Северные олени в тундре рассказ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад белый медвежонок воспитатель: васякина л. с.конспект нод в гости к дикому северному оленю

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад «Белый медвежонок»

                                                    Воспитатель: Васякина Л. С.

Конспект НОД «В гости к дикому северному оленю»

 в подготовительной к школе группе.

Цель: Через углублённое знакомство с диким северным оленем, подвести детей к пониманию ценности всего живого на Земле.

Программное содержание:

1. Расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида дикого северного оленя, повадках и приспособленности к среде обитания в тундре, способах защиты.

2. Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе. Формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

3. Формировать связную речь детей, грамматический строй речи.

4.Познакомить детей с понятиями: важенка, пыжик, ягель, заповедник.

План:

1. Письмо от дикого северного оленя.

2. Строительство вездехода. «В путь!» Д/и «Загадки-отгадки».

3. Д/и «Следы на снегу».

4. Рассматривание картины «Северные олени».

5. Рассказ воспитателя о диком северном олене с использованием презентации.

6. Д/и «Чем питается дикий северный олень?»

7.Опыт: «Почему шерсть оленя не намокает?»

8. Д/и «Разрезные картинки».

9. П /и с ускорением «У оленя дом большой».

10. Возвращение в детский сад. Подведение итогов занятия.

Предварительная работа: участие в конкурсе рисунков «День рождения дикого северного оленя»; рассматривание иллюстраций и чтение глав в детской энциклопедии о жителях Арктики; разучивание п/и «Олени и волк»;посещение краеведческого музея «Животные Арктики»; занятие морского музея «Путешествие в страну Экологию», заучивание стихотворения В. Берестова «Дерево, трава, цветок и птица».

Материалы к занятию: иллюстрации «Животные Арктики»; разрезные картинки «Олень» и «Волк»; для проведения опыта: трубочки и ёмкости с водой по количеству детей; презентация «Дикий северный олень»; записи песен: «Увезу тебя я в тундру» муз. М. Фрадкина, сл. М. Пляцковского, «Лесной олень» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина, звукозапись игры «У оленя дом большой»; картина «Северные олени» из серии «Домашние животные»; крупный строитель; карта заповедных мест России; ватман с изображением следов медведя, волка зайца, лемминга, совы.

                                                Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, помните, мы принимали участие в конкурсе рисунков «День рождения дикого северного оленя». А сегодня нам в детский сад принесли письмо. Посмотрите, что здесь нарисовано. (Северный олень) Давайте откроем и прочитаем, что же там написано.

Дети читают: «Приглашаю вас на мой день рождения. Северный олень».Воспитатель: Ребята, на день рождения без подарка не ходят, что же мы можем подарить Северному оленю? Воспитатель выслушивает предложения детей. Сходятся на мнении, что лучший подарок — ягель. Дети берут с собой коробочку с ягелем.

Воспитатель: Куда нам нужно ехать? Где живёт Северный олень? (Предлагает рассмотреть карту). Правильно в тундру, на побережье Северного Ледовитого океана.

— На чём мы туда поедем? (На вездеходе, дети строят вездеход из крупного строителя и стульев)

Включает запись «Увезу тебя я в тундру» муз. М. Фрадкина, сл. М. Пляцковского.

— Посмотрите, кроме Северного оленя в тундре водятся и другие животные.

— Давайте поиграем в игру «Загадки-отгадки».

1.Прыгун — трусишка: хвост коротышка,

Глазки с косинкой, ушки вдоль спинки,

Одежка в два цвета — на зиму и на лето. (Заяц)

2. Ты на слово мне поверь-

Это очень хищный зверь.

На овчарку он похож,

Что ни зуб, то острый нож. (Волк)

3. У кого из зверей хвост пушистей и длинней? (Песец)

4. Словно царскую корону носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный. Любит снежные луга. (Северный олень)

5. Он медлительный, клыкастый,

Лапы у него, как ласты.

Он на льду лежит — и что ж?

Не мёрзнет толстокожий… (Морж)

6. Маленький шарик по тундре шарит. (Лемминг)

7. Живёт он там, где холода.

И ловит рыбу из под льда.

Он в шубе белой щеголяет,

Умеет плавать и ныряет. (Белый медведь)

8. На полярном берегу все законы строгие,

Но морозы и пургу терпят ластоногие.

Хоть от края и до края ледяной суровый мир,

Но от холода спасает их подкожный толстый жир. (Тюлени)

Выходят из вездехода и рассматривают следы на «снегу». (Ватман с нарисованными следами)

Воспитатель: Интересно, кому могут принадлежать эти следы? (Дети угадывают)

Правильно, это следы медведя, волка, зайца, совы, лемминга. А это чьи следы? (Северного оленя) А почему они такие большие?

В местах проживания дикого северного оленя много топких мест, болот, очень часто оленю приходится ходить по снегу и, поэтому, природа наделила его особыми возможностями: копыто оленя раздвигается, как пальцы. А ещё при ходьбе олень опирается на нижнюю часть ноги, что помогает ему передвигаться по рыхлому снегу. (Показ иллюстрации)

Подходят к картине «Северные олени» из серии «Домашние животные»

Воспитатель: А вот и мама с детёнышем. А вы знаете, как называется самка Северного оленя? Её называют важенкой, а малыша — пыжик. Весной у самочек появляются детёныши.

А хотите, я вам расскажу о диком северный олене? (Презентация)

Дети садятся.

Дикий северный олень — это крупное, красивое животное. (сл. 1) У самки и самца есть рога, которыми они обороняются от врагов. (сл. 2) Тело и морда покрыты густой, тёплой шерстью. Почему? (сл. 3)

Как вы думаете, умеет ли олень плавать? Олень очень хороший пловец. (сл. 4) Его шерсть не намокает.

Опыт: Как доказать, что шерсть оленя не намокает? Каждый волосок оленьей шерсти похож на трубочку. (Воспитатель показывает пробирку.) Что в пробирке? (Она пустая) Положите в нее кусочек ваты и аккуратно опустите в стакан с водой. (После того, как дети достанут пробирку из воды, воспитатель предлагает достать ватку из пробирки.) Почему ватка осталась сухая? Что помешало воде войти в пробирку и замочить ватку? Правильно, в пробирке есть воздух. Он помешал замочить ватку.

Вывод: шерсть не намокает, так как каждый волосок, как трубочка, наполнен воздухом, который не даёт проникнуть воде. А в морозы, как воздушная подушка, оберегает тело оленя от холода.

Воспитатель: Чем же питается северный олень? Где он берёт пищу зимой? Копытами олень раскапывает снег и находит ягель (сл. 5). Можно ли назвать его травоядным? Давайте поможем накрыть для оленя праздничный стол.

Дети выкладывают карточки «Чем питается дикий северный олень»

Воспитатель: Ягель — основной корм оленя (сл. 6, но он может есть яйца птиц и даже леммингов. (сл.7) Значит северный олень питается не только растительной, но и животной пищей. Мама важенка кормит оленёнка молоком, жирным, как крем. Поэтому пыжик быстро растёт и уже на второй день после рождения может бежать за матерью. (сл. 8)

Раздаётся волчий вой (звукозапись)

Что это? (высказывания детей). Волк — это основной враг оленя. Волки преследуют стада оленей, нападают на старых и больных животных, этим контролируя численность стада. (сл. 9)

Игра «Кто быстрее?» (Дети делятся на команды и на скорость собирают разрезные картинки с изображениями волка и оленя) (сл. 10)

Дети садятся.

Воспитатель: Но этот гордый красавец — дикий северный олень находится в большой опасности (сл. 11). Их осталось очень мало, и было решено занести этот вид животных в Красную книгу. Что это за книга? Почему она красная? Красный цвет предупреждает об опасности, что животные, которые собраны в этой книге, могут исчезнуть с лица Земли.

Почему дикий северный олень стал исчезающим видом? На них охотятся люди из-за вкусного мяса и тёплого меха. Из рогов и костей делают очень полезное лекарство. Но ещё люди занимают места обитания дикого северного оленя, вытесняя его с родных мест.

И вот, чтобы сохранить природные экосистемы, создаются заповедники — островки спасения природы от человека. В заповеднике запрещается рвать цветы, охотиться, ловить рыбу. На территории Архангельской области создан заповедник на островах в Белом море «Семь островов», Кенозерский национальный парк и др. (Показывает карту заповедных мест России).

Подвижная игра  «У оленя дом большой»

Люди могут приумножать природу, а могут погубить оставшееся. Каждый вид очень важен и незаменим. И хочется верить, что гордый красавец – дикий северный олень будет спасён и не исчезнет.

Ребёнок читает стихотворение  В. Берестова

«Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они —

На планете мы останемся одни».

Дети находят подарок от северного оленя — конверт с раскрасками.

Воспитатель: Пришла пора нам возвращаться в детский сад (Все садятся в вездеход). Звучит запись песни «Лесной олень» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.

Воспитатель: Что больше всего понравилось, запомнилось, порадовало, а может быть, огорчило вас в нашем путешествии?

Литература:

1. В. Булавинцев «На новой земле» журнал «Муравейник» № 9, 2011 с16-19.

2. А. В. Тихонова «Фауна Арктики и Субарктики. Животные России. Красная книга».

3. «Зачем оленихе рога?» журнал «Отчего и почему»2004 № 3, с 8.

4. «Солнце над тундрой» Ненецкий автономный округ, 1979 г.

5. «Арктика – мой дом» Полярная энциклопедия школьника. Природа Севера земли, 1998 г., стр. 150.

6. Журнал «Флора и фауна России» № 3 «Север России»2011 г. стр. 14-15

7. ru.wikipedia.org Северный олень — Википедия.

Методический комментарий

Непосредственно образовательная деятельность занятие «В гости к дикому северному оленю»соответствует основному принципу ФГОС ДО: «реализации образовательной программы в формах, специфических для данной возрастной группы, прежде всего в форме игры».

Тема занятия вызывает интерес у детей с момента получения письма – приглашения от дикого северного оленя. Педагог создаёт благоприятный морально — психологический климат: используя музыку, загадки о животных Севера, разнообразные дидактические игры: «Угадай, чьи следы», «Накроем оленю праздничный стол». Понравилось детям собирать разрезные картинки оленя и волка, так как присутствовал элемент соревнования между командами.

Использование специфичного приёма – подвижной игры под запись с ускорением «У оленя дом большой», позволило детям отдохнуть, снять напряжение и даже посмеяться над собственными ошибками.

Оправдано использование мультимедийной презентации в раскрытии сложной для детского восприятия темы. Слайды, сопровождая речь педагога, дают визуальное представление материала, вызывая интерес и усиливая внимание к данной теме.

Очень интересно использование на занятии опытов, так как экспериментальная деятельность с помощью несложных манипуляций помогает сделать научные выводы и умозаключения.

Через углубленное знакомство с жизнью дикого северного оленя педагог дает понятие о ценности всего живого на земле и необходимости его защищать.

В процессе деятельности, в соответствии с выбранной формой организации занятия и распределении демонстрационного материала, дети постоянно находятся в активном поиске, много двигаются.

Педагогом подготовлен разнообразный учебно –методический комплекс: технические средства обучения, демонстрационный и раздаточный материал, художественное слово, что помогает глубже осветить тему занятия.

На завершающем этапе воспитатель анализирует деятельность детей, задаёт вопросы, которые помогают определить рефлексию от занятия.

Данное занятие или элементы НОД можно использовать следующим образом:

• воспитатели могут использовать данный конспект в своей деятельности или интересные находки педагога по данной теме (подборку загадок о животных Севера, д/и, презентацию и др.);

• на базе данного занятия написать короткосрочный проект

«Сохраним дикого северного оленя»;

• это занятие может быть одним из цикла занятий по ознакомлению детей с животным миром Севера;

• предложить родителям принять участие в детско-родительском проекте «Животные, занесённые в Красную книгу Архангельской области», где продуктом проекта будет иллюстрированный альбом с информацией об исчезающих видах животных;

• провести второе занятие «Домашний северный олень — символ жизни народов Севера»;

• предложить родителям и воспитателям ознакомиться с подборкой литературы по данной теме.

Тундра

Цель:
сформировать у
учащихся представление о природной зоне тундры; познакомить с географическим
положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и
животным миром и деятельностью человека.

Задачи:

1. Формировать умения использовать
научные методы познания природы, прививать навыки учебного труда.

2. Развивать речь, логическое
мышление, умение высказывать свою точку зрения, способности к самостоятельному
решению учебных задач.

3. Воспитывать бережное отношение к
природе.

Формируемые УУД: познавательные — самостоятельно нахо­дить
информацию в материалах учебника, выполнять учебно-познавательные действия,
делать обобщения, выводы; комму­никативные — осуществлять совместную
деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно-познавательных
задач; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и
результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать
свои достижения; личностные — анализи­ровать и характеризовать
эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их
учетом.

Тип урока: изучение
нового материала и первичное закрепление изученного.

Форма
урока:
урок –
путешествие

Оборудование:

  • Телевизор;
  • презентация;
  • карта «Природные зоны России»;
  • рисунки и фото растительного и животного
    мира тундры;
  • фильм «Природа России. Тундра»;
  • карточки для индивидуальной работы и
    работы в  группах;
  • песня «Увезу тебя я в Тундру» Самоцветы.

Ход урока

I.
Организационный момент.

Прозвенел
звонок веселый.
 
Мы начать урок готовы.
 
Будем слушать, рассуждать,
 
И друг другу помогать.

Слайд

Нас
сегодня ждет дорога,

И
узнать нам надо много.

Так
возьмемся, ребята, скорей за работу,

Чтобы
времени зря не терять.

О
том, как потрудились дома,

Поспешим
 друг другу рассказать.

II.
Проверка знаний.

— На
прошлом уроке мы познакомились с самой холодной природной зоной России –
Арктикой. Проверим, как вы усвоили материал.

Выполнение
теста.
 Тест «Арктика». Слайд.

  1. Природная зона
    арктических пустынь расположена…
    а) на островах Тихого океана;
    б) на островах Индийского океана;
    в) на островах Северного Ледовитого океана.
  2. В Арктике для
    растений и животных сложились…
    а) суровые условия;
    б) комфортные условия.
  3. В ледяной зоне
    растут…
    а) кедры, березы, черемуха;
    б) лишайники, мхи, полярные маки;
    в) бузина, орешник, айва.
  4. В Арктике
    обитают животные…
    а) бобры, нутрии, хомяки,
    б) волки, белые медведи, рыси;
    в) моржи, тюлени, белые медведи..
  5. Скопления птиц
    в Арктике называются
    а) птичьи рынки;
    б) птичьи слободки;
    в) птичьи базары.

III. Введение в тему.

Люди отправляются в путешествие по разным причинам. Одних
побуждает любовь      к приключениям, других — неутомимая жажда открытий,
третьих —  неизвестность и очарование таинственностью.
— А мы  сегодня  продолжим путешествовать  
 по природным  зонам  России.

Мы сегодня снова
будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.

В путешествиях
можно многое  узнать

И друзьям потом об
этом рассказать.

Новая природная
зона приглашает вас –
 
И опять в экспедицию отправляется класс.


— А чтобы тему урока узнать, кроссворд , ребята, поспешим  разгадать:

Разгадывание
кроссворда.

Слайд

  1. Короткое название ледяной зоны (Арктика)
  2. Птица с необычным красным клювом (Тупик)
  3. Название острова, на котором расположен
    заповедник (Врангеля)
  4. Арктика — царство снега и … (Льда)
  5. Растения, живущие в толще воды
    (Водоросли)
  6. Вид рыбы, обитающий в северных морях
    (Сайка)

Ребята,
какое же ключевое слова кроссворда? Дети: тундра.

 Слайд 
 Ключевое слово: Тундра– это тема нашего урока.  (вывешивается
на доску кластер)

— Слово
«тундра» произошло от финского  слова, которое означает «плоский безлесный
холм»,
 а другое значение этого слова: «бесплодная
или враждебная территория».
 Тундра протянулась с запада на восток почти по
всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь.
Расположена на материке Евразия.
(Показ по карте.) На карте эта зона обозначена фиолетовым цветом.

Слайд

— В
течение урока вы должны  заполнить схему,  ответив  на следующие вопросы по
плану.  (Учитель вывешивает на доску  схему).

— По какому плану
изучаем любую природную зону? (Учащиеся называют основные пункты, по которым
идет изучение каждой природной зоны, а учитель добавляет схему).

В  результате  на  доске
 составляется  кластер.

image001image002                                                    Тундра

                                   
Климат                                                     Деятельность
человека

Местоположение 
                                     Животный
мир

                                            Растительный
мир

— Экскурсия
наша планировалась заранее, поэтому сопровождать нас будут
 синоптики, ботаники, зоологи и экологи (4 группы – на столах выставлены
таблички с названиями групп)
, которые побывают в тундре в составе научно — исследовательских
экспедиций.

— Итак,
садимся на оленьи упряжки и отправляемся в путь, а пока будем ехать, послушаем  песню
 о тундре и попробуем представить эту природную зону.

(Звучит
песня «Увезу тебя я в тундру»)

– Эта
песня не только создала нам приподнятое настроение перед путешествием, но если
вы вслушались в слова, то многое могли узнать.

– Где
расположена тундра? Обратимся к карте.

Как
поется в песне ?….Увезу на край земли …

— Действительно,
посмотрев на карту, мы видим, что тундра расположена на краю материка.

Актуализация
знаний.

Подбор
одежды

— А
теперь, оценив расположение тундры, вспомнив песню, подумайте, как одеться в
экспедицию. (Слайд – названия одежды)

— На
слайде есть  виды  одежды (меховая куртка, валенки,  рубаха, кожаные перчатки,
рукавицы, майка, меховая шапка и другие);  подумайте, какая  одежда подходит
для нашего путешествия?

Слайд «Одежда населения тундры»

– А вот
как одеваются коренные жители тундры.

–  Как
вы думаете,  с  чем это связано?

– Да
тундра – очень холодная зона.

— Сейчас
я предлагаю вам поработать в группах, выполнить задания и заполнить кластер.
(Учащиеся в группах обсуждают ответы на вопросы)

Работа по
группам.
Каждая группа  получает свое задание на
листике, а затем его представляет. (Учащиеся используют учебник с. 9-11 Н. Ф.
Виноградовой, энциклопедии,  гербарий). Дополняется кластер.

«Синоптики»: Изучить природные условия тундры и составить
схему (поверхность, температура  воздуха зимой,  продолжительность лета).

«Ботаники»: Изучить растительность тундры, назвать
основных представителей, перечислить характерные признаки, приспособление к
природным условиям.

«Зоологи»: Изучить животный мир тундры, назвать основных
представителей, перечислить приспособление к месту обитания: птицы (питание,
оперение, окраска); животные (питание, мех, окраска).

«Экологи»: Представить в виде схемы деятельность
человека в тундре; указать экологические проблемы, возникшие в тундре в 
результате деятельности человека. Слайды

Проверка работы
в группах.

         
И сейчас мы
предоставляем слово нашему Гидрометцентру.  
Группа «Синоптиков».  Рассказ синоптиков.

Местоположение.
Климат.

Рассказ синоптиков:
На тысячи километров с запада на восток — холодная безлесная равнина. Суров климат
тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень
холодное и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует
пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный
покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом — замерзшая
земля. Даже летом она оттаивает только на 10 — 50
см., а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится
на две части: снежную и мокрую.

— Спасибо
синоптикам.

Вывод:
Слайд  
(на доске
дополняется схема)

        
Расположена чуть южнее
Арктики;

        
Холодная бескрайняя
равнина;                

        
Зима длится
около 7-8 месяцев,
t – ( -50 С) ;

        
2 месяца – полярная
ночь;

        
За короткое лето
поверхность оттаивает

на глубину  от 50 см  до 1 метра;

        
Кругом болота, 
мелкие озера;

§  Лето очень короткое  (2-3 месяца) и
прохладное. Температура в июле не превышает (+14 С.)

— Мы
познакомились с климатическими условиями тундры, а сейчас нам предстоит узнать,
как растения приспособились к жизни в таких суровых условиях.

Группа
«Ботаников». Слово ботаникам
(Показ гербария видов растений)

 Растительный мир тундры значительно богаче, чем в Арктике.

Ученик
– ботаник №1. Слайд.

Коротким
полярным летом снега и льды тают, обнажая тундру. Разнообразные растения и
мелкие животные, населяющие ее, мгновенно просыпаются. Растения переносят
долгую зиму либо в семенах, либо вообще не замерзая. Поэтому они остаются под
снегом, как бы в законсервированном состоянии, с вполне развитыми листьями и
почками. Летом растения быстро развиваются и успевают дать семена за короткое
северное лето. Оттаивает только поверхностный слой почвы на глубину от 10 до
40-50 см. Талые воды не просачиваются, а потому в тундре много болот.

Ученик
– ботаник №2. Слайд.

Каждый,
кто попадает в тундру, обращает внимание на олений лишайник или ягель, который
служит основной пищей для северных оленей. Ягель имеет беловатую окраску. Он
служит одним из важнейших кормовых растений оленям. Олени безошибочно находят
его по запаху, даже зимой под слоем снега. Ягель растет медленно. Если олени
съедают ягель, то только через 15 лет вырастает другой. Слайд

В тундре
много различных мхов. (Слайд)  Растения тундры низкорослые, многие из
них стелются по земле. Так они приспособились к жизни здесь. Ведь у поверхности
земли теплее, ветер слабее. А зимой снег полностью укрывает низкорослые
растения и защищает их от морозов и ветров.

— Как растения приспособились
к суровым условиям тундры? Слайд.

 Растительный мир
беден. Все они очень маленькие, корявые, стелятся по поверхности земли,
прячутся от сильного ветра и холода во мхах и лишайниках. Небольшие корни и
маленькие листья. В тундре есть леса, которые не закрывают даже колени идущего
человека. Все эти растения низкорослые. Слайд.

 Клюква — стелющийся
кустарник, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные
ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму.

Слайд: несколько видов растений ( показ —  гербарий)

– Мы говорим
о природе  России.  Какое дерево является символом России?


Берёза.

Слайд «Берёза»


Художники и поэты воспевали берёзу в своих произведениях. И вот эту красавицу
берёзку: стройную, высокую. Попробуем поселить в тундре. На какую глубину в
почву уйдут корни?

— Карликовая береза
имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни.
Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их
полностью и защитит от морозов.

Вывод:
 Слайд «Особенности растений»
(на доске составляется кластер)

        
карликовые формы
растений, т. к. сильные ветры;

        
их мелкие листья
часто свернуты, одеты волосяным покровом,

        
растения
стелятся по земле, образуя подушки;

        
корни
расположены близко к поверхности;

        
короткий период
цветения и созревания плодов;

        
яркая окраска
цветов, привлекает насекомых;

        
растения
многолетние.

        
короткие корни,
т. к. многолетняя мерзлота

Физминутка. Слайд (Встали)

Группа
«Зоологов
». Слово
предоставляется зоологам.
 Животный мир

— В
тундре есть  постоянные ее обитатели. Как же они приспособились к жизни в
условиях долгой суровой зимы?

— Давайте
сначала познакомимся с некоторыми из них, а для этого отгадайте загадки
народов Севера:

Рассказы
детей о животных после загадок учителя (загадки народов Севера).

1.     
От рогов
ветвистых, стройных
На снега упала тень.
Кто бежит к нам, с ветром споря?
Это северный… (олень)
Слайд

 Ученик – «зоолог»:
Северные олени хорошо приспособлены к жизни в тундре. Их передние ноги имеют
широкие копыта с углублениями в виде ложки или совка, удобные для разгребания
снега и откапывания из-под него ягеля. Во время хождения по мягкой почве или
рыхлому снегу копыта раздвигаются в стороны, увеличивая поверхность опоры и тем
самым способствуя успешному передвижению по льду, снегу или болоту. Волосяной
покров хорошо защищает оленя от стужи. На зиму волосы утолщаются, под ними
образуется воздушный слой, препятствующий потере тепла. Кроме того, в шерсти
увеличивается количество белых волос, отчего олень как бы седеет. Такая шерсть
задерживает излучение тепла в окружающее пространство и согревает тело. К зиме
олени жиреют, подкожный слой жира достигает 3-4 см, это тоже помогает им
переносить сильные морозы. Кроме того, в морозную погоду олени сбиваются в
плотные кучи, вследствие чего стадо окутывается густым облаком согретого
воздуха. Слайд

2.     
Злая вьюга
сугробы намела,
Все затихло, будто тундра замерла.
На снегу еле заметные следы,
Что за птиц белых стаи залегли?
(Белая куропатка) Слайд

3.     
Маленький
шарик по тундре шарит.
(Лемминг)
Слайд

Ученик
– «Зоолог» :
  Лемминги
– серые небольшие мышевидные грызуны. Окраска у некоторых из них желтоватая с
темными и светлыми пятнами. Очень интересно лемминги проводят свой день. Один
час кормятся, два часа спят.
Леммингами
питаются многие животные тундры.

4.     
Всю зиму
до самого лета
В наряд белоснежный одета.
Глаза, как зеленые блюдца,
Не плачут и не смеются.
При солнце таится и спит,
Во тьме на охоту летит.
(Сова)
Слайд

Ученик
– «Зоолог»:
За
бесшумный полёт, способность видеть в темноте, острый слух, мгновенную реакцию
в народе сову прозвали «пернатой кошкой». Как и кошки, питается  грызунами. В тундре
таким является лемминг. Она отличается от своей лесной сестры окраской перьев:
они у нее белого цвета. Размах ее  крыльев – до 160 см, вес – 2,5 кг. Увидит  –
взлетает и глотает. 
Нападает 
на куропаток и даже ловит рыбу.

5.     
Белый
клубок – за белым – скок. (песец и заяц, заяц-беляк или таймырский беляк)
Слайд

Ученик
– «Зоолог»:
Песец
— один из немногих животных, способных переносить сильные морозы и снежные ураганы.
У песца очень плотная шерсть на подошвах, особенная густая зимой. Очень острое
обоняние помогает  песцу  находить мелких зверьков даже под толстым слоем снега
толщиной более 3-х метров. Белая шерсть делает его  незаметным на снегу.

– Каких
животных особенно много на болотах?
(Насекомых) Слайд

СЛАЙД «Птицы»

Многие
перелётные птицы прилетают в тундру на лето. Однако есть и такие, которые живут
в тундре круглый год.  Летом в тундре появляется бесчисленное количество
комаров, мошек, оводов. И в это время года для гнездования прилетают
водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки, кулики. Как вы думаете, а что
привлекает этих птиц в тундре? (Полярное лето с длительным солнечным
освещением, которое позволяет им добывать корм на протяжении большей части
суток).

— Сделайте вывод:
как приспособились животные тундры к жизни в условиях долгой суровой зимы?

Вывод: 
Слайд «Особенности животных»
(на доске составляется кластер)

        
Белая окраска
меха зверей и оперенья птиц зимой, лишь на короткое время – летом – сменяется
на пёструю.

        
Накопление слоя
подкожного жира.

        
Густой мех у
зверей, тёплый пух — у птиц.

        
Утепление
конечностей на зиму: у песцов –тёплые стельки, у птиц опушение ног.

        
Зимняя спячка.

        
Сезонные
миграции и кочевники (осенью покидают  тундру).

— А
сейчас я  проверю, какие животные и растения преобладают в тундре?

1. Игра «Найди лишнее»
Слайд

 2.
Анаграммы.
Вам предлагается
разгадать анаграммы, в которых зашифрованы названия растений и животных тундры.

На слайде:

·        
Васо — сова

·        
минглем – лемминг

·        
лукик – кулик

·        
сецеп – песец

·        
корашом – морошка

·        
бигулока – голубика

·        
сникаруб – брусника

·        
онель – олень

Страничка
экологии.
Слово
предоставляется «экологам».

 Тундра
и человек. Слайд.

Ученик
– «Эколог» №1:
В
тундре проживают чукчи, ненцы, эвенки и другие малочисленные народы Севера.
Главное занятие населения –
 оленеводство. Олени приносят большую пользу человеку.
Люди зимой и летом ездят на оленях, собаках. Из их шкур шьют обувь и одежду. В
тундре много пушного зверя, поэтому население занимается
 охотой. Население
также занимается
 рыболовством, потому что в морях и реках много рыбы.
Местные жители выращивают скороспелые сорта овощей в парниках и теплицах. В
тундре найдены богатейшие месторождения полезных ископаемых, таких как нефть,
природный газ, уголь.

(По ходу
рассказа  демонстрируются  фотографии народов Севера, образцы полезных
ископаемых, рисунки основных занятий местных жителей.)

Ученик
– эколог №2.


Природа тундры необыкновенно ранима. От вездеходов и тракторов поверхность
 почвы
нарушается
, растения
погибают.

При
освоении Севера человеком растительность тундры страдает более всего. Казалось
бы, какая беда в том, что по тундре прошел вездеход… Но разрушен растительный
покров, для восстановления которого потребуется несколько десятков лет. За это
время мерзлотный слой оттаивает на большую глубину, и на месте следа вездехода
образуется болото. А это приведет к уменьшению численности животных. Для их восстановления потребуются годы. На многих оленьих
пастбищах
 ягель исчезает, потому что оленей не всегда
вовремя перегоняют с одного пастбища на другое.  Местность
 загрязняется нефтью во время ее добычи. Большой вред животному
миру тундры наносит и незаконная охота –
 браконьерство.

Слайд Деятельность человека в тундре:

·        
ОЛЕНЕВОДСТВО

·        
ОХОТА

·        
РЫБОЛОВСТВО

·        
ДОБЫЧА НЕФТИ и
ГАЗА

Какой вред от деятельности человека наносится
тундре?  Как спасти природу тундры?

Вывод экологов:
Слайд.
(составляется на доске
кластер).

Надо стать хозяином
на своей земле и научиться рационально использовать ее ресурсы. Надо создавать
заповедники. Надо беречь природу!

Слайды

 — Под особую охрану взяты редкие и
исчезающие животные, например, птицы:

  • белый журавль или стерх;
  • малый или тундровый лебедь;
  • краснозобая казарка, кречет;

— Все
они внесены в красную книгу России. Слайд

— Как спасти
животных Тундры, находящихся на грани исчезновения?

(Надо создавать
заповедники)

 Слайд: «Таймырский заповедник»

И такой заповедник в
Тундре есть – это «Таймырский заповедник созданный 23 февраля 1979  года, где
нашли свой дом многие  животные, находящиеся на грани исчезновения. В 1995 году
он получил статус биосферного заповедника.

IV. Закрепление изученного материала.

—  Наш
урок подходит к концу. Надеюсь, что вы
 
узнали на нём много нового и интересного. Давайте ещё раз полюбуемся красотой
тундры.

Фильм
Природа России «Тундра»

Я предлагаю вам выполнить последнее задание. (На
столы в группах раскладываются  «условные знаки – круги»).

— Придумайте свои  условные
знаки  «Так делать нельзя!»; «Берегите природу тундры!» (Знаки
вывешиваются на магнитной доске.)

— Природа
тундры сурова. Но перед человеком она беззащитна. Осваивая тундру, люди не
должны забывать об этом!

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Итак,
мы познакомились с удивительным краем – тундрой.

Вы молодцы!

С задачей урока
справились.

Что особенно
понравилось?

Что  удивило, что
узнали?

О чем бы другу
рассказали?

— Ребята,
проанализируйте свою работу на уроке. Выберите нужный знак
(+; -; интересно) и объясните. Слайд

— Благодарю за
сотрудничество  на  уроке! Слайд

VI. Д/З

© unsplash.com

«Доходы могут быть сопоставимы с нефтяными». Как России заработать на пастбищах в Арктике

16 Дек 2021, 03:40

Российские экологи уже четверть века работают над удивительным экспериментом — в Плейстоценовом парке в Якутии они пытаются на участке тундры возродить мамонтовую степь. В интервью Тайге.инфо руководитель парка Никита Зимов рассказал, как восстановить плодородные пастбища в Арктике и зачем это нужно.

Тайга.инфо: Как на вас повлияли катаклизмы последнего времени, например, природные пожары в Сибири?

— Для нас пожары — скорее благо, чем катаклизм. Мы находимся по другую сторону баррикад, чем большинство людей. Ведь мы создаем пастбища вместо медленных экосистем, к которым как раз относятся леса. Есть расхожая фраза, не имеющая ничего общего с реальностью: леса — наше богатство. На самом деле, человечество все, что имеет, получает с полей, а не из лесов. Поэтому наше богатство — именно поля, плодородные почвы. Пожары хорошо борются с лесами: у меня животные 70% времени проводят на территориях, которые горели тридцать лет назад, потому что там самые хорошие почвы.

Тайга.инфо: Какова сейчас площадь Плейстоценового парка?

— Суммарная площадь огороженной территории — 20 квадратных километров. Мы уже очень близки к насыщению этой территории животными и начинаем готовиться к расширению. В следующем году вместе с «Алросой» планируем завести 25 овцебыков, возможно, еще привезем партию зубров, но это неточно. После этого замедлим интенсивность завоза животных — очень активно этим занимались в последние четыре года, все возможные ресурсы тратили на то, чтобы заводить разные виды.

Ведь в этом суть нашего эксперимента — нужно понять, какие животные лучше всего адаптируются к арктическим условиям, а какие совсем не подходят. До нас никто полноценно не восстанавливал экосистемы, знаний на эту тему никаких, поэтому многое делаем методом проб и ошибок.

В этом году мы обновляем забор вокруг парка, построенный около 15 лет назад. Усиливаем столбы, привезли новую сетку. Пока у нас были только лошади и олени — это одна история, а с бизонами совершенно другие требования к забору. Это более дикие и неконтролируемые животные.

Следующий этап — расширить территорию парка до 140 квадратных километров. Это план примерно на три года.

Тайга.инфо: Почему важно увеличить территорию парка?

— Дело в том, что на двадцати километрах нельзя создать устойчивую экосистему. Для нее нужны хищники, которые не могут существовать на популяции травоядных в 200 голов — нужно хотя бы несколько тысяч. Сейчас у нас 150-200 голов. Какие-то животные, например, лоси и северные олени живут в дальних частях парка и подсчитать их численность сложно.

Тайга.инфо: Какие самые крупные животные у вас обитают? Зубры?

— Зубр пока один, а так бизоны и верблюды. Верблюды пока не самые крупные, они молодые, мы завезли их только в этом году, посмотрим, как адаптируются. Взрослые верблюды достигают массы под тонну. Из приятного — верблюды дружелюбные, это радует.

Тайга.инфо: А каких животных больше всего? Лошадей?

— Если считать по головам, то, наверное, больше всего коз. По биомассе —лошадей, их тридцать с лишним голов, а бизонов — двадцать. Лошади в парке живут дольше всего, уже несколько поколений, их мы завозили первыми.

Хотя с точки зрения приспособленности к изначальной существовавшей в парке кормовой базе, лошади как раз наименее устойчивы, поскольку требовательны к кормам. В отличие от бизонов, овцебыков и оленей, лошади едят только траву и игнорируют кустарники. Коровы и бизоны зимой переключаются с травы на кустарники, а лошади так не могут.

Результатом нашей работы должны стать высокопродуктивные пастбища, а животные для нас — инструмент создания пастбищ. На пастбищах накапливается углерод, формируется плодородная почва. Животные воздействуют на растительность и позволяют травам и злакам доминировать над более медленно растущими мхами, лишайниками, кустарниками.

Тайга.инфо: Вы пытаетесь интродуцировать растения или фокусируетесь только на животных?

— Нет, почему, пытаемся, но тяжело идет. Покупали семена газонных трав, пытались закупить семена трав, которые встречаются в Арктике. В советское время существовали институты, которые занимались арктическим растениеводством и селекцией трав, адаптированных к условиям региона. Но потом исследования прекратились. Нужных мне объемов семян — а это тонны — просто нет. Растения из других климатических зон приживаются плохо — по сути, у нас они становятся однолетними.

Постепенно поняли, что нужно заниматься и насекомыми — необходимы навозные жуки, нужны пчелы. Это тоже в планах. Об этом мало говорят, все внимание фокусируется на крупных животных — верблюдах, бизонах. Но, возможно, без бизонов экосистема получится, а без навозных жуков — нет.

Тайга.инфо: Какие главные результаты за время работы парка?

— Мы показали, что экосистемы влияют на климат, а роль пастбищ в углеродном цикле очень высока. Где-то в тропиках может быть хорошей идей высаживать деревья для борьбы с изменением климата, потому что там они растут быстро и поглощают много углерода. В Сибири и Арктике ситуация другая — здесь леса мелкие, редкие, растут медленно и к тому же хорошо горят.

А в степи, на пастбищах есть растительность, которая активно формирует корневую систему, то есть поглощает углекислый газ из атмосферы, через фотосинтез преобразует его в органическое вещество и удерживает в почве. Потом корни начинают перегнивать и создавать плодородный слой почвы, при этом подземная биомасса накапливает гораздо больше углерода, чем надземная.

В традиционной для тундры растительности все иначе — у лишайников вообще корней нет, а у деревьев типа лиственницы корни близко от поверхности и вся органика находится в верхних 10-20 сантиметрах. Если хотя бы треть территории России, занятые мерзлотой, заменить на высокопродуктивные пастбища, то можно поглощать 10-20% мировых выбросов углерода — намного больше всей российской эмиссии. Когда заработают углеродные рынки, то доходы могут быть сопоставимы с нефтяными.

Илья Кабанов, научный обозреватель Тайги.инфо (@metkere)

Муниципальное
дошкольное образовательное учреждение

«Детский
сад № 42»

Конспект
занятия

в
старшей группе.

Рассказ
по картине «Северные олени»

Воспитатель
Денисова Н. Г.

Магадан,
2015 г.

Программное
содержание.

Задачи.
Связная речь: повторить с детьми сюжетный рассказ по картине, используя
свои знания о внешнем виде и жизни животных (северные олени);

Словарная
работа:
учить подбирать наиболее точные
определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи детей
антонимы; оленуха, олененок, ягель.

Звуковая культура речи: произнесение
звуков ч и ц в словах.

Грамматика:
упражнять в образовании названий детенышей животных с уменьшительными
суффиксами.

Предварительная
работа:
рассматривание картины «Северные олени»
на предыдущем занятии, рассматривание книг с иллюстрациями.

Методические
приемы:
1. Беседа по картине.

                                         2.
Художественное слово, загадки.

                                         3.
Работа по звукопроизношению и грамматике

                                        
4. Обобщение.

                                         5.
Анализ и оценка.

Материал:
Картина «Северные олени» (серия «Домашние животные»)

Ход
занятия.

1.
Беседа по картине.

Воспитатель
предлагает рассмотреть картину «Северные олени», которая висит на доске.

— Кто нарисован на
этой картине? (Оленуха с олененком).

— Где они
находятся? (В тундре).

— Что делает
оленуха? Олененок? (Оленуха наклонила голову и ест ягель – олений мох; олененок
стоит рядом и смотрит на нее.)

— Сравните оленуху
с олененком. Чем они отличаются? (У олененка шерсть темная, у оленухи – серая.
У олененка рожки маленькие и слабые, поэтому он не может еще сам добывать себе
пищу, а у оленухи рога крепкие, сильные, она ими разгребает снег, находит корм
– ягель.)

— Оленуха большая
и сильная, а олененок… маленький и слабый.

— Чем похожи друг
на друга оленуха и олененок? (У них густая и теплая шерсть, на ногах копыта.)
На предыдущем занятии мы сравнивали оленей и лосей? Чем они похожи? (У них есть
шерсть, копыта, рога.) А чем отличаются? (Олени живут в тундре, а лоси в лесу.
Олени ниже ростом, у них тоньше рога, короче ноги.) Кто еще изображен на
картине? (Птицы – гуси, утки, которые стаей летят весной на север высиживать
птенцов, полярная сова, пуночки). Теперь придумайте рассказ о жизни северных
оленей. Подумайте, с чего начнете свой рассказ и чем закончите. (Дети
рассказывают).

2.
Художественное слово, загадки.

Послушайте, как
рассказывают об этой картине.

Жили-были олененок и его мама оленуха. Олененок был
еще маленький, с маленькими рожками. Он неуверенно стоит на своих ножках. А у
оленухи большие, ветвистые рога и длинная шея. Мама наклонилась, ест ягель и показывает
олененку: «Ешь, это вкусно. Вырастешь большой, и у тебя будут такие же большие
и красивые рога и стройные крепкие ноги.

Далее с пересказом
выступают несколько детей. Дети вместе с воспитателем оценивают ответы.

Физкультминутка.

Воспитатель
предлагает детям стать маленькими оленятами. («Покажите свои рожки. Как оленята
идут по снегу? Как они идут по снегу? Как наклоняются, чтобы сорвать ягель?
Покажите, как разгребают снег копытом.»)

Воспитатель
загадывает загадки:

 Кто
на своей голове лес носит? (Олень, лось)

— Ребята,
посмотрите на вторую картину. Кто на ней изображен? (Оленья упряжка) Правильно.
Олени оказывают неоценимую помощь людям в трудных условиях севера. Послушайте
стихотворение «Олени»

                                 
      Как-будто реки по камням,

                                       
Стремительные, в пене.

                                       
По снежной тундре здесь и там

                                       
В упряжках мчат олени.

                           
            Спешит с вестями почтальон.

                                       
Спешит охотник к дому.

                                       
Упряжку гонят доктора –

                                       
Торопятся к больному.

                          
             Летят сквозь вьюгу бубенцы.

                                       
Несутся без оглядки.

                                       
Спешат, спешат во все концы

                                       
Рогатые лошадки.

Как человек
использует на Севере оленя? (Олени перевозят грузы и людей – как транспорт. Еще
используют оленье мясо в пищу, из шкур шьют одежду и обувь, покрывают жилище.) Вы
знаете, почему в тундре не могут жить лошади? (Потому что для них нет корма. Не
растет столько травы, чтобы заготовить сено на зиму.) Если охотник заблудился,
потерял дорогу, кто поможет ему в этой беде? (северный олень). В бескрайних
снежных просторах олень безошибочно находит дорогу к жилью, это важно вовремя
сильных метелей и пург.

Чтение
стихотворения: Быстрые ноги не вязнут в снегу,

                                       
Голову вскинул олень на бегу,

                                       
Вскинул высоко, как будто гордится,

                                       
Что человеку сумел пригодится.

3.
Работа по звукопроизношению и грамматике.

А сейчас быстро
произнесите за мной:

                               
      — Большая – птица, а маленькая – … птичка.

                                
     — Большой – заяц, а маленький – … зайчонок.

                                      —
Большая – волчица, а маленький – … волчонок.

4. Обобщение.

— Ребята о чем мы
сегодня говорили? (О северных оленях, о том как они помогают людям на севере,
как их используют.)

5. Анализ и
оценка.

— Как вы думаете,
все ли мы вспомнили? (Да.) Узнали что-то новое? (Узнали.) Все у вас получилось?
(Да.)

Молодцы. Занятие
окончено.


Хоровод оленейСеверные олени в тундре рассказ

На фото — завораживающий хоровод северных оленей (Rangifer tarandus) в Ямальской тундре. С появлением дронов подобные фото и видео стали периодически появляться в сети, вызывая восторг у публики и заставляя строить самые невероятные теории о причинах этого явления. Один из таких роликов, снятый в 2018 году этнографом Андреем Головнёвым в Ловозерской тундре Кольского полуострова, быстро стал вирусным и собрал более 700 комментариев в Фейсбуке. Головнёв был настолько поражен откликом, что написал об этом статью «Кружение в кочевом и виртуальном пространстве-времени», где попытался разобраться в причинах повышенного интереса и логике версий интернет-пользователей. В статье он дает простые ответы о причинах столь чарующего поведения.


Олени водят хороводСеверные олени в тундре рассказ

Оказывается, кружение (так называется это явление) — это естественное поведение северных оленей при беспокойстве, этакий стадный жест замешательства. Вращаясь на месте, стадо не сбавляет ход, не ложится, не разбредается, а ждет действия своего вожака. Олени могут кружить в корале (загоне) в ответ на находящихся вокруг ограды людей и собак: животные во время кружения успокаиваются. Пишут, что находящиеся в центре олени могут даже прикорнуть или успокоиться настолько, что позволяют себя погладить. Оленей умеют специально кружить оленеводы — чтобы стадо не разбрелось, чтобы выловить нужных животных (для мечения, сортировки, убоя), загнать их в кораль. Действительно, и на ролике Головнёва (см. по ссылке), и на свежем видео марта этого года видно, что оленей заставляют кружить оленеводы, либо замкнутое пространство кораля.

Если вы особенно наблюдательны, то наверняка заметили, что на главном фото и двух видео олени движутся вправо, по часовой стрелке. Но это, скорее, исключение: обычно северные олени вращаются влево, против часовой стрелки. Движение влево связано с межполушарной асимметрией головного мозга оленя. Интересно, что детеныши северных оленей предпочитают держать мать в поле зрения левого глаза, информация таким образом поступает в правое полушарие мозга, и оно у копытных доминирует в регулировании социального поведения (см. статью Асимметрия социального поведения: левый глаз — правое полушарие). Кружение стада — вполне себе социальное поведение. Оно возможно благодаря тому, что северные олени склонны к синхронному поведению, повторению движений за вожаком и друг за другом. Каждый олень избегает быть на периферии группы, вместо этого ища более центральное положение и стремясь окружить себя как можно большим числом соседей. Такое поведение снижает вероятность того, что конкретный олень подвергнется серьезному риску.


Олениха с теленкомСеверные олени в тундре рассказ

Кружение свойственно как для домашних северных оленей, так и для диких. По разным оценкам, минимальный размер группы, при котором хотя бы один олень будет защищен от потенциальной опасности в ходе кружения, составляет от 20 до 31 особей. А что же это за опасности? Прежде всего — кровососущие насекомые (гнус; см. картинку дня Гнусная мошка) и оводы, откладывающие личинок под кожу или в носовые ходы оленей. Насекомые беспокоят в основном крайние ряды, причем не больше пяти. Смена животных на внешних кругах происходит путем нерегулярных «завихрений», когда кто-то не выдерживает нападения гнуса и силой врывается в центр круга. Олени могут кружить и в сильную пургу, но не от холода — их шерсть очень теплая. Также олени кружат при встрече с потенциальными хищниками.

Однако растиражированное в сети утверждение, что в центре круга находятся самки с телятами, а самцы их защищают, выставив рога, неверно. Так поступают бизоны и овцебыки, но никак не северные олени. Особенно забавно видеть такую версию к роликам оленьего хоровода зимой и ранней весной. Ведь самцы в это время без рогов! Они сбрасывают их по окончании гона, в октябре–ноябре, постепенно отрастать рога начинают лишь в апреле. А без рогов северный олень скатывается на низшую ступень иерархии в стаде, уступая лишь телятам. А самки как раз зимой и ранней весной во всеоружии, то есть при рогах, и доминируют. Это очень важно, ведь они беременны и должны обеспечить себе лучшие кормные участки, а заодно защитить телят, которые привязаны к ним до года. Рога самки сбросят лишь после отела летом и одновременно опустятся на нижнюю строчку иерархического списка. Более того, самцы диких северных оленей держатся зимой отдельно от самок.


Олень без роговСеверные олени в тундре рассказ

Такое естественное кружение оленей издавна научились использовать оленеводы. Поговаривают, что старики раньше умели «крутить» стадо, используя его вращение вместо кораля и умудряясь отловить в вертящемся круге нужных для упряжки оленей, а то и вовсе сидели себе на бугорке да чай попивали, пока стадо самой собой пасется и не разбредается. Чтобы стадо не разбрелось по пастбищу, потенциальных вожаков, за которыми могут пойти олени, надо удерживать. Поэтому стадо «закручивают», направляя передовых оленей по кругу. Вожаки, кстати, непостоянные, это просто первые покинувшие стадо животные, за которыми следуют остальные. Это самые бдительные, самые реактивные или пугливые олени. Кружат стадо и для того, чтобы олени наиболее полно использовали пищевые ресурсы, например траву по берегам рек. Вращение также способствует «осмирнению стада» — олени крутятся, пока не успокоятся от усталости или не найдут выхода в открытое пространство.


Олени кружат на просторах Ямальской тундры Северные олени в тундре рассказ

Но кружение не всегда на пользу. В жаркие безветренные дни, когда насекомые особенно активно докучают, олени могут двигаться по кругу по 12–16 часов в сутки, а то и больше. Такое длительное кружение изнуряет животных, они повреждают конечности, могут задавить телят, поднимают пыль и сбивают грязь, кишащую бактериями. Кроме того, олени успевают выбить весь корм на участке. Поэтому в таких случаях оленеводы кружение останавливают.


Убегающий оленьСеверные олени в тундре рассказ

Фото с сайта yamal-region.tv.

Юлия Михневич

  • Северно русский быт как пишется
  • Северные рассказы джека лондона краткое содержание
  • Севернорусские сказки в записях а и никифорова
  • Северная сказка теплоход инфофлот
  • Северная сказка наяву малые карелы проект 4 класс