Серая звездочка картинки к сказке

Урок литературного чтения в 4 классе тема: современная сказка. борис заходер. серая звездочка. цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся

Урок
литературного чтения в 4 классе

Тема:
Современная сказка. Борис Заходер. Серая Звездочка.

Цель:
планируется, что к окончанию  урока учащиеся будут

знать:

·              
фамилию автора и название произведения;

·              
об авторе (биографические данные);

·              
о сказке (событие, герои, поступки);

уметь:

·              
выразительно читать сказку, соблюдая темп
и тон в зависимости от эмоционального настроения произведения;

·              
характеризовать главных героев сказки с
точки зрения их поступков;

·              
подробно пересказывать сказку от имени
героев (по желанию);

·              
высказывать свое отношение к прочитанному;

·              
с помощью выборочного чтения подтверждать
свои суждения;

·              
выявлять (при помощи учителя) поступки
героев, используя предложенные учителем пословицы;

·              
полноценно воспринимать художественное
произведение.

Задачи
личностного развития:

·              
способствовать формированию у учащихся
навыка правильного, выразительного, осознанного чтения;

·              
создать условия для развития у учащихся
творческого воображения, эмоционального восприятия произведения; умения
анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, устанавливать
причинно-следственные связи,

·              
содействовать воспитанию основ
экологической культуры, бережного отношения к природе,
эмоционально-положительного, чуткого отношения к животным, воспитанию чувства
сопереживания.

Оборудование:
 учебное пособие, мультимедийная презентация, портрет Б.Заходера,
индивидуальные карточки экспресс-опроса для учащихся, разноцветные бумажные
лепестки для рефлексии.

Ход урока

                      
I.
Организационный момент

Учитель. Сегодняшний урок я хочу
начать словами из стихотворения      Б. Заходера «Морской бой»:

Часто терпит пораженье

Самый храбрый адмирал,

Если место для сраженья

Неудачно он избрал!

 А ведь писатель правильно  выбрал 
темы для своих произведений, на примере которых мы с вами учимся общаться друг
с другом, познавать законы природы.

                       
II.    
   Постановка
темы, цели и задач урока

Сегодня  мы продолжим
чтение и анализ содержания сказки  Б. Заходера «Серая Звездочка», чтобы еще глубже
познать ее идейный смысл, будем учиться оценивать поступки героев,  высказывать
свои суждения о прочитанном,  уважительно относиться  к мнению одноклассников, 
 замечать необычное в повседневной жизни природы,  (слайд 1).

                        
III.         
Дыхательная гимнастика

 Упражнение «Роза».
Представьте, что в ваших руках прекрасная роза со слабым, но очень приятным
запахом. Вдохните медленно ее аромат, затем медленно выдохните. Повторите 2
раза.

                        
IV.         
Речевая разминка.  Работа
со скороговорками (прочитать медленно, быстро, с разным логическим ударением, с
мимикой и жестами):

·         
У ежа и елки иголки колки.

·         
Все сороки белобоки, все вороны чернобоки.

V.
Проверка домашнего задания

Учащиеся рассказывают о жизненном и творческом
пути писателя    (слайд 2).

Заходер родился в
Молдавии, потом его семья переехала в Одессу, а из Одессы в Москву. Отец
работал юристом, а мать, знавшая несколько языков, переводчицей.

В детстве Борис Заходер,
по собственному признанию, был очень «приличным» мальчиком. Он не только не
играл в футбол, но даже почти не дрался, все время читал и очень любил
животных. Не задумываясь, бросался на защиту совершенно незнакомой кошки.

После окончания школы он
работал на заводе учеником токаря. Учился в авиационном институте и некоторое
время на биофаке. В это время писал стихи, и вскоре у него созрело решение
перейти в Литературный институт им. М. Горького.

В жизни Бориса Заходера
было два суровых испытания – две войны – финская и Великая Отечественная. На
фронт оба раза он уходил добровольцем.

Заходер дебютировал как
детский поэт в 1947 году в журнале «Затейник» веселым стихотворением «Морской
бой». Потом сборников было много. И в каждом масса фантазий. Заходер не только
поэт, но и сказочник, и драматург. Много фильмов снято по сценариям или мотивам
сказок писателя. В его великолепных пересказах вышли сказки братьев Гримм,
знаменитый «Винни-пух», «Алиса в стране чудес», «Мэри Поппинс».

Умер детский писатель,
имя которого знает каждый, в 2000 году.

VI.
Экспресс-опрос:

1. Ежик считал серый цвет самым красивым?

2. Цветы очень огорчились, потому что
жаба не знала, как ее зовут?

3. У Серой Звездочки были лучистые
глаза?

4. Имя Серой Звездочке дали цветы?

5. Серая Звездочка не знала, что она
жаба и что она некрасивая?

6. От жабы пахло луком, а вместо
колючек у нее были бугорки на теле.

7. Сороку называли пустомелей, потому
что она любила подслушивать человеческие разговоры?

8. Хитрый план гибели Серой Звездочки
придумала Крапивница?

9. Серая Звездочка плакала так тихо,
что не слышала утешений?

10. Глупого мальчишку прогнал из сада
Ежик?

Проверка  экспресс-опроса:

1        2      3     
4      5      6       7      8       9       10

    
     +        —       +       —      +      —        —       +       —        

VII.
Активизация мыслительной деятельности:            

Учитель. Можно ли было по названию
сказки догадаться, о ком пойдет речь?

— Что можно сказать о папе Ежике как
воспитателе? Как он воспитывал Ежонка?

— Давайте и мы прислушаемся к его
замечаниям и советам и постараемся на уроке все выполнять (слушать внимательно,
не перебивать; все вопросы потом; если перебьешь – не буду рассказывать; отец
насупился – Ежонок свернулся;  деревья, кусты, цветы разговаривают с теми, кого
они очень, очень любят).

VIII.
Дополнительная информация о жабах и лягушках

(выступление учащегося) (слайд 3).  У жаб и лягушек плохая «репутация» — от них
бывают бородавки. Это не так. Бородавки бывают от вирусов.

Жаб и лягушек около 4 тысяч видов,
только жаб – свыше 300 видов.

Тело жаб покрыто бугорками, кожа
грубая, сухая, серовато-бурая, а у лягушек кожа гладкая, скользкая, мокрая,
цветом под растительность. У жаб лапки короткие, они по суше ходят.
Переваливаясь с боку на бок. А лягушки прыгают. У жаб зубов совсем нет, а у лягушек
зубы только на верхней челюсти. Поэтому добычу они  проглатывают целиком. За 3
месяца жаба может съесть до 10 тысяч вредных насекомых. Защищаются жабы от
других животных неприятным запахом. Жабы  активны ночью, а лягушки  — днем.  У
них на лапах перепонки. Жабы живут на суше, а икринки откладывают в воде в виде
цепочек до нескольких метров, наматывая их в несколько оборотов вокруг растения
в воде. Уничтожают жабы очень  многих вредителей сада и огорода, тем самым
принося огромную пользу человеку. Самая большая  жаба Ага живет  в тропиках в
Австралии, вес ее более 2 кг. Она ядовита. 

IX.
Вспомните  героев сказки, отгадав загадки:

а)
Покрупнее,  чем лягушка,

 пучеглазая
подружка,

 и,
конечно, все слова

 заменяет
словом «Ква».

(Жаба)
(слайд 3).

б)
Под соснами, под ёлками,

ползет
клубок с иголками.

(Ёжик)
(слайд  4).

в)
На шесте дворец,

во
дворце – певец.

(Скворец)
(слайд  5).

г)
Эта хищница болтлива,

воровата,
суетлива.

Стрекотунья
 белобока,

А
зовут ее – (сорока) (слайд 6).

д)
Спал цветок и вдруг проснулся –

больше
спать не захотел.

Шевельнулся,
встрепенулся,

Взвился
вверх и улетел.

(Бабочка)
(слайд  7).

е)
Что за странная картинка?

Вот
пушистая травинка

Плавно
по листку ползет

Все
жует, жует, жует.

(Гусеница)
(слайд 8).

ж)
Ну, кто на улитку безумно похож?

Но
только для дружбы детишкам не гож.

(Слизняк)
(слайд  9).

з)
Черен, да не бык,

Шесть
ног без копыт.

Летит
– воет,

Сядет
– землю роет.

(Жук)
(слайд  10).

и)
На кустах в саду растет.

Запах
сладкий, словно мед.

Но
нередко льются слезы

Тех,
кто рвет их. Это – (розы) (слайд  11).

к)
Эх, звоночки, синий цвет.

С
язычком, а звона нет.

(Колокольчики)
(слайд  12).

л)
С клумбы мы на вас глядим.

Мы
спросить у вас хотим:

Почему
и там,  тут

Нас
«Анютины» зовут?

(Анютины
глазки) (слайд  13).

м)
У желто-синей травки

Корешки-пиявки.

Сама
нарядная,

А
повадка неладная:

Крадет
у соседа

Еду
для обеда.

(Иван-да-Марья)
(слайд  14).

У этого растения корешок как клещ
впивается в корень соседа-растения и впитывает воду с минеральными веществами.

Физкультминутка

Дети имитируют движения героев сказки
под музыку.

X.
Творческая работа
(учащиеся рассказывают сказку от
имени героев, представляя себя жабой, скворцом, бабочкой, розой, колокольчиками
и т.д. по выбору).

XI.
Чтение текста по ролям

Работа
в группах  (учащиеся  читают диалоги по своему выбору).

XII.
Оценка  поведения героев с помощью пословиц:

·         
Не рой другому  ямы, сам в нее попадешь.

·         
Добро побеждает зло.

·         
Добро поощряй, а зло порицай.

·         
Никакое  худо до добра не доводит.

·         
Ищи друзей, а  враги сами найдутся.

·         
Неверный друг – опасный враг.

XIII.
Выборочное  чтение

Подтвердить словами из текста свою
мысль. Характеристика героев.

— Почему мы должны беречь природу?

·       
Учитель. В природе все взаимосвязано, все
подчинено общим законам, значение которых необходимо человеку.

XIV.
Составление  синквейна:

1.
Жаба

2.
Добрая, хорошая, полезная.

3.
Появилась, спасла, не трогала, защищала.

4.
Для твоих друзей ты была и будешь милой Серой Звёздочкой.

XV
Домашнее  задание:
придумать рассказ о папе Ёжике и
Ежонке.

XVI
Рефлексия

Учитель. Ребята, у вас на партах
бумажные лепестки. Подумайте и поднимите: 

·         
Зелёные – если природа хороша, красива,
нужна нам.

·         
Красные – если наша природа в опасности.

·         
Жёлтые  —  готов беречь и охранять нашу
природу.

— Почему вы подняли такие лепестки?
Обоснуйте свой выбор.


Я хочу закончить наш урок словами поэта Е. Евтушенко:

Берегите
эти земли, воды,

Даже
малую былиночку любя.

Берегите
всех зверей внутри природы,

Убивайте
лишь зверей внутри себя  (слайд 15).

Ожидаемый результат: Учащиеся знают
определение сказки, определяют вид сказки; находят эпитеты,
сравнения, метафоры и объясняют их роль в сказке; выразительно
рассказывают сказку, передавая средствами выразительного чтения
собственное отношение к изображаемому; знают составляющие
элементы сказки; составляют народную волшебную сказку.

Цель урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о русских
    народных сказках, особенностях их построения;
  • создать эмоциональный настрой на изучение произведений
    устного народного творчества;
  • сформировать умение отличать волшебную сказку от остальных
    видов сказок;
  • продолжать формировать интерес к чтению, развивать
    воображение, наблюдательность, развивать творческое мышление
    учащихся;
  • воспитывать чувство ответственности, умение принимать
    решения.

Основные понятия. Народная сказка, волшебная
сказка, бытовая сказка, сказка о животных.

Оборудование. Репродукции картин И.Я.Билибина,
В.М.Васнецова; рисунки героев сказок, созданные детьми; рабочие
тетради; у педагога — компьютер, мультимедийный проектор,
экран.

Тип урока. Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний.

Вид урока. Комбинированный

Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам
урок


А.С.Пушкин

Ход урока

1. Организационный этап

Проверка домашнего задания

Определите, к какому виду малых жанров фольклора относятся
приведенные тексты.

Колыбельная. Считалочка. Скороговорка.

Уж ты, котичка-коток,

Котик — серенький лобок,

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать;

Я тебе ли, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин я молока

Да кусочек пирога.

Уж ты ешь, не кроши,

Больше, серый, не проси.

***

Сон ходит по лавке,

Дремота по избе,

Сон-то говорит:

— Я спать хочу!

Дремота говорит:

— Я дремати хочу!

По полу, по лавочкам

Похаживают,

Ванюшке в зыбочку

Заглядывают,

Заглядывают —

Спать укладывают.

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной —

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай

Добрых и честных людей!

***

Чирики, микирики,

По кусту, по насту,

По слову кабасту,

Жучик, рючик,

Хруп, дуб,

Иванов зуб.

***

Эны-бены,

Рики-факи,

Тобра-орба,

Он дысмаки,

Деус-деус,

Касматэус,

Бакс.

Стоит поп на копне,

Колпак на попе,

Копна — под попом,

Поп — под колпаком.

***

Добры бобры

Идут в боры.

***

От топота копыт

Пыль по полю летит.

Учащиеся показывают скороговорки, которые они выписали дома.
Одну из скороговорок учим и произносим наизусть всем классом.
Рисунки детей развешиваются на доске.

3. Этап всесторонней проверки знаний учащихся

Приём-ледокол «Ветер дует для того…»

— Ветер дует для того, у кого хорошее настроение (подымаются те
учащиеся, у кого хорошее настроение).

— Ветер дует для того, у кого голубые глаза.

— Ветер дует для того, кто считает, народные сказки
передавалась из уст в уста народными сказителями.

— Ветер дует для того, кто считает, что А.С.Пушкин писал
народные сказки.

3. Этап подготовки учащихся к активной и сознательной
деятельности на уроке

3.1. Сообщение темы урока

3.2.Формулировка вместе с учащимися цели и задачи
учебной деятельности. «Незаконченное
предложение».

Продолжите высказывание:

  • «Сегодня на уроке нужно… узнать (познакомиться…)
  • Выполнить (начать работу…)
  • Понять (выяснить, показать…)
  • Для этого нужно (необходимо) …

4. Этап усвоения новых знаний

4.1. Слово учителя

Ребята, давайте сейчас перенесемся лет на сто — сто пятьдесят
назад, а может, и больше, и представим себе сказителя или
сказительницу. Сказки любили не только дети, но и взрослые.
Вообразите, например, зимовье в тайге, а в зимовье несколько
охотников-промысловиков. Промышляют они пушнину. По утрам
расходятся по лесу ловушки ставить да проверять, а вечером
собираются в избу. А в избе их ждет старик, которого молодые и
сильные мужчины взяли с собой в тайгу не просто так, а ради
сказок его чудесных. Он в избе на хозяйстве остается, а вечером
усталым работникам сказки сказывает. Когда такие промысловики
возвращались домой, в родной город или село, они продавали
пушнину и делили деньги, причем старикам-сказителям давали
равную со всеми долю: таково было уважение к людям, владеющим
тайной слова.

Сказители знали на память множество былин, называемых
старúнами, исторических песен, потешек, прибауток,
сказок разнообразных. Когда исследователи стали их записывать,
оказалось, что один человек помнит наизусть целый том.

На разные дни, на разные случаи сказители припасали особые
сказки.

И сегодня мы с вами будем тоже сказителями и попробуем
составить сказку. Но для начала давайте вспомним, повторим и
узнаем новое о народных волшебных сказках.

4.2. Беседа (на доске вывешиваются:
солнышко, лучики, три тучки, звезды)

— Представьте, что солнышко — это сказка, что такое сказка?
(Это вид устного или литературного повествования о
вымышленных необыкновенных событиях и приключениях.)

— Представьте, что лучики — это то, чему учат нас сказки? Чему
учат нас сказки? (добру, патриотизму, не бояться
трудностей, защищать слабых, нравственности, любви к ближним,
заботиться о слабых)

— Вы видите три тучки, а каким образом они связаны с народными
сказками? Что они обозначают? На какие на три вида делятся
народные сказки (сказки о животных, бытовые и
волшебные)

— Расскажите об особенностях каждого вида сказок.

(Сказки о животных — звери наделяются человеческими
качествами и являются главными героями.

Бытовые сказки — герои — это обычные люди, которые
добиваются успеха благодаря своим качествам.

Волшебные сказки — обязательно действуют волшебные силы,
помогают им волшебные вещи, с героями случаются всякие
приключения и превращения.)

4.3. Видеовикторина

Ребята, на экране будут показаны иллюстрации к сказкам, нужно
угадать сказку и определить вид сказки. Какие детали помогли
узнать сказку.

4.4. Работа над литературоведческими понятиями:
структура сказки.

Остановимся на тучке с волшебными сказками. Открываем тучку и
что мы видим, звёзды. Звёзды — это структура сказок,
особенность волшебных сказок. Каждая звезда имеет своё
назначение.

В волшебных сказка есть присказка (одна звезда),
которая настраивает слушателей на особый лад: переносят в
удивительный сказочный мир.

— Какие присказки вы знаете? (Дети приводят пример)

Вот присказка для самых маленьких слушателей:

Как не в море-океане,

Не на острове Буяне

Стоит терем-теремок,

На дверях висит замок.

Мы замочек отопрем —

Сказку в гости позовем!

Слушай тихо и гляди…

Сказка, в гости приходи! В волшебных сказках обязательно есть
зачин (вторая звезда):

— Приведите пример зачина.

(«Жили-были», «В некотором царстве, в некотором
государстве», «Однажды», «В три девятом царстве, три десятом
государстве»)

И есть концовка (третья звезда):

— Приведите пример концовки («Тут и сказки конец», «Стали
они в добре поживать, лиха не знать», «Вот, видишь, как оно
бывает на свете»)

— Чего не хватает, ребята? Основной части

4.5. Ролевая игра. Инсценирование отрывка из сказки
«Гуси-лебеди»
.

Ребята, давайте сейчас посмотрим, как группа ребята из класса
справилась с домашним заданием. Они проинсценируют отрывок из
сказки «Гуси-лебеди» (сценка, когда сестрица помогает
печке, яблоне, речке)

4.6. Работа в паре над литературоведческими понятиями:
художественные средства.

В сказках встречается много художественных средств. Составьте в
паре список художественных средств, приведите примеры из
народных сказок. Пары по цепочке представляют результаты своей
работы.

— постоянных эпитетов: красна девица, добрый молодец, лес
дремучий, яблочко наливное, молочные реки, тучи чёрные;

— метафоры: морщины прорезались; солнце лизнуло голову;
вещи под ногами путаются, за руки цепляются; утро вечера
мудренее; солдат пуще прежнего закручинился;

— сравнения: «Выходи за меня, красавица, — не говорит, а
ручейком разливается»; смотрит на маменьку, а слёзы так и
катятся, как по столу горошины; мать радовалась и баловала
задиристого, с рукавицу, малыша.

— гипербола: «Другой подобной красавицы во всём свете не
бывало!», «Рукавица крышу пробила», «Я его на одну руку посажу,
другой прихлопну — только мокрёхонько будет!», «Приезжают к
реке Смородине — по всему берегу лежат кости человеческие, по
колено навалено!»

4.7. Беседа. Подготовка к творческой работе.

Давайте сейчас все вместе попробуем составить народную
волшебную сказку.

У нас вроде бы все есть: присказка, зачин, основная часть,
концовка и, наверное, мы можем сказывать?

— Сказка готова? Нет.

— А чего нам не хватает?

— Без чего текст сказкой назвать нельзя?

1. Сказочные герои (Емеля, Иван-Царевич, Иванушка-дурачок,
Василиса Премудрая).

2. Сказочные превращения (Царевич-чудище лесное, Василиса
Прекрасная — лягушка).

3. Сказочные чудовища (Баба-Яга, Кощей-Бессмертный).

4. Троекратные повторы (3 брата; 3 сына; 3 дня; 3 дороги; 3
железных сапога истер; 3 железных хлеба изгрыз).

5. Задания (найти ковер-самолет, испечь хлеб за одну ночь)

— А теперь мы сами попытаемся сочинить волшебную сказку.

4.8. Работа в группах

У меня есть картинки с героями, волшебными вещами. Каждая
команда должна выбрать себе героев и вещь, а затем все вместе
будете составлять народную волшебную сказку. Не забываем, что с
главный герой должен пройти три испытания, одержать победу над
злом, кого-то спасти, а помогать ему должны волшебные предметы
или действия.

4.9. Представление результатов.

5. Рефлексия

«Микрофон»

Учащиеся по желанию высказывают свое мнение об уроке.

  • «На уроке я узнал о…; вспомнил…; понял…; научился…»
  • «Самый большой мой успех — это…»
  • «Самые большие трудности я почувствовал…»
  • «На следующем уроке я хочу…»

6. Этап информирования учащихся о домашнем задании,
инструктаж по его выполнению

6.1. Задание для всего класса.

Прочитать сказку «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»

6.2. Индивидуальные задания.

Напишите волшебную народную сказку.

 Списоки литературы для чтения летом после  1 класса:

1ccb5f01240be6a7cb2ebe8333b2d8db

Список книг для чтения летом после 1 класса, 

УМК Школа России

Русская литература

  1. А.С.Пушкин “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”
  2. Д.Н.Мамин-Сибиряк “Серая шейка”
  3. Л.Н.Толстой “Три медведя”, “Котенок”, “Булька”, “Два товарища”
  4. П.Ершов «Конек-горбунок»
  5. Н.Носов “Живая шляпа”, “Ступеньки”, “Заплатка”, “Затейники”, “Приключения Незнайки и его друзей”*
  6. М.М. Зощенко “Елка”
  7. В.Катаев “Дудочка и кувшинчик”, ”Цветик-семицветик”
  8. П.П. Бажов “Серебряное копытце”
  9. М.Пришвин “Еж”, “Берестяная трубочка”, “Лисичкин хлеб”
  10. В.Бианки “Как муравьишка домой собирался”, “Аришка трусишка”, “Кто чем поет”
  11. Н. Сладков «Медведь-дармоед», «Тень».
  12. В.В. Медведев “Обыкновенный великан”
  13. Э.Н.Успенский “Крокодил Гена и его друзья”, “Дядя Федор,пес и кот”
  14. А.М.Волков “Волшебник изумрудного города”
  15. Русские народные сказки: Петушок и бобовое зёрнышко. Лиса и тетерев. Лиса и журавль. Каша из топора.  Гуси-лебеди.

Зарубежная литература

  1. Г.Х.Андерсен “Принцесса на горошине”, “Дюймовочка”, “Стойкий оловянный солдатик”, “Русалочка”,”Гадкий утенок”
  2. Братья Гримм “Сладкая каша”, “Золотой гусь”
  3. Ш .Пьерро “Спящая красавица”, “Кот в сапогах”, “Золушка”, “Красная шапочка”
  4. Дж. Родари “Путешествие голубой стрелы”
  5. Т.Янсон “Маленькие тролли и большое наводнение”
  6. А.Линдгрен “Три повести о Малыше и Карлсоне”
  7. А.Милн “Винни Пух и все-все-все”
  8. Р.Киплинг”Рикки-Тикки-Тави”, “Отчего у верблюда горб”, “Слоненок”, “Откуда взялись броненосцы”

Стихи

  1. Б.Заходер “Веселые стихи”, ”Птичья школа”
  2. С. Михалков “Дремота и забота”,”Про мимозу”, “Дядя Степа”, “Чистописание”
  3. С.Маршак “Рассказ о неизвестном герое”,”Детка в клетка”,”Школьнику на память”
  4. К.Чуковский .Стихи и сказки.
  5. Г.Б.Остер “Вредные советы”, “Зарядка для хвоста”

Этот список заложен в УМК Школа России.
Есть и альтернативные списки литературы.

Список литературы на лето №2 после 1 класса, Школа России

  1. 1. К.Д.Ушинский «4 желания», «Ветер и солнце», «История одной яблоньки»и другие рассказы
  2. 2. В. Чаплина .Дружба . Рассказы.
  3. 3.М. Пришвин « Первая охота». Рассказы.
  4. 4. Е.Чарушин «Про Томку».
  5. 5. В.Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь».
  6. 6. Стихи детям о детях В.Берестова, Э.Мошковской,С. Михалкова,
    Е.Благининой, В.Берестова, И.Токмаковой, Б.Заходера, А Барто (1 – 2
    стихотворения каждого автора).
  7. 7. В.Катаев «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»
  8. 8. Н.Носов «Веселая семейка», «Фантазеры», «Заплатка», «Затейники» и другие рассказы
  9. 9. Л. Пантелеев «Честное слово».
  10. 10. Б. Заходер «Русачок», «Серая звездочка».
  11. 11. Е. Пермяк «Смородинка», «Две пословицы».
  12. 12. М.Зощенко рассказы для детей
  13. 13. Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Про Веру и Анфису».
  14. 14. Д. Мамин-Сибиряк « Аленушкины сказки».
  15. 15. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
  16. 16. Осеева «Синие листья». «Волшебное слово» , «Хорошее» и другие рассказы
  17. 17. П. Бажов. Сказки и сказы.
  18. 18. Л. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
  19. 19. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик».
  20. 20. Бр. Гримм «Горшок каши», «Семеро храбрецов».
  21. 21. М.Коршунов «Дом в Черемушках»
  22. 22. Русские народные сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса и волк», «Лиса и журавль».

Список литературы №3 на лето после 1 класса по программе “Школа России”

  1. Стихи для детей о временах года Ф.Тютчева, А.Плещеева, С.Маршака,
    А.Фета, С.Есенина, А.Пушкина, И.Никитина, А.Майкова (1 – 2 стихотворения
    каждого автора).
  2. В. Чаплина. Рассказы.
  3. М. Пришвин « Первая охота». Рассказы.
  4. Е.Чарушин «Про Томку».
  5. В.Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь».
  6. Стихи детям о детях В.Берестова, Э.Мошковской, С. Михалкова,
    Е.Благининой, И.Токмаковой, Б.Заходера (1 – 2 стихотворения каждого
    автора).
  7. А. Гайдар «Чук и Гек».
  8. Н.Носов «Веселая семейка», «Фантазеры», «Заплатка», «Затейники».
  9. Л. Пантелеев «Честное слово».
  10. Б. Заходер «Русачок», «Серая звездочка».
  11. Е. Пермяк «Смородинка», «Две пословицы».
  12. М.Зощенко «Самое главное».
  13. Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Про Веру и Анфису».
  14. Д. Мамин-Сибиряк « Аленушкины сказки».
  15. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
  16. П. Бажов. Сказки и сказы.
  17. Л. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
  18. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик».
  19. Бр. Гримм «Горшок каши», «Семеро храбрецов».
  20. Р. Киплинг «Слонёнок».
  21. Дж. Харрис « Братец Лис и Братец Кролик».

Выбирайте любые книги из любого списка, не нужно читать всё, нужно читать, то, что интересно.

 Ни в коем случае нельзя заставлять
ребенка читать то, что ему не нравится, тем более в первом классе. К старшим классам ученик поймет, что иногда это приходится делать, но
сейчас не стоит отбивать у ребенка желание читать. Читайте вместе с
ребенком, читайте всей семьей, обсуждайте прочитанное, вспоминайте
интересные моменты. Так ребенок не просто будет читать, он полюбит
книги, полюбит литературу.

Ведение читательского дневника летом

Программа Школа России предполагает обязательное ведение летом
читательского дневника. Это обычная тетрадь в клетку (половинка), так получается, что будет исписано больше страниц, и это будет радовать.

 Расчерчиваем по
форме: 

№ / Автор и название произведения / Дата прочтения / Герои / Иллюстрация или кратко сюжет

Прочитали книгу, записали информацию о ней, иначе к концу лета все
позабудется и смешается в голове.

 Познавательного вам чтения летом и
легкой учебы в следующем году, во втором классе!

Родителям:

Памятка “Как обсуждать с ребёнком прочитанное”

1. Выяснить трудные слова.

2. Спросить, понравилась ли ребёнку прочитанная книга. Почему?

3. Предложить ребёнку рассказать о главном герое, главном

событии книги.

4. Какие слова, выражения запомнились ребёнку?

Памятка “Как составить краткий пересказ прочитанного”

1. Прочитай текст.

2. Разбей текст на части.

3. Составь план текста.

4. Составь план каждой части (из 2-х, 3-х предложений).

5. Объедини план текста и план каждой части в связный рассказ. Это и будет краткий пересказ прочитанного.

Памятка “Как составить рассказ о герое произведения”

1. Прочитай текст. Ответь на вопрос: кто главный герой произведения?

2. Выбери из текста те места, где говорится о герое произведения. Отметь их.

3. Составь план по выбранным отрывкам.

4. По составленному плану построй связный пересказ текста.

5. Ответь на вопрос: как автор относится к герою произведения? Из чего это следует?

6. Согласен ли ты с автором в оценке героя? Дай собственную оценку.

Памятка “Как составить отзыв о прочитанной книге”

1. Кто автор данного произведения? Знал ли ты о нём раньше? О чём он пишет?

2. Как называется прочитанное тобой произведение?

3. О чём в нём говорится?

4. Кратко перескажи произведение.

5.
Выскажи своё впечатление о прочитанном: что тебе понравилось в
произведении? Что удивило, заинтересовало? Что не понравилось? Почему?

Памятка «Как выучить стихотворение»

Если нужно выучить стихотворение к завтрашнему дню

1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.

2. Прочитай стихотворение вслух.

Объясни трудные слова (иногда неплохо воспользоваться

толковым словарём).

3. Прочитай стихотворение выразительно.

Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.

4. Прочитай стихотворение ещё 2-3 раза. Постарайся его запомнить.

5. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.

6. После окончания домашней работы ещё 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.

7. Перед сном ещё раз повтори стихотворение.

8. Утром следующего дня ещё раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.

Если на выучивание дано 2 дня

Первый день.

Прочитай стихотворение про себя.

Выясни значение непонятных слов и оборотов.

Ещё несколько раз прочитай его про себя.

Прочитай его теперь вслух.

Постарайся понять его настроение, интонацию, ритм.

Второй день.

Прочитай стихотворение про себя.

Теперь прочитай громко и выразительно. Расскажи его по памяти.

Перед сном расскажи ещё раз.

Утром следующего дня повтори стихотворение сначала по учебнику, а потом расскажи наизусть.

Если стихотворение большое и трудно запоминается:

1. Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки.

2. Выучи первый отрывок.

3. Выучи второй отрывок.

4. Повтори первый и второй отрывки вместе.

5 . Выучи третий отрывок.

6. Расскажи наизусть всё стихотворение.

7. Повтори его ещё раз перед сном.

8. Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.

  • Серафимовна как пишется отчество правильно
  • Сер или сэр как правильно пишется слово
  • Серафим или сирафим как пишется имя
  • Сеньор или синьор как правильно пишется
  • Сентиментализм лизы из рассказа бедная лиза