С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Сценарий новогоднего утренника в 1 младшей группе
Ведущий
Вот снова закружилась снежная метель,
И в зале появилась наряженная ель!
Ёлка наша и пушиста,
И стройна, и зелена,
Только что-то огоньками
Не горит у нас она.
Непорядок мы исправим,
Огоньки гореть заставим!
Хлопнем, скажем дружно «Раз, два, три- Ну –ка, ёлочка гори!»
Дети повторяют слова, ёлка загорается. далее игра с елкой.
1реб
Будет ёлочка гореть
Огоньками ярко,
Дед Мороз, Дед Мороз
Принесёт подарки!
Реб
Будет елочка сверкать,
Огоньками нам мигать.
Елке песенку споем,
Хоровод наш заведем.
Песня «Лучшая елка»
Ведущий
А вот маленький домишко…
В нем живет семья зайчишек.
Зайчиха с зайцем, а уж сколько сыночков и лапочек-дочек!
Ведущий
Гляньте заиньки хорошие,
Как снежком все запорошило!
Зайчиха
Побежим скорей гулять, со снежочками играть
Пляска со снежками
Заяц: Ох,зайчата-озорники, сколько снежков налепили, скорее кладите мне в ведерко.(Неловко роняет, зайчата собирают под музыку 2-3 раза)
Зайчиха
Посмотрите вот дела,
Елка в гости к нам пришла!
Кто ее так нарядил?
Кто тут мимо проходил?
Заяц
Дед мороз
Здесь проходил,
Он и елку нарядил!
Подойдите к елке ближе,
колокольчик здесь я вижу!
Зайчиха
Это очень интересно
Кто его сюда повесил?
Ведущий
Дед Мороз свой колокольчик,
Здесь повесил для ребят.
Пусть играют и звенят.
Звенят под любую р.н.м
Зайчиха
Отдохну я посижу
На вас зайки погляжу
Сяду на сугроб большой (присаживается)
Что такое? Ой – ой – ой!
Под сугробом кто лежит?
Кто рычит тут, кто ворчит?
Из под сугроба вылезает мишка
Мишка
Здесь мишутка косолапый,
Спал в берлоге, сосал лапу.
Где же дедушка мороз?
Что – то я уже замерз!
Заяц
Лапки зайчики согреем,
И попрыгаем скорее
Веселее чтоб плясать
Надо по морковке в руки взять
Пляска зайчат с морковками
Заяц: Чтоб лапу не сосал без толку
Вот тебе сладкая морковка
(подает корзину мишке). Мишка благодарит, уходит
Из -за елки выглядывает волк и лиса: у-у-у! (Зайцы убегают)
Волк
Песню зайцев услыхал,
Прибежал, но не поймал. Огоньки? Горят без толку? Потушу ребятам елку! гасит
Лиса Мы за ёлочку уйдем,
И зайчишек подождем! Уходят
Ведущий
Опустилась ночь украдкой,
Зайки все легли в кроватки.
К ним зайчиха подойдет, тихо песенку споет
Колыбельная для зайчат, дети присаживаются на стульчики ,кладут ручки под щеку
Зайчиха
Уложила заек спать,
Надо мне их посчитать.
Раз- два- три -четыре пять-
Дочки нашей не видать!
Зайчиха бегает по залу, подбегает к спящему зайцу
Зай, а зай! Ты спишь отец?
Да проснись ты, наконец!
Наша доченька пропала!
Заяц
Не кричи, так сильно мать,
Я пойду ее искать!
Включается зеркальный шар музыка вальс снежных хлопьев Чайковского.
Снегом замело пути ни проехать, ни пройти
Возвращусь- ка я домой, пережду часок другой (уходит)
Ведущий
Вьюга снежная вдруг стихла,
Все в ночном лесу затихло.
Только песенка одна,
Чья- то по лесу слышна.
С песней «В лесу родилась елочка» входит Снеговик
Дед Мороз
Чу… послышалось с морозу?
Кто- то трогает березу!
Веточки ее гремят,
Колокольчики звенят,
Ну-ка спрячусь поскорей-
Погляжу из-за ветвей!
(выбегает девочка зайка и звенит им под музыку, снеговик выходит)
Заинька малышка как оказалась здесь
Снеговик
Испугалась зайка волка
Убежала в лес одна
Лапку дай скорей свою-
Мамочку найдем твою!
Под музыку обходят елку.
Мама, папа выбегайте,
Зайку со Снеговиком встречайте!
У меня морковкой нос
Очень я люблю мороз.
И от Дедушки мороза
Вам подарочки принес
Зайчиха
Что – то нам в мешке принес!
Снеговик
С новым годом вас зайчата поздравляю!
Вам здоровья крепкого от всей души желаю!
Радостных счастливых дней и морковки повкусней
За лапки скорей беритесь-
Возле елки закружитесь
«Пляска с дедом Морозом»
Снеговик
Ой, посмотрите, а огоньки на елочке не горят!
Скажем дружно раз, два, три -наша елочка гори!
Дети повторяют слова хором… елочка загорается.
Снеговик
Я хочу у вас узнать, любите вы поиграть?
Игра с Снеговиком «Новогодний паровоз»
Дети становятся за Снеговиком друг за другом, держатся за пояс. Поезд движется вокруг елки. По окончанию музыки, все останавливаются и слушают приехали к медведям, птичкам, лошадкам
Снеговик
А теперь не зевать-
Я вас буду догонять!
Снеговик догоняет детей
Ух, заморожу! Берегитесь все на стульчики садитесь!
Ведущая: Елка наша закачалась,
Не на шутку испугалась,
Из-за елки кто глядит?-
Волк с лисой за ней стоит
Снеговик
Дружно вы полайте -волка и лису испугайте
Дети лают, волк и лиса убегают, с другой стороны елки
Волк: Не поймал зайчат я ваших,
Не надейтесь, не заплачем.
Лиса :Что ж, тогда мешок подальше,
Мы с подарками запрячем!
(хватают мешок и убегает)
Снеговик
Подарки детишкам смогу я вернуть,
Дружно все похлопайте…..,а теперь потопайте… «1,2,3 подарки верни!»
Входят волк и лиса несут мешок с подарками, извиняются.
Снеговик: Угощенье получайте, веселитесь не скучайте!(дает большую морковку, в ней подарки).
Песня Новый год
Настя 1 ФЕЯ
— Скоро, скоро Новый год! Он торопится, идет!
Постучится в двери к нам: дети, здравствуйте, я к вам!
Праздник мы встречаем, ёлку наряжаем,
Вешаем игрушки, шарики, хлопушки…
Скоро Дед Мороз придет, нам подарки принесет —
Яблоки, конфеты… Дед Мороз, ну где ты?!
Вероника 2 ФЕЯ — Здравствуйте, дети! Разрешите представиться, мы — Лесные Феи.
Я догадываюсь, что собрались вы здесь сегодня для встречи с Дедом Морозом и Снегурочкой.
Аня С. 3ФЕЯ — К сожалению, у нас для вас две новости: одна хорошая, другая — плохая.
Настя 1 ФЕЯ — Хорошая новость заключается в том, что мы — добрые Лесные Феи и всегда помогаем детям, если они послушные. Вы ведь послушные?
Вероника 2 ФЕЯ — А вот плохая новость: Дед Мороз со Снегурочкой не придут сегодня к вам, ребята. Что-то у них там случилось, об этом сообщило наше лесное радио.
Аня С. 3 ФЕЯ — Лесные друзья Деда Мороза попали в беду. И Дед Мороз поспешил к ним на помощь.
Настя 1 ФЕЯ — Вам интересно, что в лесу произошло? Не случайно же мы сегодня с вами! Мы вам поможем отправиться в лес.
Вероника 2 ФЕЯ — Правда, путь страшен и опасен. Я не знаю, кто вам встретится на пути. По, по-моему, стоит попробовать пройти этот путь. Правда? А я вам в этом помогу.
Аня С.3 ФЕЯ — Вы готовы? Пожелаем друг другу счастливого пути. Начинаем путешествие!
* Звучит напряженно-подозрительная музыка. *
Вика ВОРОНА — Прямо. Прямо. Прямо. Налево. Стой! Прямо.
Глеб ВОЛК — Закоченел. Шутка ли — через весь лес на пузе прополз.
Вика ВОРОНА — Зато тебя никто не видел. А увидали б — закричали: «Волк, волк!» и все наше дело бы лопнуло.
Глеб ВОЛК — Далеко еще?
Вика ВОРОНА — А вон где. Давай.
Дом. / Дед Мороз — Последние указания Снегурке /
Семен Дед Мороз — Алло, Снегурочка? Здравствуй.
Значит, елку Снеговик привез. Украшения тоже. Хорошо. Снеговика с машиной не задерживай. У меня времени в обрез. Мне еще к лесным зверятам съездить надо. Что? Уже поехал. Ну, добро.
/ Стук вороньего клюва в дверь. /
Семен Дед Мороз — Кто там?
Вика ВОРОНА — ― А-а-а-а! / ворона плачет /
Семен ДЕД МОРОЗ ― Да что случилось?
Вика ВОРОНА ― Воробушек себе ножку сломал, крылышко помял, лежит, замерзает.
Семен ДЕД МОРОЗ ― Ах, горе какое. Ах, бедняжка. Дорогу покажешь?
Вика ВОРОНА ― А как же, тут недалече.
Дед Мороз и Ворона уходят. Волк пробирается к нему домой.
Семен ДЕД МОРОЗ ― Где же воробышек? Не то его снегом занесло. Не то давно улетел он. Не то, и не было его совсем?
Вика ВОРОНА ― Может быть, и не было. Может быть, и я ошиблась. А может быть просто — пошутила. А-Ха-ха-ха! /ворона заразительно смеется /.
Семен ДЕД МОРОЗ ― Ах ты негодная! / Дед Мороз погнал ворону посохом/
/ Волк с полным мешком подарков. Переодевается Дедом Морозом. Подъезжает Снеговик */
Саша Б. СНЕГОВИК — Шеф, я подъехал.
Глеб ВОЛК ― Сейчас-сейчас, выхожу. Поехали!
Машина поехала. Дед Мороз кричит им вслед.
Семен ДЕД МОРОЗ — Эй, эй, куда ты? Ничего не пойму. Почему уехал Снеговик?
Волк и Снеговик едут в автомобиле.
Глеб ВОЛК ― Быстрей!
Саша СНЕГОВИК ― Что-то, голос у Вас какой-то не такой.
Глеб ВОЛК ― Не знаю. Простудился, наверное, кхе-кхе. Бронхит.
Саша СНЕГОВИК― Снегурочка велела Вам торопиться. Велела ехать прямо на елку.
Глеб ВОЛК ― Чего ты все — велела-велела. А я тебе велю прямо к зайцам.
Саша СНЕГОВИК ― Зачем к зайцам? Ведь Снегурочка велела…
Глеб ВОЛК ― К зайцам, к зайцам!
Саша СНЕГОВИК ― Хорошо, шеф. К зайцам — так к зайцам.
СНЕГОВИК ― Скажите, шеф, а почему у Вас такие большие зубки?
Глеб ВОЛК ― Крути баранку, да помалкивай.
Снеговик остановил машину.
Саша СНЕГОВИК ― Вылезай!
Глеб ВОЛК ― В чем дело? Что за безобразие?
Саша СНЕГОВИК — Узнал я тебя, серый разбойник! Убирайся отсюда!
Глеб ВОЛК — Без меня не уедешь! Ты меня к зайцам отвезешь.
Саша СНЕГОВИК — Ах, так. А ну, подходи. Ну-ка, ну-ка.
/ Волк бьет Снеговика мешком подарков. Снеговик рассыпается /
Глеб ВОЛК ― Привет! С Новым Годом /смешно шутит Волк/.
Вика ВОРОНА ― Кто куда, а мы к зайцам!
Возле своего домика стоит Папа заяц и рассуждает.
Ильдар ПАПА ЗАЯЦ ― Ах, какой я счастливый заяц. У меня 4 сыночка и лапочка-дочка. Сейчас принесем елочку, украсим ее. А потом, потом — Новый Год!
Алиса ЗАЙЧИХА ― Дверь никому не открывайте, а то придет Серый Волк и унесет вас.
Илья Тимофей ЗАЙЧАТА все ― Ура! Скоро Новый Год!
/Папа заяц и Зайчиха уходят. Появляется Серый волк и ворона с мешком.
Тук-тук-тук. Тук-тук-тук.
я ЗАЙЧИК ― Ха-ха, так это же дедушка Мороз.
Волк и Ворона входят в дом.
Илья Тимофей ЗАЙЧАТА ― Ура, ура, ура!
Тимофей ЗАЙЧИК ― Дедушка Мороз, какой ты добрый. Как мы тебя любим.
Илья Тимофей ЗАЙЧАТА ― Ура! Ура!
Илья ЗАЙЧИК ― Дедушка Мороз, а Дедушка Мороз.
Глеб ВОЛК ― А?
Илья Тимофей ЗАЙЧАТА ― А подарки?
Глеб ВОЛК ― Ах, подарки? Сейчас, сейчас. Полезайте в мешок, там будут для вас всякие подарки.
Ясмина ДОЧКА ― Дедушка Волк, дедушка Волк, отдайте зайчат папе и маме!
Глеб ВОЛК ― Не могу, они мне самому нужны.
Ясмина ДОЧКА — Верните зайчат, верните зайчат папе и маме.
Волк и Ворона унесли зайчат в мешке.
Папа заяц и Зайчиха вернулись домой.
Ильдар ПАПА ЗАЯЦ ― Ой, что такое? А где зайчата?
Ясмина ДОЧКА ― Волк унес зайчат.
/ Мимо как раз проезжает Дед Мороз /
Семен ДЕД МОРОЗ ― Что случилось, заяц? Да что вы все плачете?
Алиса ЗАЙЧИХА ― Волк унес наших зайчат.
Семен ДЕД МОРОЗ ― Тревога! По всему большому лесу тревога! Волк унес зайчат!
Настя 1 ФЕЯ — Тревога, тревога, волк унес зайчат!
Вероника 2 ФЕЯ — Тревога, тревога, волк унес зайчат!
Аня С 3 ФЕЯ — Нужно помочь, лесным жителям найти зайчат! Нужно найти волка! И вернуть зайчат родителям!
Дед Мороз и зайцы идут по лесу в поиске зайчат.
Ильдар ПАПА ЗАЯЦ ― Следов никаких не видно.
Алиса ЗАЙЧИХА ― Смотрите, смотрите.
Семен ДЕД МОРОЗ ― Да это наша машина. Но где же Снеговик?
Саша СНЕОВИК ― Я тут, шеф!
Звери слепили снеговика.
Саша СНЕГОВИК ― Все за мной. Все в машину.
Ильдар ПАПА ЗАЯЦ ― А где дочка-лапочка? Ну что за непоседа ребенок!
Алиса ЗАЙЧИХА ― Успокойся. Она, наверное, уснула в машине.
Семен ДЕД МОРОЗ ― А куда ехать? Где волка искать?
Ясмина ДОЧКА ― Дедушка Мороз, Дедушка Мороз, смотрите, что я нашла вон там!
Ильдар ПАПА ЗАЯЦ — Волк побежал туда, за ним.
Саша СНЕГОВИК ― Я вижу волка!
Глеб ВОЛК ― Сдаюсь! Виноват. Вот шуба, вот валеночки.
Семен ДЕД МОРОЗ ― Зайчат верни, волк.
Глеб ВОЛК ― Конечно, конечно. Вот, в целости и сохранности. А я виноват. Виноват!
Илья Тимофей ЗАЙЧАТА — Папа! Мама!
Ильдар ПАПА ЗАЯЦ ― Мои дорогие сыночки, мои зайчата.
Семен ДЕД МОРОЗ — А ведь скоро наступит новый год. Поторопимся к новогодней елке!
Звери вокруг наряженной елки.
Семен ДЕД МОРОЗ — Ну, вот и помогли мы зайчатам.
Саша К. СНЕГУРОЧКА — Все лесные жители поспешили на помощь к зайцам. Волку ничего не оставалось делать, как вернуть зайчат. Давайте продолжим праздник.
Семен ДЕД МОРОЗ — Здравствуйте, ребята. Как мы рады, что вы смогли добраться на наш лесной новогодний праздник. Я для вас приготовил загадки, попробуйте отгадать:
Алина
1.
Шапки белые надели
Нынче яблони и ели
И машины и дома
Это к нам пришла…
Маша Д.
2.
К нам домой под новый год
Кто-то из лесу придет
Вся пушистая в иголках
А зовут ту гостью….
Таисия
3.
Встанет елочка в углу
У окошка на полу.
А на елке до макушки
Разноцветные…
Маша Ж.
4.
Будто чудо светлячки
Ярко блещут огоньки.
Кнопку смело нажимай
Ритм сиянию задавай.
Ярких светлячков команда
Называется …
Анжелика
5.
Он живет совсем немного,
А сейчас ждет у порога,
Кто в 12 к нам войдет
Это праздник ….
Катя
6.
У меня есть
Длинный хвост…
Зоркий глаз,
Немалый рост…
Есть и зубы: я кусака.
Кто скажите я?.. (- Собака!)
Арина
7.
Может быть,
Но я мурлычу,
В молоко
Я носом тычу,
В речке не полезу в брод.
Дети, я наверно?… (- Кот!)
Аня П.
8.
Может быть,
Но я крупнее,
Выше, шире, тяжелее,
Вешу пятую часть тонны.
Получается, я?.. (- Слон!)
Алсу
9.
Ошибаетесь,
Ребятки.
В джунглях
Я играю в прятки,
Не могу я жить без игр.
Кто же я, скажите?…
— Тигр!!!!
Саша К. СНЕГУРОЧКА — Давай все вместе похлопаем в ладоши и встретим Новый год и символ Нового года.
Лиза ТИГР
— Вам предлагаю сделать зарядку,
Очень веселую, так для разрядки.
Год голубого тигра грядет, не забудьте.
Чуть-чуть в этой роли все вместе побудьте.
Макар НОВЫЙ ГОД
— Год Быка мы проводим рукой (машем)
А год Тигра мы встретим другой…(машем)
Душу раскроем навстречу судьбе(развели руки)
«Здравствуй» мы скажем заветной мечте(говорим)
Лиза ТИГР
— Топнем ногой печаль пусть уйдет(топ)
Топнем другой пусть веселье придет(топ)
Где хвост у тигра? Дружней посмотрите (оглянулись)
Этим хвостом веселей помашите (двигаем бедрами)
Макар НОВЫЙ ГОД
— Ну-ка, ладошками хлопаем дружно (хлоп)
Всех с Новым годом поздравить нам нужно!!! (кричим)
Семен ДЕД МОРОЗ
— Вот и праздник Новогодний
Нам заканчивать пора,
Много радости сегодня
Вам желаем, детвора.
Саша СНЕГУРОЧКА
— Чтобы вы росли большими.
Без печали и забот,
К вам, друзья мои родные,
Мы вернемся через год.
Семен ДЕД МОРОЗ
— С новым годом! С новым счастьем!
Дед мороз, Снегурочка и все лесные жители водят хоровод вокруг елки. Звучит финальная песня
Верим в детстве мы календарю
Я к окну снежинку прикреплю
Скоро наступает Новый год
Значит снова что-то вновь произойдетДлинный серпантин и конфетти
Новый год мне снова возврати
Пусть зеленой елочкой лесной
луч надежды загорится мой.В сказку новогоднюю снова загляну
Подари сегодня мне волшебства страну
Снежную мелодию, яркие огни,
Сказка новогодняя детство мне верни!И не гаснут ребятни глаза
В эту ночь все верят в чудеса!
Чтоб сбылось все в будущем году
Загадай желанье на звезду!Всех — кто одинок и кто устал,
Пусть закружит новогодний бал!!!
И вернет, как добрый чародей!
Нам тепло и свет родных людей!В сказку новогоднюю снова загляну
Подари сегодня мне волшебства страну
Снежную мелодию, яркие огни,
Сказка новогодняя детство мне верни!
Автор: Пацук Татьяна Петровна
Организация: МАДОУ детский сад №20 «Щелкунчик»
Населенный пункт: Московская область, г. Щелково
Н О В Ы Й Г О Д 2021 год
Средняя группа
Ведущая
Снегурочка
Дед Мороз
Лиса
Ведущая: В зал заходите скорее все – все, елка стоит в новогодней красе
Вся серебрится стройна и пышна из лесу в гости пришла к нам она.
Дети входят в зал под музыку (-) «В лесу родилась елочка» №
Ведущая: Сегодня будет весело у нас , мы Новый год встречаем.
Посмотрите какая красивая елка пришла к нам в детский сад!
Нравится вам елка?
Вот пришла сегодня ёлка к нам на праздник в детский сад.
Огоньков, игрушек сколько как красив ее наряд!
Будем весело плясать, будем песни распевать,
Чтобы елка захотела в гости к нам прийти опять!
Танец «Мы идем по кругу» №
Ведущая: (Дети сели на стулья.) Приглашает рассказать стихи елочке.
Реб. Здравствуй, елочка лесная, серебристая, густая,
Ты под солнышком росла и на праздник к нам пришла!
Реб. Ты пришла на радость детям, новый год с тобой мы встретим,
Дружно песню запоем, весело плясать пойдем!
Реб. Лучше нету нашей елки у кого не спрашивай
Хороши на ней иголки , звездами украшены.
Реб. Наша елка высока, наша елка велика.
Выше папы, выше мамы, достает до потолка!
Реб. На ветках шишки, бусы и шарики блестят,
Конфеты, мандарины и пряники висят!
Реб. Как блестит ее наряд, как фонарики горят,
Наша елка с Новым годом поздравляет всех ребят!
Реб. Вот пришла сегодня ёлка к нам на праздник в детский сад.
Огоньков, игрушек сколько как красив ее наряд!
Реб. С Новым годом поздравляем ,пусть придет веселье к нам
Счастья радости желаем ,всем ребятам и гостям.
Реб. Перед праздником зима для зеленой елки
Платье белое сама сшила без иголки.
Отряхнула белый снег елочка с поклоном
И стоит красивей всех в платьице зеленом.
Ей зеленый цвет к лицу, елка знает это.
Как она под Новый год хорошо одета!
Реб. Возле ёлки ожидают нас сегодня чудеса,
В этот праздник оживают добрых сказок голоса!
Реб. Она ребятам рада ,так весело кругом
Давайте все ребята про елочку споем.
Песня « Елка сегодня в гостях у ребят» сб 4
Сели.
Ведущая: ( звучит музыка) Ой ребята слышите? Музыка играет.
Гостя в зал к нам приглашает!
Снегурочка Здравствуйте дети ! Я Снегурочка!
Я к вам пришла из сказки зимней , я вся из снега серебра.
К вам сегодня торопилась, и конечно, нарядилась.
Я вижу тут маленькие красивые снежинки сидят
Эй, снежинки озорницы ,мои милые сестрицы
Полетайте ,покружитесь и со мной повеселитесь.
Снежинки:
1 Я летаю! Я сверкаю! И кружусь, кружусь, кружусь!
Я желанья исполняю тем, кому на нос сажусь!
2 Мы — снежинки, мы – сестрички! Крепко за руки взялись,
Закружились будто птички, полетели смело вниз.
3 На сугроб мы не упали, к вам на праздник мы попали.
Что за Новый Год без снега? И поэтому для вас
Мы упали прямо с неба. И пустились в вальс!
Танец Снежинок. № (вальс снежинок)
Заяц в домик.
Снегурочка Спасибо снежинки. Ой какой красивый домик.
Интересно кто в нем живет ?
Ведущая: Отгадайте загадку, тогда скажу.
Комочек пуха ,длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку.
Выходи ,Зайка, не бойся дети тебя не обидят.
Снегурочка Здравствуй, зайка! Повеселишься с нами Посмотри сколько
тут зайчиков и больших и маленьких.
Ну-ка, Зайцы, выбегайте и все вместе поиграйте !
Танец зайцев. №
( В конце мелодии в дом забегает Лиса)
Заяц стучит в дом.
Лиса Кто там?
Заяц Это я хозяин зайка. Пусти меня лиса домой!
Лиса А теперь, зайчишка мой, не зайдешь к себе домой.
Я теперь здесь буду жить и хозяйкой в доме быть.
Уходи скорей не открою дверь.
Заяц Пусти Лисонька , мне домой хочется
Лиса Сейчас как выскочу, как выпрыгну и начну тебя трясти,
полетят клочки по ветру!
Заяц Ой!Ой!Ой! (садится на пенек плачет )
Я себе построил домик на лесной опушке
Хорошо мне было жить в маленькой избушке
Но коварная лиса домик увидала
Забежала, а меня из дому прогнала.
Был я Зайчик скромный, а теперь бездомный (плачет)
Ведущая Ах лиса разбойница ,что наделала! Не горюй мы ее выгоним!
Зови зайчиков они тебе помогут.
Танец Зайчиков ( на полянке зайцы танцевали…) №
Все зайцы идут к домику и кричат : Уходи Лиса вон!
Лиса Сейчас как выскочу, как выпрыгну и начну вас трясти,
полетят клочки по ветру! ( Зайцы убегают )
Ведущая: Что ж Лиса не испугалась, в теплом домике осталась.
Звери Зайчика жалели ,все помочь ему хотели.
Бельчата 1. Рыжий маленький зверёк Прыгнул с ветки на пенёк
Парашютом пышный хвост, Лапки чешут чуткий нос.
Трудно с белкой подружиться. Ей на месте не сидится.
2. Мы веселые бельчата, нам немного страшновато.
Потому пришли мы стайкой.
(кричат) Уходи Лиса вон!
Лиса Говорю в последний раз! Вот как выскочу сейчас!
Для меня ведь пустячки — разнести вас всех в клочки! ( белки убегают)
Ведущая И бельчата испугались и конечно разбежались .
Как же как же Зайке быть? Под кустом придется жить.
Ежиха Я колючая Ежиха — мастерица и портниха.
Отдай домик ,говорю, не то иголкой уколю!
Лиса: Сейчас как выскочу, как выпрыгну и начну тебя трясти,
полетят клочки по ветру! ( Ежиха убегает)
Ведущая Что ж Лиса не испугалась в теплом домике осталась.
Зайка Как мне бедненькому быть? Под кустом придется жить.
Мишки Мы большие, злые Мишки, выручим сейчас Зайчишку!
Мы сильнее всех в лесу! И прогоним мы Лису!
Лиса Сейчас как выскочу, как выпрыгну и начну вас трясти,
полетят клочки по ветру.
Ведущая Так не удалось и Мишкам, помощь оказать Зайчишке.
Не переживай, Зайка. Я сейчас Петушка сюда позову
Петя. Петя, Петушок! Золотой гребешок
Ты рано встаешь , громко песни поешь.
Ты по громче спой в лесу! Испугай ты нам лису!
Петушок:
1.Кто с утра кричит пораньше голос звонкий и без фальши,
Зоркий глаз, отменный слух «Ку-ка-ре-ку»
2.Здесь со мной мои дружки боевые петушки
Ногами мы затопаем .крыльями захлопаем «Ку-ка-ре-ку»
3.Будем петь, играть, плясать и Лисичку прогонять.
Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
Танец петушков №
Все петушки идут к домику и кричат « Уходи Лиса вон!
Лиса Говорю в последний раз! Вот как выскочу сейчас!
Для меня ведь пустячки — разнести вас всех в клочки! ( Петухи убегают)
Ведущая: Ой какая сердитая! Что же делать ?
Снегурочка Я попробую! Снежинки, помогите мне Лису выгнать!
Все Снежинки идут к домику и кричат : Уходи Лиса Вон!
Лиса Говорю в последний раз! Вот как выскочу сейчас!
Для меня ведь пустячки — разнести вас всех в клочки!(Снежинки убегают)
Снегурочка Нет не выгнать нам Лису ,но знаю кто нам поможет.
Давайте позовем Дедушку Мороза. (Зовут Деда Мороза .)
Танец Деда Мороза . Музыка. №
Дед Мороз Здравствуйте, а вот и я! С Новым годом вас друзья!
С Новым годом поздравляю счастья, радости желаю
Не чихать и не болеть, здоровье крепкое иметь
На елке весело смеяться и Дед Мороза не бояться
А чтоб пелось целый год , заводите хоровод!
Снегурочка Подожди дедушка, ты на елку погляди
Елка грустная стоит огоньками не блестит
Дед Мороз Эту мы беду исправим, все огни гореть заставим!
Скажем дружно: «Раз! Два! Три! Наша елочка, свети!»
Дети повторяют слова еще раз, но огоньки не зажигаются
Прокричали мы без толку, не проснулась наша елка!
Снегурочка: Значит, кто-то не кричал, кто-то, видно, промолчал!
Дед Мороз: Ну-ка, крикнем еще раз громче, веселее!
Дети (хором). Раз, два, три! Елочка, свети! (На елке вспыхивают огоньки.)
Дед Мороз:
Обходит елку , говорит все теперь в порядке . Видит Зайца.
Заяц ( грустно) Здравствуй Дедушка Мороз .
Дед Мороз Здравствуй Зайчик! А ты почему такой грустный?
Кто тебя обидел? Уж не ребятки ли? Вы Заиньку не обижали?
Нет! А что же случилось почему он не веселый?
Снегурочка, Ведущая — уточняют ответы детей, рассказывает что произошло.
Дед Мороз Не печалься ! Я сейчас тебе помогу
(стучит в домик) Дома ли Лиса ?!
Лиса Дома, дома!
Дед Мороз Выходи Лиса Хочу с тобой поговорить
Лиса Сейчас как выскочу как выпрыгну,,,,,,
Дед Мороз И не выскочишь и не выпрыгнешь! Выходи, а то заморожу!
Лиса ( выглядывает в окно) Ой,ой,ой Дед мороз! Отморозил ты мне нос! И лапки мои мерзнут Ой,ой!
Дед Мороз Выходи скорей! Открывай мне дверь!
Лиса Сейчас иду Дедушка! ( выходит)
Дед Мороз Ты зачем Зайчика обидела — проказница!
Лиса Ой не буду больше. Я уже убегаю!
Дед Мороз Ну вот Зайка, убежала Лиса!
Дед Мороз А теперь мои друзья будем праздник продолжать
Будем весело плясать, в круг вставайте хоровод свой начинайте!
Хоровод «Елочка- елка колкая иголка » №
Игра « Не выпустим»
Игра- песня « Угадай дед Мороз»
- молоко пьете а может чай, сок, кофе ! 2-бороду чешете,3- горох маме перебираете, тогда рис,4- гвозди забиваете)
Дед Мороз Пошутили с ДМ, а я вас сейчас заморожу( дети садятся)
Хорошо у вас друзья да уж видно старый я
Ох устали мои ноги Отдохну -ка я с дороги
Я б послушал бы стихов ! Кто стихи читать готов?!
СТИХИ
Реб. Новый год стучится в двери, на пороге Дед Мороз,
Я глазам своим не верю: он подарки мне привез!
Реб. Он — волшебник самый главный, новогоднею порой,
Самый добрый он и славный, зимний, сказочный герой!
Реб. Здравствуй, Дедушка Мороз! У тебя холодный нос.
Ты прекрасный и большой. Мы подружимся с тобой!
Реб. Дед Мороз — отличный дед! В шубу тёплую одет!
С бородою и с мешком, он приходит в каждый дом!
Реб. Приходи ко всем нам в гости, заждались тебя друзья.
Ждут детишки, папы, мамы , в общем, вся наша семья!
Реб. Этот праздник – самый яркий! Он бывает лишь зимой.
Дед Мороз несёт подарки. С Новым годом, садик мой!
Дед Мороз Мы с вами пели? И играли? Водили хоровод?
Какой у нас веселый прекрасный Новый год!
Расступитесь детвора в пляс пуститься мне пора
Танец –игра « Нам всем весело». Физминутка.
Дед Мороз Вот и праздник новогодний нам заканчивать пора
Много радости сегодня вам желаю детвора
Ведущая А подарки ты нам дедушка подаришь
Дед Мороз Конечно только в лес позвоню ( берет телефон)
Алло! Кто у телефона? А Лиса Патрикеевна!
Тебя -то мне и надо! Не видала ли ты в лесу большой мешок?
Видала ! Вот он то мне и нужен!
Положи его на саночки и вези ко мне! Да поскорей!
Лиса Дед Мороз! Я уже здесь!
Дед Мороз Ох и шустрая же ты Лиса! Снегурочка помоги мне
подарочки раздать! ( раздают подарки под музыку)
Дед Мороз и Снегурочка До свидания с Новым годом всех!
атрибуты : Костюмы взрослые: Лиса, Дед Мороз, Снегурочка
Зайцы, снежинки, ежиха, бельчата, мишки, петушки
домик, украшенный по зимнему, пенек для Зайца, султанчики для снежинок, телефон, санки, подарки для детей.
Опубликовано: 20.12.2021
Населенный пункт: Нижегородская область, р.п. Шатки
Сведения о разработчике
Фамилия, имя, отчество (полностью):
Маякина Марина Юрьевна
Район
Шатковский
Место работы
МОУ «Шатковская СШ»
Должность
Учитель начальных классов
Общая информация
Предмет
Начальные классы
Класс
3
Тема урока
Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Тип урока
Изучение нового материала
Цель
Познакомить с произведением Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
Задачи
- образовательные
расширять представления детей о душевной щедрости человека на примере поступка главного героя.
- развивающие
развивать умения самостоятельно применять полученные знания; развивать мышление, речь, внимание, коммуникативные качества
- воспитательные
воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки; устойчивый интерес к литературному чтению.
Планируемые результаты
- личностные
Обучаемый научится:
- −оценивать поступки героев, самоопределяться в системе ценностей;
- −вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Обучаемый получит возможность:
- соприкоснуться с творчеством великого поэта;
выразить своё отношение к поступкам героя, который бережно относится к природе, стремится придти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается.
- предметные
Обучаемый научится:
- отвечать на вопросы учителя по тексту произведения;
- находить предложения, которые подтверждали бы высказанную мысль;
- выражать свое отношение к поступку главного героя произведения;
- формулировать основную мысль текста.
Обучаемый получит возможность:
- соприкоснуться с творчеством великого поэта;
- выразить своё отношение к поступку героя, который бережно относится к природе, стремится придти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается.
- метапредметные
-
- регулятивные УУД
Обучаемый научится:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника (технология смыслового чтения).
Обучаемый получит возможность:
- давать самооценку своей деятельности в паре.
-
- познавательные УУД
Обучаемый научится:
- −добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, раздаточный материал, иллюстрации, а также свой жизненный опыт и информацию полученные на уроке;
- −развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучаемый получит возможность:
- ставить проблему, проводить исследование, выдвигать гипотизы, делать умозаключения.
-
- коммуникативные УУД
Обучаемый научится:
- −осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- −выразительно читать и пересказывать текст;
- −учиться работать в паре, выполнять различные роли (лидера, исполнителя), доносить свою позицию, понимать другого.
Обучаемый получит возможность:
- −работать в паре, взаимодействовать с товарищем с целью решения учебной задачи.
Фонды оценочных средств
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения
Самостоятельная работа по карточкам, с последующей проверкой
Форма обучения (очная, заочная, очно-заочная)
очная
Педагогические технологии организации учебной деятельности («перевернутое обучение», проектное обучение, исследовательское обучение, проблемное обучение, обучение в малых группах, ТРИЗ, ТРКМ и др.)
Обучение в малых группах
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
- ИКТ – технологии (презентация);
- личностно-ориентированное обучение.
Технология взаимодействия (синхронное обучение, асинхронное обучение)
Синхронное обучение
Программно-техническое и дидактическое обеспечение
Используемая образовательная платформа
Учи. Ру, Дневник. Ру
Необходимое оборудование
компьютер, проектор, интерактивная доска
Программное обеспечение
Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч. 1/Л.Ф. Климанова, М.В. Горецкий и др. М.: Просвещение, 2012
Дидактическое обеспечение
учебники, раздаточный материал
Дополнительная литература
словарь Ожегова
Интернет-ресурсы
Инфоурок, NSпортал
ЭОРы
Видеозапись, музыкальный файл
Название, содержание этапа урока
Цель этапа
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Результат
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
I. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент
Самоопределение к деятельности
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
– Перед тем как начать наш урок, приготовим ладошки и повторим движения за мной (приём «Открытая ладошка»)
Ладошки открыли,
Все страхи забыли.
Луч солнца поймали,
Сильными стали.
Лень сбросили,
От себя отбросили.
На место сели,
Удобно устроились,
На работу настроились.
—Ребята, сегодня на уроке вы будете работать парами группами. Мы будем вспоминать, предполагать, слушать, читать, думать, представлять и при всём этом …улыбаться. Вспомните главное правило работы парами и группами
Самоопределение к деятельности, смыслообразова
ние
Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
Волевая саморегуляция
Волевая саморегуляция
II. Мотивация
— В начале нашей беседы давайте прочитаем вместе отрывок из стихотворения Евгения Евтушенко «Берегите эти воды, эти земли…»
Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверят внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
-Как вы понимаете эти строки?
— О каких зверях внутри нас говорит автор?
— К чему призывает нас Евтушенко?
— Сможет ли жадный и злой человек с любовью относиться к природе, ко всему живому?
— На это способны только люди с богатым внутренним миром, с добрым сердцем, широкой душой.
-Я знакома с творчеством одного такого человека (показываю портрет Н. Некрасова).
-Узнали о ком пойдёт речь?
-Сам он был добрым человеком и герои его произведений отличаются тем же
Ориентация в системе имеющихся знаний
Умение слушать и слышать.
Развитие креативных способностей и критического мышления
Коллективное плавное чтение
Дети отвечают на вопросы.
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений к деятельности
-Вы знакомы с произведениями Н.А. Некрасова. Какую тему чаще всего он затрагивает?
-А что из жизни автора вы знаете? Давайте послушаем рассказы…
-Есть очень интересная история написания одного такого произведения. Сегодня нам предстоит возможность с ним познакомиться.
Краткий рассказ учителя:
-В деревне Малые Вежи жил дедушка – одинокий , добрый человек. Влюблённый в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где он жил, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, её так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зелёная деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его спутником был дедушка, который знал много забавных рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старший друг были на охоте, совершенно неожиданно пошёл сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и пока пережидали дождь, дедушка рассказал об этом интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение, которое назвал…
-Прочитайте название стихотворения на с. 170
-О чём рассказывает иллюстрация? Можете ещё до чтения сказать, о чём будет текст?
-В какое время года происходят события?
-Что произошло с рекой?
-Кто знает, как называется такое явление.
-Половодье – весенний разлив реки от таяния снега.
-Так почему же жители этой деревни не ходили, а плавали на лодках?
-Как чувствуют себя животные?
Многие из них даже погибают. Поэтому во время половодья животные нуждаются в помощи со стороны человека.
—Как проявляет себя главный герой в этой ситуации?
-Какими качествами должен обладать такой человек, который бережно относится к природе, стремиться придти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается.
Самостоятельно определяют цели и задачи, способы их достижения; формирование умений и навыков, которые необходимо решить, чтобы решить поставленную учебную задачу
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Умение выполнять поставленную задачу.
Умение точно выражать свои мысли и формулировать ответы на вопросы
IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми новых знаний)
Приём «Подводящий диалог»
Слайд 2
Чтобы вы лучше представили природное явление – половодье, которое мы будем наблюдать в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» сначала давайте рассмотрим репродукцию картины Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» и прослушаем отрывок из произведения композитора Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года. Апрель ».
С наступлением весны солнце начинает светить все ярче и ярче. Оно растапливает снег и вода начинает бежать ручьями. Ручьи бегут в реки, и реки могут выйти из берегов и затопить лес, деревню, поля. В таких случаях в народе говорят, что землю покрывает полая вода (большая вода, широкий разлив, большое половодье).
Сценка
Вот с такой бедой столкнулись бедные животные, о спасении которых поведал нам автор.
Стихотворение написано давно, в нём много старинных слов, которые требуют объяснения, пользуясь справочной литературой, вы эту работу выполняли самостоятельно по парам. Проверим результат вашей поисковой деятельности.
(слова прочитываются вслух, по рядам, ставится ударение, проговаривается значение слов)
Гинут — гибнут
Силки – приспособление в виде затянутой
петли для ловли птиц и мелких животных
Аршин – старорусская мера длины, длина всей руки от плеча (71 см)
Сажень – старинная мера длины, равная 3 аршинам (2м 13 см)
Зипун – старинная верхняя одежда крестьян, типа кафтана без воротника, изготовленная из грубого сукна яркого цвета
Багор – длинная палка с загнутым металлическим крюком.
Гуторить — разговаривать
Горемыка – слово состоит из двух слов: горе и мыкать, что обозначает страдать.
Молодцы! Я очень довольна результатом вашей самостоятельной работы.
Теперь нам на много легче будет предполагать, слушать, читать, думать, представлять.
Первичное восприятие текста (читает учитель)
-Что особенно тронуло вас в этом стихотворении?
—Оправдались наши предположения по поводу содержания произведения?
Физкультминутка.
Под весенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
Вторичное восприятие текста.
-Есть желание перечитать, стихотворение?
Работа над содержанием
- первой части (до слов «…я раз за дровами…)
— С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ?
-О чём он переживает?
—В каких словах мы слышим большой упрёк мужикам?
-Что можно дописать в цитатный план – характеристику Мазая?
Чтение второй части (до слов «Эток гуторя…»).
— Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке?
– Как Мазай называет зайцев?
-О чём говорят эти слова?
– Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращается к зайцам.
Чтение третьей части (до слов: «Только что начал работать веслом…»)
-Найдите слова, которыми называет Мазай зайцев в этой части.
— С чем сравнивает зайца, стоящего на пне?
— Почему Мазай назвал зайца «горемыка»?
-На кого была похожа зайчиха, которая копошилась у куста?
— Жалко ли вам её? Почему?
Чтение четвертой (до слов: «Было потехи…»)
— Как размещались зайцы на бревне? Сколько их было?
-Какие чувства испытывал Мазай, когда увидел зайцев на бревне?
— Как спас Мазай десяток этих зайцев?
-А теперь вспомните, что делали мужики баграми в начале рассказа Мазая?
Чтение пятой (до конца)
— Только ли ради потехи «прокатил» он деревней
зайчишек?
— Как отнеслись односельчане к находке Мазая? Как прочитать эти слова?
— Найдите и прочитайте слова, описывающие поведение зайцев увидевших берег.
— Как он называет зайцев в этот момент?
— Какие слова сказал дед зайцам на прощание? Почему?
-Только ли поэтому Мазай не стреляет зайцев, что шкура плоха и линяет косой?
Умение формировать свои мысли и высказывания
Умение выражать свои мысли, строить речевые высказывания
Умение сопоставлять и использовать, имеющиеся знания.
Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач
V. Физминутка для снятия гиперактивности
Учитель называет слова:
-Огонь
-Вода
-Земля
-Ветер
-Солнце
Самоопределение к деятельности, умение принимать правильную осанку, фиксировать позу
Декламируют стихотворение, выполняют движения.
VI. Итог беседы по содержанию стихотворения
Сделаем вывод в своей работе нашей работы.
-С каким произведением мы сегодня познакомились?
-Что же это за охотник, который не стрелял, а спасал зайцев во время половодья?
-Перечитайте строки, в которых раскрывается душевная щедрость этого удивительного охотника?
-Какое отношение к Мазаю пробуждает автор?
—Что ещё нового вы узнали?
-Как бы вы поступили на месте главного героя?
-Хотели бы вы, что бы у вас был такой дедушка?
Умение применять полученные знания.
Умение отвечать на вопросы учителя.
Умение принимать и сохранять учебную задачу на протяжении всего урока.
Учащиеся выполняют задания учителя.
VII.Закрепление. Применение нового знания.
- группа: Озаглавьте иллюстрации. Слайды 3-5
- группа: Тест – игра
-Как внимательны вы были сегодня на уроке покажет тест.
«Найдите ошибки в строках».
В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями её не ловили,
Кабы граблями (силками) её не давили;
Только уселась команда босая (косая),
Весь городочек (островочек) пропал под водой;
«То-то! – сказал я. – Не спорьте со мной!
Слушайтесь, мальчики (зайчики), деда Мазая!»;
3 группа : составьте сиквейн со словом : Мазай или дедушка Мазай.
Умение работать с текстом учебника, соотносить иллюстрации с текстом;
умение анализировать информацию, представлять в виде картинного рассказа. Извлекать необходимую для выполнения задания информацию из текста произведения
Умение отвечать на вопросы учителя.
Умение принимать и сохранять учебную задачу на протяжении всего урока.
Учащиеся выполняют задания учителя.
VIII.Домашнее задание
- 1-2 группа: с. 170-172, выразительное чтение, выполнить задания на Учи.РУ
- 3 группа: Составить рассказ на тему: «Мы спасены!» или «Однажды мама зайчиха рассказала своим деткам вот какую историю…»
Умение применять полученные знания.
Умение отвечать на вопросы учителя.
Умение организовать свои дела, ставить цель
Индивидуальный подход
[X.Рефлексия
-Белый заяц – считаю, что работал отлично, самостоятельно, у меня все получилось.
Серый заяц – считаю, сто все получилось, но мне помогали товарищи в паре.
-Судя по лодке, на которой вы собрали зайчишек, я могу сделать вывод, что вам сегодня всё удалось, мы все вместе нашли пути решения проблемы, которую сформулировали в начале урока, открыли для себя новые знания. Урок достиг цели. Молодцы!
Рефлексия способов и условий действий
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Контроль и оценка способов своей деятельности
Умение определять результативность образовательной деятельности