Сценки по рассказам чехова

Антон павлович чехов биографияантон павлович чехов крупный русский писатель, прозаик, драматург, публицист. он относится к той плеяде литераторов,

Антон Павлович Чехов — биография

Антон Павлович Чехов — крупный русский писатель, прозаик, драматург, публицист. Он относится к той плеяде литераторов, которые хорошо известны как в стране, так и за ее пределами.

Несмотря на прошедшие годы, творчество прозаика остается все таким же актуальным и вызывает живой интерес как профессионального актерского сообщества, так и простых зрителей.

Мировой общественности, любителям высокого искусства, Антон Павлович известен в первую очередь как драматург: его пьесы, такие как «Чайка», «Вишневый сад», «Три сестры» уже более века кочуют из одного театра в другой. Многие артисты стремятся сняться в постановках известного драматурга, сыграть роли на подмостках.

Большая творческая сила и харизма помогали Антону Павловичу Чехову реализоваться не только в литературе.

По рассказам современников, он был знатным ловеласом. В его жизни появлялись женщины самого разного социального происхождения, внешности, возраста, статуса.

Несмотря на это, мужчина не стремился и не желал связывать себя узами брака. Хотя в конце концов поддался уговорам последней пассии.

Жизненные сложности, слабое здоровье рано привели писателя к сложному заболеванию. Долгие годы он страдал туберкулезом, который в конечном итоге унес его жизнь.

Содержание

Не сидится на месте

Рассматривая кратко биографию А.П. Чехова, становится ясно, что мужчина был довольно подвижным, любопытным, открытым для всего нового. Московская стабильная жизнь была ему скучна. Вернувшись с Сахалина, он поехал в Петербург, откуда решил совершить поездку с другом по Европе. Во время этого путешествия писатель поднимается на Везувий. В Монте-Карло он проигрывает 900 франков. Оттуда он отправляется во французскую столицу, затем – на родину. Он отправляется в Алексин, где вблизи Оки живет его брат. Вскоре место жительства снова меняется – на Богимово. Эта усадьба была роскошной. К ней прилагался великолепный сад и множество прудов, высаженные аллеями липы. Чехов обожал эти края и по утрам просыпался очень рано, чтобы поработать. Рабочее место он организовал за подоконником. Именно тут писатель создал «Дуэль».

Из биографии Антона Чехова мы знаем, что по утрам он обычно пил кофе. К 11 часу он заканчивал работу и шел собирать грибы, рыбачить. К часу дня все родственники садились обедать. К трем часам дня Чехов вновь был за работой и не останавливался до позднего вечера. Известно, что вечерами семью нередко навещал Вагнер, который в будущем станет именитым профессором. Известно, что он – прототип фон Корена. Не раз зоолог спорил с писателем о теме вырождения.

Детство и юность

Антон Павлович Чехов родился 19 января 1860 года в городе Таганрог, Екатеринославской губернии. Молодой человек происходил из зажиточного, пусть и не благородного рода.

Отец, Павел Егорович, владел небольшой бакалейной лавкой. Был купцом средней руки. Происходил из крепостного крестьянства.

По рассказам самого Антона Павловича, его дед по отцовской линии, Егор Михайлович накопил достаточную сумму денег, чтобы выкупить себя и своих близких из рабского состояния у помещика. С этого момента и началась история семьи.

Мать молодого человека, Евгения Яковлевна (в девичестве — Морозова) также была родом из купеческого сословия. При этом она не стремилась заниматься накопительством. Вместо этого, смотрела за домом, работала по хозяйству, воспитывала детей.

Антон Павлович был не единственным ребенком в семье. На попечении отца и матери находилось шестеро детей. В основном — сыновья. Было две сестры, но одна из них умерла в младенчестве.

Средств хватало на всех, однако у молодого человека совершенно не оставалось свободного времени на свои увлечения и занятия.


На фото семья А. П. Чехова, в центре сидят родители, Павел и Евгения Чеховы, слева Михаил и Мария, справа тетя Людмила с сыном Георгием, слева Иван, Антон, Николай, Александр и дядя Митрофан

Детство семьи Чеховых складывалась довольно трудно. График был поистине спартанским. В 5 утра молодой человек с братьями должны были подниматься и идти в церковь. Там они пели в хоре. Затем по возвращении домой, отправлялись в бакалейную лавку отца, где сторожили ее от воров.

Так продолжалось день за днем. И это не считая посещения церковных служб, поскольку семья была крайне религиозной. По словам Антона Павловича Чехова, у него вовсе не было детства.


Отец Антона Павловича Чехова

Как только мальчику исполнилось несколько лет от роду, его отправили учиться в греческую школу города Таганрога. А уже в 1868 году молодой человек поступает в местную классическую гимназию, где будущий писатель получает общее образование.

Школа повлияла на него довольно сильно. Тут он начал заниматься литературой, развивался как писатель, прозаик. Именно здесь молодой человек получил свой творческий псевдоним Чехонте. Так его называл преподаватель Закона Божьего Федор Покровский по ему одному понятной причине.

В 13 лет, еще во время обучения в классической гимназии, Чехов впервые побывал в театре. Постановка произвела на него сильное влияние. Молодой человек стал завсегдатаем подмостков. Пока только в качестве зрителя.

Под впечатлением от игры артистов, он написал несколько произведений, «Комик», «Трагик», «Бенефис», основными действующими лицами которых выступали актеры. В будущем он не раз вводил в свои пьесы именно творческих людей.

В 1876 году отец Антона Павловича Чехова потерял все капиталы. Мужчина спешно покинул город, отправился в бега от кредиторов. Учеба будущего писателя продолжалась. Но жить было негде. В стремлении получить хоть какие-то деньги, отец семейства распродал все оставшееся имущество. Даже дом.

Чехов был вынужден обеспечивать себя сам. В том числе оплачивать жилье. Чтобы заработать деньги, писатель дает частные уроки, трудится репетитором. Больших средств это не приносит, но и с голоду умирать не приходится.

В 1879 году молодой человек заканчивает гимназию и получает общее образование. Его следующий шаг становится неожиданным. Антон Павлович поступает на медицинский факультет московского университета.


А. П. Чехов в молодости 1879 г.

На тот момент один из братьев писателя начинает работать учителем в городе Воскресенске. Ему выделяют отдельную квартиру. В свободное время Чехов часто наведывается к брату.

Здесь он знакомится с одним из врачей, доктором Архангельским и с его подачи буквально через 2 года от начала учебы устраивается ассистентом в больнице.


А. П. Чехов в 1881 году

В 1884 Антон Павлович заканчивает медицинский факультет. Получает образование и становится уездным врачом там, где когда-то трудился помощником.

По воспоминаниям коллег, в первую очередь самого доктора Архангельского, молодой человек был медлительным и как бы неуверенным в собственных силах. Все он делал вдумчиво и неспешно. При этом душевно относился к пациентам и был к ним искренне расположен.

По мнению Чехова, необходимо было создать правильный настрой у пациента, чтобы тот скорее выздоровел.


Фото: Антон Павлович чехов в молодости в время учебы 1880-е годы

Затем Антон Павлович Чехов ушел из местной больницы и переехал в город Звенигород, где какое-то время заведовал другим медицинским учреждением. Было это спустя еще несколько лет.

Несмотря на полученное образование, стремление помогать людям, душевный настрой и довольно обширный опыт работы на должности доктора, профессию врача Антон Павлович так и не избрал. Он пошел совсем другим путем.

О родственниках детальнее

В биографии писателя А.П. Чехова обычно уделяют особенное внимание его родителям, сыгравшим немалую роль в жизненном пути своих детей. Особенно интересным был отец, владевший бакалейной лавкой. Он принадлежал к третьей купеческой гильдии, но торговать любил не очень. Его больше интересовали пение, социальные работы и церковные службы. Родители обустроили дом в строго патриархальном стиле. Детей воспитывали очень строго, нередко наказывая. Каждый работал, не покладая рук. Мальчики обучались в гимназии, замещали родителя в лавке, пели вечерами. Павел, отец писателя, был хорошим скрипачом и певцом. Дочь играла на фортепиано. Семья могла организовывать вечером настоящий концерт.

Мама писателя сохранилась в истории как образцовая домохозяйка и любящая родительница, полностью посвятившая себя родственникам. Она любила театр, но бывала там нечасто. Еще девушкой она обучалась в частном пансионате, поэтому умела танцевать и овладела в совершенстве этикетом. Во многом характер детей сформировался именно под влиянием матери. Позднее Антон скажет, что талант дети получили от отца, а душу им дала мама.

Писательская деятельность

Творческая биография Чехова началась еще в 1880 году. Когда молодой человек учился на врача в московском университете. Его дебютное произведение, «Стрекоза», было опубликовано в одном из местных периодических изданий.

В дальнейшем творческое развитие писателя продолжалось. Без особых трудностей он печатался во множестве других журналов. В том числе в изданиях «Свет и тени», «Будильник», «Мирской толк», «Осколки».

Нужно сказать, что формирование Антона Павловича Чехова как самостоятельного и самобытного литератора началось намного раньше. Еще в годы бытности в гимназии.

Однако в тот момент опусы литератора имели скорее подготовительное значение. Равно как и его любовь к театру и домашним постановкам одного из товарищей по школе.

На момент творческого начала Чехов в основном занимался юмористическими произведениями малой литературной формы. В 1883 году и чуть далее, через пару лет после успешного дебюта, писатель выпускает еще несколько рассказов, которые получили широкую известность еще при жизни литератора. В том числе «Толстый и тонкий», «Пересолил» и «Хамелеон».


Антон Павлович Чехов с братом, художником 1880 г.

Мужчина работал как под своим собственным, настоящим именем, так и под творческим псевдонимом Чехонте. Начинал он именно под вымышленной личиной.

Следом за первыми опусами писатель опубликовал рассказ «Ванька» в Петербургской газете. Это было в 1886 году.

К моменту выпуска последнего произведения, Антон Павлович уже был достаточно известным человеком и литератором. Это сыграло свою роль.

Буквально в том же году мужчине приходит предложение о работе из газеты «Новое время». Литератор с удовольствием его принимает. Спустя некоторый период он выпускает два сборника «Пестрые рассказы» и «Невинные речи».

Оба получают теплые отзывы и отклики от критиков и простых читателей. С этого момента мужчина перестает скрываться под вымышленной личиной и печатается под своим настоящим именем.


Антон Чехов с друзьями и семьей в Москве 1888 г.

А.П. Чехов развивался и как драматург. В 1887 году итератор пишет пьесу «Иванов». Поводом для ее создания стала случайная беседа с Федором Адамовичем Коршем, который возглавлял одноименный театр. Постановка случилась буквально через год. Премьера получила неоднозначные оценки, но в целом, была встречена благосклонно.

Впоследствии спектакль ставили еще несколько раз, но с некоторыми правками.

Волей случая следующие годы мужчина путешествовал по миру. Был в Ялте, Одессе и не только. Под впечатлением от поездок Чехов Антон Павлович пишет несколько повестей: «Степь», «Огни», «Скучная история».

К этому моменту меняется вектор творческого развития литератора. В 1880 году он уже не пишет для юмористических журналов. Пробует себя в серьезной прозе. И это ему хорошо удается.

В начала 90-х годов мужчина решается на поездку в Сахалин. Путь был трудный и непростой. Предстояло проехать своим ходом через всю Сибирь.

Учитывая, что уже на тот момент писатель страдал туберкулезом, путешествие давалось ему очень трудно. Но именно эта поездка дала много материала.


1890. А.П. Чехов перед поездкой на остров Сахалин

В 1892 году выходит одно из наиболее известных произведений автора — повесть «Палата №6». Она получает хвалебные отзывы и приносит писателю большую популярность.

В том же году мужчина приобретает собственное жилье, усадьбу в Мелихово. После этого радостного события, писатель получает больше свободы действовать.

Он вновь возобновляет медицинскую практику, работает земским врачом. Кроме того, проявляет себя настоящим представителем творческой интеллигенции и меценатом.


А. П. Чехов в имении в селе Мелихово 1892 г.

Под его руководством, с подачи самого литератора в селе начинается активное строительство. Чуть ли не с нуля появляются несколько школ, пожарная часть и колокольня. Заботится Антон Павлович и о лесах. Финансирует и собственноручно высаживает тысячи деревьев.

В родном же Таганроге способствует открытию библиотеки. Именно этот период жизни Антона Чехова становится одним из его самых продуктивных. Здесь он пишет свои знаменитые пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня».


А. П. Чехов читает «Чайку» труппе из МХАТа

К концу 90-х у писателя обостряется туберкулез. В сырое время года он вынужден жить на юге. Как только начинается теплая пора, возвращается обратно в усадьбу. Так продолжается какое-то время. Однако в 1899 году под влиянием тяжелой болезни мужчина продает дом и переселяется в Крым, город Ялту.


Чехов в своем кабинете в Ялте 1900-е г.

В 1900 литератор пишет произведение «Три сестры». В 1903 из-под пера великого прозаика выходит его последняя пьеса, «Вишневый сад». Из-за существенного ухудшения состояния здоровья мужчина не смог писать и вскоре скончался.

Новые возможности

Биографии А.П. Чехова рассказывают, что в 87-м автор получает новый толчок творить. Его пьеса «Иванов» впервые превращается в представление. Площадка для постановки – театр Корша. Сам Корш был известным ценителем театра, который сочинял и переводил пьесы. Свой театр он поставил в 1882-м, причем работы по созданию заняли минимум времени. К постановкам привлекали известнейших деятелей того времени. Спектакли суммарно собрали аудиторию в полтора миллиона человек. За десять лет работы театра здесь поставили более полутысячи пьес. Корш ввел доступные широкой публике выступления по утрам. Они пользовались успехом у молодежи. Впервые постановка пьесы Чехова пришлась на 19 ноября. Публика отреагировала по-разному. Кто-то был в восторге, другие топали ногами, а на галерке даже начали драться. В целом постановку посчитали успешной, на автора обратили внимание как продвигающего новые идеи. С этого момента писатель официально признан драматургом. В Петербурге пьесу предложили публике в отредактированном виде.

Личная жизнь

А. Чехов слыл ловеласом и большим любителем женского внимания. В его жизни было множество избранниц. Порой случалось так, что мужчина жил сразу несколькими пассиями переменно. Причем каждая знала о наличии соперницы, но на то, чтобы уйти, не решалась.

Первой избранницей Антона Павловича стала Лидия Мизинова. На этот момент ей не было и 20 лет. Девушка хочет выйти замуж за писателя, чего он совершенно не желал. В результате их отношения продлились 10 лет и закончились ничем.


А. П. Чехов и Лидия Мизинова

В первый момент знакомства Чехов высмеивал многочисленных поклонников своей пассии, а затем начинал постепенно от нее уставать.

В результате, когда ему окончательно надоедает общение с Мизиновой, Чехов сводит девушку с Игнатием Потапенко. Большим повесой и объектом обожания многих женщин.

Когда их отношения заканчиваются разрывом, Лидия наконец выходит замуж. Но не за Чехова, а за другого творческого человека, режиссера Александра Санина.

Буквально в те же годы мужчина знакомится с юной особой, Еленой Шавровой. На момент встречи ей было всего 15 лет. Ни о каких отношениях речи не шло и увлечение закончилось ничем. Однако судьба свела пару еще раз. В 1897. Но и этот роман долго не продлился.


Елена Шаврова

Через год предметом интереса Антона Павловича Чехова стала Нина Корш. В результате связи женщина забеременела и родила дочь Татьяну. Однако Чехов так и не узнал о рождении ребенка, поскольку на тот момент пара уже рассталась и Нина уехала за пределы страны.

Вопрос, кому принадлежал ребенок, кто был отцом, остается открытым до сих пор. У теории, что это Чехов, много противников. Потому основная позиция биографов остается идентичной — у Антона Павловича не было детей.


А. П. Чехов и Нина Корш

Причиной разрыва Чехова и Корш стала Ольга Книппер. С ней мужчина познакомился незадолго до своей кончины, в 1898 году. Она была обаятельной, красивой женщиной, которая к тому же обладала достаточной хитростью.


Антон Чехов с женой Ольгой Книппер-Чеховой

Именно благодаря этим природным качествам Ольга сумела женить на себе непробиваемого писателя и закоренелого, убежденного холостяка. Их брак продлился всего несколько лет и закончился гибелью писателя от давнего заболевания.

По мнению многих друзей Антона Павловича, именно Ольга косвенно стала причиной смерти писателя.

Книппер служила актрисой и часто бывала на гастролях, куда ее постоянно сопровождал муж. Именно перемены климата, сырость вызвали обострение, которое стало фатальным для литератора.


Е. Я. Чехова, М. П. Чехова, О. Л. Книппер-Чехова, А. П. Чехов 1899 г.

Жена Чехова – Ольга Книппер

С Ольгой Книппер, главной женщиной в его биографии, Чехов познакомился в 1889 г. Ей достаточно быстро удалось покорить знаменитого и всеми любимого писателя, чего ранее не удавалось сделать никому.

Книппер была талантливой актрисой с привлекательной внешностью. У них с Чеховым никогда не было детей, хотя Ольга имела одну неудавшуюся беременность.


Справа — Чехов и Книппер, слева — его мать и сестра

Был ли этот брак счастливым – сказать достаточно сложно. После свадьбы Книппер продолжала играть в Московском Художественном театре, а Антон Чехов постоянно проживал в Крыму, борясь со своей болезнью.

Спустя годы его друзья утверждали, что жизнь Чехова могла бы быть гораздо длиннее и лучше, если бы не брак с Ольгой.

Хотя справедливости ради стоит заметить, что в последние годы биографии Чехова его жена отказалась от всех гастролей и оставалась рядом с болеющим мужем вплоть до его кончины.

Болезнь и смерть писателя

Почти всю свою жизнь Антон Павлович Чехов боролся с чахоткой, туберкулезом. Это серьезное заболевание она заполучил в 24 года. Диагностировал патологию сам, будучи доктором.

Писатель примерно представлял, откуда пошло расстройство. В ранние годы молодой человек переболел перитонитом. Он предполагал, что туберкулез стал осложнением этого состояния, появился на фоне ослабленного организма.

Как бы то ни было, мужчина никому не рассказывал о своем страшном диагнозе, чтобы не тревожить ни родственников, ни друзей. Долгие годы он лечился нетрадиционными средствами, а также по рецептам своего времени.

Справиться с заболеванием не удавалось. Но на какой-то период Чехов умудрялся взять расстройство под свой контроль. Растянуть ремиссию удалось на несколько десятилетий. Все это время Антон Павлович активно трудился и продуктивно работал над литературными произведениями.


Кабинет Чехова в Ялте

Часто случались обострения и писатель был вынужден уезжать на лечение. Когда стало совсем плохо, началось кровохарканье, Антон Павлович обратился к врачам, которые буквально вытащили его с того света.

Последнее обострение случилось в 1898 году. Несколько ближайших лет болезнь неуклонно прогрессировала, пока не перешла в критическую фазу.


А. П. Чехов в Ялте 1899-1900 г.

15 июля 1904 году мужчине стало плохо. Он понял, что жить ему осталось недолго, и в тот же день скончался. Причиной смерти Чехова стали осложнения туберкулеза. На момент гибели прозаику было 44 года, умер он в городе Баденвайлере, Германской империи.


Похороны Антона Павловича Чехова. Похоронная процессия на Кузнецком мосту в Москве

1904-ый

Как мы знаем из биографии Чехова, именно в последний год жизни автора ставится «Вишневый сад». Главную героиню исполняет его супруга. Эта роль (наравне с Машей в «Трех соснах») считается звездной в ее карьере. Пьеса стала последним произведением всемирно известного писателя и драматурга. Туберкулез утяжеляется. В мае этого года писатель вынужден оставить Ялту. Сопровождаемый супругой, он уезжает в Баденвейлер. Этот известный южнонемецкий курорт считается полезным для здоровья больных чахоткой, но состояние писателя таково, что ему уже ничего помочь не в силах. Сам автор тоже понимает, что выздоровление невозможно. Нахождение в Германии позволяет немного облегчить мучения.

Из биографии Чехова мы знаем, что 15-го июля (по старому стилю) писатель почувствовал, как его состояние сильно ухудшается. Глубокой ночью, между часом и двумя пополуночи, он вызвал доктора. Когда врач прибыл, писатель твердо сообщил о том, что умирает. Его последней просьбой был бокал шампанского. Не спеша, Антон выпил принесенное, лег на бок и вскоре умер.

Интересные факты из жизни

  • Рост литератора — 185 сантиметров. Чего почти не видно на фотографиях из-за телосложения.
  • Последняя жена писателя, Ольга Книппер пережила супруга более чем на 50 лет.
  • Семья Чехова была очень религиозной, из-за чего свободного времени у детей не было.
  • Антон Павлович большую часть жизни страдал туберкулезом. В моменты наибольшей слабости он использовал трость для ходьбы.
  • К 1900-у году получил дворянский титул. Но никогда им не пользовался.
  • Был одним из любимых писателей Николая II.
  • Творчество Чехова известно во всем мире. Но его путь, становление, было очень сложным. Сначала молодой человек работал «литературным негром», пытаясь набить руку.

А первые произведения публиковал под искусственными личинами. Всего исследователи биографии писателя насчитывают с полсотни псевдонимов.

  • Чехов любил семечки и кумыс.
  • После смерти в Россию его доставили в холодильной установке для транспортировки устриц. Причиной был запрет на перевозки тел больных туберкулезом. Вернуться на родную землю помогла находчивость супруги.
  • По легенде прямо перед смертью Чехов выпил бокал шампанского и в ту же минуту испустил дух.

Антон Чехов. Гении и злодеи

Жизнь меняется

В рассказывающей о Чехове биографии всегда упоминается 1876-й год. Семья разорилась, ее преследовали кредиторы. Родители приняли решение уехать в Москву. Около трех лет они существовали в условиях нищеты, но дети посещали учебу. Антон уже тогда работал – поначалу репетитором. Именно он остался в Таганроге и присоединился к обитавшей в Москве семье лишь в 1879-м. Едва приехав, он зачисляется на медфакультет. Ему довелось быть слушателем лекций известнейший научных деятелей той эпохи.

В следующем году он впервые печатает свое произведение в издании «Стрекоза». Так начинается его деятельность в качестве литератора. Антон работает с несколькими журналами той эпохи. Основная часть его произведений – сценки, маленькие рассказики, юморески. В ту эпоху он публикуется под псевдонимом. Иногда называет себя «Человеком без селезенки». Еще один известный псевдоним того времени – Антоша Чехонте. В 84-м он печатает полноценную книгу. Ее назвали «Сказки Мельпомены».

Спектакли и экранизации произведений

Произведения Чехова, которые были поставлены на театральных подмостках или на большом экране:

  • «Роман с контрабасом» (1911)
  • «Медведь» (1938)
  • «Человек в футляре» (1939)
  • «Юбилей» (1941)
  • «Свадьба» (1944)
  • «Каштанка» (1952)
  • «Анна на шее» (1954)
  • «Попрыгунья» (1955)
  • «Дама с собачкой» (1960)
  • «Дядя Ваня» (1970)
  • «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977)
  • «Мой ласковый и нежный зверь» (1987)
  • «Черный монах» (1988)
  • «Палата №6» (2009)

Всего произведения Антона Павловича ставились и экранизировались более 500 раз.

13 декабря в Москве умер из-за проблем с сердцем советский и российский кинорежиссёр, сценарист и кинопродюсер Сергей Соловьёв. Автора «Ассы» и «Ста дней после детства» не стало в возрасте 77 лет. Он снимал кино с чувством, умел говорить со зрителем через камеру и искусно смешивал классику с советским авангардом. Соловьёв провёл детство в Северной Корее и воспитывался японской няней, а сценарии для фильмов любил писать «обнажённым». Почему режиссёр не смог снять фильм об Александре Пушкине с Ричардом Гиром и какие из собственных картин ему нравились больше всего — в материале NEWS.ru.


«Скинул Ким Чен Ира в фонтан и держал под водой»

Сергей Соловьёв был сценаристом, кинорежиссёром, продюсером и преподавателем ВГИКа. Его дебют в кино состоялся в 1969 году новеллами по рассказам Антона Чехова — «От нечего делать» и «Предложение». А первое полнометражное кино он представил уже в 1971 году, это была лента «Егор Булычёв и другие». Однако любовь режиссёра к кинематографу возникла задолго до того.

Отец Соловьёва был контрразведчиком, которого советская власть «приставила» к тогда ещё молодому руководству Северной Кореи. По признанию самого режиссёра, его «папа был одним из руководителей бригады, сажавшей на пост Ким Ир Сена». В это же время в пхеньянском детском саду воспитывался сын Ким Ир Сена — Ким Чен Ир. Последний был лишь на три года старше Соловьёва, поэтому в отсутствие занятых государственными делами родителей дети нередко проводили время вместе.

Папа некоторое время присутствовал на трибуне вместе с Ким Ир Сеном, когда тот принимал парады. А нас с его сыном, который старше меня на три года, в это время пускали погулять. Сын хорошо говорил по-русски, что и неудивительно, учитывая, что он родился в Сибири. Мы даже дрались. Ясно, что он был сильнее, но я был ловчее. И, насколько помню, однажды мне удалось скинуть его в фонтан и подержать под водой, — рассказывал «Новым Известиям» Соловьёв.

Кроме дружбы с Ким Чен Иром, детство запомнилось Соловьёву японской няней Аритой. Спустя десятки лет, оказавшись на съёмках в Японии, режиссёр с удивлением для себя обнаружил, что помнит некоторые японские выражения.

После жизни в КНДР семья Соловьёвых перебралась в Ленинград, где 14-летнего школьника заметил режиссёр Игорь Владимиров. Так Соловьёв оказался на сцене БДТ, однако позже навсегда полюбил кинематограф, посмотрев «Летят журавли» Михаила Калатазова. Сергей Соловьёв окончил ВГИК, где впоследствии сам и преподавал. Он учился вместе с Георгием Данелией, Андреем Тарковским и Василием Шукшиным, которые оказали колоссальное влияние на советское кино.

Ричард Гир и темнокожий Александр Пушкин

В числе друзей Соловьёва были не только видные фигуры отечественного кинематографа, но и зарубежные звёзды. Один из них — актёр Ричард Гир, который приехал в Ленинград после грандиозного успеха «Красотки» и перестроечного хаоса. Вдохновившийся историей жизни Александра Пушкина в его доме-музее, Гир захотел снять кино о поэте. С этой идеей актёр пришёл к своему другу Сергею Соловьёву, тогда уже получившему известность благодаря «Ассе».

Актёр Ричард Гир (на снимке слева) и Сергей Соловьёв (справа)Актёр Ричард Гир (на снимке слева) и Сергей Соловьёв (справа)Булдаков Олег/ИТАР-ТАСС

Гир пообещал позаботиться о том, чтобы Соловьёв смог заручиться поддержкой голливудских продюсеров. Актёр представил им фильм режиссёра «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», однако лента была встречена на Западе довольно холодно. Критики увидели в картине Соловьёва «избитые клише» кинематографа перестроечного времени. И пока одни прочили на роль Пушкина темнокожего актёра — предположительно, Майкла Джексона, — другие поспешно отказывались от проекта. Когда идею зарубили, Соловьёв предпринял ещё одну попытку сотрудничества с Гиром и написал сценарий специально для актёра, однако и этот фильм остался лежать на полке.

«Обнажался перед листочком бумаги»

Сценарии для фильмов Соловьёв писал «обнажённым», в чём сам признавался журналистам. «Надо раздеться», — говорил автор, объясняя, что лучше убрать всё лишнее.

Если на мне была, допустим, кепка, я не мог писать. Это лишнее, всё остальное тоже лишнее. Странная история. Когда мне нужно было очень сконцентрироваться <…>, я понимал, что мне ничего лишнее не нужно. И как-то так обнажался перед листочком бумаги, — объяснил Соловьёв в беседе с RTVI.

Про свою ленту «Асса», ставшую его визитной карточкой, режиссёр говорил: «Она не моя». Позже он вспоминал, что перед съёмками вдохновился успехом оскароносной картины Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». По словам Соловьёва, после просмотра этого фильма зрители кричали, что «хотят ещё сеанс, ещё сеанс».

И я подумал, неужели я такой тупой, тупее, чем Володя, что не могу такого добиться? Что ко мне на премьеру доставляют иногда солдат на грузовиках, чтобы не было дырок в зале. Чтобы я не расстраивался как режиссёр, когда представляю картину. Ну не может быть, чтобы я был тупее! И я вспомнил, что нужно, во-первых, раздеться голым. А во-вторых, нужно посоображать, какой же модуль успеха. Я долго колебался в поисках этого модуля, а потом вспомнил: индийское кино! — рассказывал Соловьёв.

Фильм «Асса», ставший поистине народным, действительно строится по примеру успешных индийских лент. В картине есть закрученный сюжет с юной красавицей и гангстером-номенклатурщиком, песни, танцы, а вперемешку с этим — удивительный советский дух авангарда. И если лента «Сто дней после детства», взявшая «Серебряного медведя» на Берлинском фестивале, принесла автору любовь критиков, то его настоящим прорывом стала именно «Асса».

При этом сам автор среди собственных картин выделял не столько «Ассу», сколько последовавшие за ней ленты, в том числе «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», которую отказались признавать в Голливуде.

Соловьёв обладал наградами кинофестивалей в Берлине («Серебряный медведь» за фильм «Сто лет после детства»), Венеции (Специальный приз жюри за «Ассу»), «Кинотавр» в Сочи («Золотая роза» за «Нежный возраст»). Свою последнюю награду на «Кинотавре» режиссёр получил в 2019 году «За свободу духа и твёрдость убеждений». И эта формулировка подчёркивает не столько даже профессиональные, сколько личные качества Соловьёва. До своих последних дней он «дружил, с кем хотел, и снимал то, что хотел», избегая пафоса и ненужного надувания щёк.

  • Сценки на новый год для взрослых ру сказки по ролям
  • Сценка сказка на день рождения женщине
  • Сценки по сказкам пушкина для детей короткие
  • Сценка сказка для юбиляра
  • Сценарий я не верю в деда мороза новогодняя сказка автор сценария лилия кнорозова