Сергеюшко честняков читать рассказ

Автор на чтение 16 мин. просмотров 24 опубликовано 15.03.2021 автор: антон чехов год написания: 1895 жанр произведения: рассказ главные герои:

На чтение 16 мин. Просмотров 24 Опубликовано

Автор: Антон Чехов

Год написания: 1895

Жанр произведения: рассказ

Главные герои: волчица и щенок

Сюжет:

В рассказе «Белолобый» действуют очеловеченные герои: волки, собаки… Есть тут, конечно, и люди, но они не играют большой роли. Главная героиня – старая волчица, которой нужно кормить своих детей. Ей очень тяжело – она плохо видит, подводит нюх, мучает постоянный голод. Надеясь на хорошую добычу и забыв страх, она влезает в хлев и ворует барашка, который оказывается на её удивление – щенком. Не самым, видимо, умным, но, зато, добрым – он позволяет себя утащить в логово, играет с волчатами. Голодная волчица хочет его съесть, но не переносит собачьего духа. В итоге, белолобый щенок возвращается домой, а на него хозяин сваливает вину за беспорядок и поломанную крышу – волчица спасена, к счастью, и может вернуться к своим ещё беспомощным детям.

Чему учит рассказ

Основная мысль рассказа – в доброте, которая спасает и помогает, даже если она не идёт рядом с умом. Наивный щенок помогает волчице, которая просто хочет выжить, не стараясь никому специально навредить.

Читать краткое содержание рассказа Белолобый Чехова

В логове она думает его съесть, но не может. Тогда она решает отдать его волчатам – пусть учатся играть. Белолобый играет, веселится, не понимая грозящей ему участи. Он по своей наивности, незнанию жизни ничего не боится. Будь на его месте сторожевая собака, она бы подняла шум, начала драку и, наверное, погибла бы. А щенок даже ощетинившуюся волчицу может по простоте своей в нос лизнуть, посмотреть чистыми глазами… И слишком уж он похож по возрасту на её волчат. Благодаря своей искренности и наивности, Белолобый остаётся в живых.

Проголодавшись, беззаботный щенок сам отправляется домой – на зимовье. Его хозяин – дед Игнат подумал, что весь беспорядок устроил щенок, наказал бестолкового пса. А волчица осталась, благодаря Белолобому, невредимой. Она должна была бы его благодарить. С другой стороны, в этот (второй) раз, подняв лай, бестолковый щенок помешал ей снова пробраться в хлев – утащить настоящего ягненка.

Кстати, Игнат вовсе не злой, даже е очень строгий, поэтому, вряд ли, он серьезно наказал щенка за шалость – только оттрепал за уши, уча выходить на улицу через дверь. Игнат когда-то работал на паровозе, поэтому сам себе постоянно приказывал громким голосом, мол, полный ход или стоп, машина.

Чехов создал удивительный психологический рассказ о природе, больше похожий даже на сказку.

3 класс

Оцените произведение: Голосов: 538

Читать краткое содержание Белолобый. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Чехов. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Белолобый

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Смерть Артура Мэлори

    Правитель Англии Утер Пентрагон был влюблен в Игрейну, супругу Корнуэльского герцога. С герцогом у короля была давняя война. Известный маг Мерлин пообещал помочь заполучить Игрейну, взамен попросил отдать

  • Шекспир

    Уильям Шекспир известный писатель, его знает весь мир. Сведений о его точной дате рождения нет. Предполагают, что на свет он появился в апреле 1564 года,

  • Краткое содержание Зюскинд Парфюмер

    События развиваются в средневековой Франции. Торговка рыбой рожает ребёнка и оставляет в рыбной требухе умирать. Но ребёнок выжил и плачем, привлёк полицию, девушку арестовывают и позже казнят.

  • Краткое содержание Мушкетер и фея Крапивина

    Детство – самая прекрасная пора в нашей жизни, в жизни каждого человека, потому очень важно все то, что происходит в то время. Джонни, фамилия которого Воробьев

  • Краткое содержание Пушкин Цыганы

    В кочующем цыганском таборе вечер, старый цыган ждёт свою дочь, которая отправилась гулять по полям. Земфира возвращаетсяне одна, а с молодым человеком по имени Алеко. Она сообщает отцу, что он решил оставить прежнюю жизнь и стать цыганом.

На уроках русского языка и литературы детям часто задают прочитать рассказ А. П. Чехова «Белолобый» и написать по нему краткое содержание для читательского дневника, поделиться своим мнением, составить отзыв или написать сочинение. 

Рассказ представляет зарисовку из жизни волчьей семьи и он будет интересен и детям, и взрослым. Ниже представим краткий пересказ и сделаем небольшой анализ произведения.

Главные герои и их характеристика

В рассказе немного главных героев:

  1. Волчица — она постарела, здоровье её ухудшилось, но она по-прежнему заботливая мать для своих волчат.

  2. Волчата — беспечные малыши.

  3. Белолобый — весёлый щенок, бестолковый, любитель поиграть.

  4. Игнат — старый и опытный охотник.

Краткое содержание рассказа

Старая волчица вышла на охоту, чтобы покормить волчат и поесть самой. Из-за слабого здоровья ей редко удавалось поймать добычу, и она всё чаще довольствовалась падалью или похищала маленьких зайчат.

Недалеко от волчьей норы располагалось зимовье Игната, который нередко ходил на охоту в лес со своей собакой. Летом у зимовья бродили овцы, и волчица намеревалась пробраться туда в надежде найти ягнят. 

Пробравшись на крышу сарая, волчица разгребла солому и попала в хлев. Она схватила то, что подвернулось ей первым. Поднялся шум. Волчица услышала собачий лай и свист сторожа.

Волчица побежала к своим волчатам. До рассвета она уже была в логове. Щенок прибежал за ней. Волчата обрадовались ей, стали сосать молоко. Сама волчица погрызла старую кость. Её раздражал лай щенка, и в какой- то момент ей даже захотелось разорвать его.

Между тем волчата и щенок подружились. Они весело играли в снегу, покусывали друг друга понарошку. Волчица решила, что так её детёныши научатся отбиваться от собак. Уставшие волчата заснули. Поскулив от голода, Белолобый присоединился к ним. 

Волчица решила всё-таки съесть его и приблизилась. Тот лизнул её, и волчица отошла подальше от псиного запаха. Вечером она выбралась на охоту, а Белолобый убежал домой. Волчица догнала его, подходя к зимовью.

Когда волчица поднялась на крышу зимовья и стала разбирать заделанную дыру снова, щенок бросился к ней с весёлым лаем. На шум выскочил Игнат. Он закричал и пальнул из ружья. Старик пошёл к сараю посмотреть, что случилось. В хлеву он увидел Белолобого, но волчица была уже далеко в лесу.

Вернувшись в дом, Игнат рассказал гостю, что щенок вчера убежал из хлева, сделав в крыше дыру, а сегодня снова пробрался в хлев через это место. Утром старик оттаскал щенка за уши, приговаривая, чтобы ходил отныне через дверь.

Главная мысль произведения

Основная тема рассказа заключается в том, что животные, не умеющие говорить, тоже способны на чувства, сострадание, жалость. 

Волчица не съела щенка, пожалела. Он для неё был таким же детёнышем, как и её волчата.

Чему учит рассказ

Антон Павлович Чехов написал «Белолобого» для детей. В рассказе описан мир диких животных, у которых также полно проблем, забот. Учащиеся начальных классов видят в произведении не злого волка, о котором они привыкли читать в сказках. 

Автор показал, что и дикие звери способны на тонкие чувства. Волчице жалко Белолобого, она не видит в нём добычи. Ничто не мешало ей съесть щенка, но материнский инстинкт взял верх. 

Рассказ учит быть добрым, гуманным, учит состраданию к беззащитным животным.

Пословицы к рассказу А.П. Чехова «Белолобый»

В качестве иллюстраций к поступкам старой волчицы хорошо подходят следующие пословицы:

  • «У кого детки, у того и заботы».

  • «Ради деток мать готова себя продать».

  • «Жалость матери меры не знает».

  • «Матери все дети равны – одинаково сердцу больны».

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Автор: Чехов Антон

Жанр: рассказ

Главные герои: волчица и щенок

Один из любимых писателей россиян имеет множество прекрасных произведений, а краткое содержание рассказа «Белолобый» для читательского дневника — одно из них.

Сюжет

Старая волчица должна найти пищу для своих детенышей. Она вспоминает молодые годы, когда была полна сил, а теперь ей трудно охотиться. Она отвлекает волчат игрой, а когда они засыпают, отправляется в деревню. Она чует приятный запах в хлеву, разгребает сено и хватает ягненка. Она бежит прочь, но добыча кажется ей слишком мягкой. Она бросает его и видит, что это щенок. Он начинает лаять, и волчица относит его в логово. Она хочет съесть малыша, но больно он похож на ее волчат. Она оставляет его в живых. Щенок очень веселый и энергичный, ласково лижет волчицу, играет с детенышами. А затем сам идет домой, где его отчитывает хозяин за разгреб хлева. О приходе волчицы люди не узнают, а ведь могли и застрелить ее.

Вывод (моё мнение)

Животные имеют чувства, похожие на людские: они переживают за своих малышей, хотят выжить и понимают, что постарели, испытывают жалость и нежность, а детеныши зверей похожи на детей — они беспечные и радостные, озорные и наивные. Нужно помнить о нашем сходстве и быть добрым к животным.

Добавить в избранное

Рассказ «Белолобый» Чехова был написан в 1895 году. Это история постаревшей, больной волчицы с выводком волчат и жизнерадостного глупого щенка, которого по ошибке она выкрала из хлева.

Для лучшей подготовки к уроку литературы в 3 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Белолобый» на нашем сайте. Пересказ произведения пригодится и для читательского дневника.

Главные герои

Волчицастарая, больная волчица, заботливая мать троих волчат, у которой уже нет сил охотиться в полную силу.

Белолобыйкрупный черный щенок с белым пятном, жизнерадостный и глупый.

Другие персонажи

Игнатстарый сторож, живущий в одиночестве в лесу, добрый и безобидный.

Арапкабольшая черная собака, верная помощница Игната, мать Белолобого.

Волчататри волчонка, выводок старой волчицы.

Краткое содержание

Пока трое маленьких волчат «крепко спали, сбившись в кучу, и грели друг друга», старая волчица отправилась на охоту. На пороге уже стоял март, но в лесу было так холодно, «как в декабре, и едва высунешь язык, как его начинало сильно щипать». Жизнь волчицы уже давно не походила на сказку: она была стара, слаба здоровьем и очень мнительна. Она боялась всего вокруг, и очень переживала, чтобы никто не обидел малышей в ее отсутствие.

Возраст давал о себе знать. Порой «лисий след она принимала за собачий» и сбивалась с пути. У волчицы уже не было сил, чтобы, как прежде, охотиться на баранов, телят и жеребят. От безысходности она «питалась одною падалью», и уже почти забыла вкус свежего сочного мяса.

В нескольких верстах от волчьего логова жил «сторож Игнат, старик лет семидесяти, который все кашлял и разговаривал сам с собой». Целыми днями бродил он по лесу с ружьем и огромной черной собакой по кличке Арапка. Волчица подобралась к жилищу старика. Пробегая мимо хлева, голодная волчица подумала, «что уже март и, судя по времени, в хлеву должны быть ягнята». Она взобралась на соломенную крышу и через дыру пробралась в хлев. От нежного запаха ягненка у нее помутилось сознание. Неожиданно кто-то громко завизжал, и волчица «испугавшись, схватила, что первое попалось в зубы, и бросилась вон».

Когда волчица отбежала на безопасное расстояние, она поняла, что ее добыча мало напоминала ягненка. Она приготовилась есть, но с отвращением отпрянула от пушистого комочка: это был щенок, и «судя по манерам, это был невежа, простой дворняжка». Щенок был крупный, черный, с большим белым пятном на лбу – точная копия своей матери Арапки. Волчица зарычала на щенка и побежала домой. Щенок подумал, что это такая игра, и принялся догонять волчицу.

Уже светало, и трое маленьких волчат с нетерпением ждали мать. Появление незнакомца насторожило их, но Белолобый принялся азартно с ними играть, и вскоре все четверо уже барахтались, визжали и легонько покусывали друг друга – «стало шумно и весело». Голодная волчица, глядя на их игры, решила оставить щенка, чтобы волчата овладели навыками охоты. Когда голод стал совсем невыносим, волчица подумала было съесть Белолобого, но он сильно пах псиной – «ей стало противно, и она отошла прочь».

К ночи щенок совсем проголодался и замерз. Он отправился домой, к Игнату, а волчица тем временем отправилась на охоту в хлев. Она была уже готова схватить ягненка, когда ворвался Белолобый и, узнав ее, залился радостным лаем. Проснулась Арапка, старик выскочил с ружьем. Волчица кинулась бежать в лес. Увидев Белолобого, старик решил, что у него «пружина в мозгу лопнула», и это он по глупости портит ему хлев. Игнат потрепал щенка за уши, наказывая ходить в хлев через дверь, а не через крышу.

Заключение

В своей книге Чехов описал жизнь и отношения зверей, которые во многом схожи на человеческие взаимоотношения. Необходимо помнить об этом и с теплотой относиться к братьям меньшим.

После ознакомления с кратким пересказом «Белолобый» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Белолобый»?</h3>

    • <label>Иван Тургенев</label>
    • <label>Антон Чехов</label>
    • <label>Максим Горький</label>
    • <label>Лев Толстой</label>

(новая вкладка)Чехов А., рассказ «Белолобый» Жанр: рассказы о животныхГлавные герои рассказа «Белолобый» и их характеристика

  1. Волчица. Старая, больная, голодная. Заботливая мать.
  2. Белолобый. Щенок, дворняжка. Веселый, озорной, любит играть. Бестолковый.
  3. Волчата. Маленькие, веселые.
  4. Игнат. Старик-охотник.

План пересказа рассказа «Белолобый»

  1. Волчица выходит на охоту
  2. Зимовье Игната
  3. Овцы в хлеву
  4. Падение в хлев
  5. Странная добыча
  6. Щенок
  7. Щенок и волчата
  8. Волчица и щенок
  9. Снова на охоту
  10. Щенок возвращается домой
  11. На крыше хлева
  12. Щенок лает
  13. Объяснение Игната.

Кратчайшее содержание рассказа «Белолобый» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Голодная волчица отправилась на охоту и залезла на крышу хлева.
  2. Она пролезла внутрь и в суматохе схватила первое, что подвернулось.
  3. Волчица обнаружила, что унесла щенка и бросила его.
  4. Щенок пошел за волчицей и стал играть с волчатами.
  5. Волчица снова пошла на охоту, но щенок сорвал ей охоту.
  6. Игнат решил, что это щенок залезал к овцам через крышу.

Главная мысль рассказа «Белолобый» Животные имеют чувства и разум и часто поступают также, как поступили бы на их месте люди. Все дети одинаковы.Чему учит рассказ «Белолобый» Рассказ учит любить животных. Учит понимать, что все живые существа имеют душу. Учит добру и справедливости. Учит тому, что у всякого животного есть свои заботы, свои проблемы, своя собственная жизнь.Отзыв на рассказ «Белолобый» Мне очень понравился этот рассказ и я могу выделить в нем двух персонажей — волчицу и Белолобого. Для маленького щенка не было разницы между волчатами и щенками, он готов был играть с ними. Да и волчата приняли щенка в свою компанию. А волчицу просто жалко, потому что она была голодная и старая, а у нее были волчата.Пословицы к рассказу «Белолобый» Всякой матери свое дитя мило. Ради деток мать готова себя продать. Возле матери и без хлеба не умрешь. И сова своих детей хвалит. У кого детки, у того и заботы.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Белолобый» Голодная волчица облизала волчат и отправилась на охоту. Стоял месяц март, еще было холодно, а мнительная волчица вздрагивала от каждого шороха. Ей казалось, что за деревьями стоят люди, а в темноте лают собаки. Волчица была старой, ее чутье ослабело и теперь ей редко приходилось питаться мясом. Она все больше ела падаль или, если повезет, отнимала у зайчихи зайчат. Недалеко от ее логова стояло зимовье Игната, старика лет семидесяти. Это был бывший механик и он часто бродил по лесу вместе с большой собакой по кличке Арапка. Волчица помнила, что летом возле зимовья паслись овцы и потому подумала, что сейчас там обязательно должны быть ягнята. Она забралась на крышу хлева и стала разгребать солому. Ей в нос ударил теплый запах, где-то заблеял ягненок. Волчица спрыгнула вниз и схватила первое, что попалось ей в зубы. Поднялся переполох. Под сараем проснулся Арапка и залаял. Из зимовья выскочил Игнат и пронзительно засвистел. Волчица долго бежала со своей добычей, но постепенно стала замечать, что добыча пахнет иначе, чем ягненок. Она выпустила добычу в снег, чтобы начать есть, и с отвращением отпрянула. Перед ней лежал крупный черный щенок с белым пятном на лбу. Щенок между тем встал на ноги и как ни в чем не бывало залаял. Волчица отпрянула и побежала прочь. Щенок побежал за ней. Уже засветло волчица добралась до своего логова в корнях поваленной сосны. Щенок бежал за ней и волчица думала, что он хочет, чтобы она его съела. Волчата обрадовались возвращению матери и стали сосать ее. А волчица грызла старую белую кость. Щенок, увидев волчат, стал лаять и у волчицы разболелась голова. Она хотела даже встать и разорвать щенка. Между тем, щенок устал лаять и несмело подошел к волчатам. Они посмотрели друг на друга. Потом щенок ударил лапой одного из волчат по голове. Волчонок ответил. Щенок обрадовался и побежал кругами по снегу. Волчата бросились за ним, повалили в снег и стали кусать, не больно, а понарошку. Волчица, глядя на них, подумала, что пусть волчата приучаются отбиваться от собак. Потом волчата наигрались и легли спать. Щенок немного повыл от голода и тоже лег. Проснувшись они снова стали играть. Вечером волчица решила съесть щенка и подошла к нему. Щенок лизнул ее и от запаха псины волчице стало дурно, и она отошла прочь. К вечеру похолодало и щенок побежал домой. Волчица же снова отправилась на охоту. Приближаясь к зимовью, она увидела впереди черное пятно и узнала щенка, который тоже возвращался в зимовье. Она побоялась, что щенок может ей помещать, но зимовье было уже так близко. Волчица забралась на крышу хлева и увидела, что вчерашняя дырка заделана свежей соломой. Она стала разгребать ее и вдруг раздался веселый лай. Щенок бросился к ней, а потом, почуяв тепло, спрыгнул в хлев. Из зимовья выскочил Игнат с ружьем и громко закричал. Ружье дало осечку, но на третий раз все-таки выстрелило. Игнат пошел смотреть, в чем дело. Но волчица была уже далеко. Немного погодя он вернулся в избу, где ночевал странник. Тот спросил Игната в чем дело и старик ответил, что Белолобый повадился ночевать с овцами в хлеву, а вчера разобрал крышу и убежал. Сегодня же снова вернулся и снова не через дверь, а через крышу. на следующее утро Игнат оттаскал Белолобого за ухо, повторяя, чтобы тот ходил через дверь.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Белолобый»

Используемые источники:

  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/chekhov/belolobyj
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/belolobyy.html
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/3-klass/1989-belolobyy.html
  • https://obrazovaka.ru/books/chehov/belolobyy
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/10/blog-post34.html

Сергеюшко честняков читать рассказ

05.01.2022 г.

Имена, имена, имена: Тараненко Фёдор Иванович, Тараненко Григорий Тихонович, Тараненко Екатерина Анисимовна… Их много – более полусотни, только одних Тараненко, в трёхмиллионной базе жертв политического террора. Краткие строки: год рождения, арестован, репрессирован, приговорён, реабилитирован. Сухо, чётко, по-военному. Но почему-то от этой скупости данных начинают болеть зубы и пересыхает во рту

Сергеюшко честняков читать рассказ

03.01.2022 г.

Что есть силы надувая щеки, да так, что на них выступил розоватый румянец, Никитка Соколов сидел во главе большого праздничного стола. Сегодня ему исполнилось ровно пять лет. От переизбытка внимания у «парня» покраснели даже уши, превратившись в два локатора, ощупывающие пространство вокруг. Казалось, что они порой даже шевелятся, настраиваясь на ловлю сигналов радости, посылаемых окружающим пространством. Вселенная крутилась в этот день вокруг малыша, разгоняя космические частицы, которые, наигравшись в водовороте, медленно опускались вниз, превращаясь в кристаллики счастья

Сергеюшко честняков читать рассказ

26.12.2021 г.

Обычный, ничем не примечательный рыжий таракан, вобравший в себя за миллионы лет гены бесчисленных предков, вальяжно отдыхал в ванной комнате в квартире на пятом этаже хрущёвки. Сотни домов спального района, такой же стандартной постройки, стояли вокруг в многомиллионном городе – столице страны, занимающей одну десятую часть суши на планете Земля. Шёл двухтысячный год от рождества Христова – Человека-Бога. Существовал ли на самом деле Иисус из Назарета, или это выдумка, таракану было неведомо. Да и к тому же вопросы веры не умещались в мозгу крошечного представителя местной квартирной фауны. Он смотрел на мир просто, без изысков, с тараканьей точки зрения

Сергеюшко честняков читать рассказ

19.12.2021 г.

Кряхтя, скрутившись в три погибели, почти сидя на карточках, я смотрел в замочную скважину в старой обшарпанной двери. Куски краски отслаивались от деревянной поверхности и падали мне на кроссовки, замызгивая завязанные бантиком белые шнурки. Отвергнутая сущность краски пыталась хоть как-то остаться в памяти, а не сгинуть бесследно, растоптанная проходящими мимо людьми

Сергеюшко честняков читать рассказ

13.12.2021 г.

Три закадычных друга лет двенадцати сидели на длинном бревне возле дома дяди Васи – местного фельдшера – и с хрустом уплетали чипсы, запивая их кока-колой. Треск от ломающихся под молодыми зубами тонких ломтиков высушенного картофеля стоял такой, что даже собаки из ближайших домов притихли, с тревогой поджав уши

Сергеюшко честняков читать рассказ

03.12.2021 г.

Инопланетяне пришли за мной ночью, когда я мирно спал в постели, никого не трогая, не заводя умодробительные разговоры о смысле жизни и месте человека во Вселенной. Истошные и продолжительные крики о помощи, к сожалению, не разбудили мою жену, спящую в соседней комнате

Сергеюшко честняков читать рассказ

29.11.2021 г.

Стеклянные двери в вагоне метро со строгой надписью «Не прислоняться», рассорившись в очередной раз на станции, шумно разбежались в разные стороны. Если бы они могли бить посуду – били бы, если бы они могли обзываться друг на друга – обзывались. Но ни того, ни другого друзья, выкрашенные снизу в жёлтый цвет и двигающиеся исключительно на полозьях, делать не умели. Они были скованы рамками и правилами, подчиняясь исключительно машинисту, управляющему составом

Сергеюшко честняков читать рассказ

19.11.2021 г.

Тёмные прямоугольные брусчатые камни, крепко держа друг друга за руки, лежали на площади, названной за её красоту Красной. Сегодня, седьмого ноября одна тысяча девятьсот сорок первого года от Рождества Христова, им было холодно и неуютно под падающим снегом, который прямо-таки валил с небес на мостовую

Сергеюшко честняков читать рассказ

04.11.2021 г.

Выпученные бесцветные глаза бокс-манекена Германа с тоской смотрели на узкое подвальное окно тренажерного зала. В нём виднелись мелькающие ноги прохожих на фоне проносившихся автомобильных колёс, которые в клочья разрывали воздух и поднимали золотистую пыль. В зависимости от времени года в окно с интересом заглядывали то любопытные снежинки, строящие неподвижному истукану противные рожицы, то склизкие и противные капельки дождя, со звоном разбивающиеся об асфальт. Вдоволь порезвившись, хрустальные крупицы, отряхнувшись, деловито исчезали в узких проходах городских водостоков, оставляя за собой лишь мокрые серые пятна

Сергеюшко честняков читать рассказ

03.11.2021 г.

В те давние времена, когда ещё не было сотовых телефонов и компьютеров, Интернета и Wi-Fi, когда мышка была мышкой; а по экрану нельзя было водить пальцем, иначе он испачкается; на продуктовых рынках помидоры с картошкой, огурцы с яблоками взвешивали не на электронных весах, а на обычных, с гирьками. На одну алюминиевую тарелку ставились пузатые грузики, а на другой размещался товар. Если носы железных уточек соединялись, то это означало, что вес определен и пора рассчитаться за покупку

Тема: Весёлое и смешное в рассказе Н. Носова «Федина задача»                        

Цель: обучать учащихся выразительному чтению в процессе анализа текста, определить «нервные узлы» рассказа и поставить непосредственно к ним вопросы, которые характеризуются ясностью, стилистической грамотностью, непосредственностью для детей, художественной соприродностью, которая пробуждает воображение, вызывает ассоциации, создаёт эмоциональное настроение, подвести детей к самостоятельным суждениям, оценкам, в которых проявляется их понимание темы и основной мысли рассказа.

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: знать и называть фамилию, имя и отчество известного детского писателя Носова; понимать, что такое юмор и юмористическое произведение; пользоваться приёмами выборочного чтения, быстро находить в знакомом тексте доказательства своих мыслей.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, рефлексировать по поводу успехов или неуспехов на уроке.

Познавательные: находить нужные для доказательства своих мыслей эпизоды в произведении, анализировать текст под руководством учителя, выделять основную мысль произведения и нравственный урок.

Коммуникативные: участвовать в дискуссии, выражать свободно своё мнение, толерантно относиться к мнению сверстников, проявлять уважение к различным точкам зрения, прислушиваться к тому, что говорят другие.

Личностные: проявлять желание читать и перечитывать произведения

 Н. Носова, усвоить главный урок, извлечённый из рассказа, высказывать стремление руководствоваться выводами, сделанными на уроке, в собственных жизненных ситуациях.

Оборудование к уроку: учебник Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого,

М.В. Головановой «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2», карточки с заданиями для парной работы, карточки с домашним заданием.

Ход урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой.

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

На уроке не скучаем,

Отважно руки поднимаем.

Ответы полные даём,

В общем, весело живём!

  1. Проверка домашнего задания.

— Ребята, какое домашнее задание вы выполнили к сегодняшнему уроку? (Тренировались выразительно читать  рассказ Н. Носова «Федина задача» и выясняли смысл встретившихся непонятных слов)

Словарная работа. (На столах карточки с определениями)

— Какие же непонятные слова, по вашему мнению, встретились в тексте?(Называют и трактуют.)

Репродуктор – в радиовещании: громкоговоритель.

Чурбан – обрубок бревна; неповоротливый человек, болван (переносное значение).

Кафтан – старинная мужская верхняя одежда.

Титулярный советник – чин в Российской империи.

III. Целеполагание.

— Итак, мы определили смысл непонятных слов. А теперь поделитесь своими впечатлениями от прочтения рассказа.

— Какое настроение было у вас во время и после чтения произведения?

— Определим настроение рассказа одним словом («Смешное», «весёлое»).

-Ребята, нам известны уже понятия «юмор» и «сатира» в литературе? (Если смех добрый – это юмор, сатирический смех может быть серьёзным, печальным. Этот смех нельзя назвать добродушным). Как бы вы определили характер данного произведения? Каков же характер смеха в рассказе Носова? (Дети высказывают противоположные предположения, отнеся рассказ к юмору или сатире).

— Перед нами проблема. Попробуем сформулировать учебную задачу данного урока. (Понять характер смешного в рассказе Носова и определить: сатирическое это произведение или юмористическое).

  • Итак, тема нашего урока … (Весёлое и смешное в рассказе Н. Носова «Федина задача»), задача определена, начнём работу.

— Для того, чтобы решить эту проблему, нам необходимо выяснить, над чем или над кем мы смеёмся, читая рассказ.

— Прочитаем рассказ вместе, анализируя текст по ходу действия, но сначала отдохнём.

IV. Минутка релаксации. (Звучит отрывок из цикла «Времена года». Апрель. «Подснежник» П. И. Чайковского)

-Ребята, сядьте поудобнее, закройте глаза. Наступила весна! Становится всё  теплее… Природа оживает… Вы вышли на лесную полянку. Солнечно…Весело щебечут птицы. В воздухе разливается лёгкий сладковатый аромат. Вы счастливы видеть благоухающую природу!

V. Чтение и анализ.

— Начинаем читать. (До слов «Веселей будет делать уроки»)

— Что делал Федя до того, как стал делать уроки? (Был на катке).

  • О чём это говорит? (Федя любит гулять, веселиться, он не очень любит учиться).
  • Как вы думаете, хотелось ли Феде делать уроки? Как догадались? (Нет. Он говорит, включая телевизор: «Веселей будет делать уроки». Значит, делать уроки не весело, скучно). Читаем дальше. (До слов « … принялся читать дальше.»)
  • Как Федя слушает концерт? (Слушает с интересом, вникает в содержание песни, делает комментарии).
  • Сколько раз он перечитывает задачу? Почему ему не удаётся сосредоточиться? (Федя делает пять или шесть попыток дочитать условие задачи, но всё время отвлекается).
  • А вам, ребята, что больше нравится: концерт слушать или задачу решать? (Слушать интереснее).
  • Почему же вы не делаете, как Федя? (Сначала дело, а потом развлечение).
  • Что же мешает Феде? Как он думает? (Телевизор. Федя злится на телевизор).
  • Почему же он его не выключит? (Федя глупый, бестолковый. Он и не догадывается, что надо выключить телевизор).
  • Значит, мы смеёмся над глупостью Феди? Так ли это? Что думает об этом автор? Понаблюдаем за Федей повнимательнее. (Федя не глупый. Когда он слушает концерт, он делает верные замечания. Он погнался за двумя зайцами, в этом его ошибка).
  • Какое решение принял Федя, когда понял, что не сможет решить задачу? (Он пошёл делать уроки к товарищу по фамилии Сорокин.) Как вы думаете, дети, случайно автор выбрал такую фамилию? (Н. Носов выбрал такую фамилию, чтобы намекнуть нам, читателям, что мальчик болтлив. Нам становится ясно, что и там он уроки не выучит.)
  • Молодцы, ребята! Комизм ситуации к концу рассказа только усиливается. Почему? (Федя никак не мог понять, почему у него ничего не получается. Он сам себе мешал. Ему не хотелось учиться.)
  • Над чем же мы смеёмся? (Федя обхитрил сам себя, он просто ленивый, а выдумывает, что ему что-то мешает учиться. Федя не видит себя со стороны, не понимает, что выглядит смешно).

VI. Построение выводов.

— Если бы вам довелось повстречаться с Федей, какой совет вы бы ему дали? (Не лениться. Ведь без труда не вынешь и рыбки из пруда.)

  • Попробуем сформулировать основную мысль рассказа. (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Не ищи причину своих неудач в других – ищи в себе. Как не старайся, лень не спрячешь. Не обманывай себя, не ленись – и всё получится).
  • Как вы относитесь к Феде? Осуждаете ли вы его? (Нет. Каждый из нас иногда ленится, не хочет учиться).
  • Как относится к герою автор? Хочет ли он осудить своего героя? (Нет, автор смеётся над героем, но по-доброму, не зло).
  • Можем ли мы теперь определить характер смешного в рассказе? (Смех добрый).
  • Определим: юмористический это рассказ или сатирический?
  • Сформулируем ещё раз, над чем мы смеялись вместе с автором. (Мы смеялись над Федей, потому что он не видит причины своей неудачи в решении задачи. Он не видит себя со стороны и не понимает, что попал в смешное положение. Мы смеёмся над комизмом ситуации. Герой сердится на телевизор и считает, что это он мешает решить задачу, а на самом деле Федя должен злиться на себя. Он сам виноват в своих бедах. Смешное в том, что герой не понимает очевидного, того, что мы, читатели, поняли с самого начала. Комизм нарастает, становится всё смешней.)
  1. Подведение итогов урока.
  • Решили ли мы учебную задачу? (Да, решили).
  • Что ещё мы узнали и поняли, читая рассказ? Попробуем ещё раз сформулировать уроки, вынесенные из рассказа, выводы, которые каждый из нас сделал для себя. (В Феде мы узнали себя. Автор хотел, чтобы мы научились видеть себя со стороны и смеяться над собой. Он хотел, чтобы мы видели причины своих неудач в себе, а не в телевизоре, приёмнике и тому подобное. Автор хотел, чтобы мы учились на чужих ошибках, не попадали в смешные ситуации, как Федя).
  • Мы решали одну узкую проблему, а получилось, что мы пытались понять замысел автора. Рассказ смешной, а мысли в нём серьёзные. Захотелось ли вам прочитать рассказ ещё раз?
  1. Домашнее задание (на карточках по выбору учащихся).
  1. Подготовить выразительное чтение рассказа. Задача: Прочитать так, чтобы слушатели смеялись, но одновременно поняли те серьёзные мысли, которые вложил автор в свой рассказ.
  2.  Перечитать внимательно рассказ и найти причины, которые помогли автору сделать рассказ смешным, рассмешить, развеселить читателя.
  3.  Приготовить художественный пересказ рассказа Н. Носова «Федина задача»
  4. Составить вопросы к рассказу, которые побуждают читателей к размышлению и анализу.
  5. Прочитать другие рассказы Н. Носова, выбрать один из них для представления классу. Принести книги Н. Носова.
  1. Рефлексия.
  • Понравился ли вам урок? Что понравилось на уроке?
  • Как вы можете оценить работу класса во время анализа и обсуждения?
  • Чья работа помогала классу продвигаться вперёд?

(Учитель оценивает работу класса и отдельных ребят, объявляет отметки)

  • Мне урок тоже показался успешным, завершённым. Благодарю за работу всех вас.
  • На следующем уроке мы продолжим разговор о творчестве Николая Носова и познакомимся с другими произведениями автора.

Использованная литература

  1. Астахов И. Содержание и форма художественного произведения.

М., 1983.

  1. Губова Г. М. Методические рекомендации для учителей начальной школы. Чита, 2003.
  2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованов М.В.  «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2» Москва, 2017.
  3. Лушина Е. А. Литературное образование младших школьников. Технологии обучения. Методические рекомендации. – Кострома, 2003.
  4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1993.
  5. Родина А. А. Литературное образование младших школьников // Начальная школа. 1999. № 1.

  • Сергей седов сказки про мальчика лешу читать
  • Сергей седов сказка про дворника
  • Сергей седов сказки про королей
  • Сергей седов короткая сказка про маму
  • Сергей седов сказка жила была мама