Сергей алексеев взятие берлина победа 1945 рассказы для детей

Сергей алексеев сергей алексеев дата рождения 1.04.1922 место рождения с. плисков винницкой области дата смерти 16.05.2008 место смерти москва гражданство
Сергей Алексеев

Сергей Алексеев

Сергей Алексеев

Дата рождения 1.04.1922
Место рождения с. Плисков Винницкой области
Дата смерти 16.05.2008
Место смерти Москва
Гражданство СССР, Российская Федерация
Род деятельности писатель
Язык произведений русский

Сергей Петрович Алексеев — русский советский писатель.

Сергей Алексеев / Биография

Сергей Петрович Алексеев родился 1 апреля 1922 года в большом украинском селе Плисков. Ныне это Винницкая область, а издавна эта часть Украины называлась Подолией. Ее история тесно связана с деятельностью гетмана Богдана Хмельницкого и его запорожцев, здесь возникло Южное общество декабристов, здесь не раз менялась власть в ходе гражданской войны.

Отец, Петр Сергеевич Алексеев, был сельским врачом. Мать, Елена Александровна Ганшина, — медицинской сестрой. Познакомились они на фронте Первой мировой войны и вскоре поженились.

Деревенское детство Сергея Алексеева, свободное и без особых забот, длилось до девяти лет. В Плискове русской школы не было, только украинская и еврейская, поэтому родители отправили сына к родственникам — сначала в Воронеж, потом в Москву. Дома Сергей выучился читать, писать и считать, поэтому смог пойти сразу во второй класс.

С десяти лет мальчик жил у сестер матери в 3-ем Троицком переулке недалеко от дома художника В. М. Васнецова (ныне переулок Васнецова). Сестры Ганшины были прекрасно образованы и весьма начитаны (в семье была большая библиотека на нескольких языках, доступная для публичного использования). Старшая тетя, Клавдия Александровна Ганшина (1881–1952), начала педагогическую деятельность еще до революции, окончив в 1901 году Варшавские женские педагогические курсы. В 1918 году она окончила Историко-филологический факультет Московского университета, а с 1919 года работала в Московском университете, читала лекции по французскому языку, параллельно с 1944 по 1952 годы работала в Московском городском педагогическом институте имени В. П. Потемкина; с 1924 года — профессор, с 1943 года — доктор наук, с 1945 года — член-корреспондент отделения методик преподавания основных дисциплин в начальной и средней школе АПН РСФСР. Средние сестры тоже были профессорами: Мария Александровна заведовала кафедрой английского языка в Московском государственном институте иностранных языков, Юлия Александровна была специалистом по русской филологии, преподавала в Московском педагогическом институте. Две младшие сестры занимались хозяйством.

Ни у кого из пяти женщин своей семьи не было (Мария Александровна была замужем, и то недолго), и они охотно взялись за воспитание мальчика. Одна из младших, Лидия Александровна, установила железную дисциплину, жесткий режим дня и обширную систему наказаний за проступки. Но не только строгими порядками запомнилась Сергею жизнь у московских родственниц. Тёти водили племянника в музеи, покупали билеты на выставки и в театры (особенно полюбил он спектакли А. Я. Таирова). С удовольствием навещал мальчик и Марию Александровну, жившую отдельно: у нее, в отличие от сестер, характер был мягкий и покладистый.

Учился в школе № 236, был прилежен, особенно нравились уроки истории. Был председателем ученического комитета; охотно участвовал в спортивных состязаниях, брался и за организацию школьных вечеров, и за выпуск стенгазеты, и за поддержание «культурного вида школы».

В детстве Сергей Алексеев мечтал стать то балагулой (сельским извозчиком), то пожарником, то геологом, то моторостроителем… Одно время думал о карьере дипломата. Родители хотели, чтобы сын повторил их путь; тёти, поддерживая увлечение племянника историей, видели его ученым. В старших классах Алексеев принял твердое решение: он будет летчиком. Как и тысячи его сверстников, юноша восхищался дальними перелетами экипажей В. П. Чкалова и В. С. Гризодубовой, подвигом летчиков, спасших из ледового плена челюскинцев. Вступив в аэроклуб, поднимался в небо на маленьком учебном самолете. В 1940 году, окончив школу, поступил в авиационное училище в г. Поставы (Западная Белоруссия). Учился с азартом, а к строгой дисциплине давно был приучен.

Летом 1941 года курсанты прибыли в полевой учебный лагерь у самой западной границы. А ранним утром 22 июня лагерь подвергся бомбежке и обстрелу. «В первый же день войны мы вступили в неравный бой с фашистами. Почти все наши самолеты и многие мои товарищи погибли», — вспоминал писатель («От автора»). В тот день он подносил снаряды зенитчикам, улетел на последнем уцелевшем транспортном самолете.

Авиации, понесшей тяжелые потери в первые месяцы войны, срочно требовались свежие кадры. Поэтому выживших курсантов направили в Чкаловское (Оренбургское) летное училище и начали спешно обучать управлению новыми боевыми машинами. С отличием окончив училище, С. П. Алексеев готовился попасть на фронт. Однако генерал-лейтенант И. Л. Туркель, присутствовавший на сдаче экзамена, был впечатлен умениями курсанта и распорядился оставить его инструктором. До конца войны Алексеев обучал молодых летчиков.

Ответственная работа сочеталась с продолжением образования. С. П. Алексеев поступил на вечернее отделение исторического факультета Чкаловского (ныне Оренбургского) педагогического института, где среди преподавателей были и московские профессора, уехавшие в эвакуацию. Прошел полный курс за год и пять месяцев и в 1944 году получил диплом.

После войны, когда начались сокращения армейского состава, начальство посоветовало Алексееву поступить в Высшую дипломатическую школу, и молодой человек согласился.

В конце 1945 года, перед самым отъездом на учебу, случилось несчастье — третья по счету авария. В очередном полете отказал мотор, и машина вошла в штопор. Опытный летчик, Алексеев смог посадить самолет, но получил сотрясение мозга и тяжёлую травму позвоночника. Курсант, находившийся в кабине, отделался ушибами. Все время, пока медики боролись за жизнь летчика-инструктора, его мать дежурила у больничных ворот. До самой зимы 1946 года Сергей Алексеев лечился — сначала в госпитале, потом в санатории на Волге. Там познакомился с А. П. Маресьевым, летчиком, ставшим прототипом главного героя в «Повести о настоящем человеке» Б. Н. Полевого. Маресьев поразил его личным обаянием, скромностью и простотой в общении. Позднее Алексеев посвятит своему хорошему знакомому рассказ «Три подвига».

Доктора поставили Алексеева на ноги, но о полетах пришлось забыть. Лишь однажды, на Параде Победы, бывший инструктор снова поднимется в воздух — но на несколько секунд потеряет сознание во время крутого пике и с трудом посадит машину. Прием в Высшую дипломатическую школу к тому времени уже закончился — приходилось ждать следующего года.

Вчерашний летчик обратился в Министерство просвещения. Диплом пединститута стал основанием для предложения временно поработать редактором издательства «Детская литература». Алексеев согласился, надеясь вскоре сменить род занятий, но новая работа неожиданно увлекла. И директор издательства К. Ф. Пискунов, и большинство его сотрудников были настоящими энтузиастами своего дела. Так С. П. Алексеев вошел в мир детской литературы.

Редактором Алексеев работал с 1946 года. По рекомендации А. А. Фадеева в 1950-м стал ответственным секретарем, а позже — председателем Комиссии по детской литературе Союза писателей СССР. Писал статьи по вопросам развития литературы для детей.
В 1952 году Министерство образования объявило конкурс: нужен был учебник истории СССР для начальной школы. Алексеев рискнул принять участие и неожиданно вышел победителем вместе с известным методистом и историком В. Г. Карцовым (1904–1977). Их взгляды были схожими — оба автора стремились излагать историю в доступной, легкой и образной форме, избегали сухости, обилия дат и схем. Победителям предложили объединить усилия. Написанная в соавторстве «История СССР: Учебная книга для 4 класса» вышла в 1955 году и выдержала десять переизданий. Книга была написана легким, живым языком, а описания сражений читались как захватывающая повесть: «День и ночь кипела Сталинградская битва. Наши танки проходили через овраги и глубокие рвы, прорывали проволочные заграждения, подминали вражеские пушки и пулеметы и снова с боями шли вперёд и вперёд» (§ 51. Враг наступает. С. 134).

Учебник прочитал С. В. Михалков. Оценив талант С. П. Алексеева, Михалков предложил ему написать художественную книгу об истории для детей. Он же отнёс первую рукопись автора в издательство и пожелал молодому прозаику удачи со страниц «Литературной газеты».

В 1958 году выходит первая повесть С. П. Алексеева, состоящая из коротких рассказов, — «Небывалое бывает». Книгу заметили. Повесть поразила смелостью замысла: начинающий автор взялся рассказывать младшим школьникам об эпохе Петра Великого, не скрывая её сложности и неоднозначности. Повесть высоко оценили Л. А. Кассиль и А. К. Югов — известный советский писатель, историк, публицист и литературовед. Для второго издания 1959 года Кассиль напишет внутреннюю рецензию, предназначенную для издательства: «Писателю удается <…> сочетать высокую познавательность с подлинной увлекательностью. Предельный лаконизм, живая легкость языка, точность находок, позволяющая по-своему, заново раскрыть перед ребятами очень важные моменты <…> ярчайших эпох в истории нашей Родины, — все это делает рассказы С. Алексеева <…> чрезвычайно ценными как с воспитательной, так и чисто литературной точки зрения. А умение передать своеобразие характеров <…> и великолепный, точный и образный язык придают произведениям Алексеева подлинную прелесть».

Окрыленный успехом первой книги, автор за три недели — уже по заказу издательства — написал «Историю крепостного мальчика» (1958), повесть о России XVIII века. Это произведение вошло в советский канон школьного чтения.
Обе повести не раз переиздавались, входили в авторские сборники и собрание сочинений. Эти две книги, высоко оцененные товарищами по перу и юными читателями, посылавшими письма в московский Дом детской книги, стали хорошим стартом для начинающего литератора. 27 ноября 1958 года С. П. Алексеева приняли в Союз писателей РСФСР.

  • Сергей Алексеев
  • Сергей алексеев взятие берлина победа 1945 рассказы для детей

    Гражданин Российской республики / Сергей Алексеев. Диафильм, 1963

  • Сергей алексеев взятие берлина победа 1945 рассказы для детей

    Подвиг Ленинграда. 1941-1944 / Сергей Алексеев

  • Сергей алексеев взятие берлина победа 1945 рассказы для детей

    Сталинградское сражение. 1942-1943 / Сергей Алексеев; худож. А. Лурье

  • Сергей алексеев взятие берлина победа 1945 рассказы для детей

    Взятие Берлина. Победа! 1945 / Сергей Алексеев

  • Сергей алексеев взятие берлина победа 1945 рассказы для детей

    Суровый век / Сергей Алексеев

С конца 1950-х годов постепенно складывается большая книга «Сто рассказов из русской истории» (1966). Она начинается с повествования о восстании Степана Разина и кончается «Рассказами о Владимире Ильиче Ленине» (в другом издании «Рассказами о декабристах»).

В творчестве рубежа 1950–1960-х годов берут свое начало сюжеты о народной и общественной борьбе за свободу, реализованные в историко-приключенческом жанре: следом за повестями «Небывалое бывает» и «История крепостного мальчика» писатель создает «Жизнь и смерть Гришатки Соколова» (1962) — о войне Емельяна Пугачева, «Декабристы», «Грозный всадник» (обе — 1966) — о восстании Степана Разина.

В тот же период автор начинает разработку еще одной большой темы — о событиях революции и гражданской войны. Для детей младшего и среднего возраста он пишет повести «Сын великана» (1959), «Упрямая льдина» (1960), «Братишка» (1963), короткие рассказы «Рабочая газета «Правда»», «Агитатор», «Орел-село», «Царя скинули»», Марксист», «Максималист» и др.

Тогда же писатель создает ряд произведений на сюжеты из истории русской армии: выходят сборники «Рассказах о Суворове и русских солдатах» (1961), «Птица-слава» (1962). Таким образом, идея борьбы за свободу уравновешивается идеей исторически необходимого ограничения свободы: армейская дисциплина и чувство воинского долга, честь для С. П. Алексеева всегда оставались основой воспитания юного поколения.

Начинающий писатель обретает друзей в писательском мире, через всю жизнь пронесет дружбу с Богданом Чалым (1924—2008) — ветераном войны, украинским детским поэтом и прозаиком. В их соавторстве вышла повесть «Самолет вылетает из Мирного. Подвиг» (1960).

В 1965 году С. П. Алексеев был назначен главным редактором только что возобновленного журнала «Детская литература»: он возглавлял его три десятка лет, вплоть до 1996 года. Он наладил четкую работу редакции, собрал сильный коллектив, насчитывавший в лучшие времена более двух десятков сотрудников. Члены редколлегии и редакции журнала, работавшие в разные периоды: С. С. Вангели, Н. В. Виноградова, Х. М. Гюльназарян, Л. С. Кудрявцева, Т. А. Куценко, В. В. Медведев, С. В. Михалков, И. П. Мотяшов, И. Г. Нагаев, С. А. Николаева, Г. Д. Павлишин, Н. И. Павлова, Т. Д. Полозова, Э. М. Рауд, И. П. Токмакова, К. Т. Тангрыкулиев, О. В. Филимонов, Б. И. Чалый, С. И. Чупринин и др. Они не только вели рубрики, работали с авторами, организовывали мероприятия, но много ездили по стране, знакомили своих читателей с зарубежными деятелями детской книги, всемерно поддерживали детский литературный процесс. С. П. Алексеев и сам держал связь с региональными писательскими организациями, детскими библиотеками и читательскими клубами, обращал внимание на письма с запросами юных читателей. Часто устраивал выездные заседания редколлегии (например: Вслед за Гайдаром // Детская литература. — 1977. — № 2. — С. 9–21).

Принципиально важное значение для курса детского книгоиздания имели выступления С. П. Алексеева на писательских съездах.

Руководство журналом не помешало С. П. Алексееву продолжать литературную работу.

История России стала главной темой творчества Алексеева, хотя писал он и о современной жизни (например, «Наш колхоз стоит на горке», 1966). Действие повестей и рассказов охватывает почти восемь веков: с XII до середины ХХ веков.
Отдавая дань памяти и уважения товарищам по оружию, с 1970-х годов Алексеев создает циклы рассказов о Великой Отечественной войне. Выходят сборники «Идет война народная» (1975), «Богатырские фамилии» (1978), «От Москвы до Берлина», «Двенадцать тополей», «Гвардейский разговор» (1985). Отдельными книгами издаются «Рассказы о маршале Жукове» (1977), «Рассказы о маршале Рокоссовском» (1978), «Рассказы о маршале Коневе» (1982).

В 1980-х годах писатель возвращается к теме Гражданской войны: выходят сборники рассказов «Красные и белые» (1980) и «На той далекой, на гражданской» (1988).

Переиздаются ранние произведения автора; в 1982–1984 годах в московском издательстве «Детская литература» выходит собрание сочинений в трех томах.

Усиливающееся тяготение писателя к научно-художественному типу повествования отразилось в создании пособия «Книга для чтения по истории нашей Родины (с 1670 по 1945) (1987). Там Алексеев соединил избранные рассказы из своих основных книг, предварив разделы историческими справками; показ живых лиц и важных событий прошлого соединился с его оценками.

В перестроечные и постсоветские годы С. П. Алексеев продолжает работу. В 1990 году увидела свет книга «Суровый век. Рассказы о царе Иване Грозном и его времени». В 1997 году выходит биография М. И. Кутузова («Михаил Кутузов»). В 2007 году — сборник «Лебединый крик», включающий повести о монголо-татарском иге («Лебединый крик») и Смутном времени («Цари и самозванцы»).

Первым слушателем, критиком — а иногда и соавтором — писателя была его супруга Валентина Алексеевна Алексеева.

С будущей женой Алексеев познакомился в Москве, на Международном фестивале молодежи и студентов (1957). Супруги прожили вместе полвека, воспитали сына Сергея (род. 1959). В соавторстве написали повести «Лебединый крик», «Цари и самозванцы».
После смерти С. П. Алексеева (16 мая 2008 года) Валентина Алексеевна и ее внук Владимир Алексеев создали документально-биографическую повесть «Добавить краски в серость будней».

Сергей Алексеев / Книги

Художественные

  • Алексеев, С. П. Небывалое бывает : рассказы о Нарве, царе Петре и делах воинских / Сергей Алексеев ; рис. Ю. Ракутина. — Москва : Детгиз, 1958. — 84 с. — [Хранится в РГБ].
  • Алексеев, С. П. История крепостного мальчика / Сергей Алексеев ; рис. Ю. Соостера. — Москва : Детгиз, 1958. — 64 с. — [Хранится в РГБ].
  • Алексеев, С. П. Сын великана : повесть / Сергей Алексеев. — Москва : Молодая гвардия, 1959. — 156 с. — [Хранится в РГБ].
  • Алексеев, С. П. Небывалое бывает : историч. рассказы — Москва : Детгиз, 1960. — 96с. : ил. — (Школьная библиотека).
  • Алексеев, С. П. Упрямая льдина / Сергей Алексеев ; худ. Л. М. Хайлов. — Москва : Детгиз, 1960. — 62 с. — [Хранится в РГБ].
  • Алексеев, С. П. Самолет вылетает из Мирного. Подвиг : повесть / Алексеев, С. П., Чалый, Б. И. ; рис. Д. Хайкина. — Москва : Детгиз, 1960. — — 79 с. — (Школьная библиотека. Для начальной школы). — [Хранится в РГБ].
  • Алексеев, С. П. Рассказы о Суворове и русских солдатах / Сергей Алексеев. — Москва : Государственное издательство детской литературы Министерства просвещения РСФСР, 1961. — 144 с. — [Хранится в РГБ].
  • Алексеев, С. П. Новая рубаха / худож. О. Демидова. — Москва : Детгиз, 1962. — 18с. : ил. — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Алексеев, С. П. Птица-слава / Сергей Алексеев. — Москва : Детгиз, 1962. — 192 с. — [Хранится в РГБ].
  • Алексеев, С. П. Жизнь и смерть Гришатки Соколова / Сергей Алексеев ; ил. В. Вильнер. — Москва : Малыш, 1962. — 96 с. — [Хранится в РГБ].
  • Алексеев, С. П. Братишка / Сергей Алексеев. — Москва : Детская литература, 1963. —224 с. — [Хранится в РГБ].
  • Алексеев, С. П. Снегирь / худож. М. Митурич. — Москва : Детская литература, 1965. — 32с. : ил.
  • Алексеев, С. П. Грозный всадник / Сергей Алексеев ; рис. Ю. Ракутина. — Москва : Детская литература, 1966. — 144 с. — (Школьная библиотека).
  • Алексеев, С. П. Наш колхоз стоит на горке : повесть / Сергей Алексеев ; худ. И. М. Годин. — Москва : Детская литература, 1966. — 160 с. — [Хранится в РГБ].
  • Алексеев, С. П. Первая книжка / Сергей Алексеев / рис. В. Лосина. — Москва : Малыш, 1967. — 24 с. : ил.
  • Алексеев, С. П. Сын великана / Сергей Алексеев ; худ. В. Кульков. — Москва : Московский рабочий, 1967. — 288 с.
  • Алексеев, С. П. Октябрь шагает по стране : рассказы / Сергей Алексеев ; рис. В. Трубковича. — Москва : Детская литература, 1967. — 92 с.
  • Алексеев, С. П. Декабристы : историческая повесть / Сергей Алексеев ; рис. И. Архипова. — Москва : Детская литература, 1969. — 192 с. : ил.
  • Алексеев, С. П. Упрямая льдина : рассказы о Первом мая / С. П. Алексеев ; худож. Л. Хайлов. — Москва : Детская литература, 1971. — 48 с. : ил. — (Школьная библиотека).
  • Алексеев, С. П. Сто рассказов из русской истории / С. П. Алексеев ; худож. В. Макеев. — Москва : Советская Россия, 1972. — 191 с. : ил. — (Лауреаты Государственной премии РСФСР им. Н. К. Крупской).
  • Алексеев, С. П. Пять поклонов сталинградцам : рассказы / Сергей Алексеев ; худож. М. Петров. — Москва : Малыш, 1973. — 18 с. : ил.
  • Алексеев, С. П. Снегирь / Сергей Алексеев ; худ. О. Г. Верейский. — Москва : Детская литература, 1973. — 16 с.
  • Алексеев, С. П. Последний штурм / Сергей Алексеев ; худ. М. Ф. Петров. — Москва : Малыш, 1975. — 32 с.
  • Алексеев, С. П. Идет война народная : рассказы из истории Великой Отечественной войны: Москва. Сталинград. Берлин / Сергей Алексеев ; ил. А. Лурье. — Москва : Детская литература, 1975. — 319 с.
  • Алексеев, С. П. Рассказы о маршале Жукове / С.П. Алексеев ; худож. С. Трофимов. — Москва : Малыш, 1977. — 40 с. : ил.
  • Алексеев, С. П. Богатырские фамилии : рассказы из истории Великой Отечественной войны / С. П. Алексеев ; худож. А. Лурье. — Москва : Детская литература, 1978. — 208 с. : ил.
  • Алексеев, С. П. Рассказы о маршале Рокоссовском / С. П. Алексеев ; худож. Л. Дурасов. — Москва : Малыш, 1978. — 40 с. : ил. — (Легендарные герои Великой Отечественной войны).
  • Алексеев, С. П. Рассказы о русском подвиге / Сергей Алексеев ; худ. В. Макеев. — Москва : Советская Россия, 1979. — 344 с.
  • Алексеев, С. П. Красные и белые : рассказы о гражданской войне, о Красной Армии и ее бесстрашных бойцах, о наших победах над иностранными интервентами и белыми генералами / Сергей Алексеев ; худ. Г. Бедарев. — Москва : Детская литература, 1980. — 270 с.
  • Алексеев, С. П. Рассказы о маршале Коневе / С. П. Алексеев ; худож. С. Трофимов. — Москва : Малыш, 1982. — 24 с. : ил. — (Легендарные герои).
  • Алексеев, С. П. Собрание сочинений в трех томах. Том 1. Небывалое бывает : [повести и рассказы] / Сергей Алексеев ; вступительная статья С. Михалкова ; художник Л. Непомнящий. — Москва : Детская литература, 1982. — 447 с.
  • Алексеев, С. П. Собрание сочинений в трех томах. Том 2. Секретная просьба : [повести и рассказы] / Сергей Алексеев ; оформление А. Козловского. — Москва : Детская литература, 1983. — 432 с.
  • Алексеев, С. П. Собрание сочинений в трех томах. Том 3. Богатырские фамилии : рассказы / Сергей Алексеев ; оформление А. Козловского. — Москва : Детская литература, 1984. — 510 с.
  • Алексеев, С. П. Срочное предписание : рассказы о том, как советские люди построили Магнитку, Днепрогэс и Турксиб / Сергей Алексеев ; рис. Г. Метченко. — Москва : Детская литература, 1984. — 191 с.
  • Алексеев, С. П. От Москвы до Берлина / Сергей Алексеев ; худ. П. Н. Пинкисевич. — Москва : Малыш, 1985. — 110 с.
  • Алексеев, С. П. Главная специальность : рассказы о первых советских пятилетках, о том, как возвели на берегах Амура город юности — Комсомольск, рассказы о Стаханове и стахановцах / С. П. Алексеев. — Москва : Детская литература, 1985. — 112 с. : ил.
  • Алексеев, С. П. Двенадцать тополей : рассказы из истории Великой Отечественной войны / Сергей Алексеев ; худ. В. Комаров. — Москва : Современник,1985. — 93 с. — (Отрочество. Серия книг для подростков.)
  • Алексеев, С. П. Исторические повести / Сергей Алексеев ; худ. И. Пчелко. — Москва : Советская Россия, 1988. — 320 с.
  • Алексеев, С. П. На той далекой, на гражданской : история Отечества : рассказы для детей / Сергей Алексеев ; оформление А. А. Семенова. — Москва : Педагогика, 1988. — 256 с.
  • Алексеев, С. П. Ради жизни на земле : история Отечества : рассказы для детей / Сергей Алексеев. — Москва : Педагогика, 1990. — 272 с.
  • Алексеев, С. П. Суровый век : рассказы о царе Иване Грозном и его времени / Сергей Алексеев ; рис. Г. Метченко. — Москва : Детская литература, 1990. — 190 с.
  • Алексеев, С. П. Михаил Кутузов / Сергей Алексеев ; рис. М. Скобелева. — Москва : Сельская Новь, 1997. — 49 c. — (Имя).
  • Алексеев, С. П. Лебединый крик / Сергей Алексеев, Валентина Алексеева ; художник А. Аземша. — Москва : Астрель: АСТ, 2007. — 254 с. — (Хрестоматия школьника).
  • Алексеев, С. П. О доблести и славе : рассказы из русской истории / Сергей Алексеев ; [послесл. В. Алексеевой, В. Алексеева. — Москва : Оникс, 2010. — 191 с. : ил. — (Библиотека российского школьника : БРШ) (Читаем по школьной программе).
  • Алексеев, С. П. Собрание сочинений : в 5 т. / Сергей Алексеев ; [cоставитель В. Алексеева]. — Москва : Детская литература, 2014.
    • Т. 1. Орда ; Куликово поле ; Суровый век ; Цари и самозванцы ; Грозный всадник ; Небывалое бывает ; Великая Екатерина. — 806 с., ил., порт.
    • Т. 2. История крепостного мальчика ; Жизнь и смерть Гришатки Соколова ; Рассказы о Суворове и русских солдатах ; Птица-слава ; Декабристы ; Охота на императора. — 575 с. : ил., портр.
    • Т. 3. Упрямая льдина ; Сын великана ; Двадцать дней ; Октябрь шагает по стране ; Братишка ; Секретная просьба. — 479 с. : ил., портр.
    • Т. 4. Красные и белые ; Будущее начинали они ; Наш колхоз стоит на горке. — 559 с. : ил., портр.
    • Т. 5. Богатырские фамилии. — 606 с., ил., порт.
  • Алексеев, С. П. Рассказы о Екатерине Великой / Сергей Алексеев ; художник Игорь Пчелко. — Москва : Детская литература, 2018. — 31 с. : ил. — (Детям о великих людях России).
  • Алексеев, С. П. Рассказы о Петре I / Сергей Алексеев ; художник Игорь Пчелко. — Москва : Детская литература, 2018. — 31 с. : ил. — (Детям о великих людях России).
  • Алексеев, С. П. Сто рассказов о войне : [сборник] / С. П. Алексеев. — Москва : АСТ, 2021. — 352 с. — (Классика для школьников) (75 лет Великой Победе. Детям о войне).

Учебники и учебные пособия

  • Алексеев, С. П. История СССР : учебная книга для 4-го класса / Сергей Алексеев, Владимир Карцов. — Москва : Учпедгиз, 1966. — 159 с.
  • Алексеев, С. П. Книга для чтения по истории нашей Родины (с 1670 по 1945 г.) : пособие для учащихся / Серей Алексеев. — М.: Просвещение, 1987. — 237 с.

Сергей Алексеев / Статьи и выступления

  • Алексеев, С. П. Большие планы // Литературная газета. — 1968. — 9 октября. — С. 7.
  • Алексеев, С. П. Н. Н. Носову — 60 лет // Литературная газета. — 1968. — 27 ноября. — С. 3.
  • Алексеев, С. П. Достойные своего времени : [о значении Постановления ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию советской детской литературы» и задачах писателей] // Книжное обозрение. — 1969. — 27 июня. — С. 11.
  • Алексеев, С. П. Любовь, и гнев, и мужество в бою : [выступление на III съезде писателей РСФСР, март 1970.] // Детская литература. — 1970. — № 8. — С. 23–27.
  • Алексеев, С. П. «…Старался быть верным истории» : [о своих произведениях и творческих планах] // Литературная Россия. — 1972. — 7 апреля. — С. 7.
  • [Речь С. Алексеева на Шестом съезде писателей СССР] // Шестой съезд писателей СССР : 21 июня — 25 июня 1976 г. : стенографический отчет / составитель: Н. В Боровская. — Москва : Советский писатель, 1978. — С. 464–466.
  • Алексеев, С. П. Самое главное / С. П. Алексеев // Вслух про себя : сборник статей и очерков советских детских писателей. Книга вторая. — Москва : Детская литература, 1978. — С. 19–32.
  • Алексеев, С. П. Выступление на пленуме правления Союза писателей СССР // Детская литература : сборник статей. — Москва : Детская литература, 1978. — С. 38–47.

Сергей Алексеев / Книги в Национальной электронной детской библиотеке

  • Алексеев, С. П. Взятие Берлина. Победа! 1945 : [рассказы для детей] / Сергей Алексеев ; [худож. А. Лурье]. — Текст : электронный. — Электрон. дан. (6,69 МБ). — Москва : Детская литература, 2015 (Москва : НБР, 2017). — 99 с. : ил. — (Великие битвы Великой Отечественной).
  • Алексеев, С. П. Московская битва. 1941–1942 : [рассказы для детей] / Сергей Алексеев ; [худож. А. Лурье]. — Текст : электронный. — Электрон. дан. (10,4 МБ). — Москва : Детская литература, 2015 (Москва : НБР, 2017). — 118 с. : ил. — (Великие битвы Великой Отечественной).
  • Алексеев, С. П. Оборона Севастополя. 1941–1943. Сражение за Кавказ. 1942–1944 : [рассказы для детей] / Сергей Алексеев ; [худож. А. Лурье и Д. Поляков]. — Текст : электронный. — Электрон. дан. (9,12МБ). — Москва : Детская литература, 2016 (Москва : НБР, 2017). — 174 с. : ил. — (Великие битвы Великой Отечественной).
  • Алексеев, С. П. Победа под Курском. 1943. Изгнание фашистов. 1943–1944 : [рассказы для детей] / Сергей Алексеев ; [худож. А. Лурье]. — Текст : электронный. — Электрон. дан. (8,03 МБ). — Москва : Детская литература, 2016 (Москва : НБР, 2017). — 130 с. : ил. — (Великие битвы Великой Отечественной).
  • Алексеев, С. П. Подвиг Ленинграда. 1941–1944 : [рассказы для детей] / Сергей Алексеев ; [худож. А. Лурье]. — Текст : электронный. — Электрон. дан. (6,08 МБ). — Москва : Детская литература, 2014 (Москва : НБР, 2017). — 81 с. : ил. — (Великие битвы Великой Отечественной).*
  • Алексеев, С. П. Сталинградское сражение. 1942-1943 : [рассказы для детей] / Сергей Алексеев ; [худож. А. Лурье]. — Текст : электронный. — Электрон. дан. (8,59 МБ). — Москва : Детская литература, 2016 (Москва : НБР, 2017). — 106 с. : ил. — (Великие битвы Великой Отечественной).
  • Алексеев, С. П. Суровый век : [рассказы о царе Иване Грозном и его времени] / Сергей Алексеев ; [рис. Г. Метченко]. — Текст : электронный. — Электрон. дан. (12,8 МБ). — Москва : Детская литература, 2016 (Москва : НБР, 2017). — 190 с. : ил.*

Диафильмы

  • Алексеев, С. П. Гражданин Российской республики: [диафильм] / Алексеев С. ; художник И. Браславский. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1963. — 1 дф. (42 кд.).
  • Алексеев, С. П. Новая рубаха: [диафильм] / Сергей Алексеев ; художник Г. Коклюшкин. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1964. — 1 дф. (35 кд.).
  • Алексеев, С. П. История крепостного мальчика: [диафильм] / С. Алексеев ; художник Б. Гущин. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1965. — 1 дф. (51 кд.).
  • Алексеев, С. П. Если по речке плыть: [диафильм] / Сергей Алексеев; художник А. Святский ; ред. Г. Калашникова. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1966. — 1 дф. (31 кд.).
  • Алексеев, С. П. Раз, два, три…: [диафильм] / Сергей Алексеев ; художник Б. Гущин. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1967. — 1 дф. (34 кд.).
  • Алексеев, С. П. Рассказы о Суворове: [диафильм] / Сергей Алексеев ; художник Б. Игнатьев. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1967. — 1 дф. (49 кд.).
  • Алексеев, С. П. Красный орел: [диафильм] / Сергей Алексеев ; художник Г. Ратнер. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1968. — 1 дф. (30 кд.).
  • Алексеев, С. П. Мальчик Акуто: [диафильм] / Сергей Алексеев ; художник В. Лосин. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1969. — 1 дф. (30 кд.).
  • Алексеев, С. П. Понимающий человек: [диафильм] / [С. Алексеев] ; художник В. Маркин. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1969. — 1 дф. (39 кд.).
  • Алексеев, С. П. Высший закон: [диафильм] / Сергей Алексеев ; художник В. Маркин. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1970. — 1 дф. (36 кд.).
  • Алексеев, С. П. Волшебные силы: [диафильм] / Сергей Алексеев ; художник В. Панов. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1971. — 1 дф. (30 кд.).
  • Алексеев, С. П. Артель: [диафильм] / Сергей Алексеев ; художник Ю. Гершкович. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1972. — 1 дф. (35 кд.).
  • Алексеев, С. П. Жизнь и смерть Гришатки Соколова: [диафильм] / Сергей Алексеев ; художник П. Бунин. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1974. — 1 дф. (46 кд.).
  • Алексеев, С. П. Кутузовская медаль: [диафильм] / Сергей Алексеев ; художник А. Клопотовский. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1975. — 1 дф. (36 кд.).
  • Алексеев, С. П. Фантазия: [диафильм] / Сергей Алексеев ; художник В. Маркин. — Текст. Изображение : электронные. – Москва : Диафильм, 1977. — 1 дф. (50 кд.).
  • Алексеев, С. П. Сын великана: [диафильм]/ Сергей Алексеев; художник О. Новозонов; редактор Т. Семибратова. — Текст. Изображение : электронные. — М.: Диафильм, 1978. — 1 дф. (46 кд.): цв.

О жизни и творчестве

  • Югов, А. Повесть о Петре : [рец. на книгу: Алексеев С. Небывалое бывает. — Москва : Детгиз, 1958] // Литературная газета. — 1959. — 10 янв.
  • Полетаев, С. [Рец. на книгу: Алексеев С. Сын великана. — Москва : Молодая гвардия, 1959] // Литература и жизнь. — 1959. — 23 декабря.
  • Тельпугов, В. Леша Митин, сын великана : [рец. на книгу: Алексеев С. Сын великана. — Москва : Молодая гвардия», 1959] // Литературная газета. — 1960. — 7 апреля.
  • Житомирова, Н. Н. Народ — борец за свободу : [о С. П. Алексееве] // О литературе для детей : [сборник статей.] — Ленинград : Детская литература, 1967. — Вып. 12. — С. 16–94.
  • Николаев, В. [Рец. на кн.: Алексеев, С. Декабристы. — Москва : Детская литература, 1969] // Учительская газета. — 1969. — 12 июля.
  • Погостина, В. Путешествие вместе с солнцем : [рец. на книгу: Алексеев, С. Октябрь шагает по стране : рассказы. — Москва : Детская литература, 1967] // Литературная Россия. — 1969. — № 1. — С. 110–117.
  • Сергеева, О. Книга о Ленине и революции : [рец. на книгу: Алексеев С. Первая книжка : рассказы. — Москва : Малыш, 1967] // Дошкольное воспитание. — 1969. — № 1. — С. 110–117.
  • Зубехин П. и Котляров В. Рассказы об Ильиче : [рец. на книгу: Алексеев С. Секретная просьба : рассказы о Владимире Ильиче Ленине. — Москва : Малыш, 1968] // Дальний Восток. — 1969. — № 8. — С. 142–143.
  • Иглов, Ю. Передайте это всем : [рец. на книгу: Алексеев С. Секретная просьба : рассказы о Владимире Ильиче Ленине. — Москва : Малыш, 1968] // Учительская газета. — 1969. — 6 мая.
  • Тельпугов, В. Дыхание времени : [рец. на книгу: Алексеев С. Секретная просьба : рассказы о Владимире Ильиче Ленине. — Москва : Малыш, 1968] // Литературная газета. — 1969. — 19 марта. — С. 5.
  • Мотяшов, И. П. Живое прошлое (Сергей Алексеев и его книга) / И. П. Мотяшов // Мастерская доброты : очерки современной детской литературы / И. П. Мотяшов. — Москва : Детская литература, 1969. — С. 9–50.
  • Козлова, Т. Советую всем : [о книгах С. Алексеева] // В мире книг. — 1969. — № 8. — С. 36.
  • Алексеев С. П. : [биобиблиографическая справка] // Книги — детям. — Москва : Детская литература, 1970. — С. 63–65.
  • Мотяшов, И. Азбука патриотизма // Учительская газета. — 1972. — 1 апреля.
  • Прилежаева, М. С. П. Алексееву — 50 лет // Литературная газета. — 1972. — 5 апреля. — С. 6.
  • Михалков, С. Он служит детству // Литературная Россия. — 1972. — 7 апреля. — С. 7.
  • Лукьянов, Вл. [Рец. на книгу: Алексеев С. Исторические повести. — Москва : Детская литература, 1972] // Октябрь. — 1972. — № 5. — С. 223–234.
  • Шитов, В. Здравствуй, история! : [рец. на книгу: Алексеев С. Сын великана : избранные произведения. — Москва : Детская литература, 1973. — 608 с.] // Книжное обозрение. — 1973. — 2 ноября. — С. 6.
  • Михалков, С. Современно! : [рец. на книгу: Алексеев С. П. Небывалое бывает : избранные произведения. — Москва : Детская литература, 1973] // Книжное обозрение. — 1973. — 9 февраля. — С. 6.
  • Чалый, Б. [Рец. на книгу: Алексеев С. П. Небывалое бывает : избранные произведения. — Москва : Детская литература, 1973] // Новый мир. — 1974. — № 5. — С. 285–286.
  • Михалков, С. В. Он служит детству : [о С. Алексееве] // Моя профессия / Михалков С. В. — Москва : Советская Россия, 1974. — (Писатели о творчестве).
  • Мотяшов, И. П. Азбука патриотизма (Сергей Алексеев и его книги) / И. П. Мотяшов // Мастерская доброты : очерки современной детской литературы / И. П. Мотяшов. — Москва : Детская литература, 1974. — С. 8–45.
  • Коркин, В. Испытание будущим : штрихи к портрету С. Алексеева // Дошкольное воспитание. — 1975. — № 5. — С. 31–38.
  • Баруздин, С. О Сергее Алексееве / С. Баруздин // Заметки о детской литературе. — Москва : Детская литература, 1975. — С. 197–202.
  • Брудный, Д. Свет отечественной истории : [о творчестве С. Алексеева] // Народное образование. — 1977. — № 8. — С. 99–100.
  • Баруздин, С. О Сергее Алексееве / С. Баруздин // Люди и книги : литературные заметки / С. Баруздин. — Москва : Советский писатель, 1978. — С. 111–114.
  • Мотяшов, И. Сергей Алексеев : очерк творчества. — Москва : Дет. лит., 1976. — 127 с., 9 л. ил., портр. — См. также: [2-е издание, дополненное и переработанное]. — Москва : Детская литература, 1982. — 160 с.
  • Полозова, Т. «Смелый автор…» : о творчестве С. Алексеева // Начальная школа. — 1983. — № 11. — С. 75–78.
  • Разумневич, В. Л. Живой урок истории : о книгах Сергея Алексеева / В. Л. Разумневич // С книгой по жизни : о творчестве советских детских писателей : книга для учащихся / В. Л. Разумневич. — Москва : Просвещение, 1986 — С. 105–117.
  • Полозова, Т. Д. Полозова Т. А. Воспитание исторического сознания // Всем лучшим во мне я обязан книгам : книга для учителя. — Москва : Просвещение, 1990. — С. 71–89.
  • Черная, Г. А. Алексеев Сергей Петрович / Г. А.Черная // Русские детские писатели XX века : биографический словарь / под ред. А. В. Терновского. — Москва : Флинта, Наука, 1997. — С. 23–26.
  • С юбилеем! // Детская роман-газета. — 2002. — № 5(41). — С. 21.
  • Алексеев, Сергей Петрович : [изоматериалы ; текст] / сост.: М. С. Андреева, М. П. Короткова ; руководитель проекта Л. Е. Коршунова. — Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2012. — 8л., цв. ил.+32с. — (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 2. Выставка в школьной библиотеке ; Вып. 3. 2011). — Приложение к журналу «Школьная библиотека».

Награды и премии

  • 1970 — Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской (за книгу «Сто рассказов из русской истории» (1966))
  • 1978 — Почётный диплом Международного Совета по детской книге (IBBY) (за книгу «Сто рассказов из русской истории» (1972))
  • 1979 — Премия Ленинского комсомола (за книги для детей «Идёт война народная», «Богатырские фамилии», «Октябрь шагает по стране»)
  • 1984 — Государственная премия СССР (за книгу «Богатырские фамилии» (1978)).

Патриотическое воспитание

«Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Ни кто не забыт, ни что не забыто»

Кулакова Ольга Михайловна

Воспитатель

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад № 2 « Солнышко»

г. Мирный Архангельская область

2015г.

«Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Ни кто не забыт, ни что не забыто»

Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений в работе с дошкольниками и их родителями.

Патриотизм – высокое человеческое чувство, оно многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным и близким людям и к малой родине, и гордость за свой народ. Патриотическое чувство, подобно другим высшим чувствам, развивается мало – помалу, последовательно. Вместе с физическим и духовным развитием ребёнка растёт и развивается постепенно и почти незаметно его привязанность к Родине и соотечественникам.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Осуществлять патриотическое воспитание нужно тактично и заниматься им необходимо вместе с родителями, с малых лет прививая ребёнку уважение и любовь к родной земле.

Патриотическое чувство, подобно другим высшим чувствам, развивается мало- помалу, последовательно. Вместе с физическим и духовным развитием ребёнка растёт и развивается постепенно и почти незаметно его привязанность к Родине и соотечественникам.

Одним из проявлений любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность встать на ее защиту. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Осуществлять патриотическое воспитание нужно тактично и заниматься им необходимо вместе с родителями, с малых лет прививая ребёнку уважение и любовь к Родной земле.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.

Идея создания проекта по теме «Ни кто не забыт, ни что не забыто» возникла после проведения диагностики детей, которая показала, что у детей старшего возраста недостаточно знаний о событиях Великой Отечественной войны.

Память о Великой Отечественной войне, ставшей для нашего поколения уже далекой историей, — это не только хроника, летопись и дневники, но это её исторические уроки, вобравшие в себя социальный опыт прошлого и устремление в настоящее и будущее. Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Показать старшим дошкольникам величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу — одна из задач патриотического воспитания, которую необходимо решать в тесном взаимодействии с родителями воспитанников.

Тип проекта: информационно – практико – ориентированный.

По содержанию: детско – взрослый.

По количеству участников: групповой (воспитатель, дети и их родители).

Сроки реализации проекта: с января 2015 г. по май 2015 г.

Цель проекта: формировать у детей осознанное отношение ко Дню Победы, как результату героического подвига народа в Великой Отечественной войне через различные виды деятельности, воспитание патриотизма, чувство гордости за свою страну.

Для достижения цели определили задачи:

— уточнять и расширять представления детей о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны;

— создавать условия для предоставления полной картины войны в истории нашей страны и всего человечества;

— дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;

— формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине;

— приобщать детей к истории, познакомить с историческими фактами военных лет;

— познакомить детей с картой России, городами нашей Родины, городами – героями;

— активизировать и обогащать словарь детей пословицами и поговорками;

— развивать познавательный интерес, творчески – поисковые способности в процессе реализации проекта;

— проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье;

— воспитывать уважение к героям Великой Отечественной войны, чувство гордости за народ, победивший врага;

— воспитывать традиции преемственности поколений в духе патриотизма.

Реализация проекта осуществлялась по трём взаимосвязанным этапам:

1 этап — подготовительный: обозначение проблемы и темы будущего проекта, проведение диагностики детей;

2 этап — основной: реализация проекта, образовательная деятельность с детьми.

3 этап — заключительный: подведение итогов, проведение диагностики детей, показ презентации на родительском собрании.

Подготовительный этап (январь):

— Подбор и изучение теоретико – методического материала по вопросам ознакомления с Великой Отечественной войной;

— Определение уровня сформированности знаний и представлений о Великой Отечественной войне;

— Изучение интереса детей для определения тематик проекта;

-Разработка перспективного планирования по ознакомлению дошкольников с Великой Отечественной войной;

— Выбор эффективных и разнообразных форм, методов и приёмов работы с участниками проекта;

— Создание оптимальной предметно — развивающей среды:

  • Альбомы: детских рисунков «Хотим, чтоб всюду на планете войны совсем не знали дети», вырезки из газет « Чтобы помнили»;
  • Папки – передвижки : «Как рассказать детям о войне», « 9 мая – День Победы!»
  • Художественная литература: стихи и рассказы о Великой Отечественной войне, о детях – героях в Великой Отечественной войне;
  • Мультфильмы про войну: « Воспоминание», «Лего — мультфильм – Сталинград», « Легенда о старом маяке» и др.
  • Репродукции картин художников;
  • Военные песни;
  • Презентации: « Ни кто не забыт, ни что не забыто»;
  • Видеоролики: «Прадедушка»
  • Обеспечение игровой зоны к сюжетно – ролевым играм и изготовление костюмов совместно с родителями;
  • Подбор и оформление дидактических игр.

Основной этап (февраль, март, апрель)

— Реализация тематического планирования по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Великой Отечественной войной посредством интеграции образовательных областей в различных видах детской деятельности (беседы, сюжетно – ролевые игры, НОД; экскурсии в детскую библиотеку, в ДДТ на выставку « Храним в сердцах Великую Победу», чтение художественной литературы; совместная и самостоятельная деятельность детей);

— Оформление выставки детского творчества « Хотим, чтоб всюду на планете войны совсем не знали дети»;

— Конкурс инсценировка военных песен;

— Подготовка и участие в Зарнице;

— Конкурс бодрящей гимнастики на военную тематику;

— Экскурсия к вечному огню;

— Конкурс чтецов.

Заключительный этап (май)

— Приглашение ветеранов на « Вечер памяти»;

— Результаты освоения детьми планируемых результатов по ознакомлению с Великой Отечественной войной (итоговый мониторинг);

— Презентация проекта « Ни кто не забыт, ни что не забыто» в рамках проведения родительского собрания.

План реализации проекта

Форма работы

Цель

Содержание

Сроки реали-зации

Подготовительный этап (январь)

Мониторинг с детьми

Выяснить, какими знаниями о Великой Отечественной войне владеют дети

Подбор необходимых вопросов для мониторинга детей «Что я знаю о войне?».

Январь

Основной этап (февраль, март)

Беседы

Познакомить детей с событиями начала войны; рассказать, какие сражения сыграли важнейшую роль в ходе военных операций; дать представление какой ценой досталась нашему народу Победа; способствовать нравственно — патриотическому воспитанию детей, воспитывать гордость за свой народ.

Беседы на темы:

«Была Война»,

« Великая Отечественная война», «Разгром фашистских войск под Москвой»,

« Блокада Ленинграда»,

« Сталинградская Битва», « Битва на Курской дуге»,

« Женщины на защите Отечества»,

« Дети и война»,

« Четвероногие помощники на фронте», « Освобождение Европы, битва за Рейхстаг»,

« Праздник «День Победы», «9 мая»,

« Что такое демонстрация»,

« Великой победе – 70 лет!»,.

Подбор наглядных материалов, конспектов для беседы с детьми.

Февраль

НОД

Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме; развивать у детей воображение, наблюдательность и способность сопереживать другим людям; воспитывать чувство гордости за людей, воевавших на войне.

«Наше Отечество»,

« Нападение Германии. Начало войны»,

« Блокада Ленинграда», « Дорога жизни. Прорыв блокады», « Письма с фронта», « Оборона Москвы»,

« Сталинградская битва», « Солдаты идут в бой»,

« Великая Отечественная война 1941-1945 г.г.»,

« Салют Победы».

Февраль- март.

Постройка военной техники из снега

Сотрудничество с родителями, привлечение к созданию постройки из снега.

Приглашение родителей с детьми для постройки ракеты из снега.

Февраль

Чтение художествен-ных произведений про войну, обсуждение прочитанного.

Познакомить дошкольников с произведениями, в которых писатели рассказывают о детях на войне, показать как различными художественными средствами писатели выявляют мотивы, которые побуждали детей в Великую Отечественную войну сражаться вместе со взрослыми, показать как война не разделяет мир на детей и взрослых.

Подбор художественных произведений.

В.П.Катаев « Сын полка», А.Т. Твардовский « Рассказ танкиста»,

« Герои Великой Отечественной» Сергей Алексеев, « Взятие Берлина. Победа!» Сергей Алексеев,

« Расказы о войне» Сергей Алексеев,

« Рассказ об отсутствующем» Лев Кассиль,

« Рассказы об армии» А.Гайдар, А Митяев, Л. Кассиль, С. Багуздин,

« Рассказы о Великой Отечественной войне» А.В. Митяев, « Дети – герои Великой Отечественной войны» А.Н. Печерская,

« Стихи и рассказы о Родине» Н.Терентьева, Е.Позина, « Рассказы о юных героях» Р.Данкова, « Час мужества» и др.

Февраль

Ознакомление детей и родителей с картотекой стихотворений, поговорок и пословиц о войне, победе, ветеранах;

о храбрости, героизме воинов, солдатской дружбе и товариществе

Учить детей понимать смысл поговорок и пословиц; учить сопереживать героям стихов; развивать сообразительность; воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.

« Картотека стихотворений, поговорок, пословиц о войне»

Февраль

Конкурс — инсценировка военных песен

Расширить представление дошкольников об истории возникновения воен-ных песен. Развивать творческое мышление детей посредством исполнения и инсценировки военных песен.

Выбор музыки, подготовка танца и разучивание движений с детьми. Беседа с родителями о конкурсе. Пошив родителями костюмов к выступлению. Проведение конкурса – инсценировки военных песен.

Февраль

Экскурсия в детскую библиотеку

Познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны. Расширить знания детей о Великой Отечественной войне.

Показ презентации о Великой Отечественной войне и детях героях воевавших на войне. Знакомство с выставкой книг, с выставкой « Без срока давности».

Февраль

Альбом

« Чтобы помнили»

Познакомить родителей и детей с альбомом.

Вырезки из газет рассказов, стихов, песен о ВОВ – самих ветеранов, их детей и внуков.

Февраль

Слушание и разучивание военных песен

Познакомить родителей и детей с музыкальными произведениями о войне, победе, ветеранах.

Способствовать поднятию патриотического чувства воспитанников.

Создание диска

военных песен

« Воспоминания о войне»:

«Священная война». «Соловьи», «Вечный огонь». «Бравые солдаты», «Наследники Победы», «День Победы» и др.

Февраль

Художествен-но – эстетическое развитие. Изобразитель-ная деятельность.

Рисование.

Учить детей передавать в рисунках боевые действия, развивать мелкую моторику, воспитывать любовь к родине.

Вернисаж детских рисунков «Хотим, чтоб всюду на планете войны совсем не знали дети!»

Февраль

Экскурсия к вечному огню.

Уточнить и расширить знания детей о достопримечательнос-ти города Мирного – вечный огонь.

Организация экскурсии.

Март

Игры: — дидактические,

— сюжетно – ролевые,

— подвижные, игры – соревнования:

Обогащать лексический запас детей словами разных частей речи, воспитывать симпатию и уважение к сверстникам.

Игры: — дидактические:

«Боевая техника и предметы войны»

( разрезные картинки),

— сюжетно – ролевые,

« Пограничники»,

« Строим крепость»,

« Медсестра», «Поезд»,

« Моряки»;

« Защита границ»

— подвижные, игры – соревнования:

« Преодолей препятствия»,

« Разминируй мины», «Самый меткий»,

« Самый смелый», « Кто быстрее доставит донесение в штаб»,

« Найди секретный пакет».

Март

Участие в спортивных досугах

Учить детей маршировать, выполнять строевые упражнения, команды; развивать сноровку, быстроту, силу, ловкость; воспитывать товарищеские чувства.

« Зарница». Подготовка мероприятия, приглашение родителей на праздник.

Март

Рассказы по картинам

Познакомить детей с художниками и их картинами; учить детей составлять рассказы о Великой Отечественной войне по картинам; развивать наблюдательность, связную речь; воспитывать патриотические чувства, чувство сострадания сражавшимся на войне людям.

А.А.Дейнека « Оборона Севастополя»; М.И. Самсонов М.И.

« Сестрица», А.И. Лактионов « Письмо с фронта», П.А.Кривоногов

« Победа».

Март

Бодрящая гимнастика

Через физические упражнения расширять знания родов войск; развивать ловкость, умение выполнять команды, воспитывать любовь к физическим упражнениям.

Беседа с родителями о конкурсе. Привлечение родителей к подготовке костюмов и атрибутов к выступлению. Военно- патриотическая бодрящая гимнастика посвящённая «Дню Победы».

Март

Заучивание стихотворений о войне, героях, победе

Воспитание у дошкольников гражданственности и патриотизма, ответственности живущих сейчас за судьбы страны, уважения к бессмертному воинскому подвигу;

обучение выразительному чтению.

« Конкурс чтецов»

Апрель

Художествен-но – эстетическое развитие. Аппликация

« Подарки ветеранам».

Учить детей обводить по трафарету и вырезать из цветной бумаги голубя, вечный огонь, цветы, учить правильно располагать на листе детали открытки; развивать аккуратность, воспитывать патриотические чувства.

Изготовление открыток для ветеранов.

Апрель

Вечер памяти с приглашением ветеранов

Познакомить детей с ветеранами принимавшими участие в Великой Отечественной войне.

Подготовка к концерту

( разучивание стихов и песен о войне, танцев, вручение подарков – открыток, сделанными детьми ветеранам).

Приглашение ветеранов на встречу.

Проведение вечера памяти « Встреча с ветеранами».

Апрель- Май

Итоговый ( результативный) ( Май)

Итоговый мониторинг

« Что я знаю о войне»

Выяснить какими знаниями о Великой Отечественной войне овладели дети после реализации проекта « ни кто не забыт, ни что не забыто», сравнить показатели с мониторингом проведённым в январе.

Проведение мониторинга.

Май

Показ итоговой презентации для родителей на родительском собрании

Познакомить родителей с проведённой работой по проекту « Ни кто не забыт, ни что не забыто».

Подготовка презентации и проведение собрания.

Май

События Великой Отечественной войны наложили глубокую печать на психику дошкольников, пробудила в них новые чувства, изменили строй их мышления, круг представлений, наполнили новым содержанием всё их творчество.

День победы – великий и радостный праздник. Но это и день памяти, скорби и предупреждения: человечество должно сделать всё, чтобы те героические и страшные события никогда не повторились. А наш долг – помнить и передавать память поколениям, выросшим в мирные года.

Список литературы:

  • Казаков А.П. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне/ А.П. Казаков, Т.А. Шорыгина.- М.: Издательство ГНОМ, 2011.- 48с.
  • Шорыгина Т.А. Беседы о детях – героях Великой Отечественной войны.- М.: Сфера,2014.- 80с.

  • Сервис по английскому как пишется
  • Серая шейка это сказка или рассказ
  • Сербская сказка про ангела и трех братьев
  • Серая шейка что понравилось в сказке
  • Сергеевич как пишется по русски