Седьмую симфонию шостакович писал в ленинграде сочинение

Источник: камертон д. шостакович на защите блокадного ленинграда, 1941 г. фото р. мазалева 25 сентября 12 по ст. ст. исполняется

Седьмую симфонию шостакович писал в ленинграде сочинениеИсточник: Камертон

Д. Шостакович на защите блокадного Ленинграда, 1941 г. Фото Р. Мазалева

25 сентября (12 по ст. ст.) исполняется 115 лет со дня рождения одного из величайших композиторов ХХ в. Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. А 80 лет назад, 8 сентября 1941 г., началась блокада Ленинграда, во время которой только от голода погибнет более 600 тысяч человек.

Шостакович и блокадный Ленинград соединены в истории навсегда: композитор создал музыкальный «документ», своеобразную «хронику» событий тех тяжелых дней. Седьмая симфония, ор. 60, «Ленинградская», до мажор – одно из важнейших произведений Шостаковича, потрясает глубиной мысли и яркостью музыкального материала. В этом сочинении, написанном в самом начале Великой Отечественной войны, композитор предрекает нашу Победу. «Моя 7-я симфония навеяна грозными событиями 1941-го года. В нашей борьбе с фашизмом, в нашей грядущей победе с врагом, своему родному городу Ленинграду я посвящаю это сочинение», – сказал когда-то автор.

Симфония была написана всего за пять месяцев, работа продолжалась с июля по декабрь 1941 г. Сам композитор говорил: «В это время я выполнял две обязанности: композитора и пожарника – дежурил на крыше консерватории. И таскал туда партитуру, не мог от нее оторваться. Знаете, иногда можешь все-таки оторваться, а вот тогда я не мог. Не люблю такие слова про себя говорить, но это была самая моя вдохновенная работа».

«Свою седьмую Ленинградскую симфонию я писал быстро. Я не мог ее не писать. Кругом шла война. Я должен был быть вместе с народом, я хотел создать образ нашей сражающейся страны, запечатлеть его в музыке. С первых дней войны я сел за рояль и начал работать. Работал напряженно, мне хотелось написать произведение о наших днях, о моих современниках, которые не жалели сил и жизни во имя победы над врагом. В перерывах между работой я выходил на улицу и с болью и гордостью смотрел на любимый город. Он стоял опаленный пожарами, испытавший все страдания войны. Ленинград боролся. Это была мужественная борьба. К концу 1941 года я закончил эту симфонию, написанную словно на едином дыхании…»

16 сентября 1941 г. Дмитрий Дмитриевич выступил на ленинградском радио. Фашистские самолеты бомбили город, и композитор говорил под разрывы бомб и грохот зенитных орудий: «Мои дорогие друзья! Я говорю с вами из Ленинграда, в то время как у самых ворот его идут жестокие бои с врагом… Я говорю с фронта. Вчера утром я закончил партитуру второй части моего нового симфонического сочинения. <…> Я сообщаю об этом для того, чтобы все знали: опасность, грозящая Ленинграду, не оборвала его полнокровной жизни. <…> Все мы несем сейчас свою боевую вахту. <…> Советские музыканты, мои дорогие и многочисленные соратники по оружию, мои друзья! Помните, что нашей Родине, нашей жизни, нашему искусству грозит великая опасность. Будем же защищать нашу Родину, нашу жизнь, нашу музыку, будем же честно и самоотверженно работать!»

Первые три части 7-й симфонии были написаны Шостаковичем в доме Бенуа в Ленинграде, а финал симфонии композитор создал уже в эвакуации, в Куйбышеве, в декабре 1941 г.

Седьмую симфонию шостакович писал в ленинграде сочинение

Первое исполнение Седьмой симфонии Д. Шостаковича. Куйбышев, 1942 г.

Симфония прозвучала впервые 5 марта 1942 г. в зале Дворца культуры на площади Куйбышева в г. Куйбышеве (сейчас там находится театр оперы и балета) в исполнении оркестра Большого театра под управлением Самуила Самосуда. Часть Рабочей улицы, по которой композитор ходил в театр репетировать симфонию (от Струковского сада до площади) переименовали в 2006 г. в улицу Шостаковича, к столетию великого композитора.

Симфония стала одним из главных духовных символов борьбы с захватчиками в Великой Отечествнной войне. Писатель Алексей Толстой, один из первых слушателей этого грандиозного сочинения, писал: «На угрозу фашизма – обесчеловечить человека – Шостакович ответил симфонией о победном торжестве всего высокого и прекрасного, созданного гуманитарной культурой…».

После премьеры симфония зазвучала по всему Советскому Союзу. В июле 1942 г. в Новосибирске симфонию четыре раза продирижировал Евгений Мравинский.

Седьмую симфонию шостакович писал в ленинграде сочинение

Л. А. Русов. Ленинградская симфония. Дирижирует Е. А. Мравинский (1980)

А 9 августа 1942 г. – в тот самый день, когда по приказу Гитлера фашистские войска должны были вступить в Ленинград – в осажденном городе состоялось историческое исполнение Седьмой симфонии, под управлением Карла Элиасберга. В том же месяце измученные голодом музыканты Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета исполнили симфонию еще шесть раз.

Решение играть симфонию в блокадном городе казалось совершенно невыполнимым. Партитуру нужно было доставить на самолете, пролетев над вражескими позициями. После опустошительной зимы 1941 г. в оркестре осталось только 15 человек, а требовалось более ста. Был объявлен набор в оркестр. В мае самолет доставил в осажденный город партитуру симфонии.

Вспоминает флейтистка того блокадного состава оркестра Галина Лелюхина: «По радио объявляли, что приглашаются все музыканты. Было тяжело ходить. У меня была цинга, и очень болели ноги. Сначала нас было девять, но потом пришло больше. Дирижера Элиасберга привезли на санях, потому что от голода он совсем ослабел. Мужчин даже вызывали с линии фронта. Вместо оружия им предстояло взять в руки музыкальные инструменты. Симфония требовала больших физических усилий, особенно духовые партии – огромная нагрузка для города, где и так уже тяжело дышалось».

Ужасные лишения и горести, которые обрушила на музыкантов война, невероятно закалили их дух. И желание сыграть симфонию Шостаковича, в которой композитор пророчил победу, было настолько сильным, что поднимало многих буквально со смертного одра. Так, легенда гласит, что ударника Жаудата Айдарова дирижер К. Элиасберг отыскал в мертвецкой, где заметил, что пальцы музыканта слегка шевельнулись. «Да он же живой!» – воскликнул дирижер, и это мгновение было вторым рождением Жаудата. Именно он потом выбивал барабанную дробь в знаменитой «теме нашествия», которую А. Толстой назвал «пляской ученых крыс под дудку крысолова».

Карл Ильич Элиасберг потратил много сил, чтобы собрать музыкантов для исполнения симфонии. Шатаясь от слабости, он обходил госпитали в поисках музыкантов. С фронта потянулись музыканты: тромбонист – из пулеметной роты, валторнист – из зенитного полка… из госпиталя сбежал альтист, флейтиста привезли на санках – у него отнялись ноги. Трубач пришел в валенках, несмотря на весну: распухшие от голода ноги не влезали в другую обувь. Сам Элиасберг, тоже крайне истощенный, некоторое время находился на излечении в госпитале, размещенном в гостинице «Астория», и приходил на репетиции прямо из больничной палаты. На партитуре одного из музыкантов того легендарного оркестра сохранилось изображение репетиций: на нотном листе нарисован осунувшийся Карл Элиасберг, который дирижирует своим коллективом сидя. Кларнетист Виктор Козлов вспоминал: «На первой репетиции некоторые музыканты физически не могли подняться на второй этаж, они слушали внизу. Настолько они были измучены голодом. Сейчас невозможно даже представить себе такую степень истощения. Люди не могли сидеть, так они исхудали. Приходилось стоять во время репетиций». Георгий Макогоненко и Ольга Берггольц писали в «Комсомольской правде»: «Эти люди достойны были исполнять симфонию своего города, и музыка была достойна их самих..

В городе появились воистину фантастические для блокадного времени афиши: «Управление по делам искусств исполкома Ленгорсовета и Ленинградский комитет по радиовещанию, Большой зал Филармонии. Воскресенье, 9 августа 1942 года. Концерт симфонического оркестра. Дирижер К. И. Элиасберг. Шостакович. Седьмая сим¬фония (в первый раз)».

Седьмую симфонию шостакович писал в ленинграде сочинение

Продажа билетов на Седьмую симфонию Шостаковича, 1942. Фото В. Рудного

На 355-й день ле¬нинградской блокады, 9 августа, утром состоялась последняя репетиция, а вечером – готовился концерт. Говорили, что дирижер Элиасберг искал картошку, чтобы накрахмалить белый воротник и манжеты.

У немцев на этот день был назначен торжественный вечер в гостинице «Астория», были даже напечатаны пригласительные билеты. Но в город фашистов не пустили. От пленных позже узнали: их удивил массированный артиллерийский удар, который сравнял с землей батареи, а потом симфония, которая зазвучала изо всех советских репродукторов.

Несмотря на бомбежку и авиаудары в филармонии были зажжены все люстры.
Кларнетист Виктор Козлов вспоминал: «Действительно, включены были все люстры хрустальные. Зал был освещен, так торжественно. Такой подъем был у музыкантов в настроении, так играли с душой эту музыку».

Зал филармонии был полон. Публика была самой разнообразной. На концерт пришли моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы ПВО, исхудавшие завсегдатаи филармонии. 80 минут, пока звучала симфония, вражеские снаряды в городе не взрывались, потому что, по приказу генерала Л. А. Говорова, наши артиллеристы все это время вели непрерывный огонь по врагу. Операция называлась «Шквал».

А когда окончилась музыка, Говоров прошел на сцену и поблагодарил дирижера. Благодарность он закончил словами: «Мы тоже исполняли симфонию, только артиллерийскую».

Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слез. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время: веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к родине. Ирина Скрипачева, жительница блокадного Ленинграда, рассказывала: «Эта симфония очень сильно воздействовала на нас эмоционально. Ритм вызывал ощущение подъема, полета. В то же время, чувствовался пугающий ритм немецких орд. Это было незабываемо и потрясающе».

Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признались ему: «Тогда, 9 августа 1942 г., мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…»

Галина Лелюхина говорила: «Немцы уже объявляли, что Ленинград – город трупов, что по улицам ходят мертвецы… И вдруг такая мощная музыка, особенно в той части, где описано вторжение немцев. Это произвело очень сильное впечатление!»

Седьмую симфонию шостакович писал в ленинграде сочинение

Блокадная афиша

И в наши дни Седьмая симфония Шостаковича сохраняет духоподъемное значение. Ведь тема симфонии понималась Шостаковичем много шире битвы с фашизмом. «Мы защищаем свободу, честь и независимость нашей Родины», – писал Шостакович и, словно предваряя будущие споры, пояснял, что война понимается им как… «историческая схватка… между разумом и мракобесием, между культурой и варварством, между светом и тьмой».

21 августа 2008 г. фрагмент первой части симфонии был исполнен в разрушенном грузинскими войсками южноосетинском городе Цхинвале оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Прямая трансляция концерта шла по российским каналам «Россия», «Культура» и «Вести», англоязычному каналу Russia Today, а также в эфире радиостанций «Вести FM» и «Культура».

Среди выдающихся дирижёров-интерпретаторов, осуществивших записи Седьмой симфонии, – Леонард Бернстайн, Кирилл Кондрашин, Евгений Мравинский, Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Юрий Темирканов, Артуро Тосканини, Марис Янсонс, Неэме Ярви.

Шостакович был не единственным композитором, отразившим в музыке ужасы Второй мировой войны. Среди выдающихся антивоенных партитур – Пятая симфония Прокофьева, Вторая Хачатуряна, Вторая Онеггера, «Квартет на конец света» Мессиана. Но Седьмая симфония Шостаковича выделяется и из этого ряда. Приведем мысли самого композитора, которыми он делился со слушателями: «Много сил и энергии я вложил в это сочинение. Никогда я не работал с таким подъемом, как сейчас. Есть такое крылатое выражение: “когда грохочут пушки, тогда молчат музы”. Это выражение справедливо относится к тем пушкам, которые своим грохотом подавляют жизнь, радость, счастье, культуру. Это грохочут пушки тьмы, насилия и зла. Мы воюем во имя торжества разума над мракобесием, во имя торжества справедливости над варварством. Нет более благородных и возвышенных задач, нежели те, которые вдохновляют нас на борьбу с темными силами гитлеризма. И муза нашего народа своим могучим голосом помогает нам творить победу. Наши писатели, художники, музыканты во время Великой Отечественной войны работают много, напряженно и плодотворно, потому что их творчество вооружено самыми передовыми идеями нашей эпохи. И когда грохочут наши пушки, поднимают свой могучий голос наши музы. Никогда и никому не удастся выбить пера из наших рук».

Ощутил и выразил эту великую всеобщую связь музыки нашей Великой войны замечательный поэт-фронтовик Александр Межиров в очень глубоком стихотворении «Музыка» (1964):

Какая музыка была!
Какая музыка играла,
Когда и души, и тела
Война проклятая попрала.
……
Солдатам голову кружа,
Трехрядка под накатом бревен
Была нужней для блиндажа,
Чем для Германии Бетховен.

И через всю страну струна
Натянутая трепетала,
Когда проклятая война
И души и тела топтала.

Стенали яростно, навзрыд,
Одной-единой страсти ради
На полустанке – инвалид,
И Шостакович – в Ленинграде.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите «Ctrl+Enter».

Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,

войдите или
зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

«Седьмая симфония» — российсский драматический сериал, расказывающий об истории исполнения в блокадном Ленинграде легендарного произведения Дмитрия Шостаковича, ставшего музыкальным символом осажденного города. Исполнение Седьмой симфонии в переполненном зале Ленинградской филармонии 9 августа 1942 года и его трансляция по радио стали невероятно сильным эмоциональным потрясением, подарившим надежду и укрепившим дух людей.

В понедельник 8 ноября 2021 года на телеканале Россия 1 состоится премьера 8-ми серийного сериала «Седьмая симфония» (2021) от режиссера Александра Котта, производства Нон-Стоп Продакшн, 58,5 Продакшн по заказу телеканала «Россия».

Предлагаем вам узнать краткое содержание всех серий, чем закончится сериал, а так же актеров, которые сыграли в нем главные роли.

Год: 2021, Россия

Жанр: Военный, Музыка, Драма, История

Режиссер: Александр Котт

В ролях: Алексей Гуськов, Алексей Кравченко, Елизавета Боярская, Наталья Рогожкина, Елизавета Медведева, Тимофей Трибунцев, Виктория Толстоганова, Дарья Коныжева, Лидия Вележева, Борис Смолкин

Сериал "Седьмая симфония" (2021) все 1-2, 3-4, 5-6, 7-8 серии подряд. Описание, смотреть онлайн на Россия 1

Актеры и роли

1. Алексей Гуськов — Карл Ильич Элиасберг, главный дирижёр Большого симфонического оркестр

2. Алексей Кравченко — Анатолий Серегин, старший лейтенант НКВД

3. Елизавета Боярская — Вера Преображенская, флейта в Большом симфоническом оркестре

4. Виктория Толстоганова — Ольга Фёдоровна Берггольц, поэт, муза блокадного Ленинграда

5. Вадим Сквирский — Дмитрий Дмитриевич Шостакович, композитор

6. Евгений Дятлов — Леонид Говоров, командующий Ленинградским фронтом

7. Сергей Плотников — начальник Серегина в НКВД

8. Алёна Кучкова — Нина, жена Серегина

9. Наталья Рогожкина — Надежда Дмитриевна Бронникова, фортепиано в Большом симфоническом оркестре, жена дирижёра Карла Элиасберга

10. Дарья Коныжева — Наталия Черникова, скрипка в Большом симфоническом оркестре

11. Янина Студилина — Лидия Клейман, певица Ленконцерта, жена альтиста Леонида Клеймана

12. Лидия Вележева — Екатерина Прудникова, гобой, парторг

13. Тимофей Трибунцев — Леонид Клейман, альт

14. Денис Лукичёв — Всеволод Маночкин, виолончель

15. Борис Смолкин — Валентин Петрович Чуркин, слепой ударник

16. Игорь Ясулович — дядя Саша, вахтер Дома Радио

Описание и краткое содержание сериала «Седьмая симфония»

Исполнение Седьмой симфонии в переполненном зале Ленинградской филармонии 9 августа 1942 года и его трансляция по радио стали и музыкальным символом блокады Ленинграда и невероятно сильным эмоциональным потрясением, подарившим надежду и укрепившим дух людей.

Этому событию предшествовала огромная, тяжелейшая работа. Когда руководство страны приняло решение, что Седьмая симфония Шостаковича должна быть исполнена в осажденном городе, в июле специальным самолетом из Куйбышева, куда был эвакуирован композитор, была доставлена партитура. Главному дирижеру Большого симфонического оркестра Ленинграда, Карлу Элиасбергу, было поручено собрать оркестр и начать репетиции. Однако музыкантов, способных сыграть это сложное произведение, в Ленинграде фактически не осталось – кто-то умер от голода в городе, кто-то был призван на войну и погиб на фронте, а кто-то еще продолжал сражаться на передовой.

«Эту историю мне рассказал Алексей Гуськов. Мне всегда казалось, что я много знал про Седьмую симфонию Шостаковича и про ее исполнение в Ленинграде летом 1942-го года. Но, как выяснилось после его рассказа, я не знал ничего, – комментирует режиссер фильма Александр Котт. – Наш фильм – это история не про Шостаковича и не про то, как он писал симфонию. Наш фильм про людей, которые ее исполняли. История про Карла Элиасберга, скромного и одновременно амбициозного, одержимого музыкой дирижера, которому было поручено собрать оркестр. Собрать восемьдесят профессиональных музыкантов после первой блокадной зимы в Ленинграде – это уже подвиг. Оркестр – это не просто люди, сидящие каждый по отдельности за своим инструментом, это единый организм, одно дыхание. Люди в оркестре сыгрываются годами, а тут надо было быстро собраться, отрепетировать и исполнить так, чтобы весь мир запомнил и понял, что город жив».

«Это пронзительная человеческая история о войне, любви и великой музыке, – комментирует исполнитель главной роли и продюсер фильма Алексей Гуськов. – Мы всегда ищем истории, способные отозваться в зрителе, увлечь его, дать возможность эмоционального подключения. Надеемся, что «Седьмая симфония» станет именно таким фильмом, при просмотре которого зрители смогут сопереживать этому одновременно страшному, сильному и красивому событию. У нас получился сильный и убедительный сценарий, над которым работал коллектив авторов – в нем есть жизнь и объемные, живые характеры. В фильме я исполняю роль дирижера Карла Элиасберга. Часто цитируемая фраза Мстислава Ростроповича: «Между жизнью и смертью нет ничего, кроме музыки» – это самая точная из характеристик, которые я могу дать своему герою».

«Седьмая симфония» – это эмоциональный человеческий рассказ о людях, оказавшихся в фактически несовместимых с жизнью обстоятельствах, – комментирует продюсер фильма Сергей Мелькумов. – В ситуации, когда победа голодающей плоти над духом была настолько очевидна, что, казалось, музыка никому не нужна. Мощный актерский состав, детальное воссоздание визуального мира той эпохи – надеемся, все это поможет современному зрителю прочувствовать атмосферу того времени».

Если вы любите подобные сериалы, то вам обязательно нужно включать телевизор и смотреть бесплатно с 8 по 11 ноября в 21:00 на канале Россия 1 или smotrim.ru

1-я серия «Седьмая симфония», смотреть онлайн (выход 8 ноября)

Ленинград. Начало блокады. Идёт эвакуация, но Большой симфонический оркестр радиокомитета решено оставить в городе для поддержания боевого и морального духа. Его дирижёру Карлу Ильичу Элиасбергу предлагают покинуть город, но он принимает решение остаться со своими музыкантами. Вскоре к жене Элиасберга — Надежде Дмитриевне, несмотря на запрет, из ссылки приезжает брат. Он тяжело болен, и супруги прячут его у себя дома. Однако за это им приходится очень дорого заплатить…

Смотреть онлайн сериал «Седьмая симфония» в хорошем качестве HD на smotrim.ru

2-я серия «Седьмая симфония», смотреть онлайн (выход 8 ноября)

Дирижёру Элиасбергу поручено исполнить в блокадном Ленинграде недавно законченную Седьмую симфонию Шостаковича. Однако музыкантов, способных сыграть это сложное произведение, в городе не осталось: кто-то умер от голода, кто-то попал под бомбёжку, кто-то ушёл на фронт или пропал без вести. Чтобы концерт состоялся, необходимо разыскать оркестрантов и доставить их в Дом Радио. По стечению обстоятельств, эту важнейшую задачу поручают лейтенанту НКВД Анатолию Серегину — человеку, которого маэстро ненавидит…

Смотреть онлайн сериал «Седьмая симфония» в хорошем качестве HD на smotrim.ru

3-я серия «Седьмая симфония», просмотр онлайн (выход 9 ноября)

Серегину удаётся убедить отчаявшуюся флейтистку Веру вернуться в оркестр. Но как и где искать других музыкантов все ещё не ясно. Серегину и Элиасбергу приходится вместе ехать за контрабасистом Губко. До начала войны он играл в оркестре Карла Ильича, а сейчас со своей концертной бригадой находится на линии фронта. Когда лейтенант и дирижёр добираются до места, начинается обстрел…

Смотреть онлайн сериал «Седьмая симфония» в хорошем качестве HD на smotrim.ru

4-я серия «Седьмая симфония», смотреть онлайн (выход 9 ноября)

Вера решает взять к себе мальчика Колю, которого они вместе с Серегиным вытащили из-под завалов разрушенного дома. На толкучке лейтенант замечает пожилого мужчину, пытающегося продать найденную на развалинах трубу. Серегину удаётся выйти на след настоящего владельца инструмента — музыканта Елисеева. Оказалось, что весь его театр был эвакуирован, а он ушёл добровольцем на фронт. Лейтенант НКВД отправляется за ним…

Смотреть онлайн сериал «Седьмая симфония» в хорошем качестве HD на smotrim.ru

5-я серия «Седьмая симфония», просмотр онлайн (выход 10 ноября)

Положение остаётся трудным, музыкантов не хватает. Но кандидатуру скрипачки, предложенную Серегиным, Карл Ильич категорически отвергает. И отказывается даже говорить о ней. Серегину снова приходится ехать на фронт. На этот раз, чтобы разыскать скрипача Филатова. Но случается непредвиденное…

Смотреть онлайн сериал «Седьмая симфония» в хорошем качестве HD на smotrim.ru

6-я серия «Седьмая симфония», смотреть онлайн (выход 10 ноября)

С трудом пополняемый оркестр лишается ещё одного музыканта. Слепой ударник Чуркин перестаёт ходить на репетиции. Он вступил в специальный отряд ПВО города, где должен служить «слухачом»: засекать приближающиеся вражеские бомбардировщики по звуку их двигателей. Элиасберг решает его вернуть.

Смотреть онлайн сериал «Седьмая симфония» в хорошем качестве HD на smotrim.ru

7-я серия «Седьмая симфония», смотреть онлайн (выход 11 ноября)

Городские власти сообщают Элиасбергу, что концерт должен состояться 9 августа 1942 года. Из Мурманска прибывают военные музыканты. Оркестр теперь полностью укомплектован. И, наконец-то Серегин может уйти на фронт, как мечтал. Он прощается с Верой и Колей. Но его отъезд проходит совсем не так, как он представлял…

Смотреть онлайн сериал «Седьмая симфония» в хорошем качестве HD на smotrim.ru

8-я серия «Седьмая симфония», смотреть онлайн (выход 11 ноября)

Приближается день премьеры. Исполнение Седьмой симфонии Шостаковича в блокадном, измученном, но непобеждённом Ленинграде — событие, которого ждёт страна и весь мир. Но для Карла Ильича Элиасберга этот концерт может стать последним…

Смотреть онлайн сериал «Седьмая симфония» в хорошем качестве HD на smotrim.ru

Чем закончится сериал «Седьмая симфония»

Более подробное описание последней серии и развязка сериала, будут добавлены немного позже…

Читать еще…

источник

8 ноября телеканал «Россия 1» показал первые серии сериала «Седьмая симфония», который рассказывает о реальных событиях в блокадном Ленинграде. Во время Великой Отечественной войны в осаждённом городе оркестр исполнил ставшую легендарной Седьмую симфонию советского композитора Дмитрия Шостаковича. Эта музыка подарила жителям Ленинграда надежду и стала символом победы. В беседе с NEWS.ru cын Шостаковича Максим объяснил важность Седьмой симфонии в истории нашей страны, поделился своими впечатлениями от сериала и вспомнил обнаруженное в композиции отца «дьявольское» пророчество, о котором забыли кинематографисты — забыли, поскольку не обратились к наследникам композитора.


О чём сериал «Седьмая симфония»

Историческая драма «Седьмая симфония» состоит из восьми серий, главные роли в ней исполнили Алексей Гуськов, Елизавета Боярская, Алексей Кравченко, Наталья Рогожкина, Тимофей Трибунцев, Виктория Толстоганова, Борис Смолкин. Режиссёром проекта выступил Александр Котт, известный по ленте «Брестская крепость».

Фильм повествует о событиях весны 1942 года в блокадном Ленинграде. Первая зима в осаждённом городе прошла, и дирижёр Большого симфонического оркестра радиокомитета получил задание от правительства — исполнить для ленинградцев Седьмую симфонию Шостаковича. Эта задача была непростой сразу по нескольким причинам. Во-первых, организация такого мероприятия во время военных действий опасна сама по себе. Во-вторых, оркестр лишился почти всех музыкантов: одни умерли от голода, другие ушли на фронт, третьи пропали без вести. Однако концерт должен был состояться, чтобы через друзей, громкоговорители и радиоприёмники мир узнал, что ленинградцы живы и даже воодушевлены, несмотря на потери.

По сюжету руководитель оркестра Карл Элиасберг (Алексей Гуськов) вместе с сотрудником НКВД Анатолием Серёгиным (Алексей Кравченко) должен найти в блокадном городе недостающих исполнителей и обеспечить премьеру Седьмой Ленинградской симфонии.

Ошибки в сериале и экранные образы Шостаковича

Об исполнении в Ленинградской филармонии Седьмой симфонии Шостаковича знают все россияне, однако мало кому известны имена участников концерта. Создатели сериала преследовали цель познакомить зрителей с людьми, которые выступили в осаждённом городе и воодушевили людей.

Кадр из сериалаКадр из сериалаПресс-служба канала «Россия 1

В беседе с NEWS.ru сын Дмитрия Шостаковича, дирижёр и пианист Максим Шостакович, рассказал о своих впечатлениях о сериале. Он отметил, что ему понравилась игра актёров.

А некоторые вещи мне непонятны. Ошибка какая-то, наверно. В сериале ищут настройщика. В оркестре нет настройщика для инструментов, настраивают только рояль и арфу. И арфу, например, настраивает сама арфистка. Те, кто играет на инструментах, их и настраивают. Не нужен настройщик, но они ищут, а он там, кажется, умер, — объяснил Шостакович.

Других нестыковок в проекте Шостакович-младший пока не обнаружил, заметив, что смотрел не все серии. По словам дирижёра, ему никогда не нравились экранные образы его отца, поскольку они не были схожи с реальным образом композитора.

Я смотрел много всяких фильмов про своего отца, и они мне как сыну никогда не нравились и не могли понравиться. Я разговаривал на эту тему с другими, с прокофьевскими детьми, например. И это невозможно, чтобы понравилось что-то про отца! — сказал дирижёр.

Шостакович-младший признался, что создатели сериала не связывались с семьёй композитора, чтобы лучше ознакомиться с историей его жизни. Сам факт появления «Седьмой симфонии» стал для него полной неожиданностью. В первых сериях сам Дмитрий Шостакович не появился, однако в титрах указано, что его роль исполнил актёр Вадим Сквирский.

Народный артист РФ Алексей ГуськовНародный артист РФ Алексей ГуськовПресс-служба канала «Россия 1

«Седьмая симфония стала предсказанием победы»

Дмитрий Шостакович во время Великой Отечественной войны оборонял Ленинград наравне с остальными жителями. Он дежурил на крышах и был добровольцем в пожарной службе. В те годы его портрет в пожарной каске даже попал на обложку журнала Time. Несмотря на тяжёлую ситуацию, композитор продолжал сочинять музыку, называя её своим главным оружием.

Шостакович начал работать над Седьмой симфонией в первые недели войны, а завершил её уже к декабрю 1941 года. Тогда же началась подготовка к её исполнению. Премьера состоялась 5 марта 1942 года в куйбышевском Театре оперы и балета. Вскоре произведение прозвучало и за границей: симфонию исполнили Лондонский симфонический оркестр и Симфонический оркестр Нью-Йоркского радио.

Кадр из сериалаКадр из сериалаПресс-служба канала «Россия 1

Идея исполнить симфонию в блокадном Ленинграде принадлежала дирижёру Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карлу Элиасбергу. Перед ним встала сложная задача по поиску исполнителей, поскольку музыкантов в городе почти не осталось. Тогда городские улицы украсили афиши о поиске оркестрантов. А партитуру в Ленинград доставили спецбортом из Куйбышева.

Седьмая симфония стала предсказанием победы тогда, когда её трудно было себе представить. Это очень всех воодушевило. В тот момент, когда все думали, куда бежать, как спасаться, в симфонии прозвучало предвидение победы. В этом была сила, — объяснил Максим Шостакович.

«Трудно поверить в победу, когда кажется, что мир рушится»

Концерт был подготовлен, и 9 августа 1942 года исхудавшие от голода музыканты собрались в филармонии. Зрители, среди которых были военные, рабочие, интеллигенция, и сами оркестранты выглядели измождёнными и уставшими. Каждый из присутствовавших понимал, что здание могут атаковать авиаударами в любую минуту, но свет люстр, несмотря ни на что, решили не выключать.

Кадр из сериалаКадр из сериалаПресс-служба канала «Россия 1

В это же время советские солдаты проводили операцию «Шквал», подавляя огонь с немецкой стороны. Музыка, звучавшая в филармонии, транслировалась по радио, поэтому даже за пределами города все слышали, как воодушевлены ленинградцы, и чувствовали торжественную атмосферу в зале.

Каждый человек может понять симфонию по-разному. В ней заключён даже не смысл, а величайшая трагедия. Симфония начинается с «эпизода нашествия», развивается через лирические страницы и идёт к той самой победе, которую предсказывает. Трудно представить и поверить в победное настроение, когда, наоборот, кажется, что всё кончается и мир рушится. Но он (Дмитрий Шостакович. — NEWS.ru) так чувствовал. Ему как будто Господь посыл отправил, что это всё закончится победой, — рассказал Максим Шостакович.

Он также вспомнил другое пророчество, обнаруженное случайно в Седьмой симфонии отца. По словам дирижёра, ученик Дмитрия Шостаковича Борис Тищенко при помощи метронома посчитал, что первая часть симфонии, «эпизод нашествия», длится «ровно 666 секунд». Сын композитора посетовал, что «никто не использует» этот факт в кино.

А это в Евангелие означает число зверя! И это совершенно случайно вышло. Создаёт Господь, а мы только записываем. Это религиозное предсказание конца света, — отметил сын композитора.

Елизавета БоярскаяЕлизавета БоярскаяПресс-служба канала «Россия 1

Где Седьмая симфония звучит в наши дни

Седьмая симфония по сей день является наиболее узнаваемым произведением Шостаковича. Она сразу стала символом победы человеческого духа. Симфонию исполняли не только в блокадном Ленинграде, но и во многих других горячих точках, где велась война. Знаменитый «эпизод нашествия» был исполнен оркестром Мариинского театра во главе с дирижёром Валерием Гергиевым на Театральной площади в разрушенном Цхинвале. Это был концерт-реквием в память о жертвах боестолкновения Грузии и Южной Осетии в 2008 году.

Музыка всегда жила, живёт и будет жить. Это не значит, что если где-то идёт война, надо играть, а если нет войны, то не надо. Наоборот, если нет войны, надо исполнять побольше музыки, чтобы люди не двигались в сторону войны. Пусть играют в любой ситуации — в ожидании войны, в ситуации войны, после победы. Эта симфония всегда будет нужна людям, — заключил Максим Шостакович.

9 августа 1942-го в истерзанном немецкой блокадой Ленинграде звучала Седьмая «Ле...

9 августа 1942-го в истерзанном немецкой блокадой Ленинграде звучала Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича. Значительности этому факту придавало уже то, что великое произведение было написано в растерзанном голодном городе. Музыку транслировали по уличным громкоговорителям и по радиоканалу. Жители осажденного Ленинграда были потрясены и обнадежены, немцы же растерялись и пали духом. Как вспоминал позже скрипач Д.Ойстрах, в разгар войны «Ленинградская» прогремела пророческим торжеством победы над фашизмом.

Рекордная скорость написания и композитор — боец противовоздушной обороны

Первая часть симфонии, с нагнетаемым барабанным стуком, была создана Дмитрием Шостаковичем до начала войны. Работа над нотным произведением шла туго, поэтому композитор отложил детище до лучших времен. С началом войны появилось желание не только побеждать врага, но и привести симфонию к триумфальному финалу. Шостакович делился, что творение давалось с неимоверной скоростью, нотный стан заполнялся будто сам собой при неуемном желании запечатлеть великую народную силу и рвение победить.

На момент написания произведения Шостакович пребывал в рядах противовоздушной обороны, отрываясь от сочинительства только по случаю военных тревог. До эвакуации композитора в октябре были готовы первые три части (во время написания второй вокруг Ленинграда замкнулось блокадное кольцо). Финал легендарной симфонии Шостакович писал в Куйбышеве, завершив ее за пару дней до начала 1942 года.

Премьера и ступор в немецких рядах

В марте 1942-го в Куйбышеве состоялась премьера. На концерт в небольшой городок съехались репортеры из множества стран. После высочайших оценок экспертов и рядовых слушателей поступили запросы об отправке партитур для исполнения в самых прославленных зарубежных филармониях. Право исполнить Седьмую симфонию впервые за российскими пределами получил именитый дирижер Артуро Тосканини.

Летом 1942-го произведение Шостаковича успешно прозвучало в Нью-Йорке, мгновенно разлетевшись по миру. Оставался главный рубеж – организовать живое оркестровое исполнение в Ленинграде. И вскоре городские управленцы и командующие фронтом пришли к смелому решению: симфонии в блокаде звучать! Причем дата была выбрана особенная — 9 августа. Именно к этому дню, по гитлеровской задумке, Ленинград обязан был сдаться. Немецкие генералы уже были заранее приглашены на победный банкет, но фашисты себя переоценили.

Подготовка концерта оказалась, мягко говоря, непростой. Большинство профессиональных музыкантов погибли в блокадные дни, у других попросту не оставалось сил для репетиций и выступления. По этой причине музыкантов пригласили из военчастей. Партитура была успешно доставлена в Ленинград спецбортом из Куйбышева. 9 августа городскую филармонию наполнили члены оркестра, повально в предобморочном физическом состоянии. Под стать им смотрелись и зрители в обвисшей на истощенных телах парадной одежде. Но все это было ничтожным на фоне царившей в зале атмосферы: не взирая на опасность артобстрелов и авиаударов сверкали люстры, а публика, казалось, оторвалась от блокадной земли и замерла в унисон свободе и миру.

Пока музыканты исполняли Седьмую симфонию, артиллерия командующего фронтом Леонида Говорова подавляла вражеский огонь. Военные готовились к этой операции, получившей название «Шквал», весь месяц до премьеры. Все 80 минут сценического действа по врагу велся беспощадный огонь. Всего на установленные заранее немецкие огневые позиции приземлилось около трех тысяч снарядов. Это была симфония Говорова, благодаря которой ничто не отвлекло ленинградцев от прослушивания музыки Шостаковича.

Параллельно с живым исполнением премьера транслировалась по всем громкоговорителям и радиоточкам. Немцы стали невольными слушателями, неприятно удивившись неожиданному воодушевлению и стойкости горожан. Они-то были уверены, что город фактически мертв. А в его сердце зазвучал оркестр, исполнивший необыкновенную музыку и провозгласивший тем самым поворотный момент в блокаде Ленинграда.

Что Шостакович пообещал слушателям своей Симфонией

Сам автор назвал Ленинградскую симфонию самой популярной из всех его творений и искренне расстраивался, если люди не понимали вложенную в эту музыку мысль. Звуками, сложенными в смелые соло и аккорды, он доносил правдивую военную хронику и передавал великую народную силу, достойную великой победы.
Симфония построена на 4 отличных в плане драматургии частях. 1-я, спокойная и величественная, приводится кульминацией к «эпизоду нашествия». Вторая часть несет в себе историю города в мирные времена и тоску по былой жизни. Третья, написанная в духе реквиема, выступает скорбью по погибшим. Финал же набирается сил, утверждает светлое будущее и воспевает героев.

Интересное о победоносной Симфонии

Седьмая симфония осталась в истории одним из главных произведений композитора Д. Шостаковича. Имя «Ленинградская» произведение получило с легкой руки Анны Ахматовой. Симфонию дирижировали симфонические мэтры Рождественский, Баршай, Мравинский, Бернстайн. Музыка первой части симфонии стала сопровождением одноименного балета. В своей развернутой статье Алексей Толстой обозначил «Ленинградскую симфонию» торжеством мысли о человеческом в человеке, детально разобрав сочинение с точки зрения музыкальной науки. 21 августа 2008-го первая часть симфонии исполнена оркестром Мариинского театра с Валерием Гергиевым во главе в разрушенном после столкновений с грузинскими войсками Цхинвале. В 2015-м звучало произведение и в филармонии военного Донецка.

После победы Советского союза над нацисткой Германией один из немецких командиров признавался, что сомнение в победе Третьего Рейха закралось именно в момент ленинградской премьеры Седьмой симфонии. Слишком явно в тот день русские продемонстрировали силу, побеждающую страх, голод и даже смерть.

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества
О счастье-просто

  • Сезонно полевые работы как пишется
  • Сейф пакет как пишется
  • Сейте разумное доброе вечное сочинение
  • Сей непременно как пишется
  • Седьмое путешествие синдбада рассказ