проблема рассматривается со всех сторон.
- Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
- Нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении), и подтверждение этого можно найти в классической литературе.
- Рассмотрим примеры, которые позволяют глубже изучить поставленный вопрос.
- Проанализируем литературные примеры, проливающие свет на затронутую тему.
- Чтобы точнее сформулировать свое мнение, приведу литературные примеры.
- Данное явление встречается не только в жизни, но и в литературе.
Для основной части
Аргументацию тоже важно правильно подать. Какие бы убедительные доводы в свою пользу Вы ни подобрали, проверяющий будет оценивать логику их изложения. Каша в голове и на бумаге подведет даже гения. Так что «учитесь властвовать собою» и загоняйте непокорную мысль в строго очерченные границы.
Чтобы сформулировать тезис (то, что мы доказываем с помощью аргумента), нужно употребить эти клише для итогового сочинения:
- Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
- В наше время людям уже известно, что…
- Не подлежит сомнению тот факт, что…
- Роль… нельзя недооценивать, ведь именно это сплачивает людей.
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
- Нельзя не признать, что в наши дни…
- Моя позиция по этому вопросу однозначна:
- По ему мнению, по моему суждению, согласно моему мировоззрению…
- По всей видимости, смысл (роль, суть, идея, предназначение)… заключается в том что,
- Конечно, без … жизнь человека невозможна, так как
- Конечно, сегодня мы понимаем, что…
- Разумеется, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)
Дорога к самим аргументам пролегает через эти клише и шаблоны:
- Например, в романе (повести, рассказе, новелле) ФИО … повествуется о том, что (как)
- Проблема… раскрывается в широко известном произведении ФИО …
- Тема… затрагивается ФИО в рассказе (романе, повести и т.д.).
- Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
- К примеру, вопрос о … поднимал ФИО в книге …
- Конечно же, о закономерности … размышлял такой философ, как ФИО. В его романе (повести, рассказе и т.д.)
- Кому, как не ФИО, рассуждать о проблеме… В его книге… она занимает важное место.
- Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
- Многие авторы думали о …, в том числе и ФИО. В произведении … автор рассмотрел этот вопрос подробно и пришел к выводу, что…
- Проблема … волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в книге…
- Например, ФИО часто рассуждал о соотношении понятий… (о проблеме, о теме, о философском вопросе и т.д.). В его книге … этому уделяется много внимания.
- Нельзя не заметить, что проблема … является одной из главных в творчестве ФИО. Например, в произведении…
- Идея … выражена в стихотворении…(автор, название).
- Этот вопрос очень волновал писателей 19 (20) века. К примеру, ФИО часто затрагивал его в своих произведениях.
- Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
- Вспомним роман (повесть, рассказ) ФИО. Именно там вопрос о … рассматривается наиболее подробно.
- Вспомним героя повести… (автор, название). Его пример обосновывает необходимость «того и сего».
- Обратимся к русской классике, а именно к роману… (автор, название).
- В поисках ответа на вопрос мы обратимся к русской литературе 19 (20) столетия, а именно к…
- Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
- Герой произведения… мог бы подтвердить эту мысль, ведь в его судьбе … (нравственное понятие) сыграло решающую роль.
Чтобы не растекаться мыслью по древу, используйте выражения, которые помогут лаконично и логично изложить мысль:
- Авторская позиция ясна:
- Автор повествует о…
- Писатель изображает картину, где…
- В книге изображаются герои, которые…
- Автор описывает…
- Писатель демонстрирует общие закономерности формирования…
- Автор показывает…
- Поэт показывает…
- Размышления автора позволяют понять, что
- Лирический герой осознал, что
- Писатель размышляет о…
- Автор обращает свое внимание на проблему…
- Внимание писателя сконцентрировано на вопросах…
- Писатель обращает наше внимание…
- Автор хочет этим сказать, что
- Писатель заостряет наше внимание на …
- Позиция автора проявляется в…
- Он акцентирует внимание читателя на…
- Автор не комментрирует действия героев, но демонстрирует свою позицию через символы и описание пейзажа:
- Автор учит нас тому, что…
- Этот поступок героя говорит о …
- Поведение героя говорит о том, что
- Мы видим, что герой поступил так потому…
- Судьба героя позволяет сделать вывод, что
- Автор подводит нас к мысли о том, что
- Автор показывает, к каким последствиям привело…
- Произведение заставляет задуматься о роли … в жизни человека.
- Автор осуждает героя и выражает свое несогласие с …
- Этому герою/поступку автор противопоставляет…
- Писатель не может согласиться с выводами своего героя и опровергает их, изображая…
- Писатель осуждает…
- Автор выражает категорический протест против…
- Герой является носителем авторской позиции и выражает его точку зрения, а именно…
- Он ставит нам в пример…
- Писатель призывает нас помнить о том, как важно (что не нужно, что не стоит)
- Автор не раз прерывает описание лирическими отступлениями, в которых прослеживается его позиция:
- Автор подчеркивает…
- Писатель дает понять, что герой прав, ведь…
- Автор утверждает…
Завершить свой аргумент лучше всего этими клише для итогового сочинения по русскому языку:
- Этот пример позволяет сделать вывод о том, что
- Писатель считает, что…
- Позиция автора созвучна с моей, она выражается в том, что
- Данный пример помогает найти ответ на вопрос. Он заключается в том, что…
- Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
- Автор убеждает нас в том, что
- Писатель дает нам возможность убедиться в том, что…
- Мы можем прийти к выводу…
Для заключения
Уйти надо красиво, даже если речь идет о последнем абзаце сочинения. От завершающего аккорда нередко зависит последнее и решающее впечатление от работы. Проверяющий может высоко оценить ее, если выводы не подкачают, а призывы заденут за живое. Вот к этому мы и стремимся. Вот для этого и нужны клише к итоговому сочинению.
- Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что
- Без сомнения, значимость проблемы … трудно переоценить.
- Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
- Итак, мы разобрали примеры и пришли к убеждению, что…
- Таким образом, литературный материал позволил нам убедиться в том, что
- Невольно напрашивается вывод…
- Разумеется, тема… очень важна для людей, поэтому так важно иметь свою точку зрения по данному вопросу. На мой взгляд,
- Итак, можно сделать вывод, что…
- Литературный материал дал возможность прийти к заключению, что
- Исходя из всего выше написанного, можно сделать обобщение и сказать, что…
- В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
- Подводя итоги, хочется вспомнить изречение поэта (философа, писателя):
- Подводя итоги, хочется призвать всех моих сверстников к…
- В заключение хочется выразить надежду на то, что…
- Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что…
- Таким образом, современные люди должны возлагать надежды на то, что
- Хочется верить, что…
- Стоит подробнее изучать такие важные темы, как… Это необходимо для развития людей.
- Подводя итоги сказанному, хочется сделать оптимистичные выводы:
- Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
- Читательский и жизненный опыт позволяет сделать вывод, что…
- Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
- Аргументация подтверждает то, что
- Нельзя не согласиться с тем, что
- Нельзя проигнорировать тот факт, что
- Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
- У человечества (нашего народа) есть нравственный долг: … В этом нас убеждают все приведенные аргументы.
- (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
- К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…
Определения терминов и цитаты
Нравственные определения — это очень сложный материал, над которым бились философы в течение столетий. Мыслить абстрактно дано не каждому. Это каждому и не нужно. Если демагогия — не Ваш конек, но это и не Ваш конец, ведь Многомудрый Литрекон оставляет здесь полезные ссылки на подборки нравственных понятий с несколькими вариантами трактовок. Они будут особенно актуальны в этом году:
- Определения нравсвенных и философских понятий: список 1
- Определения абстрактных понятий: список 2
Ни пуха, ни пера!
Метки: 11 классдекабрьское сочинениеклишешаблоны
Читайте также:
Клише к итоговому сочинению 2016-2017 по литературе. Готовые решения для следующих элементов:
– Для вступления к сочинению;
– Примеры вступления;
– Переход к основной части;
– Адресация к литературному произведению;
– Собственное понимание мысли автора произведения;
– Выводы и заключение.
Рассуждения к вступлению и вопросы по теме.
Вступление Ключевые слова: Природа… Война… Дружба… и т.д. | |
Общие рассуждения по теме | 1. Никто не станет отрицать важности … в жизни людей. 2. Каждый из нас сталкивался с … 3. С давних времен человек размышлял о … 4. Как часто мы слышим о … 5. Мы знаем о … из книг и фильмов, рассказов близких. 6. Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о … 7. Приём «Цитата». «…,» — писал известный … . В этих словах звучит …. Действительно, … 8. Приём «Ключевое слово», а) Определить тему текста, б) Выделить ключевое понятие, в) Раскрыть смысл этого понятия. 9. Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким-либо конкретным примером. |
Вопросы по теме | 1. Что же самое главное …? 2. Зададимся вопросом: почему….? В чем же причина …? 3. Невольно задаешься вопросом: зачем….? 4. Почему же нужно …? 5. Как мы должны относиться к …? 6. Задумаемся:должны ли мы…7 |
Назад
Примеры вступления.
1. Всем известно; что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящен …
2. (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … .
3. (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят передними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас….. Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…
4. «…»- в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста ….
5. Люди часто размышляют о том, что …. (О том, что …, люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).
6. (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что …. Кто-то….
7. Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с …. (Риторические вопросы).
8. Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») («Высказывание») -так начинается статья … .Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).
9. (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье …. Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.
Назад
Переход к основной части.
1. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
2. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
3. Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
4. Обратимся к произведениям художественной литературы
5. За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
6. Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
7. Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)
Назад
Обращение к произведению.
1. Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
2. Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе…(автор, название).
3. Тема (страдания народа во время войны и т.п.) раскрывается в произведении… (автор, название).
4. Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
5. Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
6. Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
7. Вспомним героя повести… (автор, название).
8. Обратимся к роману… (автор, название).
9. Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
Назад
Интерпретация произведения или его фрагмента.
1. Автор повествует о…
2. Автор описывает…
3. Автор подчеркивает…
4. Поэт показывает…
5. Писатель размышляет о…
6. Писатель обращает наше внимание на…
7. Он ставит нам в пример…
8. Он осуждает…
9. Он акцентирует внимание читателя на…
10. Он утверждает…
Назад
Выводы и заключение.
Промежуточный вывод
1. Писатель считает, что…
2. Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
Заключение
1. Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
2. Невольно напрашивается вывод…
3. Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
4. Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что… 5.
6. Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
7. (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что ….
8. В заключение хочется выразить надежду на то, что…
9. Итак, можно сделать вывод, что…
10. В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
11. К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…
Назад
Итоговое декабрьское сочинение по литературе: примеры сочинений по всем направлениям для 11 класса.
НАПРАВЛЕНИЯ 2021-2022 ГОДА
Примеры сочинений по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»:
1 Путешествовать – значит развиваться
2 Что значит «идти своей дорогой»?
3 Что заставляет нас выбирать ту или иную дорогу?
4 Для чего человеку нужны путешествия?
5 Почему человек всегда стремится вернуться домой?
Примеры сочинений по направлению «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?»:
1 С какими вызовами сталкивается человек 21 века?
2 Чем опасны технологии в руках безнравственных людей?
3 Как технологии меняют жизнь человека?
4 Что значит «быть цивилизованным человеком»?
5 «Прогресс — закон природы» (Вольтер)
6 Как технологии меняют общество?
Примеры сочинений по направлению «Преступление и Наказание – вечная тема»:
1 Всегда ли за преступлением следует наказание?
2 Какого человека можно назвать опасным для общества?
3 Почему люди совершают преступления?
4 Может ли раскаяние помочь человеку встать на путь исправления?
Примеры сочинений по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня»:
1 Какую роль играет искусство в жизни человека?
2 С каким героем произведения вы себя ассоциируете?
3 Книга, которая изменила мою жизнь
4 Какую книгу вы бы прочитали своим детям?
5 Какое произведение вы бы хотели внести в школьную программу по литературе?
Примеры сочинений по направлению «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»:
1 Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?
2 Может ли общество полностью избавиться от пороков?
3 Кто такой гражданин?
4 Что такое гражданский долг?
5 Каковы истоки социальных пороков?
НАПРАВЛЕНИЯ 2020-2021 ГОДА
Примеры сочинений по направлению ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ:
1 «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»
2 «Каковы источники формирования исторической памяти?»
3 «Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом?»
4 «Культура – это память человечества»
5 «Что, по вашему мнению, не подлежит забвению?»
Примеры сочинений по направлению Я И ДРУГИЕ:
Примеры сочинений по направлению ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН:
1 «Почему люди боятся перемен?»
2 «Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен?» (пример 1)
3 «Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен?» (пример 2)
4 «В чем причины изменений, происходящих в душе человека?»
5 «Можно ли меняться, оставаясь собой? »
Примеры сочинений по направлению РАЗГОВОР С СОБОЙ:
1 «Что значит быть самим собой?»(пример 1)
2 «Что значит быть самим собой?» (пример 2)
3 «В чем состоит опасность душевного разлада?»
4 «Как узнать о сильных и слабых сторонах собственной личности? »
Примеры сочинений по направлению МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ: ПОРТРЕТ МОЕГО ПОКОЛЕНИЯ:
1 «Может ли классическая литература дать ответы на вопросы, волнующие современного подростка?»
2 «Как формируются нравственные ориентиры современного человека?»
3 «Кого можно назвать героем XXI века? »
4 «Каков он: портрет современного человека?»
НАПРАВЛЕНИЯ 2019-2020 ГОДА
Примеры сочинений по направлению ВОЙНА И МИР
1 «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни…»
2 «Мир — добродетель цивилизации, война — ее преступление.»
3 «Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было…»
4 «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
5 «Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей»
6 «Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть»
7 «Какова роль личности в истории?»
8 «Что объединяет людей в годы войны?»
Другие литературные сочинения по роману «Война и мир»
«Роль народа и личности в истории по роману Толстого «Война и мир»
Примеры сочинений по направлению НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ
1 «Почему, по вашему мнению, важно не терять надежду?»
2 «Какова роль надежды в жизни человека?»
3 «Надежда — лучший врач из всех, какие известны»
4 «Бывают ли надежды напрасными?»
5 «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»
6 «Надежда — это единственное, что нельзя отнять у человека»
7 «К чему может привести отчаяние?»
8 «Отчаяние не есть отрицание надежды. Отчаяние — это отрицание жизни»
9 «Те, кому есть на что надеяться и нечего терять, — самые опасные люди на свете»
Примеры сочинений по направлению ДОБРО И ЗЛО
1 «Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые»
2 «Когда Добро бессильно, оно — Зло»
3 «Искусство — одно из средств различения доброго от злого»
4 «Высшая мудрость — различать добро и зло»
5 «Делать добро легче, чем быть добрым «
6 «Что помогает человеку верить в добро? «
7 «Кто не пресекает зло — дает ему свершиться»
8 «Может ли добро существовать без зла?»
Сочинения и анализы на тему: ДОБРО И ЗЛО в разных произведениях:
«Зло в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско?»
Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
Добро и зло в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Примеры сочинений по направлению ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ
1 «Гордость без смирения — тщеславие, смирение без гордости — униженность»
2 «Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость»
3 «Гордость — это положительное или отрицательное чувство?»
4 «Чем отличается гордость от гордыни»
5 «Когда лучше проявить гордость, а когда смирение?»
6 «К чему может привести «непомерная гордыня»?»
7 «В каких ситуациях смирение – отрицательное чувство?»
8 «Можно ли научиться смирению?»
Примеры сочинений по направлению ОН И ОНА
1 Могут ли любящие друг друга люди быть несчастны?
2 Как вы понимаете выражение «неразделенная любовь»?
3 «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит»
4 «Может ли любовь быть эгоистичной?»
5 «Как ни странно, но умение быть одному является условием способности любить»
6 «Может ли любовь изменить человека?»
7 «Как связаны понятия любовь и прощение?»
НАПРАВЛЕНИЯ 2018-2019 ГОДА
Направление «Доброта и жестокость»
Тема сочинения: «Кого можно назвать идеально добрым человеком?»
Направление «Мечта и реальность»
Тема сочинения: «Как связаны между собой мечта и реальность»
Тема сочинения: «Всегда ли мечта становится реальностью?»
Тема сочинения: «Что происходит, когда мечта сталкивается с реальностью?»
Тема сочинения: «Всегда ли достижение мечты приносит человеку счастье?»
Направление «Отцы и дети»
Тема сочинения: «Какое влияние родители оказывают на становление личности ребенка?»
Тема сочинения: «Кого называют «отцами» и «детьми» в науке и искусстве?»
Тема сочинения: «Возможна ли гармония в отношениях отцов и детей?»
Направление «Искусство и ремесло»
Тема сочинения: «Что такое истинное искусство?»
Тема сочинения: «Как отношение к искусству и ремеслу раскрывает внутренний мир человека?»
Направление «Месть и великодушие»
Тема сочинения: «Может ли отмщение принести счастье»
НАПРАВЛЕНИЯ 2017-2018 ГОДА
Направление «Смелость и трусость»
Тема сочинения: «Может ли смелый человек бояться?»
Направление «Цель и средства»
Тема сочинения: «Можно ли утверждать, что цель оправдывает средства»
Направление «Равнодушие и отзывчивость»
Тема сочинения: «Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясенского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?»
НАПРАВЛЕНИЯ 2016-2017 ГОДА
Направление «Разум и чувства»
Тема сочинения: «Должен ли разумный человек жить чувствами?»
Смысл итогового собеседования в том, чтобы проверить навык устной речи учащихся, умение создавать монологические высказывания на разные темы, участвовать в диалоге.
На итоговом собеседовании школьник получает контрольно-измерительный материал, содержащий небольшой текст научно-публицистического стиля и 4 здания:
- Выразительное чтение вслух текста.
- Пересказ текста с привлечением дополнительно предложенного материала (например, цитаты известного человека).
- Монологическое высказывание по одной из предложенных тем (уже не имеющих отношения к тексту).
- Диалог с экзаменатором-собеседником.
Чтение текста вслух
Первое задание является наиболее простым из всех четырёх предложенных. Необходимо прочитать текст за две минуты, выдерживая необходимый темп, соблюдая паузы и ударения в словах. Однако не стоит недооценивать сложность данного задания, так как за 2 минуты подготовки выпускники, иногда сами того не зная, параллельно должны думать о последующем пересказе, ведь во время второго задания текста перед глазами не будет.
Наиболее разумным будет чтение текста “про себя” или шёпотом. Основной сложностью данного задания – обилие личных имён и терминов.
Оценивать чтение будут по двум критериям: интонация и темп. Тому, кто будет читать текст монотонно, балл по первому критерию не светит: читать нужно, повышая и понижая интонацию, согласно авторской задумке и знакам пунктуации.
Второй критерий предполагает чтение текста со скоростью, свойственной естественной речи, то есть без длиннот «Э-э-э, а-а-а», мхатовских пауз и т. д.
Поставить ли два балла — будет решать эксперт, отвечая, в принципе, на простой вопрос: понял ли, услышал ли он что-то из прочитанного?
Согласно второму критерию, текст надо читать со скоростью, свойственной естественной речи, то есть не удлиняя “А-а-а, э-э-э”, не делая слишком долгих пауз.
Структура текстов первого задания примерно одинакова, исходя из этого мы можем сделать вывод, что можно продумать последующий пересказ.
Пересказ текста
Именно это задание, согласно статистике, вызывает у экзаменуемых наибольшие затруднения. Это и понятно, ведь необходимо не только абы как пересказать текст , но и запомнить и рассказать четыре основных микротем текста, дать более-менее развернутый ответ. Также девятиклассникам нужно органично встроить упомянутую в задании цитату.
Зачастую невозможно запомнить все детали, предложенные в тексте, поэтому, чтобы обезопасить себя от лишних волнений и тревог предлагается следующий алгоритм:
- Что самое запоминающееся в главном герое текста? Чем он прославился?
- Какие стороны его характера помогли ему этого добиться?
- Как к нему относятся?
- Как были отмечены его успехи?
Если вы будете придерживаться примерно такого порядка действий (вы можете усовершенствовать предложенный алгоритм более точными вопросами), то несомненной, даже в стрессовой ситуации сможете получить желаемое количество баллов.
Критерии оценивания второго задания:
- Один балл дается за точный пересказ. Однако упущение одной из микротем или добавление своей — уже ноль.
- Один балл дается за сохранение фактологической точности. Например, если экзаменуемый скажет, что Суворова звали Василий Александрович или, например, Великая Отечественная война началась в 1939 году, то это ноль баллов.
- Один балл за умение цитировать в нужном месте.
- Один балл за умение цитировать верно.
- Плюс есть ещё четыре балла, которые даются по итогам обоих заданий.
- Один балл за соблюдение грамматических норм. Самое сложное — склонение числительных. Далеко не все умеют их склонять. В целом, это самая распространённая устная ошибка даже у журналистов и дикторов, не говоря уже о политиках, которые бы точно завалили это задание (ну, шестеро-семеро из 450 депутатов, может быть, и сдали).
- Один балл за соблюдение орфоэпических норм. Самое страшное — неправильно прочитать слово, в котором было проставлено ударение. Допускается одна ошибка, две ошибки — уже ноль.
- Один балл за соблюдение речевых норм. Здесь разработчики дали разгуляться: можно сделать аж три ошибки, и всё равно получить балл.
- Ну, и один балл за верное произнесение слов. Это касается искажения личных имён и т. д. Искажать ничего нельзя.
Те же самые критерии, на более формальном языке в виде таблицы, представленные на официальном сайте ФИПИ:
Обратите внимание, что при наличии отдельных критериев для чтения и пересказа правильность речи оценивается за два первых задания вместе.
Монологическое высказывание
Отложили текст в сторону. Ученику предлагается создать монолог, описывая фотографию, повествуя о каком-то событии или рассуждая на предложенную тему. Суть данного задания состоит в умении правильно выстроить свой текст в заданном типе речи – повествовании, описании или рассуждении. Наиболее выигрышный вариант – это сразу определиться с этим аспектом и тренироваться в составлении монологов одного типа. Самым лёгким, как правило, является описание фотографий, но никто не запрещает выбрать повествование или рассуждение.
Важно помнить, что критерии оценивания начинают действовать с объема в 10 предложений, поэтому заранее выучите шаблонные фразы, чтобы не переживать о недоборе слов.
Критерии по третьему заданию:
- За сложной формулировкой Выполнение коммуникативной задачи» скрывается способность ребёнка сказать 10 фраз на заданную тему.Но! Важно понимать, что 10 фраз — это не 10 предложений. Например, в предыдущем предложении две фразы, то есть два простых предложения или предикативных основ, которые и будут считать (а в этом — и вовсе четыре фразы).
- Один балл за то, что ребёнок адекватно оценивает речевую ситуацию, в которой он оказался — то есть на экзамене у преподавателя. Мат, хамство, жаргон — ноль
- Последний балл за то, был ли монолог осмысленным текстом. В помощь сдающему экзаменатор задаёт простые вопросы. Если школьник отвечает только на них — ноль баллов.
Пример описания фотографии
- Передо мной интересная фотография.
- На снимке изображена игра в хоккей.
- На переднем плане мы видим ребят, которые играют в хоккей на льду.
- Можно с уверенностью предположить, что действие происходит в холодное время года, так как ребята играют на улице.
- Каждый игрок одет в спортивную форму одежды, но без коньков.
- Заметно, что ребята наслаждаются игрой.
- Болельщики за пределами катка с интересом наблюдают за игрой в хоккей.
- На заднем плане виден большой дом, исходя из чего мы можем сделать вывод, что действие происходит в городе.
- Каждая команда стремиться победить и ребята получают удовольствие от происходящего.
- Эта фотография пробуждает желание выйти на улицу и поиграть с друзьями в спортивную игру.
В этом задании вопросы учителя-собеседника зависят от того, какую тему экзаменуемый выберет в 4-ом задании. Экзаменатор задаст не менее трёх вопросов, цель которых — выяснить, понимает ли ребёнок вопросы и может ли на них отвечать. Вопросы будут предложены разработчиком, а также формулироваться на месте.
Критерии оценивания по четвертому заданию:
Очередное «выполнение коммуникативной задачи». На этот раз «выполнил» — ответил на все вопросы. Но важно заметить, что ребёнок может и отказаться отвечать на вопрос, главное, чтобы он это обозначил, а не просто замолчал и всё. За молчание — ноль баллов, за отказ отвечать — просто новый вопрос.
Один балл за учёт речевой ситуации (про мат и жаргонизмы помним). А ещё — за «не забыть поздороваться со всеми».
Как и в предыдущем случае, баллы за правильность речи складываются за выполнение заданий 3 и 4 вместе.
Предлагаем Вам также ознакомиться с очень информативными и качественными статьями по ОГЭ-2022 по русскому языку:
Шаблоны сочинения-рассуждения (часть С, ЕГЭ, 11 класс)
Подробно о сочинении ЕГЭ можно почитать в другой статье 5-ege.ru. А здесь мы рассмотрим шаблоны.
Шаблон написания сочинения:
1. Формулировка проблемы.
- Среди множества проблем современности особенно актуальной остаётся…
- Именно этот вопрос, который не может не беспокоить современного человека, затрагивает…
- Следует отметить, что данная проблема существует давно, однако актуальна она и в наши дни.
- И меня, жителя современного общества (современной России), этот вопрос не может не волновать.
(Формулировку проблемы можно найти ниже)
2. Комментарий проблемы с элементами краткого пересказа, цитирования.
3. Изложение авторской позиции.
- Позиция автора данного текста позитивная (радикальная, умеренная, негативная, нейтральная, двойственная).
- Он считает (полагает, думает, высказывает мысль о том), что…
- Автора тревожит (беспокоит, волнует)…
- Авторская позиция, по моему мнению, связана с … / заключается в …
4. Комментарий к авторской позиции.
- Мне близка тревога (волнение, беспокойство) автора, так как…
- Я согласен с… в том, что…
- С мнением автора трудно не согласиться, так как…
- Я полностью разделяю его точку зрения, во-первых, потому, что… во-вторых…
- Общеизвестно, что… Совершенно очевиден, на мой взгляд, тот факт, что… Мне кажется / представляется… Действительно, …
- Доказательства высказанной мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.
- Подтвердить обоснованность своего мнения я могу, опираясь на…
- Мой небогатый пока жизненный опыт свидетельствует…
- В качестве убедительного доказательства / аргумента можно также привести судьбу героя известного произведения … классика отечественной (зарубежной) литературы…
- Похожая ситуация рассматривается также писателем… в произведении…
- В эпизоде… герой проявляет такие качества, как… / оказывается в ситуации жизненного выбора…
- Судьба героя / сюжет произведения / размышления писателя заставляют задуматься над… / прийти к выводу о том, что…
- Краткий вывод.
* В шаблоне предлагаются варианты готовых речевых формул. В каждом пункте приводится несколько вариантов выражения одной и той же мысли. Текст сочинения должен быть ЦЕЛОСТНЫМ, не разбитым на пункты.
Еще один шаблон
( Какова роль литературы в жизни общества?) Эта проблема является главной в тексте … (Ф.И.автора)
Вопрос о (обозначь проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. Писатель (публицист, автор…) рассуждает над …не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. Его отношение к важному вопросу бытия ощущается во взволнованной, эмоциональной манере письма (приведи примеры), в стремлении сделать читателя своим единомышленником. Рассуждая над (повтори проблему),… обращается (укажи, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.).
Автор ( писатель, Ф.И. автора, публицист) убеждает нас в том, что…
(Позиция автора представляется мне убедительной, потому что…) Мысль, высказанная…, близка и понятна мне. (ИЛИ Невозможно не согласиться с тем выводом, к которому приводит нас автор). Наверное, каждому из нас в жизни приходилось сталкиваться с подобной ситуацией (приходилось задумываться над таким вопросом, встречать подобных людей, решать такие же задачи и т. д.)
Таким образом…
Краткая характеристика трех частей сочинения
- Вступление. Во вступлении должен прозвучать первый критерий (К1) – формулировка проблемы исходного текста. Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. А потом отметить, что именно об этом и размышляет (рассуждает) автор (Ф.И.О.) в своём тексте. Это свяжет вступление с основной частью.
- Основная часть.
а) В основной части должен прозвучать второй критерий (К2) – комментарий проблемы. Если сделать это трудно самому, то посмотри, как об этом говорит автор. Для этого ещё раз прочти текст и прокомментируй проблему в 2-3 предложениях, обратив внимание на абзацы, выделив в них микротемы: найди и выбери словосочетание или предложение, несущее основную смысловую нагрузку, подтверждающее основную мысль текста, раскрывающие проблему.
https://5-ege.ru/shablony-sochinenij-ege/
б) Чётко изложи позицию автора текста, его мнение по данной проблеме (найди предложение – вывод, к которому приходит, рассуждая, автор) – это ты раскроешь уже третий критерий.
в) Далее необходимо отработать четвёртый критерий – изложение собственного мнения. В сочинении уже изложена точка зрения автора – вырази теперь своё согласие (несогласие) с его позицией. Попробуй изложить собственное мнение. Постарайся подобрать ДВА аргумента – доказательства твоей правоты, опираясь на жизненный опыт и произведения художественной литературы. В качестве аргумента могут быть также приняты пословицы и поговорки, статьи в авторитетных газетах и журналах, примеры из жизни известных людей. Опора на литературные источники должна носить не декларативно-указательный характер (вроде поверхностного упоминания о том, что в известном произведении «тоже» поднимается данная проблема), так как простое упоминание проблемы в привязке к произведению не показывает знания текста и понимания писательской позиции.
3. Заключение. Снова вернись к проблеме и назови её, сделай вывод в 1-2 предложениях.
Все части сочинения должны быть логически связаны друг с другом. Не допускайте орфографических, пунктуационных, речевых ошибок. Избегайте многократных повторений одной и той же мысли. Соблюдайте этичность в высказываниях.
Проблемы текстов:
1. Проблема наследственности и воспитания (Может ли человек вырваться за рамки наследственности?)
Наследственность определяет лишь задатки, склонность человека. Но только сам человек может развить то, что дано природой.
2. Проблема истинного литературного таланта.Проблема творчества и денег (Можно ли творить ради денег?). Одной из главных причин появления литературного произведения должна стать потребность что-либо сказать людям.
3. Проблема интеллигентности. (кого можно считать интеллигентным человеком?)
Интеллигентность – необходимое качество каждого воспитанного человека. Истинная интеллигентность не приравнивается только к внешней образованности и эрудиции, она является внутренним качеством, проявляющемся прежде всего по отношению к окружающим.
4. Проблема соответствия природы народу, который живет на той или иной территории (Как связаны ландшафт и пейзаж страны с духовностью народа?) Пейзаж и ландшафт страны рассказывают об отношении общества к человеку, природе и во многом определяют представления человека о красоте.
5. Роль книги, литературы в жизни человека. (Зачем нужны хорошие книги?) Проблема любимой книги (Как читают любимую книгу?). Любимые книги помогают человеку жить, лучше понимать окружающий мир. В хорошей книге всегда можно уловить главное.
6. Проблема роли искусства в жизни человека. (На что способно истинное произведение искусства? Что такое чувство родины?) Произведением искусства можно не только наслаждаться, оно заставляет людей думать, пробуждает чувства, зовёт к действию. Чувство родины всегда с человеком. Оно заставляет в особых случаях делать всё, чтобы защитить её.
7. Проблема талантливого человека. (Каждый ли человек наделен каким-либо талантом?) Талант – удел лдей не только искусства, он необходим в любой профессии. Это дар природы, но для его развития от человека требуются большие усилия. Нужно обладать недюжинной духовной силой, чтобы сохранить на протяжении жизни свою индивидуальность и врожденный талант.
8. Проблема взаимоотношения человека и природы. (Сумеет ли человек понять, что разрушает дом, в котором живет?) Состояние планеты Земля и судьба человека зависят от экологически разумного поведения человека. Человечество-болезнь планеты. Жизнедеятельность человека, его поведение представляют реальную угрозу планете.
9. Сложность человеческой жизни. (Как прожить жизнь, чтобы «сохранить себя», свои нравственные ценности? Можно ли прожить жизнь без ошибок? ) Роль детства в жизни человека. Чем дольше человек живет, тем больше совершает ошибок, это неизбежно. Детство – «сердцевина» человека ,где проявляется его суть.
10. Проблема понимания красоты. (как увидеть прекрасное?) Проблема духовной «глухоты» или «слепоты» человека. Красоту надо уметь видеть и слышать. Постоянная смена состояний природы, окружающего пейзажа отражается на настроении людей, обогащает их эмоционально. Нужно научиться замечать эти изменения природы. Только духовно «зрячий» может чувствовать, видеть красоту окружающего мира.
Рекомендуем: