Шаблон сочинения описания картины

Урок русского языка 2 класс умк школа россии пишем сочинение по картине и.с. остроухова золотая осень цели урока: 1. обучающая:

урок русского языка 2 класс УМК «Школа России» Пишем сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая осень»

урок русского языка 2 класс УМК «Школа России» Пишем сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая осень»


Цели урока: 1.   Обучающая: подготовить учащихся к написанию сочинения-описания  по картине, совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению.  2.   Развивающая: развивать устную и письменную речь учащихся, расширить активный словарь введением слов на тему

Цели урока: 1.   Обучающая: подготовить учащихся к написанию сочинения-описания  по картине, совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению.  2.   Развивающая: развивать устную и письменную речь учащихся, расширить активный словарь введением слов на тему «Осень».  3.   Воспитывающая: способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов, воспитывать любовь к природе.  Планируемые результаты : учащиеся научатся правильно строить предложения, излагая свои мысли; анализировать, де­лать выводы, сравнивать; воспринимать прекрасное и реагировать на него.


Шаблон сочинения описания картины


Илья Семенович Остроухов

Илья

Семенович

Остроухов


Шаблон сочинения описания картины

«Золотая осень» (1886-87)


Шаблон сочинения описания картины


Что изображено на картине? Рабочие материалы Осень.

Что изображено на картине?

Рабочие материалы

Осень.


Что изображено на картине? Рабочие материалы Осень. Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная 

Что изображено на картине?

Рабочие материалы

Осень.

Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная 


Что изображено на картине? Рабочие материалы Осень. Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная  Лес.

Что изображено на картине?

Рабочие материалы

Осень.

Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная 

Лес.


Что изображено на картине? Рабочие материалы Осень. Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная  Лес. Сказочный, необычный, похож на сказку,  таинственный, загадочный, терем 

Что изображено на картине?

Рабочие материалы

Осень.

Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная 

Лес.

Сказочный, необычный, похож на сказку,  таинственный, загадочный, терем 


Что изображено на картине? Рабочие материалы Осень. Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная  Лес. Сказочный, необычный, похож на сказку,  таинственный, загадочный, терем  Старые клёны.

Что изображено на картине?

Рабочие материалы

Осень.

Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная 

Лес.

Сказочный, необычный, похож на сказку,  таинственный, загадочный, терем 

Старые клёны.


Что изображено на картине? Рабочие материалы Осень. Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная  Лес. Сказочный, необычный, похож на сказку,  таинственный, загадочный, терем  Старые клёны. Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви,  золотой водопад 

Что изображено на картине?

Рабочие материалы

Осень.

Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная 

Лес.

Сказочный, необычный, похож на сказку,  таинственный, загадочный, терем 

Старые клёны.

Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви,  золотой водопад 


Что изображено на картине? Рабочие материалы Осень. Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная  Лес. Сказочный, необычный, похож на сказку,  таинственный, загадочный, терем  Старые клёны. Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви,  золотой водопад  Молодые клены.

Что изображено на картине?

Рабочие материалы

Осень.

Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная 

Лес.

Сказочный, необычный, похож на сказку,  таинственный, загадочный, терем 

Старые клёны.

Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви,  золотой водопад 

Молодые клены.


Что изображено на картине? Рабочие материалы Осень. Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная  Лес. Сказочный, необычный, похож на сказку,  таинственный, загадочный, терем  Старые клёны. Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви,  золотой водопад  Молодые клены. Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу 

Что изображено на картине?

Рабочие материалы

Осень.

Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная 

Лес.

Сказочный, необычный, похож на сказку,  таинственный, загадочный, терем 

Старые клёны.

Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви,  золотой водопад 

Молодые клены.

Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу 


Что изображено на картине? Рабочие материалы Осень. Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная  Лес. Сказочный, необычный, похож на сказку,  таинственный, загадочный, терем  Старые клёны. Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви,  золотой водопад  Молодые клены. Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу  Листья на земле.

Что изображено на картине?

Рабочие материалы

Осень.

Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная 

Лес.

Сказочный, необычный, похож на сказку,  таинственный, загадочный, терем 

Старые клёны.

Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви,  золотой водопад 

Молодые клены.

Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу 

Листья на земле.


Что изображено на картине? Рабочие материалы Осень. Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная  Лес. Сказочный, необычный, похож на сказку,  таинственный, загадочный, терем  Старые клёны. Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви,  золотой водопад  Молодые клены. Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу  Листья на земле. Как ковер из крупных разноцветных листьев,  неповторимый узор 

Что изображено на картине?

Рабочие материалы

Осень.

Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная 

Лес.

Сказочный, необычный, похож на сказку,  таинственный, загадочный, терем 

Старые клёны.

Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви,  золотой водопад 

Молодые клены.

Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу 

Листья на земле.

Как ковер из крупных разноцветных листьев,  неповторимый узор 


Что изображено на картине? Рабочие материалы Осень. Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная  Лес. Сказочный, необычный, похож на сказку,  таинственный, загадочный, терем  Старые клёны. Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви,  золотой водопад  Молодые клены. Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу  Листья на земле. Как ковер из крупных разноцветных листьев,  неповторимый узор  Тропинка.

Что изображено на картине?

Рабочие материалы

Осень.

Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная 

Лес.

Сказочный, необычный, похож на сказку,  таинственный, загадочный, терем 

Старые клёны.

Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви,  золотой водопад 

Молодые клены.

Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу 

Листья на земле.

Как ковер из крупных разноцветных листьев,  неповторимый узор 

Тропинка.


Что изображено на картине? Рабочие материалы Осень. Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная  Лес. Сказочный, необычный, похож на сказку,  таинственный, загадочный, терем  Старые клёны. Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви,  золотой водопад  Молодые клены. Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу  Листья на земле. Как ковер из крупных разноцветных листьев,  неповторимый узор  Тропинка. Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана  опавшими листьями 

Что изображено на картине?

Рабочие материалы

Осень.

Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная 

Лес.

Сказочный, необычный, похож на сказку,  таинственный, загадочный, терем 

Старые клёны.

Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви,  золотой водопад 

Молодые клены.

Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу 

Листья на земле.

Как ковер из крупных разноцветных листьев,  неповторимый узор 

Тропинка.

Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана  опавшими листьями 


Что изображено на картине? Рабочие материалы Осень. Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная  Лес. Сказочный, необычный, похож на сказку,  таинственный, загадочный, терем  Старые клёны. Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви,  золотой водопад  Молодые клены. Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу  Листья на земле. Как ковер из крупных разноцветных листьев,  неповторимый узор  Тропинка. Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана  опавшими листьями  Сороки.

Что изображено на картине?

Рабочие материалы

Осень.

Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная 

Лес.

Сказочный, необычный, похож на сказку,  таинственный, загадочный, терем 

Старые клёны.

Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви,  золотой водопад 

Молодые клены.

Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу 

Листья на земле.

Как ковер из крупных разноцветных листьев,  неповторимый узор 

Тропинка.

Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана  опавшими листьями 

Сороки.


Что изображено на картине? Рабочие материалы Осень. Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная  Лес. Сказочный, необычный, похож на сказку,  таинственный, загадочный, терем  Старые клёны. Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви,  золотой водопад  Молодые клены. Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу  Листья на земле. Как ковер из крупных разноцветных листьев,  неповторимый узор  Тропинка. Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана  опавшими листьями  Сороки. Среди моря осенней травы и листьев, белобокие  вертихвостки с черной головой 

Что изображено на картине?

Рабочие материалы

Осень.

Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная 

Лес.

Сказочный, необычный, похож на сказку,  таинственный, загадочный, терем 

Старые клёны.

Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви,  золотой водопад 

Молодые клены.

Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу 

Листья на земле.

Как ковер из крупных разноцветных листьев,  неповторимый узор 

Тропинка.

Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана  опавшими листьями 

Сороки.

Среди моря осенней травы и листьев, белобокие  вертихвостки с черной головой 


Что изображено на картине? Рабочие материалы Осень. Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная  Лес. Сказочный, необычный, похож на сказку,  таинственный, загадочный, терем  Старые клёны. Молодые клены. Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви,  золотой водопад  Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу  Листья на земле. Как ковер из крупных разноцветных листьев,  неповторимый узор  Тропинка. Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана  опавшими листьями  Сороки. Среди моря осенней травы и листьев, белобокие  вертихвостки с черной головой  Сплетенные деревья.

Что изображено на картине?

Рабочие материалы

Осень.

Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная 

Лес.

Сказочный, необычный, похож на сказку,  таинственный, загадочный, терем 

Старые клёны.

Молодые клены.

Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви,  золотой водопад 

Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу 

Листья на земле.

Как ковер из крупных разноцветных листьев,  неповторимый узор 

Тропинка.

Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана  опавшими листьями 

Сороки.

Среди моря осенней травы и листьев, белобокие  вертихвостки с черной головой 

Сплетенные деревья.


Что изображено на картине? Рабочие материалы Осень. Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная  Лес. Сказочный, необычный, похож на сказку,  таинственный, загадочный, терем  Старые клёны. Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви,  золотой водопад  Молодые клены. Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу  Листья на земле. Как ковер из крупных разноцветных листьев,  неповторимый узор  Тропинка. Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана  опавшими листьями  Сороки. Среди моря осенней травы и листьев, белобокие  вертихвостки с черной головой  Сплетенные деревья. Напоминают чудовище, гигантского паука, покрыты  светло-желтыми листьями 

Что изображено на картине?

Рабочие материалы

Осень.

Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная 

Лес.

Сказочный, необычный, похож на сказку,  таинственный, загадочный, терем 

Старые клёны.

Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви,  золотой водопад 

Молодые клены.

Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу 

Листья на земле.

Как ковер из крупных разноцветных листьев,  неповторимый узор 

Тропинка.

Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана  опавшими листьями 

Сороки.

Среди моря осенней травы и листьев, белобокие  вертихвостки с черной головой 

Сплетенные деревья.

Напоминают чудовище, гигантского паука, покрыты  светло-желтыми листьями 


Что изображено на картине? Рабочие материалы Осень. Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная  Лес. Сказочный, необычный, похож на сказку,  таинственный, загадочный, терем  Старые клёны. Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви,  золотой водопад  Молодые клены. Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу  Листья на земле. Как ковер из крупных разноцветных листьев,  неповторимый узор  Тропинка. Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана  опавшими листьями  Сороки. Среди моря осенней травы и листьев, белобокие  вертихвостки с черной головой  Сплетенные деревья. Напоминают чудовище, гигантского паука, покрыты  светло-желтыми листьями  Небо.

Что изображено на картине?

Рабочие материалы

Осень.

Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная 

Лес.

Сказочный, необычный, похож на сказку,  таинственный, загадочный, терем 

Старые клёны.

Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви,  золотой водопад 

Молодые клены.

Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу 

Листья на земле.

Как ковер из крупных разноцветных листьев,  неповторимый узор 

Тропинка.

Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана  опавшими листьями 

Сороки.

Среди моря осенней травы и листьев, белобокие  вертихвостки с черной головой 

Сплетенные деревья.

Напоминают чудовище, гигантского паука, покрыты  светло-желтыми листьями 

Небо.


Что изображено на картине? Рабочие материалы Осень. Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная  Лес. Сказочный, необычный, похож на сказку,  таинственный, загадочный, терем  Старые клёны. Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви,  золотой водопад  Молодые клены. Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу  Листья на земле. Как ковер из крупных разноцветных листьев,  неповторимый узор  Тропинка. Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана  опавшими листьями  Сороки. Среди моря осенней травы и листьев, белобокие  вертихвостки с черной головой  Сплетенные деревья. Напоминают чудовище, гигантского паука, покрыты  светло-желтыми листьями  Небо. Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток и  уцелевших листьев, голубая, чистая лазурь видна  сквозь раззолоченную листву, солнечные лучи  пробиваются до самой травы 

Что изображено на картине?

Рабочие материалы

Осень.

Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная 

Лес.

Сказочный, необычный, похож на сказку,  таинственный, загадочный, терем 

Старые клёны.

Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви,  золотой водопад 

Молодые клены.

Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу 

Листья на земле.

Как ковер из крупных разноцветных листьев,  неповторимый узор 

Тропинка.

Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана  опавшими листьями 

Сороки.

Среди моря осенней травы и листьев, белобокие  вертихвостки с черной головой 

Сплетенные деревья.

Напоминают чудовище, гигантского паука, покрыты  светло-желтыми листьями 

Небо.

Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток и  уцелевших листьев, голубая, чистая лазурь видна  сквозь раззолоченную листву, солнечные лучи  пробиваются до самой травы 


Что изображено на картине? Рабочие материалы Осень. Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная  Лес. Сказочный, необычный, похож на сказку,  таинственный, загадочный, терем  Старые клёны. Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви,  золотой водопад  Молодые клены. Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу  Листья на земле. Как ковер из крупных разноцветных листьев,  неповторимый узор  Тропинка. Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана  опавшими листьями  Сороки. Среди моря осенней травы и листьев, белобокие  вертихвостки с черной головой  Сплетенные деревья. Напоминают чудовище, гигантского паука, покрыты  светло-желтыми листьями  Небо. Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток и  уцелевших листьев, голубая, чистая лазурь видна  сквозь раззолоченную листву, солнечные лучи  пробиваются до самой травы  Настроение.

Что изображено на картине?

Рабочие материалы

Осень.

Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная 

Лес.

Сказочный, необычный, похож на сказку,  таинственный, загадочный, терем 

Старые клёны.

Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви,  золотой водопад 

Молодые клены.

Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу 

Листья на земле.

Как ковер из крупных разноцветных листьев,  неповторимый узор 

Тропинка.

Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана  опавшими листьями 

Сороки.

Среди моря осенней травы и листьев, белобокие  вертихвостки с черной головой 

Сплетенные деревья.

Напоминают чудовище, гигантского паука, покрыты  светло-желтыми листьями 

Небо.

Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток и  уцелевших листьев, голубая, чистая лазурь видна  сквозь раззолоченную листву, солнечные лучи  пробиваются до самой травы 

Настроение.


Что изображено на картине? Рабочие материалы Осень. Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная  Лес. Сказочный, необычный, похож на сказку,  таинственный, загадочный, терем  Старые клёны. Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви,  золотой водопад  Молодые клены. Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу  Листья на земле. Как ковер из крупных разноцветных листьев,  неповторимый узор  Тропинка. Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана  опавшими листьями  Сороки. Среди моря осенней травы и листьев, белобокие  вертихвостки с черной головой  Сплетенные деревья. Напоминают чудовище, гигантского паука, покрыты  светло-желтыми листьями  Небо. Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток и  уцелевших листьев, голубая, чистая лазурь видна  сквозь раззолоченную листву, солнечные лучи  пробиваются до самой травы  Настроение. Радостное, праздничное, восторженное 

Что изображено на картине?

Рабочие материалы

Осень.

Яркая, огненная, пламенная, золотая, волшебная,  праздничная 

Лес.

Сказочный, необычный, похож на сказку,  таинственный, загадочный, терем 

Старые клёны.

Огромные, роскошные, раскидистые, гибкие ветви,  золотой водопад 

Молодые клены.

Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу 

Листья на земле.

Как ковер из крупных разноцветных листьев,  неповторимый узор 

Тропинка.

Ее обступили деревья, чуть заметно вьется, устлана  опавшими листьями 

Сороки.

Среди моря осенней травы и листьев, белобокие  вертихвостки с черной головой 

Сплетенные деревья.

Напоминают чудовище, гигантского паука, покрыты  светло-желтыми листьями 

Небо.

Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток и  уцелевших листьев, голубая, чистая лазурь видна  сквозь раззолоченную листву, солнечные лучи  пробиваются до самой травы 

Настроение.

Радостное, праздничное, восторженное 


МОЛОДЦЫ, СПАСИБО ЗА УРОК

МОЛОДЦЫ,

СПАСИБО ЗА УРОК

Губерт фон Геркомер (Hubert von Herkomer; 26 мая 1849 — 31 марта 1914 гг.) — известный британский художник, яркий представитель реалистического направления в европейском искусстве последней четверти XIX века. Губерт фон Геркомер также прославился написанием картин портретного жанра, изготовлением гравюр и созданием множества книжных иллюстраций. Лучшие шедевры раннего периода его творчества посвящены острой социальной тематике, а биография мастера насыщена многочисленными путешествиями по Европе.

Губерт фон Геркомер. Фотопортрет художника, 1895

Губерт фон Геркомер, помимо живописи и графики, на протяжении длительного времени занимался литературной деятельностью и увлекался фотоискусством. Кроме того, он по праву считается одним из пионеров автомобильных гонок в Германии, а также успешным театральным режиссером и композитором.

Губерт фон Геркомер. Картина «Последнее заседание», 1875

Биография Губерта фон Геркомера

Губерт Геркомер родился 26 мая 1849 года в небольшом баварском городке Валь на юге Германии. Он был единственным ребенком в бедной семье резчика по дереву и учительницы музыки. Когда мальчику исполнилось два года, родители решились на переезд в США, но за шесть лет пребывания в Америке Геркомеры так и не сумели адаптироваться на новом месте.

Губерт фон Геркомер. Картина «Вечер: сцена в Вестминстерском союзе», 1878

Отчаявшись добиться успехов за океаном, глава семьи увез жену и сына обратно в Европу, но не в родную Германию, а в Англию. Они поселились в крупном портовом городе Саунтгемптоне, где Губерт в 1857 году пошел в начальную школу. Но будущий художник не отличался в детстве крепким здоровьем и часто болел, он регулярно пропускал занятия, а затем и вовсе бросил учебу. Образованием мальчика пришлось заниматься отцу, который привил сыну любовь к искусству и научил его рисовать акварельными красками. А в возрасте 14 лет Губерт начал посещать местную художественную школу и даже завоевал бронзовую медаль на одном из городских конкурсов молодых талантов.

Губерт фон Геркомер. Картина «Умирающий монарх в Фунтензее», 1884

В 1865 году Геркомер-старший, накопив небольшую сумму денег, решился на смелый шаг. Вместе с сыном они отправились в Мюнхен, где находилась одна из самых престижных художественных академий Европы той поры. С огромными трудностями путешественники добрались до Баварии и Губерт несколько месяцев посещал уроки обнаженной натуры у опытных профессоров живописи. Но очень скоро от поступления в академию им пришлось отказаться из-за визовых проблем. Германские власти отказались продлевать срок пребывания отца с сыном на их территории, а принятие немецкого гражданства для последнего могло обернуться призывом в армию на несколько лет.

Губерт фон Геркомер. Картина «Молодые крестьянки ломают лен», 1885

Геркомеры вернулись в Англию и уже через год Губерт поступил в Королевский колледж искусств в Лондоне. Из-за нехватки денег он отучился в этом заведении только два семестра, но приобретенные знания помогли юноше развить свой талант рисовальщика и живописца.

Губерт фон Геркомер. Картина «Портрет леди Дилке», 1887

В 1867 году картины и рисунки Геркомера впервые были представлены на художественной выставке в Саунтгенмптоне и получили немало лестных отзывов критиков. А на следующий год Губерт, несмотря на отговорки родителей, переехал в Лондон и начал развивать самостоятельную профессиональную карьеру художника. На первых порах ему пришлось испытать множество лишений, 19-летний юноша снимал небольшую комнату и жил за счет случайных заработков. Но в 1869 году Геркомер сумел найти небольшой, но стабильный источник дохода, когда устроился иллюстратором в газету The Graphic.

Губерт фон Геркомер. Картина «Портрет Шарлотты Делафилд», 1892

В 1873 году Губер женился в первый раз на немке Анне Вайсе, которая подарила ему двух сыновей и умерла через десять лет после свадьбы. Второй брак художника с Лулу Гриффитс продлился всего год, после чего и эта жена умерла. Обрести семейное счастье живописец смог только с третьей попытки, обвенчавшись с Маргарет Гриффитс в 1888 году. В последнем браке у него родились две дочери.

Губерт фон Геркомер. Картина «Портрет капитана Ричарда Фелипса», 1893

Женившись в первый раз, Губерт снял отдельную квартиру и начал больше времени уделять живописи. Постепенно он приобрел в Лондоне славу талантливого иллюстратора, а уже в 1875 году карьера Геркомера стремительно пошла вверх. На выставке в Королевской академии художеств его картина «Последнее заседание» произвела настоящий фурор и была тепло принята критиками.

Губерт фон Геркомер. Картина «Портрет сэра Генри Тайта», 1897

Наконец молодой мастер добился широкого признания столичной публики. Он стал членом Королевского общества художников-акварелистов и начал получать весьма выгодные заказы. В 1883 году Губерт открыл бесплатную школу живописи, которой руководил более 20 лет и обучил около 500 молодых художников.

Губерт фон Геркомер. Картина «Портрет сэра Германа Дэвида Вебера», 1902

С начала 1880-х годов Губерт Геркомер стал очень востребованным портретистом, а его состояние начало стремительно расти. На заработанные деньги он построил огромный дом в Буши, который назвал в честь второй жены «Лулуланд». В просторном здании он обустроил студию и театр, где ставил пьесы собственного сочинения, а с начала ХХ века занимался созданием кинофильмов.

Губерт фон Геркомер. Гравюра «Алтарь красоты», 1910

Кроме того, Геркомер был заядлым автолюбителем, увлекался фотографией, ювелирным искусством, писал музыку для театральных пьес и лично разрабатывал костюмы для постановок. Он часто ездил в Германию, где организовал и спонсировал на собственные деньги первые в истории этой страны автогонки. В начале 1880-х годов Губерт купил в Баварии участок земли и построил на нем 30-метровую «Материнскую башню» в пять этажей из туфа. Сегодня в этом здании располагается мемориальный музей художника.

Губерт фон Геркомер. «Материнская башня» в Баварии, 1880-е

В 1907 году британский король Эдуард VII даровал гениальному мастеру титул рыцаря и с этого момента он официально стал именоваться сэром Губертом фон Геркомером. К концу жизни живописец получил множество правительственных наград и стал действительным членом восьми разных академий искусств, его картины были многократно отмечены высшими призами на престижных выставках. А 31 марта 1914 года Губерт фон Геркомер умер в своем загородном доме в возрасте 64 лет.

Губерт фон Геркомер. Картина «Портрет Джорджа Натаниэля Керзона», 1913

Самые известные картины Губерта фон Геркомера

Знаменитый художник создал за свою жизнь сотни разноплановых произведений живописи, графики и фотоискусства. И все же самыми известными картинами Губерта фон Геркомера считаются:

  • «Последнее заседание» (1875) — работа, принесшая молодому художнику широкую известность. По свидетельству очевидцев, пораженные реалистичностью произведения зрители встретили автора бурными аплодисментами на выставке в Королевской академии искусств
  • «Вечер: сцена в Вестминстерском союзе» (1878) — картина, вызывающая чувство глубокой жалости. На ней автор изобразил группу пожилых женщин, доживающих свой век в мрачной богадельне.
  • «Умирающий монарх в Фунтензее» (1884) — самый знаменитый пейзаж мастера. На фоне далеких гор и плотных облаков перед зрителями предстает старое, искалеченное многочисленными бурями дерево.
  • «Трудные времена» (1885) — шедевр социального реализма, наглядно иллюстрирующий тяжелую жизнь английских крестьян. Обессиленная мать с двумя детьми спит на краю дороги, а отец всматривается вдаль в поисках лучшей жизни.

Губерт фон Геркомер. Картина «Трудные времена», 1885

Губерт фон Геркомер принадлежит к числу величайших мастеров британского изобразительного искусства своей эпохи. Он был чрезвычайно одаренной и многогранной творческой личностью, а также внес большой вклад в развитие автоспорта, театра и кинематографа.

 15.11. Русский язык 5 -Б     

Сочинение по
картине А. А. Пластова «Летом».

Цели: научить учащихся точному,
полному описанию изображенного на картине; пополнить словарный запас учащихся
по теме «Лето»;  закрепить правописание
падежных окончаний имен прилагательных. 
 

Ход
урока.

Сообщение
темы и цели урока.

Начать
сегодняшний урок мне хочется строками стихотворения Ф. И Тютчева.

Смотри, как роща
зеленеет, 
Палящим солнцем облита, 
А в ней — какою негой веет 
От каждой ветки и листа! 

Войдем и сядем над корнями 
Дерев, поимых родником,- 
Там, где, обвеянный их мглами, 
Он шепчет в сумраке немом. 

Над нами бредят их вершины, 
В полдневный зной погружены, 
И лишь порою крик орлиный 
До нас доходит с вышины… 

-Как
вы думаете, какое время года описывает Ф. И. Тютчев?

(Лето).


каким чувством проникнуто стихотворение?

(Восторг).

Поэт
восхищается красотой лета. Лето — время года, в которое влюблены все: и
поэты, и художники, и музыканты, и простые люди. Картина, к которой мы
сегодня обратимся, так и называется «Летом», автор её — Аркадий Александрович
Пластов.

Рассказ
о художнике А. А. Пластове и его картинах

Прочтите
рассказ о художнике А.А. Пластове и его картинах

Аркадий
Александрович Пластов (1893-1972) – выдающийся живописец, народный художник
СССР.

Пластов
родился в деревне Прислонихе Ульяновской области. Здесь прошло его детство. В
раннем детстве Аркадий решил стать живописцем. Отец Аркадия хотел, чтобы сын
стал священнослужителем и поэтому отдал его учиться в Симбирское духовное
училище. Затем Пластов закончил духовную семинарию. Учился живописи у
молодого художника Д.И. Архангельского. Учился в скульптурной мастерской
Строгановского училища в Москве. Закончил Училище живописи. Стал тем, кем мечтал
быть с детства – художником.

В
родной Прислонихе Аркадий Александрович проводил большую часть своей жизни.
Здесь живут герои его картин. Здесь поля, на которых работали его отец, деды
и прадеды, сам художник. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской
деревни.

Его
полотна раскрывают красоту и силу родной земли, выражают восхищение
человеком-тружеником. Художник всегда стремился передать внутренний мир
изображаемых людей, их мысли, чувства, переживания. Любимые герои Пластова –
деревенские ребятишки. Они присутствуют практически в каждом его полотне. Например,
в картинах «Витя-подпасок», «Первый снег», «Летом», «Ужин трактористов»,  и
др.

Картины
А. А. Пластова радуют своими звонкими, сочными красками, красотой
изображённой в них природы. Художника особенно привлекает лето – время года,
когда вся природа расцветает. В картине «Летом» (1954г.) А. А. Пластов
показал богатство и щедрость родной земли.

Беседа.


теперь давайте посмотрим, как изобразил лето Аркадий Александрович
 Пластов на своей картине. Наша с вами задача – описать картину.
Вспомним, что такое описание.  

Описание – это изображение
какого-либо предмета, явления действительности путём перечисления и раскрытия
его основных признаков. Описать можно пейзаж, портрет человека, его действия,
внешний вид животного, какого-либо предмета. Цель описания — увидеть предмет
описания, представить его в своем сознании.

Композиция описания:

1. Общее представление о
предмете.

2. Отдельные признаки предмета.

3. Авторская оценка, вывод,
заключение

-Что
прежде всего привлекло ваше внимание на картине? 

(Яркая, солнечная опушка леса,
здесь расположились на отдых девочка и женщина. Рядом стоят корзина и ведро с
грибами, глиняный кувшин с ягодами. На голове у девочки красная косынка.
Ярко-зелёная трава).

-Вглядитесь
внимательнее. Кого изобразил художник? Опишите каждого из героев картины
более подробно.

(На картине мы видим женщину и
девочку. Наверное, это мать с дочерью, а, может быть, бабушка с внучкой. На
женщине синее платье, видно, она очень устала, утомилась от жары и долгой
ходьбы по лесу: собирала грибы и ягоды. Она прилегла на густую траву и крепко
уснула, прикрыв лицо рукой от солнца).

-На
чём акцентирует наше внимание художник в образе женщины?

(На руках).

-Какие
они?

(Руки у женщины загорелые,
натруженные, сильные, сразу видно, что ей приходится много работать. Художник
хотел показать, что эта женщина – великая труженица).

-Опишите
девочку. Как она сидит, что делает, как одета?

(Девочка сидит на траве,
вытянув босые ноги, неторопливо срывает с ветки спелые сочные ягоды и бросает
их в кружку. На ней белое платье и красный платок).

-Что в
наряде девочки особенно бросается в глаза? Что можно сказать о лице девочки?

(Ярко-красный платочек сразу выделяет
девочку на фоне картины, притягивает наш взгляд, и мы начинаем внимательно
вглядываться в её лицо. Её смуглое румяное лицо спокойно. Глаза опущены,
тонкие чёрные брови приподняты вверх. Из-под платка выбиваются тёмные
длинные волосы, одна прядь спадает на грудь).

-Что
вы можете сказать ещё об одном герое картины – о собаке?

(Собака выбрала место рядом с
 девочкой, она лежит, вытянув вперёд лапы и положив на них морду. Глаза
у собаки прикрыты, уши опущены, видимо, она тоже устала бегать по лесу).

-Где
расположились грибники? Почему они выбрали это место?

(Грибники расположились на
тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями берёзок, чтобы укрыться от
жары. Полянка очень красивая: среди сочной изумрудной зелени травы пестреют
цветы: голубые колокольчики, ромашки с чуть поникшими от зноя лепестками,
какие-то жёлтые цветы).

-Как
художник показывает, что стоит солнечный и тихий день?

(Ослепительное солнце озаряет
поляну и окрашивает её в жёлтоватый цвет. Яркий солнечный свет так и играет
на листьях берёз, освещая их. От этого они золотистого цвета, а те, что в
тени, — тёмно-зелёного. Цветы, травы, листья на деревьях спокойны, не
шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно).

-Какие
цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня? Какие
краски преобладают в картине?

(Зелёный, светло-зелёный,
белый, жёлтый, светло-коричневый, розовый, красный).

-Цвет
в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создаёт образ,
передаёт своё отношение, вызывает определённое настроение. В живописи очень
важное значение имеет разграничение цветов на теплые и холодные. Жёлтый,
розовый, красный, оранжевый цвета художники называют тёплыми. Теплые цвета
ассоциируются в нашем сознании с солнечным светом, огнем, теплом, которое они
излучают. Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение.
Синий, тёмно-голубой, фиолетовый – это холодные цвета. Холодные цвета – это
цвета снега, льда, воды. Есть цвета, которые могут быть и холодными, и
тёплыми. Таким цветом является, например, зелёный. Если холодный цвет
смешивать с теплым, то он изменит свой цветовой тон и станет теплее.

-Какое
впечатление производит на вас картина А. А. Пластова «Летом»?

(Хочется долго смотреть на
картину, не отрывая глаз. Природа, которая изображена на ней, настолько нам
близка и понятна, что создаётся впечатление, будто ты уже видел этот чудесный
уголок природы и не раз бывал здесь).


картине А. А. Пластова «Летом» преобладают тёплые цвета. Разноцветие
 природы художник передаёт праздничным сочетанием красок. Он использует
контрастные, яркие, насыщенные цвета (красная косынка и белое платье девочки,
синяя одежда спящей женщины, жёлтые пятна цветов на ярко-зелёном фоне травы),
которые придают картине особое очарование, вызывают чувство радостной
приподнятости.

Физкультминутка

Взгляд
влево — прямо, вправо — прямо, вверх — прямо, вниз — прямо, без задержки в
отведенном положении.

Круговые
движения глаз-от влево и вправо. Сначала быстрее, потом — как можно
медленнее.

Посмотрите
на кончик носа, затем вдаль. Посмотрите на кончик пальца или карандаша,
удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, затем вдаль. Повторите упражнение
несколько раз. Сожмите веки, затем моргните несколько раз.

Работа
над синонимами, изобразительными средствами.

-Какие
изобразительные средства вы будете использовать при описании картины? (Сравнения, эпитеты, олицетворение).

При
описании каких предметов мы используем прилагательные зелёный, яркий,
солнечный, а когда можем воспользоваться словами изумрудный,
ослепительный? Составим с этими словами словосочетания или предложения и запишем
их.

Пятнадцатое
ноября

Дистанционное
обучение

Ослепительный луч солнца, яркие
краски лета, свежая, яркая, чистая зелень, сверкают, подобно дорогим
изумрудам.

Солнечные зайчики играют в
 траве. Лёгкие листья берёз, словно волна ослепительных брызг

Составление
плана сочинения 

Вступление. Тема и основная мысль картины
 А. А. Пластова.

Основная часть. Описание
картины А. А. Пластова «Летом»

1. Внешний
вид, выражение лиц, позы героев картины.

2. Пейзаж.

3. Настроение,
вызванное картиной.

Заключение. Мастерство художника

Работа
над темой и основной мыслью картины.

Вспомним,
что такое тема и основная мысль картины?

 
   (Тема-это предмет
изображения. Основная мысль – это авторский замысел, который художник
раскрывает изобразительными средствами, в зависимости от своего личного
подхода к теме.)

-Из
всего прочитанного на уроке сделайте вывод, какова тема и основная мысль
картины А. А. Пластова «Летом».

(Тема картины — красота летней природы. Основная
мысль — желание автора показать богатство и щедрость родной земли)

Устное описание картины

Примерный ответ.

Лето – прекрасная пора, которая
дарит нам не только хорошую солнечную погоду, а и целые корзины ягод,
фруктов, грибов!  О лете написано много стихотворений, созданы
картины. Одна из них – картина А. А. Пластова «Летом». На ней изображён
знойный летний полдень. Под густыми ветвями белоствольной берёзки
расположились грибники, рядом с ними – собака. На переднем плане картины мы
видим девочку в белом платьице и красном платочке. Она сидит на траве,
неторопливо обирает  с веточки спелые ягоды и складывает их в кружку.
Красный платок девочки притягивает взгляд, и мы внимательно вглядываемся в её
лицо. Глаза девочки опущены, на смуглых щеках играет румянец. Из-под платочка
виднеются тёмные волосы, одна прядь выбилась и упала на грудь.

Рядом с девочкой улеглась
собака. Глаза у неё прикрыты, уши опущены, видимо, она тоже устала бегать по
лесу.

Позади девочки лежит женщина в
синем платье и синем платке. Она, очевидно, очень устала и уснула на свежем
воздухе. Одну руку она положила под голову, а другой прикрыла голову от
палящего солнца. Притягивает взгляд рука женщины, поднятая вверх. Художник
очень ярко нарисовал её. Рука загорелая, сильная, натруженная. Сразу видно,
что женщине приходится много работать.

В густой траве стоят корзина и
ведро с грибами. В корзине лежат большие грузди, а в ведре – боровики с
красно-коричневыми шляпками на крепких ножках. Здесь же стоит глиняный
кувшин, полный спелой малины. Яркие сочные ягоды так и просятся в рот, очень
хочется ощутить на губах сладкий малиновый сок, вдохнуть запах целебной
лесной ягоды. Женщина с девочкой расположились под большой берёзой на тихой
красивой поляне, окружённой белоствольными берёзами. Среди сочной изумрудной
травы пестреют голубые колокольчики, ромашки, какие-то жёлтые цветы.
Ослепительные лучи солнца сверкают на листьях берёз и окрашивают их в
золотистый цвет.

Мне очень нравится эта картина.
Художнику удалось передать неповторимую прелесть летнего дня. Яркие краски
радуют глаз, поднимают настроение, будят воспоминания о летних днях. Хочется
долго смотреть на картину и вдруг очутиться на этой солнечной полянке,
полюбоваться красотой природы, насобирать много ягод и грибов, вдохнуть их
аромат  и полежать в мягкой душистой траве.

Рефлексия

-Наш
урок подходит к концу

-Мы
сегодня с вами повторили: что такое описание, какие изобразительные средства
могут использоваться при описании картины, тема и основная мысль картины.

Известный исландский художник Рагнар Кьяртанссон стал главной звездой недавно открывшегося выставочного пространства Дома культуры ГЭС-2. В Москву он приехал надолго, поскольку собирается снимать здесь до весны в ежедневном режиме свой новый сериал «Санта-Барбара». Специально для «Сноба» с художником поговорила искусствовед Ирина Мак

1920DSC_2971.jpgРагнар Кьяртанссон

Фото: Никита Бережной/пресс-служба V-A-C

Труднопроизносимое имя исландского художника Рагнара Кьяртанссона не такое уж новое на просвещенный российский слух. В 2014 году Рагнар поразил зрителей петербургской «Манифесты» своим многочасовым перформансом «Печаль победит радость». Спустя два года выступил с ним в Москве. Тогда же мы впервые с ним встретились, а сегодня продолжили начатую беседу, в которой мой собеседник признается в глубоком почитании и уважении творчества Репина, рассуждает о мировой скорби и рассматривает самую значимую в истории мыльную оперу в контексте истории нашей страны. 

Один из двух ваших проектов, которыми открылся ГЭС-2, — «В Москву, в Москву, в Москву!» — назван цитатой из «Трех сестер». Но чеховские сестры в Москву не попали. В вашей выставке больше оптимизма? 

Конечно, эта выставка, которую я курирую вместе с Ингеборг [Ингеборг Сигурьонсдоттир, соавтор Рагнара. — Прим. ред.], — скорее о надежде, о том, что немцы называют Sehnsucht. С самого начала, когда мы обсуждали с Франческо Манакорда и Терезой Иароччи Мавикой [художественным директором и генеральным директором фонда V—A—C. — Прим. ред.] эту идею, они просили сделать проект, который отражал бы нас как художников и наше отношение к миру. Мы с Ингеборг начали работу над проектом с идеи сообщества. Так родилась наша выставка, в которой есть и мои новые работы, и старые, и произведения художников. Со всеми ними я нахожусь в постоянном диалоге, которыми я восхищаюсь и которых люблю.

Шаблон сочинения описания картины

Рагнар Кьяртанссон. Проект «Visitors»

Фото: Никита Бережной/пресс-служба V-A-C

В выставке участвуют исключительно исландские авторы?

Не только, это скорее мое художественное окружение. Среди тех, кого я позвал, например, Тистер Гейтс и Элизабет Пейтон. Чем дальше, тем больше я понимаю, что все строится на взаимодействии с другими художниками. Вообще, я очень верю в дружбу между художниками, и эта выставка, по большому счету, о товариществе, которое развивается в таком, я бы сказал, художественном пузыре.

Шаблон сочинения описания картины

Проект «Visitors»

Фото: пресс-служба V-A-C

Известно, население Исландии очень связано между собой родственными связями, и хочется как-то это проверить. Скажите, вы действительно состоите в родстве с Бьорк?

Да, моя мама и ее бабушка были сестрами. Можете себе представить, как сильно она меня вдохновляла. 

Исландия для нас — таинственный остров: мы верим, даже точно знаем, что она существует, но мало кто там был.

Она маленькая, но в социальном плане отличная страна. 

Может ли она в таком случае служить примером, как можно жить в мире друг с другом?

Не знаю. Мы же остров посреди океана, где каждый может выбирать, кого любить. И от других стран Исландия отличается еще тем, что у нас нет армии. Поэтому вместо того, чтобы идти, когда подходит возраст, в армию, вы начинаете, например, играть в группе. 

Как сделали вы. Мы все вам завидуем.

Нам правда повезло. Но в течение многих столетий мы были очень бедным, изолированным от мира народом, и только в XX веке вдруг раз и расцвели. Истории Исландии и России отчасти похожи — у нас тоже было крепостное право. 

Но я, когда слышу про Исландию, первым делом вспоминаю, что там был первый парламент в истории — Альтинг.

Да, и везде написано: исландский парламент был основан в 930 году — X век. Наверное, наш парламент и Ватикан — самые старые государственные учреждения такого рода в истории. Но это был Золотой век Исландии, потом нас захватили датчане, и мы долго жили под датским игом — все было очень грустно. 

Шаблон сочинения описания картины

Рагнар Кьяртанссон

Фото: Никита Бережной/пресс-служба V-A-C

Мы начали с «Трех сестер», и я подумала, что постоянное наше возвращение к ним — именно к этой пьесе, в большей степени, чем к любой другой у Чехова, — сродни тем перформансам, которые вы так любите. Я, конечно, прежде всего имею в виду «Печаль победит радость». Это непрерывное повторение и переживание одного и того же, но всякий раз с новыми желаниями и надеждами.

Так и есть, и в самих чеховских «Трех сестрах» этот мотив повторения, мне кажется, очень изящно исследуется — вся пьеса построена на повторах. К счастью, я много раз видел «Трех сестер». Я вырос среди театра, потому что папа режиссер, а мама актриса. И я помню, как однажды какой-то человек в Национальном театре Рейкьявика встал с места и закричал на весь зал: «Да когда вы уже, наконец, поедете в эту Москву?» Он очень устал от всей этой драмы. И вы были правы: на протяжении всего сюжета почти ничего не меняется, повторяются вроде бы одни и те же действия и слова. Это как раз то, что мне нравится самому делать в моих перформансах. Они могут длиться бесконечно, и ничего не меняется, кроме каких-то нюансов и нарастающего напряжения внутри. 

Это и есть Sehnsucht, о котором вы уже напоминали, — слово, которое можно перевести не только как тоску, но и как томление духа. Изучая описания ваших проектов, я выявила два любимых вами слова: кроме Sehnsucht, это еще Zeitgeist (дух времени). И к ним стоило бы добавить третье — Gesamtkunstwerk (тотальное произведение), которым можно определить большую часть ваших работ.

Есть еще четвертое: Weltschmerz (мировая скорбь). Я шучу, но вы же понимаете… 

Безусловно, особенно когда слышу нескольких часов подряд, что «печаль победит радость». Но что эти понятия для вас значат в контексте проектов для ГЭС-2?

Когда я только начал работать над ними, и мне пришло в голову поставить «Санта-Барбару» в Москве [так Рагнар назвал свой второй проект в ГЭС-2], оказалось — я узнал об этом случайно, — что на русском есть даже выражение «Это Санта-Барбара какая-то», причем название стало нарицательным. Для людей, которые в 1990-х смотрели в России эту мыльную оперу, она стала окном в другой мир. Все тосковали по тому, чего никогда не видели. И это тоже была та самая тоска — Sehnsucht, и Санта-Барбара в этом смысле похожа на Москву из «Трех сестер»: капитализм, куда все стремятся. И конечно, здесь смешались все жанры. 

Чего больше здесь — театра, музыки?

Тут и театр, и музыка. С самого детства, которое прошло за театральными кулисами, я влюбился в процесс создания спектаклей, фильмов, в репетиции. Процесс для меня важнее всегда результата. Мне нравится энергия, которая вызволяется в самом процессе, его движущая сила. Это всегда что-то волнующее и одновременно обыденное. Моя «Санта-Барбара» как раз об этом: о создании нового произведения.

Шаблон сочинения описания картины

Во время работы над перформансом «Санта-Барбара». Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона

Фото: пресс-служба V-A-C

Произведение будет создаваться на глазах зрителей?

Да, это будет непрерывный процесс съемки разных серий. Будем снимать по эпизоду в день и начнем с эпизода номер 217, потому что это был первый эпизод «Санта-Барбары», который вышел в России 2 января 1992 года. На съемочной площадке, я предполагаю, будет такая атмосфера хаоса, потому что действие сериала развивается очень стремительно. И потом из того, что снято, мы смонтируем видео, которые можно будет увидеть там же, в ГЭС-2, на экране. Таким образом, наше творение — и о театральном представлении, и о кино. В этом как раз и заключается его оригинальность, потому и интересно. 

В истории новой «Санта-Барбары» меня поразило, что связана она с вашим первым посещением России: в 1997 году вы приехали в Петербург, намереваясь поступить в Академию художеств. Что вам помешало?

Бюрократия (хохочет). Еще у меня в Рейкьявике оставалась музыкальная группа. 

Шаблон сочинения описания картины

Во время работы над перформансом «Санта-Барбара». Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона

Фото: пресс-служба V-A-C

То есть в Питере вам не настолько понравилось, чтобы…

Нет-нет, напротив, я очень хотел остаться в Петербурге и пожить там. Но знаете, жизнь — она такая. А я стал в итоге, мне кажется, именно таким художником, каким хотел стать. Я всегда хотел учиться в академии. Наверно, это связано с моими родителями, которые в 1980-х поехали в Москву, и там, в Третьяковской галерее, увидели картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Мама, вернувшись, стала рассказывать, что есть в России такое полотно, невероятно эмоциональное, где человек убивает своего сына… Потом я прочел книгу о передвижниках. Все это произвело на меня впечатление — думаю, по мере взросления мне все больше хотелось стать историческим художником. Как Репин. И мне кажется, что «Санта-Барбара» для меня, в каком-то смысле, как картина Репина — историческое полотно.

Шаблон сочинения описания картины

Рагнар Кьяртанссон на открытии ГЭС — 2 в Москве

Фото: Владимир Яроцкий

Не смущает ли вас, что те, кто придет в ГЭС-2, в основном никогда о «Санта-Барбаре» не слышали.

Думаю, это просто замечательно. Конечно, совсем молодые люди не видели «Санта-Барбару», но есть ощущение, что все здесь так или иначе о ней слышали. Это больше об идее. Я сам не видел ни одной серии, когда начал над ней работать. Я бы больше волновался, если бы сюда пришли фанаты «Санта-Барбары». Хотя… Нет, пожалуй, даже в этом случае не волновался бы. Я вообще не волнуюсь. Это же искусство, а искусство — облако возможностей.

Шаблон сочинения описания картины

Во время работы над перформансом «Санта-Барбара». Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона

Фото: пресс-служба V-A-C

Почему вы не стали музыкантом? Два года назад вы при мне пели Шуберта, аккомпанируя себе на рояле.

Просто я понял, что в визуальном искусстве гораздо больше свободы, чем в музыке. Вообще визуальное искусство — самое свободное, другие виды искусства загнаны в куда более жесткие границы. Эта свобода началась с Марселя Дюшана, который сто лет назад показал, что искусством может быть что угодно — при условии, что это считает искусством автор. Таким образом, в визуальном искусстве я могу делать что угодно. 

В том числе петь.

Именно, конечно. Абсолютно все — мне нравится эта свобода. 

Вы часто произносите слово «свобода». Свобода смотреть искусство — одна из немногих свобод, которые нам еще остались. А может ли искусство помочь свободе?

Думаю, да. Вообще, искусство — мистическая сила. Очень сложно эту силу как-то контролировать и отслеживать. Мне трудно говорить о теме искусства и свободы, потому что я живу в до смешного свободной стране. В Исландии нет такого, что о чем-то можно говорить, а о чем-то нельзя. Я понимаю, что в России другой уровень свободы, а были периоды в истории страны, когда искусству вовсе не давали развиваться. Но даже тогда здесь создавались некоторые из величайших мировых произведений. Представляете, сколько всего еще могло быть создано. И в моей выставке, помимо моих друзей-художников участвует и русская художница Ольга Чернышева. Меня очень впечатлила ее работа «В Москву», которая и подсказала название для выставки: Ольга снимала водителей-дальнобойщиков, которые направляются в Москву, в то время как город отражается в лобовом стекле.

В 1968 году Кавабата Ясунари удостоился Нобелевской премии по литературе. Его произведения, воспевающие красоту Японии, пронизаны красотой и чувственностью. Академик Танигути Сатиё размышляет о связи между живописью и литературным миром Кавабаты.

Как и когда зарождаются идеи литературных произведений? Как эти идеи трансформируются в текст романа? Творческий процесс сугубо индивидуален, и иногда встреченная в путешествии картина может послужить писателю источником вдохновения.

В ноябре 1947 года Кавабата Ясунари поехал в Канадзаву для участия в открытии памятника писателю Токуда Сюсэй. Во время пребывания в Канадзаве ему довелось увидеть старинную шестистворчатую ширму. Кавабата коллекционировал предметы искусства, среди которых встречались такие шедевры, как полотно Урагами Гёкудо «Снег сквозь ледяные облака» (Тоун синсэцу дзу), а также картина «Десять приключений и десять наслаждений» (Дзюбэн дзюгидзу) – продукт совместного творчества Икэ-но Тайга и Ёса Бусон. После того, как Кавабата приобрёл эти картины, они получили статус национального достояния, и это ещё одно свидетельство его великолепного вкуса. Сейчас принадлежавшие писателю предметы искусства хранятся в коллекции Фонда Кавабаты Ясунари. Картины были для Кавабаты не просто хобби. Увиденная в Канадзаве ширма вдохновила его на создание нового произведения.

Кавабата Ясунари осматривает предмет из коллекции в своём доме в Дзуси, префектура Канагава (апрель 1972 года, © Aflo)
Кавабата Ясунари осматривает предмет из коллекции в своём доме в Дзуси, префектура Канагава (апрель 1972 года, © Aflo)

Чувственный мир романов Кавабаты

Во время поездки в Канадзаву Кавабата находился на пороге нового этапа своего литературного творчества. Начало этого этапа ознаменовалось публикацией романа «Снежная страна», впоследствии ставшего всемирно известным.

Кавабата родился в 1899 году в городе Ибараки префектуры Осака. Его литературный дебют состоялся в 1926 году. Новелла «Танцовщица из Идзу» рассказывала о встрече студента с труппой бродячих артистов. В 1929-30 годах Кавабата написал роман «Весёлые девушки из Асакуса», который публиковался отдельными выпусками. В 1931 году появился роман «Видения в хрустальном шаре», написанный в новомодном стиле «поток сознания». В 1933 году вышел рассказ «Птицы и звери» о мужчине-мизантропе, любителе птиц и животных. После публикации этого рассказа Кавабата приступает к созданию «Снежной страны».

Главный герой романа «Снежная страна» по имени Симамура отправляется в путешествие. Поезд проезжает через тоннель и Симамура попадает в «снежную страну» — городок на горячих источниках. Здесь он встречается с гейшей Комако, которая очаровывает его своей преданностью, но он остаётся к ней холоден. Для описания этих ни к чему не приводящих отношений Кавабата умело применяет словесные ассоциации, метафорические намёки и свободное повествование. Итасака Гэн, на протяжении многих лет исследовавший японскую литературу и культуру в Гарварде, отмечал инновационный стиль Кавабаты. Например, он использует кинематографические приёмы, намеренно фокусируясь на ресницах и губах Комако для невербального выражения чувственной атмосферы и расстояния, отделяющего Симамуру от Комако. Кавабата отлично владеет литературными приёмами для создания мира красоты и чувств, и в этом романе его мастерство достигает апогея.

«Снежная страна» публиковалась с 1935 года в нескольких журналах в виде коротких рассказов с продолжением. Даже после выхода книжной версии Кавабата писал продолжение романа и переписывал уже изданный текст. В 1947 году в октябрьском номере журнала «Сёсэцу синтё» вышла концовка продолжения «Снежной страны», а в 1948 году появилась обновлённая книжная версия. Впоследствии Кавабата вновь переписал роман перед включением его в полное собрание сочинений. В 1972 году, после смерти Кавабаты, была обнаружена рукопись «Снежной страны» в сокращённом варианте. Кавабата посвятил этому произведению всю свою жизнь, вложил в него свою душу.

Номер «Касуми-но ма» в рёкане «Такахан» (Юдзава, префектура Ниигата), где Кавабата писал «Снежную страну» (© Jiji)
Номер «Касуми-но ма» в рёкане «Такахан» (Юдзава, префектура Ниигата), где Кавабата писал «Снежную страну» (© Jiji)

«Снежная страна» создавалась на протяжении многих лет, однако 1947 год, когда вышла концовка романа, следует считать одним из значимых этапов литературного творчества Кавабаты. Через год после выхода книжной версии Кавабата занялся подготовкой полного собрания сочинений. Поэтому во время поездки в Канадзаву, где ему представилась возможность полюбоваться старинной ширмой, Кавабата находился на пороге следующего этапа литературного творчества.

Осень как источник вдохновения

Какую ширму увидел Кавабата? В письме к писателю Сига Наоми Кавабата упоминает о шестистворчатой ширме кисти Огаты Корин, которую он встретил в антикварном магазине Канадзавы. На золотом фоне ширмы были изображены хризантемы, нанесённые с помощью белого пигмента из размолотых морских раковин.

После встречи с ширмой Кавабата приступил к написанию следующего значимого произведения – «Стон горы». Подобно «Снежной стране», роман публиковался по частям в журналах с 1949 по 1954 год. Действие книги происходит в период послевоенной разрухи, главный герой романа – 62-летний бизнесмен Огата Синго. Роман поднимает проблему старения человека и вопросы семьи. Стон издаёт гора, расположенная за домом Огаты в Камакуре. Главный герой испытывает страх, считая этот звук предсказанием собственной смерти. Беспокойство о своём здоровье, разлад в супружеской жизни сына и дочери вызывают у Огаты душевную боль. В череде тоскливых дней Огате начинает казаться, что жена его сына Кикуко похожа на покойную сестру его жены, в которую он был влюблён в юности. Покойная возлюбленная ассоциируется у Огаты с яркой осенней листвой, а Кикуко – с хризантемами, название которых (кику) присутствует в её имени. Осенние ноты подчёркивают красоту обеих женщин.

Рукопись эссе Кавабаты «Моя родина» (Ватаси но фурусато), обнаруженная в 2017 году в городе Ибараки (префектура Осака), где он жил с 3 до 18 лет. На странице видны внесённые Кавабатой многочисленные исправления (© Jiji)
Рукопись эссе Кавабаты «Моя родина» (Ватаси но фурусато), обнаруженная в 2017 году в городе Ибараки (префектура Осака), где он жил с 3 до 18 лет. На странице видны внесённые Кавабатой многочисленные исправления (© Jiji)

Возможно, образ Кикуко в романе «Стон горы» появился благодаря встрече с ширмой в Канадзаве, а образ покойной снохи – на основе традиционного сочетания хризантем и красных листьев клёна. В фамилии Кикуко (Огата) зашифрована связь с ширмой художника Огата Корин. Так встреча со старинным шедевром вдохновила Кавабату на создание нового романа.

В 1957 году, после завершения журнальной публикации «Стона горы», Кавабата посетил Вестминстерское аббатство в Лондоне. Впоследствии в «Десяти заметках» (Дзиман дзюва, 1962) писатель упоминает, что слушая хор в аббатстве, он вспомнил о картинах художника Огата Кэндзан, младшего брата Огаты Корин. Это свидетельствует об увлечении Кавабаты творчеством художников школы Римпа – от Таварая Сотацу и Хонъами Коэцу до Огаты Корин и Огаты Кэндзан. Кавабата пишет, что мысли об этих картинах во время пребывания на чужбине вызывали у него чувство тоски по родине. В «Заметках» Кавабата перечисляет «Птицы и цветы: 12 месяцев» (Тэйка эй дзюникагэцу вака катёдзу) Фудзивары-но Тэйка, «Восемь мостов» (Яцухасидзу) со сценой из «Исэ-моногатари», «Корзину с цветами» (Ханакагодзу) с осенними цветами и стихами вака средневекового поэта и учёного Сандзёниси Санэтака, а также ширму «Птицы и цветы: 4 сезона» (Сики катёдзу бёбу) с изображением белой цапли и растений. Ширма принадлежала Кавабате, а изображённые на ней алые клены и белые хризантемы послужили ассоциативной основой для образа женщин в «Стоне горы». Роман пронизан симфонией творчества художников школы Римпа.

В «Десяти заметках» Кавабата упоминает высказанную специалистом по истории искусств Кобаяси Тайтиро гипотезу, что птицы и цветы на «Корзине с цветами» и ширме «Птицы и цветы: 4 сезона» – это персонажи «Повести о Гэндзи». Это тоже говорит об интересе Кавабаты к взаимосвязи литературы и искусства, прослеживающемся в его произведениях.

Среди поздних произведений Кавабаты следует отметить рассказ «Озеро» (1954) о преследующем женщин сталкере среднего возраста, и рассказ «Спящая красавица» (1960-61) о тайном месте, где старики ложатся рядом с погружённой в медикаментозный сон красавицей. Эти работы, затрагивающие глубинные аспекты сексуальности человека, обогатили литературный мир Кавабаты. А в 1968 году Кавабата первым из японских писателей удостоился Нобелевской премии по литературе.

Фотография к заголовку: Кавабата Ясунари в 1957 году (© Jiji)

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Шаблон для театра теней к сказкам
  • Шаблоны для сказки курочка ряба распечатать
  • Шаблоны для сказки репка настольный театр
  • Шаблоны для сказки репка распечатать
  • Шаблоны к сказке колобок для настольного театра
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии