Слово «получится» происходит от «получиться» и представляет собой форму его будущего времени в единственном числе 3-го лица среднего рода (оно (это) получится). Писать «получится» правильно будет в общем или предположительном смысле либо для выражения пожелания, приказа, наставления, указания, но при условии некоторой определённой доли уверенности в результате:
- «Вот теперь, наверное, у меня получится»;
- «Делай, как получится, а там посмотрим»;
- «Старайся, и у тебя получится как следует».
«Получиться» – инфинитив данного глагола, т.е. его неопределённая (безличная, исходная, словарная) форма. Пишется в случаях, когда уверенности в результате нет и/или налицо сомнение в нём:
- «Мне кажется, должно получиться»;
- «Могло бы получиться, да ты снова оплошал»;
- «Что у тебя может получиться, если ты делаешь это невнимательно?»
Существует ли твёрдое правило?
Сложность правописания слов «получится» и «получиться» в том, что общий смысл предложений с ними может соответствовать настоящему, прошедшему и будущему временам в изъявительном, сослагательном или повелительном наклонении, но самый глагол употребляется в будущем времени изъявительного наклонения либо в инфинитиве. Для проверки, прежде чем написать, задайтесь вопросом: а оно, это, то, чему следует получиться, точно получится (или нет? Вы уверены?) или может и не получиться?
- «У нас всё получится! – Так ли уж и получится, как хотелось бы?»;
- «Как бы тому не получиться совсем наоборот. – Нет, непременно должно получиться!»
Выходит, некими формальными правилами в нашем случае не обойдёшься. Некоторую помощь окажет «правило мягкого знака в вопросе»: если предложение отвечает на вопрос «что сделает <это, оно, нечто, то>?», то и писать надо «получится». Если же контрольный вопрос «что сделать <с этим, им, чем-то, тем>?», то и мягкий знак «переходит в слово»: «получиться». Однако, как известно, правильно поставленный вопрос даёт не менее половины ответа. Попробуйте подобрать проверочные вопросы к приведенным выше несложным примерам, и вы убедитесь, что это не так-то просто. То есть, прежде чем написать «получится» или «получиться», нужно ясно представить себе, о каком деле (действии, процессе) идёт речь и что вы хотите о нём сказать.
Примечание: подсказка – если в предложении есть слова «должно (должен, должна)», «могло <бы, ли>» или «может <ли>», то в первую очередь нужно проверить, не следует ли в нём написать «получиться».
Значение
Глагол «получиться» обозначает действие или процесс (ряд обусловленных друг другом действий), в результате чего:
- Является определённый вещественный результат: «Добавьте к угловым столбам укосины, так всё строение получится много устойчивей и надёжнее»; «Цемент лежалый, из него хорошего раствору не получится»; «С двух грядок клубники у нас, пожалуй, в этом году получится поболее ведра варенья»; «Из остатков тёсу от баньки должна получиться неплохая беседка». Синоним «выйти»; частичные «образоваться», «сложиться».
- Достигается успех в деле, занятии, увлечении: «Ты вроде бы берёшься за ум. Молодец! Будем надеяться, что вскорости у тебя получится выполнять все домашние задания самому»; «Приналяг на физику с математикой, и из тебя может получиться выдающийся человек»; «Лови ветер щекой, и у тебя получится делать повороты на виндсёрфере». Синоним тот же; частичный «удастся».
- Что-то случается: «Мам, честное слово, я не хотел ронять чашку, так уж получилось»; «Не тащи с собой на рыбалку пук удочек, не то получится, что ты браконьер»; «И думать не хочу, что может получиться, если котёл до зимы не наладим». Синонимы «выйти», «произойти», «случится/случиться».
Грамматика
Слово «получиться» – непереходный возвратный глагол совершенного вида 2-го спряжения (спрягается по II типу). Состоит из приставки «по-», корня «-луч-», суффикса «-и», глагольного окончания «-ть-» и возвратного постфикса (послеокончания) «-ся», означающего перевод действия на себя. Постановка ударения и разделение для переноса по-лу-чи́ть-ся. Соответствующий глагол несовершенного вида «получаться». Пояснения к грамматической характеристике:
- «Непереходный» – действие совершается самим действующим субъектом (или над подвергаемым действию), а не передаётся на что-то другое. Если, к примеру, именинный пирог удался (получился каким следует), то из этого никак не следует, что шампанское не окажется выдохшимся или кислым.
- «Совершенный вид» говорит о том, что действие уже совершено или к его совершению нет видимых препятствий. Сравните: «добираться» – «добраться»; «получаться» – «получиться».
- «Возвратный» – действие обращено на себя. То, что получилось, то и получилось, а не помогло или не заставило что-то другое получиться. Для сравнения: «прогуляться» (самому) – прогулять» (урок, лекцию, работу).
Личные формы глагола «получиться» таковы:
Первое лицо:
- (Я) получу́сь (будущ.)/ получи́лся (прошедш. муж.)/ получи́лась (прош. жен.)/ <бы> получи́лся (получи́лась) или получи́лся (получи́лась) <бы> (сослагательн.)/ <Это(му) должно? (надо? необходимо?)> получи́ться (повелительн.).
- (Мы) полу́чимся (будущ.)/ получи́лись (прошедш.)/ <бы> получи́лись или получи́лись <бы> (сослагательн.)/ <нам до́лжно?> получи́ться или <необходимо?> получи́ться/<давайте-ка?> полу́чимся/полу́чимтесь <-ка> (повелительн.).
Второе лицо:
- (Ты) полу́чишься (будущ.)/ получи́лся (получи́лась) (прошедш.)/ <бы> получи́лся (получи́лась) или получи́лся (получи́лась) <бы> (сослагательн.)/ получи́сь/<тебе до́лжно?> получи́ться или <необходимо?> получи́ться (повелительн.).
- (Вы) полу́читесь (будущ.)/ получи́лись (прошедш.)/ <бы> получи́лись или получи́лись <бы> (сослагательн.)/ получи́тесь/<вам до́лжно?> получи́ться или <необходимо?> получи́ться (повелительн.).
Третье лицо:
- (Он) полу́чится (будущ.)/ получи́лся (прошедш.)/ <бы> получи́лся или получи́лся <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> полу́чится (повелительн.).
- (Она) полу́чится (будущ.)/ получи́лась (прошедш.)/ <бы> получи́лась или получи́лась <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> полу́чится (повелительн.).
- (Оно) полу́чится (будущ.)/ получи́лось (прошедш.)/ <бы> получи́лось или получи́лось <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> полу́чится (повелительн.).
- (Они) полу́чатся (будущ.)/ получи́лись (прошедш.)/ <бы> получи́лись или получи́лись <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> полу́чатся (повелительн.).
Действительное причастие прошедшего времени получи́вшийся. Деепричастие прошедшего времени получи́вшись.
Безличие или неокончание?
В русской лингвистике инфинитивные глаголы называются неопределёнными. Однако неопределённость уж больно общее понятие. Неопределённый, по идее, ничего и не определяет: ни действия, ни чего-либо вообще. И что это тогда за часть речи, да ещё и основная, самостоятельная?
Английское (и латинское) «infinitive», что можно перевести как «незаконченность», «незавершённость» точнее: да, такое действие в принципе возможно, но пока что его никто не сделал или не взялся за него. Но вводить в лингвистику нечто наподобие «незавершённостный» более чем глупо: там и так пруд пруди заумных терминов.
«Инфинитиву» тоже в общем-то не обязательно присутствовать в русском языке; в нём и без того предостаточно иностранных слов. А вот «безличный» в сущности означает то же самое, что «инфинитивный»: ну да, так можно бы сделать, но пока ещё никто не сделал, не делает и не собирается. К тому же «безличный» логически прекрасно согласуется с «личными формами» что, надо полагать, облегчило бы школьникам изучение словесности.
***
© ПишемПравильно.ру
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог
Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.
Правописание этих слов надо знать:
Проверить еще слово:
У меня всё (что сделает?) получится. У меня должно (что сделать?) получиться. Если в вопросе есть мягкий знак, то и в глаголе «получиться» он тоже есть.
420
Автор: Алексей Морозов
Дата: 27.06.2021
Давайте разбираться, в каких случаях надо писать «получится», а в каких – «получиться». Чтобы не путаться, надо просто задать вопрос к этому слову. Смотрите: «Картина у меня (что сделает?) получится». В вопросе нет «ь», в глаголе тоже нет. «Картина должна (что сделать?) получиться». В вопросе мягкий знак есть, в слове «получиться» тоже есть.
Это правило применимо вообще ко всем глаголам с тся/ться. Просто приучите себя сразу задавать к ним вопрос.
В принципе, это все, что вам надо знать. Но я советую пробежаться взглядом по всей статье, потому что дальше я объясню, как надо комментировать эту орфограмму в школе, приведу примеры с получится/получиться, порекомендую хорошие материалы по русскому языку.
Как объяснять слово «получится»
Вот вы делаете домашнее задание и видите слово «получит…ся». Какие ваши действия? Надо не просто это слово списать, надо еще его объяснить.
Предположим, у вас предложение «У Маши получит…ся этот пирог». Вы мысленно задаете вопрос «что сделает?», понимаете, что мягкого знака там нет, и переписываете «получится» без «ь».
Дальше наступает самый сложный этап. Надо правильно объяснить это слово.
Подчеркните букву «т» и выделите ту часть слова, в которой она находится. У нас это окончание «ит». Если вы не уверены, что это именно окончание – измените слово. Получится, получатся – то, что после «ч», меняется, значит это окончание. Обвели в квадратик.
Рядом в скобках надо написать объяснение. То есть надо пояснить, почему вы выбрали именно вариант «получится».
В 5-6 классах достаточно будет для объяснения написать в скобках вопрос «(что сделает?)» и выделить в нем окончание «ет». Учитель поймет: «Ага, в вопросе мягкого знака нет, в глаголе тоже нет, объяснение дано верно».
Но начиная с 7 класса школы, учителя обычно требуют чуть более сложный комментарий. И правило это они объясняют немного иначе.
Правило для 7-11 класса
«Получится» пишется без «ь», если это глагол в форме 3 лица единственного числа.
Вот так. То есть в объяснении вам надо будет указать морфологическую форму этого глагола, написать «(3 л., ед. ч.)».
Как запомнить, что это именно 3 лицо? Подставить местоимение. Я, мы – это первое лицо; ты, вы – второе; он, она, оно, они – третье.
Подставляем: «Пирог получится» – «Он получится». Вот и всё, третье лицо, единственное число.
Как говорить правильно
Обратите внимание, пожалуйста, что при устном ответе надо будет сказать: «Глагол в третьем лице, единственном числе». Потому что эти признаки – непостоянные. А вот если бы они были постоянными, то мы бы сказали: «глагол третьего лица, единственного числа». Тонкость, но все же…
Как объяснять слово «получиться»
Для примера возьмем предложение «Это может получит…ся». Вы начинаете его писать, мысленно задаете вопрос: «Это может (что сделать?) получиться». В вопросе мягкий знак есть, в глаголе, следовательно, тоже есть.
Написали «получиться», переходим к объяснению.
Когда вы задали вопрос «что сделать?», у вас в голове сразу должно вспыхнуть: «Это начальная форма глагола, или инфинитив!» Да, потому что именно глагол в начальной форме отвечает на «что делать?» и «что сделать?»
А раз это инфинитив, то у него какое окончание? «-ть». Это однозначно и бесповоротно. Иначе быть не может вообще никак.
Ваши действия – подчеркнуть «ть», обвести эти буквы в квадратик (знак окончания). И написать в скобках объяснение.
В 5-6 классах сгодится «(что сделать?)» с выделенным окончанием «ть». В более старших классах лучше указывать форму слова, то есть писать «(н. ф.)» (начальная форма) или «(инф.)» (инфинитив).
Вот и всё.
Для закрепления можете посмотреть мое видео о том, как пишется слово «получится».
О чем еще надо помнить
На некоторых сайтах это правило объясняется через ударение. Например, если ударение падает на «у», то мягкий знак не пишется, а если на «и», то пишется:
- У меня полУчится.
- У меня должно получИться.
Мне такое объяснение не нравится, и я вам не рекомендую его запоминать. Почему? Потому что, во-первых, запомнить трудно, вы всегда будете путаться. Во-вторых, это объяснение не логичное. С вопросом намного логичнее – там мягкий знак, значит и в глаголе мягкий знак.
В третьих, это правило применимо только к «получится». А если вы в голове будете задавать вопрос, то сможете проверять абсолютно все глаголы с тся/ться. Вот вообще все.
И это очень круто. Это сразу крылья за спиной, огонь в глазах и пр.
Примеры предложений со словами «получится» и «получиться»
В каждой статье по орфографии я обязательно привожу несколько примеров с анализируемым словом. Примеры я даю не по порядку. Прочитайте их все вслух и объясните разными способами наличие и отсутствие мягкого знака.
Поехали:
- А у меня получится?
- Я уверен, что у вас все получится.
- Если применить мою формулу, то должно получиться.
- Так нарисовать не получится.
- Если повернуть на 90 градусов, то может получиться, да?
О синтаксической роли слов «получится» и «получиться»
Этот материал тоже возьмите на заметку. Он пригодится вам в 8 и 9 классах, когда начнется синтаксис.
«Получится» – вполне себе обыкновенный глагол. Он в предложении будет простым глагольным сказуемым. Например: «Текст получится слишком большим». Что? Текст – подлежащее. Текст что сделает? Получится – простое глагольное сказуемое.
А «получиться» – инфинитив. Он сам по себе в предложении быть никогда не может. У него обязательно будет вспомогательный глагол или слова «должен», «обязан» и пр. А в целом они будут образовывать составное глагольное сказуемое.
Например: «Это дело может получиться, попробуйте». Что? Дело – подлежащее. Что говорится о деле? Может получиться – составное глагольное сказуемое. Двумя сплошными чертами его подчеркнули и надписали над «может» – всп. гл. (вспомогательный глагол), а над «получиться» – инф. (инфинитив).
Полезные материалы по теме статьи
Обязательно посмотрите мою статью-подборку с курсами русского языка. В самом начале подборки я ссылаюсь на бесплатные тренажеры по русскому языку от сайта Викиум, а еще даю ссылочку на бесплатный архив с четырьмя пособиями для подготовки к экзаменам.
Посмотрите мое видео о том, как надо объяснять орфограммы на уроке. Старайтесь всегда делать объяснение именно по такой схеме, чтобы орфографические правила не выпадали у вас из памяти.
И еще рекомендую вам к прочтению вот эти мои статьи:
- Что такое пунктуация – на основании каких правил мы ставим запятые в русском языке. И можно ли эти правила освоить за достаточно короткий срок.
- Что такое орфография – рассказываю, как быстро запоминать даже очень сложные орфографические правила, тренировать орфографическую зоркость.
- Как увеличить словарный запас – в последние годы этот материал особенно актуален для учеников, потому что появился устный экзамен по русскому языку. Да и в сочинении/изложении хороший словарный запас не повредит.
- Как научиться писать грамотно – я думаю, вам понравятся практические упражнения, которые я в этой статье привожу. И вы поймете, что писать грамотно – это совсем не трудно.
Заключение
Мы разобрали правописание слов «получится» и «получиться». Понятно ли вам теперь, в каком случае они пишутся с мягким знаком и без него? Сможете ли вы грамотно объяснить орфограмму в этих словах при выполнении письменных работ?
Уважаемые читатели, если остались вопросы, обязательно их задавайте в комментариях.
Буду ждать от вас обратной связи, всем спасибо.
ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА
Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети
ПОДПИСАТЬСЯ
Что такое индивидуальная образовательная программа и из чего состоит ваш образовательный профиль — Максим Буланов, ведущий подкаста «Списать не получится», подводит итоги второго сезона
Ваш браузер не поддерживает аудиоплеер
.
Подписывайтесь на нас в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», CastBox, или в любом другом приложении, где вы нас слушаете. А в нашем Telegram-канале вас уже ждет задание, выполнив которое, вы станете еще более эффективным лайфлонг-лернером.
Чтобы прослушивание выпуска было максимально полезным, мы подготовили для вас воркбук к этому выпуску, а также сборник всех упражнений сезона, чтобы вы могли хранить все материалы в одном месте.
Это завершающий эпизод второго сезона подкаста «Списать не получится», в котором мы разбирались, что же такое индивидуальный образовательный профиль и как учиться на протяжении всей жизни. Ведущий Максим Буланов ставит точку в разговоре о лайфлонг-лернинге в рамках этого сезона, подводя итог разговорам с гостями.
Таймлайн подкаста
01:15 — Что такое индивидуальная образовательная программа?
04:10 — Самоактуализация и важные вопросы себе
06:50 — О связи образования и города
07:57 — При чем тут новый и старый урбанизм
09:40 — В чем особенность нашей современности
13:15 — Образовательный профиль и как его описать
15:20 — О наших демографических характеристиках
18:50 — Почему так трудно понять, что нам интересно?
20:50 — Зона разделенной ответственности в образовательной траектории
25:15 — Тренируем свою способность учиться
28:20 — Как связаны эпизоды этого сезона
Хайлайты разговора
Начнем с того, что такое индивидуальная образовательная программа (ИОП). Существуют разные виды программ: общего образования, изучения конкретного предмета или дисциплины, программа базовая и углубленного обучения, а может быть программа реабилитации, адаптации, экскурсионная, конкурсная и другие. Когда же мы говорим про ИОП, то это, скорее, способ индивидуального освоения одной из существующих программ. Она составляется на основе выбранного общего учебного плана и соответствующего ему соотношения между различными образовательными областями и видами учебной работы. Хорошая новость в том, что ИОП есть у каждого из нас, независимо от того, оформлена она в отдельный документ или нет, обсуждает ли ее кто-то с нами, утверждает ли ее кто-либо для нас. Она складывается спонтанно, неуправляемо, может быть максимально бедной, либо же перенасыщенной по своему содержанию и форме. Когда мы задумываемся о том, что она собой представляет, то начинаем ее анализировать, описывать — а значит, делаем шаг к тому, чтобы начать ею управлять. В тьюторской среде такой процесс связывается с растущей субъектностью человека — способностью взять ответственность за собственное образование, видеть возможности и варианты освоения какой-либо учебной программы, шире — способность мыслить про весь свой опыт как потенциально образовательный и также управлять им. В логике образовательных организаций ИОП позволяет учащимся по-своему освоить общеобразовательную программу, кастомизируя ее содержание и форму под себя и свои способности, потребности и интересы. Вместе с тем, составить ИОП — значит, прежде всего, актуализировать себя, и тогда такая программа становится своеобразным сценарием развития своего профиля из точки «я сейчас» в точку желаемого образа будущего.
Отвечая на вопрос, почему именно в наше время важно говорить про индивидуальные образовательные программы и профили, обратимся к работам философа Сергея Смирнова о городской антропологии и его размышлениям о старом и новом урбанизме. Для самоопределения горожанин, условно старого типа, вынужден был вписываться в уже существующую картину мира: через понятную систему профессий, грейдов, родословную, религиозную традицию и так далее. Старый город был понятным, траектории развития и жизни в нем были ясны. Горожанин же «нового» типа вписывает себя в картину мира, которая пишется здесь и сейчас, или даже не написана вообще. Мы существуем во такое время, когда прогресс происходит очень быстро, тренды сменяют друг друга, — и для того, чтобы умудриться найти свое место в этой меняющейся реальности, нужно знать свои опоры и осмыслять свою программу развития, управлять ей и тем самым удерживаться в городе нового времени. Урбанистика дает нам пример: современность, как и любая до нашего времени современность, — это новый контекст. Наше время существенно отличается от предыдущих эпох тем, что мы сильно завязаны на себе. Это касается всех сфер, и образования в том числе.
Как бы там ни было, законы нашего бытования в определенном социальном и экономическом контексте влияют не только на наш выбор в образовании, но и на наш образовательный профиль, что характеризует нас как лайфлонг-лернеров. Присмотримся внимательнее к явлению индивидуального образовательного профиля (ИОПрофиль) и попробуем его сконструировать. Один из фреймворков для описания ИОПрофиля состоит четырех рамок: демографические данные, академическая информация, способность к обучению, интересы/устремления/драйверы обучения. Если применить этот фреймворк в качестве оптической линзы к эпизодам подкаста, можно увидеть, как связаны выпуски про способы учебы в Tiktok и про формирование стоимости курса.
Эти четыре рамки можно объединить в две группы: персональное и персонализированное. Демография и интересы — это персональные качества. Это что-то, что поддается изменению сложнее всего — трудно пойти против своей семьи и окружения, как непросто и преодолеть социальный статус, в котором мы рождены. Например, существует категория first-generation students (студенты в первом в поколении), которые сталкиваются с рядом проблем, среди которых: академические трудности (низкий уровень учебных навыков, низкий уровень soft skills), культурные трудности (сложно поверить, что учеба реально улучшит качество жизни), социальные трудности (тактика изоляции и ощущение дискриминации), финансовые трудности (ориентация на поиск работы и достижение успеха в карьере, а не в учебе). Ситуация с пониманием собственных интересов примерно такая же трудная, как и ситуация с анализом персональной демографии. Человек может не знать о многом, что вообще потенциально интересно в этом мире, но уже испытывает стеснение относительно своего интереса.
Вторая группа — персонализированное, академическая информация и способность к обучению — поддаются влиянию легче. И это как раз зона разделенной ответственности: сам человек понимает про себя и делает усилия по улучшению этих качеств, и вместе с тем — образовательные проекты и институты стремятся создавать такой сервис, чтобы студент мог это лучше про себя понять. Академические данные включают в себя результаты тестов, экзаменов, сертификаций и различные инструменты отслеживания прогресса. В конце концов, четвертая рамка — это все то, что сегодня называется «уметь учиться». Работа с этой группой навыков напоминает любой спортивный тренинг: нужно, во-первых, знать об их существовании, во-вторых, понимать, что из этого получается, а что — нет, в-третьих, иметь терпение и усидчивость развивать их, а также замечать их развитие.
Эпизоды второго сезона подкаста были посвящены не только темам, касающимся лайфлонг-лернинга, но и подсвечивали основополагающую идею, которая стоит за всеми локальными аспектами образовательной сферы. Это идея индивидуальности и свободы выбора и возможностей, которые дает нам современность. Появляется множество интересных способов получить и развить знание, овладеть навыком, бросить себе интеллектуальный вызов или задуматься о продолжении образовательного пути. Тут мы старались помочь вам на разных этапах, рассказывая на протяжении сезона, как можно научиться учиться и не бросить такую классную привычку.
Подписывайтесь на нас, чтобы не пропустить новые выпуски, и возвращайтесь к предыдущим эпизодам на любой удобной для вас платформе. Оставляйте свои отзывы и пожелания о том, что еще вы бы хотели услышать об образовании.
Ссылки эпизода
- Исследователь Сергей Смирнов о классическом и новом урбанизме
- Статья The Conversation о трудностях студентов в первом поколении
- Онлайн-курс «Learning how to learn» на Coursera
- Статья РБК Трендов о том, почему уметь учиться — наиважнейший навык современности
- Книга Ульриха Бозера «Как научиться учиться»