Сестрица аленушка и братец иванушка план рассказа для 3 класса

План сказки сестрица аленушка и братец иванушка как составить? план этой сказки нужно писать так, чтобы ребенку было понятно,

План сказки сестрица Аленушка и братец Иванушка – как составить?

План этой сказки нужно писать так, чтобы ребенку было понятно, и чтобы он мог опираться на данный план при пересказе. Но детали зависят от того, для чего этот план пишется. Например, для читательского дневника он пишется более коротким. Например:
1. Аленушка не разрешает Иванушке пить из лужицы, а он выпил и стал козленочком.
2. Аленушка встретила молодого купца, и он позвал ее замуж.
3. Злая ведьма позвала Аленушку купаться на реку да и утопила ее.
4. Ведьма превратилась в Аленушку и стала жить с купцом, а козленочка хотела съесть.
5. Купец услышал, как козленочек на реке зовет Аленушку, ее достали и спасли, а козленочек превратился в Иванушку.
6. Злую ведьму привязали к хвосту лошади и так наказали.
*
Более детальный план этой русской народной сказки можно составить такой:
1). Осиротели Аленушка и ее братец Иванушка, пошли работать в поле.
2). Жаркий день был, Иванушка пить просил.
3). Не разрешала Аленушка ему пить из копытца, чтобы не превратился он в теленочка, жеребеночка или козленочка.


4). Не послушался Иванушка, напился из козьего копытца и превратился в козленочка.
5). Горько плакала Аленушка, да тут купец ее увидал и замуж позвал.
6). Аленушка согласилась, но сказала, что козленочек будет жить с ними.
7). Уехал как-то купец далеко, а к дому ведьма пришла.
8). Позвала ведьма Аленушку купаться, привязала ей камень на шею и утопила в речке.
9). Обернулась ведьма Аленушкой и стала с купцом жить вместо нее.
10). Иванушка все на речку бегал, звал Аленушку.
11). Тогда ведьма захотела его зажарить и съесть.
12). Попросился козленочек у купца на речку сбегать и стал там плакать, а Аленушка ему из реки отвечала.
13). Услышал это слуга, рассказал купцу.
14). Вытащили Аленушку из воды, нарядили – она и ожила.
15). А злую ведьму к хвосту лошади привязали и погнали лошадь в поле, где ведьма и нашла свою смерть.


borodatiyvopros.com

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»


Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и их характеристика

  1. Сестрица Аленушка, умная и работящая девушка, заботилась о любимом брате. Доверчивая и безобидная. Очень красивая.
  2. Братец Иванушка, молодой, непослушный, беззаботный. Стал козленочком из-за того, что не слушал сестрицу.
  3. Купец, молодой и красивый, честный и порядочный.
  4. Ведьма, злая и коварная, обманщица, жестокая.

План пересказа сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 

  1. Смерть родителей
  2. Дорога в поле
  3. Коровье копытце
  4. Лошадиное копытце
  5. Козье копытце
  6. Встреча с купцом
  7. Ведьма
  8. Разговор козленка
  9. Прощание козленка

  10. Спасение Аленушки
  11. Смерть ведьмы

Кратчайшее содержание сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Сироты Аленушка и братец Иванушка отправились в жару через поле.
  2. Иванушка все хотел пить и наконец выпил воды из копытца и стал козленком
  3. Аленушка вышла замуж за купца, но ведьма утопила ее в пруду
  4. Ведьма уговорила купца зарезать Иванушку, а тот побежал прощаться с Аленушкой
  5. Слуга услышал их разговор и Аленушку спасли
  6. Ведьму привязали к конскому хвосту.

Главная мысль сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Чтобы не было беды, всегда слушайте, что говорят старшие, знающие люди.

Чему учит сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Сказка эта учит быть послушными и не баловаться. Учит не пить грязную воду. Учит не верить первому встречному. Учит не терять надежду. Учит тому, что все должно закончится хорошо и добро обязательно победит.

Отзыв на сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Эту русскую народную сказку нам пересказал Алексей Толстой. Это интересная и поучительная история о непослушном братце и работящей сестре. Мне не понравилось поведение Иванушки, хотя конечно он не заслужил того, чтобы вечно оставаться козленочком. А вот сестра Аленушка очень хорошая и добрая девушка. Я рада, что все для нее закончилось хорошо, хотя и ей следовало быть осторожней, как она советовала братцу.

Пословицы к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Слушайся добрых людей — на путь наставят.
Слушай умом, а не брюхом.
Во всяком худе не без добра.

Краткое содержание краткий пересказ сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Жили старик со старухой и были у них дочка Аленушка и сыночек Иванушка.
Но умерли старики и остались дети сиротами.
Пошла однажды Аленушка на работу и Иванушку с собой взяла. А идти пришлось через поле. Жарко было, пить очень Иванушке захотелось. Видит он копыто коровье с водой, захотел из него напиться. Но сестрица не велела, а то стал бы братец теленочком.


Идут дальше, лошадиное копытце и опять хочется Иванушке воды напиться. Но опять сестрица не дает — жеребеночком станет.
Идут дальше. Козье копытце. Не послушал тут Иванушка сестрицу и выпил воды. Стал он козленочком, Аленушка рядом стоит, слезами заливается.
Ехал мимо купец молодой, узнал о горе девичьим, предложил замуж за него выйти, а козленочка с собой взять.
Согласилась Аленушка и зажили они с купцом счастливо.
Только уехал раз купец, пришла к Аленушке злая женщина и позвала на пруд купаться. Привязала ведьма Аленушке камень на шею, столкнула Аленушку в воду, а сама в нее превратилась. Никто и не узнал ведьму.
Только козленочек знал что случилось, и бегал на пруд, сестрицу звал.
Узнала о том ведьма, попросила зарезать козленочка. Не хотел купец, но согласился. А козленочек просит напоследок на пруд сбегать, водички попить.

Прибежал козленок на берег, кричит, Аленушку зовет, говорит, что его убить хотят. А Аленушка из-под воды отвечает, что не может встать, камень давит, пески держат.
Услышал то слуга, рассказал купцу. Сбежался народ, достали Аленушку, обмыли ее чистой водой и ожила девушка. А козленочек на радостях трижды через себя перепрыгнул и Иванушкой стал.
А ведьму к хвосту конскому привязали, да в поле пустили.

Признаки волшебной сказки в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

  1. Волшебные превращения — козленок, оживление Аленушки
  2. Традиционный зачин и концовка
  3. Победа добра.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
plan pereskaza sestrica alenushka i bratec ivanushka 0
plan pereskaza sestrica alenushka i bratec ivanushka 1

santyaguarundito.blogspot.com

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Читательский дневник по русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Автор: народ

Название произведения: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Число страниц: 3

Жанр: сказка

Главные герои:  Аленушка, Иванушка.

Краткое содержание сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»:

Сказка рассказывает о том, как брат и сестра, оставшись сиротами, пошли странствовать по свету.

Ослушавшись сестру, Иванушка напился воды и стал козленочком.

Вскоре Аленушка стала царицей и завистливая колдунья ее утопила.

Благодаря, Иванушке-козленочку царь нашел и спас Аленушку.

И стали они по-прежнему счастливо жить все вместе.

План произведения для пересказа сказки:

1. Сироты пошли странствовать по свету

2. Вода и запреты Аленушки

3. Непослушание и превращение Иванушки

4. Свадьба с царем

5. Порча колдуньи

6. Колдунья утопила Аленушку

7. Иванушка бегает к морю

8. Царь обнаружил Аленушку

9. Казнь колдуньи

10. Счастливая семья

Рисунок — иллюстрация сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

plan pereskaza sestrica alenushka i bratec ivanushka 2

Главная мысль:

Непослушание старших часто имеет непоправимые последствия.

Забота родных способна спасти от самой большой беды.

Чему учит произведение:

Сказка учит нас слушать старших, ведь они желают нам только добра и плохого не посоветуют.

Также она учит любить, поддерживать и заботиться о родных в любых ситуациях.

Синквейн:

Иванушка.

Маленький, глупый.

Слушает, ослушивается, пьет.

Стал козленочком.

Непослушание.

Краткий отзыв по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»:

Мне очень понравилась сказка.

Она интересная, необычная и поучительная.

Моим любимым героем стала Аленушка.

Ее отношение к брату вызывает уважение.

Я искренне переживал за Аленушку, когда колдунья хотела убить ее.

И очень рад, что Иванушка, несмотря на свое состояние, смог спасти сестру.


Пословицы к сказке:

Кто слушается старшего, нога того о камень не ударится.

Дружная семья — долгая жизнь.

Дерево держится корнями, а человек – родственниками.

Готовый читательский дневник 3 класс: краткое содержание произведений, рисунок — иллюстрация, план, главная мысль, краткий отзыв и пословицы для развития логического мышления ребенка.

gdz-gramota.ru

План конспект урока по
литературному чтению

Класс:
3

Тема: Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Цель: ознакомление  учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Задачи
урока:

           
Обучающие:
  — способствовать
формированию умения анализировать текст;

                                   
— учить выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям, их
поступкам.

          
Развивающие:

развивать речь, способствовать уточнению и обогащению словаря учащихся;

                                  
  — развивать умения сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать;

                                    
— развивать умение правильно задавать вопросы.

          
Воспитательные:
    —
создать условия для формирования положительного отношения к учению,
содействовать воспитанию навыков культуры общения на уроке;

                                         
— содействовать привитию этических качеств личности — доброты, сострадания,
соучастия;

                                         
— воспитывать любовь к чтению.

Планируемые
результаты:

          
Личностные УУД:
— формирование
положительного отношения к процессу обучения и интерес к учебному предмету;

                                           
— формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности.

        
Регулятивные УУД:
формирование у учащихся способности организовывать
свою учебно-познавательную деятельность;

                                       
-формирование умения принимать и сохранять учебную задачу;

                                      
-умение осознавать
познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также
самостоятельно находить её в материалах учебника, понимать информацию.

       
Познавательные УУД:
формирование умения анализировать,
синтезировать, оценивать прочитанное с целью подготовки пересказа;

                                                
— овладение логическими действиями 
рассуждения по обозначенной проблеме.

       
Коммуникативные УУД:

формирование умения вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать
в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

                                           
        
— осуществление
совместной деятельности  в парах, в рабочих группах с учетом конкретных
учебно-познавательных задач;

                                                   
формирование умения выражать свои мысли в
оценочном суждении.

Тип урока: открытие новых знаний

  Оборудование: учебник, проектор,
интерактивная доска, презентация.

Ход урока:

I.           
Мотивация
к учебной деятельности.

Прозвенел
и смолк звонок

Начинаем
наш урок

Друг
на друга посмотрели,

Улыбнулись,
тихо сели
!

— Здравствуйте,
ребята! Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?( С хорошим, отличным)
Давайте постараемся сохранить это настроение  до конца наших
уроков .С улыбки всегда приятно начинать любое дело .

 — Думаю, что
сегодня мы хорошо поработаем, узнаем много интересного и наше хорошее
настроение нас не покинет.

II.           
Актуализация
знаний.

(проверка домашнего
задания)

Много жанров есть на свете

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прекрас.

— Что
это? О каком жанре устного народного творчества спрашивается? (Сказка)

 Чем этот жанр отличается от других? ( ….) По авторству, на какие группы делятся сказки? (Народные;
авторские)

– По
содержанию, какие бывают сказки? Назовите ключевой признак, который отличает
эти сказки.

Волшебные – происходит волшебство с главным героем; есть
предметы волшебства.

Сказки
проживотных
 – 
главные герои – животные.

Бытовые – описан быт и жизнь людей, их привычки, обряды.


Правильно. Молодцы! Александр Сергеевич Пушкин говорил: «Что за прелесть эти
сказки!»

-Согласны ли вы с изречением знаменитого поэта и
сказочника? ( Да)

-Обоснуйте
ваше мнение.

 -Как вы
думаете, легко ли сочинять сказки? ( Нет) Кто-нибудь пробовал сочинять
сказки?

Сказка, сказка, прибаутка,

Рассказать ее не шутка,

Чтобы сказочка сначала,

Словно реченька, журчала,

Чтоб к концу ни стар, ни мал

От нее не задремал.

— Ребята, а есть ли у вас любимые сказки? ( Да) Названия
каких любимых сказок вы помните?


Молодцы! Какими словами обычно начинаются сказки? ( Жили-были……..)

-Какими
словами часто заканчиваются сказки? (И жили они долго и счастливо…..)


Ребята, я хочу вам сказать , что начало сказки называется зачином, а
ее окончание, заключительная часть – концовкой.


Сегодня нам предстоит познакомиться с еще одной сказкой. Посмотрите на доску и
прочитайте ключевые слова. Сначала про себя. А кто готов прочитать вслух?

пить,
колодец, копытце, купец, козленочек, ведьма

(на доску учитель прикрепляет слова)

 — Кто догадался, о какой сказке идет речь? («Сестрица
Аленушка и братец Иванушка»)

-Молодцы, отлично! Это тема нашего урока. Какую цель мы
можем поставить перед собой? ( прочитать сказку, познакомиться с главными и
второстепенными героями…)

— Верно!

III.           
Подготовка
к первичному восприятию текста.

— Прочитайте название сказки. По названию
определите главных героев. Что заметили в названии?

— Как вы считаете, почему автор назвал ласково:
сестрица Аленушка и братец Иванушка? Какие отношения между героями?
(теплые..)

— А сейчас рассмотрите иллюстрации. Можно ли
определить, о ком пойдет речь? (да)

— Хорошо. Но, ребята, прежде чем начнем читать, проведём
работу по уточнению слов, предложений, словосочетаний: (словарная работа)

стоит коровье копытце;

лошадиное копытце;

козье копытце полно водицы. (следы копыт животных, наполненные водой)

купец (Богатый
торговец, тот, кто торговал. )

ведомо (известно)

Ножи булатные (Булать
— узорочная сталь, витое железо, нож из стали с узорчатой ручкой. )

( показ на слайде)

Это основные слова, словосочетания, которые вам не знакомы.
Но если у вас возникнут вопросы, если вы не знаете значения слов, вы можете
задать в ходе чтения.

IV.           
Первичное
восприятие.

-А сейчас открываем учебник,  страницу 74
и начинаем читать сказку. Читаем мы по цепочке, начинаем с первого ряда.

Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок
Иванушка.

Старик со старухой умерли. Остались Алёнушка да Иванушка
одни-одинешеньки.

Пошла Алёнушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по
дальнему пути, по широкому полю, и захотелось Иванушке пить.

— Сестрица Алёнушка, я пить хочу!

— Подожди, братец, дойдем до колодца.

Шли-шли, — солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот
выступает. Стоит коровье копытце полно водицы.

— Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца!

— Не пей, братец, телёночком станешь!

Братец послушался, пошли дальше. Солнце высоко, колодец далеко,
жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы.

— Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца!

— Не пей, братец, жеребёночком станешь!

Вздохнул Иванушка, опять пошли дальше. Идут, идут, — солнце
высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно
водицы.

Иванушка говорит:

— Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!

— Не пей, братец, козлёночком станешь!

Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и
стал козлёночком…

Зовет Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький
козлёночек.

Залилась Алёнушка слезами, села на стожок — плачет, а козлёночек
возле неё скачет.

В ту пору ехал мимо купец:

— О чём, красная девица, плачешь?

Рассказала ему Алёнушка про свою беду. Купец ей и говорит:

— Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато серебро, и козлёночек
будет жить с нами.

Алёнушка подумала, подумала и пошла за купца замуж.

Стали они жить-поживать, и козлёночек с ними живет, ест-пьет с
Алёнушкой из одной чашки.

Один раз купца не было дома. Откуда не возьмись приходит ведьма:
стала под Алёнушкино окошко и такто ласково начала звать её купаться на реку.

Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на неё, привязала
Алёнушке на шею камень и бросила её в воду.

А сама оборотилась Алёнушкой, нарядилась в её платье и пришла в её
хоромы. Никто ведьму не распознал. Купец вернулся — и тот не распознал.

Одному козлёночку все было ведомо. Повесил он голову, не пьет, не
ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовёт:


Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь,
выплынь на бережок…

Узнала об этом ведьма и стала просить мужа зарежь да зарежь
козлёнка.

Купцу жалко было козлёночка, привык он к нему А ведьма так
пристает, так упрашивает, — делать нечего, купец согласился:

— Ну, зарежь его…

Велела ведьма разложить костры высокие, греть котлы чугунные,
точить ножи булатные.

Козлёночек проведал, что ему недолго жить, и говорит названому
отцу:

— Перед смертью пусти меня на речку сходить, водицы испить,
кишочки прополоскать.

— Ну, сходи.

Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнёхонько
закричал:


Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь,
выплынь на бережок.

Костры
горят высокие,

Котлы
кипят чугунные,

Ножи
точат булатные,

Хотят
меня зарезати!

Алёнушка из реки ему отвечает:


Ах, братец мой Иванушка!

Тяжёл
камень на дно тянет,

Шелкова
трава ноги спутала,

Желты
пески на груди легли.

А ведьма ищет козлёночка, не может найти и посылает слугу:

— Пойди найди козлёнка, приведи его ко мне.

Пошёл слуга на реку и видит: по берегу бегает козлёночек и
жалобнёшенько зовет:


Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь,
выплынь на бережок.

Костры
горят высокие,

Котлы
кипят чугунные,

Ножи
точат булатные,

Хотят
меня зарезати!

А из реки ему отвечают:


Ах, братец мой Иванушка!

Тяжел
камень на дно тянет,

Шелкова
трава ноги спутала,

Желты
пески на груди легли.

Слуга побежал домой и рассказал купцу про то, что слышал на речке.
Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Алёнушку на
берег. Сняли камень с шеи, окунули её в ключевую воду, одели ее в нарядное
платье. Алёнушка ожила и стала краше, чем была.

А козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и
обернулся мальчиком Иванушкой.

Ведьму привязали к лошадиному хвосту, и пустили в чистое поле.

— Ребята, какая это сказка? Авторская или народная? А по
содержанию? (Волшебная) Почему вы так думаете? ( Потому что
происходит волшебство)

-Молодцы!

    V.           
Проверка первичного восприятия.

— Ребята, вам понравилась сказка?( Да) А сейчас я
проверю, как вы хорошо слушали друг друга.

-Что предложил  купец Аленушке?


Слушал ли Иванушка свою сестру?


К чему это привело?

– Как отнеслась Аленушка к брату, ставшему козленочком?

— Как заканчивается сказка?


Ребята, поделитесь своими чувствами, мыслями, переживаниями, которые вы
испытывали при прочтении сказки.

-Кому
вы сочувствовали?


Хорошо, ребята. Вы все внимательно слушали друг друга. Вы, наверное, устали, давайте
немножко отдохнем.

Физминутка.

ЛЕШИЙ

По тропинке леший шел,

На полянке гриб нашел.

(Ходьба)

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок.

(Приседания)

Леший охает: устал

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся,

А потом назад прогнулся,

А потом вперед прогнулся,

И до пола дотянулся.

А потом вперед пошел

И опять грибок нашел.

— Молодцы, ребята! Садимся на своих местах.

VI.           
Мотивация
к прочитыванию и анализа произведения.

Продолжаем
работу. Сейчас я вам задам вопросы, а вы должны найти ответ у себя в тексте. (
выборочное чтение)

—  Сколько раз просил Иванушка воды напиться?
На какой раз случилась беда? (Он просил воды три раза. Беда случилась
на третий раз.)
 

— Проследите по сказке, какие несчастья случились с
Иванушкой и Аленушкой. (Дети зачитывают отрывки: «Сначала они остались одни»,
«Иванушка превращается в козленочка», «Ведьма топит Аленушку», «Ведьма хочет
зарезать козленочка».)

—  Как проявили себя герои в несчастьях? Какие
строки говорят о том, что сестра и
 брат любили друг друга? (Они не оставляли
друг друга в беде.)
 (Дети зачитывают предложения.)

—  Как жилось Аленушке и Иванушке в доме
купца? Как вы понимаете выражение «наряжу в злато-серебро»? (Им жилось
там хорошо. Жили они в достатке, богато.)

—  Какую неосмотрительность допустила Аленушка
и
 что из этого вышло? (Аленушка
пошла купаться с незнакомой женщиной. А это оказалась ведьма.)

—  Можно ли идти куда-то с незнакомым
человеком, если даже он зовет вас ласково и что-нибудь обещает? (Нет,
это очень опасно.)

Молодцы, ребята! Мы с вами полностью разобрали весь
рассказ. Это поможет вам при выполнении домашнего задания.

VII.           
Анализ
литературного произведения.

— Мы с вами
прочитали сказку и из нее узнали, что происходить с
Аленушкой. Но в сказке нет описания, какая она. А
какой она вам представляется?

— Хорошо.
А, ребята, какие слова помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий
день и их мучила жажда? Как вы понимаете выражение «пот донимает»? (Это
значит, что Иванушке стало нестерпимо жарко)

Какие слова в этом отрывке повторялись? (Шли-шли,
идут, идут
)

-Значит,
для сказки еще характерны повторы, которые часто в них
используются.

— А
сейчас мы поработаем в парах. Кто мне напомнит правила работы в парах? (….)

— Вы должны в парах обсудить и  ответить на вопрос : «Как в
сказке показано, что зло наказывается, а добро побеждает?»

— Вижу, что многие пары закончили. Кто хочет ответить? А
может кто-то по другому думает?

— Отлично. Молодцы!

VIII.           
Обобщение
результатов анализа.

— Ребята, как вы думаете, какие пословицы подходят к нашей
сказке?

·                
Послушному — одно слово, непослушному — сто.

·                
Делая зло, на добро не надейся.

·                
Зло злом губится

·                
Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.


Ребята, видите, как много пословиц мы с вами подобрали. Все они относятся к
нашей сказке. Например, если возьмем первую пословицу, какой эпизод к ней
подходит?( Где Иванушка просит воду)


Хорошо.
 А сейчас красиво, выразительно прочитаем по
ролям этот эпизод. ( в котором Иванушка просит Аленушку водицы напиться.) Есть
желающие?

— Вот видите, ребята, если бы Иванушка послушался сестрицу,-
не выпил бы из копытца, то не превратился бы он в козленочка. Какой вывод мы
можем сделать? Что нужно, слушаться взрослых.

IX.           
Рефлексия учебной
деятельности.

-Ребята, к сожалению, наш урок подходит к концу. Давайте сделаем
итоги. Какая была тема нашего урока? С какой сказкой мы познакомились?

— Кто главные герои сказки?

— Чему учит эта сказка?

-Все ли удалось выполнить
на уроке?

-С каким настроением
завершаете урок?

-А в
нашей жизни можно ли пить из луж воду? (нет)

-Чем это
может закончиться? (болезнью, вредом для здоровья)

-Правильно,
ребята. Мы должны беречь себя. Заботиться о своем здоровье.

— Давайте,
сейчас все вместе составим синквейн про сестрицу Алёнушку.


Кто-нибудь знает, что такой синквейн? ( это стихотворение из 5 строк,
написанное по правилам……..)

Алёнушка

Плачет,
переживает.

Грустная,
задумчивая, печальная.

Села
под стожок с козленочком

Одна-
одинешенька.

— Молодцы, ребята. Запишем
домашнее задание : нарисовать иллюстрации к сказкам и подготовить выразительное
чтение сказки.

 
-Спасибо, ребята, за урок.

.

Чтение

Тема: Составление плана сказки«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Цели : создать условия для организации и проведения повторения литературоведческих понятий – о главной теме, идее (основной мысли) сказки; ознакомления учащихся с особенностями волшебной сказки; объяснения, как определять особенности волшебных сказок; обучения соотношению заглавия с содержанием текста сказки (его темой, главной мыслью), умению отличать героя волшебной сказки от героев других сказок, формулированию темы урока на основе ключевых слов, составлению плана урока, проведению рефлексии на основе данного плана, работе с книгой (озаглавливать выставку книг, классифицировать книги по разным основаниям, узнавать произведение по обложке), осознанному, выразительному чтению, правильной передаче с помощью интонации характера, чувств и настроения героев сказки

Планируемые результаты

Предметные:научатся называть с опорой на схему элементы волшебной сказки, героев произведения; ориентироваться в тексте; читать выразительно текст, передавать правильно с помощью интонации характер, чувства и настроение героев сказки; сравнивать героев сказок, их внешность, поступки; быстро просматривать текст с установкой на выполнение конкретного задания

Метапредметные:познавательные: выделяют особенности волшебной сказки, дают характеристику герою волшебной сказки;

регулятивные: стремятся организовать свою работу (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий), распределяют роли для чтения в малой группе, планируют работу в группе, организовывают в своей группе прослушивание чтения по ролям от начала до конца;

коммуникативные: выбирают для себя соответствующую роль при чтении в лицах (или инсценировании) сказки и объясняют свой выбор товарищам

Личностные:осмысливают нравственные понятия и ценности, принятые в обществе; приобретают эстетические ценности и этические чувства на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений устного народного творчества, проявляют интерес и отзывчивость к культурному наследию других народ

Ход урока

Оргмомент

Прозвенел уже звонок –

И мы сейчас начнём урок

II. Актуализация опорных знаний

Много жанров есть на свете: басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети волшебство и мир прикрас.

– О каком жанре устного народного творчества говорится? (Сказке.)

– Чем этот жанр отличается от других?

– На какие группы делятся сказки по авторству? (Народная; авторская.)

– Какие бывают сказки по содержанию?

– Назовите ключевой признак, который отличает эти сказки

III. Сообщение темы и целей

– Сегодня мы продолжим знакомиться со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», найдём все особенности русской народной сказки. Итак, отправляемся

в увлекательное путешествие в русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка

и братец Иванушка». Мы будем читать, фантазировать, наблюдать, рассказывать,

показывать, проверим свои знания

IV. Закрепление изученного материала.

1. Беседа по прочитанному.

– Проведём выборочное чтение по словесным и иллюстрированным картинам.

• Старик да старуха.

• Алёнушка да Иванушка.

• Одни-одинёшеньки.

– Прочитаем эти слова вполголоса. Как вы понимаете значение слов «одни-одинё-шеньки»? (Совсем одни.)

– Вспомните данный фрагмент сказки, найдите и прочитайте его.

– Как начинается эти сказка, с каких слов?

– Это предложение в сказке называется зачином.

– А ещё как могут начинаться сказки?

– А теперь внимательно рассмотрите иллюстрацию к сказке и вспомните, какой эпизод отражен на этой картинке?

– Сколько раз Алёнушка упрашивала Иванушку не пить из копытца?

– Число 3 – число волшебного мира. Найдите и зачитайте нужный эпизод по ролям. А для этого перевоплотимся в Алёнушку и Иванушку и не забываем голосом и интонацией выделять речь наших героев.

Надевает ролевые маски чтецам.

– Ребята, именно это предложение («Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца») является завязкой сказки. И оно нас как бы насторожило, что же дальше будет.

– Какие слова помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день и их мучила жажда? Как вы понимаете выражение «пот донимает»?

– Какие слова в этом отрывке повторялись?

– Значит, для сказки ещё характерны повторы, которые часто в них используются

2. Работа по вопросам.

– Далее идёт основной сюжет сказки. О нем мы поговорим чуть позже.

– Так как у нас сегодня урок необычный, то принимайте гостей. Это мудрый кот, который любит рассказывать ребятам свои сказки, и он хочет проверить ваши знания по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А для этого мудрый кот подготовил для вас свои вопросы. Только он хочет услышать полные ответы. И чтобы вы сопровождали их выборочным чтением, аргументировали.

– Что предложил Алёнушке купец?

– Что произошло, пока купца не было дома?

– Какую неосторожность допустила Алёнушка и что из этого вышло?

– Можно ли идти с незнакомым человеком, если он даже зовёт вас ласково и что-нибудь обещает? (Нет. Это очень опасно.)

– Зачем побежал козлёнок на речку?

– Прочитайте, что ответила ему Алёнушка?

– Как козлёнок звал свою сестру: весело или печально?

– Как заканчивается сказка? Найдите и прочитайте этот момент. Это предложение ставит точку в развитии сюжета.

– Как ещё может закончиться сказка? Обычно сказки заканчиваются богатым свадебным пиром, и часто используются такие слова: «И стали жить-поживать и добра наживать».

– Как и в любой сказке, добро победило зло. Чему учит нас эта сказка?

– Ведь Алёнушка и Иванушка выдержали испытание только потому, что они не оставили друг друга в беде и любили друг друга.

– Повторим, из каких частей состоит сказка.

Физкультминутка

Работа по анализу и определению основной мысли сказки

– В этой сказке есть положительные и отрицательные герои.

– Положительный герой – это… Олицетворением зла в этой сказке является…

– Многое мы узнали об этих героях, и я предлагаю проанализировать главных героев, подобрать соответствующие слова.

ВЕДЬМА – злая, жестокая, хитрая, грубая.

АЛЁНУШКА – добродушная, ласковая, преданная, заботливая.

– Исследуйте и подчеркните такие пословицы, которые подходят к нашей сказке:

• Кто не слушает советов, тому нечем помочь.

• Доброе дело и в воде не тонет.

• Труд человека кормит, а лень портит.

• Дружбой дорожи, забывать её не спеши.

• Вся семья вместе, так и душа на месте.

• Маленькое дело лучше большого безделья

V. Тест

Выбери и подчеркни верный ответ.

1. Почему сестрица и братец остались одни-одинёшеньки?

а) Их прогнали родители;

б) родители умерли;

в) дети потерялись.

2. Куда пошла Алёнушка?

а) На работу;

б) за грибами;

в) играть с подругами;

г) за дровами.

3. Откуда Иванушка хотел попить в третий раз?

а) Из козьего копытца;

б) лошадиного копытца;

в) речки;

г) волшебного колодца.

4. Что случилось с Иванушкой?

а) Попал в жилище ведьмы;

б) стал жеребёночком;

в) стал телёночком;

г) стал козлёночком.

5. Что предложил Алёнушке купец?

а) Спасти Иванушку;

б) убить ведьму;

в) выйти за него замуж.

6. Что сделала с Алёнушкой ведьма?

а) Превратила в лягушку;

б) надела на шею камень и бросила в реку;

в) заперла в подвале.

7. Как ведьма попала в дом к купцу?

а) Околдовала купца;

б) оборотилась мышкой;

в) оборотилась Алёнушкой.

8. Почему ведьма упросила купца зарезать козлёнка?

а) Козлёнок ей не понравился;

б) козлёнок всё знал;

в) козлёнок казался ей очень вкусным.

9. Как купец узнал правду?

а) Его слуга подслушал разговор козлёнка с Алёнушкой;

б) купец подслушал разговор ведьмы;

в) козлёнок всё рассказал купцу.

VI. Итог урока

– Как вы думаете, к какому виду сказок мы можем отнести сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? Докажите.

– А. С. Пушкин говорил «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Вы согласны с этим высказыванием?

– Какой урок нам дала эта сказка?

VII. Рефлексия

– Выберите и продолжите любое предложение:

• На уроке я узнал…

• Сегодня я сумел…

• Я похвалил бы себя за…

VIII. Домашнее задание

Перечитать эпизод из сказки, который больше всего понравился, нарисовать иллюстрацию к этому отрывку.

Дополнительно: прочитать русскую народную сказку и пересказать ее

Литературное чтение, 3 класс

Урок 4. Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Волшебные сказки, их особенности, нравственное содержание
  2. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Глоссарий по теме

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет во время и место описываемых событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Волшебный предмет — это наделенный сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.

Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.

Ключевые слова

Устное народное творчество. Волшебная сказка. Зачин. Концовка. Волшебный предмет. Троекратный повтор. Победа добра над злом.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С.22-27
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 20
  3. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013

На уроке мы узнаем  о   жанре устного народного творчества – волшебной сказке;

Научимся  характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план;

Сможем  рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Основное содержание урока

1.Начнём знакомство со сказками.

Сказка – жанр устного народного творчества. Появились они очень давно. Родители, рассказывая детям сказки, учили их обычаям своего народа, что такое добро и зло, как правильно поступать в разных ситуациях.

Раньше сказки не записывались, а передавались из поколения в поколение, из уст в уста.

Позже писатели – собиратели фольклора стали записывать сказки со слов рассказчиков и появились книжки – сборники русских народных сказок. Самым известным собирателем народных сказок в России был Александр Николаевич Афанасьев. Он записал множество русских народных сказок и издал сборник из нескольких выпусков.

Сказки бывают бытовые, волшебные, о животных.

  1. Сегодня мы познакомимся с особенностями волшебной сказки на примере русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Сказка всегда начинается с зачина. В нём обычно сообщается о том, кто является героями сказки, где и когда происходит действие. Прочитав зачин, вы узнали, что Алёнушка и Иванушка были сиротами, родители у них умерли, и остались они одни-одинёшеньки.

Действие сказки начинается в дороге – Алёнушка отправляется на работу и берёт с собой младшего братца. По дороге братец трижды просит разрешения напиться воды их копытца. Троекратный повтор характерен для волшебной сказки. В нашей сказке есть ещё троекратный повтор – прежде чем снова стать человеком, козленочек трижды перекидывается через голову.

В волшебных сказках всегда действуют положительные и отрицательные герои. В нашей сказке Алёнушка – добрая, ласковая, работящая, преданная — положительный герой, а ведьма –  злая, жестокая, хитрая, грубая — отрицательный.

В волшебных сказках происходят волшебные события. Обратимся к нашей сказке. Какие волшебные события произошли в ней?

 — Иванушка превратился в козлёночка;

 — злая ведьма обернулась Алёнушкой;

— Алёнушка утонула, но осталась жива и могла разговаривать с братцем;

 — козлёночек снова стал мальчиком.

События сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» показывают, что непослушание и неосторожность ведут к беде. Не послушался Иванушка сестру – стал козленочком. Сказка подсказывает нам: чтобы избежать беды, надо слушаться старших.

Пошла Алёнушка купаться с ведьмой, а та её утопила. «Не доверяйте незнакомым людям!» — учит сказка.

В сказке добро побеждает зло, ведь героиня сказки Алёнушка заслужила помощь. Алёнушка не бросила братца в несчастье, и он тоже старался выручить её из беды. Любовь и преданность друг к другу помогла героям сказки преодолеть трудности.

События сказки происходят в определенной последовательности. Читая сказку, обратите внимание на основные эпизоды сказки – это поможет вам пересказать её.

— Смерть родителей

— Дорога в поле

 — Коровье копытце

 — Лошадиное копытце

 — Козье копытце

 — Встреча с купцом

 — Ведьма

 — Разговор козленка

 — Прощание козлёнка

 — Спасение Алёнушки

 — Превращение козленочка в мальчика.

При пересказе народной сказки нужно обращать внимание на язык сказки. Многие слова и выражения характерны для сказки, они помогают лучше передать её напевность, неторопливость, плавность повествования. Например, жили-были, одни-одинёшеньки, красна девица, злато-серебро, залилась слезами, по дальнему пути, по широкому полю, братец, сестрица и другие.

Концовка сказки обычно ставит точку во всех происходящих событиях. В варианте, предложенном вашим учебником концовка – превращение козлёнка в мальчика. В другом варианте этой же сказки концовкой является наказание злой ведьмы. Часто концовка звучит как намёк на продолжение событий: «и стали они жить-поживать и добра наживать» или благодарностью рассказчика к слушателям: «Вот и сказке — конец, а кто слушал – молодец».

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» учит   быть послушными и не баловаться. Учит не пить грязную воду. Учит не верить первому встречному. Учит не терять надежду. Учит тому, что все должно закончиться хорошо и добро обязательно победит.

Главная мысль сказки:

Чтобы не было беды, всегда слушайте, что говорят старшие, знающие люди.

Подведем итоги.

Волшебная сказка — это жанр фольклора, в ней с героями происходят волшебные события и испытания.

Признаки волшебной сказки:

1) зачин;

2) волшебные предметы;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

7) концовка.

Для пересказа сказки нужно уметь выделять в ней основные события и учитывать её особенности.

Разбор типового тренировочного задания

Сортировка элементов по категориям

 Текст вопроса:  Подберите слова, характеризующие Алёнушку и ведьму. Заполните таблицу.

Слова для выбора:  добрая, злая, ласковая, грубая, преданная, доверчивая, хитрая, жестокая, наивная, коварная, работящая

Ответ:

Алёнушка

Ведьма

 добрая, ласковая, преданная, доверчивая, наивная, работящая

злая, грубая, хитрая, жестокая, коварная

Разбор типового контрольного задания

Множественный выбор

Текст вопроса

Выбери из списка признаки волшебной сказки

1 вариант

1.зачин

2.события соответствуют реальной жизни

3.концовка

4.троекратный повтор

5.стихотворная форма

 2 вариант

 1.волшебные герои

2.пятикратный повтор

  1. добро побеждает зло

4.волшебные события

5.стихотворная форма

Ответ

1 вариант

1.зачин

3.концовка

4.троекратный повтор

2 вариант

1.волшебные герои

3.добро побеждает зло

4.волшебные события

Общая часть

Предмет

Литературное чтение

Класс,

ФИ учащегося

3 класс

(Павельева, Гаврилко, Салей)

Тема урока

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка) (1, 2, 3 уроки) с 16.09. по 20.09.

Тип урока

Открытие нового знания

Цель

Познакомить с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

Умение слушать и читать произведение, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, объяснять смысл названия произведения.

Познавательные: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Регулятивные: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем в поиске информации; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

Проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коррекция нарушений развития ребенка

способствовать развитию устной речи, познавательного интереса, развитию воображения, мышления и внимания.

Основные понятия и термины

Непонятные слова в тексте (словарная работа)

Средства обучения (учебные наглядные пособия, дидактический наглядный материал, ЭОР и др.)

Учебник «Литературное чтение» 3 класс 1 часть, презентация, иллюстрации к сказке, карточки с пословицами, с планом сказки, с заданиями, мультфильм.

Методы обучения

Наглядные, словесные, репродуктивные, частично-поисковый.

Организационная структура урока

Этап урока

Основные виды деятельности учителя

Основные виды деятельности учащегося

Коррекционно-развивающая направленность этапа урока

Орг.момент

Приветствую ученика, настраиваю его на рабочий лад.

Солнце красное проснулось,

В гости к нам пришло с утра.

Всем ребятам улыбнулось:

Начинать урок пора!

Проверяет готовность к уроку, приветствует учителя, настраивается на рабочий лад

Сконцентрировать внимание; создать положительный настрой на учебную деятельность учащегося

Актуализация знаний

— Вспомни, как называется раздел, с которым мы начали знакомство на прошлом уроке?

— Какие виды сказок существуют?

— А еще какие сказки бывают?

— Скажи, а чему сказки учат?

Раздел называется «Сказки»

Сказки бывают волшебные, о животных и бытовые

Сказки бывают народные и авторские

Сказки учат добру, не обижать и защищать слабого….

Активизация познавательной деятельности и уровня умственного развития учащегося (внимание, восприятие, память, речь).

Речевая разминка

— Прочитай чистоговорку про себя, шепотом, вполголоса, по слогам, целыми словами:

ЗА-ЗА-ЗА — прибежала к нам коза.

ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ — есть козленок у козы.

ЗУ-ЗУ-ЗУ — заведу в загон козу.

ЗА-ЗА-ЗА — это Зоина коза.

— О ком говорится в чистоговорке?

Читает чистоговорку по заданию учителя

о козе и козленке

Самоопределение к деятельности

— Я прочитаю вам строчки из одной сказки, а вы должны угадать о какой сказке пойдет сегодня речь на уроке.

Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!..

— Прочитай тему урока.

— Рассмотри иллюстрацию и предположи, о чем пойдет речь в этой сказке?

— Какие задачи ты поставишь перед собой на уроке?

Слушает загадку, пытается отгадать

Сказка про Аленушку и братца Иванушку

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

рассматривает иллюстрацию к сказке, называет героев

Прочитать сказку; определить главную мысль; учиться находить ответы на вопросы в тексте; учиться пересказывать текст по плану; упражняться в развитии речи.

Коррекция и развитие мышления, памяти и речи учащегося. Применение специальных методов и приемов, стимулирующих у детей компенсаторные процессы развития.

Словарная работа

Соедини стрелочками слово с его значением

Копытце

Нож из стали с узорчатой ручкой

Купец

След от копыта животного

Нож булатный

Богатый торговец

Ведомо

Известно

Выполняет задание, после сверяет свою работу с образцом

Коррекция и развитие мышления (сравнение, анализ, обобщение, классификация), памяти и речи учащегося.

Первичное знакомство со сказкой

— Сейчас я предлагаю тебе посмотреть мультфильм, после чего тебе нужно будет ответить на несколько вопросов по сказке.

https://yandex.ru/video/preview?filmId=10957954506179223835&text

— Назови героев сказки

— Что случилось с Иванушкой?

— Какая беда произошла с Аленушкой?

— Что ведьма хотела сделать с козленком?

— Чем закончилась сказка?

— Можно ли сказку назвать волшебной?

— Можно сказать, что эта сказка волшебная?

— А бытовой эту сказку можно назвать?

Смотрит мультфильм, отвечает на вопросы учителя

Аленушка, Иванушка, козленок, купец, ведьма

превратился в козленка

ведьма ее утопила в реке

просила купца козленка зарезать

Аленушку вытащили на берег, козленок опять стал Иванушкой, а ведьму прогнали

можно, в ней случаются превращения

можно, здесь герои и люди, и животные.

Коррекция и развитие мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, устной развернутой речи

Физминутка

— А теперь немного отдохнем. Повторяй движения за мной.

Раз — подняться, потянуться.

Два — согнуться, разогнуться.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту сесть опять!

Выполняет движения вместе с учителем

Снятие мышечного напряжения, коррекция внимания и восприятия

Вторичное чтение сказки и работа над содержанием

— Открой учебник на стр.22 и начинай читать сказку.

— Куда каждый день ходила Аленушка?

— Почему она брала с собой брата?

— Рассмотри иллюстрацию в учебнике, что ты можешь сказать об Аленушке и Иванушке?

— Что захотелось Иванушке по дороге домой?

— Копытца каких животных им встречались на пути?

— Почему Иванушка превратился в козленка?

— За кого Аленушка вышла замуж?

— Куда однажды ведьма пригласила Аленушку?

— Аленушка не знала ведьму. Скажи, а можно с незнакомцем куда-нибудь идти?

— Что ведьма сделала с Аленушкой?

— Какие слова говорил козленочек, когда приходил на бережок?

— Почему ведьма захотела зарезать козленка?

— Чем закончилась сказка?

— В этой сказке добро победило зло. Чему учит нас эта сказка?

Ученик читает сказку в учебнике по абзацам, отвечает на вопросы учителя

на работу

его не с кем было оставить, родители умерли

они были бедными, ходили босиком, одежда старенькая, залатанная…

пить

коровье, лошадиное и козье

не послушался сестру и попил из копытца

за купца

искупаться на речку

нельзя, может случиться несчастье

утопила в реке

……

он знал правду

Аленушку спали, козленок стал Иванушкой, а ведьму выпустили в чистое поле.

Слушаться взрослых, не быть доверчивыми

Коррекция и развитие мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, устной развернутой речи

Физминутка

Мы листики осенние

Летим, летим, летим.

Поднимемся, опустимся

И дальше полетим.

Повторяет движения вместе с учителем

Снятие мышечного напряжения, коррекция внимания

Характеристика героев

— В этой сказке есть положительные и отрицательные герои.

— Положительные герои – это… — Олицетворением зла в этой сказке является…

Работа по карточке

1) Подчеркни слова, которыми можно описать Аленушку.

Добродушная, злая, ласковая, жестокая, преданная, грубая, заботливая, хитрая.

2) Подчеркни слова, которыми можно описать Ведьму.

Добродушная, злая, ласковая, жестокая, преданная, грубая, заботливая, хитрая.

хорошие герои, добрые….

ведьма

Выполняет самостоятельно задание по карточке и сверяет свою работу с образцом

Коррекция и развитие мышления (анализ, сравнение, классификация), памяти, внимания, устной развернутой речи

Работа с планом

1) Жили — были Аленушка и Иванушка.

2) Иванушка превратился в козленка.

3) Аленушка вышла замуж за купца.

4) Ведьма утопила Аленушку в реке.

5) Козленок бегает на берег реки.

6) Козленка хотят зарезать.

7) Аленушка спасена и Иванушка расколдован.

8) Ведьму наказали.

— Сравни свою работу с образцом. Если правильно выполнил задание поставь +, если нет, то -.

Ученик 1 группы (слабый ) выполняет задание:

Расположи полоски с пунктами плана в правильной последовательности (В конце ученик сверяется с образцом. Если пункт плана определен правильно, то ученик кладет рядом зеленый круг, если не верно — красный.)

Ученик 2 группы (сильный) выполняет задание:

Впиши в пункты плана недостающие события.

1) Жили — были Аленушка и Иванушка.

2) ______________________________

3) Аленушка вышла замуж за купца.

4) _______________________________

5) Козленок бегает на берег реки.

6) _______________________________

7) _______________________________

8) Ведьму наказали.

Сверяет свою работу с образцом.

Коррекция и развитие мышления (анализ, сравнение, классификация), памяти, внимания, устной развернутой речи

Работа с картинойй

В. Васнецова

— Рассмотри репродукцию картину В. Васнецова.

— Почему Аленушка такая печальная и задумчивая?

— Как ты думаешь, какой момент из сказки изобразил художника?

— Найди этот фрагмент в тексте.

— Как удалось художнику изобразить её беду?

— Как ты думаешь, какое настроение у Аленушки?

— Что в картине усиливает эту грусть?

— Почему художник выбрал осень?

— Догадайся, почему В. Васнецов изобразил Аленушку у воды?

Рассматривает репродукцию

грустит из-за братца

когда Иванушка превратился в козленка

«Залилась Аленушка слезами, села под стожок – плачет».

Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени, волосы у нее распущены, смотрит на темную воду пруда.

Грустное

Осень, нет ярких красок, темная вода, темный лес, одежды неяркие.

Осень — это грустное время года, природа увядает.

С водой связаны грустные события в сказке.

Коррекция и развитие мышления (анализ, сравнение, классификация), памяти, внимания, зрительного восприятия, устной развернутой речи

Работа с иллюстрациями к сказке

(Выборочное чтение; пересказ)

Учитель показывает иллюстрации к сказке, а ученик должен:

1 группа

Задание: Найди и прочитай фрагмент сказки, подходящий к данной иллюстрации.

2 группа

Задание: Расскажи сказку по иллюстрациям.

Выполняет задание

Коррекция и развитие мышления (анализ, сравнение, классификация), памяти, внимания, зрительного восприятия, устной развернутой речи

Работа с пословицами

1 группа

Задание: Из двух половинок пословиц собери одну, которая подходит к этой сказке.

1) Вся семья вместе, так и душа на месте.

2) Доброе дело и в воде не тонет.

3) Послушному — одно слово, непослушному — сто.

2 группа

Задание: Из предложенных пословиц выбери те, которые подходят к сказке.

1) Труд человека кормит, а лень портит.

2)Вся семья вместе, так и душа на месте.

3) Делу время, потехе — час.

4) Послушному — одно слово, непослушному — сто.

Выполняет задание, сверяет свою работу с образцом, делает пометки + или -.

Коррекция и развитие мышления (анализ, сравнение, классификация), памяти, внимания, зрительного восприятия, устной развернутой речи

Задание «Переводчик»

1 группа

Задание: Замени выделенные слова современными. Запиши эти слова.

1) Залилась ______Алёнушка слезами, села под стожок – плачет, а козлёночек возле неё скачет.

2) В ту пору ехал мимо купец: – О чём, девица __________, плачешь?

3) Купец ей говорит: Поди ______ за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро ___________, а козлёнок будет жить с нами.

2 группа

Задание: Выделенные слова замени современными и запиши их. Слова выбирай из справки.

Слова для справок: зарыдала, девушка, выходи, в золото и серебро, подумала она.

1) Залилась ______Алёнушка слезами, села под стожок – плачет, а козлёночек возле неё скачет.

2) В ту пору ехал мимо купец: – О чём, девица __________, плачешь?

3) Купец ей говорит: Поди ______ за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро ___________, а козлёнок будет жить с нами.

Выполняет задание, сверяет свою работу с образцом

Зарыдала

Девушка

Выходи

В золото и серебро

Зарыдала

Девушка

Выходи

В золото и серебро

Коррекция и развитие мышления (анализ, сравнение, классификация), памяти, внимания, зрительного восприятия, устной развернутой речи

Итог урока. Рефлексия.

— Иногда сказки заканчиваются такими словами: Сказка – ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок.Как ты понимаешь эти слова?

— Какие выводы ты сделал для себя прочитав сказку про сестрицу Аленушку и братца Иванушку?

— Докажи, что это волшебная сказка.

— Оцени свою работу на уроке с помощью смайликов.

Сказки нас чему — либо учат

Не оставлять друг друга в беде; Любить друг своих близких; Слушать старших.

Иванушка превратился в козленка; Аленушка разговаривала под водой и ожила, когда её подняли со дна; ведьма существует; козленок умел разговаривать.

Оценивает свою работу на уроке.

Коррекция своих действий и самооценки; коррекция способов саморегуляции и сотрудничества

Д/З

1) стр.22 — 26, прочитать сказку, ответить на вопросы

2) Найти с помощью интернета пословицы к сказке.

3) Нарисовать рисунок к наиболее понравившемуся фрагменту в сказке.

Записывает дз, слушает задание

Коррекция внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия

  • Сестрица аленушка и братец иванушка как называется сказка
  • Сестрица аленушка и братец иванушка какая это сказка бытовая о животных или волшебная
  • Сестренка по английски как пишется
  • Сестра фрекен бок из сказки 5 букв сканворд
  • Серьезней некуда как пишется