Сценарий воспитательного мероприятия
Квест — игра «Литературный экспресс»
Цель: привлечение внимание к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки; развитие читательского интереса и мотивации к чтению, читательского кругозора; воспитание уважения к книге, к народным сказкам; повышение духовной культуры детей посредством художественной литературы.
Оборудование: маршрутный лист для каждой команды, иллюстрации с предметами для станции «Бюро находок», «пазлы» к сказке, короткие и длинные полоски для жеребьвки, карточки для названия станций, карточки с заданиями для станций «Литературный герой» и «Сказочный переполох», жетоны, грамоты, поощрительные призы.
Ход мероприятия.
Учитель:
— Нам трудно даже представить мир, в котором нет книги. К ней мы привыкли с самого детства, она раскрывала перед нами удивительные тайны жизни и давала полезные советы в трудную минуту, учила нас понимать самих себя.
Книги будут сопровождать нас всю жизнь. Они будут нашими постоянными спутниками, помогут разобраться в трудных вопросах, решить важнейшие жизненные проблемы. Главное их предназначение — сохранять знания, накопленные веками, и передавать их следующим поколениям. Благодаря этому стал возможен стремительный прогресс человечества в последние столетия в области науки. Знания, которые мы получаем из книг, позволяют нам двигаться вперед, не тратя время на открытие того, что уже кому-то известно. Книге мы обязаны тем, что и сегодня можем наслаждаться шедеврами древней литературы. Книга учит нас быть добрее, мягче друг к другу, учит милосердию, сочувствию. Она становится нашим верным другом в сложный момент, когда надо найти то единственное решение, которое поможет выйти из сложившейся ситуации.
А художественная книга заставляет нас совершать удивительные путешествия в свой мир. Мы переживаем вместе с героями, радуемся их счастью, страдаем вместе с ними и ждём благополучного конца. Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочный мир, где добро побеждает зло, а с вами всегда есть верные друзья.
Учитель:
-Сегодня мы поиграем с вами в квест — игру или игру по станциям. В процессе игры мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете сказки: героев сказок, волшебные предметы и т.д.
Перед тем, как начать нашу игру, проведем небольшую разминку (для всех участников).
Разминка «Хорошо ли ты знаешь сказки?»
1. Сколько братьев-месяцев встретила героиня сказки С.Маршака у новогоднего костра? (12)
2. Кто превратил Василису Премудрую в лягушку? (Кощей Бессмертный)
3. Как звали трех медведей из сказки Л. Толстого “Три медведя”? (Михаила Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)
4. Кто из трех поросят построил самый прочный домик? (Наф-Наф)
5. Что приговаривала царица, глядя в волшебное зеркальце?
(Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?)
6. Где находится смерть Кощея Бессмертного? (на конце иглы)
7. Как звали корову кота Матроскина? (Мурка)
8. Сколько раз старик бросал в море невод? (3)
9. Скольких разбойников перехитрил Али-Баба? (40)
10. От кого ушел Колобок? (От дедушки и бабушки, зайца, волка, медведя)
Учитель:
-Молодцы! Начнем нашу игру. Для начала нам нужно разделиться на 2 команды. Для этого проведем жеребьёвку.
Жеребьёвка.
Учитель:
-А теперь о правилах нашей игры. Каждой команде вручается маршрутный лист с поочерёдным список станций. Только пройдя одну станцию, можно переходить к другой. За прохождение каждой станции команде выдается определенное количество жетонов, а по их количеству в маршрутный лист записываются баллы. После прохождения всех станций подсчитывается общее количество баллов. Та команда, которая набрала наибольшее количество очков, побеждает в нашей игре.
Станция «Бюро находок»
Учитель:
-Сейчас я буду показывать вам иллюстрацию предмета, который потерял какой-то сказочный герой. А вы должны будете назвать героя, автора и название сказки. Только если вы назовете все три составляющие вопроса, вам будет выдан 1 жетон.
Полено (папа Карло, А.Толстой «Приключения Буратино или Золотой ключик»)
Азбука (Буратино, А.Толстой «Приключения Буратино…»)
Хрустальный башмачок (Золушка, Ш Перро),
Сапоги и шляпа (кот, «Кот в сапогах», Ш.Перро)
Рисунок, на котором, маменька играет на фортепиано, а папенька читает книжку (Миша, А.И. Одоевский «Городок в табакерке»).
Станция «Угадай-ка»
Учитель:
-На данной станции я буду давать вам описание волшебного предмета из сказки, а вы должны его отгадать. За каждый правильный ответ – 1 жетон (1 балл).
1. В большинстве повествований этот предмет ориентируется лучше компаса в сторонах света и никогда не сбивается с заданного маршрута. Получить его можно, пройдя какие-то испытания от умудренного жизненным опытом персонажа (вроде Бабы-Яги). (Клубок)
2.Заветная мечта каждого второго сказочного персонажа, функционирует по принципу «все включено». Роскошные яства и напитки возникают перед жаждущим, стоит лишь ее расстелить. (Скатерть-самобранка)
3. Данный объект работает полностью в автономном режиме – сами играют, поют и даже пляшут. Во время их звучания нереально усидеть на месте – ноги сами рвутся в пляс. В иной интерпретации герой мог дернуть за определенную струну — и сразу же разливалось бескрайнее море, за иную – выплывают по морской глади военные корабли, а за третью – суда открывают огонь по противнику. (Гусли-самогуды)
4. Работает словно в современном режиме on-line. С его помощью можно узнать, что в данный момент творится в соседних царствах-государствах. Его вариацией, рассматривая волшебные предметы из сказок, можно назвать блюдечко с наливным яблочком, которое начинало свою трансляцию в мгновение, когда само по себе яблочко начинало движение по каемочке. (Волшебное зеркальце)
5.. Использование данного устройства встречается не только лишь в русских сказках, он популярен среди героев сказаний всего мира. Традиционно он помогает героям перемещаться на внушительные расстояния по воздуху. (Ковер-самолет)
6. Уникальный объект, скрывающий обладателя от глаз посторонних, делая его невидимым. (Шапка-невидимка)
7. Не предназначена для освещения и не боится сырости. Такие предметы используются в арабских сказках как место хранения джиннов. По всей видимости, внутри жить тесно и неудобно, что негативно сказывается на их характере. (Волшебная лампа)
8. Волшебный музыкальный инструмент, употребляемый некоторыми сказочными героями в целях самозащиты. Для игры на ней не требуется специальное музыкальное образование и знание нотной грамоты. Стоит вам только в неё дунуть, как она сама заиграет, и от этих звуков ваши враги цепенеют, а сказочные принцессы в вас влюбляются. (Волшебная дудочка)
9. Как правило, висит на дубе, для удобства учёного кота ходить налево и направо. Выполняя эту полезную задачу, она является и несомненным украшением для всякого дуба. (Златая цепь)
10. Сказочный предмет, выполняющий все желания владельца. С помощью него можно оказаться и в прошлом, и в будущем, можно построить дворец, выйти замуж, жениться и разбогатеть. Для этого всего лишь нужно надеть его на палец, загадать желание и повернуть. (Кольцо)
11. Необходимый предмет обстановки и вид транспорта русских народных сказок и былин. На ней многие годы лежат и дед с бабой, и Илья Муромец, и Баба Яга, и Емеля и многие другие. Выполняя роль транспортного средства, сильно дымит, но развивает приличную скорость. Редкая русская сказка обходится без этого предмета. (Печка)
12. Не просто часть домашнего интерьера в восточных и русских сказках. Это и вместилище несметных сокровищ. (Сундук)
Станция «Литературный герой»
Учитель:
-Перед вами карточка с названиями героев из сказок. Ваша задача восстановить имя сказочного героя, дописав нужные слова вместо пропусков. За каждый верный ответ – 1 жетон (1 балл).
1. Папа… Карло.
2. Домовенок… Кузя.
3. Доктор… Айболит.
4. Почтальон… Печкин.
5. Синьор… Помидор.
6. Карлик… Нос.
7. Царевна… Лебедь.
8. Железный… Дровосек.
9. Оле-… Лукойе.
10. Старик… Хоттабыч.
11. Кощей …… Бессмертный.
12. Елена ……. Прекрасная (Премудрая)
13. Василиса …. Премудрая.
14. Сестрица …… Алёнушка.
15. Братец …… Иванушка.
16. Крошечка …. Хаврошечка.
17. Змей ….. Горыныч.
18. Сивка ….. Бурка.
19.Иван…….царевич
20.Красная…. Шапочка
Станция “Сказочный переполох”
Учитель:
-Перед вами названия сказок и сказочных героев. Но что-то в этих названиях перепутано. Перепутались названия сказок. Начался переполох: Царевна стала Хаврошечкой, Кощей — Ясным соколом. Не должно быть беспорядка в сказках. Вы должны исправить эти ошибки. За каждый верный ответ – 1 жетон (1 балл).
Метровочка — Дюймовочка
Три чистюли — три поросёнка
Пёс в рукавицах – кот в сапогах
Ржавый замочек – золотой ключик
Пёс в рукавицах – кот в сапогах
Служанка под арбузом — принцесса на горошине
Лиса и 7 колобков — волк и семеро козлят
Синий платочек — Красная Шапочка
Знайка под землёй — Незнайка на Луне
Песочная служанка — Снежная королева
Быль о железной курочке — Сказка о золотом петушке
Великан Рот — Карлик Нос
Станция «Сказочные пазлы»
Учитель:
— Перед вами сказочные «пазлы». На время вы должны собрать их и назвать сказку. Если сказка названа правильно, и вы уложились в 1 мин, команде присуждается 2 балла. Если вы не уложились во времени, но сказка названа верно, или же уложились во времени, но сказка названа не верно, то — 1 балл.
Станция «Самый умный» (конкурс капитанов)
За каждый верный ответ – 1 балл.
1. Из чего у Золушки была карета? (из тыквы)
2.Сколько стоит билет в театр Карабаса Барабаса? (4 сольдо)
3. Кто такая Фрекен Бок? (домоправительница)
4. Кто смог победить Тараканище? (воробей).
5.Что нужно было Страшиле получить у Великого и Ужасного? (мозги)
6. Каким веществом намазала Фатима мерку Али-Бабы? (медом)
7.Как называлась болезнь, которой Незнайка страдал на Луне? (тоска)
8. Что нужно было выложить Каю из льдинок? (слово «вечность»)
9. В каком случае волосы из бороды старика Хоттабыча не работают? (когда борода мокрая)
10. Что было в корзинке у Красной Шапочки? (пирожки и горшочек масла)
11. Как попала Дюймовочка в страну эльфов? (на ласточке)
12. В какого животного превратился братец Иванушка? (в козленочка)
13. На чем ездил Емеля? (на печи)
14. Где спрятался седьмой козленок? (в печке)
15. Мальвина – это девочка с какими волосами? (с голубыми)
16. Кто перенес Айболита в Африку? (орел)
17. В какой сказке птица спасла императора от смерти? («Соловей»)
18. В какой сказке море горело? («Путаница»)
19. Что такое «красный цветок»? (огонь)
20. Как звали пуделя Мальвины? (Артемон)
Команды сдают маршрутные листы. Подсчитываются очки, сопоставляется время прохождения этапов.
Награждение команд.
Учитель:
— Книги! Это действительно надёжные друзья. С любым вопросом можно обратиться к ним. Ведь существует и справочная литература, различные словари, энциклопедии. Они наши незаменимые помощники. Велика роль книг в жизни человека. Без них были бы невозможны ни образование, ни культура нашего общества.
К сожалению, сегодня книга несколько утратила свои позиции. Однако, несмотря на стремительное развитие современных технологий и появление в обиходе различных электронных устройств, имитирующих печатные издания, полностью книгу не сможет заменить ни одно, самое инновационное изобретение. Те, кто по-настоящему любит книгу, никогда не откажутся от наслаждения, которое доставляет запах недавно напечатанных страниц или шелест переворачиваемых страниц. Книга, несмотря ни на что, останется с нами еще многие века. Именно книги хранят в себе всё то, что накопило человечество за все века своего существования в различных областях. Почаще приходите в храм книг – библиотеку, и там вам вновь откроется прекрасный и восхитительный мир!
Принцы и романтические герои старых фильмов были мечтой многих девочек / фото thematicnews.com, i.ytimg.com
Детские киносказки подарили нам героев, о которых мечтали все девочки. Алладин, Грей из «Алых парусов», принц из «Трех орешков для Золушки». В кого сегодня превратились эти сказочные принцы?
Для современных детей кумирами становятся исполнители бойз-бендов и популярные ютуберы. Сегодня выбор объекта обожания практически неограничен, и мамы часто даже не знают, чье фото стоит на заставке у дочери в телефоне. Раньше все было немного по-другому: девчонки массово влюблялись в популярных киноактеров. Многие из них нам с трепетом и нежностью вспоминаются до сих пор. Мы решили вспомнить самых красивых мальчишек и юношей из старых фильмов, о которых мечтали миллионы девочек и девушек. Принесла ли красота и слава им счастье? Как сложилась их жизнь и кем они стали теперь?
Борис Быстров – Алладин («Волшебная лампа Аладдина»)
Борис Быстров и роль Алладина / фото kulturologia.ru
Первой ролью красавца Бориса Быстрова в кино стала главная роль в фильме-сказке «Волшебная лампа Аладдина». На тот момент юноше было чуть больше 20 лет, и он оказался совсем не готов к свалившейся на него славе. Борис вспоминает, что очень стеснялся своей популярности у противоположного пола. После роли Алладина он исполнил главные роли еще в нескольких известных фильмах («Удар! Еще удар!», «Приключения желтого чемоданчика», «ТАСС уполномочен заявить…»). Однако со съемками все же решил завязать. Сегодня бывший успешный актер стал не менее успешным матером дубляжа: он озвучивает мультики и зарубежные фильмы. Голосом Бориса Быстрова говорят все мужские персонажи в мультфильме «Симпсоны», Джим Уолш из «Беверли-Хиллз», император в фильме «Звездные войны» и многие другие.
Василий Лановой – Артур Грей («Алые паруса»)
Василий Лановой в роли Артура Грея / фото adme.ru
Народный артист Василий Лановой был уже довольно опытным актером театра, когда ему предложили сыграть роль Артура Грея в киносказке «Алые паруса». На тот момент ему исполнилось 27 лет, и по возрасту на юного романтического героя он не подходил. Однако типаж настолько подходил режиссеру, что Ланового утвердили на роль без сомнений. Это фильм стал отправной точкой в кинокарьере театрального актера: после роли Грея ему стали предлагать участие во многих кассовых фильмах. Василий Лановой снялся в киноэпопее «Война и мир», сериале «Семнадцать мгновений весны», фильмах «Анна и Командор» и «Дни Турбиных». Съемки он сочетал с выступлениями в театре Вахтангова, где работал до последнего вздоха. Последний раз он вышел на сцену 24 декабря прошлого года, а в январе скончался от коронавирусной пневмонии.
Павел Травничек – принц («Три орешка для Золушки»)
Павел Травничек в роли принца / фото adme.ru
Молодой чешский парень стал настоящей звездой после киносказки «Три орешка для Золушки» Его красивая романтическая внешность настолько хорошо «ложилась» в образ принца на белом коне, что после этой ленты он играл царевичей и принцев еще три раза. В фильме «Третий принц» Павлу Травничку досталась двойная роль: он сыграл главного персонажа, у которого был брат-близнец. Все эти роли стали определяющими для молодого киноактера: он пошел в театральное училище и затем стал артистом театра. Из-за большой популярности у женщин личная жизнь Павла сложилась не сразу: он был женат четыре раза, и только в 67 лет наконец-то встретил настоящую любовь. Сейчас актер живет в Чехии, продолжает выступать на сцене и охотно общается с журналистами.
Вячеслав Воскресенский – Финист («Финист – Ясный сокол»)
Вячеслав Воскресенский в роли Финиста / фото kulturologia.ru
Вячеслав Воскресенский родился в семье милиционера, однако с детства проявлял творческие таланты. После школы он вопреки желанию отца поступил в театральное училище, и стал довольно востребованным актером. Он колесил по России, играл в театрах Челябинска, Тюмени, Тамбова, Рязани. А в 27 лет неожиданно пришел на актерские кинопробы. Вячеслава утвердили на главную роль в сказке «Финист – Ясный сокол», и после выхода фильма на него свалилась небывалая популярность: Финисту писали девочки и девушки из разных уголков страны. Парадокс, но примерно в то же время его уволили из театра за профнепригодность. Когда фильм получил главный приз на кинофестивале в Испании, режиссер хотел вернуть актера назад, но Вячеслав отказался. Он пытался работать на киностудии, но не сошелся с начальством, после этого пробовал открыть свою театральную студию для детей, но бизнес тоже не пошел. Сегодня Вячеслав Воскресенский преподает актерское мастерство в одном из центров творческого развития.
Андрей Подошьян – принц («Принцесса на горошине»)
Андрей Подошьян в роли принца / фото adme.ru
Красивый, утонченный и романтичный принц из фильма «Принцесса на горошине» стал дебютной ролью для Андрея Подошьяна, и определил его актерское будущее. После съемок фильма юноша без проблем поступил в театральный институт на факультет «Актер театра и кино». Параллельно он продолжил сниматься: на сегодня в фильмографии актера насчитывается более 30 кинолент. Но большей популярности, чем роль принца, они Подошьяну не принесли. Зато уже после 40 лет у него открылся талант к фотографии. В 2001 году актер поступил на секцию живописи, окончил ее и стал востребованным фотохудожником. Сейчас в его портфолио сотни съемок для популярных актеров и моделей. Кроме того, Подошьян работает дизайнером: создает афиши для театра и кино, обложки для музыкальных дисков и эксклюзивные календари.
Ник Пиккард – принц Мио («Мио, мой Мио»)
Ник Пиккард в роли принца Мио / фото film.ru, youtube.com
Самый молодой актер в нашей подборке, Ник Пиккард запомнился нашему зрителю в роли юного принца Мио из фентезийного фильма-сказки «Мио, мой Мио». Эта лента был снята СССР совместно со Швецией и Норвегией по мотивам сказок Астрид Линдгрен. Роль Мио помогла Нику уже в 11 лет понять, кем он хочет стать в будущем. Мальчик поступил в лондонский театральный коллеж, а после его окончания работал в нескольких театрах. С 1995 года и по сегодняшний день Ник Пиккард исполняет главную роль в британском телесериале «Холлиокс»: он единственный актер, который задействован в съемках с самого начала. На деньги, вырученные от съемок, Ник открыл свой собственный ресторан, и теперь считает себя независимым от успеха своей дальнейшей кинокарьеры.
Вам также будет интересно почитать:
Самые известные девочки из советских фильмов: кем они стали сейчас?
Древние приспособления для детей: от ходунков до «прогулочных» клеток