Шаблон написания сочинения по литературе в декабре

Всем выпускникам становится чуть-чуть легче на душе, когда становится известна структура итогового сочинения. писать обо всем и ни о чем

Всем выпускникам становится чуть-чуть легче на душе, когда становится известна структура итогового сочинения. Писать обо всем и ни о чем сложно даже акулам пера, а когда есть конкретный план с набором клише и шаблонов, дело обстоит куда проще и для новичка. Чтобы выиграть допуск на ЕГЭ в честной схватке, нужно знать, что требуется проверяющим. И вот тут Многомудрый Литрекон представляет наиболее полную структуру ИС, план работы и вспомогательные слова и выражения для быстрой адаптации в теме. Приятного просвещения!

План

План итогового сочинения — это то, с чего надо начать неофиту. По нему очень просто раскрыть любую тему и при этом угодить проверяющему.

план итогового сочинения 2021-2022

Вступление (50-70 слов). Здесь нужно обозначить главную мысль сочинения, соответствующую заданной теме. Ее нужно окружить тезисами, обосновывающими ее. Пример вступления для итогового сочинения тут.

Основная часть (состоящая из двух подпунктов) — 200- 300 слов.

Тeзис 1 

  • Логическая связка между вступлением и аргументом 1. Вы начинаете свою мысль с обозначения названия книги и ФИО ее автора.
  • Текст примера. Не нужно пересказывать сюжет книги. Важно написать именно то из аргумента, что подкрепляет Вашу позицию — главную мысль сочинения. Например, если задача — доказать, что люди любят путешествовать, потому что в пути они видят красивые объекты архитектуры, то нужно привести пример из поэмы А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» и рассказать о том, как восторженно автор описал красоты Ханского дворца и древнего фонтана.
  • Микpoвывoд — это oбoбщeниe нaписaннoгo. Нужно объяснить, зачем Вы написали этот пример и что он доказывает.
  • Лoгичeская связка с нoвым аргументом.

Тeзис 2

  • Пpимep.
  • Микpoвывoд.
  • Лoгичeская связка.

Заключение (50-70 слов). Нужно повторить основную мысль, перефразировав ее.

Разбор пунктов

Структура итогового сочинения для 11 класса будет понятнее, если мы расшифруем каждый пункт и добавим немного полезной теории.

Вступление

Здесь Вам нужно сделать три шага:

  1. Дать определение термину, цитате или проблеме, чтобы конкретизировать свои авторские поиски. 
  2. Рассуждения о роли поставленной проблемы в мире, литературе или общественной жизни.
  3. Ответ-тезис на поставленный в формулировке темы вопрос.

Сохраняя эту простую последовательность, Вы упрощаете себе работу над идеальным вступлением. Вот пример.

Все темы мы можем классифицировать и объединить в три группы:

  1. Вопросы. Это самые легкие и понятные темы. Все, что нужно сделать, это ответить на поставленый вопрос с привлечением литературного материала. Нужно максимально точно и недвусмысленно отвечать на исходный вопрос, чтобы работа соответствовала теме и была оценена по достоинству. Для того чтобы облегчить муки творчества и не сидеть перед белым листом полчаса, запомните популярные шаблоны: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д.,
  2. Утверждения (цитаты). Вам нужно доказать, что оно верно, или же опровергнуть его. Но лучше пойти по накатанной и согласиться с избитой истиной, чем пойти против течения и запутаться в собственных мыслях. В итоговом сочинении совсем не обязательно говорить правду и только правду. 
  3. Назывные предложения. Это когда тема состоит из пары слов в именительном падеже.

Основная часть

Вам нужно написать пример и тезис, которые связаны логическими узами. Тезис — это основная мысль, которая подкрепляется доказательством — аргументом из литературы. Одним примером Вы доказываете только одну мысль — это железное правило. Аргументы — это самая «жирная»часть сочинения, и она должна занимать от 60% всего объема. Всего в эссе должно быть два аргумента. По правилам можно и один, и три, но зачем усложнять себе жизнь? Большинство напишет по два, и это тот случай, когда лучше не выделяться из толпы.

Оформление аргумента в итоговом сочинении должно быть таким:

  1. Аргумент = отдельный абзац;
  2. Каждый аргумент заканчивается микровыводом.
  3. Один тезис = один аргумент. 

Структура аргумента проста и лаконична:

  • Называем произведение, автора, жанр и указываем, что упомянутая нами проблема поднималась в нем. Если не знаем жанра, заменяем его на «произведение».
  • Описываем конкретный эпизод из произведения (характеристику, ситуацию) и сразу подводим к тому, что автор хотел этим сказать. Пример должен быть ответом на поставленный вопрос. Если мы говорим, что насилие в отношении детей нельзя оправдать, то аргументируем свою точку зрения, описывая последствия этого преступления, которые описал М. Горький в повести «Детство»: сыновья Каширина стали такими же жестокими, как отец, и направили свою агрессию на него и на своих детей. Желательно не просто пересказывать содержание глав, а переходить на анализ, употребляя такие клише, как «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. 
  • Микровывод завершает аргумент и отвечает на вопрос о том, зачем мы привели этот пример. В нем содержится позиция автора по затронутой нами проблеме или итог нашего анализа ситуации. Например, М. Горький доказал, что насилие над детьми порождает лишь негативные последствия для общества и не может быть оправдано. В этой части используем клише вроде «писатель приходит к выводу… » и т. п.

Заключение

Заключение в итоговом сочинении — это окончательный ответ на поставленный вопрос, который опирается на наши аргументы. Чаще всего оно представляет собой вывод — логическое завершение мысли. Мы доказали то-то и то-то на основании того-то и того-то. Нельзя повторять одни и те же предложения и похожие фразы. Нужно перефразировать то, что уже есть.

Некоторые смельчаки завершают свою мысль призывом к решению проблемы и перебарщивают, призывая непосредственно проверяющих. Лучше всего писать безлично: фразу «давайте жить дружно» лучше написать по-другому — «необходимо жить дружно». «Нужно», «стоит», «лучше», «необходимо», «обязательно» — вот наши верные друзья. Можно написать «мы должны» или «нам необходимо». Но не «вам» или «им».

Можно закончить свое итоговое сочинение описанием Ваших светлых надежд: «Будем надеяться на то, что добро победит зло, а коммунизм наступит завтра». Это не очень то сложно, но при этом легко отклониться от курса и написать то, что вообще не нужно.

Цитаты в качестве заключения — спорный путь. Легко ошибиться и от стресса наделать фактических ошибок. И все же употребление цитат ценится некоторыми проверяющими весьма высоко. Важно не ошибиться и подобрать такую цитату, которая точно подойдет главной мысли сочинения.

Закрепляем материал

Итак, структура итогового сочинения в упрощенном виде выглядит так:

  • Вступление: формулировка тезиса (тезис = то, что доказываем)
  • Тезис 1

Доказательства, примеры

Микровывод

  • Тезис 2

Доказательства, примеры

Микровывод

  • Заключение: формулировка вывода.

Помните, что критерии оценивания ИС отличаются от той системы оценок, которая действует в вузе. Поэтому важно опираться на обе и уметь выжать из стандартной формы максимум баллов для поступления или хотя бы твердый зачет для допуска к ЕГЭ. Все подробности об итоговом сочинении этого года ждут Вас в этом обзоре. Ни пуха, ни пера!

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Многомудрый Литрекон не раз подавился, пока съедал собаку на написании итоговых сочинений. Да, дело это непростое. Далеко не всем нравится читать классику и рефлексировать, рассуждая о нравственных терминах и их значении. Выпускникам и так нужно к ЕГЭ готовиться, а тут еще и десять допусков подогнали, и один другого краше. Поэтому некогда особо вникать и хочется поскорее перейти к сути — поступлению в вуз и обретению профессии, которая, наконец, окупит все эти старания. Чтобы научиться быстро писать итоговое сочинение, нужно ознакомиться с лайфхаками на эту тему. А еще нужно взять на вооружение клише и шаблоны для итогового сочинения. Здесь Вы найдете готовые универсальные фразы для вступлений, заключений, аргументации, а также специальные пасхалочки для этого года и его направлений. Приятного просвещения!

Для вступления

Готовые примеры словосочетаний помогают быстро начать работу и не сбиться с курса, раскрывая тему. Во вступлении важно правильно сформулировать тезис (то, что мы доказываем). Также нужно подвести мысль к аргументации нашей точки зрения. С этим позволяют справиться такие фразы-клише для итогового сочинения по литературе, как

  • Разумеется, каждый из нас по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь выразить свое видение этой проблемы/темы/этого понятия.
  • Отвечая на этот вопрос, попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • На мой взгляд, эта проблема особенно актуальна в наши дни.
  • Тема… всегда волновала людей, ведь нравственные вопросы относятся к категории вечных.
  • Очевидно, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я считаю, что…
  • Видимо, этот вопрос особенно волновал наших предков, ведь многие классические произведения посвящены его раскрытию.
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …
  • Я думаю, каждый из нас задавал себе вопрос:…
  • Я считаю, я полагаю, я думаю, мое мнение сводится к тому, что, моя позиция может быть выражена следующим образом:…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к выводу: …
  • Тема… волнует человечество с давних пор, ведь она всегда играла важную роль в межличностных отношениях людей.
  • Проблема … очень злободневна в наши дни, когда многие люди сталкиваются с…
  • На этот вопрос большинство из нас отвечает однозначно:…
  • Такие вопросы всегда волновали молодежь, ведь от них зависит наше будущее.
  • Нельзя не отметить, что тема… очень важна для развития человеческой цивилизации.

Логический переход к основной части тоже нужен для полного счастья проверяющего. Его легко соорудить с помощью этих клише:

  • В справедливости этой точки зрения меня убеждают многочисленные примеры из художественной литературы.
  • Многие авторы затрагивали проблему…, в том числе и русские классики, к произведениям которых можно обратиться за примерами.
  • Правильность данного утверждения можно обосновать с помощью примеров из литературы.
  • Вспомним произведения художественной литературы, где раскрывается тема…
  • Обратимся к примерами из литературы, чтобы убедиться в этом и доказать, что…
  • Эту закономерность можно доказать, обратившись к …
  • Это доказывают многочисленные литературные примеры.
  • Многие авторы могли бы согласиться с этим, и вот доказательства:
  • Русская классика богата примерами, подтверждающими эту закономерность.
  • За примерами обратимся к произведениям русской художественной литературы…
  • Думая о …, нельзя не вспомнить о произведении ФИО, где эта проблема рассматривается со всех сторон.
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении), и подтверждение этого можно найти в классической литературе.
  • Рассмотрим примеры, которые позволяют глубже изучить поставленный вопрос.
  • Проанализируем литературные примеры, проливающие свет на затронутую тему.
  • Чтобы точнее сформулировать свое мнение, приведу литературные примеры.
  • Данное явление встречается не только в жизни, но и в литературе.

Для основной части

Аргументацию тоже важно правильно подать. Какие бы убедительные доводы в свою пользу Вы ни подобрали, проверяющий будет оценивать логику их изложения. Каша в голове и на бумаге подведет даже гения. Так что «учитесь властвовать собою» и загоняйте непокорную мысль в строго очерченные границы.

Чтобы сформулировать тезис (то, что мы доказываем с помощью аргумента), нужно употребить эти клише для итогового сочинения:

  • Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
  • В наше время людям уже известно, что…
  • Не подлежит сомнению тот факт, что…
  • Роль… нельзя недооценивать, ведь именно это сплачивает людей.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
  • Нельзя не признать, что в наши дни…
  • Моя позиция по этому вопросу однозначна:
  • По ему мнению, по моему суждению, согласно моему мировоззрению…
  • По всей видимости, смысл (роль, суть, идея, предназначение)… заключается в том что,
  • Конечно, без … жизнь человека невозможна, так как
  • Конечно, сегодня мы понимаем, что…
  • Разумеется, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

Дорога к самим аргументам пролегает через эти клише и шаблоны: 

  • Например, в романе (повести, рассказе, новелле) ФИО … повествуется о том, что (как)
  • Проблема… раскрывается в широко известном произведении ФИО …
  • Тема… затрагивается ФИО в рассказе (романе, повести и т.д.).
  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • К примеру, вопрос о … поднимал ФИО в книге …
  • Конечно же, о закономерности … размышлял такой философ, как ФИО. В его романе (повести, рассказе и т.д.)
  • Кому, как не ФИО, рассуждать о проблеме… В его книге… она занимает важное место.
  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Многие авторы думали о …, в том числе и ФИО. В произведении … автор рассмотрел этот вопрос подробно и пришел к выводу, что…
  • Проблема … волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в книге…
  • Например, ФИО часто рассуждал о соотношении понятий… (о проблеме, о теме, о философском вопросе и т.д.). В его книге … этому уделяется много внимания.
  • Нельзя не заметить, что проблема … является одной из главных в творчестве ФИО. Например, в произведении…
  • Идея … выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Этот вопрос очень волновал писателей 19 (20) века. К примеру, ФИО часто затрагивал его в своих произведениях.
  • Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
  • Вспомним роман (повесть, рассказ) ФИО. Именно там вопрос о … рассматривается наиболее подробно.
  • Вспомним героя повести… (автор, название). Его пример обосновывает необходимость «того и сего».
  • Обратимся к русской классике, а именно к роману… (автор, название).
  • В поисках ответа на вопрос мы обратимся к русской литературе 19 (20) столетия, а именно к…
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
  • Герой произведения… мог бы подтвердить эту мысль, ведь в его судьбе … (нравственное понятие) сыграло решающую роль.

Чтобы не растекаться мыслью по древу, используйте выражения, которые помогут лаконично и логично изложить мысль:

  • Авторская позиция ясна:
  • Автор повествует о…
  • Писатель изображает картину, где…
  • В книге изображаются герои, которые…
  • Автор описывает…
  • Писатель демонстрирует общие закономерности формирования…
  • Автор показывает…
  • Поэт показывает…
  • Размышления автора позволяют понять, что
  • Лирический герой осознал, что
  • Писатель размышляет о…
  • Автор обращает свое внимание на проблему…
  • Внимание писателя сконцентрировано на вопросах…
  • Писатель обращает наше внимание…
  • Автор хочет этим сказать, что
  • Писатель заостряет наше внимание на …
  • Позиция автора проявляется в…
  • Он акцентирует внимание читателя на…
  • Автор не комментрирует действия героев, но демонстрирует свою позицию через символы и описание пейзажа:
  • Автор учит нас тому, что…
  • Этот поступок героя говорит о …
  • Поведение героя говорит о том, что
  • Мы видим, что герой поступил так потому…
  • Судьба героя позволяет сделать вывод, что
  • Автор подводит нас к мысли о том, что
  • Автор показывает, к каким последствиям привело…
  • Произведение заставляет задуматься о роли … в жизни человека.
  • Автор осуждает героя и выражает свое несогласие с …
  • Этому герою/поступку автор противопоставляет…
  • Писатель не может согласиться с выводами своего героя и опровергает их, изображая…
  • Писатель осуждает…
  • Автор выражает категорический протест против…
  • Герой является носителем авторской позиции и выражает его точку зрения, а именно…
  • Он ставит нам в пример…
  • Писатель призывает нас помнить о том, как важно (что не нужно, что не стоит)
  • Автор не раз прерывает описание лирическими отступлениями, в которых прослеживается его позиция: 
  • Автор подчеркивает…
  • Писатель дает понять, что герой прав, ведь…
  • Автор утверждает…

Завершить свой аргумент лучше всего этими клише для итогового сочинения по русскому языку:

  • Этот пример позволяет сделать вывод о том, что
  • Писатель считает, что…
  • Позиция автора созвучна с моей, она выражается в том, что
  • Данный пример помогает найти ответ на вопрос. Он заключается в том, что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
  • Автор убеждает нас в том, что
  • Писатель дает нам возможность убедиться в том, что…
  • Мы можем прийти к выводу…

Для заключения

Уйти надо красиво, даже если речь идет о последнем абзаце сочинения. От завершающего аккорда нередко зависит последнее и решающее впечатление от работы. Проверяющий может высоко оценить ее, если выводы не подкачают, а призывы заденут за живое. Вот к этому мы и стремимся. Вот для этого и нужны клише к итоговому сочинению.

  • Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что
  • Без сомнения, значимость проблемы … трудно переоценить.
  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  • Итак, мы разобрали примеры и пришли к убеждению, что…
  • Таким образом, литературный материал позволил нам убедиться в том, что
  • Невольно напрашивается вывод…
  • Разумеется, тема… очень важна для людей, поэтому так важно иметь свою точку зрения по данному вопросу. На мой взгляд,
  • Итак, можно сделать вывод, что…
  • Литературный материал дал возможность прийти к заключению, что
  • Исходя из всего выше написанного, можно сделать обобщение и сказать, что…
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • Подводя итоги, хочется вспомнить изречение поэта (философа, писателя):
  • Подводя итоги, хочется призвать всех моих сверстников к…
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  • Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что…
  • Таким образом, современные люди должны возлагать надежды на то, что
  • Хочется верить, что…
  • Стоит подробнее изучать такие важные темы, как… Это необходимо для развития людей.
  • Подводя итоги сказанному, хочется сделать оптимистичные выводы:
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  • Читательский и жизненный опыт позволяет сделать вывод, что…
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
  • Аргументация подтверждает то, что
  • Нельзя не согласиться с тем, что
  • Нельзя проигнорировать тот факт, что
  • Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
  • У человечества (нашего народа) есть нравственный долг: … В этом нас убеждают все приведенные аргументы.
  • (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

Определения терминов и цитаты

Нравственные определения — это очень сложный материал, над которым бились философы в течение столетий. Мыслить абстрактно дано не каждому. Это каждому и не нужно. Если демагогия — не Ваш конек, но это и не Ваш конец, ведь Многомудрый Литрекон оставляет здесь полезные ссылки на подборки нравственных понятий с несколькими вариантами трактовок. Они будут особенно актуальны в этом году:

  1. Определения нравсвенных и философских понятий: список 1
  2. Определения абстрактных понятий: список 2

Ни пуха, ни пера!

Метки: 11 классдекабрьское сочинениеклишешаблоны

Читайте также:

Итоговое сочинение 2021-2022 учебного года: как подготовиться к написанию? Даты проведения, темы и направления итогового сочинения по литературе

Появилась информация, что Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки предал гласности официальные данные по причине написания итогового сочинения на будущий учебный год. Для реализации работы предоставляется некоторое количество дней, главным днем является 1 декабря 2021 года.

Добавочно выделяется 2 февраля 2022 и 4 мая 2022 года. Какая тема будет предоставлена для написания итогового сочинения, и как приготовиться к экзамену, узнаете тут.

Какие темы предоставлены для написания сочинения

Обычно, тема для написания итогового сочинения предоставляется учащимся на выбор. Известен перечень литературы, который поможет приготовиться к сочинению на всякую из избранной темы.

Предлагаются на выбор подобные темы:

  • цивилизация и технологии;
  • преступление и наказание;
  • кому на Руси жить отлично;
  • книжка – про меня;
  • дорога в жизни человека.

Любая из тем изучается исходя из убеждений ученика, раскрывается главная проблематика сочинения, либо посвящается возлюбленному произведению. Кроме того это тесновато соединено с российской литературой, в том числе, произведениям писателя Достоевского. Изучается положительное либо отрицательное воздействие технологических заслуг на население земли и описание собственного миропонимания, делая упор на персонажей из литературы.

Исходя из предпочтений, каждый ученик сумеет избрать себе пригодную тему, заблаговременно приготовиться, прочесть литературу и непревзойденно сдать экзамен.

Во время проведения письменной работы обучающимся запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио-и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

В прошлом году итоговое сочинение (изложение) началось в 10:00 по местному времени и продолжалось три часа 55 минут. Для участников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания увеличили на полтора часа. Рекомендуемый объем сочинения составлял не менее 350 слов, изложения — не менее 200 слов.

Как приготовиться к написанию сочинения

Прежде всего нужно обусловиться с темой. Не стоит выбирать несколько, лучше обусловиться с одной, и выяснить рекомендуемый размер написания. Обычно, на реализация этого задания даётся менее 3 часов, оно не должно превосходить больше чем 350 слов. Однако и сочинение, где будет написано меньше 250 слов, не будет рассматриваться.

Учащимся стоит направить внимание на свою чёткую позицию в плане литературы, изучения персонажей и собственного миропонимания. Обычно, можно опираться на цитаты из литературы, на мнение персонажей, всё же комиссия будет изучать конкретно точку зрения и раскрытие проблематики со стороны ученика. Необходимо помнить, что все сочинения кропотливо проверяются на антиплагиат, потому всецело цитировать абзацы из возлюбленного произведения не стоит.

Наверное каждый осознает, что и орфография, исправления и любые помарки также неприемлимы, заблаговременно стоит поработать над почерком, чтоб у комиссии не появлялось вопросов. Не надо откладывать в длинный ящик подготовку: если начать на данный момент, то ко времени написания сочинения гарантированно получится совладать с хоть какой избранной темой.

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021-2022 учебного года

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Читайте также: Аннулирование QR-кодов в России: почему будет досрочная отмена куар-кодов? Какие пропуска прекратят

Источник zensovet.ru

Конспект
открытого урока по теме:
Подготовка к итоговому сочинению по литературе  

Цели
урока:

1.    
Подготовить
учащихся к написанию итогового сочинения по литературе;

2.    
Развивать
устную и письменную речь учащихся, навыки написания сочинения.

3.    
Развивать
читательский кругозор, умение анализировать прочитанное.

4.    
Воспитывать
нравственные качества, повышать общую культуру обучающихся.

Оборудование:
портреты писателей, таблицы, презентация

1 часть
урока.

 Ход
урока

1Приветствие:
Здравствуйте, ребята, садитесь!

Урок начинается с
музыки. Звучит «Танго смерти» Антонио Вивальди.

Что выражает музыка? Какое чувство рождает?

                   (чувство тревоги, страха).

Эти ощущения испытывают многие выпускники накануне
экзамена. Чтобы рассеять эту тревогу, внушить уверенность в том, что писать
самостоятельно сочинение может каждый, мы и проводим уроки-консультации по
подготовке к итог. сочинению.

Какова
же наша тема?  Тема урока «Подготовка к написанию итогового сочинения». Откройте
тетради, запишите число, настройтесь на работу.
Вступительное
слово учителя.
 
Сегодня мы проводим очередное занятие – урок —
консультацию по подготовке к итоговому сочинению. Мы все вместе отработаем все
этапы написания итогового сочинения по литературе, которое вам предстоит
написать  5  декабря. Этот экзамен является допуском к сдаче ЕГЭ.

Как
вы думаете, с какой целью ввели это сочинение?
(Выявить
уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и
умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме).

— Следовательно, что мы должны
продемонстрировать?

  (Владение письменной речью и умение обращаться к
литературному источнику).

2)През.1
 1-5 слайд Давайте вспомним осн.требования к итог.сочинению  

Беседы
об особенностях проведения экзамена.

·        
Какова
продолжительность экзамена?

·        
Где
проводится экзамен?

·        
Что
разрешается брать с собой, что запрещается?

·        
Каковы
правила проведения экзамена?

·        
Каков объем
сочинения?

·        
Каковы
главные критерии оценивания работы?

·        
По каким
направлениям проводятся итоговое сочинение в 2018-19 учебном году?

1.     Учитель. Каковы  тематические
направления этого года? 6 слайд

Ребята,
вы правильно назвали пять основных тематических направлений по которым
проводится итоговое сочинения в этом году. Это такие направления:

·        
Отцы
и дети

·        
Мечта
и реальность

·        
Месть
и великодушие

·        
Искусство
и ремесло

·        
Доброта
и жестокость

3)Вопросы
классу:

·        
Что самое
главное при подготовке и написании сочинения?

·        
Какой должна
быть композиция сочинения?

Учащийся
отвечает, что главное требование при написании сочинения-опора на литературное
произведение.

 Композиция
сочинения должна быть такой: 7 слайд.

1.     Рассуждения учащегося о том как он
понимает тему (примерно 1/3 всего объема всего сочинения).

2.     Литературный пример, как аргумент,
подтверждающий рассуждения ученика.

Краткое
заключение, выводы по всему сочинению.

Еще раз
звучит напоминание о том, что рекомендуемый объем сочинения –
350 слов.

2 часть
урока

Мы с
вами сегодня будем работать по 1 из направлений  « Доброта и жестокость» 

Прежде
всего, читаем комментарий, что от нас требуется:
8 слайд 

Проверка
дом. задания

 Дом.задание
опережающее :1) Найти и выписать определения « доброта, жестокость». Словарь
Ожегова . Зачитайте  данные определения .

2)высказывания, 
афоризмы, цитаты по данному направлению .

3)
Какие литературные аргументы вы подобрали по данному направлению? (можно на
доске прописать)

3 часть
урока

Прежде
чем мы приступим к написанию сочинения по одной из тем данного направления, мне
бы хотелось показать вам готовое сочинение.

Презентация
2

Раздать
образец сочинения.  У каждого из вас есть также и памятки «Как писать итоговое
сочинение», а также  шаблон написания сочинения.

А
теперь обратимся непосредственно к написанию сочинения.

 Я вам
предлагаю разделиться на 2 группы.

2 темы 1 группа  «Какого человека можно назвать добрым?»

                   
2
группа «Верно ли, что жестокость порождает жестокость?»

Учитель. Давайте обсудим, как вы
понимаете каждую из предложенных тем.

Ответы
учащихся.

Учитель:
 
итак,
 мы приступаем к главной части нашего занятия — написанию сочинения.  Приступаем
к работе, четко определяя для себя ее этапы. Работу начинаем на черновике.

1.     Выбор и обдумывание темы.

Темы
нами выбрана.  Начало сочинения.

Оно
должно быть ярким, запоминающимся. И в нем уже должно прозвучать понимание
темы.

Учащимся
предлагаются карточки с вариантами начала сочинения и памятка-тренинг по
написанию всего сочинения. В ходе написания первой части, как переход к
литературному примеру можно привести пример из жизни.

1.     Переход ко второй части.

Это
главный этап. Какие литературные произведения можно привести в качестве примера
для раскрытия нашей темы?

Учащиеся называют Беседа по
содержанию произведений просмотр кинофрагментов.

1.     Написание второй части сочинения.

Учитель
обращает внимание на то, что во второй части, как и во всем сочинении, должна
звучать формулировка темы.

1.     Написание заключения.

Сочинение
в целом написано в черновике. Ученики обращаются к учителю за помощью в
корректировке написанного.

Заключительное
слово Учителя.

Сегодня
мы справились с очень важной задачей – написали тренировочное сочинение. По такому
же принципу вы будете писать итоговое сочинение.

Притча о
добре и зле  (последний слайд)

Звучит Концерт для скрипки с оркестром
Антонио Вивальди «Времена года». «Зима» Оптимизм, светлое настроение и
уверенность: «Все будет хорошо»!

Слайд 1

Экзаменационное сочинение: тематические направления, литературные аргументы, критерии оценивания

Текст слайда:

Экзаменационное сочинение: тематические направления, литературные аргументы, критерии оценивания


Слайд 2

В 2015 – 2016 учебном году итоговое сочинение (изложение) проводится:2 декабря 2014 года

Текст слайда:

В 2015 – 2016 учебном году
итоговое сочинение (изложение) проводится:

2 декабря 2014 года


Слайд 3

Сочинение позволит:проверить широту кругозора умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной

Текст слайда:

Сочинение позволит:

проверить широту кругозора
умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы
проверить владение речью


Слайд 4

Тематическое направление «Время»:А.С. Пушкин «Капитанская дочка»И.А. Гончаров «Обломов»Л.Н. Толстой «Война и мир»

Текст слайда:

Тематическое направление
«Время»:

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
И.А. Гончаров «Обломов»
Л.Н. Толстой «Война и мир»


Слайд 5

Тематическое направления “ДОМ” А.С. Пушкин «Капитанская дочка»Л.Н. Толстой «Война и мир»М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Текст слайда:

Тематическое направления “ДОМ”

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»


Слайд 6

Тематическое направление “ЛЮБОВЬ” А. С. Пушкин «Капитанская дочка»Л. Н. Толстой «Война и мир»И. А. Гончаров «Обломов»М.

Текст слайда:

Тематическое направление “ЛЮБОВЬ”

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
И. А. Гончаров «Обломов»
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»


Слайд 7

Тематическое направление “ПУТЬ” А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Л.Н. Толстой «Война и мир» Н.А. Некрасов «Кому на Руси

Текст слайда:

Тематическое направление “ПУТЬ”

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
М. Шолохов «Судьба человека»


Слайд 8

Тематическое направление «Год литературы»24 мая - 110 лет со дня рождения М. А. Шолохова (1905-1984), советского писателя

Текст слайда:

Тематическое направление «Год литературы»

24 мая — 110 лет со дня рождения М. А. Шолохова (1905-1984), советского писателя и общественного деятеля,
21 июня — 105 лет со дня рождения А. Т. Твардовского (1910-1971), русского поэта,
15 января- 220 лет со дня рождения А. С. Грибоедова (1795-1829), русского писателя,
28 августа — 90 лет со дня рождения А. Н. Стругацкого (1925-1991), писателя-фантаста
7 сентября — 145 лет со дня рождения А. И. Куприна (1870-1938), русского писателя,
3 октября — 120 лет со дня рождения С. А. Есенина (1895-1925), русского поэта,
22 октября — 140 лет со дня рождения И. А. Бунина (1870-1953), русского писателя, поэта, ноябрь (по др. данным декабрь) — 195 лет со дня рождения А. А. Фета (1820-1892) , русского поэта-лирика,
28 ноября – 135 лет со дня рождения А. А. Блока (1880 – 1921), русского поэта.


Слайд 9

Возможные темыМир, открытый мне (фамилия писателя).Современен ли (фамилия писателя)?Способна ли литература воспитывать человека?Какой опыт даёт человеку литература?Может

Текст слайда:

Возможные темы

Мир, открытый мне (фамилия писателя).
Современен ли (фамилия писателя)?
Способна ли литература воспитывать человека?
Какой опыт даёт человеку литература?
Может ли литература помочь человеку понять себя?
Книга, научившая меня жить.
Мой любимый поэт (писатель).
Герои произведений (автор указан), близкие мне.
Чем творчество (автор указан) может быть интересно моему поколению?
Литература – отражение жизни? и т.п.


Слайд 10

Алгоритм работы над сочинениемШаг первый. Я внимательно читаю формулировку темы. Шаг второй. Выделяю в ней «опорное» слово

Текст слайда:

Алгоритм работы над сочинением

Шаг первый. Я внимательно читаю формулировку темы.
Шаг второй. Выделяю в ней «опорное» слово или выражение, в котором мне видится главный смысл.
Шаг третий. Пытаюсь своими словами, коротко сформулировать тему.


Слайд 11

Алгоритм работы над сочинениемШаг четвёртый. Поворачиваю тему к себе, спрашиваю себя: «Что я хочу сказать по этому

Текст слайда:

Алгоритм работы над сочинением

Шаг четвёртый. Поворачиваю тему к себе, спрашиваю себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».
Шаг пятый. Я кратко пытаюсь ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, я записываю их в черновике как в твиттере. Это может быть началом, отправной точкой моих рассуждений и вступительной частью моего сочинения.
Шаг шестой. Я пытаюсь занять другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представить себе своего оппонента и начать с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения.


Слайд 12

Алгоритм работы над сочинениемШаг седьмой. Вспоминаю примеры из литературных произведений, которые помогут мне доказать свою правоту. Шаг

Текст слайда:

Алгоритм работы над сочинением

Шаг седьмой. Вспоминаю примеры из литературных произведений, которые помогут мне доказать свою правоту.
Шаг восьмой. Выстраиваю логическую последовательность своих доказательств.
Шаг девятый. Записываю их, составляю план.


Слайд 13

Алгоритм работы над сочинениемШаг десятый. Пишу черновик, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли.Шаг одиннадцатый. Возвращаюсь

Текст слайда:

Алгоритм работы над сочинением

Шаг десятый. Пишу черновик, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли.
Шаг одиннадцатый. Возвращаюсь к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть моего сочинения
Шаг двенадцатый. Я проверяю написанное, переписываю в чистовик; проверяю пунктуацию и орфографию; ещё раз читаю, нахожу ошибки, исправляю их.


Слайд 15

Критерий №1 «Соответствие теме»Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.Выпускник должен рассуждать на

Текст слайда:

Критерий №1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник должен рассуждать на предложенную тему. «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».


Слайд 16

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения

Текст слайда:

Критерий №2 «Аргументация.
Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.
«Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».


Слайд 17

Критерий №3 «Композиция и логика рассуждения»Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную

Текст слайда:

Критерий №3
«Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».


Слайд 18

Критерий № 4 «Качество письменной речи»Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.Выпускник должен точно

Текст слайда:

Критерий № 4
«Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Выпускник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».


Слайд 19

Критерий № 5 «Грамотность»Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки,

Текст слайда:

Критерий № 5
«Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).


  • Шаблон написания итогового сочинения в 11 классе
  • Шаблон рассказа о семье на английском
  • Шаблон итогового сочинения по русскому 2022
  • Шаблон сказка репка из фетра
  • Шаблон для сочинения по русскому языку