Уроки
6,7. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Дата:13.09.2021
Учитель: Лукина
Екатерина Владимировна
Класс:3г
Цели:
познакомить учащихся с русской народной
сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной);
учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся, развивать
внимание, память, творческие способности.
Планируемые
результаты: учащиеся должны уметь различать жанры
устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить
пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять
план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.
Оборудование:
видео- или аудиозапись сказки «Сестрица
Аленушка и братец Иванушка», карточки с текстом речевой разминки.
Ход
урока 1
I.
Организационный момент
II.
Речевая разминка
На опушке в
избушке
Живут
старушки-болтушки.
У каждой старушки
лукошко.
В каждом лукошке
кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам
сапожки.
— Прочитайте. Что
прочитали? (Скороговорку.)
— Какой звук
повторяется в скороговорке? (Повторяется звук [и/].)
— Прочитайте
скороговорку тихо, громко, еще громче. (Чтение хором.)
— А сейчас начнем
читать медленно, постепенно ускоряя темп.
(Объявляется
конкурс на самое быстрое чтение этой скороговорки. Читают желающие.)
— Можно ли
назвать текст этой скороговорки сказочным? Почему? (Да, можно. Так как здесь
говорится о кошках в лукошках, которые шьют старушкам сапожки.)
III.
Проверка домашнего задания
— Какие
произведения устного народного творчества вы читали дома? (Выступления детей.)
— Какие сказки мы
читали и даже сочиняли на предыдущих уроках? Что значит докучные? (Надоедливые.)
IV.
Постановка цели урока. Введение в тему
— Кроме докучных
сказок, какие бывают еще? (Русские народные.)
— Почему они
называются народными? (Их сочинил народ. Сказки передавались из уст в уста.
Автора определить нельзя.)
— Ребята, в одной
сказочной стране злой волшебник заколдовал интересные добрые сказки. Почти все
слова из сказочных текстов разлетелись по свету. Названия стерлись. Но
остались некоторые слова. Не поможете ли вы мне расколдовать эти сказки,
вспомнить, как они называются?
• Заяц, избушка,
Лиса, Баран, Петух, дружно, выгнала. («Лиса и Заяц».)
• Коза,
козлята, Волк, кузнец, съел. («Волк и семеро козлят».)
• Аленушка,
Иванушка, козленок, купец, ведьма, утонула, зарезать, ожила. («Сестрица
Аленушка и братец Иванушка».)
Какие вы молодцы!
Расколдовали сказки. Сейчас мы с вами отдохнем и продолжим работу.
V.
Физкультминутка
А теперь, ребята,
встали!
Быстро руки вверх
подняли,
В стороны, вперед,
назад,
Повернулись
вправо, влево,
Тихо сели — вновь
за дело.
VI.
Работа по теме урока
1. Первичное
чтение
(Читают учитель и
учащиеся (по выбору учителя, или включается видеозапись сказки) так, чтобы
классу было интересно.)
— Ваши
впечатления о прочитанном?
2. Первичная
проверка понимания
— Что вы узнали
об Аленушке и Иванушке из первых строк сказки? (Аленушка и Иванушка были
братом и сестрой. Родители их умерли, и остались они одни-одинешеньки.)
— Куда пошла
Аленушка и почему она братца взяла с собой? (Аленушка пошла на работу. А
Иванушку, наверное, не с кем было оставить, или чтобы он ей помогал в работе.)
— В
кого превратился братец Иванушка? Как это случилось? (Он превратился в
козленочка, потому что испил водицы из лужицы от козьего копытца.)
— Ребята,
как вы думаете, почему мальчик не послушался свою старшую сестру? (Он
очень-очень хотел пить, ведь было жарко.)
— Хорошо ли это:
не слушать старших — и почему вы так считаете? (Старших надо слушать. Они
лучше знают, что может случиться, так как у них больше опыта.)
— Что
предложил Аленушке купец? (Он предложил выйти за него замуж.)
— Хорошо
ли им жилось всем вместе? (Да, жили они хорошо.)
— А
кто помешал их счастью? Как это случилось? (Им помешала ведьма. Она утопила
Аленушку, а сама превратилась в нее.)
— Кто
знал о ее обмане? (Все знал козленочек. Он и не дал осуществить задуманное.)
— Стал ли
козленок снова мальчиком? (Да. Он от радости Зраза перекинулся через голову
и обернулся мальчиком.)
— Что
сделали с ведьмой? (Ее привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое
поле.)
VII.
Рефлексия
VIII.
Подведение итогов урока
— С какой сказкой
вы познакомились?
— Чему учит эта
сказка?
Домашнее задание
Подготовить
выразительное чтение сказки.
Дата:14.09.2021
Ход
урока 2
I.
Организационный момент
II.
Речевая разминка
— Научитесь
читать скороговоркой.
Нет ни речки, ни
пруда — Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца!
— Научитесь
читать красиво, без ошибок.
III.
Введение в тему
— Узнайте героев
и назовите, откуда они.
Удивляется народ:
Едет печка, дым
идет,
А Емеля на печи
Ест большие
калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка
называется… («По щучьему велению»).
Сидит в корзине
девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не
ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал
загадку?
Тогда скорей
ответь!
Названье этой
сказки… («Маша и медведь»).
Укатился он из
дома
По дороге
незнакомой…
Ты узнал его,
дружок?
Это самый
непослушный,
Говорливый,
несмышленый
И румяный… (Колобок).
— О ком эти
стихи? (О героях сказок.)
— По какому
признаку их можно объединить в одну группу? (Все они русские народные.)
— Верно.
А с какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? (Со сказкой «Сестрица
Аленушка и братец Иванушка».)
IV.
Работа по теме урока
1. Чтение по ролям
— Прочитайте по
ролям эпизод, в котором Иванушка просит Аленушку водицы напиться.
— Найдите слова,
которые помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день, их мучила
жажда. Почему эти слова повторяются в сказке несколько раз? (В сказке есть
троекратный повтор. Это признак сказки.)
2. Выборочное
чтение
(Дети зачитывают
отрывок: «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает».)
— Сколько раз
просил Иванушка воды напиться? На какой раз случилась беда? (Он просил воды
три раза. Беда случилась на третий раз.)
— Проследите по
сказке, какие несчастья случились с Иванушкой и Аленушкой. (Дети зачитывают
отрывки: «Сначала они остались одни», «Иванушка превращается в козленочка»,
«Ведьма топит Аленушку», «Ведьма хочет зарезать козленочка».)
— Как проявили
себя герои в несчастьях? Какие строки говорят о том, что сестра и брат
любили друг друга? (Они не оставляли друг друга в беде.)
(Дети зачитывают
предложения.)
— Как жилось
Аленушке и Иванушке в доме купца? Как вы понимаете выражение «наряжу в
злато-серебро»? (Им жилось там хорошо. Жили они в достатке, богато.)
— Какую
неосмотрительность допустила Аленушка и что из этого вышло? (Аленушка
пошла купаться с незнакомой женщиной. А это оказалась ведьма.)
— Можно ли идти
куда-то с незнакомым человеком, если даже он зовет вас ласково и что-нибудь
обещает? (Нет, это очень опасно.)
— Как
в сказке показано, что зло наказывается, а добро побеждает?
— Найдите
вопрос 7 на с. 27. Ответьте на него. (Аленушка добрая, ласковая,
преданная, доверчивая.)
— А какая была
ведьма?
— Расскажите о
ней.
— Какие слова характеризуют
Аленушку, а какие — ведьму? Соедините линиями.
добрая
злая
АЛЕНУШКА
ласковая
преданная
доверчивая
заботливая
ВЕДЬМА
грубая
хитрая
жестокая
V.
Физкультминутка
(По выбору учителя
или учеников из проведенных ранее.)
VI.
Продолжение работы по теме урока
1. Определение
вида сказки
— К какому
виду сказок мы ее отнесем?
— Что же в этой
сказке волшебного?
— Какие волшебные
предметы есть в сказке?
— Найдите в
сказке троекратный повтор.
— Где в сказке
добро, а где зло?
— Что победило?
Признаки
сказки (повторяем, записываем в рабочую тетрадь):
1)зачин;
2) волшебные
предметы;
3) сказочные слова
и выражения;
4) троекратный
повтор;
5) борьба добра и
зла;
6) добро побеждает
зло;
7) концовка.
2. Беседа по
иллюстрации
— Ребята, только
что вы дали описание Аленушки, ее характера. А сейчас подумайте и скажите, как
она выглядит, какой вы себе ее представляете? (Аленушка красивая, стройная,
в стареньком сарафане, так как она бедная.)
— А вот какой
представлял ее себе художник Иван Яковлевич Билибин, можно видеть на с. 23
учебника. Такой ли вы ее себе представляли? (Ответы детей.)
VII.
Рефлексия
VIII.
Подведение итогов урока
— С какой сказкой
вы познакомились?
— К какому виду
сказок она относится?
— Докажите, что
она волшебная.
— Чему учит эта
сказка?
Домашнее задание
Выполнить задание
9 на с. 27 учебника.
Инфоурок
›
Литературное чтение
›Презентации›Художник иллюстратор И. Билибин. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Иллюстрация — рисунок, раскрывающий литературное произведение
Как называют художника, выполняющего рисунки для литературных произведений?
Что такое иллюстрация?
Иллюстратор -
2 слайд
Описание слайда:
Иллюстраторов детской книги много. Один из выдающихся художников-иллюстраторов – Иван Яковлевич Билибин. Именно его иллюстрации помогли создать детскую книгу нарядной и доступной.
-
3 слайд
Описание слайда:
Билибин, Иван Яковлевич
Родился в Петербурге в 1876 г. Окончил курс в Петербургском университете по юридическому факультету.
-
4 слайд
Описание слайда:
Билибин
Иван ЯковлевичИван Билибин — это художник, который проявил свой талант в иллюстрациях к сказкам. Он создал в
технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, свой «билибинский стиль», основанный на мотивах народных вышивок, лубка, резьбы по дереву, древнерусской миниатюры. -
5 слайд
Описание слайда:
А началось все с выставки московских художников в 1899 году в Петербурге, на которой И.Билибин увидел картину В.Васнецова «Богатыри».
Восхищённый художник неожиданно проявил интерес к русской старине, сказке, народному искусству.
-
6 слайд
Описание слайда:
Летом этого же года Билибин уезжает в деревню, чтобы самому увидеть дремучие леса, прозрачные речки, деревянные избушки, услышать сказки и песни.
В его воображении оживают картины с выставки Виктора Васнецова. Художник Иван Билибин начинает иллюстрировать русские народные сказки из сборника Афанасьева.
В течение 4-х лет Билибин проиллюстрировал семь сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная»
-
7 слайд
Описание слайда:
В иллюстрациях Билибин использовал зарисовки крестьянских построек, утвари, одежды, выполненные в деревне.
-
8 слайд
Описание слайда:
Иллюстрации Билибина к русским народным сказкам, отличающиеся высоким мастерством исполнения всех изобразительных элементов и хитрым узорочьем, очень нравились читателям и любителям книг всех возрастов.
-
9 слайд
Описание слайда:
В иллюстрациях И.Я. Билибина отражен целый мир. Страницу с таким рисунком невозможно просто перелистнуть: погружаясь в рисунок, разглядывая его внимательно, мы постигаем глубину и красоту русской культуры.
-
10 слайд
-
11 слайд
Описание слайда:
Баба-Яга.
Белый всадник.
Иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная» -
12 слайд
Описание слайда:
Иллюстрация к сказке «Царевна-Лягушка»
-
13 слайд
Описание слайда:
Иллюстрации к сказке «Марья Моревна»
Кощей Бессмертный -
14 слайд
Описание слайда:
Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане»
-
15 слайд
Описание слайда:
Иллюстрация к сказке «О царе Салтане»
-
16 слайд
Описание слайда:
Иллюстрации к «Сказке о Золотом петушке»
-
17 слайд
Описание слайда:
Иллюстрации к «Сказке об Иване-Царевиче,
Жар-птице и Сером волке»
-
18 слайд
Описание слайда:
Иллюстрация к сказке
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
-
19 слайд
Описание слайда:
Работа над иллюстрацией
— Какой эпизод изобразил художник?— Какими здесь изображены герои?
Учебник стр. 11 -
20 слайд
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Тема:
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Похожие материалы
-
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе: Люблю природу русскую. Весна. Весенние загадки.
-
Презентация по литературному чтению на тему «Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память (2 класс)
-
Рабочая программа «Литературное чтение 1-4 класс».
-
Инновационный проект «Формирование читательской грамотности младших школьников» (презентация)
-
Инновационный проект «Формирование читательской грамотности младших школьников»
-
Урок литературного чтения на тему «К. Г. Паустовский. Похождения жука-носорога»
-
Тест к русской народной сказке «Гуси-лебеди», 2 класс
-
Тест к русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко», 2 класс
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5448523 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Источники финансов»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»
Конспект образовательно-игровой ситуации по чтению художественной литературы для воспитанников средней группы с применением технологии продуктивного чтения/слушания по русской народной сказке в обработке А.Н.Толстого
г.о. Самара
Нечаева А.О.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Цель: Формировать осознание авторского смысла сказки.
5) Расширять и уточнять знания об окружающем, активизировать словарь детей; воспитывать желание пересказывать художественное произведение.
6) Вовлекать детей в творческие виды деятельности для активизации воображения.
— словесные (чтение сказки, беседа, пересказ своими словами, придумывание продолжения сказки, рефлексия).
Материалы и оборудование: книги с текстом, иллюстрации к произведению, портрет писателя, карандаши, фломастеры, листы, проектор, ноутбук, магнитофон.
№
Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанников
Ожидаемые результаты
1
I. Работа с текстом до чтения.
Рассматривание книги
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами познакомимся с новой книгой. Предлагаю вам рассмотреть её.
Дети внимательно слушают воспитателя, рассматривают книгу
Дети включаются в образовательную деятельность
2
Предположения о содержании книги
Воспитатель: Ребята, можем ли мы предположить, о чем эта книга?
Воспитатель: Как вы думаете, какие герои могут присутствовать в книге?
Воспитатель: Что изображено на иллюстрациях? Воспитатель: Хорошо. А теперь я предлагаю проверить, насколько точными оказались наши предположения по содержанию этой книги.
Дети рассматривают обложку, листают книгу, высказывают предположения, о чем книга, задают вопросы воспитателю
У детей возникает желание почитать, послушать сказку
3
II. Работа с текстом во время чтения.
Воспитатель: Я прочитаю вам сказку, которая называется «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», а сочинили эту сказку не один писатель. Эта сказка русская народная, а значит ее автор — народ. Это обычные люди, которые рассказывали эту сказку своим детям, передавали ее друг другу. И так получилось, что эта сказка стала известна многим. А Вот писатель Алексей Николаевич Толстой обработал народную сказку, и теперь мы можем ее прочитать в авторской обработке.
Воспитатель читает сказку.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась эта сказка?
Воспитатель: Все слова вам понятны? Что нужно пояснить?
Дети слушают сказку.
Дети отвечают на вопросы после прослушивания сказки.
Дети рассматривают и описывают содержание иллюстраций к сказке
Дети поясняют свои ответы.
Дети умеют слушать взрослого, поддержать беседу и оценить творческие способности сверстников.
4
Физкультминутка
Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Вверх на солнце посмотрели —
И всех лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Дружно топаем.
Хватит детки отдыхать.
Давайте сказочку читать.
Дети выполняют упражнение
Смена видов деятельности, снятие напряжения
5
Воспитатель: Давайте еще раз прослушаем эту сказку и обратим внимание на те слова, которые вам непонятны.
Воспитатель повторно читает сказку с комментариями по тексту: поясняет смысл неизвестных слов; поясняет переносный смысл выражений; обращает внимание детей на сравнения, метафоры; обращает внимание детей на настроение стихотворения.
Дети слушают, задают вопросы, высказывают предположения
У детей возникает осмысление содержания, обогащение активного словарного запаса
6
III. Работа с текстом после чтения
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем эта сказка?
Воспитатель: Как вы думаете, для чего автор написал эту сказку, а не оставил ее народной?
Воспитатель: Спасибо за ваши ответы. Сейчас настало время познакомиться с автором-обработчиком сказки. Сегодня мы уже называли имя автора. Кто запомнил?
Воспитатель: Алексей Николаевич Толстой – прозаик, поэт. Родился 29 декабря 1882 года в городе Николаевске Самарской губернии. После окончания реального училища в Самаре поступил на отделение механики Технологического института, но незадолго до окончания бросает его, окончательно решив посвятить себя литературному труду.
Алексей Толстой больше всего известен читателям как автор задорного деревянного мальчика Буратино и загадочной инопланетной властительницы Аэлиты; рассказы Алексея Толстого пользовались большим читательским успехом.
Также серьезно увлекался историей и много времени посвящал работе с архивами. Создал и обработал много детских произведений.
Дети отвечают на вопросы воспитателя
Дети слушают рассказ воспитателя об авторе
У детей возникает понимание авторского замысла, дети знакомятся с информацией об авторе обработки сказки
7
Физкультминутка
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударили
Тише, тише, тише.
Наши ручки, поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись и остановились.
Дети выполняют упражнение
Смена видов деятельности, снятие напряжения
8
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему сказка называется именно «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?
Воспитатель: Молодцы! В названии сказки заключены имена главных героев.
Воспитатель: В этой сказке речь идет о Аленушке и ее братце Иванушке, именно они являются главными героями. В сказке мы знакомимся с их жизнью, их характерами, переживаем все невзгоды и радости вместе с ними.
А сейчас, ребята, посмотрите на эти иллюстрации.
Воспитатель: Как вы думаете, что изображено на них? Воспитатель проводит беседу с детьми по представленным иллюстрациям: предлагает найти изображение главных и второстепенных героев, положительных и отрицательных персонажей, портрет автора обработки сказки; обращает внимание на внешний вид героев,местность, определенный момент сказки в конкретной иллюстрации .
Дети слушают, отвечают на вопросы воспитателя.
Дети рассматривают иллюстрации.
Понимание смысла сказки, осмысление заглавия
9
Творческое задание «Придумай продолжение сказки»
Воспитатель: А теперь, ребята, предлагаю вам придумать самостоятельно продолжение к этой сказке.
Дети придумывают продолжение, рассказывают воспитателю и сверстникам
Дети принимают поставленную воспитателем творческую задачу, стремятся к результату.
10
Творческое задание «Нарисуй рисунок к сказке»
Воспитатель: Ребята, давайте сейчас нарисуем рисунок к сказке»Сестрица Аленушка и братец иванушка»
Дети рисуют
Дети принимают поставленную воспитателем творческую задачу, стремятся к результату.
11
Рефлексия
Воспитатель задает вопросы:
Что вам понравилось больше всего на сегодняшнем занятии? Что показалось сложным? Что показалось легким?
Дети отвечают на вопросы , высказывают свое мнение
Дети умеют формулировать вопросы по завершении беседы. Дети активно отвечают на поставленные вопросы сверстников
Текст сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»:
Жили-были себе царь и царица; у них были сын и дочь, сына звали Иванушкой, а дочь Аленушкой. Вот царь с царицею померли, остались дети одни и пошли странствовать по белу свету. Шли, шли, шли… идут и видят пруд, а около пруда пасется стадо коров. «Я хочу пить», — говорит Иванушка. «Не пей, братец, а то будешь теленочком», — говорит Аленушка. Он послушался, и пошли они дальше; шли-шли и видят реку, а около ходит табун лошадей. «Ах, сестрица, если б ты знала, как мне пить хочется». — «Не пей, братец, а то сделаешься жеребеночком». Иванушка послушался, и пошли они дальше, шли-шли и видят озеро, а около него гуляет стадо овец. «Ах, сестрица, мне страшно пить хочется». — «Не пей, братец, а то будешь баранчиком». Иванушка послушался, и пошли они дальше; шли-шли и видят ручей, а возле стерегут свиней. «Ах, сестрица, я напьюся; мне ужасно пить хочется». — «Не пей, братец, а то будешь поросеночком». Иванушка опять послушался, и пошли они дальше; шли-шли и видят: пасется у воды стадо коз. «Ах, сестрица, я напьюся». — «Не пей, братец, а то будешь козленочком». Он не вытерпел и не послушался сестры, напился и стал козленочком, прыгает перед Аленушкой и кричит: «Ме-ке-ке! Ме-ке-ке!»
Аленушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет… Козленочек бегал-бегал и забежал раз в сад к одному царю. Люди увидали и тотчас доказывают царю: «У нас, ваше царское величество, в саду козленочек, и держит его на поясе девица, да такая из себя красавица». Царь приказал спросить, кто она такая. Вот люди и спрашивают ее: откуда она и чьего роду-племени? «Так и так, — говорит Аленушка, — был царь и царица, да померли; остались мы, дети: я — царевна, да вот братец мой, царевич; он не утерпел, напился водицы и стал козленочком». Люди доложили все это царю. Царь позвал Аленушку, расспросил обо всем; она ему приглянулась, и царь захотел на ней жениться. Скоро сделали свадьбу и стали жить себе, и козленочек с ними — гуляет себе по саду, а пьет и ест вместе с царем и царицею.
Вот поехал царь на охоту. Тем временем пришла колдунья и навела на царицу порчу: сделалась Аленушка больная, да такая худая да бледная. На царском дворе все приуныло; цветы в саду стали вянуть, деревья сохнуть, трава блекнуть. Царь воротился и спрашивает царицу: «Али ты чем нездорова?» — «Да, хвораю», — говорит царица. На другой день царь опять поехал на охоту. Аленушка лежит больная; приходит к ней колдунья и говорит: «Хочешь, я тебя вылечу? Выходи к такому-то морю столько-то зорь и пей там воду». Царица послушалась и в сумерках пошла к морю, а колдунья уж дожидается, схватила ее, навязала ей на шею камень и бросила в море. Аленушка пошла на дно; козленочек прибежал и горько-горько заплакал. А колдунья оборотилась царицею и пошла во дворец.
Царь приехал и обрадовался, что царица опять стала здорова. Собрали на стол и сели обедать. «А где же козленочек?» — спрашивает царь. «Не надо его, — говорит колдунья, — я не велела пускать; от него так и несет козлятиной!» На другой день, только царь уехал на охоту, колдунья козленочка била-била, колотила-колотила и грозит ему: «Вот воротится царь, я попрошу тебя зарезать». Приехал царь; колдунья так и пристает к нему: «Прикажи да прикажи зарезать козленочка; он мне надоел, опротивел совсем!» Царю жалко было козленочка, да делать нечего — она так пристает, так упрашивает, что царь, наконец, согласился и позволил его зарезать. Видит козленочек: уж начали точить на него ножи булатные, заплакал он, побежал к царю и просится: «Царь! Пусти меня на море сходить, водицы испить, кишочки всполоскать». Царь пустил его. Вот козленочек прибежал к морю, стал на берегу и жалобно закричал:
Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Огни горят горючие,
Котлы кипят кипучие,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
Она ему отвечает:
Иванушка-братец!
Тяжел камень ко дну тянет,
Люта змея сердце высосала!
Козленочек заплакал и воротился назад. Посеред дня опять просится он у царя: «Царь! Пусти меня на море сходить, водицы испить, кишочки всполоскать». Царь пустил его. Вот козленочек прибежал к морю и жалобно закричал:
Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Огни горят горючие,
Котлы кипят кипучие,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
Она ему отвечает:
Иванушка-братец!
Тяжел камень ко дну тянет,
Люта змея сердце высосала!
Козленочек заплакал и воротился домой. Царь и думает: что бы это значило, козленочек все бегает на море? Вот попросился козленочек в третий раз: «Царь! Пусти меня на море сходить, водицы испить, кишочки всполоскать». Царь отпустил его и сам пошел за ним следом; приходит к морю и слышит — козленочек вызывает сестрицу:
Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Огни горят горючие,
Котлы кипят кипучие,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
Она ему отвечает:
Иванушка-братец!
Тяжел камень ко дну тянет,
Люта змея сердце высосала!
Козленочек опять зачал вызывать сестрицу. Аленушка всплыла кверху и показалась над водой. Царь ухватил ее, сорвал с шеи камень и вытащил Аленушку на берег, да и спрашивает: как это сталося? Она ему все рассказала. Царь обрадовался, козленочек тоже — так и прыгает, в саду все зазеленело и зацвело. А колдунью приказал царь казнить: разложили на дворе костер дров и сожгли ее. После того царь с царицей и с козленочком стали жить да поживать да добра наживать и по-прежнему вместе и пили и ели.
В доме жительницы села Лесково Калачеевского района Веры Карпенко – около сотни жителей. Это многочисленные куклы, которых бывший зоотехник начала делать, когда вышла на пенсию. Едва ли не половина – узнаваемые персонажи русских народных сказок. О том, почему для мастерицы так важны фольклорные персонажи, как она придумала и освоила новую технику изготовления кукол, – в материале РИА «Воронеж».
От теста – к куклам
Часто бывает, что после выхода на пенсию у людей проявляются способности, о которых раньше они и не подозревали. Кто-то начинает вязать, кто-то – плести мебель из лозы, кто-то – писать картины. А кто-то – создавать кукол.
Большинство изделий Веры Карпенко, выполненные по ее собственной технологии, – популярные сказочные герои, не похожие друг на друга. Часто это композиции из двух-трех работ.
Начиналось все с тестопластики.
– Куклами я начала заниматься как только вышла на пенсию. А до того немного работала с соленым тестом, – рассказала хозяйка и показала свои «хлебные» работы, тоже, кстати, имеющие отношение к сказочной тематике.
Дом без сказки жить не может, любит повторять бывший колхозный зоотехник, а ныне – искусный мастер. Из соленого теста Вера делала не только обереги и сказочных героев, но и, например, сюжет по мотивам какого-то полузабытого ею стихотворения о войне.
– Там девушка провожает парня на фронт, он обещает ей обязательно вернуться и, конечно, погибает. Потом она выходит замуж за его родного брата, а своего новорожденного первенца они называют именем погибшего солдата.
С тестом, говорит рукодельница, работать несложно: на каждое изделие требуется стакан муки, полстакана мелкой соли и треть стакана воды – это и есть заготовка для будущей работы. Потом она покрывается акриловыми красками, и все готово.
– Единственный нюанс: любую фигурку надо делать за один присест – тесто не выдерживает длительного хранения. Всего у меня порядка сотни работ в такой технике. Но это, честно говоря, надоело. И я решила попробовать что-то другое. Так в моей жизни появились куклы, – поделилась Вера Карпенко.
Какие формы!
Рождение кукол куда сложнее, признается рукодельница. Они бывают из шерсти, из пенопласта, из соломы… Из-за скромных материальных возможностей Вера придумала свою технологию рождения сказки.
– Половина лица делается из керопласта (керамическая масса для лепки. — Прим. РИА «Воронеж»), другая – из пенопласта, как и туловище. Руки-ноги из алюминиевой проволоки, потом они облепляются папье-маше. После этого туловище окрашивается акриловыми красками, и уже затем из каких-то лоскутков, которых всегда полно в шкафу любой хозяйки, я шью куклам одежду, – объяснила мастерица.
– Самое трудное здесь – лепить лицо, которое я обычно делаю при помощи молда (специальная силиконовая форма. — Прим. РИА «Воронеж»). Использую ножик, чтобы сделать более характерные рот и нос. Но еще труднее – одеть куклу, руки-ноги которой не вращаются вокруг своей оси, как у обычных кукол, тут приходится крутить их вокруг своей оси по-всякому.
Примечательно, что рост всех фигур «привязан» к высоте полок в серванте – сделаешь выше, они просто не поместятся внутри.
Всех знаем в лицо
Самая удачная ее работа, на взгляд Веры, – сюжет кинокомедии «Кавказская пленница» – Шурик, влюбленный в Нину, и осел. Это один из самых любимых фильмов мастерицы, и потому она с особым трепетом дала жизнь его главным героям.
Рядом на соседних полках – Иван-царевич на сером волке, который вместе с Еленой Прекрасной мчится через темный лес, спасаясь от погони. Есть и персонажи сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». А еще парень с девушкой – герои популярной песни 2000-х годов «А ты меня любишь? Ага!».
Возле – Хозяйка медной горы из одноименного сказа Петра Бажова. Чуть поодаль – несколько фигур цыган по мотивам фильма «Табор уходит в небо».
– Самое важное для меня – делать так, чтобы все куклы получались разными, не похожими друг на друга. Единственно, чем они могут быть похожими, так это чертами лица, ведь большинство из них сделано в одной форме. А все остальное – совершенно разное, – добавила Вера.
– Есть еще одна хитрость – кукла гораздо ближе к человеку, чем что-то сделанное по технологии тестопластики. Она теплее, роднее ему, что ли… И новый нюанс – сколько я фотографировала своих кукол, сколько из них размещала по разным уголкам своего дома, а выходило одно: более выгодно они смотрятся именно на фоне какого-нибудь фотопейзажа или большой картины на заднем плане. И обязательно, чтобы там была изображена природа. А на фоне обычных стен или ковров эти работы заметно проигрывают, – сетует мастерица.
Сезон творчества
Обычно мастера крайне неохотно делятся своими планами, но Вера все же рассказала о том, что сейчас она работает над сюжетом к военному фильму «В бой идут одни старики» – там, где Ромео возле самолета прощается с летчицей Машей, в которую успел влюбиться с первого взгляда.
– Очень хочу доделать эту работу ко Дню Победы 2022 года, сейчас у меня уже есть заготовка, фигурки главных героев. Не знаю, как пойдет дело, но обязательно постараюсь! В этом плане тестопластика больше дисциплинирует мастера, ты точно знаешь, что должен закончить работу сегодня, а в работе с куклами у тебя есть и сегодняшний, и завтрашний и послезавтрашний дни.
Ни одну из своих работ Вера даже не пыталась продать. Четыре сына и три внука настаивают на том, чтобы они не покидали родительского дома.
– Что до выставок, то это ведь надо списываться с организаторами, куда-то вывозить все это богатство.
У супругов Карпенко каждый весенне-летний день – на вес золота: сад, огород, хозяйство. И лишь осенью и зимой Вера относительно спокойно может общаться со своими любимыми сказочными героями.