Шаблон для сочинения рассуждения огэ

сочинение в формате егэ 2021. напишите сочинение по прочитанному тексту.сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. прокомментируйте сформулированную проблему.

   Сочинение в формате ЕГЭ 2021.

 Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного        цитирования).        Дайте        пояснение        к        каждому        примеру- иллюстрации. Укажите смысловую связь между  примерами-иллюстрациями  и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика)

по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),  не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ВНИМАНИЕ! В задании к сочинению НЕТ указаний об использовании примеров из художественной литературы. ВСЕ примеры-иллюстрации из текста!!!

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ.

1. Проблема (=тезис) …..?  Над этой проблемой размышляет … . (Этой проблемой заинтересовался…) отрывка (фрагмента), предоставленного нам для работы. Писатель (ФИО) исследует проблему …  +Тезис.

2. Первый пример-иллюстрация. Автор отрывка повествует о …. (цитата и/или  краткий пересказ фрагмента).

3. Комментарий (пояснение к первому примеру). Действительно, …  (в самом деле,…)

4. Второй пример-иллюстрация. Мне кажется особенно важной мысль о … (Рассказывая о …, повествуя о…) писатель упоминает о … Пете, (подчеркивает, рассказывает …)…

5.  Комментарий (пояснение ко второму примеру). (ФИО) хочет сказать, что… (Повествуя о действиях …..,  писатель даёт оценку…,/    герой отрывка  поступает …., потому что…)

6. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и её анализ. Оба эти примера, дополняя друг друга, позволяют автору показать… (позволяют читателю понять, осознать , почувствовать…), потому что… 

7. Позиция автора. Таким образом, размышляя о (проблема…), автор приходит к следующему выводу: … (подводит читателя к выводу…, к мнению о том, что…) (дает возможность читателю понять, что…)

8. Моё отношение к позиции автора и  обоснование моей позиции. Заключение. Невозможно не согласиться с писателем ….,поскольку… (Я согласен с позицией…, так как…   )     СМ. п. 1-й!                  Здесь обязательно должна прозвучать проблема, только переданная другими словами!!

Краткая шпаргалка

Композиция сочинения ЕГЭ 2021

  1. Проблема (=тезис)

2. 1-й пример-иллюстрация. (ТЕКСТ)

3. Комментарий (пояснение к 1-му примеру).

4. 2-й пример-иллюстрация. (ТЕКСТ)

5. Комментарий (пояснение ко 2-му примеру).

6. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и её анализ.

7. Позиция автора.

8. Моё отношение к позиции автора и  обоснование моего отношения.                          СМ. п. 1-й!!! Т.е ВЫВОД из ТЕЗИСА (=проблемы), в котором надо вспомнить формулировку проблемы и ещё раз пересказать (перетолковать) её, НО ДРУГИМИ СЛОВАМИ.

Текст из демоверсии 2021

  1. С детства, со школьной скамьи человек привыкает к сочетанию слов«любовь к родине». (2)Осознаёт он эту любовь гораздо позже, а разобраться    в сложном чувстве любви к родине, то есть что именно и за что он любит,  дано уже в зрелом возрасте.

(3)Чувство  это   действительно   сложное.   (4)Тут   и   родная   культура, и родная история, всё прошлое и всё будущее народа, всё, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему  совершить  ещё  предстоит. (5)На одном из первых мест в сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе.

(6)Для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал  и горных потоков, белоснежных вершин и крутых склонов. (7)Казалось бы, что любить в тундре? (8)Однообразная заболоченная земля с бесчисленными стёклышками   озёр,   поросшая   лишайниками,    однако    ненец-оленевод    не променяет свою тундру ни на какие там южные красоты.  (9)Одним  словом, кому мила степь, кому ‒ горы, кому ‒ морское, пропахшее рыбой побережье, а кому ‒ родная среднерусская природа, тихие красавицы реки с жёлтыми кувшинками и белыми лилиями, доброе, тихое солнышко маленького города… (10)И чтобы жаворонок пел над полем ржи, и чтобы скворечник – на берёзе перед крыльцом.

(11)Было бы бессмысленно перечислять все приметы русской природы. (12)Но из тысяч примет и признаков складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы, любя, быть может, и море, и горы, любим всё же сильнее, чем что-либо иное на всём белом свете.

(13)Всё это так. (14)Но нужно сказать, что это чувство любви к родной природе в нас не стихийно, оно не только возникло само собой, поскольку    мы родились и выросли среди природы, но и воспитано в нас литературой, живописью, музыкой, теми великими учителями нашими, которые жили прежде нас, тоже любили родную землю и передали свою любовь нам, потомкам.  (15)Разве  не  помним  мы   с  детства  наизусть  лучшие  строки     о природе Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Алексея Толстого, Тютчева, Фета? (16)Разве оставляют нас равнодушными, разве не учат ничему  описания природы у Тургенева, Аксакова, Льва Толстого, Пришвина,  Леонова, Паустовского?.. (17)А живопись? (18)Шишкин и Левитан, Поленов   и Саврасов, Нестеров и Пластов ‒ разве они не учили и не учат нас любить родную природу?

(19)В ряду этих славных учителей занимает достойное место имя замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. (20)Иван Сергеевич прожил долгую и богатую жизнь. (21)Он был моряком, путешественником, охотником, этнографом. (22)Но, главное, он был талантливым и ярким писателем. (23)Последние двадцать лет жизни Соколова-Микитова были связаны с Карачаровом на Волге, где у Ивана Сергеевича в ста шагах от воды, на краю леса был простой бревенчатый домик. (24)Широкая гладь воды, перелески и деревеньки на том берегу, обилие цветов, лесных птиц, грибов ‒ всё это ещё больше сближало писателя  с  родной  природой.  (25)Из  охотника,  как  это  часто  бывает  с  людьми   под старость, он превратился во внимательного наблюдателя, и не только потому, что, скажем, ослабло зрение или рука, но и потому, что проснулось     в душе бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе.  (26)В  эти  годы   Иван   Сергеевич  пишет  лучшие  свои   страницы о родной русской природе, о деревьях и птицах, о цветах и зверях.

(27)Добрый и мудрый человек  учит  нас тому, что природа есть наше     не только материальное, но и  духовное богатство, знание природы и любовь  к ней воспитывают чувство патриотизма, чувство человечности, доброты, развивают чувство прекрасного. (28)Поколения русских людей будут учиться этому у Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, как они учатся у Тургенева     и Аксакова, у Некрасова и Пришвина, у Паустовского и Леонова.

(По В.А. Солоухину*)

  • Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) ‒ русский советский писатель и поэт, яркий представитель «деревенской прозы».

 Информация о тексте*

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема любви к Родине. (Что такое Родина?  В  чём   заключается   любовь  к Родине?)

1. Понятие «Родина» многогранно. Это и родная культура, и родная история, всё прошлое и всё будущее народа, всё, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить ещё предстоит. На одном из первых мест   в сложном чувстве любви к Родине находится любовь к родной природе.

2. Проблема       взаимосвязи       любви  к Родине и любви к природе. (Как связаны        любовь        к         Родине   и любовь к природе?)

2. Любовь к родной природе формирует в человеке любовь к Родине. Из тысяч примет и признаков окружающего мира складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и что мы любим сильнее, чем что-либо иное на свете.

3. Проблема влияния искусства на чувство любви к родной природе, Родине. (Как искусство влияет на чувство любви человека к родной природе, Родине?)

3. Искусство воспитывает в нас любовь к природе, Родине. Писатели, поэты, художники передали нам любовь к родной земле, научили нас любить родную природу и Родину.

4. Проблема отношения к родной природе. (Как относился к родной природе    И.С.    Соколов-Микитов?  Как влияет творчество И.С. Соколова- Микитова на читателей?)

4. Для      таких писателей,      как  И.С. Соколов-Микитов, характерно бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе. Творчество писателя помогает понять, что природа есть не только материальное, но в первую очередь духовное богатство, знание природы и любовь  к  ней воспитывают чувство патриотизма, человечности, доброты, развивают чувство прекрасного.

5. Проблема влияния природы на художника и его мировоззрение. (Какое влияние     оказала      природа      на  И.С. Соколова-Микитова?)

5. Родная       природа       пробуждает в художнике бережное, любовное, сыновнее    отношение     к     Родине,  к окружающему миру;  превращает его из охотника во внимательного наблюдателя.

Сочинение

1. Проблема. Как зарождается в человеке чувство глубокой привязанности к родной стране? Над этим вопросом размышляет советский писатель В.А. Солоухин. В тексте этого яркого представителя «деревенской прозы» поднимается проблема взаимосвязи любви к Родине и любви к природе.

 2,3. Пример-иллюстрация + комментарийКак отмечает автор, быть настоящим патриотом не так просто. С детства человек слышит о необходимости любить Отечество, но осознает это сложное чувство многим позже, когда становится взрослым. В.А. Солоухин считает, что человек, любящий родной край, испытывает необъяснимую тягу к миру природы, ощущает с ней неразрывную связьНапример, для того, кто вырос в тундре, нет ничего милее «однообразной заболоченной земли», которую он не готов променять ни на что другое. Невзрачное, зато родное и близкое для патриота важнее чего-то яркого и красивого, но чужого.

4,5. Пример-иллюстрация +комментарийЭта необыкновенная способность русского человека ценить родную природу становится крепче благодаря искусству. Конкретизируя данную мысль, автор подчеркивает, что во многих произведениях изображаются самые простые приметы природного мира, но даже в обыденном можно увидеть красоту. Наблюдательность и умение в любой мелочи находить что-то прекрасное помогают творцу достучаться до сердца каждого жителя России. 

7. Позиция автора. Итогом размышлений становится такаяпозиция В.А. Солоухина: любовь к Родине формируется благодаря любви к природе. Из тысяч примет окружающего мира складывается то общее, что русский человек любит сильнее всего на свете.

 8. Моё отношение к позиции автора и  обоснование моего отношения= ВЫВОД (СМ. п. 1).

 Нельзя не согласиться с мнением автора. Я считаю, что только тот человек может по-настоящему понять Отечество, который с любовью и уважением относится к родной природе и культуре. Еще в XIX веке М.Ю. Лермонтов писал: «Люблю Отчизну я, но странною любовью!» Особенно милым сердцу поэта оказывается обыкновенный деревенский пейзаж. Действительно, Родину любят не за красоту; это более глубокое и сильное чувство, с которым тесно связаны такие понятия, как человечность и доброта.

ВЫВОД. Таким образом, любовь к природе – это неотъемлемая составляющая любви к Родине, обогащающая человеческую жизнь.

ВОПРОСЫ.

1. Проблема была сформулирована так:

 Как зарождается в человеке чувство глубокой привязанности к родной стране?

Соответствует ли ВЫВОД этой проблеме? Есть ли ответ на поставленный вопрос?

2. Какая часть композиции сочинения пропущена? Как она могла бы выглядеть?

Краткая шпаргалка

Композиция сочинения ЕГЭ 2021

  1. Проблема (=тезис)

2. 1-й пример-иллюстрация. (ТЕКСТ)

3. Комментарий (пояснение к 1-му примеру).

4. 2-й пример-иллюстрация. (ТЕКСТ)

5. Комментарий (пояснение ко 2-му примеру).

6. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и её анализ.

7. Позиция автора.

8. Моё отношение к позиции автора и  обоснование моего отношения.                          СМ. п. 1-й!!! Т.е ВЫВОД из ТЕЗИСА (=проблемы), в котором надо вспомнить формулировку проблемы и ещё раз пересказать (перетолковать) её, НО ДРУГИМИ СЛОВАМИ.

Примеры, приведенные мной, показывают, что чувство любви к родине формируется у человека на протяжении всей жизни, становится более глубоким и осознанным.

Примеры, приведенные мной, показывают, что чувство любви к родине «возникает не стихийно», оно крепнет, набирает силу при созерцании неяркого обаяния родных мест и под воздействием русской литературы.

Текст ЕГЭ 2020

Академическое познание, изучение творческого созидания никогда не встанет вровень с художественным восприятием этого созидания. Великое искусство потому и зовут великим, что оно понятно для всех, по крайней мере, для большинства. Вовсе не обязательно быть докой-специалистом, чтобы читать «Войну и мир» или смотреть и слушать «Лебединое озеро». Сложностью и недоступностью формы не так уж и редко маскирует посредственный художник недостаток таланта. Это не означает, что произведения великих, гениальных художников никогда не бывают сложными и непонятными. Разница между сложностью малоталантливого и сложностью гениального художника скорей всего в том, что в первом случае сложность топчется на одном месте, она статична, во втором — она движется, самораскрывается, обнаруживая все новые возможности произведения.

Восприятие художественного образа по сути и качественно то же, что и его создание. Разница здесь, вероятно, лишь в масштабности… Несомненно, во всяком случае, то, что восприятие образа процесс также творческий. Именно это-то обстоятельство и таит в себе великую опасность культурного иждивенчества.

Под маской скромности (где уж нам, дескать?) таится обычная трусость либо обычная лень, и человек лишь пользуется созданными до него художественными ценностями, даже не пытаясь создать что-то свое. Пусть не гениальное, но свое! Пресловутый максимализм (либо стать Микеланджело, либо совсем не заниматься творчеством) никогда не содействовал благу общенародной культуры. Игнорировать собственный талант (какой бы он ни был по величине) на том основании, что есть люди способней тебя, глушить в себе творческие позывы так же безнравственно, как безнравственно заниматься саморекламой, шумно преувеличивая собственные, нередко весьма средние возможности.

«Уничижение паче гордости», — говорится в пословице. Найти свое лицо — нравственная обязанность каждого. Но к лицу ли человеку подобострастие? Растерянность перед более талантливым унижает его. Настоящий художник ждет от других обычного уважения. Ему совсем незнакомо чувство собственного превосходства. Чем больше талант, тем меньше высокомерия и гордости у его обладателя. Между величиной таланта, силой художественного образа и уровнем нравственности существует самая прямая зависимость. Стыд, совесть, целомудрие, духовная и физическая чистота, любовь к людям, превосходное знание разницы между добром и злом — все эти нравственные свойства художника отображает питаемый им художественный образ. Художественный образ не может быть создан бесстыжим, бессовестным художником, человеком с грязными руками и помыслами, с ненавистью к людям, человеком, не знающим разницы между добром и злом. Да и вообще, возможно ли подлинное творчество в неспокойном или злом состоянии? Вряд ли… Злой человек склонен более к разрушению, чем к творчеству, и нельзя путать вдохновение созидателя с геростратовским…

Подлинный художественный образ всегда нов, то есть стыдлив, словно невеста, целомудрен и чист. Свежесть его ничем не запятнана. Настоящий художник, как нам кажется, тоже стыдлив, ведь и само творчество требует уединения, тайны. Вынашивание и рождение образа не может совершаться публично, у всех на виду. Публичным, известным всем или множеству должно стать впоследствии творение художника, но отнюдь не он сам. Не потому ли гениальные творения древних русских живописцев не подписаны? Древние художники и архитекторы предпочитали остаться безвестными. Ведь значит же что-то это известное и совсем не случайное обстоятельство.

                                                                                                                         (Василий Белов)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новокаякентская СОШ» Каякентского района

КОНСПЕКТ

урока русского языка в 9 классе

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.3 ОГЭ»

99771413 1

Автор: учитель русского языка и литературы

Саидова Г.А.

2020г.

Цели урока: 

— формирование у школьников навыков написания сочинения — рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 9.3);

формирование умения учащихся наблюдать, анализировать, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы;

Задачи:

1)образовательные: расширение и углубление знаний о структуре сочинения-рассуждения в формате ОГЭ; совершенствование умений самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

2)развивающие: развитие познавательной активности учащихся, развитие навыков и способностей критического мышления , навыков индивидуальной и групповой работы, формирование умений анализировать полученную информацию;

3)воспитательные: формирование потребности у учащихся самовоспитания морально-волевых качеств, формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, иллюстративный.

Организационные формы: применение ИКТ и ТСО, беседа, практическая работа, фронтальный и индивидуальный опрос. Заключительный этап — рефлексия.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, мыслительный прием СИ-ФИНК-УАНДЭ, опрос по ПОПС-формуле, анализ текста, составление текста сочинения.

Оборудование: ТСО, компьютер, рабочая тетрадь, лист формата А4, раздаточный материал, алгоритм написания сочинения-рассуждения.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас. Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере взаимопонимания и взаимосотрудничества. Сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ. Какую тему будем обсуждать на этом уроке, вы определите после просмотра фрагмента фильма о легендарном летчике по повести Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке»

(Просмотр фрагмента фильма)

После просмотра фрагмента фильма учитель проводит с учащимися гимнастику для глаз .

(Использование приёма СИ-ФИНК-УАНДЭ: посмотри — подумай — задайся вопросом)

Учитель: Ребята, сейчас организуем обсуждение просмотренного фрагмента. Запишите, пожалуйста, вопросы.

Первый вопрос: что вы видели на экране?

Ученики записывает ответ в течение 2 минут

Учитель:Что вы думаете об увиденном?

Ученики записывают ответ

Учитель:О чем заставляет задуматься увиденное?

Ученики записывают ответ

(Фронтальный опрос)

Учитель: Прочитайте, пожалуйста, ответ на первый вопрос

(Ответы учеников )

Учитель:Прочитайте ответ на второй вопрос

Ответы учеников

Учитель: Прочитайте ответ на третий вопрос

Ответы учеников

2. Постановка целей и задач урока.

Учитель: Посмотрев отрывок о легендарном летчике Алексее Мересьеве, который превозмогая боль, преодолел все препятствия на пути достижения цели и смог вернуться в строй, вы задумались над вопросом, что помогает человеку добиваться поставленной цели, какими волевыми качествами должен обладать человек, чтобы преодолеть все трудности и истыпания на жизненном пути. Ребята, давайте подумаем, на какую тему мы сегодня будем писать сочинение-рассуждение?

Ответы учеников: Что такое сила воли?

Учитель: Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы должны определить, что такое сила воли.

3. Работа над темой урока.

Работа в группах

Учитель: Ребята, сейчас мы организуем обсуждение по вопросу, что такое сила воли? На середине листа написано: Что такое сила воли?

Каждый из вас должен записать ответ на вопрос на своей части листа, если вашу идею (ответ) поддержит команда, то эту идею записываем в центральный квадрат. Продолжаем писать, пока все не поделятся своими ответами.

Учитель: Итак, мы закончили делиться идеями. Давайте прочитаем слова, записанные в центральном квадрате.

(Выступления учеников).

Примерные ответы 1-ой команды: Сила воли – это сила духа, стойкость, упорство в достижении поставленных целей, настойчивость, работа над собой, терпение.

Примерные ответы 2-ой команды: Сила воли – это умение противостоять искушениям и соблазнам, умение говорить нет, целеустремленность, стойкость, упрямство, железная воля.

Учитель: Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали. Как же воспитать у себя волевые качества? Все признают, что это очень трудный процесс. Ведь по сути своей это насилие над собой, принуждение делать то, что делать не хочется, либо, наоборот, отказ от того, что очень хочется.

(Организация опроса по ПОПС-формуле.)

Ответы учащихся: Я считаю, что лучше всего развивать силу воли, занимаясь спортом, потому что интенсивные тренировки побуждают человека постоянно преодолевать себя. Я могу доказать это на примере людей с ограниченными возможностями, которые, преодолевая всетрудности, сумели стать чемпионами на Параолимпийских играх.

Таким образом, занятие спортом делает нас сильными не только физически, но и духовно.

Учитель: Совершенно согласна с вами. Кроме спорта, какими способами можно воспитать силу воли?

Примерные ответы учеников.

Ученики: Я считаю, что можно воспитывать силу воли в борьбе с такими вредными привычками, как алкоголизм, курение, наркомания. Потому что противостоять влиянию пагубных привычек может только человек несгибаемой воли. Например, часто в компании предлагают первую сигарету, алкоголь. Уметь сказать нет очень важно, хотя и нелегко. Поэтому человека, сумевшему противостоять соблазну можно назвать человеком железной воли.

Учитель: Спасибо за исчерпывающие ответы. Прежде чем приступить к чтению текста, мы немного отдохнём.

Проведение «Релаксация» под спокойную музыку.

Учитель: Чтобы иметь сильную волю, необходимо долго и упорно работать над собой. А как работал над собой великий русский полководец Суворов? Об этом узнаем, прочитав текст Осипова.

4. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

Работа над построением сочинения — рассуждения.

Текст читает ученик.

Учитель: Ребята, по данному тексту вы должны написать сочинение-рассуждение, в котором необходимо раскрыть значение словосочетания «сила воли»? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение, которое будет тезисом вашего сочинения-рассуждения.

Аргументируя свой тезис, приведите 

2 (два) примера-аргумента

, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите 

из прочитанного текста

, а второй — 

из Вашего жизненного опыта.

 
Объём сочинения должен составлять 

не менее 70 слов

. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. 
Сочинение пишите 

аккуратно, разборчивым почерком

.

Учитель: Давайте вспомним композицию сочинения-рассуждения.

(Организуется фронтальная беседа – интерактивный прием микрофон)

Ответы учеников:

Сочинение-рассуждение имеет следующую композицию:

-Тезис.

-Аргументы (доказательства)

-Вывод.

Учитель: Таким образом, сочинение состоит из трех частей.

Работа в группах.

Учитель дает задание каждой команде.

Первая команда пишет тезис (формулирует определение словосочетания сила воли и прокомментирует его).

Вторая команда формулирует 1-ый аргумент из прочитанного текста

В этом аргументе нужно кратко рассказать о том, кто в тексте К.Осипова с помощью силы воли сумел воспитать себя и добиться поставленной цели. Каким образом он это делал. Что для этого делаем?

Ответы учащихся: Выделяю ключевые предложения, на которые буду опираться при написании аргумента: 2-9, 11-14.

Учитель: По какой схеме будете выстраивать свой аргумент?

Ученик: Аргумент выстраиваю по такой 

схеме:

1. тезис (мысль, которую буду доказывать, это первое предложение),
2. доказательства (рассказ о Суворове),
3. микровывод (последнее предложение аргумента).

Учитель:

Третья команда формулирует 2-ой аргумент из собственного жизненного опыта. (Примеры из художественной литературы; жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.)

Учитель: Прежде чем, приступить к работе сделаем короткую передышку.

Физминутка.

Учитель: Ребята, в качестве 2-го аргумента можете обратиться к просмотренному в начале уроку эпизода фильма об Алексее Мересьве. Также Можно вспомнить о том, как тренировали силу воли великие люди.

  • Александр Невский, 

  • Дмитрий Донской, 

  • Михаил Кутузов, 

  • Василий Чапаев, 

  • Георгий Жуков, 

  • Лев Толстой, 

  • Максим Горький и другие.

Затем мы соединим все три части и вместе напишем вывод.

Команды работают над текстом сочинения в течение 5-7 минут)

Затем каждая команда читает написанное.

Примерные ответы учеников

Первая команда: Что такое сила воли? По-моему, сила воли – сила духа, стойкость, упорство в достижении поставленных целей. Чтобы воспитать силу воли необходимо долго и упорно работать над собой.

Вторая команда: Большинство великих людей добивались побед и славы, работая над собой, побеждая свои недостатки и развивая лучшие качества. Об одном из них — легендарном А.В.Суворове — рассказывает в своём тексте К.Осипов. Ещё в детстве будущий полководец сумел преодолеть то, что могло помешать ему осуществить свою мечту о военной службе: физическое несовершенство, недостаточное воспитание и образование и даже отсутствие поддержки со стороны отца. Для этого юный Суворов разработал целую систему самовоспитания, в которую входили закаливание, самообразование и чтение военных книг.  Твердость воли и сила духа помогли великому полководцу добиться поставленной цели.

Третья команда: Обладал огромной силой воли и духа и Алесей Мересьев. Лишившись ног, Алексей не только не пал духом, но и поставил себе цель снова стать полноценным лётчиком. Чтобы добиться своей цели, Алексей, превозмогая невыносимую физическую боль, упорно занимался гимнастикой ног и учился ходить на протезах.

Учитель: Замечательно, теперь соединим тезис, аргументы и вместе напишем вывод.

Ответы учеников: Таким образом, эти примеры убеждают нас в том, что только человек несгибаемой воли преодолеет все препятствия на жизненном пути и добьется поставленной цели.

  Таким образом, героический пример Алексея Мересьева убеждает нас в том, что только сильный человек способен осуществить свою мечту. 

IV. Рефлексия. Подведение итогов.

Учитель: Ребята, мы с вами проделали огромную работу. Я желаю вам здоровья, как гласит народная пословица: В здоровом теле здоровый дух. Воспитывайте в себе волевые качества, которые помогут вам смотреть в будущее с оптимизмом и преодолеть все жизненные невзгоды.

Урок  заставил задуматься …,

Навел меня на размышления …

  Что нового вы узнали на уроке?

 Что вы считаете нужным запомнить?

  Над чем ещё надо поработать?

 Своей работой на уроке я  доволен;  

не совсем доволен;

  не доволен, потому что …

Домашняя работа.

  1. Написать сочинение-рассуждение «Что такое сила воли?» по тексту

Л. Пантелеева;

2. Подобрать аргументы из прочитанных произведений в поддержку тезиса, сформулированного вами на сегодняшнем уроке.

Итоговое сочинение 2021 — 2022 план написания и шаблон3324615

Шаблон для сочинения рассуждения огэ  Скачать все готовые примеры и темы итогового сочинения 2021-2022 года

Шаблон для сочинения рассуждения огэ  Скачать структура и клише для итогового сочинения 2021 — 2022

Шаблон для сочинения рассуждения огэ  Скачать список литературы для итогового сочинения 2021 — 2022

Шаблон для сочинения рассуждения огэ  Скачать аргументы по направлениям итогового сочинения 2021 — 2022

Шаблон для сочинения рассуждения огэ  Скачать план написания и шаблон для итогового сочинения 2021 — 2022

Что бы ученики 11 класса могли качественно и красиво написать итоговое сочинение в 2021 — 2022 учебном году, необходимо составить план написания сочинения. С помощью данной инструкции и шаблона вы сможете легко в этом разобраться. Здесь размещены уникальные примеры сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также четкий план итогового сочинения. Здесь можно легко понять как правильно писать зимнее декабрьское сочинение в школе. 2021-2022 учебный год. Русский язык. Литература. ЕГЭ. ОГЭ. ФИПИ. ФГОС. ГДЗ. Решебник.

Направления итогового сочинения 2021-2022 года ФИПИ

Человек путешествующий

Цивилизация и технологии

Преступление и Наказание

Книга (музыка, спектакль, фильм)

Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

Итоговое сочинение 2021 — 2022 план написания и шаблон

План итогового сочинения — это то, с чего надо начать неофиту. По нему очень просто раскрыть любую тему и при этом угодить проверяющему.

Вступление (50-70 слов). Здесь нужно обозначить главную мысль сочинения, соответствующую заданной теме. Ее нужно окружить тезисами, обосновывающими ее.

Схематичное изображение плана итогового сочинения с примером

s2417629

Основная часть (состоящая из двух подпунктов) — 200- 300 слов.

Тeзис 1

Логическая связка между вступлением и аргументом 1. Вы начинаете свою мысль с обозначения названия книги и ФИО ее автора.

Текст примера. Не нужно пересказывать сюжет книги. Важно написать именно то из аргумента, что подкрепляет Вашу позицию — главную мысль сочинения. Например, если задача — доказать, что люди любят путешествовать, потому что в пути они видят красивые объекты архитектуры, то нужно привести пример из поэмы А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» и рассказать о том, как восторженно автор описал красоты Ханского дворца и древнего фонтана.

Микpoвывoд — это oбoбщeниe нaписaннoгo. Нужно объяснить, зачем Вы написали этот пример и что он доказывает.
Лoгичeская связка с нoвым аргументом.

Тeзис 2

Пpимep.
Микpoвывoд.
Лoгичeская связка.
Заключение (50-70 слов). Нужно повторить основную мысль, перефразировав ее.

Разбор пунктов

Структура итогового сочинения для 11 класса будет понятнее, если мы расшифруем каждый пункт и добавим немного полезной теории.

Вступление

Здесь Вам нужно сделать три шага:

Дать определение термину, цитате или проблеме, чтобы конкретизировать свои авторские поиски.
Рассуждения о роли поставленной проблемы в мире, литературе или общественной жизни.
Ответ-тезис на поставленный в формулировке темы вопрос.
Сохраняя эту простую последовательность, Вы упрощаете себе работу над идеальным вступлением. Вот пример.

Все темы мы можем классифицировать и объединить в три группы:

Вопросы. Это самые легкие и понятные темы. Все, что нужно сделать, это ответить на поставленый вопрос с привлечением литературного материала. Нужно максимально точно и недвусмысленно отвечать на исходный вопрос, чтобы работа соответствовала теме и была оценена по достоинству. Для того чтобы облегчить муки творчества и не сидеть перед белым листом полчаса, запомните популярные шаблоны: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д.,
Утверждения (цитаты). Вам нужно доказать, что оно верно, или же опровергнуть его. Но лучше пойти по накатанной и согласиться с избитой истиной, чем пойти против течения и запутаться в собственных мыслях. В итоговом сочинении совсем не обязательно говорить правду и только правду.
Назывные предложения. Это когда тема состоит из пары слов в именительном падеже.

Основная часть

Вам нужно написать пример и тезис, которые связаны логическими узами. Тезис — это основная мысль, которая подкрепляется доказательством — аргументом из литературы. Одним примером Вы доказываете только одну мысль — это железное правило. Аргументы — это самая «жирная»часть сочинения, и она должна занимать от 60% всего объема. Всего в эссе должно быть два аргумента. По правилам можно и один, и три, но зачем усложнять себе жизнь? Большинство напишет по два, и это тот случай, когда лучше не выделяться из толпы.

Оформление аргумента в итоговом сочинении должно быть таким:

Аргумент = отдельный абзац;
Каждый аргумент заканчивается микровыводом.
Один тезис = один аргумент.

Структура аргумента проста и лаконична:

Называем произведение, автора, жанр и указываем, что упомянутая нами проблема поднималась в нем. Если не знаем жанра, заменяем его на «произведение».

Описываем конкретный эпизод из произведения (характеристику, ситуацию) и сразу подводим к тому, что автор хотел этим сказать. Пример должен быть ответом на поставленный вопрос. Если мы говорим, что насилие в отношении детей нельзя оправдать, то аргументируем свою точку зрения, описывая последствия этого преступления, которые описал М. Горький в повести «Детство»: сыновья Каширина стали такими же жестокими, как отец, и направили свою агрессию на него и на своих детей. Желательно не просто пересказывать содержание глав, а переходить на анализ, употребляя такие клише, как «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п.

Микровывод завершает аргумент и отвечает на вопрос о том, зачем мы привели этот пример. В нем содержится позиция автора по затронутой нами проблеме или итог нашего анализа ситуации. Например, М. Горький доказал, что насилие над детьми порождает лишь негативные последствия для общества и не может быть оправдано. В этой части используем клише вроде «писатель приходит к выводу… » и т. п.

Заключение

Заключение в итоговом сочинении — это окончательный ответ на поставленный вопрос, который опирается на наши аргументы. Чаще всего оно представляет собой вывод — логическое завершение мысли. Мы доказали то-то и то-то на основании того-то и того-то. Нельзя повторять одни и те же предложения и похожие фразы. Нужно перефразировать то, что уже есть.

Некоторые смельчаки завершают свою мысль призывом к решению проблемы и перебарщивают, призывая непосредственно проверяющих. Лучше всего писать безлично: фразу «давайте жить дружно» лучше написать по-другому — «необходимо жить дружно». «Нужно», «стоит», «лучше», «необходимо», «обязательно» — вот наши верные друзья. Можно написать «мы должны» или «нам необходимо». Но не «вам» или «им».

Можно закончить свое итоговое сочинение описанием Ваших светлых надежд: «Будем надеяться на то, что добро победит зло, а коммунизм наступит завтра». Это не очень то сложно, но при этом легко отклониться от курса и написать то, что вообще не нужно.

Цитаты в качестве заключения — спорный путь. Легко ошибиться и от стресса наделать фактических ошибок. И все же употребление цитат ценится некоторыми проверяющими весьма высоко. Важно не ошибиться и подобрать такую цитату, которая точно подойдет главной мысли сочинения.

Закрепляем материал

Итак, структура итогового сочинения в упрощенном виде выглядит так:

Вступление: формулировка тезиса (тезис = то, что доказываем)

Тезис 1

Доказательства, примеры

Микровывод

Тезис 2

Доказательства, примеры

Микровывод

Заключение: формулировка вывода.

Читать далее…

.

В рамках ЕГЭ 2021 года планируете сдавать экзамен по обществознанию – мы расскажем, на что обратить внимание в ходе подготовки, какой должна быть правильная структура эссе, а также предложим клише, которые можно будет применить при написании мини-сочинения.

Каким будет ЕГЭ по обществознанию в 2021 году

Обществознание – самый популярный предмет из числа дисциплин по выбору. В прошлом году, несмотря на все сложности экзаменационной кампании, 48% экзаменуемых сдавали именно обществознание (это около 375 000 человек).

В 2021 году кардинальных изменений в структуре ЕГЭ по обществу не ожидается. Масштабные реформы системы контроля качества знаний завершены и все КИМы соответствуют ФГОС, поэтому Министерство просвещения берет курс на стабильность требований к выпускникам 11-х классов, что должно дать возможность будущим абитуриентам как можно лучше подготовиться к экзаменам и продемонстрировать более высокие результаты.

Эссе по обществознанию 2021 года - структура, клише, советы репетиторов

На экзамене по обществу в 2021 году экзаменуемым предложат за  3 часа 55 минут выполнить 29 заданий, из которых:

  • 20 – с кратким ответом;
  • 9 – с развернутым (включая задание №29 – эссе).

Естественно, что многие выпускники волнуются больше всего именно за последнее 29-е задание, в котором необходимо написать мини-сочинение, сформулировав идеи затронутой автором высказывания темы.

Эссе – задание №29

В 2021 году содержание и саму формулировку задания №29 менять не планируют.

Задание №29 ЕГЭ по обществознанию 2021 - эссе

Задание №29 носит вариативный характер.

Экзаменуемым на выбор будет предложено 5 высказываний, каждое из которых находится в рамках одного из тематических блоков, входящих в дисциплину «обществознание»:

  • философия;
  • экономика;
  • социология;
  • психология;
  • право.

В демонстрационном варианте были представлены такие высказывания:

Высказывания к заданию №29 ЕГЭ демо по обществознанию 2021 - эссе

В 1 варианте КИМа досрочного ЕГЭ 2020 года выпускникам были предложены на выбор такие 5 высказываний:

Высказывания к заданию №29 досрочного ЕГЭ 2020 по обществознанию - эссе

При этом для выпускников 2021 года, сдающих ЕГЭ по обществознанию, будут актуальны такие требования к заданию №29:

  • объем – 300-400 слов;
  • наличие формулировки основной идеи;
  • применение терминов и понятий, актуальных для выбранной тематики и проблемы;
  • привлечение разнообразных (не однотипных) примеров из жизни общества, истории народов, литературных произведений или же личного опыта.

Критерии оценивнаия мини-сочинения

За правильное выполнение 29-го задания выпускник может получить 6 первичных баллов (максимальный первичный балл за всю работу – 64).

Распределение задания ЕГЭ по обществознанию в 2021 году по уровням

Оценивать эссе будут 2 независимых эксперта согласно таблице критериев, разработанной ФИПИ:

Критерий Балл
1 Полностью раскрыт смысл высказывания 1 б.
2 Присутствуют понятия и термины с объяснениями 2 б.
3 Рассуждения связанные и логичные 1 б.
4 Приведены качественные примеры

2 б.

Также важно помнить, что даже если структура вашего эссе по обществознанию на ЕГЭ 2021 будет правильной, но текст окажется менее 150 слов, эксперты не будут его проверять и выставят 0 за задание №29. Также нулевой результат получат те, кто не раскроет тему высказывания, поэтому стоит выбирать из 5 предложенных вариантов ту тему, которая вам полностью понятна.

Понять, как именно вас будут оценивать проверяющие и на что в первую очередь обратят внимание можно, ознакомившись с рекомендациями для предметных комиссий, которые доступны на официальном сайте ФИПИ.

Структура сочинения

Прежде чем приступить к написанию тренировочных эссе по обществознанию,  необходимо детально разобраться и понять, какой должна быть структура мини-сочинения в 2021 году. Эксперты рекомендуют придерживаться такого плана:

  1. Цитата (с указанием автора).
  2. Формулировка основной проблемы, о которой говорит автор цитаты.
  3. Смысл высказывания (максимально полное раскрытие).
  4. Ваше отношение к проблеме (согласен или нет с автором).
  5. Аргумент + пример + мини-вывод для каждого аргумента (их может быть 2 и более).
  6. Общий заключительный вывод.

Как писать эссе по обществознанию в 2021 году

Таким образом, у вас должно получиться 5 абзацев:

  1. введение;
  2. теоретическая аргументация;
  3. фактическая аргументация (1 пример);
  4. фактическая аргументация (2 пример);
  5. вывод.

А как же актуальность, спросят многие? На протяжении нескольких лет педагоги акцентировали внимание выпускников на том, что в начале эссе необходимо описать актуальность проблемы. Сегодня в структуре эссе по обществознанию этот пункт отсутствует, ведь, по мнению экспертов, все темы, предложенные выпускникам на ЕГЭ 2021 года, априори являются актуальными. Конечно, при желании вы можете кратко указать актуальность, но баллов вам этот абзац не прибавит (также и отсутствие данного блока не снизит результат).

Также стоит заблаговременно запомнить несколько клише, которые будут актуальны для формирования логического перехода от блока к блоку.

Клише

Клише – это короткие универсальные фразы, с помощью которых может быть легко сформирована правильная структура эссе на ЕГЭ по обществознанию. В 2021 году вы можете взять на вооружение такие клише:

В качестве альтернативы набору клише некоторые школьники рассматривают шаблоны сочинений. Например, вот такой универсальный шаблон для эссе по обществознанию, предлагают в сети для ЕГЭ 2021 года.

Шаблон эссе по обществознанию для ЕГЭ 2021

Но, важно помнить, что нет 100% универсальных шаблонов, ведь фразы могут быть разными в зависимости от темы, вашей позиции и приводимых примеров.

Важно! Категорически нельзя надеяться на готовые сочинения, ведь из года в год высказывания и темы меняются, а значит, вы рискуете получить 0 баллов за эссе. Чаще всего эксперты расценивают такие работы, как не раскрывающие тему.

Полезные советы

В ходе подготовки стоит прислушаться к таким полезным советам опытных педагогов:

  • на выполнение задания №29 необходимо тратить 30-40 минут (тренируйтесь укладываться в эти временные рамки);
  • максимального порога слов для эссе нет, но лучше не писать слишком много;
  • главное – не уйти от основной проблемы, углубившись в философские размышления;
  • полезные клише лучше всего запомнить (их не так уж и много);
  • в качестве примеров лучше всего приводить исторические факты и реальные события, повлиявшие на общество (к личному опыту стоит обращаться в крайнем случае);
  • тщательно продумывайте выборе примеров (не привлекайте факты, которые могут быть истолкованы двузначно);
  • еще до ЕГЭ определите два направления для эссе, это упросит подготовку.

Большинство выпускников для написания эссе на ЕГЭ по обществознанию выбирают темы, связанные с экономикой и социологией, и 2021 год вероятнее всего, не станет исключением. Право и политология – для тех, кто увлекается соответствующим направлением. Самым сложным направлением по обществу выпускники считают философию ввиду сложности и глубины затрагиваемых проблем.

Больше информации о том, какие еще задания будут представлены в КИМах и каким будет формат экзамена в 2021 году читайте в статье, посвященной ЕГЭ по обществознанию.

Также предлагаем ознакомиться с рекомендациями онлайн-репетиторов по выполнению задания №29 по обществу.

Читайте также:

  • Как будет проходить 2020-2021 учебный год
  • Минимальные баллы ЕГЭ 2021 по всем предметам
  • Пересдача ЕГЭ в 2021 году

Комментировать

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (11 оценок, среднее: 3,45 из 5)

loading Загрузка…

Заметили опечатку на сайте? Мы будем благодарны вам, если вы выделите ее и нажмете Ctrl + Enter

Автор:
Самый Зелёный
·

2020 год был самым удачным для тех, кто должен сдавать ОГЭ, ведь экзамен попросту отменили… и тем самым доказали, что без него вполне можно обойтись. А в этом году девятиклассникам тоже достанется кусок звезды с неба: нужно будет сдавать только обязательные экзамены – русский язык и математику. ОГЭ по русскому языку 2021 пройдет для Вас удачно, если Вы перестанете волноваться и начнете планомерно готовиться. Стандартизированный экзамен не потребует от Вас гениальности. Нужно всего лишь знать необходимые правила и выработать навык решения заданий. 

Как и когда проходит?

Даты

Допуском к ОГЭ будет итоговое собеседование, которое пройдет 10 марта и 17 мая. Если эпидемиологическая обстановка не позволит провести очное собеседование, оно будет дистанционным. Но пока надежды на дистанционную форму мало, глобальное бедствие потихоньку отменяют.

ОГЭ пройдет 28 мая 2021 года. Досрочного периода нет, но для тех, кто не смог попасть на экзамен в мае, есть резервные дни в июне. А пересдача будет в сентябре. Тут уж дистанционный вариант будет невозможен.

Порядок написания

Собеседование на ОГЭ по русскому включает четыре задания:

  1. Чтение текста вслух;
  2. Пересказ текста с использованием дополнительной информации (предложенной цитаты);
  3. Монолог по теме;
  4. Диалог по теме.

За выполнение этих заданий школьник получает «зачет» и допуск к ОГЭ.

ОГЭ по русскому в 2021 включает девять заданий:

  1. Сжатое изложение – необходимо прослушать текст и сократить его так, чтобы не потерять главную мысль. 

Текст воспроизведут два раза. В первое прочтение нужно составить его план, чтобы сохранить абзацное членение. Также под пунктами плана можно написать, о чем там говорится в целом. Подсказка: абзацев обычно бывает три. 

Во время второго прочтения план каждого абзаца нужно расширить. Главное, от чего нужно избавиться и что даже не стоит записывать в черновике – вводные слова, повторы, риторические вопросы, пояснения и рассуждения. Также рекомендуется превращать прямую речь в косвенную и упрощать предложения. В целом, нужно оставить только то, что относится к развитию действия.

  1. Синтаксический анализ – нужно найти правильную грамматическую основу для нескольких предложений из текста.
  2. Пунктуационный анализ – правильно расставить запятые, здесь нужно помнить, как ставятся знаки препинания в сложных предложениях, с причастными или деепричастными оборотами, а также в предложениях с однородными членами.
  3. Синтаксический анализ – здесь нужно вспомнить о видах связи в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание), изменить вид связи в приведенном примере с одного на другой.
  4. Орфографический анализ – не нужно искать правильное написание слова (они все написаны верно), требуется найти объяснение правила, по которому слово так пишется.
  5. Анализ содержания – необходимо выбрать предложения, отражающие основные мысли текста.
  6. Анализ средств выразительности – среди приведенных предложений выбрать то, где встречается определенное средство выразительности (эпитет, метафора, олицетворение, фразеологизм, сравнение).
  7. Лексический анализ – найти в тексте синоним или антоним к выделенному слову.
  8. Сочинение – подробнее о нем ниже.

Правила проведения

Собеседование длится около 15 минут, на подготовку дается 1-2 минуты.

ОГЭ длится 3 часа 55 минут, в начале проходит изложение (запись включают два раза, она длится 2-2,5 минуты), после написания которого ученик сам распределяет время на оставшиеся восемь заданий (семь с кратким ответом и одно сочинение).

Начинается экзамен, как правило, в 9.00. Сдаете Вы его в своей школе. Все ребята рассаживаются в шахматном порядке за 15 минут до экзамена. В 9 утра выдаются все документы для заполнения. Вы вписываете свои данные под руководством учителя. Документы собираются на столе. В 9.15 начинается экзамен, и организаторы пишут на доске точные временные координаты: когда начало, когда конец экзамена. За полчаса до финала они напоминают о том, что пора сдавать. В ходе работы, гаджеты, разумеется, нужно отложить в сторону, пока Вас не выгнали восвояси.

Виды и темы сочинений

Сочинение 9 пишется по тексту из художественной литературы. Предлагается три вида тем для сочинения. Стоит выбирать только ту, в которой Вы уверены на сто процентов. Объем и другие важные подробности отражены в критериях оценки сочинения на ОГЭ.

  1. 9.1 – филологическая тема. Приводится какое-нибудь высказывание на тему русского языка, которое нужно прокомментировать с опорой на текст. Например, в демонстрационной версии за 2021 год предлагалось трактовать роль знаков препинания. Нужно использовать два примера из текста.
  2. 9.2 – смысловая тема. Нужно прокомментировать какой-то фрагмент текста, выделить его основную мысль и доказать ее еще двумя примерами из текста. Например, в демонстрационном варианте предлагается отрывок, говорящий о бесстрашии и героизме маленького героя, значит, нужно найти два проявления этих качеств.
  3. 9.3 – тема по объяснению слов. Здесь комментировать надо не целое предложение, а одно слово. Чаще всего эти слова связаны с нравственностью. Например, в демонстрационной версии нужно прокомментировать значение слова «смелость». В этом сочинении один пример должен быть из текста, а второй – из личного опыта (настоящие или придуманные случаи из обыденной жизни или СМИ, аргументы из литературы или кино, биографии известных людей). Любые аргументы и определения понятий Вы можете найти на нашем сайте.

О том, как научиться писать сочинение на ОГЭ по русскому языку 2021, Многомудрый Литрекон рассказал вот здесь.

Примеры сочинений ОГЭ 

9.1

(199 слов) Известный лингвист И. Н. Горелов говорил: «Самое удивительное в том, что писатель — мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». Я понимаю это высказывания так: писатели могут с помощью слов создавать удивительные истории, рисовать живые картины. Владение словом – талант, с помощью которого можно в одной фразе выразить все чувства и мысли.

В предложении 7 таким ярким словом стало «поскуливали». Оно рисует объемную картину: совсем еще маленькие, слепые щенки чувствуют опасность (ведь их собираются топить) и тихонько поскуливают. Они так малы, что не умеют лаять, в этом поскуливании выражаются страх и покорность судьбе. Это чувство передалось и мальчику, он не может отнять жизнь у щенков, поэтому решил их спасти. 

В предложении 49 слово «окрыленный» также скрывает множество оттенков смысла. Это метафора, ведь человек не может летать. Однако надежда на спасение щенят как будто подарила мальчику крылья, доставила ему счастье. Если человека радует возможность помочь другим, он заслуживает большого уважения. В одном метком слове выражается целая гамма чувств – надежда, счастье и воодушевление.

Мастерство владения слова заключается в том, чтобы уметь отразить чувства и эмоции, которые не каждый человек может сформулировать, но каждый испытывал хоть раз. В слове действительно заключается великая сила. 

9.2

(151 слово) Смысл предложения из текста А. Никольской я понимаю так: Вадимка получил последнюю надежду на то, чтобы спасти щенят от смерти, ведь мальчик просто не может убить живое существо.

Вся горечь от возложенной на него матерью обязанности выражается в предложении: «Они хоть маленькие, слепые, а живые существа!». Они не могли убежать, даже не могли залаять, лишь тихонько скулили. Бедные, беспомощные щенята, которых нужно убить – от этой ситуации действительно разрывается сердце.

Мать заставила Вадимку идти топить щенков, женщины из сельпо посмеялись над мальчиком и разошлись – надежды практически не было. Ее подарил колхозный ветеринар Николай Егорыч, сказав, что охотник может взять щенков и спасти их от гибели. И эта возможность настолько обрадовала Вадимку, что у него будто выросли крылья.

Позиция мальчика вызывает уважение, ведь он искренне переживает за щенят, понимает их беспомощность и не хочет обижать слабых. Хоть герой еще маленький, но он уже умеет брать на себя ответственность за себя и за других.

9.3

(162 слова) Доброта – это открытое отношение к миру и людям, желание сделать для них что-то хорошее, помочь им. Добрый человек озаряет все окружающее его, даже если не осознает этого.

Эти качества в полной мере характеризуют Вадимку, героя текста А. Никольской. Он с добротой относится к щенкам, переживает за их судьбу, поэтому не может лишить их жизни. Переживания мальчика отражены в предложениях 8-9. Причем доброта Вадимки активная, он не просто жалеет щенков, но и пытается их спасти.

Доброта подкупает кого угодно. В рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» главный герой Жилин вел себя со всеми вежливо и по-доброму. Попав в плен, он не замкнулся в себе, хорошо относился к Дине, дочери своих «хозяев», делал для нее куколок. За это она носила ему молоко и лепешки, а потом даже помогла сбежать. На доброту люди откликаются добром.

Доброта – самое важное качество в нашем мире. Когда человек думает не только о себе, но и о других, он сам становится лучше. Это позволяет ему сохранить человечность.

Подготовка 

Для подготовки к ОГЭ по русскому языку не надо слишком многого, ведь в девятом классе задания относительно простые.

Устный этап

Тут самое главное для Вас – больше читать вслух. Так можно достигнуть нескольких целей. Во-первых, у Вас не будет кома в горле от волнения на собеседовании, так как Вы будете уверены в своем навыке. Во-вторых, Вы расширите свой словарный запас, Вам будет не страшно на монологе и диалоге. Отличный психологический прием – представить, что Вы разговариваете с каким-нибудь своим знакомым или родственником. Вряд ли у экзаменатора есть цель Вас завалить, ведь он с Вами в одной лодке: при отрицательных результатах на экзаменах руководство школы и учителей по головке не погладят.

Самый простой совет для подготовки к чтению – учитесь ставить логическое ударение (выделяйте голосом главные слова в предложении) и делайте небольшие паузы на месте знаков препинания.

Письменный этап

Для подготовки к этому этапу Вам нужно приобрести или самостоятельно составить справочник всех необходимых правил (правописание слов, расстановка запятых, синтаксические средства выразительности, тропы). Кроме того, необходимо как можно больше «прорешивать» разнообразных вариантов, ведь задания однотипные. Сделав их много раз, Вы легко справитесь с настоящим экзаменом.

Для успешного написания сочинения Вам понадобится составить список различных нравственных терминов (для задания 9.3), а также практика. Кроме того, аргументы для сочинения 9.3 помогут привести знания разной литературы. Не стоит забрасывать чтение, готовясь к русскому (особенно если Вы собираетесь идти в 10 класс, а значит – потом сдавать итоговое сочинение и ЕГЭ).

Вот программа домашней подготовки.

Список литературы

Для сочинения 9.3 стоит обратить внимание на классическую литературу. Как было сказано выше, сочинения 9.3 направлены на толкования разных нравственных категорий. Вся классическая литература в той или иной мере рассуждает о нравственности. Вам точно помогут следующие книги, в которых можно найти разные нравственные категории (ссылки ведут на подробные краткие содержания):

  1. А. С. Грибоедов «Горе от ума» – зло, зависть, честь, достоинство, обман, измена, ум, глупость;
  2. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» – любовь, долг, честь, измена, храбрость, достоинство, обман, жестокость, милосердие;
  3. Л. Н. Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность» – любовь, измена, доброта, потеря, счастье, горе;
  4. А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский» – доброта, скука, любовь, взаимовыручка, дружба, честь, достоинство, эгоизм, самопожертвование;
  5. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри» – свобода, доброта, скука, любовь, измена, ревность, самопожертвование, достоинство, эгоизм, судьба, ум, глупость;
  6. М. А. Шолохов «Судьба человека» – честь, жестокость, милосердие, любовь, храбрость, достоинство.

Клише и шаблоны

Для собеседования можно выделить следующие клише, которые помогут построить монолог:

Описание фотографии: 

  • «Передо мной интересная/красивая/завораживающая/приятная/неприятная/некрасивая, отталкивающая фотография»;
  • «На ней изображен/Героями фотографии стали/Мы видим на фотографии/Давайте рассмотрим фотографию внимательнее»;
  • «На переднем плане/На заднем плане»;
  • «На их лицах отражается счастье/радость/воодушевление/печаль/грусть/усталость»;
  • «Я думаю, что эта фотография выражает чувство восторга/радости/грусти от…»
  • «Мне нравится/Не нравится фото, потому что..»

Рассказ по теме:

  • «Я хочу рассказать об одном событии, которые запомнил(а) на всю жизнь/Самое запоминающееся событие в моей жизни – это…/Я люблю… (событие – встречи, походы, праздники), но один из них запомнился мне больше всего»;
  • «Это событие произошло…»;
  • «Я отправился(лась) туда с…»;
  • «Я готовился(лась) заранее: (выполненные действия)»;
  • «И вот наступил долгожданный день. Я сделал(а)… (выполненные действия)»
  • «Больше всего мне понравилось…»
  • «Меньше всего мне понравилось»
  • «Я хотел(а) бы еще раз принять участие в таком мероприятии»

Рассуждение по теме:

  • «Мне предложили порассуждать на интересную/актуальную/неоднозначную тему (название темы)»;
  • «Я думаю, что/Моя точка зрения состоит в том, что/Я считаю, что… (ответ на вопросы), потому что…»;
  • «Таким образом, (основа темы – интернет, музыка, искусство, доброта) – это…»

Для сочинения можно выделить следующие клише, которые помогут построить структуру текста:

9.1

  • Вступление – «Известный лингивист/филолог/ученый (ФИО) сказал… (цитата). Я понимаю это так:..», «Я понимаю цитату лингивиста/филолога/ученого (ФИО) так:…».
  • Аргументы – «Эти мысли подтверждаются примерами из текста», «Первый пример, подтверждающий эту мысль…», «Во втором примере мысль ученого выражается так:…»
  • Заключение – «Таким образом, высказывание о том, что (основная мысль цитаты) соответствует действительности, потому что…(немного дополнительной информации)», «В заключении/завершении/итоге хочется сказать, что… (переписать свое объяснение цитаты другими словами)».

9.2

  • Вступление – «Отрывок из текста (автор текста) рассказывает о/подчеркивает… (одним словом или выражением, о чем там)», «В отрывке говорится о…»;
  • Аргументы – «Подтверждение мы находим в предложении…», «В доказательство этой мысли приведем предложение…», «В качестве второго примера», «Эта же мысль выражена в..»;
  • Заключение – «Таким образом, высказывание о том, что (основная мысль отрывка) соответствует действительности, потому что…(немного дополнительной информации)», «В заключении/завершении/итоге хочется сказать, что… (переписать свое объяснение фрагмента другими словами)».

9.3

  • Вступление – «(Нравственная категория из задания) – это… (ее толкование)», «С давних имен мы сталкиваемся с… (нравственная категория из задания)», «Что такое… (нравственная категория из задания)? Я понимаю это как…»;
  • Аргументы – «Проявление (нравственная категория из задания) мы находим в предложении»; «(Нравственная категория из задания) встречается и в жизни/кино/литературе/истории. Пример этому – …»;
  • Заключение – «Таким образом, (нравственная категория из задания) действительно важна/встречается (если о плохом) в жизни», «Нужно бороться с (нравственная категория из задания, если о плохом), потому что…», «Нужно поддерживать (нравственная категория из задания) в людях, потому что…».

Еще больше клише на ОГЭ по русскому языку Вы найдете в подборке.

Критерии оценки 

Оценивание ОГЭ по русскому языку проходит по четким критериям. Точную таблицу баллов Вы можете посмотреть здесь. Предлагаем Вам интерпретацию требований, баллов и оценок за устную часть, изложение и сочинение. В устной части несколько заданий – чтение, пересказ, монолог, диалог. 

  • В чтении можно получить за соответствие интонации и темпа по 1 баллу. Если что-то не соответствует – баллы снимаются.
  • В пересказе нужно обязательно сохранить микротемы (1 балл), если они упущены или добавлены – 0. Не должно быть фактических ошибок (1 балл). Нужно включить предложенное высказывание (1 балл), если получилось неуместно и нелогично – 0 баллов. Цитировать нужно без ошибок (1 балл).
  • Оба задания оцениваются в общем по критериям грамматики (без ошибок – 1 балл), орфоэпии (максимум одна ошибка – 1 балл), речи (не более трех ошибок – 1 балл). Нельзя искажать слова (1 балл), если хоть одно искажение, то получите 0.
  • В монологе должна быть решена коммуникативная задача – должен прозвучать ответ на поставленный вопрос, высказывание должно быть от десяти предложений, в нем не должно быть ни одной фактической ошибки. Тогда Вы получите 1 балл. Если какое-то из условий не соблюдено – 0. За учет условий речевой ситуации получите 1 балл. Обращайте внимание на речь: она должна быть последовательная, без ошибок логики (1 балл).
  • В диалоге нужно также решить коммуникативную задачу – ответить на все вопросы (1 балл). Не нужно отвечать односложно или вообще молчать, иначе будет 0 баллов. За учет условий речевой ситуации получите 1 балл.

Объем изложения должен быть не менее 70 слов, но и не более 90 слов. Максимум за сочинение – 7 баллов

  • Максимальная оценка за содержание – 2 балла, для этого нужно отразить все микротемы (все 3 абзаца). Если одна упущена или добавлена – 1 балл, если больше – 0. 
  • Максимальный балл за сжатие – 3, он ставится, если все микротемы сжаты. Если только две – 2 балла. Одна – 1 балл. Ничего не сжато – 0.
  • За максимальную цельность и связность Вы получите 2 балла, если нет ошибок логики и выделены все абзацы. Если одна логическая ошибка или выделено два абзаца из трех – 1 балл. Если еще хуже – 0.

Объем сочинения – не менее 70 слов. Максимум за сочинение – 19 баллов.

  1. За ответ на вопрос задания Вы получите 2 балла, если докажите тезис на теоретическом уровне без фактических ошибок. 1 балл – если допустите одну фактическую ошибку. И 0, если фактических ошибок больше или тезис доказан вне контекста, на бытовом уровне.
  2. За примеры-аргументы получите 3 балла, если приведете 2 примера из текста, указав их роль (а в 9.3 – один из текста, а один из опыта). Если роль в тексте не указана или указана у одного аргумента – 2 балла. Если только один аргумент – 1 балл. Если оба аргумента не из текста или их нет – 0.
  3. Цельность, связность и последовательность оцениваются также, как и в изложении. 
  4. Максимум за композицию – 2 балла, если нет ошибок в построении. Одна ошибка в построении текста – 1 балл. Более одной – 0.
  5. За орфографию максимум – 2 балла, если не больше одной ошибки. Из-за двух-трех ошибок балл снижается до 1. Более четырех ошибок – 0.
  6. Максимум за пунктуацию – 2 балла, если не более 2 ошибок. За 3-4 уже будет 1 балл. Если больше – 0.
  7. Максимальный балл за грамматику – 2, если не более 2 ошибок. За 3-4 снижается до 1 балла. Если больше пяти ошибок – 0.
  8. Максимум за речь – 2 балла, если не более 2 ошибок. За 3-4 уже будет 1 балл. Если больше – 0.
  9. Максимальный балл за фактическую точность – 2, если ни одной ошибки. Одна ошибка – 1 балл. Если больше двух – 0.

Приучайте себя проверять выполненные задания на ОГЭ по русскому языку по критериям. Тогда на самом экзамене у Вас все будет под контролем.

Результаты и апелляция 

Если результаты экзамена Вас не удовлетворили, Вы можете подать апелляцию.

Апелляция ОГЭ по русскому языку в 2021 году может быть подана в двух случаях:

  • Если Вы считаете, что в ходе экзамена были нарушения – нужно подать апелляцию сразу, не выходя из места проведения экзамена. Рассматривать обращения будут два рабочих дня.
  • Если Вы считаете, что оценка занижена – нужно обратиться к директору своей школы ли председателю конфликтной комиссии, а потом составить заявление на специальном бланке. У Вас есть два дня после оглашения результатов, а рассматривать апелляцию буду четыре рабочих дня.

Помните, апелляцию по результатам экзамена нужно подавать только тогда, когда Вы полностью в себе уверены. Работу перепроверят полностью, выставят новые баллы, итоговый результат может быть даже ниже, чем в первый раз.

Теперь Вы все знаете о проведении экзамена по русскому языку в 9 классе. И пускай ОГЭ 2021 пройдет для Вас без сучка, без задоринки! 

Автор: Мария Копусова

Метки: 9 классапелляциядаты экзаменакритерииОГЭ по русскому языкурасписание ОГЭэкзамен

Читайте также:

  • Шаблон для проекта рассказ о слове русский язык 3 класс
  • Шаблон для написания сочинения рассуждения
  • Шаблон для написания сочинения для огэ
  • Шаблон вывода в сочинении
  • Шаблон для итогового сочинения по русскому в 11 классе