О себе он говорил: «Писать могу всё, кроме доносов». И действительно, писал сказки, пьесы, стихи, фельетоны, киносценарии, новеллы, сатирические репризы для Аркадия Райкина и кукольные представления для Сергея Образцова, балетные либретто и смешные подписи к картинкам в детских журналах.
Обладал уникальным чувством юмора, мог рассмешить таких искушённых острословов как Михаил Зощенко и Даниил Хармс. И в то же время он выглядел человеком очень закрытым: было в его судьбе такое, о чём особенно не поговоришь. Например, у него, преуспевающего советского писателя и драматурга, было белогвардейское прошлое.
Настоящая слава пришла к нему посмертно, через 25 лет. Его пьесы-сказки были экранизированы. Нет, пожалуй, сегодня в России такого человека среднего и зрелого возраста, который не помнил бы и не любил фильмы «Золушка», «Сказка о потерянном времени», «Тень», «Убить дракона», «Обыкновенное чудо», «Снежная королева». Эти фильмы сняты по мотивам произведений Евгения Шварца.
Будущий писатель и драматург Евгений Львович Шварц родился в 1886 году в Российской империи, в Казани. Его отец, медик по профессии, был большим любителем театра. Лев Шварц играл на скрипке, хорошо пел, играл в любительском театре. Отец репетировал роли дома, мать подавала реплики, маленький сын с восхищением наблюдал за чудесными превращениями отца то в римлянина, то в русского купца.
Сын Евгений очень рано почувствовал вкус литературного слова. Слово «писатель» до конца жизни было для него священным. Уже, будучи известным литератором, в свои зрелые годы он признавался, что у него язык не поворачивается называть себя писателем. Шутил, что драматургом уже можно.
Мать запомнила эпизод из детства сына: маленького Женю как-то спросили, кем он будет, когда вырастет. Сын долго молчал, потом лёг у маминых ног на ковёр и чуть слышно прошептал: «Романистом». Уже знал такое слово.
Однако до поры до времени это признание считалось в семье просто шуткой, и повзрослевший юноша Евгений Шварц поступил на юридический факультет Московского университета.
Началась Первая мировая война, и стало не до учёбы. После революции молодой человек воевал против новой власти в рядах корниловской армии. Участвовал в легендарном Ледяном походе. Был контужен.
Ещё до октябрьского переворота Евгений Шварц набирался опыта театральной жизни в любительских спектаклях, а в 1921 году с труппой маленького ростовского театрика приехал покорять Петроград.
Театрик сгинул, актёры разъехались по домам, а Шварц остался в этом городе, как он сам выражался «на цыпочках, с робкой улыбочкой» потихоньку подбираться к миру литературы. У него уже появились друзья среди писателей и поэтов. Первыми, кто поддержал его на новом поприще, были Корней Чуковский и Самуил Маршак. Правда, для начала, начинающему литератору пришлось писать фельетоны в газетах и журналах шахтёрского Донецка.
Только с 1924 года Шварц становится сотрудником уникального авторского коллектива редакции детской литературы Госиздата под руководством С. Маршака. Коллектив авторов создал подлинные шедевры детской литературы, которые и сегодня веселят и развлекают маленьких читателей. Тем более, что даже дедушки и бабушки, а также прабабушки и прадедушки помнят многие стихи и шутки-прибаутки наизусть.
Евгений Шварц очень быстро стал популярным автором не только детских стихотворений, но и детских пьес. Например, «Сказки о потерянном времени».
Жизнь, казалось бы, удалась. Но уникальный талант Шварца требовал дальнейшего развития. В начале 30-х годов в Ленинграде был создан новый театр — Театр комедии, главный режиссёр которого, Николай Акимов, заказал молодому драматургу пьесу на современную тематику по мотивам классических европейских сказок. Замысел был непростой. Но талант, мировоззрение Шварца и особенности личности дали уникальный результат.
Одна за другой были созданы пьесы-шедевры: «Голый король», «Тень», «Дракон» и «Обыкновенное чудо». Перемешивая фабулы классических европейских сказок, драматург создал аллегории и символы современных ему проблем. Да и сегодня пьесы живы и не сходят со сцены. Можно каждый год пересматривать замечательные фильмы Марка Захарова, снятые по мотивам пьес Шварца, и находить аналогии с сегодняшним днём. А цитировать Шварца можно сегодня тоже вполне уместно.
Шварц доказал своим современникам и далёким потомкам, что сюжеты, испытанные веками, содержат в себе вечные нравственные проблемы.
Для кого писал Евгений Шварц: для взрослых или для детей? Режиссёр Акимов, который сподвиг драматурга на создание таких оригинальных произведений, очень верно подметил, что написанная для взрослых пьеса «Обыкновенное чудо», имеет большой успех и на утренних спектаклях для детей. Такое очень редко бывает в жизни театров.
Что характерно, детским драматургом себя Шварц никогда не считал и шутливо гневался на своего режиссёра:
«Вы меня три раза обозвали детским драматургом, сами Вы детский драматург, милостивый государь!»
Конец 30-х в истории страны были очень непростыми. Многие друзья Евгения Шварца бесследно исчезли в ходе репрессий. Угроза ареста не раз висела и над ним.
Чтобы «остаться в строю» и просто выжить в это опасное время, Евгений Львович стал писать без опасных сказочных аллюзий. Пьесы «Тень» и «Дракон» в сороковые годы были сняты с репертуара театра.
Драматург правильно понял это предупреждение. Шварц стал писать сценарии к мультфильмам и к художественным фильмам. Это была тоже высококлассная работа: «Золушка», «Первоклассница», «Дон-Кихот», «Марья-искусница».
В послевоенные годы в драматургии Шварца стали усиливаться психологические мотивы. В это время появилась пьеса «Повесть о молодых супругах». Евгений Львович сам имел опыт неудачного первого брака, и в своей пьесе он попытался дать некоторые советы молодожёнам.
Автор серьёзно размышляет о том, как в бытовой круговерти буден не растерять тех драгоценных чувств, которые объединили людей в семью. Сегодня мы видим, что эта проблема стала даже актуальнее, чем в 50-е годы прошлого века.
Есть в творческом наследии драматурга ещё одна книга, над которой он работал последние годы своей жизни. Многие исследователи творчества Шварца считают её важнейшей. Как её назвать? Мы в затруднении.
Слова «дневник» и «мемуары» Евгений Львович не любил. Книга большая. 700 страниц документально-мемуарной прозы. Эта книга без иносказаний и аллегорий. Это откровенные мысли о прошлом и современном. За четыре года до смерти Шварц писал о себе в третьем лице:
«Без людей он жить не может… Всегда преувеличивая размеры собеседника и преуменьшая свои, он смотрит на человека как бы сквозь увеличительное стекло… И в этом взгляде… нашёл точку опоры. Он помог ему смотреть на людей как на явление, как на созданий Божьих».
Такая жизненная позиция и объясняет, вероятно, особенности его неповторимого творческого метода. Неслучайно в сказке «Обыкновенное чудо», которую драматург считал самой главной в своём творчестве, герой говорит такие слова:
«Сказка рассказывается… для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь».
Когда-то Бунин сказал о Чехове:
«До самой смерти росла его душа».
Эти же слова, наверно, можно сказать и о Шварце.
Какие бы проблемы драматург не ставил перед положительными героями своих пьес, с какими бы трудностями их не сталкивал, его герои всегда побеждают зло. И это вдохновляет по сей день режиссёров, актёров, зрителей и читателей.
Под конец жизни Шварц был признан классиком отечественной драматургии. Но он никогда не обольщался на свой счёт и знал, что официальному славословию доверять нельзя. Однажды он подарил другу свою книгу и подписал так: «Шварц, человек, тень».
Писатель Леонид Пантелеев оставил воспоминания о дружеских отношениях с Евгением Львовичем. Пантелееву был памятен их последний разговор.
«Испытываю судьбу, — говорил он со смущённой и даже какой-то виноватой усмешкой. — Подписался на тридцатитомное собрание Диккенса. Интересно, на каком томе это случится».
Драматург Евгений Шварц умер 15 января 1958 года в Ленинграде.
Афоризмы и цитаты Евгения Шварца
- Человека легче всего съесть, когда он болен или уехал.
- Детей надо баловать — тогда из них вырастают настоящие разбойники.
- Связи связями, но надо же и совесть иметь.
- Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь.
- Когда-нибудь спросят, а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогу тебе сделать тебе ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым.
- Эх, жалко — королевство маловато, разгуляться негде. Но ничего, я с соседями поссорюсь.
- Я встречал множество людей, которые не могут не писать, не могут не играть — и не писатели они, и не актёры.
- Лучшее украшение девушки — скромность и прозрачное платьице.
- Никому и ничему не верить — это смерть. Всё понимать — тоже смерть. А безразличие — хуже смерти.
«Сказка о потерянном времени»
Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе
Действующие лица: Ведущий, Хранитель времени, Дед Мороз, Снегурочка, королева Ночь — взрослые; Хулиганы, Снежинки, Минутки, Светлячки – дети.
Атрибуты: большие часы со стрелками на ширме, наборы усов, бород, платки, очки (для «старичков»), светящиеся палочки для Светлячков, письмо от Д.М., мешок Д.М. с палочкой, маракасами и подарками, ворота с колокольчиками
Муз.репертуар:
- Вход на праздник
- Песня о Новом годе
- Танец Минуток
- Танец Хулиганов
- Танец Снежинок
- Песня «Чудо-сказки»
- Хоровод «Как красива наша елка»
- Игра в снежки
- Игра «Я иду, иду, иду, за собой детей веду»
- Танец Светлячков
- Песня «Тик так»
- Игра «Заморожу»
- Игра «Муз. игрушка»
Ход праздника.
Вход на праздник – танец
1 ребенок.
Снега прилетели и землю укрыли,
Пурга и холодные ветры завыли,
Но пусть непогода бушует и злится,
На празднике будем мы веселиться.
2 ребенок.
На празднике мы от души потанцуем,
Любимые песни споем.
А с Дедом Морозом чуть-чуть поколдуем,
И в сказку его попадем.
3 ребенок.
В той сказке ждет новогоднее чудо,
Там новых мы встретим друзей,
И добрый волшебник придет ниоткуда,
Исполнит желанья детей.
4 ребенок.
Мы все на елочку любуемся сегодня,
Она нам дарит нежный аромат,
И самый лучший праздник новогодний,
Приходит вместе с нею в детский сад.
5 ребенок.
Когда бенгальские огни сияют,
Когда хлопушек раздается гром,
Всех с Новым годом,
С новым счастьем поздравляют,
А мы на празднике у елочки споем.
Песня о новом годе
Вед.:
А теперь вы проходите да тихонько посидите.
К нам из леса в Новый год сказка зимняя идёт.
Дети садятся на места.
Появляются девочки-Снежинки
Танец Снежинок
Вед.: Добро пожаловать на наш праздник! Кто вы, как вас зовут?
Снежинка 1:
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Снежинка 2:
Мы снежинки — балеринки,
Мы летаем день и ночь.
Снежинка 3: Это срочное послание от Деда Мороза !!!! Он просил передать его лично в руки. Отдает письмо. Снежинки убегают на места.
в руки своей тетушке Зиме.
Вед.: Какое красивое, необычное! Почитаем.
Часы пробьют двенадцать,
К нам Дед Мороз придет.
Все будем улыбаться,
Встречая Новый год.
А Дед Мороз поможет
Нам вовремя понять,
Что быть ребенком можно
И в шесть, и в сорок пять,
Что детство не уходит,
А счастье бережет,
Чтоб в праздник новогодний
Всем было хорошо!
Вед.: Ребята, к нам скоро прибудут Д.М. со Снегурочкой. Накануне праздника у них очень много дел, ведь столько детей нужно обойти, всем подарки принести. Дорога каждая минута! Нам нужно быстро все подготовить к их приходу, не теряя времени!
Ребенок: А разве время можно потерять?
Вед.: еще как можно,….. (имя)!
Под музыку из часов появляется Хранитель времени.
Хранитель времени. Разрешите представиться:
Я – Хранитель Времени,
Добрый и радушный,
Люблю детей воспитанных,
Люблю детей послушных.
С Новым годом!
С новым счастьем!
Я спешу поздравить всех.
Пусть под нашей чудо-елкой
Не смолкает громкий смех.
Выходят дети-хулиганы
Танец хулиганчиков
Мальчик 1:. Глянь, …(имя)! Сколько бездельников. Они нам для разных гадостей пригодятся.
Мальчик 2: Наша компания!
Девочка 1: Ой! Сколько девчонок!
Девочка 2: Будет с кем посплетничать!
Хранитель Времени: Послушайте, уважаемые, кто вы такие?
Мальчик 1: Объясняем для тех, кто не понял!
Старших мы не уважаем,
Все вместе: не уважаем
Малышей мы обижаем.
Все вместе: обижаем
Природу не любим-
Все вместе: не любим
Деревья губим.
Все вместе: губим
Мальчик 2:
Из рогаток стреляем,
Время зря теряем.
Теряем!
Хранитель Времени: Вы время зря теряете? Вот это фрукты! Ребята, нравятся вам такие персонажи? Отправлю-ка я вас, уважаемые, на пенсию досрочно. Хватит, набаловались! Приложу все старания и немного волшебства, а вы, ребята мне поможете произнести волшебное заклинание.
Два хлопка над головою.
( Дети хлопают над головой)
Два хлопка перед собою.
(Дети хлопают перед собою.)
По коленкам хлоп-хлоп.
( Дети хлопают по коленкам)
И ногами топ-топ.
( Дети топают на месте.)
Властью севера и юга –
Пусть сейчас свершится чудо!
Месяц солнцем обернись,
Что задумано – свершись!
Чтобы зло заколдовать-
Надо время не терять!
Звучит волшебная музыка, Хр. Вр. переводит стрелки на часах назад и уходит вместе с Хулиганами в часы.
Вед.: Вот это да! Что же теперь будет?! Это просто чудо, чудо-сказка!
Песня «Чудо-сказки»
Во время песни дети-хулиганы переодеваются в старичков
После исполнения песни дети садятся на места
Выходят дети-хулиганы в образе старичков
2 мальчика( вместе): Нам на месте не сидится,
Любим мы повеселится.
2 девочки(вместе): Зачем нам учится?
Лучше играть,
Весь день дурака валять.
Мальчик1: Ну-ка, вставайте все за мной!
Игра «Я иду, иду, иду, за собой детей веду»
Я иду, иду, иду, за собой детей веду.
А как только повернусь, всех детей переловлю. Проводит мальчик1.
Мальчик2: Ух ты, снежки!
Хулиганы берут снежки, начинают забрасывать детей, те отбиваются
Игра в снежки
Вед.: Что здесь происходит?! Быстро сложите снежки в корзинку! (вызывает хороших детей все убрать).
Затем обращается к хулиганам: Дедушки и бабушки, вы что себе позволяете? Хулиганите! Бегаете по залу, кричите! А еще пожилые люди! Вы забываетесь, здесь детский праздник.
Мальчик 1: Ты кого старичками назвала, тетя?
Мальчик2: Во дает!
Вед.: А как же вас называть?
Девочка 1: Мальчиками и девочками из подготовительной группы Гномики.
Вед.: Да вы посмотрите на себя в зеркало!
«Дети» смотрят в зеркало, начинается паника.
Мальчик1: Ничего не понимаю! Что такое?! 5 минут назад мы были детьми, а сейчас мы бабушки и дедушки!
Мальчик 2: Какой я одинокий, несчастный старик. У меня ни детей, ни внуков!
Девочка 1: А мне даже пенсии не дадут! Ведь я еще не работала!
Девочка 2: А я, между прочим, письмо писала Деду Морозу!
Мальчик 1: Бедные мы старики. Кто же нам поможет?!
Вед.: Вам поможет только ЧУДО!
Мальчик 1:Точно! Ведь скоро новый год, в это время происходят всякие чудеса!
Вед.: Может быть, вам Дед Мороз поможет. Давайте позовем его на праздник. Ребята, помогайте!
Старички садятся. Все зовут Д.М.
Появляются Дед Мороз со Снегурочкой.
Дед Мороз: Здравствуйте ребята!
Снегурочка.: Здравствуйте, мои дорогие! Маленькие и большие!
Дед Мороз: Есть немало праздников прекрасных,
Каждый наступает в свой черед.
Но на свете самый добрый праздник –
Это, как известно, Новый год!
Снегурочка: Он дарит веру в добрый случай,
В новый день и в новый поворот,
Помогает становиться лучше
Всем на свете людям Новый год!
Дед Мороз и Снегурочка (вместе): С Новым годом! С Новым счастьем!
Снегурочка: Дедушка Мороз, посмотри, какая пушистая и нарядная елочка! А огоньки на ней не горят. Помоги ребятам зажечь елочку красавицу.
Дед Мороз: С великим удовольствием!
Пусть никогда не умолкает
Веселый смех детей,
Я зажигаю ёлку
Для дорогих друзей!
Снегурочка: Никто пусть не скучает,
Пусть радуются все!
Пусть елочка сияет
Во всей своей красе!
Дед Мороз: Давайте все вместе скажем: « Раз, два, три – ёлочка гори!»
Дети дружно кричат. На елочке загораются новогодние огоньки.
Дед Мороз: Ай, да елка! Ай, да диво!
Как стройна, и как красива!
Снегурочка: Пусть веселый хоровод
Первым встретит Новый год!
Хоровод «Как красива наша елка»
Дед Мороз: Мы предлагаем каждому из вас загадать заветное желание.
Снегурочка: А чтобы оно исполнилось в этом году, мы предлагаем пройти через волшебные ворота.
Дед Мороз: В добрый путь, друзья! Пусть ваши новогодние желания исполнятся!
Забава «Пройди через ворота»
Звучит волшебная музыка. Дед Мороз и Снегурочка поднимают волшебную дугу с колокольчиками. Все дети друг за другом проходят под дугой. Садятся на стульчики (кроме «старичков»). Дед Мороз обращает внимание на грустных стариков.
Дед Мороз: Внучка, смотри, не все у нас веселы.
Бросьте вы грустить без толку
И не портите нам елку.
Вместе стань и стар, и млад
К нам в веселый маскарад!
Мальчик1:Да не до маскарадов нам, дедушка.
Мальчик 2:Мы обидели Хранителя времени, и он превратил нас в стариков.
Девочка1: Помоги, Дед Мороз, нашему несчастью. Мы так виноваты!
Девочка2:Время мы терять не будем,
Жизнь мы новую начнем.
Будем мы добрее, лучше
С каждым часом, с каждым днем.-вместе.
Дед Мороз: Ох, что же вы наделали! смотрит на часы. Хранитель перевел стрелки назад, и теперь Новый год никогда не наступит! Ну ничего, постараемся вам помочь, но сначала посмотрим, раскаялись ли вы по- настоящему!
Отвечайте на вопросы.
А в вопросах есть секрет,
Дайте правильный ответ!
Снегурочка. На столе стоит еда. Руки надо вымыть? (да)
Дед Мороз. Перед обедом наелся конфет. Так поступать полагается? (Нет)
Снегурочка. Очень полезна спортсменам вода. А вы по утрам умываетесь? (Да)
Дед Мороз. Жарко, на нем теплый свитер одет. Он закалённый, по — вашему? (Нет)
Снегурочка. Быстрая в городе нашем езда. Правила знаешь движения? (Да)
Дед Мороз. Вот в светофоре горит красный свет, можно идти через улицу? (Нет)
Дед Мороз: Молодцы! Справились с заданием. Вижу, встали вы на путь исправления. Настало время вас расколдовать, но это не в моих силах. Надо позвать сюда Хранителя Времени. Это только в его власти.
Стрелки, стрелки, торопитесь.
Ускоряйте тихий ход.
Пусть Хранитель Времени
К нам сюда придет!
Под музыку в зале выключается свет, появляется Королева Ночь
Ночь: Я – королева Черной ночи.
Я мрак и темноту несу.
Хранителю трудно будет очень
Найти дорогу к вам в лесу.
Он никогда к вам не придет! И новый год никогда не наступит! Время остановится, и на земле наступит вечная ночь! Я буду царствовать вечно! Ха-ха-ха!
Уходит.
Д.М.: видите, ребята, как опасно шутить со временем. Но я вам помогу. Я ли не волшебник? А позову ка я сюда своих друзей – чудесных светлячков. Сама королева Ночь их побаивается. Они смогут осветить дорогу, и Хранитель времени придет к нам.
Выходят светлячки
Светлячок 1:Я жучок светлячок —
Каждый светится бочок!
И спина, живот, ОЙ-ОЙ!
Я фонарик золотой!
Светлячок 2: Светлячок зажёг фонарик,
Яркий свет во тьме он дарит…
Чтоб с пути не сбиться,
Чтоб не заблудиться!
Светлячок 3:Светлячок, Светлячок,
Позолоченный бочок,
Ночь давненько длится,
Ну а мне спится.
Танец Светлячков
Раздается бой часов. Звучит волшебная музыка. Из часов появляется Хранитель времени.
Хранитель Времени: Ну что, ребята! Я вижу, вы поняли, что время терять нельзя. Приложу все старанья и немного волшебства. А ребята помогут.
Два хлопка над головою.
( Дети хлопают над головой)
Два хлопка перед собою.
(Дети хлопают перед собою.)
По коленкам хлоп-хлоп.
( Дети хлопают по коленкам)
И ногами топ-топ.
( Дети топают на месте.)
Властью севера и юга –
Пусть сейчас свершится чудо!
Месяц солнцем обернись,
Что задумано – свершись!
Чтобы зло заколдовать-
Надо время не терять!
Хранитель передвигает стрелки вперед, отправляет «старичков» за часы, дети там снимают атрибуты «старичков», пока длится танец минуток
Хранитель Времени:
Со мной пришли мои подданные – драгоценные минутки (выбегают девочки), их ни в коем случае нельзя терять, иначе может случиться беда!
Уходит переодевать детей.
Танец минуток
После танца девочки садятся, выходят «помолодевшие» дети.
Хранитель:
Не задержишь стрелок бег,
Посветлели лица.
И на старый серый снег
Новый снег ложится.
Снегурочка. Всякое в жизни случается –
Счастье бывает, бывает беда
Все хорошо, что хорошим кончается.
Надо в хорошее верить всегда!
Песня «Тик так»
Дед Мороз. Сколько в костюмах красивых ребят!
Конечно, у них превосходный наряд!
Снегурочка. Им надо в круг почетный встать
И стихи нам рассказать.
Стихи.
Д.М. – В нашем зале становится тише, тает быстрое время чудес.
«До свиданья»,- скажу я детишкам, возвращаюсь в свой сказочный лес!
СНЕГУРОЧКА — А подарки, дедушка ?!
Д.М. – Ах, подарки! Ну, конечно, подарки. Так вот они.
Д.М. достает мешок и вынимает из него морозильную палочку.
Д.М.: А лучше я вас заморожу!
Игра «Заморожу»
Снова роется в мешке, достает два маракаса.
Игра «Муз.игрушка»
Пока звучит музыка, дети передают по кругу игрушки, как только музыка остановилась, те, у кого игрушки, уходят на стульчики. Так, пока не сядут все дети.
На третий раз Д.М. достает подарок. Все герои раздают подарки
Д. М.
Все подарки получили? Никого я не забыл?
Славно день прошёл у нас, и грустно мне признаться,
Что настал прощанья час, пора нам расставаться.
Снегурочка: С новым годом, ребята! С новым годом, воспитатели и музыкальный руководитель! С Новым годом, уважаемые родители!
Хранитель: До новых встреч!
Персонажи уходят
Фото, дети и родители уходят