Инфоурок
›
Литературное чтение
›Презентации›Художник иллюстратор И. Билибин. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Иллюстрация — рисунок, раскрывающий литературное произведение
Как называют художника, выполняющего рисунки для литературных произведений?
Что такое иллюстрация?
Иллюстратор -
2 слайд
Описание слайда:
Иллюстраторов детской книги много. Один из выдающихся художников-иллюстраторов – Иван Яковлевич Билибин. Именно его иллюстрации помогли создать детскую книгу нарядной и доступной.
-
3 слайд
Описание слайда:
Билибин, Иван Яковлевич
Родился в Петербурге в 1876 г. Окончил курс в Петербургском университете по юридическому факультету.
-
4 слайд
Описание слайда:
Билибин
Иван ЯковлевичИван Билибин — это художник, который проявил свой талант в иллюстрациях к сказкам. Он создал в
технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, свой «билибинский стиль», основанный на мотивах народных вышивок, лубка, резьбы по дереву, древнерусской миниатюры. -
5 слайд
Описание слайда:
А началось все с выставки московских художников в 1899 году в Петербурге, на которой И.Билибин увидел картину В.Васнецова «Богатыри».
Восхищённый художник неожиданно проявил интерес к русской старине, сказке, народному искусству.
-
6 слайд
Описание слайда:
Летом этого же года Билибин уезжает в деревню, чтобы самому увидеть дремучие леса, прозрачные речки, деревянные избушки, услышать сказки и песни.
В его воображении оживают картины с выставки Виктора Васнецова. Художник Иван Билибин начинает иллюстрировать русские народные сказки из сборника Афанасьева.
В течение 4-х лет Билибин проиллюстрировал семь сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная»
-
7 слайд
Описание слайда:
В иллюстрациях Билибин использовал зарисовки крестьянских построек, утвари, одежды, выполненные в деревне.
-
8 слайд
Описание слайда:
Иллюстрации Билибина к русским народным сказкам, отличающиеся высоким мастерством исполнения всех изобразительных элементов и хитрым узорочьем, очень нравились читателям и любителям книг всех возрастов.
-
9 слайд
Описание слайда:
В иллюстрациях И.Я. Билибина отражен целый мир. Страницу с таким рисунком невозможно просто перелистнуть: погружаясь в рисунок, разглядывая его внимательно, мы постигаем глубину и красоту русской культуры.
-
10 слайд
-
11 слайд
Описание слайда:
Баба-Яга.
Белый всадник.
Иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная» -
12 слайд
Описание слайда:
Иллюстрация к сказке «Царевна-Лягушка»
-
13 слайд
Описание слайда:
Иллюстрации к сказке «Марья Моревна»
Кощей Бессмертный -
14 слайд
Описание слайда:
Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане»
-
15 слайд
Описание слайда:
Иллюстрация к сказке «О царе Салтане»
-
16 слайд
Описание слайда:
Иллюстрации к «Сказке о Золотом петушке»
-
17 слайд
Описание слайда:
Иллюстрации к «Сказке об Иване-Царевиче,
Жар-птице и Сером волке»
-
18 слайд
Описание слайда:
Иллюстрация к сказке
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
-
19 слайд
Описание слайда:
Работа над иллюстрацией
— Какой эпизод изобразил художник?— Какими здесь изображены герои?
Учебник стр. 11 -
20 слайд
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Тема:
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Похожие материалы
-
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе: Люблю природу русскую. Весна. Весенние загадки.
-
Презентация по литературному чтению на тему «Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память (2 класс)
-
Рабочая программа «Литературное чтение 1-4 класс».
-
Инновационный проект «Формирование читательской грамотности младших школьников» (презентация)
-
Инновационный проект «Формирование читательской грамотности младших школьников»
-
Урок литературного чтения на тему «К. Г. Паустовский. Похождения жука-носорога»
-
Тест к русской народной сказке «Гуси-лебеди», 2 класс
-
Тест к русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко», 2 класс
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5448523 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Источники финансов»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»
·
стихотворение
Н. Некрасова «Снежок».
·
Сказка
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
·
Рассказ Г. Скребицкого и В. Чаплиной «Как
белочка зимует». Чтение главы «Снежный гусь» из сказки Аттли «Поросенок
«Плюх».
Цель:
формировать умение у детей правильно вести себя в умывальной комнате: не
шуметь, не толкаться, не разбрызгивать воду.
Цель:
воспитывать умение делиться игрушками, сладостями.
Цель:
учить есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка
поворачивая кисть руки внутрь или наружу.
Цель:
учить детей правильно, пользоваться носовым платком: развернуть, освободить
нос, поочередно зажимая одну ноздрю, свернуть платок использованной частью
внутрь.
Цель:
воспитание сострадания, сопереживания, сочувствия к близким и родным, к
окружающим людям, животным.
День
недели
Занятия
Совместная
образовательная деятельность
Организация
образовательной среды
Взаимодействие
с родителями
Понедельник
Художественно
эстетическое развитие (Музыка) – по плану музыкального руководителя.
1-ая
половина дня:
1.Утренняя
гимнастика– комплекс упражнений и игр №8.
2.Образовательная
ситуация «Вкусный» снег». Цель: обсудить с детьми почему нельзя брать снег в
рот, какие свойства делают его опасным. Формировать осознанное отношение к
своему здоровью.
3.Д.и.
«Когда это бывает?». Цель: закрепить умение различать контрастные части
суток.
4.Пальчиковая
гимнастика «Снежки». Цель: развитие мелкой моторики рук.
Наблюдение
за птицами. Цель: познакомить детей с названиями прилетевших птиц, учить
наблюдать за их повадками.
1.Картинки
«день и ночь»
2.Настольно-печатные
игры
3.Зерно
для птиц
Консультация
«Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания»
Художественно
эстетическое развитие (Рисование)
Тема:
«Кто в каком домике живет».
Цель:
развивать представления детей о том, где живут насекомые, птицы, собаки и
другие живые существа.
2-ая
половина дня:
Комплекс
гимнастики после дневного сна №5
2.Чтение
стихотворения Н. Некрасова «Снежок». Цель: расширять представления о зимних явлениях,
учить понимать образные выражения, сравнения.
3.Сюжетно-ролевая
игра «Дочки-матери». Цель: учить детей играть вместе, используя атрибуты для
игры, соотносить свои действия с сюжетом игры.
4.Безопасность
ребенка в быту. Беседа «Можно-нельзя». Цель: закрепить правила поведения в
группе.
Вторник
Речевое
развитие
Тема:
«Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!». Цель: учить детей
составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной
информации. Обучать умению придумывать название картине.
1-ая
половина дня
1.Утренняя
гимнастика– комплекс упражнений и игр №3
2.Беседа
«Правила поведения в зимнем лесу». Цель: расширить представление о жизни
зверей и птиц в лесу.
3.Рассматривание
комнатных растений. Трудовые поручения: полив комнатных растений. Цель:
познакомить с разными видами стеблей (прямостоячие, вьющиеся, цепляющиеся,
лазающие), учить выделять сходства и различия.
4.Д.и.
«Загнать мяч в ворота». Цель: развитие артикуляционного аппарата, умения вырабатывать
длительную направленную воздушную струю.
1.Картинки
с изображением леса, животных, птиц.
2.Сказка
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Консультация
«Правила
поведения в зимнем лесу»
Физическое
развитие-по плану инструктора физической культуры
2-ая
половина дня:
1.Комплекс
гимнастики после дневного сна №1.
2.Чтение
сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Цель: воспитывать умение
слушать сказку, следить за развитием действий.
3.Д.и.
«Так бывает или нет?». Цель: формировать у детей умение сравнивать и
сопоставлять, учить отвечать на вопросы.
4.Игры
со строительным материалом «Крепость». Цель: учить детей соединять детали
конструктора вертикально и горизонтально, отражать в своей работе
представления о постройках
Среда
Познавательное
развитие (ФЭМП)
Тема:
«Счет в пределах 5». Цель: продолжать учить считать в пределах 5, знакомить с
порядковым значением числа 5, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по
счету?». Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и
ширине), обозначать результаты сравнения выражениями, например: «Красная
ленточка длиннее и шире зеленой, а зеленая ленточка короче и уже красной
ленточки». Совершенствовать умение определять пространственное направление от
себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.
Физическое
развитие-по плану инструктора физической культуры
1-ая
половина дня:
1.Утренняя
гимнастика– комплекс упражнений и игр №2.
2.Беседа
«Дикие животные зимой». Цель: закрепить знания детей о диких животных, местах
их обитания.
3.Д.и.
«У кого кто?». Цель: называть животных и их детенышей.
4.Имитационное
упражнение «Веселые медвежата». Цель: учить детей ползать на четвереньках,
опираясь на стопы и ладони, подлезать под веревку высотой 50 см, имитируя движения
медвежат.
1.Картинки
по теме.
2.Картинки
с животными.
3.Игрушка
«медвежонок»
4.Сюжетные
игрушки.
Индивидуальные
беседы «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?»
Четверг
Познавательное
развитее (Окружающий мир)
Тема:
«Дежурство в уголке природы». Цель: показать детям особенности дежурства в
уголке природы. Формировать ответственность по отношению к уходу за
растениями и животными.
1-ая
половина дня:
Утренняя
гимнастика– комплекс упражнений и игр №7
2.Беседа
«Чтобы быть здоровыми». Цель: формировать у детей базовые КГН, осознанное
отношение к своему здоровью.
3.Рассматривание
иллюстраций с зимними пейзажами. Цель: учить замечать красоту зимней природы.
4.Чтение
рассказа Г. Скребицкого и В. Чаплиной «Как белочка зимует».
Цель: систематизировать и дополнить знания детей о зиме, рассказать, как
готовятся к зиме и зимуют белки.
1.Иллюстрации
с зимними пейзажами.
2.Рассказ
Г. Скребицкого и В. Чаплиной «Как белочка зимует».
Консультация
«Здоровье»
Художественно
эстетическое развитие (Музыка) – по плану музыкального руководителя.
2-ая
половина дня:
1.Комплекс
гимнастики после дневного сна №13
2.Эксперименты
с воздухом. «Воздух есть везде». Цель: с помощью соломки и банки с водой
доказать, что мы дышим воздухом.
3.Психогимнастика
«Тихо падает снежок». Упражнять в умении двигаться легко, кружиться как
снежинки.
4.Игра
–ситуация «Знакомые герои». Цель: вспомнить с детьми знакомые сказки,
побуждать к драматизации, учить входить в роль, поощрять самостоятельность в
игре.
Пятница
Художественно
эстетическое развитие (Лепка)
Тема:
«Девочка в зимней одежде». Цель: вызвать у детей желание передать образ
девочки в лепном изображении. Учить выделять части человеческой фигуры в
одежде (голова, расширяющаяся книзу шубка, руки), передавать их с соблюдением
пропорций.
1-ая
половина дня:
1.Утренняя
гимнастика– комплекс упражнений и игр №17
2.Рассмотреть
народную игрушку – птичку. Цель: закрепить части тела птицы, отметить, что
игрушка красивая.
3.Д.и.
«Кто как кричит?» (воробей, ворона, синичка). Цель: развивать звуковую
культуру речи.
4.Психогимнастика.
«Детки покружились – в птичек превратились». Цель: учить выражать разные
эмоции. Прилетели к пустой кормушке или кормушке с кормом.
1.Игрушка
птичка.
2.Картинки
с птицами.
3.Атрибуты
к игре магазин.
Консультация
«Роль развивающих игр для детей 4 — 5 лет»
2-ая
половина дня:
1.Комплекс
гимнастики после дневного сна №15
2.Чтение
главы «Снежный гусь» из сказки, Э Аттли «Поросенок «Плюх». Цель: учить детей
в процессе прослушивания сказки находить ответы на вопросы педагога.
3.С.р.и.
«Магазин». Цель: формировать у детей умение взаимодействовать в сюжетах с
двумя действующими лицами (продавец, покупатель).
4.Дыхательная
гимнастика «Греем ручки».
Физическое
развитие-по плану инструктора физической культуры
В доме жительницы села Лесково Калачеевского района Веры Карпенко – около сотни жителей. Это многочисленные куклы, которых бывший зоотехник начала делать, когда вышла на пенсию. Едва ли не половина – узнаваемые персонажи русских народных сказок. О том, почему для мастерицы так важны фольклорные персонажи, как она придумала и освоила новую технику изготовления кукол, – в материале РИА «Воронеж».
От теста – к куклам
Часто бывает, что после выхода на пенсию у людей проявляются способности, о которых раньше они и не подозревали. Кто-то начинает вязать, кто-то – плести мебель из лозы, кто-то – писать картины. А кто-то – создавать кукол.
Большинство изделий Веры Карпенко, выполненные по ее собственной технологии, – популярные сказочные герои, не похожие друг на друга. Часто это композиции из двух-трех работ.
Начиналось все с тестопластики.
– Куклами я начала заниматься как только вышла на пенсию. А до того немного работала с соленым тестом, – рассказала хозяйка и показала свои «хлебные» работы, тоже, кстати, имеющие отношение к сказочной тематике.
Дом без сказки жить не может, любит повторять бывший колхозный зоотехник, а ныне – искусный мастер. Из соленого теста Вера делала не только обереги и сказочных героев, но и, например, сюжет по мотивам какого-то полузабытого ею стихотворения о войне.
– Там девушка провожает парня на фронт, он обещает ей обязательно вернуться и, конечно, погибает. Потом она выходит замуж за его родного брата, а своего новорожденного первенца они называют именем погибшего солдата.
С тестом, говорит рукодельница, работать несложно: на каждое изделие требуется стакан муки, полстакана мелкой соли и треть стакана воды – это и есть заготовка для будущей работы. Потом она покрывается акриловыми красками, и все готово.
– Единственный нюанс: любую фигурку надо делать за один присест – тесто не выдерживает длительного хранения. Всего у меня порядка сотни работ в такой технике. Но это, честно говоря, надоело. И я решила попробовать что-то другое. Так в моей жизни появились куклы, – поделилась Вера Карпенко.
Какие формы!
Рождение кукол куда сложнее, признается рукодельница. Они бывают из шерсти, из пенопласта, из соломы… Из-за скромных материальных возможностей Вера придумала свою технологию рождения сказки.
– Половина лица делается из керопласта (керамическая масса для лепки. — Прим. РИА «Воронеж»), другая – из пенопласта, как и туловище. Руки-ноги из алюминиевой проволоки, потом они облепляются папье-маше. После этого туловище окрашивается акриловыми красками, и уже затем из каких-то лоскутков, которых всегда полно в шкафу любой хозяйки, я шью куклам одежду, – объяснила мастерица.
– Самое трудное здесь – лепить лицо, которое я обычно делаю при помощи молда (специальная силиконовая форма. — Прим. РИА «Воронеж»). Использую ножик, чтобы сделать более характерные рот и нос. Но еще труднее – одеть куклу, руки-ноги которой не вращаются вокруг своей оси, как у обычных кукол, тут приходится крутить их вокруг своей оси по-всякому.
Примечательно, что рост всех фигур «привязан» к высоте полок в серванте – сделаешь выше, они просто не поместятся внутри.
Всех знаем в лицо
Самая удачная ее работа, на взгляд Веры, – сюжет кинокомедии «Кавказская пленница» – Шурик, влюбленный в Нину, и осел. Это один из самых любимых фильмов мастерицы, и потому она с особым трепетом дала жизнь его главным героям.
Рядом на соседних полках – Иван-царевич на сером волке, который вместе с Еленой Прекрасной мчится через темный лес, спасаясь от погони. Есть и персонажи сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». А еще парень с девушкой – герои популярной песни 2000-х годов «А ты меня любишь? Ага!».
Возле – Хозяйка медной горы из одноименного сказа Петра Бажова. Чуть поодаль – несколько фигур цыган по мотивам фильма «Табор уходит в небо».
– Самое важное для меня – делать так, чтобы все куклы получались разными, не похожими друг на друга. Единственно, чем они могут быть похожими, так это чертами лица, ведь большинство из них сделано в одной форме. А все остальное – совершенно разное, – добавила Вера.
– Есть еще одна хитрость – кукла гораздо ближе к человеку, чем что-то сделанное по технологии тестопластики. Она теплее, роднее ему, что ли… И новый нюанс – сколько я фотографировала своих кукол, сколько из них размещала по разным уголкам своего дома, а выходило одно: более выгодно они смотрятся именно на фоне какого-нибудь фотопейзажа или большой картины на заднем плане. И обязательно, чтобы там была изображена природа. А на фоне обычных стен или ковров эти работы заметно проигрывают, – сетует мастерица.
Сезон творчества
Обычно мастера крайне неохотно делятся своими планами, но Вера все же рассказала о том, что сейчас она работает над сюжетом к военному фильму «В бой идут одни старики» – там, где Ромео возле самолета прощается с летчицей Машей, в которую успел влюбиться с первого взгляда.
– Очень хочу доделать эту работу ко Дню Победы 2022 года, сейчас у меня уже есть заготовка, фигурки главных героев. Не знаю, как пойдет дело, но обязательно постараюсь! В этом плане тестопластика больше дисциплинирует мастера, ты точно знаешь, что должен закончить работу сегодня, а в работе с куклами у тебя есть и сегодняшний, и завтрашний и послезавтрашний дни.
Ни одну из своих работ Вера даже не пыталась продать. Четыре сына и три внука настаивают на том, чтобы они не покидали родительского дома.
– Что до выставок, то это ведь надо списываться с организаторами, куда-то вывозить все это богатство.
У супругов Карпенко каждый весенне-летний день – на вес золота: сад, огород, хозяйство. И лишь осенью и зимой Вера относительно спокойно может общаться со своими любимыми сказочными героями.