ГБДОУ Детский сад №90 Приморского района г.Санкт-Петербурга
Конспект
открытого занятия по Художественно-эстетическому развитию (рисование)
во второй группе раннего возраста № 2
на тему :
« Цыпленок.
Явился в желтой шубке: прощайте, две скорлупки!»
Подготовила воспитатель : Игнатович Любовь Геннадьевна
Санкт-Петербург
2021 г
Цель : Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста .
Задачи:
Художественно-эстетическое развитие:
— формировать умение свободно держать кисть тремя пальцами;
— формировать умение изображать круг кистью;
— закреплять умение рисовать ватными палочками( в т.ч. методом тычка);
— вызвать чувство радости от выполнения творческой работы.
Познавательное развитие:
-закреплять знания детей о домашних птицах и их детках, продолжать расширять представление о них ( где живут; вылупляются из яйца);
— закрепить знание основных цветов (желтый,красный,синий);
-воспитывать чувство сопереживания, желание оказать помощь, бережное отношение к домашним птицам,заботливое отношение,чувство красоты;
-развивать чувство формы и цвета;
-воспитывать интерес к природе, желание отображать свои представления и впечатления в изодеятельности;
-обогащать сенсорные впечатления детей;
Развитие речи:
-формировать словарный запас по теме ( квочка, скорлупа, круглый,вылупился);
-развитие тактильных ощущений и мелкой моторики рук;
-развивать связную выразительную речь у детей;
Физическое развитие:
-развивать координацию движений, закрепить умение совмещать проговаривание слов и движения в физкультминутке, повторяя за взрослым;
-способствовать развитию ловкости пальцев посредством использования контейнеров из Киндера-Сюрприза.
Предварительная работа:
-чтение худ. произведений :В Сутеев «Цыпленок и утенок»; К.Чуковский «Цыпленок»;А.Усачев «Сказки птичьего двора»;
-рассматривание иллюстраций;
-лепка «Цыпленок»
Используемые методы:
— наглядный (демонстрация произведения А.Усачева на магнитной доске «Сказки птичьего двора»; показ при помощи вырезанных силуэтов героев сказки :курица,утка,гусь,индюк,кот)
— словесный (беседа, рассказ, объяснение);
— игровой (вовлечение детей в инсценировку сказки: озвучивание героев, игра с игрушечными цыплятами и их «домиков» ).
Материалы к занятию:
-игрушка курица и петух(можно силуэты)
-вырезанные силуэты :утка,гусь,индюк и кот;
-сюжетная картинка «Птичий двор»;
-куклы би-ба-бо бабушка и дедушка;
-маленькие мягкие игрушки пасхальные цыплята и контейнеры из Киндер-Сюрприза на каждого цыпленка,лукошко-гнездо для «яиц»(контейнеров из Киндер-сюрприза)
-затонированные листы бумаги А5 с наклеенным изображением яичной скорлупы;
-кисть и ватные палочки, гуашь желтого, красного и синего цветов.
Ход занятия:
1)Организационный компонент:
В: — Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями ! Скажите, пжл, к кому мы любим в гости часто ездить ?
Д:- К баушке и дедушке в деревню!
В:-Правильно! Какие животные живут у них ?
Д:-Корова,коза,поросенок ,свинья…
В:-Как мы одним словом назовем этих животных? Это дикие или домашние животные ?
Д:-Домашние!
В:-Давайте мы познакомим наших гостей с бабушкой и дедушкой и отправимся к ним в деревню!
А поедем к ним ни на поезде ,ни на автобусе, как обычно , а – на лошадке,да пешком!
Дети встают рядом со стульчиками и повторяют за взрослым движения под потешку :
« Еду-еду к бабе, к деду
(руки на поясе ,повороты влево вправо)
На лошадке в красной шапке.
(руки вперед ,приседания)
По ровненькой дорожке
(руки на пояс, бег на месте)
На одной ножке.
(прыжки на правой ноге)
В старом лопаточке
(прыжки на левой ноге)
По рытвинам и кочкам,
Все прямо и прямо,
(руки на пояс ,прыжки на обеих ногах на месте)
А потом вдруг… в яму! Бух!
(приседаем,встаем хлопаем себя по коленям, как-будто отряхиваемся)
В:- Вот мы и приехали! Здравствуйте, бабушка и дедушка!
Воспитатель достает куклы би-ба-бо и здоровается от лица кукол со всеми:
Бабушка: Здравствуйте, детишки,здравствуйте,гости дорогие!Вы как раз вовремя приехали,пора идти на птичий двор ,кормить моих птичек.
В:-Ребята , давайте посмотрим, какие птицы живут у бабушки с дедушкой.
(Рассматривание иллюстраций «Птичий двор»,дети называют птиц и их детенышей)
В:-Посмотрите, ребята, кого не хватает на картинке,как вы думаете ?
Д: Курочки и петушка !
В:- Бабушка,где же они ?
Бабушка:- Ой, послушайте, какая история произошла с курочкой нашей, Рябушкой :
(Воспитатель достает игрушки курочку и петушка, лукошко с « яйцами»)
«Жили были петушок и курочка Ряба. И вот снесла курочка яички, все простые в этот раз,а не золотые ,и — не одно , а много (показывает лукошко с яйцами). Ну вот беда, Курочка Ряба не досчиталась одного яичка !
(Начало инсценировки «Сказки Птичьего двора»)
« Рано утром наша Ряба выбегала на крыльцо :
« Ко-Ко-, сказала Ряба,-кто забрал одно яйцо?
Отлучилась я немножко от родимого лукошка.
Признавайтесь, кто здесь был, может, кто его разбил ? ( смотрит на пустую скорлупу)
Во дворе у нас живет ( воспитатель достает силуэты, задавая вопросы детям, «кто это?»): утка, гусь, индюк и Кот !
Подбежала Ряба к утке. Ребята, как уточка кричит ?
«Кря-кря-кря-, сказала утка,-это чья –то злая шутка!
А еще скажу ,как мать, вора мы должны поймать!»
Подбежала Ряба к Гусю . Ребята,как гусь кричит ?
«Га-Га-Га,-ответил Гусь,-
Я не брал яйцо ! Клянусь !
Может, тронуло яйцо постороннее лицо ?»
Подбежала Ряба к индюку:
« Я не брал,- сказал индюк,-ведь петух мой лучший друг!
Может, это чья –то месть, яйцо хотели съесть ?
Подбегает Ряба к коту . Ребята, как кошечка кричит ?
«Кот ответил: «Мяу-мяу, что-то вас не понимяу!
Виновато спрятал взгляд и попятился назад.
Лучше Ряба не квохчи, посмотри, кто там пищит?
(Воспитатель достает одного маленького цыпленка и показыает детям)
В: Кто это ребята ?
Д: Цыпленок!
« Жил в яйце я,но потом,
Треснул мой яичный дом !
Только я не виноват,
Стал мне домик тесноват!»
В: Ах , вот в чем дело! Наш цыпленок вылупился из яйца, пока Ряба пошла зернышки поклевать!
Посмотрите, ( показывает лукошко),по-моему еще хотят цыплята вылупиться из остальных яичек!
(Раздает всем по «яйцу») Пальчиковая гимнастика с применением контейнера:
Детки берут в руки закрытые контейнеры из Киндер-Сюрприза со спрятанными цыплятами внутри. Под загадку К.Чуковского повторяют движения ладошками за воспитатаелем:
В: Был белый дом,
Чудесный дом
(катают между ладошками «яйцо»)
И что-то застучало в нем.
(трясут в одной руке возле ушка, затем выдыхают воздух изо рта,как-бы согревая своим теплом его)
И он разбился, и оттуда живое выбежало чудо-
( дети нажимают большими пальчиками на контейнер, вскрывая его)
Такое мягкое, пушистое , желтое!
(Дети берут в руки цыплят)
В:Кто это, ребята ?
Какие они? Как кричат цыплята ?
(Воспитатель собирает у детей в лукошко цыплят и «скорлупки», ставит возле курочки и петушка)
В:Вот какая большая семья у петушка и курочки!
( добавить на магнитную доску иллюстрацию Курочка и Петушок с цыплятами )
Давайте поиграем с цыплятами и петушком.
Физминутка/Пальчиковая гимнастика
Под музыку Е.Железновой «Вышла курочка гулять …»выполняют действия за воспитателем.
2) Содержательный, деятельный компонент:
В:-Давайте тихонечко сядем за столы и нарисуем цыплят!
(воспитатель раздает листы с наклеенной картинкой : яичной скорлупой)
В:-Посмотрите, ребята,на нашем листочке есть яичная скорлупа, но куда же делся цыпленок ? Давайте, чтобы курочка и петушок не волновались, нарисуем цыпленка в его « сломанном домике.» Каким цветом будем рисовать цыпленка ?
Д:-Желтой !
В: Посмотрите, на что похож наш цыпленок? На шарик или кубик?
Д:-Шарик!
В:-Правильно!Наш цыпленок круглый! Давайте пальчиком изобразим в воздухе круг. Теперь сухой кисточкой по листочку. Посмотрите, как я буду его изображать на листочке. Возьму кисточку за железную юбочку тремя пальчиками, рисую кружок и заштриховываю его сверху вниз, стараясь не заезжать за границы нашего круга.
(Дети повторяют за воспитателем)
В: Что не хватает нашему цыпленку?
Д: Клюва, глазок.
В: Давайте глазки нарисуем синей краской, но не кисточкой ,а ватной палочкой
( показывает методом «тычка»)
А клювик — красным цветом, но другой ватной палочкой.
(дети берут чистую ватную палочку и повторяют за воспитателем)
В:Покажите нашим гостям ,какие озорные цыплята у вас получились!А теперь курочке и петушку!Смотрите, как наша курочка обрадовалась деткам, давайте положим наши работы рядышком с курочкой и петушком!
3 ) Рефлексивный компонент:
В:-Ребята, кого мы с вами сегодня нарисовали? Откуда берутся цыплята? А кто их мама и папа?
Они домашние или дикие птицы? Какие еще домашние птицы живут рядом с курочкой и петушком?
Сценарий 8 марта в подготовительной группе
« Сказка о маленьких цыплятах, которые очень хотели вырасти»
Ребёнок: Сегодня праздник самый лучший.
Сегодня праздник наших мам.
Ребёнок: И никакой противный вирус
Не помешает нынче нам
Ребёнок: Вас поздравляем ласково
И шлем всем солнечный привет
Все хором: И нашим милым мамочкам,
Желаем долгих лет!
Ребёнок: К празднику 8 марта все готовят ведь подарки!
И мы – думали, решали…чем бы вас всех удивить?
Ребёнок: И придумали! Подарок должен необычным быть!
( Исполняем песню « Особенный день» кол.37.2007)
- Лучик золотой проснулся рано,
Лучику сегодня не до сна.
Это потому, что праздник мамы.
Это к нам опять пришла весна.
Припев: Мама, мамочка, самая лучшая,
Самая добрая, я тебя люблю.
Мама, мамочка, слушай, милая,
Эту песенку я тебе дарю.
- В этот день особенный весенний
Мы поздравим наших милых мам.
То, что приготовили в секрете,
Это всё сегодня дарим вам.
Ведущий: Секрет? Какой еще секрет?
Дети: Подарим на спектакль билет!
Все роли мы исполним сами.
Даёшь спектакль в подарок- маме!!!
Дети ( хором):
« Простите, если что не так,
Ведь быть артистом – не пустяк»
( дети уходят за занавес и готовятся к выступлению)
Муз.рук: Сказка, сказка-прибаутка, рассказать её — не шутка,
Чтобы сказка от начала словно реченька журчала,
Чтоб в серёдке весь народ от неё разинул рот,
Чтоб никто – ни стар, ни мал, под конец не задремал,
Пожелаем всем артистам мы- ни пера, ни пуха!
Сказка начинается — смотрите все! Ура!
Занавес открывается. На полянке сидят Лягушата, грибочки, Поросята и Сверчок. В центре стоят Мама-Курочка и два ( три, четыре) цыплёнка.
Мама-Курочка: У Курочки-мамы были ребята,
Смешные, любимые дети- цыплята.
Мама Цыпок очень баловала. ( гладит по головке)
И за них игрушки убирала.
Одевала и кормила с ложки,
Называла: « Маленькие крошки!»
Ведущий: Но однажды перед Курочкой – хохлаткой
Ее милые Цыплята вдруг затопали все лапкой!
Цыплята ( хором): Не хотим быть маленькими, мама!
А хотим мы быстро вырасти, как папа!
( Мама качает головой и уходит)
Ведущий: И цыплята быстро побежали,
Лягушат вдруг на тропинке увидали.
( Танец Лягушат)
Цыплята: Позвольте вам задать вопрос один:
Как быстро- быстро вырасти большим?
Лягушата: Может быть, вы на пенёчек встанете?
Сразу на полметра выше станете!( Цыпы встают на пенёк)
Ведущий: Цыпы на пенёчек взгромоздились,
Лягушата посмотрели, удивились…
Лягушата: Нет, не изменилось ничего,
Цыплята на пенёчке, только и всего!
Ведущий: А цыпки дальше побежали
Грибы, вдруг, на полянке увидали.
( Грибочки поют песенку: Мы грибочки, мы грибочки
Мы растем тут на пенёчке.
Дождику всегда мы рады
Дождичек для нас- награда!
Цыплята: Позвольте, я задам вопрос один:
Как можно быстро- быстро вырасти большим?
Грибы: Нам дождик помогает подрасти.
Быть может, в лейке принести воды?
( Приносят лейки, поливают)
Один Грибок говорит: Польем на крылышко, на хвостик…
Все Грибы хором: Расти у Цыпы клювик- носик!
Ведущий: Цыплята громко закричали:
Цыпленок 1: Ой, я промок!
Цыпленок 2: И я промок!
Ведущий: Разочарован был Грибок…
Грибы ( хором): Не изменилось ничего!
Вы – мокрые Цыплята — только и всего!
Ведущий: Несчастные Цыплята дальше побежали,
И на дорожке Поросят вдруг увидали..
(Поросята держат ложки и играют в оркестр.)
Цыплята: Позвольте я задам вопрос один?
Как можно быстро- быстро вырасти большим?
Поросята ( хором): Я расту, когда питаюсь,
Кушать много я стараюсь.
Вот, поешьте из ведра,
Может, сбудется мечта?
( Поросята дают каждому Цыплёнку ведро)
Ведущий: Цыплята с этим согласились,
Глотали тщательно, давились.
( Цыпы, задрав голову, пьют из ведра)
И съели всё ведро… Но вот..
У Цыпок вырос лишь живот.
( Цыплята выпячивают животики)
Ведущий: А Поросята почесались
И честно малышам признались…
Поросята ( хором): Нет, не изменилось ничего
Вы стали толстыми цыплятами,
Только и всего.
( Цыплята медленно бредут по полянке)
Ведущий: Цыплята, вырасти, надежду потеряли,
Но, к счастью, Светлячка вдруг на полянке увидали.
Цыплята ( уныло): Позвольте вам задать вопрос один:
Как можно быстро- быстро вырасти большим?
( К цыплятам подбегают слушать Светлячка все герои сказки)
Светлячок: Чтоб вырасти большим, как папа,
Дела большие делать надо!
Попробуйте вы за собой убрать игрушки-
Машинки, мячики и погремушки.
И сами кушайте, и на прогулку одевайтесь.
Ну, в общем, взрослыми вы быть старайтесь!
Все дети: Спасибо, Светлячок!
Мы это сможем!
И Мамочке любимый мы поможем!
( Цыплята убирают игрушки, подметают пол и все герои им помогают)
Ведущий: И вот когда в курятник Курочка вошла,
От удивленья крылья развела…
Курочка: Кто в комнате порядок наводил?
Все дети: Мы!
Курочка: А кто посуду грязную помыл?
Все дети: Мы!
Курочка: А кто цветочки поливал?
Все дети: Мы!
Курочка: Ах, милые мои,
Да вы совсем уже большими стали,
Ведь столько маме помогали!
Все дети: Ура! Мы поняли!
Чтоб нам большими стать-
Должны мы Маме помогать!
( Дети выходят на поклон, занавес закрывается)
Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год
Заглядываем на новую выставку музея «Садовое кольцо» в поисках новогоднего настроения.
В музее «Садовое кольцо» открылась выставка «Новогодняя сказка в кино: “Морозко”» посвященная одному из самых известных фильмов советского режиссера-сказочника Александра Роу, снискавшему огромную любовь зрителей и отмеченному профессиональными наградами на родине и за рубежом. Среди наград «Морозко» — главный приз XVII Венецианского международного кинофестиваля в программе детских и юношеских фильмов и «Золотая ветвь» Всесоюзного кинофестиваля 1966 года в Москве. Премьера «Морозко» состоялась 24 марта 1965 года, но в истории отечественного кинематографа фильм навсегда останется одной из главных новогодних сказок.
В экспозицию вошли эскизы художника-постановщика картины Арсения Клопотовского, который не только создавал образы героев и декорации, но и стал автором многих технических находок. Для своего времени фильм стал новаторским — в нем использованы комбинированные съемки, обратная перемотка, двойная экспозиция. Предлагаем прогуляться по волшебному заснеженному миру кинофильма в компании куратора выставки Лидии Еновой.
Северные пейзажи и мастерство художника-постановщика
Действие фильма занимает два времени года — лето, когда мы знакомимся с персонажами и основным конфликтом, и зиму, когда происходят главные чудеса. Летние сцены снимали недалеко от Москвы, под Звенигородом, а зимнюю натуру нашли на Кольском полуострове, неподалеку от города Оленегорска. Александру Роу нравились тамошние северные заснеженные пейзажи с огромными елями. Он уже снимал в тех местах зимние сцены фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Первым съемочным днем стало 13 марта 1964 года. В Москве и Подмосковье весна вступает в свои права, а на Кольском полуострове — мороз, сугробы и главное, что так ценили режиссер и оператор Дмитрий Суренский, — прозрачный, хрустальный воздух. Но особенности северного климата приносили и неудобства. Постройка реалистичных декораций — терема Морозко, крестьянской избы и избушки Бабы-яги — в условиях мерзлоты стала вызовом для художника-постановщика.
«Арсений Клопотовский решил эту задачу — декорации возводили на устойчивых платформах, — рассказывает куратор выставки. — Помогали в строительстве местные умельцы. Поначалу деликатный и скромный художник не внушил северным жителям доверия, но они быстро изменили мнение о нем. Арсений Павлович был не только талантливым художником, но и профессионалом-практиком. Руками работать он умел — в годы Великой Отечественной войны, когда отец ушел на фронт, а мать поднимала младших детей, 16-летнему Арсению пришлось стать главой семьи. В 1944–1946 годах он работал на Алма-Атинской киностудии, что предопределило его будущую профессию — в 1946-м Клопотовский поступил на художественный факультет ВГИКа».
Перед художником стояла еще одна сложная задача — оживить избушку Бабы-яги, и с ней он тоже справился блестяще. Изготовили две избушки: первую, деревянную, приводили в движение системой рычагов. Внешне она должна была выглядеть маленькой, но при этом вмещать персонажей и оператора, поэтому одна из стенок была подвижной. Вторую избушку вырезали из поролона и надевали на статиста, как ростовую куклу. По такому же принципу были изготовлены и костюмы пней.
Кстати, поролон (научное название — эластичный пенополиуретан) в то время был далеко не так доступен, как сегодня. Этот материал изобрели в 1940-х, в массовое производство в СССР запустили лишь в 1970-х. Тогда, в середине 1960-х, о его свойствах в стране знали немногие. Клопотовский, владевший иностранными языками и интересовавшийся мировыми техническими новинками, предложил использовать именно его. Доверяя художнику, Центральная киностудия детских и юношеских кинофильмов имени М.А. Горького закупила дорогой материал.
Во время работы над фильмом «Морозко» Арсений Клопотовский обнаружил не только техническую изобретательность, но и художественный вкус. Созданный им терем волшебника Морозко — симбиоз традиционного деревянного зодчества и архитектуры северного модерна. В нем можно увидеть продолжение традиций творчества русских художников-сказочников Виктора Васнецова и Ивана Билибина.
Сотрудники Киностудии имени Горького Александр Роу и Арсений Клопотовский встретились в 1957 году на съемках фильма «Новые похождения Кота в сапогах». Эта работа положила начало их творческому союзу — впоследствии они создали вместе сказочные миры фильмов «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса».
Работа над каждым фильмом начиналась задолго до съемок. Художник рисовал раскадровки будущей картины, позже их обсуждали с оператором, совместно корректировали. Роу ценил профессионализм, новаторский подход и твердый характер Арсения Клопотовского, который предлагал блестящие воплощения его видения той или иной сцены.
К сожалению, полная раскадровка «Морозко» не сохранилась. Представление о ней можно получить, рассматривая представленные на выставке открытки с рисунками Арсения Клопотовского. Серию из 15 двусторонних открыток «Морозко» выпустили в 1984 году тиражом 600 тысяч экземпляров.
Две сказки, четыре актрисы и одна Баба-яга
Сюжет сказки «Морозко» есть у каждого восточнославянского народа. В России разновидностей «Морозко» больше всего — исследователи насчитывают их около 40. Во всех действуют злая мачеха, трудолюбивая падчерица и некий могущественный владыка холода — волшебник Мороз. Но ни в одной из них нет молодца, который превращается в медведя, — это событие пришло в фильм из другой народной сказки, «Ивана — медвежьей головы».
Литературный сценарий фильма написали Михаил Вольпин с Николаем Эрдманом, которые к тому моменту были знакомы советским зрителям по фильмам «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Актриса», «Смелые люди», «Застава в горах» и другим. Сценаристы переложили две сказки, добавили новых персонажей и прописали любовную линию, а главное — привнесли в сюжет много юмора и комичных моментов.
На роль Марфушеньки-душеньки Александр Роу планировал взять Тамару Носову, снимавшуюся у него во всех фильмах. Но однажды ассистентка режиссера увидела юную Инну Чурикову, студентку Театрального училища имени Щепкина, и посоветовала попробовать на эту роль ее. Роу сразу покорил талант Чуриковой. Роль Марфуши стала первой большой работой актрисы в кино — до этого она снималась в эпизодических ролях в фильмах «Тучи над Борском» (1960) и «Я шагаю по Москве» (1963). В 1965 году, вскоре после премьеры «Морозко», Инна Михайловна закончила училище с красным дипломом.
Кроткую Настеньку изначально должна была играть Надежда Румянцева, любимица зрителей Тося Кислицына из «Девчат» (1961). Но в итоге выбор пал на 15-летнюю Наталью Седых, которая училась в Московском хореографическом училище Минкультуры СССР. Юная балерина с огромными глазами в образе умирающего лебедя покорила режиссера.
По поводу Бабы-яги никаких сомнений не было с самого начала: конечно, ее будет играть Георгий Францевич де Милье, более известный как Милляр. Один из любимых актеров Роу, сыгравший во многих его фильмах, уже имел такой опыт: он играл Бабу-ягу в «Василисе Прекрасной». Сам актер говорил, что отдать эту роль мужчине было верным решением: мало кто из женщин согласился бы на такой ужасный образ. Часто Милляр играл сразу нескольких персонажей. В «Морозко» его можно увидеть также в роли дьяка-разбойника и услышать его голос в озвучке петушка Пети.
Роль доброго молодца Ивана получил Эдуард Изотов, а волшебника Морозко сыграл Александр Хвыля. Один из самых известных актеров Советского Союза, на протяжении многих лет он выполнял обязанности главного Деда Мороза страны, выступая в этой роли на главной елке в Кремле.
Сказка Александра Роу стала классикой, ее сюжет и герои знакомы с детства, смешные фразы персонажей («Нет, не принцесса! Королевна!») выучены наизусть. Мы точно знаем, в какой момент на экране должно произойти очередное чудо вроде бегающей избушки или оживающих деревьев. Но «Морозко» неизменно заставляет зрителя замереть от удивления даже сегодня, в век высоких технологий и компьютерных спецэффектов. Особенно перед Новым годом!