Сентиментализм в 18 веке сочинение

2021 г.раздел: культурное пространство российской империи в 18 веке.тема: живопись и скульптура в 18 веке 8 класс.цель: характеризовать развитие русской

2021
г.

Раздел: Культурное пространство Российской
Империи в 18 веке.

Тема: Живопись и скульптура в 18 веке 8
класс.

Цель: Характеризовать развитие русской
живописи и скульптуры в 18 веке.

Задачи: — называть популярные сюжеты;
описывать работы известных живописцев и скульпторов; выделять общие черты в
судьбе российских художников 18 века; обяснять различия между стилями барокко,
рококо, классицизмом;

— развивать навыки самостоятельной работы,
работы в группах, отбор материала по заданному вопросу;

— на примерах художественных достижений
способствовать пробуждению у обучающихся чувства гордости и любви к Родине, интереса
к ее богатейшей культуре.

Планируемые результаты: предметные:
объяснять и применять понятия: барокко, рококо,
классицизм, сентиментализм; называть и описывать произведения классицизма и
барокко в живописи и скульптуре; характеризовать творчество художников и
скульпторов 18 века;

метапредметные УУД: 1)
коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками, работая индивидуально и в группе,
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов сторон; осознанно использовать речевые средства в соответствии
с задачей коммуникации для выражения своих мыслей; 2) регулятивные: формировать
целевые установки учебной деятельности;выстраивать алгоритм действий,
соотносить свои действия с планируемым результатом; создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач; 3) познавательные: на основе текстового и
графического материала характеризовать произведение искусства 18 в.; собирать и
фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, оценивать ее
достоверность; применять начальные исследовательские умения при решении
поисковых задач; решать творческие задачи и представлять результаты своей
деятельности;

личностные УУД: выражать
личное отношение к духовному, нравственному опыту наших предков, проявлять
уважение к историческому наследию страны.

Оборудование: учебник,
слайды с репродукциями картин и изображениями скульптурных работ 18 века,
раздаточный материал для работы в группах, дополнительный материал, карточки
для оформления доски с названиями стилей в живописи.

Этапы
урока

Содержание
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

1. Орг. момент

— Добрый
день, ребята и уважаемые гости! Прошу занять свои места. Начинается наше
учебное занятие

Приветствует
учащихся. Организует проверку готовности учащихся к уроку.

Приветствуют
учителя и друг друга. Рассаживаются по группам

2. Актуализация
знаний

— Мы
продолжаем изучение большого раздела «Культурное пространство Российской
империи в 18 веке»

Вопросы
классу:

— Что
такое культура? (Достижения людей в материальной и духовной области)

-Как
связана культура с историческими событиями? (Напрямую.Преобразования в
государстве ведут к изменениям и в культурной жизни).

— Какое
главное событие произошло в России на рубеже 17 – 18 веков? (Россия стала
империей при Петре
I,
отвоевав выход в Балтийское море)

— Как
называют эпоху 18 века? (Эпоха дворцовых переворотов, эпоха Просвещения).

Эпоха
Просвещения наложила отпечаток и на развитие культурного пространства в
России.

Включает
учащихся в учебную деятельность.

Организует
работу по проверке теоретического материала.

Отвечают
на вопросы учителя

3.
Мотивационно-целевой этап


Прочитайте слова, которые видите на доске. (классицизм, барокко, рококо,
реализм, сентиментализм (стили); пейзаж, портрет, натюрморт, историческая
картина(жанры), бюст, памятник, постамент, пьедестал, скульптура
(скульптура).


Подумайте, о чем пойдет сегодня речь на уроке и попробуйте сформулировать
новую тему.


Правильно, тема нашего занятия «Живопись и скульптура в 18 веке».

План.

1.
Особенности развития живописи в 18 веке.

2.
Алексей Петрович Антропов (1716-1795)

3. Иван
Петрович (1729-1802) и Николай Иванович (1771-1829) Аргуновы.

4.
Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825).

5.
Иностранные мастера на русской службе. Этьен Морис Фальконе.

6.
Коллекционирование живописи и скульптуры.

Организует
работу по созданию мотивации и целеполагания у учащихся. Сообщение цели и
задачи учителем.

План
записан на доске

Отвечают
на вопросы учителя, высказывают свое мнение. Осмысливают цель и задачи урока.
Записывают тему в тетрадь.

Учащиеся
знакомятся с планом

4.
Работа по теме

Вступительное
слово учителя:


Представим, что мы с вами сейчас не в нашей родной школе и сегодня, а в то
далёкое время, в 18 веке… В какой город нам нужно поехать и почему? (В
Санкт-Петербург, столица, много интересного и красивого)


Предлагаю совершить виртуальную экскурсию в Петербург 18 века.

Учитель:
— Здравствуйте, милостивые государи и государыни! Не удивляйтесь, такое
обращение было принято в той эпохе, куда мы с вами сегодня отправляемся.
(Работа в группах по плану)

1.
Особенности развития живописи в 18 веке.


Работая с учебником на стр. 91-92 п.1, выделите новые черты изобразительного
искусства 18 века и укажите основные жанры.

Запись в
тетради:


разнообразие жанров: портреты, исторические картины, пейзажи, натюрморты,
жанровые сцены


реализм изображения


интерес к жизни крестьян

2.
Выступление подготовленных учащихся:

Андрей Петрович
Антропов (1716-1795)

Учитель:
— Внимание! Сегодня проходит конкурс юных экскурсоводов. Выслушав сообщение 
выступающего, вы должны не только заполнить таблицу в тетради, но и оценить
работу начинающего экскурсовода. Оценочные листы перед вами. Слушать нужно
внимательно, так как после выступления экскурсовод будет задавать вопросы
«туристам», а ребята могут задать вопрос юному экскурсоводу. Учитель и гости
также могут задавать вопросы. За каждый правильный ответ команда получает
дополнительный балл. ( выступление )

Что вы
можете рассказать о Шувалове? Почему упоминается его имя при изучении темы
«Живопись и скульптура 18 века»? (Иван Иванович Шувалов считается основателем
Академии художеств в Петербурге (1757) По выезду Шувалова за границу, он подарил
Академии коллекцию из 101 картины, которые при Екатерине
II стали
основой коллекции живописи Эрмитажа.)

— Кто
был учеником Андрея Петровича Антропова во время росписи храма Андрея
Первозванного в г. Киеве? (ученикам)

Физминутка

3.
Выступление о жизни и творчестве Аргуновых Ивана Петровича и Николая
Ивановича )

Вопрос
учителя экскурсоводу: — Что означает выражение «неравный брак»? Что поразило
вас в судьбе Николая Ивановича Аргунова?  (Неравный брак в данном случае брак
с бывшей крепостной.После смерти Прасковьи Ивановны больше не женился,
воспитывал их сына)

4.
Выступление о жизни и творчестве Владимира Лукича Боровиковского

Вопрос:
— Какая картина В.Л.Боровиковского понравилась вам больше всего и почему?

Вопрос
учащимся: — Какое главное отличие камерного портрета от парадного

Физминутка-задание:
«Оживить картину»

5.
Театрализация «В гостях у Екатерины
II»

Вступительное
слово учителя: …Петербург. Вторая половина 18 века. В России в то время еще
не было художественных выставок или музеев изобразительных искусств. Но одним
из обязательных украшений богатых домов были коллекции живописи и скульптуры.
Мода на это существовала и ранее. Теперь же такие коллекции становились
показателем престижа хозяев. Именно в это время на русский престол вступила
императрица, положившая начало Эрмитажу.  Кто же это? У вас есть уникальная
возможность познакомиться с нею. Императрица покажет вам шедевры своей
коллекции, а вы слушайте внимательно и продолжайте заполнять таблицу в
тетради. (Выходит Екатерина
II)

Ек. II: —
Добрый день, господа!

Учащиеся:
Добрый день,Ваше императорское Величество!

Учиитель:
— Не согласитесь ли Вы, Ваше императорское Величество показать нам свою
коллекцию?

Ек. II: — С
превеликим удовольствием! (рассказ о картинах Антона Павловича Лосенко и
Федора Степановича Рокотова)

Создает
обстановку и настроение для восприятия нового материала.

Игровой момент.

Учитель
организует самостоятельную работу учащихся по изучению 1 вопроса.

Учитель
дает установку на выполнение задания по рассказу учащихся. Учитель объясняет
суть ролевой игры.

Учитель
задает вопрос экскурсоводу

Проверяет
правильность записи в тетрадях об Антропове А.П.

Учитель
напоминает учащимся, как выполнять задание.

Оценивает
ответы учащихся и выступающего.

Ведет
счет баллов по командам.

Аналогично
первым двум выступлениям учитель ведет работу.

Объясняет
суть игры-разминки, ведет счет баллам.

Дает
установку на восприятие театрализации

Учащиеся
отвечают на вопросы учителя, настраиваются на изучение нового.

Учащиеся
включаются в игровой момент.

Учащиеся
перечисляют новые черты и указывают жанры.

Учащиеся
заполняют таблицу в тетради по рассказу учащихся. Капитан заполняет оценочный
лист.

Экскурсовод
задает вопрос, учащиеся отвечают.

Заполнение
таблицы в тетрадях

Заполнение
таблицы в тетрадях учащихся. Капитан оценивает экскурсовода. Желающие
учащиеся задают вопрос по выступлению. Экскурсовод задает вопросы учащимся.

Заполнение
таблицы, ответы на вопросы, оценивание.

Выполняют
задание, получают доп. баллы.

Настраиваются
на восприятие нового материала.

5.
Первичный контроль и закрепление знаний

6.
Задание для работы в группах после театрализации.

— Какое
увлечение , как самих императорских особ, так и просто богатых людей 18 века,
ценителей искусства, показано в предложенной сцене? (Коллекционирование
произведений живописи и скульптуры)


Назовите произведения и их авторов, которые представила Екатерина
IIсвоим
гостям. Расскажите в каком стиле и жанре работали живописцы. Аргументируйте
свой ответ. ( 1.Антон Павлович Лосенко «Прощание Гектора», «Владимир перед
Рогнедой» — Классицизм, исторический жанр, портрет. 2. Федор Степанович Рокотов
«Портрет Алексея Орлова» — исторический жанр, портрет.)

Организует
работу в группах – задание на карточках.

Выполнение
задания учащимися в группах. Работа по заполнению таблицы.

6.
Работа по теме

7.ТворчествоЭтьена
Мориса Фальконе (1716-1791г.г.)

Выступление

Вопросы:

1. В чем
смысл надписи на пьедестале Медного всадника? («Петру Великому Екатерина
II.
Надпись подчеркивает одновременно величие и скромность как Петра
I, так и
Екатерины
II).Отвечает
выступающий.

2.
(ученикам) Почему памятник Э. Фальконе Петру
I называют одним
из символов Санкт-Петербурга? (При Петре
I Россия, одержав победу в
Северной войне, стала империей, а Петр
I стал императором.Медный
всадник-визитная карточка Петербурга, олицетворяет величие Петра Великого)

НРЭО:
Наш край в 18 веке

Учитель:
особенности живописи Урала в
XVIIIв.

Организует
работу по созданию атмосферы восприятия нового материала.

Организует
работу по закреплению изученного материала. Организует межпредметные связи с
литературой (А.С. Пушкин- «Медный всадник»

Рассказ с
опорой на стену

Заканчивают
работу по заполнению таблицы.

Отвечают
на вопросы учителя и экскурсовода.

Оценку
юному экскурсоводу выставляет капитан.

7.
Первичный контроль и закрепление знаний

8.Задание
для работы в группах: (на время)

«Узнай
картину»

Ответить
на вопросы:

1. Автор
картины

2.Название
произведения

3.Стиль
и жанр

(Николай
Иванович Аргунов «Портрет П.И. Ковалевой-Жемчуговой. Сентиментализм, камерный
портрет.

Алексей
Петрович Антропов «Портрет Екатерины Великой» Классицизм, парадный портрет.)

9.Задание
для капитанов

Капитану
историков:

 — Какие
два великих живописца (учитель и ученик) встретились в храме Андрея
Первозванного в Киеве при его расписывании? (Учитель- А.П. Антропов,
ученик-Дмитрий Левицкий).

Капитану
искусствоведов:

— Какого
князя при дворе Екатерины
II называли «наш бриллиантовый князь»?
(Александра Борисовича Куракина)

Организует
работу по выполнению задания в группах

Организует
работу по выполнению заданий для капитанов

Оценивает
ответы капитанов

Выполняют
задание в группах. Перед учащимися репродукции картин

Выполнение
заданий капитанами. Члены команды заполняют листы рефлексии.

8.
Подведение итогов. Рефлексия

Какое
задание было самым сложным? Почему?

Какое
задание больше понравилось выполнять? Почему?

Оцените
свою работу во время урока, показав жетоны разного цвета (5,4,3).

Подведение
итогов урока, работы экскурсоводов, команд, капитанов. Награждение лучших.

Домашнее
задание:
закончить
заполнение таблицы, используя текст на стр. 91-96, подготовить сообщение (по
выбору) тем, кто еще не готовил.

Заключительное
слово учителя:


Дорогие ребята! Спасибо за работу на уроке. Надеюсь, что вам было интересно и
познавательно. До свидания, восхитительный 18 век, подаривший нам и миру
величайших мастеров живописи и скульптуры эпохи Просвещения и, конечно,
прекрасные музеи города Санкт-Петербурга. На этом нашу экскурсию считаю
завершенной. До скорой встречи на следующем уроке.

Организует
формулирование итогов по теме урока в виде беседы.

Организует
и выполняет контроль рефлексии.

Формулируют
ответы на вопросы учителя.

Выполняют
рефлексию.

НРЭО: Живопись и скульптура 18 века
на Урале.

Учитель:  Когда? Портрет П. Демидова?
(слайд) Замечательным памятником уральской архитектуры 18 в. является
знаменитая Невьянская наклонная башня, сооруженная в традициях
древнерусских ярусных башен. Она делалась из кирпича, на деревянных
сваях-рюшках и на каменном фундаменте, в шесть этажей; три верхних этажа были
обнесены с наружной стороны чугунными балюстрадами. С Невьянской башней связано
много людей и преданий – о том, что в ее подземельях топили людей, замуровывали
их живьем, что Демидов тайно плавил там серебро и золото, чеканил «воровские
золотые рубли». (На Урале развивается промышленная архитектура).

Живопись на Урале по-прежнему была
представлена прежде всего иконописным искусством. Продолжала свою деятельность
иконописная мастерская Строгановых. Расцвет иконописания и иконостасной резьбы
в Туринске специалисты связывают с появлением в начале 18 века при
Нижнетагильском заводе демидовской школы живописи. Для школы были выписаны из-за
границы искусные живописцы. Набирали в школу мальчиков из демидовских вотчин.
Демидовская школа ориентировалась на западноевропейские принципы искусства и
способствовала их проникновению в местное иконописание.

В 18 веке на Урале возникает и развивается
роспись металлических изделий. Центрами ее стали Нижний Тагил и Невьянск.
Зарождение искусства росписи по металлу на Урале также было связано с открытием
школы живописи на Нижнетагильском заводе. Из стен школы искусство перекочевало
в Туринск. Уральские живописцы особенно любили разнообразные растительные
мотивы. На подносах часто изображали красочные букеты цветов. Наряду с этим
помещались различные сюжетные картины. Художественные приемы, вырабатываемые в
живописи по металлу, переносились в роспись и резьбу по дереву.

Новой ветвью уральского искусства стало
чугунное художественное литье. Чугунные архитектурные детали, отливаемые на
уральских заводах, использовались в месиных постройках, и отправлялись в
большом количестве в Москву и Петербург.

18 столетие положило начало уральскому
камнерезному искусству. В 1782 году на гранильной фабрике в Екатеринбурге
началось изготовление первых уральских ваз из цветных камней. Первоначально
уральские камнерезы использовали твёрдые породы (топазы, сердолик, горный
хрусталь и пр.) В дальнейшем они работали с мрамором и различными красочными
яшмами. Декоративные вазы, чаши, столешницы, созданные екатеринбургскими
мастерами, — замечательные памятники камнерезного искусства.

·        
На Урале возникает и развивается искусство
росписи металлических изделий

·        
18 столетие положило начало уральскому
камнерезному искусству.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 октября 2021; проверки требует 1 правка.

Сентиментали́зм (фр. sentimentalisme, от фр. sentiment — чувство) — направление в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают особый акцент на чувственность, возникающую при их прочтении. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России — с конца XVIII до начала XIX веков.

Сентиментализм — литературное направление (в России — в конце XVIII и нач. XIX в.), возникшее как протест против оторванности классицизма от жизни и отличавшееся излишней чувствительностью и идеализированным изображением людей, их переживаний, жизненной обстановки и природы.

Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Не порывая с просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой — демократ; изображение богатого духовного мира простолюдина — одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

Наиболее выдающиеся представители сентиментализма — Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн (Англия), Жан Жак Руссо (Франция), Николай Михайлович Карамзин (Россия).

Сентиментализм в английской литературеПравить

Родиной сентиментализма была Англия. В конце 20-х годов XVIII в. Джеймс Томсон своими поэмами «Зима» (1726), «Лето» (1727), «Весна» и «Осень», впоследствии соединёнными в одно целое и изданными в 1730 году под названием «Времена года», содействовал развитию в английской читающей публике любви к природе, рисуя простые, непритязательные сельские ландшафты, следя шаг за шагом за различными моментами жизни и работ земледельца и, видимо, стремясь поставить мирную, идиллическую деревенскую обстановку выше суетной и испорченной городской.

В 40-х годах того же столетия Томас Грей, автор элегии «Сельское кладбище» (одно из известнейших произведений кладбищенской поэзии), оды «К весне» и других, подобно Томсону, старался заинтересовать читателей деревенской жизнью и природой, пробудить в них сочувствие к простым, незаметным людям с их нуждами, горестями и верованиями, придавая вместе с тем своему творчеству задумчиво-меланхолический характер.

Другой характер носят знаменитые романы Ричардсона — «Памела» (1740), «Кларисса Гарло» (1748), «Сэр Чарльз Грандисон» (1754) — также являющиеся ярким и типичным продуктом английского сентиментализма. Ричардсон был совершенно нечувствителен к красотам природы и не любил её описывать, — но он выдвинул на первое место психологический анализ и заставил английскую, а затем и всю европейскую публику живо интересоваться судьбою героев и особенно героинь его романов.

Лоренс Стерн, автор «Тристрама Шенди» (1757—1768) и «Сентиментального путешествия» (1768; по имени этого произведения и самое направление было названо «сентиментальным») соединял чувствительность Ричардсона с любовью к природе и своеобразным юмором. «Сентиментальное путешествие» сам Стерн называл «мирным странствием сердца в поисках за природою и за всеми душевными влечениями, способными внушить нам больше любви к ближним и ко всему миру, чем мы обыкновенно чувствуем».

Сентиментализм во французской литературеПравить

Жак-Анри Бернарден де Сен-Пьер

Перейдя на континент, английский сентиментализм нашёл во Франции уже несколько подготовленную почву. Совершенно независимо от английских представителей этого направления Аббат Прево («Манон Леско», «Клевеланд») и Мариво («Жизнь Марианны») приучили французскую публику восторгаться всем трогательным, чувствительным, несколько меланхолическим.

Под тем же влиянием создалась и «Юлия или Новая Элоиза» Руссо (1761), который всегда с уважением и сочувствием отзывался о Ричардсоне. Юлия многим напоминает Клариссу Гарло, Клара — её подругу, miss Howe. Морализирующий характер обоих произведений также сближает их между собою; но в романе Руссо играет видную роль природа, с замечательным искусством описываются берега Женевского озера — Вевэ, Кларан, роща Юлии. Пример Руссо не остался без подражания; его последователь, Бернарден де Сен-Пьер, в своём знаменитом произведении «Поль и Виржини» (1787) переносит место действия в Южную Африку, точно предвещая лучшие сочинения Шатобриана, делает своими героями прелестную чету влюбленных, живущих вдали от городской культуры, в тесном общении с природою, искренних, чувствительных и чистых душою.

Сентиментализм в русской литературеПравить

В Россию сентиментализм проник в 1780-х — начале 1790-х благодаря переводам романов «Вертер» И. В. Гёте, «Памела», «Кларисса» и «Грандисон» С. Ричардсона, «Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо, «Поль и Виржини» Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин «Письмами русского путешественника».

Его повесть «Бедная Лиза» (1792) — шедевр русской сентиментальной прозы; от гётевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности, меланхолии и темы самоубийства.

Сочинения Н. М. Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале XIX в. появились «Бедная Лиза» А. Е. Измайлова (1801) и «Путешествие в полуденную Россию» (1802), «Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением» Ивана Свечинского (1802), многочисленные повести Г. П. Каменева («История бедной Марьи», «Несчастная Маргарита», «Прекрасная Татьяна») и прочие.

Иван Иванович Дмитриев принадлежал к группе Карамзина, выступавшей за создание нового поэтического языка и боровшейся против архаического высокопарного слога и изживших себя жанров.

Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Публикация в 1802 году перевода элегии «Сельское кладбище» Т. Грея стала явлением в художественной жизни России, ибо он перевёл поэму «на язык сентиментализма вообще, перевёл жанр элегии, а не индивидуальное произведение английского поэта, имеющее свой особый индивидуальный стиль» (Е. Г. Эткинд). В 1809 году Жуковский написал сентиментальную повесть «Марьина роща» в духе Н. М. Карамзина.

Русский сентиментализм к 1820 году исчерпал себя.

Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.

Основные черты русского сентиментализмаПравить

  • Отказ от прямолинейности классицизма.
  • Подчеркнутая субъективность подхода к миру,
  • Культ чувства,
  • Культ природы,
  • Культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности,
  • Утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий,
  • Внимание уделяется душевному миру человека, на первом месте стоят чувства, а не разум и великие идеи.

В живописиПравить

Направление западного искусства второй половины XVIII, выражающее разочарование в «цивилизации», основанной на идеалах «разума» (идеологии Просвещения). Сентиментализм провозглашает чувство, уединенное размышление, простоту сельской жизни «маленького человека». Идеологом сентиментализма считается Ж. Ж. Руссо.

Одной из характерных особенностей русского портретного искусства этого периода была гражданственность. Герои портрета уже не живут в своем замкнутом обособленном мире. Сознание быть необходимым и полезным отечеству, вызванное патриотическим подъёмом в эпоху Отечественной войны 1812 года, расцвет гуманистической мысли, в основе которой лежало уважение к достоинству отдельного человека, ожидание близких социальных перемен перестраивают мироощущение передового человека. К этому направлению примыкает представленный в зале портрет Н. А. Зубовой, внучки А. В. Суворова, скопированный неизвестным мастером с портрета И. Б. Лампи Старшего, изображающий молодую женщину в парке, вдали от условностей светской жизни. Она задумчиво с полуулыбкой смотрит на зрителя, в ней все — простота и естественность. Сентиментализм противопоставлен прямолинейному и излишне логическому рассуждению о природе человеческого чувства, эмоциональное восприятие, непосредственно и более надежно ведущее к постижению истины. Сентиментализм расширил представление о душевной жизни человека, приблизившись к пониманию её противоречий, самого процесса человеческого переживания. На рубеже двух веков развивалось творчество Н. И. Аргунова, одаренного крепостного графов Шереметевых. Одна из существенных тенденций в творчестве Аргунова, которая не прерывалась на протяжении XIX веков — стремление к конкретности выражения, непритязательности подхода к человеку. В зале представлен портрет графа Н. П. Шереметева. Он был подарен самим графом Ростовскому Спасо-Яковлевскому монастырю, где на его средства возводился собор. Портрету свойственна реалистическая простота выражения, свободная от украшательства и идеализации. Художник избегает писать кисти рук, сосредотачивает внимание на лице модели. Колорит портрета построен на выразительности отдельных пятен чистого цве-та, красочных плоскостей. В портретном искусстве этого времени складывается тип скромного камерного портрета, полностью освобождающегося от каких либо черт внешней обстановки, демонстративного поведения моделей (портрет П. А. Бабина, П. И. Мордвинова). Они не претендуют на глубокий психологизм. Мы имеем дело лишь с достаточно ясной фиксацией моделей, спокойного душевного состояния. Отдельную группу составляют представленные в зале детские портреты. В них подкупает простота и ясность трактовки образа. Если в XVIII веке чаще всего дети изображались с атрибутами мифологических героев в виде амуров, Аполлонов и Диан, то в XIX веке художники стремятся передать непосредственный образ ребёнка, склад детского характера. Портреты представленные в зале, за редкими исключениями происходят из дворянских усадеб. Они входили в усадебные портретные галереи, основой которых были фамильные портреты. Собрание носило интимный преимущественно мемориальный характер и отражало личные привязанности моделей и их отношение к предкам и современникам, память о которых старались сохранить для потомков. Изучение портретных галерей углубляет представление об эпохе, позволяет более рельефно ощутить ту конкретную обстановку, в которой жили произведения прошлого, и понять ряд особенностей их художественного языка. Портреты дают богатейший материал для изучения истории отечественной культуры.

Особенно сильное влияние сентиментализма испытал В. Л. Боровиковский, изображавший многие свои модели на фоне английского парка, с мягким, чувственно-ранимым выражением на лице. Боровиковский был связан с английской традицией через кружок Н. А. Львова — А. Н. Оленина. Он хорошо знал типологию английского портрета, в частности, по работам модной в 1780 -е годы немецкой художницы А.Кауфман, получившей образование в Англии.

Некоторое влияние на русских живописцев оказали и английские пейзажисты, например, такие мастера идеализированного классицистического пейзажа, как Я. Ф. Хаккерт, Р.Уилсон, Т.Джонс, Дж. Форрестер, С.Дэлон. В пейзажах Ф. М. Матвеева прослеживается влияние «Водопадов» и «Видов Тиволи» Я. Мора.

В России также была популярна графика Дж. Флаксмана (иллюстрации к Гомеру, Эсхилу, Данте), оказавшая влияние на рисунки и гравюры Ф.Толстого, и мелкая пластика Веджвуда — в 1773 году императрица сделала британской мануфактуре фантастический по объёму заказ на «Сервиз с зелёной лягушкой» из 952 предметов с видами Великобритании, хранящийся теперь в Эрмитаже.

В английском вкусе были исполнены миниатюры Г. И. Скородумова и А. Х. Ритта; на фарфоре воспроизводились исполненные Дж. Аткинсоном жанровые «Живописные зарисовки манер, обычаев и развлечений русских в ста раскрашенных рисунках» (1803—1804).

Британских художников во второй половине XVIII века в России работает меньше, чем французских или итальянских. Среди них наибольшую известность приобрел Ричард Бромптон, придворный художник Георга III, работавший в Петербурге в 1780—1783 гг. Ему принадлежат портреты великих князей Александра и Константина Павловичей, и принца Георга Уэльского, ставшие образцами изображения наследников в юном возрасте. Неоконченное Бромптоном изображение Екатерины на фоне флота получило воплощение в портрете императрицы в храме Минервы Д. Г. Левицкого.

Француз по происхождению П. Э. Фальконе был учеником Рейнолдса и поэтому представлял английскую школу живописи. Представленный в его произведениях традиционный английский аристократический пейзаж, восходящий к Ван Дейку английского периода, не получил широкого признания в России.

Картины Ван Дейка из коллекции Эрмитажа часто копировали, что способствовало распространению жанра костюмированного портрета. Мода на изображения в английском духе приобрела большее распространение после возвращения из Британии гравера Гавриила Скородумова, назначенного «кабинета Ея императорского величества гравером» и избранного академиком. Благодаря деятельности гравера Дж. Уокера в Петербурге распространялись гравированные копии картин Дж. Ромини, Дж. Рейнолдса, У. Хора. В записках, оставленных Дж. Уокером, много говорится о преимуществах английского портрета, а также описывается реакция на приобретенные Г. А. Потёмкиным и Екатериной II картины Рейнолдса: «манера густо накладывать краску … казалась странной … на их (русских) вкус это было чересчур». Однако как теоретик Рейнолдс был принят в России; в 1790 на русский язык были переведены его «Речи», в которых, в частности, обосновывалось право портрета принадлежать к ряду «высших» родов живописи и вводилось понятие «портрет в историческом стиле».

ЛитератураПравить

  • Сентиментализм // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 960—964 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.
  • Веселовский Ю. А. Сентиментализм в западноевропейской и русской литературе // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • «История русской литературы» А. Н. Пыпина, (т. IV, СПб., 1899).
  • Алексей Веселовский, «Западное влияние в новой русской литературе» (М., 1896).
  • С. Т. Аксаков, «Разные сочинения» (М., 1858; статья о заслугах кн. Шаховского в драматической словесности).
  • E. Schmidt, «Richardson, Rousseau und Goethe» (Иена, 1875).
  • Gasmeyer, «Richardson’s Pamela, ihre Quellen und ihr Einfluss auf die englische Litteratur» (Лпц., 1891).
  • P. Stapfer, «Laurence Sterne, sa personne et ses ouvrages» (П., 18 82).
  • Joseph Texte, «Jean-Jacques Rousseau et les origines du cosmopolitisme littéraire» (П., 1895).
  • L. Petit de Juleville, «Histoire de la langue et de la littérature française» (т. VI, вып. 48, 51, 54).

На чтение 18 мин. Просмотров 11 Опубликовано

Литература 18 века

XVIII век -это век Просвещения. Он впитал в себя античную культуру и все достижения эпохи Возрождения. Огромное влияние на науку, мораль и нравственность общества оказала литература 18 века, которая внесла свой неоценимый вклад в мировую культуру. Просвещение дало толчок Великой французской революции, полностью изменившей общественный строй Европы.

Литература 18 века выполняла в основном просветительские функции, ее глашатаями стали великие философы и писатели. Они сами обладали невероятным багажом знаний, порой энциклопедических, и не без оснований считали, что только просвещенный человек сможет изменить этот мир. Они несли свои гуманистические идеи через литературу, состоявшую в основном из философских трактатов. Эти труды были написаны для довольно широкого круга читателей, способных мыслить и рассуждать. Авторы надеялись таким образом быть услышанными большим количеством людей.

Период с 1720 по 1730-е годы назван просветительским классицизмом. Основное его содержание заключалось в том, что писатели высмеивали абсолютную монархию, опираясь на примеры античной литературы и искусства. В этих произведениях чувствуется патетика и героизм, которые направлены на идею создание государства-рая.

Зарубежная литература 18 века сделала немало. Она смогла показать героев, являющихся настоящими патриотами. Для этой категории людей Равенство, Братство и Свобода являются главным приоритетом. Правда, надо отметить, что эти герои полностью лишены индивидуальности, характерности, ими владеют только возвышенные страсти.

На смену просветительскому классицизму приходит просветительский реализм, который приближает литературу к более близким для людей понятиям. Зарубежная литература 18 века получает новое направление, более реалистичное и демократичное. Писатели поворачиваются лицом к человеку, описывают его быт, рассказывают о его страданиях и мучениях. Языком романов и поэм писатели призывают своих читателей к милосердию и состраданию. Просвещенные люди 18 века начинают зачитываться произведениями Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье, Лессинга, Филдинга и Дефо. Главные герои – простые люди, которые не могут противостоять общественной морали, очень ранимые и часто безвольные. Авторам этих произведений еще очень далеко до реалистических литературных образов героев 19 и 20 веков, но уже заметен значительный сдвиг в сторону описания более жизненных характеров.

Читайте также:  Анализ стихотворения Некрасова Сеятелям

Русская литература 18 века берет свое начало с преобразований Петра I, постепенно сменяя позиции просвещенного классицизма на реализм. Яркими представителями этого периода были такие авторы, как Антиох Кантемир, Тредиаковский и Сумароков. Они создали благодатную почву на русской земле для развития литературных талантов. Неоспоримы заслуги Ломоносова, Фонвизина, Державина, Радищева и Карамзина. Мы восхищаемся до сих пор их талантами и гражданской позицией.

Английская литература 18 века отличалась формированием сразу нескольких различных направлений. Англичане первыми стали использовать такие жанры, как социальный и семейный романы, в которых проявились таланты Ричардсона, Смоллетта, Стивенсона, и, несомненно, Свифта, Дефо и Филдинга. Писатели Англии одними из первых стали критиковать не буржуазный строй, а самих буржуа, их моральные и нравственные ценности. Правда, Джонатан Свифт замахнулся в своей иронии и на сам буржуазный строй, показав в своих произведениях самые негативные его стороны. Английская литература 18 века представлена также явлением, получившим название сентиментализм. Она наполнена пессимизмом, неверием в идеалы и направлена только на чувства, как правило, любовного содержания.

Русская литература XVIII века

Определение 1

Просвещение — эпоха в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, общественной и философской мысли, в основе которой лежали идеи рационализма и свободомыслия.

Именно в XVIII веке русская литература начала особенно активно развиваться, перенимая европейские литературные традиции и отказываясь от древнерусских идей и жанров. В этом веке были заложены основы классических российских поэзии и прозы. XVIII век стал опорой для литературы века XIX.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Русская литература XVIII века 470 руб.
  • Реферат Русская литература XVIII века 280 руб.
  • Контрольная работа Русская литература XVIII века 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Говоря о литературе, XVIII век следует мысленно делить на две части — его первую и вторую половины. Произведения начала века сильно отличаются от произведений, написанных ближе к его концу.

Первая половина XVIII века была неким допереломным периодом. В это время литература ещё оглядывалась на сложившиеся за века и корнями идущие в Древнюю Русь литературные традиции.

Жанры первой половины XVIII века:

  • Житие;
  • Панегирик (восхваление);
  • Тонические стихи.

Тем временем в Европе уже вовсю развивались крупные литературные формы и господствовал сложившийся во Франции в XVII веке классицизм.

Определение 2

Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — литературное направление, основывающееся на идеях рационализма.

Русская литература, как и русская культура в целом, отставала от соседних европейских стран приблизительно на век из-за нашествия Золотой орды, на сто лет захватившей власть над Русью.

Лень читать?

Читайте также:  Краткая биография зинаиды гиппиус

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Однако ближе к середине века лёд тронулся; в русской литературе появились умы, которые начали двигать её вперёд. Главными именами для русской литературы XVIII века считаются Василий Кириллович Тредиаковский и Михаил Васильевич Ломоносов.

В.К. Тредиаковский — первый профессиональный российский филолог. Он является одним из основателей силлабо-тонического стихосложения в России. Именно Тредиаковский первым ввёл в русскую культуру понятия прозы и поэзии. Он перевёл множество произведений древнегреческой и европейской литературы, сделав их доступными для российского читателя и создав тем самым основу для развития классицизма.

Замечание 1

М.В. Ломоносова называют «отцом русской литературы».

Как и многие ведущие умы своего века, М.В. Ломоносов работал над созданием русского литературного языка и стремился вывести литературу из-под влияние церкви, под которым она находилась с самого своего зарождения. Ломоносов первым в своих произведениях выразил идею русского национального самосознания, ставшую в дальнейшем неотделимой частью творчества поэтов и писателей XIX века.

Под влиянием петровских реформ, литературной работы писателей и смены времён в 1720-ые годы в Россию пришёл классицизм, господствовавший в литературе вплоть до начала XIX века. Классицистов интересовали только вечные темы и существенные черты явлений и предметов.

Развитие русского классицизма в этом веке можно поделить на несколько периодов:

  • 1720-ые годы, литература петровской эпохи. Литература начала обретать светские черты. Основную часть литературы этого времени составляли переводы зарубежных произведений.
  • 1730 — 1770-ые годы, расцвет русского классицизма.
  • Последняя четверть XVIII века — кризис русского классицизма, на смену которому пришёл сентиментализм.

Во второй половине XVIII века в русской литературе господствовали следующие жанры:

  1. Драма: комедия и трагедия;
  2. Проза: сентиментальная повесть, сентиментальное путешествие и др.;
  3. Стихотворные формы: героические и эпические поэмы, оды, различные малые лирические формы.

Детская литература Великобритании 18 века

У каждого из нас есть любимые книги из детства: сказки «Алиса в стране чудес», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Матильда», «Дюймовочка», «Путешествия Гулливера» и «Робинзон Крузо» (список, разумеется, у каждого свой). Но предположим, что мы бы росли не в 21 веке в России, а в 18 веке в Англии, что могли бы мы тогда читать?

Из вышеуказанного списка у нас бы осталась лишь книга «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо (1719) и «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта (1726) в специальной версии для детей, написанные упрощенным языком, со множеством картинок.

Однако означает ли это, что в 18 веке английским детям нечего было читать? Давайте разберемся.

Дело в том, что сказочные истории существовали всегда, и недостатка в них никогда не было. Даже тогда, когда не существовало письменности, они передавались из поколения в поколение в виде фольклора. Но в 17-18 веках, с развитием книгопечатания, стало появляться все больше профессиональных писателей, в частности детских. Сказки в то время, как и сейчас, восхищали и пугали детей, создавая фантастические миры, которые поглощенные повседневными заботами взрослые не всегда одобряли.

Вот лишь основные детские писатели 18 века и их произведения.

Читайте также:  Сочинение: Народ и власть (По трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»)

Развитие русской литературы 18 века, ее особенности

1. Русская литература в XVIII в. прошла значительный путь идейно-художественного развития. В начале века русская словесность могла опираться лишь на рукописную, в значительной степени еще религиозную литературу Древней Руси, на фольклор и на немногочисленные иностранные источники. На этом слабом основании к концу века было построено здание русской литературы, в качественном отношении не уступающей литературе ни одного из великих народов Европы и создавшей замечательные образцы искусства слова. Русская литература стала европейской литературой, при этом сохраняя и укрепляя свою национальную самобытность.

2. Социальная, политическая содержательность и идеологическая направленность — отличительные особенности литературы XVIII в. Чувство общественной ответственности обращало внимание писателей на существенные стороны действительности, порождало критический подход к явлениям жизни. Обнажение проблем общественной жизни и, прежде всего, бедственного положения огромного большинства населения страны требовало от писателя проницательности, гражданской честности и правдивости изображения. Это, с одной стороны, создавало предпосылки становления реалистического метода в литературе, с другой — определяло преимущественное развитие сатирических жанров. Сатира — колыбель и исток русского реализма.

3. Сатирическая направленность постоянно присутствовала и в первом значительном литературном направлении века — классицизме, начиная с деятельности А. Кантемира. Это направление, ориентированное на западноевропейские культурные традиции, но получившее на русской почве своеобразное воплощение, несмотря на свою односторонность и ограниченность художественных средств, сыграло крупную роль в развитии литературы. В рамках классицизма уже формировались жанровые, стилистические и образно-смысловые средства более глубоких и содержательных способов художественной выразительности. Ломоносов провел реформу русского языка и стихосложения. Сумароков дал первые настоящие образцы тех новых жанров (трагедия, комедия, сатира, поэма, басня, песня и т.д.), которым будет принадлежать важная роль в развитии литературы.

Следует подчеркнуть, что в литературной практике русских писателей XVIII в. жанры классицизма не обладали той незыблемостью, «каноничностью», которую определяла теория классицизма. «Недоросль» Д.И. Фонвизина — серьезная общественная и психологическая драма, «притворившаяся» комедией; «Вадим Новгородский» Я.Б. Княжнина — политическая трагедия, в рамках которой решаются важнейшие нравственно-философские проблемы общечеловеческого характера. «Преодоление жанра» русской комедией предопределило появление в русской литературе XIX в. драмы как таковой. Такие же закономерности проявились в поэзии Г.Р. Державина, который, развивая и совершенствуя одическое творчество, одновременно привнес в него принцип индивидуальной выразительности.

4. В последние десятилетия XVIII в. перед нами уже пестрая и содержательная картина русской литературы, в которой можно выделить три основных направления: «уходящий» классицизм, расцветающий сентиментализм и нарождающийся романтизм. Диалектическое единство и в то же время разнохарактерность этих направлений не исключают элементов реализма в творчестве ряда писателей. Существовали сильная драматургия, соединяющая в себе конкретно-историческую и общечеловеческую проблематику, гражданская и интимная лирика, значительны успехи и в художественной прозе, которой будет принадлежать ведущая роль в русской литературе XIX в. В пору развития сентиментализма в русской литературе сохранилось и чувство социальной ответственности: помимо смелой критики основ российской государственности в драматургии Фонвизина, помимо гражданско-патетической проповеди Державина, с наибольшей полнотой и бесстрашием идеологические устремления проявились в творчестве А.Н. Радищева.

5. Значительного развития достиг в течение XVIII в. и основной материал литературы — язык. В середине века классицист Ломоносов упорядочил громоздкое, во многом путаное и устарелое наследство древнерусского языка, а в конце века сентименталист Карамзин сделал русский язык способным к выражению новых идей, понятий, вкусов и тем, определяемых общественным и культурным развитием нации. В результате реформы Карамзина русский язык стал восприимчивым к новым, более демократическим преобразованиям. В этом смысле творчество Карамзина, как и ряда других писателей конца XVIII в., помогло становлению и развитию всеобъемлющего гения литературы XIX в. — А.С. Пушкина.

Валагин А.П. Вопрос и ответ: Русская литература. XVIII век. — Воронеж: «Родная речь», 1995

1. Введение. Общая характеристика русской литературы XVIII века

Ключевые слова: Русская литература

Начало XVIII столетия, по мнению многих современных исследователей, не совсем совпадает с началом новой эпохи в развитии русской литературы. Петровская эпоха, с которой начинаются традиционные курсы истории русской литературы XVIII века, стала переломным моментом в истории русской государственности и культуры, но все-таки вряд ли была поворотным моментом в литературе. Скорее в это время продолжался обозначившийся во второй половине предшествующего столетия переход от древнерусской, средневековой литературы к литературе новой. Глубокие качественные изменения во всех областях секуляризирующейся культуры наложили свой отпечаток и на литературу, в которой уже со второй половины XVII века усилился интерес к изображению человеческой личности, углубился драматизм понимания жизни, появились новые роды и виды литературных произведений (панегирическая и любовная лирика, школьная и придворная драма). Именно во второй половине XVII века начался продолжавшийся в Петровскую эпоху активный процесс освоения разнообразного западноевропейского художественного опыта, его самобытной и творческой переработки.

Усвоение нового не означало решительного разрыва с отечественными литературными традициями, а во многом позволяло и в дальнейшем развивать целый ряд особенностей именно русской национальной культуры. Русский XVIII век часто называли периодом «ускоренного» развития литературы, ведь менее чем за сто лет русская литература прошла путь, на который большинству западных литератур потребовался значительно более длительный срок. Вслед за появлением барокко в России утверждается классицизм, а вскоре зарождаются и достигают расцвета сентиментализм и . В творчестве отдельных крупных писателей сочетаются элементы разных литературных направлений, в результате чего границы между ними оказываются весьма относительными.

При этом русская литература XVIII века создавалась в условиях постоянно расширявшихся, оживленных контактов России и Запада. Образованные русские люди в это время, как правило, хорошо знали французский язык, многие из них читали на двух-трех современных европейских языках и как минимум одном древнем. Произведения французской, английской, немецкой философии, литературы, публицистики были им хорошо известны в подлиннике, но на протяжении всего XVIII века увеличивалось число и совершенствовалось качество переводов с древних и с основных европейских языков. Русская литература и культура XVIII века не только сознавала себя органической частью европейского культурного движения своего времени, но и стремилась к творческому соревнованию с литературами других народов Европы, и прежде всего — с наиболее прославленной и авторитетной в те годы французской литературой XVII-XVIII вв.

Важным аспектом культурной действительности XVIII в. исследователи считают постепенное переосмысление целей и задач литературного творчества. Литература, конечно, пока еще не становится собственно профессией, вплоть до 1760-х годов она не имеет ни более или менее внятной социальной, ни тем более политической функции, но борьба за ее социальный статус оказывается, по наблюдениям В.М. Живова, неизбежным спутником литературной деятельности целого ряда ведущих писателей «осьмнадцатого столетия».

— …может собственных ПлатоновИ быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.М.В. Ломоносов

 Русские писатели 18 века

ФИО писателя Годы жизни Наиболее значимые произведения
ПРОКОПОВИЧ Феофан 1681-1736 «Риторика», «Поэтика», «Слово похвальное о флоте российском»
КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич 1708-1744 «К уму своему» («На хулящих учение»)
ТРЕДИАКОВСКИЙ Василий Кириллович 1703-1768 «Тилемахида», «Новый и краткий способ к сложению российских стихов»
ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич 1711-1765 

 «Ода на взятие Хотина», «Ода на день восшествия…»,

«Письмо о пользе стекла», «Письмо о пользе книг церковных»,

«Российская грамматика», «Риторика» и многие другие

СУМАРОКОВ Александр Петрович  1717-1777 «Димитрий Самозванец», «Мстислав», «Семира» 
КНЯЖНИН Яков Борисович  1740-1791 «Вадим Новгородский», «Владимир и Ярополк» 
ФОНВИЗИН Денис Иванович 1745-1792  «Бригадир», «Недоросль», «Лисица-казнодей», «Послание к слугам моим»
ДЕРЖАВИН Гаврила Романович 1743-1816  «Властителям и судиям», «Памятник», «Фелица», «Бог», «Водопад» 
РАДИЩЕВ Александр Николаевич  1749-1802  «Путешествие из Петербурга в Москву», «Вольность»

Была та смутная пора,Когда Россия молодая,В бореньях силы напрягая,Мужала с гением Петра.А.С. Пушкин

Древнерусская литература оставила богатейшее наследие, которое, однако, большей частью не было известно 18 веку, т.к. большинство памятников древней литературы было открыто и издано в конце 18-го и в 19 веке (например, «Слово о полку Игореве», как известно, было открыто в 1795 году, а издано в 1800). В связи с этим в 18 веке русская литература опиралась на Библию и европейские литературные традиции.

cuvs.jpgПамятник Петру Первому («Медный всадник»), скульптор Маттео Фальконе

18 столетие – это век просвещения в Европе и в России. За одно столетие русская литература проходит в своём развитии огромный путь. Идеологическая основа и предпосылки этого развития были подготовлены экономическими, политическими и культурными реформами Петра Первого (годы правления 1682 – 1725), благодаря которым отсталая Русь превратилась в мощную Российскую империю. С 18 века российское общество изучает мировой опыт во всех областях жизни: в политике, в экономике, в образовании, в науке, в искусстве. И если до 18 века русская литература развивалась изолированно от европейской, то теперь она осваивает достижения западных литератур. Благодаря деятельности сподвижника Петра Феофана Прокоповича, поэтов Антиоха Кантемира и Василия Тредиаковского, учёного-энциклопедиста Михаила Ломоносова создаются труды по теории и истории мировой литературы, переводятся иностранные произведения, реформируется русское стихосложение. Так начала осуществляться идея русской национальной литературы и русского литературного языка

Возникшее в 17 веке русское стихотворство основывалось на силлабической системе, из-за чего русские стихи (вирши) звучали не вполне благозвучно. В 18 веке М.В. Ломоносов и В.К. Тредиаковский разрабатывают силлабо-тоническую систему стихосложения, что обусловило интенсивное развитие поэзии, причём поэты 18 века опирались на трактат Тредиаковского «Новый и краткий способ сложения российских стихов» и ломоносовское «Письмо о правилах российского стихотворства». С именами этих двух видных учёных и поэтов связывают и зарождение русского классицизма. 

Классицизм (от латинского classicus – образцовый) – это направление в искусстве и литературе Европы и России, для которого характерно строгое соблюдение творческих норм и правил и ориентация на античные образцы. Классицизм возник в Италии в 17 веке, а как направление сложился сначала во Франции, а затем и в других странах Европы. Создателем классицизма считается Никола Буало. В России классицизм зарождается в 1730-е гг. в творчестве Антиоха Дмитриевича Кантемира (русского поэта, сына молдавского господаря), Василия Кирилловича Тредиаковского и Михаила Васильевича Ломоносова. С классицизмом связано творчество большинства русских писателей 18 века.

Художественные принципы классицизма таковы.

1. Писатель (художник) должен изображать жизнь в идеальных образах (идеально положительных или «идеально» отрицательных).2. В произведениях классицизма строго разделяются доброе и злое, высокое и низкое, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое.3. Герои классицистических произведений чётко делятся на положительных и отрицательных, при этом фамилии персонажей, как правило, являются «говорящими», то есть содержат характеристику героя. 4. Жанры в классицизме тоже разделены на «высокие» и «низкие»:

Высокие жанры Низкие жанры
Трагедия Комедия
Ода Басня
Эпопея Сатира

5. Драматические произведения подчинялись правилу трёх единств – времени, места и действия: действие происходило в течение одних суток в одном и том же месте и не осложнялось побочными эпизодами. При этом драматическое произведение состояло обязательно из пяти актов (действий).

Уходят в прошлое жанры древнерусской литературы. Отныне русские писатели используют жанровую систему Европы, которая существует по сей день.

mvom1.jpgМ.В. Ломоносов

Создателем русской оды стал Михаил Васильевич Ломоносов.

А.П. Сумароков

Создателем русской трагедии – Александр Петрович Сумароков. Его патриотические пьесы были посвящены наиболее заметным событиям российской истории. Заложенные Сумароковым традиции продолжил драматург Яков Борисович Княжнин.

А.Д. Кантемир

Создатель русской сатиры (сатирического стихотворения) – Антиох Дмитриевич Кантемир.

Д.И. Фонвизин

Создатель русской комедии – Денис Иванович Фонвизин, благодаря которому сатира стала просветительской. Его традиции в конце 18 века продолжили А.Н. Радищев, а также комедиограф и баснописец И.А. Крылов.

Сокрушительный удар по системе русского классицизма нанёс Гаврила Романович Державин, начинавший как поэт-классицист, но нарушивший в 1770-е гг. каноны (творческие законы) классицизма. Он смешал в своих произведениях высокое и низкое, гражданский пафос и сатиру.

С 1780-х гг. ведущее место в литературном процессе занимает новое направление – сентиментализм, в русле которого работали М.Н. Муравьёв, Н.А. Львов, В.В. Капнист, И.И. Дмитриев, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин.

Первая русская газета «Ведомости»; номер от 18 июня 1711 года

Существенную роль в развитии литературы начинает играть журналистика. До 18 века в России не было ни газет, ни журналов. Первую русскую газету под названием «Ведомости» в 1703 году выпустил Пётр Первый.

Во второй половине века появляются и литературные журналы: «Всякая всячина» (издатель – Екатерина Вторая), «Трутень», «Живописец» (издатель Н.И. Новиков), «Адская почта» (издатель Ф.А. Эмин). Заложенные ими традиции были продолжены издателями Карамзиным и Крыловым.

В целом 18 век – это эпоха стремительного становления русской литературы, эпоха всеобщего просвещения и культа науки. В 18 веке был заложен тот фундамент, который предопределил начало в 19 столетии «золотого века» русской литературы.

Используемые источники:

  • https://podg-kursy.ru/literatura/proizvedeniya-18-veka-2.html
  • https://www.philol.msu.ru/~tezaurus/docs/2/articles/1
  • http://mosliter.ru/ruslit/18vek/razvitie_russkoj_literatury_v_18_veke/

  • Семья это определение для сочинения
  • Семья это главное в моей жизни сочинение
  • Семья часть общества сочинение
  • Сенека собрание сочинений луций анней сенека книга
  • Семья самое главное в жизни сочинение