Сентиментализм лизы из рассказа бедная лиза

Автор на чтение 25 мин. просмотров 68 опубликовано 08.02.2021 повесть бедная лиза, написанная в 1792 году, стала первой сентиментальной повестью

На чтение 25 мин. Просмотров 68 Опубликовано

Повесть «Бедная Лиза», написанная в 1792 году, стала первой сентиментальной повестью в русской литературе. История любви крестьянки и дворянина не оставил равнодушными читателей того времени.Так в чем же заключается сентиментализм «Бедной Лизы»?

Сентиментализм в повести

Сентиментализм – такое направление в литературе, где на первое место выходят чувства героев, несмотря на их низкое или высокое положение.

Сюжет повести разворачивает перед читателем историю любви бедной крестьянской девушки и дворянина. Автор с просветительских позиций отстаивает внесословную ценность человека, отказывается от предрассудков. «И крестьянки любить умеют» – пишет Карамзин, и это утверждение было новым для русской литературы.

К примерам сентиментализма повести «Бедная Лиза» относятся постоянные переживания и страдания героев, выражение своих чувств. Также к этому жанру можно отнести такие черты, как лирические отступления автора, описание природы.

Пейзажные зарисовки в повести создают определенное настроение и перекликаются с переживаниями героев. Так, сцена грозы подчеркивает страх и смятение в душе Лизы, подсказывает читателю, что впереди – трагический поворот событий.

Литература сентиментализма открыла для читателей XVIII века мир человеческих чувств и переживаний, дала возможность почувствовать слияние души человека с природой.

Внешний и внутренний конфликт

“Бедная Лиза” – повесть о трагической любви. Простая, крестьянская девушка Лиза, живущая в окрестностях Москвы, отправляется в город торговать цветами. Там она встречает молодого человека по имени Эраст. Они влюбляются друг в друга.

Сюжет повествования основывается на системе внутренних и внешних конфликтов. Внешний конфликт представляет собой социальное противоречие: он – дворянин, она – крестьянка. Герои страдают из-за общественных предрассудков, но затем начинают верить в то, что сила любви преодолеет их. И читателю в определенный момент кажется, что история любви будет иметь счастливый финал. Но в повести есть и другие конфликты, которые развивают действие трагическим образом. Это внутренний конфликт в душе Эраста, возникший из-за сложившихся жизненных обстоятельств. Герой уезжает в расположение действующей армии, а Лиза остается его ждать, поверив обещаниям и признаниям своего возлюбленного. Проиграв в карты деньги и имение, Эраст оказывается неспособным заплатить образовавшиеся долги. И тогда он находит единственный выход: жениться на богатой невесте. Лиза случайно узнает о предательстве и решает утопиться. Мотив самоубийства тоже был новым для русской литературы. Узнав о смерти любимой, Эрасмт мучительно переживает свое предательство. Об этом мы узнаем из концовки повести.

Эта история вызывает сочувствие в сердцах читателей к персонажам повести. Автор тоже сочувствует своим героям. Авторская позиция видна в названии повести. Эраста мы тоже не можем назвать отрицательным героем, этот образ вызывает сочувствие тем искренним раскаянием, которое он испытывает, осознав весь ужас своего поступка, глубину предательства, приведшего к смерти Лизы. Авторская позиция выражается и через прямые высказывания, принадлежащие в повести повествователю: “Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце”

Данная статья поможет школьникам написать сочинение «Сентиментализм повести «Бедная Лиза». Карамзин – писатель, который внес в нашу литературу такое понятие, как русский сентиментализм. Данное произведение обладает множеством признаков этого жанра, например, открытое выражение своих эмоций, раскрытие персонажей через их внутренний мир, а не через внешность и положение в обществе.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году было написано произведение Карамзина «Бедная Лиза»?</h3>

    • <label>1783;</label>
    • <label>1786;</label>
    • <label>1792;</label>
    • <label>1793.</label>

(новая вкладка)Содержание:

Произведение сентиментализма

Н. М. Карамзин по праву считается родоначальником русского чувствительного жанра. В 1792 году он создаёт повесть о любви крестьянки и дворянина, которая отражает в себе особенности нового направления и становится прогрессивным произведением. В ней отчётливо и самобытно проявляются его основные черты, вот почему повесть «Бедная Лиза» относится к сентиментализму.

Одухотворённая представительница крестьянства

Главная героиня из низшего сословия, но обладает и духовностью, и чувствительностью. Девушка умеет и любить, и мечтать. Она склонна к душевному состраданию, которое несвойственно её среде. Положение крепостных — это жизнь рабов, лишённых чувств, чего не скажешь о Лизе, ей глубоко близки черты:

  • умение сопереживать;
  • бережно хранить «нежнейшие чувствия»;
  • наслаждаться ощущением собственных эмоций.

Искренняя девушка доверяет чувствам, движениям сердца, «нежным страстям».

Внутренние переживания влюблённых

К признакам нового литературного течения в повести относятся постоянные душевные страдания героев, они не сдерживают чувств и нередко проливают слёзы. Доказать это в тексте может безмерное горе Лизы, когда она после отъезда Эраста в армию безумно скучает по нему, постоянно плачет и тоскует в разлуке с любимым.

Эти примеры сентиментализма в «Бедной Лизе» впервые открывают в русской литературе внутренние переживания человека, они показывают, как обнажаются человеческие сердца, когда испытывают:

  • тоску по несбывшемуся;
  • любовь к родному человеку;
  • грусть от разлуки;
  • страдание и боль.

Проявление чувств главных героев

Тема счастья и любви проникновенно и взволнованно описывается автором. Влюблённость Эраста в Лизу кажется искренней и возвышенной. Он в восторге от милой «пастушки». Вся роскошь и изысканные развлечения высшего света кажутся ему пустыми и мелкими. И только «страстная дружба невинной души питает его сердце». Но герои не справляются со своей чувственностью, а именно она главная и ценная особенность сентиментализма, и оказываются в объятиях, испытывая наслаждение и восторг.

Однако страстное притяжение молодого человека к возлюбленной резко меняется, когда взаимоотношения перестают быть платоническими. Неземной идеал чистоты и невинности рассыпается вдребезги, чувство любви и трепетности сгорает. Образованный и возвышенный дворянин Эраст расстаётся с девушкой, чтобы жениться на пожилой даме по расчёту.

Роковой исход

Повесть включает в себя элемент ожидаемой трагедии — исстрадавшаяся Лиза бросается в пруд. Печальный финал повести — ещё один пример сентиментализма.

Следуя за чувствами, несчастная девушка забывает о больной матери, практически теряет разум и принимает решение уйти из жизни по зову своего разбитого сердца. Автор убедительно доказывает, что главный признак нового жанра — это преобладание чувств над разумом.

Близость природы и человека

Черты сентиментализма повести «Бедная Лиза» нашли выражение и в показе тесной связи героев с окружающей природой. Пейзажные зарисовки созвучны их настроению и переживаниям. Зловещая сцена грозы усиливает страх и тревогу героини и служит доказательством, что ждёт её не радость и счастье, а нечто гибельное, пугающее.

Автор восхищается присущей природе красотой и чистотой. Она выступает отдельным героем, и только такая прекрасная девушка, как Лиза, способна общаться с ней и понимать её.

Лирические отступления автора

Карамзин создаёт в сентиментальном сочинении картину светлой женской души, способной на любовь, верность и преданность. Своё сочувственное отношение к героине писатель выражает в заглавии. И сожалеет, что не может изменить события: ведь он передаёт подлинную историю.

Эраста автор не обвиняет в случившемся, а пытается найти ему оправдание, наделяя глубоким раскаянием. При этом он кратко и ёмко выражает отношение к своему ветреному герою, называя его «безрассудным молодым человеком».

Повествователь узнаёт историю о погибшей девушке из уст Эраста и, опечаленный её трагической судьбой, часто приходит погрустить на «Лизину могилку». Такое сосуществование автора и героя в одном произведении не проявлялось в русской литературе до Карамзина. И этот приём также можно отнести к признакам сентиментализма в «Бедной Лизе».

Повесть так правдива и искренна, что воспринимается как рассказ о подлинных событиях. У неё есть «прописка» — пруд у Симонова монастыря, указанный автором, куда приходят к месту гибели Лизы несчастные в любви девушки. Они плачут, страдают и оставляют на коре деревьев серьёзные и сатирические надписи. Одна из них в форме таблицы гласит: «Погибла в сих струях Эрастова невеста, Топитесь, девушки, в пруду довольно места!»

Велика роль автора в том, что он дал направление другим писателям в создании демократичных и реалистичных произведений, описывающих настоящие человеческие судьбы, сочинив повесть о девушке-крестьянке. Никогда ещё в русской литературе не выставлялась напоказ личная жизнь героев со всеми радостями и трагедиями. Она навсегда останется в отечественной классике как истинный образец русского чувствительного произведения.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Сентиментализм в повести Карамзина

Сентиментализм — художественная направленность в литературе и творческой деятельности в XVIII — XIX веках. Сантименты означают чувства и переживания. Для этого течения душевные порывы и эмоции являются основными критериями в эстетике.

Чувственные образы в произведении

Существует негласный запрет на прямолинейный анализ образов, сложился особый интерес к обычному человеку. В сентиментализме главный акцент переносится на внутренний мир индивида, а внешние проявления не так важны.

Действие протекает в Москве. Главные персонажи — Лизавета, ее мама, Эраст. Повесть «Бедная Лиза» берет свое начало с описания красоты православного монастыря. Также автор описывает природу, прекрасные виды Москвы.

Пейзажи приносят с собой грустные настроения, угадывающие грядущие драматические события. «Бедная Лиза» основывается на типичном сюжете о мезальянсе. Персонажи любовной истории принадлежат к разным сословиям: дворянство и крестьянство. Такая пара не может обрести счастье по моральным причинам, а также крестьянский общественный уклад жизни противоречит и находится в конфликте с помещичьим.

Читайте также:  Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Юбилейное»

Образ бедной Лизы:

  • имя значит «уважающая Бога»;
  • красива своим телом и сердцем;
  • работала не покладая рук;
  • вежливая;
  • принадлежит к крестьянам.

Слезная история любви

Лизавета чувствует себя бедной в собственных эмоциях и переживаниях, также можно охарактеризовать материальное положение девушки. Дополнительно этим определением автор выражает, как он лично относится к молодой даме.

Образ Эраста:

  • имя значит «любимый»;
  • много денежных средств;
  • добрая душа;
  • острый ум;
  • слабый характер;
  • вел праздный образ жизни;
  • относится к дворянскому сословию.

Елизавете присущи скромность, нравственность, в ней не было ни капли жадности. Ее матушка была чувственной, честной, в преклонных летах — пошел шестой десяток. Хорошо воспитала свою дочь.

При знакомстве с Лизой скучающий и пресыщенный дворянскими развлечениями Эраст испытывает новое чувство — чистый восторг. Девушка влюбляется в юношу с первого взгляда. В их возникших чувствах нет порока, они светлые и прекрасные. Их любовная история завершилась тем, что Эраст женится по расчету на другой.

Автор возмущен действиями молодого человека, «сердце обливается кровью». Крестьянка обманута, герой повести воспользовался юностью и наивностью девушки, а потом бросил ее. В результате Елизавета убивает себя, она бросается в водоем. В дальнейшем Эраст несчастлив, потому что заключил брак не по любви.

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» как пример сентиментального произведения

1. Литературное направление «сентиментализм». 2. Особенности сюжета произведения. 3. Образ главной героини. 4. Образ «злодея» Эраста. В литературе второй половины XVIII — начала XIX веков было очень популярно литературное направление «сентиментализм». Название возникло от французского слова «sentiment», что в переводе означает «чувство, чувствительность». Сентиментализм призывал обратить внимание на чувства, переживания, эмоции человека, то есть особую важность приобретал внутренний мир. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» — это яркий пример сентиментального произведения. Сюжет повести очень прост. Волею судьбы встречаются избалованный дворянин и молодая наивная крестьянская девушка. Она влюбляется в него и становится жертвой своего чувства. Образ главной героини Лизы поражает своей чистотой, искренностью. Крестьянская девушка больше похожа на сказочную героиню. В ней нет ничего будничного, повседневного, пошлого. Натура Лизы возвышенна и прекрасна, несмотря на то что жизнь девушки сказочной не назовешь. Лиза рано лишилась отца, живет вместе со старой матерью. Девушке приходится много работать. Но она не ропщет на судьбу. Лиза показана автором как идеал, лишенный каких-либо недостатков. Ей не свойственна тяга к наживе, материальные ценности не имеют для нее какого-то значения. Лиза больше похожа на чувствительную барышню, выросшую в атмосфере праздности, с детства окруженную заботой и вниманием. Подобная тенденция была характерна для сентиментальных произведений. Главная героиня не может восприниматься читателем грубой, приземленной, прагматичной. Она должна быть оторванной от мира пошлости, грязи, лицемерия, должна являть собой образец возвышенности, чистоты, поэтичности.

В повести Карамзина Лиза становится игрушкой в руках своего возлюбленного. Эраст — это типичный молодой повеса, привыкший получать то, что считает нужным. Молодой человек избалован, эгоистичен. Отсутствие нравственного начала приводит к тому, что он не понимает пылкой и страстной натуры Лизы. Чувства Эраста вызывают сомнения. Он привык жить, думая только о себе и своих желаниях. Эрасту не дано было увидеть красоту внутреннего мира девушки, ведь Лиза умна, добра. Но достоинства крестьянки ничего не стоят в глазах пресыщенного дворянина. Эраст, в отличие от Лизы, никогда не знал лишений. Ему не нужно было заботиться о хлебе насущном, вся жизнь его — это сплошной праздник. И любовь он изначально считает игрой, способной украсить несколько дней жизни. Эраст не может быть верным, его привязанность к Лизе всего лишь иллюзия.

А Лиза глубоко переживает трагедию. Показательно, что когда молодой дворянин соблазнил девушку, грянул гром, сверкнула молния. Знамение природы предвещает беду. И Лиза чувствует, что за совершенное ей придется заплатить самой страшной ценой. Девушка не ошиблась. Прошло совсем немного времени, и Эраст охладел к Лизе. Теперь он забыл о ней. Для девушки это стало страшным ударом. Повесть Карамзина «Бедная Лиза» была очень любима читателями не только из-за занимательности сюжета, который рассказывал о красивой истории любви. Читатели высоко оценили мастерство писателя, который сумел правдиво и ярко показать внутренний мир влюбленной девушки. Чувства, переживания, эмоции главной героини не могут оставить равнодушным.

Парадоксально, но молодой дворянин Эраст не воспринимается в полной мере как отрицательный герой. После самоубийства Лизы Эраст раздавлен горем, считает себя убийцей и тоскует по ней всю свою жизнь. Эраст не стал несчастным, за свой поступок он понес суровое наказание. Писатель относится к своему герою объективно. Он признает, что молодой дворянин обладает добрым сердцем и разумом. Но, увы, это не дает права считать Эраста хорошим человеком. Карамзин говорит: «Теперь читатель должен знать, что сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою». Немудрено, что при подобном отношении к жизни любовь не стала для молодого человека чем-то заслуживающим внимания. Эраст мечтателен. «Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провожали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало». Что можно сказать об Эрасте, если проанализировать характеристику Карамзина? Эраст витает в облаках. Вымышленные истории важнее для него, чем настоящая жизнь. Поэтому ему все быстро наскучило, даже любовь столь прекрасной девушки. Ведь реальная жизнь всегда кажется мечтателю менее яркой и интересной, чем жизнь придуманная.

Эраст решает отправиться в военный поход. Он считает, что это событие придаст смысл его жизни, что он почувствует свою значимость. Но, увы, слабохарактерный дворянин во время военного похода только проиграл в карты все свое состояние. Мечты натолкнулись на жестокую действительность. Легкомысленный Эраст не способен на серьезные поступки, развлечения для него важнее всего. Он решает выгодно жениться, чтобы вновь обрести желаемое материальное благополучие. Эраст при этом совсем не думает о чувствах Лизы. Зачем ему бедная крестьянка, если перед ним встал вопрос материальной пользы.

Лиза бросается в пруд, самоубийство становится для нее единственно возможным выходом. Страдания любви настолько измучили девушку, что она не хочет больше жить. Для нас, современных читателей, повесть Карамзина «Бедная Лиза» кажется похожей на сказку. Ведь в ней нет ничего похожего на реальную жизнь, кроме, пожалуй, чувств главной героини. Но сентиментализм как литературное направление оказался очень важен для русской литературы. Ведь писатели, творящие в русле сентиментализма, показывали тончайшие оттенки человеческих переживаний. И эта тенденция в дальнейшем получила свое развитие. На основе сентиментальных произведений появились другие, более реалистичные и правдоподобные.

Анализ «Бедной Лизы»

Карамзин не осуждает героиню за сведение счетов с жизнью. По его мнению, мучение всегда будет вознаграждено. Эмоции и переживания своих персонажей автор соотносит с природой. В начале произведения перед читателем предстает грустный осенний пейзаж, который может привести к меланхолии. Ясное утро мая ассоциируется с пылким признанием в любви героев. Ночная пугающая гроза призвана подтверждать безграничную трагедию Лизаветы.

Признаки сентиментальности

Присутствуют все характерные черты сентиментализма в «Бедной Лизе»: главная тема — любовь, основной конфликт — доказать испорченную мораль дворянского общества. В повести противопоставлены город и село. В сентиментализме Карамзина природа идеализируется, автор восторгается принадлежностью Российского государства к патриархату.

Примеры сентиментализма: персонажи индивидуальны, их эмоции — главная эстетика повести. На первый план выходят размышления героев, их стремления, душевные переживания. В сентиментализме переживание более убедительно и подлинно, нежели само существование.

Разум и эмоции в рассказе

В повести представлены 2 конфликта: внешний — роман аристократа и простолюдинки; внутренний — любовь и предательство Эраста.

Книга наполнена мучениями, даже природа сочувствует Елизавете. В сентиментализме важны изображения чувств, а не проявление ума. В литературном труде Карамзина персонажи живут порывами своей души, рассудок нередко уходит на второй план, и эмоции зачастую противоречат здравому смыслу.

Основные классические литературные направления — классицизм, романтизм, сентиментализм и реализм. Тексты сочинений Карамзина относятся к сентиментализму, так как писатель считал главным благом именно воспитание чувственного восприятия.

Лирические отступления автора

Карамзин создаёт в сентиментальном сочинении картину светлой женской души, способной на любовь, верность и преданность. Своё сочувственное отношение к героине писатель выражает в заглавии. И сожалеет, что не может изменить события: ведь он передаёт подлинную историю.

Читайте также:  Анализ стихотворения «Юному поэту» Брюсова

Эраста автор не обвиняет в случившемся, а пытается найти ему оправдание, наделяя глубоким раскаянием. При этом он кратко и ёмко выражает отношение к своему ветреному герою, называя его «безрассудным молодым человеком».

Повествователь узнаёт историю о погибшей девушке из уст Эраста и, опечаленный её трагической судьбой, часто приходит погрустить на «Лизину могилку». Такое сосуществование автора и героя в одном произведении не проявлялось в русской литературе до Карамзина. И этот приём также можно отнести к признакам сентиментализма в «Бедной Лизе».

Повесть так правдива и искренна, что воспринимается как рассказ о подлинных событиях. У неё есть «прописка» — пруд у Симонова монастыря, указанный автором, куда приходят к месту гибели Лизы несчастные в любви девушки. Они плачут, страдают и оставляют на коре деревьев серьёзные и сатирические надписи. Одна из них в форме таблицы гласит: «Погибла в сих струях Эрастова невеста, Топитесь, девушки, в пруду довольно места!»

Велика роль автора в том, что он дал направление другим писателям в создании демократичных и реалистичных произведений, описывающих настоящие человеческие судьбы, сочинив повесть о девушке-крестьянке. Никогда ещё в русской литературе не выставлялась напоказ личная жизнь героев со всеми радостями и трагедиями. Она навсегда останется в отечественной классике как истинный образец русского чувствительного произведения.

Сегодня на уроке мы:

·     обсудим повесть Николая Михайловича «Бедная Лиза»;

·     проследим в ней основные признаки сентиментализма;

·     узнаем, что нового привнёс Карамзин в русскую литературу.

Повесть «Бедная Лиза» Николай Михайлович Карамзин написал после возвращения из Европы. Ему тогда исполнилось 25 лет.

Повесть Карамзин опубликовал в 1792 году в «Московском журнале», который сам издавал. «Бедная Лиза» произвела фурор.

Вскоре повесть вышла отдельной книгой и постоянно переиздавалась. Ею зачитывались.

Пруд, который описан в повести, стал называться «Лизиным». К нему приезжали влюблённые, чтобы объясниться в любви или объявить о разлуке.

Противники повести привозили туда подопечных с воспитательной целью. Они показывали, что автор приукрасил реальность. Например, вместо красивой берёзовой рощи на берегу росла одна жалкая берёзка.

Молодым людям зачитывали едкие эпиграммы:

«Ну можно ль поступить безбожнее и хуже: Влюбиться в сорванца и утопиться в луже».

Или:

 «Здесь в воду бросилась Эрастова невеста, ‒ Топитесь, девушки, в пруду довольно места».

Кроме Лизиного пруда на карте Москвы появились Лизина слободка, Лизина площадь, которая находилась недалеко от пруда и Лизин тупик, который к этому пруду вёл.

Одно за другим выходили подражания. Все они повторяли сюжет Карамзина.

Это «Бедная Маша» Александра Измайлова, «Прекрасная Татьяна» Владимира Измайлова, «Даша, деревенская девушка» Павла Львова и многие другие.

Черты героини Карамзина и мотивы повести мы можем видеть в творчестве

Пушкина, Достоевского и Толстого.

Читатели сострадали героям и восхищались новаторством автора. Карамзин перенёс европейский сентиментализм на русскую почву и навсегда изменил облик русской литературы.

Давайте вспомним основные признаки сентиментализма.

В центре произведения – изображение внутреннего мира человека, его чувств. Эмоции и настроения человека описываются очень подробно.

Основная тема – любовь.

Герои сложные. Нет строгого разделения на положительных и отрицательных.

Утверждается внесословная ценность человека. Душа человека показывается через мир природы. Природа идеальна. Воспевается её первозданная чистота. Город противопоставлен деревне и считается средоточием грехов.

В тексте прямо показана авторская позиция. Автор – посредник между читателем и героями истории.

Теперь попробуем найти эти признаки в повести «Бедная Лиза».

Обратимся к началу повести. Карамзин пишет:

«Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты».

В первом же предложении перед нами предстаёт образ автора-рассказчика. Он с самого начала выступает посредником между читателем и героями истории. Его отношение к героине повести ясно уже из названия повести «Бедная Лиза». Автор стремится заставить читателя сочувствовать судьбе несчастной девушки.

Пейзажи Москвы и её окрестностей мы видим глазами автора-рассказчика. Он всё время обращается к читателю или героям повести.

Такие слова адресованы влюблённой Лизе: «Ах, Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу».

А так комментирует клятвы Эраста: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты своё сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?»

Более того, автор говорит, что лично знаком с одним из героев повести и услышал историю бедной Лизы от него. Карамзин стремится передать свои чувства и мысли читателю прямо.

А теперь посмотрим на сюжет повести.

В основе повести лежит сюжет о несчастной любви крестьянки и аристократа. Сюжет этот не новый. Новым было то, Карамзин вывел на первый план простую крестьянку, а не дворянина. Он заставил читателей сочувствовать ей.

«И крестьянки любить умеют!», ‒ восклицает автор, когда рассказывает историю матери Лизы. Этим он показывает, что ценность человека не зависит от его сословия. Главное в человеке – его душа и нравственные качества.

Писатели-сентименталисты стремились передать движения души человека. Карамзин это делает мастерски. Он не только описывает эмоции, но и тонко подмечает их внешние проявления.

 Так он показывает радость и смущение героини: «Тут в глазах Лизиных блеснула радость, которую она тщетно сокрыть хотела; щёки её пылали, как заря в ясный летний вечер; она смотрела на левый рукав свой и щипала его правою рукою».

В истории Эраста и Лизы автор сталкивает два мира. Они резко противопоставлены друг другу.

Мир Эраста – Москва, которую автор ещё во вступлении называет алчной. Мать Лизы боится отпускать дочку в город и каждый раз молится, чтобы Лизу никто не обидел там.

Каким же мы видим героя повести?

«Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою».

Он эгоистичен. Любовь Лизы возвышает его в собственных глазах: «видя, сколь она любит его, казался сам себе любезнее».

Интересно, что Карамзин при этом подчеркивает ум и природную доброту Эраста. Даже осудить героя он хочет, но не может. «Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему. Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?» Эраст – не отрицательный герой. У него нет злых мыслей и стремления развратить Лизу. «Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям», – думает Эраст. Встреча с Лизой для него – шанс исполнить мечту и жить невинной жизнью со своей пастушкой на лоне природы.

Все неблаговидные поступки он совершает из-за слабости характера. Карамзин создаёт сложного, неоднозначного героя.

Мир Лизы и её матери – сельская идиллия. Они живут на лоне природы, зарабатывают на жизнь честным трудом, исключительно добры, невинны и чисты.

Лиза – необыкновенно заботливая дочь. Её мать – безутешная вдова, «чувствительная, добрая старушка». После смерти мужа дочь стала её единственной опорой и радостью в жизни.

Лиза искренна, наивна и самоотверженна. Она готова на всё ради Эраста. Её цель – счастье любимого. «… она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала своё счастие».

Когда Эраст уходит на войну, она падает в обморок после прощания. А очнувшись, хочет ехать вслед за ним. «Ах! – думала она. – Для чего я осталась в этой пустыне? Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом? Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь». Только мысль о матери остановила её.

Автор постоянно подчёркивает связь Лизы с природой. Объяснение в любви, которое сделало Лизу счастливой, случилось прекрасным майским утром.

Потеря невинности происходит тёмной мрачной ночью, и тут же начинается страшная гроза. Когда Лиза плакала в разлуке с Эрастом, «печальная горлица соединяла жалобный голос свой с её стенанием».

Таким образом Карамзин сделал пейзаж средством психологической характеристики героев. Более того, во вступлении пейзаж создаёт настроение повести. «Ужасная громада алчной Москвы» противопоставлена светлой реке и густо-зелёным пышным лугам. Развалины монастыря и кладбище намекают на трагический конец повести.

Вспомним, что сентименталисты утверждали ценность страданий. По их мысли, страдания делают человека лучше. А всякое страдание должно вознаградиться.

Во вступлении Карамзин пишет: «Ах! Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!»

Бедную Лизу автор не осуждает за самоубийство. Он призывает читателей посочувствовать ей. Вот так он пишет о её смерти: «Таким образом скончала жизнь свою прекрасная душою и телом. Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!»

Точно так же он не осуждает Эраста. Эраст сам погубил себя. Он проиграл своё состояние, женился без любви на богатой вдове и был несчастен до самой смерти. Эраст страдал и каялся в смерти Лизы, поэтому заслуживает прощения, уверен автор.

Белинский в статье «Литературные мечтания» написал о Карамзине: «Он отметил своим именем эпоху в нашей словесности; его влияние на современников было так велико и сильно, что целый период нашей литературы от девяностых до двадцатых годов называется периодом Карамзинским. Одно уже это достаточно доказывает, что Карамзин, по своему образованию, целою головою превышал своих современников. За ним ещё и по сию пору, хотя и не твёрдо и не определённо, кроме имени историка, остаются имена писателя, поэта, художника, стихотворца».

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/bednaya-liza/sentimentalizm-priznaki.html
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/sentimentalizm-bednaya-liza.html
  • https://rosnoust.ru/analiz/sentimentalizm-v-bednoj-lize-primery.html
  • https://videouroki.net/video/13-bednaya-liza-kak-proizvedenie-sentimentalizma.html

Подборка по базе: Копия Повесть временных лет.pdf, Практическая работа 2 бытовая повесть 2 половины 17 века.docx


Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма

Вопросы для обсуждения:

  1. Истоки сентиментальной прозыКарамзина.

Эстетические принципы Карамзина, легшие в основу его прозы, нашли отражение и в программных произведениях, и в теоретических статьях писателя. По мнению Карамзина, чувство, а не рационалистическое задание, свойственное поэтике классицизма, должно преобладать в литературном произведении. Изображая жизнь человека со всеми ее радостями и горестями, передавая его интимные переживания, писатель должен уметь «трогать наше сердце», «наполнять его горестными или сладостными чувствами», вести читателя к нравственному совершенству.

Для Карамзина характерно внимание не только к английской и немецкой поэзии, но и к античности.

Теоретически обосновывая эстетику сентиментализма, Карамзин опирался и на Руссо, в произведениях которого ему были близки чувствительность, психологизм и тонкое понимание природы. Однако критика Руссо лжепросвещенного абсолютизма и его революционные проповеди были чужды Карамзину. «Руссоизм» стал для Карамзина не стимулом разрушения феодального уклада, а методом оправдания свободы от политики» Умеренный либерализм, стремление социальные вопросы решать в морально-этическом плане, стремление достичь «всеобщего блага» путем постепенного развития просвещения были характерны для мировоззрения Карамзина.

Окружающая действительность, объективный мир преломлялись через призму авторского, субъективного «я» писателя. Карамзин считал, что только истинно гуманный человек, способный сострадать чужим несчастьям, может браться за перо. Писатель утверждал, что только приятное, «изящное в действительности достойно изображения, ибо только оно способно доставить читателю эстетическое наслаждение.

Субъективные переживания, субъективно-эмоциональное восприятие и оценка жизненных явлений, а не сама реальная действительность, в отличие от Радищева, занимают главное место в творчестве Карамзина. Автор должен «писать портрет души и сердца своего», помогая в то же время «согражданам лучше мыслить и говорить».

Наиболее полно черты сентиментальной прозы Карамзина: пафос гуманности, психологизм, субъективно-чувствительное, эстетизированное восприятие действительности, лиризм повествования и простой «изящный» язык — проявились в его повестях. В них отразилось повышенное внимание автора к анализу любовных чувств, душевных переживаний героев, усилилось внимание к анализу любовных переживаний героев, усилилось внимание к психологическим действиям. С именем Карамзина связано рождение русской психологической прозы.

Важным и прогрессивным моментом в творческой деятельности писателя было признание права личности независимо от сословной принадлежности на осуществление внутренней свободы. Отсюда идейной основой повести «Бедная Лиза» было утверждение писателя «и крестьянки любить умеют». У Карамзина нет резких оценок, нет пафоса негодования, он и в страдании героев ищет утешения, примирения. Драматические события призваны вызвать не возмущение, гнев, а грустное, меланхолическое чувство. Несмотря на жизненность ситуации, авторское субъективно-эмоциональное восприятие действительности мешало подлинной типизации. Жизнь Лизы и ее матери мало чем напоминала реальную жизнь крестьян. Лиза, подобно героиням сентиментальных идиллий, живет в хижине.

Лирическая манера повествования создает определенное на строение. Этому в повести служит и пейзаж, на фоне которого развивается действие, пейзаж, созвучный настроениям героев, и особый интонационный строй речи, делающий прозу Карамзина мелодичной, музыкальной, ласкающей слух и действующей на душу читателя, который не мог не сопереживать героям.

Впервые в прозе Карамзина пейзаж стал средством сознательного эстетического воздействия. Читатели повести поверили в достоверность рассказа, и окрестности Симонова монастыря, пруд, в котором погибла Лиза, стали местом паломничества.

Успех прозаических произведений Карамзина в значительной степени зависел от стилистической реформы писателя. Левин, говоря о лексике Карамзина, пишет: «Стилистическая окраска слова здесь не определяется предметом, а накладывается на предмет, поэтизирует его — и нередко чем ближе предмет к бытовой жизни, тем менее поэтичен он сам по себе, тем необходимей оказывается поэтизация его при помощи отображенного слова».

В чем же сущность литературной реформы Карамзина? Стремясь создать новый русский литературный язык взамен принятых классицизмом трех «штилей», Карамзин ставил своей задачей приблизить литературный язык к языку разговорному. Он считал, что любые идеи и «даже обыкновенные мысли» можно выражать ясно и «приятно».

Карамзин выдвинул требование — писать «как говорят», но он ориентировался на разговорную речь образованного дворянского сословия, очищая язык не только от архаизмов, но и от простонародных слов. Он считал правомерным обогащать русский язык за счет усвоения отдельных иностранных слов, новых форм выражения. Карамзин внес много новых слов: влюбленность, человечный, общественность, промышленность и др., которые остались и обогатили словарный состав русского языка.

Он стремится создать единый слог «для книг и для общества, чтобы писать, как говорят, и говорить, как пишут». И в противоположность Тредиаковскому Карамзин осуществляет это. Он освобождает лексику от излишней книжности, замечательно упрощает синтаксис, создаёт логически и вместе с тем лёгкий, изящный, одинаково удобный и в произношении и на письме «новый слог». Всё это имело очень важные последствия. «Слог его изумил всех читателей, подействовал на них, как удар электрический»,— пишет по горячим следам Н. И. Греч. «Схоластическая величавость, полуславянская, полулатинская,— замечает Пушкин о Ломоносовском языке,— сделалась было необходимостью: к счастью Карамзин освободил язык от чуждого ига и возвратил ему свободу, обратив его к живым источникам народного слова».

Противники стилистической реформы Карамзина жестоко упрекали его в офранцужении русского языка — в чрезмерном засорении галлицизмами. Ориентация Карамзина на французский язык в первый период его литературной деятельности, действительно, принимала подчас характер механического перенесения в русский язык французских слов, выражений и оборотов, засорявших его не менее чем прежние славянизмы и латинизмы. Однако в дальнейшем сам Карамзин пытался освободиться от этого

Недостатком реформы литературного языка Карамзина был отход от сближения русского литературного языка с языком простого народа. Ограниченность реформы Карамзина была связана с тем, что язык его был далек от народной основы. Это сумел понять и исправить Пушкин. Вместе с тем заслугой Карамзина явилось стремление, осуществленное им в своей литературной практике, к расширению границ литературного языка, освобождению его от архаизмов, сближению литературного языка с живой разговорной речью образованного общества.

  1. Этико-эстетическая программа русского сентиментализма и ее реализация в повести «Бедная Лиза». Название повести. Внешний и внутренний конфликт. Авторскаяпозиция.

Повесть «Бедная Лиза» написана на классический сентименталистский сюжет о любви представителей разных сословий: ее герои — дворянин Эраст и крестьянка Лиза — не могут быть счастливы не только в силу нравственных причин, но и по социальным условиям жизни. Глубокий социальный корень сюжета воплощение в повести Карамзина на своем самом внешнем уровне, как нравственный конфликт «прекрасной душою и телом» (1, 620) Лизы и Эраста — «довольно богатый дворянина с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным »(1, 610). И, конечно, одной из причин потрясения, произведенного повестью Карамзина в литературе и читательском сознании, было то, что Карамзин первым из русских писателей, обращавшихся к теме неравной любви, решился развязать свою повесть так.

Однако новшества литературной манеры Карамзина этим не исчерпываются. Сам образный строй повести, манера повествования и угол зрения. Повесть «Бедная Лиза» начинается со своеобразной музыкальной интродукции — описания разнообразностей Симонова монастыря, сопряженных в ассоциативной памяти автора-повествователя с «воспоминанием о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы» (1, 606):

Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей ‹…›: великолепная картина, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах… ›. Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые ‹…› наделяют алчную Москву хлебом. ‹…›

Там, опершись на развалины гробных камней, внимаю глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных, — стону, от которого сердце мое содрогается и трепещет. ‹…› Все сие обновляет в моей памяти историю нашего отечества — печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и мечом опустошали окрестности российской столицы и когда несчастная Москва, как беззащитная вдовица, от одного Бога ожидала помощи в любых своих бедствиях (1 , 605-606).

До, как начнется развитие сюжета, эмоционально-насыщенном пейзаже четко обозначены темы главных героев повести — тема Эраста, чей образ неразрывно связан с «ужасной громадой домов» «алчной» Москвы, сияющей «златом куполов», тема Лизы, сопряженная неразрывной ассоциативной связью с жизнью естественной природы, описанной при помощи эпитетов «цветущие», «светлая», «легкие», и тема автора, чье пространство имеет не физический или географический, а духовно-эмоциональный характер: автор выступает как историк, летописец жизни своих героев. и хранитель памяти о них.

С голосом автора в частный сюжет повести входит тема большой истории отечества — и история одной души и оказывается ей равновелика: «человеческую душу, любовь Карамзин мотивировал исторически и тем самым ввел в историю». Это сопоставление двух разных и мыслившихся до того несопоставимыми контекстами исторического и частного — делает повесть «Бедная Лиза» основополагающим литературным фактом, на базе которого возникнет русский социально-психологический роман.
В своем эстетическом единстве три центральных образа повести — автор-рассказчик, бедная Лиза и Эраст — с невиданной для русской литературы полнотой реализовали сентименталистскую концепцию личности, ценной своими внесословными нравственными достоинствами, чувствительной и сложной. Каждый герой всем обладает комплексом этих признаков, но имеет свой собственный доминанту. Основным носителем категории чувствительности является автор-рассказчик. С образом бедной Лизы соединяется идея внесословной ценности личности, — кстати, именно с этой идеей связан единственный случай прямой авторской декларации в повести — «ибо и крестьянки любить умеют!» (1, 607). Наконец, Эраст является воплощением сложности и противоречивости обратной натуры в сочетании своих субъективных качеств («добрый от природы, но слабый и ветреный»), объективной вины перед Лизой и столь же объективной невиновности, поскольку он, так же, как и Лиза, является жертвой обстоятельств, не дающих из сложившейся ситуации никакого выхода кроме трагедии. Такое последовательное воплощение сентиментальной идеологии в безупречно художественной форме и новаторской поэтике сделало повесть Карамзина «Бедная Лиза» не только эстетическим манифестом русского сентиментализма, но и подлинной родиной русской художественной прозы.
Подлинная литературная слава пришла к Карамзину после публикации повести «Бедная Лиза» (Московский журнал. 1792 г.). Показателем принципиального новаторства Карамзина и того литературного потрясения, каким явилась его повесть для русской художественной прозы, стала волна подражаний, захлестнувшая русская литература на рубеже XVIII-XIX вв. Одна за другой повести, различные карамзинский сюжет: «Бедная Маша» А. Измайлова, «Обольщенная Генриетта» И. Свечинского, «Даша, деревенская девушка» П. Львова, «Несчастная Маргарита» неизвестного автора, «Прекрасная Татьяна» В. Измайлова, «История бедной Марьи» Н. Брусилова и т. д.

Еще более убедительным доказательством переворота, совершенного карамзинской повестки дня в литературе и читательском сознании, стало то, что литературный сюжет был воспринят русским читателем как сюжет жизненно достоверный и реальный, а ее герои — как реальные люди. После публикации повести вошли в моду прогулки в окрестностях Симонова монастыря, где Карамзин поселился в своем героиню, и к пруду, который она бросила и который получил название «Лизина пруда». Как точно заметил В. Н. Топоров, определяя место карамзинской повести в эволюционном ряду русской литературы, «впервые в русской литературе создала такой образ жизни, который воспринимался как более сильный, острый и убедительный, чем сама жизнь».

Внешний и внутренний конфликт повести

“Бедная Лиза” – повесть о трагической любви. Простая, крестьянская девушка Лиза, живущая в окрестностях Москвы, отправляется в город торговать цветами. Там она встречает молодого человека по имени Эраст. Они влюбляются друг в друга.

Сюжет повествования основывается на системе внутренних и внешних конфликтов. Внешний конфликт представляет собой социальное противоречие: он – дворянин, она – крестьянка. Герои страдают из-за общественных предрассудков, но затем начинают верить в то, что сила любви преодолеет их. И читателю в определенный момент кажется, что история любви будет иметь счастливый финал. Но в повести есть и другие конфликты, которые развивают действие трагическим образом. Это внутренний конфликт в душе Эраста, возникший из-за сложившихся жизненных обстоятельств. Герой уезжает в расположение действующей армии, а Лиза остается его ждать, поверив обещаниям и признаниям своего возлюбленного. Проиграв в карты деньги и имение, Эраст оказывается неспособным заплатить образовавшиеся долги. И тогда он находит единственный выход: жениться на богатой невесте. Лиза случайно узнает о предательстве и решает утопиться. Мотив самоубийства тоже был новым для русской литературы. Узнав о смерти любимой, Эрасмт мучительно переживает свое предательство. Об этом мы узнаем из концовки повести.

Эта история вызывает сочувствие в сердцах читателей к персонажам повести. Автор тоже сочувствует своим героям. Авторская позиция видна в названии повести. Эраста мы тоже не можем назвать отрицательным героем, этот образ вызывает сочувствие тем искренним раскаянием, которое он испытывает, осознав весь ужас своего поступка, глубину предательства, приведшего к смерти Лизы. Авторская позиция выражается и через прямые высказывания, принадлежащие в повести повествователю: “Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце”

  1. Система образов повести. Принципы изображения любовного чувства. Психологическая сложностьхарактеров.

Характеристика героев «Бедная Лиза»

Главные герои

Лиза

Молоденькая, привлекательная девушка, в 15 лет осталась без отца. Трудолюбивая и усердная Лиза усиленно работает, помогая своей старой матери. Она вяжет носки, изготавливает холсты, в летнее время собирает ягоды и цветы, и носит все это на продажу в Москву. Это чистая и скромная девушка, с чувствительной и ранимой душой. Влюбившись в молодого офицера, полностью отдается своим чувствам. Доверчивая и наивная, она искренно верит в любовь Эраста. Узнав о его женитьбе, не может пережить измены, и заканчивает жизнь самоубийством.

Эраст

В «Бедной Лизе» герои не только вызывают симпатию, но и заставляют усомниться в подлинности чувств. Поведение Эраста в случае с Лизой – яркий пример этому несоответствию слова и дела. Эраст – молодой, богатый дворянин, умный и добрый человек. Вместе с этим, он слабохарактерный и безвольный. Влюбившись в Лизу, испытывает новые чувства впервые столкнувшись с нравственной чистотой. Завладев Лизой, он снова стал самим собой. Проиграв состояние, женится на богатой даме своего круга.

Второстепенные персонажи

Мать Лизы

Пожилая женщина, больная, сильно переживает смерть мужа. Очень добрая и чувствительная, любит и жалеет Лизу. Ее мечта – выдать замуж дочь за хорошего человека. Общительная старушка, любит вести разговоры с Эрастом. Ей нравится молодой человек, но она не представляет его Лизиным мужем, так как хорошо понимает социальное неравенство. Услышав о смерти дочери, сердце старушки не выдержало, и она умерла вслед за ней.

Автор

Автор рассказывает о несчастной любви двух молодых людей, историю которых узнал от Эраста. Это хороший и честный человек, умеющий глубоко чувствовать и сострадать. С нежностью и восхищением автор описывает образ несчастной девушки, с пониманием и сочувствием относится и к Эрасту. Он не осуждает молодых людей, и посещает Лизину могилку из самых светлых побуждений.

Отец Лизы

При жизни был зажиточным крестьянином, вел трезвый образ жизни, умел и любил трудиться, чему научил и свою дочь. Был любящим мужем и заботливым отцом, его смерть принесла семье много страдания.

Богатая вдова

Автор вскользь упоминает об этой даме. Это уже пожилая женщина, давно влюблена в молодого офицера. Чтобы окончательно не разориться, Эраст женится на ней.

Анюта

Молоденькая девушка, соседка Лизы. Именно к ней обращается Лиза перед смертью. Анюта честная и надежная девушка, которой можно доверять. Лиза попросила Анюту передать матери деньги, и объяснить ей причину своего поступка. Растерявшаяся от безумной речи Лизы, от ее внезапного броска в реку, Анюта не сумела оказать помощь тонущей соседке, и с плачем побежала в деревню за помощью.

  1. Функция пейзажа впроизведении.

Пейзаж – это одно из основных средств раскрытия чувств, душевных переживаний и волнений главной героини.

В самом начале произведения автор описывает Москву – «ужасную громаду домов и церквей». Противопоставлением величественного, но мрачного амфитеатра выступает естественная красота природы: цветущие луга, светлая речка, дубовая роща. Описание природы в начале повести служит для выражения позиции автора. Карамзин встает на сторону всего прекрасного, естественного, дышащего красотой и гармонией. С любовью и нежностью изображает он долины, раскинувшиеся по берегам Москвы-реки. В этом чудесном, естественном и прекрасном мире живет трудолюбивая, добрая, искренняя девушка Лиза. Она является частью натуры. Красивая, искренняя, живая раскрывается она навстречу любви, отдает этому чувству всю себя. Не способная на обман и ложь девушка не ожидает предательства и со стороны любимого ею человека.

Зарождение чувств Лизы сопровождают «белые туманы», волнующиеся в воздухе. Они становятся отражением внутренних переживаний, волнений молодой девушки. Мир оживает, расцветает вокруг Лизы, когда Эраст признается ей в любви. Также как природы, ее душа расцветает навстречу новому, еще неведомому ранее ей чувству. Пока отношения между Лизой и Эрастом были честными, искренними, то и природа вокруг оставалась такой же красивой, светлой, как и их любовь.

Проходит пора невинных отношений, Лиза с Эрастом становятся близки. Девушка чувствует себя грешницей, внутреннее смятение Лизы предстает в образе безлунной черной ночи, когда небосвод изредка освещается вспышками молнии, а тишину нарушают раскаты грома. Тревога, смятение царствуют в душе молодой героини. Гроза становится предвестником трагичного финала повести.

Чувства Эраста постепенно угасают, и он оставляет девушку под предлогом того, что ему необходимо удалиться в полк. Все время разлуки Лиза живет надеждой снова увидеться с возлюбленным. Узнав о предательстве Эраста,  девушка кончает жизнь самоубийством. Лиза бросается в тот самый пруд, сидя на берегу, которого она была так счастлива. Свидетелем счастья героини и ее трагичной смерти становится «мрачный» дуб, в тени которого находит приют бездыханное тело Лизы.

Таким образом, роль пейзажа в повести «Бедная Лиза» неоднозначна и сложна. С одной стороны, натура – это фон событий произведения. Но основная его роль заключается в более полном раскрытии характера главной героини, ее чувств.

  1. Речевая характеристика, мимика, жест, художественная деталь как средства создания образа. Портрет и его роль вповести.

Знаменитая повесть Карамзина «Бедная Лиза» (1792), в которой он продолжил линию изображения «простых поселян», удачно начатую «Фролом Силиным», привлекла современников своей гуманистической идеей: «и крестьянки любить умеют». Сюжет повести незамысловат. В центре внимания – психология героев. Много лирических отступлений. Главная героиня – крестьянка Лиза – воплощение представления писателя о «естественном человеке»: она «прекрасна душой и телом», добра, искренна, способна преданно и нежно любить. Жизнь её тесно связана с природой». Карамзин вывел героиню из того сословного круга, в котором, как считалось, только и возможны чувства утончённые и просвещённые, эстетизировал действительность.

Повествование о «плачевной судьбе» Лизы предваряется величественной панорамой Москвы и окрестностей города с акцентированием внимания на отдельных топографических приметах (Данилов монастырь, Воробьёвы горы, стены Симонова монастыря) и лаконичным, но весьма эмоциональным экскурсом в прошлое российской столицы. Такого рода вступление к повести позволяет Карамзину обозначить тот реальный географически-топографический и исторический контекст, который призван помочь читателю лучше понять рассказанную затем историю.

В самом начале своего повествования Карамзин указывает место и время действия (окрестности Москвы, близ Симонова монастыря, «лет за тридцать перед сим») и подчёркивает, что «пишет не роман, а печальную быль». Начальные страницы «Бедной Лизы» свидетельствуют о неравнодушии Карамзина к своему Отечеству. Примечательно, что свою героиню писатель поселил рядом с Симоновым монастырём: со стен именно этого монастыря он любуется Москвой и её окрестностями, именно в Симоновом монастыре он вспоминает о прошлом Москвы и об истории Отечества. Соседство пустой, полусгнившей хижины, в которой когда-то жили Лиза со своей матерью, и опустевшего, полуразрушенного монастыря позволяет Карамзину органично перейти от размышлений о судьбах Отечества к раздумьям о судьбе отдельного человека – не прославленного своими подвигами героя, а простой крестьянской девушки.

Карамзин в «Бедной Лизе», как и во «Фроле Силине», последовательно, целеустремлённо привлекал внимание читателей к нравственным проблемам, ибо был убеждён, что не только состояние общества, но и судьбы отдельных людей во многом зависят именно от этого – от уровня нравственности. Социальные коллизии затрагивались писателем в предельно лаконичной, ненавязчивой форме. Лиза заслужила своей внешней и внутренней красотой право на человеческое счастье. Но в том социальном и нравственном мире, в котором она живёт, это право не может быть реализовано. 

Трагический конец героини  предопределён различием в социальном положении Эраста и Лизы: он – «довольно богатый дворянин», она – крестьянка. Вместе с тем Карамзин вуалирует социальный конфликт, переводя его в моральный план, и заканчивает свою повесть примиряющими аккордами, придающими ей элегический тон: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привёл меня к Лизиной могилке. – Теперь, может быть, они уже примирились!».

Герой повести Карамзина – отнюдь не злодей, не насильник и не расчётливый, коварный соблазнитель. Он действительно увлёкся Лизой, искренне восторгался её красотой, её душевной чистотой, её нравственным обликом.

Эраст принадлежит не к самой худшей части дворян. Он – человек «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Ему кажется, «что он нашёл в Лизе то, чего сердце его давно искало». И различие в социальном положении его вроде бы не смущает. «Однако ж тебе нельзя быт моим мужем!» – восклицает Лиза. На что Эраст заявляет: «Ты обижаешь меня. Для твоего друга важнее всего душа, чувствительная, невинная душа, – и Лиза будет всегда ближайшая к моему сердцу». Эраст искренне мечтает об идиллической любви, о забвении сословных предрассудков. Но мечтания его призрачны. Отсюда – столкновение мечты с реальностью и печальная развязка.

Эраст не обманывал Лизу, когда говорил ей о том, что собирается идти на войну, послужить своему отечеству. Однако его слабохарактерность, ветреность сыграли свою роковую роль. Отправившись в армию, он, «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти всё своё имение. Скоро заключили мир, и Эраст возвратился в Москву, отягчённый долгами. Ему оставался один способ поправить свои обстоятельства – жениться на пожилой богатой вдове…». От былой любви, от благородных заверений и обещаний не осталось ни следа. Эраст предаёт Лизу, предаёт их любовь, предаёт фактически и самого себя. Он оказывается человеком ущербным в нравственном отношении (порочный герой противопоставляется добродетельной героине как «человек цивилизованный» – «естественному человеку»). Вместе с тем, совершив жестокий поступок, Эраст раскаивается всю оставшуюся жизнь. Повесть «Бедная Лиза» – исповедь Эраста, поведанная автором-рассказчиком, которому он доверился.

В образе Эраста впервые намечен тип разочарованного русского аристократа, предшественника Онегина, Печорина и т.д.  В образе Эраста Карамзин изображает противоречия человеческого характера.

Лиза предстаёт натурой цельной и сильной, по-настоящему благородной, высоконравственной. При всей глубине и силе любви к Эрасту она не может допустить и мысли о том, чтобы попытаться удержать любимого ценою «бесславия», потери чести. В образе Лизы нашли отражение некоторые черты женского национального характера. Хотя в облике героини чересчур явно проглядывают сентименталистские установки на «чувствительность» повествования и на «изящность» изображения натуры, благодаря чему натура эта предстаёт в «очищенном» своём виде, преимущественно однолинейной. Карамзин выводит Лизу из быта, помещает в лабораторную колбу, и этого довольно: Лизе надобно сочувствовать за то, что она человек (Ст. Рассадин).

Карамзин психологически достоверно раскрывает процесс зарождения и развития чувства у своих героев. Средствами создания психологической сложности их характеров выступают динамика и изменчивость чувства, портрет, пейзаж (природа – действующее лицо повести), речевая характеристика, интонация, мимика, жест, художественная деталь:

 «…Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась».

 «…незнакомец остановил её за руку».

 «На другой день нарвала Лиза самых лучших ландышей и опять пошла с ними в город. Глаза её тихонько чего-то искали».

 «»Ничего, матушка, – отвечала Лиза робким голосом, – я только его увидела»».

 «Старуха выглянула в окно. Молодой человек поклонился ей так учтиво, с таким приятным видом, что она не могла подумать об нём ничего, кроме хорошего».

 «Услужливая Лиза, не дождавшись ответа от матери своей побежала на погреб – принесла чистую кринку, покрытую чистым деревянным кружком, – схватила стакан, вымыла, вытерла его белым поло-

тенцем, налила и подала в окно, но сама смотрела в землю. Незнакомец выпил – и нектар из рук Гебы не мог показаться ему вкуснее. Всякий догадается, что он после того благодарил Лизу и благодарил не столько

словами, сколько взорами».

 «Эраст выскочил на берег, подошёл к Лизе и – мечта её отчасти исполнилась: ибо он взглянул на неё с видом ласковым, взял её за руку… А Лиза, Лиза стояла с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим

сердцем – не могла отнять у него руки – не могла отворотиться, когда он приближился к ней с розовыми губами своими… Ах! Он поцеловал её, поцеловал с таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею! …в сию минуту восторга исчезла Лизина робость…».

 «Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком расположении, в каком из неё вышла. На лице и во всех её движениях обнаруживалась седечная радость. «Ах, матушка! Какое прекрасное утро! Как всё ве-

село в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!»».

И т.д. и т.п.

Несмотря на то, что социальная тема в повести теряет свою остроту, переходя в любовную историю, Карамзин проявил определённую смелость, утверждая внесословную ценность человека. Мало того, открытие насчёт умения любить, встречаемого и среди крестьянок, наводило на мысль о том, что у крестьян, у народа есть какие-то личные функции, неподнадзорные, неподвластные монарху и не имеющие прямого отношения к исполнению своего долга в обществе.

Крестьянка Лиза, в которой Эраст видел наивную, простодушную «пастушку», совершает поступок, приобщающий её к кругу избранных ― тех, кто не хочет мириться с предрассудками общества, отстаивая свою любовь.Именно самоубийство делало карамзинскую Лизу в глазах читателей подлинной героиней, способной по-настоящему любить. Проявляя решимость умереть из-за несчастливой любви, героиня как бы присваивает привилегию «благородных». Сентиментализм приносит в русскую литературу представление о чести «маленького человека», который защищает свое достоинство в обществе, где сильны сословные предрассудки. «Честь дороже жизни» ― эта формула оказалась применимой к «чувствительной» героине, независимо от её происхождения.

Непосредственно оценивает происходящее сопереживающий «чувствительный» автор-рассказчик: «сердце моё обливается кровью», «язык мой не движется», «слеза катится по лицу моему». Он любит бродить в окрестностях  Москвы, наслаждаясь приятными видами; размышляет об истории отечества, разглядывая развалины монастыря; сожалеет о судьбе Лизы, но способен понять и простить заблуждение Эраста.

 Повесть породила многочисленные подражания: «Бедная Маша» А.Е. Измайлова, «Несчастная Лиза» И.М. Долгорукова, «Бедная Лилия» А.Попова, «Несчастная Маргарита» неизвестного автора и т.п. Язык повести – самое значительное достижение Карамзина. Ему удалось добиться лёгкости и приятности речи. Но за счёт обилия «чувствительных» слов «изящность» повествования нередко переходит в слащавость. В речи геро-

ев Карамзин не стремится к той индивидуализации, которая уже была известна русской литературе (особенно благодаря журналистике Н.И.Новикова, «Недорослю» Фонвизина): и Лиза, и Эраст, и автор говорят одним и тем же языком. Более того, и в «Фроле Силине», и в «Бедной Лизе» крестьяне говорят не простонародным, а литературным языком. Отказ от употребления «грубых», режущих слух, выражений привёл писателя и к отказу от использования пословиц и поговорок, колоритных русских слов и фразеологизмов.

Если в «Бедной Лизе» встречаются предромантические вкрапления (описание Симонова монастыря, гром, буря, дождь «из чёрных облаков», последовавшие за потерей «Лизиной невинности»), то «Остров Бóрнгольм» (1794) ―повесть с предромантическими тенденциями, где переосмысляется классицистический конфликт Закона, долга (традиции, общепринятые мнения) и Природы, чувства (естественного голоса натуры). Проза её приобретает лирический характер, приближаясь к поэзии.

  1. Традиции повести «Бедная Лиза» в русской литературе XIX–ХХвв.

  1   2

Тестовые задания по произведению Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

1. В каком году было написано произведение «Бедная Лиза»?

А) В 1801                      Б) В 1892                   В) В 1754                    Г) В 1792

2. К какому жанру литературы относится произведение «Бедная Лиза»?

А) Рассказ                     Б) Повесть                 В) Роман                     Г) Поэма

3. К какому литературному направлению относится повесть «Бедная Лиза»?

А) Сентиментализм     Б) Классицизм           В) Романтизм            Г) Реализм

4. Художественное своеобразие сентиментализма, основоположником которого в России был Карамзин, состоит:

А) в изображении внутреннего мира и чувств человека;

Б) в изучении личностных качеств человека;

В) в воспитании внешней красоты человека.

5. Отличительной особенностью «Бедной Лизы» является:

А) Простой и гладкий язык, без старославянизмов, высокопарных слов и сложных оборотов

Б) Много новых слов, которые на тот момент только появились в русском языке

В) Необычное построение композиции

Г) Наличие большого количества действующих лиц

6. На протяжении какого времени происходят события, описанные в повести?

А) Один месяц             Б) Три месяца                  В) Неделю                 Г) Год

7. Сколько лет бедной Лизе, когда она встречает Эраста?

А) 16             Б) 17               В) 18            Г) 19

8. «До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной…» — пишет Карамзин о Лизе:

а) как о человеке чистом душой;                б) с иронией;               в) как о легкомысленной девушке.

9. Какое событие является кульминацией произведения?

А) Первый поцелуй Лизы и Эраста

Б) Желание матушки Лизы выдать её замуж за другого

В) Встреча Лизы и Эраста на улице Москвы

Г) Признание Эраста в предстоящей женитьбе на другой женщине

10. К какому социальному сословию принадлежит Эраст?

А) Крестьянин                    Б) Князь                  В) Дворянин                      Г) Купеческий сын

11. К какому социальному сословию принадлежит Лиза?

 А) Крестьянка                   Б) Княгиня              В) Дворянка                       Г) Купеческая дочь

12. Когда происходят события, описанные в повести?

А) В настоящее время           Б) 30 лет тому назад      В) 10 лет тому назад           Г) В прошлом году

13. О ком сказал Н.М. Карамзин: «И крестьянки любить умеют»?

А) О Лизе            Б) О будущей жене Эраста           В) О близкой подруге Лизы       Г) О матери Лизы

14. С какими цветами пришла Лиза в Москву, для того чтобы продать их?

А) С ландышами                 Б) С розами            В) С ромашками              Г) С гвоздиками

15. Чем закончилась торговля Лизы цветами на второй день?

А) Продала весь товар                                                              Б) Бросила цветы в Москву-реку

В) Подарила цветы привлекательному мужчине                  Г) Подарила цветы своей матери

16. Где встретилась Лиза с молодым незнакомцем во второй раз?

А) Под окном своего дома    Б) На улице Москвы    В) На берегу Москвы-реки     Г) В лесу

17. Что попросил Эраст у матери Лизы увидев её в первый раз?

А) Руки её дочери     Б) Воды      В) Молока             Г) Что-нибудь поесть

18. Какие интересы в жизни были у Эраста?

А) Игра в шахматы               Б) Светские забавы           В) Литературные вечера     Г) Ведение хозяйства

19. Лиза мечтала о том, чтобы Эраст был кем-нибудь другим, и они могли быть вместе. Кем был Эраст в ей грёзах?

А) Принцем               Б) Солдатом              В) Кузнецом              Г) Пастушком

20. Где Эраст признался Лизе в любви?

А) На берегу реки        Б) На полянке в лесу              В) За домом Лизы              Г) В поле

21. Что обещал Эраст Лизе?

А) Увезти её в далёкие края      Б) Всегда любить её В) Забрать её и её матушку к себе домой

Г) Представить Лизу своим друзьям и родным

22. Кем был жених Лизы, за которого хотела выдать её мать-старушка?

А) Сапожником из Москвы                                                       Б) Приезжим графом из Петербурга

В) Сыном богатого крестьянина из соседней деревни           Г) Добрым пастухом из их деревни

23. Чего испугалась Лиза во время грозы?

А) Чтобы гром не убил её как преступницу

Б) Чтобы молния не попала в дерево, под которым они с Эрастом сидели

В) Чтобы гром не разбудил матушку, и она не увидела, что Лизы нет дома

Г) Что из-за дождя придётся окончить свидание с Эрастом

24. Что дал напоследок Лизе Эраст, рассказав ей о своей предстоящей женитьбе?

А) Письмо с объяснениями           Б) 100 рублей                   В) Кольцо

Г) Обещание вскоре вернуться к Лизе

25. Что сделала Лиза, узнав о предательстве возлюбленного?

А) Решила отомстить Эрасту

Б) Рассказала всё об их отношениях его будущей жене

В) Покончила жизнь самоубийством

Г) Вышла замуж за жениха, которого нашла Лизе мама

26.«Когда там, в новой жизни, увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза» — это:

а) слова Эраста;                 б) повествователя;                      в) матери.

27. Какая основная проблема поднята Н.М. Карамзиным в повести «Бедная Лиза»?

А) Социальное неравенство людей

Б) Проблема отцов и детей

В) Проблема воспитания и образования

Г) Проблема одиночества человеческой натуры

Ключ:

1-г

2-б

3-а

4-а

5-а

6-б

7-б

8-а

9-г

10-в

11-а

12-б

13-г

14-а

15-б

16-а

17-в

18-б

19-г

20-а

21-б

22-в

23-а

24-б

25-в

26-б

27-а

0-13-«2»

14-17- «3»

18-25- «4»

26-27- «5»

  • Сентиментализм в произведении бедная лиза сочинение
  • Сентябрь 1689 январь 1725 историческое сочинение
  • Сенцы значение слова в рассказе филиппок
  • Сенкью как пишется на русском
  • Сено скошено как пишется