Севастопольские рассказы жанр произведения

Севастопольская летопись участие толстого в крымской войне. создание писателем непосредственным участником событий летописи героической обороны русскими войсками осажденного севастополя.

СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

Участие Толстого в Крымской войне. Создание писателем – непосредственным участником событий летописи героической обороны русскими войсками осажденного Севастополя. Его «Севастопольские рассказы» дают достоверную художественно-публицистическую картину обороны Севастополя. Толстой создает яркий документ, основанный на стремлении автора прежде всего «быть до малейших подробностей верным действительности» (Т. 73, с. 353), выразить свой взгляд на происходящие события.

Толстой дает точные детали кавказского офицерского и солдатского быта, детали обмундирования (традиция натуральной школы, физиологический очерк), живую разговорную речь, армейскую, преимущественно артиллерийскую, лексику, терминологию; географические и этнографические реалии подчеркивают документальную основу очерков.

Толстой-автор – сам непосредственный участник, очевидец событий. «Столько я переузнал, переиспытал, перечувствовал в этот год, что решительно не знаю, с чего начать описывать…», –

пишет Толстой через две недели после прибытия в Севастополь (Т. 59, с. 283). Он пишет по горячим следам, передает свои личные впечатления, наблюдения, рассказы очевидцев, набрасывает очерки, эскизы с натуры. Многие рассуждения Толстого почти дословно совпадают с дневниковыми записями, письмами того же времени.

Толстой воссоздает яркие художественно-публицистические картины войны и мира в героической обороне Севастополя4.

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ». 1854-1855.

Толстой пишет «Севастопольские рассказы» – три самостоятельных произведения, объединенных общей темой – воссоздание картины героической обороны Севастополя в 1854-55 гг.: «Севастополь в декабре», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года».

«Севастополь в декабре» – первый очерк цикла «Севастопольских рассказов» – создан по свежим впечатлениям, полученным в осажденном городе в ноябре-декабре 1854 г. Толстой предлагал поместить рассказ в журнале «Современник», как и материалы, подготовленные для задуманного им, но не разрешенного цензурой журнала «Военный листок». Это фактически документальный биографический очерк, близкий к репортажу. А. В. Дружинин утверждал, что ни одна из воюющих сторон «не имела у себя хроникера осады, который мог бы соперничать с Толстым» («Библиотека для чтения», № 9).

 Это яркая журналистская работа Толстого – военного корреспондента, мысли, наблюдения, оценки автора – участника событий, артиллериста, фейерверкера 4 класса, способного отличить визг пушечного ядра от свиста бомбы, пущенной из мортиры.

Молодой писатель, Толстой выступает здесь и как публицист. Документальный материал сочетается с художественными образными зарисовками. И везде дается прямая открытая авторская оценка событий, ставшая характерной чертой, присущей Толстому, обобщенный вывод из увиденного им. Присутствует и «журналистика факта», и наблюдательный взгляд исследователя, и заинтересованный собственный взгляд публициста на происходящее.

Публицистичность «Севастопольских рассказов» также проявляется в стремлении Толстого убедить читателя в том, что он увидел и понял, воздействовать на общественное мнение. Толстому нужна возможность обращения с печатным словом к массовому читателю, важна публичная журнальная трибуна. Отсюда и желание издавать свой военный журнал, и переговоры с редактором «Современника» о цензурных препонах при публикации его произведений.

Современники называли «Севастопольские рассказы» статьями: И. И. Панаев, замещавший редактора Н. А. Некрасова, обратился к Толстому с просьбой присылать в «Современник» «статьи вроде присланной», имея в виду «Севастополь в декабре». Из отзыва И. С. Тургенева: «Статья Толстого о Севастополе – чудо! <…> Статья Толстого произвела здесь фурор всеобщий».

Подступы к замыслу сделаны в конце 1854 г. Всего один день, проведенный в Севастополе, дал огромный материал и первоначальный набросок севастопольского очерка. Сразу же рождается набросок, Толстой пишет первую краткую редакцию очерка «Севастополь в декабре». Показывает не парадную сторону войны, а «в крови, страданиях, смерти».

«Севастополь в декабре» опубликован за подписью «Л. Н. Т.» в 1855 г. в «Современнике» (№ 6); через год напечатан в газете «Ле Норд» (Брюссель), и Толстой был приглашен сотрудничать в газете.

«Севастополь в мае» – второй очерк о Севастопольской обороне, создан за несколько дней (с 18 по 26 июня). Толстым, переведенным на 4-й бастион, использован уже имеющийся «проспектус маленькой статьи». В основе сюжета – реальные события в ночь с 10 на 11 мая в Севастополе. Отсюда заглавие рассказа. Первоначально указывалось: «Ночь 10 мая».

В рассказе прозвучала известная мысль-кредо Толстого: «Герой же моей повести <…> правда».


Последовали цензурные мытарства. Из письма Н. А. Некрасова И. С. Тургеневу: «Толстой прислал статью о Севастополе – но эта статья исполнена такой трезвой и глубокой правды, что нечего и думать ее напечатать»; Некрасов – Толстому: «Возмутительное безобразие, в которое приведена Ваша статья, испортило во мне последнюю кровь».

Рассказ впервые опубликован в переделанном цензором виде под названием «Ночь весною 1855 г. в Севастополе» без подписи автора в «Современнике» (1855, № 9).


«Севастополь в августе 1855 года» – очерк о последнем штурме Севастополя 27 августа 1855 г. и отступлении русской армии. Толстой командовал пятью батарейными орудиями. Он писал этот третий «Севастопольский рассказ» на основании собственных впечатлений, рассказов очевидцев и рапортов, присланных ему со всех бастионов для составления им по поручению штаба артиллерии генерала Н. А. Крыжановского «Донесения о последней бомбардировке и взятии Севастополя союзными войсками».

Этот день запомнился Толстому на всю жизнь: 28 августа – день его рождения. Толстой воспринял падение Севастополя как личную трагедию.

Герой рассказа Володя Козельцев вобрал в себя пережитое Толстым.

В ноябре 1855 г. в Петербурге продолжена работа над последним севастопольским рассказом. 12 января 1856 г. вышла из печати первая книжка «Современника» за 1856 г., где рассказ был опубликован и впервые подписан полным именем: «Граф Л. Н. Толстой». Рассказ напечатан с большим количеством цензурных пропусков и смягчений, выпущена целиком 5 глава. Его перепечатал (с большими извлечениями) «Русский инвалид» (№ 122), назвав рассказ Толстого «истинно превосходной статьей».

В 1856 г. «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года» напечатаны в сборнике «Военные рассказы графа Л. Н. Толстого», с некоторыми цензурными смягчениями.

Севастопольская летопись («Севастополь в декабре», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года»), своеобразный журнал в журнале – «Солдатский листок» Толстого в «Современнике» Некрасова5, получила высокие оценки в печати и современников в частной переписке.

Н. Г. Чернышевский видел в Толстом писателя, которого отличает «чистота нравственного чувства»; А. В. Дружинин говорил о публицистическом даровании Толстого. В Крыму, во время военных действий, как отмечал Дружинин, были представители всех крупнейших европейских газет и журналов, но ни один из них не написал ничего подобного. Некрасов призывал Толстого: «Статья написана мастерски, интерес ее для русского общества не подлежит сомнению… Пожалуйста, давайте нам побольше таких статей!».


В своем первом письме И. С. Тургенев писал Толстому: «Ваше орудие – перо, а не сабля…».

Возникший в июле 1855 г. замысел Толстого написать «Дневник офицера в Севастополе – различные стороны, фазы и моменты военной жизни» остался неосуществленным, как и «Отрывок из дневника штабс-капитана А. пехотного Л. Л. полка».

ПСС, т. 4.

4 См. также: Предисловие Толстого к «Севастопольским воспоминаниям» А. И. Ершова (1889).

5 См.: Бабаев Э. Г. Высокий мир аудиторий. Лекции и статьи о русской литературе / Сост. Е. Э. Бабаева, И. В. Петровицкая / Под общ. ред. Т. Ф. Пирожковой. – М.: МедиаМир, 2008. С. 328.


Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 марта 2021; проверки требуют 12 правок.

«Севастопольские Рассказы. Путешествия в историю с Игорем Золотовицким» — документальный цикл киностудии «Лавр» режиссёра Александра Бруньковского и Светланы Резвушкиной.

Сюжет[править | править код]

Цикл из 15 фильмов, объединённых общей темой — историей героического города Севастополь. Часовые фильмы, снятые на стыке документалистики и игрового кино в актуальном жанре «инфотейнмента», охватывают всю более чем 200-летнюю историю Севастополя с момента его основания в июне 1783 года по 1954 год – когда Никита Хрущев передал Крым Украинской ССР.

Это город-крепость и город-символ, не однажды озарившего себя яркой воинской славой в сражениях за целостность и независимость российского государства.

Первый фильм посвящён гениальной пиар-кампании, придуманной фаворитом Екатерины Великой Григорием Потёмкиным. В 1786 году Императрица на полгода оставила столицу — Санкт-Петербург, и отправилась через всю Империю к Чёрному морю. Туда где находились еe новые владения — Крым, вошедший в состав России в результате русско-турецкой войны.

Блестящий выдумщик и помощник в государственных делах Потёмкин выступил организатором маршрута. Так, искусственно созданные им в Крымских степях поселения подарили русскому языку новое выражение — «потёмкинские деревни».

Мощь Российской империи стала неоспоримой, когда путешественникам открылся новый российский форпост — крепость Севастополь, заложенная незадолго до описываемых событий. Казалось, город и строить-то было не из чего: ни дерева, ни камня. Но выход был найден: в дело пошли развалины древнегреческого Херсонеса. А уж когда сопровождавшие Императрицу увидели в Севастопольской бухте грозный российский военный флот, гордости Екатерины не было предела. Никто и предположить не мог, что русские смогут построить столь мощные корабли всего за несколько лет! Хотела императрица удивить мир, и ей это удалось.

Серии[править | править код]

  • 1. «Крымские каникулы Екатерины Великой»
  • 2. «Толковый словарь Русского флота»
  • 3. «Крымская война»
  • 4. «Оборона Севастополя»
  • 5. «Броненосец «Потемкин» и мятежный флот»
  • 6. «Русская Ривьера»
  • 7. «За веру, Царьград и отечество»
  • 8. «Красные на чёрном»
  • 9. «Уходили мы из Крыма»
  • 10. «Разрыв»
  • 11. «Марш энтузиастов»
  • 12. «Победа любой ценой»
  • 13. «Цена победы»
  • 14. «Особый статус»
  • 15. «Под грифом «СЕКРЕТНО»

Актёры[править | править код]

В массовые сцены и эпизодические роли авторы намеренно приглашали актёров севастопольских театров и жителей Севастополя.

Сестру милосердия Дашу Севастопольскую играла редактор местной студии телевидения Елена Делендриева. Императрицу Екатерину — Валентина Шульга

Историческим консультантом выступил Юрий Падалка, ведущий научный сотрудник Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя, председатель Севастопольского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

В съемках фильма были задействованы крейсер «Михаил Кутузов», и парусный фрегат «Штандарт» – точная копия корабля 1703 года.[1]

Некоторые факты[править | править код]

Цикл снимался в период с 2006 по 2010 год. Первая серия была торжественно продемонстрирована в Севастополе 23 мая 2008 года.[2][3]

В 2010 году с 21 марта по 4 июля по воскресеньям на Первом канале прошла премьера сериала, при этом не была показана 11 серия, которая рассказывает о периоде 30-х годов.[4]

Продюсированием и финансовой поддержкой телесериала занималась компания «Таврида Электрик» и её руководитель Алексей Чалый, сыгравший в феврале—марте 2014 года одну из ключевых ролей в непризнанном мировым сообществом присоединении Крыма к Российской Федерации[5]. Алексей Чалый также исполнил песню для 11-й серии телесериала — «Осажденный город». Режиссёр Игорь Золотовицкий не исключает возможности снять 15-ю серию — об Алексее Чалом.

Критика[править | править код]

«…Севастопольские рассказы мне показались интересными прежде всего потому, что там не было стереотипов воспроизведения батального кино. Кино через человека, война через человека… Это не так часто встречается в нашем кинематографе.»

Призы[править | править код]

Фильм «Цена Победы» из цикла «Севастопольские рассказы» удостоен Гран-При конкурса «Телевизионное программы и фильмы» XI Международного телекинофорума «Вместе», 2010 (Ялта).[7][8]

Оператор Иван Макаров за фильм «Разрыв» из цикла «Севастопольские рассказы» был в 2010 году номинирован на премию «ТЭФИ» в категории «Оператор телевизионной программы».[9]

См. также[править | править код]

  • Севастополь
  • История Севастополя

Ссылки[править | править код]

  • Презентация Фильма
  • Севастопольские рассказы // Первый канал
  • Фильм на сайте Студии «Лавр».
  • За ним Севастополь: «Как бизнесмен Алексей Чалый возглавил город русской славы и привел его в Россию» // РГ — Неделя №6342 (70), 27.03.2014 г.
  • Севастополь станет городом-сериалом // Комсомольская правда, 18 марта 2010
  • Хрущев против Екатерины Великой // Вокруг ТВ, 18 марта 2010

Примечания[править | править код]

Граф Лев Николаевич Толстой является одним из самых почитаемых писателей-прозаиков в русской истории. Значимость его трудов невозможно переоценить. Автор уделил особое место в своем творчестве военной тематике, и сборник «Севастопольские рассказы» является ярким представителем этого жанра. «Севастопольские рассказы» были изданы в 1855 году. Особенностью этих очерков является тот факт, что писатель сам был участником описываемых боевых действий, и, можно сказать, примерил на себя роль военного корреспондента. Сборник был написан меньше чем за год, и все это время Толстой находился на службе, что позволило ему с удивительной точностью передать основные события тех месяцев. Сюжет полностью реалистичен, именно его и передает краткий пересказ от команды «Литерагуру».

Севастополь в декабре месяце

Рассказчик прибывает в осажденный Севастополь и описывает свои впечатления, совмещая описания самых, казалось бы, будничных вещей, и перечисление ужасов войны, проникающих повсюду – смешение «городской жизни и грязного бивуака».

Он попадает в залу Собрания, в которой устроен госпиталь для раненых солдат. Каждый солдат по-разному описывает свое ранение – кто-то не чувствовал боли, потому что не заметил ранения в пылу боя, и жаждет выписки, а умирающий, уже «пахнущий мертвым телом» мужчина уже ничего не видит и не понимает. Женщина, носившая своему мужу обед, от снаряда потеряла ногу по колено. Чуть дальше автор попадает в операционную, которую описывает как «войну в настоящем ее выражении».

После госпиталя рассказчик попадает в резко контрастирующее с госпиталем место – трактир, где рассказывают друг другу различные истории моряки и офицеры. Например, один молодой офицер, несущий службу на самом опасном, четвертом бастионе, хорохорится, делая вид, что больше всего его заботит грязь и непогода. По пути к четвертому бастиону попадается все меньше невоенных людей, и все больше вымотанных солдат, в том числе раненых на носилках. Солдаты, давно привыкшие к грохоту выстрелов, спокойно гадают, куда попадет следующий снаряд, а офицер-артиллерист, увидев тяжелое ранение одного из солдат, невозмутимо комментирует: «Это вам каждый день эдак человек семь или восемь».

Севастополь в мае

Автор рассуждает о бесцельности кровопролития, которое не могут решить ни оружие, ни дипломатия. Он считает верным, если бы сражались только по одному солдату с каждой стороны – один оборонял бы город, а другой – осаждал, говоря, что так «логичнее, потому что человечнее».

Читатель знакомится со штабс-капитаном Михайловым, некрасивым и нескладным, но производящим впечатление человека «чуть повыше» обыкновенного пехотного офицера. Он размышляет о своей жизни до войны и находит свой прежний круг общения куда изысканнее нынешнего, вспоминая друга-улана и его жену Наташу, которая с нетерпением ждет новостей с фронта о героизме Михайлова. Он погружается в сладостные мечты о том, как получит повышение, мечтает быть вхожим в высшие круги. Штабс-капитан стесняется своих нынешних товарищей, капитанов его полка Сусликова и Обжогова, желая подойти к «аристократам», гуляющим по пристани. Он не может заставить себя сделать это, но, в конце концов, присоединяется к ним. Выходит так, что каждый из этой группы считает кого-либо «большим аристократом», чем он сам, каждый преисполнен тщеславия. Ради шутки князь Гальцин берет Михайлова под руку во время прогулки, считая, что ничего не принесет ему большего удовольствия. Но через некоторое время с ним перестают беседовать, и капитан направляется к себе домой, где вспоминает, что вызвался идти вместо заболевшего офицера на бастион, гадая, убьют его, или просто ранят. В конце концов, Михайлов убеждает себя, что поступил верно, и его в любом случае наградят.

В это время «аристократы» беседуют у адъютанта Калугина, но делают это без прошлой манерности. Однако это длится лишь до появления офицера с посланием генералу, чьего присутствия они демонстративно не замечают. Калугин сообщает своим товарищам, что им предстоит «жаркое дело», на бастион отправляются барон Пест и Праскухин. Гальцин тоже вызывается идти в вылазку, в душе зная, что никуда не пойдет, а Калугин отговаривает его, при этом понимая, что тот испугается идти. Через некоторое время Калугин сам выезжает на бастион, а Гальцин на улице опрашивает раненых солдат, и сначала возмущается тому, что они «просто так» покидают поле боя, а потом начинает стыдиться своего поведения и поручика Непшитшетского, кричащего на раненых.

Тем временем Калугин, показывая напускную храбрость, сначала гонит уставших солдат по их местам, а затем направляется к бастиону, не пригибаясь под пулями, и искренне расстраивается, когда бомбы падают слишком далеко от него, но падает в страхе на землю, когда рядом с ним разрывается снаряд. Он поражается «трусости» командира батареи, настоящего храбреца, полгода по факту жившего на бастионе, когда тот отказывается сопровождать его. Калугин, движимый тщеславием, не видит разницы между временем, проведенным капитаном на батарее, и его несколькими часами. Тем временем Праскухин прибывает на редут, на котором нес службу Михайлов с поручением от генерала идти к резерву. По дороге они встречают Калугина, браво идущего по окопу, снова чувствующего себя храбрецом, однако, не решившегося идти в атаку, не считая себя «пушечным мясом». Адъютант же находит юнкера Песта, который рассказывает историю о том, как заколол француза, приукрашивая ее до неузнаваемости.

Калугин, возвращаясь домой, мечтает о том, что его «героизм» на бастионе заслуживает золотой сабли. Неожиданная бомба убивает Праскухина и легко в голову ранит Михайлова. Штабс-капитан отказывается идти на перевязку, и хочет узнать, жив ли Праскухин, считая это «своим долгом». Удостоверившись в смерти товарища, он догоняет свой батальон.

На следующий вечер Калугин с Гальциным и «каким-то» полковником гуляют по бульвару и разговаривают о вчерашнем. Адъютант спорит с полковником о том, кто был на более опасном рубеже, на что второй искренне удивляется, что не погиб, ведь из его полка погибло четыреста человек. Повстречав раненого Михайлова, они ведут себя с ним так же надменно и пренебрежительно, как и прежде. Рассказ заканчивается описанием поля боя, где под белыми флагами стороны разбирают тела погибших, а простые люди, русские и французы, стоят вместе, разговаривают и смеются, несмотря на вчерашний бой.

Севастополь в августе 1855 года

Автор знакомит нас с Михаилом Козельцовым, поручиком, получившим в бою ранение в голову, но выздоровевшим и возвращающимся в свой полк, точное расположение которого, однако, офицеру было неизвестно: единственное, что он узнает от солдата из своей роты, то, что его полк перебросили из Севастополя. Поручик является «офицером недюжинным», автор описывает его как человека талантливого, с хорошим умом, хорошо говорящего и пишущего, с сильным самолюбием, заставляющим его «первенствовать, или уничтожаться».

Когда транспорт Козельцова прибывает к станции, она переполнена людьми, которые ждут лошадей, которых на станции уже нет. Там он встречает своего младшего брата – Володю, который должен был служить в гвардии в Петербурге, но был отправлен – по его желанию – на фронт, по стопам брата. Володя – молодой человек 17 лет, привлекательной внешности, образованный, и немного стесняющийся своего брата, но относящийся к нему, как к герою. После разговора старший Козельцов предлагает брату сразу ехать в Севастополь, на что Володя соглашается, внешне проявляя решимость, но внутри колеблясь, однако считая, что лучше «хоть с братом». Однако он четверть часа не выходит из комнаты, а когда поручик идет проверить Володю, тот как будто смущается и говорит, что должен одному офицеру восемь рублей. Старший Козельцов платит долг брата, тратя последние деньги, и они вместе отправляются в Севастополь. Володя чувствует себя оскорбленным тем, что Михаил отчитал его за игру в азартные игры, да еще и «из последних денег» выплатил его задолженность. Но в дороге его мысли переходят в более мечтательное русло, где он представляет, как сражается с братом «плечом к плечу», о том, как погибает в бою, и его хоронят вместе с Михаилом.

По прибытию в Севастополь братья направляются в обоз полка, чтобы узнать точное месторасположение полка и дивизии. Там они беседуют с обозным офицером, считающем в балагане деньги полкового командира. Также никто не понимает Володю, отправившегося на войну добровольно, хотя имевшего возможность служить «в теплом местечке». Узнав, что батарея Володи находится на Корабельной, Михаил предлагает брату переночевать в Николаевских казармах, но ему нужно будет отправиться на свое место службы. Володя хочет отправиться к брату на батарею, но Козельцов-старший ему отказывает. По дороге они навещают друга Михаила в госпитале, но он никого не узнает, мучается и ждет смерти, как избавления.

Михаил отправляет своего денщика в сопровождение Володе до его батареи, там Козельцову-младшему предлагают переночевать на кровати дежурящего штабс-капитана. На ней уже спит юнкер, но Володя в звании прапорщика, и поэтому младшему по званию приходится идти спать на двор.

Володя долгое время не может уснуть, в его мыслях ужасы войны и увиденное в госпитале. Только после молитвы Козельцов-младший засыпает.

Михаил прибывает в расположение своей батареи и там направляется к командиру полка, чтобы доложить о прибытии. Им оказывается Батрищев – военный товарищ Козельцова-старшего, повышенный в звании. Он разговаривает с Михаилом холодно, сетует на долгую отлучку поручика и дает ему под командование роту. Выходя от полковника, Козельцов сетует на соблюдения субординации, и направляется в расположение своей роты, где его радостно встречают и солдаты, и офицеры.

Володя же на своей батарее тоже был хорошо принят, офицеры обращаются с ним, как с сыном, наставляя и поучая, и сам Козельцов-младший с интересом спрашивает их о делах на батарее и делится новостями из столицы. Также он знакомится с юнкером Влангом – тем самым, на чьем месте он спал ночью. После обеда приходит донесение о необходимом подкреплении, и Володя, вытянув жребий, с Влангом отправляется на мортирную батарею. Володя изучает «Руководство по артиллерийской стрельбе», но оно оказывается бесполезным в реальном бою – стрельба беспорядочна, и во время боя Володя чуть не погибает.

Козельцов-младший знакомится с Мельниковым, который совершенно не боится бомб, и с ним, несмотря на предупреждения, выходит из блиндажа и целый день находится под огнем. Он чувствует себя храбрым и горд тем, что хорошо выполняет свои обязанности.

На следующее утро происходит неожиданное нападение на батарею Михаила, который спит мертвым сном после бурной ночи. Первой мыслью, пришедшей в его голову, была мысль о том, что он может выглядеть как трус, поэтому он  хватает саблю и бежит в бой со своими солдатами, воодушевляя их. Он получает ранение в грудь, и, умирая, спрашивает священника о том, отбили ли русские свои позиции, на что священник укрывает от Михаила новость, что на Махаловом кургане уже реет французское знамя. Успокоившись, Козельцов-старший умирает, желая своему брату такой же «хорошей» смерти.

Однако нападение французов настигает Володю в блиндаже. Видя трусость Вланга, он не желает быть похожим на него, поэтому активно и смело командует своими людьми. Но французы обходят позиции с фланга, и Козельцов-младший не успевает спастись, погибая на батарее. Махалов курган захвачен французами.

Выжившие солдаты с батареи погружаются на пароход и перемещаются в более безопасную часть города. Спасшийся Вланг оплакивает Володю, который стал ему близок, пока другие солдаты говорят о том, что французов скоро выбьют из города.

Автор: Карим Лисовский

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 марта 2021; проверки требуют 12 правок.

«Севастопольские Рассказы. Путешествия в историю с Игорем Золотовицким» — документальный цикл киностудии «Лавр» режиссёра Александра Бруньковского и Светланы Резвушкиной.

СюжетПравить

Цикл из 15 фильмов, объединённых общей темой — историей героического города Севастополь. Часовые фильмы, снятые на стыке документалистики и игрового кино в актуальном жанре «инфотейнмента», охватывают всю более чем 200-летнюю историю Севастополя с момента его основания в июне 1783 года по 1954 год – когда Никита Хрущев передал Крым Украинской ССР.

Это город-крепость и город-символ, не однажды озарившего себя яркой воинской славой в сражениях за целостность и независимость российского государства.

Первый фильм посвящён гениальной пиар-кампании, придуманной фаворитом Екатерины Великой Григорием Потёмкиным. В 1786 году Императрица на полгода оставила столицу — Санкт-Петербург, и отправилась через всю Империю к Чёрному морю. Туда где находились еe новые владения — Крым, вошедший в состав России в результате русско-турецкой войны.

Блестящий выдумщик и помощник в государственных делах Потёмкин выступил организатором маршрута. Так, искусственно созданные им в Крымских степях поселения подарили русскому языку новое выражение — «потёмкинские деревни».

Мощь Российской империи стала неоспоримой, когда путешественникам открылся новый российский форпост — крепость Севастополь, заложенная незадолго до описываемых событий. Казалось, город и строить-то было не из чего: ни дерева, ни камня. Но выход был найден: в дело пошли развалины древнегреческого Херсонеса. А уж когда сопровождавшие Императрицу увидели в Севастопольской бухте грозный российский военный флот, гордости Екатерины не было предела. Никто и предположить не мог, что русские смогут построить столь мощные корабли всего за несколько лет! Хотела императрица удивить мир, и ей это удалось.

СерииПравить

  • 1. «Крымские каникулы Екатерины Великой»
  • 2. «Толковый словарь Русского флота»
  • 3. «Крымская война»
  • 4. «Оборона Севастополя»
  • 5. «Броненосец «Потемкин» и мятежный флот»
  • 6. «Русская Ривьера»
  • 7. «За веру, Царьград и отечество»
  • 8. «Красные на чёрном»
  • 9. «Уходили мы из Крыма»
  • 10. «Разрыв»
  • 11. «Марш энтузиастов»
  • 12. «Победа любой ценой»
  • 13. «Цена победы»
  • 14. «Особый статус»
  • 15. «Под грифом «СЕКРЕТНО»

АктёрыПравить

В массовые сцены и эпизодические роли авторы намеренно приглашали актёров севастопольских театров и жителей Севастополя.

Сестру милосердия Дашу Севастопольскую играла редактор местной студии телевидения Елена Делендриева. Императрицу Екатерину — Валентина Шульга

Историческим консультантом выступил Юрий Падалка, ведущий научный сотрудник Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя, председатель Севастопольского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

В съемках фильма были задействованы крейсер «Михаил Кутузов», и парусный фрегат «Штандарт» – точная копия корабля 1703 года.[1]

Некоторые фактыПравить

Цикл снимался в период с 2006 по 2010 год. Первая серия была торжественно продемонстрирована в Севастополе 23 мая 2008 года.[2][3]

В 2010 году с 21 марта по 4 июля по воскресеньям на Первом канале прошла премьера сериала, при этом не была показана 11 серия, которая рассказывает о периоде 30-х годов.[4]

Продюсированием и финансовой поддержкой телесериала занималась компания «Таврида Электрик» и её руководитель Алексей Чалый, сыгравший в феврале—марте 2014 года одну из ключевых ролей в непризнанном мировым сообществом присоединении Крыма к Российской Федерации[5]. Алексей Чалый также исполнил песню для 11-й серии телесериала — «Осажденный город». Режиссёр Игорь Золотовицкий не исключает возможности снять 15-ю серию — об Алексее Чалом.

КритикаПравить

«…Севастопольские рассказы мне показались интересными прежде всего потому, что там не было стереотипов воспроизведения батального кино. Кино через человека, война через человека… Это не так часто встречается в нашем кинематографе.»

ПризыПравить

Фильм «Цена Победы» из цикла «Севастопольские рассказы» удостоен Гран-При конкурса «Телевизионное программы и фильмы» XI Международного телекинофорума «Вместе», 2010 (Ялта).[7][8]

Оператор Иван Макаров за фильм «Разрыв» из цикла «Севастопольские рассказы» был в 2010 году номинирован на премию «ТЭФИ» в категории «Оператор телевизионной программы».[9]

См. такжеПравить

  • Севастополь
  • История Севастополя

СсылкиПравить

  • Презентация Фильма
  • Севастопольские рассказы // Первый канал
  • Фильм на сайте Студии «Лавр».
  • За ним Севастополь: «Как бизнесмен Алексей Чалый возглавил город русской славы и привел его в Россию» // РГ — Неделя №6342 (70), 27.03.2014 г.
  • Севастополь станет городом-сериалом // Комсомольская правда, 18 марта 2010
  • Хрущев против Екатерины Великой // Вокруг ТВ, 18 марта 2010

ПримечанияПравить

Короткие рассказы и небольшие по объему произведения для подготовки к итоговому сочинению 2021 по направлениям: «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Разговор с собой», «Время перемен», «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека» (55 минут) 
Б. Л. Васильев рассказ «Экспонат № …» (50 минут)
В. П. Астафьев рассказ «Фотография, на которой меня нет» (35 минут)
Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
Ю. В. Бондарев рассказ «Частица» (1 минута)
А. И. Пантелеев рассказ «Кожаные перчатки» (3 минуты)
А. Солженицын крохоток (рассказ) «Путешествуя вдоль Оки» (2 минуты)
Н. С. Лесков сказ «Левша» (50 минут)
В. С. Гроссман рассказ «Мама» (26 минут)
Р. Брэдбери рассказ «И грянул гром» (25 минут)
И. А. Бунин рассказ «Лапти» (4 минуты)
С. Беллоу рассказ «На память обо мне» (1ч 20 минут)
Ю. Буйда рассказ «Продавец добра» (3 минуты)
В. Богомолов рассказ «Первая любовь» (8 минут)
А. И. Приставкин рассказ «Фотографии» (2 минуты)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
Н. Тэффи рассказ «Мой первый Толстой» (8 минут)

Н. В. Гоголь повесть «Шинель» (1 час)
В. Г. Короленко рассказ «В дурном обществе» (2 часа)
А. П. Чехов рассказы «Хамелеон» (6 минут), «Толстый и тонкий» (5 минут), «Смерть чиновника» (5 минут), «Размазня» (3 минуты), «В аптеке» (8 минут), «Беззащитное существо» (9 минут), «Человек в футляре» (25 минут), «Ионыч» (35 минут), «Тоска» (9 минут), «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
К. Г. Паустовский рассказы «Теплый хлеб» (15 минут), «Телеграмма»(20 минут), «Попрыгунья» (45 минут)
А. И. Куприн рассказ «Чудесный доктор» («Добрый доктор») (20 минут), «Куст сирени» (13 минут)
М. Горький рассказ «Старуха Изергиль» (40 минут)
А. П. Платонов рассказ «Юшка» (14 минут), «Песчаная учительница» (12 минут)
А. Грин рассказ «Зеленая лампа» (9 минут)
В. Г. Распутин рассказ «Уроки французского»   (55 минут)
Ф. А. Искандер рассказы «Тринадцатый подвиг Геракла» (30 минут), «Милосердие» (3 минуты)
Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
В. С. Гроссман рассказы «Жилица» (4 минуты), «Из окна автобуса» (5 минут)
И. С. Тургенев «Милостыня» (2 минуты), «Эгоист» (2 минуты), «Близнецы (стихотворения в прозе) (1 минута)
В. О. Богомолов рассказ «Кругом люди» (3 минуты)
А. Моруа рассказ «Фиалки по средам» (24 минуты)
Х. К. Андерсон рассказ «Девочка со спичками» (6 минут)
О. Генри рассказ «Мишурный блеск» (12 минут), «Последний лист» (15 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Заячьи лапы» (9 минут)
Ю. П. Казаков рассказ «Тихое утро» (20 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказы «Багульник» (17 минут), «Собирающий облака» (17 минут), «Рыцарь Вася» (17 минут)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2,5 часа)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
И. А. Бунин рассказы «Слепой» (4 минуты), «Цифры» (18 минут), «Лапти» (4 минуты)
О. Генри рассказ «Дары волхвов» (12 минут)
Дж. Лондон рассказ «Сказание о Кише» (14 минут), «Любовь к жизни» (40 минут)
Б. П. Екимов рассказ «Говори, мама, говори» (12 минут)
Л. Улицкая рассказ «Бумажная победа» (13 минут)
Б. Васильев рассказ «Великолепная шестерка» (24 минуты)
В. Осеева рассказ «Бабка» (18 минут)
Р. Брэдбери рассказы «Все мои враги мертвы» (9 минут), «Все лето в один день» (13 минут)
В. М. Шукшин рассказ «Срезал» (18 минут)

argumety

Ф. М. Достоевский рассказ «Сон смешного человека» (1 час)
И. С. Тургенев повесть «Дневник лишнего человека» (2 часа)
А. И. Куприн повесть «Гранатовый браслет» (2 часа), повесть «Молох» (2,5 часа)
А. П. Чехов рассказ «Черный монах» (1 час) «Пари» (16 минут)
И. А. Бунин рассказ «Солнечный удар»  (13 минут)
А. Н. Островский драма «Бесприданница»  (2 часа)
А. Вампилов пьеса «Утиная охота»  (2 часа)
Э. А. По рассказ «Человек толпы» (20 минут)
Р. Бах повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1 час)
А. П. Платонов рассказ «Песчаная учительница» (12 минут)
Ю. П. Казаков рассказ «Тихое утро» (20 минут)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2 ч 30 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Багульник» (17 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Разбуженный соловьями» (19 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Собирающий облака» (17 минут)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
В. П. Крапивин рассказ «Мокрые цветы» (1 час)
И. А. Бунин рассказ «Слепой» (3 минуты)
Дж. Лондон рассказ «Любовь к жизни» (47 минут)
А. П. Чехов рассказ «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Рыцарь Вася» (13 минут)
И. А. Бунин рассказ «Цифры» (15 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Теплый хлеб» (15 минут)
В. Вересаев рассказ «Легенда» (2 минуты)
В. Астафьев рассказ «Зачем я убил коростеля?» (5 минут)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)

А. С. Пушкин повесть «Станционный смотритель» (25 минут)
Н. В. Гоголь повесть «Шинель» (1 час)
А. П. Чехов рассказы «Ионыч» (35 минут), «Пари» (16 минут), «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
А. И. Куприн рассказ «Чудесный доктор» (20 минут)
Е. И. Носов повесть «Моя Джомолунгма» (1 час 20 минут)
А. И. Солженицын (жанр: крохоток, т.е. короткий рассказ) «Молния» (1 минута)
А. П. Платонов рассказ «Песчаная учительница» (12 минут)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2 часа 30 минут)
В. П. Крапивин рассказ «Мокрые цветы» (1 час)
Дж. Лондон рассказ «Сказание о Кише» (14 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Акварельные краски» (13 минут)
Б. П. Екимов рассказ «Говори, мама, говори» (12 минут)

Р. Бах повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1 час)
Е. Гришковец статья «Антитвиттер» (12 минут)
Е. И. Носов рассказ «Кукла (10 минут)
И. Полянская рассказ «Утюжок и мороженое» (19 минут)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
В. Шукшин рассказ «Критики» (14 минут)
Ж. Жионо рассказ «Человек, который сажал деревья» (24 минуты)
Елена Долгопят рассказ «Часы» (9 минут)
Р. Брэдбери «Улыбка»  (11 минут)
О. Генри «Мишурный блеск» (12 минут)
И. Лёвшин рассказ «Полет» (20 минут)
А. Жвалевский, Е. Пастернак повесть «Время всегда хорошее»

  • Сева как пишется имя
  • Себастьян стэн однажды в сказке роль
  • Се ля ви как пишется по французски перевод
  • Себя любимого как пишется
  • Себе любимой как пишется