Серебряное копытце жанр сказки

Автор на чтение 14 мин. просмотров 25 опубликовано 20.03.2021 серебряное копытце сказка о доброте, милосердии и душевной щедрости. это

На чтение 14 мин. Просмотров 25 Опубликовано

«Серебряное копытце» – сказка о доброте, милосердии и душевной щедрости. Это история удивительной дружбы маленькой девочки, ее кошки Муренки и волшебного козлика Серебряное копытце.

serebryanoe-kopytce-chitatelskiy-dnevnik-64156.jpg

Краткое содержание «Серебряное копытце» для читательского дневника

ФИО автора: Бажов Павел Петрович

Название: Серебряное копытце

Число страниц: 56. П. П. Бажов. «Серебряное копытце». Издательство «Акварель». 2017 год

Жанр: Сказ

Год написания: 1938 год

Главные герои

Кокованя – старый одинокий охотник, добрый и веселый человек.

Даренка – шестилетняя сиротка, добрая, трудолюбивая девочка, которая верит в чудеса.

Муренка – умная и рассудительная кошка, которую пригрела Даренка.

Серебряное копытце – волшебный козел, из-под копыта которого вылетали драгоценные камни.

Сюжет

Жил одинокий старик Кокованя, у которого не было ни одной родной души. Надумал он взять в дом сиротку, и соседи ему рассказали о шестилетней Даренки, чьи родители умерли. Кокованя познакомился с девочкой, и та согласились жить с дедушкой, но только при одном условии – непременно взять с собой любимую кошку Муренку.

Так стали они жить вместе – старый охотник Кокованя, девочка Даренка да кошка Муренка. Кокованя был отменным сказочником, и каждый вечер рассказывал сиротке разные сказки, которые знал в большом количестве. Но больше всего Даренке нравилась история про волшебного козла с серебряным копытом на правой ноге и пятью веточками на рожках.

С наступлением холодов отправился Кокованя в лес стрелять диких козлов. В лесу у него была маленькая избушка, и Даренка упросила взять ее и Муренку с собой. Так они стали жить в лесу втроем.

Когда Кокованя настрелял много козлов, он отправился в деревню за санями, и Даренка осталась одна в лесной избушке. Поначалу девочке было скучно, но вскоре она заметила в окошко, как на поляну выбежал маленький козел с пятью веточками на рожках – Серебряное копытце. Даренка позвала его, но козлик фыркнул и убежал. На следующий день девочка с большим удивлением заметила, как Серебряное копытце играет с ее Муренкой в снегу. Неожиданно козел вскочил на крышу избушки и принялся выстукивать своим волшебным копытцем, из-под которого тут же вылетали камни-самоцветы. Стукнув в последний раз, он исчез вместе с Муренкой.

Когда Кокованя вернулся, то не узнал своей избушки, которая была вся усыпана драгоценными камнями. Старый охотник набрал камней с полшапки, но Даренка его остановила – она хотела полюбоваться этой красотой при солнечном свете. Но утром с крыши сошел весь с нег, а с ним исчезли и камни. Впрочем, им и собранных самоцветов хватило, чтобы жить в довольствии.

План пересказа

  1. Кокованя забирает к себе сиротку Даренку и ее кошку Муренку.
  2. Жизнь втроем.
  3. Сказки Коковани.
  4. История про Серебряное копытце.
  5. Жизнь в лесной избушке.
  6. Зимняя охота.
  7. Появление волшебного козла.
  8. Дружба Серебряного копытца и Муренки.
  9. Россыпь самоцветов.

Главная мысль

Добрым людям с чистой душой обязательно улыбнется удача.

Чему учит

Произведение учит быть добрым, чутким к чужому горю. Учит бережно относиться к природе и не переставать верить в чудеса.

Отзыв

Благодаря этой истории становится понятно, что в мире много добрых людей, которые не останутся равнодушными, глядя на чужую беду. Кокованя приютил сиротку, а она наполнила его жизнь новыми яркими красками.

serebryanoe-kopytce-e1598860561255.jpg

Рисунок-иллюстрация к сказке Серебряное Копытце.

Пословицы

  • Дареному коню в зубы не смотрят.
  • В каждой шутке есть доля правды.
  • Лучше в малом да удача, чем в большом да провал.

Что понравилось

Понравилось, что ни Даренку, ни Кокованю не ослепили драгоценные камни, что оставил для них волшебный козел. Они остались такими же добрыми и щедрыми, как раньше.

Тест по сказке

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Серебряное копытце»?</h3>

    • <label>Николай Гоголь</label>
    • <label>Павел Бажов</label>
    • <label>Максим Горький</label>
    • <label>Александр Пушкин</label>

(новая вкладка)

Здесь даны основные сведения о сказе П. П. Бажова «Серебряное копытце», представлено его краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этого сказа.

Краткие сведения о произведении

Сказ «Серебряное копытце» Бажова впервые был опубликован в 1938 году. Это сказ о доброте и ожидании чуда.

Главные герои сказа

Другие персонажи

Очень краткое содержание для читательского дневника

Старик Кокованя взял на воспитание сироту — девочку Дарёнку. Стали они жить втроём — дед, Дарёнка и кошка Мурёнка. Кокованя рассказал девочке о козлике с серебряным копытцем, живущем в лесу. Хотела Дарёнка посмотреть на него и попросила Кокованю взять её с собой в лес на охоту. Пришли они в балаганчик, который построил дед около покосных ложков. С ними туда прибежала и Мурёнка.

Когда Кокованя ушёл по делу в посёлок, к балаганчику прибежал козлик и вскочил на крышу. Стал он бить передней ножкой с серебряным копытцем. Из-под ноги посыпались разноцветные блестящие камешки.

Вернулся Кокованя и увидел, что весь балаганчик сверкает от камней. Набрал он немного самоцветов в шапку.

К утру выпал снег и укрыл камни. Разгребал Кокованя снег, но камешков не нашёл. Мурёнку и Серебряное копытце они больше не видели.

Через несколько лет старик заболел и не смог ходить на охоту. Камешки они продали. Дарёнка не знала, где взять деньги на еду, когда продадут последний камешек. И только подумала об этом, послышалось ей, будто кошка фыркнула. А в сундучке, где хранились камешки, послышалось шуршание. Посмотрели — а он полон самоцветными камнями.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Жил в заводском посёлке старик Кокованя. Жил он один, и решил усыновить сиротку. Хотел взять мальчика, чтобы потом обучить его своему делу. Но соседи посоветовали взять осиротевшую маленькую девочку. Кокованя раньше знал её родителей, были они ловкие и весёлые. Подумал старик, что если девочка на них похожа, с ней будет не тоскливо.

Девочку звали Дарёнкой. Спросил Кокованя у неё, пойдёт ли она к нему жить. Девочка спросила, кто он. Старик сказал, что он летом золото добывает, а зимой по лесу за козлом бегает — хочет посмотреть, в каком месте он топнет правой ножкой. Дарёнка спросила, для чего это ему нужно. Кокованя ответил, что расскажет ей, если она пойдёт к нему жить. Девочке интересно стало, она и согласилась, только попросила взять с собой кошку Мурёнку.

Стали они дружно жить вместе. Дед утром уходил на работу, девочка прибирала в избе и варила обед, а кошка мышей ловила.

Часто просила Дарёнка деда рассказать про козла. Узнала она, что у него рожки «на пять веточек», а на правой передней ноге серебряное копытце. Где топнет он этим копытцем, там появляются самоцветные камешки.

Зимой собрался старик на охоту за лесными козлами. В лесу у него был зимний балаган с очагом и окошечком. Дарёнка уговорила деда взять её с собой — очень хотела она поглядеть на Серебряное копытце.

Кошке девочка сказала дома сидеть, мышей ловить. Но Мурёнка побежала за Кокованей и Дарёнкой в сторонке. Так и добралась до балаганчика. Кокованя охотился на лесных козлов, много насолил козлиного мяса. Дарёнка посоветовала ему сходить в посёлок за лошадью, чтобы солонину перевезти домой. Сказала девочка, что не забоится остаться в лесу, ведь балаган крепкий, волки не доберутся.

Ушёл дедушка. Вечером увидела Дарёнка, что из леса бежит к покосным ложкам козёл с рожками «по пяти веточек». Выбежала девочка посмотреть — никого нет. Подумала она, что это ей показалось.

Второй день прошёл, не вернулся Кокованя. Хотела Дарёнка спать ложиться да вдруг услышала топоток по стенам, а потом и сверху. Как будто кто-то лёгонький быстро ходит. Девочка подумала, что это козёл прибежал, которого она вчера видела.

Открыла Дарёнка дверцу и увидела совсем близко козла с пятью ответвлениями на рожках. Стоит он и правую ножку с серебряным копытцем поднял. Девочка позвала его, как домашнего козла: «Ме-ка!» А козлик рассмеялся и побежал по покосу.

Вернулась Дарёнка в балаган и рассказала Мурёнке, что видела Серебряное копытце.

Третий день прошёл, Коковани всё нет. Девочка запечалилась. Хотела поговорить с Мурёнкой, а её нет. Выбежала девочка из балагана кошку искать.

Месяц ярко светил, и Дарёнка увидела, что на покосном ложке сидит Мурёнка, а перед ней козлик с поднятой ножкой с серебряным копытцем. Оба головами покачивают, будто разговаривают. Потом стали бегать по покосным ложкам. Убежали далеко, потом вернулись к балагану. Козлик вспрыгнул на крышу и стал по ней бить копытцем. Из-под ножки посыпались сверкающие разноцветные камешки.

Вернулся Кокованя и не узнал своего балагана — весь он был засыпан блестящими камнями. Наверху стоял козлик и бил серебряным копытцем, а камешки сыпались да сыпались.

Вдруг Мурёнка заскочила на крышу, мяукнула, и она, и козлик исчезли.

Кокованя нагрёб полшапки камешков, а Дарёнка попросила, чтобы больше не брал, чтобы ещё завтра полюбоваться на гору самоцветов.

Ночью был снегопад, все камни оказались под снегом. Утром дед и Дарёнка искали камни, но не нашли. Да им хватило и тех, что Кокованя в шапку набрал.

Серебряное копытце и Мурёнку они больше видели и очень скучали по кошке.

Через несколько лет Кокованя заболел, и Дарёнке пришлось трудно. Камешки они продавали, и девушка загоревала. Что делать, когда деньги за последний камешек закончатся? Только подумала об этом, как услышала, будто кошка фыркнула.

Когда Дарёнка рассказала деду о своей печали, он сказал, что есть поговорка: «Лениться да унывать не будешь — завсегда хлеба добудешь».

И услышали они, как в сундучке, где лежали камешки, что-то зашуршало. Посмотрела Дарёнка — а он полнёхонек. И новые камешки появились, каких ещё не видела. Кокованя объяснил, что эти дорогие камни гранильщики называют кошачьим глазком.

А по покосным ложкам, где козлик скакал, люди стали находить камешки. Больше было зелёных, которые называются хризолитами.

Заключение к краткому пересказу

В сказе П. П. Бажова «Серебряное копытце» раскрыты темы:

Основная мысль (идея) сказа «Серебряное копытце»: доброта, милосердие, вера в чудеса помогают людям стать счастливыми.

Краткое содержание сказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Вам также будет интересно почитать:«В Стране невыученных уроков: волшебное происшествие» — краткое содержание и пересказ повести Л. Б. …«Волшебник Изумрудного города» — краткое содержание и пересказ по главам сказочной повести А. М. Вол…«Майская ночь, или Утопленница» — краткое содержание и пересказ по главам повести Н. В. Гоголя«Каменный гость» — краткое содержание и пересказ по сценам пьесы А. С. Пушкина

«Серебряное копытце» главная мысль сказки Бажова

«Серебряное копытце» главная мысль — если ты творишь добро и веришь в чудеса, то все загаданные желания обязательно сбудутся.

Главная тема — жизнь и быт рабочих Урала

Бажов ценил в людях доброту, честность и упорство, поэтому самых лучших своих героев наделил именно этими качествами.

Автор сказки показал, что если очень сильно постараться, то можно обязательно добится своей цели. Также автор учит нас, что что чудеса со злом и жадностью несовместимы.

О чем сказка «Серебряное копытце»?

Сказка «Серебряное копытце» была написана Павлом Бажовым в 1938 году. Она включена в сборник уральских сказов «Малахитовая шкатулка». На этом произведении выросло уже не одно произведение читателей. По мотивам «Серебряного копытца» в 1977 году был снят одноимённый мультфильм, который известен множеству людей с самого детства. Несмотря на то, что сказка была написана так давно, она остаётся любима читателями и зрителями, и она того заслуживает. Обязательно прочитайте эту зимнюю историю.

События разворачиваются в одном из рабочих посёлков вблизи Уральских гор. Там один-одинёшенек живёт дед Кокованя, которому приходится взять к себе сиротку Дарёнку с кошкой Мурёнкой. На зиму они уходят в лес, где дедушка охотится и так зарабатывает. Они живут душа в душу. Дарёнка любит слушать волшебные истории Коковани, которые он с удовольствием ей ведает. И вот однажды дедушка рассказывает ей старую уральскую легенду. В ней говорится о волшебном козлике Серебряное копытце, из-под копытца которого сыплются драгоценные камни. Действия происходят в посёлке горняков: искателей золота и драгоценностей, поэтому неудивительно, что легенда появилась именно там. А Дарёнка загорается мыслью о Серебряном копытце, только и мечтает его увидеть.

Когда Кокованя уходит в деревню за лошадью, к лесной избушке, в которой осталась Дарёнка с кошкой, подходит лесной козлик. Три дня и три ночи ходит он вокруг дома. А на третий день, когда возвращается Кокованя, вспрыгивает на крышу домика, ударяет копытцем, и всё вокруг покрывается драгоценными мерцающими камнями. Внучка с дедом любуются сиянием, а Кокованя набирает шапочку горсть камней.

Да, «Серебряное копытце» — очень красивое и радостное произведение. Но в чём же смысл сказки? Безусловно, в первую очередь автор рассказывает нам о тёплых человеческих взаимоотношениях. Дедушка с Дарёнкой и Мурёнкой живут тихо и мирно, не ссорятся, поддерживают друг друга во всём. Павел Бажов описывает их быт с большой любовью, видно, как любит он своих героев, как ставит в пример их семью. Да, эта семья не идеальна, но как любят друг друга её члены!

Итак, первая цель автора — показать теплоту взаимоотношений.

Но это не всё, о чём говорится в сказке. Несколько раз говорится, что люди хотят найти Серебряное копытце, чтобы с его помощью заполучить драгоценности и разбогатеть. В сказке упоминается мастер-горняк, который хотел поймать Серебряное копытце, чтобы стать очень-очень богатым. К этому стремилось большинство жителей деревни.

Именно поэтому никто не мог его увидеть. Никто, кроме Дарёнки и Коковани. Девочка мечтала увидеть козлика, чтобы просто поглядеть на него и насладиться красотой. Дедушка о такой встрече даже и не мечтал, не собирался получать выгоду, не искал наживы во всяком действии. А первой с козликом подружилась кошка Мурёнка. А у кошки тем более не могло быть никаких денежных интересов! Таким образом Серебряной копытце смогли увидеть только совершенно бескорыстные люди, не ищущие выгоду в каждом действии.

Вторая цель автора — показать необходимость бескорыстных действий, мотивируемых исключительно добротой и искренностью.

Но смысл сказки не только в этом. Давайте посмотрим на всю картину в целом. Вот деревушка, вот заснеженная избушка, еле видная, уходящая вдаль тропинка. Рядом любящие друг друга люди, кошка и яркие самоцветы. Перед нами прекрасная зимняя, новогодняя история. Зимние праздники не обходятся без экранизации этой истории.

Она говорит нам о том, что детские, светлые и чистые мечты всегда сбываются. Главное — верить в них и добиваться осуществления.

В этой статье мы рассказали, в чём смысл сказки «Серебряное копытце» Павла Бажова. Читайте эту и другие истории из цикла «Малахитовая шкатулка».

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Название произведения: Серебряное копытце

Автор: Бажов Павел Петрович

Жанр произведения: сказка

Первая публикация: 1938

Герои: вдовый дед Кокованя, девочка-сирота Дарёнка и её кошечка.

Литературный труд Павла Бажова — это кладезь доброй мудрости для детей и взрослых, убедиться в этом поможет краткое содержание сказки «Серебряное копытце» для читательского дневника.

Сюжет

Под конец жизни дед Кокованя остался совсем один. Узнал он, что в деревне живёт ещё одинокий человечек — сирота-девочка Дарёнка. Подумал дедушка, что хорошо будет взять девчонку к себе. Пришёл за ней, а у неё друг — кошечка Мурёнка. Пришлось деду и её пригреть. Чтобы ребёнок Кокованю не боялся, рассказал он сироте легенду о козлике с серебряным копытцем. Дарёнка доверилась старичку и они втроём очень хорошо зажили: дедушка подрабатывал, а девочка по хозяйству хлопотала.

Однажды дедушка взял с собой своих домочадцев на охоту. Остановились они в лесном домике. Кокованя ушёл в лес, а сиротка увидела в окно, как её кошка играет с козликом. Девочка вышла из дома, чтобы взглянуть поближе и увидела, что козлик бьёт своим копытцем и выбивает драгоценные камешки. Когда Кокованя вернулся, он вместе с Дарёнкой собрал полную шапку самоцветов. Кошка Мурёнка куда-то пропала, а дедушка с названной внучкой зажили безбедно.

Вывод (моё мнение)

Сказка бажова учит тому, что добро всегда будет вознаграждено, и тому, что нужно верить в чудеса.

Добавить в избранноеИспользуемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/serebryanoe-kopytce.html
  • https://blmb.ru/serebryanoe-kopytce-kratkoe-soderzhanie/
  • https://kratkoe.com/serebryanoe-kopyittse-glavnaya-myisl/
  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-skazki-serebryanoe-kopytce/
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/1-klass/1566-serebryanoe-kopytce.html

На чтение 17 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Здесь даны основные сведения о сказе П. П. Бажова «Серебряное копытце», представлено его краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этого сказа.

Краткие сведения о произведении

Сказ «Серебряное копытце» Бажова впервые был опубликован в 1938 году. Это сказ о доброте и ожидании чуда.

Главные герои сказа

Другие персонажи

Очень краткое содержание для читательского дневника

Старик Кокованя взял на воспитание сироту — девочку Дарёнку. Стали они жить втроём — дед, Дарёнка и кошка Мурёнка. Кокованя рассказал девочке о козлике с серебряным копытцем, живущем в лесу. Хотела Дарёнка посмотреть на него и попросила Кокованю взять её с собой в лес на охоту. Пришли они в балаганчик, который построил дед около покосных ложков. С ними туда прибежала и Мурёнка.

Когда Кокованя ушёл по делу в посёлок, к балаганчику прибежал козлик и вскочил на крышу. Стал он бить передней ножкой с серебряным копытцем. Из-под ноги посыпались разноцветные блестящие камешки.

Вернулся Кокованя и увидел, что весь балаганчик сверкает от камней. Набрал он немного самоцветов в шапку.

К утру выпал снег и укрыл камни. Разгребал Кокованя снег, но камешков не нашёл. Мурёнку и Серебряное копытце они больше не видели.

Через несколько лет старик заболел и не смог ходить на охоту. Камешки они продали. Дарёнка не знала, где взять деньги на еду, когда продадут последний камешек. И только подумала об этом, послышалось ей, будто кошка фыркнула. А в сундучке, где хранились камешки, послышалось шуршание. Посмотрели — а он полон самоцветными камнями.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Жил в заводском посёлке старик Кокованя. Жил он один, и решил усыновить сиротку. Хотел взять мальчика, чтобы потом обучить его своему делу. Но соседи посоветовали взять осиротевшую маленькую девочку. Кокованя раньше знал её родителей, были они ловкие и весёлые. Подумал старик, что если девочка на них похожа, с ней будет не тоскливо.

Девочку звали Дарёнкой. Спросил Кокованя у неё, пойдёт ли она к нему жить. Девочка спросила, кто он. Старик сказал, что он летом золото добывает, а зимой по лесу за козлом бегает — хочет посмотреть, в каком месте он топнет правой ножкой. Дарёнка спросила, для чего это ему нужно. Кокованя ответил, что расскажет ей, если она пойдёт к нему жить. Девочке интересно стало, она и согласилась, только попросила взять с собой кошку Мурёнку.

Стали они дружно жить вместе. Дед утром уходил на работу, девочка прибирала в избе и варила обед, а кошка мышей ловила.

Часто просила Дарёнка деда рассказать про козла. Узнала она, что у него рожки «на пять веточек», а на правой передней ноге серебряное копытце. Где топнет он этим копытцем, там появляются самоцветные камешки.

Зимой собрался старик на охоту за лесными козлами. В лесу у него был зимний балаган с очагом и окошечком. Дарёнка уговорила деда взять её с собой — очень хотела она поглядеть на Серебряное копытце.

Кошке девочка сказала дома сидеть, мышей ловить. Но Мурёнка побежала за Кокованей и Дарёнкой в сторонке. Так и добралась до балаганчика. Кокованя охотился на лесных козлов, много насолил козлиного мяса. Дарёнка посоветовала ему сходить в посёлок за лошадью, чтобы солонину перевезти домой. Сказала девочка, что не забоится остаться в лесу, ведь балаган крепкий, волки не доберутся.

Ушёл дедушка. Вечером увидела Дарёнка, что из леса бежит к покосным ложкам козёл с рожками «по пяти веточек». Выбежала девочка посмотреть — никого нет. Подумала она, что это ей показалось.

Второй день прошёл, не вернулся Кокованя. Хотела Дарёнка спать ложиться да вдруг услышала топоток по стенам, а потом и сверху. Как будто кто-то лёгонький быстро ходит. Девочка подумала, что это козёл прибежал, которого она вчера видела.

Открыла Дарёнка дверцу и увидела совсем близко козла с пятью ответвлениями на рожках. Стоит он и правую ножку с серебряным копытцем поднял. Девочка позвала его, как домашнего козла: «Ме-ка!» А козлик рассмеялся и побежал по покосу.

Вернулась Дарёнка в балаган и рассказала Мурёнке, что видела Серебряное копытце.

Третий день прошёл, Коковани всё нет. Девочка запечалилась. Хотела поговорить с Мурёнкой, а её нет. Выбежала девочка из балагана кошку искать.

Месяц ярко светил, и Дарёнка увидела, что на покосном ложке сидит Мурёнка, а перед ней козлик с поднятой ножкой с серебряным копытцем. Оба головами покачивают, будто разговаривают. Потом стали бегать по покосным ложкам. Убежали далеко, потом вернулись к балагану. Козлик вспрыгнул на крышу и стал по ней бить копытцем. Из-под ножки посыпались сверкающие разноцветные камешки.

Вернулся Кокованя и не узнал своего балагана — весь он был засыпан блестящими камнями. Наверху стоял козлик и бил серебряным копытцем, а камешки сыпались да сыпались.

Вдруг Мурёнка заскочила на крышу, мяукнула, и она, и козлик исчезли.

Кокованя нагрёб полшапки камешков, а Дарёнка попросила, чтобы больше не брал, чтобы ещё завтра полюбоваться на гору самоцветов.

Ночью был снегопад, все камни оказались под снегом. Утром дед и Дарёнка искали камни, но не нашли. Да им хватило и тех, что Кокованя в шапку набрал.

Серебряное копытце и Мурёнку они больше видели и очень скучали по кошке.

Через несколько лет Кокованя заболел, и Дарёнке пришлось трудно. Камешки они продавали, и девушка загоревала. Что делать, когда деньги за последний камешек закончатся? Только подумала об этом, как услышала, будто кошка фыркнула.

Когда Дарёнка рассказала деду о своей печали, он сказал, что есть поговорка: «Лениться да унывать не будешь — завсегда хлеба добудешь».

И услышали они, как в сундучке, где лежали камешки, что-то зашуршало. Посмотрела Дарёнка — а он полнёхонек. И новые камешки появились, каких ещё не видела. Кокованя объяснил, что эти дорогие камни гранильщики называют кошачьим глазком.

А по покосным ложкам, где козлик скакал, люди стали находить камешки. Больше было зелёных, которые называются хризолитами.

Заключение к краткому пересказу

В сказе П. П. Бажова «Серебряное копытце» раскрыты темы:

Основная мысль (идея) сказа «Серебряное копытце»: доброта, милосердие, вера в чудеса помогают людям стать счастливыми.

Краткое содержание сказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Вам также будет интересно почитать:«В Стране невыученных уроков: волшебное происшествие» — краткое содержание и пересказ повести Л. Б. …«Волшебник Изумрудного города» — краткое содержание и пересказ по главам сказочной повести А. М. Вол…«Майская ночь, или Утопленница» — краткое содержание и пересказ по главам повести Н. В. Гоголя«Каменный гость» — краткое содержание и пересказ по сценам пьесы А. С. Пушкина

Жанр: сказка  Год: 1938

Герои: дед Кокованя, девочка-сирота Дарёнка и её кошка.

Действие происходит в старые давние времена в одном уральском заводском поселении. Главными героями произведения являются дед Кокованя, девочка Дарёнка, кошка Мурёнка и лесной козлик. В сказке прослеживается авторская мысль о доброте человеческих отношений.

Старик Кокованя забирает к себе на попечение маленькую девочку 6 лет отроду, оставшуюся сиротой. Вместе с девочкой старику пришлось взять к себе в дом и кошку Мурёнку, которую та очень ласково любила. Мурёнка любила повторять фразу: «Пр-равильно…». Дарёнке нравились интересные и увлекательные истории деда Коковани. Она искренне, по-детски, очень верила в них. Часто старик своей маленькой девочке рассказывал о козлике, на правой ноге у которого, было серебряное копытце. От ударов ногой о землю этим копытцем получались драгоценные разноцветные камни.

На зиму старый охотник уходил для промысла в лес, где селился в балагане у покосных ложков. Не знал он, что делать на этот раз, ведь как оставить маленькую Дарёнку дома совсем одну. Но девочка сама попросилась идти с ним жить в лес, не испугавшись разных трудностей. По дороге увязалась за ними в путешествие и кошка Мурёнка.

По преданию писателя, на том месте, где пробегал козлик с серебряным копытцем, люди и сейчас находят разноцветные красивые камешки.

Главная мысль сказки Серебряное копытце Бажова

Все детские мечты, все наилучшие мысленные пожелания, имеют свойства когда-нибудь сбываться. Пожалуй, это главное, что пытался передать нам автор сказки Павел Бажов.

Оцените произведение: Голосов: 776

Читать краткое содержание Серебряное копытце. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Бажов. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Серебряное копытце

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • История создания повести Тарас Бульба Гоголя кратко

    Идея создания великого произведения «Тарас Бульба» появилась у писателя примерно в 1830 годах. Стоит отметить, что на создание данного произведения ушло более десяти лет

  • Краткое содержание Чехов Пересолил

    Этот рассказ повествует о том, как двое взрослых, довольно крепких и здоровых мужчин нафантазировали себе ужасы друг о друге во время поездки через лес. Один из героев – крестьянин, который взялся подвезти землемера.

  • Краткое содержание Сухово-Кобылин Дело

    Прошло около 6 лет с момента несостоявшегося бракосочетания Кречинского. С того момента помещик Муромский с сестрой и дочерью Лидочкой переехали в деревню. С недавнего времени семья переехала в Петербург

  • Краткое содержание Горячий камень Гайдара

    Одинокий старик со сложной судьбой поймал однажды у себя в саду Ивашку Кудряшкина, мальчишку, который хотел оборвать его яблоню. Оставшись безнаказанным, ушел мальчик куда глаза глядят, пока не очутился на болоте

  • Краткое содержание Бунин Кукушка

    В глухом лесу стояла маленькая покосившаяся избушка. По приказу барина в ней поселился старый солдат по прозвищу Кукушка, который привёз с собой кота, петуха и двух собак.

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Название произведения: Серебряное копытце

Автор: Бажов Павел Петрович

Жанр произведения: сказка

Первая публикация: 1938

Герои: вдовый дед Кокованя, девочка-сирота Дарёнка и её кошечка.

Литературный труд Павла Бажова — это кладезь доброй мудрости для детей и взрослых, убедиться в этом поможет краткое содержание сказки «Серебряное копытце» для читательского дневника.

Сюжет

Под конец жизни дед Кокованя остался совсем один. Узнал он, что в деревне живёт ещё одинокий человечек — сирота-девочка Дарёнка. Подумал дедушка, что хорошо будет взять девчонку к себе. Пришёл за ней, а у неё друг — кошечка Мурёнка. Пришлось деду и её пригреть. Чтобы ребёнок Кокованю не боялся, рассказал он сироте легенду о козлике с серебряным копытцем. Дарёнка доверилась старичку и они втроём очень хорошо зажили: дедушка подрабатывал, а девочка по хозяйству хлопотала.

Однажды дедушка взял с собой своих домочадцев на охоту. Остановились они в лесном домике. Кокованя ушёл в лес, а сиротка увидела в окно, как её кошка играет с козликом. Девочка вышла из дома, чтобы взглянуть поближе и увидела, что козлик бьёт своим копытцем и выбивает драгоценные камешки. Когда Кокованя вернулся, он вместе с Дарёнкой собрал полную шапку самоцветов. Кошка Мурёнка куда-то пропала, а дедушка с названной внучкой зажили безбедно.

Вывод (моё мнение)

Сказка бажова учит тому, что добро всегда будет вознаграждено, и тому, что нужно верить в чудеса.

Добавить в избранноеБажов Павел сказ «Серебряное копытце» Жанр: авторский волшебный сказ.Смотри также: Ответы к сказке «Серебряное копытце» по учебнику Климановой, Горецкого для 4 класса.Главные герои сказа «Серебряное копытце» и их характеристика

  1. Кокованя, старик охотник, без семьи, летом моет золото, зимой козлов стреляет. Добрый и веселый.
  2. Даренка, сиротка, 6 лет, любит животных и сказки, ко всему относится восторженно, все ей кажется чудесным.
  3. Муренка, бурая кошка, рассудительная и умная, охотилась на мышей, подружилась с козлом.
  4. Серебряное копытце, волшебный козел, который мог выбивать драгоценные камни.

План пересказа сказа «Серебряное копытце»

  1. Кокованя ищет сиротку
  2. Ему советуют девочку
  3. Он знакомится с Даренкой и Муренкой
  4. Сказка про козла
  5. Осень настала
  6. Зимний балаган
  7. Обильная охота
  8. Даренка остается одна.
  9. Первый вечер, девочка видит козла
  10. Второй вечер, встреча с козлом.
  11. Третий вечер, фонтан драгоценных камней
  12. Шапка хризолитов.

Кратчайшее содержание сказа «Серебряное копытце» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Искал себе старый охотник Кокованя сиротку и взял маленькую девочку Даренку, да кошку ее Муренку.
  2. Кокованя рассказал Даренке про чудесного козла с серебряным копытом.
  3. Кокованя с Даренкой отправляются в зимний балаган, да кошка за ними увязалась.
  4. Кокованя уходит за лошадью, а Даренка видит козла и старается его приманить.
  5. Муренка убегает в лес и знакомится с козлом, козел запрыгивает на крышу балагана и стучит копытом.
  6. Возвращается Кокованя, набирает полшапки драгоценных камней, а остальные к утру снег засыпал.

Главная мысль сказа «Серебряное копытце» Счастье улыбается тому, кто этого счастья достоин.Чему учит сказ «Серебряное копытце» Этот сказ учит нас относится к природе с любовью, учит восторгаться красотой природы, удивляться ее чудесам. Учит быть добрыми с животными, учит тому, что веселье в трудную минуту помогает, учит не быть жадным и не брать больше необходимого.Отзыв на сказ «Серебряное копытце» Это очень красивая история придуманная замечательным писателем. Мне очень нравится девочка Даренка, которая видела как прекрасна природа вокруг. Мне нравится старик Кокованя, который не очерствел сердцем. Мне нравится умная кошка Муренка, которая нашла себе настоящего друга.Пословицы к сказу «Серебряное копытце» Дареному коню в зубы не смотрят. В каждой шутке есть доля правды. Лучше в малом да удача, чем в большом да провал.Краткое содержание, краткий пересказ сказа «Серебряное копытце» Жил на заводе старик Кокованя и не было у него семьи. Вот и надумал Кокованя сиротку в дом взять. Поспрашивал у соседей, а ему девочку шестилетнюю и посоветовали. Хотел Кокованя мальчонку, но решил на девочку посмотреть. Пришел в дом, смотрит народу много, а у печки девочка маленькая сидит и кошку бурую гладит, а та мурчит на всю избу. Спрашивает Кокованя девочку, пойдет ли подаренка к нему жить, а девочка удивляется, откуда старик узнал, что ее Даренкой кличут. Согласилась она со стариком идти, только чтобы и кошку Муренку с собой взять. Стали вместе жить охотник Кокованя, девочка Даренка и кошка Муренка. А Кокованя все сказки рассказывал. И рассказал он про козла с серебряным копытом на правой ноге. Ростом невеликого, а рога о пяти веточек. Осенью пошел Кокованя в лес, посмотреть где козлов много. Вернулся, сказал, что будет в лесной балаган перебираться, козлов стрелять. Упросила его Даренка ее с собой взять. Пошли они по заводу, а собаки лай подняли. Смотрят, Муренка за ними бежит. Так стороной до самого балагана и бежала. Опять стали они втроем жить. Козлов много Кокованя настрелял, надо было ему за лошадью на завод съездить. Оставил он Даренку одну в балагане. В первый день не тоскливо было девочке. Только видит от леса комочек катится — козел с пятью веточками рогов. Выбежала Даренка, а козла нет. Решила, что почудилось ей. На второй день тоскливо Даренке стало. Слышит стук за дверью. Вышла она, смотрит — а то козел вчерашний. Позвала она его, а козел фыркнул и убежал. На третий день совсем грустно девочке стало. Глядь, а и Муренки рядом нет. Побежала девочка в лес кошку искать. Вдруг видит, Муренка и Козел вместе стоят, словно разговаривают. Потом козел побежал, остановится. копытом бьет, а Муренка за ним. Заскочил козел на крышу балагана, да давай копытом стучать. А камни драгоценные так и сыпятся. Тут и Кокованя пришел, своего балагана узнать не может — весь в драгоценных камнях. А козлик стукнул ногой и вдруг вместе с Муренкой исчез. Набрал Кокованя полшапки драгоценных камней, хотел еще собрать, да Даренка его остановила. Хотела с утра на эту красоту посмотреть. Только за ночь снег прошел, не нашли больше они камней. Впрочем им и собранного хватило. А в лужках, где козел скакал, люди потом стали хризолиты находить.Рисунки и иллюстрации к сказу «Серебряное копытце»

«Серебряное копытце» – сказка о доброте, милосердии и душевной щедрости. Это история удивительной дружбы маленькой девочки, ее кошки Муренки и волшебного козлика Серебряное копытце.

serebryanoe-kopytce-chitatelskiy-dnevnik-64156.jpg

Краткое содержание «Серебряное копытце» для читательского дневника

ФИО автора: Бажов Павел Петрович

Название: Серебряное копытце

Число страниц: 56. П. П. Бажов. «Серебряное копытце». Издательство «Акварель». 2017 год

Жанр: Сказ

Год написания: 1938 год

Главные герои

Кокованя – старый одинокий охотник, добрый и веселый человек.

Даренка – шестилетняя сиротка, добрая, трудолюбивая девочка, которая верит в чудеса.

Муренка – умная и рассудительная кошка, которую пригрела Даренка.

Серебряное копытце – волшебный козел, из-под копыта которого вылетали драгоценные камни.

Сюжет

Жил одинокий старик Кокованя, у которого не было ни одной родной души. Надумал он взять в дом сиротку, и соседи ему рассказали о шестилетней Даренки, чьи родители умерли. Кокованя познакомился с девочкой, и та согласились жить с дедушкой, но только при одном условии – непременно взять с собой любимую кошку Муренку.

Так стали они жить вместе – старый охотник Кокованя, девочка Даренка да кошка Муренка. Кокованя был отменным сказочником, и каждый вечер рассказывал сиротке разные сказки, которые знал в большом количестве. Но больше всего Даренке нравилась история про волшебного козла с серебряным копытом на правой ноге и пятью веточками на рожках.

С наступлением холодов отправился Кокованя в лес стрелять диких козлов. В лесу у него была маленькая избушка, и Даренка упросила взять ее и Муренку с собой. Так они стали жить в лесу втроем.

Когда Кокованя настрелял много козлов, он отправился в деревню за санями, и Даренка осталась одна в лесной избушке. Поначалу девочке было скучно, но вскоре она заметила в окошко, как на поляну выбежал маленький козел с пятью веточками на рожках – Серебряное копытце. Даренка позвала его, но козлик фыркнул и убежал. На следующий день девочка с большим удивлением заметила, как Серебряное копытце играет с ее Муренкой в снегу. Неожиданно козел вскочил на крышу избушки и принялся выстукивать своим волшебным копытцем, из-под которого тут же вылетали камни-самоцветы. Стукнув в последний раз, он исчез вместе с Муренкой.

Когда Кокованя вернулся, то не узнал своей избушки, которая была вся усыпана драгоценными камнями. Старый охотник набрал камней с полшапки, но Даренка его остановила – она хотела полюбоваться этой красотой при солнечном свете. Но утром с крыши сошел весь с нег, а с ним исчезли и камни. Впрочем, им и собранных самоцветов хватило, чтобы жить в довольствии.

План пересказа

  1. Кокованя забирает к себе сиротку Даренку и ее кошку Муренку.
  2. Жизнь втроем.
  3. Сказки Коковани.
  4. История про Серебряное копытце.
  5. Жизнь в лесной избушке.
  6. Зимняя охота.
  7. Появление волшебного козла.
  8. Дружба Серебряного копытца и Муренки.
  9. Россыпь самоцветов.

Главная мысль

Добрым людям с чистой душой обязательно улыбнется удача.

Чему учит

Произведение учит быть добрым, чутким к чужому горю. Учит бережно относиться к природе и не переставать верить в чудеса.

Отзыв

Благодаря этой истории становится понятно, что в мире много добрых людей, которые не останутся равнодушными, глядя на чужую беду. Кокованя приютил сиротку, а она наполнила его жизнь новыми яркими красками.

serebryanoe-kopytce-e1598860561255.jpg

Рисунок-иллюстрация к сказке Серебряное Копытце.

Пословицы

  • Дареному коню в зубы не смотрят.
  • В каждой шутке есть доля правды.
  • Лучше в малом да удача, чем в большом да провал.

Что понравилось

Понравилось, что ни Даренку, ни Кокованю не ослепили драгоценные камни, что оставил для них волшебный козел. Они остались такими же добрыми и щедрыми, как раньше.

Тест по сказке

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Серебряное копытце»?</h3>

    • <label>Николай Гоголь</label>
    • <label>Павел Бажов</label>
    • <label>Максим Горький</label>
    • <label>Александр Пушкин</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://blmb.ru/serebryanoe-kopytce-kratkoe-soderzhanie/
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/bazhov/serebryanoe-kopytce
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/1-klass/1566-serebryanoe-kopytce.html
  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/05/blog-post_6.html
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/serebryanoe-kopytce.html

Цели урока:

  • Продолжить знакомство с жизнью и творчеством Павла Петровича Бажова, проверить знания произведения Бажова «Серебряное копытце».
  • Совершенствовать навык беглого чтения; обогащать словарный запас; развивать внимание учащихся; учить составлению портретной характеристики героев; закрепить понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой.
  • Воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.

Оборудование:

  • Сказка П.П.Бажова «Серебряное копытце» в учебнике «Литературное чтение» (4 класс) Л.Ф.Климановой.
  • Вырезанные из бумаги «камешки» разных цветов.
  • портрет П.П.Бажова
  • иллюстрации к сказке, рисунки учащихся

Ход урока

1. Актуализация знаний

— Ну, ребята, чур молчок, начинается урок.

— Сегодня мы начнем урок с разгадывания кроссворда.

img1

1. Имя прилагательное, образованное от названия благородного металла, который идет на изготовление посуды, украшений. Это слово используется как лесть или ласка.

2.

Даже по железной крыше ходит тихо, тише мыши.

Часто спит, а после сна умывается она.

3. Вырост (парный или непарный) из костного вещества на черепе у некоторых животных. Маленькие.

4. Ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя.

5. Синоним слова «наблюдать», «приглядывать», «смотреть», «ходить».

— Прочитайте ключевое слово. Назовите полное имя писателя. (Павел Петрович Бажов)

— Из какого произведения взяты слова — отгадки? («Серебряное копытце»)

2. Постановка учебной задачи

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с замечательным сказом «Серебряное копытце» уральского сказочника Павла Петровича Бажова,

выделим жанровые особенности произведения, и, думаю, сформулируем главную идею этого произведения.

3. Проверка домашнего задания

— Что вы запомнили о жизни писателя?

  • Павел Петрович Бажов родился на Урале в семье рабочего
  • Закончил училище, затем духовную Пермскую семинарию, но решил стать учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык
  • Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края, народными сказками, легендами, работал журналистом
  • Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей.
  • Бажову было около 60 лет, когда он стал писателем.
  • Свои произведения Бажов объединил в сборник сказов «Малахитовая шкатулка»

— Домашнее задание вы готовили по группам. Интересные факты из жизни писателя нашли наши «Исследователи». Слово 1 группе.

— Наша группа изучала биографию писателя. И вот что мы узнали.

  • Знаменитая «Малахитовая шкатулка» сначала называлась «Сказы старого Урала», была опубликована в 1939 году, объединила 14 произведений. Затем из года в год пополнялась всё новыми и новыми сказами.
  • В 1944 году «Малахитовая шкатулка» переведена на английский и вышла в Лондоне, Нью-Йорке, потом в Праге, в Париже, переведена на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский языки. Всего, по сведениям библиотеки им. Ленина, — на 100 языков мира;
  • Бажов стал лауреатом Государственной премии, награжден орденом Ленина за литературную работу, всего Павел Петрович Бажов написал 56 произведений.

— С названиями некоторых произведений нас познакомит 2 группа «Библиотекари».

Наша группа побывала в библиотеке и мы узнали названия других произведений Бажова. Это:

  • «Огневушка — Поскакушка»
  • «Таюткино зеркальце»
  • «Хозяйка медной горы»
  • «Про великого Полоза»
  • «Каменный цветок»
  • «Горный мастер»
  • «Хрупкая веточка»
  • «Голубая змейка»
  • «Синюшкин колодец»
  • «Иванко Крылатко» и т.д.

4. Сравнение сказки и сказа

— В каком жанре писал свои произведения Бажов? ( Бажов писал сказы)

— Чем отличается сказка от сказа?

— Сказка — вымысел о необыкновенных событиях и приключениях, в сказке добро побеждает зло.

— Сказ — основан на реальных событиях, опирается на народные предания и легенды.

— Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик.

5. Словарно-лексическая работа

— При чтении нам встретились непонятные слова, над которыми работали наши «Языковеды». Слово 3 группе.

— Наша группа работала над следующими словми:

  • барская рукодельня — ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитьё). Стр.182.
  • взъесться — невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить. Стр.182.
  • голбчик — приступка для выхода на печь. Стр.184.
  • пожитки — мелкое имущество, домашние вещи. Стр.185.
  • похлёбка — жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.Стр.186.
  • несподручно — неудобно, неловко. Стр.182.
  • пособник — помощник в делах. Стр.182.
  • покосные ложки — широкие, пологие овраги, покрытые травой. Стр.188.
  • статочное ли дело — (устар.) хорошее ли дело.Стр.188.

6. Характеристика главных героев

— Назовите главных героев. (Кокованя, Даренка, Муренка и Серебряное копытце)

— Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом?

(Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало.)

— А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?

(После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и «кошку драную» подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.)

— Что объединяет Кокованю и Даренку?

(Оба героя добрые, умные, терпеливые, трудолюбивые, отзывчивые, жалостливые, любопытные, ласковые — именно эти качества объединяют Даренку и Кокованю).

— Ответьте на вопрос, можно ли в нашей жизни встретить таких людей как Кокованя и Даренка? (Скорее всего, да. Есть же люди с такими качествами.)

— Дайте характеристику герою — рассказчику, как он относится к главным героям произведения.

(Герой-рассказчик в этом произведении простой рабочий, который знал главных героев очень хорошо. Он переживает за Даренку, уважительно относится к Коковане. Речь героя-рассказчика своеобразная, простая. Именно так может рассказать только человек, который был свидетелем этой истории. Возможно, Бажов сам услышал эту историю из уст рабочего, а нам представил художественное произведение.)

— Ребята, вы убедились в том, что реальный быт людей присутствует в произведении, тем самым, напоминая рассказ.

— Назовите сказочных героев. (Муренка и Серебряное копытце).

— Прочитай описание козлика. Стр.186,187.

— Какую роль играла Муренка в сказе? (Муренка была проводником между реальным и сказочным в этом произведении. Она поддерживала Даренку. Но, когда появился козлик, ушла с ним, выполнив свое назначение.)

— Как они связаны в сказе? (У них один язык, они понимают друг друга. Оба окружены тайной).

— Как жили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу? Стр.186 (Жили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу)

Можно сказать, что они были счастливы? (Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.)

— Почему же им так хотелось увидеть Серебряное копытце?

(У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не подаются искушению, не жадничают на дармовщинку, прекрасно понимая, что богатство не синоним счастья.)

Посмотрите на иллюстрацию, подберите строчки из текста. Стр.193.

7.Обобщение

— Почему всё-таки «чудо» произошло именно с Дарёнкой и Кокованей?

(Герои были вознаграждены за любовь и доброту, за душевность и ласку.)

-Я согласна с вами. Даренка и Кокованя были бескорыстными людьми. Они понимали, что счастье не в богатстве. Герои были награждены за те качества, которыми обладали.

— Что же хотел донести до нас автор?

— Мудрый сказочник Бажов писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

8. Рефлексия

— Ребята, на ваших столах три хризолита. Если тебе понравился урок, покажи красный камень, если тебе было трудно, то зеленый, а если ты хочешь узнать еще что-то новое о творчестве П.П.Бажова, то желтый.

Домашнее задание

— Предлагаю вам домашнее задание на выбор:

  • Составь кроссворд по тексту;
  • Прочитать другой сказ П.П.Бажова.
  • Пересказать понравившийся отрывок

5. Итог урока

— А завершить урок мне хочется словами русской пословицы: «С добром жить хорошо. А в добре хорошо жить». Как понимаете? (Связать с семьей, с классом).

— Спасибо за урок.

Сказка Серебряное копытцеП.П. Бажова

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Сказка Серебряное копытцеП.П. Бажова

    Описание слайда:

    Сказка
    Серебряное копытце
    П.П. Бажова

  • 2 слайд

    Павел Петрович Бажов родился 15 января в Пермской губернии Екатеринбургского

    Описание слайда:

    Павел Петрович Бажов родился 15 января в Пермской губернии Екатеринбургского уезда. Бажов – фольклорист, русский писатель. Именно он выполнил впервые литературную обработку уральских сказов. Бажов заслужил звание лауреата Сталинской премии.

  • 3 слайд

    ЖанрСказ

    Описание слайда:

    Жанр
    Сказ

  • 4 слайд

    Тема произведенияО людях

    Описание слайда:

    Тема произведения
    О людях

  • 5 слайд

    Главные герои Очень добрая и поучительная сказка Бажова &quot;Серебряное копытце&quot;.

    Описание слайда:

    Главные герои

    Очень добрая и поучительная сказка Бажова «Серебряное копытце». В сказке несколько главных героев и каждый обладает своей чертой характера.

  • 6 слайд

    КокованяЗаботливый старик, знающий и умеющий рассказывать сказки, он очень за

    Описание слайда:

    Кокованя
    Заботливый старик, знающий и умеющий рассказывать сказки, он очень заботливый и весёлый.

  • 7 слайд

    ДарёнкаОчень добрая, послушная и заботливая, любящая животных. Дарёнка сирота

    Описание слайда:

    Дарёнка
    Очень добрая, послушная и заботливая, любящая животных. Дарёнка сирота, которую взял к себе старик Кокованя.

  • 8 слайд

    МурёнкаКошка у которой звонкий голос, она очень добрая и всегда готова прийти

    Описание слайда:

    Мурёнка
    Кошка у которой звонкий голос, она очень добрая и всегда готова прийти на помощь.

  • 9 слайд

    Серебряное копытцеКрасивый козёл, умеющий разговаривать с котами и обладающий

    Описание слайда:

    Серебряное копытце
    Красивый козёл, умеющий разговаривать с котами и обладающий волшебным даром, на его правой ножке есть серебряное копытце и когда он им стучит, то появляются красивые камни.

  • 10 слайд

    Главная мысльУспех и богатство нужно заслужить, и они не придут к корыстному

    Описание слайда:

    Главная мысль
    Успех и богатство нужно заслужить, и они не придут к корыстному человеку. Только чистый сердцем может увидеть настоящее чудо.

  • 11 слайд

    Чему учит эта книгаСказ учит любить природу, трудиться, быть честным и бескор

    Описание слайда:

    Чему учит эта книга
    Сказ учит любить природу, трудиться, быть честным и бескорыстным. Не брать больше, чем нужно, делиться с другими людьми. Учит добру и дружбе.

  • 12 слайд

    План произведения для пересказаКокованя ищет сиротку. Даренка и Муренка. Друж

    Описание слайда:

    План произведения для пересказа
    Кокованя ищет сиротку.
    Даренка и Муренка.
    Дружные соседи.
    Сказка про козла.
    Переезд в балаган.
    Кокованя идет за лошадью.
    Волшебный козел.
    Пропажа Муренки.
    Поиски кошки.
    Возвращение Серебряного копытца.
    Драгоценный водопад.

  • 13 слайд

    Пословицы к произведениюДоброе дело два века живет. Добро делай и добра жди.

    Описание слайда:

    Пословицы к произведению
    Доброе дело два века живет.
    Добро делай и добра жди.
    Лучше в малом удача, чем в большом, но провал.
    Кто людям помогает, тот и свои желания исполняет.
    Доброе слово и кошке приятно.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Серебряное копытце

Похожие материалы

  • Презентация по чтению на тему «Русские народные сказки» (2-3 класс0

  • Методический материал Характеристика героев сказки Серебряное копытце П.П.Бажова

  • Внеклассное мероприятие «Деревенские «вирши» Некрасова»

  • Презентация по литературному чтение на тему » Обобщение Загадки.Небылицы. «(2 класс)

  • Рабочая программа Комплекс упражнений по развитию эстетического вкуса младших школьников на уроках литературного чтения

  • Презентация на тему: «Формирование читательской грамотности в начальной школе»

  • Презентация по азбуке «Буква Т»

  • Разработка урока литературного чтения в 1 классе»Веселые стихи К.Чуковского»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5448523 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

УМК Школа России.

УМК Школа России.

Тип урока: урок обобщения знаний и их систематизации.

Цель: создать условия для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «Литературные сказки».

Предметные УУД: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; формировать понятия о нравственности; способствовать обогащению словаря учащихся.

Регулятивные УУД: умение понимать роль в учебном сотрудничестве, осуществлять самоконтроль, умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, работать по плану, соотносить то, что уже известно, и то, что ещё не известно, формировать умение принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности;

Познавательные УУД: умение добывать информацию из иллюстраций, текста; умение извлекать фактическую информацию; умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы, давать оценку поступкам литературных героев, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

Коммуникативные УУД: умение строить монологическое высказывание; договариваться, приходить к общему решению при работе в группе, оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, формировать презентационные умения;

Личностные УУД : умение работать в группе, вести учебный диалог, умение оценивать свою работу и работу группы.

Планируемые результаты: называют правильно произведение; соотносят произведение и героев (называют героя, рассказывают о герое);работают в группах: слушают и уважают мнение каждого члена группы, умеют отстаивать свою точку зрения.

Урок плановый. Разработан в соответствии с требованиями
ФГОС. Направлен на формирование ключевых компетенций учащихся.

Этап урока

Время

Содержание

Работа учителя/ученика

УУД

ЦОР

Организационный

(Эмоциональный настрой учащихся.)

Артикуляционная разминка.

1-2 мин

Орг. момент.

Прозвенел звонок,

Начинается урок,

Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.

— Настроение, каково?

Погулять язык собрался: (открыть рот)

Он умылся, (кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

Причесался, (несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся, (провести языкам по губам – “облизнуться”)

Вправо, влево повернулся, (повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез, (опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз — и в ротике исчез. (спрятать язык во рту)

Личностные (самоопределение)

Коммуникативные: -планирование речевых высказываний

Слайд№1

Актуализ ация знаний и фиксация затрудне ний

15мин

— Как называется наш раздел? (Литературные сказки)

 — Как вы понимаете смысл раздела?

— Какие произведения мы уже прочитали?

Вспомним, что такое фольклор? Какие жанры устного народного творчества вам известны? С каким сказом познакомились на прошлом уроке?

-Что вы узнали о Бажове?

Рассказ учителя о П.П. Бажове

-Насупленные брови, добрые внимательные глаза, большая серая борода — на фотографиях П.П.Бажов выглядит старым, мудрым сказочником…

Мы держим с тобою, приятель, в руках «Уральские сказы» о дивных горах.

Здесь много случалось историй.

Тут были и радость, и горе.

Озера и реки здесь – как зеркала,

Нам песню споет пожилая ветла

 И много расскажет нам басен

Уральский лес чуден, прекрасен.

А горы до неба почти достают,

Красива природа – покой и уют.

И добрые люди здесь сказки хранят,

Которые о волшебстве говорят

Тест

Взаимопроверка и оценка работы с тестом. Чтение по ролям.

Работа над содержанием произведения.

 -Назовите положительных, отрицательных и нейтральных героев сказки.

 — Назови волшебных героев сказа.(Мурёнка, Серебряное Копытце)

— Как они связаны в сказе? (У них один язык, они понимают друг друга. Оба окружены тайной).

-Зачем кошка Мурёнка введена в сюжет сказки? (Нужна для подтверждения доброго отношения Дарёнки и Коковани к другим живым существам).

 -Как кошка выражала свое отношение к словам героев? (Правильно придумал)

-К какому жанру относится произведение «Серебряное копытце»? Литературная сказка. Бажов называл свои произведения уральскими сказами.

Как вы объясните слово «сказ»?

Сказ – рассказ – сказка.

 — Назовите еще слова с таким же корнем. (сказочник, рассказывать, присказка, подсказка). -Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло)

Рассказ – это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, в котором происходят реальные события.

Получается, что в сказе сочетаются жанры сказа и рассказа. «Серебряное копытце» — это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность.

 Мы определили жанр произведения «Серебряное копытце».

Ответы дете

Сообщения учащихся о П.П. Бажове Рассказ учителя о П.Бажове.

Совместная беседа

Чтение сказа по ролям.

Размышления детей

Учащиеся затрудняются

Личностные: Мотивация к работе на результат Регулятивные действия: Целеполагание, постановка учебной задачи; определение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить;

Регулятивные — прогнозирование Коммуникативные: -планирование речевых высказываний; — учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, — осуществление совместной деятельности

Слайд №2

Слайд№3

Постановка учебной задачи

Физ.минутка

Построение проекта выхода из затруднения

Первичное закрепление во внешней речи

Разминка для глаз. 

15мин

1-2мин

Что нового мы должны узнать на уроке? 1.Определить жанр произведения.

2.Дать характеристику героев.

3.Составить план.

«Энергическая зевота».

На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть

мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях Бажову.

Что поможет нам выполнить все задания? (Работа с учебником, помощь друг другу)

Работа в группах:

1 группа: Характеристика Даренки (Внешность; семья; чем занимается; характер.) 2 группа: Внешность(Семья Коковани; Чем занимается; характер.) 3 группа: Составить рассказ о Серебряном Копытце (выборочный пересказ). 4 группа: Составить рассказ о кошке Мурёнке.

Проверка работы групп, выступления учащихся.

Самооценка работы в группе.

Самооценка и взаимооценка(Учащиеся оценивают свою работу на уроке на оценочных листах).

«Веселая неделька, корригирующая гимнастика»

Обобщающая беседа 

Вопрос из учебника №4

-Почему Кокованя и Дарёнка так хотели увидеть Серебряное копытце?

 — каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо;

 — герои были бедными ,надеялись продать драгоценные камни,. и зажить богато?

Вопрос №5

-Почему всё-таки произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?

У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не поддаются искушению, не жадничают, прекрасно понимают, что богатство не синоним счастья.

 -За что же герои были награждены? (они награждены за доброту, за любовь, за душевность и ласку.)

-Назовите основную мысль произведения?

Учащиеся догадываются по опорным словам

Размышления детей

Работа в группах

Презентация каждой группы результатов своей работы. Дополнение одноклассников.

Рефлексия деятельности. Самооценка и взаимооценка(Учащиеся оценивают свою работу на уроке на оценочных листах).

Ответы детей

Ответы на вопросы учебника

Личностные: — учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Личностные (интерес к учебному материалу, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные:

— планирование;

 — составление плана и последовательности действий; — принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

 — планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Познавательные общеучебные:

 Формирование логических универсальных действий:

— анализ объектов, выбор оснований, критериев для сравнения, классификации объектов,

-построение логической цепи рассуждений, осуществление синтеза как составление целого из частей;

 — построение сообщения в устной и письменной форме; — установление аналогии.

Коммуникативные – формулирование и аргументирование собственной позиции, принятие позиции партнёра, сотрудничество; умение слушать и вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Слайд№4

Слайд№5

Слайд№6

Самостоя тельная работа с самопров еркой по эталону

Рефлекс ия деятель ности.

5 мин

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

 -Возьмите карточки и ответьте на вопросы. Проверим ваши ответы.

Рефлексия и самооценка

-Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок.

-А какой урок извлекли вы?

— А вы верите в чудеса?

Мы тоже можем совершить чудо. Хотите?

 — Украсим нашу выставку рисунков, которую оформили на предыдущем уроке драгоценными камнями.

У вас есть «волшебный камешек», а чтобы он стал драгоценным, он должен засверкать добрыми делами.

Напишите те добрые дела, которые вы уже совершили или которое хотите совершить сегодня.

Посмотрите, как много добрых дел мы можем совершить сами. И мы не променяем их ни на какие сокровища.

Учащиеся работают с вопросами на карточках, проверяют по образцу и подсчитывают количество баллов в своих табличках.

Дети работают с «драгоценными камнями» и прикрепляют их на выставку рисунков.

Личностные: — способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; — эстетические чувства Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; адекватно оценивать свои достижения; Коммуникативные: -планирование речевых высказываний

Слайд №7

Включение в систему знаний и повторение

(Практическая значимость приобретенных знаний на уроке

).

Итог урока

5 мин.

Итог урока

Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

Добрый волшебник с Урала,

 Павел Петрович Бажов,

 Чтоб нам грустно не стало,

 Сказочный отпер засов.

Только засов отворился,

В сказку открылась дверь:

 Запах лесов заструился,

— В мир ты волшебный поверь.

Чтоб Огневушка смешная

К кладам открыла нам путь,

Или змея голубая,

— Книги прочесть не забудь.

Рекомендую прочитать:

•“Огневушка – Поскакушка”

•“Голубая змейка”

•“Малахитовая шкатулка”

•“Хозяйка медной горы”

•“Каменный цветок”

•“Горный мастер”

•“Хрупкая веточка”

•“Синюшкин колодец”

-Ваши впечатления от урока?

 -Что нового узнали на уроке?

Дом. задание

Выберите, какое бы домашнее задание вы хотели получить:

— нарисовать любого героя;

—  сочинить сказку;

—  написать любому герою письмо.

Совместная беседа

Выставка книг П.Бажова

Подведение итога урока, ответы детей.

Объяснение дом. задания.

Завершение урока

Личностные: — проявление интереса к родному языку, литературе, к родной природе.

— чувство прекрасного и эстетические чувства на основе видения прекрасного.

Познавательные: смысловое восприятие художественных текстов

Коммуникативные-планирование речевых высказываний

Регулятивные – саморегуляция

Слайд №7

Слайд№8

  • Серебряное копытце какое животное было в сказке
  • Серебряное блюдечко и наливное яблочко русская народная сказка читать
  • Серебряное копытце бажов главные герои сказки
  • Серебряное копытце как пишется
  • Серебряного цвета как пишется