Сформулируйте главную мысль рассказа певцы

Автор на чтение 19 мин. просмотров 2 опубликовано 19.03.2021 год написания и публикации рассказ написан в 1850 году. история

На чтение 19 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Год написания и публикации – рассказ написан в 1850 году. История создания – Находясь в имении своей матери, Тургенев имел возможность наблюдать за жизнью крестьян. Разнообразие характеров, с которыми писатель столкнулся в момент этой поездки, послужили основой для целого сборника рассказов «Записки охотника». Рассказ «Певцы» первоначально имел другое название — «Притынный кабачок». Его, вероятно, поменял Некрасов, готовя произведение к печати, поскольку первоначальное название зачеркнуто его рукой. Жанр – Рассказ. Направление – Реализм. Основная идея – Человек может быть талантливым, даже если он не образован. Душа поет в каждом человеке, независимо от социального положения и его жизни, даже если судьба человека тяжела и безрадостна. Чувство прекрасного есть во всех людях. Красоту, музыку, песню умеют глубоко воспринимать и богатые, и бедные. Тема – Талантливым может быть любой человек, независимо от своего социального статуса. Проблема – Человеку с низким социальным статусом тяжелее выразить свой талант, получать за него достойное вознаграждение.

Помогай другимОтвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделюСм. подробности

Автор: · 01.04.2018

«Певцы» Тургенева входят в середину цикла рассказов «Записки охотника» («циклом» данное произведение называется на том основании, что личность повествователя, во многом тождественная самому автору, присутствует во всех рассказах, и ещё потому, что писатель сочинял эти произведения, воспринимая их как единое целое). В нём воплощены характерные для всего сборника особенности авторского стиля, главными из которых по праву считаются описания пейзажей, фигура рассказчика, психологизм (способ раскрытия характеров персонажей) и, конечно же, пристальное внимание к простому русскому человеку и его судьбе.

История создания

Ознакомившись с этим произведением, читатель, несомненно, сможет составить впечатление, как обо всем цикле рассказов, так и о прозе Тургенева, великого мэтра русской литературы, вообще. Именно благодаря мастерству в написании рассказов он прославился не только в России, но и по всей Европе еще при жизни.

«Певцы» были написаны Тургеневым в разгар работы над сборником — в 1850 году, когда автор уже чётко осознавал социальную и эстетическую значимость будущего цикла, в рамках которого и создавал рассказы. Это значит, что каждое произведение отражает в той или иной мере специфику «Записок охотника» в целом, и воспринимать их нужно в совокупности, как это делал сам Тургенев.

Создавался данный рассказ во времена, когда большинство крестьян существовали под гнётом крепостного права (отменённого лишь в 1861 году указом Александра II, который, кстати, читал «Записки охотника»), в губительной общественной и природной среде (вспомним овраг, вокруг которого располагается сельцо Котлотовка из «Певцов»). Уже существовали предпосылки разложения помещичьей системы землевладения, отголоски которых встречаются и в данном сборнике.

Жанр и направление

«Певцы» Тургенева – это рассказ. Для него характерно всё, что характерно для других образцов жанра: малое количество сюжетных линий (в данном случае – одна), персонажей (в данном случае девять), разрешаемых проблем (в данном случае – две, не считая разновидностей).

Тургенев в «Записках охотника» стремился правдоподобно, реалистично изобразить жизнь русского народа, в первую очередь – простых людей. Это намерение соответствует тому, что делали представители натуральной школы.

Композиция

  1. Произведение начинается с обширной экспозиции (части, знакомящей читателя до развёртывания сюжета с основными действующими лицами и окружающей их обстановкой). В ней повествуется о ландшафтной специфике расположения села Колотовка (оно располагается на холме, разделенном оврагом, он делит деревню пополам), о сердце села – питейном заведении, владельцем которого является один из основных персонажей – Николай Иваныч.
  2. Затем автор переходит к завязке: рассказчик приходит в село и узнаёт, что в кабаке состоится соревнование между певцами рядчиком (это профессия; наниматель рабочих) и Яшкой-Турком, и это возбуждает его интерес, так что он идёт послушать.
  3. Основную часть, которая заключается лишь в приготовлениях к состязанию и выступлении рядчика, повествователь расширяет за счёт характеристик персонажей, предвкушающих выступление певцов в кабаке.
  4. Кульминация – восхитительное выступление Яшки и его победа.
  5. В развязке рассказчик покидает кабак и удаляется из сельца Колотовка.

Композиция рассказа Тургенева «Певцы» зеркальна: в начале главный герой приходит палящим днём в село, в заключение прохладной ночью он село покидает (образы день – ночь, состояние погоды жара ­­– прохлада, сами действия героя в начале и в конце произведения противоположны).  Как и во многих рассказах из «Записок охотника», писатель не концентрируется на сюжете; его развитие занимает малую часть от объёма произведения. Большую часть занимают пейзажи и личностные характеристики персонажей.

Главные герои и их характеристика

Образы певцов в рассказе Тургенева играют ключевую роль на сюжетном плане.

Характеристика рядчика, данная самим повествователем такова:

Что же касается до рядчика, судьба которого, признаюсь, мне осталась неизвестной, то он показался мне изворотливым и бойким городским мещанином.

Также Тургенев раскрывает его характер через хладнокровное и самоуверенное поведение перед состязанием.

О другом певце рассказчик сообщает следующее:

Яков, прозванный Турком, потому что действительно происходил от пленной турчанки, был по душе — художник во всех смыслах этого слова, а по званию — черпальщик на бумажной фабрике у купца.

Он, в отличие от рядчика, изнемогает от волнения перед состязанием и выказывает неуверенность.

Данные герои противопоставлены по социальному положению (рядчик богат, Яшка – бедняк), по своему поведению перед выступлением, у одного есть имя, а у другого – нет. Но наиболее важное различие между ними заключается в их пении. Рядчик поёт так, что его интересно слушать, однако великолепное пение Якова заставляет прослезиться мужиков, берёт за душу. Грань между исполнителями пролегает там же, где находится граница между развлечением и искусством.

Однако в сравнении с другими персонажами (Обалдуем, Моргачом, Николаем Ивановичем, Диким-Барином) повествователь сообщает об этих двух очень мало, не углубляясь в их биографию. Тургенев в «Записках охотника» желал, прежде всего, показать дворянам (только они его и читали), что простые русские крестьяне тоже имеют сложные, подчас необычные характеры, обладают душой, что они такие же люди, как и читатели Тургенева, составляющие единый русский народ.

Темы и проблемы

Наиболее значимая тема рассказа — тема музыки или шире – тема искусства, раскрываемая сюжетной коллизией. Соответственно с ней связана следующая проблематика:

  • Влияние музыки на человека — когда Яков поёт, он затрагивает тончайшие струны душ своих слушателей, даёт им возможность почувствовать, ощутить красоту (эту проблему можно переформулировать: влияние искусства на человека, воздействие красоты на окружающих);
  • Проблема гения — Яков беден, имеет низкое социальное положение, однако обладает чем-то более значимым – возможностью пением влиять на эмоции людей (роль таланта в жизни общества).

Главная мысль

Идея рассказа Тургенева «Певцы»: существует чёткая грань, отделяющая красоту от обыденного развлечения.  Выступление Якова не только превзошло выступление рядчика, оно в корне отличалось тем, что напрямую воздействовало на души окружающих, это было не просто приятное зрелище, она было по-настоящему красиво.

Смысл рассказа Тургенева «Певцы»: красота – лёгкое мерцание во мраке обыденности, и человеку после соприкосновения с красотой больно возвращаться в душную темноту жизни. Именно это ощущает рассказчик после выступления, поэтому уходит из кабака до того момента, как Яков с другими мужиками начинает праздновать и пьянствовать, то есть до того, как Яков из транслятора невыразимого превратится обратно в черпальщика Яшку-Турка.

Средства художественной выразительности

Мастерство Тургенева-рассказчика заключается в изображении утонченных пейзажей, психологизме (раскрытии внутреннего мира персонажей через речь, поведение). Автор стремится разобраться в сути описываемого явления. Именно это стремление к отображению мельчайших подробностей изображаемой жизни и сделало его великим писателем.

Стиль Тургенева в «Певцах» характерен обилием эпитетов и сравнений.

В «Певцах» значим образ голоса. Именно благодаря разговорам повествователь приходит в кабак, именно момент пения является кульминационным и именно крик: «Антропка-а-а!» провожает удаляющегося из села рассказчика.

Пейзаж, ландшафт села, разделённого пополам оврагом, словно символизирует ту рану, которую ощутил повествователь при возвращении из глубин души к обыденному существованию.

Автор: Богдан Попович

Автор: · Опубликовано 30.06.2020 · Обновлено 30.06.2020

Рассказ «Певцы», как и другие рассказы «Записок охотника», дает читателю возможность погрузиться в народную жизнь старой России, познакомиться с сильными и противоречивыми характерами ее людей, оценить заложенный в них творческий потенциал. Многомудрый Литрекон предлагает подробный анализ рассказа по плану, который познакомит с сюжетом, персонажами и проблематикой произведения.

История создания

Все рассказы сборника «Записки охотника» создавались И. С. Тургеневым в течение 1840-1850-х годов. Писатель стремился живо и реалистично изобразить жизнь народа, честно поговорить о нелегкой судьбе крестьянства. Прототипами его героев часто становились реальные люди, которых писатель встречал во время прогулок по окрестностям родового имения в Орловской губернии.

Рассказ «Певцы» был написан в 1850 году и почти сразу был опубликован в журнале «Современник».

Жанр, направление

По жанровой принадлежности «Певцы» И. С. Тургенева – это рассказ. Все повествование сосредоточено вокруг одной сюжетной линии и небольшого количества действующих лиц. Рассказчик случайно попадает на соревнование певцов, проходящее в небольшом сельском кабаке, где становится свидетелем выступления двух разных исполнителей.

При описании села, хозяина заведения и самих музыкантов И. С. Тургенев следует реалистической традиции. Он подробно описывает характерные детали пейзажа, интерьера избы, внешности и поведения каждого из гостей. Именно эти особенности помогают создать яркие образы живых людей, которым читатель может сопереживать.

Суть: о чем рассказ?

Повествование начинается с описания небольшого села Котловка и стоящей на краю села неприметной избушки. В ней располагается кабак, названный «Притынным». Кабак этот почти никогда не пустует благодаря хозяину Николаю Ивановичу – человеку с особым даром привлекать и удерживать гостей, имеющему «много здравого смысла» и определенное влияние среди соседей.

В один из жарких июльских дней рассказчик-охотник направляется в Притынный кабак в поисках отдыха и узнает, что там намечается соревнование лучшего певца в околотке Яшки-турка и заезжего рядчика из Жиздры. Посмотреть на это музыкальное состязание собираются многие жители Котловки. Первым берется спеть рядчик. Наделенный приятным и сладким голосом, он с удовольствием демонстрирует собравшимся ценителям искусства свое мастерство, сопровождая пение изящными переходами и отдельными «завитушками» вроде щелканья языком и игры горлом. Оживленная публика хвалит гостя и уже готова отдать ему победу, но тут выступать выходит другой участник – Яшка-турок. Голос Якова не так мелодичен, он звенит и сначала кажется слушателям слегка надтреснутым, но именно в нем открывается глубокая неподдельная страсть, способная схватить за душу. Во время пения он как будто забывает обо всем вокруг и полностью отдается творческому порыву, растворяется в своих ощущениях. Рассказчик замечает, что от его голоса веет «чем-то родным и необозримо широким», а из самой глубины души поднимаются и прорываются слезы. Вопроса о победителе этого соревнования больше не стоит, что единогласно признается всеми слушателями.

Главные герои их характеристика

Характеристика главных героев рассказа «Певцы» сосредоточена в таблице:

Рассказчик Весь сборник рассказов И. С. Тургенева объединен образом рассказчика. Это дворянин, который во время охоты знакомится с окрестностями имения и встреченными на пути людьми. Он наделен чутким сердцем и хорошо разбирается в человеческих характерах.
Хозяин кабака Сначала писатель описывает целовальника Николая Ивановича – хозяина кабака. Как и все люди его профессии, он отличается расторопностью и сметливостью, но есть в нем и особенные качества, привлекающие к нему людей. Прежде всего, он «знает толк во всем, что важно или занимательно для русского человека», много видел на своем веку и всегда может дать совет и наставить на истинный путь. Он старается предупредить все, что может нарушить общее спокойствие, и за это его уважают соседи. Неудивительно, что Николаю Ивановичу удается собирать в своем простом заведении много гостей и не давать им скучать.
Описание гостей Далее рассказчик переходит к историям других зрителей музыкального соревнования и самих певцов. Одного из мужиков местные прозвали Обалдуем, это загулявший дворовый человек без всякой должности, умеющий при этом ловко погулять за чужой счет. Противоположный тип представляет собой опытный, предприимчивый и расчетливый Моргач, который из кучера сумел стать приказчиком, а после подался в мещане и разбогател.

Выделяется на фоне других гостей Перевлесов, прозванный Диким-Барином. На вид его трудно отнести к определенному сословию – он держится сам по себе. Также остается неизвестным, чем он живет, однако деньги, хоть и небольшие, у него имеются. «Казалось, какие-то громадные силы угрюмо покоились в нем», — говорит автор и предполагает, что эти силы при случае могли разрушить своего хозяина и все вокруг. В то же время, поражала в Диком-Барине некая смесь природной свирепости и врожденного благородства.

Рядчик Портрет первого участника соревнования создается всего несколькими чертами. Рядчик представляется невысоким плотным мужчиной с «тупым вздернутым носом» и красивым высоким голосом. Поет он очень искусно, но это пение не трогает душевных струн так, как пение его соперника Яшки-турка.
Яшка-турок В портрете Якова акцент делается на впалых щеках, беспокойных серых глазах и выразительных губах, говорящих о впечатлительности и страстности его натуры. Он работает на бумажной фабрике, но при этом по душе – «художник во всех смыслах этого слова». В его пении звучит «русская, горячая, правдивая душа», которая приводит в трепет всех присутствующих.

Темы

Тематика рассказа «Певцы» может быть продолжена, но только если это нужно аудитории. Поэтому в случае нехватки материала напишите в комментариях, чего не хватает?

  1. Одной из ключевых тем всех «Записок охотника» становится тема народа и его непростой судьбы. Находит выражение она и в рассказе «Певцы». Писатель описывает разные типы людей, но все эти характеры сформированы жизненными обстоятельствами. Так, непростой путь поисков лучшей доли выпадает Моргачу, который сбегает от своей барыни, а после скитаний возвращается, чтобы преданной службой вернуть ее милость. Затем ему удается освободиться и даже разбогатеть, но при этом он становится человеком практичным и жестким, привыкает пользоваться людьми. Меньше везет Обалдую, который не находит сил поменять свое положение и отыскать свое место.
  2. Другой значимой темой рассказа становится искусство. Всех героев, независимо от их положения и характера, собирает в этот день в кабаке желание посмотреть соревнование местного певца Яшки и заезжего рядчика. Гости оказываются способны не только оценить красоту голоса или «завитушки» рядчика, но и всей душой почувствовать страсть и печаль, которыми проникнуто пение Якова.

Проблемы

Проблематика рассказа «Певцы» состоит из проблем эпохи, когда жил и творил Тургенев, и вопросов, актуальных во все времена.

  1. Тургенев в своем рассказе не просто изображает яркие крестьянские характеры, он поднимает проблему трудной народной доли, говорит о крепостном праве, которое лишает человека возможности проявить свои способности и таланты. Своим страстным пением Яков способен тронуть любую душу, он — художник по своей натуре, однако вынужден работать на фабрике и единственной возможностью показать свой талант для него являются подобные соревнования в сельском кабаке. Точно так же редким мгновением единения с искусством и самими собой становится певческий поединок для целовальника, его жены, Дикого-Барина и прочих гостей, которые очень скоро вынуждены будут вернуться к своим привычным будням.
  2. Проблема испорченности русского народа, забитого рабством и непосильной ношей труда, тоже поднимается в произведении. Неудивительно, что недолгий душевный подъем, вызванный в односельчанах пением Яшки-турка, очень быстро сменяется «невеселой картиной» пьянства и разгула, от которой стремится убежать рассказчик.

Основная идея

Главная мысль рассказа «Певцы» заключается в той удивительной силе искусства, которая способна тронуть душу человека, позволить ему забыть о своих горестях и почувствовать себя счастливым. Разницу между умелыми, но пустыми трелями рядчика и печальным, искренним, хоть и не таким чистым пением Яшки замечают все, включая самого проигравшего, но особенно интересно наблюдать за реакцией Дикого-Барина. Этот уважаемый всеми за внутреннюю силу и благородство человек, кажется, лучше других понимает печаль, звучащую в голосе Якова. Если во время пения рядчика Дикий-Барин лишь снисходительно улыбается, то после выступления второго участника он уже не пытается сдержать свои чувства. Его восхищение и благодарность за пережитые от этого пения эмоции выражаются в простом жесте:

«Яша, — проговорил Дикий-Барин, положил ему руку на плечо и – смолк».

Смысл рассказа «Певцы» состоит в том, что настоящий талант всегда проникает в души людей и заставляет их, пережив катарсис, очищаться и открываться новым впечатлениям.

Художественные особенности

Исследователями отмечалось, что, в отличие от других ярких рассказов сборника, «Певцы» носят отчасти элегический характер. В этом рассказе Тургенев изображает нелегкую судьбу талантливых представителей народа, которые не могут реализовать себя в условиях старой крепостнической России.

Усилить звучащие в повествовании идеи и мотивы писателю удается с помощью использования в описаниях образных эпитетов и метафор в рассказе «Певцы». Во время пения Якова рассказчик представляет себе свободную чайку, наслаждающуюся солнечным светом. В этом сравнении наиболее отчетливо проявляется авторская оценка внутренней силы и независимости певца-самоучки.

В рассказе «Певцы» И. С. Тургенев демонстрирует, что в народной среде немало по-настоящему чувствующих и талантливых людей. Несмотря на тяжелые условия жизни, они, подобно Якову, делятся своим внутренним светом с окружающими и делают их мир ярче.

Автор: Юлия Филипская

Виноградова Ирина

Идея этого рассказа заключается в том, что автор хотел показать, как жили люди в деревнях. Судьба у каждого человека была разной, у большинства даже трагичной, но, несмотря на это, любовь к творчеству процветала даже в самых отдаленных уголках нашей необъятной страны. На примере двух певцов, показано, что на Руси было множество талантов, да не простых, а самородков. Погрузившись в пение, люди забывали обо всем, о своей несчастной жизни, о том, что жизнь к ним не справедлива, потому что творчество было в душе у каждого.  

Пожаловаться

Рассказ И. С. Тургенева «Певцы» входит в объёмный цикл очерков и рассказов, объединённых общим названием «Записки охотника». Цикл создавался в течение многих лет — с 1847 по 1851 год (следует упомянуть и 1874 год, когда к основному списку произведений были добавлены ещё три рассказа) и не сразу автор определился со своим замыслом. Всё начиналось с рассказа «Хорь и Калиныч», созданного под впечатлением от прогулок Тургенева по окрестностям Спасского-Лутовиного Орловской губернии. Писатель с удовольствием предавался занятию охотой, и его поле зрения то и дело попадали пейзажи Спасского и местные жители с их разнообразными нравами. Это и стало основой многочисленных рассказов, больше напоминающих очерки с подробным описанием типов крестьян и людей иных сословий.

Рассказ «Певцы» был создан в середине цикла — в 1850 году, когда автор хорошо осознавал, для чего он пишет свой очередной сюжет по мотивам увиденного. Издававшиеся в знаменитом журнале «Современник» рассказы стали настоящим прорывом в русской литературе и заставили общественность пересмотреть свои взгляды на современного героя художественного произведения. У Тургенева это простой человек со всеми деталями его внешнего облика и внутреннего мира, привычками, продиктованными часто сложной судьбой и непростыми условиями жизни. Однако задача автора не столько максимально натуралистично изобразить простой народ, сколько опоэтизировать его, но при этом без лишних сантиментов. Многие образы показаны с юмором или авторской иронией. Но всякий раз они тонко и интересно разработаны с психологической точки зрения.

Так, в «Певцах» рождается любопытная галерея образов сельца «Колотовка» и его окрестностей: души компании и владельца популярной питейной целовальника Николая Ивановича, вездесущего балабола и лоботряса по прозвищу Обалдуй; загадочного, но вызывающего неизменное уважение к себе Дикого-Барина; рядчика из Жиздры, обладающего красивым высоким голосом; мужика «себе на уме» с подозрительным взглядом по прозвищу Моргач и, наконец, победителя певческого соревнования Яшки-Турка.

Герой, от лица которого ведётся повествование, барин местного уезда (в нём мы узнаём самого Тургенева), как обычно, выступает в рассказе в роли наблюдателя. Сюжет основывается на нехитрых событиях, разворачивавшихся в «Притынной» Николая Ивановича, в то же время в произведении много места уделяется подробному описанию разных типажей. Сюда съезжаются многочисленные посетители и в том числе претенденты на победу в певческом конкурсе — рядчик из Жиздры и Яшка-Турок. Жребий выпал петь сначала рядчику. И он довольно быстро поразил присутствующих красивым фальцетом и сложными музыкальными пассажами. Но продолжал хмуриться Дикий-Барин. Его реакция осталась для наблюдавшего за ним барина загадкой.

Между тем, несмотря на попытки Обалдуя и сочувствующих присвоить рядчику победу без боя, было решено заслушать Яшку-Турка. Он заметно волновался и даже, казалось, хотел уклониться от солирования. Но всё тот же Дикий-Барин строго настоял на соблюдении правил состязания.

Яша начал петь неуверенно, голос его набирал силу постепенно. Но вот зазвучала та самая русская народная песня, которая способна перевернуть душу любого слушателя. А в самом голосе Яшки было что-то и жуткое, и одновременно завораживающее. Не было в «Притынной» ни одного человека, которого этот голос не тронул бы до глубины души. И Дикий-Барин не удержался: из глаза его покатилась слеза. Так была одержана безоговорочная победа Яшки-Турка.

Заслуживает отдельного внимания финал произведения. Автор-рассказчик покидает питейную, боясь нарушить то удивительное впечатление, которое на него произвело увиденное и услышанное. И, видимо, был прав. Потому что позже, заглянув в окно всё того же заведения, он увидел, что все изрядно пьяны, шумны и бестолковы. Рассказ заканчивается открытым финалом, над которым невольно хочется задуматься. Это лирическое отступление о мальчике, искавшего какого-то Антропку, которого хотела высечь барыня. И долго рассказчику слышался этот голос: «Антропка-а-а! …» Возможно, потому что в один день барин познал величие таланта простого человека и такую же его горькую судьбу? …

По произведению: «Певцы»

По писателю: Тургенев Иван Сергеевич

Используемые источники:

  • https://reshator.com/sprav/literatura/analiz/turgenev-pevcy/
  • https://literaguru.ru/analiz-rasskaza-turgeneva-pevtsy/
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/pevtsy-i-s-turgenev/
  • https://vashurok.ru/questions/turgenev-pevtsi-ideya-rasskaza
  • https://goldlit.ru/turgenev/683-pevtsy-analiz

Министерство образования и науки

                                     Забайкальского
края     

Государственное
профессиональное образовательное учреждение

 «Читинский техникум отраслевых технологий
и бизнеса»

А.А. Рахимова

Тематическая
тетрадь

по
учебной  дисциплине

«Родная литература»»

https://sun9-7.userapi.com/impf/c9364/v9364180/20c6/Cmo3bibR5t0.jpg?size=604x604&quality=96&sign=2f68022ad6ee71aa3ff4b2e535c0ad11&type=album

ФИО (студента) ___________________________________________________

Группа___________________________________________________________

Профессия________________________________________________________

        Данная тематическая
тетрадь по учебной дисциплине «Родная литература » составлена для студентов
первого курса, обучающихся на базе основного общего образования по профессиям
всех профилей СПО.  Тематическая тетрадь может использоваться студентами на
практических занятиях.  

Задания, предлагаемые в тематической
тетради, рассчитаны на стабилизацию письменной и устной  грамотности студентов,
совершенствование их умений анализировать, создавать и преобразовывать
художественный текст.

Выполнение заданий разного уровня
сложности  позволяет закрепить полученные теоретические знания по учебной
дисциплине  и носит тренирующий характер.

Практические задания помогут
студентам овладеть необходимыми знаниями о родной литературе, повысить
стилистическую грамотность и речевую культуру
.

image002

ПРЕДИСЛОВИЕ

Мой
родной край

Мое
Забайкалье, родная земля!

Как
дорого друга люблю я тебя!

Как
нежную маму, тебя берегу,

Как
верную клятву, забыть не могу.

Тут
все и раздолье и горная высь,

Тут
русская песня с бурятской слились,

Ах,
черные косы да русская прядь,

За
крепкую дружбу хочу вас обнять.

Мое
Забайкалье, родная земля

Всей
русской душою люблю я тебя.

                                          
Л. Архипова

Содержание

Раздел
1. Проза литературы Забайкалья

Тема
1.1 
Жизнь и творчество О. П. Ивановой

Тема
1.2
Жизнь и творчество Н. В. Коледневой

Тема
1.3
 Жизнь и творчество В. Попова

Тема
1.4 
Жизнь и творчество Ю. Курца

Тема
1.5 
Жизнь и творчество С. М. Зарубина

Тема
1.6
Жизнь и творчество Н. В. Сахарова

Тема
1.7
Жизнь и творчество В. Ведяшкина

Тема
1.8
Жизнь и творчество А. Егорова

Раздел
2. Поэзия литературы Забайкалья

Тема
2.1 
Жизнь и творчество Г. А. Головатого

Тема
2.2 
Жизнь и творчество Г. Р. Граубина

Тема
2.3
Жизнь и творчество М. Е. Вишнякова

Тема
2.4 
Жизнь и творчество Н. Марянина

Тема
2.5 
Жизнь и творчество Б. Гармажапова

Тема
2.6 
Жизнь и творчество Д. Гомбоева

Тема
2.7 
Жизнь и творчество Н. Гуменюк

Тема
2.8 
Жизнь и творчество Б. К. Макарова

Тема
2.9 
Б. К. Макаров. История в поэме

Раздел
1. Проза литературы Забайкалья

Тема
1.1 
Жизнь и творчество О. П. Ивановой

Практическая
работа № 1

Задание:

Как Вы понимаете
значение слова ДЕТСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами
определение. Напишите сочинение – рассуждение не тему «Чем прекрасно детство?»,
взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис,
приведите два примера- аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один
пример-аргумент из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема
1.2
Жизнь и творчество Н. В. Коледневой

Практическая
работа № 2

Задание:

Как Вы понимаете
значение слова ЗАВИСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами
определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как проявляется зависть?»,
взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис,
приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример
из текста, а второй —  из Вашего жизненного опыта. Объем сочинения должен
составлять не менее 70 слов.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема
1.3
 Жизнь и творчество В. Попова

Практическая
работа № 3

Задание:

Как Вы понимаете
значение слова ПОСТУПОК? Сформулируйте и прокомментируйте данное  Вами
определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему  «Значение выбора и
поступка », взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой
тезис, приведите два примера- аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один
пример из прочитанного текста, второй — из Вашего жизненного опыта. Объем
сочинения должен составлять не менее 70 слов.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема
1.4 
Жизнь и творчество Ю. Курца

Практическая
работа № 4

Задание:

Написать отзыв о
прочитанном рассказе Ю. Курца «Доброволец» согласно предложенного плана:

1. Я прочитал
рассказ…

2. В нем говорится
о…

3. Главными
героями являются…

4. Наибольшее
впечатление произвел на меня эпизод, в котором…

5. Главная мысль
рассказа заключается в том, что…

6. Автор хотел
сказать читателю…

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема
1.5 
Жизнь и творчество С. М. Зарубина

Практическая
работа № 5

Задание:

Как Вы понимаете
значение слова ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами
определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему «Какого человека можно
назвать целеустремленным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите два примера из прочитанного текста, а второй
— из Вашего жизненного опыта. Объем сочинения должен составлять не менее 70
слов.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 1.6 
Жизнь и творчество Н. В. Сахарова

Практическая
работа № 6

Задание:

Выполнить
письменный анализ рассказа Н. В. Сахарова «Сиротинка» согласно предложенного
плана:

1. Главная тема
рассказа.

2. Идейная
направленность рассказа (что хотел автор рассказать или донести до читателя).

3. Место действия.

4. Основные
события.

5. Действующие
лица (главные и второстепенные).

6. Роль пейзажа.

7. Роль автора в
этом рассказе.

8. Мое отношение к
героям и рассказу в целом.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема
1.7 
Жизнь и творчество В. Ведяшкина

Практическая
работа № 7

Задание: составить
и записать цитатный план по рассказу В. Ведяшкина «Михалыч».

Памятка:

 Для составления цитатного плана
необходимо сначала прочитать само произведение. Далее – мысленно разбить текст
на смысловые части, каждая из которых повествует об одном из действий,
происходящих в книге. Теперь в каждой части найти предложение, в котором отражена
её основная мысль. Записать их дословно и по порядку, не забывая пронумеровать

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема
1.8
  Жизнь и творчество А. Егорова

Практическая
работа № 8

Задание: составить
сложный план по рассказу А. Егорова «Лютый».

Памятка
«Как составить сложный план»:

1.
Внимательно прочитайте текст.

2.
Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3.
Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавьте
(подпункты плана).

4.
Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в
них основное содержание изучаемого материала.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел
2. Поэзия литературы Забайкалья

Тема 2.1 Жизнь
и творчество Г. А. Головатого

Практическая
работа № 9

Задание: выполнить
письменный анализ стихотворения Г. А. Головатого «А у нас в Забайкалье сопки —
малиновые» согласно плана в табличном варианте:

Часть плана

Опорная лексика

Об
авторе

Основная
тема стихотворения

Мысли
и чувства автора

Главная
мысль (идея)

Художественные
средства, использованные автором

Тема
2.2
Жизнь и творчество Г. Р. Граубина

Практическая
работа № 10

Задание: определить 
ритм  стихотворения  Г. Р. Граубина  «Песня о Чите»

Стихотворная строка ( стих)

Номера слогов

Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 2.3  Жизнь
и творчество М. Е. Вишнякова

Практическая
работа № 11

Задание: выполнить
письменный анализ стихотворения М. Е. Вишнякова «Верховья студеной Нерчи»
согласно предложенного плана:

1. Автор,
заглавие.

2. Жанр
стихотворения.

3. Основная тема.

4. Сюжет,
композиция, проблема.

5. Мотив создания:
что послужило источником написания, вдохновения.

6. Лирический
герой.

7. Место автора в
произведении.

8. Эмоции,
чувства, возникающие при чтении стихотворения.

9. Художественные
средства.

10. Языковые
средства.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 2.4 Жизнь
и творчество Н. Марянина

Практическая
работа № 12

Задание: написать
сочинение – анализ по стихотворению Н. Марянина «Гимн городу Чите» согласно
плана:

1. Тема
стихотворения.

2. Основная мысль
стихотворения.

3. Читая
стихотворение, я представляю…

4. Какую картину
рисует поэт. Какое настроение передает?

5. Главные образы.

6. Изобразительно
выразительные средства.

7. Какие чувства
вызывает стихотворение?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 2.5  Жизнь
и творчество Б. Гармажапова

Практическая
работа № 13

Задание: из
стихотворения Б. Гармажапова «Степняки» выписать изобразительно-выразительные средства:

Изобразительно-выразительные средства

Примеры из текста

Тема 2.6 
Жизнь и творчество Д. Гомбоева

Практическая
работа № 14

Задание:
определить  ритм  стихотворения  Д. Гомбоева «Халхин-Гол»

Стихотворная строка (стих)

Номера слогов

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 2.7 Жизнь
и творчество Н. Гуменюк

Практическая работа № 15

Задание: написать эссе по теме: «Ордена и
медали Великой Отечественной войны»

Памятка при написании эссе:

Прежде чем приступить к написанию эссе:

1. изучите теоретический материал;

2. уясните особенности заявленной темы эссе;

3. продумайте, в чем может заключаться
актуальность темы;

4. выделите ключевой тезис и определите
свою позицию по отношению к нему;

5.определите, какие теоретические понятия,
научные теории, термины помогут раскрыть вам суть тезиса и собственной позиции;

6. составьте тезисный план, сформулируйте
возникшие у вас мысли и идеи.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 2.8  Жизнь
и творчество Б. К. Макарова

Практическая работа № 16

Задание:

Как Вы понимаете
значение слова ПОДВИГ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами
определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему «Что такое подвиг?», взяв
в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите
два примера из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объем
сочинения должен составлять не менее 70 слов.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 2.9  Б.
К. Макаров. История в поэме

Практическая работа № 17

Задание:

Как Вы понимаете
значение выражения ЧЕЛОВЕК С БОЛЬШОЙ БУКВЫ? Сформулируйте и прокомментируйте
данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему «Кого можно
назвать Человеком с большой буквы?», взяв в качестве тезиса данное Вами
определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера из прочитанного
текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объем сочинения должен
составлять не менее 70 слов.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель урока: учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль.

Оборудование: учебники «Литературное чтение» 3 кл. часть 2, рассказ интерактивная доска, раздаточный материал, презентация к уроку, смартфоны с QR-сканером, бумажные карточки с QR-кодами Plickers, аудиозапись рассказа «Честное слово».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс!

Приветствуют учителя

Постановка темы и цели урока

На слайде размещены обложки книг автора, произведения которого мы читали на прошлых уроках. Назовите их? Кто является автором этих рассказов?

Какое произведение вам не знакомо?

Сформулируйте цель урока.

Л.Пантелеев «Фенька», «Новенькая»

«Честное слово»

Познакомиться с произведением Л.Пантелеева «Честное слово»

ПУУД: Умение добывать новые знания, используя свой жизненный опыт.

КУУД: Умение слушать и понимать речь других.

ЛУУД: Умение определять и высказывать общие для всех людей правила поведения.

Рассмотрите иллюстрацию на слайде и предположите, о чем это произведение.

У вас на партах листы с планом урока. Пункты плана в произвольном порядке. Восстановите последовательность их выполнения на уроке.

Ответы детей

1. Прочитать произведение;

2. Проанализировать главного героя;

3. Сравнить литературного героя и героя в жизни.

Открытие нового знания

Первичное восприятие текста Как вы понимаете значение слова «Честный»? «Честь»?

Посмотрите на слайд, возьмите смартфоны и отсканируйте коды. Это определения из толкового словаря.

Ответы детей

Словарная работа с QR-кодами.

Проверка первичного восприятия текста

Учитель читает произведение до диалога.

Как вы думаете, почему мальчик плакал?

Давайте выясним, что было на самом деле.

Послушайте аудиозапись.

(до слов «- Я честное слово сказал…»)

Какие чувства испытывал мальчик?

Почему мальчик не уходил с поста?

Трудно ли держать честное слово? Почему?

Как вы думаете, мог ли этот взрослый человек помочь мальчику?

Дочитываем произведение самостоятельно.

Дал честное слово

Ответы детей

(что значит дать честное слово?)


Предположения детей

Предположения детей

ПУУД:

Умение добывать новые знания, используя свой жизненный опыт;

Умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной деятельности класса.

РУУД: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

Планирование своей деятельности.

Прогнозирование деятельности.

КУУД: Умение сотрудничать и работать в группе;

Умение слушать и понимать речь других.

ЛУУД: Оценивание жизненной ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Во время чтения произведения производится словарная работа с помощью QR-кодов.

СТОРОЖКА — небольшой домик, помещение для сторожа.

ЧАСОВОЙ — вооружённый караульный, выполняющий боевую задачу по охране и обороне порученного ему поста (военнослужащий, стоящий на посту, на часах).

КРАСНОАРМЕЕЦ — воинское звание и должность военнослужащего Красной Армии.

КРАСНАЯ АРМИЯ — название армии в советское время (1918-1946 гг.).

Физкультминутка «Солдаты»

Встали ровненько, ребята,

Пошагали, как солдаты.

Влево, вправо наклонись.

На носочках потянись.

Раз — рывок (прыжок),

Два — рывок,

Отдохнул ли ты дружок?

Помаши кистями дружно

Нам работать сейчас нужно!

(ученики работают в программе «сканер QR-кодов). ПУУД: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами; логический анализ объектов с целью выделения признаков.

КУУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

ПУУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия

Вернемся к задачам урока. Какую задачу мы выполнили?

Какие чувства вы испытали после прочтения?

Что подтвердилось из ваших предположений?

1. Прочитать произведение

Учитель делит класс на 3 группы.

Первая группа ищет в тексте описание внешнего вида мальчика. Вторая группа — чувства и переживания. Третья — поступки, поведение. Один человек из группы презентует. Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно так автор заканчивает свое произведение?

Хорошо читающий ученик читает последний абзац рассказа.

Ответы детей

Как вы думаете, какая главная мысль рассказа «Честное слово»?

Как вы считаете, выполнили ли мы вторую задачу урока?

На ваших столах лежит конверт с разрезанными пословицами. Соедините их.

Проверяем (слайд). Ответы детей:

(Как аукнется, так и откликнется.

Нечистая совесть спать не даёт.

Не давши слово — крепись, а давши — держись.

Не по виду суди, а по делам гляди.) Из этих пословиц выберите ту, которая передает главную мысль произведения с помощью бумажных карточек с QR-кодами Plickers.

Как вы думаете, было ли это произведение поучительным?

«О детях и для детей».

Ответы детей

Как называется раздел, в котором мы работаем на уроках литературного чтения?

Какие еще произведения из этого раздела мы изучали?

— Что объединяет эти рассказы?

— Что общего в характерах главных героев?

— Чем отличается главный герой этого произведения от других?

— Кто из современного мира для вас является героем, который может сдержать свое честное слово? Ответы детей

Рефлексия

Расположите иллюстрации в хронологическом порядке (пояснить слово хронология).

Чему учит рассказ?

Какова главная мысль рассказа «Честное слово?

Оцените свою работу. Поставьте «+» в нужной графе таблицы.

Ответы детей: честь превыше всего.

Оценивают себя…

РУУД: Самоконтроль процесса и результатов деятельности.

КУУД: Умение слушать и понимать речь других

Домашнее задание

Выбери домашнее задание:

— Пересказ от лица главного героя произведения;

— Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку;

— Составить план произведения.

1. Этап вызова

5
минут

На данном этапе
идет актуализация ранее полученных знаний и постановка цели данного урока.
Определяются возможные пути её достижения.

Результаты
обсуждения записываются на доске в форме кластера.

Учитель: «На прошлом уроке мы закончили работу над последним произведением в
разделе… Каком?

Дети: «Люблю природу русскую. Весна» (открывается соответствующая запись
на доске).

Учитель: «Вспомним, какие задачи мы ставили перед изучением данного раздела».

Дети: «Познакомиться с произведениями русских писателей о весне».

Учитель просит
одного ученика выйти к доске и  соотнести карточки с фамилиями авторов с
карточками, на которых напечатаны названия произведения. Остальные ученики
выполняют это задание на парте, используя такие же карточки.  Далее  сверяют
свой результат с доской, определяют результативность выполнения данного
задания.

Учитель: «Кто справился без ошибок?»

Дети (продолжают перечислять задачи:
«Научиться читать стихотворения выразительно;

научиться
представлять картины весенней природы (учитель открывает доску с
иллюстрациями детей к стихотворениям о весне разных авторов);

сравнивать
стихотворения о весне разных авторов».

Учитель: «Смогли мы решить данные задачи в ходе изучения произведений данного
раздела?»

Дети: «Да»

Учитель: « Что же тогда мы будем делать сегодня? Заранее скажу, что мы не
приступим к знакомству с новым разделом».

Дети: «Обобщим материал по разделу. Проверим и оценим свои достижения»
(дети могут давать ответы, близкие по сути к планируемым ответам,
представленным в конспекте)

Ранее нарисованные иллюстрации к прочитанным
произведениям (временно скрыты)

Название раздела «Люблю природу русскую. Весна»
(временно скрыто).

Карточки с названиями стихотворных
произведений о весне и карточки с фамилиями русских поэтов (расположены на
доске в хаотичном порядке) (Приложение 2).

Уточняет понимание учащимися поставленных
целей урока, создает эмоциональный настрой, побуждает к высказыванию своего
мнения, организует деятельность учащихся в соответствии с задачей, проверяет
результативность выполнения задания.

Анализируют собственные знания по разделу Формулируют
цель урока и пути её достижения.

Соотносят название произведения и его
автора, контролируют правильность выполнения задания на основе сравнения с
образцом.

Целеполагание, планирование  результата,
самоконтроль.

2. Осмысление

30
минут

На данном этапе
происходит непосредственный контакт с информацией.

1. Организация
работы с информацией. Инструктаж учащихся (2 минуты).

Учитель: «Для обобщения материала разделимся на группы (учитель формирует
группы, способные выполнить задания разной степени сложности). Группы 1, 3, 4,
5, 6 получат карточку с названием произведения, заданием  и инструкцией к
выполнению задания, согласно которым группы 1,3,4 подготовят выразительное
чтение стихотворения или отрывка (можно наизусть), сформулируют главную мысль
произведения и выберут рисунок, наиболее точно отражающий тему главную мысль
произведения.

Группы  5 и 6
составят синквейн к указанному произведению и выберут иллюстрацию к
произведению из представленных на доске. Для группы 2 будет особое задание».

2.
Самостоятельная работы учащихся. Группы приступают к работе (5  минут).

Учитель подходит
к группе 2, которым за 2 дня до урока было предложено составить рейтинг
популярных произведений из изученного раздела на основе опроса учащихся
класса. Помогает представить результаты опроса в виде таблицы (приложение 2).
Далее группе 2 предлагается составить список дополнительной литературы по
разделу, используя книги из библиотеки (книги готовятся заранее и
представляют собой сборники стихотворений поэтов о природе).

3.  Представление
информации. Выступления групп (9 минут).

Учитель: «Сейчас мы заслушаем выступления групп 1, 3, 4 и оценим их. Как вы
думаете, на какие моменты надо обратить внимание, оценивая товарищей?»

Дети: «Правильность ответа, насколько верно подобран рисунок,
выразительность, …»

Учитель: «Верно, это и будет основными критериями при оценивании ответов
учащихся. Все эти критерии представлены в оценочных таблицах (раздаются
группам) (Приложение 3). Просмотрите таблицы. После каждого выступления
группа должна будет проставить + или – в соответствующую графу и подсчитать
общий балл (количество +). Итак, слушаем».

Группы 1,3,4.  по
очереди представляют свою работу. После каждого выступления группам дается
около 1 минуты на оценивание товарищей.

4. Подведение
итогов (5 минут).

Учитель: «Подведем итоги. Чье выступление оказалось наиболее результативным?
Поясните свой выбор. Стройте свое выступления, используя формулировки,
представленные в оценочных листах» (заслушиваются все группы, учитель ставит
отметки по результатам выступлений и оценивания).

Учитель: «Группа 2 представит результаты своей работы и познакомит вас с
рейтингом самым популярных в нашем классе произведений и порекомендует другие
стихотворения о весне (заслушивается группа). Оценим работу этой группы Можно
ли воспользоваться прежними критериями?»

Дети: «Нет, так они выполняли совершенно другое задание»

Учитель ставит
отметки этой группе.

5. Составление
рассказа о весне (9 минут)
.

Учитель: «Итак, каждое стихотворение нашло своего читателя. Что же общего у
всех этих произведений?»

 Дети: «Тема, идея. Они все о весне, все авторы восхищаются красотой весны,
…»

Учитель: «Предлагаю вам послушать выступления групп 5, 6». (заслушиваются
ответы детей, коллективно оцениваются с помощью учителя. Учитель обращает
внимание, что для оценивания можно только частично использовать критерии из
оценочных таблиц).

Учитель: «А теперь предлагаю составить свой текст (можно стихотворный, темой
которого буде «весна»). Какова будет идея? (Весна – прекрасное время года).
Посмотрите на ряд слов. Какие части речи представлены?

Ученики: «Глаголы и прилагательные».

Учитель: «Каких частей речи не хватает?

Ученики: «Существительных».

Учитель: «Подумайте, какие существительные можно использовать, как их связать
с глаголами и прилагательными»

Затем детям предлагается
в парах или индивидуально составить небольшой текст. Можно использовать
слова-опоры на доске. А можно воспользоваться стихотворными тестами из
учебника.

Заслушиваются 2
текста (Наконец наступила долгожданная красавица — весна. Все изменилось
вокруг. Растаял снег. Стали громко петь птицы.  Распустились подснежники. Все
рады солнцу и теплу. Весна —  прекрасное  время года.)   Дети оценивают
выступления товарищей, высказываются  по поводу того, насколько текст
соответствует теме, идее.

Карточки с заданиями и инструкцией (Приложение
1). Карточки для оценивания работы групп (Приложение 3).

Доска:

1.Наступила, прилетели, зацвели,
распустились, запели.

2. Прекрасная, теплая, долгожданная,
удивительные.

Поддержка интереса, активности и инерции
движения  обучающихся, созданную во время фазы вызова.

Поддержание усилий обучаемых по отслеживанию
у них собственного понимания.

Организация групповой работы: формулировка
заданий. Организация оценочных высказываний.

Обеспечение положительной реакции детей на
творчество одноклассников.

Контроль за выполнением работы.

 Выполнение заданий по группам. Интеграция
идей.

Решение учебных задачи: анализ
художественных текстов, сравнение разных произведений о весне.

Анализ ответов товарищей по коллективно
выработанным критериям

Умение слушать и вступать в диалог,
интегрироваться в группе; учитывать позицию других, участвовать в
коллективном обсуждении

Осуществление контроля и оценки деятельности
групп, волевая саморегуляция

Применение методов информационного поиска,
умение структурировать знания, Анализ произведений с целью определения
основной и второстепенной информации, умение осознанно строить речевое
высказывание, свободно ориентироваться в текстах.

Взаимоконтроль и оценка деятельности на
основе заданных критериев.

3. Рефлексия

10
минут

Учитель: «Итак, мы обобщили ранее изученный материал по разделу. А теперь
проверим себя и оценим свои достижения. Для  этого откройте рабочую тетрадь
на странице 75. Прочитайте задания. Какие будут вопросы? Выполните по желанию
или задания 1, 2 (записать понравившееся произведение, автора, тему, идею)
или задание 3 (составить и записать текст о весне). Оцените свои знания по
разделу, поставив знаки + или _ напротив соответствующего утверждения внизу
страницы 75. У кого все +? У кого один -?»

Далее в
исполнении учителя под аудиозапись музыки звучит любое стихотворение о весне,
которое дети раньше не слышали (Приложение 4).

Домашнее
задание.

Учитель: «Кто автор этого стихотворения (дети не могут ответить)? Дома
попробуйте установить автора, воспользовавшись списком дополнительной
литературы, подготовленной группой 2 и подборкой книг.  Отредактируйте свой
текст о весне. По желанию попробуйте сами сочинить четверостишие о весне. А
мы с вами составим сборник стихотворений, авторами которого будете все вы.

Рабочая тетрадь стр.75.

Руководство умственной деятельностью
учащихся. Организация самостоятельной работы.

Осуществление первичного контроля.

Осмысление информации, изложение материала в
письменной форме. Самостоятельное составление  текста

Сопоставление целей урока и конечного
результата.

Волевая саморегуляция.

Осознанное построение высказывания в
письменной форме.

Самоконтроль и самооценка

Урок литературы в 7 классе по теме «И.
А. Бунин. Рассказ «Цифры». Арифметика чувств Сложность взаимоотношений взрослых
и детей в семье»

Цель:

Помочь понять идейное содержание
рассказа «Цифры»;

развивать критическое мышление, речь,
умение делать выводы и обобщения, характеризовать персонажей
художественного произведения, психологически мотивировать их поступки;

воспитывать творческую, мыслящую,
толерантную личность, желание понимать других людей, делать добро, умение
ценить и любить близких людей.

1
Оргмомент

2
Мотивация. Целеполагание

 Здравствуйте,
обратите внимание на оформление доски . Что вы видите на этих изображения? Что
их всех объединяет? (взаимоотношения детей и взрослых, объединяет конфликт,
непонимание детей и взрослых)


Сформулируйте тему нашего урока ( Взаимоотношения  детей и взрослых) А будем 
мы с вами рассматривать эти взаимоотношения на основе произведения, которое вам
задано было прочитать, рассказа И. Бунина «Цифры» Какая наука связана с
цифрами? (математика) Раньше математику называли арифметикой , а раз речь у нас
идёт о взаимоотношениях, то мы будем говорить о чувствах, поэтому я назвала наш
урок  «Арифметика чувств». Сформулируйте проблемный вопрос, на который мы с вами
попытаемся ответить  в конце урока и на который ищет ответ автор ( Как должны
строиться взаимоотношения  детей и взрослых) Цели нашего урока:
проанализировать поступки героев, оценивать их, выявить авторскую позицию.

Литературное
произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, а большая — скрыта
от нас, и ее надо научиться видеть. А для этого необходимо внимание, вдумчивое
чтение, работа ума. Ведь прочесть произведение- это проникнуть в мир писателя,
прожить жизнь вместе с ним и его героями.

Сегодня
мы будем учиться читать рассказ Бунина не только глазами, но и сердцем, душой.

Будем
учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от
невнимательного читателя. Итак, рассказ Бунина «Цифры».

 —
Что лежит в основе рассказа (конфликт)

3
Беседа по прочитанному тексту. Работа с текстом

-Что означает слово «конфликт»?

-Что вы чувствуете, когда находитесь с кем-нибудь в конфликте?

-Что нужно для конфликта?

Обратимся к рассказу И.Бунина и разберем конфликтную ситуацию
этого рассказа.

 — Читаем 1 главу.

— В чем
необычность такого начала? Какое местоимение встречается в каждом предложении,
на каждой строке? (Ты. И у нас возникает ощущение, будто обращается к
каждому из нас. Мы словно становимся свидетелями чьего-то объяснения,
оправдания.)

 Что можем сказать
об отношениях дяди и мальчика до ссоры? Найдите слова, иллюстрирующие
взаимоотношение дяди и племянника (Дядя и мальчик, судя по их теплым
отношениям, давно дружат. Дядя нежно любит племянника, но держит его на
расстоянии, потому что уверен в том, что «вредно баловать детей». В душе он
понимал, что надо сразу откликнуться на просьбу ребенка.)

— Да и Женя не
просто любит дядю, даже боготворит его немножко: он приносит подарки, он купит
карандаши, пенал и другие чудесные вещи; даже мама и бабушка не противоречат
словам и поступкам дяди.

— Почему же
произошел конфликт?  (Мальчику хотелось скорее познакомиться с цифрами, а
дядя не хотел их показывать ему.)

— Давайте
проследим по тексту, с чего же началось то, что и через годы не дает покоя этому
взрослому. Прослушайте 2 главу (чтение по ролям ) и подумайте над
вопросом: «Почему дядя не выполнил просьбу племянника?».

(Оказывается:
знакомство с цифрами  было отложено на завтра только потому, что взрослому лень
этим заняться. «Уж очень не хотелось мне идти в город».)

— На что ссылается
дядя, чтобы оправдать свою лень, свой поступок?

— Итак, добрые
отношения нарушены. На чьей вы стороне?

— Найдите в тексте
объяснение, почему свой поступок, спустя годы, дядя оценивает, как «великий
грех»? ( «Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех
– лишаю тебя счастья, радости.)

— Верно. А какое
решение принимает мальчик, чтобы обратить на себя внимание? (Бунт.)


Работа в группах.

Учитель: Ребята, давайте с вами
посмотрим , как реагируют герои рассказа на ссору. Какие чувства испытывают и
какие поступки совершают ( 1 группа –дядя (2-3 главы),2 группа- мам и бабушка
(4-6 главы),3 группа- 4-5 главы. Работа на 5-7 минут.

Мысли,
чувства, переживания внешние, физические действия персонажа

«вредно,
не полагается баловать детей»; «совершаю великий грех – лишаю тебя счастья»;
«мне было стыдно»; «сжалось сердце»; «хотелось встать, распахнуть дверь в
детскую и сразу … пресечь твои страдания … »

«зажигал
папиросу, не поднимая глаз на бабушку»; «соврал»; «твердо отрезал»; «сказал,
досадливо морщась»; пожал плечом и сделал вид, что больше не замечаю тебя»;
«кинулся, дернулся за руку, да так, что ты волчком перевернулся передо мною,
крепко с наслаждением шлепнул» и т.д.

5. Беседа

 Работа 1 и 2группы

Что можно сказать о чувствах  и поведении героев? ( все
объединяются против мальчика , при этом внутренне переживают,но пытаются
выдержать паузу

– О чем свидетельствует несовпадение этих проявлений?
(Свидетельствует о той внутренней борьбе, которая происходит в душе дяди, о его
противоречивом характере. С одной стороны он, как всякий «очень умный дядя»,
«выдерживает характер», не идет ни на какие уступки, а напротив, всем своим
поведением старается подчеркнуть безразличие к тому, как реагирует Женя на
отказ удовлетворить его желание. С другой – как дядя, чуткий, любящий
племянника, мучается, наблюдая детское горе. «Сердце тихо говорило мне, что я
совершаю в эту минуту великий грех – лишаю тебя счастья, радости … Но тут
пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей» – вот
слова, которые передают и причину «слишком крупной ссоры» и источник
нравственных мучений героя – рассказчика.

 -А что можно сказать о состоянии мальчика Прочитайте. Можно ли
его состояние назвать горем?

Дети постоянно совершают открытия, им трудно контролировать
себя. Для него цифры_ это открытие. Ребёнок острее всё чувствует .

И только в 7 главе конфликт преодолён. Но какой ценой?( ценой
смирения)

Учитель: Очень важны для понимания
характера дяди диалога. Необычны в рассказе воображаемые диалоги, имеющие
обобщенную, философскую направленность.
– Обратимся к самому глубокому из них, который подводит нас к пониманию
основной мысли рассказа, авторской позиции.

Чтение ученицы (от слов «Счастье, счастье! До слов «И ты
смирился»).

Учитель: По наблюдаем над
репликами ремарками в диалоге (глава VI)
– Обратите внимание на ремарки, поясняющие слова ребенка. Они содержат
«психологическую лексику». Почему? И только ли конкретного ребенка?
А может быть, вообще любого человека, который хочет получить от жизни что-то
сразу, не считаясь ни с кем и ни с чем?
– Чем можно объяснить использование повтора слов?
Одинакова ли цель каждого из этих повторов? Проследите словесный ряд: «Счастье,
счастье!» – «Потерпи». – «Замолчи, иначе ничего не получишь!» – «Смирись,
смирись!»
– Какую жизненную науку заключают в себе эти слова? Поведение дяди сломило
самолюбие мальчика, он смирился. Детям часто приходится смиряться, потому что они
находятся во власти у взрослых. Жизнь бьет их в сердце тупым ножом обиды,
ожесточает их души, и они становятся черствыми, бездушными. А дядя? О чем
говорят его раздумья о своих поступках, о своей жизни? У него тоже когда-то
была мечта, но постепенно из увлеченного он превратился в человека, который
привык сдерживать себя, а потом и отступать перед препятствиями, неудачами: «
… я знаю и то, что, чем дороже мне моя мечта, тем менее надежна осуществление
ее. И я уже давно в борьбе с нею. Я лукавлю: делаю вид, что я равнодушен». Этот
пример самохарактеристики героя.

– Как ведет себя ребенок после отказа дяди удовлетворить просьбу
немедленно?
– Отметьте цитаты, характеризующие психологическое состояние мальчика?
(«закричал … тонким голосом»; «вихрем понесся в зал»; «придумал отличную
игру, подпрыгивать, бить изо всех сил ногами в пол и при этом … звонко
вскрикивать»; «начал играть с мучительным наслаждением роль умирающего»;
«кричать … уже не хочется, голос охрип … все равно кричал и кричал» и т.д.)
– Почему так ведет себя Женя?

Ответы: дерзкое, отчаянное, бурное
поведение ребенка стало следствием отказа дяди удовлетворить просьбу
немедленно.

Учитель: Внешние проявления
чувств мальчика вполне раскрывают то, что испытывает Женя, впервые натолкнувшись
на удар судьбы. «Потерпи». В его реакции – и обида на дядю и горечь от того,
что цифры он не научится писать сегодня и сейчас, и непонимание того, что в
жизни может быть вот так …

Учитель: Какое представление о
характере мальчика дает его поведение?

Ответы: характер нетерпеливый,
даже эгоистичный и в чем-то агрессивный.

Учитель: Ребята, качества
характера мальчика проявляются по-детски непосредственно и в то же время
оскорбительно для окружающих.

– Как же воспринимают окружающие, как понимают реакцию мальчика?

Ответы: для близких мальчика его
вызывающее поведение – это, прежде всего «страдание» от первого удара судьбы,
который всегда тем сильнее, чем «пленительнее мечта».

Учитель: Взрослые дают ребенку
перестрадать свое горе. Почему?

Ответы: Дерзкое поведение ребенка
вовсе не означает, что негативные черты «перейдут» во «взрослый» характер:
Женя, повзрослев, совершенно забыл о случае с цифрами. И сделали это, по
мнению, рассказчика, не годы, а готовность и способность ребенка упиваться
исполненной все-таки мечтой: «Перестрадав свое горе, твое сердце с новой
страстью вернул ось к заветной мечте … И вечером, как только эта мечта
овладела тобою, ты забыл и свою обиду, и свое самолюбие, и свое твердое решение
всю жизнь ненавидеть меня».

Работа 3-й группы.

Учитель: отношение бабушки и
мамы к конфликту между дядей и племянником рассмотрим в сопоставлении.
– Какова реакция мамы?
(«Потом заходили к тебе мама и бабушка … », «качали головами», «заводили речь
о том, как это нехорошо, когда дети растут непослушными, дерзкими»; «советовали
тебе пойти ко мне и попросить … прощения»; «не обращай на него внимания», –
говорила мама, – охота тебе разговаривать с такой злючкой»! «Ужасно испорченный
ребенок», – сказала, нахмурившись и стараясь быть беспристрастной, мама».)

Вывод: реакция мамы,
пытающейся быть беспристрастной, почти однозначна: не следует потакать ребенку.

Учитель: Реакция бабушки иная.
Какова она? Какие художественные детали помогают раскрыть ее?

Ответы: Прежде всего, бабушке
жалко внука, ей не по душе ссора. Она пытается предотвратить ее (гл.II): «не
приставай к дяде». Когда же конфликт произошел, бабушка тяжело переживает его.
Об этом красноречиво говорит описание ее внутреннего состояния через минуту,
позу, движения («Ее сердце рвалось в детскую, но она крепилась, смотрела из-под
дрожащих бровей на потемневшую улицу … »; у нее «задрожали губы, брови, и,
отвернувшись к окну, она стала быстро колотить чайной ложкой по столу … »
Учитель: Защищает ли бабушка внука? Осуждает ли она сына? Почему открыто не
встает на сторону ребенка, не позволяет своей жалости выплеснуться наружу?
Можно ли назвать позицию бабушки позицией наблюдателя?

– Каким образом она пытается устранить конфликт?

Учитель: прочитаем выборочно
диалог бабушки и внука, предварительно проанализировав ремарки (конец V –
нач.VI глав)

Ответы: бабушка мудра, терпелива.
Натолкнувшись на жестокость ребенка, сумела сдержать себя (чего нельзя сказать
о дяде), погасить агрессию мальчика и подтолкнуть его к примирению.

Учитель: Можно ли считать, что,
смиряя внука, бабушка прибегает к запрещенному приему? Проанализируйте ее
последний аргумент в споре с мальчиком: » – А кто же купит ему теперь
пенал, бумаги, книжку с картинками? Да что пенал! Пенал туда-сюда. А цифры?
Ведь уже этого не купишь ни за какие деньги.
Впрочем, – прибавила она, – делай, как знаешь. Сиди тут один в темноте».
– По какой «самой чувствительной струне» сердца мальчика ударила
бабушка?
Какой жизненный урок преподнесла она ребенку? Самая чувствительная струна –
желание мальчика познакомиться немедленно с цифрами. Огромное желание мальчика
Бунин подчеркивает странным словом – алкать (сильно хотеть, жаждать чего-то,
стремиться силою воли).

Коллективный анализ VII главы

Учитель: Выделите слова и обороты, передающие психическое
состояние дяди и племянника после заключения мира.

– Как же осуществляется героями переход к миру и согласию?

– Кому из них труднее дается быстрая смена настроения? Почему?

Ответ: труднее дается смена настроения дяде. Его состояние и в «мирный»
период» нельзя рассматривать однозначно. Вот он наслаждается «радостью, с
нежностью обоняя запах … волос» мальчика. Но лишь за мгновение до этого у
него было «притворно-печальное» лицо, в то время как Женя «покорным,
деликатным, осторожным … старался быть», «жадно ловил … каждое слово».

– Что значит слово деликатный? Обратимся к толковому словарю
(Нежный, тонкий, хрупкий, мягкий).

– Что дает такое противопоставление для понимания характеров
взрослого и ребенка?

Ответы: у взрослых труднее происходит смена настроений, они
менее естественны в проявлении своих чувств, для них характерны нарочитость,
«сделанность» форм поведения, маска «очень умного дяди».

Учитель: Но, наверное, писатель хотел сказать не только об этом.
Не случайно ведь бунинский рассказ по своей форме представляет исповедь,
монолог.

Обратимся к «Словарю литературоведческих терминов». Монолог (от
греч. mопоs – один и logos – слово) – развернутое высказывание одного лица …
– Обратимся к толковому словарю» – Исповедь – откровенное признание в чем-либо,
сообщение своих мыслей, взглядов.

– Прав ли герой, выдерживая характер до конца? Чего это стоило
ему?
Чем вызвана его исповедь? (В ответы включите наиболее яркие, точные бунинские
слова и обороты). Обсудите в группе.Авторская позиция

·        
Так кто же
все-таки оказался нравственно мудрее в этом конфликте? Кто сделал первый шаг к
примирению? (Женя, он попросил у дяди прощения).

·        
Давайте
прочитаем отрывок из 7 главы (с. 16-17 до слов «И какой радостью засияли твои
глаза!»). Что хотел сказать автор, описывая этот момент?

·        
Кажется, все
уже хорошо, конфликт улажен, но почему же дядя через много лет помнит эту ссору
в подробностях, исповедуется перед племянником? (Совесть мучает, на душе –
тяжесть; понимает, что ссора возникла из-за него, что он омрачил малышу
радость, доставил страдания и себе, и ему, и другим близким людям).

·        
Содержание
какой главы отражает иллюстрация? Озаглавьте ее. («Примирение»…)

6. Работа в группах (задание для группы на
карточках).

I группа. Можно ли было избежать
конфликта? Каким образом? Предложите свои пути решения конфликта

II  группа. Раскройте главную идею
рассказа. (Детей нужно воспитывать лаской, добротой, а не навязывать своих
взглядов).

3 группа. Какие проблемы
затрагивает автор в рассказе?

– Что является главным в рассказе?
– Каковы взаимоотношения взрослых и детей? Что должно лежать в их осн

7. Творческая работа

Учитель: А сейчас, ребята, я
предлагаю вам построить собственное размышление об одной из ваших ссор,
придумайте название

8. Подведение итогов урока

Учитель: Ребята, а какие
жизненные уроки извлекли вы из нашего урока? Да, ребята!   Так должны
поступать все: уважать, стараться понять, простить. Тогда можно избежать ссоры,
обиды, непонимания.

 Почему важно изучать такие рассказы?

Ответы
учащихся:

  • Нужно
    уважать желания другого человека.
  • Стараться
    понять, простить.
  • Чаще
    стараться радовать близких, когда можешь.
  • Уметь
    сделать первым шаг навстречу.
  • Стараться
    избежать ссоры.

9
Рефлексия
.


Сегодня на уроке я понял, что…


Я был удивлен…


Для меня было новым…


Мне было интересно узнать…


Я постараюсь с сегодняшнего дня…


Мне жаль, что…


Мне понравилось…

10 Д.з Прочитать рассказ «Лапти». Отв. на вопр. Чему учат рассказы
Бунина?

1 группа

1) Сформулируйте
проблемный вопрос, на который мы с вами попытаемся ответить  в конце урока и на
который ищет ответ автор.

2) Поработайте над
2 и 3 главами. Заполните таблицу: мысли, чувства и действия дяди

3). Можно ли было избежать конфликта?
Каким образом? Предложите свои пути решения конфликта

4). Расскажите об одной из ссор, которая
произошла с вами.

5)
.Рефлексия.(продолжи фразу)


Сегодня на уроке я понял, что…


Я был удивлен…


Для меня было новым…


Мне было интересно узнать…


Я постараюсь с сегодняшнего дня…


Мне жаль, что…


Мне понравилось…

2 группа

1) Сформулируйте
проблемный вопрос, на который мы с вами попытаемся ответить  в конце урока и на
который ищет ответ автор.

2) Поработайте над
4 и 5 главами. Заполните таблицу: мысли, чувства и действия дяди.

3)Какие проблемы затрагивает
автор в рассказе?

4). Расскажите об одной из ссор, которая
произошла с вами.

5)
.Рефлексия
. Продолжи фразу


Сегодня на уроке я понял, что…


Я был удивлен…


Для меня было новым…


Мне было интересно узнать…


Я постараюсь с сегодняшнего дня…


Мне жаль, что…


Мне понравилось…

3 группа

1) Сформулируйте
проблемный вопрос, на который мы с вами попытаемся ответить  в конце урока и на
который ищет ответ автор.

2) Поработайте над
4,5,6 главами. Заполните таблицу: мысли, чувства и действия мамы и бабушки.

3)Раскройте главную идею
рассказа.

4). Расскажите об одной из ссор, которая
произошла с вами.

5)
.Рефлексия
. Продолжи фразу


Сегодня на уроке я понял, что…


Я был удивлен…


Для меня было новым…


Мне было интересно узнать…


Я постараюсь с сегодняшнего дня…


Мне жаль, что…


Мне понравилось…

  • Сформулируйте смысл рассказа господин из сан франциско как связан с идейным содержанием
  • Сформировано или сформированно как правильно пишется
  • Существует ли справедливость в обществе итоговое сочинение
  • Сущность человека как проблема философии сочинение
  • Существует ли связь между понятиями самостоятельность и ответственность напиши небольшое сочинение