Северная сказка наяву малые карелы проект 4 класс

Видео: малые корелы корелы или карелы? дискуссии о правильном написании слова долго не утихали. масла в огонь подливал и тот

Видео: Малые Корелы

«Корелы» или «Карелы»?

Дискуссии о правильном написании слова долго не утихали. Масла в огонь подливал и тот факт, что музей расположен неподалёку от деревни Малые Карелы, а чуть выше раскинулось село Большие Карелы. Происхождением топонимы обязаны беломорскому племени корелов, которые жили на территории современного Архангельска в XII-XIV веках. В пользу гласной «о» говорит и Николо-Корельский монастырь (расположен в 60 километрах от него), и река Корелы, прежде называемая местными жителями Корелкой. Летописи являются документальным подтверждением, поскольку в них отражено написание племени корел с буквой «о».

Аканье трансформировало безударную гласную в «а», тем самым отразившись в названиях деревень. Ассоциации с Карелией и расположенный неподалёку туристический комплекс «Малые Карелы» создавали дополнительную путаницу и порождали новые споры.

В итоге закон закрепил за деревнями названия «Малые Карелы» и «Большие Карелы», а государственный музей по-прежнему остался с гласной «о».

История Малых Корел

Говоря о начале строительства музея, нельзя не упомянуть 1963 год. Именно тогда Лапин Валентин – главный архитектор Архангельской специальной научно-реставрационной производственной мастерской – проявил инициативу создать уникальное собрание памятников деревянного зодчества, количество которых с каждым годом уменьшалось по разным причинам: пожарам, частым грозам, быстрому гниению стен. Старинные здания были собраны и бережно перевезены из многих деревень и сёл Архангельской области на место, где планировалось создание музея. Если до 1973 года туристам приходилось бы много путешествовать для того, чтобы составить мнение о мастерстве древних народов, с появлением Малых Корел их маршрут ограничивался одной прогулкой по живописной местности. Отличительные черты архангельского плотницкого искусства, исторический дух и этнографическая ценность – именно так можно описать культовые постройки музейного комплекса.

Экспозиция музея

Музей Малые Корелы формируют четыре сектора: Пинежский, Двинский, Каргопольско-Онежский и Мезенский. На их территории сосредоточено 120 образцов деревянной архитектуры. Среди них – церкви и сооружения общественного и гражданского назначения. Их расположение повторяет традиционную планировку деревень того времени. Руководство музея в дальнейшем планирует открыть ещё два сектора – Важский и Поморский.

Самыми древними постройками на территории музея являются Вознесенская и Георгиевская церкви, а также колокольня из деревни под названием Кулига-Дракованово.

Вознесенская церковь

Этот кубоватый храм построили в 1669 году. Форма здания служила творческим ответом архитектора на запрет шатёрной конструкции патриархом Никоном. Вознесенская церковь имеет при себе алтарь и паперть, к которой ведёт крыльцо.

Изначально храм, возведённый «тщанием крестьян», располагался в селе Кушерека Онежского района. За год до открытия музея Малые Корелы его перевезли, и с тех самых пор церковь Вознесения Господня является главной достопримечательностью площади Каргопольско-Онежского сектора.

Георгиевская церковь

В 1672 году в селе Вершина старинным способом был возведён храм. Он представлял собой увенчанный шатром восьмигранник. В XVII веке такие постройки считались вершиной зодчества. Вопреки упомянутому запрету патриарха Никона, пользуясь отдалённостью села от церковных властей, церковь возвели не «о пяти верхах». Материальной основой послужили собранные крестьянами средства.

Сейчас Георгиевскую церковь можно увидеть в Двинском секторе Малых Корел.

Колокольня из деревни Кулига-Дракованово

Конец XVI века ознаменовался появлением уникального сооружения – шатровой колокольни из дерева. Сдержанные формы и грубоватый бревёнчатый сруб навевают ассоциации с неприступной сторожевой башней, которые были характерны для крепостей того времени.

Примечательна колокольня и тем, что среди аналогичных построек России является самой древней. Вы непременно прочувствуете её неповторимость, прогулявшись по Двинскому сектору музея.

Чем ещё заняться в Малых Корелах

Ни один год в «стенах» этого удивительного музея не обходится без традиционных русских гуляний. С особым трепетом в Малых Корелах справляются и религиозные праздники: Пасха, Вознесение Господне, Рождество и другие. Неизгладимое впечатление на туристов производят такие необычные торжества, как Праздник хлеба, Праздник лошади и Праздник сенокоса. Развлекательная программа поразит своим разнообразием: езда на лошадях, состязание в приготовлении самого большого бутерброда, конкурс на самый красивый каравай, выступления фольклорных коллективов, воссоздание старинного обряда сенокоса… Мысли о том, что музей Малые Корелы ограничивается одной лишь экспозицией, – самое большое заблуждение туристов, направляющихся сюда!

Помимо возможности принять участие в многочисленных празднествах, посетители заказывают обзорную или тематическую экскурсию. Можно познакомиться поближе лишь с одним из секторов Малых Корел или же выбрать более продолжительный вариант, охватывающий всю территорию музея. Тематические экскурсии не столько представляют познавательную ценность, сколько позволяют путешественникам полностью погрузиться в уникальную атмосферу земли русской. Если монолог гида наскучил вам, присоединитесь к игровой программе или примите участие в этнографическом занятии. Для бронирования доступно катание на санях в упряжке лошадей под весёлые переливы бубенчиков, ароматный чай и блины в деревянных избах и многое другое.

Что купить на память о музее Малые Корелы

Самый лучший подарок – это книга. Именно она поможет освежить воспоминания о визите в музей под открытым небом. Выберите близкую по душе тематику: животный и растительный мир, узорное вязание, предметы древнерусского быта, элементы национальных костюмов, лоскутное шитьё, главные достопримечательности Малых Корел. Главное преимущество заключается в том, что вам не придётся стоять в очереди: официальный сайт музея позволяет оформить заказ в режиме онлайн. Цены варьируются от 30 до 1000 рублей.

Туристы, предпочитающие оригинальные изделия народных мастеров, могут заглянуть в сувенирную лавку. Там непременно найдётся что-то необычное, ради чего не жалко расстаться с парой-тройкой сотен рублей.

Информация для туристов

Посетить музей Малые Корелы можно с 10:00 до 18:00 (с октября по май включительно) и с 10:00 до 20:00 (с июня по сентябрь). В сравнении со многими музеями России стоимость билета невысока. Гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь он обойдётся в 200 рублей с понедельника по пятницу и в 250 рублей с субботы по воскресенье. Посетители пенсионного возраста, дети старше 16 лет и студенты очной формы обучения могут купить билет дешевле: за 100 и 150 рублей соответственно. За единый билет придётся выложить 500 рублей независимо от дня недели.

Стоимость посещения выставок и экскурсий уточняется отдельно на официальном сайте. Помимо этого, вы можете заказать свадебный обряд, традиционное приветствие хлебом-солью, а также профессиональную фото- и видеосъёмку.

Программа Малых Корел кажется настолько привлекательной, что вы готовы в прямом смысле поселиться здесь на несколько дней? К счастью, в 200 метрах от музея находится туристический комплекс «Малые Карелы». Туристам доступна возможность заселиться в коттедж или гостиничный номер. После соприкосновения с историей русского зодчества как нельзя лучше подойдут современные развлечения: пейнтбол, бильярд, боулинг, ресторан и традиционная русская баня.

Как добраться

Музей Малые Корелы можно найти по адресу: деревня Малые Карелы, улица Правды, 15. В этом направлении ходят автобусы № 104 и № 108. Точка отправления – железнодорожный вокзал и автовокзал соответственно. Транспорт курсирует каждые 20-30 минут, поэтому у вас будет достаточно времени для того, чтобы подготовить себя к увлекательному путешествию по страницам русского зодчества!

                    Проектная работа:

                 «Малые Карелы-

        заповедный уголок Севера»

                         Выполнили учащиеся 3 класса ГБООУ АО АСШИ №2

                                         руководители: Константинова Н.В.; Шарова Е.Н.

                                                       Архангельск 2014

                                                          Актуальность:

— Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время дети, к сожалению, очень мало знают об истории возникновения и развития  родного края, порой даже и не представляют какие памятники, музеи и другие достопримечательности расположены на территории своего города, области.

 -Поэтому данный проект позволит привлечь внимание к конкретному историческому объекту, расположенному на территории Архангельской области – музею деревянного зодчества  Малые Карелы. Расширить и углубить знания об одной из построек в нем – северной избе.

Гипотеза: 

Полученные при работе над данным проектом знания помогут детям в  дальнейшем при изучении учебных дисциплин, связанных с краеведением (региональным компонентом).

Цель исследования:

-продолжить знакомство с музеем Малые Карелы;

-познакомиться с особенностями  строения северной избы;

-познакомиться с названиями построек на территории музея.

Задачи:

— расширить знания о музее;

-узнать особенности северной избы;

-создать макет построек музея Малые Карелы;

-подготовить творческий отчёт.

                                                Паспорт проекта:

Вид проекта:

 творческо-информационный.

Продолжительность:

 долгосрочный.

Участники проекта:

 обучающиеся 3 класса, педагоги, родители.

Объект исследования:

окружающий мир (краеведение).

 Предмет исследования: изба в музее Малые Карелы и другие постройки.

  Методы исследования: теоретический (изучение литературы и просмотр видеоматериалов), беседы, экскурсии в музей.                                                                

                                              Этапы проекта:

         1.Погружение в проект:

Выбор темы проекта, цели и задач. Сбор информации (экскурсии, беседы с педагогами, просмотр фильмов);

2.Организационно-деятельностный:

Организовали  работу  с  классом. Часть работы выполнялась коллективно:

*Конкурс рисунков

*Изготовление заготовок для макета

*Конкурс сочинений

Часть работы выполнялась в группах и индивидуально:

*Работа над рефератами

*Изготовление макета

*Подготовка творческого отчёта

        3.Презентация.

Выступление на общешкольном мероприятии.

                                                     Литература:

1. Архангельский музей — заповедник деревянного зодчества. Гнедовский Б.

2. Архангельский музей деревянного зодчества. Власихина Н.

3.Туристические маршруты русского севера. Спирин С.

4. Интернет ресурсы.

                                                   Вывод:

Поставленные задачи выполнили:

— пополнили знания  о музее, познакомились с северной избой и постройками на территории музея;

— создали макет построек;

— достойно выступили на общешкольном мероприятии.

                                                 Основная часть

 1.История музея.

Расположен в 25 км. от Архангельска на живописном берегу Северной Двины около деревни Малые Карелы, открыт для посетителей с 1973 г.

На территории в 140 га разместились более 100 культовых, жилых и хозяйственных построек XVII-XX вв. Вознеслись к небу купола древних рубленых храмов и колоколен, разметали крылья ветряные мельницы, гордо выгнули шеи кони над тесовыми крышами жилых и хозяйственных построек — живая повесть о быте и ремеслах северян.

Своеобразный и неповторимый облик музею придают ветряные мельницы. Всего их семь. Тут и мельницы-столбовки на «ряже», на «раме», на «стойках», и мельницы-шатровки

Гордостью музея является коллекция колоколов и необычайная экспозиция «Звоны северные». В 1975 г. музей первым возродил это древнее искусство. Во время фольклорных праздников, когда звучат вековые песни и сказы, когда музей расцвечивается яркими красками старинных костюмов, далеко окрест слышны традиционные северные звоны, перекликающиеся с веселым звоном бубенцов под дугой лошадей.

Ежегодно музей посещают более 100 тыс. человек, здесь возрожден годовой праздничный цикл народных обрядов, проводятся фольклорные праздники. Посетители могут принять участие в играх и забавах, с ветерком прокатиться в санях, запряженных рысаками, отведать шанег и блинов с горячим чаем. И все это на фоне уникальных памятников народного зодчества и прекрасной северной природы.

Музей является членом Европейской ассоциации музеев под открытым небом. В 1996г. Указом Президента РФ музей включен в Свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

2. История северной избы.

       Любое обособление требует имени. Иногда имя возникает по границе, что отделяет “то” от “этого”. Так получил имя город — “то, что огорожено”. Чаще же имя возникает от центра того мира, который хотят назвать. Так получила имя изба. Древнерусское “истъба” (дом, баня) считают заимствованным из древневерхненемецкого языка, где stuba — “теплое помещение, баня”.

Так центром домашнего мира провозглашается огонь. Не случайно настоящий хозяин избы, домовой, живет под печью. И при переезде в новый дом нужно обязательно перенести из старого горящие угли, а вместе с ними и домового. По сути, домовой — это дух домашнего огня. Недаром во многих индоевропейских языках слово огонь созвучно словам род, середина, центр, таинство, жизнь, богатство, чистый.

Типичный русский дом состоял из теплого, отапливаемого помещения и сеней. Сени, прежде всего, отделяли тепло от холода. Дверь из теплой избы открывалась не сразу на улицу, а в сени. Но еще в XIV веке слово “сени” использовалось чаще при обозначении крытой галереи верхнего этажа в богатых теремах. И лишь позже так стала именоваться прихожая. В хозяйстве сени использовались как подсобные помещения. Летом в сенях было удобно спать “на прохладе”. А в больших сенях устраивались девичьи посиделки и зимние встречи молодежи.

В саму избу вела низкая одностворчатая дверь, вытесанная из двух-трех широких пластин твердого дерева (преимущественно дуба). Вставлялась дверь в дверную колоду, составленную из двух толстых тесанных дубовых плах (косяков), вершняка (верхнего бревна) и высокого порога.

Порог в быту осознавался не только как препятствие для проникновения в избу холодного воздуха, но и как граница между мирами. И как со всякой границей, с порогом связано множество примет. При входе в чужой дом полагалось остановиться у порога и прочесть краткую молитву — укрепиться для перехода на чужую территорию. Отправляясь в дальнюю дорогу, следовало немного молча посидеть на лавке у порога — проститься с домом. Повсеместен запрет здороваться и прощаться, разговаривать друг с другом через порог. Для успешного первого преодоления границы дома кладут на порог ребенка, который только что родился или сразу после его крещения. В свадебном ритуале жених и поезжане (участники свадебного поезда), приехав за невестой, должны перепрыгнуть через порог ее дома, не касаясь его ногами. Невеста же, входя в дом жениха после венчания, должна немного постоять на пороге. При выносе из дома граба с покойником им три раза ударяли о порог — человек прощался с домом.

Избяная дверь отворялась всегда в сени. Это увеличивало пространство теплой избы. Сама же форма двери приближалась к квадрату (140-150 см Х 100-120 см).Двери в селах не запирали. Более того, деревенский этикет дозволял любому входить без стука в избу, но с обязательным стуком в боковое окно или с позвякиванием щеколдой на крыльце.

В русских деревнях существовало множество приемов символического очищения дверей. В день Богоявления (Крещения), например, повсеместно окропляли двери крещенской освященной водой, рисовали на них углем кресты, выжигали освященной в страстной четверг свечой кресты на притолоке (вершняке). С этой же целью на дверной косяк или на порог прибивали случайно найденные подкову, нож, обломок  косы.

Основное пространство избы занимала печь. В иных избах с русской печью создается впечатление, что сама изба строилась вокруг печи. В большинстве изб печь располагали сразу справа у входа устьем к передней стене, к свету (окнам). Избы с печью слева от входа русские крестьянки пренебрежительно звали “непряхами”. Прясть обычно садились на “долгую” или “бабью лавку”, тянущуюся по противоположной длинной стене дома. И если бабья лавка находилась справа (при левом расположении печи), то прясть приходилось спиной к передней стене дома, то есть спиной к свету.
        По размерам печь была почти кубической: длина 1,8-2 м, ширина 1,6-1,8 м, высота 1,7 м. Верхняя часть печи делалась широкой и плоской, удобной для лежания. Внутреннее пространство печи — топка, горнило — делали большим: высотой 1,2-1,4 м, шириной до 1,5 м, со сводчатым потолком и плоским дном — подом. Прямоугольное отверстие в передней части горнила — чело, устье — плотно закрывалось большой заслонкой, во избежание потери тепла. Перед устьем устраивалась небольшая плоская площадка — шесток, на который ставилась утварь, чтобы ухватом задвинуть ее в печь. Справа и слева от шестка располагались специальные ниши — зальники, или очелки, где целый год сохранялись под золой горячие угли. Если хозяйка по недосмотру давала углям в очелках погаснуть, это считалось большим несчастьем для дома. Приходилось брать угли у соседей, которые не всегда их охотно давали — ведь с углями из дома мог уйти и домовой. И только в день зимнего солнцестояния старые угли во всех домах гасили, всей деревней трением добывали новый живой огонь и разносили его по домам на весь будущий год.

Русские печи всегда ставились на опечке. Это небольшой сруб в три-четыре венца из круглых бревен или плах. Поверх него устраивали горизонтальный накат, который засыпали песком и мазали толстым слоем глины. Эта глина и служила подом печи. В подпечье хранили ухват, кочергу, совок, лопаты. Считалось, что там же живет домовой.

Несмотря на ряд усовершенствований, русская печь до середины XIX века топилась “по черному”, то есть не имела дымохода. А в некоторых областях курные печи сохранялись и до начала века топилась “по черному”, то есть не имела дымохода. А в некоторых областях курные печи сохранялись и до начала XX века. В курной печи дым выходил прямо в избу, через устье и во время топки висел под потолком толстым слоем, отчего верхние венцы бревен были всегда покрыты черной копотью. Для осаждения сажи поверх окон по всему периметру избы устраивали специальные широкие полки — полавочники (полицы, грядки). Для выхода дыма из избы в стене устраивали небольшие волоковые оконца. Иногда дым выпускали через специальный дымоволок — отверстие в стене фронтона под самым коньком. Устраивали в крыше и дымники — деревянные дымовые трубы. Но чаще всего дым выпускали просто через дверь, открывая ее во время топки печи. Впрочем, и здесь ухитрялись не терять тепло, устраивая дверь с “полудверкой”: дверь в сени делалась двойной, так что во время топки наружную дверь распахивали настежь, а внутреннюю, не доходившую до притолки на одну треть, оставляли закрытой. Дым выходил наружу через образовавшуюся щель, а холодный воздух не проникал в избу.

По наличию печи в постройке судили о ее предназначении. Если печи не было, то постройка считалась нежилой. Недаром в русской загадке спрашивается: “Чего из избы не вытащишь?” Отношение хозяев к гостю резко менялось, если ему доводилось посидеть на их печи. Он становился “своим”.

Практически все обряды перехода того или иного члена семьи в новый статус включали ритуальное обращение к печи. Так при родах, помогая роженице, открывали все заслонки в печи. В заключение свадебного пира бросали в печь пустой горшок, приговаривая: “Сколько черепья, столько молодых ребят!” В печи, поддавая пар квасом и пивом, проводили обряд очищения невесты перед свадьбой (“невестина баня”).

  От устья печи до передней стены — печной угол, или середа, или бабий угол. Самым большим и почетным был юго-восточный угол избы — большой, передний или красный угол.

Задний угол исстари был мужским. Здесь помещали коник — короткую широкую лавку, врубленную вдоль задней стены. Коник имел форму ящика с откидной плоской крышкой. От двери (чтобы не дуло ночью) коник отделялся вертикальной доской-спинкой, которой часто придавали форму конской головы. Это было рабочее место мужчины. Здесь плели лапти, корзины, ремонтировали упряжь, вязали сети и т.д. Под коником или в самом ящике хранили инструменты. Представление о конике как чисто мужском месте избы сохранялось вплоть до 30-х годов XX века. Женщине на коник садиться было неприлично.

Зато печной угол — царство женщины. Здесь у самого окна (у света) против устья печи всегда ставили ручные жернова (два больших плоских камня), поэтому угол называли еще “жерновым”. Вдоль стены от печи к передним окнам шла широкая судная лавка — своеобразный кухонный стол. На стене висели наблюдники — полки для посуды.

В печном углу женщины готовили пищу, отдыхали. Здесь во время больших праздников, когда приезжало много гостей, они ставили для себя отдельный “женский” стол. Мужчины даже своей семьи зайти в печной угол без особой надобности не могли. Появление же там постороннего мужчины расценивалось как грубое нарушение этикета. Более того, в некоторых северных деревнях появление постороннего мужика на бабьей половине избы воспринималось как оскорбление для всей деревни.

Будущая невеста во время всего сватовства должна была слушать разговор из печного угла. Оттуда она выходила и во время смотрин. Там ожидала приезда жениха в день свадьбы. И выход оттуда в красный угол воспринимался как уход из дома, прощание с ним.

Парадной частью избы был красный угол. Как бы не располагалась в избе печь, красный угол всегда находился по диагонали от нее. Красный угол всегда хорошо освещался, так как окна прорубались в обеих стенах, составляющих этот угол. В самом углу, сразу под полавочником помещали божницу с иконами и лампадкой, отчего угол получил еще название “святого”. Божницу устраивали в виде полочки (иногда двухъярусной), на которую ставили иконы. Считалось, что икона должна обязательно стоять, а не висеть. На божнице хранились святая вода, освященные верба и пасхальное яйцо, Евангелие. Сюда же, за иконы, складывали счета, долговые расписки, платежные тетради, поминальники. Непременно лежало перышко для обметания икон.

Сверху на божницу вешалась занавеска или “божник”,так называли специально вытканное и вышитое узкое, длинной полотенце (20-25 см Х 300-400 см). Его украшали вдоль одной стороны и на концах вышивкой, тканым орнаментом, лентами, кружевами. Вешали божник так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, оставив открытыми лики.

Вдоль стен (передней и боковой) красного угла шли лавки. Вообще лавки устраивали вдоль всех стен избы. Каждая имела свое назначение и название. На них сидели, спали, хранили вещи. Влево от двери шла лавка задняя, или пороговая. Ее-то и называли коником. За ней, вдоль левой длинной стены избы, от коника к красному углу шла лавка долгая, отличавшаяся от других своей длиной. Подобно печному углу, эта лавка традиционно считалась женским местом. Здесь шили, пряли, вязали, вышивали. Поэтому эту лавку называли еще бабьей. На долгую лавку клали в доме покойника, называя ее смертной.

Вдоль передней стены, от красного угла к печному, устраивали лавку короткую (она же красная, передняя). На ней во время семейной трапезы сидели мужчины. От передней стены к печи шла лавка судная. Поскольку ее использовали в качестве кухонного стола, то и делали выше остальных. Зимой же под этой лавкой, забранной решетками, устраивали насест для кур. И наконец, вдоль длинной стороны печи, до двери шла лавка кутная. На нее ставили ведра с водой, горшки, чугунки, укладывали выпеченные хлеба.

Лавка в крестьянском доме — это особое место, на которое позволено сесть не каждому. Чужой, входя в избу, должен был стать у порога, пока хозяева не пригласят войти и сесть. При переходе девочки в разряд девушки-невесты, она должна была преодолеть “полавочный путь” (несколько раз пройти по лавке взад и вперед), и только потом впрыгнуть в сарафан или поневу.

Но вернемся в красный угол. Здесь кроме божницы у сходящихся лавок (долгой и короткой) всегда ставили стол. В XI-XIII веках стол делали глинобитным и неподвижным. Тогда-то и определилось его постоянное место в доме. Подвижные деревянные столы появляются лишь к XVII-XVIII векам. Стол делали прямоугольным по форме и располагали всегда вдоль половиц в красном углу. Любое выдвижение его оттуда могло быть связано лишь с обрядовой или кризисной ситуацией. Особую роль играл стол в свадебных обрядах. Каждый этап сватовства и подготовки к свадьбе обязательно завершался застольем. А перед отправлением к венцу в доме невесты происходил ритуальный обход женихом и невестой стола и благословение их.

Вообще, стол осмыслялся как аналог храмовому престолу. Плоскую столешницу почитали “Божьей ладонью”, дающей хлеб. Потому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом. В народе говорили: “Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска — так и стол доска”.

В обычное время между застольями на столе могли находиться лишь хлеб, завернутый в скатерть, и солонка с солью. Тесто связан стол и с поминальной обрядностью. Если вдруг стол начинал шататься, то, считалось, должен умереть хозяин дома. На стол во время поминок ставили отдельный прибор для покойника. Если же покойник “заложный” (умерший не своей смертью), то кушанья для него ставили под стол.

Таким образом, стол, располагавшийся в почетном красном углу, был местом единения семьи, ежедневного удостоверения единства. Не случайно человек, которого приглашали отобедать за хозяйским столом, воспринимался как “свой”.

В красном углу происходили все значимые семейные события. Здесь выкупали невесту, отсюда ее увозили на венчание в церковь, в доме жениха ее сразу вели тоже в красный угол. Во время уборки урожая первый и последний сноп торжественно устанавливали в красном углу. Человек, пришедший в гости, мог пройти в красный угол только по особому приглашению. Во время строительства избы, если под углы первого венца клали монеты на счастье, то под красный угол клали самую крупную. Этот угол избы всегда старались особо украсить и держать в чистоте. Когда в середине XIX века в крестьянском быту стали появляться обои, то часто ими оклеивали лишь один красный угол.

Нижней границей жилого пространства избы был пол. На юге и западе Руси полы чаще устраивали земляные. Такой пол приподнимали на 20-30 см над уровнем земли, тщательно утрамбовывали и покрывали толстым слоем глины, перемешанной с мелко нарезанной соломой. Такие полы известны уже с IX века. Деревянные полы также древни, но встречаются на севере и востоке Руси, где климат суровее и почва более влажная.

Для половиц использовали сосну, ель, лиственницу. Половицы всегда укладывались вдоль избы, от входа к передней стене. Их стелили на толстые бревна, врубленные в нижние венцы сруба — переводины. На Севере пол часто устраивали двойным: под верхним “чистым” полом находился нижний — “черный”. Полы в деревнях не красили, сохраняя естественный цвет дерева. Лишь в XX веке появляются крашенные полы. Зато мыли пол каждую субботу и перед праздниками, застилая его потом половиками.

Пол — это граница, отделяющая людей от “нелюдей”: домовых, нечистой силы, умерших. Сами половицы связывались с идеей пути. Так мыть во сне полы — к перемене жилья, ходить во сне по половице — к свадьбе. Постель (а в летнее время часто спали прямо на полу) полагалось стелить поперек половиц, иначе человек умрет или уйдет из дому. Зато покойника укладывали вдоль половиц, ногами к выходу — ему в путь отправляться. И сваты при сватовстве старались сесть так, чтобы смотреть им вдоль половиц, — тогда сговорятся и уведут невесту из дома.

Верхней же границей избы служил потолок. Основу потолка составляла матица — толстый четырехгранный брус, на который укладывались потолочины. К матице подвешивались различные предметы. Сюда прибивался крюк или кольцо для подвешивания колыбели. За матицу не принято было заходить незнакомым людям. С матицей связывались представления об отчем доме, счастье, удаче. Не случайно, отправляясь в дорогу, нужно было подержаться за матицу.

Потолочины на матицу всегда укладывались параллельно половицам. Сверху на потолок набрасывали опилки, опавшие листья. Нельзя было только на потолок сыпать землю — такой дом ассоциировался с гробом. Появился потолок в городских домах уже в XIII-XV веках, а в деревенских — в конце XVII — начале XVIII века. Но и до середины XIX века, при топке “по черному” во многих местах предпочитали потолка не устраивать.

Важным было освещение избы. Днем изба освещалась с помощью окон. В избе, состоящей из одного жилого помещения и сеней, традиционно прорубалось четыре окна: три на фасаде и одно на боковой стороне. Высота окон равнялась диаметру четырех-пяти венцов сруба. Окна вырубались плотниками уже в поставленном срубе. В проем вставлялась деревянная коробка, к которой крепилась тонкая рама — оконница.

Окна в крестьянских избах не открывались. Помещение проветривалось через печную трубу или дверь. Лишь изредка небольшая част рамы могла подниматься вверх или сдвигаться в сторону. Створчатые рамы, отворявшиеся наружу, появились в крестьянских избах лишь в самом начале XX века. Но и в 40-50 годах XX века многие избы строились с неоткрывающимися окнами. Зимних, вторых рам тоже не делали. А в холода окна просто заваливали снаружи до верху соломой, или покрывали соломенными матами. Зато большие окна избы всегда имели ставни. В старину их делали одностворчатыми.

До IX века, а во многих местах и позже, крестьяне обходились вовсе без окон. Свет тогда проникал через дверь, обращенную к югу. Только в IX-X веках появились в избах маленькие волоковые окошки, которые заволакивались (задвигались) дощечками. Служили они, в основном, дымовыми отверстиями и света почти не давали. Косящатые окна (с косяками и оконницами) появились с XIII века. Первоначально их прорубали у себя в хоромах лишь князья и бояре. В небольшие ячейки оконниц вставляли слюду, бычий пузырь, брюховицу (пленка с брюшины животного). Вставляли и оконное стекло. Но оно было толстое, зеленое и мутное до полной непрозрачности. Гораздо больше света давала слюда. А уж рассмотреть что-либо через такие окна было вовсе невозможно.

Окно, как и всякий другой проем в доме (дверь, труба) считалось очень опасным местом. Через окна в избу должен проникать лишь свет с улицы. Все остальное опасно для человека. Потому, если птица влетит в окно — к покойнику, ночной стук в окно — возвращение в дом покойника, недавно отвезенного на кладбище. Вообще, окно повсеместно воспринималось как место, где осуществляется связь с миром мертвых. В день смерти человека на подоконник ставилась чаша с чистой водой, а к косячку прикреплялось полотенце. Считалось, сто сорок дней душа умершего еще находится в доме, умываясь водой и отдыхая на полотенце. В дни поминовения всех усопших по полотенцам, вывешенным на окнах, в дом на поминальную трапезу входили “Родители” — все умершие родственники. Первый масленичный блин, посвященный умершим, клали на волоковое окошко. Гроб с телом не крещенного ребенка или колдуна выносили через окно. Весть, полученная через окно, должна привести к кардинальным изменениям в жизни человека, услышавшего ее.

Однако окна, при их “слепоте”, давали мало света. И потому даже в самый солнечный день приходилось освещать избу искусственно. Самым древним устройством для освещения считается камелек — небольшое углубление, ниша в самом углу печи (10 Х 10 Х 15 см). В верхней части ниши делали отверстие, соединенное с печным дымоходом. В камелек клали горящую лучину или смолье (мелкие смолистые щепки, поленца). Хорошо просушенные лучина и смолье давали яркий и ровный свет. При свете камелька можно было вышивать, вязать и даже читать, сидя за столом в красном углу. Присматривать за камельком ставили малыша, который менял лучину и добавлял смолье. И лишь значительно позже, на рубеже XIX-XX веков, камельком стали называть маленькую кирпичную печку, пристроенную к основной и соединенную с ее дымоходом. На такой печурке (камельке) готовили пищу в жаркое время года или ее дополнительно топили в холода.

Чуть позже камелька появилось освещение лучиной, вставленной в светцы. Лучиной называли тонкую щепку из березы, сосны, осины, дуба, ясеня, клена. Для получения тонкой (менее 1 см) длинной (до 70 см) щепы полено распаривали в печи над чугуном с кипящей водой и надкалывали с одного конца топором. Надколотое полено затем раздирали на лучины руками. Вставляли лучины в светцы. Простейшим светцом был стержень из кованого железа с развилкой на одном конце и острием на другом. Этим острием светец втыкали в щель между бревнами избы. В развилку вставляли лучину. А для падающих угольков под светец подставляли корыто или другой сосуд с водой. Такие древние светцы, относящиеся к X веку, были найдены при раскопках в Старой Ладоге. Позже появились светцы, в которых горело несколько лучин одновременно. Они оставались в крестьянском быту вплоть до начала XX века.

По большим праздникам для полноты света в избе зажигали дорогие и редкие свечи. Со свечами в темноте ходили в сени, спускались в подпол. Зимой со свечами молотили на гумне. Свечи были сальными и восковыми. При этом восковые свечи использовали в основном в обрядах. Сальными же свечами, появившимися лишь в XVII веке, пользовались в быту.

Для их изготовление брали говяжье, баранье, козье сало. Худшим считалось свиное. Восковые свечи чаще выделывали катанием. Воск разогревали в горячей воде, раскатывали в валик, плющили его в длинную лепешку и, положив на край лепешки фитиль из льна или пеньки, вновь закатывали в валик. Сальные свечи чаще были “маканцами”. Для их изготовления фитиль, перекинутый через лучину, макали в растопленное сало. Затем вытаскивали, вешали на мороз застывать и вновь макали. “Маканцы” часто выходили тощими и неровными. К концу XIX века повсеместно распространяется домашнее литье свечей в лейках — металлических формах.

В доме, как и в одежде, богато орнаментировались все проемы (двери, окна, дымники, ворота, калитки). Многочисленные узоры должны были не столько украсить, сколько дать защиту. Сакральные изображения были необычайно устойчивыми. Это солнце в различных вариантах, громовые знаки (стрелы), знаки плодородия (поле с точками), конские головы, подковы, хляби небесные (разнообразные волнистые линии), плетения и узлы. Орнамент мог покрывать и весь интерьер дома, но особенно им усиливались печь, матица и красный угол. Обязательно орнаментировались разнообразные вместилища: сундуки, сусеки, укладки, скрыни, емкости для продуктов. А вот емкости для воды всегда оставляли без орнамента, почитая саму воду за сильнейшую защиту. Никогда не украшали и столешницу — ее защищала скатерть.  

                                Ход выступления:

Вспоминая Малые Карелы

Дмитрий Берёзкин

***Вспоминая Малые Карелы,
Сей мира тихий уголок,
Где по весне смолою пахнуть ели,
Где талых вод струится ручеёк.

А вдоль раскисших грязевых дорожек
Стоят усадьбы, мельницы, дома,
Амбары, бани и колодцы.
Из-за деревьев маковка видна
Большого срубленного храма, 
Что к небу вверх обращена.

А на холме над северной рекою
Стоит поклонный крест,
Напутствие на жизнь,
А вид с холма, великие просторы,
И неба свод, и русский лес.

Здесь нет суеты, тут только красота
Здесь Родина моя наполнена душою
Когда вернусь сюда? не знаю вовсе я,
Но в памяти останутся со мною
Карелы навсегда, как образ той Руси,
Что в мире названа святою.

Малые Карелы — название небольшой деревни в 24 км от города. Это самое живописное место в окрестностях Архангельска. Обрывистый правый берег Северной Двины, в которую впадает речка Карелка, заливные луга, холмы и долины, леса и перелески — здесь собраны все картины природы обширной области.

 Рядом с деревней в 1973г    был создан   уникальный музей деревянного зодчества (автор проекта – архитектор Б.В.Гнедовский).

 Северная земля богата лесом. И все постройки, конечно, были из дерева. Искусные мастера-плотники на протяжении многих веков возводили дома, приспособленные к суровому климату, и прекрасные храмы, которые удивительно гармонично сливаются с окружающей природой.

Специалисты так удачно расставили их в этом  месте, что невольно думаешь, будто они  стояли здесь всегда. В этом главное достоинство и причина популярности музея.

Цель проекта : продолжить знакомство с музеем; познакомиться с особенностями северной избы.

В этом году мы продолжили знакомство с музеем, ездили на экскурсию. Рассмотрели постройки (дома, амбары, колодцы  и мельницу), побывали в русской избе.

В классе посмотрели фильм о Малых Карелах.

Все полученные знания мы применили при создании макета северной деревни, написании сочинений и рефератов. Так же оформили выставку рисунков на этаже и подготовили творческий отчёт.

                        Песня: МАЛЫЕ  КАРЕЛЫ

Под Архангельском, городом северным

Есть места, куда рвется душа.

По двинскому  высокому берегу

Я пройдусь, никуда не спеша.

И увижу я старые избы

И ансамбль деревянных церквей,

И  покажется сказкою издали

Город наших отцов, матерей.

                            Припев:

                            Малые Карелы у большой России,

                            Где Двина ласкает нежно берега,

                            Малые Карелы, вы душой красивы,

                             Деревенька русская, как ты дорога!

Я пройдусь по извилистым тропкам,

Сердцем буду щедрей и добрей,

И услышу я  издали топот

Запряженных лихих лошадей.

И услышу я пенье народное,

С колокольни времен перезвон,

Избы русские вместе с природою

Будут слать мне приветный поклон.

Сценарий внеклассного мероприятия

« Путешествие в Малые Корелы – музей деревянного зодчества».

1 ученик:

Внимание! Внимание!

Торопись, честной народ,

Тебя 5б зовет!

2 ученик:

Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

1 ученик:

Мы ребята озорные!

Мы ребята удалые!

Мы вас всех к себе зовем!

Мы рассказы раздаём!

2 ученик:

Гляди не моргай, рот не разевай!

Ворон не считай, слушай давай!

Звучат фанфары (фонограмма), дети парами входят в зал, под русскую народную мелодию «Ах вы сени»

Русский север! Край суровой природы, земля мужественных, добрых и гостеприимных людей. Простота и вековая мудрость, озорная народная выдумка и традиции- всё это отразилось в культуре русского Севера.

Край студёный — край деревянный. Столетиями рубили здесь умельцы из сосны да лиственницы избы- великаны, баньки и амбары, ветряные мельницы, возводили островерхие громады шатровых храмов и маленькие часовни — » церковки — грёзы», упирали в небо столпы колоколен. Чтобы сохранить памятники этого искусства , показать всё его многообразие, а также жизнь и быт северного крестьянства в прошлом, и был создан под Архангельском музей деревянного зодчества и народного искусства – Малые Корелы. Мы отправимся в путешествие по станциям: Ознакомительная, Дорогами деревянного царства, Маршрутная, Художественная, Современная, Литературная.

Что за сказка «Малые Корелы»!

Деревянный чудо-городок:

В небеса шатров взметнулись стрелы,

Колоритный, местный говорок…

Мы отважно лазим по оврагу,

Постигаем мудрое житьё:

Пятистенки, ледники, амбары,

Всё добротно – и хранит тепло!

Мы поймём к чему на крышах кони,

По трубе – какая в доме печь,

Солнышко резное на фронтоне –

И поёт, журчит поморки речь…

Как же ловко изгородь вязали:

Коли надо – жердочки сними…

Ветряки, каких и не видали,

Те, что на юру и у реки.

Без гвоздя часовенки и храмы

Ставили, рубили по уму

Мужики поморские с руками,

Топором взрывая тишину…

(М.В. Ахваткин)

1 станция- Ознакомительная.

Малые Корелы — редчайший музей деревянного зодчества. Малые Корелы — наименование небольшой деревни в 24 км от Архангельска. Отвесный берег Северной Двины, в какую вливается река Карелка, заливные луга, леса и перелески, взгорья и долины — именно здесь все картины природы широкой области. Территория, занимаемая музеем, разнообразна по ландшафту. Здесь есть равнины, возвышенности, поля, овраги, болотистые низины, речка с обрывистым и пологим берегами, встречаются различные сочетания лиственных и хвойных деревьев, разнообразные кустарники. Особенность музея в том, что он был первым в России музеем под открытым небом, формирование которого велось на основе предварительных архитектурно-историко-этнографических исследований. Был открыт для посетителей с 1973 года.

На территории в 140 га разместились более 100 культовых, жилых и хозяйственных построек 17-20 веков. Вознеслись к небу купола древних рубленых храмов и колоколен, разметали крылья ветряные мельницы, гордо выгнули шеи кони над тесовыми крышами жилых и хозяйственных построек – живая повесть о быте и ремеслах северян. В музее собраны все типы деревянных ветряных мельниц, встречавшихся в России,- так богат и ими был русский Север. Широко представлены хозяйственные постройки : амбары, бани, кузницы. Заповедник преставляет собой комплекс малых деревушек. Всего здесь к показу подготовлено больше 100 памятников — домов, храмов, часовен, мельниц, амбаров.

Главным орудием плотника был топор. Гвозди старались не использовать, потому что у гвоздя дерево быстро гниёт. Ряды брёвен(венцы) связывались внутренними деревянными шипами. Между венцами укладывали мох, а конопатили готовый сруб льняной паклей.

Сруб имел вид 4-угольника(четверик)- для строительства изб, или 8-угольника (восьмерик)- для церквей. Крыша могла быть разнообразной. Самая простая – обычная двухскатная крыша, а у «главных» зданий – крыша шатровая в виде восьмигранной пирамиды.

Площадь Малых Корел разделена на шесть секторов: Поморский, Каргопольско-Онежский, Двинской, Пинежский, Мезенский и Важский. Каждый из них представляет собой определённый тип северной деревни, с избами, выставками, отражающими занятия, промыслы и быт различных слоёв крестьянства.

В Каргопольско-Онежском секторе усадьбы расположены вокруг площади, где стоят Вознесенская церковь 1669 года и колокольня из села Кушерека. Центром любой усадьбы является дом. Суров климат на Севере и потому под одной крышей объединены жилые и хозяйственные помещения, а избы поставлены на высокий подклет.

Мезенский сектор представляет архитектуру северо-востока области. Селения здесь располагались по высоким обрывистым берегам реки. Чтобы укрепить их, рубили подпорные стенки, на них делали деревянный настил. Сюда же ставили амбары, ледники, а ближе к воде – бани. Наиболее часто на Мезени встречались дома-шестистенки. Главное украшение дома – крыльцо на витых и резных столбах с ажурной декоративной отделкой.

Между Мезенским и Пинежским секторами – деревушка из небольших изб, амбарчиков и колодца-журавля. Это — сезонное поселение Хорнемское с верховьев реки Пинеги. Жили в нем летом, в период сенокоса или во время рубки леса.

В Пинежском секторе отражена архитектура Пинеги, самого крупного притока Двины. Здесь избы поставлены лицом к солнцу, в «порядок». Перед домами или чуть в стороне – амбарный городок на высоких столбиках-стойках, по которым не могли бы забраться грызуны, и бани.

Самый большой и разнообразный в архитектурном отношении – Двинской сектор. На центральной площади – Георгиевская церковь XVII века из села Вершина Верхнетоемского района. В церкви восстановлен иконостас, выполненный в стиле барокко. Вокруг церкви – дома двинских крестьян разного достатка.

Своеобразный и неповторимый облик музею придают ветряные мельницы. Всего их семь. Тут и мельницы-столбовки на «ряже», на «раме», на «стойках», и мельницы-шатровки.

Гордится музей и еще одной своей экспозицией — северными колокольными перезвонами. Более двадцати колоколов повешено на колокольнях. Набатный перезвон сопутствовал российского человека целую жизнь. В музее множество лет ведется работа по восстановлению умения игры на колоколах. В 1975 году музей первым возродил это древнее искусство. Во время фольклорных праздников далеко слышны традиционные северные звоны, перекликающиеся с веселым звоном бубенцов под дугой лошадей.

4 станция – Художественная.

Наш класс посетил Малые Карелы в сентябре этого года. Мы были восхищены красотой природы, избами, которые построили много лет тому назад. Своё впечатление мы выразили в рисунках.

5 станция — Современная

Специальные выставки музея посвящены народному искусству Архангельской области, его истории и современному состоянию. Многочисленных зрителей собирают проходящие здесь фольклорные праздники: песни, танцы, сцен старинной свадьбы, яркие краски народных костюмов. Здесь выступают самодеятельные хоры и фольклорные группы почти со всех уголков области. В программы входят и катания на русских рысаках, празднично разукрашенных бубенцами, колокольцами, лентами. Основная задача музей – сохранить для потомков неповторимые творения народной архитектуры, показать жизнь и быт русской северной деревни прошлого.

Ежегодно музей посещают около 100 тысяч человек, здесь возрожден годовой праздничный цикл календарных народных обрядов, проводятся фольклорные праздники. Посетители могут принять участие в играх и забавах, отведать шанег и блинов с горячим чаем. И все это на фоне уникальных памятников народного зодчества и прекрасной северной природы.

Музей является членом Европейской ассоциации музеев под открытым небом. Комплекс памятников включен в Свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

6 станция – Литературная.

Написано много книг, сложено много песен и стихов об этом уникальном месте.

Песня «Малые Корелы» ( Римма Дмитриева).

Под Архангельском, городом северным

Есть места, куда рвется душа.

По двинскому высокому берегу

Мы пройдем, никуда не спеша.

Вы увидите старые избы

И ансамбль деревянных церквей,

Вам покажется сказкою издали

Гордость наших отцов, матерей.

Малые Карелы у большой России,

Где Двина ласкает нежно берега,

Малые Карелы, вы душой красивы,

Деревенька русская, как ты дорога!

Вы пройдете по узеньким тропкам,

Сердцем будете мягче, щедрей,

Вы услышите издали топот

Запряженных лихих лошадей.

Вы услышите пенье народное,

С колокольни времен перезвон,

Избы русские вместе с природою

Будут слать вам приветный поклон.

Малые Карелы – матушка Россия,

Под открытым небом славится музей.

Малые Карелы, вы душой красивы,

Деревенька русская с множеством друзей.

Мы закончили наше путешествие. Приглашаем всех посетить этот уникальный музей под открытым небом.

1 ученик:

Мы закончили рассказ

И готовы слушать вас.

2 ученик:

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

Малые Корелы

Малые Корелы

Музей «Малые Корелы» расположен в 25 км от г. Архангельска. Добраться до него Вы

Музей «Малые Корелы» расположен в 25 км от г. Архангельска. Добраться до него Вы можете автобусами: № 104 у — пл. Терехина (Соломбала) – д. Малые Карелы – пл. Терехина № 104 т — железнодорожный вокзал – д. Малые Карелы – железнодорожный вокзал № 108 — автовокзал – д. Боброво – автовокзал № 111 — автовокзал – д. Лявля автовокзал

Физико-географическая страна – Фенноскандия Рельеф территории волнистый, пересеченный долиной реки Корелки и примыкающими к

Физико-географическая страна – Фенноскандия Рельеф территории волнистый, пересеченный долиной реки Корелки и примыкающими к ней оврагами. Склоны довольно крутые, но устойчивые, поросшие лесом Природная зона – тайга, тундра, лесотундра

Основан в 1964 году, открыт для посетителей 1 июня 1973 года. С 1983 года

Основан в 1964 году, открыт для посетителей 1 июня 1973 года. С 1983 года музей является членом Ассоциации европейских музеев под открытым небом. С 1996 года музей «Малые Корелы» включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Северная сказка наяву малые карелы проект 4 класс

Каргопольско-Онежский сектор Усадьба крестьянина. Дом-двор Третьякова

Каргопольско-Онежский сектор Усадьба крестьянина. Дом-двор Третьякова

Мезенский сектор

Мезенский сектор

Пинежский сектор

Пинежский сектор

Двинской сектор

Двинской сектор

Храмовый ансамбль XVIII - первой трети XIX вв. с. Нёнокса, Приморский район, Архангельская область

Храмовый ансамбль XVIII — первой трети XIX вв. с. Нёнокса, Приморский район, Архангельская область Церковь Живоначальной Троицы с Успенским и Петропавловским приделами – главный храм прихода, расположен к северу от колокольни. Он был построен за три года бригадой из шести нёнокских плотников, возглавляемых каргопольским церковным мастером Василием Корсаковым. Освящение церкви состоялось в 1730 году.

Церковь Николая Чудотворца – замечательный образец зимнего поморского храма XVIII века. Её строительство было

Церковь Николая Чудотворца – замечательный образец зимнего поморского храма XVIII века. Её строительство было завершено в 1762 году. Продольная композиция памятника образована разновысокими объёмами алтаря, церкви и трапезной, совмещёнными в одном окладе

Никольская церковь в с. Лявля Приморского района Архангельской области Никольская церковь построена в Лявленском

Никольская церковь в с. Лявля Приморского района Архангельской области Никольская церковь построена в Лявленском Богородицком монастыре, на месте своей предшественницы, и первоначально освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. Восьмигранный столпообразный объем церкви с восточным и западным прирубами целиком, от основания до креста, срублен из мощных бревен толщиной до полуметра

Музейный комплекс «Усадьба М. Т. Куницыной»

Музейный комплекс «Усадьба М. Т. Куницыной»

По свидетельству родственников и знакомых, в обстановке дома семьи Куницыных была мебель из ценных

По свидетельству родственников и знакомых, в обстановке дома семьи Куницыных была мебель из ценных пород дерева, мягкие диваны и кресла, фортепиано, картины, дорогая посуда. Несмотря на инновации в интерьере городского жилища, в нем, как и в деревенской избе, продолжала сохраняться сакральная зона – угол с иконами

Дом Пухова

Дом Пухова

Поклонный крест

Поклонный крест

Собрание предметов музея «Малые Корелы» делится на коллекции по видам материалов хранения (ткани, дерево,

Собрание предметов музея «Малые Корелы» делится на коллекции по видам материалов хранения (ткани, дерево, металл и т. д. ). Такое деление позволяет создать оптимальные условия для хранения музейных предметов. Всего в фондах 10 коллекций: «Дерево» «Древнерусская живопись» «Живопись, графика» «Керамика, стекло» «Книги, документы» «Металл» «Прочее» «Рог, кость» «Ткани, меха, кожа» «Фотографии»

Правила посещения Посещение архитектурно - ландшафтной экспозиции музея осуществляется в соответствии с правилами посещения:

Правила посещения Посещение архитектурно — ландшафтной экспозиции музея осуществляется в соответствии с правилами посещения: 1. Посещение архитектурно — ландшафтной экспозиции музея осуществляется круглогодично только в специально отведённых местах (центральный вход и северный вход) за плату в соответствии с режимом работы музея. 2. Посетители обязаны сохранять входной билет в течение всего времени пребывания на территории музея и предъявлять его по требованию сотрудников музея и служб, осуществляющих охрану музея. 3. На территории музея осуществление экскурсионной туристической деятельности, всех видов коммерческой деятельности по оказанию торгово-бытовых и иных платных услуг посетителям музея, производство специальных кино-, видео-, фотосъемок объектов культурного наследия, природных объектов допускается только на основании договора с музеем. 4. Контроль за соблюдением установленных правил возлагается на службу, осуществляющую охрану музея на основании договора с музеем, службу охраны объектов и безопасности посетителей музея, специальными органами охраны памятников истории, культуры и природы. 5. Контролирующие органы имеют право прекращать деятельность граждан и организаций, если она ведется с нарушением установленных правил. 6. На территории музея запрещаются любые действия, угрожающие сохранности памятников истории и культуры, природных ландшафтов и окружающей среды, безопасности посетителей: • Разведение костров, использование пиротехнических, легковоспламеняющихся и пожароопасных изделий. • Устройство туристических стоянок и прокладка туристских маршрутов. • Нанесение надписей на памятники, повреждать памятники. • Рубка и повреждение деревьев, кустарников и иных зелёных насаждений. • Нахождение с домашними животными. • Осуществление профессиональной кино-, видео-, фотосъемки с использованием штатива без предварительного согласования с администрацией музея, оформленного письменно. • Купание в водоёмах. • Катание с горок в неустановленных для этого местах. • Курение в непредусмотренных для этого местах: на переходах, вблизи и внутри памятников. • Проведение массовых мероприятий различного характера и размещение рекламы без согласования с администрацией музея. • Предоставление различных услуг посетителям без согласования с администрацией музея. • Передвижение на автотранспорте без письменного разрешения администрации музея.

Экскурсии Обзорная экскурсия «Северная деревня» (проводится по Каргопольско-Онежскому, Мезенскому и Двинскому секторам музея) Продолжительность

Экскурсии Обзорная экскурсия «Северная деревня» (проводится по Каргопольско-Онежскому, Мезенскому и Двинскому секторам музея) Продолжительность экскурсии: 2 академических часа Примечание: проводится в народном костюме на русском и английском языках Период: в течение года Аудитория: все категории посетителей Тематическая экскурсия «Экологическая тропа» (проводится по Каргопольско-Онежскому сектору музея) Продолжительность экскурсии: 1 академический час Примечание: экскурсию ведут сотрудники отдела учёта и мониторинга природных ландшафтов и природной среды Период: июнь-сентябрь Аудитория: все категории посетителей

Музей – детям Программы для детей: Крестьянская усадьба. Кукольный календарь. Мир северной деревни. Народные

Музей – детям Программы для детей: Крестьянская усадьба. Кукольный календарь. Мир северной деревни. Народные праздники. По лесным тропинкам. Путешествие в мир сказки. Трудовая жизнь русского крестьянства. Образовательная программа «Мир северной деревни» знакомит детей с крестьянской усадьбой, традициями строительства дома-двора, с организацией внутреннего пространства дома Образовательная программа «Трудовая жизнь русского крестьянства» состоит из шести этнографических занятий и предназначена для детей в возрасте от 6 до 14 лет

РЕЖИМ РАБОТЫ ( архитектурно-ландшафтная экспозиция в д. Малые Корелы) ежедневно с 1 июня по

РЕЖИМ РАБОТЫ ( архитектурно-ландшафтная экспозиция в д. Малые Корелы) ежедневно с 1 июня по 30 сентября с 10. 00 до 19. 00* ежедневно с 1 октября по 31 мая с 10. 00 до 17. 00* *Примечание. Посетители имеют право находиться на территории музея в течение часа после указанного времени окончания работы

Стоимость в рублях на русском языке на иностранном Экскурсия для группы от 6 человек

Стоимость в рублях на русском языке на иностранном Экскурсия для группы от 6 человек и более (стоимость из расчета на одного посетителя) Обзорная экскурсия по Каргопольско-Онежскому сектору музея (продолжиетельность – 1 час) Взрослые Пенсионеры Студенты Школьники и дошкольники 70 35 35 25 150 Обзорная экскурсия по всему музею (продолжительность – 1 час) Взрослые Пенсионеры Студенты Школьники и дошкольники 140 70 70 50 300 Тематическая экскурсия, этнографическое занятие (продолжительность – 1 час) Взрослые 80 Пенсионеры 40 Студенты 40 Школьники и дошкольники 40 150

Стоимость в рублях на русском языке на иностранном Экскурсия для группы от 1 до

Стоимость в рублях на русском языке на иностранном Экскурсия для группы от 1 до 5 человек (стоимость для всей группы) Обзорная экскурсия по Каргопольско-Онежскому сектору музея Стоимость для все группы 350 750 Обзорная экскурсия по всему музею Стоимость для всей группы 700 Тематическая экскурсия, этнографическое занятие 400 Стоимость для всей группы 1500 750 Экскурсионное обслуживание с элементами традиционной обрядности С участием фольклорного коллектива по одному сектору музея 10000 10500 С участием фольклорного коллектива по всему музею Свадебный обряд (продолжительность 20 мин. ) Свадебный обряд (в традиционной крестьянской избе, продолжительность 45 мин) 11500 14500 — Традиционный свадебный обряд с участием фольклорного коллектива (продолжительность 1, 5 часа) 15500 —

Туристический комплекс «Малые Карелы»

Туристический комплекс «Малые Карелы»

ЦЕНЫ НА УСЛУГИ ПРОЖИВАНИЯ В ТУРИСТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ В 2012 г. Коттеджи 3 номера «Люкс»

ЦЕНЫ НА УСЛУГИ ПРОЖИВАНИЯ В ТУРИСТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ В 2012 г. Коттеджи 3 номера «Люкс» Вс – Чт 13 100 Пт – Сб 17 500 4 номера «Люкс» Вс – Чт 14 900 Пт – Сб 22 500 Гостевые дома Сюит Вс – Чт 8 500 Пт – Сб Апартаменты De Luxe Вс – Чт 6 600 Пт – Сб Апартаменты Panoramic view Вс – Чт 6 600 Пт – Сб Апартаменты Вс – Чт 4 200 Пт – Сб 5 500 Студия Здесь Вс – Чт 3 900 Пт – Сб 4 400 Гостиница Двухместный «Стандарт» Вс – Чт 2 500 Пт – Сб 2 900 Двухместный «Комфорт» Вс – Чт 2 900 Пт – Сб 3 400 (взрослый с 14 полных лет) Пн – Вс 890 3 -й в номере — ребёнок (до 7 неполных лет) без доп места. Завтрак за доп плату Пн – Вс Без оплаты 3 -й в номере — ребёнок (с 7 до 14 неполных лет) на доп места, с завтраком Пн – Вс 390

Северная сказка наяву малые карелы проект 4 класс

Услуги Боулинг Бильярд Аэрохоккей Баня Детские комнаты Организация свадеб Конференц-зал

Услуги Боулинг Бильярд Аэрохоккей Баня Детские комнаты Организация свадеб Конференц-зал

Гостиница «Беломорская» , являясь одной из самых крупных гостиниц Архангельска, с 1981 года оказывает

Гостиница «Беломорская» , являясь одной из самых крупных гостиниц Архангельска, с 1981 года оказывает услуги по приёму, размещению и обслуживанию российских и иностранных граждан. Уютные номера на 9 этажах гостиницы. Одноместные, двухместные, люксы, полулюксы. Завтрак включен в стоимость. Номерной фонд гостиницы составляет 101 номер (включая номера для людей с ограниченными возможностями). Самый дешевый номер – 1000 руб/сутки Самый дорогой – 3500 руб/сутки

Ресторан «Беломорский» Приглашает в гости всех любителей качественной европейской кухни. Банкетные залы ресторана

Ресторан «Беломорский» Приглашает в гости всех любителей качественной европейской кухни. Банкетные залы ресторана «Беломорский» — это прекрасное место для организации банкетов, фуршетов, свадеб, юбилеев, дней рождения, празднования выпускных вечеров, встреч выпускников, Нового года и Новогодних праздников. К Вашим услугам: Современные банкетные залы без арендной платы. Четыре современных, уютных банкетных зала: на 20, 50, 60, 150 человек. Широкий выбор блюд и напитков Вход свободный в любой день недели Праздничный вечер украсят лучшие мелодии в исполнении музыкального коллектива

Северная сказка наяву малые карелы проект 4 класс

Северная сказка наяву малые карелы проект 4 класс

  • Скачать презентацию (7.96 Мб)


  • 261 загрузок

  • 3.8 оценка


Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему «Малые Корелы» по мировой художественной культуре (МХК). Презентация состоит из 30 слайдов. Для учеников 5-11 класса. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 3.8 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 7.96 Мб.

Содержание

  • Презентация: Малые Корелы

  • Slide2

    Слайд 2

    Музей «Малые Корелы» расположен в 25 км от г. Архангельска. Добраться до него Вы можете автобусами:№ 104у — пл. Терехина (Соломбала) – д.Малые Карелы – пл. Терехина№ 104т — железнодорожный вокзал – д. Малые Карелы – железнодорожный вокзал№ 108 — автовокзал – д. Боброво – автовокзал№ 111 — автовокзал – д. Лявля — автовокзал

  • Slide3

    Слайд 3

    Физико-географическая страна – Фенноскандия

    Рельеф территории волнистый, пересеченный долиной реки Корелки и примыкающими к ней оврагами. Склоны довольно крутые, но устойчивые, поросшие лесом

    Природная зона – тайга, тундра, лесотундра

  • Slide4

    Слайд 4

    Основан в 1964 году, открыт для посетителей 1 июня 1973 года. С 1983 года музей является членом Ассоциации европейских музеев под открытым небом. С 1996 года музей «Малые Корелы» включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

  • Slide5

    Слайд 5

  • Slide6

    Слайд 6

    Каргопольско-Онежский сектор

    Усадьба крестьянина. Дом-двор Третьякова

  • Slide7

  • Slide8

  • Slide9

  • Slide10

    Слайд 10

    Храмовый ансамбль XVIII — первой трети XIX вв.с. Нёнокса, Приморский район,  Архангельская область

    Церковь Живоначальной Троицы с Успенским и Петропавловским приделами – главный храм прихода, расположен к северу от колокольни. Он был построен за три года бригадой из шести нёнокских плотников, возглавляемых каргопольским церковным мастером Василием Корсаковым. Освящение церкви состоялось в 1730 году.

  • Slide11

    Слайд 11

    Церковь Николая Чудотворца – замечательный образец зимнего поморского храма XVIII века. Её строительство было завершено в 1762 году. Продольная композиция памятника образована разновысокими объёмами алтаря, церкви и трапезной, совмещёнными в одном окладе

  • Slide12

    Слайд 12

    Никольская церковь в с. Лявля Приморского района Архангельской области
    Никольская церковь построена в Лявленском Богородицком монастыре, на месте своей предшественницы, и первоначально освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. Восьмигранный столпообразный объем церкви с восточным и западным прирубами целиком, от основания до креста, срублен из мощных бревен толщиной до полуметра

  • Slide13

    Слайд 13

    Музейный комплекс «Усадьба М.Т.Куницыной»

  • Slide14

    Слайд 14

    По свидетельству родственников и знакомых, в обстановке дома семьи Куницыных была мебель из ценных пород дерева, мягкие диваны и кресла, фортепиано, картины, дорогая посуда. Несмотря на инновации в интерьере городского жилища, в нем, как и в деревенской избе, продолжала сохраняться сакральная зона – угол с иконами

  • Slide15

  • Slide16

  • Slide17

    Слайд 17

    Собрание предметов музея «Малые Корелы» делится на коллекции по видам материалов хранения (ткани, дерево, металл и т.д.). Такое деление позволяет создать оптимальные условия для хранения музейных предметов.
    Всего в фондах 10 коллекций:

    «Дерево» «Древнерусская живопись» «Живопись, графика» «Керамика, стекло»«Книги, документы» «Металл»«Прочее» «Рог, кость» «Ткани, меха, кожа» 
    «Фотографии»

  • Slide18

    Слайд 18

    Правила посещения
    Посещение архитектурно — ландшафтной экспозиции музея осуществляется в соответствии с правилами посещения:
    Посещение архитектурно — ландшафтной экспозиции музея осуществляется круглогодично только в специально отведённых местах (центральный вход и северный вход) за плату в соответствии с режимом работы музея.
    Посетители обязаны сохранять входной билет в течение всего времени пребывания на территории музея и предъявлять его по требованию сотрудников музея и служб, осуществляющих охрану музея.
    На территории музея осуществление экскурсионной туристической деятельности, всех видов коммерческой деятельности по оказанию торгово-бытовых и иных платных услуг посетителям музея, производство специальных кино-, видео-, фотосъемок объектов культурного наследия, природных объектов допускается только на основании договора с музеем.
    Контроль за соблюдением установленных правил возлагается на службу, осуществляющую охрану музея на основании договора с музеем, службу охраны объектов и безопасности посетителей музея, специальными органами охраны памятников истории, культуры и природы.
    Контролирующие органы имеют право прекращать деятельность граждан и организаций, если она ведется с нарушением установленных правил.
    На территории музея запрещаются любые действия, угрожающие сохранности памятников истории и культуры, природных ландшафтов и окружающей среды, безопасности посетителей:
    Разведение костров, использование пиротехнических, легковоспламеняющихся и пожароопасных изделий.
    Устройство туристических стоянок и прокладка туристских маршрутов.
    Нанесение надписей на памятники, повреждать памятники.
    Рубка и повреждение деревьев, кустарников и иных зелёных насаждений.
    Нахождение с домашними животными.
    Осуществление профессиональной кино-, видео-, фотосъемки с использованием штатива без предварительного согласования с администрацией музея, оформленного письменно.
    Купание в водоёмах.
    Катание с горок в неустановленных для этого местах.
    Курение в непредусмотренных для этого местах: на переходах, вблизи и внутри памятников.
    Проведение массовых мероприятий различного характера и размещение рекламы без согласования с администрацией музея.
    Предоставление различных услуг посетителям без согласования с администрацией музея.
    Передвижение на автотранспорте без письменного разрешения администрации музея.

  • Slide19

    Слайд 19

    Экскурсии
    Обзорная экскурсия «Северная деревня»(проводится по Каргопольско-Онежскому, Мезенскому и Двинскому секторам музея)

    Продолжительность экскурсии: 2 академических часаПримечание: проводится в народном костюме на русском и английском языкахПериод: в течение годаАудитория: все категории посетителей
    Тематическая экскурсия «Экологическая тропа»(проводится по Каргопольско-Онежскому сектору музея)Продолжительность экскурсии: 1 академический часПримечание: экскурсию ведут сотрудники отдела учёта и мониторинга природных ландшафтов и природной средыПериод: июнь-сентябрьАудитория: все категории посетителей

  • Slide20

    Слайд 20

    Музей – детям
    Образовательная программа «Мир северной деревни» знакомит детей с крестьянской усадьбой, традициями строительства дома-двора, с организацией внутреннего пространства дома

    Программы для детей:
    Крестьянская усадьба.
    Кукольный календарь.
    Мир северной деревни.
    Народные праздники.
    По лесным тропинкам.
    Путешествие в мир сказки.
    Трудовая жизнь русского крестьянства.
    Образовательная программа «Трудовая жизнь русского крестьянства» состоит из шести этнографических занятий и предназначена для детей в возрасте от 6 до 14 лет

  • Slide21

    Слайд 21

    РЕЖИМ РАБОТЫ ( архитектурно-ландшафтная экспозиция в д. Малые Корелы)

    *Примечание. Посетители имеют право находиться на территории музея в течение часа после указанного времени окончания работы

  • Slide22

    Слайд 22

  • Slide23

    Слайд 23

  • Slide24

    Слайд 24

    Туристический комплекс «Малые Карелы»

  • Slide25

    Слайд 25

    ЦЕНЫ НА УСЛУГИ ПРОЖИВАНИЯ В ТУРИСТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ В 2012 г.
    Коттеджи
    3 номера
    «Люкс»
    Вс – Чт13 100
    Пт – Сб17 500
    4 номера
    «Люкс»
    Вс – Чт14 900
    Пт – Сб22 500

    Гостевые дома
    Сюит
    Вс – Чт
    8 500
    Пт – Сб
    Апартаменты De
    Luxe
    Вс – Чт
    6 600
    Пт – Сб
    Апартаменты
    Panoramicview
    Вс – Чт
    6 600
    Пт – Сб
    Апартаменты
    Вс – Чт4 200
    Пт – Сб5 500
    Студия Здесь
    Вс – Чт3 900
    Пт – Сб4 400
    Гостиница
    Двухместный
    «Стандарт»
    Вс – Чт2 500
    Пт – Сб2 900
    Двухместный
    «Комфорт»
    Вс – Чт2 900
    Пт – Сб3 400
    (взрослый с 14 полных лет) Пн – Вс890
    3-й в номере — ребёнок
    (до 7 неполных лет)
    без доп места.
    Завтрак за доп плату
    Пн – ВсБез оплаты
    3-й в номере — ребёнок
    (с 7 до 14 неполных лет)
    на доп места, с завтраком
    Пн – Вс390

  • Slide26

    Слайд 26

  • Slide27

    Слайд 27

    Услуги

    Боулинг
    Бильярд
    Аэрохоккей
    Баня
    Детские комнаты
    Организация свадеб
    Конференц-зал

  • Slide28

    Слайд 28

    Гостиница «Беломорская»

    Гостиница «Беломорская», являясь одной из самых крупных гостиниц Архангельска, с 1981 года оказывает услуги по приёму, размещению и обслуживанию российских и иностранных граждан.
    Уютные номера на 9 этажах гостиницы. Одноместные, двухместные, люксы, полулюксы. Завтрак включен в стоимость.  
    Номерной фонд гостиницы составляет 101 номер (включая номера для людей с ограниченными возможностями).
    Самый дешевый номер – 1000 руб/сутки
    Самый дорогой – 3500 руб/сутки

  • Slide29

    Слайд 29

    Ресторан «Беломорский»

     Приглашает в гости всех любителей качественной европейской кухни. Банкетные залы ресторана «Беломорский» — это прекрасное место для организации банкетов, фуршетов, свадеб, юбилеев, дней рождения, празднования выпускных вечеров, встреч выпускников, Нового года и Новогодних праздников.
    К Вашим услугам:
    Современные банкетные залы без арендной платы. Четыре современных, уютных банкетных зала: на 20, 50, 60, 150 человек.
    Широкий выбор блюд и напитков
    Вход свободный в любой день недели
    Праздничный вечер украсят лучшие мелодии в исполнении музыкального коллектива

  • Slide30

    Слайд 30

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

  • Северная сказка дедушки мороза
  • Северная история рассказ на дзен глава 55
  • Северная сказка мультфильм содержание
  • Северная двина река рассказ
  • Север рассказ о слове