Семь чудес света как пишется

Семь чудес света наиболее знаменитые памятники скульптуры и архитектуры, описаны древними историками и путешественниками, в т.ч. отцом истории геродотом

СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА – наиболее знаменитые памятники скульптуры и архитектуры, описаны древними историками и путешественниками, в т.ч. «отцом истории» Геродотом (р. ок. 484 – ум. ок. 425 до н.э.) в Истории. В это число входят: древнеегипетские пирамиды (3 тыс. до н.э.), «висячие сады» Семирамиды в Вавилоне (7 в. до н.э.), мавзолей в Галикарнасе (сер. 4 в. до н. э.), храм Артемиды в Эфесе (Малая Азия, ок. 550 до н.э), Колосс Родосский (статуя Гелиоса на о. Родос, ок. 292–280 до н.э.), статуя Зевса в Олимпии (Греция, ок. 430 до н.э.), маяк на о.Фарос в Александрии (Египет, 3 в. до н.э).

До наших дней дошли почти полностью только пирамиды.

Близ города Хилла в Ираке находятся руины сводчатых сооружений: по-видимому, «висячие сады» разбивались на их кровле.

В Британском музее в Лондоне хранятся фрагменты скульптуры Галикарнасского мавзолея (скульпторы Скопас, Тимофей, Бриаксис, Леохар). От храма Артемиды в Эфесе (ионийский диптер), отстроенного арх. Хейрократом, сохранились фундаменты.

Другие «чудеса света» известны лишь по изображениям и описаниям.

Древнеегипетские пирамиды

– сооружения для погребения фараонов, свидетельство высокого инженерного искусства 3 тыс. до н.э., находятся в Гизе, под Каиром. В древности «чудом» считались все три пирамиды: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра), Микерина (Менкаура). Самая большая была построена для фараона Хеопса. Ее высота 137,2 м (первоначально 146,6 м), длина каждой стороны у основания 230,38 м., сложена из 2 340 000 блоков известняка, каждый из которых весил более 50 центнеров и держался собственной тяжестью, без каких-либо креплений. При строительстве использовались примитивные орудия труда (диоритовые молоты, медные пилы и топоры, орудия из шлифованного камня), однако блоки были так искусно обработаны, что зазоры между ними не превышали 0,5 мм. Снаружи пирамида была облицована белым отполированным известняком и казалась единым монолитом, вход был замурован. Внутри устроена разветвленная сеть ходов, одни вели к погребальной камере фараона, другие – в ловушки. В одной из камер внутри пирамиды (10,6 × 5,7 м) сохранился саркофаг фараона из красного гранита.

Второй по величине является пирамида Хефрена, высота которой 136 м (первоначально 143,5 м). Вокруг пирамид располагались захоронения жен фараонов, приближенных, храмы, высеченный из целой скалы Сфинкс с лицом фараона. См. также ПИРАМИДЫ.

 IGDA/A. Vergani ПИРАМИДЫ В ГИЗЕ (Великая пирамида Хуфу в центре).

Висячие сады Семирамиды.

При царе Навуходоносоре II (6 в. до н.э.) Вавилон достиг величайшего расцвета. Во дворце, стены которого были украшены синими и бирюзовыми изразцами с золотисто-желтыми рельефами, царь для своей жены устроил знаменитые висячие сады. Сады размещались на широкой четырехъярусной башне, внутри каждого яруса были сделаны кирпичные своды. Террасы, выложенные из огромных каменных блоков, сверху были покрыты слоем камыша и залиты асфальтом. Далее шел слой двойного кирпича, поверх которого лежали свинцовые пластины. Слой плодородной почвы, уложенный поверх этих конструкций, позволял высаживать разнообразные растения. Ярусы садов поднимались уступами и соединялись между собой лестницами, выложенными плитами розового и белого камня. Для поливки растений целый день качали воду из Евфрата. Растения ближних и дальних стран, деревья, пальмы, цветы, вознесенные на большую высоту сложными конструкциями, – все это производило неизгладимое впечатление на людей того времени, сады в пыльном засушливом Вавилоне казались чудом. Проходили столетия, город пришел в упадок, ушли в вечность знаменитые сады. Легенда превратила их в висячие сады Семирамиды (асс. Шаммурамат) – легендарной основательницы Вавилона, которая жила значительно раньше Навуходоносора (9 в. до н.э.). См. также ВАВИЛОН.

ВИСЯЧИЕ САДЫ СЕМИРАМИДЫ

Мавзолей в Галикарнасе.

Мавсол, правитель Карии (юго-восток Малой Азии) (правил 377–353 до н.э.), еще при жизни начал строительство собственной усыпальницы в Галикарнасе, которая стала называться Мавзолеем (греч. Mausoleion).

 Martin Heemskerck МАВЗОЛЕЙ В ГАЛИКАРНАСЕ

Задуманный как усыпальница и храм, Мавзолей, построенный греческими архитекторами Пифеем и Сатиром, представлял собой периптер на высоком цоколе, увенчанный пирамидой и квадригой. В основании гигантского сооружения было пятиярусное прямоугольное основание, облицованное белыми мраморными плитами и украшенное сверху скульптурным фризом длиной 117 м – мраморными рельефами. На основании помещался периптер – усыпальница, с целлой для жертвоприношений, окруженный 39 одиннадцатиметровыми колоннами. Крышей Мавзолея служила ступенчатая пирамида из 24 ступеней, поверх которой возвышалась квадрига – мраморная колесница, запряженная четверкой лошадей, со скульптурами Мавсола (работы Пифея) и его жены Артемисии П (работы Скопаса). В усыпальнице периптера стояли Мраморные саркофаги царя и царицы. У подножия гробницы располагались мраморные статуи всадников и львов работы Леохара, Тимофея, Бриаксида. Строительство было завершено лишь при внуке царя Мавсола. Строение было столь непохожим на все прежние усыпальницы, что по имени создателя получило название мавзолей.

Мавзолей простоял полторы тысячи лет: лишь в 12 в. он рухнул от мощного землетрясения. В 15 в. побережье Малой Азии было захвачено крестоносцами, которые на развалинах Мавзолея возвели замок Святого Петра, использовав мраморные блоки для строительства замка. После изгнания турками крестоносцев на этом месте возникла крепость Бодрум. В середине 19 в. 12 мраморных рельефов, вмурованных в стены турецкой крепости, были извлечены из нее и перевезены в Британский музей.

Храм Артемиды в Эфесе.

Город Эфес на побережье Малой Азии, к северу от р.Меандр, был центром почитания богини Артемиды, культ которой слился с культом местной богини плодородия, изображавшейся в виде матери-кормилицы. В 6 в. до н.э. начали возведение храма, посвященного богине Артемиде. Храм решено было строить на болотистой почве, предварительно укрепив фундамент, чтобы избежать разрушений от частых в тех местах землетрясений. Архитекторы Херсифон и Метаген с о.Крит возвели прямоугольный в плане храм (55 × 105 м), который был окружен 127 ионическими колоннами высотой 18 м. В каждом из двух рядов главного фасада стояло по 8 колонн. Завершено строительство храма было 120 лет спустя архитекторами Пеонитом и Деметрием. В 356 до н.э. житель г. Эфеса Герострат, решив увековечить свое имя, поджег знаменитый храм: были повреждены стены, рухнула крыша. Решено было вновь отстроить святилище. На собранные средства архитектор Хейрократ перестроил храм, внеся незначительные изменения: было поднято основание храма, увеличено число ступеней. Внутри находилась огромная статуя Артемиды в виде матери-кормилицы (15 м). Скульптура была выполнена из дерева, одежда и украшения – из золота. Последующие столетия принесли немало разрушений: в 263 храм был разграблен готами, во времена Византийской империи мраморные плиты храма использовались для других построек, позже на месте храма была возведена несохранившаяся ныне христианская церковь. Но наибольшее разрушение принесла болотистая почва, на которой был расположен храм. В результате раскопок сейчас найден фундамент сооружения, обломки колонн, украшенных рельефами (теперь в Британском музее).

РУИНЫ ХРАМА АРТЕМИДЫ

Колосс Родосский.

Жители о.Родос решили поставить памятник в честь победы 304 до н.э. над македонским царем Деметрием I. Ок. 290 до н.э. у входа в Родосский порт установили гигантскую статую бога солнца Гелиоса, покровителя острова, получившую название колосс (греч. kolossos – большая статуя) Родосский. Скульптор Харес из родосского города Линд, ученик Лисиппа, отлил из бронзы почти 40-метровую статую, украшенную надписью: «Колосс, на который ты смотришь, высотою 80 локтей (ок. 32 м) создал Харес, в Линде рожденный». Изображения этой статуи не сохранилось, поэтому предположений о том, как она выглядела, множество. Наиболее достоверных два: статуя могла стоять в гавани, бог Гелиос, изображенный в полный рост, держал в руках факел, между его широко расставленными ногами проплывали корабли; статуя могла стоять в центре города на высоком мраморном постаменте, подняв правую руку ко лбу, вглядываясь вдаль.

КОЛОСС РОДОССКИЙ

По рассказу Плиния на изготовление статуи было потрачено 500 талантов бронзы (13 тонн) и 300 талантов железа (7,8 тонн). Колосс был отлит по частям, которые поднимали с помощью земляных насыпей. Основой для статуи служили каменные блоки, скрепленные железом. Лицо и корона с семью лучами были позолочены. Возведение Колосса длилось 12 лет, а просуществовал он около 60 лет. После 220 до н.э. разрушительное землетрясение обрушилось на остров, и статуя рухнула на землю. Предпринимались неоднократные и безуспешные попытки восстановить Колосс. Но даже лежащие на земле обломки вызывали восхищение и изумление. В 977 арабы, захватившие остров, продали бронзовые обломки, которые пошли в переплавку. Так были уничтожены следы знаменитого Колосса, самого недолговечного «чуда света».

Статуя Зевса в Олимпии.

В Олимпии, одном из главных святилищ Греции, архитектором Либоном из Элиды был построен величественный храм (сер. 5 в. до н.э.), посвященный богу Зевсу. Дорический храм, превосходивший по размерам все храмы того времени (27,68 × 64,12 м), был сложен из известняковых блоков, украшен мраморными раскрашенными фронтонами (на одном – изображение состязания между Пелопсом и Эномаем, на другом – битва лапифов с кентаврами) и метопами (изображение подвигов Геракла). Внутри находилась статуя Зевса высотой ок. 13 м, выполненная Фидием ок. 430 г. до н.э. У подножья скульптуры была высечена надпись: «Афинянин Фидий, сын Хармида, создал меня». Зевс восседал на роскошном троне, верхняя часть тела его была обнажена, нижняя задрапирована в плащ, на голове красовался венок из ветвей оливкового дерева, в одной руке он держал фигурку богини победы – Ники, во второй – жезл, увенчанный изображением орла, священной птицы Зевса. Скульптура была выполнена в хрисоэлефантинной технике (от греч. «хрисос» – золото, «элефантинон» – слоновая кость). К деревянной скульптуре крепились пластины из золота и слоновой кости: открытые части тела Зевса и Ники были сделаны из слоновой кости, одежда, венок – из золота. Трон был также сделан из золота и слоновой кости: спинка, подлокотники и подножие были украшены рельефами из слоновой кости и золотыми изображениями богов и богинь. Ноги Зевса были обуты в золотые сандалии и стояли на скамеечке, украшенной золотыми львами.

СТАТУЯ ЗЕВСА

В 393 Олимпийские игры были запрещены императором Феодосием I как языческий культ. К тому времени, по некоторым сведениям, статуя по частям была расхищена грабителями. Существует предание, что в 475 по приказу Феодосия II, статуя Зевса была перевезена из Олимпии в Константинополь и вскоре погибла во время пожара. Сохранились только описания статуи и изображения на монетах.

Александрийский маяк.

В Александрии – новой столице Египта, основанной в 332–331 до н.э. Александром Македонским, были построены величественный дворец, парки и сады. Здесь находилась гробница Александра Македонского, Мусейон – учреждение при храме Муз, где жили ученые и поэты, знаменитая Александрийская библиотека, в которой хранились около 500 000 свитков. В Александрии жили знаменитые математики (Евклид), ученые, врачи, астрономы. Это был крупный культурный центр того времени. Там же для безопасного подхода судов к городу архитектором Состратом был построен Александрийский маяк (ок. 280 до н.э.). Огромная трехэтажная башня высотой 120 м находилась на восточном берегу о. Фарос. На стене маяка была высечена надпись: «Сострат, сын Дексифана из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореходов». Прямоугольный в плане первый этаж, сложенный из крупных плит известняка (длина каждой стены – 30,5 м), был ориентирован по сторонам света. Второй этаж – восьмигранная башня, облицованная мраморными плитами, – была ориентирована по направлению восьми главных ветров. Эту часть маяка украшали бронзовые статуи, некоторые из которых служили флюгерами, указывавшими направление ветра. Третий этаж-фонарь был круглой формы, завершался куполом, на котором стояла бронзовое изваяние Посейдона (Зевса), высотой около 7 м. Купол опирался на гранитные колонны. Здесь горел огонь маяка, свет которого усиливался путем отражения его в системе металлических вогнутых зеркал, и был виден издалека. Топливо для огня доставляли наверх навьюченными ослами по винтовой, пологой лестнице. Маяк также служил крепостью, где располагался большой гарнизон, наблюдательным пунктом для обнаружения неприятеля, в подземной части находилась цистерна с питьевой водой на случай осады.

 Martin Heemskerck АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МАЯК

Маяк простоял почти тысячу лет, но в 796 был сильно разрушен землетрясением. Позже, пришедшие в Египет арабы пробовали восстановить его: до 14 в. высота маяка составляла всего около 30 м. В конце 15 в. султан Кайт-бей воздвиг на месте маяка крепость, которая стоит и сейчас.

Нина Байор

В наше время принято называть чудом света уникальные художественные и технические творения, которые своим уровнем исполнения вызывают восхищение большинства специалистов. Но справедливости ради следует исправить этот ошибочный подход – к чудесам света относятся конкретные объекты, созданные людьми в далекой древности.

Ниже приведен список 7 чудес света древнего мира…

1. Пирамиды Хеопса (Гиза)

Пирамида фараона Хуфу (в греческом варианте Хеопса), или Великая пирамида – величайшая из египетских пирамид, древнейшее из семи чудес света античности и единственное из них, дошедшее до нашего времени. Свыше четырёх тысяч лет пирамида была самым большим зданием в мире.

Пирамиды Хеопса (Гиза) фото

Расположена пирамида Хеопса в дальнем пригороде Каира Гизе. Рядом находятся ещё две пирамиды фараонов Хафра и Менкаура (Хефрена и Микерина), по сообщениям античных историков, сыновей и преемников Хуфу. Это три самые большие пирамиды Египта.

Следуя античным авторам, большинство современных историков считает пирамиды погребальными сооружениями древнеегипетских монархов. Некоторые учёные полагают, что это были астрономические обсерватории. Прямых доказательств того, что в пирамидах были захоронены фараоны, нет, но другие версии их предназначения менее убедительны.

На основании древних «царских списков» установлено, что Хеопс правил около 2585-2566 гг. до н.э. Строительство «Священной высоты» продолжалось 20 лет и закончилось после смерти Хуфу, около 2560 г. до н.э.

Другие версии сроков строительства, основанные на астрономических методах, называют даты от 2720 до 2577 гг. до н.э. Радиоуглеродный метод показывает разброс в 170 лет, от 2850 до 2680 гг. до н.э.

Есть и экзотические мнения, высказываемые сторонниками теорий посещения Земли инопланетянами, существования древних працивилизаций, или адептами оккультных течений. Они определяют возраст пирамиды Хеопса от 6-7 до десятков тысяч лет.

2. Висячие сады Семирамиды (Вавилон)

Существование одного из чудес света – Висячих садов Семирамиды, многие учёные подвергают сомнению и утверждают, что это не более, чем плод воображения древнего летописца, идею которого подхватили его коллеги и начали старательно переписывать из летописи в летопись. Аргументируют своё утверждение они тем, что наиболее тщательно описывают сады Семирамиды как раз те, кто их в глаза не видел, в то время как историки, побывавшие в древнем Вавилоне, о возведённом там чуде умалчивают.

Висячие сады Семирамиды (Вавилон) фото

Проведённые археологические раскопки показали, что Висячие сады Семирамиды все же существовали.

Естественно, на верёвках они не висели, а представляли собой четырехэтажное здание, построенное в форме пирамиды с огромным количеством растительности, и являлись частью дворцового корпуса. Своё название — это уникальное сооружение получило из-за неправильного перевода греческого слова «kremastos», которое в действительности означает «свисающий» (например, с террасы).

Уникальные сады возвели по приказу вавилонского правителя Навуходоносора II, жившего в VII в. до н.э. Построил он их специально для своей жены Амитис, дочери Киаксара, царя Мидии (именно с ним вавилонский правитель заключил союз против общего врага, Ассирии – и одержал над этим государством окончательную победу).

Висячие сады Семирамиды фото

Амитис, которая выросла среди гор зелёной и плодородной Мидии, пыльный и шумный Вавилон, расположенный на песчаной равнине, не понравился. Вавилонский правитель оказался перед выбором – перенести столицу поближе к родине своей жены или сделать так, чтобы её пребывание в Вавилоне стало более комфортным. Им было принято решение построить висячие сады, которые напоминали бы царице о родине. Где именно они находятся, история умалчивает, а потому существует несколько гипотез:

  • Основная версия говорит о том, что это чудо света находится возле современного города Хилла, что расположено на реке Эфрат в центре Ирака.
  • Альтернативная версия, основанная на повторной расшифровке клинописных табличек, утверждает, что Висячие сады Семирамиды находятся в Ниневии, столице Ассирии (находилась на севере современного Ирака), которая после своего падения отошла к вавилонскому государству.

Сама идея создать висячие сады посреди сухой равнины выглядела как по тем временам просто-таки фантастичной. Эта задача местным архитекторам и инженерам древнего мира оказалась по силам – и висячие сады Семирамиды, которые впоследствии вошли в список семи чудес света, были построены, стали частью дворца и находились с его северо-восточной стороны.

3. Статуя Зевса в Олимпии

Говорят, статуя Зевса в Олимпии оказалась настолько величественной, что когда Фидий, создав её, спросил у своего творения: «Доволен ли ты, Зевс?» – грянул гром, а чёрный мраморный пол у ног бога треснул. Громовержец оказался доволен.

Статуя Зевса в Олимпии фото

Несмотря на то, что до нас дошли только воспоминания об одной из самых величественных статуй такого масштаба, одно лишь описание монумента, который являлся в своём роде самым настоящим ювелирным шедевром, не может не потрясать воображение. Как до, так и после создания статуи Зевса Олимпийского, памятника такого масштаба люди не создавали – и не факт, что когда-либо создадут: слишком уж дорогим по стоимости и огромным по масштабам оказалось это чудо света.

Уникальность этого монумента состоит также в том, что статуя Зевса Олимпийского – единственная из всех чудес древнего мира находилась на территории континентальной Европы, в греческом городе Олимпии, что расположен на Балканском полуострове.

Статуя Зевса в Олимпии создавалась довольно долго: Фидий потратил на неё около десяти лет. Когда она предстала перед жителями и гостями Олимпии в 435 году до н.э., то являла собой самое настоящее чудо света.

Статуя Зевса в Олимпии

Точные размеры статуи до сих пор не определены, но судя по всему, её высота составляла от 12 до 17 метров. Обнажённый до пояса Зевс сидел на престоле, ноги его находились на скамейке, которую поддерживали два льва. Пьедестал, на котором был расположен трон, был довольно огромен: его размеры составляли 9,5 на 6,5 м. Для его изготовления использовали чёрное дерево, золото, слоновую кость и драгоценности.

Сам престол украшали изображения сцен из жизни греческих небожителей, на его ножках танцевали богини победы, а на перекладинах были запечатлены сражения греков с амазонками и, естественно, не обошлось без Олимпийских игр (росписью занимался Панен). Изготовили Громовержца из эбенового дерева, при этом всё его тело покрыли пластинами из слоновой кости наивысшего качества. Материалы для своей статуи мастер отбирал чрезвычайно придирчиво.

На голове верховного бога находился венок, а в одной руке он держал золотую Нику, богиню Победы, в другой – скипетр, украшенный орлом, символизирующий верховную власть. Одежда бога была изготовлена из золотых листов (всего для изготовления скульптуры ушло около двухсот килограмм золота). Плащ громовержца украшали изображения представителей животного и растительного мира.

В наше время мраморную копию одного из чудес света можно увидеть в Эрмитаже, куда она была привезена из Италии в 1861 году. Судя по всему, эта статуя Зевса была создана римским автором в первом веке до нашей эры, и была она найдена во время археологических раскопок в окрестностях Рима в конце XVIII века. Она примечательна тем, что на сегодняшний день является одной из наибольших античных скульптур, что находятся в музеях мира – высота памятника составляет 3,5 метра и весит при этом 16 тонн.

Скульптуру приобрел в начале XIX века один из итальянских коллекционеров, маркиз Д. Кампаны.

Простояла у него она недолго, поскольку через некоторое время он разорился, его имущество было конфисковано и продано с аукциона. Перед проведением торгов, директору Эрмитажа удалось уговорить итальянские власти дать ему возможность приобрести некоторые вещи до распродажи, таким образом, лучшие экспонаты из коллекции разорившегося маркиза, в т. ч. и статуя Громовержца, оказались в Эрмитаже.

4. Храм Артемиды Эфесской (Эфес)

Согласно древнегреческой вере Артемида была богиней охоты и плодородия, покровительницей всего живого на земле. Она присматривала за зверями в лесу, стадами домашних животных, растениями. Артемида обеспечивала счастливый брак и помощь при родах.

Храм Артемиды Эфесской (Эфес) фото

В честь Артемиды в Эфесе на месте бывшего святилища карийской богини, также отвечающей за плодородие, был построен храм. Храм Артемиды в Эфесе был настолько большим, что сразу же попал в список семи чудес света античного мира. Финансирование строительства покрыл лидийский царь Крез, строительными делами руководил архитектор из Кносса Харсифрон. При нем успели возвести стены и колонны. После его смерти пост главного архитектора принял его сын Метаген. Последним этапом строительство руководили Пеонит и Деметрий.

Строительство храма Артемиды Эфесской было завершено в 550 году до нашей эры. Перед местными жителями открылось восхитительное зрелище, подобного здесь не строили никогда. И хотя в настоящее время нельзя воссоздать былое убранство храма, можно быть уверенным, что лучшие мастера своего времени, занятые здесь на работах, не могли оплошать. Сама статуя виновницы постройки была выполнена из слоновой кости и золота.

Воссоздать образ былого величественного храма богини Артемиды в Эфесе удалось только после проведения археологических раскопок. Храм имел размеры 105 на 51 метр. Крыша сооружения поддерживали 127 колонн, каждая высотой 18 метров. По легенде каждая колонна была подарена одним из 127 греческих властителей.

Кроме религиозных служений в храме кипела финансовая и деловая жизнь. Это был независимый от властей центр Эфеса, подчиняющийся местной коллегии жрецов.

В 356 году до нашей эры, когда родился знаменитый Александр Македонский, храм Артемиды сжег эфесский житель Герострат. Мотив этого подвига — остаться в истории в память потомкам. Поджигателя после поимки ждала высшая мера наказания. В дополнение к ней было также решено искоренить имя этого человека из истории. Но то, что запрещено, еще прочнее усаживается в памяти людей, а имя Герострата сейчас является нарицательным.

К III веку до нашей эры чудо света храм Артемиды в Греции удалось восстановить по инициативе вышеупомянутого Александра Великого, но с приходом готов он снова подвергается разрушению. Позже с запретом языческих культов власти Византии закрывают храм. Затем начинают постепенно разбирать на строительные материалы, в результате чего храм уходит в небытие. На его месте была возведена христианская церковь, но ее также ждала участь разрушения.

31 октября 1869 года английскому археологу Вуду удается найти расположение былого храма Артемиды в Турции, и начинаются раскопки. Сейчас на его месте стоит одна восстановленная из обломков колонна. Несмотря на это, место все равно привлекает тысячи туристов.

5. Мавзолей в Галикарнасе

Перенесемся в древний город Галикарнас. Он был столицей Карии и, как причитается столице государства, славился своей красотой и величием. Храмы, театры, дворцы, сады, фонтаны, живая гавань гарантировали городу почет и уважение. Но особое внимание здесь занимала гробница царя Мавсола, одно из семи чудес света в древнем мире. Итак, чудо света мавзолей в Галикарнасе.

Мавзолей в Галикарнасе фото

Царь Мавсол, правящий Карией в 4 веке до н.э. (377-353 годы), по опыту египетских фараонов начал строительство своей гробницы еще при жизни. Она должна была стать уникальным сооружением. Расположенная в центре города, среди дворцов и храмов, она символизирует могущество и богатство царя. А для поклонения покойному царю, она должна сочетать в себе одновременно и гробницу и храм. На строительство были выделены лучшие архитекторы и скульпторы — Пифий, Сатир, Леохар, Скопас, Бриаксид, Тимофей. После смерти царя его жена, царица Артемисия, еще интенсивнее подошла к строительству вечного памятника великому мужу.

Постройка была закончена в 350 году до н.э. Ее внешний облик сочетал в себе сразу несколько архитектурных стилей того времени. В мавзолее выделялось три уровня общей высотой в 46 метров. Первый ярус представлял собой массивный цоколь из кирпича, облицованного мрамором. Далее на нем возвышался храм с 36 колоннами. Колонны подпирали крышу в виде пирамиды с 24 ступенями. На вершине крыши располагалась скульптура царя Мавсола и Артемисии в колеснице, запряженной 4 конями. Вокруг постройки располагались статуи всадников и львов. Красота строения завораживала, не случайно, что мавзолей в Галикарнасе быстро вошел в семь чудес света древнего мира.

Сама гробница Мавсола с женой располагалась в помещении нижнего яруса. Для поклонения царю было сооружено верхнее помещение с колоннами и статуей Мавсола. Статуя сохранилась до наших дней, и полноценно отражает образ царя-деспота. Скульптор в чертах лица тонко передал характер Мавсола — злобный, жестокий, способный получать все, что ему нужно. Не случайно это был очень богатый человек. Рядом со статуей Мавсола находилось изваяние царицы Артемисии. Ее же скульптор приукрасил, подал в величавом, мягком образе. Работал над ней известный скульптор того времени Скопас. Обе эти статуи сейчас считаются одними из лучших в греческой культуре IV века до нашей эры. Отдельно стоит упомянуть и про верхнюю часть основания мавзолея. Скульпторы украсили его сценами из греческого эпоса — битва с амазонками, охота, битва лапифов с кентаврами.

Мавзолей — слово, произошедшее от имени царя Мавсола, в настоящее время является нарицательным среди всех народов.

Спустя 18 веков мавзолей был разрушен землетрясением. Позже его развалины использовались для постройки замка Святого Петра рыцарями-иоаннитами. Когда пришли турки, замок стал крепостью Будрун, в настоящее время называемой Бодрумом. Раскопки здесь были проведены в 1857 году. Были найдены рельефные плиты, статуи Мавсола и Артемисии, статуя колесницы. В настоящее время они выставлены в Британском музее.

6. Колосс Родосский (Родос)

Колосс Родосский – огромная статуя, ставшая одним из семи Чудес света. Благодарные жители острова Родос решили построить её в честь бога солнца Гелиоса, который помог им выстоять в неравной борьбе с захватчиками. Осада прекрасного острова длилась почти год и вероятность победы была ничтожна мала, но покровитель помог победить островитянам. За это Гелиос был увековечен в обличии огромной статуи. Для жителей Родоса статуя олицетворяла независимость и свободу, точно так же, как Статуя Свободы в Нью-Йорке для американцев.

Колосс Родосский (Родос) фото

Остров Родос имел выгодное географическое положение, его жители свободно торговали со многими странами, что обеспечило богатство города в целом и каждого горожанина в отдельности. С момента основания и до III в. до н.э. Родосом поочередно правили знаменитый царь Мавсол, персидские правители и Александр Македонский. Никто из них не угнетал город и не мешал ему развиваться. Однако, после смерти Александра Македонского, его наследники в кровавой борьбе начали делить унаследованные земли.

Остров Родос отошел Птолемею, но другой наследник (Антигон) посчитал это несправедливым и отправил своего сына уничтожить город. Это помогло бы сравняться в могуществе с Птолемеем. Деметрий, сын Антигона, собрал огромную армию, которая численно превосходила островитян. Только неприступные стены помешали солдатам сразу попасть в столицу и уничтожить её. Враги использовали осадные башни – огромные деревянные катапульты, которые устанавливали на кораблях. Жителям Родоса удалось задержать врагов до прибытия армии Птолемея и защитить свою Родину.

Продав осадные машины и сохранившиеся корабли захватчиков, жители Родоса решили возвести огромную статую бога Гелиоса, своего покровителя. До этих пор колоссами называли любые статуи, но после Колосса Родосского так стали величать только самые большие из них.

Колосс Родосский фото

Строительство Колосса начали в 302 г. до н.э. и закончили только через 12 лет (по другим источникам через 20 лет). Установили статую на искусственной насыпи, преграждавшей вход в гавань. За этим холмом долгое время отдельные части скульптуры были скрыты от любопытных глаз. Насыпь со статуей превратились в своеобразные ворота в город. Некоторые поэты описывали Колосс стоящим на двух холмах. Корабли же должны были проплывать между ног Гелиоса. Однако, такая версия считается сомнительной. Устойчивость подобной скульптуры была бы слишком малой, а большие корабли не смогли бы причалить в порту.

До наших дней статуя не сохранилась, но многочисленные описания современников свидетельствуют, что Колосс стоял на одном из берегов, а вовсе не в виде арки, как её изображают художники. В руке великана находилась чаша с пылающим огнем. В основании располагались три столба, служившие опорой. Два из них строители инкрустировали бронзовыми деталями, чтобы замаскировать в ногах Гелиоса. Третий столб находился в том месте, куда опускался плащ или часть простыни величественного Колосса.

Жители хотели, чтобы статуя указывала рукой вдаль, но скульптор понимал, что это снизит устойчивость конструкции, поэтому статуя словно прикрывает ладонью глаза от солнца. Торс и основные элементы были изготовлены из листов железа и бронзы. Их закрепили на опорных столбах. Пространство внутри заполняли крупными камнями и глиной, чтобы повысить устойчивость. Свободное пространство присыпалось землей, чтобы рабочие могли свободно перемещаться по поверхности и закреплять следующие части. Всего на изготовление Колосса потребовалось 8 т железа и 13 т бронзы. Получившаяся статуя достигала в высоту 34 м.

Статуя Колосса Родосского была настолько огромной, что её видели из проплывающих вдали кораблей. По описаниям современников, она представляла собой высокого юношу с лучистым венцом на голове. Одна рука юноши прикрывала глаза, а другая подхватывала спадающее одеяние.

Другой поэт – Филон – описывал Колосса иначе. Он утверждал, что статуя находилась на мраморном постаменте и поражала размером ступней. Каждая из них сама была размером с небольшую статую. На вытянутой руке находился действующий факел. Его зажигали по ночам, чтобы освещать дорогу морякам.

Ученые по сей день пытаются обнаружить, где же находится Колосс Родосский или где точно он был установлен. В конце XX века у побережья острова Родос были обнаружены огромные валуны, которые напоминали по форме обломки статуи. Однако теория о том, что это элементы древнего изваяния, не подтвердилась. А вот исследовательница Урсула Веддер предположила, что Колосс стоял вовсе не возле берега, а на холме Монте-Смит. Здесь сохранились развалины храма Гелиоса, а у его фундамента есть подходящая платформа, на которой мог возвышаться Колосс.

7. Александрийский маяк (Фарос)

Лишь одно из семи чудес древнего мира имело практическое предназначение – Александрийский маяк. Исполнял он сразу несколько функций: позволял кораблям без особых проблем подойти к гавани, а наблюдательный пункт, расположенный наверху уникального сооружения, давал возможность следить за водными просторами и вовремя замечать неприятеля.

Александрийский маяк (Фарос) фото

Местные утверждали, что свет Александрийского маяка сжигал вражеские судна ещё до их приближения к берегу, а если им и удавалось подойти к побережью, статуя Посейдона, находящаяся на куполе удивительной конструкции, издавала пронзительный предостерегающий крик.

Высота старинного маяка составляла 140 метров — намного выше окружающих зданий. В древности здания не превышали трёх этажей и на их фоне Фаросский маяк казался огромным. Тем более что на момент окончания строительства оно оказалось самым высоким зданием древнего мира и являлось таковым ещё чрезвычайно длительное время.

Александрийский маяк был построен на восточном побережье небольшого острова Фарос, расположенного возле Александрии – главного морского порта Египта, построенного Александром Македонским в 332 г. до н.э. Также он известен в истории как Фаросский маяк.

Александрийский маяк фото

Место для возведения города великий полководец выбирал чрезвычайно тщательно: он изначально задумал построить в этом регионе порт, который являлся бы важным торговым центром.

Чрезвычайно важно было, чтобы он находился на пересечении как водных, так и наземных путей трёх частей света – Африки, Европы и Азии. По этой же причине здесь нужно было построить не менее двух гаваней: одну для кораблей, прибывших со стороны Средиземного моря, а другую – для приплывших по Нилу.

Поэтому Александрия была построена не в дельте Нила, а немного в стороне, на двадцать миль южнее. При выборе места для города, Александр учитывал местонахождение будущих гаваней, особое внимание при этом уделил их укреплению и защите: очень важно было сделать всё для того, чтобы воды Нила не забивали их песком и илом (специально для этого впоследствии была сооружена дамба, соединяющую континент с островом).

После смерти Александра Македонского (который по легенде родился в день разрушения Храма Артемиды в Эфесе) через некоторое время город оказался под властью Птолемея I Сотера – и в результате умелого управления превратился в успешный и процветающий город-порт, а возведение одного из семи чудес света значительно приумножило его богатства.

Александрийский маяк давал возможность кораблям без проблем заплывать в порт, успешно обходя подводные камни, отмели и другие препятствия залива. Благодаря этому после возведения одного из семи чудес объёмы торговли света резко возросли.

Маяк также служил дополнительным ориентиром для моряков: пейзаж египетского побережья довольно-таки разнообразен – в основном одни лишь низменности и равнины. Поэтому сигнальные огни перед входом в гавань были как нельзя кстати.

С этой ролью успешно бы справилось и более низкое сооружение, поэтому Александрийскому маяку инженеры отводили ещё одну немаловажную функцию – роль наблюдательного пункта: враги нападали обычно с моря, поскольку страну со стороны суши неплохо защищала пустыня.

Установить такой наблюдательный пункт на маяке нужно было ещё и потому, что возле города не было никаких природных возвышенностей, где это можно было бы сделать.

Александрийский маяк прослужил с 283 года до н.э. до XV века, когда вместо него возвели крепость. Таким образом, он пережил не одну династию египетских правителей, видел римских легионеров. На его судьбу это особо не повлияло: кто бы ни правил Александрией, все заботились о том, чтобы уникальное сооружение простояло как можно дольше – восстанавливали разрушившиеся из-за частых землетрясений детали здания, обновляли фасад, на который негативно влияли ветер и солёная морская вода.

Время сделало своё дело: маяк перестал работать в 365 году, когда одно из сильнейших землетрясений Средиземного моря вызвало цунами, затопившее часть города, а число погибших египтян, по свидетельствам летописцев, превысило 50 тыс. жителей.

После этого события, маяк значительно уменьшился в размерах, но простоял ещё довольно долго – вплоть до XIV века, пока очередное сильнейшее землетрясение не стёрло его с лица земли (через сто лет султаном Кайт-бей на его фундаменте была возведена крепость, которую можно увидеть и в наши дни). После этого пирамиды в Гизе остались единственным древним чудом света, дожившим до наших дней.

В середине 90-х гг. остатки Александрийского маяка были обнаружены на дне залива при помощи спутника, а ещё через какое-то время учёные, используя компьютерное моделирование, смогли более-менее восстановить образ уникального сооружения.


 

В мире найдется немало мест таинственных и загадочных. Но лишь некоторые из них признаны подлинными чудесами, которым более не было равных на Земле! Из этой статьи вы узнаете, какие из 7 чудес света сохранились до наших дней, а какие — навсегда канули в Лету. Представляем вашему вниманию 7 чудес света – список состоит из следующих пунктов:

Висячие сады Семирамиды

Содержание статьи:

Висячие сады Семирамиды

Пирамида фараона Хеопса

Храм Артемиды в Эфесе

Статуя Зевса в Олимпии

Мавзолей в Галикарнасе

Александрийский маяк

Колосс Родосский

Висячие сады Семирамиды

Этот эксклюзивный комплекс вошел в список 7 чудес света. Основой садов Семирамиды стало монументальное здание в четыре яруса, возведенное в форме пирамиды. Свисающие зеленые насаждения в сочетании с фонтанами и водоемами превратили его в настоящий оазис. Согласно старинному приданию, эти сады были созданы для жены вавилонского правителя Навуходоносора II по имени Амитис.

Картина "Сады Семирамиды"

Чтобы поддерживать зеленое чудо в жизнеспособном состоянии, требовалось большое количество воды. Проблему решили за счет человеческого ресурса, а точнее – рабского труда. Рабы безостановочно вращали деревянное колесо, к которому были привязаны бурдюки из кожи. Это колесо забирало воду из реки (по другой версии – из неких подземных источников). Вода нагнеталась на самый верхний ярус, а оттуда стекала по сложной системе многочисленных каналов.

После смерти правителя Навуходоносора Вавилон на некоторое время стал резиденцией Александра Македонского. После кончины великого полководца город стал постепенно приходить в запустение, сады Семирамиды также остались без должного ухода. Через некоторое время вышла из берегов расположенная поблизости река, что привело к размыванию фундамента постройки.

Интересные факты про висячие сады Семирамиды

Эта  оригинальная постройка, которая со временем вошла в семь чудес света, при Навуходоносоре Втором  вовсе не являлась новинкой. Просто в ту пору на висячие сады была организована подача воды нестандартным способом.

Данное сооружение имело четыре уровня, на которых находились прохладные комнаты для прогулки царской семьи в период дневного зноя. 25-ти метровые колонны поддерживали своды здания на каждом уровне. Террасы были засыпаны землей таким слоем, чтобы его толщины хватало для роста деревьев.

чудеса света

Платформы каждого яруса покрывались асфальтом, чтобы не допустить просачивание жидкости с верхних этажей на нижние. Специально разработанный механизм качал воду из реки Евфрат и подавал ее наверх.

Его приводили в движение рабы, вращающие колесо невероятной величины. Огромные стены Вавилона и зависшие над ними кроны деревьев должны были внушать всякому смертному мысль о силе и могуществе этого царства. А жена Навуходоносора Второго – мидийская царевна Амитис наслаждалась красотой цветущих растений.

Пирамида фараона Хеопса

Этот ныне существующий географический объект, который также входит в список 7 чудес света, иногда называют Великой пирамидой Гизы. Она служит усыпальницей египетского правителя Хеопса (Хуфу). Пирамида была возведена неподалеку от Гизы — пригорода Каира. Чтобы создать это чудо, потребовались совместные усилия 100 тысяч человек. Согласно расчетам археологов, работы продолжались порядка двадцати лет.

Пирамида Хеопса снаружи

На строительство пирамиды Хеопса ушло более двух миллионов блоков из известняка, вес каждого из которых составил около 2,5 тонн. Первоначально высота монумента достигала 147 метров (примерно как 5 девятиэтажек, установленных одна поверх другой). Пирамиду частично засыпало песком, поэтому ее высота уменьшилась до 137 метров. Тем не менее, ее по праву можно считать самым грандиозным памятником человеческому тщеславию.

Факты о пирамиде Хеопса

Пирамида  Хеопса, при вскрытии которой тело фараона так и не было обнаружено, также по праву входит в семь чудес света. Ее вес гипотетически доходит до пяти миллионов тонн, и при этом она является довольно точным компасом. Грани пирамиды направлены строго по сторонам света с незначительной погрешностью в пять градусов.

Даже при современном уровне развития строительства подобное соответствие выполнить крайне сложно. Сначала это было идеальное соответствие и лишь спустя некоторое время из-за постоянного движения северного полюса появилось несущественное отклонение. Как древним египтянам удалась настолько точная ориентация пирамиды, ученые не смогли выяснить и до наших дней.

пирамида Хуфу (изнутри)

Пирамида Хеопса не видна из космоса невооруженным взглядом, притом,  что многие исследователи по-прежнему верят в этот распространенный миф.

На северной стороне, на высоте 15 метров от поверхности земли расположен вход в пирамиду. Он образован каменными плитами и выполнен в виде арки. Прежде вход закрывала гранитная пробка.

Облицовка пирамиды Хеопса выполнена гранитными плитами, тщательно отшлифованными и безукоризненно подогнанными друг к другу.

Внутри пирамиды сохраняется постоянная температура, равная +20 градусов. Это своего рода огромная изометрическая камера. При прогревании воздуха снаружи до +50, внутри она остается без изменений.

Туристам на заметку! Любая фото- или видеосъемка  внутри объекта категорически запрещена.

Внутренние шахты пирамиды являются самой большой загадкой этого колоссального сооружения.  Притом, что их ширина достигает всего 20 сантиметров, они идут по всем главным комнатам и имеют выход на поверхность. Какое они имеют предназначение, ученые не выяснили до сих пор.

Бытует мнение, что пирамида – это своего рода календарь. Она может служить компасом высокой точности, по которому можно сверять все современные компасы.

До сих пор не удалось разгадать состав раствора, с помощью которого крепились блоки этого сооружения. Он не имеет никаких современных аналогов.

Фундамент пирамиды имеет площадь порядка 5,4 гектар, и пять самых крупных мировых соборов легко разместятся на нем.

Храм Артемиды в Эфесе

С руинами этой античной постройки, возведенной в пятом веке до нашей эры, читатель может ознакомиться лично. Они располагаются на территории, которая принадлежит современной Турции. Храм, включенный в список 7 чудес света, был построен в честь покровительницы любовных отношений и семейного очага – богини Артемиды. Деньги на возведение культового сооружения предоставил лидийский царь Крёз, имя которого стало символом богатства.

Храм Артемиды, фото

Храм Артемиды был разрушен во время пожара, устроенного Геростратом. Этот гражданин Эфеса захотел таким образом прославиться. Дерзкого безумца приговорили к казни, а его имя следовало предать забвению. Тем не менее, мы знаем историю Герострата, благодаря трудам древнегреческого историка Феопомпа.

К началу III в до н.э. по велению Александра Македонского храм Артемиды был восстановлен в своем изначальном облике. Но, к несчастью, архитектурному шедевру не было суждено сохраниться до наших дней. В 263 году храмовый комплекс был частично разграблен готами, а позднее его закрыли в связи с гонениями, которым стали подвергаться абсолютно все языческие культы.

Интересные факты о храме Артемиды в Эфесе

По преданию, мрамор, из которого был возведен храм богини, был обнаружен в окрестностях при помощи баранов. Один из двух дерущихся самцов ударил рогами по скале и обнажил мраморный скол. Так была решена проблема облицовочного материала для строительства храма Артемиды, входящего в семь чудес света.

Потом возникла проблема транспортировки колонн. Под их гигантским весом повозки глубоко вдавливались в песчаную поверхность, и перемещаться не могли. Пришлось их обшивать деревом, а в торцы вбивать прутья. К основанию здания колонны тащили с помощью волов.

фасад храма

Все горизонтальные перекрытия и архитравы (нижние части антаблемента – архитектурного элемента) следовало уложить так, чтобы капители колонн не были повреждены. Под весом архитрав песок выдавливался, и перекрытия постепенно становились на место.

Во внутреннем помещении находилась редкая картина с  изображением  Александра Македонского в образе Зевса с молнией в руке.  Художник был настолько талантлив, что ему удалось создать впечатление, точно острие молнии выходит за пределы картины, а глаза полководца наблюдают за передвижением каждого из посетителей.

Согласно историческим летописям,  внушительная денежная сумма на строительство была выдана Крезом – царем Лидии.

Статуя Зевса в Олимпии

В честь бога-Громовержца было возведено поистине монументальное сооружение. Храм Зевса был целиком сооружен из мрамора, включая даже крышу. По периметру святилища располагались 34 колонны, выполненные из известняка. Стены храма покрывали живописные барельефы с изображениями древнегреческого бога, а также подвигов Геракла.

Храм Зевса Громовержца

Но в список 7 чудес света вошел не храмовый комплекс, а статуя Зевса. Над воплощением в жизнь этого шедевра поработал древнегреческий скульптор Фидий. Тело бога было создано из слоновой кости, на украшение статуи также ушло великое множество редких самоцветов и около 200 кг золота без малейшей примеси лигатуры. Глаза Громовержца словно бы метали молнии, а голова и плечи переливались неземным светом.

Согласно преданию, в центр мраморного пола храма ударила молния. Это было расценено, как выражение одобрения со стороны Зевса. На месте удара установили жертвенник из меди. Статуя Зевса разрушилась при пожаре, который произошел в храме в 425 году. Существует другая версия, согласно которой ее перевезли в Стамбул, где фигура Громовержца сгорела в 476 году.

Статуя Зевса в Олимпии

Статую бога Зевса изготовил мастер по имени Фидий, который ранее соорудил два изваяния знаменитой богини Афины. Поскольку скульптура громовержца предполагалась быть гигантских размеров, то мастерскую для ее изготовления построили поблизости от храма Зевса в Олимпии – в 80-ти метрах. Мастерская была точно таких же габаритов, как и сам храм.

Скульптуру бога предполагалось строить из слоновой кости, 200 кг золота, драгоценных камней. Ее не высекали из камня или известняка. Основу изваяния составляло дерево. Деревянный каркас обшивался плитами из слоновой кости, которая изображала открытые части тела Зевса – руки, грудь, лицо. Из золота изготавливались доспехи и одежда бога, а также богатая шевелюра.

скульптура "голова Зевса"

Строительство статуи шло под усиленной охраной – столько драгоценного материала ушло на изготовление сооружения, что у рабочих могло возникнуть побуждение украсть часть «божественной» статуи. Трон был изукрашен изображениями кентавров, фрагментами из подвигов Зевса, амазонками и танцующими Никами.

Статуя была поистине огромных размеров – в высоту она достигала (вместе с пьедесталом) 15 метров. В мультфильме «Геркулес» очень точно переданы габариты Зевса, сидящего на троне. По сравнению с изваянием своего отца – громовержца, силач Геркулес был маленьким и жалким.

На открытие статуи (которое состоялось в 435 г. до н.э.) собрались самые богатые жители Греции. Мастер Фидий сумел поразить всех пришедших. Он создал иллюзию сверкающих глаз Зевса – у присутствующих создалось впечатление, что его глаза по-настоящему мечут молнии. На голову и плечи громовержца откуда-то изливался божественный свет.

Публика была в полном восторге от увиденного, а мастер отошел вглубь храма и оттуда наблюдал за реакцией зрителей. У ног статуи располагался бассейн, наполненный водой, поверх которой было налито оливковое масло. Темная маслянистая пленка отражала идущий из дверных проходов свет, который, отражаясь от бассейна, освещал грандиозную статую. Создавалось впечатление, что свет исходит от Зевса и изливается на собравшихся гостей.

Есть легенда, что мастер Фидий воззвал к богам с просьбой дать знамение, пришлась ли по душе новая статуя? Говорят, что вскоре над Олимпом разразилась гроза, и в пантеон Зевса ударила молния, образовав в мраморном полу у ног статуи вмятину. В получившееся углубление была вмонтирована чаша, изготовленная из меди.

Несмотря на то, что статуя удалась, и народ был в восторге, мастер Фидий закончил жизненный путь незавидно. Есть две версии его судьбы. Одни источники говорят, что, через три года, он был осуждён за кражу золота, предназначенного для изготовления статуи богини Афины, и брошен в тюрьму, где и умер вскоре, то ли по причине болезни, то ли из-за добавленного в его пищу яда. Другие утверждают, что мастер умер в изгнании из-за поступившего на него доноса. У Фидия было много завистников, и кто-то из них оклеветал мастера.

Мавзолей в Галикарнасе

Античный город Галикарнас был известен резиденциями вельмож, театрами и зелеными садами. Но в список 7 чудес света вошли не эти архитектурные красоты, а гробница жестокого правителя Мавсола. В мавзолее насчитывалось 3 уровня, суммарная высота постройки составила 46 метров. В этом рукотворном шедевре смешалось несколько архитектурных направлений.

Музей Галикарнас

В качестве украшения мавзолея были задействованы традиционные колонны, а также статуи всадников и львов. На самой вершине находилась скульптура царя Мавсола, горделиво восседающего в запряженной конями колеснице. Мавзолей простоял около 19-ти веков, причиной его разрушения стало сильное землетрясение. Любопытный факт – некоторые обломки мавзолея пошли на строительство крепости святого Петра.

Как выглядел Галикарнас

На берегу Средиземного моря у подножья гор располагалась столица Карии – Галикарнас. Здешняя гавань была небольшой, но зато очень хорошо укрепленной. В непосредственной близости от причала находился базар, где в стародавние времена можно было приобрести редкую заморскую диковину. От рыночной площади вели просторные улицы с многочисленными жилыми домами.

Семь чудес света как пишется

Расположение дворца Мавсола позволяло его обитателям четко просматривать все имеющиеся подходы к городу, как со стороны моря, так и со стороны суши. Таким образом, внезапное нападение врагов на Галикарнас было невозможно.

Правительственный дом и строения вокруг него, а это, прежде всего, храмы богов и театр, окружали высокие каменные стены. Их протяженность в общей сложности была равна шести километрам. Единственное предназначение этих стен – обеспечение наивысшей безопасности правителя.

Александрийский маяк

Фаросский маяк был сооружен в 3 веке до нашей эры, он также включен во всемирно известный список 7 чудес света. Этот объект должен был помогать морским судам благополучно преодолевать прибрежные рифы и избежать кораблекрушения. Днем мореплавателей вел столб дыма, а в темное время суток они могли ориентироваться на языки пламени.

Александрийский маяк

Александрийский маяк возвышался на 120 метров над уровнем моря, его сигналы можно было разглядеть на расстоянии до 48 км. Верхнюю часть конструкции украсила статуя Исиды-Фарии, которую почитали в качестве покровительницы мореплавателей. Чтобы сделать поток света максимально эффективным, строители применили оригинальную систему выгнутых зеркал.

Фаросский маяк, как и многие другие объекты из списка 7 чудес света, был уничтожен довольно тривиальным образом. Его разрушило мощное землетрясение, которое произошло в середине 14-го века. Некоторые фрагменты Александрийского маяка ученые обнаружили на дне морском во время исследований в 1996 году.  

Факты про Александрийский маяк

В семь чудес света входит Александрийский маяк, стоимость строительства которого на сегодняшний день составляет порядка трех миллионов долларов.

Высота этого сооружения равнялась 135-ти метрам. Конструкция маяка была очень необычной. Нижняя его часть имела квадратную форму, средняя часть напоминала восьмиугольник, а верхняя вовсе была круглой.

Маяк состоял из известняковых блоков, запечатанных расплавленным свинцом для особой крепости.

На вершину сооружения можно было добраться по винтовой лестнице, которыми снабжалось большинство маяков.

На протяжении дня свет отражался в большом кривом зеркале, в темное время суток на самом верху  горел огонь. По непроверенным источникам, зеркало позволяло выявлять вражеские корабли и сжигать их.

В хорошую погоду свет от маяка можно было увидеть с расстояния 60..100 км.

По углам маяка возвышались статуи бога Тритона, а в центре находилась статуя Посейдона.

В 956 году во время землетрясения маяк получил существенное повреждение, в 1303 и 1323 годах землетрясения снова повторились.

Переживший 22 землетрясения маяк все-таки рухнул в 1375 году.

В настоящее время на его месте расположена египетская крепость.

Маяк – гражданский символ Александрии. Его изображение можно увидеть на флаге местного университета, а также на флаге и печати провинции.

Колосс Родосский

Эта статуя была изготовлена в честь Гелиоса (бога Солнца). Предполагалось, что рост фигуры составит 18 метров, но впоследствии ее решили сделать 36-метровой. Статуя в виде бога-юноши была отлита из бронзы, она расположилась на мраморном постаменте. Строительство велось на холме, созданном искусственным путем. Внутри фигуры располагались камни, что было сделано для повышения устойчивости конструкции.

Колосс Родосский статуя

Скульптор Харес, который работал над Колоссом Родосским, допустил просчет при определении количества необходимых материалов. Мастеру пришлось занять много денег, чтобы получить возможность завершить свой шедевр. Харес был полностью разорен и окружен кредиторами, скульптор покончил с собой.

Родосского Колосса погубило землетрясение, произошедшее в 222 или 226 г. до н.э. Статуя разломилась в области коленей, а ее обломки продолжали лежать на месте еще около 1000 лет. Фрагменты Колосса были проданы арабами, которые захватили Родос в 977 году. Чтобы вывезти части скульптуры, потребовалось снарядить караван, состоящий из 900 верблюдов.

Статуя была колоссально большой! По утверждению ученого и философа Плиния Старшего, два человека с большим трудом могли обхватить один лишь палец Гелиоса.

В пророчество оракула продолжают верить и современные граждане Родоса – если статуя  Гелиоса будет восстановлена, то остров тут же окажется под водой.

Колосс Родосский входит в Семь знаменитых чудес света, несмотря на то, что  его внешний вид по-прежнему вызывает горячие споры. Никто толком не знает, как выглядело это чудо, когда было целым.

Именно с этой статуей связано расхожее выражение «как Колосс на глиняных ногах», когда речь заходит о чем-то очень крепком на вид, но очень хрупком на деле. Пережив сильное землетрясение, статуя простояла 65 лет, а затем переломилась в районе голеней, и все последующие попытки водрузить ее заново на пьедестал оканчивались плачевно.

Есть мнение, что во время своего падения Колосс повредил множество жилых построек. Население Родоса отказалось от восстановления статуи, подумав, что недовольный своим изображением  бог Гелиос устроил землетрясение, чтобы Колосса уничтожить. Части упавшей статуи лежали на земле свыше 900-от лет.

* * * * *

Кстати, не приходилось ли вам задумываться о том, почему чудес света всего семь? В таком случае, рекомендуем вам ознакомиться со статьей «магическое число 7» — и вам откроется тайный смысл этой «удачливой» цифры!

Семь чудес света как пишется

Семь чудес света как пишется

Семь чудес света (или Семь чудес света Древнего Мира) — список самых прославленных достопримечательностей культуры Ойкумены. Составление списка самых знаменитых поэтов, философов, полководцев, великих царей, как и памятников архитектуры и искусства — традиционный «малый» жанр греческой эллинистической поэзии и своего рода упражнение в риторике. Сам выбор числа освящен древнейшими представлениями о его полноте, законченности и совершенстве, число 7 считалось священным числом бога Аполлона (Семеро против Фив, Семь мудрецов и т. п.). Подобно сборникам высказываний знаменитых мудрецов, собраниям анекдотов и рассказам о диковинах, сочинения о Семи чудесах света были популярны в античную эпоху и включали в себя описания самых грандиозных, самых великолепных или в техническом смысле самых поразительных построек и памятников искусства. Вот почему их называли чудесами, в то время как в списке отсутствуют многие подлинные шедевры древней архитектуры и искусства — Акрополь в Афинах с творением Фидия — статуей Афины Парфенон, прославленная статуя Афродиты Книдской работы Праксителя и т. д.

Упоминания о Семи чудесах появляются в сочинениях греческих авторов, начиная с эпохи эллинизма. Их надо было знать уже в школе, о них писали ученые и поэты. В тексте одного египетского папируса, представлявшего собой своего рода учебное пособие, упоминаются обязательные для заучивания имена знаменитых законодателей, живописцев, скульпторов, архитекторов, изобретателей, далее — самые большие острова, горы и реки и, наконец, семь чудес света. «Отбор» чудес происходил постепенно, и одни чудеса сменяли другие.

Эволюция списка

Первый список чудес света приписывается Геродоту. Список появился в Древней Греции в V веке до н. э.. Все чудеса находились на острове Самос. Это перечисление состояло из трёх чудес света:[1]

  • Акведук в виде тоннеля,
  • Дамба в порту на острове,
  • Храм богини Геры.

Позже список расширился до семи чудес. В III веке до н. э. появился новый список чудес. Его источником историки считают небольшое стихотворение авторства Антипатра из Сидона (англ.) (также существует версия, что его написал Антипатр из Фессалоник (англ.)):[1]

« Видел я стены твои, Вавилон, на которых просторно

И колесницам; видал Зевса в Олимпии я,
Чудо висячих садов Вавилона, колосс Гелиоса
И пирамиды — дела многих и тяжких трудов;
Знаю Мавсола гробницу огромную. Но лишь увидел
Я Артемиды чертог, кровлю вознесший до туч,
Все остальное померкло пред ним; вне пределов Олимпа
Солнце не видит нигде равной ему красоты.

»

Описанию Антипатра следует сочинение Филона Александрийского (оратор 4 в. н. э. или знаменитый механик 3 в. до н. э.) «О семи чудесах». Вероятно, после строительства Александрийского маяка это чудо инженерной мысли сменяет в списке стены Вавилона (как чудо света его упоминает Плиний Старший в «Естественной истории»). В ряде сочинений вместо висячих садов вновь появлялись стены Вавилона, а маяк на о. Фарос заменялся Александрийской библиотекой; дополняли список также Пергамский алтарь Зевса, дворец Кира в Персеполе, «поющие» статуи Мемнона близ египетских Фив и сами Фивы, храм Зевса в Кизике, статуя Асклепия в Эпидавре, Афина Парфенос работы Фидия на афинском Акрополе, в римский период — Колизей и Капитолий. Впоследствии список в разных комбинациях дополняли также храм Соломона, Ноев ковчег, Вавилонская башня, храм Софии в Константинополе и т. д.

Классический список и его последующие интерпретации

Историки связывают этот список с империей Александра Македонского.[1]

В настоящее время в число семи чудес света включают:

Чудо Время создания Место Создатели Разрушение Причина Назначение сооружения
Пирамида Хеопса 2540 г. до н. э. Гиза (Египет) египтяне[2] единственное из «чудес», сохранившееся до наших дней гробница фараона Хеопса
Висячие сады Семирамиды 600 г. до н. э. Вавилон (Ирак) вавилонцы После I столетия до н. э. наводнения разрушили фундамент и сооружение рухнуло Были созданы для жены царя Навуходоносора II.
Статуя Зевса в Олимпии 435 г. до н. э., скульптор Фидий Олимпия (Греция) греки V—VI вв. сгорела в Константинополе во время пожара на Ипподроме в V в. храмовая статуя в храме Зевса в Олимпии
Храм Артемиды в Эфесе 550 г. до н. э. Эфес (Турция) лидийцы, греки, персы 370 г. до н. э.
356 г. до н. э. (Геростратом)
или 262 г. н. э. (готами)
пожар был построен в честь богини Артемиды
Мавзолей в Галикарнасе 351 г. до н. э., архитектор Пифей Галикарнас (на юго-западе Турции) карийцы, персы, греки 1494 г. землетрясение; сохранились: фундаменты, архитектурные фрагменты; в Британском музее в Лондоне — статуи Мавсола и его жены Артемисии, рельефы, статуи львов был возведен как надгробный памятник карийского правителя Мавсола его женой — царицей Артемисией
Колосс Родосский между 292 и 280 гг. до н. э. Родос (Греция) греки 224 (или 226) г. до н. э.
бронзовый корпус был демонтирован в 654 г. н. э.
землетрясение был установлен скульптором Харесом для увековечивания памяти о победе Родоса над Деметрием Полиоркетом (304 г. до н. э.) .
Александрийский маяк III век до н. э. Александрия (Египет) греки Династия Птолемеев 303 г. до н. э. — 1480 г. н. э. (простоял 1783 года) землетрясение свет этого маяка был очень полезен для судоходства.

В последующее время были неоднократные попытки создать на базе этого списка различные списки достопримечательностей. В конце I века римский поэт Марциал добавил в список свежепостроенный Колизей. Позже, в VI веке христианский теолог Григорий Турский добавил в список Ноев ковчег и храм Соломона.[1]

Первое упоминание о Семи чудесах на Руси встречается у Симеона Полоцкого, знакомого с их описанием из какого-то византийского источника. В Европе Нового времени они стали широко известны после выхода книги Фишера фон Эрлаха (1656—1723) «Наброски по истории архитектуры», содержащей также и первые известные нам реконструкции знаменитых памятников древнего зодчества.

  • Семь чудес света как пишется

    Колосс Родосский (Рисунок не совсем точен: рука не могла быть вытянута вперед (хотя скульптор хотел сделать именно так) т.к. нарушила бы равновесие статуи. Поэтому ладонь «приложили» ко лбу «козырьком», как если бы Колосс смотрел в даль из под руки)

  • Семь чудес света как пишется

    Храм Артемиды в Эфесе

  • Семь чудес света как пишется

    Пирамиды в Гизе

  • Семь чудес света как пишется

    Александрийский маяк

  • Семь чудес света как пишется

    Мавзолей в Галикарнасе

  • Семь чудес света как пишется

    Сады в Вавилоне

  • Семь чудес света как пишется

    Статуя Зевса в Олимпии

См. также

  • Египетские пирамиды
  • Новые семь чудес света
  • Чудеса света

Примечания

  1. 1 2 3 4 Перевод с английского С. Г. Загорской, М. А. Калининой, Д. А. Колосовой 70 чудес зодчества Древнего мира: Как они создавались? = The Seventy Wonders of the Ancient World. The Great Monuments and How They Were Built. — М: Издательство Астрель, 2004. — 304 с. — ISBN 5-271-10388-9
  2. Вигасин А. А., Дандамаев М. А., Крюков М. В., Кузищин В. И. История Древнего Востока. М., 2007.

Ссылки

  • Шишова И. А., Нейхардт А. А. Семь чудес древнего мира
  • Блог с описаниями семи чудес древнего мира

ссылка на KML  Семь чудес света Google Maps  KMZ (файл меток KMZ для Google Earth)

Всего найдено: 58

в предложении: (…) великолепные монументы и скульптуры – все Семь Чудес Света.
С большой буквы «Семь Чудес Света»?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: семь чудес света.

Подскажите пожалуйста, какой здесь размер стиха? Я сама вижу амфибрахий, но преподавательница упорно пытается мне доказать, что это ямб. Такое ощущение, что я всю жизнь неправильно размеры стихов определяла. Разрешите пожалуйста наш спор.

***
Их восемь — нас двое. Расклад перед боем
Не наш, но мы будем играть!
Сережа! Держись, нам не светит с тобою,
Но козыри надо равнять.

Я этот небесный квадрат не покину.
Мне цифры сейчас не важны,-
Сегодня мой друг защищает мне спину,
А значит, и шансы равны.

Мне в хвост вышел «Мессер», но вот задымил он,
Надсадно завыли винты.
Им даже не надо крестов на могилы,
Сойдут и на крыльях кресты!

— Я — «Первый», я — «Первый», — они под тобою,
Я вышел им наперерез.
Сбей пламя! Уйди в облака! Я прикрою!
В бою не бывает чудес!

Сергей! Ты горишь! Уповай, человече,
Теперь на надежность строп!
Нет! Поздно — и мне вышел Мессер навстречу.
Прощай! Я приму его в лоб.

Я знаю — другие сведут с ними счеты.
А по облакам скользя,
Взлетят наши души, как два самолета,-
Ведь им друг без друга нельзя.

Архангел нам скажет: «В раю будет туго!»
Но только ворота — щелк,
Мы бога попросим: «Впишите нас с другом
В какой-нибудь ангельский полк!»

И я попрошу Бога, Духа и Сына,
Чтоб выполнил волю мою:
Пусть вечно мой друг защищает мне спину,
Как в этом последнем бою.

Мы крылья и стрелы попросим у бога,
Ведь нужен им ангел-ас,
А если у них истребителей много,
Пусть пишут в хранители нас.

Хранить — это дело почетное тоже,
Удачу нести на крыле
Таким, как при жизни мы были с Сережей,
И в воздухе и на земле.

Ответ справочной службы русского языка

Это именно амфибрахий. Ср.: Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несёшься по ясной лазури…

Здравствуйте!
Правильно ли стоят знаки препинания в следующем предложении?
«Нет ничего чудесней, лучше, чем жить, от всей души любя…»

Нужна ли запятая после слова «сильнее»?
«Я с каждым часом, с каждою минутою
Люблю тебя сильнее, с каждым днем!»

Ответ справочной службы русского языка

Все верно, запятые на месте.

Является ли пара слов «всё чудесно» словосочетанием?

Ответ справочной службы русского языка

Нет, это не словосочетание.

Здравствуйте!
Скажите, пожалуйста, нужны ли какие-то знаки препинания в данном предложении? Нужно ли выделять «для двоих»?

«Для вас для двоих мир чудесный открыт…»

Ответ справочной службы русского языка

Дополнительные знаки препинания не нужны.

Здравствуйте! Как написать слитно или раздельно: (не)верящий в чудеса; слово, (не)склоняемое в русском языке. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В обоих случаях отрицательную частицу нужно писать отдельно от последующего слова.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какое продолжение у этой притчи? «Как-то к Будде пришел ученик,желавший чудес.Будда печально улыбнулся и показал великое чудо.Ученик воскликнул:»О, теперь я верю тебе и готов следовать за тобой по всюду!»Но Будда показал ему на дверь и сказал:…»

Ответ справочной службы русского языка

К сожалению, окончание притчи нам неизвестно.

Здравствуйте! Правильно ли расставлены знаки препинания?
В этот праздник, чудесный, прекрасный,
Для тебя комплименты звучат…

Ответ справочной службы русского языка

После слова «праздник» и после «прекрасный» не нужно ставить запятую.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно:
«Жизнь полна загадочными чудесами» или
«Жизнь полна загадочных чудес«?
Что изменится, если писать не «полна», а «наполнена»?
Каково правило? Спасибо)

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: полна чудес, наполнена чудесами.

Подскажите, пожалуйста, как правильно писать словосочетания Страна ч(Ч)удес, Страна з(З)наний. Оба слова с большой буквы или только первое? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

 С прописной пишется только первое слово: Страна чудес, Страна знаний.

Скажите, пожалуйста, как правильно писать «семь чудес света»? И нужны ли кавычки?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно без кавычек: семь чудес света.

Нужна ли запятая после «что было в прошедшем году»?

Новый год – это чудесный праздник, когда собираются вместе друзья и близкие, когда вспоминается все хорошее, что было в прошедшем году, и звучат самые теплые пожелания друг другу.

Ответ справочной службы русского языка

Пунктуация в этом предложении верна.

Скажите, пожалуйста, где подлежащее, а где сказуемое в предложениях такого типа: Москва — сердце России. Олень — чудесное северное животное.Волга — великая русская река.

Ответ справочной службы русского языка

В указанных предложениях сказуемые — после тире.

Все-таки третий раз поднимаю ту же тему… Относится ли это правило двух первых слов (ответ на вопрос № 230839) к случаям, когда второе слово стоит в родительном падеже и не является само по себе именем собственным (Страна Чудес, Страна Подземных рудокопов)? Различаются ли правила для формальных и неформальных названий («Страна Басков» vs. «страна утренней свежести, но «Страна Советов»)?

Ответ справочной службы русского языка

Слово _страна_ в образных названиях государств, названиях сказочных государств пишется с большой буквы: _Страна утренней свежести, Страна чудес, Страна подземных рудокопов_. В сочетании _Страна Советов_ (об СССР) слово _Советы_ пишутся с большой буквы, так как это официальное название органов представительной власти. В сочетании _Страна Басков_ оба слова пишутся с большой буквы, так как все сочетание является официальным названием административной области в Испании.

Уважаемая Грамота, подскажите:
1) (С)емь чудес света
2) «Перила из каслинского литья». Или следует перестроить предложение (например «Перила — каслинское литье)?

Ответ справочной службы русского языка

1. Верно с маленькой буквы. 2. Лучше перестроить предложение.

  • Семьдесят второй как пишется
  • Семь тысяч сто шестьдесят шесть как пишется
  • Семьдесят один как пишется правильно
  • Семьдесят как пишется правильно на русском языке
  • Семьдесят две тысячи рублей как пишется