Шаблон вывода в сочинении

Шаблоны сочинения-рассуждения часть с, егэ, 11 класс подробно о сочинении егэ можно почитать в другой статье 5-ege.ru. а здесь мы

Шаблоны сочинения-рассуждения (часть С, ЕГЭ, 11 класс)

Подробно о сочинении ЕГЭ можно почитать в другой статье 5-ege.ru. А здесь мы рассмотрим шаблоны.

Шаблон написания сочинения:

1. Формулировка проблемы.

  • Среди множества проблем современности особенно актуальной остаётся…
  • Именно этот вопрос, который не может не беспокоить современного человека, затрагивает…
  • Следует отметить, что данная проблема существует давно, однако актуальна она и в наши дни.
  • И меня, жителя современного общества (современной России), этот вопрос не может не волновать.

(Формулировку проблемы можно найти ниже)

2. Комментарий проблемы с элементами краткого пересказа, цитирования.

3. Изложение авторской позиции.

  • Позиция автора данного текста позитивная (радикальная, умеренная, негативная, нейтральная, двойственная).
  • Он считает (полагает, думает, высказывает мысль о том), что…
  • Автора тревожит (беспокоит, волнует)…
  • Авторская позиция, по моему мнению, связана с … / заключается в …

4. Комментарий к авторской позиции.

  • Мне близка тревога (волнение, беспокойство) автора, так как…
  • Я согласен с… в том, что…
  • С мнением автора трудно не согласиться, так как…
  • Я полностью разделяю его точку зрения, во-первых, потому, что… во-вторых…
  • Общеизвестно, что… Совершенно очевиден, на мой взгляд, тот факт, что… Мне кажется / представляется… Действительно, …
  • Доказательства высказанной мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.
  • Подтвердить обоснованность своего мнения я могу, опираясь на…
  • Мой небогатый пока жизненный опыт свидетельствует…
  • В качестве убедительного доказательства / аргумента можно также привести судьбу героя известного произведения … классика отечественной (зарубежной) литературы…
  • Похожая ситуация рассматривается также писателем… в произведении…
  • В эпизоде… герой проявляет такие качества, как… / оказывается в ситуации жизненного выбора…
  • Судьба героя / сюжет произведения / размышления писателя заставляют задуматься над… / прийти к выводу о том, что…
  • Краткий вывод.

* В шаблоне предлагаются варианты готовых речевых формул. В каждом пункте приводится несколько вариантов выражения одной и той же мысли. Текст сочинения должен быть ЦЕЛОСТНЫМ, не разбитым на пункты.

Еще один шаблон

( Какова роль литературы в жизни общества?) Эта проблема является главной в тексте … (Ф.И.автора)

Вопрос о (обозначь проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. Писатель (публицист, автор…) рассуждает над …не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. Его отношение к важному вопросу бытия ощущается во взволнованной, эмоциональной манере письма (приведи примеры), в стремлении сделать читателя своим единомышленником. Рассуждая над (повтори проблему),…  обращается (укажи, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.).

Автор ( писатель, Ф.И. автора, публицист) убеждает нас в том, что…

(Позиция автора представляется мне убедительной, потому что…)     Мысль, высказанная…, близка и понятна мне. (ИЛИ Невозможно не согласиться с  тем выводом, к которому приводит нас автор). Наверное, каждому из нас в жизни приходилось сталкиваться с подобной ситуацией (приходилось задумываться над  таким вопросом, встречать подобных людей, решать такие же задачи и  т. д.)

Таким образом…

Краткая характеристика трех частей сочинения

  1. Вступление. Во вступлении должен прозвучать первый критерий (К1) – формулировка проблемы исходного текста. Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. А потом отметить, что именно об этом и размышляет (рассуждает) автор (Ф.И.О.) в своём тексте. Это свяжет вступление с основной частью.
  2. Основная часть.

а) В основной части должен прозвучать второй критерий (К2) – комментарий проблемы. Если сделать это трудно самому, то посмотри, как об этом говорит автор. Для этого ещё раз прочти текст и прокомментируй проблему в 2-3 предложениях, обратив внимание на абзацы, выделив в них микротемы: найди и выбери словосочетание или предложение, несущее основную смысловую нагрузку, подтверждающее основную мысль текста, раскрывающие проблему.

https://5-ege.ru/shablony-sochinenij-ege/

б) Чётко изложи позицию автора текста, его мнение по данной проблеме (найди предложение – вывод, к которому приходит, рассуждая, автор) – это ты раскроешь уже третий критерий.

в) Далее необходимо отработать четвёртый критерий – изложение собственного мнения. В сочинении уже изложена точка зрения автора – вырази теперь своё согласие (несогласие) с его позицией. Попробуй изложить собственное мнение. Постарайся подобрать ДВА аргумента – доказательства твоей правоты, опираясь на жизненный опыт и произведения художественной литературы. В качестве аргумента могут быть также приняты пословицы и поговорки, статьи в авторитетных газетах и журналах, примеры из жизни известных людей. Опора на литературные источники должна носить не декларативно-указательный характер (вроде поверхностного упоминания о том, что в известном произведении «тоже» поднимается данная проблема), так как простое упоминание проблемы в привязке к произведению не показывает знания текста и понимания писательской позиции.

3. Заключение. Снова вернись к проблеме и назови её, сделай вывод в 1-2 предложениях.

Все части сочинения должны быть логически связаны друг с другом. Не допускайте орфографических, пунктуационных, речевых ошибок. Избегайте многократных повторений одной и той же мысли. Соблюдайте этичность в высказываниях.

Проблемы текстов:

1. Проблема наследственности и воспитания (Может ли человек вырваться за рамки наследственности?)

Наследственность определяет лишь задатки, склонность человека. Но только сам человек может развить то, что дано природой.

2. Проблема истинного литературного таланта.Проблема творчества и денег (Можно ли творить ради денег?). Одной из главных причин появления литературного произведения должна стать потребность что-либо сказать людям.

3. Проблема интеллигентности. (кого можно считать интеллигентным человеком?)

Интеллигентность – необходимое качество каждого воспитанного человека. Истинная интеллигентность не приравнивается только к внешней образованности и эрудиции, она является внутренним качеством, проявляющемся прежде всего по отношению к окружающим.

4. Проблема соответствия природы народу, который живет на той или иной территории (Как связаны ландшафт и пейзаж страны с духовностью народа?) Пейзаж и ландшафт страны рассказывают об отношении общества к человеку, природе и во многом определяют представления человека о красоте.

5. Роль книги, литературы в жизни человека. (Зачем нужны хорошие книги?) Проблема любимой книги (Как читают любимую книгу?). Любимые книги помогают человеку жить, лучше понимать окружающий мир. В хорошей книге всегда можно уловить главное.

6. Проблема роли искусства в жизни человека. (На что способно истинное произведение искусства? Что такое чувство родины?) Произведением искусства можно не только наслаждаться, оно заставляет людей думать, пробуждает чувства, зовёт к действию. Чувство родины всегда с человеком. Оно заставляет в особых случаях делать всё, чтобы защитить её.

7. Проблема талантливого человека. (Каждый ли человек наделен каким-либо талантом?) Талант – удел лдей не только искусства, он необходим в любой профессии. Это дар природы, но для его развития от человека требуются большие усилия. Нужно обладать недюжинной духовной силой, чтобы сохранить на протяжении жизни свою индивидуальность и врожденный талант.

8. Проблема взаимоотношения человека и природы. (Сумеет ли человек понять, что разрушает дом, в котором живет?) Состояние планеты Земля и судьба человека зависят от экологически разумного поведения человека. Человечество-болезнь планеты. Жизнедеятельность человека, его  поведение представляют реальную угрозу планете.

9. Сложность человеческой жизни. (Как прожить жизнь, чтобы «сохранить себя», свои нравственные ценности? Можно ли прожить жизнь без ошибок? ) Роль детства в жизни человека.  Чем дольше человек живет, тем больше совершает ошибок, это неизбежно. Детство – «сердцевина» человека ,где проявляется его суть.

10. Проблема понимания красоты. (как увидеть прекрасное?) Проблема духовной «глухоты» или «слепоты» человека.  Красоту надо уметь видеть и слышать. Постоянная смена состояний природы, окружающего пейзажа отражается на настроении людей, обогащает их эмоционально. Нужно научиться замечать эти изменения природы. Только духовно «зрячий» может чувствовать, видеть красоту окружающего мира.

Рекомендуем:

План сочинения Шаблоны 1. Формулировка проблемы текста Прочитанный мною текст писателя… (ФИО) затрагивает важные общечеловеческие вопросы. Что такое…? Таким вопросом задаётся автор и обозначает проблему…. (какую?). Постараюсь прокомментировать её. Перечитываю текст русского и советского писателя…. (ФИО). Как…..? Почему….? Такие вопросы ставит автор, заставляя и нас поразмышлять над проблемой… (какой?). Обратимся к тексту писателя… (ФИО). В центре внимания автора — проблема… (какая?) Рассуждая о… (о чём?), автор задается вопросом: …. (каким?). Вот что волнует писателя. Текст … (ФИО) посвящен одной из наиболее актуальных проблем современности — … (какой?)
Автор заставляет нас задуматься о …. (о чём? над какими вопросами?). Что такое…? В чём заключается…? Почему……? Как …..? Такие вопросы ставит в своем тексте писатель ….. (ФИО), посвящая его проблеме… (какой?) Что значит быть…(каким?)? Зачем… ? В чём…? Такие вопросы хотя бы раз в жизни задаёт себе каждый человек. Проблема… (какая?) волнует и автора прочитанного мной текста, писателя… (ФИО). 2. Комментарий проблемы. Известный писатель повествует нам о том, как… Он обращает наше внимание на… (что?). Главным тезисом в рассуждениях автора можно считать следующий: ……. (какой?) Звучит мысль о том, что … (какая мысль?)
(здесь два примера по проблеме из прочитанного текста, которые помогают понять суть проблемы). 3. Авторская позиция по обозначенной проблеме. Авторская позиция такова:… (сформулируйте). Он утверждает, что… Авторская позиция выражена ясно. Основная идея автора заключается в том, что … (в чем?) Развивая свою мысль, автор приводит нас к утверждению, что… (какому утверждению?) Главные усилия автора направлены на то, чтобы убедить нас, что …. (в чем убедить?) Автор считает, что… Он полагает, что… Суть позиции автора заключена в следующем. (сформулировать её) 4. Собственное мнение по обозначенной проблеме (согласие). Бесспорно, автор текста прав. Я полностью с ним согласен. Мне кажется, что… (в чем согласие?). Попробую доказать свою мысль. Трудно не согласиться с автором (писателем, художником слова, публицистом, Ф.И.О) в том, что… (в чем согласие?). Докажу свою мысль примерами. Моя точка зрения на данную проблему сходна с мнением … (ФИО). Мне тоже кажется, что… (в чем согласие?). Аргументирую свою точку зрения. Хочется выразить своё мнение по обозначенной проблеме. И я считаю, что… (в чем согласие?). Аргументирую свою точку зрения. Придерживаюсь того же мнения, что и автор текста. Он прав. Действительно, … (в чем согласие?). Приведу доказательства своих мыслей. Нельзя остаться равнодушным к сказанному … (кем?) Я согласен с писателем, что…(в чем согласие?) Можно привести множество аргументов в подтверждение точки зрения автора. Остановлюсь на некоторых из них. 5. Аргумент 1 (из художественной, публицистической или научной литературы). Обратимся к произведению…. (ФИО автора) «……» (название). (здесь представление проблемы) Вспоминается книга… (чья?) «…….» (название) (здесь представление проблемы) Писатель…. (ФИО) тоже обращался к проблеме… (какой?) Например, в книге «….» (название)… главный герой…. (здесь представление проблемы) Именно об этом (о чем? о какой проблеме?) идет речь в произведении… (название) ….. (ФИО) (здесь представление проблемы) В памяти оживают страницы….. (какой и чьей книги?). Одна из проблем, которые рассматривает писатель, — … (какая?) (здесь представление проблемы) В романе (рассказе, повести, книге…) … (ФИО) читатель встречается с… (с кем? какая там ситуация?) (здесь представление проблемы) 6. Аргумент 2 (из жизни). Передо мной тоже как-то стояла такая проблема. Я … (не мог, не знал…) (описание проблемной ситуации) Однажды героиней передачи «Пусть говорят» стала… (описание проблемной ситуации) Вспоминается случай, рассказанный моей мамой. (описание проблемной ситуации) Из истории мы знаем… (пример с проблемной ситуацией) Помню, однажды я стала свидетелем такой ситуации (описание проблемной ситуации) В жизни нередки случаи, когда нам приходится решать проблему… (какую?) Не так давно по телевидению передавали репортаж о том, как… (описание проблемной ситуации) 7. Заключение. В заключение подчеркну глубокий смысл текста… (ФИО), заставившего нас поразмышлять над такой важной проблемой. Заканчивая размышление над прочитанным текстом… (ФИО), сделаю вывод: как важно… (вывод из проблемы) Итак, писатель… (ФИО), поставивший проблему… (какую?), приводит нас к мысли:… (какой?) Думаю, что мне удалось доказать, что проблема… (какая?), обозначенная… (ФИО), актуальна. Книги и случаи из жизни — тому подтверждение. Таким образом, вместе с автором текста мы приходим к выводу, что… (вывод из проблемы) Как видим, автор затрагивает важную проблему и подводит нас к мысли, что…(какой?)

В рамках ЕГЭ 2021 года планируете сдавать экзамен по обществознанию – мы расскажем, на что обратить внимание в ходе подготовки, какой должна быть правильная структура эссе, а также предложим клише, которые можно будет применить при написании мини-сочинения.

Каким будет ЕГЭ по обществознанию в 2021 году

Обществознание – самый популярный предмет из числа дисциплин по выбору. В прошлом году, несмотря на все сложности экзаменационной кампании, 48% экзаменуемых сдавали именно обществознание (это около 375 000 человек).

В 2021 году кардинальных изменений в структуре ЕГЭ по обществу не ожидается. Масштабные реформы системы контроля качества знаний завершены и все КИМы соответствуют ФГОС, поэтому Министерство просвещения берет курс на стабильность требований к выпускникам 11-х классов, что должно дать возможность будущим абитуриентам как можно лучше подготовиться к экзаменам и продемонстрировать более высокие результаты.

Эссе по обществознанию 2021 года - структура, клише, советы репетиторов

На экзамене по обществу в 2021 году экзаменуемым предложат за  3 часа 55 минут выполнить 29 заданий, из которых:

  • 20 – с кратким ответом;
  • 9 – с развернутым (включая задание №29 – эссе).

Естественно, что многие выпускники волнуются больше всего именно за последнее 29-е задание, в котором необходимо написать мини-сочинение, сформулировав идеи затронутой автором высказывания темы.

Эссе – задание №29

В 2021 году содержание и саму формулировку задания №29 менять не планируют.

Задание №29 ЕГЭ по обществознанию 2021 - эссе

Задание №29 носит вариативный характер.

Экзаменуемым на выбор будет предложено 5 высказываний, каждое из которых находится в рамках одного из тематических блоков, входящих в дисциплину «обществознание»:

  • философия;
  • экономика;
  • социология;
  • психология;
  • право.

В демонстрационном варианте были представлены такие высказывания:

Высказывания к заданию №29 ЕГЭ демо по обществознанию 2021 - эссе

В 1 варианте КИМа досрочного ЕГЭ 2020 года выпускникам были предложены на выбор такие 5 высказываний:

Высказывания к заданию №29 досрочного ЕГЭ 2020 по обществознанию - эссе

При этом для выпускников 2021 года, сдающих ЕГЭ по обществознанию, будут актуальны такие требования к заданию №29:

  • объем – 300-400 слов;
  • наличие формулировки основной идеи;
  • применение терминов и понятий, актуальных для выбранной тематики и проблемы;
  • привлечение разнообразных (не однотипных) примеров из жизни общества, истории народов, литературных произведений или же личного опыта.

Критерии оценивнаия мини-сочинения

За правильное выполнение 29-го задания выпускник может получить 6 первичных баллов (максимальный первичный балл за всю работу – 64).

Распределение задания ЕГЭ по обществознанию в 2021 году по уровням

Оценивать эссе будут 2 независимых эксперта согласно таблице критериев, разработанной ФИПИ:

Критерий Балл
1 Полностью раскрыт смысл высказывания 1 б.
2 Присутствуют понятия и термины с объяснениями 2 б.
3 Рассуждения связанные и логичные 1 б.
4 Приведены качественные примеры

2 б.

Также важно помнить, что даже если структура вашего эссе по обществознанию на ЕГЭ 2021 будет правильной, но текст окажется менее 150 слов, эксперты не будут его проверять и выставят 0 за задание №29. Также нулевой результат получат те, кто не раскроет тему высказывания, поэтому стоит выбирать из 5 предложенных вариантов ту тему, которая вам полностью понятна.

Понять, как именно вас будут оценивать проверяющие и на что в первую очередь обратят внимание можно, ознакомившись с рекомендациями для предметных комиссий, которые доступны на официальном сайте ФИПИ.

Структура сочинения

Прежде чем приступить к написанию тренировочных эссе по обществознанию,  необходимо детально разобраться и понять, какой должна быть структура мини-сочинения в 2021 году. Эксперты рекомендуют придерживаться такого плана:

  1. Цитата (с указанием автора).
  2. Формулировка основной проблемы, о которой говорит автор цитаты.
  3. Смысл высказывания (максимально полное раскрытие).
  4. Ваше отношение к проблеме (согласен или нет с автором).
  5. Аргумент + пример + мини-вывод для каждого аргумента (их может быть 2 и более).
  6. Общий заключительный вывод.

Как писать эссе по обществознанию в 2021 году

Таким образом, у вас должно получиться 5 абзацев:

  1. введение;
  2. теоретическая аргументация;
  3. фактическая аргументация (1 пример);
  4. фактическая аргументация (2 пример);
  5. вывод.

А как же актуальность, спросят многие? На протяжении нескольких лет педагоги акцентировали внимание выпускников на том, что в начале эссе необходимо описать актуальность проблемы. Сегодня в структуре эссе по обществознанию этот пункт отсутствует, ведь, по мнению экспертов, все темы, предложенные выпускникам на ЕГЭ 2021 года, априори являются актуальными. Конечно, при желании вы можете кратко указать актуальность, но баллов вам этот абзац не прибавит (также и отсутствие данного блока не снизит результат).

Также стоит заблаговременно запомнить несколько клише, которые будут актуальны для формирования логического перехода от блока к блоку.

Клише

Клише – это короткие универсальные фразы, с помощью которых может быть легко сформирована правильная структура эссе на ЕГЭ по обществознанию. В 2021 году вы можете взять на вооружение такие клише:

В качестве альтернативы набору клише некоторые школьники рассматривают шаблоны сочинений. Например, вот такой универсальный шаблон для эссе по обществознанию, предлагают в сети для ЕГЭ 2021 года.

Шаблон эссе по обществознанию для ЕГЭ 2021

Но, важно помнить, что нет 100% универсальных шаблонов, ведь фразы могут быть разными в зависимости от темы, вашей позиции и приводимых примеров.

Важно! Категорически нельзя надеяться на готовые сочинения, ведь из года в год высказывания и темы меняются, а значит, вы рискуете получить 0 баллов за эссе. Чаще всего эксперты расценивают такие работы, как не раскрывающие тему.

Полезные советы

В ходе подготовки стоит прислушаться к таким полезным советам опытных педагогов:

  • на выполнение задания №29 необходимо тратить 30-40 минут (тренируйтесь укладываться в эти временные рамки);
  • максимального порога слов для эссе нет, но лучше не писать слишком много;
  • главное – не уйти от основной проблемы, углубившись в философские размышления;
  • полезные клише лучше всего запомнить (их не так уж и много);
  • в качестве примеров лучше всего приводить исторические факты и реальные события, повлиявшие на общество (к личному опыту стоит обращаться в крайнем случае);
  • тщательно продумывайте выборе примеров (не привлекайте факты, которые могут быть истолкованы двузначно);
  • еще до ЕГЭ определите два направления для эссе, это упросит подготовку.

Большинство выпускников для написания эссе на ЕГЭ по обществознанию выбирают темы, связанные с экономикой и социологией, и 2021 год вероятнее всего, не станет исключением. Право и политология – для тех, кто увлекается соответствующим направлением. Самым сложным направлением по обществу выпускники считают философию ввиду сложности и глубины затрагиваемых проблем.

Больше информации о том, какие еще задания будут представлены в КИМах и каким будет формат экзамена в 2021 году читайте в статье, посвященной ЕГЭ по обществознанию.

Также предлагаем ознакомиться с рекомендациями онлайн-репетиторов по выполнению задания №29 по обществу.

Читайте также:

  • Как будет проходить 2020-2021 учебный год
  • Минимальные баллы ЕГЭ 2021 по всем предметам
  • Пересдача ЕГЭ в 2021 году

Комментировать

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (11 оценок, среднее: 3,45 из 5)

loading Загрузка…

Заметили опечатку на сайте? Мы будем благодарны вам, если вы выделите ее и нажмете Ctrl + Enter

Клише для написания сочинения по типу ЕГЭ

  1. Вступление (2-3 предложения, подводящие к проблеме). Можно не использовать вступление и сразу перейти к риторическому вопросу или к формулировке проблемы.

Клише для вступления:

  • Думаю, эта тема интересует многих….
  • Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства…
  • Об этом написаны многие произведения и сняты тысячи кинолент…
  • Всем известен факт…
  1. Формулировка проблемы (К1) (размышления автора над поставленной проблемой).

Клише для формулировки проблемы:

  • Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)…
  • Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего?)…
  • В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)…
  • Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящён текст автора (ФИО).
  • Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО).
  1. Комментарий к проблеме (К2) (2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста, 2 пояснения и смысловая связь между ними (противопоставление, сравнение, пояснение, уточнение или дополнение информации, обобщение, указание на следствие или причину…). ПОМНИ: комментарий — это не пересказ, а АНАЛИЗ! Поэтому все элементы, представленные в шаблоне, ОБЯЗАТЕЛЬНЫ!

Клише для комментария:

Примеры–иллюстрации 1 и 2
  • Во-первых, автор показывает…
  • В качестве примера автор рассматривает…
  • Размышляя над проблемой, автор приводит две противоположные точки зрения (мнения, ситуации, образы…).
  • Проблема раскрывается автором на примере…
  • Автор обращает внимание читателя на …
  • Прежде всего автор изображает…
  • Внимание читателя привлекается (чем?)…
  • Во-вторых, внимание читателя привлекает…
  • Следующее предложение поясняет (описывает, характеризует, оценивает, уточняет, иллюстрирует…)…
  • Разъясняя ситуацию, автор использует…
  • Причиной (результатом, следствием…) описанного события явилось…
  • Продолжая своё рассуждение, автор указывает на следствие описываемого события…
  • Продолжая свою мысль, автор уточняет, детализирует…
  • Этот поступок героя уточняется следующими выразительными средствами…
  • Это событие (поведение, эта ситуация…) дополняет представление о…
  • Впоследствии (далее) внимание читателя концентрируется на…
  • Далее сюжет разворачивается таким образом, что…
  • Мнение автора подчёркивается также и следующим примером…
  • Другая ситуация, представленная автором, говорит о…
  • Следующим примером, подчёркивающим взгляд автора, служит…
Пояснение к примерам (к каждому из двух)
  • Этот пример показывает, что…
  • Этот пример убедительно доказывает, что…
  • Эти события (факты, примеры) помогают понять…
  • Образ, так внимательно рассмотренный автором, вызывает у читателя…
  • Черты персонажа, подчёркнутые автором, помогают нарисовать портрет человека…
Связь между примерами           ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ:

  • Размышляя над проблемой, автор противопоставляет различные мнения (персонажей, их поступки…).
  • Приведённые примеры-иллюстрации отображают контраст образов (схожесть поступков, сравнение ситуаций, связанных с…).
  • С помощью противопоставления автор текста показывает…
  • Анализируя взаимосвязь рассмотренных иллюстраций, легко заметить контраст (поступков, мнений, ситуаций…), что свидетельствует о…              ДОПОЛНЕНИЕ:
  • Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, что… (позволяют увидеть…).
  • Оба примера служат дополнением друг друга…
  • Первый пример служит дополнением второму…                  СОПОСТАВЛЕНИЕ (СРАВНЕНИЕ):
  • Сопоставляя приведённые примеры, становится предельно ясно, что автор находится на стороне…
  • Сопоставляя приведённые примеры, несложно заметить, что автор сравнивает героев (их поступки, мнения…).
  • Сравнивая приведённые в пример жизненные ситуации, автор пытается донести до читателя мысль о том, что…
  • В виде сопоставления примеров автор обращается к …
  • Сопоставляя эти факты (поведение героев, разные точки зрения…) ПРИЧИНА (СЛЕДСТВИЕ):
  • Два примера из текста свидетельствуют о причинах того, что…
  • Эти примеры называют причины, по которым…
  • Причинно-следственные отношения, раскрытые в приведённых примерах, позволяют читателю убедиться в том, что…
  • Проанализировав приведённые примеры, мы понимаем причину того, что…
  • Примеры из текста, связанные причинно-следственными отношениям, убеждают читателя в том, что…                                                               ОЦЕНКА:
  • Оба примера позволяют читателю оценить героя в развитии и показать становление личности.
  • В обоих примерах легко рассмотреть одинаковые                                                        изобразительно-выразительные средства (?), через которые                                      прослеживается оценка автора поступков героев (точек зрения, образов…).                                                                                         ОБОБЩЕНИЕ (ВЫВОД):
  • Обобщая сказанное, автор…
  • Писатель (автор, публицист) формулирует вывод
  • Приведённые примеры позволяют максимально подробно (внимательно, тонко…) рассмотреть (оценить) ситуацию (разобраться в ситуации, в образах, мнениях…) и понять, что…
  1. Авторская позиция (К3) (позиция автора исходного текста — ответ на проблемный вопрос) раскрывается после комментария, состоящего из 3-х абзацев.

Клише для отображения авторской позиции:

  • Автору удалось убедить читателя в том, что…
  • Позиция автора заключается в том, что…
  • В произведении доказана мысль о…
  • Позиция автора очевидна (ясна, несомненна, такова…)…
  • «Цитата из текста, где явно звучит вывод автора».
  1. Собственное отношение к позиции автора (К4)

Состоит из трёх этапов:

1) согласие или несогласие с автором;

2) почему согласен(-на) или не согласен(-на);

3) аргумент-обоснование (пример из художественной литературы, цифры, факты, пословицы, афоризмы, высказывания известных людей, жизненный опыт и т.д.).

Клише для выражения собственного мнения:

Твое отношение к позиции автора
  • Я согласен с мнением автора.
  • Не могу полностью разделить мнение автора…
  • Безусловно, автор прав.
  • Моя точка зрения совпадает с позицией автора…
  • Трудно не согласиться с точкой зрения автора.
  • Я полностью разделяю позицию автора.
Обоснование собственной позиции
  • Нельзя не вспомнить героя известного фильма/                                                                        романа…
  • Сама история человечества не раз доказывала                                                        справедливость высказанного автором мнения…
  • Известный ученый/ писатель/ деятель/… об этом говорил так…
  • В художественной литературе есть множество примеров,                                  доказывающих точку зрения, высказанную автором.
  1. Вывод (обобщение рассуждения, итоги рассуждения из 2-3 предложений).

Клише для вывода:

  • После прочтения текста (имя автора) становится понятно…
  • После знакомства с героями приведённого для анализа произведения понимаешь…
  • Прочитав произведение, осознаёшь…
  • Автор стремился показать…
  • Автор хочет, чтобы читатель понял…
  • Автор текста считает проблему важной и актуальной, и это даёт возможность рассмотреть её более глубоко (отнестись к ней со всей серьёзностью…).

Поделиться ссылкой:

Всем выпускникам становится чуть-чуть легче на душе, когда становится известна структура итогового сочинения. Писать обо всем и ни о чем сложно даже акулам пера, а когда есть конкретный план с набором клише и шаблонов, дело обстоит куда проще и для новичка. Чтобы выиграть допуск на ЕГЭ в честной схватке, нужно знать, что требуется проверяющим. И вот тут Многомудрый Литрекон представляет наиболее полную структуру ИС, план работы и вспомогательные слова и выражения для быстрой адаптации в теме. Приятного просвещения!

План

План итогового сочинения — это то, с чего надо начать неофиту. По нему очень просто раскрыть любую тему и при этом угодить проверяющему.

план итогового сочинения 2021-2022

Вступление (50-70 слов). Здесь нужно обозначить главную мысль сочинения, соответствующую заданной теме. Ее нужно окружить тезисами, обосновывающими ее. Пример вступления для итогового сочинения тут.

Основная часть (состоящая из двух подпунктов) — 200- 300 слов.

Тeзис 1 

  • Логическая связка между вступлением и аргументом 1. Вы начинаете свою мысль с обозначения названия книги и ФИО ее автора.
  • Текст примера. Не нужно пересказывать сюжет книги. Важно написать именно то из аргумента, что подкрепляет Вашу позицию — главную мысль сочинения. Например, если задача — доказать, что люди любят путешествовать, потому что в пути они видят красивые объекты архитектуры, то нужно привести пример из поэмы А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» и рассказать о том, как восторженно автор описал красоты Ханского дворца и древнего фонтана.
  • Микpoвывoд — это oбoбщeниe нaписaннoгo. Нужно объяснить, зачем Вы написали этот пример и что он доказывает.
  • Лoгичeская связка с нoвым аргументом.

Тeзис 2

  • Пpимep.
  • Микpoвывoд.
  • Лoгичeская связка.

Заключение (50-70 слов). Нужно повторить основную мысль, перефразировав ее.

Разбор пунктов

Структура итогового сочинения для 11 класса будет понятнее, если мы расшифруем каждый пункт и добавим немного полезной теории.

Вступление

Здесь Вам нужно сделать три шага:

  1. Дать определение термину, цитате или проблеме, чтобы конкретизировать свои авторские поиски. 
  2. Рассуждения о роли поставленной проблемы в мире, литературе или общественной жизни.
  3. Ответ-тезис на поставленный в формулировке темы вопрос.

Сохраняя эту простую последовательность, Вы упрощаете себе работу над идеальным вступлением. Вот пример.

Все темы мы можем классифицировать и объединить в три группы:

  1. Вопросы. Это самые легкие и понятные темы. Все, что нужно сделать, это ответить на поставленый вопрос с привлечением литературного материала. Нужно максимально точно и недвусмысленно отвечать на исходный вопрос, чтобы работа соответствовала теме и была оценена по достоинству. Для того чтобы облегчить муки творчества и не сидеть перед белым листом полчаса, запомните популярные шаблоны: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д.,
  2. Утверждения (цитаты). Вам нужно доказать, что оно верно, или же опровергнуть его. Но лучше пойти по накатанной и согласиться с избитой истиной, чем пойти против течения и запутаться в собственных мыслях. В итоговом сочинении совсем не обязательно говорить правду и только правду. 
  3. Назывные предложения. Это когда тема состоит из пары слов в именительном падеже.

Основная часть

Вам нужно написать пример и тезис, которые связаны логическими узами. Тезис — это основная мысль, которая подкрепляется доказательством — аргументом из литературы. Одним примером Вы доказываете только одну мысль — это железное правило. Аргументы — это самая «жирная»часть сочинения, и она должна занимать от 60% всего объема. Всего в эссе должно быть два аргумента. По правилам можно и один, и три, но зачем усложнять себе жизнь? Большинство напишет по два, и это тот случай, когда лучше не выделяться из толпы.

Оформление аргумента в итоговом сочинении должно быть таким:

  1. Аргумент = отдельный абзац;
  2. Каждый аргумент заканчивается микровыводом.
  3. Один тезис = один аргумент. 

Структура аргумента проста и лаконична:

  • Называем произведение, автора, жанр и указываем, что упомянутая нами проблема поднималась в нем. Если не знаем жанра, заменяем его на «произведение».
  • Описываем конкретный эпизод из произведения (характеристику, ситуацию) и сразу подводим к тому, что автор хотел этим сказать. Пример должен быть ответом на поставленный вопрос. Если мы говорим, что насилие в отношении детей нельзя оправдать, то аргументируем свою точку зрения, описывая последствия этого преступления, которые описал М. Горький в повести «Детство»: сыновья Каширина стали такими же жестокими, как отец, и направили свою агрессию на него и на своих детей. Желательно не просто пересказывать содержание глав, а переходить на анализ, употребляя такие клише, как «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. 
  • Микровывод завершает аргумент и отвечает на вопрос о том, зачем мы привели этот пример. В нем содержится позиция автора по затронутой нами проблеме или итог нашего анализа ситуации. Например, М. Горький доказал, что насилие над детьми порождает лишь негативные последствия для общества и не может быть оправдано. В этой части используем клише вроде «писатель приходит к выводу… » и т. п.

Заключение

Заключение в итоговом сочинении — это окончательный ответ на поставленный вопрос, который опирается на наши аргументы. Чаще всего оно представляет собой вывод — логическое завершение мысли. Мы доказали то-то и то-то на основании того-то и того-то. Нельзя повторять одни и те же предложения и похожие фразы. Нужно перефразировать то, что уже есть.

Некоторые смельчаки завершают свою мысль призывом к решению проблемы и перебарщивают, призывая непосредственно проверяющих. Лучше всего писать безлично: фразу «давайте жить дружно» лучше написать по-другому — «необходимо жить дружно». «Нужно», «стоит», «лучше», «необходимо», «обязательно» — вот наши верные друзья. Можно написать «мы должны» или «нам необходимо». Но не «вам» или «им».

Можно закончить свое итоговое сочинение описанием Ваших светлых надежд: «Будем надеяться на то, что добро победит зло, а коммунизм наступит завтра». Это не очень то сложно, но при этом легко отклониться от курса и написать то, что вообще не нужно.

Цитаты в качестве заключения — спорный путь. Легко ошибиться и от стресса наделать фактических ошибок. И все же употребление цитат ценится некоторыми проверяющими весьма высоко. Важно не ошибиться и подобрать такую цитату, которая точно подойдет главной мысли сочинения.

Закрепляем материал

Итак, структура итогового сочинения в упрощенном виде выглядит так:

  • Вступление: формулировка тезиса (тезис = то, что доказываем)
  • Тезис 1

Доказательства, примеры

Микровывод

  • Тезис 2

Доказательства, примеры

Микровывод

  • Заключение: формулировка вывода.

Помните, что критерии оценивания ИС отличаются от той системы оценок, которая действует в вузе. Поэтому важно опираться на обе и уметь выжать из стандартной формы максимум баллов для поступления или хотя бы твердый зачет для допуска к ЕГЭ. Все подробности об итоговом сочинении этого года ждут Вас в этом обзоре. Ни пуха, ни пера!

  • Шаблон для итогового сочинения по русскому в 11 классе
  • Шаблон для написания итогового сочинения по литературе 11 класс
  • Шаблон для декабрьского сочинения 2022
  • Шаблон для итогового сочинения по литературе в 11 классе
  • Шаблон для написания итогового сочинения 2022