Сформулируйте идею рассказа р брэдбери улыбка объясните почему вы так считаете

Диктанты по русскому языку. 6 класс диктанты по русскому языку. 6 класс современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда

Диктанты по русскому языку. 6 класс

Диктанты по русскому языку. 6 класс

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок русского языка в 6 классе « Употребление наклонений глагола »

Цель: Закрепить знания о наклонении глагола, полученные на предыдущих уроках, отработать умения и навыки использования в речи разных наклонений глагола; способствовать развитию творческих умений; формировать устойчивый интерес школьников к русскому языку.

Эпиграф: “Движение и его выражение –

глагол – являются основой языка.

Найти верный глагол для фразы – это

значит дать движение фразе”

Контррольный словарный диктант по теме «Спряжение глагола».

Посеял семена; борется с препятствиями; ненавидишь ложь; рубишь лес; колешь дрова; заклеил конверт; веют ветры; пробираешься через камышовые заросли; повеяло сыростью; приближается к пристани; пренебрегаешь опасностью; располагаемся под раскидистым дубом; попали в сильное течение бурной речонки; увидят красоты гор; выглядел привлекательно; увидел рассвет; туман расстилается; проскачет по полю; едет по шоссе; держится крепко; тростник колышется; спортсмены борются за медали; надеялся на успех; почуял запах; не было никакого стука; невзлюбил с первого взгляда.

Повторение пройденного материала

— Сейчас вспомним изученный материал по теме «Глагол».

— Что обозначает глагол и на какие вопросы отвечает?

— Как правильно определить какого вида глагол?

— Как изменяются глаголы?

— Сколько наклонений у глагола и какие?

— Расскажите о глаголах изъявительного наклонения.

— Как образуются глаголы условного наклонения?

— Что вы знаете о глаголах повелительного наклонения?

(Изъявительное наклонение – действие как реальный факт.

Условное наклонение – действие как возможное или желательное.

Повелительное наклонение – как выражение побуждения к действию).

Записи в тетрадях.

Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока «Употребление наклонений». (слайд 3)

Закрепление материала.

Теперь мы с вами выполним небольшое задание и закрепим ваши знания.

Устная работа с классом.

— Определите наклонение глаголов.

Погулял бы, подожди, прилетел, купил, знаю, позвольте, подарил бы, возьмите, приклеился, убедил бы, поеду.

5. Разминка на закрепление ЗУН о наклонениях глагола

«Заполни таблицу» (на доске). Учащиеся выходят к доске «по цепочке».

Повелительное наклонение

Вставить подходящие по смыслу глаголы и сравнить полученный текст с авторским. После самостоятельной работы по группам показываются авторские тексты, делается вывод о роли глаголов, их выразительности, тщательности выбора слов в речи.

Приложение 1 . Слайд…. Из-под камня (течёт) родник. Он превращается в ручеёк, который весело (бежит) на восток. Ручей брызжет, (звенит), (журчит) и потом стремительно (скатывается) вниз. По склону горы он (льётся) дальше. Несколько таких ручейков (сливаются) в один большой ручей, и он спокойно (течёт) по равнине. А вот он с шумом (низвергается) в пропасть. К.Г.Паустовский.

Приложение 1 . Слайд …. (Пронёсся) свежий ветерок, (подул) прохладой в лицо, (прошумел) по листьям, (затих) в кустах. Следом за ним (мчится) бурный вихрь, медленно двигая по дороге; вот он (ворвался) в деревню, (сбросил) несколько гнилых досок с забора, (стащил) соломенную кровлю и (погнал) вдоль улицы петухов и кур.

7. Театральное задание. (Инсценировка)

Иногда в речи формы повелительного наклонения могут употребляться вместо изъявительного. Вот как может бормотать дворник: “ До свету встань, двор убери, под воротами вымети, воды натаскай, дров наколи, щепки прибери…” (мальчик в роли дворника)

– Как вы считаете, почему автор применил именно такую форму глагола?

( Дворник в своей речи как будто воспроизводит бесконечные приказы и указания, выстраивая, их друг за другом.)

И наоборот, просьбу могут выражать формы изъявительного наклонения с частицей НЕ: “Не споёте ли вы нам, красны девицы?”

Приложение 1 . Слайд…. Употребить глаголы разных наклонений в своей речи для повеления с различными оттенками. (С разной интонацией) Составить с глаголами предложения с прямой речью. (Образец: Молчать! Молчи. Замолчи. Замолчи-ка. Молчали бы! Замолчали.) Разыграть мини-сценки.

8. Творческое задание.

Составить 5-8 предложений-советов “Как не потерять друга”, “Советы книголюба””, “Мой фирменный рецепт” и т. д., употребляя глаголы в повелительном наклонении.

9. Подведение итогов урока.

Какую роль играют глаголы в нашей речи?

Согласны ли вы с мнением А.Н.Толстого?

Приложение 1 . Слайд… .. “Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе”

Как надо относиться к языку, на котором мы говорим?

Домашнее задание: написать мини-сочинение на свободную тему, употребляя в нём глаголы изъявительного, повелительного и условного наклонений.

Глаголы повелительного наклонения

Увеличьте число оборотов; спрячьтесь от дождя; исправьте ошибки; никогда не плачьте; утешьте малыша; отправьтесь утром; достаньте билет; умножьте пятнадцать на одиннадцать; приготовьтесь к ответу; составьте план ответа; не оставьте ребенка без присмотра; будьте здоровы; избавьте от хлопот; режьте аккуратно; не тревожьтесь из-за пустяков; обязательно выпишите газеты.

Объяснительный диктант

1) Выйдите из дому пораньше! — Если вы выйдете пораньше, мы успеем на поезд. 2) Выскажите свое мнение! — Все, что вы скажете об этом, пригодится позднее. 3) Крикните громче! — Если вы крикнете громче, я вас услышу. 4) Прыгните с трамплина! — Когда вы прыгнете с вышки, почувствуете наслаждение. 5) Выберите эпиграф к сочинению! — Когда его выберете, составьте план. 6) Вынесите из комнаты все лишнее! — Когда вынесете, в доме станет просторнее. 7) Выметите мусор! — Когда выметете, в комнате станет чисто. 8) Проветрите помещение! — Когда проветрите, голова перестанет болеть. 9) Выручите меня и на этот раз! — Если выручите, я буду вам весьма признателен. 10) Дополните ответ товарища! — Когда наполните пузырек, закройте его крышкой.

Правописание гласных в суффиксах глаголов

Словарные диктанты

I. Не чувствовал приближения шторма; участвовал в соревновании; присутствовать на открытии выставки; командовать кораблем; свирепствовал ураган; заведовала библиотекой; преследовать зверя; попробовать новый сорт; посвистывает в кустах; не оглядывался назад; не интересовался этой историей; приказывать отступить; раскаиваться в проступке; настаивал на перемене маршрута; отстаивал интересы команды; уговаривал подняться на вершину неприступной скалы; обрадовался возвращению отца из командировки; образовывался новый кружок.

II. Настойчиво советовать, усиленно рекомендовать, чествовать героев, разведывать местность, негодовать от возмущения, рассчитывать на друзей, исследовать местность, испытывать новые модели, рассматривать вопрос, разделывать тушу, подглядывать в щелку, командовать ротой, расчерчивать таблицу, докладывать командиру, доказывать правоту, оценивать обстановку, ночевать в лесу, наведываться к друзьям, воспитывать сестру, участвовать в соревнованиях, вслушиваться в мелодию, волноваться за маму, разыгрывать роль, настаивать на своем, заведовать аптекой, похаживать по двору, радовать родителей, пропагандировать идеи, шествовать по шоссе, выкидывать старые вещи, обслуживать посетителей.

Предупредительный диктант

1) Хорошо слышно, как постукивают, погромыхивают за рощей поезда. (Э. Шим) 2) Голубое небо проглядывает в рамке леса. (Д. Зуев) 3) Вдруг глухарь поднял голову, расправил крылья и спланировал с дерева. Вышагивает важно по снежному насту, осторожно оглядывается. (Д. Зуев) 4) Берег моря образовывал длинную вогнутую дугу. (В. Пелевин) 5) Зыбкий розовый свет выхватывал из темноты лица. (Э. Хруцкий) 6) Даша разглядывала узоры на покрытом инеем окне. 7) Разум отказывался верить в происходящее. (А. Маринина) 8) В воду рек опрокидывались зори и тихо гасли. (В. Шукшин)

Объяснительный диктант

1) На лесных тропинках проваливался под ногами снег. 2) В густой еловой чащобе тихо посвистывает рябчик. 3) Тихо потрескивает костер. 4) Алым золотом отсвечивают мачты. 5) Я любовался узором заячьих и лисьих следов. 6) Рассказывают, как на ежей охотятся хитрые лисицы. Свернувшегося в колючий клубочек ежа лисица тихонько скатывает с крутого берега в воду, где еж быстро развертывается. Лисица быстро расправляется с ним. Такое проделывают с ежами и умные собаки. 7) Ежи забирались передними лапами в собачью чашку и тихонько пофыркивали. 8) Они не боялись людей, спокойно бегали по комнатам и не пытались свертываться в клубочек. 9) В кустах пересвистывались и перелетали веселые птички. 10) Над кувшинками летали и присаживались легкие стрекозы. 11) Зверек выдергивал из гнезд зерна спелого подсолнуха и набивал ими защечные мешки. 12) Один из охотников отправлялся разыскивать стаю. 13) Они устраивали из еловых густых лап удобные шалаши. 14) Один за другим подсаживались к нехитрой приманке тетерева. 15) Потрескивают от мороза в лесу стволы деревьев. 16) Покусывают, мешают спать комары. 17) Я вглядываюсь в снежную глубину леса. 18) Собаки не решались приблизиться к зверю и дружно облаивали его со сторонки.

(По И. Соколову-Микитову)

Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки.
Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей.
Ежи — полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму. (108 слов)

(По И. Соколову-Микитову)

С каждым километром пути озеро становится длиннее и ýже. На его стеклянной поверхности гаснет неяркий свет заката. Легкий ветерок едва касается глади озера и рябит воду, шуршит темно-зелеными камышовыми зарослями. Водяные струи кажутся то серебряными, то золотистыми. Они тихо бьются о невысокий песчаный берег.
В прибрежных кустах завозился утиный выводок. Раздается негромкий гусиный гогот и другие птичьи голоса.
Вот показалась низкая деревянная избушка. Лодка причаливает к берегу. Из избушки выходит хозяин, помогает нам выгрузиться, приглашает в дом. Гостеприимный хозяин расспрашивает нас о дальнейшем маршруте, предлагает остаться на ночлег.
Наступает теплая летняя ночь. Усталость дает себя чувствовать. Добираемся до сарая, где приятно пахнет свежим сеном. Засыпаем там крепким, здоровым сном. (109 слов)

Зимой зайцы кормятся корой деревьев. За ночь они протаптывают глубокий след в снегу. Если бы заяц ходил прямо, то его сразу поймали бы. Трусость спасает косого. Он бесстрашно ходит ночью по полям и лесам и прокладывает прямые следы. Когда же приходит утро, он от страха мечется из стороны в сторону. Проскачет вперед, испугается чего-то и отбежит назад по своему следу. Услышит какой-нибудь шорох — со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет дальше от прежнего следа. Стукнет что-нибудь — косой опять повернется назад и направится в сторону. Когда светлеет, он ложится в снег.
Утром охотники разбирают заячьи следы, путаются в них и удивляются хитрости косого. А он и не думает хитрить. Он просто всего боится. (110 слов)

Итоговые контрольные диктанты

В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.
Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины.
Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.
Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. Аппетитная веточка притягивает его. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.
Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара. (117 слов)

Осень

Осень — причудливая волшебница. Она расстилает желтые покрывала на поля, разбрасывает разноцветные листья по дорожкам, приносит запах свежести и легкого морозца.
Я люблю бродить по городу в осенние дни. Деревья объяты пламенем. Теперь никому не остановить осеннего пожара. Вот загорелась осинка ярко-красными огоньками, и от нее пошел полыхать клен. Он прикоснулся к березке, и вспыхнула она желтым костром.
Осень не хочет расставаться с людьми и часто плачет. Печальный дождь падает из туч на землю. Люди смотрят на небо и грустно говорят: «Вот и осень, теперь жди зимы». Если бы осень умела говорить, она сказала бы: «Я не хочу уходить от вас, люди, я хочу остаться».
Но мчится бессердечное время, и осень уходит. (112 слов)

(По А. Иллюминаторской)

Сквозь заросли что-то засияло жестяным блеском. Ваня приподнялся, заглянул через невысокие кусты и увидел блистающую на солнце поверхность небольшого искусственного озерца. Мальчик обогнул кусты и оказался на берегу. Кто-то выложил его ноздреватым камнем. В трещинах росли причудливые цветы и спускались прямо к воде. В ней на фоне торфяного зеленоватого дна проглядывали тускло-желтые караси.
Ванина собачонка взгромоздилась на камень и стала лакать воду. Караси не испугались. Они будто хотели обнюхать собачью морду. Это было необыкновенное зрелище!
Мальчик присел и опустил руку в воду. Теплая вода заколебалась, и караси исчезли. Только лучик солнца продолжал отражаться в воде. Вдруг к пальцам Вани прикоснулось что-то холодное и скользкое. Он сжал кулак и почувствовал, что у него в руке бьется, дрожит рыбина. (117 слов)

Потеплело, и от зари и до зари заливаются соловьи. Майская прохлада укрощала их пение, а теперь самое время слушать неугомонную серенькую невеличку. Всю ночь не смолкает соловьиная трель в прибрежных кустах неширокой, но красивой речонки.
Соловьи любят приречные кустарники, заросли лесных низин, в которых по утрам расстилается густой туман. Но не стоит забираться в лесную глушь, чтобы насладиться их пением. Выйдите из дома, расположитесь в тени душистой сирени. Беспредельная радость охватит вас, когда вы услышите эти безыскусные чарующие переливы. Голос певца то замирает, то громче возносится, и эхо вторит соловьиной песне.
Трудно кому-либо состязаться с соловьем в пении. В птичьем хоре все покрывает его голос. Его воспевали в своих стихах поэты, композиторы слагали о нем песни. (116 слов)

1 Сказать о постановке знаков препинания.
2 Сказать о постановке тире.
3 Сказать о написании слова.

Самостоятельная работа с теоретическим материалом (с. 78). Упражнение 180. Творческая работа. Послушайте отрывок из произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

Белка лежала в ветвях старой ели в своем гнездышке. Вдруг она ус­лышала в лесу странный шум. Раздавались чьи-то голоса, слышался ка­кой-то гул. С треском упало дерево, а за ним еще несколько деревьев.

Белка выглянула из гнезда и посмотрела вниз. К ее дереву подошли два человека. В руках у них что-то блестело. Люди приложили к стволу блестящий предмет. Дерево задрожало, закачалось и стало падать.

А белка была уже далеко. Изо всех сил помчалась она в самую глушь леса. Где спрятаться? Начало смеркаться. Белочка приуныла, но вдруг заметила у лесной сторожки птичий домик. Никаких жильцов в нем не было. Лучшей квартиры искать нечего. Белочка свернулась в клубочек, укрылась пушистым хвостиком и уснула.

1. Сделать синтаксический разбор предложения под знаком * (1-й вариант) и под знаком ** (2-й вариант).

2. Сделать морфологический разбор слов ним, несколько (1-й вариант), чьи-то, ее (2-й вариант).

3. Сделать фонетический разбор слова её.

Урок 131 ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ

— Отгадайте часть речи:

1) эта часть речи может быть любым членом предложения, мо­жет изменяться по падежам, числам, но не по родам; обозначает предмет;

2) эта часть речи не обозначает ни предмет, ни число, ни дейст­вие; изменяется по падежам, числам и родам; может иметь степени сравнения;

3) эта часть речи ничего не называет, а только указывает, заме­няет другие части речи;

4) эта часть речи всегда пишется раздельно с НЕ кроме случаев, когда без НЕ не употребляется; обозначает действие.

^ 2. Работа с теоретическими сведениями.

— Назовите постоянные и непостоянные признаки глагола. Скажите, что они обозначают, и приведите примеры.

Учащиеся могут опираться на теоретические сведения на с. 192 учебника.

^ 3. «Объясни ошибку!»

Один школьник написал: Волна — красавится. Что с чем он пе­репутал? Как вы объяснили бы ему его ошибку? Попробуйте сами написать без ошибок под диктовку такие примеры.

У колодца расколоться

Так хотела бы вода,

Чтоб в болотце с позолотцей

Так хотела бы водица

Убегать и расходиться.

(В. Хлебников.)

Очень знать нам хочется,

Как вам ночью ходится,

Как вам ночью ездится.

(В. Маяковский.)

Мы вас ждем, товарищ птица,

Отчего вам не летится?

(В. Маяковский.)

^ 4. Работа с таблицей (по упражнению 459).

5. Лингвистические задачи.

1) Почему глаголы терпеть, зависеть относятся к исключени­ям, а глаголы греметь, звенеть, скрипеть, гореть и др. не входят в исключения, хотя являются глаголами II спряжения?

2) Почему считаются исключениями глаголы дышать, гнать, держать, слышать, а глаголы молчать, кричать, ворчать и др., не являясь исключениями, относятся ко II спряжению?

Ответ: эти глаголы не являются исключениями, так как име­ют ударные окончания и трудностей с определением спряжения не возникает.

^ 6. Исследовательская работа.

— Пользуясь схемой, сформулируйте правило. Проверьте на различных примерах.

глаг. наст. вр.

Ответ: если основа настоящего времени имеет конечный со­гласный «и», то глагол относится к I спряжению и имеет в личных окончаниях Е.

7. Упражнение 460 (комментированное письмо).

^ 8. Самостоятельная работа (по упражнению 461).

9. Итог урока.

Игра на внимательность. Учитель называет признак глагола. Задача учащихся — привести пример.

Домашнее задание: упражнения 457, 458.

Урок 132 ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ

^ 1. Работа с таблицей.

— Вставьте подходящие по смыслу глаголы.

1. Пилой пилят, а ножом .

2. Красками красят, а белилами .

3. Дом строят, а колодец .

4. Зубы чистят порошком, а руки . мылом.

5. Лед на реке колют, а траву на лугу .

^ 3. Упражнения 462, 463.

4. Игра «Редактор».

— Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным упот­реблением вида глагола.

Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как за­блудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо са­диться, съедать бутерброды, а там видно будет», — сказывал Пес. И прав­да, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.

Домашнее задание: упражнение 464.

Урок 133 ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ

^ 1. Проверка домашнего задания.

2. Лингвистическая задача.

— Объясните, почему в одном случае в стихотворении употреб­лен глагол одеть, а в другом — надеть. Мама песню напевала, Одевала дочку. Одевала — надевала Белую сорочку. Мама песенку допела, Мама девочку одела.

(Е. Благинина.)

^ 3. Упражнения 466-468.

4. Творческий диктант.

— Вставьте подходящие по смыслу глаголы.

1. В ненастную погоду дым из трубы стелется низко, а в хорошую по­году . кверху.

2. Глазами смотрит, а ушами .

3. Дождь вымочит, а солнце . .

Домашнее задание: упражнения 469, 470.

Уроки 134-135 РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ-РАССКАЗ

1. Подготовительная работа.

Сегодня на уроке мы будем писать сочинение-рассказ на тему «Степа колет дрова». Но для начала давайте определимся, к какому типу текста мы его отнесем: повествование, описание, рассужде­ние. Обоснуйте.

В задании упражнения 465 предложена последовательность, в которой нужно вести повествование. Но прежде чем выбрать всту­пление, обратимся к рисунку.

— Какая ситуация отображена на рисунке? (Мальчик колет дрова.)

Умеет ли мальчик колоть дрова? Докажите.

— Итак, перечислите все, что можно сказать о мальчике. (Важ­но, чтобы учитель удержал ребят от высказываний о личности мальчика: хвастун, хорохор, неудачник и т. д., — так как этого не видно на рисунке.)

Можем ли мы, опираясь только на рисунок, охарактеризовать личностные качества мальчика?

В этом нам помогут вступления, предложенные в упражнении.

— Прочитайте их (I вариант первое вступление, II — второе) и охарактеризуйте Степу, опираясь на рисунок. (Выслушивается не­сколько мнений.)

— Сформулируйте мораль получившегося рассказа. (Учитель должен обратить внимание ребят на то, что во втором тексте пове­ствование ведется от первого лица, можно сделать вывод, что Сте­па самокритичен.)

— Из текста упражнения 458 подберите пословицу, которая больше всего соответствует вашему рассказу.

— Постройте структуру, по которой вы будете вести повество­вание.

Самостоятельная работа (написание сочинения). Сочинение-рассказ (упражнение 465).

Урок 136 РАЗНОСРЯГАЕМЫЕ ГЛАГОЛЫ

^ 1. Цифровой днкпнп.

— Укажите, е или и нужно писать в окончаниях следующих гла­голов, поставив нужную букву напротив соответствующего номера.

^ 2. Работа с теоретическим материалом.

— Как вы понимаете значение слова разноспрягаемые!

Опираясь на таблицы на с. 197 учебника, докажите, что гла­голы хотеть, бежать, есть, дать разноспрягаемые.

^ 3. Грамматическая сказка.

— В книге Г. Александровой «Занимательный русский язык» предложена грамматическая сказка «Английский крольчонок». Она поможет вам запомнить разноспрягаемые глаголы. В этой сказке говорится о том, как английский крольчонок попал в Россию. Но по-русски он совсем не умел разговаривать. Выучил только слова хотеть, есть, дать, так как они были самыми необходимыми для него. Так, когда он хотел покушать, то кричал: «Хотеть есть, дать!» И зайчиха, которая приютила его у себя, приносила ему еду. Одна­жды крольчонок увидел волка, но никак не мог вспомнить нужного слова, чтобы предупредить об опасности других зверей. Но, нако­нец, он закричал: «Бежать!» — и спас таким образом остальных зай­цев. Теперь все его так и зовут Хотеть-есть-датъ-бежать.

4. Упражнения 471, 472, 474.

5. Творческая работа.

— Вставьте вместо точек разноспрягаемые глаголы, определите их лицо и число.

1. Дома . что . в гостях — что дают.

2. Не угощай меня тем, чего я не . .

3. Поищешь – найдешь, … — добьешься.

6. Итог урока.

— Перечислите разноспрягаемые глаголы.

— Почему они так называются?

Домашнее задание: упражнение 473.

Урок 137 ^ ГЛАГОЛЫ ПЕРЕХОДНЫЕ И НЕПЕРЕХОДНЫЕ

1. Проверка домашнего задания.

2. Работа с текстом.

— Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы. Какова роль глаголов в этом стихотворении? Тр..пинка продолжается -Опять (в) траве теряется, Опять (в) овраг (с) пускается, Б..житчерез м..сток, И (в) пол., (вы) б..ра..тся, И (в) пол., вдруг кончается -(В) р..дник большой (в) лива..тся, Как (в) реку ручеек.

^ 3. Работа с теоретическим материалом.

— Учащиеся выполняют упражнение под звездочкой на с. 198.

— Рассмотрите предложения (под звездочкой на с. 199) и скажи­те, в каких случаях дополнения (существительные или местоиме­ния) при переходных глаголах могут употребляться в форме роди­тельного падежа.

— Сравните свой вывод со сведениями учебника.

4. Упражнения 475, 476.

5. Итог урока.

— Что такое переходные глаголы? Непереходные?

Игра на внимательность. Учитель читает словосочетания. За­дача учащихся — хлопнуть в ладоши, когда услышат переходный глагол.

Изложить рассказ, списать предложение, излагать мысли, подчеркнуть суффикс, сделать сложение цифр, прикасаться к печке, запереть квартиру, расстилать скатерть, коснуться во­проса, приложить старания, загораем на пляже, загорелась зар­ница, соберем друзей, располагать временем.

Домашнее задание: упражнение 477.

Урок 138 ГЛАГОЛЫ ПЕРЕХОДНЫЕ И НЕПЕРЕХОДНЫЕ

^ 1. Проверка домашнего задания.

2. Лингвистическая задача.

— Подумайте, почему слово извиняюсь является нарушением правил этикета.

— Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, от какой части ре­чи образовался суффикс -ся.

Какими синонимами можно заменить это слово? (Извините, простите).

^ 3. Работа с теоретическим материалом.

— Учащиеся выполняют упражнение под звездочкой на с. 200. Делают вывод. Сравнивают его с выводом учебника.

4. Упражнения 478, 479.

5. Подготовка к диктату.

Учащиеся устно анализируют орфограммы в диктанте.

^ 6. Диктант (упражнение 481).

7. Итог урока.

— Как отличить переходный глагол от непереходного?

Домашнее задание: упражнение 480.

^ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА. ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

1. Проверка домашнего задания.

2. Инсценировка.

— Просмотрите инсценировку и скажите, что обозначает накло­нение глагола.

Грамотей русского языка: У глаголов есть постоян­ный контролер в виде наклонения, которое всегда соотносит дейст­вие с реальностью и показывает, реальное оно или предполагаемое, желаемое или только выражает побуждение к действию.

Изъявительное наклонение:’Я Изъявительное накло­нение, мои действия всегда реальны: уж если герой говорит: «Строю», — то обязательно это делает.

Условное и повелительное: А мы обозначаем дейст­вия не совершающиеся.

Условное: Вот я, Условное, обозначаю желаемое или пред­полагаемое действие, поэтому мой герой, вероятно, и пальцем не пошевелит.

Повелительное: А я, Повелительное наклонение, обозна­чаю лишь побуждение к действию, а будет ли мой герой работать, мне неизвестно.

— Перечислите наклонения глагола.

— В каком наклонении глагол обозначает реальное действие?

— Найдите корень в слове изъявительное. (-яв-)

Подберите однокоренные слова. (Явь, явный, наяву.)

Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по време­нам.

— Поставьте глагол писать в формы настоящего, прошедшего и будущего времени.

^ 3. Упражнение 482 (коллективная работа).

4. Работа с перфокартами.

— Укажите, е или и нужно писать в окончаниях глаголов, поста­вив нужную гласную напротив соответствующего номера.

^ 5. Упражнение 483 (самостоятельная работа).

6. Итог урока.

— Чем отличаются глаголы в изъявительном наклонении от гла­голов в условном и повелительном наклонениях?

Домашнее задание: упражнение 484.

Уроки 140-141 ИЗЛОЖЕНИЕ (упражнение 485)

1. Чтение текста упражнения 484.

— Почему текст называется «Витькина гайка»?

— Какие смысловые части можно выделить в тексте? (Описание завода, Витька пропал, ребята завинчивают гайки.)

От чьего лица ведётся повествование? (Одного из однокласс­ников.)

Прочитайте первое предложение рассказа. Назовите всех, на кого указывает местоимение «мы». (Витька и его одноклассники.)

Опишите работу завода.

— Озаглавьте первую часть рассказа.

— Прочитайте вторую часть.

— Почему ребята потеряли Витьку?

— Перестройте предложения с прямой речью так, чтобы повест­вование шло от Витькиного лица. Объясните знаки препинания.

Расскажите о действиях Вити, его одноклассников.

— Почему Витя «потерялся»?

— Опишите его ощущения после завинчивания гайки. С какими чувствами он об этом рассказал ребятам?

Тема. Роберт Шекли. «Запах мысли».
Размышления автора о будущем человека

и человечества. Гуманистическое содержание
повествования-вера в победу человеческого

ума

Цель: продолжить аналитическое исследование
текста рассказа Роберта Шекли «Запах мысли»;

раскрыть гуманистический пафос повествования,
веру в силу и победу человеческого разума; продолжать

совершенствование навыков
аналитико-интерпретационного исследования прозаических произведений;
способствовать воспитанию

любви к художественному слову.

Тип: урок-диалог

Оборудование: иллюстрации учащихся к
произведению.

Течение урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний.

Литературный диктант.

1. Профессия главного героя Лероя Котором —

а) почтмейстер

б) космонавт поштоліта

в) дрессировщик

2. Кливи вынужден был совершить посадку на
планету З-М-22, потому что..

а) не осталось горючего

б) закончился кислород

в) нужно было раздать почту

3. Животное удивила Котором тем, что…

а) заговорила в Котором

б) кричала не своим голосом

в) не имела ни глаз, ни ушей

4. Зверь, который напоминал волка, был…

а) серого цвета

б)черного цвета

в) зеленого цвета

5. Чтобы остаться живым, Котором пришлось
пройти через испытания…

а) физические и материальные

б) физические и духовные

в) физические и спортивные

6. Животные проявляли своих жертв за
помощью…

а) гипноза

б) телепатии

в) запаха

7. Пантера не напала на Кливе потому, что …

а) думал о еде

б) думал о детенышах и теплом логове

Kolizanka

в) думал о почтмейстере

8. После пантеры Котором встретился с
сколькими волками?

а) двумя

б) тремя

в) четырьмя

9. Котором, спасаясь от волков, НЕ представлял
себя …

а) птицей

б) змеей

в) львом

10. Котором, спасаясь одновременно от пантеры
и от волков, представлял себя

а) кустом

б) цветком

в) деревом

11. Чем герой прогнал пантеру и волков?

а) ружьем.

б) палкой.

в) факелом.

12. Кливи спасли от …

а) пожары

б) дождя

в) землетрясения.

Задача. За кроссенсом передайте содержание
рассказа.

III. Объявление темы и цели урока. Мотивация
учебной деятельности

Учитель. Мы продолжаем с вами изучать рассказ
Роберта Шекли»Запах мысли»,

вместе с героем нас ждут захватывающие и
опасные приключения на далекой планете.

Сегодня мы попытаемся понять, в чем
заключается гуманистический пафос рассказа » Запах

мысли», пройдем всеми «белыми пятнами» текста,
«услышим» голос самого автора и

поймем его послание нам, читателям.

IV. Аналитическое исследование текста

Мы оставили нашего героя беззащитным на чужой
планете в окружении странных, однако

опасных хищников. Как понял Лерой Кливи, что
животные на планете с-М-22 управляются

телепатией, чтобы обнаружить потенциальную
жертву?

— Каким образом герою удалось спастись от
пантеры? Внятно прочитайте этот эпизод. В

почему комизм ситуации? Почему автор сохраняет
юмор, изображая героя в такой опасной

ситуации? (Герой возомнил себя
самкой-пантерой, пантера-самец даже потерся об него

и замурлыкал. Для автора важно показать, что
герой, несмотря на смертельную

опасность, может оценить определенный комизм
ситуации, в которую попал. Лерой Кливи

изображается не только сообразительным, но и
остроумным человеком.)

Роберт Шекли считается не только классиком
мировой фантастической литературы, но и

общепризнанным мастером юмористической и
сатирической фантастики.

— Почему утром Кливи удивился тому, что жив?
Как он оценивает свои шансы на выживание?

Кажется герой? Почему? (Герой понимает, что
выжить в условиях, когда хищники чувствуют

запах твоих мыслей, очень трудно, однако он не
собирается падать духом Котором находит

пищу, находит металлический прут для защиты.
Герой концентрирует в себе лучшие черты

Человека: веру в победу, надежду на завтрашний
день, решимость бороться до последнего

за собственную жизнь: «утром он удивился,
что все еще жив. Пока все в порядке.

Возможно, и этот день кончится благополучно. В
бодром настроении Кливи направился к

своего корабля… Котором нашел металлический
прут, взвесил его в руке и заткнул за пояс,

чуть ниже почтовой сумки. Не слишком надежное
оружие, но придает уверенности».)

— Почему при встрече с четырьмя волками
хитрость с притворной самкой не сработала?

Как реагируют животные? Почему автор ставит
героя перед новыми трудностями? (Животные

странным образом чувствуют чужака, различают
запах его мыслей, и потому герою

нужно находить новые пути для спасения.)

— Как тело «предало» героя? Почему автор
акцентирует на этом внимание читателя? (Когда Лерой представил

себя змеей, он спугнул волков, но тело не
послушалось» мозга, в Котором начал убегать и

чуть не стал жертвой хищников. Автор
подчеркивает, что спасти героя может не сильное

ловкое тело, не наличие палки, а именно сила
ума).

— Почему герой возомнил себя птицей? Что
помогло ему для создания «реального» образа?

Подумайте, как в данном эпизоде раскрывается
авторское мнение относительно силы человеческого

ума и способности нестандартно мыслить? (Герой
создал в воображении образ птицы, именно

опыт космонавта помог ему «увидеть» планету с
высоты птичьего полета. Сила

человеческого ума зависит во многом от того,
что человек делает в этой жизни,

от ее жизненного опыта, профессиональных
навыков, от умения правильно их

применять.)

— Почему все хищники собрались у Кливи? Есть
ли у него шанс спастись только за

помощью физической силы? Почему автор
подготовил для своего героя последнее, такое тяжелое

испытание? (Все хищники почувствовали запах
мыслей человека, умственные ухищрения, которые герой

использовал раньше, больше не сработают, ведь
можно лишь раз посылать хищникам

этой планеты определенный ментальный образ.
Герой должен отстоять право называться человеком,

царем и хозяином природы.)

— Как работает мнение человека? («Так

и должно было быть. Разве благодаря своему

ума и умению приспособиться

человек не был всегда и везде

царем природы?»)

— С помощью чего спасается

Лерой Кливи? Символом чего является

огонь?

— Случайно помощь

поступила тогда, когда Кливи победил

хищников планеты с-М-22? (Для

автора важно было показать,

как человек, оставшись один на

сам с дикой природой, получается

победителем без посторонней помощи.)

— Подумайте, как случилось так, что люди со
спасательного корабля увидели большой пожар,

ведь она существовала лишь в голове героя? В
чем метафоричность этого эпизода? (Автор

использует метафору, чтобы довести до читателя
мысль, что сила человеческого разума и

сила духа безграничны.)

— Почему почтмейстер напомнил герою пантеру
своим растерянным выражением? Почему он не

понял того, что случилось с Кливи? (По мнению
автора, только находясь на грани жизни

и смерти, человек раскрывает весь свой
потенциал.)

V. Итог.

Работа в группах.

1. Составьте формулу успеха

героя.

2. Составьте памятку для тех,

кто оказался в нестандартной

ситуации.

Беседа.

— Охарактеризуйте будущее,

нарисовано Р. Шекли в произведении?

Какое место в нем занимает

Человек? (Человек будущего

сильная и умная, она —

хозяин не только своей

планеты, но и дальнего космоса.)

— Почему у героя ни разу не возникло желания
убить кого-то из животных? (По мнению автора,

Человек-не убийца всего живого, быть сильным
не значит уничтожать тех, кто

слабее.)

— В чем заключается гуманистический пафос
произведения? Каким образом автор дает понять читателю, что

он верит в человека, верит в силу
человеческого разума?

— Почему автор называет свой рассказ «Запах
мысли», а не, например, «Приключения Лероя

Кливи»»

— В чем сходство рассказов Р. Шекли «Запах
мысли» и Р. Д. Брэдбери «улыбка»? (Вера в

Человека!)

— Как произведения по теме «Образ будущего в
литературе» помогли вам понять настоящее?

— Что лично вам открыло рассказ «Запах мысли»?
В чем вы усматриваете его

актуальность?

Выполнить интерактивное упражнение.

https://wordwall.net/resource/1548081/р-шеклі-запах-думки

Учитель. «Миром правит сила, а не мысль,
но мысль использует силу». Вывод,

который мы сделали из этих слов Паскаля звучит
так: «…поэтому мысль правит миром за

помощью силы». Доказательством этого является
история Кливи, рассказанная Робертом Шекли: Лерой Кливи

благодаря силе своей мысли сумел спасти себе
жизнь. «… благодаря своему уму и умению

приспосабливаться человек был всегда и везде
царем природы…»- уверенно

утверждал эту идею в своих произведениях
американский писатель-фантаст. В то же время в

рассказе Шекли и сюжет, и герои, и события
подаются в иронической манере, что предусмотрено

всеми нормами научной фантастики. И даже
чудесное спасение с планеты З-М-22 героя

не скрывает улыбки автора: «Почтмейстер,
видно, усомнился. Он посмотри еще раз в

окно, и выражение его лица напомнило Кливи
обманутую пантеру.

— Погоди… А как это случилось, что на мне
нет ожогов?»

VI. Домашнее задание

Повторить изученный материал, с. 170-217,
подготовиться к контрольной работе.

  • Существует ли тот свет рассказы очевидцев
  • Существует такой правдивый рассказ у одного дикаря христианский священник спросил
  • Существует ли обломовщина в наше время сочинение
  • Сущность и причины обломовщины сочинение
  • Существует ли абсолютное зло сочинение рассуждение