Семья как малая социальная группа сочинение

Для чего нужна семьясемья это небольшая группа людей, связанных родственными отношениями, общими предками, взаимной ответственностью, привязанностью и любовью, совместными

Для чего нужна семья

Семья — это небольшая группа людей, связанных родственными отношениями, общими предками, взаимной ответственностью, привязанностью и любовью, совместными бытовыми условиями. Семьи многообразны, отличаются количеством детей, установленными правилами поведения и семейными традициями. Что такое семья своими словами – это родственники, живущие под одной крышей.

Интересно знать! В прошлом, семьи включали в себя большое количество родственников, проживавших совместно. Старинные знатные роды гордились своим происхождением, имели собственный герб. Поведение каждого члена такой семьи оценивалось старшими в роду, проступки строго наказывались.

Семья выполняет в обществе важные задачи:

  1. Воспроизводство населения. Общество с низкой рождаемостью постепенно вымирает, люди стареют, а молодежи становится все меньше и меньше. Поэтому, большинство государств заботится о повышении рождаемости. Наверное, многие слышали о материнском капитале, выплачиваемом в Российской Федерации за рождение детей. Но для увеличения населения в семье должно быть минимум 2-3 ребенка.
  2. Воспитание детей. Именно в семье человек учится правилам поведения в обществе. Родители рассказывают ребенку, что такое добро и зло, как нужно поступать с другими и почему. Легко понять, в какой семье вырос ребенок по его поведению.
  3. Передача накопленного опыта, знаний. Родители учат ребенка всему, чему научили их предки, кроме того, они передают знания, полученные собственным опытом. Так, из поколения в поколение, общество совершенствуется, развивается интеллектуально.
  4. Удовлетворение потребностей. Все члены семьи помогают друг другу, сотрудничают между собой. Папа, приходя уставшим с работы, может не готовить себе ужин, за него все сделала жена. Мама не носит тяжелые сумки, зная, что это обязанности ее мужа. Так, деятельность семьи настроена на удовлетворение потребностей каждого, в выполнении друг перед другом обязанностей.

Зачем человеку семья: для удовлетворения потребности в общении, проведении совместного досуга, восстановления сил и душевного тепла. Совместное ведение домашнего хозяйства, поддержание чистоты и порядка в доме также играют немаловажную роль.

Функции семьи

Семья является главной ячейкой общества, так как выполняет несколько очень важных функций, обеспечивающих его жизнедеятельность.

Важнейшие из них:

  • Репродуктивная – она решает всего две задачи общественную (это воспроизводство здорового населения) и индивидуальную (это удовлетворение природной потребности в детях). Выделяют три главных типа репродуктивности: малодетный, среднедетный и многодетный. Так как в современном цивилизованном мире наметилась устойчивое ухудшение демографической ситуации и уровень смертности намного превышает уровень рождаемости, именно поэтому сегодня одна из важнейших задач любого государства – восстановление средней и многодетной репродуктивности.
  • Воспитательная – это не просто осуществление социализации детей, но и воспитание их до достижения совершеннолетия. Младшему поколению передается накопленный родителями опыт в различных сферах, а также развиваются индивидуальные способности ребенка, прививается ему определенные нравственный и психологические качества. Характерные особенности воспитательной функции в том, что она ни в каких случаях не может быть заменена другим институтом и реализуется не только в форме различных педагогических воздействий старшего поколения на младшее , но и посредством создания уникальной атмосферы дома.
  • Экономическая (хозяйственно-бытовая) – исторически так сложилось, что семья – это самая важная ячейка общества, поскольку она удовлетворяет различные первичные потребности, возникающие у каждого человека – кормит, одевает, дает жилье. Члены такой малой общественной группы, как правило, ведут общее хозяйство, в ней не только организуется быт, но и накапливаются определенные материальные блага, которые впоследствии младшее поколение получают в наследство от старшего.
  • Восстановительная – человек должен чувствовать любовь, тепло и защиту, несмотря на свой статус, внешность, финансовое положение и т. д. Неудовлетворенность таких базовых потребностей, приводит к сложным депрессиям, неконтролируемой агрессии и нервным срывам как внутри социальной группы, так и в обществе в целом, при этом растет число расторжений браков и обездоленных детей. А вот если близкие заботятся друг о друге, знают как и умеют правильно выражать свои эмоции и чувства, а также организовывать досуг и активный отдых, стабильность брачной пары будет высока.

Виды семей

В зависимости от состава, количества детей, характера взаимоотношений, выделяют виды семей:

  1. Бездетные – супружеская пара не может иметь ребенка;
  2. Однодетные. У родителей только один ребенок, считается, что этого недостаточно для воспроизводства населения;
  3. Семьи со средним количеством детей: от 2 до 3;
  4. Многодетные – содержат более 3 детей;
  5. Полная семья – в ней проживают оба родителя;
  6. Неполная – ребенок живет только с одним из родителей;
  7. Патриархальная – в доме главный мужчина (отец, дедушка), он принимает все важные решения, распределяет обязанности, отдает распоряжения;
  8. Матриархальная – лидером семейных отношений является женщина (мать, бабушка), ее мнение самое значимое, она распределяет доходы и обязанности.

Дети из неполных семей испытывают психологические трудности, им сложно смириться с разводом родителей. Государство защищает таких детей, их право видеться с любым из родственников (папой, мамой, бабушкой, дедушкой) закреплено законом. Ни один из родителей не в праве запрещать видеться ребенку с другими родственниками, даже находясь с ними в ссоре, плохих отношениях.

С каждым годом растет количество разводов. В обществе появляется все больше неполных семей. Дальнейшее будущее зависит от подрастающего поколения, насколько ответственно оно будет относиться к созданию семьи и рождению детей.

Семейные ценности

Крепкая и дружная семья – основная ячейка общества, но, обычно, она не имеет возможности существовать без определенных уникальных ценностей. Это различные правила и нравственные идеалы, по которым живет каждый ее член, стараясь никогда не нарушать их. Перечень основных современных ценностей для каждой фамилии уникален. Но главными из них являются такие:

  • Честность – это крепкая и надежная основа любых взаимоотношений. Без нее не получится ни создать, ни поддерживать их. Поощряйте проявления честности и уважайте того, кто говорит вам об ошибках и неправильных поступках. Если вы рассердитесь на него, в следующий раз он будет скрывать свое мнение, чтобы избежать неуважения с вашей стороны.
  • Гибкость – вы и ваши близкие всегда придерживаетесь определенных порядков, устоев, режима дня? Не забывайте иногда проявлять гибкость, ведь без нее могут возникать ненужные обиды. Лояльность в некоторых вопросах сделает всех родных намного счастливее.
  • Сплоченность – члены не должны проводить вместе каждую свободную минуточку и обязательно должны иметь свободу для различной деятельности. Но им важно знать, что у них есть крепкий тыл и безопасное место, куда можно в любое время вернуться. Развить чувство сплоченности помогут различные совместные мероприятия. Собираться с близкими важно не только по особым поводам, но и просто так.
  • Прощение – научится прощать ошибки и не замечать промахи других сложно. Но родной дом – это совсем не то место, где хотелось бы услышать критические высказывания или упреки. Помните, что никто из нас не совершенен, поэтому постарайтесь решать различные проблематичные ситуации достойно, быстро достигая понимания, не тая обиду и двигаясь вперед. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на обиды.
  • Уважение – нормальное общение невозможно, когда нет уважения, никого не интересует чужое мнение, нет готовности принять и понять чувства, потребности и точку зрения другого человека, не навязывая ему собственные мысли. Но невероятно важно не путать уважение со страхом, ведь младшее поколение должно уважать старшее, а не просто бояться его. Единственный действенный способ заработать уважение – показать близким людям, что вы сами с уважением относитесь к ним.
  • Щедрость – отдавать, никогда не думая о том, что же получишь взамен, необходимое качество для тех, кто хочет стать надежным, ответственным, серьезным и полезным членом современного общества. Это поможет в будущем проявлять сочувствие, сострадание, сожаление, понимать, о чем люди мечтают и в чем они нуждаются в данный момент. Быть действительно щедрым – совсем не значит давать только деньги. Нужно уметь отдавать любовь, внимание, свободное время.
  • Традиции – у каждого рода они свои. Кто-то устраивает встречи на День Победы у дедушки-ветерана, кто-то на выходные ездит на дачу, а кто-то по пятницам смотрит новые киноленты. Наличие традиций делает каждую небольшую социальную группу уникальной. Традиции – это память рода. Это определенная дань уважения предкам. Повторяя определенные действия и ритуалы из месяца в месяц, из года в год, мы отдаем дань уважения своим пращурам. Чтобы передать своим детям самое лучшее и оставить в их сердцах память о Вас и более древних родственниках, важно знать историю семьи, интересоваться своим происхождением. В этом Вам помогут специалисты «Дома родословия». Они не только составят ваше генеалогическое древо, но и составят настоящую родовую книгу, которая станет настоящей реликвией.
  • Любопытство – ребенок по своей природе имеет пытливый ум. Но с возрастом у некоторых детей это качество ослабевает. Важно уметь распознать, когда проявляется любопытство, поощрять его развитие. Задавайте им множество задач, а также вопросов на разные темы, никогда не бойтесь признаться, что вы что-то не знаете, и много читайте. Критическое мышление – значимое для человека умение, которое можно приобрести только, имея любопытство.
  • Общение – неспособность общаться в кругу родных приведет к неприятным последствиям. Каждому из нас важно делится полученной информацией, получать дружеские советы и профессиональные рекомендации, высказывать любое собственное мнение. Если в семьях нет нормальной системы общения, как радости, так и тревоги ее члены впоследствии стараются доверить посторонним людям: друзьям, сотрудникам, психоаналитикам. А вот при доверительных отношениях, не только ссор и размолвок меньше, но и возникает очень крепкая связь между близкими людьми.
  • Ответственность – такое чувство появляется только с возрастом, но прививать его следует как можно раньше. Показывайте детям, как убирать на место игрушки, как наводить порядок в комнате, как и когда давать еду домашним питомцам. И тогда в зрелом возрасте человек будет хорошо чувствовать ответственность в близком кругу, в спорте, на работе и в общении с другими людьми.

В зависимости от внутренней обстановки и принципов функционирования каждая отдельно взятая семья имеет оригинальный облик, который проявляется в ее структуре, распределении социальных обязанностей, близости, методов воспитания младшего поколения.

Но итоговой целью в развитии любых отношений является создание единственной в своем роде социальной группы, которая имеет возможность хорошо обеспечивать полноценное и нормальное психическое, физиологическое и личностное развитие каждого человека, состоящего в ней. Наиболее подходящие для этого условия возникают в союзах, построенных на современных демократических принципах.

Соблюдайте статусное равенство, давайте близким свободу в исполнении задумок и тогда в общественной, производственной и семейной сферах они будут счастливы!

Права и обязанности ребенка в семье

Дети — полноправные члены семьи, у которых по рождению есть множество прав, а с возрастом появляются и обязанности. Взаимоотношения в семьях строятся на любви, но ни одна из них не может существовать без понятия долга, взаимной ответственности.

К правам ребенка в семье относится право:

  • на любовь и заботу родителей, воспитание в семье;
  • защиту от жестокого обращения, физического, морального насилия;
  • полноценное питание, одежду, кров над головой;
  • получение образования, бесплатное посещение школы;
  • творческую деятельность, интересы, всестороннее развитие.

Многие родители на вопрос: «что главное в семье?» ответят – дети. Именно с ними связаны надежды на дальнейшее будущее всего поколения. Обязанности у детей появляются в процессе их взросления. До достижения совершеннолетия обязанности ребенка в семье:

  • уважать, слушаться родителей, старших;
  • учиться;
  • сохранять природу;
  • помогать родителям по дому;
  • заботиться о младших братьях, сестрах (если есть);
  • соблюдать нормы приличия в школе;

Став взрослым, ребенок должен заботиться о своих родителях и, по возможности, помогать им.

Особенности семей: как понять новейшее определение ячейки общества

Одной из особенностей современной родовой системы является открытость.

Сегодня очень легко и быстро можно вступить в брачные отношения или выйти из них.

Различные социально-психологические, юридические, духовные и моральные препятствия для этого сведены к нулю.

На сегодняшний день особое место в фамильных отношениях занимает воспитание ребенка как уникальной личности, которая заслуживает уважение и законное право на свободный выбор. Кроме этого, очень заметен феномен отцовства. Для него характерно непосредственное участие в развитии ребенка папы на ранних этапах. Он не только часто берет его на руки, выходит гулять с ним и общается, но и в большинстве государств готов к перераспределению классических ролей и выходит в декрет вместо матери.

Кроме всех вышеперечисленных особенностей, очень популярны такие тенденции развития современных семейных отношений:

  • Падение рождаемости.
  • Появление «двухкарьерных» малых общественных групп (два человека ставят перед собой цели достичь высот в карьере, что требует посторонней помощи в воспитании потомства, а также в организации хозяйственно-бытовой сферы).
  • Поляризация минимального возраста вступления в официальный брак (после 35 лет или в 16-17 лет).
  • Значительное увеличение возрастной разницы между супругами.
  • «Заграничные» браки (муж или жена уезжает ко второму супругу в другую страну).

Функции каждого члена семьи

Нужна ли человеку семья — можно понять из обязанностей, закрепленных за каждым ее членом. Задачи, отведенные родственникам в семье, называют семейными ролями. Супружеские роли — это обязанности мужа и жены, по отношению друг к другу. Родительские – выполняются матерью, отцом. Детские закреплены за сыном, дочерью.

Мужчина одновременно выполняет супружеские и родительские роли, пополняет семейный бюджет. Он должен защищать жену, детей, заботиться о престарелых родителях. С детства отцы учат сыновей техническим навыкам, умению ремонтировать бытовые приборы, забивать гвозди. Сыновья стремятся быть похожими на отца, берут за образец его поведение, привычки, особенности характера.

Женщина поддерживает в доме порядок, много времени уделяет воспитанию и заботе о детях. Она может выполнять одновременно роль дочери, матери, жены. В современных семьях женщины часто совмещают хозяйственные заботы с работой. Ребенок может стать полноценным помощником по дому, особенно когда мама устала после работы.

Роли ребенка в семье: выполнять просьбы родителей, быть учеником, заботиться о младших, ухаживать за домашними животными. Ребенок может одновременно играть роль: сына (дочери), брата (сестры), племянника (племянницы), внука (внучки).

Семья как главная ячейка: определение

Структура союза между представителями слабого и сильного пола является предметом изучения различных социальных предметов. И практически каждый из них даёт свое определение такому понятию.

Поэтому, чтобы понять истинное значение этого слова, нужно изучить их все.

С точки зрения обществоведения – это группа людей, связанная или брачными узами, или родством.

А вот юриспруденция дополняет такое определение, говоря, что она является сплочением нескольких лиц, связанных любыми юридическими отношениями.

В психологии, а также педагогике делается упор только на межличностные взаимоотношения, поэтому семья определяется, как малая социальная группа, фундамент которой составляет союз супругов и родственные взаимоотношения двух и более людей, живущих вместе (это может быть муж и жена, опекуны (попечители) и подопечные, братья и сестры, родители и дети).

Но в любом случае данная малая общность обладает несколькими основными уникальными признаками:

  • Вступление в данные отношения осуществляется только добровольно они строятся на безвозмездной основе.
  • Общим между несколькими людьми может быть быт, ведение общего хозяйства, а также покупка недвижимого и движимого имущества и других материальных ценностей.
  • Между участниками устанавливается моральное, психологическое и/или нравственное единство.

Семейные обычаи, традиции

У разных семей свой уклад жизни, привычки, формы совместного досуга, распорядок дня. Семейные традиции передаются от родителей детям, способствуют объединению, сплочению родственников. Празднование торжеств, совместные развлечения, отдых зависят от того, какие бывают семейные традиции:

  1. Совместное празднование торжеств: Нового года, Дней рождения, религиозных праздников, памятных дат.
  2. Гостеприимство. В некоторых семьях к гостям относятся с большим почтением, всегда угощают самыми вкусными блюдами, развлекают, дарят подарки. Гостеприимные родители часто приглашают домой друзей, коллег по работе, дальних родственников, знакомых. Дети принимают такой образец поведения, став взрослыми повторяют традиции гостеприимства родителей.
  3. Семейные поездки: на дачу, в экзотические страны, по местам достопримечательностей, в лес, на природу.
  4. Занятия спортом. Активные родители приучают детей к здоровому образу жизни. Они вместе ездят на велосипедах, отправляются в туристические походы, занимаются плаванием, бегом, спортивной ходьбой.
  5. Культурные традиции семьи — регулярное посещение культурных мероприятий, театра, музеев, кино, экскурсий.
  6. Религиозные традиции. Религиозные родители приучают детей к выполнению обрядов, ритуалов, посещению святых мест, чтению молитв. Став взрослыми, дети могут отказаться от религии, выбранной родителями. Они свободны определять, исповедовать им какую-либо религию или быть атеистами.

Интересно знать! Поражают разнообразием семейные традиции народов мира. В Полинезии традиционно за младенцами присматривают старшие дети, а не родители. В Норвегии нет женских и мужских обязанностей, женщины наравне с мужчинами могут выполнять тяжелую физическую работу по дому. В Индонезии перед вступлением в брак молодые должны голодать в течение трех дней.

Сочинение на тему Государство и личность

3.7

(23)

Как известно, государство — это образование, созданное людьми для урегулирования их интересов и конфликтов. Согласно общей идее каждое государство состоит из представительных органов, таких как Президент, парламент и тому подобное. Именно народ, частью которого является и мы, выбирает и таким образом формирует представительные органы. Представительные органы государства представляют население своей страны.

Каждый человек являются частью государства. Это накладывает на каждого представителя народа пусть малую, но ответственность за то, что происходит в нашей стране. Поэтому с детства необходимо задумываться о том, как можно было бы улучшить страну и государство, сделать его более приятным местом для жизни. Конечно, далеко не каждый из тех, кто задумывается, сможет привнести и додуматься до чего-то действительно полезного, но, чем больше таких людей будет, тем больше вероятность успеха.

Одной из характерных черт современного российского общества является равнодушие к общественным и политическим процессам. Многие люди не хотят участвовать в решении общих проблем жизни людей и желают лишь сконцентрироваться на личной жизни, делая лишь то, что выгодно ему персонально. Такую позицию понять можно, ведь современное общество демократично и не требует от каждого обязательного участия в жизни страны. Но следует понимать, что такие люди вряд ли имеют моральное право сетовать на несовершенство нашего общества и государства.

Если человек ничего не делает для улучшения власти, государственных органов, для защиты граждан от несправедливых решений суда, почему он должна затем быть недовольным различными явлениями негативного характера? Государство и его качество — это мы, бездействие каждого отдельного человека приводит к тому, что государство становится хуже и менее перспективным. Важный принцип каждого последовательного и ответственного гражданина заключается в том, что нужно начинать все с себя. Если вы хотите жить в более красивой и приятной стране, ищите пути для того, чтобы сделать что-то для нее полезное, а не просто жалуйтесь на то, как плохо мы все живем.

Государство — это мы. Среди нас слишком много равнодушных людей, которые не беспокоятся о том, что будет с нашим государством не только через десять лет, но даже завтра. Эту ситуацию нужно менять, ведь если этого не делать, ситуация постепенно будет только ухудшаться и рано или поздно люди увидят, что вместе с деградацией государства деградировали и они сами.

3.7 / 5. 23

.

Семейные взаимоотношения

Семья — самый близкий круг людей, ежедневно взаимодействующих, общающихся друг с другом. Семейные взаимоотношения могут строиться на доверии, авторитете главы семьи, уважении к старшим.

Какие бывают взаимоотношения в семье:

  1. Супружеские. Отношения между мужем и женой должны строиться на уважении, верности, любви, ответственности друг перед другом.
  2. Родительские. Родители заботятся о благополучии своих детей, занимаются их воспитанием. Взаимоотношения между родителями и детьми должны быть уважительными, особенно со стороны ребенка. Родители дарят детям свою любовь, внимание, заботу, но в редких случаях вынуждены наказывать их за проступки.
  3. Родственные. Это отношения между родственниками: братьями, сестрами, дядями, племянниками, бабушками, внуками.

Виды отношений в семье, по манере поведения ее членов:

  • Сотрудничество — все стремятся помогать друг другу, решать сообща проблемы, достигать общих целей. Это идеальные семейные взаимоотношения, приносящие радость, счастье, каждому члену семьи.
  • Соперничество – дети соревнуются за внимание родителей, их одобрение. Ежедневно происходит борьба за первенство, лидерство. Родители также могут спорить, стараться поставить себя во главе семьи.
  • Деловые отношения. В такой семье дети получают хорошие оценки, помогают родителям по хозяйству за обещанное вознаграждение (игрушку, деньги, исполнение желания).

Иногда интересы членов семьи противоречивы. Взгляды на жизнь родителей и детей отличаются. Возникают проблемы в общении, взаимопонимании.

Конфликты в семье

Семейные конфликты возникают по причинам:

  • грубого неуважительного отношения в семье;
  • безответственности;
  • неисполнения обязанностей;
  • противоположных взглядов, вкусов, интересов;
  • вредных привычек.

Дети болезненно воспринимают конфликты с родителями, причиной которых являются плохая успеваемость в школе, выбор стиля одежды, всевозможные запреты и ограничения. Родителям приходится ограничивать свободу ребенка, устанавливая время отхода ко сну, продолжительность компьютерных игр, пользование смартфоном.

Чтобы разрешить конфликт в семье, ее члены должны понимать желания, потребности другого, проявлять уважение, идти на взаимные уступки.

ava

464616

Семья — является первичной малой социальной группой, объединением людей, связанных кровным родством или брачными узами, ответственностью, единым хозяйством и бытом, взаимопомощью и взаимопониманием, духовной общностью.

Каждый ее член играет четко определенную роль – мама, папа, бабушка, дедушка, сын или дочь, внук или внучка. Ячейка общества является проводником норм и правил, которые приняты в обществе. Она способствует формированию полноценной личности человека, воспитывает духовные и культурные ценности, образцы поведения. Она дает подрастающему поколению первые представления о нравственности и гуманизме, жизненных целях.

ФУНКЦИИ СЕМЬИ?

• воспроизводственная (репродукция) – биологическое воспроизводство, рождение детей;

• культурная (духовная) – передача от старших поколений к младшим культурных традиций, духовных ценностей, нравственно-эстетическое развитие детей;

• воспитательная – воспитание поколений, обеспечение преемственности, обучение элементарным навыкам и умениям, необходимым для жизни в обществе, оказание влияния на нравственное и физическое развитие детей;

• хозяйственно-бытовая – организация личного быта, труд в домашнем и подсобном хозяйстве;

• экономическая – совместное формирование, ведение и расходование семейного бюджета;

• духовного общения – общение членов семьи между собой;

• эмоционально-позитивная – взаимная поддержка, одобрение действий и мнений;

• досуговая – совместное проведение свободного времени, совместная деятельность, занятия спортом;

• социально-статусная – предоставление члену семьи определенного социального статуса, принадлежности к социальной группе.

СЕМЬЯ, КАК ВИД МАЛОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ.

По количеству детей

  • Бездетные – их мало, но они все-таки есть.
  • Однодетные – чаще всего это жители крупных городов, которые имеют всего одно малыша.
  • Малодетные – в которых по двое детей. Это самый распространенный вариант.
  • Многодетные – от трех и более детей.

По составу

  • Полные – в которых есть мама, папа и дети.
  • Неполные – отсутствует один из родителей по различным причинам.
  • Нуклеарные – состоящие из родителей и детей, не достигших еще совершеннолетия т.е. двух поколений, которые живут отдельно от бабушек и дедушек. К этому стремится каждая молодая пара. Жить отдельно, только своей семьей, всегда лучше – меньше времени требуется на «притирки» друг к другу, сводятся к минимуму ситуации, когда муж или жена находятся «между двух огней», вынужденные принимать чью-то одну сторону и делать выбор в пользу родителей или супруга. Однако, не всегда получается сразу после свадьбы жить отдельно, особенно в крупных городах. Многие молодожены первые годы своей супружеской жизни вынуждены «гостить» у родителей, в ожидании решения собственного квартирного вопроса.
  • Расширенные или сложные – те, в которых проживают сразу несколько поколений, три или четыре. Это распространенный вариант для патриархальной семьи. Такие социальные группы встречаются как в сельской местности, так и в городах. Ситуация, когда в одной трехкомнатной квартире проживают бабушка и дедушка, родители и их выросшие дети, которые также успели обзавестись собственными женами, мужьями и детьми – уже не редкость. Как правило, в таких союзах старшее поколение принимает активное участие в воспитании внуков и правнуков – дает советы и рекомендации, водит на дополнительные развивающие занятия во Дворцы культуры, Дома творчества или образовательные центры.

По характеру распределения семейных обязанностей

  • Традиционная патриархальная. Главную роль в ней играет мужчина. Он – основной добытчик, полностью финансово обеспечивает потребности жены, детей, возможно и родителей. Он же принимает все основные решение, улаживает спорные ситуации, решает возникающие проблемы, т.е. берет на себя полную ответственность за членов своей фамилии. Женщина, как правило, не работает. Ее основная обязанность – быть женой своему мужу, невесткой родителям и матерью. Она следит за воспитанием и образованием детей, а также порядком в доме. Ее мнение при принятии важных решений обычно не учитывается.
  • Эгалитарная или партнерская. Полная противоположность патриархальной. Здесь супруги играют равные роли, договариваются, идут на компромисс, совместно решают проблемы, заботятся о детях. Домашние обязанности в таких ячейках, как правило, тоже разделены. Муж помогает супруге мыть посуду, полы, пылесосить, принимает активное участие в повседневной заботе о детях – может также их искупать, если они еще слишком малы, переодеть, позаниматься с ними или почитать сказку на ночь. Такие семьи обычно более эмоционально сплоченные. Для супругов и детей нежные прикосновения, ласковые слова, объятия и поцелуи на ночь и перед уходом – норма. Дети, на примере своих родителей, более открыто выражают свои чувства как тактильно, так и словесно.
  • Переходного типа – они вроде и не патриархальные, но еще и не партнерские. Это относится к тем союзам, в которых жена и муж решили быть более демократичными, поровну делить обязанности по дому, но на деле выходит, что женщина по-прежнему тянет всю ношу на себе, а действия мужа ограничиваются лишь чем-то одним – например, пропылесосил квартиру или помыл раз в неделю посуду. Или, наоборот, союз решает стать более патриархальным – муж работает, жена занимается домом. Но несмотря на это, супруг продолжает активно помогать супруге во всем, что касается быта и детей.

Признаки семьи как малой социальной группы

Как групповое образование она имеет несколько видов признаков – первичные и вторичные.

Первичные

  • единая цель и деятельность;
  • личные взаимоотношения внутри союза, сформированные на основе социальных ролей;
  • определенная эмоциональная атмосфера;
  • свои ценности и моральные устои;
  • сплоченность – она выражается в дружественных чувствах, взаимоподдержке и взаимовыручке,
  • четкое распределение ролей;
  • контроль за поведение членов фамилии в обществе.

Вторичные

  • Конформность, способность уступить или подчиниться общему мнению.
  • Эмоциональная близость отношений, принадлежность, которые выражаются во взаимной симпатии, доверии, духовной общности.
  • Нормы поведения и ценности передаются от старшего поколения младшему через традиции и обычаи.

Содержание:

  1. Введение
  2. Семья — малая группа или социальный институт?
  3. Семья это сила
  4. Заключение
  5. Список литературы
Тип работы: Реферат
Дата добавления: 21.01.2020

Семья как социальный институт и малая социальная группаСемья как социальный институт и малая социальная группа

Семья как социальный институт и малая социальная группа

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Введение

Семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. И неудивительно, что на каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам семьи, нравственности, духовности. Сегодня, в сложных условиях современной жизни, семья, как уникальный посредник между интересами личности и общества, стала эпицентром социальных катастроф. Переход к условиям рыночной экономики и связанные с этим апатия, обнищание значительной части населения оказали сильное влияние на благосостояние семьи, ее воспитательный потенциал и стабильность.

Эти и другие социальные причины привели к кризису семейных ценностей. Результатом этого кризиса является разделение старшего и младшего поколений, широкое распространение маленьких детей, распространение одиночества и холостяцкой жизни. И если брак, родительство и родство являются конституирующими отношениями семьи, то в наше время происходит распад этого триединства. Проблема осложняется тем, что институт брака в настоящее время находится в состоянии потрясения. Разрушение старых традиционных взглядов на брак продолжается, а новые еще не возникли.

Брак и семья все больше становятся в восприятии индивидов в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении.

Что ждет институт семьи в будущем? Выживет ли семья? Сможет ли она выдержать вызовы современного общества? В чем сила семьи?

Я попытаюсь ответить на эти вопросы в данной статье. Для этого я должен рассмотреть семью как малую группу и социальный институт.

Поэтому цель данной работы — рассмотреть особенности семьи как малой группы и социального института в современном мире.

Семья — малая группа или социальный институт?

Прежде всего, необходимо выяснить, что такое малая группа и социальный институт?

В самом широком смысле термин «социальная группа» — это любое социальное объединение людей — от группы сверстников до общества конкретной страны. В социологии этот термин используется в более узком смысле — как «совокупность индивидов, которые взаимодействуют определенным образом на основе общих ожиданий каждого члена группы по отношению к другим.» Члены группы чувствуют свою принадлежность к группе и воспринимаются другими как члены этой группы.

Для анализа социальной структуры общества необходимо, чтобы исследуемая единица была элементарной частью общества, объединяющей все виды социальных связей. В качестве такой единицы была выбрана небольшая группа.

На мой взгляд, наиболее удачное определение этого термина принадлежит Г. М. Андреевой: «Малая группа — это группа, в которой социальные отношения происходят в форме непосредственных личных контактов.» Другими словами, малыми группами называют только те группы, в которых индивиды имеют личные контакты друг с другом. Например, одноклассники являются членами малой группы, а ученики всей школы образуют большую социальную группу.

Как показывает социальная практика, для нормального функционирования человеческого общества необходимо закрепить некоторые виды социальных отношений таким образом, чтобы они стали обязательными для членов определенной социальной группы. В первую очередь, речь идет о социальных отношениях, в которые члены группы привносят наиболее важные потребности, необходимые для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Например, для воспроизводства материальных благ люди закрепляют и поддерживают производственные отношения, для воспитания детей — семейные отношения, а также отношения образования и воспитания.

Процесс закрепления социальных отношений заключается в создании системы ролей и статусов, которая предписывает правила поведения в социальных отношениях, и в установлении системы санкций в случае, если индивиды не соблюдают эти правила поведения. Системы ролей, статусов и санкций воплощаются в форме социальных институтов, которые определяют устойчивые модели поведения, идеи и стимулы.

Согласно этому, «социальный институт — это организованная система отношений и социальных норм, которая объединяет значимые социальные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребности общества». где социальные ценности понимаются как идеи и цели, социальные процедуры — как модели поведения в групповых процессах, а система социальных отношений — как набор ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках.

Таким образом, между терминами «институт» и «группа» существует существенное внутреннее различие: если группа — это совокупность взаимодействующих индивидов, то институт — это система социальных связей и социальных норм, существующая в определенной сфере человеческой деятельности.

В то же время следует отметить, что эти понятия неразделимы, поскольку институт, как совокупность взаимодействий и систем поведения, в конечном итоге определяется потребностями людей, то есть, хотя институт формирует социальные связи и нормы, существуют люди, между которыми эти взаимодействия происходят и применяют нормы на практике. Это люди, которые организуются в различные группы с помощью институциональных норм. Таким образом, каждое учреждение включает в себя множество групп, которые определяют поведение учреждения. Следовательно, институты и социальные группы взаимосвязаны, и не имеет смысла полностью разделять эти понятия и изучать их отдельно.

Таким образом, исходя из вышесказанного, я делаю вывод, что семья — это социальное явление, сочетающее в себе характеристики социального института и малой группы.

По сути, семья возникает из желания удовлетворить сугубо личные потребности и интересы человека. Согласно Т. А. Гурко, «семья — это группа лиц, живущих вместе, связанных родством и общим хозяйством». Как малая группа, она сочетает личные потребности с общественными интересами, адаптируется к социальным отношениям, нормам и ценностям, принятым в обществе. Другими словами, в семье личные потребности упорядочиваются и организуются на основе принятых в обществе ценностей, норм и образцов поведения, и в итоге приобретают характер социальных функций (сексуальная регуляция, репродукция, функции социализации, эмоциональное удовлетворение, статус, защита, экономика).

Семья как социальный институт — это «совокупность исторически сложившихся устойчивых социальных норм, санкций и образцов поведения, которые регулируют отношения между супругами, родителями и детьми, а также другими родственниками».

Институт семьи включает: 1) набор социальных ценностей (любовь, отношение к детям); 2) социальные процедуры (забота о воспитании детей, семейные правила и обязанности); 3) сеть ролей и статусов (статус и роли мужа, жены, ребенка, подростка, свекрови, тещи, братьев и т.д.), через которые реализуется семейная жизнь.

Таким образом, институт семьи — это совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности определенных малых групп — конкретных семей.

Семья это сила

Все мы знаем, насколько важна семья для жизни человека, общества и государства. Семья — это неиссякаемый источник любви, преданности и поддержки. Семья — это колыбель нравственности, духовности и терпимости. Именно семья признана основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек осваивает социальные роли, получает основы воспитания и поведения.

Здоровая и крепкая семья — залог стабильности и процветания любого общества. Семья является основой всех социальных институтов, и когда мы говорим о развитии семьи, мы подразумеваем развитие общества в целом.

Но мир не стоит на месте, он меняется. Его социальные институты меняются, меняется семья. Брак больше не является пожизненным и законным: разводы, неполные семьи, матери-одиночки из исключений стали нормой.

Подавляющее большинство специалистов (философов, социологов, психологов, экономистов и т.д.), изучающих современную семью, согласны с тем, что семья переживает настоящий кризис. Семья проходит испытание тотальным кризисом общества, основной характер которого — цивилизационный. Как первичный элемент общества, он дает миниатюрную картину тех же противоречий, присущих обществу.

Что ждет институт семьи в будущем? Сможет ли семья противостоять признакам кризиса в обществе?

Одной из самых удивительных особенностей семьи является гибкость и динамичность форм ее структурной организации. Благодаря своей универсальной способности адаптироваться к особенностям «всех времен и народов», семья породила огромное разнообразие типов семейных структур, которые иногда менялись до неузнаваемости, но сохраняли неизменной свою сущность как социального института и малой группы.

Более того, семья создана для удовлетворения не одной или двух, а целого ряда основных человеческих потребностей. Таким образом, в отличие от других малых групп, семья интегрирует всю полноту своего существования.

Благодаря своей многофункциональности и способности культивировать физиологические и психологические потребности человека, способности к самоорганизации и саморазвитию, семья способна сочетать личные, коллективные и общественные интересы.

В современном понимании семьи — это корневые файлы, в которых хранятся моральные ценности и другая важная информация операционной системы и базовых программ под названием «нация» и «общество». Именно в этих ячейках происходит зарядка сознания формирующихся детей базовыми понятиями: Добро и зло, верность и предательство, милосердие и жестокость. Удаление или повреждение этих файлов приводит к тому, что «компьютер», называемый «государством», замирает и становится нефункциональным.

Семья была, есть и будет ядром, файлом, в котором хранится человечность в отношениях между людьми. Когда муж доверяет своей жене, а жена доверяет своему мужу, потоки информации об убийствах, катастрофах, шантаже и насилии, которые обрушиваются на нас из средств массовой информации, не пугают. Если мужчина и женщина любят друг друга, их отношения не будут отношениями шлюхи и бессердечного ковбоя-мачо, лишающих друг друга благ и удовольствий. Неважно, насколько тяжела жизнь — они найдут искупление друг в друге. Семья даже спасет их от смертельной опасности под названием СПИД.

В этом, на мой взгляд, кроется сила, привлекательность и жизнеспособность института семьи.

Заключение

Семья — это социальное явление, сочетающее в себе характеристики социального института и малой группы. Будучи малой группой, она сочетает личные потребности с общественными интересами и соответствует социальным отношениям, нормам и ценностям, принятым в обществе. Другими словами, личные потребности в семье упорядочиваются и организуются на основе социально принятых ценностей, норм и образцов поведения и в конечном итоге приобретают характер социальных функций

Мир не стоит на месте, он меняется, а вместе с ним меняются социальные институты, и семья тоже. Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, находится сегодня в глубоком кризисе.

Сила семьи, ее привлекательность и жизнеспособность заключаются в целостности, присущей семье и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи формируется благодаря взаимному притяжению и взаимодополняемости полов, создавая «единое андрогинное существо», вид целостности, который не может быть сведен к сумме членов семьи или к какому-либо одному члену семьи. Благодаря своей полифункциональности и способности культивировать физиологические и психологические потребности человека, способности к самоорганизации и саморазвитию, семья способна сочетать личные, коллективные и общественные интересы.

Нынешний XXI век становится эпохой, на которую возлагаются большие надежды всего человечества. Сложная экономическая и социальная ситуация требует от современного человека многого, часто приводя к стрессу и депрессии, которые стали неотъемлемой частью нашего существования. Сегодня наступило время, когда особенно остро ощущается потребность в «месте отдыха», месте духовного комфорта. Семья должна быть таким местом — стабильность перед лицом повсеместной нестабильности.

Здоровая, крепкая семья — залог стабильности и процветания любого общества. Семья является основой всех социальных институтов, и когда мы говорим о развитии семьи, мы подразумеваем развитие общества в целом.

Список литературы

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 490 с.
  2. Гурко, Т. А. Трансформация института семьи: постановка проблемы // Социологические исследования. – 1996. — № 10. – С.17-21.
  3. Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты. – Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2002. – 74 с.
  4. Социология / Под ред. А. В. Миронова, В. В. Панферовой, В. М. Утенкова. – М.: Фолио, 1997. – 178 с.
  5. Фролов С.С. Социология. – М.: Наука, 1995. – 256 с.
  6. Фролов С. С. Социология. – М.: Наука, 1995. – 256 с., с.156.
  7. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 490 с., с.227.
  8. Фролов С. С. Социология. – М.: Наука, 1995. – 256 с., с.123.
  9. Гурко, Т. А. Трансформация института семьи: постановка проблемы // Социологические исследования. – 1996. — № 10. – С.17-21., с.18.

Семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования, членов семьи.

Семья является одновременно и социальным институтом, и малой группой.

Социальным институтом называется относительно устойчивый тип или форма социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Под малой группой в социологии понимается малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении с друг другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей, и норм поведения.

Как социальный институт семья удовлетворяет важнейшую потребность людей в воспроизведении рода, как малая группа — играет огромную роль в воспитании и становлении личности, ее социализации, является проводником тех ценностей и норм поведения, которые приняты в обществе 1.

В социологии приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации:

В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью:

  • моногамия — брак одного мужчины с одной женщиной в одно время:
  • полигамия — брак, предполагающий наличие нескольких партнеров в супружестве. Известны три формы полигамного брака:
  • групповой брак, когда несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся в супружеских отношениях (сегодня данная форма сохранилась только на Маркизских островах):
  • полиандрия (многомужество) — редко встречающаяся форма, имеет место в Южных штатах Индии, на Тибете;
  • полигиния (многоженство) — самая распространенная среди всех форм полигамного брака, существует в мусульманских странах.

Виды семей в зависимости от структуры родственных связей:

  • нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;
  • расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.

Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера:

  • эндогамные, предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т.д.);
  • экзогамные, где брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного племени и т.д.) запрещается.

Виды семей в зависимости от местожительства супругов:

  • патрилокальные — молодые живут в семье мужа;
  • матрилокальные — в семье родителей жены;
  • неолокальные — поселяются отдельно от родителей.

Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:

  • матриархат- власть в семье принадлежит женщине;
  • патриархат — во главе стоит мужчина;
  • эгалитарная, или демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время) 2.

Типы семей в зависимости от числа детей:

  • бездетные;
  • однодетные;
  • малодетные;
  • многодетные (от трех и более детей) 3.

Самыми распространенными в современных урбанизированных городах являются так называемые нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т. е. из двух поколений.

Семья выполняет целый ряд функций, среди которых главными являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная (снятие стрессовых ситуаций) 4.

  • репродуктивная (детородная) — воспроизводство потомства — главная функция семьи;
  • воспитательная — первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;
  • хозяйственно-бытовая — ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
  • экономическая — материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
  • функция первичного социального контроля — регламентация моральной ответственности в отношениях между членам и семьи:
  • духовно-нравственная — развитие личности каждого члена семьи;
  • социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
  • досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
  • эмоциональная — оказание психологической поддержки членам семьи 5.

Тенденции развития современной семьи:

  • Сокращение ведущих позиций в социализации индивидов, в организации их досуга.
  • Изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом её авторитета в обществе.
  • Сокращение числа патриархальных (традиционных) семей.
  • Развитие семьи партнёрского (коллективистского) типа.
  • Разрушение расширенной (многопоколенной, родственной) семьи.
  • Преобладание нуклеарной семьи.
  • Разделение институтов брака и семьи, рост количества фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рождённых в них детей.
  • Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.

Семейный долг

Семейные отношения с особой остротой ставят вопрос о соблюдении определённых нравственных требований.

Семейный долг — превращение нравственных требований, связанных с семейными отношениями, в личные правила, принятие их человеком как непременного условия отношения к окружающим.

  • Долг родителей перед обществом: забота о своих детях, создание необходимых условий для их полноценного развития.
  • Долг родителей перед своими детьми: родители имеют равные права и обязанности в отношении детей — забота о семье и детях, их здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии, обучении и материальном обеспечении, защита детей во всех учреждениях.
  • Долг детей (особенно когда они становятся взрослыми) заботиться о своих родителях, о семье, её благополучии, быте, эмоциональной атмосфере.

Ценность семьи является непреходящей. Потребность в ней сохраняется всегда, вечно. Подавляющее большинство людей нуждается в опоре, поддержке, которую прежде всего оказывают близкие, семья 6.

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт — институт брака. Как правило, именно брачная пара составляет основу семьи. Под браком в социологии понимают санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений. В юридическом смысле брак представляет собой юридически оформленный добровольный и свободный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные, а также имущественные права и обязанности супругов.

Брачно-семейные отношения в Российской Федерации регулируются семейным правом. Основным источником семейного права является Семейный кодекс РФ.

В соответствии с законодательством о семье в Российской Федерации признается только светский брак, т. е. брак юридически оформленный, заключенный и зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния. В то же время Семейным кодексом РФ признается правовая сила браков, совершенных российскими гражданами по религиозным обрядам, если таковые имели место на оккупированных территориях СССР в период Великой Отечественной войны, т. е. в тот период, когда на этих территориях не действовали органы записи актов гражданского состояния.

Брак может быть заключен только при соблюдении брачующимися ряда условий, установленных законом.

Различают две группы таких условий. К первой группе относят позитивные условия, наличие которых обязательно для заключения брака:

  • взаимное добровольное согласие вступающих в брак;
  • достижение брачного возраста, т. е. 18 лет; при наличии уважительных причин по просьбе брачующихся брачный возраст может быть снижен до 16 лет. Семейный кодекс предусматривает возможность вступления в брак и в более раннем возрасте. Это допускается в виде исключения с учетом особых обстоятельств, если законами субъектов РФ установлены порядок и условия заключения таких браков.

Вторую группу составляют негативные условия, т. е. обстоятельства, препятствующие заключению брака. К негативным относят следующие условия:

  • состояние в другом зарегистрированном браке хотя бы одного из лиц, вступающих в брак;
  • наличие близкого родства между лицами, вступающими в брак. Близкими родственниками признаются: родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), а также родные братья и сестры, причем это родство может быть, как полным, так и неполным (когда сестра и брат имеют только общую мать или отца);
  • наличие отношений усыновления или удочерения между лицами, желающими вступить в брак;
  • признание судом недееспособности хотя бы одного из брачующихся вследствие психического расстройства.

Для заключения брака лицами, вступающими в брак, подается совместное письменное заявление в органы актов гражданского состояния, в котором они подтверждают взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака. Заключение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления. Однако законом предусмотрено, что при наличии уважительных причин месячный срок может быть сокращен или увеличен (в последнем случае — не более чем на 1 месяц), а при наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон и д.р.) брак может быть заключен в день подачи заявления. Решение о сокращении или увеличении срока заключения брака принимается органом записи актов гражданского состояния. Брак заключается при личном присутствии вступающих в брак.

Государственная регистрация брака производится любым органом записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак.

Семейное законодательство устанавливает ряд оснований, при наличии которых брак может быть признан недействительным. К их числу относятся:

  • несоблюдение лицами, вступившими в брак, установленных законом условий его заключения;
  • сокрытие лицом, вступающим в брак, наличия венерической болезни или ВИЧ-инфекции;
  • заключение фиктивного брака, т. е. такого брака, в который супруги или один из них вступили без намерения создать семью.

Брак признается недействительным со дня его заключения. Однако если к моменту рассмотрения дела о признании брака недействительным отпали те обстоятельства, которые в силу закона препятствовали его заключению, то суд может признать брак действительным.

От оснований признания брака недействительным следует отличать основания прекращения брака. Последними, согласно Семейному кодексу РФ, являются смерть или объявление одного из супругов умершим, а также расторжение брака в установленном законом порядке. Расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния или в судебном порядке.

В органах записи актов гражданского состояния расторжение брака производится в следующих случаях:

  • при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей;
  • по заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. Расторжение брака в этих случаях производится независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей.

Во всех случаях расторжение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака.

В случае возникновения споров между супругами при расторжении брака в органах записи актов гражданского состояния (например, о разделе имущества) таковые рассматриваются судом.

В судебном порядке расторжение брака производится в следующих случаях:

  • при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением отмеченных выше случаев;
  • при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака;
  • если один из супругов уклоняется от расторжения брака в органах загса, хотя и не возражает против такого расторжения (например, отказывается подать соответствующее заявление и т. п.).

Законом установлен ряд ограничений прав мужа на предъявление требований о расторжении брака (в частности, он не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка).

Расторжение брака производится в случае, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны. При этом суд вправе принимать меры по примирению супругов. Для такого примирения судом назначается срок в пределах 3 месяцев, и разбирательство дела на это время откладывается. Если меры по примирению супругов оказались безрезультатными и супруги (или один из них) настаивают на расторжении брака, то суд принимает решение о расторжении брака. При наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, суд расторгает брак без выяснения мотивов развода.

При рассмотрении дела о расторжении брака суд решает вопросы о том, с кем из родителей после развода будут проживать несовершеннолетние дети, с кого из родителей и в каких размерах взыскивать алименты на детей, а также о разделе имущества, находящегося в общей собственности супругов. По всем этим вопросам супруги могут сами заключить соглашение и представить его на рассмотрение суда.

Расторжение брака судом производится по истечении месяца со дня подачи супругами заявления о расторжении брака.

Брак считается прекращенным:

  • в случае его расторжения в органах загса — со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния;
  • в случае расторжения брака в судебном порядке — в день вступления решения суда в законную силу (однако и в этом случае государственная регистрация расторжения брака необходима).

Супруги не вправе вступать в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака в органе записи актов гражданского состояния 7.

ЭССЕ  ПО  СОЦИОЛОГИИ  «СЕМЬЯ  КАК  МАЛАЯ  ГРУППА  И  СОЦИАЛЬНЫЙ  ИНСТИТУТ»
ПЛАН:

         Введение

1.       Семья – малая группа или социальный институт?

2.       Семья – сила!

         Заключение
ВВЕДЕНИЕ

Семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. И неудивительно, что на каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам семьи, морали, духовности. В настоящее время, в усложнившихся условиях современного бытия, семья как уникальный посредник между интересами личности и общества, оказалась в эпицентре общественных катаклизмов. Переход к рыночным отношениям и связанные с этим апатия, обнищание немалой части населения резко отразились на самочувствии семьи, ее воспитательном потенциале, стабильности.

Указанные и другие социальные причины фактически привели к кризису семейных ценностей. Следствием этого кризиса являются разъединение старших и младших поколений, широкое распространение малодетности, расширение одиночно-холостяцких форм существования. И если супружество, родительство, родство являются конституирующими семью отношениями, то в наше время наблюдается распад этого триединства. Проблема осложняется тем, что в данный момент институт брака переживает переходный период. Продолжается разрушение старых традиционных установок на брак, а новые еще не сформировались.

Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении.

Что же ждет институт семьи в будущем? Сохранится ли семья? Выдержит ли она те испытания, которые переживает наше общество сегодня? В чем сила семьи?

Ответы на эти вопросы я постараюсь осветить в данной работе. Для этого мне необходимо рассмотреть семью как малую группу и социальный институт.

Итак, цель работы – изучить особенности семьи как малой группы и социального института на современном этапе.
1.  СЕМЬЯ   МАЛАЯ  ГРУППА  ИЛИ  СОЦИАЛЬНЫЙ  ИНСТИТУТ?

Для начала необходимо выяснить, что же такое малая группа и социальный институт?

В широком смысле понятие «социальная группа» – это любое социальное объединение людей – от группы сверстников до общества определенной страны. В социологии это понятие употребляется в более узком смысле – как «совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других».[1] Члены группы ощущают свою принадлежность к группе и воспринимаются другими людьми как члены данной группы.

Для анализа социальной структуры общества необходимо, чтобы в качестве изучаемой единицы выступала какая-либо элементарная часть общества, которая сочетала бы в себе все виды социальных связей. В качестве такой единицы была выбрана малая группа.

Наиболее удачное определение, на мой взгляд, этому понятию было дано Г. М. Андреевой: «Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов».[2] Иными словами, малыми группами называются лишь те группы, в которых индивиды имеют личностные контакты друг с другом. Например, одноклассники – члены малой группы, а ученики всей школы – большая социальная группа.

Как показывает социальная практика, для нормального функционирования человеческого общества необходимо закрепление некоторых типов социальных отношений с тем, чтобы они стали обязательными для членов определенной социальной группы. В первую очередь это относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены группы удовлетворяют наиболее важные потребности, необходимые для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Например, для воспроизводства материальных благ люди закрепляют и поддерживают производственные отношения, для воспитания детей – семейные отношения, а также отношения обучения и воспитания.

Процесс закрепления социальных отношений заключается в создании системы ролей и статусов, предписывающих правила поведения в социальных отношениях, и в определении системы санкций в случае неисполнения индивидами этих правил поведения. Системы ролей, статусов и санкций воплощаются в виде социальных институтов, которые определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Отсюда «социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества»[3], где под общественными ценностями понимаются идеи и цели, под общественными процедурами – образцы поведения в групповых процессах, под системой социальных связей – совокупность ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках.

Итак, между понятиями «институт» и «группа» имеется существенное внутреннее различие: если группа – это совокупность взаимодействующих индивидов, то институт – система социальных связей и социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности.

Вместе с тем необходимо отметить, что эти понятия неотделимы друг от друга, т.к. институт, будучи совокупностью взаимосвязей и систем поведения, определяется, в конечном счете, потребностями людей. Иными словами, хотя институт формирует социальные связи и нормы, есть люди, между которыми эти взаимосвязи осуществляются, и которые используют нормы на практике. Именно люди организуют себя в различные группы, используя институциональные нормы. Таким образом, в каждый институт входит много групп, определяющих институциональное поведение. Следовательно, институты и социальные группы взаимосвязаны, и бессмысленно полностью отделять друг от друга эти понятия и изучать их раздельно.

Итак, исходя из вышеизложенного, я прихожу к выводу, что семья – это социальное явление, сочетающее в себе черты социального института и малой группы.

Действительно, семья возникает из стремления удовлетворить сугубо личные потребности и интересы индивидов. По мнению Т. А. Гурко, «семья – совокупность лиц, проживающих совместно, связанных родством и общим бюджетом».[4] Являясь малой группой, она соединяет личные потребности с общественными интересами, приспосабливается к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе. Иными словами, в семье личные потребности упорядочиваются и организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций (сексуального регулирования, репродуктивная, функции социализации, эмоционального удовлетворения, статусная, защитная, экономическая).[5]

Семья как социальный институт представляет собой «совокупность исторически сложившихся устойчивых социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками».[6]

Институт семьи включает в себя: 1) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям); 2) общественные процедуры (забота о воспитании детей, семейные правила и обязательства); 3) переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.[7]

Таким образом, институт семьи – это совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности отдельных малых групп – конкретных семей.

2.  СЕМЬЯ    СИЛА!

Все мы знаем, как велико значение семьи в жизни человека, общества и государства. Ведь именно семья для каждого человека – неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Именно семья признается основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

Здоровая, крепкая семья – залог стабильности и процветания любого общества. Семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, мы подразумеваем развитие общества в целом.

Однако мир не стоит на месте, он меняется. Меняются его социальные институты, меняется и семья. Брак перестал быть пожизненным и легитимным: разводы, неполные семьи, матери-одиночки из исключений стали нормой.

Подавляющее большинство специалистов (философов, социологов, психологов, экономистов и т.д.), изучающих современную семью, сходятся во мнении о том, что семья переживает сейчас подлинный кризис. Испытание семьи на прочность происходит под воздействием тотального кризиса, переживаемого обществом, глубинная природа которого носит цивилизационный характер. Являясь первичным элементом общества, она дает в миниатюре картину тех же противоречий, которые присущи и обществу.

      Что же ждет институт семьи в будущем? Сможет ли семья противостоять кризисным явлениям в обществе?

Одним из самых удивительных свойств семьи является гибкость и динамичность форм ее структурной организации. Благодаря универсальной способности адаптироваться к особенностям «всех времен и народов», семья создала огромное многообразие типов семейных структур, порой видоизменяя себя до неузнаваемости, но сохраняя при этом неизменной свою сущность как социального института и малой группы.[8]

      Сила семьи заключаются в той целостности, которая присуща семье и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих «единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи. «Невозможно, чтобы люди жили вместе, постоянно поддерживали отношения, не ощущая то целое, которое они образуют своим объединением, не привязываясь к этому целому, не заботясь о его интересах и не учитывая их в своем поведении».[9]

      Кроме того, семья создается для удовлетворения не одной-двух, а целого комплекса важнейших потребностей человека. Семья, таким образом, в отличие от других малых групп, объединяет всю целостность своего существования.

Благодаря своей полифункциональности и способности окультуривать физиологические и психологические потребности человека, способности к самоорганизации и саморазвитию, семья способна соединять личные, коллективные и общественные интересы.

Говоря современным языком, семьи – это корневые файлы, в которых хранятся моральные ценности и другая важная информация операционной системы и основных программ под названием «нация» и «общество». В этих ячейках происходит загрузка формирующегося детского сознания основополагающими понятиями: добро и зло, верность и предательство, милосердие и жестокость. Удаление или повреждение этих файлов приведет к зависанию «компьютера» под названием «государство» и выведет его из строя.
Семья была, есть и будет той ячейкой, тем файлом, где хранится человеческое в отношениях между людьми. Если муж доверяет жене, а жена – мужу, не страшны потоки информации об убийствах, катастрофах, шантаже и насилии, которые на нас изливают СМИ. Если мужчина и женщина любят друг друга, их отношения не будут отношениями стервы и бессердечного мачо-ковбоя, рвущих выгоду и удовольствия каждый для себя. Как бы тяжело не жилось – они найдут спасение друг в друге. Семья спасет даже от смертельной опасности под названием СПИД.[10]

      Именно в этом, на мой взгляд, и заключается сила, притягательность и живучесть института семьи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья – это социальное явление, сочетающее в себе черты социального института и малой группы. Являясь малой группой, она соединяет личные потребности с общественными интересами, приспосабливается к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе. Иными словами, в семье личные потребности упорядочиваются и организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций

Мир не стоит на месте, он меняется, а вместе с ним меняются его социальные институты, а значит, и семья. Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис.

Сила семьи, ее притягательность и живучесть заключаются в той целостности, которая присуща семье и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих «единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи. Благодаря своей полифункциональности и способности окультуривать физиологические и психологические потребности человека, способности к самоорганизации и саморазвитию, семья способна соединять личные, коллективные и общественные интересы.

Нынешний XXI век становится эпохой, на которую возложены большие надежды всего человечества. Сложная экономическая и социальная обстановка требует от современного человека серьезного напряжения, что часто вызывает стрессы и депрессии, ставшие уже неотъемлемой частью нашего бытия. Сегодня как раз то время, когда особенно остро ощущается необходимость в «тихой гавани», месте душевного комфорта. Таким местом должна быть семья – стабильность на фоне повсеместной изменчивости.

Здоровая, крепкая семья – залог стабильности и процветания любого общества. Семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, мы подразумеваем развитие общества в целом.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

1.              Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 490 с.

2.              Гурко, Т. А. Трансформация института семьи: постановка проблемы // Социологические исследования. – 1995. — № 10. – С.17-21.

3.              Комисаренко А. Семья. Матрица… – // http://lito.ru//read.php?id=60132. – 04.05.07.

4.              Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты. – Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2001. – 74 с.

5.              Социология / Под ред. А. В. Миронова, В. В. Панферовой, В. М. Утенкова. – М.: Фолио, 1996. – 178 с.

6.              Фролов С.С. Социология. – М.: Наука, 1994. – 256 с.

  • Семья по английски как пишется полностью
  • Семья моей мечты сочинение
  • Семья кирилла петровича троекурова в рассказе дубровский
  • Семья кости из рассказа бежин луг
  • Семья и семейные отношения 5 класс сочинение