Сестрица аленушка и братец иванушка похожие сказки

Задачи:- привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе,- обобщить знания родителей о сказках, активизировать творческий потенциал взрослых.- показать формы и

Задачи:

— Привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе,

— Обобщить знания родителей о сказках, активизировать творческий потенциал взрослых.

— Показать формы и методы работы со сказкой.

— Создать положительный эмоциональный настрой всех участников.

— Воспитывать бережное отношение к книге.

Форма проведения: дискуссия.

Участники: воспитатели, родители.

Предварительная работа:

— изготовление объявления на родительское собрание для родителей;

— за две недели до начала родительского собрания проводилось анкетирование для родителей «Роль сказки в семье»;

— запись на диктофон беседы с детьми «Кто читает сказку дома?»;

— заготовка памяток.

План проведения:

  1. Вступительное слово воспитателя.
  2. Доклад. «Роль сказки в жизни ребёнка».
  3. Викторина.
  4. Награждение родителей медалями «Великий сказочник».
  5. Советы для родителей по домашнему чтению.
  6. Анализ анкет.
  7. Памятки.
  8. Разное.

Решение собрания.

Добрый вечер, уважаемые родители!

Я рада Вас видеть. Сегодня мы с Вами собрались на очередное родительское собрание, которое посвящено сказке, нашей любимой русской народной сказке.

Доклад:

Сказка, это древнейшая форма устного народного творчества, была и осталась самым популярным видом искусства и по сей день доставляет человеку огромное эстетическое наслаждение.

Детская сказка — это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Ведь любая сказка рассказывает о взаимоотношениях между людьми, о способах выхода из сложных жизненных ситуаций. И, что из любой ситуации всегда найдётся выход. Язык сказки понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества. Через сказку к ребёнку приходит понимание, что в жизни «хорошо», а что «плохо». Народные сказки учат. Они всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет наказано. Ребёнок может представить себя положительным героем, ведь в сказках герой всегда будет вознаграждён, а злодей наказан. Добро в сказках представлено не сводом скучных правил и наставлений, а в образах сильных богатырей, смелых принцев, добрых и справедливых волшебников. Сказки способствуют развитию эмоций и нравственному развитию ребёнка.

Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки.

Дети, которым читали сказки с раннего детства, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а большими осмысленными предложениями.

А как приятно слушать или читать веселую сказку. Её герой чаще всего бедный мужик или храбрый солдат. Благодаря своему уму и находчивости они ставят смешное и глупое положение гордого барина, жадного попа, деревенского богатея, и даже смерть.

Народные сказки полны мудрости. В них выражены мечты, и надежды трудовых людей, а лучшей доли, о справедливой и счастливой жизни.

Уважаемые родители я вам предлагаю  провести интересную викторину по нашим добрым сказкам, но для этого вам необходимо разделиться на две команды.

Викторина

Послушайте, правила которые необходимо соблюдать во время нашей викторины

• вопросы надо слушать внимательно;

• если одна команда не может ответить на вопрос, то другая команда подняв руку может сделать это заработав таким образом жетон если ответит правильно.

• за правильный ответ будет вручаться жетон, но если команда ответит не правильно, тогда право ответа переходит к второй команде.

• победительницей в игре будет та команда, у которой будет больше жетонов.

Первый тур разминка

Вспомни и назови правильно сказку.

Вопросы 1 команде

«Сестрица Аленушка и братец Андрюшенька»

«Бычок красный бочек зеленые ножки»

«Лисичка-сестричка и серая мышь»

«Гусочка Ряба»

«Перчатка»

«Марьюшкина избушка»

Вопросы 2 команде

«Кренделек»

«Петушок и фасолевая семечка»

«Волк и 7 котят»

«Пашенька и медведь»

«Гуси-вороны»

«Редиска»

Второй тур

Ответь на вопросы

Вопросы для 1 команды:

1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)

2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)

3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)

4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)

5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)

6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)

7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)

9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)

10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)

11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)

12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)

13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)

14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)

15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)

16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)

17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)

18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)

19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)

20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

Вопросы для 2 команды:

1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)

2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)

3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)

4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)

5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)

6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)

7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)

8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)

9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)

10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)

11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)

12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)

13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)

14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? (В лебедей)

15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)

16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)

17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)

18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)

19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)

20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)

Третий тур

Собери правильно картинку и назови из какой она сказки

1 команда

«Гуси – лебеди»

2 команда

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Четвертый тур

«Ассорти из сказок»

Ведущий читает придуманные сказки, где присутствуют персонажи из разных русских народных сказок, а игрокам нужно отгадать, из каких сказок эти персонажи?

1. “. Сидит Волк у проруби и приговаривает: “По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая”.Потяжелел хвост,стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка – внучку, внучка – Жучку. ”. (“Лисичка – сестричка и Серый волк”, “По щучьему велению”, “Репка”)

2. “. Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козлёночка, увидела это Алёнушка и заплакала. А Иванушка говорит : “Не плачь, Алёнушка, а испеки мне лучше колобок, а из чего печь то муки ведь нету…”. (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Колобок –”)

3. “. Покатился Колобок по дорожке и видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. А перед избушкой сидит Иванушка, золотыми яблочками играет. Постучал Колобок и спрашивает : “Тук, тук, тук! Кто в тереме живёт?”. “Я – мышка – норушка, я — лягушка – квакушка. ”. (“Колобок”, “Гуси – лебеди”, “Теремок”).

4. Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.

Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку. А Машенька просит испеки мне бабушка колобок.

Бабушка колобка испекла и поставила на окошко студиться. А колобок взял да и покатился. Покатился колобок по дорожке и встретил зайчика. Что, зайчик, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала. («Маша и медведь», «Колобок», «Лиса и заяц».)

Пятый тур

Команды по очереди изображают сказку без слов, с помощью мимики,

движений и жестов. Тянут жребий кому какая сказка попадет

(«Репка» и «Колобок»)

Шестой тур заключительный

Из какой сказки эти слова

1. Нет, петух, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, бык гнал — не выгнал, и тебе не выгнать. («Лиса и заяц»)

2. Тянут-потянут, вытянуть не могут. («Репка»)

3. Даже имена у них были похожи. Звали поросят: («Три поросенка»)

4. Не пей, братец, жеребеночком станешь! («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

5. Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек. («Гуси Лебеди»)

6. Да, теперь тебе нужно готовить приданое, — сказала старая мышь. — Ты выйдешь замуж за важного господина, и надо, чтобы у тебя всего было в достатке. («Дюймовочка»)

7. Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил… («Рукавичка»)

8. Эх, куманек! У тебя хвоста нет, зато голова цела, а мне голову разбили: смотри – мозг выступил, насилу плетусь. («Лиса и волк»)

9. Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберет всего, что я вам причитываю, — дверь не отворяйте, никого не впускайте. («Волк и 7 козлят»)

10. Высоко сижу, далеко гляжу. («Маша и медведь»)

Дорогие наши родители вы большие молодцы, хорошо знаете сказки, а значит много читаете. Наша викторина подошла к концу. И пора подвести итоги и узнать какая команда стала победителем.

Обе команды награждаются.

    Как вызвать интерес к книжке?

Пусть у ребенка будет много разных книг: больших и маленьких, красочных и не очень ярких, но главное – не показывайте ему все книги сразу, а знакомьте постепенно, чтобы был элемент новизны. Не нужно навязывать ребенку незнакомую книгу, даже если вам хочется ее прочитать. Пусть он сам через какое то время заинтересуется этой книгой. Можно положить ее на видное место, чтобы она привлекла внимание малыша, или самому увлечься ее чтением на глазах у ребенка, а потом прочитать из нее какой-нибудь интересный отрывок. И вообще старайтесь сами увлеченно читать художественную литературу, цитируйте отрывки из произведений, делитесь своими впечатлениями о прочитанном. Если ребенок часто будет видеть взрослого, читающего с интересом, у него сформируется определенный стереотип: чтение книги доставляет удовольствие. Сделайте чтение новой книги для ребенка праздником для всей семьи, когда все участвуют и делятся своими впечатлениями. Воспитывайте у своего ребенка отношение к книге как к ценному подарку: дарите книги своему ребенку, его и своим друзьям.

Как сделать так, чтобы ребёнку понравилось слушание книги.

Не нужно бояться отойти от текста, наоборот, во время чтения можно импровизировать, стараться быть смешным, говорить разными голосами, делать необычные смешные жесты, активно пользоваться мимикой, подчеркнуто преувеличивая различные эмоциональные состояния героев произведения. Пусть чтение (рассказывание) превратиться в маленький театр. Чем больше интересного вы добавите в чтение, тем лучше. Чем легче вы войдете в роль, тем внимательнее ваш ребенок будет следить за развитием сюжета. Попробуйте и его приобщить к вашей игре.

     Как воспитать активного читателя?
Прежде всего, будьте активны, любопытны сами. Задавайте ребенку вопросы, помогая ему устанавливать связь между его миром и миром книги. Читая о каком-либо известном ребенку животном, предмете или явлении природы, можно прерывать чтение вопросом, например о том, какого цвета или какой формы этот предмет. Старайтесь поощрять и у ребенка желание задавать вопросы, разжигайте его интерес к персонажам произведения, сюжету. Прервите чтение на самом интересном месте и предложите ему придумать продолжение истории.

Анкета для родителей

«Воспитание у ребёнка интереса и любви к книге»

  1. Есть ли у Вас дома детская библиотечка?____________________
  2. В Вашей детской библиотечке преобладают:

     а) познавательные книги

     б) сказки

     в) стихи

       3. Часто ли Вы покупаете ребёнку книги? _____________________

       4. Чем Вы руководствуетесь при покупке книги ребёнку?

      а) просматриваю содержание

      б) учитываю возраст ребёнка

      в) выбираю книгу по иллюстрациям

      г) покупаю случайно

       5. Как часто Вы читаете ребёнку книги?

      а) ежедневно

      б) редко

       6. По чьей инициативе Вы читаете книги?

       а) по просьбе ребёнка

       б) по своей инициативе

        7. Как Вы узнаёте, внимательно ли ребёнок слушал произведение?

        а) спрашиваю, что нового он узнал из прочитанной книги

        б) обсуждаю поступки героев

        в) предлагаю пересказать содержание

         8. Какие любимые художественные произведения есть у ребёнка?

_____________________________________________________________________________

9. Рассказывает ли Вам ребёнок о художественных произведениях, с которыми он познакомился в детском саду? __________________

10. Какова по Вашему мнению, роль книги в развитии ребёнка?

______________________________________________________________

Уроки
6,7.  Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Дата:13.09.2021

Учитель: Лукина
Екатерина Владимировна

Класс:3г

 Цели:
познакомить учащихся с русской народной
сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной);
учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся, развивать
внимание, память, творческие спо­собности.

Планируемые
результаты:
учащиеся должны уметь различать жанры
устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить
пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять
план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Оборудование:
видео- или аудиозапись сказки «Сестрица
Але­нушка и братец Иванушка», карточки с текстом речевой раз­минки.

Ход
урока 1

I.
Организационный момент

II.
Речевая разминка

На опушке в
избушке

Живут
старушки-болтушки.

У каждой старушки
лукошко.

В каждом лукошке
кошка.

Кошки в лукошках

Шьют старушкам
сапожки.

—  Прочитайте. Что
прочитали? (Скороговорку.)

—  Какой звук
повторяется в скороговорке? (Повторяется звук [и/].)

—  Прочитайте
скороговорку тихо, громко, еще громче. (Чте­ние хором.)

—  А сейчас начнем
читать медленно, постепенно ускоряя темп.

 (Объявляется
конкурс на самое быстрое чтение этой скорого­ворки. Читают желающие.)

—  Можно ли
назвать текст этой скороговорки сказочным? Почему? (Да, можно. Так как здесь
говорится о кошках в лу­кошках, которые шьют старушкам сапожки.)

III.
Проверка домашнего задания

—  Какие
произведения устного народного творчества вы чи­тали дома? (Выступления детей.)

—  Какие сказки мы
читали и даже сочиняли на предыдущих уроках? Что значит докучные? (Надоедливые.)

IV.
Постановка цели урока. Введение в тему

—  Кроме докучных
сказок, какие бывают еще? (Русские на­родные.)

—  Почему они
называются народными? (Их сочинил народ. Сказки передавались из уст в уста.
Автора определить нельзя.)

—  Ребята, в одной
сказочной стране злой волшебник закол­довал интересные добрые сказки. Почти все
слова из ска­зочных текстов разлетелись по свету. Названия стерлись. Но
остались некоторые слова. Не поможете ли вы мне рас­колдовать эти сказки,
вспомнить, как они называются?

•   Заяц, избушка,
Лиса, Баран, Петух, дружно, выгнала. («Лиса и Заяц».)

•   Коза,
козлята, Волк, кузнец, съел. («Волк и семеро козлят».)

•   Аленушка,
Иванушка, козленок, купец, ведьма, утонула, зарезать, ожила. («Сестрица
Аленушка и братец Иванушка».)

Какие вы молодцы!
Расколдовали сказки. Сейчас мы с вами отдохнем и продолжим работу.

V.
Физкультминутка

А теперь, ребята,
встали!

Быстро руки вверх
подняли,

В стороны, вперед,
назад,

Повернулись
вправо, влево,

Тихо сели — вновь
за дело.

VI.
Работа по теме урока

1. Первичное
чтение

(Читают учитель и
учащиеся (по выбору учителя, или вклю­чается видеозапись сказки) так, чтобы
классу было интересно.)

—  Ваши
впечатления о прочитанном?

2. Первичная
проверка понимания

—  Что вы узнали
об Аленушке и Иванушке из первых строк сказки? (Аленушка и Иванушка были
братом и сестрой. Ро­дители их умерли, и остались они одни-одинешеньки.)

—  Куда пошла
Аленушка и почему она братца взяла с собой? (Аленушка пошла на работу. А
Иванушку, наверное, не с кем было оставить, или чтобы он ей помогал в работе.)

—  В
кого превратился братец Иванушка? Как это случилось? (Он превратился в
козленочка, потому что испил водицы из лужицы от козьего копытца.)

—  Ребята,
как вы думаете, почему мальчик не послушался свою старшую сестру? (Он
очень-очень хотел пить, ведь было жарко.)

— Хорошо ли это:
не слушать старших — и почему вы так считаете? (Старших надо слушать. Они
лучше знают, что может случиться, так как у них больше опыта.)

—  Что
предложил Аленушке купец? (Он предложил выйти за него замуж.)

—  Хорошо
ли им жилось всем вместе? (Да, жили они хорошо.)

—  А
кто помешал их счастью? Как это случилось? (Им поме­шала ведьма. Она утопила
Аленушку, а сама превратилась в нее.)

—  Кто
знал о ее обмане? (Все знал козленочек. Он и не дал осу­ществить задуманное.)

—  Стал ли
козленок снова мальчиком? (Да. Он от радости Зраза перекинулся через голову
и обернулся мальчиком.)

—  Что
сделали с ведьмой? (Ее привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое
поле.)

VII.
Рефлексия

VIII.
Подведение итогов урока

—  С какой сказкой
вы познакомились?

—  Чему учит эта
сказка?

Домашнее задание

Подготовить
выразительное чтение сказки.

Дата:14.09.2021

Ход
урока 2

I.
Организационный момент

II.
Речевая разминка

—  Научитесь
читать скороговоркой.

Нет ни речки, ни
пруда — Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца!

—  Научитесь
читать красиво, без ошибок.

III.
Введение в тему

—  Узнайте героев
и назовите, откуда они.

Удивляется народ:

Едет печка, дым
идет,

А Емеля на печи

Ест большие
калачи!

Чай сам наливается

По его хотению,

А сказка
называется… («По щучьему велению»).

Сидит в корзине
девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не
ведая,

Несет ее домой.

Ну, отгадал
загадку?

Тогда скорей
ответь!

Названье этой
сказки… («Маша и медведь»).

Укатился он из
дома        

По дороге
незнакомой…

Ты узнал его,
дружок?

Это самый
непослушный,

Говорливый,
несмышленый

И румяный… (Колобок).

—  О ком эти
стихи? (О героях сказок.)

—  По какому
признаку их можно объединить в одну группу? (Все они русские народные.)

—  Верно.
А с какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? (Со сказкой «Сестрица
Аленушка и братец Ива­нушка».)

IV.
Работа по теме урока

1. Чтение по ролям

—  Прочитайте по
ролям эпизод, в котором Иванушка просит Аленушку водицы напиться.

—  Найдите слова,
которые помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день, их мучила
жажда. Почему эти слова повторяются в сказке несколько раз? (В сказке есть
троекратный повтор. Это признак сказки.)

2. Выборочное
чтение

(Дети зачитывают
отрывок: «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает».)

—  Сколько раз
просил Иванушка воды напиться? На какой раз случилась беда? (Он просил воды
три раза. Беда случилась на третий раз.)

  — Проследите по
сказке, какие несчастья случились с Ива­нушкой и Аленушкой. (Дети зачитывают
отрывки: «Сначала они остались одни», «Иванушка превращается в козленочка»,
«Ведьма топит Аленуш­ку», «Ведьма хочет зарезать козленочка».)

—  Как проявили
себя герои в несчастьях? Какие строки го­ворят о том, что сестра и брат
любили друг друга? (Они не оставляли друг друга в беде.)

(Дети зачитывают
предложения.)

—  Как жилось
Аленушке и Иванушке в доме купца? Как вы понимаете выражение «наряжу в
злато-серебро»? (Им жи­лось там хорошо. Жили они в достатке, богато.)

—  Какую
неосмотрительность допустила Аленушка и что из этого вышло? (Аленушка
пошла купаться с незнакомой женщиной. А это оказалась ведьма.)

—  Можно ли идти
куда-то с незнакомым человеком, если даже он зовет вас ласково и что-нибудь
обещает? (Нет, это очень опасно.)

—  Как
в сказке показано, что зло наказывается, а добро побе­ждает?

—  Найдите
вопрос 7 на с. 27. Ответьте на него.
(Аленушка доб­рая, ласковая,
преданная, доверчивая.)

—  А какая была
ведьма?

—  Расскажите о
ней.

—  Какие слова характеризуют
Аленушку, а какие — ведьму? Соедините линиями.

                                                    
добрая

                                                      
злая

АЛЕНУШКА                             
 ласковая

                                                      
преданная

                                                  
доверчивая

                                                
заботливая

ВЕДЬМА                                      
грубая

                                                     хитрая

                                                     
жестокая

V.
Физкультминутка

(По выбору учителя
или учеников из проведенных ранее.)

VI.
Продолжение работы по теме урока

1. Определение
вида сказки

—  К какому
виду сказок мы ее отнесем?

—  Что же в этой
сказке волшебного?

—  Какие волшебные
предметы есть в сказке?

—  Найдите в
сказке троекратный повтор.

—  Где в сказке
добро, а где зло?

—  Что победило?

Признаки
сказки
(повторяем, записываем в рабочую тетрадь):

1)зачин;

2) волшебные
предметы;

3) сказочные слова
и выражения;

4) троекратный
повтор;

5) борьба добра и
зла;

6) добро побеждает
зло;

7) концовка.

2. Беседа по
иллюстрации

—  Ребята, только
что вы дали описание Аленушки, ее характе­ра. А сейчас подумайте и скажите, как
она выглядит, какой вы себе ее представляете? (Аленушка красивая, стройная,
в стареньком сарафане, так как она бедная.)

—  А вот какой
представлял ее себе художник Иван Яковлевич Билибин, можно видеть на с. 23
учебника
. Такой ли вы ее себе представляли? (Ответы детей.)

VII.
Рефлексия

VIII.
Подведение итогов урока

—  С какой сказкой
вы познакомились?

—  К какому виду
сказок она относится?

—  Докажите, что
она волшебная.

—  Чему учит эта
сказка?

Домашнее задание

Выполнить задание
9 на с. 27 учебника.

В доме жительницы села Лесково Калачеевского района Веры Карпенко – около сотни жителей. Это многочисленные куклы, которых бывший зоотехник начала делать, когда вышла на пенсию. Едва ли не половина – узнаваемые персонажи русских народных сказок. О том, почему для мастерицы так важны фольклорные персонажи, как она придумала и освоила новую технику изготовления кукол, – в материале РИА «Воронеж».

Сестрица аленушка и братец иванушка похожие сказки

От теста – к куклам

Часто бывает, что после выхода на пенсию у людей проявляются способности, о которых раньше они и не подозревали. Кто-то начинает вязать, кто-то – плести мебель из лозы, кто-то – писать картины. А кто-то – создавать кукол.

Большинство изделий Веры Карпенко, выполненные по ее собственной технологии, – популярные сказочные герои, не похожие друг на друга. Часто это композиции из двух-трех работ.

Сестрица аленушка и братец иванушка похожие сказки

Сестрица аленушка и братец иванушка похожие сказки

Начиналось все с тестопластики.

– Куклами я начала заниматься как только вышла на пенсию. А до того немного работала с соленым тестом, – рассказала хозяйка и показала свои «хлебные» работы, тоже, кстати, имеющие отношение к сказочной тематике.

Сестрица аленушка и братец иванушка похожие сказки

Сестрица аленушка и братец иванушка похожие сказки

Дом без сказки жить не может, любит повторять бывший колхозный зоотехник, а ныне – искусный мастер. Из соленого теста Вера делала не только обереги и сказочных героев, но и, например, сюжет по мотивам какого-то полузабытого ею стихотворения о войне.

– Там девушка провожает парня на фронт, он обещает ей обязательно вернуться и, конечно, погибает. Потом она выходит замуж за его родного брата, а своего новорожденного первенца они называют именем погибшего солдата.

Сестрица аленушка и братец иванушка похожие сказки

С тестом, говорит рукодельница, работать несложно: на каждое изделие требуется стакан муки, полстакана мелкой соли и треть стакана воды – это и есть заготовка для будущей работы. Потом она покрывается акриловыми красками, и все готово.

Сестрица аленушка и братец иванушка похожие сказки

Сестрица аленушка и братец иванушка похожие сказки

– Единственный нюанс: любую фигурку надо делать за один присест – тесто не выдерживает длительного хранения. Всего у меня порядка сотни работ в такой технике. Но это, честно говоря, надоело. И я решила попробовать что-то другое. Так в моей жизни появились куклы, – поделилась Вера Карпенко.

Какие формы!

Рождение кукол куда сложнее, признается рукодельница. Они бывают из шерсти, из пенопласта, из соломы… Из-за скромных материальных возможностей Вера придумала свою технологию рождения сказки.

Сестрица аленушка и братец иванушка похожие сказки

– Половина лица делается из керопласта (керамическая масса для лепки. — Прим. РИА «Воронеж»), другая – из пенопласта, как и туловище. Руки-ноги из алюминиевой проволоки, потом они облепляются папье-маше. После этого туловище окрашивается акриловыми красками, и уже затем из каких-то лоскутков, которых всегда полно в шкафу любой хозяйки, я шью куклам одежду, – объяснила мастерица.

Сестрица аленушка и братец иванушка похожие сказки

Сестрица аленушка и братец иванушка похожие сказки

– Самое трудное здесь – лепить лицо, которое я обычно делаю при помощи молда (специальная силиконовая форма. — Прим. РИА «Воронеж»). Использую ножик, чтобы сделать более характерные рот и нос. Но еще труднее – одеть куклу, руки-ноги которой не вращаются вокруг своей оси, как у обычных кукол, тут приходится крутить их вокруг своей оси по-всякому.

Сестрица аленушка и братец иванушка похожие сказки

Примечательно, что рост всех фигур «привязан» к высоте полок в серванте – сделаешь выше, они просто не поместятся внутри.

Сестрица аленушка и братец иванушка похожие сказки

Всех знаем в лицо

Самая удачная ее работа, на взгляд Веры, – сюжет кинокомедии «Кавказская пленница» – Шурик, влюбленный в Нину, и осел. Это один из самых любимых фильмов мастерицы, и потому она с особым трепетом дала жизнь его главным героям.

Сестрица аленушка и братец иванушка похожие сказки

Рядом на соседних полках – Иван-царевич на сером волке, который вместе с Еленой Прекрасной мчится через темный лес, спасаясь от погони. Есть и персонажи сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». А еще парень с девушкой – герои популярной песни 2000-х годов «А ты меня любишь? Ага!».

Сестрица аленушка и братец иванушка похожие сказки

Сестрица аленушка и братец иванушка похожие сказки

Возле – Хозяйка медной горы из одноименного сказа Петра Бажова. Чуть поодаль – несколько фигур цыган по мотивам фильма «Табор уходит в небо».

Сестрица аленушка и братец иванушка похожие сказки

Сестрица аленушка и братец иванушка похожие сказки

– Самое важное для меня – делать так, чтобы все куклы получались разными, не похожими друг на друга. Единственно, чем они могут быть похожими, так это чертами лица, ведь большинство из них сделано в одной форме. А все остальное – совершенно разное, – добавила Вера.

Сестрица аленушка и братец иванушка похожие сказки

Сестрица аленушка и братец иванушка похожие сказки

– Есть еще одна хитрость – кукла гораздо ближе к человеку, чем что-то сделанное по технологии тестопластики. Она теплее, роднее ему, что ли… И новый нюанс – сколько я фотографировала своих кукол, сколько из них размещала по разным уголкам своего дома, а выходило одно: более выгодно они смотрятся именно на фоне какого-нибудь фотопейзажа или большой картины на заднем плане. И обязательно, чтобы там была изображена природа. А на фоне обычных стен или ковров эти работы заметно проигрывают, – сетует мастерица.

Сестрица аленушка и братец иванушка похожие сказки

Сезон творчества

Обычно мастера крайне неохотно делятся своими планами, но Вера все же рассказала о том, что сейчас она работает над сюжетом к военному фильму «В бой идут одни старики» – там, где Ромео возле самолета прощается с летчицей Машей, в которую успел влюбиться с первого взгляда.

Сестрица аленушка и братец иванушка похожие сказки

– Очень хочу доделать эту работу ко Дню Победы 2022 года, сейчас у меня уже есть заготовка, фигурки главных героев. Не знаю, как пойдет дело, но обязательно постараюсь! В этом плане тестопластика больше дисциплинирует мастера, ты точно знаешь, что должен закончить работу сегодня, а в работе с куклами у тебя есть и сегодняшний, и завтрашний и послезавтрашний дни.

Сестрица аленушка и братец иванушка похожие сказки

Сестрица аленушка и братец иванушка похожие сказки

Ни одну из своих работ Вера даже не пыталась продать. Четыре сына и три внука настаивают на том, чтобы они не покидали родительского дома.

– Что до выставок, то это ведь надо списываться с организаторами, куда-то вывозить все это богатство.

У супругов Карпенко каждый весенне-летний день – на вес золота: сад, огород, хозяйство. И лишь осенью и зимой Вера относительно спокойно может общаться со своими любимыми сказочными героями.

Сестрица аленушка и братец иванушка похожие сказки


Текст сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»:

Жили-были себе царь и царица; у них были сын и дочь, сына звали Иванушкой, а дочь Аленушкой. Вот царь с царицею померли, остались дети одни и пошли странствовать по белу свету. Шли, шли, шли… идут и видят пруд, а около пруда пасется стадо коров. «Я хочу пить», — говорит Иванушка. «Не пей, братец, а то будешь теленочком», — говорит Аленушка. Он послушался, и пошли они дальше; шли-шли и видят реку, а около ходит табун лошадей. «Ах, сестрица, если б ты знала, как мне пить хочется». — «Не пей, братец, а то сделаешься жеребеночком». Иванушка послушался, и пошли они дальше, шли-шли и видят озеро, а около него гуляет стадо овец. «Ах, сестрица, мне страшно пить хочется». — «Не пей, братец, а то будешь баранчиком». Иванушка послушался, и пошли они дальше; шли-шли и видят ручей, а возле стерегут свиней. «Ах, сестрица, я напьюся; мне ужасно пить хочется». — «Не пей, братец, а то будешь поросеночком». Иванушка опять послушался, и пошли они дальше; шли-шли и видят: пасется у воды стадо коз. «Ах, сестрица, я напьюся». — «Не пей, братец, а то будешь козленочком». Он не вытерпел и не послушался сестры, напился и стал козленочком, прыгает перед Аленушкой и кричит: «Ме-ке-ке! Ме-ке-ке!»

Аленушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет… Козленочек бегал-бегал и забежал раз в сад к одному царю. Люди увидали и тотчас доказывают царю: «У нас, ваше царское величество, в саду козленочек, и держит его на поясе девица, да такая из себя красавица». Царь приказал спросить, кто она такая. Вот люди и спрашивают ее: откуда она и чьего роду-племени? «Так и так, — говорит Аленушка, — был царь и царица, да померли; остались мы, дети: я — царевна, да вот братец мой, царевич; он не утерпел, напился водицы и стал козленочком». Люди доложили все это царю. Царь позвал Аленушку, расспросил обо всем; она ему приглянулась, и царь захотел на ней жениться. Скоро сделали свадьбу и стали жить себе, и козленочек с ними — гуляет себе по саду, а пьет и ест вместе с царем и царицею.

Вот поехал царь на охоту. Тем временем пришла колдунья и навела на царицу порчу: сделалась Аленушка больная, да такая худая да бледная. На царском дворе все приуныло; цветы в саду стали вянуть, деревья сохнуть, трава блекнуть. Царь воротился и спрашивает царицу: «Али ты чем нездорова?» — «Да, хвораю», — говорит царица. На другой день царь опять поехал на охоту. Аленушка лежит больная; приходит к ней колдунья и говорит: «Хочешь, я тебя вылечу? Выходи к такому-то морю столько-то зорь и пей там воду». Царица послушалась и в сумерках пошла к морю, а колдунья уж дожидается, схватила ее, навязала ей на шею камень и бросила в море. Аленушка пошла на дно; козленочек прибежал и горько-горько заплакал. А колдунья оборотилась царицею и пошла во дворец.

Царь приехал и обрадовался, что царица опять стала здорова. Собрали на стол и сели обедать. «А где же козленочек?» — спрашивает царь. «Не надо его, — говорит колдунья, — я не велела пускать; от него так и несет козлятиной!» На другой день, только царь уехал на охоту, колдунья козленочка била-била, колотила-колотила и грозит ему: «Вот воротится царь, я попрошу тебя зарезать». Приехал царь; колдунья так и пристает к нему: «Прикажи да прикажи зарезать козленочка; он мне надоел, опротивел совсем!» Царю жалко было козленочка, да делать нечего — она так пристает, так упрашивает, что царь, наконец, согласился и позволил его зарезать. Видит козленочек: уж начали точить на него ножи булатные, заплакал он, побежал к царю и просится: «Царь! Пусти меня на море сходить, водицы испить, кишочки всполоскать». Царь пустил его. Вот козленочек прибежал к морю, стал на берегу и жалобно закричал:

Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Огни горят горючие,

Котлы кипят кипучие,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

Она ему отвечает:

Иванушка-братец!

Тяжел камень ко дну тянет,

Люта змея сердце высосала!

Козленочек заплакал и воротился назад. Посеред дня опять просится он у царя: «Царь! Пусти меня на море сходить, водицы испить, кишочки всполоскать». Царь пустил его. Вот козленочек прибежал к морю и жалобно закричал:

Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Огни горят горючие,

Котлы кипят кипучие,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

Она ему отвечает:

Иванушка-братец!

Тяжел камень ко дну тянет,

Люта змея сердце высосала!

Козленочек заплакал и воротился домой. Царь и думает: что бы это значило, козленочек все бегает на море? Вот попросился козленочек в третий раз: «Царь! Пусти меня на море сходить, водицы испить, кишочки всполоскать». Царь отпустил его и сам пошел за ним следом; приходит к морю и слышит — козленочек вызывает сестрицу:

Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Огни горят горючие,

Котлы кипят кипучие,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

Она ему отвечает:

Иванушка-братец!

Тяжел камень ко дну тянет,

Люта змея сердце высосала!

Козленочек опять зачал вызывать сестрицу. Аленушка всплыла кверху и показалась над водой. Царь ухватил ее, сорвал с шеи камень и вытащил Аленушку на берег, да и спрашивает: как это сталося? Она ему все рассказала. Царь обрадовался, козленочек тоже — так и прыгает, в саду все зазеленело и зацвело. А колдунью приказал царь казнить: разложили на дворе костер дров и сожгли ее. После того царь с царицей и с козленочком стали жить да поживать да добра наживать и по-прежнему вместе и пили и ели.

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииХудожник иллюстратор И. Билибин. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Иллюстрация - рисунок, раскрывающий литературное произведениеКак называют...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Иллюстрация - рисунок, раскрывающий литературное произведениеКак называют

    Описание слайда:

    Иллюстрация — рисунок, раскрывающий литературное произведение
    Как называют художника, выполняющего рисунки для литературных произведений?
    Что такое иллюстрация?
    Иллюстратор

  • 2 слайд

    Иллюстраторов детской книги много. Один из выдающихся художников-иллюстраторо

    Описание слайда:

    Иллюстраторов детской книги много. Один из выдающихся художников-иллюстраторов – Иван Яковлевич Билибин. Именно его иллюстрации помогли создать детскую книгу нарядной и доступной.

  • 3 слайд

    Билибин, Иван ЯковлевичРодился в Петербурге в 1876 г. Окончил курс в Петерб

    Описание слайда:

    Билибин, Иван Яковлевич

    Родился в Петербурге в 1876 г. Окончил курс в Петербургском университете по юридическому факультету.

  • 4 слайд

    Билибин Иван Яковлевич Иван Билибин - это художник, который проявил свой т

    Описание слайда:

    Билибин
    Иван Яковлевич

    Иван Билибин — это художник, который проявил свой талант в иллюстрациях к сказкам. Он создал в
    технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, свой «билибинский стиль», основанный на мотивах народных вышивок, лубка, резьбы по дереву, древнерусской миниатюры.

  • 5 слайд

    А началось все с выставки московских художников в 1899 году в Петербурге

    Описание слайда:

    А началось все с выставки московских художников в 1899 году в Петербурге, на которой И.Билибин увидел картину В.Васнецова «Богатыри».

    Восхищённый художник неожиданно проявил интерес к русской старине, сказке, народному искусству.

  • 6 слайд

    Летом этого же года Билибин уезжает в деревню, чтобы самому увидеть дремучие

    Описание слайда:

    Летом этого же года Билибин уезжает в деревню, чтобы самому увидеть дремучие леса, прозрачные речки, деревянные избушки, услышать сказки и песни.

    В его воображении оживают картины с выставки Виктора Васнецова. Художник Иван Билибин начинает иллюстрировать русские народные сказки из сборника Афанасьева.

    В течение 4-х лет Билибин проиллюстрировал семь сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная»

  • 7 слайд

    В иллюстрациях Билибин использовал зарисовки крестьянских построек, утвар

    Описание слайда:

    В иллюстрациях Билибин использовал зарисовки крестьянских построек, утвари, одежды, выполненные в деревне.

  • 8 слайд

    Иллюстрации Билибина к русским народным сказкам, отличающиеся высоким мастерс

    Описание слайда:

    Иллюстрации Билибина к русским народным сказкам, отличающиеся высоким мастерством исполнения всех изобразительных элементов и хитрым узорочьем, очень нравились читателям и любителям книг всех возрастов.

  • 9 слайд

    В иллюстрациях И.Я. Билибина отражен целый мир. Страницу с таким рисунком нев

    Описание слайда:

    В иллюстрациях И.Я. Билибина отражен целый мир. Страницу с таким рисунком невозможно просто перелистнуть: погружаясь в рисунок, разглядывая его внимательно, мы постигаем глубину и красоту русской культуры.

  • 10 слайд

    Сестрица аленушка и братец иванушка похожие сказки

  • 11 слайд

    Баба-Яга. Белый всадник. Иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная»

    Описание слайда:

    Баба-Яга.
    Белый всадник.
    Иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная»

  • 12 слайд

    Иллюстрация к сказке «Царевна-Лягушка» 

    Описание слайда:

    Иллюстрация к сказке «Царевна-Лягушка»
     

  • 13 слайд

    Иллюстрации к сказке «Марья Моревна»Кощей Бессмертный

    Описание слайда:

    Иллюстрации к сказке «Марья Моревна»
    Кощей Бессмертный

  • 14 слайд

    Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане»

    Описание слайда:

    Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане»

  • 15 слайд

    Иллюстрация к сказке «О царе Салтане»

    Описание слайда:

    Иллюстрация к сказке «О царе Салтане»

  • 16 слайд

    Иллюстрации к «Сказке о Золотом петушке»

    Описание слайда:

    Иллюстрации к «Сказке о Золотом петушке»

  • 17 слайд

    Иллюстрации к «Сказке об Иване-Царевиче, Жар-птице и Сером волке» 

    Описание слайда:

    Иллюстрации к «Сказке об Иване-Царевиче,
    Жар-птице и Сером волке»
     

  • 18 слайд

    Иллюстрация к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» 

    Описание слайда:

    Иллюстрация к сказке
    «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
     

  • 19 слайд

    Работа над иллюстрацией- Какой эпизод изобразил художник? - Какими здесь изо

    Описание слайда:

    Работа над иллюстрацией
    — Какой эпизод изобразил художник?

    — Какими здесь изображены герои?
    Учебник стр. 11

  • 20 слайд

    Сестрица аленушка и братец иванушка похожие сказки

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Похожие материалы

  • Конспект урока по литературному чтению во 2 классе: Люблю природу русскую. Весна. Весенние загадки.

  • Презентация по литературному чтению на тему «Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память (2 класс)

  • Рабочая программа «Литературное чтение 1-4 класс».

  • Инновационный проект «Формирование читательской грамотности младших школьников» (презентация)

  • Инновационный проект «Формирование читательской грамотности младших школьников»

  • Урок литературного чтения на тему «К. Г. Паустовский. Похождения жука-носорога»

  • Тест к русской народной сказке «Гуси-лебеди», 2 класс

  • Тест к русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко», 2 класс

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5448523 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

  • Сестрица аленушка и братец иванушка план рассказа для 3 класса
  • Сестрица аленушка и братец иванушка как называется сказка
  • Сестрица аленушка и братец иванушка какая это сказка бытовая о животных или волшебная
  • Сестренка по английски как пишется
  • Сестра фрекен бок из сказки 5 букв сканворд