нравственность учащихся (совестливость, любовь к ближнему, чувства ответственности);
чувства гордости за свой край, родину В.М.Шукшина.
Задачи урока:
создать естественные условия для проявления коммуникативных возможностей;
помочь учащимся организовать планомерную работу с текстом;
развивать такие качества речи, как уместность, логичность, правильность, последовательность, точность.
Оборудование к уроку: компьютер, мультимедийный проектор, выставка книг Шукшина и о Шукшине, буклет посвященный жизни и творчеству писателя.
Этапы урока:
Мотивация.
Целеполагание.
Литературная композиция о жизни В.М.Шукшина. Рассказ об Алтае, о родине В.М.Шукшина с. Сростки, чтение стихов о селе Сростки, используются стихотворения написанные ученицами 7-х классов: Лопатиной Валентины, Карпегиной Евгении о горе Пикет, о Шукшине.
Словарная работа.
Беседа по рассказам.
Сопоставление поведения героев, их чувств, состояний
Беседа с учащимися.
Заключительное слово учителя.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Выставление оценок.
Подготовка к уроку учащихся: учащиеся должны прочитать рассказы В.М.Шукшина «Волки», «Чудик» и подготовить близкий к тексту пересказ.
Индивидуальное задание:
сделать буклет, посвященный жизни и творчеству писателя;
подготовить рассказ о В.М.Шукшине.
Подготовка учителя к уроку:
дать индивидуальные задания и провести их предварительную проверку (выразительное чтение стихотворений учащимися);
подготовить к уроку презентацию и выставку книг Шукшина и о Шукшине.
Приложение (презентация, буклет).
ХОД УРОКА
1.Мотивация. Слово учителя
– Ребята, знаете ли вы что-нибудь о жизни и творчестве нашего земляка В.М.Шукшине? – Кто может вспомнить, какие рассказы Шукшина были прочитаны вами? Смотрели фильмы снятые по его произведениям, или фильмы с участием его самого? – Были ли вы на горе Пикет? На Шукшинских чтениях в с.Сростках?
2.Целеполагание(1 слайд: портрет Шукшина, тема урока, эпиграф к уроку)
– Эпиграфом к уроку я взяла слова Б.Паскаля: «Человек умнее и добрее, чем больше он замечает добра в людях». Эти слова можно без колебаний отнести к Шукшину. Он умел замечать добро даже в самом заблудшем человеке. Шукшин любил сравнивать жизнь с песней. О человеке он говорил: «Прожил, как песню пропел». И уточнял: «Пропел ее превосходно» или наоборот: «Скверно пропел». О самом Шукшине можно сказать: он не допел свою песню до конца, оборвалась она, когда захватила миллионы слушателей… Это была необычная песня, с внутренне нараставшим драматизмом.
3.Литературная композиция о жизни В.М.Шукшина
– Алтай – это широкие степи, могучие горы, голубые озера и реки. На этой благодатной земле не могут не рождаться композиторы, художники, писатели, поэты. Природа нашего края способствует рождению прекрасных произведений искусства. Мы с вами живем там, где жил Василий Макарович Шукшин, именно Алтай он считал своей Родиной. (2 слайд со словами писателя: «Алтай – это моя родина, где я родился и вырос. Люблю ее, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько. И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Благодарю тебя, моя Родина… Будь счастлива») (3 слайд. Василий Шукшин). Мы гордимся тем, что именно у нас родился и вырос этот большой национальный писатель, лауреат Ленинской и Государственной премий, заслуженный деятель искусств РСФСР. (4 слайд. Шукшинские чтения в Сростках). Каждый год тысячи и тысячи людей в день рождения писателя приезжают на родину Шукшина, чтобы отдать дань таланту этого человека.
Стихотворение о Шукшине читает ученик. Стихотворение написано ученицей 7 класс – Лопатиной Валентиной. (5 слайд. Окраины села Сростки).
Памяти Шукшина
Сростки. Предгорье. Июльский простор… С Пикета Россия видна. Стекается люд необъятной страны Коснуться земли Шукшина.
Земли, по которой тоскою томим, Шёл по жизни, не пряча глаза, Великий писатель, актёр, гражданин, Словом метким творя чудеса.
По взглядам читаю: «Помним и чтим». Здесь воздух врачует сердца. От доброго слова теплом навсегда Наполнится наша душа.
Тоскуют берёзки на склонах холма, И бьются сердца всё сильней! Понятно, что не было у Шукшина, Места в России милей!
Он жил, воспевая своих земляков, Ценя жизни каждый глоток. Сражался за Родину и до сих пор Вернуться из боя не смог.
Звёздочкой малой ночной небосклон Подмигнёт в прохладной тиши… Сиротливо качнутся кусты за окном И калина у быстрой реки…
Сростки. Предгорье. Июльский простор. В памяти вечно храним, С вершины поклонной горы, сквозь года, Бронзовый смотрит Шукшин!
(Лопатина Валентина, ученица 7Б класса)
(6 слайд. Родители Шукшина). Василий Макарович родился 25июля 1929 года в семье крестьянина на берегу Катуни в большом сибирском селе Сростки, что в 35 километрах от города Бийска. Здесь прошло его детство.
Стихотворение о Сростках читает ученик.
Сростки
Здесь край равнины с небом синим Грядою горною срослись, Цепь островов, река, долина, Лаская взор, переплелись. Катунью быстрой, Чуйским трактом Известны здешние места. Горой Пикетом, сельским тактом, Людской души в нем нагота. Здесь, на природном перекрестке. На стыке судеб и дорог Стоит село с названьем Сростки, Алтая горного порог…
Учился в школе, хулиганил, любил с горы Пикет (вы, наверное, слышали про эту гору) любоваться красотой Катуни с видом на Поповский сад.
Ученик читает стихотворение.(7 слайд. Гора Пикет).
Гора Пикет
Гора Пикет – поклонная гора. По воле сердца и по зову слова Сюда народ идет без останову, Хоть и стоит июльская жара.
Россия чтит заветные места. И сыновей своих не проглядела, – Пока еще душа не оскудела И не засохла песня на устах.
И боль жива!.. О том и разговор: Еще дружнее надо нам держаться, Ведь он ушел за родину сражаться И не вернулся в Сростки до сих пор…
Его слова – завет на каждый день. Его шаги доносятся до слуха… Гора Пикет – еще одна ступень К вершине человеческого духа.
Слово ученика о жизни В. М. Шукшина
В 14 лет Василий Макарович уезжает в Бийск и поступает в автомобильный техникум. Потом служба в Военно-Морском флоте. (8 слайд. Шукшин – моряк). После армии работа в вечерней школе учителем, а затем директором. Но случилось так, что деревенский парень все бросил и уехал в Москву поступать в литературный институт, куда его не приняли. Тогда он поступает на режиссерский факультет ВГИКа (института культуры). Шукшин – это писатель, актер, режиссер. (9 слайд. Семья Шукшина). Первую роль он сыграл в фильме «Два Федора». Первое его произведение – сборник рассказов «Сельские жители». По собственному сценарию Василием Макаровичем поставлены фильмы «Калина красная», «Печки-лавочки», «Живет такой парень». Шукшин пишет день и ночь. И снимается в кино. Торопится, словно чувствует, что отпущено мало… Сердце остановилось внезапно, на съемках фильма «Они сражались за Родину». Василий Макарович умер в 45 лет, сделав часть того, что хотел и мог. Осиротели Сростки. Но осталась память. Она собирает сюда тысячи людей 25 июля, в день рождения В. М. Шукшина. (10 слайд. Памятник Василию Макаровичу в селе Сростки).
Слово учителя.
Порой мы завидуем людям, что живут на земле великого Пушкина. Но многие завидуют нам, землякам В. М. Шукшина. Мы очень мало знаем о Шукшине, немногие были в Сростках в доме-музее писателя. Пусть этот урок будет первым шагом на пути к творчеству славного нашего земляка, чье имя тесно связано с историей культуры нашего края. Главные герои большинства рассказов – деревенские и городские простые люди. Писателя в них восхищает их непохожесть, нестандартность, ершистость, чувство собственного достоинства. Шукшин почти не дает их портретов, не рассказывает подробно об их прошлом, с ними чаще всего ничего особенного не происходит. Писатель стремится заставить нас полюбить их, очаровать их простотой, но в то же время он хорошо знает, что в жизни не одни лишь «светлые души», понимая, что борьба добра со злом остается напряженной. – Рассмотрим два рассказа Шукшина «Волки», «Чудик», в которых тоже происходит борьба добра со злом, незаметная, обыденная, но борьба.
4.Словарная работа(11 слайд)
– Дома вы уже прочитали рассказы «Волки», «Чудик». В тексте вам встретились слова, лексическое значение которых я попрошу вас объяснить. Логовину – широкий и длинный овраг. Оглобину – в упряжи: одна из двух круглых длинных жердей, укрепленных на передней оси повозки и соединяющихся с другой.
5.Беседа с учащимися по рассказам
– Кто является главными героями рассказа «Волки»? Как они относятся друг к другу? (Учащиеся называют этих героев, ими являются Иван Дегтярев и его тесть Наум Кречетов. Иван не любил тестя, а Наум терпел Ивана, жалеючи дочь). – С первых же строк рассказа мы слышим спор этих героев. О чем они спорят? (Иван мечтает жить в городе, где созданы для человека все условия жизни: и водопровод, и отопление, и выходные есть – отдохнуть. Наум считает, что эти условия человека расслабляют, отучают от работы). – Кто же прав в этом споре? (Ребята высказывают свое мнение, анализируя современную жизнь, и приходят к выводу, что работать можно и в городе, а условия создаются для блага человека и нет ничего плохого, что Иван стремится жить лучше). – Куда Наум зовет Ивана и что при этом сообщает? (Зовет его в лес за дровами и как бы вскользь сообщает, что выпросил две подводы у бригадира «не за здорово живешь», то есть за какую-то плату). – О какой черте Наума говорит этот факт? (Ребята предполагают, что тесть Ивана действует не совсем честно, не по закону). – Что произошло по дороге в лес? (Учащиеся пересказывают эпизод о том, как на лошадь Ивана нападают волки и раздирают ее). Далее мы анализируем этот эпизод, отвечая на вопросы: – Как ведет себя Наум в этой ситуации? (Наум струсил. Пытаясь спасти свою жизнь, он уезжает, бросая Ивана в опасности, хотя в санях у него лежит два топора. Даже бросить топор Ивану он сам не догадался). – Как ведет себя Иван? (Он пытается хоть что-то предпринять, отбиться, спастись самому и спасти лошадь). – А можно было отбиться? (Ребята пытаются доказать, что отбиться было можно: во-первых, когда Иван замахнулся на волков топором, они испугались его, отбежали, во-вторых, сам Наум понимает это, так как «на совести было нелегко».) – Почему Иван хотел «поучить» тестя? (Прежде всего за предательство. И конечно, ему было горько терять лошадь – «сердце сжалось от жалости».) – Каким человеком оказался Иван? (Иван стремится к хорошему, к нормальной человеческой жизни; он человек умный, развитый, любит играть в шахматы; это добрая, нежная душа; любит животных; он не бросил бы человека в беде, как это сделал Наум, поэтому он говорит тестю: «Поучу, как надо человеком быть».) – Что же является главным для Наума? (Деньги, нажива. Даже когда он уезжает от волков, кричит: «Грабют!» Он привык к спокойной размеренной жизни, даже без водопровода и без отопления.)
Вывод:
– Вспомним эпиграф к уроку. Какое добро, какую правду пытается отстоять Иван Дегтярев? (Герой считает, что в любой ситуации надо оставаться человеком, не предавать, не трусить, не дрожать за свою жизнь, как это делает Наум). – Почему рассказ, в котором главными героями являются люди, Шукшин назвал «Волки»? Кого имел в виду автор? (Название имеет два значения: во-первых, это рассказ о нападении волков, а во-вторых, это рассказ о волчьей натуре Наума Кречетова, который к жизни относится как хищник, нет в нем человечности, да и в минуту опасности он поступает как волк – они отбежали назад от Ивана, и он тоже бежит).
– Следующий рассказ – «Чудик». В заголовок вынесено прозвище главного героя. – Почему его так называли? (С ним постоянно что-нибудь происходит, он «влипает в историю».) – Что произошло с ним в магазине перед поездкой к брату на Урал? (Учащиеся пересказывают эпизод). – Почему он вернулся за деньгами? (Ему стыдно – вдруг не так поймут, подумают, что решил прикарманить. Ребята выясняют, что происходит это в городе, где никто его не знает, таким образом, в характере они обнаруживают стыдливость, совестливость – это одна из его основных черт). – Другая его черта раскрывается в эпизоде покупки подарков. Какая это черта? (Ребята находят ключевое слово во фразе: «…решил племянникам накупить подарков» – и отмечают, что эта черта – щедрость). – Что видит Чудик из самолета и о чем думает? Как это его характеризует (Учащиеся находят в тексте слова Чудика: «…упасть в облака как в вату… вот человек! Придумал же! Почему я не удивляюсь?» Это искренность чувств героя, он говорит, что думает.) – Какая черта Чудика раскрывает в отношениях с соседом в самолете? (Сочувствие, желание помочь). – Как Чудик разрисовал коляску, чтобы угодить своей снохе? О чем это говорит? (Это человек с возвышенной, романтичной душой, любящий природу, все красивое, любящий мир, согласие. Своему брату о снохе он говорит: «… не ругайся с ней, а то она хуже невзлюбит. А я как-нибудь поласковей буду».) – Почему сноха невзлюбила Чудика? (Он простой трудяга, не руководитель из управления, странный, непонятный). – Понимает ли она душу Чудика? (Не понимает, его русская простая душа для нее ничто, она «злая» – по словам Чудика). – За что он ратует, что отстаивает в жизни? (Чудик ратует на добро, за правду, взаимопомощь, за все прекрасное, в душе его живет музыка, он постоянно напевает, то есть он человек, отстаивающий народную правду).
Вывод:
– Подводя итог урока, обращаясь к эпиграфу, прошу отметить основные черты героев Шукшина – Чудика и Ивана Дегтярева. (Учащиеся обобщают свое сказанное на уроке: «И Иван Дегтярев, и Чудик – это борцы за добро, за правду, за красоту на земле, за согласие, человечность»). – Напоследок послушайте стихотворение написанное Карпегиной Евгенией:
В.М.Шукшин
Как больно сознавать, что человека нет, Он не увидит больше белый свет. И остается только вспоминать, Как хорошо Шукшин мог роль сыграть.
Представил сцену Разина Степана, В которую он вжился очень рано. Он так реально мог её сыграть, Что это фильм уж можно не понять.
Любил Шукшин подняться на Пикет, Нарвать цветов большой, большой букет Чтоб подарить их матери своей Обнять её с любовью у дверей.
Ведь был Василий с чистою душой, Он рвался, как и все к себе домой. Шукшин ведь знал, что в Сростках его ждут И праздник по приезду заведут.
И вот уже теперь который год, К Пикету весь честной народ идёт. И знает лишь теперь его душа, Проходят чтенья Васи Шукшина.
(Карпегина Евгения, ученица 7А класса)
6. Домашнее задание
– Подготовить рассказ о людях, живущих рядом с нами, которые так же незаметно ведут борьбу за добро, за мир, не хотят мириться с несправедливостью.
7.Рефлексия
– Ребята, проанализировав прочитанные рассказы, скажите, что вам больше всего запомнилось в них? – Какое у вас сложилось мнение о героях? – Чтобы вы хотели изменить в главных героях? – Ребята, попробуйте подумать, существуют ли в вашем кругу такие люди, которые походи на главных героев? – Что бы вы хотели им посоветовать? – Какова главная мысль этих рассказов? – Чему пытался нас научить В.М.Шукшин данными рассказами? – Как вы себя чувствовали на уроке? – Было ли мне комфортно? – С каким настроением вы работали? – Довольны ли вы собой? – В чем вы затруднялись? – На этом наш урок окончен спасибо за внимание.
Родился Василий Макарович Шукшин 25 июля 1929 в крестьянской семье. Отец его, Макар Леонтьевич Шукшин (1912—-1933) был арестован и расстрелян в 1933 году, во время коллективизации. Мать, Мария Сергеевна (в девичестве Попова) (1909 — 17 января 1979) взяла на себя все заботы о семье. Во втором браке — Куксина . Несмотря на все трудности, она дожила до глубокой старости. Сестра — Наталья Макаровна Шукшина (16 ноября 1931 — 10 июля 2005). БИОГРАФИЯ
Слайд 3
В 1943 Шукшин оканчивает 7 классов школы в селе Сростки и поступает в Бийский автомобильный техникум. Учится там два с половиной года, однако техникум не заканчивает. Вместо этого в 1945 идёт работать в колхоз в селе Сростки. Но и в колхозе работает он недолго: в 1946 Шукшин покидает родное село. В 1947—1949 году Шукшин работает слесарем на нескольких предприятиях треста Союзпроммеханизация : на турбинном заводе в Калуге, на тракторном заводе во Владимире. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Слайд 4
ПРИЗВАЛИ СЛУЖИТЬ…. В 1949 году Шукшина призвали служить в Военно-Морской флот. Сперва он матрос на Балтийском флоте , потом радист на Черноморском . В 1953 году его демобилизуют со флота из-за обнаружившейся язвы желудка, и он возвращается в село Сростки.
Слайд 5
В родном селе Василий Макарович сдает экстерном экзамен на аттестат зрелости в сросткинской средней школе № 32. Идёт работать учителем русского языка и словесности в Сросткинской школе сельской молодёжи. Некоторое время был директором этой школы .
Слайд 6
В 1954 году Шукшин поступает на режиссёрское отделение ВГИКа , заканчивает его в 1960 году (мастерская Ромма ). В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме С. Герасимова «Тихий Дон» (вторая серия) он сыграл в крошечном эпизоде — изобразил выглядывающего из-за плетня матроса. С этого матроса и началась кинематографическая судьба Шукшина-актёра. Во время учёбы во ВГИКе в 1958 году Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме М. Хуциева « Два Фёдора » и опубликовал свой первый рассказ «Двое на телеге» в журнале «Смена». В своей дипломной работе «Из Лебяжьего сообщают», Шукшин выступил, как сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли.
Слайд 7
ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Первая книга Шукшина — «Сельские жители» вышла в 1963 году в издательстве «Молодая гвардия». В этом же году он начинает работать режиссёром на киностудии имени Горького. Снимает по своему сценарию фильм «Живёт такой парень». Фильм вышел на экран в 1964 году и сразу же привлёк внимание зрителей и критики. В 1965-м году Шукшин начал писать киносценарий о восстании под предводительством Степана Разина, но не получил одобрения Госкомкино СССР. Впоследствии сценарий был переработан в роман «Я пришёл дать вам волю».
Слайд 8
В 1969 году за заслуги в области советской кинематографии удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. Многие годы Василий Макарович совмещал работу над фильмами с писательской деятельностью. Писал он от руки в толстую тетрадь и обычно по ночам.
Слайд 9
В 1973-1974 годы стали очень плодотворными для Шукшина. Вышел на экраны его фильм Калина красная , получивший первый приз ВКФ . Опубликован новый сборник рассказов «Характеры». На сцене Большого драматического театра готовилась постановка пьесы «Энергичные люди» — режиссёром Товстоноговым .
Слайд 10
В 1974 Шукшин принял приглашение сниматься в новом фильме Сергея Бондарчука . Но Василия Шукшина уже давно мучили приступы язвы желудка , которые преследовали его ещё с молодости и усугублялись пристрастием к спиртному.
Слайд 11
2 октября 1974 года Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма «Они сражались за Родину» , на теплоходе «Дунай». Первым обнаружил его близкий друг Георгий Бурков . Похоронен в г. Москве на Новодевичьем кладбище . Именем Шукшина названы улица и Театр Драмы в Барнауле . А с 1976 года на его родине в селе Сростки проводятся Шушкинские чтения . …………………….
Слайд 12
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ НАШЕМУ ЗЕМЛЯКУ – ШУКШИНУ ВАСИЛИЮ МАКАРОВИЧУ
Слайд 13
Актёрские работы 1956 — Убийцы — боксёр 1958 — Два Фёдора — Фёдор-большой 1959 — Золотой эшелон 1960 — Простая история — Ванька Клыков 1961 — Алёнка 1961 — Когда деревья были большими — председатель колхоза 1961 — Командировка 1961 — Мишка, Серёга и я — классный руководитель 1962 — Мы, двое мужчин — шофёр Михаил 1964 — Какое оно, море? — матрос Жорка 1965 — Ваш сын и брат 1967 — Журналист 1967 — Комиссар 1967 — Три дня Виктора Чернышёва 1968 — Мужской разговор 1968 — 1971 — Освобождение — маршал Конев 1969 — У озера 1969 — Эхо далёких снегов 1970 — Любовь Яровая 1971 — Даурия 1972 — Печки-лавочки — Иван Расторгуев 1973 — Калина красная — Егор Прокудин 1974 — Если хочешь быть счастливым 1975 — Прошу слова 1975 — Они сражались за Родину — Лопахин
Слайд 14
Фильмы по мотивам произведений Шукшина 1981 — Беседы при ясной луне телевизионный спектакль 1988 — Ёлки-палки! 2003 — А поутру они проснулись 2004 — Шукшинские рассказы (6 теленовелл по рассказам) Пьесы «До третьих петухов» «Точка зрения» «Энергичные люди» «А поутру они проснулись»
3. Ложные и истинные ценности героев Шукшина? /»Степка», «Сапожки»/.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
В начале 60-х годов в кино и литературу пришел яркий талант, со своей темой, со своим героем — В.М.Шукшин.
Свой жизненный путь он начинал трудно. Рос без отца в маленьком селе Сростки на Алтае. После окончания 7 классов работал слесарем, учеником мастера, грузчиком.
Затем 4 года службы на флоте, сдача экстерном экзаменов на аттестат зрелости, работа учителем русского языка, литературы, истории.
В 1954 году — режиссерский факультет ВГИКа. Это был талантливый и разносторонне одаренный актер, прозаик, киносценарист, режиссер.
Обратите внимание на необычайную творческую энергию писателя:
/В некоторых из них Шукшин выступал как режиссер и исполнитель главной роли/.
О Шукшине написано немало. Основной пафос творчества писателя в том, что красоту и силу своих героев он видел в огромной любви к людям.
Литературный критик Гринберг писал, что для Шукшина труднее, чем для кого-либо из современных советских писателей, пишущих о деревне, найти определение его реализма /лирик, сатирик, бытовик?/. Ни в авторских отступлениях, ни в речи героев не найдешь обращений к каким-либо политическим, экономическим событиям в жизни деревни. В центре худ. видения писателя не проблема как таковая, а человек.
В чем же гуманизм Шукшина, каково его представление о смысле жизни? Давайте ответим на первый вопрос, подготовленный к обсуждению: Чего в жизни и в людях не принимает писатель?
Как, по мысли Шукшина, нельзя жить, какие жизненные принципы он отвергает?
Первое место в ряду рассказов отведем герою рассказа «Срезал».
1) Опишите портрет Глеба Капустина, авторские характеристики героя. Докажите псевдоученность и демагогию героя.
Вывод: Для творчества Шукшина характерно обращение к «пограничной» между городом и деревней ситуации. Герои часто в таких рассказах попадают из города в деревню или наоборот. В рассказах такого рода, решается вопрос о том, что дает человеку, его нравственному облику земля и что отнимает у него как у личности город. Глеб Капустин — крестьянин, мужик, но он жесток, даже «добрая» плотницкая работа не делает его лучше. Он так и остался краснобаем с интересной, но чуждой народу формой самоутверждения.
Сравнение горожанина и крестьянина здесь явно в пользу горожан, растерянных и беззащитных перед лицом самоуверенного и псевдообразованного Глеба.
В каких бы формах не проявлялась жестокость, она всегда чужда народному миропониманию. /Так, может ли это быть полноценная, гармоничная личность? Если он знает математику, но не знает литературу, душа его неразвита?/
Для доказательства этой мысли рассмотрим рассказ «Крепкий мужик».
а) Разрушение старой церкви воспринимается как акт вандализма, направленный лишь на самоутверждение власти колхозного бригадира.
• В какой сцене с психологической достоверностью раскрывается характер Шурыгина? («Сперва Шурыгин распоряжался _____________ крикливо, с матерщиной _______, но когда стал прибегать народ__________»).
Вывод: Жестокость страшна не только тогда, когда она направлена против людей, она отвратительна и тогда, когда направлена против произведений культуры, против красоты, созданной предками. Односельчане строго судят Шурыгина, приговор ему выносит народ, который звучит из уст матери героя: «Глаз теперь не кажи на люди… Со стыда усохнешь». Наряду с откровенными формами оскорбительного отношения к человеку Шукшин обращается к формам более или менее замаскированным, когда невнимание к людям проявляется как мещанство. Обратимся к анализу более сложных человеческих отношений на материале рассказа «Бессовестная».
• Поддерживаете ли вы Малышеву? Если да, то что вас привлекает в героине?
• Должны ли такие люди жить среди нас?
• Если Малышева неправа, то почему Отавиха и Глухов «вылетели, как ошпаренные», из дома, где проходило «сватовство», почему за воротами, не глядя друг на друга устремились в разные стороны?
• Малышева, конечно, герой необычный. Всю жизнь жила так, как когда-то начинала ее в юности, в героическое двухцветное время, когда мир делился на белых и красных. Для нее не существует мелочей. Все так жить не могут, не хватит сил, мужества. Но такие люди должны быть, чтобы сверять по ним свои поступки. И Малышева образумила стариков — жениха и невесту не для того, чтобы продемонстрировать перед деревней свое превосходство, ни одному человеку в селе она не рассказала про редкостное сватовство, значит старалась не ради того, чтобы поддержать свой престиж, а ради самих стариков.
• На чьей же стороне симпатии читателя? Стариков или Малышевой? По- чему?
В Малышевой есть стремление навязать другим свое отношение к жизни. Она причисляет себя к тем, кто горит, а не тлеет, считает, что в повседневной жизни нет содержания.
А сама разве всю жизнь не прожила одна? А делала ли она кому добро? А кем работала?
Вывод: Малышева жестока, несмотря на то, что работала то она секретарем в с/совете. Никакое прошлое не даст ей права навязывать другим свои нормы жизни.
ИТОГ ПО 1 ВОПРОСУ: В жизни и людях Шукшин не принимает жестокости, невнимания к людям, в каких бы формах они не проявлялись. Разговор об отрицании закончим размышлением писателя о поисках идеала. Какова же направленность поисков писателя? В рассказе «Чужие» сравните судьбы двух никогда не встречавшихся современников. С одной стороны, великий князь Алексей, дамский угодник, транжирящий казну, виновник гибели русского флота в войне с Японией, с другой стороны, безвестный пастух из глухой сибирской деревни /дядя Емельян/.
К какому выводу подводит читателя автор в конце рассказа? /Это навеки чужие сыновья одного народа/.
Мировоззренческая полярность героев отличается и в рассказе «Заревой дождь». Перед нами два мужика из одной деревни. Приведите слова Кирьки, обращенные к умирающему Ефиму: «Ты какой-то все-таки ненормальный был, Ефим_____».
Какую мысль утверждает писатель в конце рассказа? «Сам не жил как следует и другим не давал». «Ошибся ты в жизни, Ефим». Кто же все-таки ошибся в жизни? /Рассказ заканчивается поражением Кирьки, картиной долгожданного первого весеннего дождя, как бы смывающего все мелкое, пустое!/
ИТОГ ПО 2 ВОПРОСУ:
Какова же направленность поисков писателя? К какому идеалу он стремится? Автор ищет положительного героя.
А теперь давайте ответим на вопрос о ложных и истинных ценностях души любимых героев Шукшина.
Праздник шукшинских героев поднимает человека над повседневностью, над обыденной жизнью. Этой мыслью проникнут один из самых трагических рассказов Шукшина «Степку»
Ради встречи с родной деревней, с родными местами, не отбыв последних трех месяцев заключения, приходит домой Степка, точно зная, что его заберут снова, прибавят два года: «Ничего, я теперь подкрепился… А то сны замучили…» Что же толкает его на этот необдуманный поступок?
Степка устраивает себе праздник — праздник короткой встречи с родиной. Шукшин не идеализирует «озорника», не знающего на что выплеснуть нерастраченные силы, а показывает ностальгию человека. Разговор о праздниках героев Шукшина завершаем обращением к истинным праздникам — праздником радости близкого человека. Под этим углом зрения рассмотрим рассказ «Сапожки».
A) Зачитайте размышление героя о жизни: «Вот так живешь 45 лет уже — все думаешь: ничего…»
Б) К какому желанию приводят эти размышления Сергея Духанина? /устроить праздник не себе, а другому человеку: «возьми, сделай радость человеку!»/
B) Чтобы купить сапожки Сергею приходиться /что нередко в нашей жизни /выдержать и грубость продавщицы, и насмешки друзей. Но сапожки не лезут на «крепкую крестьянскую ногу». Г) Испорчен ли праздник? «Нет, не в сапожках дело … Ничего. Хорошо».
Д) Так что же такое настоящий праздник? /Умение понять другого человека, сделать для него что-то доброе, быть понятым — это самый большой праздник/.
Рассказы Шукшина — не просто сборник рассказов. Это книга о добре, которым люди живы. Это добро не идеализирует автор, а утверждает, что оно должно присутствовать в каждом поступке человека, а не в каких-то особых обстоятельствах.
Я думаю, рассказы Шукшина заставят вас задуматься о человеческой ценности, о настоящей интеллигентности, о внутреннем достоинстве.
В своем последнем письме в 1974 году Шукшин писал: «Русский народ за свою историю отобрал и сохранил … такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту … Уверуй, что все это было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдавай все это за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком » В этом есть гуманизм Шукшина.
Сценарий спектакля по рассказу В.М. Шукшина «Одни»
Антип: Ты, Марфа, хоть и крупная баба, а бестолковенькая.
Марфа: Эт почему же?
Антип: А потому… Тебе что требуется? Чтобы я день и ночь только шил и шил? А у меня тоже душа есть. Ей тоже попрыгать, побаловаться охота, душе-то.
Марфа: Плевать мне на твою душу!
Антип: Эх-х…
Марфа: Чего «эх»? Чего «эх»?
Антип: Так… Вспомнил твоего папашу-кулака, царство ему небесное.
(Марфа, подбоченившись, строго смотрит сверху на Антипа. Антип стойко выдерживает ее взгляд)
Марфа: Ты папашу моего не трожь!.. Понял?
Антип: Ага, понял.
Марфа: То-то.
Антип: Шибко уж ты строгая, Марфынька. Нельзя так, милая: надсадишь сердечушко свое и помрешь.
Марфа: Вопчем, шей.
Антип: Шью, матушка, шью.
Антип: Чего пригорюнилась, Марфынька? Все думаешь, как деньжат побольше скопить?
(Марфа молчит, смотрит задумчиво в окно)
Антип: Помирать скоро будем, так что думай не думай. Думай не думай – сто рублей не деньги. Я вот всю жизнь думал и выдумал себе геморрой. Работал! А спроси: чего хорошего видел? Да ничего. Люди хоть сражались, восстания разные поднимали, в гражданской участвовали, в Отечественной… Хоть уж погибали, так героически. А тут – как сел с тринадцати годков, так и сижу. Вот какой терпеливый! Теперь: за что я, спрашивается, работал? Насчет денег никогда не жадничал, мне плевать на них. В большие люди тоже не вышел. И специальность моя скоро отойдет даже: не нужны будут шорники. Для чего же, спрашивается, мне жизнь была дадена?
Марфа: Для детей.
Антип: Для детей? С одной стороны, правильно, конечно, а с другой – нет, неправильно.
Марфа: С какой стороны неправильно?
Антип: С той, что не только для детей надо жить. Надо и самим для себя немножко.
Марфа: А чего бы ты для себя-то делал?
Антип: Как это «чего»? Нашел бы чего… Я, может, в музыканты бы двинул. Приезжал ведь тогда человек из города, говорил, что я самородок. А самородок – это кусок золота, это редкость, я так понимаю. Сейчас я кто? Обыкновенный шорник, а был бы, может…
13 декабря в Москве умер из-за проблем с сердцем советский и российский кинорежиссёр, сценарист и кинопродюсер Сергей Соловьёв. Автора «Ассы» и «Ста дней после детства» не стало в возрасте 77 лет. Он снимал кино с чувством, умел говорить со зрителем через камеру и искусно смешивал классику с советским авангардом. Соловьёв провёл детство в Северной Корее и воспитывался японской няней, а сценарии для фильмов любил писать «обнажённым». Почему режиссёр не смог снять фильм об Александре Пушкине с Ричардом Гиром и какие из собственных картин ему нравились больше всего — в материале NEWS.ru.
«Скинул Ким Чен Ира в фонтан и держал под водой»
Сергей Соловьёв был сценаристом, кинорежиссёром, продюсером и преподавателем ВГИКа. Его дебют в кино состоялся в 1969 году новеллами по рассказам Антона Чехова — «От нечего делать» и «Предложение». А первое полнометражное кино он представил уже в 1971 году, это была лента «Егор Булычёв и другие». Однако любовь режиссёра к кинематографу возникла задолго до того.
Отец Соловьёва был контрразведчиком, которого советская власть «приставила» к тогда ещё молодому руководству Северной Кореи. По признанию самого режиссёра, его «папа был одним из руководителей бригады, сажавшей на пост Ким Ир Сена». В это же время в пхеньянском детском саду воспитывался сын Ким Ир Сена — Ким Чен Ир. Последний был лишь на три года старше Соловьёва, поэтому в отсутствие занятых государственными делами родителей дети нередко проводили время вместе.
Папа некоторое время присутствовал на трибуне вместе с Ким Ир Сеном, когда тот принимал парады. А нас с его сыном, который старше меня на три года, в это время пускали погулять. Сын хорошо говорил по-русски, что и неудивительно, учитывая, что он родился в Сибири. Мы даже дрались. Ясно, что он был сильнее, но я был ловчее. И, насколько помню, однажды мне удалось скинуть его в фонтан и подержать под водой, — рассказывал «Новым Известиям» Соловьёв.
Кроме дружбы с Ким Чен Иром, детство запомнилось Соловьёву японской няней Аритой. Спустя десятки лет, оказавшись на съёмках в Японии, режиссёр с удивлением для себя обнаружил, что помнит некоторые японские выражения.
После жизни в КНДР семья Соловьёвых перебралась в Ленинград, где 14-летнего школьника заметил режиссёр Игорь Владимиров. Так Соловьёв оказался на сцене БДТ, однако позже навсегда полюбил кинематограф, посмотрев «Летят журавли» Михаила Калатазова. Сергей Соловьёв окончил ВГИК, где впоследствии сам и преподавал. Он учился вместе с Георгием Данелией, Андреем Тарковским и Василием Шукшиным, которые оказали колоссальное влияние на советское кино.
Ричард Гир и темнокожий Александр Пушкин
В числе друзей Соловьёва были не только видные фигуры отечественного кинематографа, но и зарубежные звёзды. Один из них — актёр Ричард Гир, который приехал в Ленинград после грандиозного успеха «Красотки» и перестроечного хаоса. Вдохновившийся историей жизни Александра Пушкина в его доме-музее, Гир захотел снять кино о поэте. С этой идеей актёр пришёл к своему другу Сергею Соловьёву, тогда уже получившему известность благодаря «Ассе».
Актёр Ричард Гир (на снимке слева) и Сергей Соловьёв (справа)Булдаков Олег/ИТАР-ТАСС
Гир пообещал позаботиться о том, чтобы Соловьёв смог заручиться поддержкой голливудских продюсеров. Актёр представил им фильм режиссёра «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», однако лента была встречена на Западе довольно холодно. Критики увидели в картине Соловьёва «избитые клише» кинематографа перестроечного времени. И пока одни прочили на роль Пушкина темнокожего актёра — предположительно, Майкла Джексона, — другие поспешно отказывались от проекта. Когда идею зарубили, Соловьёв предпринял ещё одну попытку сотрудничества с Гиром и написал сценарий специально для актёра, однако и этот фильм остался лежать на полке.
«Обнажался перед листочком бумаги»
Сценарии для фильмов Соловьёв писал «обнажённым», в чём сам признавался журналистам. «Надо раздеться», — говорил автор, объясняя, что лучше убрать всё лишнее.
Если на мне была, допустим, кепка, я не мог писать. Это лишнее, всё остальное тоже лишнее. Странная история. Когда мне нужно было очень сконцентрироваться <…>, я понимал, что мне ничего лишнее не нужно. И как-то так обнажался перед листочком бумаги, — объяснил Соловьёв в беседе с RTVI.
Про свою ленту «Асса», ставшую его визитной карточкой, режиссёр говорил: «Она не моя». Позже он вспоминал, что перед съёмками вдохновился успехом оскароносной картины Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». По словам Соловьёва, после просмотра этого фильма зрители кричали, что «хотят ещё сеанс, ещё сеанс».
И я подумал, неужели я такой тупой, тупее, чем Володя, что не могу такого добиться? Что ко мне на премьеру доставляют иногда солдат на грузовиках, чтобы не было дырок в зале. Чтобы я не расстраивался как режиссёр, когда представляю картину. Ну не может быть, чтобы я был тупее! И я вспомнил, что нужно, во-первых, раздеться голым. А во-вторых, нужно посоображать, какой же модуль успеха. Я долго колебался в поисках этого модуля, а потом вспомнил: индийское кино! — рассказывал Соловьёв.
Фильм «Асса», ставший поистине народным, действительно строится по примеру успешных индийских лент. В картине есть закрученный сюжет с юной красавицей и гангстером-номенклатурщиком, песни, танцы, а вперемешку с этим — удивительный советский дух авангарда. И если лента «Сто дней после детства», взявшая «Серебряного медведя» на Берлинском фестивале, принесла автору любовь критиков, то его настоящим прорывом стала именно «Асса».
При этом сам автор среди собственных картин выделял не столько «Ассу», сколько последовавшие за ней ленты, в том числе «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», которую отказались признавать в Голливуде.
Соловьёв обладал наградами кинофестивалей в Берлине («Серебряный медведь» за фильм «Сто лет после детства»), Венеции (Специальный приз жюри за «Ассу»), «Кинотавр» в Сочи («Золотая роза» за «Нежный возраст»). Свою последнюю награду на «Кинотавре» режиссёр получил в 2019 году «За свободу духа и твёрдость убеждений». И эта формулировка подчёркивает не столько даже профессиональные, сколько личные качества Соловьёва. До своих последних дней он «дружил, с кем хотел, и снимал то, что хотел», избегая пафоса и ненужного надувания щёк.