Сценка сказка о потерянном времени

О себе он говорил: писать могу вс, кроме доносов. и действительно, писал сказки, пьесы, стихи, фельетоны, киносценарии, новеллы, сатирические репризы

О себе он говорил: «Писать могу всё, кроме доносов». И действительно, писал сказки, пьесы, стихи, фельетоны, киносценарии, новеллы, сатирические репризы для Аркадия Райкина и кукольные представления для Сергея Образцова, балетные либретто и смешные подписи к картинкам в детских журналах.

Обладал уникальным чувством юмора, мог рассмешить таких искушённых острословов как Михаил Зощенко и Даниил Хармс. И в то же время он выглядел человеком очень закрытым: было в его судьбе такое, о чём особенно не поговоришь. Например, у него, преуспевающего советского писателя и драматурга, было белогвардейское прошлое.

Настоящая слава пришла к нему посмертно, через 25 лет. Его пьесы-сказки были экранизированы. Нет, пожалуй, сегодня в России такого человека среднего и зрелого возраста, который не помнил бы и не любил фильмы «Золушка», «Сказка о потерянном времени», «Тень», «Убить дракона», «Обыкновенное чудо», «Снежная королева». Эти фильмы сняты по мотивам произведений Евгения Шварца.

Будущий писатель и драматург Евгений Львович Шварц родился в 1886 году в Российской империи, в Казани. Его отец, медик по профессии, был большим любителем театра. Лев Шварц играл на скрипке, хорошо пел, играл в любительском театре. Отец репетировал роли дома, мать подавала реплики, маленький сын с восхищением наблюдал за чудесными превращениями отца то в римлянина, то в русского купца.

Сын Евгений очень рано почувствовал вкус литературного слова. Слово «писатель» до конца жизни было для него священным. Уже, будучи известным литератором, в свои зрелые годы он признавался, что у него язык не поворачивается называть себя писателем. Шутил, что драматургом уже можно.

Мать запомнила эпизод из детства сына: маленького Женю как-то спросили, кем он будет, когда вырастет. Сын долго молчал, потом лёг у маминых ног на ковёр и чуть слышно прошептал: «Романистом». Уже знал такое слово.

Однако до поры до времени это признание считалось в семье просто шуткой, и повзрослевший юноша Евгений Шварц поступил на юридический факультет Московского университета.

Началась Первая мировая война, и стало не до учёбы. После революции молодой человек воевал против новой власти в рядах корниловской армии. Участвовал в легендарном Ледяном походе. Был контужен.

Ещё до октябрьского переворота Евгений Шварц набирался опыта театральной жизни в любительских спектаклях, а в 1921 году с труппой маленького ростовского театрика приехал покорять Петроград.

Театрик сгинул, актёры разъехались по домам, а Шварц остался в этом городе, как он сам выражался «на цыпочках, с робкой улыбочкой» потихоньку подбираться к миру литературы. У него уже появились друзья среди писателей и поэтов. Первыми, кто поддержал его на новом поприще, были Корней Чуковский и Самуил Маршак. Правда, для начала, начинающему литератору пришлось писать фельетоны в газетах и журналах шахтёрского Донецка.

Только с 1924 года Шварц становится сотрудником уникального авторского коллектива редакции детской литературы Госиздата под руководством С. Маршака. Коллектив авторов создал подлинные шедевры детской литературы, которые и сегодня веселят и развлекают маленьких читателей. Тем более, что даже дедушки и бабушки, а также прабабушки и прадедушки помнят многие стихи и шутки-прибаутки наизусть.

Евгений Шварц очень быстро стал популярным автором не только детских стихотворений, но и детских пьес. Например, «Сказки о потерянном времени».

Жизнь, казалось бы, удалась. Но уникальный талант Шварца требовал дальнейшего развития. В начале 30-х годов в Ленинграде был создан новый театр — Театр комедии, главный режиссёр которого, Николай Акимов, заказал молодому драматургу пьесу на современную тематику по мотивам классических европейских сказок. Замысел был непростой. Но талант, мировоззрение Шварца и особенности личности дали уникальный результат.

Одна за другой были созданы пьесы-шедевры: «Голый король», «Тень», «Дракон» и «Обыкновенное чудо». Перемешивая фабулы классических европейских сказок, драматург создал аллегории и символы современных ему проблем. Да и сегодня пьесы живы и не сходят со сцены. Можно каждый год пересматривать замечательные фильмы Марка Захарова, снятые по мотивам пьес Шварца, и находить аналогии с сегодняшним днём. А цитировать Шварца можно сегодня тоже вполне уместно.

Шварц доказал своим современникам и далёким потомкам, что сюжеты, испытанные веками, содержат в себе вечные нравственные проблемы.

Для кого писал Евгений Шварц: для взрослых или для детей? Режиссёр Акимов, который сподвиг драматурга на создание таких оригинальных произведений, очень верно подметил, что написанная для взрослых пьеса «Обыкновенное чудо», имеет большой успех и на утренних спектаклях для детей. Такое очень редко бывает в жизни театров.

Что характерно, детским драматургом себя Шварц никогда не считал и шутливо гневался на своего режиссёра:

«Вы меня три раза обозвали детским драматургом, сами Вы детский драматург, милостивый государь!»

Конец 30-х в истории страны были очень непростыми. Многие друзья Евгения Шварца бесследно исчезли в ходе репрессий. Угроза ареста не раз висела и над ним.

Чтобы «остаться в строю» и просто выжить в это опасное время, Евгений Львович стал писать без опасных сказочных аллюзий. Пьесы «Тень» и «Дракон» в сороковые годы были сняты с репертуара театра.

Драматург правильно понял это предупреждение. Шварц стал писать сценарии к мультфильмам и к художественным фильмам. Это была тоже высококлассная работа: «Золушка», «Первоклассница», «Дон-Кихот», «Марья-искусница».

В послевоенные годы в драматургии Шварца стали усиливаться психологические мотивы. В это время появилась пьеса «Повесть о молодых супругах». Евгений Львович сам имел опыт неудачного первого брака, и в своей пьесе он попытался дать некоторые советы молодожёнам.

Автор серьёзно размышляет о том, как в бытовой круговерти буден не растерять тех драгоценных чувств, которые объединили людей в семью. Сегодня мы видим, что эта проблема стала даже актуальнее, чем в 50-е годы прошлого века.

Есть в творческом наследии драматурга ещё одна книга, над которой он работал последние годы своей жизни. Многие исследователи творчества Шварца считают её важнейшей. Как её назвать? Мы в затруднении.

Слова «дневник» и «мемуары» Евгений Львович не любил. Книга большая. 700 страниц документально-мемуарной прозы. Эта книга без иносказаний и аллегорий. Это откровенные мысли о прошлом и современном. За четыре года до смерти Шварц писал о себе в третьем лице:

«Без людей он жить не может… Всегда преувеличивая размеры собеседника и преуменьшая свои, он смотрит на человека как бы сквозь увеличительное стекло… И в этом взгляде… нашёл точку опоры. Он помог ему смотреть на людей как на явление, как на созданий Божьих».

Такая жизненная позиция и объясняет, вероятно, особенности его неповторимого творческого метода. Неслучайно в сказке «Обыкновенное чудо», которую драматург считал самой главной в своём творчестве, герой говорит такие слова:

«Сказка рассказывается… для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь».

Когда-то Бунин сказал о Чехове:

«До самой смерти росла его душа».

Эти же слова, наверно, можно сказать и о Шварце.

Какие бы проблемы драматург не ставил перед положительными героями своих пьес, с какими бы трудностями их не сталкивал, его герои всегда побеждают зло. И это вдохновляет по сей день режиссёров, актёров, зрителей и читателей.

Под конец жизни Шварц был признан классиком отечественной драматургии. Но он никогда не обольщался на свой счёт и знал, что официальному славословию доверять нельзя. Однажды он подарил другу свою книгу и подписал так: «Шварц, человек, тень».

Писатель Леонид Пантелеев оставил воспоминания о дружеских отношениях с Евгением Львовичем. Пантелееву был памятен их последний разговор.

«Испытываю судьбу, — говорил он со смущённой и даже какой-то виноватой усмешкой. — Подписался на тридцатитомное собрание Диккенса. Интересно, на каком томе это случится».

Драматург Евгений Шварц умер 15 января 1958 года в Ленинграде.

Афоризмы и цитаты Евгения Шварца

  • Человека легче всего съесть, когда он болен или уехал.
  • Детей надо баловать — тогда из них вырастают настоящие разбойники.
  • Связи связями, но надо же и совесть иметь.
  • Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь.
  • Когда-нибудь спросят, а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогу тебе сделать тебе ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым.
  • Эх, жалко — королевство маловато, разгуляться негде. Но ничего, я с соседями поссорюсь.
  • Я встречал множество людей, которые не могут не писать, не могут не играть — и не писатели они, и не актёры.
  • Лучшее украшение девушки — скромность и прозрачное платьице.
  • Никому и ничему не верить — это смерть. Всё понимать — тоже смерть. А безразличие — хуже смерти.

 «Сказка о потерянном времени»

Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе

Действующие лица: Ведущий, Хранитель времени, Дед Мороз, Снегурочка, королева Ночь — взрослые; Хулиганы, Снежинки, Минутки, Светлячки – дети.

Атрибуты: большие часы со стрелками на ширме, наборы усов, бород, платки, очки (для «старичков»), светящиеся  палочки для Светлячков, письмо от Д.М., мешок Д.М. с палочкой, маракасами и подарками, ворота с колокольчиками

Муз.репертуар:

  1. Вход на праздник
  2. Песня о Новом годе
  3. Танец Минуток
  4. Танец Хулиганов
  5. Танец Снежинок
  6. Песня «Чудо-сказки»
  7. Хоровод «Как красива наша елка»
  8. Игра в снежки
  9. Игра «Я иду, иду, иду, за собой детей веду»
  10. Танец Светлячков
  11. Песня «Тик так»
  12. Игра «Заморожу»
  13. Игра «Муз. игрушка»

Ход праздника.

Вход на праздник – танец

1 ребенок.

Снега прилетели и землю укрыли,
Пурга и холодные ветры завыли,
Но пусть непогода бушует и злится,
На празднике будем мы веселиться.

2 ребенок.
На празднике мы от души потанцуем,
Любимые песни споем.
А с Дедом Морозом чуть-чуть поколдуем,
И в сказку его попадем.
3 ребенок.
В той сказке ждет новогоднее чудо,
Там новых мы встретим друзей,
И добрый волшебник придет ниоткуда,
Исполнит желанья детей.

4 ребенок. 
Мы все на елочку любуемся сегодня, 
Она нам дарит нежный аромат,
И самый лучший праздник новогодний,
Приходит вместе с нею в детский сад.
5 ребенок.
Когда бенгальские огни сияют,
Когда хлопушек раздается гром,
Всех с Новым годом,
С новым счастьем поздравляют,
А мы на празднике у елочки споем.

Песня о новом годе

Вед.:

А теперь вы проходите да тихонько посидите.

К нам из леса в Новый год сказка зимняя идёт.

Дети садятся на места.

Появляются девочки-Снежинки

Танец Снежинок

Вед.: Добро пожаловать на наш праздник!  Кто вы, как вас зовут?

Снежинка 1:

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.

Снежинка 2:
Мы снежинки — балеринки,
Мы  летаем день и ночь.

Снежинка 3:  Это срочное послание от Деда Мороза !!!! Он просил передать его лично в руки. Отдает письмо. Снежинки убегают на места.

в руки своей тетушке Зиме.

Вед.: Какое красивое, необычное! Почитаем.

Часы пробьют двенадцать,
К нам Дед Мороз придет.
Все будем улыбаться,
Встречая Новый год.
А Дед Мороз поможет
Нам вовремя понять,
Что быть ребенком можно
И в шесть, и в сорок пять,
Что детство не уходит,
А счастье бережет,
Чтоб в праздник новогодний
Всем  было хорошо!

Вед.: Ребята, к нам скоро прибудут Д.М. со Снегурочкой. Накануне праздника у них очень много дел, ведь столько детей нужно обойти, всем подарки принести. Дорога каждая минута! Нам нужно быстро все подготовить к их приходу, не теряя времени!

Ребенок: А разве время можно потерять?

Вед.: еще как можно,….. (имя)!
Под музыку из часов появляется Хранитель времени.
Хранитель времени. Разрешите представиться:

Я – Хранитель Времени,

Добрый и радушный,

Люблю детей воспитанных,

Люблю детей послушных.

С Новым годом!

С новым счастьем!

Я спешу поздравить всех.

Пусть под нашей чудо-елкой

Не смолкает громкий смех.

Выходят дети-хулиганы

Танец хулиганчиков

Мальчик 1:. Глянь, …(имя)! Сколько бездельников. Они нам для разных гадостей пригодятся.

Мальчик 2: Наша компания!

Девочка 1: Ой! Сколько девчонок!

Девочка 2: Будет с кем посплетничать!

Хранитель Времени: Послушайте, уважаемые, кто вы такие?

Мальчик 1: Объясняем для тех, кто не понял!

Старших мы не уважаем,

Все вместе: не уважаем

Малышей мы обижаем.

Все вместе: обижаем

Природу не любим-

Все вместе: не любим

Деревья губим.

Все вместе: губим

Мальчик 2:

Из рогаток стреляем,

Время зря теряем.

Теряем!

Хранитель Времени: Вы время зря теряете? Вот это фрукты! Ребята, нравятся вам такие персонажи? Отправлю-ка я вас, уважаемые, на пенсию досрочно.  Хватит, набаловались! Приложу все старания и немного волшебства, а вы, ребята мне поможете произнести волшебное заклинание.

Два хлопка над головою.

( Дети хлопают над головой)

Два хлопка перед собою.

(Дети хлопают перед собою.)

По коленкам хлоп-хлоп.

( Дети хлопают по коленкам)

И ногами топ-топ.

( Дети топают на месте.)

Властью севера и юга –

Пусть сейчас свершится чудо!

Месяц солнцем обернись,

Что задумано – свершись!

Чтобы зло заколдовать-

Надо время не терять!

Звучит волшебная музыка, Хр. Вр. переводит стрелки на часах назад и уходит вместе с Хулиганами в часы.

Вед.: Вот это да! Что же теперь будет?! Это просто чудо, чудо-сказка!

Песня «Чудо-сказки»

Во время песни дети-хулиганы переодеваются в старичков

После исполнения песни дети садятся на места

Выходят дети-хулиганы в образе старичков

2 мальчика( вместе):  Нам на месте не сидится,

Любим мы повеселится.

2 девочки(вместе): Зачем нам учится?

Лучше играть,

Весь день дурака валять.

Мальчик1: Ну-ка, вставайте все за мной!

Игра «Я иду, иду, иду, за собой детей веду»

Я иду, иду, иду, за собой детей веду.

А как только повернусь, всех детей переловлю. Проводит мальчик1.

Мальчик2: Ух ты, снежки!

Хулиганы берут снежки, начинают забрасывать детей, те отбиваются

Игра в снежки

Вед.: Что здесь происходит?! Быстро сложите снежки в корзинку! (вызывает хороших детей все убрать).

Затем обращается к хулиганам: Дедушки и бабушки, вы что себе позволяете? Хулиганите! Бегаете по залу, кричите! А еще пожилые люди! Вы забываетесь, здесь детский праздник.

Мальчик 1:  Ты кого старичками назвала, тетя?

Мальчик2: Во дает!

Вед.: А как же вас называть?

Девочка 1: Мальчиками и девочками из подготовительной группы Гномики.

Вед.:  Да вы посмотрите на себя в зеркало!

«Дети» смотрят в зеркало, начинается паника.

Мальчик1: Ничего не понимаю! Что такое?! 5 минут назад мы были детьми, а сейчас мы бабушки и дедушки!

Мальчик 2: Какой я одинокий, несчастный старик. У меня ни детей, ни внуков!

Девочка 1:  А мне даже пенсии не дадут! Ведь я еще не работала!

Девочка 2: А я, между прочим, письмо писала Деду Морозу!

Мальчик 1: Бедные мы старики. Кто же нам поможет?!

Вед.: Вам поможет только ЧУДО!

Мальчик 1:Точно! Ведь скоро новый год, в это время  происходят всякие чудеса!

Вед.: Может быть, вам Дед Мороз поможет. Давайте позовем его на праздник. Ребята, помогайте!

Старички садятся. Все зовут Д.М.

Появляются Дед Мороз со Снегурочкой. 

 Дед Мороз: Здравствуйте ребята!

Снегурочка.: Здравствуйте, мои дорогие! Маленькие и большие!

Дед Мороз: Есть немало праздников прекрасных,

                      Каждый наступает в свой черед.

                      Но на свете самый добрый праздник –

                      Это, как известно, Новый год!

Снегурочка: Он дарит веру в добрый случай,

                        В новый день и в новый поворот,

                        Помогает становиться лучше

                        Всем на свете людям Новый год!

Дед Мороз и Снегурочка (вместе): С Новым годом! С Новым счастьем!

Снегурочка: Дедушка Мороз, посмотри, какая пушистая и нарядная  елочка! А огоньки на ней не горят. Помоги ребятам зажечь елочку красавицу.

Дед Мороз: С великим удовольствием!

                      Пусть никогда не умолкает

                      Веселый смех детей,

                      Я зажигаю ёлку

                      Для дорогих друзей!

Снегурочка: Никто пусть не скучает,

                        Пусть радуются все!

                        Пусть елочка сияет

                       Во всей своей красе!

Дед Мороз: Давайте все вместе скажем: « Раз, два, три – ёлочка гори!»

Дети дружно кричат. На елочке загораются новогодние огоньки.

Дед Мороз: Ай, да елка! Ай, да диво!

                    Как стройна, и как красива!

Снегурочка: Пусть веселый хоровод

                      Первым встретит Новый год!

Хоровод «Как красива наша елка»

Дед Мороз: Мы предлагаем каждому из вас загадать заветное желание.

Снегурочка: А чтобы оно исполнилось в этом году, мы предлагаем пройти через волшебные ворота.

Дед Мороз: В добрый путь, друзья! Пусть ваши новогодние желания исполнятся!

Забава «Пройди через ворота»

Звучит волшебная музыка. Дед Мороз и Снегурочка поднимают волшебную дугу с колокольчиками. Все дети друг за другом проходят под дугой. Садятся на стульчики (кроме «старичков»). Дед Мороз обращает внимание на грустных стариков.

Дед Мороз: Внучка, смотри, не все у нас веселы.

Бросьте вы грустить без толку

И не портите нам елку.

Вместе стань и стар, и млад

К нам в веселый маскарад!

Мальчик1:Да не до маскарадов нам, дедушка.

Мальчик 2:Мы обидели Хранителя времени, и он превратил нас в стариков.

Девочка1: Помоги, Дед Мороз, нашему несчастью. Мы так виноваты!

Девочка2:Время мы терять не будем,

                   Жизнь мы новую начнем.

                   Будем мы добрее, лучше

                   С каждым часом, с каждым днем.-вместе.

Дед Мороз: Ох, что же вы наделали! смотрит на часы. Хранитель перевел стрелки назад, и теперь Новый год никогда не наступит! Ну ничего, постараемся вам помочь, но сначала  посмотрим, раскаялись ли вы по- настоящему!

Отвечайте на вопросы.

А в вопросах есть секрет,

Дайте правильный ответ!

Снегурочка. На столе стоит еда. Руки надо вымыть? (да)

Дед Мороз. Перед обедом наелся конфет. Так поступать полагается? (Нет)

Снегурочка. Очень полезна спортсменам вода. А вы по утрам умываетесь? (Да)

Дед Мороз. Жарко, на нем теплый свитер одет. Он закалённый, по — вашему? (Нет)

Снегурочка. Быстрая в городе нашем езда. Правила знаешь движения? (Да)

Дед Мороз. Вот в светофоре горит красный свет, можно идти через улицу? (Нет)

Дед Мороз: Молодцы! Справились с заданием. Вижу, встали вы на путь исправления. Настало время вас расколдовать, но это не в моих силах. Надо позвать сюда Хранителя Времени. Это только в его власти.

Стрелки, стрелки, торопитесь.

Ускоряйте тихий ход.

Пусть Хранитель Времени

К нам сюда придет!

Под музыку в зале выключается свет, появляется Королева Ночь

Ночь: Я – королева Черной ночи.

            Я мрак и темноту несу.

            Хранителю трудно будет очень

            Найти дорогу к вам  в лесу.

Он никогда к вам не придет! И новый год никогда не наступит! Время остановится, и на земле наступит вечная ночь!  Я буду царствовать вечно! Ха-ха-ха!

Уходит.

Д.М.: видите, ребята, как опасно шутить со временем. Но я вам помогу. Я ли не волшебник? А позову ка я сюда своих друзей – чудесных светлячков. Сама королева Ночь их побаивается. Они смогут осветить дорогу, и Хранитель времени придет к нам.

Выходят светлячки

Светлячок 1:Я жучок светлячок —
Каждый светится бочок!
И спина, живот, ОЙ-ОЙ!
Я фонарик золотой!

Светлячок 2: Светлячок зажёг фонарик,
Яркий свет во тьме он дарит…
Чтоб с пути не сбиться,
Чтоб не заблудиться!

Светлячок 3:СветлячокСветлячок,
Позолоченный бочок,
Ночь давненько длится,
Ну а мне спится.           

Танец Светлячков

Раздается бой часов. Звучит волшебная музыка. Из часов появляется Хранитель времени.

Хранитель Времени:  Ну что, ребята! Я вижу, вы поняли, что время терять нельзя. Приложу все старанья и немного волшебства. А ребята помогут.

Два хлопка над головою.

( Дети хлопают над головой)

Два хлопка перед собою.

(Дети хлопают перед собою.)

По коленкам хлоп-хлоп.

( Дети хлопают по коленкам)

И ногами топ-топ.

( Дети топают на месте.)

Властью севера и юга –

Пусть сейчас свершится чудо!

Месяц солнцем обернись,

Что задумано – свершись!

Чтобы зло заколдовать-

Надо время не терять!

Хранитель передвигает стрелки вперед, отправляет «старичков» за часы, дети там снимают атрибуты «старичков», пока длится танец минуток

Хранитель Времени:

Со мной пришли мои подданные  – драгоценные минутки (выбегают  девочки), их ни в коем случае нельзя терять, иначе может случиться беда!

Уходит переодевать детей.

Танец минуток

После танца девочки садятся, выходят «помолодевшие»  дети.

Хранитель:

Не задержишь стрелок бег,

Посветлели лица.

И на старый серый снег

Новый снег ложится.

Снегурочка. Всякое в жизни случается –

Счастье бывает, бывает беда

Все хорошо, что хорошим кончается.

Надо в хорошее верить всегда!

Песня «Тик так»

Дед Мороз. Сколько в костюмах красивых ребят!

Конечно, у них превосходный наряд!

Снегурочка. Им надо в круг почетный встать

И стихи нам рассказать.

Стихи.

Д.М. – В нашем зале становится тише, тает быстрое время чудес.
«До свиданья»,- скажу я детишкам, возвращаюсь в свой сказочный лес!
СНЕГУРОЧКА — А подарки, дедушка ?!
Д.М. – Ах, подарки! Ну, конечно, подарки. Так вот они.

Д.М. достает мешок и вынимает из него морозильную палочку.

Д.М.: А лучше я вас заморожу!

Игра «Заморожу»

Снова роется в мешке, достает два маракаса.

Игра «Муз.игрушка»

Пока звучит музыка, дети передают по кругу игрушки, как только музыка остановилась, те, у кого игрушки, уходят на стульчики. Так, пока не сядут все дети.

На третий раз Д.М. достает подарок. Все герои раздают подарки

Д. М.

Все подарки получили? Никого я не забыл?

Славно день прошёл у нас, и грустно мне признаться,

Что настал прощанья час, пора нам расставаться.

Снегурочка: С новым годом, ребята! С новым годом, воспитатели и музыкальный руководитель! С Новым годом, уважаемые родители!

Хранитель: До новых встреч!

Персонажи уходят

Фото, дети и родители уходят

  • Сценарий сказки цветик семицветик на новый лад для детей
  • Сценарий сказки три поросенка на новый лад для детей начальной школы
  • Сценарий сказки три поросенка для детского сада
  • Сценарий сказок для детей по ролям на для старшей группы
  • Сценарий сказки пых для детей старшей группы