Сергей есенин сочинение по творчеству

700 слов сергей александрович есенин был выдающимся русским поэтом. его считали ярким представителем новокрестьянской поэзии и лирики. в своих творениях

(700 слов) Сергей Александрович Есенин был выдающимся русским поэтом. Его считали ярким представителем новокрестьянской поэзии и лирики. В своих творениях Сергей Александрович поднимал очень важные проблемы. Так, стихотворениям Есенина были присущи социал-демократические идеи.  Нередко поэт использовал в своих произведениях образы Родины и революции. Также в стихотворениях Есенин поднимал тему любви, творчества, деревенской жизни, городского быта и простого человеческого счастья. Творчество Есенина неспроста называли жемчужиной русской поэзии. Оно богато содержанием и отличается самобытной красотой.

Многие стихотворения Сергея Есенина являются автобиографическими. В них присутствуют не только любовные переживания, но и трагические мотивы. По произведениям можно узнать некоторые подробности из его жизни. Лирический герой близок автору. Рассмотрим поподробнее, кто он? 

Кажется, что в качестве лирического героя выступает сам Есенин. Поэт обожал свою малую Родину, он восхищался красотами окружающей природы. В городе лирический герой становился настоящим «скандалистом и хулиганом», в деревне он был лириком и мечтателем. Можно заметить, что в стихотворениях Сергея Есенина лирическому герою присуща эмоциональность. Он отличается довольно буйным характером. При этом некоторые строки свидетельствуют о нежности и ранимости образа лирического героя. 

В раннем творчестве Сергей Есенин продемонстрировал всю свою любовь к родной земле. Он любил вспоминать прекрасное детство, проведённое в деревне. Так, в знаменитом стихотворении «Заглушила засуха завсеки…» лирический герой восхищается утренним пейзажем природы. Он приходит в восторг от шума реки, воркования птиц, света зари. А в стихотворении «Тихий ветер. Вечер сине-хмурый…» мы видим описание заката дня. Есенин заложил основы деревенской поэзии. В своих произведениях поэт описывал простые бытовые вещи. Благодаря этому создаётся впечатление, будто лирический герой оживает и становится реальным. В стихотворении «Тихий ветер. Вечер сине-хмурый…» лирический герой предстаёт перед читателем в образе прекрасного голубоглазого юноши, у которого светлые кудрявые волосы. Даже внешне лирический герой и поэт очень похожи. 

Нетрудно заметить, насколько поменялось творчество Есенина в связи с его переездом в город. Одним из известных произведений поэта является стихотворение «Я усталым таким еще не был…». Здесь лирический герой выражает свою тоску по безмятежным рязанским просторам. Он не может радоваться победам, его даже не огорчают неудачи. Герой с полным равнодушием относится к городской суете. Именно такие чувства испытывал автор, когда создавал свое стихотворение. 

Во время Первой мировой войны Есенин выражал свою социальную позицию. Одним из наиболее известных произведений Сергея Есенина этого периода является стихотворение «Узоры». Автор выразил свое недовольство царским режимом. Ему было очень жалко солдат, которые напрасно погибали на войне. 

Когда поэт стал известным, в его жизни появилось много кутежей и романов. Известно, что Сергей Есенин был довольно эмоциональный человеком. Любовь в представлении поэта не всегда является прекрасной и счастливой. Все любовные переживания Есенина отразились в его поэзии. Ради избранницы он готов даже «забросить стихи», о чем он писал в стихотворении «Заметался пожар голубой».

Лирический герой в городской среде представляет собой беспробудного пьяницу, который запивает алкоголем собственную грусть. В стихотворении «Москва» поэт намекает на свою непутевую жизнь

(…Но всю ночь напролёт, до зари, / Я читаю стихи проституткам / И с бандитами жарю спирт…). 

Неоднократно в своем творчестве Сергей Есенин поднимал тему революции. Так, в поэме «Товарищ» писатель восхищается образом рабочего. Тема революции поднималась также в таких произведениях Есенина, как «Песнь о великом походе», «Пугачев«, «Небесный барабанщик». Автор рассказывал о народном революционном духе, а также о справедливости восстаний. Сергей Есенин был заодно с пролетариями, которые выступали против социальной несправедливости. Лирический герой ощущал необходимость перемен. Правда, крестьянская доля волновала его куда больше. Судьба деревни — вот что было приоритетным направлением революции, которую поддержал поэт.

Во время политики НЭПа Сергей Есенин возвращается в Константиново, где он не был целых восемь лет. Поначалу ему кажется, что он здесь чужой, однако постепенно начинает осознавать, что это лишь начало новой жизни. В этот период в своем творчестве поэт рассуждает на философские, социальные и нравственные проблемы. Он размышляет над темой отношений деревни и города. Постепенно он разочаровывается в революции и понимает, что крестьяне живут еще хуже, чем при царе. Тучи сгущаются и над интеллигенцией. Свободы слова нет и в помине. В этот период он пишет политические стихотворения «Русь советская», «Страна негодяев» и другие.

Можно утверждать, что лирический герой, подобно самому поэту, всегда остаётся юным душой, немного наивным и вспыльчивым. Но лирический герой Есенина всегда был честным, поэтому его творчество так нравится современному читателю. «Я сердцем никогда не лгу», — так однажды заявил о себе Сергей Александрович. Искренность, открытость, наболевшие страны души — вот что каждый из нас найдет в голосе лирического героя Есенина.

Автор: Виктория Комарова

Сергей Александрович Есенин — мастер лирической поэзии. В его стихотворениях поднимаются различные жизненные темы: счастье, любовь, природа, Родина, революция. Одним из неординарных, мелодичных произведений поэта является стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» Многомудрый Литрекон представляет Вашему вниманию анализ этого произведения. Разбор осуществлён по плану — в нём представлены история создания произведения, жанр, особенности и композиция, а также главные темы и идеи.

История создания 

Восточная культура производила огромное впечатление на Есенина: народные инструменты, женская красота, лирика — всё это влекло поэта. Автор грезил побывать в Персии, но ему не удалось осуществить свою мечту. Но в 1924 — 1925 годах поэт побывал на Кавказе. Так на свет родился его сборник «Персидские мотивы». 

Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» было написано на Кавказе в 1924 году. Кто же эта загадочная девушка, которую упоминает поэт в своём произведении? Долгое время существовала версия, что это всего лишь вымышленный образ, созданный Есениным. Но исследователь творчества знаменитого поэта В. Белоусов смог разгадать эту тайну. Будучи на Кавказе, в городе Батуми, Есенин повстречался с молодой армянской школьной учительницей Шаганэ Тальян. Они понравились друг другу. Поэт подарил девушке подписанный сборник своих стихов, а она дала ему на память своё фото. После отъезда Есенина они больше не общались. В 1958 году В. Белоусов смог разыскать эту девушку, и она выслала ему автобиографию и воспоминания о Есенине. 

Жанр, направление, размер 

Жанр стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» — элегия. Произведение пропитано романтикой, лирическими, философскими размышлениями. Кроме того, повествование ведётся от первого лица. В строках читаются душевные переживания поэта. 

Направление произведения Есенина — имажинизм, присущий поэтам Серебряного века. Главную роль в данном направлении играет образ, переданный с помощью слов-метафор. 

Размер стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» — трёхстопный анапест. В произведении присутствует параллельная и кольцевая рифмовка. Идёт чередование мужской и женской рифмы.

Композиция 

Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» имеет кольцевую композицию. Оно состоит из пяти пятистиший. В каждом из них идёт повторение ключевых строк, которые будто бы обрамляют строфы, тем самым создаётся глубина всего произведения. 

Данное стихотворение можно разделить на две смысловые части: 

  1. В первой части лирический герой адресует слова любви и нежности к Шаганэ, рассказывает о родной стороне. Идёт противопоставление России и Востока. 
  2. Во второй части произведения прослеживаются грустные мотивы: воспоминания о былом, о Родине, о прекрасной девушке, которая ждёт его на русской земле.

Образы и символы 

Лирический герой стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» — это сам автор. В произведении представлены образы. Главенствующую позицию занимает образ армянской девушки Шаганэ. Поэт относится к ней как к близкому другу, доверяя ему сокровенные мысли — он скучает по русской девушке, которая, вероятно, думает о нём там, на севере России. Возможно, Шаганэ ему симпатична ещё и потому, что она очень похожа на его любимую. 

В стихотворении есть и образ Родины. Поэт дорожит местами, где прошло его детство и юность. Лирический герой отчётливо помнит живописные рязанские поля, о которых готов говорить с Шаганэ, ему важно донести до неё свои чувства к родной земле. Его переполняют эмоции. Русская природа для Есенина является великой ценностью. Несмотря на красоты Шираза, он не может жить без «рязанских раздолий». На Родине для него всё имеет больший смысл, даже луна для него в России «огромней в сто раз». Поэт сравнивает свои волосы с рожью, это означает, что он глубоко сроднился с русской землёй. 

В данном произведении очень важно также определить символы. Есенин в своём стихотворении сравнивает широкую русскую душу с необъятным полем — символом свободы. Его светлые русые локоны тоже выступают символом Родины, полей, где колосится рожь. Девушка, которая осталась в России — это символ любви, а также символ Родины, по которой тоскует автор.

Темы, проблемы и настроение

Тематика стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» представлена в списке: 

  1. Любовь к Родине, наполняющая душу, тоска по русской земле — главная тема данного стихотворения. Лирический герой готов делиться своей любовью к России с Шаганэ, которая никогда там не была. Поэт стремится «излить душу», высказать своё счастье и боль, чтобы восточная девушка смогла понять его мир, его жизнь и настроение.
  2. Тема любви к девушке. Есенин, видя Шаганэ, называет её «моя», но лишь потому, что воспоминания о его возлюбленной, находящейся далеко, бередят его сердце: восточная девушка напоминает ему его любимую. Лирический герой надеется, что рязанская девушка о нём вспоминает. Он просит, чтобы Шаганэ не будила в нём память о прошлом, иначе ему будет ещё больнее и тоскливее.
  3. Тема природы. Есенин воспевает красоту природы — поля, «волнистую рожь», луну в небе, указывая читателям на прекрасное, заключающееся в простом, чистом и настоящем пейзаже.
  4. Интерес к Востоку. Несмотря на то, что лирический герой тоскует по родной стране, он оказывается на Востоке, чтобы увидеть другую жизнь, такую не похожую на привычную. Его притягивает новое, он рад увидеть чудесную красоту далёких мест, уважает чужие традиции, чтит восточную женскую красоту. 

Проблематика произведения Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» не менее интересна: 

  1. Грусть по Родине. Автор заключает в своём стихотворении мысль о том, что, находясь далеко от дома, сердце находится не на месте. Как бы ни было хорошо в чужих краях, в родном месте всегда привольнее и краше. Тем не менее, он старается не вспоминать прошлое в деталях, чтобы сильно не тревожить душу.
  2. Расставание с любимой. Лирический герой, несмотря на бережное и тёплое чувство к Шаганэ, понимает, что ему милее девушка, которая сейчас не с ним. Он напрямую говорит армянке о том, что она «страшно похожа» на русскую девушку.

Основная идея 

Главная мысль стихотворения Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» — показать ощущения самого поэта, его любовь и боль, возвышенные чувства к Родине. Кроме того, автор стремится донести до читателя свой восторг от того, что встретил прелестную Шаганэ, которая внимательно слушает его искреннюю речь. Он видит в ней образ своей возлюбленной рязанской девушки, поэтому он так тепло относится к Шаганэ. 

Помимо этого, Есенин говорит не только с армянской красавицей, но и со всеми ценителями его творчества, со всеми читателями, и доносит до них своё видение мира, Родины и любви. В этом заключается смысл стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»

Средства выразительности 

Есенин весьма красноречив, в его стихотворениях всегда присутствует мелодичность, жизнь и настроение. Произведение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» тоже не исключение. Автор использует такие средства выразительности:

  • Есенин использует эпитеты, чтобы читатель смог увидеть все образы глазами поэта: «про волнистую рожь при луне», «красив Шираз».
  • Стихотворение также богато прекрасными метафорами: «я готов рассказать тебе поле», «не буди только память во мне», «эти волосы взял я у ржи».

Важно отметить, что поэт намеренно повторяет некоторые строки: «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Я готов рассказать тебе поле», «Потому, что я с севера, что ли». Это говорит о том, что его сердце не может молчать. Из души льётся то, о чём он думает, что чувствует в этот миг. Эти строки придают силу стихотворению, глубокий смысл. Данные фразы создают яркий акцент, концентрируют читателя на смысле произведения. Чувствуется, что лирический герой достаточно вдумчиво и серьёзно говорит о своих переживаниях. Таким образом произведение приобретает музыкальный оттенок, словно это уже не просто стихотворение, а песня, которую Есенин посвящает красавице-армянке. Кроме того, строка с обращением «Шаганэ ты моя, Шаганэ» передаёт трепетность и ласку героя к восточной девушке. 

Автор: Диана Танцур

Революция 1917 года отразилась на мировоззрении, на творчестве литературных деятелей того времени. Кто-то с энтузиазмом принимал новый строй, кто-то всем сердцем отвергал изменения, а кто-то, очаровавшись вначале, разочаровывался в революции впоследствии. У Сергея Есенина было своё виденье. «В годы революции был всецело на стороне октября, но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном» — говорил он. Постепенно поэт стал видеть и обратную сторону революции. Она создала раскол в стране, внесла разлад в ряды русского народа. Эмоциональным откликом на события того времени стало произведение «Разбуди меня…». Анализ по плану от Многомудрого Литрекона поможет лучше его понять.

История создания

Произведение «Разбуди меня…» написано поэтом в 1917 году. По словам самого Есенина, стихотворение «Разбуди меня» являлось первым его откликом на Февральскую революцию.

23 февраля 1917 года санитар Есенин должен был выехать из Царского Села в Могилев, чтобы попасть в распоряжение командира 2-го батальона свободного пехотного полка, но Сергей Александрович так и не отбыл в место назначения. В этот день в Петрограде началась забастовка рабочих… Она продолжалась несколько дней, она росла! Началась революция! 17 марта Сергея Есенина отослали в распоряжение Воинской комиссии, но у поэта не было никакого желания служить Временному правительству.

«В революцию покинул самовольно армию Керенского…» (С. А. Есенин)

С этих пор Есенин не задерживался долго на одном месте, переезжал из города в город, деревню. Поэт боялся принудительного возвращения на военную службу, боялся террора со стороны новых властей. 

В эти годы в произведениях Сергея Александровича ещё сильнее просматривается любовь к Родине, к России, которая нуждалась в этом как никогда. 

Есенин себя считал дезертиром, так как хотел скрыться от Февральской революции. В произведениях более поздних лет просматриваются оттенки грусти и тоски, но это не значит, что поэт отчаялся! Есенин очень старался принять, понять новый строй, но он скучал по Патриархальной России…

Стихотворение «Разбуди меня» является одним из «революционных» произведений Сергея Александровича. Разбираемое стихотворение впервые было напечатано в составе цикла «Вечер с метёлкой».

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «Разбуди меня» — послание. Послание, как жанр, – это обращение лирического героя к какому-либо лицу, реальному или вымышленному. Это обращение подразумевает ответ в виде понимания адресата, в виде какой-либо реакции. Но бывают и адресаты «некоммуникабельные», как в данном случае.

Да, Сергей Есенин пишет:

«Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!»

К матери ли обращается поэт? Сергея Александровича воспитывали дедушка с бабушкой, поэтому отношения с мамой у него не были настолько близки, чтобы беседовать с ней об откровенном. Но тема матери в творчестве Сергея Есенина тесно связана с темой Родины. «О моя терпеливая мать!» — это обращение к Матушке–земле, которой предстоят тяжелые времена.

Для послания характерна резкая смена картин, микро-тем, смешение стилей, ведь послание подобно дружеской беседе, где нет определенных рамок, правил. В стихотворении «Разбуди меня» прослеживается данная тенденция. Лирический герой сначала говорит о месте встречи с «дорогим гостем», затем говорит о пуще, об увиденных следах колес, потом возвращается к своей горнице, описывает хозяйство, кров, петухов. 

Данный жанр подразумевает близость адресанта и адресата, доверие, так как в послании отображено личное отношение к чему-либо, оценка чего-то, мнение о чем-то, что, порой не нуждается в суждении. «Разбуди меня завтра рано» — это отклик поэта на события Февральской революции, описание его надежд, связанных с ней.

Сергей Александрович является поэтом-модернистом. В 1919 году он примкнет к такому течению, как имажинизм. Данное течение возникнет сразу после революционных переворотов. Основной чертой данного течения является главенство образа, образ превыше всего, превыше идеи, слово – это метафора. У Сергея Есенина будут свои правила и устои, свой взгляд на имажинизм, более глубокий. 

Хоть разбираемое стихотворение и написано в 1917 году, но в нём явно присутствуют черты имажинизма. Главенство образов, метафоры… Но тема не соответствует данному направлению, имажинисты не писали произведения на политические, социальные темы. В любом случае имажинизм, как отдельное течение, ещё не появился, поэтому данное стихотворение можно считать предпосылкой данного направления.

Размер произведения «Разбуди меня» — трехстопный анапест, хотя встречаются строки, где ударение падает на 2-й слог (например, «Разбуди меня завтра рано…», «Дорогого гостя встречать…»). Рифмовка перекрестная с чередованием женской и мужской рифмы.

Композиция

Стихотворение «Разбуди меня» состоит из 5-ти четверостиший. Сюжетных частей тоже 5, они соответствуют строфам. Композиция закольцована.

  1. В 1-й части лирический герой обращается с просьбой к матери, объясняя ей данную просьбу. 
  2. Во 2-й части повествуется об увиденном. Это увиденное и повлияло на решение лирического героя, именно поэтому он решительно хочет подняться рано, дабы быть уверенным в том, что ожидаемый гость, чьи следы он увидел, придет точно.
  3. В 3-й части повествуется о самом госте, точнее о том, каким лирический герой представляет гостя. 
  4. 4-я часть закольцовывает сюжет. Поэт возвращает читателя из грёз героя к реальности. Но вновь лирический герой погружается в приятные мысли: «Говорят, что я скоро стану знаменитый русский поэт…».
  5. В 5-й части герой уже полностью погружен в мечты, он находится в полусне, в приятных мыслях о будущем.

Образы и символы

«Мои стихи – моя биография.» (С.А. Есенин)

Лирическим героем стихотворения «Разбуди меня» является сам поэт. В произведении автор пишет о своём ощущении революции, о своём отношении к ней, о своих мыслях по поводу неё. 

Произведение построено на метафорах, на образах. Главными образами стихотворения являются Матушка-земля и революция.

«О моя терпеливая мать!» — так поэт обращается к Родине. Мать – это самый родной человек для каждого из нас. Но так вышло, что Есенин близко с ней не общался, она уехала на заработки в Рязань, а сына оставила своим родителям. Бабушка и дедушка воспитали внука, они внесли значительный вклад на становление Сергея Есенина как поэта. 

Но в произведениях Сергея Александровича можно встретить образ матери. Особенно часто он встречается в поздних стихах автора. Мать для поэта – это Родина, родная земля. Он относится к ней также трепетно и нежно, как дитя к матери. Мать – это жизнь, это та, кто подарила жизнь. У поэта она «терпеливая». Данный эпитет очень точно описывает отношение матери к своим детям. Она их любит, заботится о них, учит, терпит все их шалости. Так и наша Родина поступает! К ней поэт относится очень трепетно, с большим уважением, благодарностью, сыновьей любовью.

Далее в произведении появляется второй главный образ – гость.

Гость – представитель чего-то иного, чужого. Гостя, обычно, приглашают, но существуют ситуации, когда они приходят сами по себе. Как в случае «есенинского героя». 

«Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.»

Гостя не приглашали, но его ждут, называют его дорогим, то есть отношение к нему положительное. Не случайно поэт упоминает дорогу  – символ жизненного пути. То есть ожидаемый гость может поменять судьбу тех, кто ожидает его, повлиять на их участь.

«Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.»

Далее Сергей Есенин продолжает писать про изменения в жизни.

Колесо является символом перерождения и обновления, изменчивости материального мира. В стихотворении лирический герой видит след широких колес, то есть изменения грядут большие. 

Дальше автор пишет о ветре — символе дыхания, духа. Он под «облачной кущей», а облака, хоть они в стихотворении и являются метафорой, символизируют неясность, изменчивость. Что это может значить? Возможно то, что лирический герой мужественно смотрит в будущее, не боится изменений, не боится неопределенности сложившейся ситуации. 

«На рассвете он завтра промчится…»

Рассвет – символ надежды. То есть от спешащего гостя ожидают многого, надеются, что он исправит все не удовлетворяющие устои.

«…взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом…»

Кобылица — символ самообладания, а хвост символизирует активность, то есть то, что надвигается, очень резкое, сильное, активное и «красное». Символика красного цвета достаточно разнообразна, но в данном случае красный – это власть, сила. 

Далее поэт вновь обращается к первому образу, но не называет имени. Он просит «засветить свет» утром в своей комнате, используя устаревшее слово «горница», что придаёт стихотворению «родное», уютное звучание. 

«…Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.

Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров…»

Есенин пишет, обещает, что как только он станет «знаменитым русским поэтом», расскажет миру о Родине, о революции, о её влиянии на страну.

«И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.»
Данные строки метафоричны. 

Молоко – эликсир жизни, символ плодородия. Корова – это мать и кормилица, рыжая корова представляет собой жертву за общину, то есть за народ. Что это может значить? Возможно, то, что произведения, написанные поэтом на данную тему в дальнейшем будут восприниматься как частица, оставшаяся от нынешних времён, будут являться единственно верным отражением революционного периода.

Тема, проблемы, настроение

Темой стихотворения «Разбуди меня» является революция. Она далеко не основная в творчестве Сергея Есенина, но раскрыта достаточно широко, поэт  откровенно делится в таких произведениях своим виденьем, своим мнением. Поэтому «революционные» стихотворения Есенина так разнохарактерны. Сначала поэт радуется и гордится своим званием («Мать моя родина, я — большевик.»), но потом радость сменяется разочарованием, пониманием всеобщей ошибки («Нас мало уцелело. На перекличке дружбы многих нет…»). 

Стихотворение «Разбуди меня» является одним из первых на данную тему, поэтому оно достаточно воодушевляющее, полное надежд. Его настроение не восторженное и страстное, какое обычно встречается у поэтов-революционеров, но оно спокойно-радостное,  мудрое.

Проблематикой произведения «Разбуди меня» можно считать метания и сомнения очень многих, чья жизнь сплелась с революцией. Чего ожидать от нового строя? Осуществятся ли надежды? Сможет ли революция решить насущные проблемы? Как повлияет она на Россию, на общественность?… Вопросов бесчисленное множество! И все они уместились в анализируемом стихотворении, все они волнуют лирического героя, беспокоят его разум.

Основная идея

Данное произведение является отражением чувств поэта, отражением гаммы эмоций, возникших по вине приближающихся изменений. Главная мысль стихотворения «Разбуди меня» заключается в приветствии перемен, в надежде на то, что гость изменит удручающее положение деревни к лучшему.

Трепет, тепло томящихся надежд, радостное предвкушение, другие вдохновляющие эмоции одолевали многих в то время. Сергей Есенин не был исключением. 

«Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров…
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.»

Смысл стихотворения «Разбуди меня» — это мысль о том, что революция – это шанс для  очень многих, то есть она могла открыть дверь там, где её не было. С этой вдохновляющей мыслью очень многие открывали сердца революции.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Разбуди меня» перечислены в списке и являются заключительной частью анализа по плану:

  1. Эпитеты: «терпеливая мать», «дорожный курган», «дорогой гость», «широкие колеса», «золотая дуга», «игриво взмахнет», «красный хвост», «знаменитый русский поэт», «рыжие коровы».
  2. Сравнение: «шапка-месяц».
  3. Метафоры: «облачная куща», «на песни мои прольется».
  4. Устаревшее: «горница», «кров».
  5. Строфическая анафора: «Разбуди меня завтра рано…» (повторение одной и той же строки в 1-м и  4-м четверостишии) 
  6. В произведении встречается неправильный порядок слов в предложении, то есть инверсия (например, «на рассвете он завтра промчится…»).
  7. Риторическое восклицание: «О моя терпеливая мать!».

Автор: Кристина Асаулова

Сергей Александрович Есенин посвятил всю свою жизнь поэзии, особое место в которой занимают стихи о Родине, полный анализ которых помогает в этом убедиться, изучив краткие отрывки. Для поэта слово «Родина» не было пустым звуком, и значило очень многое. Это несложно понять, если углубиться в изучение стихотворений автора, которые он посвятил именно родной земле. Команда Литеровед.ру подготовила необходимый материал, при помощи которого вам будет легче разобраться в данной теме.

Краткая биография поэта

Великий поэт двадцатого столетия, Сергей Александрович Есенин, появился на свет в самой обычной семье крестьян. Родился он в селе Константиново Рязанской губернии. Будучи ребенком девяти лет, он поступает в земское училище, для дальнейшего обучения. Оно находилось в родной деревне поэта. В нем автор и проучился пять лет, после чего поступает в церковно-приходскую школу, где и продолжает свое обучение. В настоящее время в этой школе располагается музей имени Есенина.

Свое обучение в школе автор заканчивает в 1912 году. В это самое время семнадцатилетний юноша уезжает из родного села жить в Москву, где и находит свою первую работу. Через год юный поэт поступает в МГНУ, на историко-философский факультет. Уже через год после этого автор впервые публикуется в журнале «Мирок».

Что касается личной жизни, то здесь у Есенина все складывается не так уж и гладко. Он несколько раз вступал в брак, обзаводился потомством, но обрести идиллию и счастье в браке он так и не сумел. Каждая попытка поэта создать счастливую семью заканчивается разводом.

Единственное, что было у поэта неизменно – это его любовь к Родине. Об этом говорит вся та искренность, которую он вкладывает в свои произведения. Ведь неоднократно в его произведениях встречаются такие слова, как Родина, Россия.

Тема Родины в творчестве поэта

Сергей Александрович пишет произведения на различные темы, но самой важной из них является тема Родины. Он тихо признается ей в своей безграничной любви. Все строки произведений пронизаны искренностью, нежностью и любовью. Если углубиться в анализ его творчества, то и сам невольно начинаешь переосмысливать собственные жизненные ценности. Автор показывает Родину – как вторую мать, которую необходимо любить, уважать и беречь.

Поэт сумел добраться до самой вершины мировой поэзии, хоть и являлся выходцем из простого народа. Этому поспособствовала его неимоверная любовь к родной рязанской земле, которую он не боялся воспевать в своих творческих трудах. Благодаря этому, юный поэт сумел раскрыть весь свой потенциал, а так же показать свою гениальность.  Для него Родина была чем-то священным. Он не видел себя живущим за её пределами.

Тему Родины неоднократно поднимают и другие поэты в своем творчестве. Читатель может убедиться в этом, если углубится в изучение произведений русских поэтов и писателей. Но все они сопровождали описание своей родной земли огромным количеством эпитетов и метафор.

Сергей Есенин в первую очередь воспевает красоту родного края, людей, которые проживают в России. Так же автор не обходит стороной и те проблемы, с которыми приходилось сталкиваться его государству. Но в каждом из этих произведений видны истинные чувства поэта – он очень любит свое государство, родную землю. Он относится к ней с уважением, стараясь защитить от всех невзгод.

Не зря Есенин считается одним из самых известных поэтов, которые писали о России. Он считал, что главной мыслью его творчества выступает именно чувство Родины. Он был уверен в том, что не существует поэта без Родины.

Очень большое количество произведений автор посвящает своей родной деревне, за которой очень скучал. Одним из таких стихотворений является произведение «Край любимый!». С самых первых строк видно чувства автора, его безумную любовь и привязанность к родной деревне Константиново. Он так же показывает, насколько дорожит своим родным краем, восхищается и наслаждается им. Он без ума от красоты русской природы. Она вдохновляет его и придает силы.

Видно невооруженным взглядом и то, что автор полностью раскрывает свою душу, преклоняясь перед природой России. Он любит её любой. И готов отдать все ради одних только пейзажей родного и любимого края.

Так же чувства поэта очень хорошо раскрываются в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная…». Здесь он рассказывает читателю обо всем том, что так ценит  родном государстве. Есенин настолько подробно описывает все тонкости и прелести природы, что читатель невольно переносится именно в то место, которое старается описать автор.  Он без стеснения признается в любви к русской земле, чем показывает свою искренность и открытость. Для него все кажется милым, родным и прекрасным. Сергей Александрович не упускает ни малейшей детали, подробно рассказывая о ней.

Так же автор поднимает тему быта русского народа, знакомит читателя с жизненными ценностями и устоями. Он переживает все те смутные времена, которые происходят в его родном краю, как нечто личное, родное. Его очень беспокоит будущее России. Автор мечтает, чтобы поскорее закончилась война, которая принесла достаточно боли и страданий его государству.

Если говорить о поэте Есенине как личности, то он был настоящим патриотом, который переживал о своей Родине, любил её и гордился каждой деталью. Он не старается приукрасить родной край. Зачем? Ведь для него он и так идеален, не требующий правок и доработок. Он любит каждую травинку, каждое деревцо, каждый ручей. Не часто можно встретить настолько искреннее стихотворения, каждая строчка которого пропитана любовью, гордостью и восхищением.

Есенин считает, что таким же патриотом должен быть каждый житель нашей огромной Родины. Так же он подчеркивает эту мысль в стихотворении «Запели тесаные дороги…». Автор не понимает, как возможно жить без любви к своему государству. В его произведении «Я снова здесь, в семье родной…», которое он написал о своей родной деревне, видно, насколько автор тоскует и скучает по родным местам, где прошло его детство. Ему довелось увидеть немало – он жил в Москве, а так же странствовал по миру, но так и не смог найти места, которое было бы так же прекрасно, как его родная деревня. Сергей Александрович очень скучает по тому времени, когда мог ежедневно наслаждаться красотами села.

Тема Родины действительно стала главной в творчестве поэта. Ей он посвятил огромную часть своих произведений, в каждое из которых вложил свою душу, любовь и восхищение родным краем. Произведения переполнены искренностью и эмоциональностью.

Нам очень повезло, что Сергей Александрович поднял данную тематику в своем творчестве, потому что, читая его произведения, мы невольно сами проникаемся патриотизмом, уважением и любовью к своей огромной, прекрасной и уникальной Родине!

Каждый образованный человек знает Сергея Есенина. Это известный поэт, творчество которого покорило сердца многих. Глубокие строки цепляют с первого раза. Поэзия Есенина наполнена особым смыслом, нежностью и эмоциональностью. Омут слов навсегда пленит сердца и души.

Патриотизм в поэзии Есенина

Биография поэта имеет много противоречивых моментов. В своих произведениях автор рассказывает о своей жизни. Так становится понятно, что мужчина вел разгульный образ жизни. Он много философствует о любви, так как пользуется популярностью у женщин.

Поэт легко влюбляется, но так же легко он находит другой объект симпатии. Сергей Есенин настоящий патриот, который в своих произведениях восхваляет красоты природы родного края. Также тонкий лирик уважительно относится к женщинам.

Этот человек умеет испытывать глубокие чувства.

Многие стихи Есенина наполнены любовью к Родине. Автор находит красоты во всех мелочах окружающего мира. Он замечает голубизну озера, мягкость облаков, стройность берез, безграничность просторов, шелест листвы. Россия сохраняет свой прекрасный облик в любые времена.

Даже перед лицом революции и в сложные времена страна неотразимая. Поэт подмечал чарующую красоту, но не забывал о печальных событиях, которые пережило Отечество. Стихи наполнены особым патриотизмом. Но при этом его лирика не потеряла уникальный стиль, присущий Есенину.

Любовные стихотворения

Особого внимания заслуживает любовная поэзия. Стихи Есенина всегда интересные, наполнены великим смыслом. Прелестные строки хочется перечитывать много раз. Есенин долго прощупывал особенности взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Глубокое понимание пришло к поэту позже, ближе к концу его жизни. В сборники «Персидские мотивы» нежные чувства показаны с другой стороны. Автор начинает понимать, что такое любовь. Последнее свое обращение к прекрасному полу он выражает в стихотворении «Письмо к женщине».

Он любил многих женщин, но так и не смог сохранить эти отношения.

Каждый стих поэта имеет свой неповторимый стиль. Они отражают внутреннюю сущность Сергея Есенина. Он вкладывает частичку души в каждое свое произведение. Иногда мужчина предстает в образе неисправимого романтика.

В другой момент он озорной гуляка, которого ничего не может удержать. Душа поэта хочет веселья в один момент, а в другой – мечтает о мирном семейном счастье.

Но в каждом своем образе он искренний и демонстрирует удивительную глубину чувств.

Если вам понравилось сочинение по творчеству Есенина, то так же вы можете прочитать сочинения на следующие темы

«Вера или скепсис побеждает в читателе?» по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»

Сочинение на тему «Маленький человек» по повести Н. В. Гоголя «Шинель»

Сочинение по творчеству Бунина И. А

Творчество Есенина: темы, мотивы, особенности стиля | СуперСоч

Сергей Есенин (1865 – 1925) – великий русский поэт, чьи произведения полны безраздельной любви к России со всеми ее достоинствами и недостатками.

Есенина зачастую называют «крестьянским поэтом», «тонким лириком» и «мастером пейзажа», однако его творчество настолько многогранно, что этих эпитетов недостаточно для полной характеристики  творца.

Чтобы разобраться в творчестве Есенина, необходимо тщательно проанализировать темы и мотивы произведений, а также особенности уникального стиля поэта.

История успеха

Сергей Александрович Есенин появился на свет 21 сентября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии.

Родителями будущего поэта были простые крестьяне, которые были вынуждены следовать царившим в их среде обычаям.

Так, например, юных девушек было принято выдавать замуж помимо их воли, за того человека, которого ей присмотрели родители. В большинстве случаев такие браки распадались. Не стала исключением и семья Есениных.

Мать будущего поэта, Татьяна Федоровна, без любви вышла замуж за Александра Никитича Есенина, и родила в браке троих детей: старшего Сергея, Екатерину и Александру.

Почти сразу после свадьбы Александр Никитич вернулся в Москву, где работал в мясницкой лавке, а мать приехала к своим родителям.

Денег молодой семье катастрофически не хватало, и Татьяна Федоровна была вынуждена бросить маленького сына на попечение дедушки и бабушки, и отправиться на заработки в Рязань.

Дед Сергея, Федор Андреевич Титов, был знатоком церковных книг, а бабушка, Наталья Евтихиевна, в большом количестве знала занимательные народные сказки, песни, прибаутки. Мальчик рос очень смышленым, и в пять лет уже научился читать, а в восьмилетнем возрасте попытался написать первые стихи.

В 1904 году Сергей был принят в Константиновское земское училище, которое спустя пять лет окончил с отличием.  Юноша решил продолжить обучение, и поступил в церковно-приходскую второклассную учительскую школу.

Сергей очень скучал по своей семье, но мог видеть близких лишь во время каникул. Именно к этому периоду времени относятся его первые стихи: «Зима», «Осень», «Наступление весны». Все они были написаны примерно в 1910 году.

Спустя два года закончив школу дипломированным специалистом «учитель грамоты», Есенин решил начать новую жизнь в Москве.

Оказавшись в  столице без средств к существованию, молодой Есенин был вынужден устроиться на работу в мясную лавку – туда же, где работал его отец. Однако подобная работа не была предметом мечтаний творческого юноши.

Поссорившись с отцом, он пошел работать в типографию И. Д. Сытина. Это решение оказалось судьбоносным для будущего поэта, поскольку именно там он познакомился со своей первой гражданской супругой.

Анна Изрядова оказала большую поддержку Есенину тем, что ввела его в столичный литературно-музыкальный кружок.

Сергей Есенин очень хотел получить полноценное высшее образование. В 1913 году он поступил в Московский городской народный университет имени Шанявского на историко-философский факультет.

Однако вскоре он забросил учебу, и полностью посвятил себя написанию стихотворений.

Спустя время в журнале «Мирок» впервые было опубликовано его стихотворение «Береза», а еще спустя несколько месяцев произведения молодого поэта стала печатать большевистская газета «Путь правды».

Большое значение в судьбе поэта сыграл 1915 года. Именно тогда он познакомился с Н. Гумилевым, С. Городецким, А. Блоком. Осенью того же года свет увидела его «Молитва матери»,  посвященная Первой Мировой войне. Так литературное сообщество осознало – матушка-Россия подарила настоящий самородок, способный тонко чувствовать и переживать.

Сергей Есенин оказался в числе призывников, но среди его друзей оказались влиятельные люди, которые хотели уберечь талантливого поэта от жестокой мясорубки.

Так, благодаря их протекции Есенин был определен в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны. И даже там Есенин не переставал писать.

Позже в журнале «Женская жизнь» была напечатана первая литературная статья «Ярославны плачут».

Жизнь Есенина в Москве буквально «била ключом». Пребывая в плену юношеского максимализма, он писал свои произведения в духе революционных настроений и под девизом борьбы за русскую правду.

К таким произведениям относятся его небольшие по объему поэмы «Инония», «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик». Все они пронизаны стойким ощущением грядущих перемен, которое было близко очень многим передовым людям того времени.

Однако подобные свободолюбивые порывы привлекали внимание не только интеллигенции, но и жандармерии, которая стала появляться на выступлениях поэта.

Большое влияние на судьбу Есенина оказало его знакомство с Анатолием Мариенгофом, и попытка писать в духе новейших модернистских течений. Так был сформирован своеобразный есенинский имажинизм, который наиболее ярко представлен в произведении «Ключи Марии», 1919. Впрочем, чрезмерная эпатажность простого деревенского парня быстро прискучила публике, и Есенин поспешил на поиски новых решений.

Так год спустя появился новый литературный образ – пьяницы, скандалиста, дебошира, но при этом тонко чувствующего человека с большим сердцем. «Исповедь хулигана» была восторженно принята читателями, и Есенин понял, что выбрал верное направление в своем творчестве.

Он принялся оттачивать свой новый имидж, в основу которого легли бурные романы, скандальное поведение в общественных местах, гонение на действующую власть.

Результат подобного бесконтрольного поведения был предрешен – убийство, ловко замаскированное под самоубийство, которое произошло 28 декабря 1925 года.

Поэтические сборники

Первый поэтический сборник – «Радуница» – был напечатан в 1916 году. В нем очень четко прослеживалось отношение поэта к своей земле, родине.

Критики оценили этот сборник следующим образом: «…на всем его сборнике лежит печать подкупающей юной непосредственности… Он поет свои звонкие песни легко, просто, как поет жаворонок…».  Центральным образом стала крестьянская душа – простая и бесхитростная, но при этом щедро одаренная «радужным светом».

Здесь также присутствует имажинизм, однако он является лишь рабочим инструментом для поиска лиризма и принципиально новых поэтических форм.  Так Есенин стал основоположником нового литературного стиля.

После удачного начала один за другим последовали следующие сборники: «Голубень» (1920 г.), «Москва кабацкая» (1924 г.), «Любовь хулигана» (1924 г.), «Персидские мотивы» (1925 г.), «Стихи скандалиста» (1926 г.). Каждый сборник отличался самобытностью, и бы не похож на предыдущий ни настроением, ни темой, ни мотивами.

Но при этом все они весьма гармоничны и составляют единую концепцию творчества Есенина. В центре внимания поэта всегда была открытая русская душа, которая могла меняться в зависимости от перемены мест и времени.

Поначалу она – чистая и непорочная, тесно связанная с природой, затем – хмельная, безнравственная, испорченная городом, и уже в финале – одинокая, глубоко разочарованная.

Художественный мир

Мир Сергея Есенина удивительно многогранен, и состоит из большого количества понятий, тесно связанных между собой: счастья, любви, природы, дружбы, отечества. Чтобы в полной мере ощутить и понять художественный мир поэта, следует проанализировать лирическое наполнение его произведений.

Основные темы

  • Счастье (сущность самого счастья, его поиск и утрата). В 1918 году было опубликовано стихотворение «Вот оно глупое счастье», в котором Есенин вспоминает о своем безмятежном детстве, когда особенно остро чувствовалось приближение счастья. Оно представлялось автору чем-то далеким, почти несбыточным, но вместе с тем до боли близким и понятным. Есенин с ностальгией вспоминает те давно минувшие дни, когда жил в своей родной деревушке и не ведал серьезных проблем: «Глупое, милое счастье, свежая розовость щек». Однако образ счастья для поэта олицетворяется не только с родным краем, но и с любовью. Особенно явно это чувствуется в  стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», в котором поэт признается в любви к прекрасной молодой девушке, которая подарила ему чувство гармонии.
  • Женщины (страсть, любовь, разлука, очарование музой, пресыщение). Есенин всю свою недолгую жизнь пользовался большой популярностью у женщин, однако это не мешало ему писать о тяжести неизбежных расставаний, горечи измен, безнадежности безответного чувства. Чтобы познакомиться с достаточно трагичной любовной лирикой поэта, достаточно прочесть сборник «Москва кабацкая», в котором почти каждое произведение о любви – это щемящий душу крик человека, который остро нуждается в искренних чувствах, а не в подобии любви и страсти. По этой причине  в отечественной литературе даже появился термин – «есенинская любовь», которая прямо говорит о сильной душевной боли и переживаниях, связанных с любовью, нежели с ощущением полета, гармонии и счастья.
  • Родина (исторический путь Отчизны, искренняя преданность и восхищение родиной). Для Сергея Есенина лучшим воплощением любви, ее самым чистым, ничем не замутненным вариантом, является любовь к родине. Так, в произведении «Русь» он так трогательно и открыто признается в своих чувствах к родине, будто делает признание конкретной женщине.
  • Природа (описание времен года, ощущение красоты каждого мига). В стихотворении «Белая береза…» поэт детально и с большой нежностью описывает березку, непорочно белый цвет ее ствола, который ассоциируется с символичным значением смерти, неустойчивостью.
  • Деревня. Есенин, будучи крестьянским сыном, глубоко и нежно любил деревню, которая символизировала для него отчий дом. Так, в стихотворении «Село» олицетворением стабильности, благосостояния является изба. Но при этом автор подчеркивает разницу между «сытым миром», который присущ лишь верхушке общества, и затхлыми, бедными избами крестьян – пропасть между ними просто огромна.
  • Революция, война, новая власть. Пожалуй, лучшей работой Есенина на эту тему является поэма «Анна Снегина», в которой описываются страшные события 1917 года. В этом произведении Есенин продемонстрировал авторское отношение к происходившим событиям, показал, насколько небезразлично ему все то, что происходило в стране.

Главные мотивы

В лирике Сергея Есенина ведущими являются мотивы страсти, раскаяния, саморазрушения и переживания за судьбу родины. В более поздних сборниках на смену чистым, возвышенным чувствам приходит пьяный угар, глубокое разочарование и тоска по несбывшимся надеждам.

Подобная перемена в лирике является зеркальным отражением поведения самого Есенина, который быстро спивается, проявляет агрессию внутри семьи, теряя таким образом близких людей. В этот период в его творчестве все чаще воспевается красота духовной и физической деградации.

Любовь, которая раньше воспевалась Есениным почти в каждом произведении, отныне приобретает форму тоски, страдания, глухого отчаяния.

Жизнь поэта была не слишком продолжительной, однако удивительно яркой, насыщенной важными масштабными событиями. Есенин был прямым свидетелем смены идеалов в России, и это не могло не отразится на его творчестве. Ярким примером тому служит стихотворение «Возвращение на Родину», в котором есть следующая строчка: «И вот сестра разводит, раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»».

Язык и стиль

Поэтический стиль Есенина отличается некоторой сумбурностью и хаотичностью, и далеко не всегда соответствует читательскому представлению о том, каким должно быть «стихотворное сложение». Но вместе с тем язык Есенина прост и понятен каждому.

Любимым стихотворным размером поэта были дольники – одна из самых древних форм поэзии, которая существовала еще до появления и развития силлабо-тонической системы стихосложения. Есенинская лексика по-настоящему уникальна, и щедро сдобрена архаизмами, просторечиями, диалектизмами, разговорными фрагментами речи и даже матом.

При этом следует отметить, что столь любимые Есениным просторечия  – это, прежде всего, своеобразная дань своему простому происхождению, особенность художественного оформления стихотворений.

При чтении и анализе произведений Есенина не стоит забывать о том, что он был простым крестьянским парнем, который все свое детство и юность провел в деревне, и искренне считал, что душой и сердцем всей России был диалект простого народа.

Образ Есенина в лирике

Сергею Есенину довелось жить и творить в очень непростое время, когда в российском государстве произошел мощнейший раскол. Революционные события 1905-1917 гг., Гражданская война оказали на поэта колоссальное влияние. Он не мог остаться в стороне от происходивших в стране событий, и все свои мысли, переживания, надежды отразил в своем творчестве.

  • Лирический образ Есенина – это собрание самых лучших качеств поэта, которые нашли свое отражение в стихотворениях. К примеру, искреннее восхищение вызывает его патриотизм в стихотворении «Поэт»:
  • Тот поэт, врагов кто губит, Чья родная правда мать, Кто людей, как братьев, любит
  • И готов за них страдать.

Для лирики Сергея Есенина весьма характерна и так называемая «любовная чистота», которая особенно заметна в цикле «Любовь хулигана». В нем лирический герой признается в своих светлых чувствах музам, раскрывает перед ними всю свою глубокую, многогранную душу.

Стоит отметить, что в своей лирике Есенин зачастую предстает эдаким нежным и робким поклонником, к которому любовь бывает зла и несправедлива. Лирический герой восхищается Женщиной, одаривает ее комплиментами, цветистыми эпитетами и восторженными репликами. При  этом он намеренно оскорбляет себя, и даже бахвалится хмельной удалью, сильной натурой и сломанной судьбой.

В унижении Есенин видел способ произвести впечатление сложного, никем не понятого и обманутого в лучших чувствах возлюбленного.

Однако на деле именно он становился инициатором разрывов с женщинами, опускаясь до измен и избиений в хмельном угаре.

Однако эти нелицеприятные моменты в лирике Есениным упускались, и речь шла лишь об обманутых надеждах и его разочаровании. Ярким примером тому служит его знаменитое «Письмо к женщине».

Есенин стремился идеализировать собственную личность, обогащал собственную биографию разного рода мистификациями. Он даже датировал свои зрелые работы более ранними сроками, чтобы создать иллюзию, будто он был с самого рождения феноменально одаренным поэтом.

Поначалу Сергей Есенин, как истинный мятежник и борец, с большим энтузиазмом принял идеи революции. Но со временем он глубоко разочаровался в новой России, в которой чувствовал себя чужеземцем.

Положение крестьян в деревнях еще больше ухудшилось с приходом большевиков. Появилась жесткая цензура, и власть все чаще стала вмешиваться в искусство.

По этой причине со временем в репликах лирического героя стали все более заметны желчные ноты и саркастические интонации.

Авторские эпитеты, метафоры, сравнения

  1. Особенность есенинской речи такова, что она представляет собой особую художественную композицию, насыщенную олицетворениями, метафорами, фразеологизмами, которую придают всему произведению неповторимый стиль.
  2. Так, например, в стихотворении «Тихо в чаще можжевеля» поэт использует следующее метафорическое высказывание:
  3. Тихо в чаще можжевеля по обрыву, Осень — рыжая кобыла — чешет гриву.

А в знаменитом произведении «Письмо к женщине» он выдал глубокую, развернутую метафору длиной с целое стихотворение. В нем Россия представляется судном, большевистская партия – рулевым, кабак – трюмом, а революционные настроения – качкой.

При этом сам поэт отождествляет себя с загнанной лошадью, которую безжалостный седок все пришпоривает и подгоняет. Так в иносказательной форме поэт показал время, которое стремительно менялось, и требовало от него невозможного. Там же Есенин предрек себе и роль попутчика новой власти.

Есенинские эпитеты представляют особую художественную ценность: они уникальны, самобытны и позволяют очень точно представить то, что хотел донести автор.

«Точеные печурки», «рыхлые драчены», «смешной дуралей» – все они являются прямым свидетельством того, насколько интересным, ни на что не похожим слогом обладал Сергей Есенин. В нем чувствуется живая народная речь, не обремененная какими-либо рамками и условностями.

Также в своих произведениях Есенин с удовольствием использовал неологизмы, на пример, «златокарий омут».

Другие примеры средств выразительности Есенина можно поискать в анализе стихотворений «Собаке Качалова», «Разбуди меня завтра рано», «Письмо к матери», «Заметался пожар голубой», «Черный человек», «Анна Снегина», «Гой ты, Русь моя родная».

Особенности поэзии

Особенность поэзии Сергея Есенина заключается, прежде всего, в том, что она самым тесным образом связана с народными традициями и фольклором, максимально приближена к простому народу.

В своих произведениях поэт мог себе позволить и нецензурную брань, и реалистичное описание окраин, которые были для городских литераторов настоящей экзотикой. Подобным колоритом он покорил капризную публику, которую было уже трудно чем-либо удивить.

Она нашла в творчестве деревенского поэта национальную самобытность, и полюбила его.

В русской поэзии Сергей Есенин держался особняком, так и не примкнув к одному из популярных в те времена модернистских течений. Весьма непродолжительным было его увлечение имажинизмом. Вскоре он смог отыскать собственное звучание, благодаря чему стал одним из выдающихся русских поэтов.

Многие стихотворения Есенина были положены на музыку, и эти песни стали по-настоящему народными. Секрет их непреходящей популярности заключается в том, что поэт смог разгадать секрет истинно русской души и показать ее во все величии и многообразии.

Сочинение. Биография и творчество Сергея Есенина

  • Сочинение.
  • Биография и творчество Сергея Есенина.
  •                                                                     Может, и нас отметит
  •                                                                         Рок, что течет лавиной,
  •                                                                    И на любовь ответит
  •                                                                    Песней соловьиной.
  • Сергей Есенин

          Секрет притяжения личности и поэзии Есенина- по сей день загадка для отечественных и зарубежных исследователей. О жизни Есенина очень часто слагали легенды. Эти легенды начали рождаться еще при жизни поэта. Легендами наполнена вся жизнь, Есенин зачастую сам слагал легенды и мифы про самого себя. Он сам творил свою биографию.  Например, В. Маяковский «делал стихи», Сергей Есенин делал свою биографию. Еще пи жизни поэта окрестили «хулиганом» и он с этим был полностью согласен. Легенды о Сергее Есенине – это своеобразный диалог стихов и жизни:

  1. Засосал меня песенный плен
  2. Осужден я на каторге чувств
  3.                                          Вертеть жернова поэм.

       В начале 30- х годов, лучшим поэтом России был объявлен В.В. Маяковский, С. Есенина практически забыли, даже запретили. Возвращаясь к началу карьеры С. Есенина, следует отметить, что еще в 1905 году А.А.

Блок писал: « Должен появиться поэт, который принесет в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками, не символическими и не мифическими, а изумительными по своей красоте». В 1915 году состоялось знакомство А. Блока с С. Есениным.

Как и предполагал поэт Есенину был обеспечен быстрый успех и огромная слава. В лице Есенина «черная, мужицкая Русь» обрела свой голос.

         Как у любого поэта мы подразделяем творческий путь на определенные этапы. Творчество Сергея Есенина тоже можно было бы разделить, но Есенин сделал это сам.

Поэзия Есенина отличается целостностью, потому что в ней все о России: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины основное в моем творчестве».

Однако можно сказать, что Россия Есенина родная сестра блоковской России.

        В душе Сергея Есенина уживаются две России – «земная» и «небесная». Стихотворения о России проходят через все творчество поэта. Даже после октябрьского переворота поэт остается верен теме «родина», хотя исследователи творчества Есенина отмечают, что стиль поэта время от времени меняется.

В годы революции поэт всецело был на стороне Октября. Он ждал чего-то нового, ждал превращения России в великую крестьянскую республику – страну хлеба и молока. В 1917 – 1919 годах Есенин, почти перестал писать лирику, но зато создает цикл революционных поэм.

Но вскоре поэт понимает, что его ожидания не оправдались.

  •         В 1920 году Есенин пишет стихотворение – «Я последний деревенский поэт»:
  •                             Я последний поэт деревни,
  •                             Скромен в песнях дощатых мост.
  •                             За прощальной стою обедней
  •                             Кадящих листвою берез.
  •             По мнению самого Есенина и многих критиков, он действительно стал последним поэтом деревни, можно сказать также «поэтом уходящей Руси».

20-е годы в поэзии Сергея Есенина переломные. Ранее Есенин редко обращался к теме любви. В конце 20-х годов он начинает работать над циклом стихов « Любовь хулигана». В эти годы тема любви становится центральной. Одним из ярких примеров в творчестве Есенина принято считать произведения из цикла «Персидские мотивы».

Есенинские строки музыкальны, например, «Шаганэ ты моя, Шаганэ…».

В основном лирика поэта отличается песенно-фольклорным началом, образностью, цветовой палитрой.

           До последних дней Сергей Есенин влюбляется, в его жизни было много любви, но настоящей, наверное, так он и не встретил. Свои переживания он отобразил в последнем крупном и как сказал сам Есенин: «лучшее, что я написал», в поэме «Анна Снегина».

Жанр произведения Есенин определил как лироэпическое. В поэме отмечается «многоголосие», как и во всем творчестве поэта. Композиция поэмы построена по кольцевому признаку. В этой поэме чувствуется присутствие самого Есенина, главный герой, он же лирический герой по имени Сергей.

Поэт как бы пишет про самого себя. Здесь он рассказывает как бы о своей любви:

  1.                                    Далекие, милые были
  2.                                   Тот образ во мне не угас.
  3.                                   Мы все эти годы любили
  4.                                   Но мало любили нас.

Этими словами поэт подвел как бы итог своей жизни. Поэтому, мне кажется, его жизнь и закончилась столь трагично.  Это был поэт исключительной лирической силы. Я люблю лирику Есенина. Его стихи – простые и ясные по своей форме – всегда насыщены глубоким внутренним волнением и с предельной искренностью выражают правду его жизни, в которой он предстал существом с другой планеты.

  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кормиловского муниципального района
  • “Михайловская средняя общеобразовательная школа”
  • “Великий язык великой наций”
  • номинация
  • “Биография и творчество Сергея Есенина”
  • Фищер Кристина Олеговна,
  •  обучающаяся 11 класса
  • МБОУ”Михайловская СОШ”
  • Пшеничная Ольга Борисовна

Сочинение на тему есенин и его творчество

  • Реферат
    выполнил ученик 11 «А» класса Лавлинский Александр
  • Воронеж 2001

СЕРГЕИ
АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН

(1895—1925)

Бурной и печальной была судьба
Есенина. Яркая и беспокойная жизнь во многом способствовала неимоверной
популярности его стихов — задушевных и музыкальных, близких и понятных самым

разным людям. О ней ещё при жизни поэта стали складываться легенды.

«СТИХИ НАЧАЛ
СЛАГАТЬ РАНО»

Родившийся в семье крестьянина
Александра Никитича Есенина в селе Константинове Рязанской области, мальчик
очень скоро лишился родительского крова. Его мать, Татьяна Титова, вышла замуж
по воле своенравного отца. Вскоре, не выдержав вражды со свекровью и не желая
покоряться нелюбимому мужу, она с трёхлетним Сергеем на руках ушла к родителям.

Дед с бабушкой взяли внука на воспитание, а дочь послали в Рязань на заработки.
Так и получилось, что Есенин рос на попечении бабушки.
«Стихи начал слагать рано, —
напишет позже Есенин в своей автобиографии. — Толчки давала к этому бабка. Она
рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я
их переделывал на свой лад.

Стихи начал писать, подражая частушкам». Бабушка
сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи.

«Омут розовых туманов», «осеннее золото лип», «рдяный мак заката», «Русь —
малиновое поле» — всю эту поэтическую живописную азбуку Сергей Есенин постигал
в просини рязанского полевого и берёзового раздолья, в шуме тростников над
речными заводями, в семье деда-книжника, знатока житий святых и Евангелия, и
бабушки-песенницы.

В дом часто захаживали «слепцы, странствующие по сёлам»,
которые «пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре… о женихе, светлом госте
из града неведомого», т. е. о Христе и Небесном Иерусалиме, городе праведников.
…Но вот проходит время, и в
1904 г.

уже подросшего Серёжу Есенина определяют в Константиновское земское
четырёхгодичное училище, затем — в церковно-учительскую школу в маленьком
городке Спас-Клепиках.
После Константинова, где его
детство «прошло среди полей и степей», четырнадцатилетний подросток оказывается
вдали от дома, в закрытой двухклассной школе-интернате.

Единственным его
утешением становится дружба с товарищем по классу Гришей Панфиловым. Долгими
вечерами засиживались они с приятелями в доме Панфиловых допоздна — пели,
играли, танцевали, а иногда читали друг другу стихи, среди которых есенинские
отличались особой лёгкостью.

Склонность к сочинительству,
однако, не прибавляли юноше авторитета в глазах ребят. Всё больше и больше он
начинал чувствовать себя «белой вороной», впрочем не без скрытой гордости
ощущая свою исключительность, избранность.
Через несколько лет, работая над
составлением первого сборника «Радуница» (1916 г.

), поэт пометил некоторые из
входящих в него стихов 1911 —1912 гг. Хотя кто знает, может быть, они в
действительности написаны позже, в пору большей творческой зрелости поэта? Но
если верить есенинским датировкам, то и самые ранние стихи (во всяком случае,
те из них, что автор отобрал как наиболее достойные), бесхитростные и чистые,
уже при первом чтении захлёстывают душу своим певучим слогом.
Читая написанное поэтом в эти
годы, невольно испытываешь щемящую жалость ко всему живому, которое одновременно

и прекрасно, и скоротечно-непрочно.

«Я ПРИШЁЛ НА
ЭТУ ЗЕМЛЮ, ЧТОБ СКОРЕЙ ЕЁ ПОКИНУТЬ»

В конце 1915 — начале 1916 г.
имя Есенина встречается на страницах многих изданий рядом с именами самых
известных поэтов.
В это же время Есенин знакомится
и сближается с поэтом Николаем Александровичем Клюевым, выходцем из
крестьян-старообрядцев Олонецкой губернии.

Проникнутые патриархальными
религиозными мотивами, связанные с культурой старообрядческого Севера, с
русским фольклором, стихи Клюева во многом перекликались с есенинской музой.

Оба поэта выступают под единым «крестьянским» знаменем, печатаются в одних и
тех же изданиях, вместе посещают салоны и литературные собрания, где Есенин
неизменно появляется «в щегольских сафьянных сапожках, голубой шёлковой рубахе,
подпоясанный золотым шнурком…».
Однако поэты были связаны
своеобразными отношениями «друзей-врагов».

Недаром через ряд писем и
стихотворений Есенина проходят и ласка к «ладожскому дьячку», «смиренному
Миколаю», как называл его Сергей Александрович, и неприятие стихов и жизненной
позиции Клюева.
И в поэзии, и в поведении Клюева
Есенину порой виделись нарочитое, чуть ли не наигранное смирение, замкнутость,
обособленность от современного мира.

Он предельно сосредоточен на деталях
древнего быта, на идеале старины с её загадочным затонувшим градом Китежем,
символом сгинувшей Древней Руси. Не таков был Есенин с его стихийной, мятущейся
душой — впечатлительный, пылкий и нетерпеливый.

Не случайно через несколько лет
Есенин будет советовать одному поэту: «Брось ты петь эту стилизационную
клюевскую Русь с её несуществующим Китежем… Жизнь, настоящая жизнь Руси куда
лучше застывшего рисунка старообрядчества…».
…Шла Первая мировая война.
Призыва в действующие войска удалось избежать. Есенин служил санитаром в
Царскосельском военно-санитарном госпитале. Летом 1916 г.

в Царском Селе он
читал свои стихи в лазарете для раненых в присутствии императрицы. Это
выступление, как и выступление несколькими месяцами раньше в Москве перед
великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, вызвало негодование в петербургских
литературных кругах, настроенных враждебно по отношению к монархии. Впрочем, о
том периоде жизни Есенина трудно говорить определённо — слишком противоречивы
свидетельства и воспоминания современников.
Во всяком случае, достоверно
известно, что в Царском Селе Есенин посетил Н. Гумилёва и А. Ахматову и прочёл
им стихотворение, поразившее Анну Андреевну своим последним четверостишием —

оно показалось ей пророческим.

 «О РУСЬ, ВЗМАХНИ КРЫЛАМИ…»

Февральскую революцию 1917г. Есенин
встретил восторженно. Ему чудилось, что из пламени, охватившего страну, вот-вот
«Фениксом, жаром-птицею взлетит мужицкая Русь». Неведомая, чудесная доля
мчалась навстречу и несла, как казалось, не гибель и разруху, а надежду на
новое, преображённое бытие.
В эту пору в Есенине ощущалась
большая перемена. Он казался мужественнее, выпрямленнее,

взволнованно-серьёзнее, чем в первые годы петербургской жизни.

«…Я
РАЗЛЮБИЛ НИЩУЮ РОССИЮ»

Осенью 1921 г. в Москву приехала
известная танцовщица Айседора Дункан, одинокая, уже немолодая женщина. Она
встретила Есенина, и вскоре они стали мужем и женой. Весной 1922 г. супруги
улетели в свадебное путешествие, сначала в Европу, а потом в США. Заграничные
впечатления поэта противоречивы.

В очерке об Америке «Железный Миргород» Есенин
пишет: «Да, я вернулся не тем… Вспомнил про „дым отечества”, про нашу
деревню, где чуть ли не у каждого мужика в избе спит телок на соломе или свинья
с поросятами… и стал ругать всех цепляющихся за „Русь”, как за грязь и
вшивость. С этого момента я разлюбил нищую Россию».

Как многим впервые попавшим
в Европу русским людям, ему сначала нравится, что там «всё прибрано и выглажено
под утюг», но очень скоро он начинает «хлопать себя по колену и скулить, как
собака».
«Что сказать мне вам об этом
ужаснейшем царстве мещанства… — пишет Есенин в 1922 г. из Германии.


Человека я пока ещё не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде
Господин доллар, а на искусство начихать…»
И в Америке, и в Европе Есенину
не хватает именно «души», а встречи с русскими эмигрантами наводят тоску и
щемящую грусть. В Берлине «после долгих бесед в ночи» «под гитару» своего друга
поэта А.

Кусикова, к тому времени эмигрировавшего, он создаёт первые стихи из
цикла «Москва кабацкая».
В августе 1923 г. он уже снова в

Москве, и снова одинокий: брак с Айседорой Дункан оказался непрочным.

«ОТГОВОРИЛА
РОША ЗОЛОТАЯ…»

В последние годы жизни Есенин то
пытается обрести душевное равновесие и примириться с советской властью, то, по
свидетельству одного из современников, начинает «так „крыть” большевиков,
как это… не могло и в голову прийти никому в Советской России». Однако
Есенина как широко известного «поэта деревни» трогать не решались.

Более того —
всем милицейским участкам Москвы было дано негласное распоряжение: после
каждого скандала отпускать поэта, задерживая его лишь для вида и не давая делу
хода.
Несмотря на перепады настроения
и ощущение бездомности, Есенин после возвращения из Европы и Америки очень
напряжённо и увлечённо работает, много ездит по стране. Так, в 1924—1925 гг.

он
посещает Грузию и Азербайджан, где, по его же словам, ему «работается и
пишется… дьявольски хорошо».
Лирика Есенина становится
одновременно и трагичнее, и сложнее.

Одну за другой он пишет «маленькие поэмы»
с красноречивыми названиями, говорящими сами за себя, — «Возвращение на
родину», «Русь советская», «Русь бесприютная», «Русь уходящая», «Письмо к
женщине», где пророчески правдивым словом защищает и «уходящую», и «советскую»
Русь, понимая, что у России нет пути назад и её ожидает тернистый, нелёгкий
путь.

А в стихах — шедеврах любовной
лирики — льётся через край неподвластная никаким политическим перипетиям
искренность.
В Баку была начата и закончена
уже в Москве поэма «Анна Онегина» (1925 г.).

Воспоминания о родной деревне, о
революционных событиях, нарушивших веками складывавшийся крестьянский уклад
жизни, наконец, о юношеской любви поэта к молодой помещице Кашиной, ставшей
прототипом главной героини, делают поэму автобиографичной.

Подобно блудному
сыну из библейской легенды, герой возвращается от всех своих жизненных
блужданий и ошибок к тому, что «любил как бы до своего грехопадения».
Однако между «скромным
мальчишкой» «с кудрявыми волосами», влюблённым в молодую помещицу, и автором
этих строк пролегла непроходимая пропасть. Возвращение к истокам уже
невозможно.

Как и многие «дети страшных лет России», Есенин и тоскует по
разгромленной вере отцов, и с ужасом видит, что сам стал другим. Душа его,
кажется, больна от несбывшихся надежд, разочарований и отчаяния.

Смысл судьбы будто ускользает от
автора, в прошлом — «мальчика», жившего «в простой крестьянской семье»,
«желтоволосого», «с голубыми глазами», а ныне — «прохвоста и забулдыги»,
которого преследует «чёрный человек». Олицетворение всего самого тёмного во
внутреннем мире автора, этот жуткий гость в чём-то подобен совести, терзающей
душу.

Он «спать не даёт… всю ночь», «водит пальцем по мерзкой книге»,
перечисляет грехи своей жертвы. Беда же автора не только в том, что он не
справился с силами хаоса в собственной душе, но и в том, что ему было суждено
родиться и жить в страшное для России время.

Переполненный гневом и
отвращением, поэт бросает свою трость «прямо к морде его, в переносицу…», но
разбивает только зеркало…
Чуть ли не каждое стихотворение,
написанное поэтом в эти годы, явно или подспудно свидетельствует о том, что
развязка его судьбы близка. В том числе и маленький шедевр «Отговорила роща
золотая…» (1924 г.

), где пронзительно звучат характерные для всего творчества
Есенина мотивы странничества, кратковременности пребывания человека на земле.
Ждать осталось недолго. 24
декабря 1925 г. Есенин приехал из Москвы в Ленинград, как он говорил, на
постоянное место жительства. 27 декабря, утром, в гостинице, сочинил
стихотворение и, не найдя в номере чернил, разрезал в нескольких местах руку,
обмакнул в собственную кровь перо и написал:
До свиданья, друг мой, до
свиданья,
Милый мой, ты у меня в груди:
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, безруки,
без слова,
Не грусти и не печаль бровей.
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
«До свиданья, друг мой, до
свиданья…»
А в ночь с 27 на 28 декабря, как
писал поэт и критик В. Ходасевич, «он обернул вокруг своей шеи… верёвку от
чемодана, вывезенного из Европы, выбил из-под ног табуретку и повис лицом к

синей ночи, смотря на Исаакиевскую площадь».

Злые заметки

Талант Есенина оценили по
достоинству далеко не все его современники. К. И. Чуковский незадолго до гибели
поэта записал в дневнике: «В Есенине есть… графоманская талантливость,
которая не сегодня – завтра начнёт иссякать». Литературовед Ю. Н. Тынянов в
статье «Промежуток» утверждал: «Всё поэтическое дело Есенина — это непрерывное
искание украшений для… голой эмоции.

Сначала церковнославянизмы, старательно
выдержанный деревенский налёт и столь же традиционный „мужицкий Христос”;
потом — бранные слова из практики имажинистов, которые были таким же, в
сущности, украшением для есенинской эмоции, как и церковнославянизмы».
Но больше всего доставалось
поэту от радетелей коммунистической идеологии.

В советской прессе его
творчество называли «психобандитизмом».
Один из самых влиятельных
большевистских вождей Н. И. Бухарин посвятил поэзии Есенина целую брошюру—
«Злые заметки» (1927 г.). «Есенин талантлив?» — спрашивал Бухарин. И сам же
отвечал: «Конечно, да… Есенинский стих звучит нередко, как серебряный ручей.

И всё-таки в целом есениншина — это отвратительная напудренная и нагло
раскрашенная российская матерщина, обильно смоченная пьяными слезами…
Причудливая смесь из „кобелей”, икон… религии и хулиганства…
„любви” к животным и варварского отношения к человеку, в особенности к
женщине, бессильных потуг на „широкий размах” (в очень узких четырёх
стенах ординарного кабака), распущенности, поднятой до „принципиальной”
высоты… — вот что такое есениншина… Идейно Есенин представляет самые
отрицательные черты русской деревни и так называемого „национального
характера”: мордобой, внутреннюю величайшую недисциплинированность,
обожествление самых отсталых форм общественной жизни…». Это высказывание
сыграло роковую роль в посмертной судьбе Есенина. Сочувственные голоса стали
затихать, а потоки брани увеличиваться. Вплоть до «оттепели» Есенина издавали
редко, и преимущественно одни и те же стихи. Многие стихотворения и даже целые

циклы распространялись в основном в рукописных копиях.

Список
литературы

Энциклопедия для детей. Т.9.
Русская литература ч.2. глав. ред. М. Д. Аксенова.

  • Сергей есенин сказка о пастушонке пете
  • Сергей калугин рассказ короля ондатры
  • Сергей викторович мизеров сочинение по тексту мечта
  • Сергей баруздин рассказы для детей
  • Сергей георгиев рассказы для детей