Северный морской путь как пишется

Всего найдено: 34 добрый день! скажите, верна ли фраза ветер северного направления? или ветер не имеет направления,и так говорить

Всего найдено: 34

Добрый день! Скажите, верна ли фраза » Ветер северного направления»? Или ветер не имеет направления,и так говорить не верно?

Ответ справочной службы русского языка

Говоря о ветре, отмечают, откуда он дует, а не куда: северный (т. е. с севера), южный (с юга), западный (с запада) и т. д.

Добрый день! Допустимо ли назвать Северный полюс вершиной Земли?
С уважением, Анастасия

Ответ справочной службы русского языка

Допустимо, но главное, чтобы читатели поняли, что речь в тексте идет именно о полюсе, а не о самой высокой горе, например.

Чем Черника отличается от Голубики?

Ответ справочной службы русского языка

Визуальное различие — размер (голубика крупнее).

ЧЕРНИКА,
-и; ж.
Мелкий ягодный дикорастущий кустарничек сем. брусничных с мелкими тёмно-синими съедобными ягодами; ягода такого кустика черники. [] собир. Кисель из черники. Пирог с черникой. Ч. созрела. Сухая ч. Пойти в лес за черникой. < Черничный, -ая, -ое. Ч. куст. Ч. кисель, пирог.

ГОЛУБИКА, -и; ж.
Северный болотный кустарничек сем. брусничных со съедобными сизо-голубыми ягодами кисловатого вкуса; ягоды такого растения.

Видимо, у вас тоже произошли большие сокращения штата, потому что на вопросы никто не отвечает. Пишу, уже не помню какой раз, всё-таки в надежде, что мне ответят специалисты русского языка!

1. Верно ли окончание прилагательного «ставший» в предложении: Китовый жир использовали в Гамбурге, ставшЕм первым городом мира с уличным освещением.
2. Слово «полюс» ( Северный полюс) во множественном числе Именительном падеже имеет окончание -ы или -а?
Очень жду ответа! Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Извините за задержку с ответом.

1. Правильно: в Гамбурге, ставшем (ставшим – форма творительного падежа: Гамбургом, ставшим).

2. Правильно: полюсы.

Современные города быстро растут, пояаляются новые районы, микрорайоны и даже жилые районы и жилые массивы. можно ли их считать административными единицами и как нужно писать такие названия, как жилой массив Иннокентьевский, жилой район Слобода Весны, жилой район и жилой массив Северный (в кавычках или без кавычек)? Буду очень признательна за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Названия районов и жилых массивов обычно не требуется заключать в кавычки.

В земле Северный Рейн-Вестфалия — склонение правильно? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Все верно, только вместо дефиса необходимо тире (иначе получается сложное слово Рейн-Вестфалия): в земле Северный Рейн – Вестфалия.

Подскажите, пожалуйста, с прописной или строчной буквы писать слова «восточный» в сочетании восточный Берлин и «северный» в северном Афганистане? Заранее большое спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: Восточный Берлин, Северный Афганистан.

Как правильно пишется название:

Северный Рейн — Вестфалия ?

Ответ справочной службы русского языка

Вы написали правильно.

«Житель Северного Рейн-Вестфалии» или «житель Северный Рей-Вестфалии». Как правильно склоняется название этой федеральной земли ФРГ?

Ответ справочной службы русского языка

Следует склонять все слова, входящие в состав этого топонима: житель Северного Рейна Вестфалии. Однако при наличии родового слова склонение не требуется: житель земли Северный Рейн –  Вестфалия.

Здравствуйте! Очень срочно. Ответьте, пожалуйста. «Строительная компания географически войдет в регион Северных и Балтийских стран» — правильное ли употреблены прописные буквы в словосочетании «регион Северный и Балтийских стран»? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Корректно со строчной оба слова.

Как правильно писать Полярный круг/полярный круг? В словарях не нашла. Заполярье пишестся с прописной (большой) буквы, а как с полярным кругом? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Верно: _полярный круг, Северный полярный круг, Южный полярный круг_.

не смог найти ни примеров, заслуживающих доверия, ни нормативных документов (Розенталь и Мильчин дают только однословные названия)… итак вопрос: правописание серийных номеров при именах собственных о двух словах. Боинг-707 — это понятно, СП-4 — тоже, Полюс-4 — тоже ясно, а как быть с Северным полюсом? Номера писать через пробел или тире? с пробелами или нет? Северный полюс-18 или Северный полюс — 18?

Ответ справочной службы русского языка

Согласно полному академическому справочнику, в сочетаниях с цифровыми обозначениями, если цифре предшествует часть, содержащая пробел, вместо дефиса перед цифрой ставится тире: _Северный полюс — 18_.

Правильно ли следующее предложение:
«Уже в 2040 году Северный полюс может летом впервые остаться безо льда»?

Ответ справочной службы русского языка

Предложение составлено корректно.

Пожалуйста, как правильно образовать прилагательное от географичкского названия Северный Кавказ? — Северокавказский регион или Северо-Кавказский регион?
В доступных мне словарях не смогла найти однозначного ответа.

Заранее благодарю.

Надежда Ивановна

Ответ справочной службы русского языка

Правильный второй вариант. Правописание слов можно проверять в окне «Проверка слова».

Как правильно употребить прописные буквы в названии Северный морской путь?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _Северный морской путь_ (первое слово с большой буквы).

В то же время, при необходимости выполнения арктических перевозок, соответствующее направление может служить дополнительным источником финансирования, которое будет направлено на некоторое снижение общих затрат».

Эти выводы нашли своё подтверждение в недавнем интервью Bloomberg заместителя министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александра Крутикова: «Коммерчески жизнеспособным маршрут станет не ранее, чем через 10 лет. Власти России намерены создать госоператора контейнерных грузов в Арктике и покрыть расходы перевозчиков по транспортировке, а также все связанные с ней риски. По предварительным оценкам Минвостокразвития России, национальный контейнерный оператор должен будет работать вместе с международными грузоотправителями, по крайней мере, десять лет, прежде чем Севморпуть станет коммерчески жизнеспособным». <…>

На данный момент перевозка грузов через Арктику обходится на 36 % дороже, чем их транспортировка через Суэцкий канал, пишет Bloomberg. И это несмотря на то, что Севморпуть почти в два раза короче: расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока составляет 14 000 км, аналогичный маршрут через Суэц – 23 000 км.

Одновременно с этим планы компании «Росатом», которая рассчитывает запустить круглогодичную навигацию по Севморпути к 2030 году, а на первом этапе планирует обеспечить выполнение «майского указа» президента России, увеличив грузопоток до 80 млн тонн в год, некоторые эксперты ставят под сомнение. В частности, об этом пишется в сообщении «Возить без выходных и отпуска Севморпуть начнёт лет через 20» со ссылкой на газету «Коммерсант»:

«Источники «Ъ» сомневаются в реальности обозначенных в плане «Росатома» сроках. Во-первых, для проводки судов недостаточно существующих на данных момент ледоколов. Во-вторых, в восточной части СМП отсутствуют средства спасения. В-третьих, в гидрографическом обеспечении есть существенные пробелы. И хотя ледовая проводка по СМП технически возможна, она коммерчески неэффективна из-за низкой скорости и высоких ставок фрахта атомных ледоколов», – резюмировали собеседники «Ъ».

На совещании по развитию Северного морского пути, которое состоялось 20 августа 2018 года в Сабетте, где расположен завод «Ямал СПГ» и терминал отгрузки продукции,председатель правления «НОВАТЭКа» Л. В. Михельсон сообщил, что компания рассчитывает построить в бухте Ура Мурманской области перевалочный терминал для сжиженного природного газа. В настоящее время на терминале уже ведутся дноуглубительные работы.

ТАСС цитирует слова Л. В. Михельсона, который сообщил, что фрахт танкера ледового класса по сравнению с обычным дороже на 70–80 %, в связи с чем: «Мы проигрываем и будем проигрывать по перевозкам танкерами ледового класса». И далее: «Перевалки будут созданы в незамерзающих портах, что позволит повысить эффективность использования флота ледового класса».

В своём интервью газете «Коммерсант» 25.07.2018 председатель правления и совладелец «НОВАТЭКа» дал следующий ответ на вопрос корреспондента:
«Как вы обеспечите вывоз, если у вас не будет хватать танкеров Arc7?
– Мы планируем организовать перевалку в районе Мурманска в обычные танкеры, чтобы сократить плечо ходки Arc7, которые пойдут с Ямала. Можем найти обычные СПГ-танкеры на рынке и их фрахт значительно дешевле, чем фрахт танкеров с ледовым классом
».

И далее, в подтверждение данных, содержащихся в статье В. Корнилова, в ответе на один из вопросов было сказано: «Мы сейчас ведём диалог с «Атомфлотом» и хотим, чтобы коммерческая скорость наших танкеров была 8–9 узлов минимум даже в сложной ледовой обстановке».

Далее ещё одна цитата из статьи В. Корнилова.

«Дополнительная опасность заключается в том, что, по оценке ЦНИИМФ, АКНИИ и Регистра, вероятность получения тяжёлых водотечных ледовых повреждений составляет 2 % от количества плавающих по Севморпути судов, т. е. каждое 50-е судно может потерпеть аварию и быть причиной неизвестных, в том числе экологических последствий. При просчёте варианта открытия линии Европа – страны ЮВА оказалось, что только для создания линейной инфраструктуры на этом маршруте потребовалось бы $150–200 млн при отсутствии каких-либо гарантий необходимой загрузки и заработка.

С точки зрения международного морского права транзитный проход не предусматривает специальной оплаты, но на прибрежном государстве лежит обязанность регулирования судоходства не только в территориальном море, но и за его пределами в районах, покрытых льдом более шести месяцев в году.

Порты должны быть открыты для иностранных судов, которые в случае необходимости могли бы получить снабжение, продовольствие, воду, бункер, карты. Должны быть обеспечены аварийно-спасательные работы и водолазный осмотр, то есть для транзита необходимо наличие обычной для нормального судоходства инфраструктуры, средств связи, метеорологического и ледового прогноза

».

На основании рассмотренных факторов в статье содержится следующий вывод.

«Беглый сравнительный анализ расходов по перевозке грузов между Роттердамом и Шанхаем через Суэцкий канал и по Севморпути подтверждает, что экономический эффект призрачен и не перевешивает те риски, которые представляет собой северный маршрут».

Именно в силу существующих проблем, связанных с морской транспортировкой углеводородов, добываемых в Арктической зоне Российской Федерации, значительный интерес представляет практика работы ПАО «Газпром нефть» по освоению и промышленной эксплуатации удалённых арктических месторождений – Новопортовского и Приразломного. Эффективность разработки и эксплуатации этих месторождений во многом зависит от того, насколько грамотно на них организована система транспортировки
добытых ресурсов.

Северный морской путь

Северный морской путь (Севморпуть, СМП), называемый также Северным морским коридором — это кратчайший маршрут вдоль северного побережья Евразии, водный путь между двумя океанами — Атлантическим и Тихим. Если сравнить протяженность СМП с длиной другого маршрута между крупнейшим портом Японии и Мурманском, расстояние выйдет в 2.23 раза короче, что существенно экономит энергозатраты, мотор-ресурс транспортных морских судов

В более узком смысле под СМП подразумевают путь между Дальним Востоком и европейской частью России. Он пролегает через такие моря Северного морского пути, как Чукотское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское, Баренцево море.

Одна крайняя точка Северного морского пути России — Мурманск, вторая — Певек. На маршруте имеется несколько портовых городов. Самыми крупными промежуточными портами Северного морского пути являются:

  • Архангельск
  • Нарьян-Мар
  • Варандей
  • Сабетта
  • Дудинка
  • Игарка
  • Диксон
  • Хатанга
  • Тикси

Портовый город Дудинка разделяет СМП на западный и восточный участок.

История Севморпути

Первые попытки освоения морского маршрута вдоль северной границы Евразии датируются рубежом пятнадцатого и шестнадцатого века. Они были предприняты европейскими моряками, искавшими более короткий путь в Индию и другие страны Восточной Азии. На тот момент сложилась монопольная ситуация: Португалия и Испания первыми открыли два маршрута в азиатскую часть Евразии. Один пролегал через Магелланов пролив (между Южной Америкой и Огненной Землей), второй огибал южноафриканский мыс Доброй Надежды. Две эти морские державы-первопроходцы сразу же закрепили за собой право контролировать поток судов других государств Европы, взимать за проход плату.

Северный морской путь

Естественно, остальные европейские страны, располагавшие торговым флотом, не были удовлетворены такой ситуацией, однако в шестнадцатом веке еще не располагали достаточными ресурсами для того, чтобы силой вытеснить испанцев и португальцев со стратегических морских объектов. Поэтому им пришлось искать другие маршруты в Азию. Осуществлялись попытки найти проходы в двух направлениях — вдоль северной границы Северной Америки и побережья Евразии. Последний впоследствии стал именоваться Великим Северным морским путем.

Во второй половине шестнадцатого века европейцами было предпринято три попытки освоить новый маршрут — две экспедиции были организованы англичанами и одна — голландцами. Однако успеха ни одно из этих предприятий не принесло — все суда не смогли продвинуться дальше Новой Земли. Но положительный результат все же оказался: были найдены новые торговые пути в Россию, которые позволили Европе уже в следующем столетии освоить обширный рынок сбыта, ресурсную базу.

Значительно лучше в освоении Северного морского пути продвинулась Россия. Частично побережье российской части Северного Ледовитого океана было разведано еще на протяжении двенадцатого и тринадцатого века местными народностями — поморами, являвшимися выходцами из крупных городов Руси — Новгорода Великого и прочих. На конец шестнадцатого века был освоен маршрут до устья Оби, которым пользовались регулярно в качестве основного товарного пути. На этом маршруте было основано несколько острогов, впоследствии ставших населенными пунктами (Салехард, Березово, Мангазея). В следующем столетии русские моряки добирались уже дальше — до реки Енисей и Колымы, а в середине семнадцатого века знаменитый мореход Семен Дежнев открыл пролив между восточной точкой Евразии и западной точкой Северной Америки. Освоение Северного морского пути считается законченным в 1743 году, когда одна из экспедиций, инициированных Витусом Берингом, преодолела пролив, впоследствии названный именем этого морехода, и исследовала побережье Камчатки и Аляски.

Почти полноценным морским путем сообщения СМП стал только в 1877 году, когда начался регулярный вывоз минеральных и природных ресурсов на мировой рынок. С тех пор началось активное развитие мореходства по Северному морскому пути. Однако в те времена преодоление данного маршрута занимало не один год по причине сезонных скоплений льда. И только с изобретением первого ледокола в 1932 году удалось пройти Севморпуть без длительных стоянок.

Во время Великой Отечественной войны маршрут через моря Северного морского пути являлся одним из самых значимых способов переправки грузов. По нему также осуществлялась проводка боевых кораблей Тихоокеанского флота в зону ведения военных действий — Баренцево море. Через порты Северного морского пути боевой и грузовой флот снабжался энергоресурсами, провизией, боезапасами. Благодаря этой важнейшей для Советского Союза транспортной магистрали военная промышленность страны снабжалась медью, никелем, лесоматериалами. За четырехлетний военный период проект «Северный морской путь» позволил перевезти более четырех миллионов тонн стратегически важных грузов несколькими сотнями грузовых суден.

Современная история развития Северного морского пути

Практически с момента создания СССР правление страны интересовалось Северным Арктическим морским путем, регулярно организовывались научно-исследовательские экспедиции. Наибольшей активности деятельность в этом направлении набрала в семидесятые-восьмидесятые годы минувшего столетия. В связи с появлением новых на тот момент технологий, развитием научно-технического прогресса Северный морской флот пополнился инновационными ледоколами семейства «Арктика» и «Сибирь». Основной причиной нового витка освоения Северного морского пути стало строительство крупнейшего промышленного комплекса в Норильске, для полноценного функционирования которого требовалась круглогодичная навигация между началом Северного морского пути — Мурманском — и портовым городом Дудинкой. Задача была поставлена в 1970 году руководителю Мурманского морского пароходства, два года спустя первый зимний арктический рейс был осуществлен.

Регулярные транспортные морские перевозки стали осуществляться с 1 мая 1978 года караванами из двух ледоколов и нескольких грузовых суден. Это число считается датой начала круглогодичной навигации по Северному морскому пути.

В настоящее время Россия так же активно занимается исследованиями, освоением маршрутов Северного морского пути. Сегодня главными пользователями Севморпути являются такие гиганты российской индустрии, как «Норникель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Росшельф», многие предприятия Саха-Якутии, Чукотки, Красноярского края. Также Северный морской путь обеспечивает развитие инфраструктуры, Северный завоз продуктов потребления для более чем двадцати миллионов человек, проживающих на Крайнем Севере.

Северный морской путь

На сегодняшний день в России имеется четыре ледокола, работающих на атомной энергии — «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач» и единственный на планете инновационный лихтеровоз «Севморпуть», являющийся крупнейшим судном на планете для зимней навигации по Северному морскому пути.

Утилизируется или ожидает утилизации еще четыре судна, рассчитанные на зимнюю навигацию — «Арктика», «Сибирь», «Россия» и «Советский Союз». В настоящее время на санкт-петербуржском Балтийском заводе собирается три ледокола для Северного морского пути модификации ЛК-60Я серии 22200. Данные судна будут оснащены сверхмощными атомными реакторами на 175 мегаватт. Ожидаемые предельные сроки окончания строительства новых ледоколов и спуска их на воду — 2022 год.

Планируется изготовление еще двух суден этой же модификации. Такое беспрецедентно большое количество суден для зимней навигации по Северному морскому пути вызвано необходимостью развитием нового проекта по разработке огромных запасов природного газа, обнаруженных на полуострове Ямал.

Имеется информация о разработке сверхмощных ледоколов, реакторы которых будут способны развивать мощность до 315 мегаватт.

Характеристики и особенности Севморпути

Общая протяженность СМП — 5600 километров, географические координаты ограничиваются на северо-западе мысом Желания и Беринговым проливом на востоке Евразии.

Основной сложностью при преодолении этого морского маршрута является толстый слой льда, намерзающий на поверхности Северного ледовитого океана в зимнее время. Самым ледовитым участком Севморпути считается Восточно-Сибирское море, на восточном участке которого располагается никогда не тающий Айонский ледяной массив.

В зимний период южные ветры смещают ледяной пласт от северной кромки припая, в результате чего с начала лета и вплоть до октября-ноября образуется безледовый участок, однако начиная от новосибирских островов на маршруте всегда имеется лед. По этой причине Айонский ледяной массив является наиболее труднопреодолимой зоной Севморпути, где во время летней навигации постоянно дующие северные ветры доставляют в прибрежную зону значительные скопления льда.

Экспедиции по Севморпути

В 20 веке частные экспедиции, туристические круизы по местам, где проходит Северный морской путь, не устраивались. Первый частный рейс был осуществлен в 2000 году, когда в связи с глобальным потеплением маршрут для обычных суден стал более доступным., существенно снизилась потребность оплачивать услуги ледоколов.

В настоящее время круизные туры по морям, проливам Северного морского пути организовываются дважды в год, причем они позволены не только для российских судов, но и для иностранных. Однако стоимость удовольствия посмотреть красоты Севера не по карману большинству желающих, и количество туристов ограничено. Так, в августе текущего года планируется круиз по СМП. Доступно только сто мест, почти все из них уже раскуплены.

В программу экспедиционного тура входит не только нахождение на борту туристического лайнера. Будут осуществляться периодические высадки на прибрежные зоны, где можно воочию увидеть уникальные природные достопримечательности, северную фауну:

  • белух, гренландских китов, моржей, белых медведей, суперколонии северных птиц и тюленей;
  • самобытные поселения эскимосов и чукчей-оленеводов;
  • самую северную точку суши на планете — Землю Франца-Иосифа;
  • мыс Дежнева и мыс Челюскина, прочие красоты Чукотки;
  • заповедную зону, расположенную на острове Врангеля, которая входит в перечень мест Всемирного наследия Юнеско;
  • необитаемые арктические острова с заброшенными метеорологическими станциями, старыми маяками и многое другое, что невозможно увидеть больше нигде на свете.

Длительность экскурсионного тура составляет 27 суток. Причем, поучаствовать в этой северной познавательной экспедиции можно как в направлении из Мурманска в Анадырь, так и в обратном. В пути каждый желающий сможет прослушать лекции ученых, профессиональных гидов, просмотреть максимально соответствующие действительному положению дел в Арктике видеоматериалы.

Огромные размеры нашей страны заставляют постоянно искать возможности для максимально дешёвой и быстрой доставки грузов между европейскими и дальневосточными портами. Наиболее перспективным для этого является Северный морской путь, который пролегает через моря Северного Ледовитого океана.

Северный морской путь как пишется

В настоящее время его освоение является приоритетным направлением развития, что зафиксировано в российском законодательстве.

Что такое Северный морской путь?

Протяжённость Севморпути составляет примерно 5,6 тысяч километров, если измерять его только от Карских ворот до дальневосточной бухты Провидения. Длина полного маршрута, начинающегося в Санкт-Петербурге и завершающегося во Владивостоке, превышает 14 тысяч километров. Однако это вдвое меньше, чем традиционный путь, огибающий Евразию с юга и составляющий более 23 тысяч километров.

Севморпуть пролегает через Баренцево и Карское моря, море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Берингово моря. Этот маршрут включает около 70 крупных и небольших портов, расположенных на побережье арктических морей и в устьях крупных сибирских рек. Административно он делится на два сектора:

  • Западный, включающий переход от Мурманска до Дудинки и обслуживающийся ледоколами Мурманского пароходства;
  • Восточный, пролегающий между Дудинкой и Чукотским полуостровом, обслуживание которого возложено на Дальневосточное пароходство.

Эта структура сложилась в советский период освоения Арктики. Навигация по Севморпути начинается, в зависимости от ледовой обстановки, в конце мая или позже, заканчивается в ноябре-январе.

История освоения Севморпути

Первые попытки продвинуться в восточном направлении по северным морям предпринимали английские мореплаватели, начиная с XVI века. Однако они не увенчались успехом: деревянные парусные суда не смогли миновать Новую Землю. В XIX столетии интерес к Арктике возобновился: в 1893 году преодолеть весь Северный морской путь сумел знаменитый норвежский путешественник Ф. Нансен, а в 1901 году – русский мореплаватель Э. Толль.

К идее использовать Севморпуть для регулярной навигации Россия подошла только в 1933 году, когда была организована экспедиция на ледоколе «Челюскин». Однако судно было зажато дрейфующими льдами, и для спасения моряков пришлось принимать экстренные меры. Первый транспортный рейс состоялся в 1935 году: ледокол прошёл от Ленинграда до Владивостока за одну навигацию, доказав возможность использования арктического маршрута.

Северный морской путь как пишется

В период Великой Отечественной войны по Северному морскому пути из Тихого океана в европейскую часть страны доставляли продукты, военное имущество, проводили боевые корабли Тихоокеанского флота. Объём перевезенных грузов превысил 4 млн тонн, арктические льды преодолели несколько сотен грузовых и военных судов.

В 1970-80-е годы эксплуатация Северного морского пути стала намного более активной, а проход судов – более безопасным. Это произошло благодаря вводу в эксплуатацию новых дизельных ледоколов «Арктика» и атомного ледокольного флота.

Распад СССР притормозил освоение Арктики, однако с 2006 года по Севморпути стали проходить не только российские, но и зарубежные грузовые суда. В течение последнего десятилетия грузооборот ежегодно возрастает, причём ежегодный рост составляет десятки процентов к объёмам предыдущего года. В 2019 году по Севморпути было проведено 510 судов, а объём перевезенных грузов превысил 30 миллионов тонн. В течение 2020 года, несмотря на кризис, количество перевезенных грузов достигло 33 миллионов тонн.

Крупнейшие порты Севморпути

Трасса Северного морского пути проходит через следующие порты, располагающиеся на побережье арктических морей.

  • Мурманск в Кольском заливе Баренцева моря, с двумя пирсами и 111 причалами;
  • Архангельск в Двинском заливе Белого моря, с 75 причалами;
  • Кандалакша на Кольском полуострове в губе Лупча Белого моря с 5 причалами;
  • Витино в губе Палкина Белого моря, с 4 причалами;
  • Онега в Онежском заливе Белого моря, с 7 причалами;
  • Мезень в Мезенском заливе Белого моря, с 3 причалами;
  • Варандей в Варандейской губе Баренцева моря, с 2 причалами;
  • Нарьян-Мар в устье реки Печоры, впадающей в Баренцево море, с 6 причалами;
  • Сабетта в Обской губе Карского моря, с 11 причалами;
  • Дудинка в Карском море, с 9 причалами;
  • Диксон в Енисейском заливе Карского моря, с 2 причалами;
  • Хатанга в устье реки Хатанги, впадающей в море Лаптевых, с 5 причалами;
  • Тикси в бухте Тикси моря Лаптевых, с 2 причалами;
  • Певек в Чаунской губе Восточно-Сибирского моря, с 3 причалами;
  • Анадырь в Анадырском заливе Берингова моря, с 6 причалами;
  • Порт Провидения в бухте Провидения Берингова моря, с 4 причалами;
  • Эгвекинот в Заливе Креста Берингова моря, с 2 причалами;
  • Беринговский в бухте Угольная Берингова моря, с 4 причалами.

Северный морской путь как пишется

В настоящее время во многих северных портах России проходит реконструкция, увеличивается количество причалов, устанавливается новое оборудование. По расчётам, это позволит в 4-5 раз увеличить грузооборот по Северному морскому пути и даст мощный импульс развитию Крайнего Севера.

и не забудьте поделиться с друзьями


У каждого государства в период его активности и/или возрождения обязательно должен быть на повестке дня какой-либо глобальный инфраструктурный проект — настолько сложный, критически важный и дерзкий, что он бы олицетворял собой определенную Идею, а не просто комплекс новых зданий или транспортных развязок. Такой — на реализацию которого в полном смысле слова «работает вся страна» и о котором мы бы потом с гордостью могли сказать «мы это сделали». Такой — который стал бы настоящей геополитической победой и дал мощный толчок развития целому ряду сфер и индустрий, позволил бы сделать рывок на новый уровень.

Несомненно, до недавнего времени таким проектом для нас была Олимпиада в Сочи. И как бы ехидно не ухмылялись ее критики, радостно показывая пальцами на любой промах или перерасход — спортивные и транспортные объекты все же построены, Олимпиада 2014 уже вошла в историю как одна из (самая лучшая) за все время проведения Зимних Игр, а Сочи становится популярным курортом не только у россиян, но и у иностранных туристов. Просто признайте эти факты.

Что же теперь? Очень символично, что одним из самых ярких моментов Олимпиады стало появление огромного ледокола «Мир» во время открытия Паралимпийских Зимних Игр. Вот и ответ и указание на новый вектор развития: ломая лед, мы идем в Арктику.

Поразительно — Россия, омываемая 13-ю морями и 3-мя океанами, на сегодняшний день не имеет по сути негласного статуса «морской державы». Это, конечно, объяснимо, ведь 6 из 13-ти морей относятся к акватории Северного Ледовитого Океана, климатические условия которого до недавнего времени делали крайне затруднительным освоение этих вод. Так, хотя о мореплавании через льды Арктики говорил еще Ломоносов1, первая транспортная поставка через Северный морской путь была произведена лишь в 1935 году из Ленинграда во Владивосток. А в недалеком 2010 году общее количество коммерческих судов прошедших Северным путем равнялось «целым» 4-м.

Северный морской путь как пишется

Изменилось ли что-то сегодня?

Статистика говорит — что да. Так, Институт океанологии им. П. П. Ширшова Российской академии наук сообщил, что в сезоне 2011–2013 шапка полярных льдов в летние месяцы имела площадь на треть меньше, чем десять лет назад2. Эти изменения отчетливо заметны и на сравнительных картах ледяного покрова и его толщины за последние несколько лет3.

Северный морской путь как пишется

Кил Холмен — директор Норвежского Полярного Института (НПИ) после проведения буровых исследований в Арктике в 2012 сообщил: «Это — большее изменение, чем мы могли даже вообразить 20 или даже 10 лет назад. Происходящее застало нас врасплох, и мы должны адаптировать наше понимание системы, привести в порядок научный подход и приспособить наши ощущения к меняющейся окружающей среде»4.

Предсказать точные сроки и масштабы освобождения северных морей ото льда достаточно проблематично — это не прогноз погоды на одну неделю — тем не менее, сама тенденция очевидна. К 2020 году, по прогнозам министерства обороны США, пролив Беринга будет свободен ото льда 160 дней в году (плюс по 35–45 дней промежуточных периодов весной и осенью). К 2080 году по данным норвежских ученых в Арктике не останется льда вообще.

Перспективы использования Северного морского пути

По предварительным оценкам учёных арктические воды Северных морей содержат порядка 25% мировых запасов углеводородов5. Но сделать цены на северные ресурсы конкурентоспособными может только более короткий путь доставки — каким и является Северный морской путь. Так, путь от Мурманска до Иокогамы составляет по Северному морскому пути 5 770 морских миль, в то время как через Суэцкий канал он бы составил 12 840 морских миль. Сокращение более чем в два раза! — Можно легко представить экономию топлива, заработной платы команды, не говоря уж об экономии времени.

Северный морской путь как пишется

Пиратов, кстати, в Северных морях тоже нет, а полный контроль Российской Федерации над основной частью маршрута гарантирует надежность транспортных потоков независимо от геополитических коллизий. Скажем, при гипотетическом военном конфликте, усилении санкций и т. п. возможность прохода наших судов через Суэцкий канал теоретически может быть перекрыта или осложнена. При этом трудно представить чтобы какая-то сила реально могла помешать передвижению наших судов в наших же прибрежных зонах.

Но Северный морской путь актуален не только для транспортировки арктических ресурсов до конечных потребителей, хотя именно это и является движущей силой его развития на данном этапе. (Так, в ноябре 2013 Газпром произвел первую поставку СПГ по северному морскому пути, а совместно с «Новатэк» запланировано строительство ряда СПГ на Ямале, первый из которых начнет свою работу уже в 2016.) Арктические перевозки — при соответствующем развитии инфраструктуры — могут стать удобной транспортной артерией между Европой и Азии, что в свою поднимает значение России как межконтинентального транспортного узла на новый уровень — не только по суше (ТрансСибирская магистраль), но и по воде.

Если взять ту же Иокогаму как восточную точку отсчета — то путь до Лондона через Панамский канал составит 23 300 км, через Суэцкий — 21 200 км, а через Северный морской путь — всего 15 700 км. Очень выгодны было бы сократить транспортное плечо и китайской стороне: маршрут Шанхай-Гамбург через Северные моря на 5 200 км короче, чем через Суэцкий канал. Все это позволяет России получать определенные дивиденды — как за счет использования портов на пути следования судов — так, возможно, и в качестве некоторых сборов за проход в прибрежных зонах в принципе.

Северный морской путь в цифрах и фактах

Порты и моря Северного морского пути: Северный морской путь начинается от незамерзающего порта Мурманск и далее проходит через Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море вплоть до бухты Провидения с одноименным портом. В более широком смысле можно рассматривать в качестве начальной и конечной точки маршрута Санкт-Петербург и Владивосток, хоть они и расположены значительно южнее. Тем не менее именно они а не Мурманск и Провидение входят в число ключевых транспортных узлов современной России в сфере морских перевозок. В таком случае к морям Северного морского пути необходимо также добавить Берингово море.

Самые крупные порты Северного морского пути в порядке следования: (Санкт-Петербург) — Мурманск — Архангельск — Мезень -Нарьян-Мар — Варандей — Амдерма — Сабетта — (Игарка) — Дудинка — Диксон — Хатанга — Тикси — Зеленый мыс — Певек — Мыс Шмидта — Провидения — (Эгвекинот — Анадырь -Петропавловск-Камчатский — Магадан — Корсаков — Ванино — Находка — Владивосток). Всего на пути следования судов идущих Северным морским путем встречается порядка 70 перевалочных пунктов и портов, некоторые из них расположены не прямо у берега, а в глубине континента вверх по реке (например, Дудинка и Игарка расположены на Енисее в нескольких сотнях километров от берега Карского моря, порт Хатанга — аналогично на реке Хатанга).

Период навигации: июль-октябрь, то есть 2-4 месяца в году — беспрепятственно, остальное время — в сопровождении атомных ледоколов. 

Северный морской путь все порты

Северный морской путь на карте России. Порты Северного морского пути на карте России

Протяженность Северного морского пути в сравнении с другими маршрутами: за точку отсчета берется перевозка из Йокогамы до Гамбурга

  1. по Северному морскому пути = 14 280 км
  2. через Суэцкий канал = 23 200 км
  3. через мыс Доброй Надежды = 29 400 км

Проблемы эксплуатации Северного морского пути

Несмотря на то, что таяние ледников видится главной причиной оживления Северного морского пути, большую часть года (с ноября по июль6) льды по-прежнему покрывают арктические моря, не позволяя на сегодняшний день организовать круглогодичные перевозки без ледоколов.

«Самая большая проблема сегодня — это отсутствие судов», — Miko Niini, Управляющий директор Aker Arctic, которая занимается строительством ледоколов. Со времен Советского Союза ледокольный флот России практически не обновлялся и сегодня состоит из пяти атомных ледоколов: «50 лет Победы», «Вайгач», «Таймыр», «Ямал» (и ледокол «Советский союз» — в эксплуатационном резерве), причем к 2020 году три из них будут списаны. Стоимость 1 единицы составляет порядка 38 млрд рублей, а само строительство — это длительный и трудоемкий процесс. Так, заложенный в 2012 году на Балтийском заводе ледокол нового класса ЛК-60 планируется к выпуску лишь в 2017 году. (Из положительных новостей следует отметить, что в планах есть строительство еще двух атомных ледоколов, а кроме России производить суда такого класса никто по сути не умеет).

Процесс таяния льдов таит в себе и другую проблему: повышается риск встречи судна с дрейфующими льдинами, что делает маршрут в целом менее безопасным.

Также проходимость маршрута сильно зависит и от погодных условий каждого конкретного года — сроки весеннего открытия льдов могут сдвигаться в пределах месяца-двух, что довольно неудобно для товарных поставок, для которых важна четкость планирования.

Другим обстоятельством затрудняющим реализацию проекта Северного морского пути является запустение портов на пути следования судов. Очевидно, что для полноценного и бесперебойного функционирования северной морской линии нужна соответствующая поддержка на берегу. Арктические порты Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси должны быть модернизированы для полноценного обслуживания предполагаемого транспортного потока и связаны надежными наземными коммуникациями с прилегающими территориями, необходимо также наладить также четкую поисково-спасательную систему.

Так, по словам заместителя Директора Института Дальнего Востока РАН, руководителя Центра экономических и социальных исследований Китая ИДВ РАН Андрея Островского «с 1991 года у России не доходят руки заниматься этим транспортным путем. На его эксплуатацию совершенно не выделяют деньги. Поэтому по сравнению с советскими временами маршрут, можно сказать, не работает. А нам самим надо снабжать север топливом. Сегодня мы это делаем за два летних сезона: завозим по БАМу до крупных рек грузы по северному завозу и по рекам сплавляем к океану. В тот же Тикси грузы от БАМа плывут по Лене. Ведь альтернативы в виде железных дорог и автобанов нет».

Что в итоге?

Очевидно, что развитие Сев.мор.пути на сегодняшний день не ограничивается одним лишь морским путем, но в обязательном порядке предполагает и соответствующее развитие транспортной инфраструктуры других видов в северных регионах России — без чего невозможно будет добиться значительного роста перевозок и по морю. Так что здесь вопрос стоит в формулировке «или все — или ничего», в чем и главная его сложность и одновременно возможность «вытянуть» таким проектом большое количество обслуживающих индустрий и регионов.

Скептики не верили и в Олимпиаду, но идеалисты сделали ее реальностью. Ведь когда какая-то идея овладеваем умами значительного количества людей, она сама невероятным образом начинает стремиться к претворению в жизнь. И думается, что так называемый «эффект сотой обезьяны» в этом концепте уже достигнут.



  • Северный олень рассказ для 4 класса
  • Северные сказки народов севера
  • Северные сказки мультфильм архангельские новеллы
  • Северный олень рассказ для детей
  • Северные олени в тундре рассказ