Жил да был на свете король, и были у него три сына. Двое и умные, и смышленые; а третий не говорлив и попроще старших, а потому и звали его простаком.
Когда король-отец стал стареть, слабеть и уже подумывал о своем конце, он и сам не знал, который из его сыновей должен ему наследовать в управлении королевством.
Вот и сказал он им однажды: «Поезжайте по белу свету, и тот, кто мне привезет самый лучший ковер, пусть и будет королем после моей смерти».
А чтобы не вышло спора между братьями, кому куда идти, он их вывел перед замком, дунул на три перышка и пустил их по воздуху, приговаривая: «Как перышко полетит, так и путь за ним лежит».
Одно перо понесло на запад, другое – на восток, а третье полетело – прямо, улетело недалеко и вскоре пало на землю.
Вот и пошли братья: один – направо, другой – налево, и еще стали смеяться над простаком, который должен был остановиться около своего пера, упавшего на землю.
Сел он около перышка и запечалился. И вдруг видит, возле пера в земле дверь оказалась. Он дверь приподнял, а под нею идет лестница в глубь земли; он и сошел по этой лестнице.
Подошел к другой двери, постучался и слышит, что за дверью кто-то отзывается:
Девица малышечка!
Поди-ка ты проверь,
Кто это стучится
Снаружи в нашу дверь.
Дверь отворилась, и королевич увидел большую толстую жабу, сидевшую в подземелье среди множества маленьких жаб. Толстая жаба спросила его, чего он желает? Он отвечал: «Нужен был бы мне самый красивый и самый дорогой ковер».
Тут жаба подозвала одну из молодых маленьких жабочек и сказала ей:
Девица малышечка!
Поди во флигелек,
И принеси скорехонько
Заветный сундучок!
Молоденькая маленькая жабочка принесла сундучок, а толстая жаба открыла его, вынула и отдала простаку-королевичу такой чудный ковер, какого никто не мог бы соткать на земле. Королевич поблагодарил ее и опять поднялся из подземелья на землю.
Оба старшие брата однако же почитали своего младшего брата таким глупым, что подумали: «Ничего-то он не найдет и не принесет… Чего же мы-то станем трудиться попусту?»
Подумали да и взяли у первой попавшейся бабы ее груботканые платки и снесли к королю.
К тому же времени вернулся и простак в замок и принес свой чудный ковер; как увидал король тот ковер, подивился ему и сказал: «Коли нам держаться нашего уговора, так королевство следует передать младшему».
Но двое старших не давали отцу покоя и говорили: «Может ли быть королем этот простак, у которого ни на что житейское не хватает разума?» – и просили отца, чтобы положил он новый уговор.
Тогда сказал король: «Тот из вас королевство наследует, кто мне принесет лучшее кольцо!» – и вывел их перед замком и выпустил на воздух три перышка, за которыми они должны были направиться вслед.
Двое старших опять пошли на восток и на запад, а перо простака-королевича полетело перед ним прямо и опять упало рядом с дверью в подземелье.
И опять сошел он туда и сказал толстой жабе, что ему надо бы разыскать самое лучшее, самое дорогое кольцо.
Та тотчас приказала принести сундучок и оттуда вынула кольцо, и то кольцо блистало драгоценными каменьями и было так прекрасно, что ни один мастер на земле не мог бы смастерить такого кольца.
Оба старшие брата смеялись между тем над братом-простаком, который взялся разыскать золотое кольцо, и не приложили никакого труда на поиски кольца, а просто-напросто взяли обод со старого колеса, выбили из него гвозди и принесли его к королю.
Когда же простак показал отцу свое кольцо, отец опять повторил: «Ему следует быть моим наследником!»
Однако же двое старших не переставали приставать к отцу до тех пор, пока он не согласился на третий уговор и не высказал, что ему наследует тот, кто привезет себе в замок невесту всех красивее.
Еще раз пустил он три перышка по воздуху, и они полетели точно так же, как и прежде.
Вот и пришел простак-королевич прямехонько к толстой жабе и сказал ей, что должен привезти домой красавицу себе в жены. «Эге, что задумал! – сказала жаба. – Красавицу! Да ведь она не всегда под рукою найдется… А впрочем, я тебе поищу».
И дала ему выдолбленную желтую репу, запряженную шестериком мышей. Простак запечалился и спросил ее: «Куда мне это добро?» Жаба отвечала: «А вот возьми да посади туда одну из моих маленьких жабочек».
Тогда он наудачу выхватил одну из маленьких жаб и посадил ее в желтую повозочку из репы; и чуть только посадил, как жабочка превратилась в девицу-красавицу, повозочка – в коляску, а шестерик мышей – в шестерик лошадей. Простак-королевич поцеловал девицу, ударил по лошадям и привез невесту к королю-отцу.
За ним пришли и его братья; те красавиц искать и не потрудились, а просто прихватили первых встречных баб и привели их во дворец.
Как увидел их король, так и решил; «Младший сын должен мне наследовать!»
Но двое старших тотчас завопили: «Можем ли мы допустить, чтобы простак стал королем!» – и потребовали, чтобы тому было оказано предпочтение, чья жена лучше прыгнет через кольцо, повешенное среди залы.
Они про себя думали, что их-то бабы легко это выполнят, потому что они сильны, а эта слабосильная девица-красавица, наверно, убьется, как прыгнет.
Король и на эту просьбу согласился.
Тогда две бабы прыгнули через кольцо, но так тяжело и неловко, что попадали наземь и поперешибали себе свои грубые руки и ноги. Вслед за ними девица-красавица прыгнула легко и ловко, как серна, и никто уже не стал ей перечить.
Так благодаря ей младший королевич получил венец королевский и правил страною долгие-долгие годы мудро и справедливо.
== Читати українською мовою ==
Один из главных праздников христиан — Рождество Христово – в православии отмечается 7 января, для верующих в этот день в человека воплотился сам бог. «Рамблер» рассказывает об истории и главных традициях праздника.
Православные россияне (а также Иерусалимская, Сербская и Грузинская православные церкви) празднуют Рождество 7 января, а католики и другие христиане — 25 декабря — из-за разницы Юлианского и Григорианского календарей. Православная церковь живет по Юлианскому календарю, а католики и протестанты — по Григорианскому.
Как рассказывает «Православие и мир», первые упоминания о Рождестве относятся к IV веку. В 360 году римский епископ Либерий упоминал праздник Рождества, а во II веке о рождении Христа говорили в день Богоявления, отмечая сразу три события, — рождение Иисуса, принесение даров и Крещение.
Как рассказывает «Православие и мир», первые упоминания о Рождестве относятся к IV веку. В 360 году римский епископ Либерий упоминал праздник Рождества, а во II веке о рождении Христа говорили в день Богоявления, отмечая сразу три события, — рождение Иисуса, принесение даров и Крещение.
В Евангелии сказано, что Дева Мария родила Иисуса Христа в Вифлееме, в хлеву, где скот укрывался от непогоды.
В тот год император велел провести перепись населения. Евреи следовали обычаю вести народные переписи по коленам, племенам и родам, каждое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, поэтому Мария и Иосиф, происходившие от рода Давидова, отправились в Вифлеем (город Давида).
Считается, что в городских гостиницах по дороге в Вифлеем места Марии и Иосифу не нашлось, поэтому Иисус появился на свет рядом со стойлом, а его первыми яслями стала кормушка.
Как гласит Евангелие от Луки, о свершившемся чуде первыми узнали пастухи, охранявшие неподалеку свои стада. К ним явился Ангел, чтобы возвестить — «ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель».
Три волхва увидели Вифлеемскую звезду на Востоке и также поняли, что это означает рождение Спасителя мира. Они принесли младенцу свои дары: золото, ладан и смирну — знаки царской власти, священства и того, что Иисусу предстоит умереть и воскреснуть (смирна — пряное благовоние, которым умащивали тела усопших).
Как объясняет «Православие и мир», христиане верят, что через вочеловечение бог открыл людям пути спасения. Через Рождество Христово «суть человека соединилась с Божественной сутью, Иисус облекся в человека, чтобы исцелить человечество». Явление бога во плоти в христианстве считается жертвой, которая искупила грехи человечества.
До дня Рождества верующие соблюдают Рождественский пост, пытаясь уподобиться Христу, который постился. Накануне Рождества, в Сочельник, готовят праздничные блюда — сочиво (блюдо из пропаренных злаков с медом) и кутью. Едят в Сочельник только один раз, после праздничного богослужения.
«Правмир» рассказывает, что в праздничном богослужении на Рождество читается молитва «Царю Небесный», далее идет ектенья и гимн «С нами Бог», затем — песнь Симеона Богоприимца, рассказывающая о принесении младенца в Иерусалимский храм (традиционно совершалось на сороковой день жизни), после поется ирмос — заголовок Рождественского канона. Утреня Рождества поется ночью.
Важнейшими составляющими богослужения «Правмир» называет тропарь и кондак — не только молитвы, но также объяснения сути праздника Рождества.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ночь на 7 января совершает рождественское богослужение в храме Христа Спасителя.
Символами Рождества стали Священные дары — золото, ладан и смирна, а также Вифлеемская звезда — именно в честь нее верхушки елок начали украшать звездами.
Сама ель всегда была символом Рождества. Это связывают с тем, что Ирод, согласно Евангелию, приказал убить всех младенцев, опасаясь за свое положение — волхвы возвещали о рождении «царь Иудейского» и Ирод считал младенца угрозой своему царствованию. Считается, что для спасения Иисуса, Мария и Иосиф закрыли вход в пещеру ветвями ели.
В Европе популярна легенда о том, что деревья приносили младенцу Иисусу свои дары — плоды, а ели было нечего предложить ему, поэтому она скромно стояла вдали. Иисус заметил ее, улыбнулся и протянул к ней руку.
Декорации в виде ангелов и колокольчиков напоминают верующим о возвещении рождения Иисуса пастухам. Звон колокольчиков прославляет бога. Во многих странах на Рождество принято зажигать свечи, это символизирует «Божественное сияние радости Рождества», отмечает «Правмир».
В России укоренилась традиция делать Рождественский вертеп — пещеру Рождества, которую делают своими руками и устанавливают в храмах и в домах верующие.
Историки считают, что до начала 1840-х годов обычая ставить рождественскую елку в России не было, исключением были лишь дворцовые елки, появившиеся раньше по инициативе великой княгини Александры Фёдоровны.
В Европе первые упоминания об украшении ели встречаются в XV-XVI веках. По одной из версий, обычай восходит к немецкому богослову Мартину Лютеру, который поставил свечи на ветки ели, чтобы продемонстрировать детям символ любви и милосердия бога — красоту звезд в день рождения Иисуса.
Читайте также
Современный мир невозможно представить без документов. Они сопровождают человека …
18.11.2021, 18:07
—
5 161
просмотр
Подробнее
А вы знаете, что такое ревизские сказки*? Или какими были бланки переписи населения в разные эпохи?
12.11.2021, 12:38
—
33
просмотрa
Подробнее
14 ноября в России завершится Всероссийская перепись населения, которая проходит в тяжелых условиях:…
08.11.2021, 13:06
—
462
просмотрa
Подробнее
Какие подарки будут раздавать тем, кто примет участие в переписи населения и как получить подарок?
21.10.2021, 18:37
—
269
просмотров
Подробнее
2021 г. появится впервые уникальная возможность участия во Всероссийской переписи …
17.10.2021, 22:29
—
164
просмотрa
Подробнее
Всероссийская перепись населения пройдет с 15 октября по 14 ноября 2021 года, в том числе и в цифровом формате:…
16.10.2021, 14:28
—
246
просмотров
Подробнее
Как не стать жертвой мошенника, принимая участие во Всероссийской переписи населения через Госуслуги
15.10.2021, 13:05
—
467
просмотров
Подробнее
15 октября по стране, стартует всероссийская перепись населения. Она должна была состояться ещё в прошлом году,…
14.10.2021, 07:20
—
2 601
просмотр
Подробнее
Все знают, какой сложностью для многих является поход в Пенсионный фонд, особенно …
12.10.2021, 10:22
—
2 475
просмотров
Подробнее
Всем здравствуйте!
18.09.2021, 21:17
—
224
просмотрa
Подробнее
На старости лет Анна Ахматова стала очень популярна, и гости шли потоком, она почти всех принимала,…
вчера, 13:02
—
51
просмотр
Подробнее
Пора посмотреть на новогоднюю киноклассику через призму уголовного закона. Какие …
вчера, 13:01
—
32
просмотрa
Подробнее
Собака Лялька родилась на шахте «Первомайская» в Кемеровской области, через …
вчера, 13:01
—
21
просмотр
Подробнее
Эта жуткая история произошла больше века назад, во Франции, в городке Пуатье. Мать …
вчера, 00:15
—
36
просмотров
Подробнее
— Фамилия? — Хахалидзе. — Имя? — Элене.»Кому живется весело,Вольготно на Руси?»Н. А. Некрасов.
позавчера, 14:01
—
92
просмотрa
Подробнее
Жил-был человек, и был у него единственный сын. Однажды сказал он отцу:
— Отец, как быть? Я так жить не могу. Хочу пойти по свету научиться какому-нибудь ремеслу. Ведь у нас так устроено: кто знает хоть пустячное ремесло, тот, каков ни есть, живет лучше любого крестьянина.
Отец долго отговаривал его, доказывал, что и у ремесленников много труда и забот, да и как же он оставит отца родного! Но сын не поддавался уговорам, и в конце концов отец отпустил его.
Отправился сын в путь-дорогу. Шел он, шел и пришел к реке, тут ему повстречался человек в зеленой одежде. Человек тот спросил, куда он идет.
— Иду по свету, ищу какого-нибудь мастера, чтобы научиться ремеслу, — ответил молодец.
— Я мастер, иди ко мне учиться ремеслу, коли у тебя душа к этому лежит, — предложил человек в зеленой одежде.
Парень сразу согласился и пошел за ним.
Шли они по берегу. Вдруг мастер как прыгнет в воду, поплыл и закричал:
— Прыгай за мной, учись плавать!
Парень отговаривается, плыть не решается, боится утонуть, но мастер сказал:
— Не бойся ничего — прыгай.
Парень прыгнул и поплыл рядом с мастером. Только выплыли на середину реки, мастер схватил парня и нырнул с ним на дно. Мастер-то оказался дьяволом. Привел он парня в свои палаты и отдал на обучение древней старушке, а сам вернулся на землю. Как только старушка осталась вдвоем с парнем, она сказала ему:
— Сынок, ты думаешь, этот человек мастер, какие бывают на земле? А он вовсе не мастер, а дьявол! Меня он тоже обманул и притащил сюда с земли. Но послушай, что я тебе скажу. Я буду учить тебя всем его ремеслам, а когда он будет приходить и спрашивать тебя, научился ли ты чему-нибудь, ты отвечай, если только хочешь отделаться от него и вернуться на землю, что ничему не научился.
Спустя некоторое время и правда пришел дьявол и спрашивает парня:
— Чему ты научился?
— Пока еще ничему, — отвечал тот.
Так прошло три года. И когда бы дьявол ни приходил и ни спрашивал парня, чему он научился, тот всегда отвечал: «Ничему». Наконец дьявол спросил его в последний раз:
— Научился ли ты хоть чему-нибудь?
— Ничему, даже и то, что прежде знал, позабыл, — ответил парень.
— Коли ты до сих пор ничему не научился, то никогда ничему и не научишься. Лучше убирайся куда глаза глядят и куда ноги несут, — рассердившись, сказал дьявол.
А на самом-то деле парень прекрасно научился всем дьявольским ремеслам. Он прыгнул в воду и поплыл к берегу, выбрался из воды, да и пошел к отцу. Увидел его отец издалека и выбежал ему навстречу.
— Где же это ты пропадал, сынок?
— Учился ремеслу, — отвечал сын.
Вскорости пошли все в соседнее село на ярмарку. Сын и говорит отцу:
— Отец, пойдем и мы на ярмарку.
— А с чем пойдем, сынок, если у нас ничего нет?
— Это не твоя забота, — сказал сын.
Пошли они на ярмарку. Дорогой сын говорит отцу:
— Как подойдем к ярмарке, я превращусь в красивого коня, какого на всей ярмарке не сыщешь. Все будут им любоваться. А мой мастер придет покупать его и даст, сколько бы ты ни запросил. Но смотри не отдавай ему уздечки. Как получишь деньги, скинь уздечку с коня и ударь ею о землю.
Вот подошли они к ярмарке, и парень превратился в такого коня, каких на свете и не бывало. Старик повел его по ярмарке, народ со всех сторон сбежался, а о цене и спросить никто не смеет. Тут подошел мастер в турецком обличье, в длинном халате и с чалмой на голове.
— Я покупаю твоего коня, старик, — сказал он. — Сколько за него хочешь?
И сколько старик запросил, столько ему турок, ни слова не говоря, и выложил. Получил деньги старик, снял с коня уздечку и ударил ею о землю. В тот же миг не стало ни коня, ни турка. А когда старик пришел домой с деньгами, глядь, сын уже вернулся, его дожидается.
Через некоторое время опять была ярмарка, и сын снова говорит отцу:
— Отец, пойдем на ярмарку.
Тот сразу согласился и пошел с ним.
— Теперь я превращусь в лавку, полную товаров, краше и богаче той лавки не будет на всей ярмарке, — сказал сын. — Никто не сможет купить ее, но придет мой мастер и даст, сколько ты запросишь. Только смотри не давай ему ключей в руки. А как получишь деньги, возьми и ударь ключами о землю.
Так оно и вышло. Сын превратился в красивую лавку, и вся ярмарка дивилась ей. Пришел мастер, опять в турецком обличье, и спросил старика, сколько лавка стоит. Сколько старик запросил, столько ему турок сразу и выложил.
А старик получил деньги, ударил ключами о землю, и в тот же миг не стало ни лавки, ни турка. Лавка превратилась в голубя, а турок — в кобчика, и погнался кобчик за голубем. В это время из дворца вышла царевна и стала на них смотреть. Вдруг голубь стрелой спустился девушке на руку и превратился в перстень. А кобчик ударился оземь и превратился в человека. Человек пошел к царю и попросил принять его на службу: будет он служить три года и не потребует ничего — ни пищи, ни питья, ни одежды, — только бы царь дал ему перстень с руки царевны!
Царь принял его на службу и обещал дать перстень. Человек служил, а девушка носила перстень, и он ей очень нравился, потому что днем он был перстнем, а ночью превращался в прекрасного юношу. Однажды юноша сказал ей:
— Когда захотят взять с твоей руки перстень, не давай его никому в руки, а брось на землю.
Через три года царь пришел к дочери и попросил дать ему перстень. А она, словно рассердясь, бросила перстень о землю; он треснул, и из него посыпались мелкие зерна. Одно зернышко закатилось царю под сапог. Слуга тут же превратился в воробья и стал жадно клевать зерна. Проглотил все, и только было хотел клюнуть последнее зернышко под царевым сапогом, как оно вдруг превратилось в кота — и хвать воробья за шею!
Лошадь, покровительница наступающего 2014 года, является отнюдь не мифическим существом, а самым что ни на есть реальным. И не таким уж экзотическим – ведь лошади обитают по всему земному шару и издавна были приручены человеком. И все же не случайно лошадь так часто встречается в сказках и мифах.
По-видимому, лошади обожествлялись еще с незапамятных времен. Так, в Британии найдены рисунки каменного века, изображающие людей в лошадиных масках. В индоевропейской мифологии пара коней является символом божественных близнецов. В Древней Индии это Ашвины, в Древней Греции – Диоскуры, у англосаксов – Хенгист и Хорса… Богов в разных культурах часто изображали разъезжающими по небосклону на колесницах, запряженных огненными скакунами – таковы, например, образы шумеро-семитского солнечного божества Мардука, древнегреческих богов Гелиоса, Фаэтона, Аполлона, Феба. А многие античные божества и сами принимали облик жеребцов и кобылиц: таковы Гелиос, Деметра, Посейдон, Гадес…
Во многих древних мифах фигурируют волшебные кони, наделенные способностью летать. Так, изображение крылатой лошади можно увидеть на ассирийских барельефах и монетах эпохи Карфагена. В Древнем Китае крылатый конь, несущий на спине Книгу Закона, является символом удачи и богатства. У древних греков таким персонажем является крылатый Пегас, родившийся из туловища обезглавленной Персеем Медузы Горгоны. Пегас был укрощен героем Беллерофонтом при помощи узды, подаренной ему богиней Афиной. Именно это существо помогло Беллерофонту победить чудовище Химеру. Специалисты по античной мифологии связывают Пегаса с богами Зевсом и Посейдоном. А еще он является символом поэтического творчества: согласно мифу, именно этот чудесный летучий конь ударом копыта открыл источник перед Гиппокреном на горе муз Геликон…
У греков есть божество Пotnia ippon («хозяйка коней»), у древних индусов — Drvaspa («хозяйка благоденствующих лошадей»), у кельтов — Эпона («богиня лошадей»).
Древнеславянский эпос гласит, что изначально конь явился из чрева Змея Горыныча, убитого Перуном, и был связан с Навью, как славяне именовали потустороннее царство, по аналогии с Явью – физическим миром. В одной из древних легенд говорится о кобыльей голове, что живет в избушке посреди лесной глуши. Тем, кто попадает в избушку, она дарует Долю или Недолю…
С детства нам хорошо знакома сказка о Сивке-Бурке. По сюжету умирающий отец завещает своим сыновьям три ночи подряд сторожить свою могилу. Но завет исполняет лишь один младший сын – Иванушка-дурачок. В награду за послушание он получает волшебного коня, помощника во всех делах. Чтобы вызвать его из потустороннего мира, необходимо произнести следующее заклинание: «Сивка-Бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!».
На самом деле «сивка-бурка» означает всего-навсего цвет коня. «Сивый» – белый, «бурый» — темно-рыжий, «каурый» — огненно-рыжий. А вот значение термина «вещий» объяснять уже не надо – речь идет о способности коня предвидеть будущее, в данном случае о его волшебных свойствах самого широкого диапазона…
Корни этой русской народной сказки, как и у многих других, растут из древнеславянской мифологии. По поверьям древних славян, конь являлся потусторонним проводником в царство мертвых. Именно поэтому лошадей было принято приносить в жертву во время похоронных обрядов. Почему покойный отец подарил Ивану Сивку-Бурку? Потому что тот верой и правдой служил еще его собственному отцу и деду. После смерти он возрождался вновь, вызванный к жизни при помощи магического ритуала, и начинал служить новому хозяину. То есть это дух, охраняющий род. О том, что Сивка-Бурка — обитатель загробного мира, свидетельствует весь его облик: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет». А отчего конь имеет три масти – сивую, бурую и каурую? Здесь тоже все не так просто, считают специалисты по фольклору. Скорее всего, это намек на то, что дух Сивки-Бурки воплощает в себе сразу три сущности – коней, принадлежащих соответственно деду, прадеду и отцу Ивана. Кстати, в одном из вариантов сказки каждый из трех братьев получает коня одной масти, но старшему и среднему брату не удается допрыгнуть на своих лошадях до окошка терема, где сидит прекрасная царевна, и им отрубают головы. И лишь Иванушка на своем кауром жеребце достает до окна и целует царевну… Еще один вариант гласит, что отец оставил сыновьям лошадей всех трех мастей, но старшие братья не явились на могилу за наследством, и все три коня достались младшему брату.
На Руси символ коня постепенно стали отождествлять с Солнцем: сивка (конь белой масти) воплощал зимнее неяркое солнце, а бурка (красный) – летнее, палящее… Кстати, древнерусские художники и иконописцы практически всегда изображали коней либо белыми, либо огненно-красными…
Белый – это цвет потусторонней реальности, недаром привидений чаще всего представляют и изображают в белом цвете. В различных культах используют, как правило, только белых лошадей. Так, в Древней Греции их приносили в жертву, а в библейском Апокалипсисе упоминается «конь блед», на котором едет верхом Смерть. Четыре же всадника Апокалипсиса символизируют войну, смерть, голод и эпидемию (мор). А в германских народных преданиях Смерть появляется сидящей верхом на тощей белой кляче.
Встречаются в мифологии и черные кони. На них скачет древнегреческая богиня подземного мира Персефона.
Во многих же сказках лошадь вообще является существом невидимым: «В некотором царстве, в некотором государстве есть зеленые луга, и там есть кобылица-невидимка, и у ей двенадцать жеребят», «..а у его подарена царя-Невидима лошадь-невидимка, «не можно его в глаза видеть, не только что на нем ездить».
Так что Лошадь, несмотря на всю свою кажущуюся обыденность, – существо весьма и весьма непростое.
Однажды три брата, живших очень бедной семье, отправились на заработки. Младшему было всего одиннадцать лет, но он оказался самым смышленым и трудолюбивым из братьев.
Жил бедный крестьянин со своей женой. У них было трое сыновей: Матс, Петер и Свенд. Однажды случилась засуха, и семье пришлось туго.
— У нас больше ртов, чем кусков хлеба, — сказал отец. – Придется вам, сыночки, идти на заработки.
Мать заплакала.
— Матс и Петер уже взрослые, они справятся с работой, — говорила она, — а вот Свэнд, бедняга пропадёт — ему ведь всего одиннадцать лет.
Смотри, какой он худенький, что он может заработать? Пусть идёт в пастухи, если ничего другого не найдёт! – решил отец.
Но Свэнд сказал:
— Не беспокойся, мама я постараюсь найти себе работу. Отпусти меня!
Наконец мать согласилась отпустить его. Стали братья собираться в путь. Старший сын, Матс, сказал:
— Возьму-ка я себе старую отцовскую куртку – он ведь сидит дома, и она ему не нужна.
— А я возьму кастрюлю! – сказал средний сын, Петер. – Матушке все равно нечего в ней варить. Я её продам и до тех пор, пока не найду работы, буду жить на вырученные деньги.
Он достал с полки блестящую кастрюлю и надел её на голову, как шапку.
— А вот Свэнду ничего и не осталось! – вздохнула мать.
Она очень любила младшего сына: он был всегда приветлив и ласков и всегда, чем мог, помогал матери.
— А я, мама, возьму на память о доме гвоздь, тот самый, на который я вешаю мою куртку, когда ложусь спать.
Свэнд выдернул гвоздь из стены, завернул его в тряпочку и положил в карман.
— Вот чудак! – захохотали старшие братья. – Тоже надумал: таскать с собой ржавый гвоздь. Что ты будешь с ним делать?
— Может быть, он и пригодится, почём знать? – ответил мальчик. На душе у него было весело, словно он взял с собой не гвоздь, а кучу золота.
Мать со слезами смотрела вслед сыновьям, а Свэнд долго ещё махал ей шапкой. На перекрёстке старшие братья остановились:
— Мы с Петером пойдём вместе, а ты, Свэнд, со своим гвоздём не ходи за нами!
— Ну, так прощайте, милые братья! Счастливого вам пути! Надеюсь, скоро увидимся! – сказал Свэнд и свернул на просёлочную дорогу.
Долго шёл он и вдруг увидел, что впереди на дороге кто-то копошиться. Свэнд в страхе подумал: «Неужели медведь? Как спастись?» Но это был человек, возившийся у своей телеги.
— Слушай-ка, мальчуган, — окликнул он Свэнда, — поди помоги мне: у телеги свалилось колесо, и я не могу добраться до кузнецы.
— У меня есть гвоздь, его можно заткнуть вместо чеки. Только я даю вам его взаймы: он мне дорог – ведь гвоздь-то из моего родного дома.
Крестьянин расхохотался:
— Ну и забавный ты, карапуз! Получишь обратно свой дорогой гвоздь, как только доедем до кузницы.
Крестьянин со Свэндом приладили колесо, вскочили на телегу и быстро поехали по дороге в кузницу.
Свэнд первый раз в жизни попал в кузницу, и ему всё там понравилось.
— Весело у вас тут! Мехи гудят, молот бьёт, прямо музыка какая-то! Хотел бы я быть кузнецом!
— Не смеши меня, малыш, — сказал кузнец. – Где тебе справиться с таким тяжёлым молотом! Это тебе не игрушка. А вот, если хочешь, можешь раздувать мехи, пока мой мальчишка не выздоровеет. Буду тебя кормить досыта да ещё дам несколько грошей за работу.
Так Свэнд остался у кузнеца. Гвоздь свой он получил от крестьянина обратно, выпрямил его и спрятал в карман. Кузнец скоро увидел, что Свэнд смышлёный мальчик, и стал учить его кое-чему из своего ремесла. Прошло немного времени, и Свэнд мог уже смастерить некоторые вещи своими руками.
Но через месяц сын кузнеца выздоровел, и кузнец не мог уже держать у себя Свэнда. Заплатил он ему за работу, и пошел Свэнд дальше.
Шёл он по дороге, напевал весёлую песню и скоро поравнялся с одиноким домиком у дороги. На пороге стоял маленький человек в очках. Это был портной.
На шее у него висели на длинной тесёмке ножницы; в руке портной держал куртку и чистил её. Вдруг куртка выскользнула у него из рук и упала на мокрую от росы траву.
— Вы бы повесили куртку, хозяин, — посоветовал Свэнд.
— Не учи меня, молокосос! – сказал портной. – Знаю без тебя, что мне делать.
Но Свэнд не обиделся на эти слова портного, а предложил:
— Я могу вам помочь, хозяин!
Он быстро достал из кармана гвоздь и вбил его в дверной косяк. Портной улыбнулся, повесил куртку и быстро вычистил её. Потом позвал Свэнда в дом и велел жене дать мальчику молока с хлебом.
Свэнд с удовольствием поел – ведь он был голоден, — затем вежливо поблагодарил старушку. Хозяйке это очень понравилось.
— Возьми парнишку в ученье! – сказала она.
— Я с удовольствием останусь у вас, — отозвался Свэнд, — хотя по ремеслу я кузнец.
Портной оглядел с ног до головы тощую фигурку Свэнда и громко расхохотался:
— Ну и славный кузнец! Не тебе, брат, поднимать тяжёлый молот. А вот сумеешь ли ты шить?
— Я попробую, — ответил Свэнд и уселся рядом с портным.
Так стал Свэнд работать у портного и научился шить.
Но вскоре портной простудился и умер. Свэнд вытащил из двери свой заветный гвоздь, ласково попрощался с хозяйкой и снова отправился в путь. Скоро дошел он до небольшого селения. В это время начиналась гроза: задул сильный ветер, ударила молния и загрохотал гром. Возле одного дома старушка спешила снять с веревки выстиранное бельё. Вдруг веревка сорвалась с гвоздя; старушка едва успела подхватить её.
— Проклятый гвоздь! – ворчала старушка. – Он переломился пополам. Как бы не уронить бельё в грязь!
— Я помогу вам, бабушка, — предложил Свэнд, достал свой гвоздь и мигом вбил его в стену. – Давайте я привяжу веревку, только вы потом отдайте мне мой гвоздь – ведь это кусочек моего родного дома!
И Свэнд помог старушке быстро снять всё бельё и отнести в дом. В доме он увидел сапожника, подбивавшего подошву к башмаку. Свэнд остановился в дверях, любуясь ловкой работой сапожника.
— Я и кузнец и портной, а вот шить башмаки не умею! — сказал Свэнд.
— Не болтай ерунды! Какой ты кузнец или портной? Ты просто забавник! Но, если хочешь, я могу обучить тебя сапожному мастерству.
Так Свэнд остался у сапожника. Правда, спать ему пришлось на чердаке, но стояло жаркое лето и там было не холодно.
Сапожник не знал, как нахвалиться ловким и трудолюбивым мальчиком. Скоро Свэнд мог не только чинить старые, но и шить новые башмаки.
Тогда он взял заработанные у кузнеца и портного деньги, купил кожи и сшил для матери новые башмаки.
Осенью Свэнд простился с хозяевами, получил от сапожника деньги за работу и отправился домой.
Путь Свэнда лежал через город. Когда он проходил мимо базара, он увидел у одного старика торговца куртку – это была куртка отца Свэнда, которую взял с собой старший брат, Матс.
Значит, Матсу было плохо и он продал куртку, чтобы не голодать. Свэнд купил отцовскую куртку и пошел дальше.
Вдруг в одной лавке Свэнд увидел кастрюлю, ярко блестевшую на солнце. Он подошел ближе и разглядел на ней круглую царапину. Эту царапину сделал когда-то сам Свэнд. Конечно, то была кастрюля матери. Свэнд очень обрадовался и купил её. Скоро Свэнд уже подходил к родной деревне.В печи их дома горел огонь – другого света не было. Отец с матерью сидели за столом, а рядом сидели два оборванных паренька. Это были Матс и Петер.
— Бедные мои, — говорила мать, — настрадались вы! Терпели и голод и нужду, а ничего не заработали.
— Ничего, мама, — утешали её сыновья, — весной пойдем на полевые работы…
Вдруг дверь распахнулась. На пороге стоял их братишка Свэнд.
— Добрый вечер, родные мои! Вот я и пришёл! – весело воскликнул Свэнд. – Вот тебе, папа, твоя куртка, а тебе, мама, твоя любимая кастрюля, да ещё новые башмаки, которые я сам сшил! А вот и заработанные деньги. Теперь я и кузнец, и портной, и сапожник – и заработаю вам кучу денег! А вот и наш гвоздь! Это он помогал мне всегда.
И Свэнд вбил гвоздь на его прежнее место.