Сформулируйте свое мнение и изложите его в виде небольшого сочинения рассуждения

Тема: 16 русский речевой этикет пояснительная записка урок родного русского языка предназначен для учащихся 6 классов, занимающихся по учебнику русский

Тема: §16 Русский речевой этикет

Пояснительная записка

Урок родного (русского) языка предназначен для учащихся 6 классов, занимающихся по учебнику Русский родной язык.6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [О.М. Александрова и др.]. – М.: Просвещение: Учебная литература, 2020.

Урок общеметодологической направленности, носит познавательный и воспитательный характер. С целью пробуждения и поддержания интереса обучающихся к содержанию, активизации познавательной деятельности в урок включены задания в форме ролевой игры. Большое внимание уделяется расширению и обогащению словарного запаса обучающихся и воспитанию ответственного подхода к выбору форм общения русского языка.

Цель: углубить и закрепить знания обучающихся в области речевого этикета.

Задачи:

Обучающие: систематизировать существующие знания о понятии речевого этикета; определить свойственные именно русскому языку речевые формулы; расширить область применения речевых этикетных формул; формулировать алгоритмы вежливого общения учащихся в соответствии с поставленными учебными ситуациями.

Развивающие: способствовать развитию интеллектуальных и коммуникативных способностей учащихся, познавательного интереса, навыков аналитического чтения, внимания, творческого мышления.

Воспитательные: воспитать потребность взаимодействовать с другими участниками коммуникации в соответствии с нормами этикета, привить навыки культуры общего поведения, воспитать интерес к родному языку, способствовать воспитанию бережного и уважительного отношения к слову.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Ход урока

I. Организационный момент.

В класс заходит учитель и вместо стандартного приветствия произносит:

«Всем приветики», «Здорово, ».

( Класс в замешательстве, не знает, в какой форме ответить)

II Актуализация знаний.

— В чем дело, ребята? Почему вы сразу не смогли мне ответить? Что не так?

(Дети указывают и поясняют несоответствия речевой ситуации: урок – официальное мероприятие, статус учителя выше, чем у ученика)

— А как вы считаете, к чему могут привести подобные несоответствия в жизни? А если представить, что нечто подобное произошло среди взрослых: на деловой встрече; на званом ужине по отношению к уважаемым или пожилым людям? Приятна ли эта ситуация? (Ответы детей)

III Формулирование цели, постановка задач.

— Итак, совершенно ясно, что во время общения очень важно быть каким? (Вежливым)

— А как им стать? Чем нужно руководствоваться? (Правилами поведения/ этикета)

Давайте вспомним, как приветствуют друг друга японцы (поклон со сложенными руками), дотрагиваться при этом к собеседнику, равно как и смотреть в глаза, нельзя. А европейцы как приветствуют друг друга? (обнимаются и целуют друг друга) А вот жители Севера (эскимосы, лапландцы)здороваясь, легонько стучат друг друга по голове или трутся носами. Все они следуют этикету своего народа. Приемлемо ли такое у нас, в России? (Ответы учеников)

— Как считаете, что сегодня нам предстоит изучить? Сформулируйте тему урока? Учтите при этом, на каком уроке вы находитесь. Какой аспект из общего свода правил поведения заинтересует прежде всего? (Дети, анализируя версии, выбирают наиболее точную и лаконичную формулировку темы – «Русский речевой этикет»; формулируют цель, ставят задачи). Запись темы в тетрадь.

IV Изучение нового материала.

— Вспомним рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Там описана встреча двух друзей детства. (на слайде/ распечатка на стол)

— Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого. -Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

— Батюшки! — изумился тонкий. — Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?

Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены.

   — Милый мой! — начал тонкий после лобызания. — Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был!

— Так они приветствовали друг друга. А вот как прощался «тонкий», после того, как узнал, что его друг занимает высокий пост:

— Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

— Как считаете, почему тонкий решил изменить форму общения? И с какой целью? (Изначально каждый из них не знал о том, кто кем стал, поэтому считал себя равным другому. И форму общения он выбрал соответствующую. Затем он меняет форму общения, чтобы выказать свое уважение)

— Итак, мы увидели, что люди используют формы вежливого обращения в разговоре с теми, кто занимает более высокий статус. А по отношению к кому еще следует вести себя уважительно, придерживаясь этикета? (старшим, лицам женского пола). Верно, запишем это в тетрадь.

— Знаете, подобные условия характерны для многих народов. Но вот если вы будете общаться с французами, будьте готовы к тому, что вас могут перебить. Это все потому, что так они проявляют интерес к собеседнику. Для вежливого общения у нас, в России, это допустимо? (нет) А как следует себя вести во время общения?

— Обсудите в группе, какое поведение лежит в основе культурного поведения русского человека. Запишите тезисы. Сравните свои выводы с теми, которые указаны во фрагменте текста из книги И.А.Стернина «Русский речевой этикет» (стр.95-96), дополните свои записи при необходимости.(немногословно, негромко, спокойным тоном выражать свои мысли, однако без излишней сухости)

— Итак, изучив положения о том, как нужно себя вести, перейдем к вопросу о том, как обращаться при встрече с человеком, к которому следует проявить уважение?

(Дети приводят свои примеры) Посмотрите, эти люди могут быть абсолютно разными, но в разговоре мы используем сходные выражения. Это происходит потому, что они универсальны, похожи на формулы в математике. В лингвистике подобные «готовые фразы» называются этикетные речевые формулы (далее ЭРФ). Подумайте, когда, помимо приветствия, мы их используем? (прощание, благодарность, поздравление и др.)

Проверим, насколько точно вы определили область применения ЭРФ. Уточните по учебнику на стр. 96, в разделе «Лингвистические заметки». Как правило, дети не называют комплимент, сочувствие как форму ЭРФ.

— Работая в группах, составьте таблицу по группам ЭРФ, опираясь на данные раздела, приведите примеры. Учтите, что ЭРФ действуют не только при официальном общении, но и среди равных (неофициальное общение). Используя материал упр.138, 139 подберите примеры, дополните своими. (Можно распределить задание по рядам, на каждый ряд своя группа речевых формул – в учебнике их указано 3)

Проверка выполнения задания: демонстрация таблиц, зачитывание примеров.

Вы хорошо справились с работой над двумя первыми группами (приветствие, прощание). Рассмотрим подробнее третью группу. Что в нее входит? Согласие/несогласие, поздравление, комплимент – так написано в этом разделе. Посмотрите задания параграфа – упр. 141, 142,143. О каких еще видах ЭРФ там идет речь? (благодарность, комплимент, сочувствие, утешение). Рассмотрите приведенные примеры ЭРФ. Оказывается для вежливого человека важно не только вовремя и правильно поздороваться или попрощаться, но и суметь тактично и искренне выразить слова поддержки или благодарности. Дополните свои таблицы этими видами ЭРФ.

V Закрепление материала

От теории перейдем к практике.

  1. Работа в группе:

  • Рассмотрите (на слайде/ распечатка на стол) стихотворение известного детского поэта Г. Остера. Укажите, какие речевые нормы нарушены? Приведите свои аргументы.

Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов: «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.

  • Обратимся к упр. 141., подготовьте свой вариант ответа на поставленную задачу. На каждый ряд распределяется задание, соответствующее пункту упражнения (от 1-3). После небольшого обсуждения ученик от каждой группы зачитывает ответ.

  1. Работа в парах:

Смоделируйте ситуацию в соответствии со схемой (на слайде/ распечатка на стол). Тематика может быть любой: случай в школе, дома, на улице и т.д. Текст беседы с применением ЭРФ запишите (по ролям), приготовьтесь выступить со своей сценкой перед классом.

ПРОБЛЕМА 

СОЧУВСТВИЕ

БЛАГОДАРНОСТЬ 

Несколько пар представляют свои импровизации классу.

VI Подведение итогов

Итак, в начале урока вы поставили перед собой цель – разобраться в тонкостях русского речевого этикета. Как считаете, цель достигнута? (да) Как, помимо вежливого общения с другими людьми, ведет себя воспитанный человек? (Поддерживает других, говорит комплименты и благодарит)

Как вы считаете, прав ли Мигель де Сервантес, автора знаменитого романа о благородном человеке, рыцаре, Дон Кихоте, говоря: «Ничего не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»?

VII Домашнее задание

Прочитайте фрагмент письма А.П. Чехова, приведенного в упр. 144. Перечислите и запишите, какие черты, по мнению А.П. Чехова, присущи воспитанному человеку. Со всеми ли вы согласитесь? Свое мнение оформите в виде небольшого сочинения-рассуждения.

VIII Рефлексия

Ребята, продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал…

Своей работой на уроке я …

Больше всего на уроке мне понравилось…

Сегодня на уроке я научился…

За работу на уроке я поставил бы себе…

Чем отличается доклад от реферата

Для того чтобы хорошо написать небольшое учебное исследование, требуется четко знать, чем доклад отличается от реферата. Это не только поможет выполнить задание на положительную оценку, но и упростит написание текста. Важно знать различия между рефератом и докладом, и показывать это на практике.

Что такое реферат

Это один из вопросов, который волнует многих студентов и школьников. Реферат – это проверка, которая подтверждает те или иные знания учащегося. Сегодня в интернете можно найти множество готовых текстов. Но не стоит надеяться на лояльность преподавателя, который “закроет глаза” и поставит хорошую оценку за не уникальную работу.

Реферат – это небольшое самостоятельное исследование. Часто вузы поддерживают такую систему: заменяют экзамены на письменные задания. В этом случае в тексте должна использоваться тщательно проработанная информация. Весь труд будет представлять собой обзор использованной тематической литературы.

%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B0

Особенности написания реферата

Как и любой вид письменных работ, реферат имеет свои определенные особенности. Важно, при написании текста, использовать определенную последовательность и структуру:

Титульный лист. Он должен содержать информацию об учащемся, вузе, факультете и теме научной работы.

Оглавление – четкое, последовательное содержание работы.

Введение – краткое описание, обоснование тематической актуальности, построение целей и задач.

Основная часть. Состоит из нескольких разделов или глав: теоретической и практической.

Заключение – общие, краткие выводы о проделанном исследовании.

Список использованной литературы.

Приложения – необходимы для обоснования определенных тезисов. В рефератах используются крайне редко.

Особенность реферата заключается в том, что изложение материала должно быть содержательным и кратким. Не стоит забывать о грамотности текста и правильном оформлении работы.

Что такое доклад

Доклад – это проверочный материал по специализациям и учебным предметам. В зависимости от требований педагога, доклад может быть как письменным, так и устным. Это самостоятельная работа, которая готовиться по заданной теме и определенному плану.

Текст написанного материала больше несет в себе отчетную функцию, нежели исследовательскую. Поэтому основная цель доклада – донесение информации до слушателей. Планируя будущий текст, студент или учащийся, может использовать всего несколько аргументированных источников или лекции по дисциплине. Доклад позволяет не только изучить что-то новое, но и закрепить пройденный материал.

Особенности написания доклада

Как уже говорилось, доклад может производиться в устной форме и в письменной. Но в том и другом случае студенту требуется составить план для выступления работы:

Введение – «несколько слов» об актуальности темы доклада.

Основная часть – текст, с использованием ссылок на экспертов и аргументации собственной точки зрения.

Заключение – выводы о проделанной работе.

Внимание! К печатному докладу добавляется титульный лист, оглавление и список литературы

Особенностью написания доклада является то, что его составление и оформление не регламентируется какими-то строгими нормами ГОСТа, но стиль изложения текста должен быть академическим.

%D0%A1%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B0

Чем отличается доклад от реферата

Разница между докладом и рефератом существенная. Для того, чтобы написать качественную работу, следует разграничивать эти различия:

Первое отличие – это объемность. В докладе количество страниц может варьироваться от 5 до 10. А в реферате достигает до 25.

Доклад может быть написан в более свободной форме и не соответствовать нормам ГОСТа.

Формат доклада позволяет использовать устное изложение, без письменного подкрепления.

Доклад формируется на основе лекций, мнения студента и нескольких экспертных источников.

Защита доклада подразумевает под собой полный пересказ текста.

Доклад способен стать предметом обсуждения и полемики, а не просто проинформировать аудиторию о проблеме, как реферат.

Важно запомнить, что доклад является аргументацией проблемы и описывает поиски ее решения. Но все же реферат и доклад являются достаточно похожими проверочными заданиями

Отличие реферата от других видов работ

Отличие доклада от реферата – понятно, но как быть с другими проверочными заданиями: эссе, контрольными, курсовыми и исследовательскими трудами. Объединяет их с рефератом и докладом то, что это все учебные проекты, которые предназначены для сообщения определенной информации. Но и разница между ними видна невооруженным глазом.

Чем отличается реферат от курсовой

Курсовая является письменным материалом и базируется на различных источниках. Вот чем и отличается реферат от курсовой работы:

Тематическое и целевое направление. Курсовая – это не только изложение уже известных фактов, но и грамотное описание собственных мыслей и выводов, на основании которых можно решить поставленную проблему.

Объем. Это самое заметное отличие реферата от курсовой работы: оптимально количество страниц для курсовой – 25-35.

Курсовая в обязательном порядке должна иметь графические и текстовые приложения.

Word 2013 23473Пример курсовой работы.

Чем проект отличается от реферата

Говоря о проекте, стоит отметить, что помимо выявления проблемы, он должен раскрывать пути ее решения и достигать определенного результата. Основной целью проектной работы является не информирование, а именно получение конкретного продукта научной или социальной направленности.

Проекты позволяют раскрыть все стороны учащихся: и умственные, и творческие. Важно, что проекты не имеют ограничений в исполнении, наоборот приветствуется оригинальный подход и содержательная презентация своего труда. А вот защита реферата не всегда актуальна, многие преподаватели просят только написать и сдать работу.

Word 2013 23473Пример курсового проекта.

Чем отличается эссе от реферата

Что такое эссе? Это письменный процесс, который по своему составу напоминает сочинение. Вот основные отличия их друг от друга:

Объем. Для качественного написания эссе потребуется 2-5 страниц.

Оформление эссе не нуждается в титульном листе, содержании и списке литературы. Данная работа состоит из основной – описательной части.

В эссе не обязательно ссылаться на источники.

Особенность эссе заключается в том, что для его написания не требуется доскональное изучение темы: учащийся может высказать свою точку зрения, подкрепив ее собственными аргументами и размышлениями.

Word 2013 23473Пример эссе.

Отличие аннотации от реферата

Аннотация и реферат – это совершенно разный вид письменных работ. Аннотация является кратким изложением одного конкретного источника, без добавления собственных мыслей и выводов. Можно сказать, что это пересказ текста статьи, книги или научной диссертации.

Еще одно отличие – оформление. Оформление аннотации не требует титульных листов, введений/заключений и списка литературы. Это сплошной резюмирующий текст, кратко обобщающий исходный материал.

Word 2013 23473Пример аннотации.

Чем отличается реферат от контрольной работы

Контрольная – самый распространенный вид проверки знаний учащегося. Но между рефератом и контрольной есть важные различия:

Принцип проверки. Контрольную проверяет лично преподаватель, ее не надо защищать перед аудиторией

Контрольная – является полной проверкой знаний по теме или дисциплине.

Объем контрольной регламентируется преподавателем и может быть выполнен в тестовом формате.

Контрольная подразумевает под собой повтор изученного материала и ответы на конкретные вопросы, поставленные педагогом.

Word 2013 23473Пример контрольной работы.

Чем реферат отличается от исследовательской работы

Самое главное отличие реферата от исследовательской работы – это объем изложенной информации. Исследования требуют не только написания нескольких десятков страниц, но и проведения экспериментов. Такое задание не подразумевает проверку знаний. Исследования предназначены для научных доказательств теорем и обоснования гипотез. Важно, что даже в самом небольшом исследовании студент должен полностью раскрыть суть проблемы и высказать собственную точку зрения по изучаемому вопросу.

Независимо от того, какой научный труд требуется написать: реферат, доклад или курсовую, главное это грамотность, правильное оформление и следование методическим рекомендациям учебного заведения.

Word 2013 23473Пример исследовательской работы.

Чем отличается доклад от реферата и других письменных работ?

Доклад — это устное сообщение по научному тексту. Подобную работу часто выполняют студенты-первокурсники. Чем отличается доклад от реферата? В первом случае текст может быть свой или чужой. Реферат же принято делать на основе источника другого автора. Разумеется, бывают исключения.

В случае если текст чужой, вы просто докладываете устно результаты реферирования какой-либо работы. Это стандартное задание на семинаре. Оно облегчается тем, что преподаватель в учебно-методических целях дает к реферируемой статье список из десятка вопросов.

Виды докладов и их различия

8d2f6fceeb1b20c31b2daf5a0f429ec6 Вам будет интересно: Сноски в дипломе: правила оформления и размещения

Существует простой вариант подобного доклада, который называется научным сообщением. Это более редкий вид заданий. Он практически не отличается от реферата и не требует хорошего оформления.

55570e0095a56cb9bbfab86b0faed782

Другая разновидность научных работ — доклады по диссертации. Точнее, по ее содержанию. В докладе диссертант излагает предполагаемый материал главы, которую он написал. В процессе таких выступлений происходит апробация научных выводов.

Основной тип — зачетные доклады. Они во всем аналогичны рефератам. Много общего у них также с курсовыми. Чем отличается доклад от реферата в этом случае? Важное различие одно. За доклад поставят «зачет» или «незачет», а за реферат — оценку. Темы даются одновременно с курсовыми работами. Поэтому вам предстоит правильно распределить усилия. Со всех точек зрения лучше хорошо написать курсовую, чем доклад.

Доклад как зачетная работа

Кстати, есть еще кое-что, чем отличается доклад от реферата и сообщения. Это важная информация для первокурсников. Все доклады выступают в роли зачетных работ. Если вы решите прогулять их, как лекцию, допуска к экзаменам вам не видать.

672265790367ddb169903c449232d548

Поэтому отнестись к докладу нужно внимательно, в долгий ящик не откладывать и постараться сделать как можно скорее. Тогда освободится время для более серьезных работ.

Чем отличается доклад от реферата?

Отметим основные особенности письменных работ:

  • Доклад – это один из видов научных трудов. Под ним подразумевается запись тематического сообщения, изначально сделанного в устном виде. Это главное, чем отличается доклад от реферата и презентации. В этих видах научных текстов имеются и другие различия.
  • Реферат – это работа, в которой необходимо отобразить краткое раскрытие темы, при этом указав используемые источники. Для этого нужно пойти в библиотеку, найти там несколько книг с подходящим названием, прочитать, выписать из них тезисы и изложить их в своем реферате.
  • Презентация – это интерактивный доклад, дополненный фотографиями, иллюстрациями, таблицами, прочими материалами. Как правило, создается он в виде слайдов.

    Чем отличается доклад от реферата по оформлению? На самом деле, практически ничем. Оба вида письменных работ должны содержать стандартный титульный лист, вводную часть, заключение. Наличие списка литературы обязательно для реферата, доклад же может обойтись без него.

    История появления и отличительные особенности доклада

    Человека с давних пор преследует несовпадение устного и письменного стиля изложения мыслей. Написав статью, иногда практически невозможно прочитать ее вслух. Даже профессиональные математики не в состоянии зачитать свои формулы. А ведь есть еще ученый жаргон в гуманитарных дисциплинах. Да и как вы изложите содержание плана археологического раскопа или фонологической таблицы?

    18a586b8710ac3907b98ee0a38a6d0c5

    Чтобы облегчить себе труд, научную работу стали готовить в двух вариантах: письменном и устном. Поскольку никто не смог еще написать два текста сразу, один из них был первичным.

    Сначала таким был устный текст. Так, еще в XIX веке типичный ученый готовил тезисы выступления, а затем на их основе произносил речь на собрании. Это могла быть лекция для студентов, сообщение на образовательном семинаре или международной конференции. Регламент предусматривал вопросы к выступающим из зала и ответы на них.

    Естественно, затем происходила дискуссия разной степени бурности. После этого выступления автор по памяти и по тезисам записывал свое слово перед аудиторией и, в зависимости от результатов обсуждения и от своей научной честности, редактировал его. Речь хранилась на кафедре и затем публиковалась в каком-либо сборнике, выпуске научного журнала или иного издания в виде доклада (статьи).

    Доклад – помощник при выступлении

    Позже, с ростом рядов научного мира, основная форма общения ученых стала письменной. Вместо того чтобы обмениваться мнениями в аудитории после выхода нерадивых студентов, профессора привыкли читать статьи друг друга. Так было проще и понятнее. Поэтому доклад стали делать наоборот. Сначала ученый муж писал свой текст, а затем знакомил с его сокращенным изложением аудиторию. Кто заинтересуется, возьмет текст и прочитает.

    e8771adf568e0c9db93c966806ef75d4

    Современные студенты поступают аналогичным образом. Сначала готовится речь на основе любой письменной работы: курсовой, реферата, презентации. Затем, во время выступления, зачитывается краткий обзор научного труда. Это позволяет сэкономить время слушателей, а также ознакомить их с основными тезисами работы.

    Доклады, рефераты, презентации и научные сообщения – это виды письменных работ, принципы создания которых во многом схожи, но имеют некоторые важные различия.

    Отличие доклада от реферата

    Чтобы овладеть новой информацией, а также лучше усвоить, пройденный на лекциях, материал по той или иной науке, студенты пишут реферат, подготавливают доклад на определенную тему. Данная форма закрепления знаний нередко применяется преподавателями высших учебных заведений.

    Многие люди считают, что вышеперечисленные работы являются абсолютно одинаковыми, и не понимают в чем их отличие. По их мнению, и в том, и в другом случае, учащийся должен подобрать библиографические источники, статьи, изучить литературу, систематизировать собранную информацию, изложить ее в печатном виде, а после всех, приведенных выше манипуляций, ознакомить с ней слушательскую аудиторию.

    5fe4e85cc1362

    Чем отличается доклад от реферата?

    Это только спервоначала кажется, что доклад и реферат схожи между собой. На самом деле, они значительно отличаются друг от друга. Разница между докладом и рефератом ощутимая.

    Главное отличие доклада от реферата заключается в том способе, который применим для обработки, подачи сведений. Также есть разница и в правилах оформления трудов. Если по тематике данные виды работ могут перекликаться, то по содержанию они должны кардинально отличаться друг от друга.

    От доклада реферат отличается способствованием формирования, по заданному вопросу, общей картины представлений. При этом детальный анализ не проводится, не делаются логические выводы.

    Доклад представляет собой работу исследовательского характера, выражающую мнение студента. Он содержит субъективные данные. Реферат основывается на изложении фактического материала. В нем нет рассуждений, умозаключений, выводов автора. При написании реферата, автор использует от одного и более источников.

    При составлении доклада, лицо, работающее над ним, опирается на анализирование:

    • разных фактов;
    • противоположных мнений, которые представлены в научной литературе.

    В докладе перечисляются основные методы, способы решения вопроса намного полнее, обстоятельнее, чем в реферате излагается материал. В нем автор выражает собственное мнение, дает личные оценки. По объему, реферат, как правило, меньше доклада.
    Чтобы понять, чем отличается доклад от реферата, нужно рассмотреть каждый вид работ по отдельности.

    Доклад: суть работы

    Под понятием «доклад» подразумевают подробное, выстроенное в определенную структуру, развернутое, обобщенное изложение результатов проведенных исследований, материала по определенному, глубоко изученному, вопросу, выбранной теме, предполагающее привлечение документальных сведений.

    Доклад — это расширенное, изложенное в письменной форме, сообщение на основе науки, исследовательских разработок по конкретной тематике.

    Если говорить простыми словами, то доклад можно охарактеризовать как отчет, документ, содержащий информацию о проведенной научной, исследовательской работе, оформление, структура которого отвечают требованиям стандартов ГОСТа.

    Цель доклада состоит не только в информировании, но и в формировании у учащихся навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности, развитии способностей мыслить критически.

    Доклад не обходится без таких составляющих, как публичное выступление, монологическая речь. Задача доклада — научиться преподносить материал аудитории, обосновывать собственную точку зрения, делать правильные умозаключения.

    60476ebb6c0b5

    В зависимости от структуры, студенческие доклады подразделяются на следующие виды:

    • Линейные. Они выстроены таким образом, что представляют материал в определенной последовательности.
    • Разветвленные. Охватывают сразу несколько аспектов вопроса, лежащего в основе изучения.

    Также, по способу изложения материала, доклады бывают:

    • Устными.
    • Письменными.

    В устном докладе, обобщенные сведения по теме исследования, представляются аудитории словесно. Они должны быть информативными, доступными, понятными для восприятия. В выступлении широкий круг слушателей информируют о:

    • целях;
    • сути;
    • результатах исследовательского труда.

    Часто устный доклад сопровождается презентацией.

    В кратком письменном докладе подводится итог важным информационным сведениям, которые были получены в результате проведенного исследования. Подробный письменный доклад предполагает более детальное изложение информации. Берутся во внимание не только конечные результаты, но и материалы, полученные в процессе выполнения работы.

    В сложный письменный доклад, помимо текста, могут быть включены:

    • диаграммы и графики;
    • приложения и таблицы;
    • рисунки и фотоснимки;
    • рефераты и резюме;
    • приложения и сноски;
    • линки и гиперссылки.

    «Реферат»: раскрытие понятия

    Термин «реферат» — латинского происхождения. В переводе на русский язык он означает «сообщать, докладывать». Под рефератом подразумевают краткий доклад, подробное сообщение или презентацию по конкретной, заданной теме, в котором собрана информация на основе изучения одного и более источников. Рефераты можно классифицировать, взяв за основу форму изложения материала. Итак, они бывают следующих видов:

    • Репродуктивные. В них сведения подаются кратко, в виде тезисов, выводов из первоисточников.
    • Продуктивные. В них сравнивается несколько точек зрения по вопросу, который изучается.

    Студент в реферате, не полагаясь на собственную субъективную оценку, решение, представляет «голые» факты, которые он почерпнул из научных трудов, специализированных литературных публикаций.

    Чтобы провести исследование, учащийся подбирает материал, позволяющий раскрыть актуальность темы, проиллюстрировать главные аспекты, изучаемого им, вопроса.

    Доклад и реферат — чем отличаются проекты, структура и описание

    Понятие реферата

    Для многих школьников и студентов важно знать определение, что такое реферат и как он оформляется. Если говорить кратко, это работа, показывающая, как учащийся усвоил те или иные знания. Конечно, сейчас можно найти и сказать из интернета любую работу, но опытный учитель быстро поймет, что она не уникальна и вряд ли высоко оценит такой труд.

    В высших учебных заведениях самостоятельное исследование в виде рефератов часто заменяют устные экзамены. Но вся информация должна быть проверенной и в конце работы дается список использованной литературы.

    Есть определенные правила написания реферата, которые отличают его от других письменных работ. Прежде всего, это относится к структуре создаваемого текста. Она должна содержать следующие данные:

    1. Титульный лист. В нем прописывается информация о выполнившем работу ученике, учебном заведении, отделение факультета и теме работы.
    2. Оглавление, описывающее главы и разделы работы.
    3. Введение. Дающее краткое описание темы, ее актуальности, задач и цели работы.
    4. Основная часть. Входящие в нее разделы и главы делятся на теоретические и практические разделы.
    5. Заключение. В нем даются общие выводы о проведенном исследовании, излагаемые кратко.
    6. Список литературы с указанием страниц.
    7. Приложения. Их в таких работах используют редко.

    Особенность написания реферата заключается в сжатом изложении собранного материала. По сути, это, то же что и курсовой проект, только маленький.

    Важное условие, которое нужно учитывать, чтобы работа была выполнена на высоком уровне, заключается в грамотности написанного текста и правильном оформлении задания. Реферативный стиль изложения отличается сжатостью и доступностью.

    Определение доклада

    Материал, проверяющий качество знаний, называется докладом. Он может быть как устным, так и письменным. Такая самостоятельная работа готовится учащимися по разработанному преподавателем плану.

    Текстовое сообщение носит отчетный и неисследовательский характер. Ведь главная цель такого проекта заключается в информировании слушателей и важности выбранной темы. При создании плана учащемуся достаточно найти минимальное количество источников, грамотно раскрывающих тему или использовать лекции, которые дал преподаватель. Доклад позволяет повторять пройденный материал и находить новые подтверждающие аргументы.

    Его написание имеет свои особенности. Какой бы вид работы, устный или письменный, не предстояло создать, требуется составить план, по которому будет готовиться выступление. Он включает в себя:

    1. Введение, где коротко излагается актуальность темы.
    2. Главная часть. В нем используются аргументы, основанные на мнении экспертов, и собственная точка зрения с грамотным обоснованием.
    3. Заключение, дающее вывод о сделанной работе.

    Если доклад делается в письменном виде, у него дополнительно должны быть титульный лист, содержание и список использованной литературы

    Особенностью оформления проекта является отсутствие строгого регламентирования. Но стиль всегда должен оставаться академическим.

    Отличия проектов

    Казалось бы, оба проекта призваны проверить знания учащихся по определенной теме. Но в действительности разница между ними существенная, поэтому чтобы сделать качественную работу, нужно понять, чем отличается реферат от доклада:

    1. Объемность. Если для доклада достаточно от 5 до 10 страниц текста, реферат должен включать не менее 25 страниц.
    2. Доклад не имеет строгих рамок оформления и пишется в довольно свободной форме, в отличие от рефератного проекта, где нужно соблюдать прописанные стандарты.
    3. Для доклада возможно устное изложение темы без письменного текста. Формировать его можно из лекций или минимального количества источников. Защита реферата подразумевает пересказ текста в полном объеме.
    4. Доклад является предметом обсуждения в аудитории, а не информативным источником, каким является реферат.

    Нужно запомнить, что доклад не только дает описание проблемы, но и старается показать, как и где найти их решение. Однако, несмотря на все различия реферат и доклад во многом похожи между собой. Ведь они являются основными элементами самостоятельной работы при любом виде обучения.

    Таким образом, поняв, чем доклад отличается от реферата, можно приступать к выполнению задания преподавателя.

    Чем доклад отличается от реферата?

    dook6000

    Разновидностями специальной аналитической информации является доклад и реферат. Многие путают такие документы, но между ними существуют определенные различия. Каждый из этих документов может быть выполнен в форме публичного выступления или в виде письменного документа, который отдается на дальнейшее прочтение. В реферате, как и докладе, выполняется обсуждение, подробное рассмотрение, изучение или подтверждение некоторых научных фактов.

    На сегодняшний день доклады и рефераты являются наиболее эффективным и распространенным способом проведения обучения в школах, ВУЗах и других учебных заведениях. Поэтому каждому учащемуся просто необходимо понимать особенности каждого из документов.

    Существенные отличия заключаются в выбранном варианте обработки требуемых данных и достижении различных по своей сути задач.

    Особенности такой работы, как реферат

    Реферат всегда является документом, представленным в форме развернутого повествования, что основывается на подтвержденных фактах. Информация для него берется из проверенных источников. По своему содержанию реферат может быть научной, юридической, культурной, художественной или экономической тематики. В большинстве случаев источниками для такой работы являются научная работа или специальная литература, которые посвящены определенной проблеме, выбранной в качестве темы.

    ref188

    Требования к оформлению

    При написании реферата необходимо придерживаться определенных требований, которые качаются как структуры, так и стилистики документа. Они являются стандартом при выполнении подобных работ.

    Обязательными структурными разделами, которые должны присутствовать в реферате, являются:

    • Вступительная часть.
    • Основная информация.
    • Заключение.

    В первой части (вступлении) рассказывается о первоисточнике, из которого взята информация с указанием авторства, а также отображается суть поднимаемой в работе проблемы.

    Основная часть должна описывать слушателю более подробно саму проблему, а также перечислить все методы ее исследования и результаты проводимых ранее анализов. Также в основном разделе рассказывается о возможностях использования и решения выбранной проблемы.

    ref22

    Виды рефератов

    В зависимости от формы повествования реферат подразделяют на две группы:

    • Репродуктивные документы.
    • Продуктивные документы.

    В первом случае реферат будет иметь вид конспекта или реферата в виде резюме. А продуктивная форма подразумевает описание нескольких точек зрения авторов первоисточников с последующим анализом информации.

    Особенности доклада

    В отличие от реферата такой тип научного документа представляет анализ поднимаемой проблемы. При его проведении автор доклада отстаивает свою точку зрения, опираясь на существующие научные факты и исследования, указывая ссылки на источники, а также предоставляет при желании цитаты.

    Для доклада авторы используют специфические литературные и научные приемы:

    • Анализ, проведенный в виде сравнения.
    • Указание проверенного аналитического материала.
    • Научные аргументы.
    • Аналитические справки.

    По своей структуре доклады разделяются на:

    • Линейные документы, которые последовательно излагают все данные по выбранной теме.
    • Разветвленные доклады, которые раскрывает не один аспект выбранной проблемы.

    dookl148

    Стоит отметить, что доклад является авторской работой, которая защищена соответствующими правами. На нее недопустим плагиат.

    Разница между докладом и рефератом

    Из выше изложенного можно сделать вывод, что эти две работы отличается следующим:

    1. Реферат представляет собой объективное изложение данных по выбранной теме, который не содержит авторских рассуждений и выводов. А доклад является исследовательской работой, которая охватывает более обширную тему, при этом в нем содержатся субъективные рассуждения и мнение составителя.
    2. При составлении реферата максимально точно передается содержание выбранных первоисточников. А в докладе рассматриваются различные точки зрения, а также определяется способ и методы решения проблемы, которые основываются на научных и исследовательских работах.
    3. Реферат не содержит авторскую оценку, а только показывает все тенденции, представленные другими людьми, что касаются выбранной темы. Доклад содержит информацию и факты, которые структурированы и максимально подтверждают оценку и выводы автора.
    4. В большинстве случаев доклад имеет меньший размер, чем реферат.

    Таким образом, при написании научной работы следует придерживаться выбранной стилистики. Сегодня существуют четкие требования к написанию таких работ, и они являются стандартами.

  • Сформированы как пишется с двумя н или с одной
  • Сфотографироваться как правильно пишется
  • Сформулируйте понимание интеллигентности предлагаемое д с лихачевым напишите небольшое сочинение
  • Сформулируйте идею рассказа р брэдбери улыбка объясните почему вы так считаете
  • Существует ли тот свет рассказы очевидцев